Роль картин природы в рассказе бежин луг 6 класс конспект урока

Роль картин природы в рассказе и.с.тургенева бежин луг. урок 4 уроки по творчеству и.с. тургенева по программе для 6 класса

Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». (Урок 4)

Уроки по творчеству И.С. Тургенева по программе для 6 класса (учебник под редакцией В.Я. Коровиной)

Цели: углубить работу над литературными образами, показать примеры пейзажных зарисовок и цель их создания, развивать эстетическое восприятие иллюстративного материала, развивать критическое мышление, углубить знания по теории литературе.

Тип урока: комбинированный.

Виды деятельности учащихся: устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования), участие в коллективном диалоге, живописных полотен, анализ различных форм выражения авторской позиции.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию, формирование навыков взаимодействия в группе.

Метапредметные:

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути её достижения, уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные: научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи.

Технологии: ИКТ-технология, проблемное обучение, здоровьесберегающая, дифференцированное обучение.

Оборудование: презентация с иллюстрациями к рассказу, презентация с аудиорядом.

Подготовка к уроку: учитель готовит презентацию, раздаточный материал – таблицы.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание: подготовьте развернутый письменный ответ на вопрос: «Что именно можно узнать о России из этого произведения? Ответы учащихся. (7 минут)

  1. Целеполагание. (1 минута)

Сегодня мы расширим ваше представление об изображении природы в произведениях писателя и оценим мастерство Тургенева как художника. Записываем тему урока.

  1. Погружение в мир природы. Включаем презентацию с музыкой. Учащиеся погружаются в мир природы. Можно на весь урок оставить спокойную музыку со звуками природы. (5 минут)

  2. Работа с текстом в группах. Разбираем начальное описание природы (первый абзац рассказа). Делим текст на три части, с каждой частью ребята работают в прах. 1 ряд – утро, 2 ряд – полдень, 3 ряд – вечер. Задача: установить особенности изображения природы Тургеневым, для этого нужно заполнить таблицу (таблицы раздаются учителем) (25 минут)

1 часть.

Эпитеты (ясно, лучезарное, не огнистое)

Метафоры (заря пылает пожаром, разливается румянцем, солнце всплывает, край облачка засверкает змейками)

Сравнение (солнце на момент действия и солнце перед бурей)

Румянец, лиловый, лучезарный (светлый), серебро

Много глаголов движения и состояния (разливается, всплывает, просияет, погрузится, засверкает)

Запечатлены изменения на небе, а не только одно мгновение

Писатель описывает природу, словно рисует картину. Используются длинные предложения с развернутыми метафорами и обилием цветообозначений.

С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…

2 часть.

Метафора (хлынули лучи, насквозь проникнуты светом, сеется дождь и др.)

Эпитеты (могучее светило, играющие лучи, нежные края и т.п.)

Сравнения (подобно островам…, словно взлетая, как небо…)

Лазурный, золотисто-серый, бледно-лиловый, синева, голубоватый

Много глаголов движения, даже в описании статики: теснятся, появляется, не трогаться с места, протянутся.

Писатель описывает природу, словно рисует картину.

Используются длинные предложения с развернутыми метафорами и обилием цветообозначений.

Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.

3 часть.

Вечер, облака, солнце, небо

Сравнения (как бережно несомая свечка, как дым и др.)

Эпитеты (

Метафоры (на всем лежит печать какой-то трогательной кротости, жар бывает иногда весьма силен, краски все смягчены и др.)

Черноватые, розовый, алый

Глаголы движения: исчезают, ложатся, взошло, разгоняет, раздвигает, гуляют)

Запечатлены краски и запахи.

Используются длинные предложения с развернутыми метафорами и обилием цветообозначений.

К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. 

Выслушиваем результаты исследования, находим общие черты, выявляет особенности изображения. Записываем вывод:

Русская природа под пером Тургенева сверкает всевозможными цветами и красками, она предстает перед читателями во всем ее великолепии, непрерывном движении и обновлении. Это динамика создается частым употреблением глаголов. Картины природы Тургенев дает в яркой наглядности, для этого писатель использует слова со зрительным смысловым значением: небо, облака, заря, серебро, змейки, туман и др. Также Тургенев использует слова со значениями света, запаха, звука. Длинные предложения придают ритмичность и мелодичность прозе. Обилие средств выразительности подчеркивает восторг писателя от увиденной картины природы.

Образы русской природы создают нужное настроение. Через изображение природы выражается любовь к родине, к ее народу. Мастерство Тургенева-пейзажиста было новаторством в прозе.

Если остается время, можно так же разобрать ночной пейзаж.

  1. Завершение работы над рассказом.

Выступление докладчика с сообщением о реакции читателей на «Записки охотника» (учащийся готовится дома по учебнику, в нем есть статьи до и после рассказа с нужной информацией). (4 минуты)

В письмах Тургеневу современники сообщали, что «Бежин луг» усиленно обсуждается и «произвел в Москве огромный эффект на публику».

При жизни Тургенева книга перепечатывалась свыше 120 раз. Никакое другое произведение в эту эпоху не получило столь массового распространения.

Французская писательница Жорж Санд писала: «Это – новый мир, в который вы позволили нам проникнуть; ни один исторический памятник не может раскрыть нам Россию лучше, чем эти образы, столь хорошо вами изученные, и этот быт, так хорошо увиденный вами».

Николай I в 1852 году заметил, что значительная часть книги имеет решительное направление «к унижению помещика. Однако популярность «Записок охотника» настолько возросла, что в 1864 году Тургенев был приглашен на официальный обед в честь третьей годовщины освобождения крестьян от крепостного права. В речи сановника было сказано: «Государь (Александр II) лично объявил, что чтению «Записок охотника» Тургенева он обязан в сильной степени своей решимости отменить крепостное право».

  1. Подведение итогов. Выставление оценок. Запись учащимися итога (3 минуты):

«Бежин луг» открыл русским читателям середины 19 века поэзию детства и природы средней полосы России, а зарубежным читателям весь цикл «Записки охотника» открыл быт крестьянской России и духовный мир простых россиян.

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

И.С.Тургенев. «МУМУ»

И.С.Тургенев «Бежин луг»

«…неудивительно, что маленькая пьеса «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил». В.Г.Белинский

Василий Григорьевич Перов. «Охотники на привале»

Работа с текстом

Калиныч пел довольно приятно и поигрывал на балалайке. Хорь слушал, слушал его, загибал голову набок и начинал подтягивать жалобным голоском.

Обро́к — одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате помещику продуктами или деньгами.

Барщина — даровой принудительный труд крепостного крестьянина, работающего собственным инвентарем в барском (помещичьем) хозяйстве.

… высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. (Его) занимали вопросы административные и государственные …заливался смехом, причем его маленькие глазки исчезали совершенно. …старик — лысый, низкого роста, плечистый и плотный …расплодил большое семейство, покорное и единодушное КТО ЭТО? ХОРЬ

КТО ЭТО? КАЛИНЫЧ Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами (Его) более трогали описания природы, гор, водопадов, необыкновенных зданий, больших городов …не любил рассуждать и всему верил слепо… …пел довольно приятно и поигрывал на балалайке. …была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало вовсе.

Кто из героев рассказа мне понравился? Почему?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся….

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе «Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда»(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта «Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей». Уроки направлены на обо…

Конспект урока. Разработка урока внеклассного чтения. Урок — путешествие «По шолоховским местам».

Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во…

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова…

7 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 26.

Тема.


«Хорь и Калиныч». Природный ум, трудолюбие, смекалка героев. Сложные социальные отношения в деревне в изображении И.С.Тургенева.

Цель

:

    выявить различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека – общественной и естественно-природной;

    развивать навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями, лексической работы;

    формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слова «раболепство».

Оборудование:

учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Анализ содержания рассказа «Хорь и Калиныч».

2.1.Беседа по первичному восприятию.

Понравился ли вам рассказ? Почему он так назван?

Какой персонаж вам наиболее симпатичен? Почему?

2.2. Слово учителя.

В «Записках охотника» изображается Россия провинциальная. Сама тема вроде бы исключает критические выходы к России государственной, не представляя никакой опасности для «высших сфер». Возможно, это обстоятельство отчасти и усыпило цензуру. Но Тургенев широко раздвигает занавес провинциальной сцены, показывая, что творится там, за кулисами. Читатель ощущает мертвящее давление тех сфер жизни, которые нависли над русской провинцией, которые диктуют ей свои законы.

2.3. Выразительное чтение учащимся эпизода от начала до слов «…хлопотунья куропатка своим порывистым взлетом веселит и пугает стрелка и собаку».

2.4. Сообщение «историка» о Волховском и Жиздринском уездах (по материалам рассказа).

Волховский уезд в Орловской губернии (нечерноземье), Жиздренский – в Калужской (нечерноземье).

2.5. Слово учителя.

И.С. Тургенев дает точную характеристику образа жизни и духовного облика крестьян различных губерний России. К началу XIX в. существовали две формы крепостной зависимости: барщина и оброк.

Барщина

— даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего личным инвентарём в хозяйстве земельного собственника. Барщина могла включать полевые работы, извозную повинность, строительные и ремесленные работы, рубку леса.

Обро́к

— одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.

Разница в социально-экономических условиях по-своему сказывалась и в характерах крестьян черноземных, где существовала барщина, и нечерноземных губерний, где был распространен оброк.

«И на запаханной земле высек его же бабу». Границы помещичьих владений, не установленные строгими законодательными актами, были постоянным поводом для дворянских междоусобиц, от которых страдали в первую очередь лишавшиеся земли крепостные крестьяне. Богатые помещики, используя свое положение, беззастенчиво урезывали землю у мелких соседей.

Веками складывался противоестественный порядок вещей, вошел в плоть и кровь национального характера, наложил свою суровую печать даже на природу России. Через всю книгу Тургенев провел устойчивый, повторяющийся мотив изуродованного пейзажа. Впервые он возникает в «Хоре и Калиныче», где бегло сообщается об орловской деревне.

Какая деталь в эпизоде свидетельствует об этом?

Каким изображен помещик Полутыкин в рассказе? Какой смысл приобретает оценка автора — «отличный человек»?

2.6. Выразительное чтение учащимся от слов «В качестве охотника посещая Жиздринский уезд…» до слов «…г-н Полутыкин был, как уже сказано, отличный человек» и от слов «А это моя контора…» до слов «…я продал купцу Аллилуеву четыре десятины лесу за выгодную цену».

2.7. Сообщение «литературоведа».

«Хвалил сочинения Акима Нахимова и повесть Пинну» — лаконичная характеристика убогих духовных запросов Полутыкина. А.Н. Нахимов (1783-1815) — поэт-сатирик. «Пинна» — повесть АА. Маркова (1810- 1876). В.Г. Белинский писал, что со смертью героя этой повести «на свете стало одним глупцом меньше — единственная отрадная мысль, которую читатель может вынести из этой галиматьи».

Неспроста о Полутыкине говорится мимоходом: так незначителен, так пуст этот человек по сравнению с полнокровными характерами крестьян. «Отличный человек» звучит иронично.

2.8. Сообщение «историка».

В финале рассказа звучит фраза: «Стреляй себе тетеревов да старосту меняй почаще». Устами крепостного мужика Тургенев дает отрицательную оценку культурно-хозяйственным возможностям русского дворянина. Крестьянин относится к помещику с пренебрежением, считая его человеком пустым, совершенно не приспособленным к полезной, практической деятельности.

Тургенев показывает в книге социальный конфликт, драматически сталкивает друг с другом два национальных образа мира, две России — официальную, крепостническую, мертвящую жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянскую, живую и поэтическую, — с другой. И все герои тяготеют к одному из двух полюсов — «мертвому» или «живому».

2.9. Выразительное чтение от слов «Мы отправились к нему…» до слов «Смотри же, Вася… барина везешь», от слов «А вот отчего: он у меня мужик умный» до слов «Да, как бы не так!..».

Каким изображен Хорь в рассказе?

Хорь олицетворяет собой здоровое практическое начало: будучи оброчным крестьянином, Хорь живет независимо от своего помещика, Полутыкина, хозяйство его налажено, много детей. Автор особенно отмечает деятельный ум своего героя как неотъемлемую часть его натуры.

2.10. Выразительное чтение по ролям от слов «Склад его лица напоминал Сократа…» до слов «Крепок ты человек, да и себе на уме».

Какой смысл вкладывает рассказчик в сравнение Хоря с Сократом?

Сравнение — высокая характеристика умственных способностей крепостного крестьянина.

2.11. Сообщение учащегося о Сократе.

Сократ (Sokrates) (470/469 до н. э., Афины, — 399, там же), древнегреческий философ. Сын ваятеля; проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодёжи. Был казнён (принял яд цикуты), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе. Сократ не оставил после себя каких-либо сочинений; важнейшими источниками сведений о его жизни и учении являются сочинения его учеников — Ксенофонта и Платона, в большинстве диалогов которого Сократ выступает как главное действующее лицо.

Сократ был одним из родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед, т. е. постановки определённых вопросов и методического нахождения ответов на них.

Почему Хорь не хочет освободиться от крепостной неволи?

В поведении Хоря нет зависимости, и он не выкупается из крепостных по каким-то практическим соображениям.

2.12. Сообщение «историка».

«Попал Хорь в вольные люди… кто без бороды живет, тот Хорю набольший».

Речь идет о драматическом положении крестьянина, решившегося путем выкупа освободиться от крепостной зависимости. «Вольный» мул попадал в зависимость от «безбородой» чиновничьей братии, разорявшей его вымогательствами и поборами. Чиновники по указу Николая I не имели права носить бороду, за что и получили в народе прозвание безбородых.

2.13. Выразительное чтение от слов «Хорь молчал, хмурил густые брови…» до слов «Его познания были обширны, но читать он не умел».

Какой смысл в контексте рассказа приобретает фраза: «Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях. Что хорошо — то ему и нравится, что разумно — того ему и подавай, а откуда оно идет — ему все равно»?

Это сопоставление, как и сравнение внешности Хоря с наружностью Сократа, придает особую значимость образу Хоря.

Так за сюжетом, взаимоотношениями героев возникают вопросы, чрезвычайно волнующие автора, — о человеке и обществе, о народном характере и истории, человеке и государстве, и проявляются они и в особенностях изображения персонажей, и в подробных описаниях обстановки, места действия, биографии действующих лиц.

Какое начало преобладает в образе Хоря — рациональное или идеальное? Найдите в тексте ответ на вопрос.

«Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист». В основе характера героя находится рациональное начало.

Важнейшее средство характеристики героя — параллель с другим персонажем, Калинычем. Они четко противопоставлены как рационалист и идеалист. Однако в отношениях с Калинычем герой проявляет себя с иной стороны.

2.14. Обращение к иллюстрации в учебнике «Хорь и Калиныч». Художник П.П. Соколов.

Какой эпизод рассказа изображен на иллюстрации П.П. Соколова? Какие черты характера Хоря проявляются в отношениях с Калинычем?

2.15. Выразительное чтение эпизода от слов «Калиныч пел довольно приятно…» до слов «жаловаться на свою судьбу».

Дружба с Калинычем выявляет в образе Хоря такие черты, как понимание музыки, природы.

Каков Калиныч в рассказе И.С. Тургенева? Как отзывается о нем помещик Полутыкин?

2.16. Выразительное чтение от слов «На другой день мы тотчас после чаю…» до слов «…кротким и ясным, как вечернее небо».

Бытовая жизнь не обладающего деловой хваткой героя устроена плохо: у него нет семьи, все время ему приходится проводить со своим помещиком Полутыкиным, ходить с ним на охоту и т.д. Вместе с тем в поведении Калиныча нет раболепства, он любит и уважает Полутыкина, полностью доверяет ему и наблюдает за ним как за ребенком.

2.17. Лексическая работа:
раболепство.

РАБОЛЕ́ПСТВО (книжн. презр.). Льстивое угодничество, низкопоклонство, приниженное послушание по отношению к кому-чему-нибудь.

В противоположность Хорю Калиныч символизирует поэтическую сторону русского национального характера. В чем она проявляется?

2.18. Выразительное чтение от слов «…они непринужденно разговаривали со мной…» до слов «…и от него я многому научился».

Поэтическая сторона характера проявляется в мечтательности, восторженности, пренебрежении материальными благами, доброте, любви к людям, желании служить им, доверии к миру, нравственной чистоте, в трогательной дружбе с Хорем.

III. Подведение итогов урока.

В «Записках охотника» в образе Хоря нашел отражение определенный тип русского национального характера, свидетельствующий о жизнеспособности рационального, твердого, делового начала.

Образ Калиныча открывает в «Записках охотника» целый ряд «вольных людей» из народа: они не могут постоянно жить на одном и том же месте, занимаясь одним и тем же делом. Такой тип с его поэтичностью, душевной мягкостью, чутким отношением к природе не менее важен для Тургенева, чем разумный и практичный герой: они оба представляют различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека. Это единство гармоничное, это счастливое соединение в русском характере общественного и естественно-природного.

Каким предстает рассказчик в «Хоре и Калиныче»?

Рассказчик вызывает симпатию у героев, поскольку с уважением относится к людям. Он доискивается сути виденного и слышанного, приходит к обобщениям и выводам, словом, «исследует» интересующую его жизнь.

IV. Домашнее задание.

2.Индивидуальные задания:

Составить рассказ о Николае Ивановиче, Моргаче, Обалдуе, Диком Барине;

Подготовить комментарии «историка» к фразе «прозванной в околотке Стрыганихой…»;

Подготовить сообщение о песнях «Не одна во поле дороженька пролегала…», «Распашу я молода-молоденька…».

Слайд 1

Рассказ «Хорь и Калиныч»
из цикла «Записки охотника»
Иван Сергеевич Тургенев

Слайд 2

2

История создания рассказа.
Дата создания-1846-1847 гг.
Опубликован в журнале «Современник» в 1847 г.
Это первый опубликованный рассказ из цикла «Записки охотника».

Слайд 3

3

Мы полностью разделяем мнение И.С. Тургенева, который поднимает в рассказе «Хорь и Калиныч» проблему крепостничества на Руси.
Личностная оценка.

Слайд 4

4

Рассказчик приезжает в Жиздринский уезд, чтобы поохотиться.
Там он встречается с помещиком Полутыкиным и крепостными Хорем и Калинычем.
На следующий день автор, возвращаясь, с охоты, заходит к Хорю.
Внезапно к Хорю в гости приходит Калиныч.
Краткое содержание рассказа

Слайд 5

5

Главная проблема рассказа – крепостничество.
И.С.Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян.
Эта проблема поднимается не только в «Хоре и Калиныче», но и во всех остальных рассказах.

Формулировка проблемы Позиция автора.

Слайд 6

6

Хорь — один из наиболее интересных крестьянских типов русской литературы. Он олицетворяет собой здоровое практическое начало: будучи оброчным крестьянином, живет независимо от своего помещика.
Калиныч — символизирует поэтическую сторону русского национального характера. Бытовая жизнь не обладающего деловой хваткой героя устроена плохо: у него нет семьи, все время ему приходится проводить со своим помещиком…

Действующие лица

Слайд 7

7

Все рассказы в цикле «Записки охотника» взаимосвязаны, и ни один не может существовать без другого. И именно поэтому мы считаем, что рассказ «Хорь и Калиныч» занимает место, специально отведённое для него И.С. Тургеневым.
Рассказ «Хорь и Калиныч» имел оглушительный успех. Именно с этого рассказа началась блестящая писательская карьера Тургенева, позволившая ему занять достойное место в рядах русских «классиков».
Итог.

Слайд 8

8

ученики 10 А класса МОУ СОШ № 6 г. Амурска Гречишкин Сергей и Ребров Валерий
Учитель Плохотнюк Инга Владимировна
2010 год

Работу выполнили

Cлайд 1

Иван Сергеевич Тургенев «Записки охотника» Выполнила: ученица 10 класса Шишенина Светлана

Cлайд 2

img1Краткая биография Тургенев Иван Сергеевич. (28.X.1818- 22.VIII.1883) Прозаик, поэт, драматург, критик, публицист, мемуарист, переводчик. Родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. Детство Тургенева прошло в родительском имении Спасском-Лутовинове, близ г. Мценска Орловской губернии; первым его учителем был крепостной секретарь его матери Федор Лобанов. К 14 годам Тургенев свободно говорил на трех иностранных языках и успел познакомиться с лучшими произведениями европейской и русской литературы.

Cлайд 3

img2Первые произведения В студенческие годы Тургенев начал писать. Его первыми поэтическими опытами были переводы, небольшие поэмы, лирические стихотворения и драма «Стено» (1834), написанные в модном тогда романтическом духе. В 1843 г. Тургенев был зачислен в канцелярию министра, но вскоре разуверился в своих надеждах, потерял всякий интерес к службе и через два года вышел в отставку. В том же году публикуется поэма Тургенева «Параша», а чуть позже – сочувственный отзыв о ней Белинского. Эти события решили судьбу Тургенева: отныне литература становится для него главным делом жизни. Вслед за «Парашей» появляются стихотворные поэмы «Разговор» (1844), «Андрей» (1845), «Помещик» (1845), но вслед за ними, почти с такой же регулярностью, пишутся прозаические повести и рассказы – «Андрей Колосов» (1844), «Три портрета» (1847). Кроме того, Тургенев пишет еще и пьесы – драматический очерк «Неосторожность» (1843) и комедию безденежье» (1846). Начинающий писатель ищет свой путь. В нем виден ученик Пушкина, Лермонтова, Гоголя, но ученик, близкий к творческой зрелости.

Cлайд 4

img3Любовь Тургенева В 1843 году Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848): тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести «Петушков» (1848), «Дневник лишнего человека» (1850), комедии «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка» (обе 1851), психологическую драму «Месяц в деревне» (1855). В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Бадене, (по окончании франко-прусской войны). Полина Виардо

Cлайд 5

img4«Записки охотника» При переходе Тургенева от поэтических опытов к «Запискам охотника» исключительную роль сыграла его дружба с Белинским. Она длилась около пяти лет, и только смерть великого критика в 1848 году оборвала ее. Все усилия Белинского в последний период его жизни были направлены на то, что бы объединить писателей, продолжавших гоголевские традиции обличения самодержавного строя. Рассказы Тургенева явились как бы ответом на призыв Белинского проникнуться сочувствием к угнетенному народу, показать безнравственность рабства, мешавшего прорасти «плодовитому зерну русской жизни». Увлечение Тургенева охотой очень способствовало его литературной деятельности. В Спасском они прожил до глубокой осени, занимаясь исключительно охотой, не вспоминая о литературе. Занятие охотой сблизило писателя с народом, открыло перед ним картины деревенской жизни. Заглядывая в глухие деревеньки Тургенев пристально всматривался в крестьянский и помещичий быт, жадно впитывал народную речь. После чего Тургенев вновь возвращается в Петербург.

Cлайд 6

img5Охота помогала ему глубоко проникать в сокровенные тайны природы. Наблюдения, вынесенные писателем за время пребывания в деревне, были так изобильны, что материала ему хватило на несколько лет работы, в результате которой сложилась книга, открывшая новую эпоху в русской литературе. Рассказ, написанный им для первого номера «Современник», назывался «Хорь и Калиныч». В литературных кругах и у читателей «Хорь и Калиныч» вызвал единодушное одобрение и сразу же высоко поднял автора в общем мнении. Стало ясно, что Тургенев вступил на свою настоящую дорогу.

Cлайд 7

img6О том, как ценил Белинский «Записки охотника», красноречиво говорит его предсмертный обзор русской литературы за 1847 год, где он писал: «Не все его рассказы одинакового достоинства: одни лучше, другие слабее, но между ними нет ни одного, который бы чем-нибудь не был интересен, занимателен и поучителен. «Хорь и Калиныч» до сих пор остается лучшим из всех рассказов охотника, за ним «Бурмистр», а после «Однодворец Овсянников» и «Контора». Нельзя не пожелать, чтобы Тургенев написал еще хоть целые тома таких рассказов». Такого богатства и разнообразия «типажа» русская литература до книги Тургенева еще не знала. В поле зрения прежних писателей лишь изредка попадали женщины-крестьянки и деревенские дети. Рассказами «Свидание», «Ермолай и мельничиха», «Бежин луг» и «Живые мощи» Тургенев восполнил и этот пробел.


Тема: И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Бежин луг». 6 класс (второй урок из цикла уроков по изучению творчества И.С.Тургенева в 6 класс).

Методическая форма урока: эвристическая беседа (с элементами лекционного слова учителя).

Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.

Тип урока: применение предметных умений (изучение нового материала).

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Технологии: элементы дифференцированного, личностно-ориентированного обучения, модульной технологии.

Базовый УМК: Полухина В.П. Литература. 6 класс. В 2 ч.: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений /авт.-сост. В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин – М.: «Просвещение», 2014.

Оснащение урока: учебник, мультимедийное оборудование, Портрет И.С. Тургенева, иллюстрация «Дети у костра», портреты героев, изображения мифических существ.

Цель:

1) познавательная: найти взаимосвязь природы и человека в рассказе (личностный результат);

2) развивающая: составить план рассказа «Бежин луг» для наглядного осмысления взаимосвязи природы и человека (предметный результат);

3) воспитательная: формировать представление о том, что истории мальчиков отражают народное мировосприятие через природные образы (личностный результат).

Формируемые УУД:

  • Регулятивные (сформировать представление о воззрениях русского народа, о том, какую функцию выполняют в русской культуре образы домового, лешего, русалки, водяного, как они даны в этом рассказе через призму природных образов на этапе анализа текста).

  • Коммуникативные (высказать свои мысли в форме устного или письменного монолога на этапе рефлексии; участие в беседе на уроке; развитие умения выделять главное в тексте).

  • Познавательные (умение обобщать материал урока – на этапе рефлексии).

1. Стадия вызова. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое. Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно — я тебе помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, будем больше узнавать друг о друге, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?

Ответы детей: Необходима тема для общения.

2. Мотивация учебной деятельности.

Скажите, часто ли какие-либо предметы, окружающие вас, представлялись вам в виде сказочных существ?

Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные  интересные истории. Они чем-то похожи на вас, но они – другие.

— Подумайте, на что необходимо обращать внимание, чтобы узнать человека лучше?

Ответы детей:

3. Беседа. (Выявление читательского восприятия учеников.)

 — С каким произведением в вашей памяти  связано имя  И. С. Тургенева? Ответы детей: рассказ «Муму».

— Сегодня мы будем читать произведение, которое называется «Записки охотника». Скажите, что такое «записка»?

Ответы детей: Листок бумаги с записью, короткое письмо. Краткое изложение какого-либо дела, сообщения.

— Как вы думаете, почему это произведение так называется?

Ответы детей

— Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»?

Ответы детей

— Сегодня мы с вами познакомимся с одним из рассказов этой книги «Бежин луг». “Бежин луг” – самый поэтический и волшебный рассказ “Записок охотника”. Одновременно с этим он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла.

— Как вы думаете, почему «Записки охотника» называют циклом?

Ответы детей

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 5c3e0613778868e

— В рассказе «Бежин луг» из цикла «Записки охотника» Тургенев описывает детей такого же возраста, как и вы.

— Но сначала скажите мне, что такое «луг»?

Ответы детей: Участок, покрытый травянистой растительностью.

— Дома вы начали читать этот рассказ. Чем он вам запомнился?

— Понравилось ли вам это произведение? Чем?

— О чём это произведение?

Ответы детей: Это произведение о деревенских ребятишках, крестьянских детях, об их внутреннем мире и душе.

— С чего начинается рассказ?

Ответы детей: с описания природы.

— А как называется такое описание в искусстве (и живописи в том числе)?

Ответы детей: Пейзаж.

— Запишем определение в тетради: Пейзаж – картина природы  в  художественном произведении.  Описание природы помогает лучше  понять героев и их поступки, представить место действия.

4. Практическая работа. Роль пейзажа. Чтобы понять стиль Тургенева, я вас попрошу сделать интересную работу (в парах). Тургенева считают лучшим мастером пейзажа. Попробуем это почувствовать и понять.

— Перед вами отрывок из рассказа. Попробуйте вставить пропущенные слова и определит их роль в тексте.

Был прекрасный (эпитет) июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром (метафора): она разливается кротким (эпитет) румянцем. Солнце — не огнистое (эпитет), не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное (эпитет) — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками (метафора); блеск их подобен блеску кованого серебра (метафора)… Но вот опять хлынули играющие (эпитет) лучи, — и весело и величаво (эпитет), словно взлетая, поднимается могучее светило (метафора).

— Молодцы! В отрывке мы увидели различные художественные средства, при помощи которых автор постарался нам передать состояние природы. Здесь мы видим описание неба, нарастание картины восхода солнца. Это эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

— Дочитаем отрывок до конца. Определим, какова же роль пейзажа в рассказе.

— Писатель в создании июльского пейзажа обращается к описанию реального неба, утренней зари, солнца, облаков, дождя, звёзд, ветра, к использованию пейзажных красок, эффекта освещения, как бы «заливающего» ясным, тёплым светом всю картину летнего погожего дня. Этот эмоциональный световой эффект и является у Тургенева носителем настроения картины, пространство которой замкнуто на изображении высокого неба. Также описание утра мы видим и в конце рассказа. (чтение отрывка)

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 49cb1e530c38ed3c

— Сравним эти описания: В первом описании утра охотник видит только необъятное небо, во втором – всматривается во всё, что его окружает, как живо и весело всё вокруг: луг, зазеленевший холм, лес, пыльная дорога, кусты, река и шум пробуждающейся жизни. Всё зашевелилось, проснулось, запело, заговорило.

В литературе такое построение называется кольцевой композицией. Цель её – показать, как изменилось отношение автора к природе, показать её внутренний богатый мир, красоту. Описание пейзажа помогает нам лучше понять настроение, автор наслаждается природой.

5. Проблемный вопрос:

— Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек?

—   Почему повествователь заблудился? Кто его «водит»? Какая сила?

О каких чувствах пишет автор рассказа? Почему герой не поддается панике, и кто ему в этом помогает?

Ответы детей: Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось»,  пошёл «по звездам – наудалую».   Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать – и вышел к людям, с ним его верный друг – собака Дианка «умнейшая из всех четвероногих тварей».

— Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте (чтение описания).

— Мы видели запечатлённую красоту окружающего мира, и это помогает нам настроиться на те события, которые произойдут в рассказе, хотя произойдут они ночью.

— Закройте глаза, послушайте звуки ночи. (Диск со звуками). Представьте летнюю ночь, луг, костёр, вокруг которого сидят люди.

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 6cc806417fbae950

— Кто  же эти люди, которых встретил охотник? (Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун).

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 7ac612e8f92832cf

— Как вы думаете, почему Тургенев вдруг выбрал для рассказа крестьянских ребятишек? (Хотел раскрыть мир крестьянского детства).

—  Как относится к своим героям автор? (Он добродушно, доброжелательно усмехается над ними, но в то же время проявляет много уважения к своим героям, а местами открыто любуется ими).

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html d6a64adc77896307

6. Работа над образами героев.

— Вспомните их имена. (Илюша, Костя, Федя, Павлуша, Ваня)

— Что мы о них знаем?

Федя: самый старший, с красивыми чертами лица, белокурыми волосами. Принадлежит к богатой семье.

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 9d5041c6dffbbf8b

Павлуша: всклокоченные чёрные волосы, серые глаза, бледное лицо, большой рот.

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 8ad171b1b42abcb6phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 8ad171b1b42abcb6phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 8ad171b1b42abcb6phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 8ad171b1b42abcb6

Илюша: горбоносый, сжатые губы, жёлтые, почти белые волосы.

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 16ba82ab7ad070ce

Костя: худое лицо, всё в веснушках, большие чёрные глаза, маленький рост.

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 43f1b9efb9f6070f

Ваня: с русой кудрявой головой, самый младший, всего 7 лет.

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 23a3c2a72fd2c43e

Сидя у костра, ребята рассказывают разные страшные истории. Такие истории называются быличками. Быличка – рассказ о фантастическом событии, участником которого был автор (Запись на доске и в тетради).

— Кто из ребят рассказывал былички? (Былички рассказывали только трое из ребят: Илюша, Костя, Павлуша)

— Давайте вспомним, какие же былички рассказывали ребята?

Работа в группах:1 – Илюша; 2 – Костя; 3 – Павлуша.

Илюша: Рассказ о домовом, рассказ про оборотня, рассказ о покойном барине Иване Ивановиче, рассказ о гадании в родительскую субботу, рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о мужике и лешем, рассказ о водяном.

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 487b6b7c465b417b

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html bfdc59456022bf87phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html ced7cf25477f19e5

Костя: рассказ о русалке, рассказ о голосе из бучила, рассказ о мальчике Васе.

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 464e6324c7d93b0

Павлуша: рассказ о небесном предвидении, рассказ рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о голосе Васи из речки.

— Молодцы! Домовой и леший, водяной и русалка, оборотни и вставшие из гроба мертвецы, небесное предвиденье и гаданье о смерти, таинственные голоса погибших людей – всё вспоминается за время ночной беседы у костра.

— Ребята, а как звучат рассказы мальчиков? (Увлекательно, таинственно)

— А кто больше всех рассказал быличек? (Илюша)

— Давайте посмотрим на портрет Илюши и подумаем, как он мог бы рассказывать истории? (Поэтично, ярко. Верит во всё, что говорит. Для него мир полон загадок. Илюша сам боится своих рассказов)

— Сейчас мы с вами прочитаем рассказ Илюши о лешем (один из хорошо читающих учеников выразительно читает быличку).

— Ребята, посмотрите внимательно на портрет Илюши и скажите, в чём ошибся художник, изображая этого мальчика? (Художник изобразил Илюшу в сапогах, а в то время крестьянские дети не носили сапог, они ходили в лаптях, а летом – босиком)

— Теперь я попрошу выразительно прочитать рассказ Кости о русалке.

— А кто знает, почему русалка на ветвях сидит? (Русалка качается на ветвях как на качелях, она заманивает путников)

— В старину в конце весны праздновались зелёные святки (троицо-семицкие обряды). «Зелёные» — так как это был праздник растительной природы. Троицкую неделю называли русальной, так как в это время по народным поверьям, в воде и на деревьях появлялись русалки – обычно девушки, умершие до брака. Они воспринимались как опасные духи, которые преследуют людей и даже могут их погубить. Так и в Костиной истории русалка хотела погубить Гаврилу, но его спас крест. Но после этой встречи Гаврила всю дальнейшую жизнь был невесёлый.

— Ребята, у нас нет портрета Кости, давайте представим себе мальчика. (Бесстрашный, уверенный, умеет заинтересовать, 7 раз, как в сказке, повторяет слова «братцы мои» (выражает свои чувства).

— Последний рассказчик – Павлуша. Чем он отличается от других? (Смелый, рассудительный. Он старается объяснить всё странное в природе с позиции здравого смысла)

— Прочитаем его рассказ о Тришке. Давайте сравним рассказы мальчиков. (Павлуша рассказывает все истории как очевидец, остальные ребята слышали истории от других людей. Все истории вызывают у Паши улыбку, у его же товарищей – страх)

7. Вывод.

— С какой целью рассказывают мальчики былички? (Дети пытаются понять мир, объяснить народные поверья)

— Какими перед нами предстают крестьянские дети? (Это дети с искренней и чистой душой, богатым внутренним миром, добрым, тёплым и чистым сердцем)

— «Бежин луг» — один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника». Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев.

phpPi25by FuksO literatura 6klass Bezhin lug html 85425bf8009d715

8. Закрепление.

— Давайте с вами еще раз подумаем, как соотносятся человек и природа в рассказе Тургенева? (В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно   его водит какая-то нечистая сила)

— Что такое природа для писателя? (природа — высшая сила)

9. Итог урока. Рефлексия.

— Понравился ли вам  рассказ Тургенева? 

— Что нового вы узнали на уроке?

10. Домашнее задание:

1. Выбрать любую непрочитанную сегодня быличку, подготовить выразительный пересказ.

2. Написать отзыв о рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

Урок №31, класс 6-Б

Тема. И.С.Тургенев «Бежин луг».Портретная характеристика героев рассказа

Цели урока: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками;  

 выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков;

 развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы;

 воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.

Планируемые результаты:

 формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму;

 выделять и формулировать познавательную цель применять метод информационного поискаустанавливать рабочие отношения;

 научиться составлять характеристику героев.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.

Летний вечер.                                    a856d747f90eefc4d0adde2af4adc0d5.png

За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

 Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

 По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

 И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

 Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

 А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

 И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

3.Целеполагание.

— Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева  мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли  в ночное). 

— Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью)  Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)

— Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем? (Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)

4.Изучение нового материала.

Каждый из вас получил карточку, раскройте её.

— Что вы видите? (текст) Что  это за текст? (Описание, портрет)

 А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении).

 — Что можно узнать по портрету?

 — Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

  1. Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной  улыбкой. (Федя).
  2. У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл;  тело приземистое, неуклюжее.  (Павлуша).
  3. Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки (Илюша)
  4. Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.  (Костя).

Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.

Работа в парах.

Дома вы готовили описание внешности главных героев. Зачитайте  ваше описание друг другу.

— Согласны, что правильно определили героя?

—  Обсудите в парах, почему никто не занял место у портрета Вани.

— Почему же?

img14.jpg

5.Физминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

6.Закрепление материала.

— Почему крестьянские ребятишки оказались  ночью на Бежином  лугу?

«Это были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун» 

— Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы это знаете? (Федя. По одёжке)

— Сколько лет было детям?(Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

— Что готовили мальчики? (картошку)

Ответить письменно на вопросы:

1.О чём говорят мальчики у костра?  Они  говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.

2.Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голубе может быть, солнечное  затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут.

3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.

4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.

— Дети интересны охотнику?

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.

— Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили?  (С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С др. стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)

— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

img5.jpgimg6.jpg

img9.jpgslide_8.jpg

img8.jpg

— Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их  воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

7. Итог урока

     В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.  И хотя он и  показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении  Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

    Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

     Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

     Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только  на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь  окружена лишь враждебными человеку духами.

     Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

     Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской  непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.

Рефлексия

8.Домашнее задание.

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

«Записки охотника» – это книга о русском народе, крепостном крестьянстве. Однако рассказы и очерки Тургенева описывают и многие другие стороны русской жизни того времени. С первых очерков своего «охотничьего» цикла Тургенев прославился как художник, обладающий удивительным даром видеть и рисовать картины природы. Тургеневский пейзаж психологичен, он связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом. Свои мимолетные, случайные «охотничьи» встречи и наблюдения писатель сумел воплотить в типические образы, дающие обобщающую картину русской жизни крепостной эпохи. Вот такая незаурядная встреча описана в рассказе «Бежин луг». В этом произведении автор ведет речь от первого лица. Он активно использует художественные зарисовки, подчеркивающие состояние, характер героев, их внутреннее напряжение, переживания, чувства. Природа и человек как бы находятся в гармонии, и эта гармония присутствует на протяжении всего рассказа. Вначале автором описывается чудесный жаркий июльский день, когда герой пошел на охоту за тетеревами. Все прекрасно: и погода, и день чудный, и охота удалась на славу. Начало смеркаться, герой решил отправиться домой, однако понял, что заблудился. И природа будто начала вести себя по‑другому: стал чувствоваться запах сырости, появилась роса, повсюду разлилась темнота, ночь приближалась, словно грозовая туча, по лесу летали летучие мыши. Природа словно понимает человека, его переживания, быть может, сочувствует, но ничем не может помочь. После долгих блужданий охотник выходит на широкую равнину – Бежин луг, где в тишине у костра сидели деревенские ребята и пасли табун лошадей. Они рассказывали друг другу страшные истории. Охотник присоединился к ребятам. Под видом спящего он, не стесняя детей своим присутствием, слушает их страшные истории. Истории действительно страшны и жутки. Усиливают чувство тревоги и сопровождающие рассказы этих ребят разнообразные звуки: шорохи, всплески, крики. Рассказ о русалке сопровождается «протяжным, звенящим, почти стенящим звуком», это был непонятный ночной звук, возникающий в глубокой тишине, поднимающийся и стоящий в воздухе и медленно разносящийся и замирающий постепенно. Рассказ про утопленника прервали собаки, сорвавшиеся с места, с лаем бросившиеся от огня и исчезнувшие во мраке. Историю о родительской субботе дополнил неожиданно прилетевший белый голубок, покружившийся на одном месте и также неожиданно исчезнувший в ночной мгле. Этот голубь был принят мальчиками за «праведную душу», летевшую на небо. Ребята фантазируют, нагоняют страха, а природа им в этом содействует, дополняя и без того ужасные картины. Постепенно на героев напало сладкое забытье, перешедшее в дремоту, дремали даже собаки, и лошади лежали, «понурив головы». Прекрасно сочетается с этим моментом описание ночи: узкий и малый месяц, великолепная безлунная ночь; звезды, склонившиеся к темному краю, все совершенно затихло кругом; «все спало крепким, неподвижным, предрассветным сном». Вот охотник проснулся, на востоке начало белеть. Просветлело небо, подул ветерок, выпала роса, зарумянилась заря, все стало просыпаться, начали раздаются звуки, голоса… Наступил новый день, полный бодрости, надежд и веры. «Бежин луг» поражает своей простотой и задушевностью, богатством содержания. С. Тургенев не создает тщательно разработанные и выявленные человеческие характеры, а ограничивается эскизами, набросками, портретными зарисовками, зато в описании пейзажа И. С. Тургенев – проницательный и прозорливый художник, умеющий подмечать и описывать в совершенстве все движения, звуки и запахи природы. Несмотря на то что И. С. Тургенев реалист, в его произведениях присутствуют черты романтики, а поэтическая целостность обусловлена единством художественной манеры, присущий картинам Тургенева. Жорж Санд сказала о произведениях И. С. Тургенева: «Какая мастерская живопись!» И с этим невозможно не согласиться, потому что действительно видишь, слышишь, чувствуешь, переживешь вместе с героями, живешь их жизнью, наслаждаешься запахом летней июльской ночи.

Название: Человек и природа в рассказе Ивана Тургенева Бежин луг
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Добавлен 17:15:33 21 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 54
Комментариев: 6
Оценило: 0 человек
Средний балл: 0
Оценка: неизвестно   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Человек и природа в рассказе Ивана Тургенева Бежин луг
Сочинение Рассуждение Что Называют Обязанностью
Курсовая работа по теме Организация службы питания в средствах размещения
Реферат: Организация технология продажи товаров. Скачать бесплатно и без регистрации
Реферат: Экологическая культура нравственных отношений
Философия Денег Эссе
Реферат по теме Сущность правосознания
Реферат: Plato Essay Research Paper Plato was a
Курсовая работа по теме Экспериментальная основа специальной теории относительности
Реферат: Influences On Early American Literature Essay Research
Практическое задание по теме Применение алкенов и алкодиенов
Роль Слухов В Формировании Общественного Мнения Эссе
Реферат На Тему Социальная Поддержка Незащищенных Слоев Населения
Рефераты На Тему Сказка
Аттестационные Работы Педиатрических Медсестер
Контрольная работа: Бухгалтерський облік
Контрольная работа по теме История развития педиатрии. Этапы развития и становления отечественной педиатрии
Дипломная работа по теме Мероприятия по улучшению финансово-экономического состояния ООО ‘Мис’
Дипломная работа по теме Образ ‘предателя’ в советских и российских кинофильмах о Великой Отечественной войне
Реферат: Бизнес-план на примере предприятия по пошиву постельного белья
Реферат по теме Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на ОАО «Орбита»
Реферат: Русское коклюшечное кружево
Контрольная работа: Социальные институты
Реферат: Предмет та методологія інформаційного права України

  • Роль культуры в жизни общества сочинение рассуждение
  • Роль культуры речи в деятельности специалиста среднего звена сочинение
  • Роль кости среди товарищей из рассказа бежин луг 6 класс
  • Роль компьютера в жизни человека сочинение
  • Роль калмыцкой сказки в раскрытии образа пугачева