Роль какой части сказки состоит в том чтобы перенести слушателя в сказочный мир

Тема урока:сочинение сказки по готовому началу.тип урока: развитие речицели урока:закрепление знаний о сказке как особом жанре устного народного творчества;знакомство с

ТЕМА УРОКА:

СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ГОТОВОМУ НАЧАЛУ.

ТИП УРОКА:

Развитие речи

ЦЕЛИ УРОКА:

  • закрепление знаний о сказке как особом жанре устного народного творчества;
  • знакомство с приемами сюжетосложения сказки;
  • знакомство с литературоведческими понятиями;
  • обучение приемам сочинительства сказок;
  • развитие связной речи;
  • развитие творческого потенциала обучающихся;
  • воспитание культуры общения;
  • воспитание бережного отношения к народным сказкам и любви к русскому языку.

ХОД УРОКА:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

      Вдох через нос – выдох через нос;

      Вдох через нос – выдох через нос; (частями)

      Вдох через рот – выдох через рот;

      Вдох через рот  – выдох через рот; (частями)

2.ВВОДНАЯ БЕСЕДА.

Учитель:

-Ребята, давайте, послушаем отрывок из очень известной детской песенки.

Слайд 1

Учитель:

— Куда нас позвала песня? (ответы детей).

Слайд 2

-Действительно, нас позвала в гости сказка.

-Поднимите руку, кто любит сказки!

-Какие сказки вы знаете? (ответы детей)

— Кто догадался, какое слово станет сегодня ключевым на нашем уроке? (ответы детей- слово «сказка»)

-А вот тему урока вы узнаете, если правильно выполните корректурную пробу. Вам надо зачеркнуть все буквы английского языка, а из букв русского алфавита сложить слова.

Слайд 3

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

СWОQЧDИFНGЕJНYИNЕ СVКZАLЗSКQИ

ПRО ГDОFТNОZВQОWМRУ НJАGЧFАDЛWУ.

Учитель:

-Ребята, какая фраза у вас получилась? (ответы детей)

-Давайте проверим!

Слайд 4 (тема урока)

СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ГОТОВОМУ НАЧАЛУ.

Учитель:

— Всё верно, ребята, сегодня на уроке вы все превратитесь в сказочников и «попробуете перо» в сочинении сказок. Как вы понимаете выражение «пробовать перо»? (ответы детей — самостоятельно сочинить сказку).

-А девизом нашего урока станут известные всем слова…

Прочитайте их!

Слайд 5

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

Учитель:

-Эти слова станут не только девизом нашего урока, но и разминкой.

-Прочитайте пословицу утвердительно!

 -Прочитайте пословицу весело!

-Прочитайте пословицу удивленно!

-Как вы понимаете смысл данного выражения?

Ответы детей

(Сказки поучительны, они заставляют задуматься о плохих, злых, глупых проступках героев. Сказки учат быть трудолюбивыми, добрыми, смелыми)

Учитель:

-Прежде чем приступить к сочинению сказки, давайте повторим, что мы знаем о сказках.

3.ПОВТОРЕНИЕ

Учитель:

-Дальше мы будем работать в группах. Но сначала давайте повторим правила работы в группах.

Слайд 6

Повторение правила работы в группах.

А) РАБОТА ПО ГРУППАМ.

РАБОТА ГРУПП ПО КАРТОЧКАМ (проверка на экране)

Учитель:

-Ребята, вам надо выбрать из данных определений (на партах карточки) единственно верной ответ на поставленный вопрос.

Задание 1.

Слайд 7  .Что такое сказка?

ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА?

1.Сказка – это смешное произведение.
2.Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.
3.Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

Слайд 7

Проверка.

Учитель:

-Ребята, давайте послушаем, что же означает слово  «сказка»  в словарях и что это слово  означало раньше?

Ученик 1

Сказка, с которой мы все знакомы с детства, – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенное на основе вымышленного сюжета. Очевидно, что сказка выросла из мифа. Но, если героями мифов являются всевозможные боги, то героями сказок могут быть обычные люди и животные. Еще одна характерная черта любой сказки – счастливый финал.

Ученик 2

В слове сказка корень такой же, что в словах «сказать», «сказ», «сказание», «рассказ». Так уж сложилось, что именно за этим словом закрепилось значение «вымысел». Возможно, сказалось на развитии значения этого слова то, что первоначально так называли официальные документы: устные показания свидетелей, отчёты, в частности списки с результатами переписи населения (эти списки раньше называли «ревизские сказки»). Может быть, именно недоверие к таким документальным свидетельствам мы обязаны таким приятным и с детства знакомым, волшебным значением слова «сказка».

Задание 2.

Учитель:

-Какие виды сказок вы знаете?

Слайд 8 (ответы детей-народная и авторская)

-Чем отличается народная сказка от авторской?

-По видовым особенностям сказки бывают какие?

-Хорошо! Молодцы!

Б) ИГРА «ТЫ-МНЕ, Я-ТЕБЕ»

Учитель:

-А сейчас мы с вами вспомним название сказки по опорным словам. Наша игра называется «Ты – мне, я – тебе!». Начинаем. Маша задает вопрос кому? И т.д.

Слайд 9

1.Лиса, Журавль, в гости, каша, окрошка, тарелка, кувшин (Лиса и журавль)

2.Царь, три сына, стрела, болото, Лягушка (Царевна-лягушка).

3.Цветник, жаба, мальчик, роза. (Сказка о жабе и розе).

4.Папа, Дядька-Валик, Мальчик-колокольчик, табакерка. (Городок в табакерке).

5.Дарёнка, дед, кошка, козёл. (Серебряное копытце).

6.Старик, сыновья, дозор, конёк с двумя горбами (Конёк-горбунок).

7.Царевна, мачеха, зеркальце, яблоко, Чернавка, королевич Елисей (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)

8.Купец, три дочери, цветочек, Чудище (Аленький цветочек)

4.ФИЗМИНУТКА.

Слайд 10

Слайд 11

5.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

А) СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ СКАЗКИ.

-Прежде, чем приступить к самостоятельной работе, давайте вспомним, из каких составных частей состоит сказка?

Слайд 11

Таня:

Зачин – эта часть сказки всегда обозначает место и время действия и знакомит с некоторыми героями.

Зачин – это обязательная часть любой волшебной сказки.

Его роль состоит в том, чтобы перенести слушателя в сказочный мир. Время и место действия, о которых говорится в зачине, неопределенны, более того — фантастичны. Это сразу показывает слушателям, что события, которые последуют далее, будут необычны.

Ученик 1

Основная часть— рассказ о различных  приключениях героев. Появление препятствий или трудностей, обретение волшебных помощников или чудесных свойств , а далее преодоление трудностей
Ученик 2
Концовка – любая сказка имеет счастливый конец. В волшебной сказке этот конец особый: чаще всего герой женится на царевне и получает полцарства. Кроме обычной концовки бывает ещё шутливая, то есть носит шуточный характер, ритмична, рифмована, переключает внимание слушателей от сказочного мира к реальному.

Учитель:

Молодцы, хорошо!

Задание 3

Тогда вам следующее задание! Разделите строчки на слова.

Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве.

Исталионижить-поживатьдадобранаживать.

Ну,  вот мы с вами повторили основное о сказке, и  сейчас приступим к сочинению своей сказки под названием «Мышка, которая ест кошек».

Давайте прочитаем начало сказки:

Слайд 12

Одна хилая мышка, что жила в библиотеке, вздумала как то навестить своих сородичей, которые ютились в подвале и были далеки от всего мира.

-Вы ничего не знаете про то, что делается на свете! – заявила она своим оробевшим сородичам. – Вы, наверное, даже читать не умеете?!

-Зато ты, конечно, много знаешь! – вздохнули те.

-Ну, к примеру, вы ели когда-нибудь кошку?

Учитель:

-О ком эта сказка? Назовите её тему. (О кошке, которая жила в библиотеке)

-Кто такие сородичи? (ответы детей)

-Развитие события раскрыто полностью?

-О чём могла бы рассказать своим сородичам библиотечная мышка?

-Какой конец вы сочините к своей сказке: грустный или счастливый? Почему?

6.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Слайд 13

ПЛАН:

1.Мышка навестила своих сородичей.

2.Рассказ мышки.

3.Очень вкусная кошка!

Учитель:

-Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а теперь пусть наши глазки отдохнут. Закрыть глаза, посчитать до 5, открыть глаза-поморгать.

Слайд 15 Заставка

7.ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

8.ПРОВЕРКА.

Слайд 16

8.РЕФЛЕКСИЯ. 
Учитель:

— Часто в волшебных сказках встречается яблонька с наливными яблочками, которая в русских сказках является символом достатка, плодородия и доброты.

Вот и у нас выросла яблонька, но нет пока на ней яблочек. Давайте украсим её яблочками.

Слайд 17
Красное
 – всё получилось.
Жёлтое – испытывали затруднение.
Зелёное – было всё непонятно.

-И закончить наше занятие хочется словами: «Читайте, дети, сказки!»

Слайд 18

автор: Ekaterina
28.09.2017

структура сказки

Неотъемлемая часть любой сказки — это наличие в ней таких структурных компонентов как зачин, присказка или запев, и концовка. Каждая из этих частей играет свою определенную и очень важную роль в системе всего жанра. Все это – особая формула стиля, которая обусловливает непреходящий интерес к сказке, с ее богатым идейным содержанием, ясностью и чистотой выражаемых мыслей, художественной отточенностью и занимательностью сюжета.

Присказка

Обычно сказки, и в особенности волшебные, открывают свое повествование с присказки. Основная задача такого начала — погрузить читателя в особую атмосферу фантастического мира и настроить его, читателя или слушателя, на нужное восприятие сказочных событий всего произведения.

С первых строк магическое пространство будто бы обволакивает нас благодаря присказке, несмотря на то, что она имеет сравнительно небольшой размер. Стоит только вспомнить всем известного кота-Баюна, который мерно ходит и распевает свои песни по мощному дубу, возвышающемуся на острове посреди «океяна».

Удивительно, что особый настрой, призванный помочь постичь всю глубину и мудрость народной мысли рождается не от напыщенной назидательности, но с помощью юмора, который и свойственен присказке. Прием игры слов, элементы некоторой путаницы помогают избавить сказку от лишнего нравоучительного тона, но сохранить свое воспитательное назначение.

Зачин

Следующий неотъемлемый компонент любой сказки – зачин. Его цель состоит в выполнении нескольких важных задач, и, прежде всего, это обеспечение читателя достаточной информацией для того, чтобы помочь ему сформировать правильное представление о героях сказки, а в дальнейшем ходе повествования правильно понять и оценить их характеры, образ мыслей, причинно-следственные связи их поведения и поступков.

Таким образом, зачин, знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий. Уже из зачина становится очевидным, что язык сказки совершенно особенный, не похожий на речь, привычную нашему слуху – стоит вспомнить традиционное «жили-были» или «сказка сказывается».

Концовка

Но любое сказочное действие неизбежно должно быть приведено к своему логическому завершению, и здесь наступает время концовки со своей целью закончить рассказанную историю. Обычно с этой задачей справляются уже всем знакомые и вполне устойчивые высказывания: «живут-поживают, да добра наживают» или «по усам текло, в рот не попало».

Но не всегда концовка – это некоторое очевидное умозаключение, автор вполне себе может закончить свой сказ неожиданно и внезапно. Но он не должен забывать, что концовка, тем не менее, обязана быть составлена грамотно, так, чтобы безусловно в ней содержались выводы о рассказанном.

Для жанра сказки, также, характерно обильное употребление повторов, истинное назначение которых — приближать действие произведения к своему завершению, развязке. Повторы, каждый раз указывая на определенные детали предмета, персонажа или явления, служат целью усилить оказываемое впечатление на читателя.

Особую роль здесь играют детали, повторенные троекратно: три сына, три головы змея Горыныча, три испытания, данные герою.

Стихотворные части сказок

Во многих сказках обнаруживаются и части стихотворные, с особой рифмовкой. Таким образом создается своя собственная мелодия сказки, мотив, ее напевность и музыкальное настроение, в целом. «Сказовый» стих обычно может включать в себя разное количество слогов, но вот ударения, преимущественно, по количеству равные.

Отсюда вытекает еще одна особенность сказочного повествования – нередко можно встретить сказку, сродни песне. Часто прекрасные девицы запевают на берегу чистого озера свои печальные думы, или голосистый петушок песней призывает на помощь, попав в хитрые лапы проворной лисицы.

Из последнего примера, также, можно сделать вывод о том, что в сказках, также, широко распространено звукоподражание.

Диалогам в сказочном произведении всегда присущи живость и естественность. Интонацией персонажи нередко выдают свои истинные намерения и не всегда присущие им положительные качества – например, речь лисицы обязательно будет преисполнена лести, а голос солдата останется бойким, ровным и стройным в любой ситуации.

Насыщенность сказки различного рода повторами, параллелизмом, ритмическими конструкциями и другими своеобразными средствами выразительной речи, несомненно, доказывают красочность и богатство живого народного языка. Сохраняя и передавая из поколения в поколение высокие понятия о содержании добра и зла, справедливости, истине и других моральных ценностей сказка является источником всех самых важных жизненных определений и закономерностей.

О структуре сказок рассказывала Короткова Юлия

Похожие статьи:

русские народные сказки

Эпитеты в русских народных сказках

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::

Автор:

Федоткина Галина Павловна

воспитатель

МАДОУ «Нижнетавдинский детский сад «Колосок»

Концептуальное изложение педагогического опыта:

 «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим,

колючим человеком  и люди об него ушибаются,

 как о лежащий камень, и укалываются, как о лист осота»

  И.П. Токмакова.

Актуальность

Мы живем  в неспокойном, динамичном, прогрессирующем, полном противоречий и тревог времени, когда привычным  стало видеть «общающихся рядом» детей. Именно «рядом», потому что сидят  дети рядом, но сознание каждого полностью поглотил гаджет.  От этого «общения»  игры детей стали примитивными,  молчаливыми, речь детей  стала невнятной, скудной. Они  разучились связно, развернуто  излагать  свои рассуждения, просьбы. 
     У ребенка старшего дошкольного возраста речь должна быть чистой внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками, возрастает речевая активность: ребенок старшего дошкольного возраста в идеале может  много задавать вопросов сам, отвечать на поставленные вопросы взрослого, охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.
         Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач родителей  и педагогов, поскольку от степени их  сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Но,  к сожалению, на сегодняшний день существует проблема:

 — у многих детей к старшему дошкольному возрасту уровень развития связной речи ниже положенной нормы.

     Связная речь – смысловое, развернутое высказывание, которое должно обеспечивать взаимопонимание между людьми. Связная речь должна быть понятна для собеседника.  Она развивается медленно. Ее развитие протекает совместно с развитием мышления

Основной функцией связной речи является коммуникативная функция, которая напрямую связана с общением и взаимопониманием между людьми.

Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать мир. Овладение речью — это способ познания окружающей действительности.

Поэтому работа по развитию  связной речи у детей старшего дошкольного возраста очень важна и актуальна.

Обоснование авторской идеи

 Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, логически правильно выстраивать предложения, способного к анализу, самоанализу.

      Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс  мотивированным. И в связи с этим от воспитателя требуется поиск, наиболее эффективных форм и методов воспитания или переосмысления уже известных.

      Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силы, теряет своё будущее.

   Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для развития речи у детей. Ведь цель сказки — не только развлечение, но и извлечение урока.

«Сказки могут помочь воспитать ум,

 дать ключи для того,

чтобы войти в действительность 

новыми путями,

может помочь ребёнку узнать мир 

и одарить его воображение».

Дж. Родари.

Мир сказки удивителен и уникален. В этом мире уживается добро и зло. Сказка-школа народного красноречия,

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

К сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.

   С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. А между тем сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.  Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение об услышанном, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

 Сказка — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить.

Также сказка  является одним из способов объединения взрослого и ребенка, способ понять, сблизится друг  с другом.

Но, надо признать,  что  в наше время, взрослые редко читают, рассказывают сказки детям,  рассматривают иллюстрации к ним  и  беседуют  о прочитанном. Еще реже сочиняют собственные сказки,  изменяют сюжет, концовку сказки.

Таким образом, все выше сказанное побудило меня возродить интерес детей  и родителей  к сказкам.

Цель и задачи педагогической деятельности

Определившись с темой работы, я поставила цель:

  • развивать связную речь у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок

Для достижения поставленной цели я сформулировала задачи:

  • Развивать у детей интерес  к сказкам.
  • Продолжить развивать связную (монологическую и диалогическую) речь.
  • Обогащать активный словарь детей.
  • Обучать детей использованию образных выражений, сравнений, метафор, эпитетов  для описания природы, передачи настроения, характера и поведения героев и т. п. через нетрадиционные методы (метод В.Я. Проппо).
  • Воспитывать личностные качества детей: раскрепощенность, эмоциональность, выразительность и т. д.

ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методы ознакомление со сказкой

Работа с детьми,  по развитию связной речи,  предполагает использование как традиционных методов, так и инновационных.

В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу.

Одна из главных задач — познакомить ребенка с содержанием сказки, побеседовать, обыграть, драматизировать. Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

      Самый распространенный метод ознакомления со сказкой чтение педагога, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, рассказываю детям наизусть, при этом достигается наилучший эмоциональный контакт с детьми. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

     Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаю сокращение текста, перестановку слов, включение пояснений. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.  

     Для формирования знаний детей, полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок. Можно использовать  такие игры, как:

“Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” , «Расскажи по картинке», «Кто за кем», «Раскрась по описанию», «Где мой домик?», «Что за сказка», «Собери из частей», «Кто я?» и т.д.  

          Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечение детей к участию в драматизации способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Беседы по развитию речи играют очень важную роль, так как в процессе беседы воспитатель задает вопросы для обсуждения, ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свои рассуждении  о прочитанном.

     Наряду с традиционными, годами сложившимися методами и приёмами ознакомления детей со сказками, продумываю  и стараюсь использовать новые (это помогает развитию интереса  у детей к сказке).

      Нетрадиционно – это значит оригинально, по своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, изменять сюжет сказки путем ввода нового героя, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.       

Методика  В. Я.  Проппо

     Но, из огромного выбора нетрадиционных методик, меня заинтересовала  методика В.Я. Проппа.

 Методика, работы с картами Владимира Яковлевича Проппа,  известна   в педагогике  давно, но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время. 

Данная методика позволяет:

 — Развивать  у детей  внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;

  —  формировать умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении сказки, выбрать самостоятельно тему сказки,  составлять интересный сюжет, выбирать и наделять  героев различными свойствами;

— развивать активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.

     Карты Проппа. Что это такое?

     Владимир Яковлевич Пропп был известным филологом, фольклористом. Он занимался изучением русских народных сказок.  Владимир Яковлевич Пропп подробно изучал сказки народов мира, анализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную функцию, без которых не обходится ни одно сказочное произведение.  Эти функции можно представить в виде схем- карт.       

Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор.  Пазлами или деталями конструктора служат функции или сказочные ситуации сказки.

Описание элементов-функций сказок

1. Жили-были. Сказка начинается с вводных слов, создающих сказочное пространство: в некотором царстве, в тридевятом государстве, жили-поживали, в стародавние времена…

2.Особое обстоятельство. Нестандартное, неординарное событие: рожь кто-то топчет каждую ночь, курочка золотое яйцо снесла…

3. Запрет. Чего-то делать нельзя: не оставляй братца, не пей из лужи, не выглядывай в оконце…

4. Нарушение запрета. Сказочные персонажи нарушают запрет. А этого только и дожидается вредитель (антагонист). Убежала Маша с подружками…

5. Вредительство. Гуси-лебеди тут как тут, подхватили братца, да и унесли.

6. Герой покидает дом. Варианты. Сам отправляется на поиски (пропавшего братца). Родители посылают (за молодильными яблоками). Изгоняется из родного дома (мачеха велит увезти падчерицу в лес)

7. Задача. Чего герой должен достичь: вернуть братца, освободить красавицу…  здесь и происходит встреча  с дарителем. Доброму делу всегда кто-то помогает. Появление персонажа, имеющего нечто волшебное: самокатный клубочек шерстяных ниток, заветные слова,..

8. Трудные испытания. Соткать ковёр, построить хрустальный мост «от своего крыльца до моего дворца» за одну ночь…

9. Получение волшебных даров: предметов или слов. Они могут, переданы просто так дарителем, изготовлены, куплены, появиться неведомо откуда, похищены.

10. Герой появляется и вызывает на бой вредителя. Сверхъестественные свойства врага. Змей Горыныч о трёх головах, огнём дышит; Кощей смерти не имеет

11. Борьба (преследование). Бой с врагом (бьются на мечах, устраивают состязание: кто быстрее прибежит чёрт или заяц, кто дальше лошадь пронесёт; играют в карты), или похищение. Кощей повержен. За героем отправляют погоню: гусей-лебедей, Бабу-ягу. Герой бьётся с врагом (в открытом бою — со Змеем Горынычем, иногда состязается в скорости, ловкости, хитрости или играет в карты).

12. Победа. Враг может быть побеждённым в бою, проиграть в соревновании, а также быть изгнанным или уничтоженным хитростью.

13. Ликвидация беды. Красавица спасена, враги убрались восвояси, отец поправился…

14. Прибытие домой. 

15. Дома его не узнают из-за заклятья, изменившего внешность

16. Ложный герой, выдающий себя за героя или присваивающий себе его заслуги: Дочка колдуньи утопила сестрицу, заняла её место; братья убили Ивана, забрали молодильные яблоки и сказали отцу, что это они их раздобыли.

17.  Разоблачение ложного героя. Появляется Иван, спасённый волком; настоящий король легко достаёт меч из камня…

18. Героя узнают. Подмена обнаружена. Ложный герой убегает сам или изгнан с позором. Народ приветствует героя.

19. Счастливый конец. Подарки, свадьба, народное гулянье – пир на весь мир…

20. Мораль сказки. Нравственный итог сказки. 

Перечисленные 20 функций можно нарисовать и изготовить в виде схематических или красочных карт самостоятельно (аналог  схем-карт можно  найти в интернет ресурсах). На каждой карте изображено  символическое  схематическое изображение.

        Знакомство со сказочными функциями предполагает накопление  большого набора сказочных образов, персонажей, знание многих сказок и секреты построения волшебных сказок (структуру).

        Подразумевается несколько этапов работы  с картами Проппо:

        На первом этапе  знакомим детей со сказкой. Выявляем ее отличие от других жанров (рассказов, стихов) и вычленяем структуру сказки, в идеале изготавливаем  вместе  с детьми сами карты (дети лучше запоминают функции сказок,  так как при совместном  обсуждении они сами  решают, как их  обозначить), предлагаемые мной карты, изготовлены на основе интернет ресурса.

orig acee7a15a9484948e9bb0a5ea7442fa7
orig 568d6a87d03b6fdbcbb209f6e323f8ac

       Для  обогащения  и пополнения словаря ребенка, можно поиграть в    игру «Составим словарь  по сказке …»

С помощью этой игры мы знакомимся с новыми словами из сказки, а затем чтобы лучше и качественно запомнить,  вместе с детьми наклеиваем готовые картинки с их изображением в наш групповой «словарик» (картотека изображений  предметов, малоизвестных или неизвестных ранее детям , например: амбар, сусек (сказка «Колобок») и т.д. В последующей самостоятельной работе или работе  со сказкой, дети, рассматривая картинки, пытаются уже сами назвать и  объяснить значение этих предметов.

     С помощью малоподвижной игры «Шаг за шагом»  идет воспроизведение в голове у ребенка, ранее прочитанных сказок. Детям говорится название сказки и ребёнок, шагая по группе, на каждый шаг, называет героя из этой сказки.

      Дидактическая игра  «Помоги герою найти свою сказку».

 На стол кладутся картинки с сюжетами из 2-3 сказок. Далее, раздаю  детям картинки с изображением сказочных героев и дети к каждому сюжету находят и называют (добавляя, несколько прилагательных) своего сказочного героя.      

На втором этапе  использую игровые приемы,  которые помогут освоить карты:

 «Волшебные имена» — перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут: «Кащей-бессмертный», «Василиса премудрая», «Царевна-лягушка» и т. д.

«Кто на свете всех злее (милее, умнее?)» — выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также анализируем и положительных героев.

«Хороший — плохой» — в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя.

«Что в дороге пригодится?» — вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных. 

(Скатерть-самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка).

 «Поможем герою» (предлагаю детям, поставить себя на место героя. Как бы вы поступили в такой ситуации?)  и  здесь же будет уместно предложить «Отправим смс-сообщение» (дети «пишут» сообщение герою сказки  с пожеланием,  предупреждением,  возможным выходом из сложившейся  ситуации).

Прием  «Встреча с героем» помогает развивать творческих способностей в этом приеме детям предлагается  представить, что они встретились с героем сказки. – Что вы спросите? Как вы думаете, что ответит герой?

       На третьем этапе читаю сказку и  выкладываю  ее с помощью карт   (по сюжету сказки). Но перед прочтением сказки, детей нужно заинтересовать, настроить на сказочный лад, в этом нам поможет присказки, зачин (Приглашение в сказку). Уже сама присказка настраивает слушателей на особый лад, переносит их в сказочный мир. Присказки звучат знаменательно, многообещающе. Роль присказки сходна с ролью былинного запева и большей частью не связана с сюжетом сказки. Можно начать так:

Вы хотите сказочку?

 Сказочка — это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита облачным поясом.

За далекими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жили-были…

В некотором царстве, в некотором государстве…или в тридевятом царстве, тридесятом государстве…

Концовка, как и присказка, ограничивает (отделяет) сказку от реальной жизни и возвращает слушателей к реальной действительности.

Варианты концовок:

Устроили пир на весь мир, я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало.

Вот вам сказка, а мне бубликов связка.

Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.

Присказка и концовка составляют обрамление, в которое сказочник включает повествование.

    В каждой сказке последовательность функций (карт) своя и не обязательно будут использованы все 20 карт.

   Пример выкладывания карт,  по сюжету  русской  народной сказки  «Гуси – лебеди».

1 карта —  жили —  были

…семья   …и было у них  двое деток

2 карта  — запрет, наказ

…  береги братца! не ходи со двора, будь умницей…

3 карта  — нарушение запрета

…позабыла Аленушка, что ей наказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

4 карта  – вредительство

… налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях…

5 карта  — герой покидает дом

…тут она догадалась, что они унесли ее братца  гуси- лебеди….

 — сама виновата сама и выручать пойду…

6 карта  — трудные испытания

 …вытащила противень  с горячими пирогами из печи…

…убрала огромный  камень у речки…

…потрясла  яблоню, осыпались яблоки с веток…

7 карта  — борьба преследование

…схватила братца и бежатьполетели гуси-лебеди в погоню …

8 карта  — помощь дарителя

…речка ее посадила под бережок, гуси пролетели…

…яблонь ее заслонила веточками, прикрыла листиками; гуси пролетели..

…спратались в  печи, усевшись  в устьецо…

(что это такое «устьице в печи»? напротив шестка расположена камера для приготовления продуктов. а рядом с этим окошком расположилось отверстие, именуемое в народе челом или  устьем)

9 карта  — победа

…гуси полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели…

10  карта  – возвращение домой

а она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.

11  карта  — мораль

чтобы беды миновать нужно, слушаться родителей, воспитателей  и т.д.

          Для  этой сказки мы использовали 11 карт Проппо.

В начале стоит подбирать небольшие сказки, состоящие из 7-10  функций и постепенно изготавливать и добавлять остальные карты.

На четвертом этапе предлагаю детям пересказать прочитанную сказку, опираясь на  карты Проппа.

На пятом этапе происходит самая интересная работа — дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа. Можно сочинить сказку, опираясь, на схематические изображения, но не все дети принимают абстракцию, им могут помочь сюжетные картинки, которые должны находиться в коробочках или в панно. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами.   Можно придумать сюжет сказки, используя любой набор карт.  Или любую понравившуюся ребенку сказку,  дополнить, доработать.

  Особенность карт Проппа заключается в том, что, работая с ними, сказка получится гарантировано.  Хорошая или плохая – зависит скорее от мастерства сказочника.

        В ходе проживания  каждой сказки через карты Проппа, последующие занятие, посвящаю рисованию  и придумыванию своей сказки  — это необходимая часть («СКАЖИ МНЕ — И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ — И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ МНЕ СДЕЛАТЬ — И Я ПОЙМУ». Конфуций) с помощью «рисования авторской  сказки» дети учатся  творить самостоятельно, а затем, по желанию ребенка,  презентуют получившийся  результат.

          Таким образом, в  процессе работы над развитием связной речи  у детей старшего дошкольного возраста посредством  сказки через методику  

В.Я  Проппа, я ощутила повышенный интерес  детей к словотворчеству.  

С помощью карт детям легче пересказывать сказки. Этот процесс их увлекает и повышает интерес к сочинению собственных сказок, что благотворно влияет на развитие связной речи.    

Развивающая предметно-пространственная среда

      Для организации самостоятельной деятельности детей создана специальная развивающая предметно-пространственная среда:

 В центре  « Развитие  речи»  имеются различные игры по формированию у детей связной речи и обогащению активного словаря, сюжетные и предметные картинки, пазлы,  тематическое домино, кубики с изображением известных детям сказок, а также  карты Проппо лежат  в свободном доступе  для детей.

 В  «Книжкином домике» находятся различные  (в соответствии с возрастом)  книги со сказками, иллюстрированными известными художниками, альбомы для рассматривания;

 Имеется «Центр театра» «Путешествие в сказку» с пальчиковым, теневым, настольным, конусным, плоскостным на фланелеграфе, театром Би-ба-бо, уголком ряженья с элементами костюмов и масками. Всё это находится в доступном для детей месте.

 Работа с родителями:

      Без тесного сотрудничества с родителями не было бы успешной работы по развитию у детей связной речи. Я использовала как традиционные, так и инновационные формы работы.

— Анкетирование нужно чтобы узнать уровень знаний родителей по данной теме, а также, чтобы скоординировать свою работу и спланировать дальнейшие действия (Приложение №1) .

— Клуб «В гостях у сказки» действует с начало учебного года. Работа клуба способствует объединению детско-взрослого коллектива, обеспечению эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями воспитанников в решении задач по развитию у детей.

— Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее передачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание. Такие консультации как «Роль сказки в развитии и воспитании детей», «Как научить ребенка любить книгу» «Растим будущего читателя, «Как и для чего читать детям сказки» помогают просветить родителей в вопросах как научить ребенка любить слушать сказки и привлечь к сотрудничеству по этому вопросу 

— Успешной формой работы стало использование игротеки. Предлагая родителям поиграть вместе с детьми в условиях детского сада, показываю и рассказываю, как можно в домашних условиях изготовить игровые пособия, как можно из подручного материала создать новую игрушку. Игротека помогает родителям научиться контактировать со своим ребёнком, разучить разнообразные игры и игровые упражнения и перенести их в домашние условия.

— День открытых дверей. Родители могут посетить любой режимный момент или НОД. Такая форма работы способствует формированию положительного имиджа детского сада в сознании родителей, а демонстрация всех видов воспитательно-образовательной работы с детьми, установлению партнёрских отношений с семьями воспитанников.

— Выставки поделок, рисунок по изученным сказкам.

Например: «Мой любимый сказочный герой» по сказкам К.И Чуковского

Работа с  педагогами:

     Опыт был представлен на мастер-классе по теме «Развитие связной речи у старших дошкольников посредством сказки через методику  В.Я. Проппо». 

    Для педагогов были подготовлены:

— консультации «Роль сказки в формирование связной речи у дошкольников»

Результативность.

Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по развитию связной речи через сказку с помощью карт Проппа, дала положительные результаты:

  • дети научились логично, а самое главное связно рассказывать определенные сказочные сюжеты или сказки в целом,
  • понимать сюжетную линию сказки,
  • выделять проблему, актуализированную в сказке,
  • выражать свои мысли и чувства,
  • составлять и  зарисовывать «свою» сказку;

 Перспектива.

  В дальнейшем я планирую продолжать работу, с детьми старшего дошкольного возраста,  используя инновационные приёмы, в частности карты Проппо,  для развития  связной речи при ознакомлении и работе со сказкой.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
  2. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение а рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.
  3. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. -Курск: Академия Холдинг, 1976. -178с.
  4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. — М.: Линка-Пресс. 2003.
  5. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. — М.,1996.
  6. Зимина И. К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание. — 2005. — №5.
  7. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. — Центр гуманитарной литературы «РОН», 2004. — 125 с.
  8. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1970.
  9. Орланова Н.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию: Автореф. дис…. канд.пед.наук. — Киев, 1967. — 18 с.
  10. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух// Дошкольное образование.- № 8-2008. -23-35с.
  11. Развитие речи детей дошкольного возраста./ Под редакцией Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1984. — 200 с.
  12. Струнина Е.М. Развитие словаря детей//Умственное воспитание детей дошкольного возраста. — -., 1984
  13. Тихеева Е.И. Развитие речи детей — М.: Просвещение, 1972. — 280 с.
  14. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972. -78с.
  15. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
  16. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия/К.Д.Ушинский — М.: Просвещение, 1986 — 350с.
  17. . Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. — Харьков: Фолио, 1997. — 464 с.
  18. Чемортан С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. — Кишинев, 1986. — 110 с.
  19. Чуковский К.И. От двух до пяти. -М.: Педагогика, 1990. -384с.
  20. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2008. -208 с.

Приложение  №1

Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?

7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?

11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А №  0007653

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

  • Сочинения
  • /

  • 11 класс

Литература в жизни человека играет огромную роль. Она дает читателям понимание истории и различных культур на нашей планете, открывает для них такие понятия, как любовь, война и справедливость.

Важным аспектом литературы является то, что она расширяет кругозор своих читателей. Это дает им возможность понять, как культура в других частях мира отличается от их собственной. Открывая свои умы тому, что могут предложить разные культуры, читатели становятся более восприимчивыми к уникальным различиям людей в разных концах света. Знакомство с литературой дает людям понимание их собственного прошлого и настоящего, что позволяет установить более тесную взаимосвязь между ними в их собственных культурах.

Литература приоткрывает окно в прошлое, позволяя читателям увидеть, как жили их предки и другие люди, как страна, в которой они живут, стала тем, чем она является сегодня. Литература также может позволить своим читателям взглянуть на ошибки, допущенные их предшественниками, и избежать их в будущем. Современная литература дает читателям представление о современной политике и жизни людей в разных странах.

Литература помогает читателям понять состояние человека и то, что делает его тем, кто он есть. Читая, люди переносятся в свой собственный мир со своими мыслями, где они могут развить свои собственные идеи об основных человеческих эмоциях, без смущения и без вмешательства других.

Литература помогает развитию критического мышления. Читатели могут узнать больше о символике на страницах книги, и это помогает им находить скрытые значения в повседневной жизни. Кроме того, они могут устанавливать связь между персонажами книги и реальной жизнью. Взглянув на мысли писателя, написавшего конкретную книгу, читатели могут лучше понять, почему писатель придумал эту конкретную тему и написал о ней.

Литература может быть естественным средством для сна. Люди, которые не могут заснуть, часто читают на ночь, чтобы расслабиться и успокоиться. Чтение приносит пользу людям всех возрастов, но особенно полезно для снижения когнитивных нарушений и функций у пожилых. При чтении уровень стресса и беспокойства может уменьшиться больше, чем при прогулке или прослушивании музыки.

Сочинение №2

Нужна ли нам литература? Для чего мы читаем, с какой целью, может ли она нас чему-нибудь научить?

Для того, чтобы ответить на все эти вопросы вспомним наше детство и конечно же обратимся к произведениям русской литературы. Литература играет очень важную и незаменимую роль в жизни человека. Когда мы ещё не умеем читать наши мамы, папы и бабушки читают нам сказки о добре и зле, объясняя на примерах главных героев что хорошо, а что плохо. Когда мы становимся взрослыми, сами выбираем, какие книги нам читать и какое бы произведение мы не выбрали, оно обязательно нас чему-нибудь научит. Сейчас подростковое поколение часто не хочет читать произведения школьной программы, они не понимают какую роль сыграют эти произведения и как они помогут им в будущем. Во-первых, человеку свойственно учиться на ошибках, и конечно же лучше учиться на чужих ошибках, для этого и есть произведения великих писателей, которые прошли большой жизненный путь и имеют огромный жизненный опыт.

Во-вторых, читая книги, у нас повышается словарный запас, мы учимся правильно говорить, становимся интеллектуальнее и можем поддержать любую беседу, что очень важно в современном мире.

В литературе есть не только положительные, но и отрицательные герои. Читая, мы переживаем всю эту гамму чувств, с которыми, возможно, в своей жизни никогда не сталкивались и не столкнётесь. Во многих своих произведениях писатели и поэты описывают природу, которой мы можем насладиться и прочувствовать всю её красоту, просто прочитав то или иное произведение.

Как пример, можно привести произведения «Гроза». Главная героиня Катерина, слушая только разум, смирилась, что ей придётся жить с нелюбимым мужчиной в зажиточной семье. Она хотела любви, понимания и ласки, что никак не могла получить в своей новой семье. Катерина не прислушалась к своему сердцу, что привело к трагедии, а если бы она вышла замуж по любви, всё бы могло сложиться по-другому. На этом примере читатель должен осознать, что нельзя пренебрегать своими чувствами, выставляя на первое место разум.

А в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин», когда Татьяна Ларина написала письмо Евгению Онегину с признанием в любви. В этот момент она руководствовалась только своими чувствами, не прислушавшись к разуму.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что литература играет несравненно огромную роль в жизни каждого человека.

Книга в моей жизни( сочинение)

С самого раннего детства в моей жизни присутствовала книга. Сначала это были тоненькие книжечки с множеством картинок. В таких книжках было много сказок, загадок, песен. Но с каждым годом картинок в моих книжках становилось всё меньше и меньше, а сами книги – всё толще и толще. Такие книги начали открывать для меня окружающий мир. С помощью книг я научилась читать и писать. Из школьных учебников и дополнительной учебной литературы я узнала о материках и океанах, о том, что существует множество стран и государств, о людях разных национальностей. Не обошлось здесь и без участия родителей и учителей, которые привили мне любовь к чтению, научили размышлять над прочитанным. Каждая книга уникальна. В каждой автор пытается донести до нас, читателей, что-то важное, нужное. Буквально недавно прочитала рассказы Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой» и «Монах в новых штанах» и рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». Героями этих рассказов являются мои сверстники. Восхищаюсь их характером и моральными принципами. Детей не сломило тяжёлое послевоенное время, а лишь закалило. Писатели пишут автобиографические произведения, тем самым они передают нам, детям, свой ценный опыт. Уроки доброты мы можем извлечь из большинства рассказов, написанных о детях и для детей. Ведь и прямое назначение книги – учить, давать информацию, расширять человеческий кругозор… Все прочитанные мною книги многому учат, заставляют задуматься над поведением и поступками человека. Есть книги, прочитав которые один раз, возвращаешься к ним постоянно, находишь в них каждый раз что-то новое. Для меня книга – это не просто переплетённые вместе листы с текстом, а настоящий мир, в котором можно путешествовать с разными людьми, проживать жизни героев произведений, понять, что чувствует человек, находясь в какой-либо ситуации. Всего знать невозможно, как и невозможно прочитать все книги на свете. Но те, которые я прочитала, помогают мне по-другому воспринимать школьные предметы, уметь общаться с друзьями, прислушиваться к советам родителей.

Популярные сочинения

  • Сочинение по личным впечатлениям в форме письма 5 класс
    Лето. Море. Солнце. Песок. Это является мечтой для каждого человека. Но некоторым выпадает возможность жить на побережье и это очень дорого. Прекрасно иметь такую возможность.
  • Сочинение Описание рябины (рябинка)
    В русском лесу много деревьев, но есть одно, которое привлекает внимании к себе весь год. Это дерево стройная красавица рябина.
  • Сочинение на тему Что общего между мечтой и реальностью?
    Мечта и реальность. Абсолютно не совместимые понятия. Эти слова, в большинстве случаев употребляются как антонимы. Но это не всегда так.

Психологические плюсы

Интересен и другой аргумент к роли художественной литературы в жизни человека. Учеными доказано, что мы стареем тогда, когда стареет наш мозг. Именно поэтому чтение способно даже немного замедлить время и «отложить старость». Ведь, посвящая время литературе, человек вынужден мыслить, делать умозаключения, понимать смысл того, что описывается в книге. А дополнительная нагрузка на мозг благоприятно сказывается на функционировании всего организма.

Аргументы к проблеме «роль литературы в жизни человека» на этом не заканчиваются. Учеными установлено, что чтение может способствовать хорошему сну. Если человек на ночь регулярно читает книгу, вскоре его мозг будет воспринимать это занятие как сигнал – скоро пора спать. Благодаря чтению, таким образом, люди могут чувствовать себя наутро бодрее.

Предварительный просмотр:

Двадцать первый век. Век компьютеров, интерактивных систем и виртуальной реальности. Нужны ли современному человеку книги? Мой ответ – да. Книги нужны каждому человеку, ведь в круговороте современной жизни мы волнуемся о школе, работе, о том, заряжен ли наш телефон, и совершенно забываем о нашей душе, которая тоже нуждается в уединении и подзарядке. Книги – единственный в своем роде духовный лекарь, который может исцелить наш дух так же, как и положительные эмоции. Человек растет как интеллектуально, так и нравственно, читая. Для меня каждое прочитанное произведение является прожитой жизнью, после которой я набираюсь опыта и становлюсь мудрее. Некоторые просто не понимают ценность литературы и всего изложенного в ней. Я же, читая, научилась понимать человеческую натуру, что в ней сокрыто, мотивацию тех или иных поступков людей. А самое главное – научилась не судить людей, не узнав их истории.

Нельзя давать оценку книге по её обложке. Книги – те же люди, и, как писали братья Стругацкие, среди них есть «добрые и честные, мудрые, много знающие, а также легкомысленные пустышки, скептики, сумасшедшие, убийцы, дети, унылые проповедники, самодовольные дураки и полуохрипшие крикуны с воспаленными глазами». Что касается меня, литература – это мое всё: ментор, друг, увлечение. Меня она научила только хорошему и светлому, открыла глаза на многие вещи, научила любить слово, по словам Маяковского, «полководца человечьей силы».

Литература – искусство, и как у любого искусства, у нее есть свои имена, прославившие её. Я по-своему уважаю каждого писателя, внесшего вклад в развитие литературы, но особо выделяю несколько имен и произведений из всего прочитанного мной до сих пор. Так, моё обожание психологических романов переросло в любовь к произведениям Фёдора Михайловича Достоевского. С полной уверенностью могу назвать его нашим современником, в отличие от некоторых других классиков, потому что всё написанное им, является актуальным по сей день. Я восхищаюсь его слогом и испытываю эстетическое удовольствие от прочитанного. Достоевский — знаток русской души, удивляюсь каждый раз тому, как можно так точно и метко описывать человеческие чувства и эмоции, которые сокрыты очень глубоко.

Не менее важным и любимым произведением для меня является повесть-притча, написанная Ричардом Бахом, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Проповедь о самосовершенствовании и самопожертвовании, манифест безграничной духовной свободе. Духовная свобода – это то, чем я бы хотела обладать в этой жизни. Данная книга является криком души каждого человека, хоть немного понимающего этот мир. Для меня Джонатан Ливингстон — это воплощение идеала сильной, независимой личности, любящей жизнь во всех её проявлениях. Перечитывая эту книгу, каждый раз открываю что-то новое, что наполняет, освобождает меня и дает мне силы для дальнейших свершений. Книги должны делать именно это — вдохновлять. Меня литература вдохновляет на добрые поступки, любовь к людям, вселяет в меня надежду на лучший исход событий и учит понимать людей.

Понятие о настоящей любви мне подарил роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». Самое фантастическое в ней не сама любовная история, а то, что суть любых взаимоотношений заключается в умении прощать и принимать человека таким, какой он есть, вместе с его прошлым и его демонами. Мало кто умеет по-настоящему прощать, осадок от предательства всё равно остаётся в нас и вылезает на поверхность в будущем. Сила заключается в прощении. Перечитывая этот роман, я понимаю с каждым разом всё больше суть слова прощение.

Мини-манифестом любви и ярких человеческих чувств для меня является аллегорическая сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Повесть о том, как важно сохранить в себе ребенка и не замерзнуть душой. Даже самые огромные романы-эпопеи не могут рассказать о том жизненно важном, что содержится в этой небольшой книге. «Самое главное – то, чего не увидишь глазами…», — говорил Маленький принц. Чувства – это то, что будет всегда выше и понятнее любых сказанных слов.

Литература – мой маленький мир, в котором можно укрыться от всех бурь жизни, а книги – мои друзья, которые всегда успокоят, никогда не предадут, вселят надежду. Ещё великий Антон Павлович Чехов говорил: « В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…». Литературные произведения помогают нам в этом, делая нас прекрасными внутренне, а, если человек прекрасен изнутри, он очарователен и снаружи – это неизменная истина жизни, такая же, как закон бумеранга. Читая книги, человек уединяется, находит время для размышлений. Только не нужно путать одиночество и . Одиночество для меня психологическое, душевное, уединённость же — физическое. Первое отупляет, второе — успокаивает. Уединение приводит к гармонии с собой, со своим разумом, мыслями и чувствами. Книги помогают нам в этом, делая нас лучше, наставляя нас и успокаивая. Когда я читаю, то отдыхаю от повседневной рутины, могу на некоторое время забыть о житейских проблемах и просто насладиться чтением. Литература – самое лучшее изобретение человека, которое когда- либо существовало.

Роль литературы в современном обществе

(Казаченко Юлия, студентка 3 курса специализации

Хореографическое творчество)

Литература в обществе всегда занимала большое место и имела конкретные задачи и определенные функции. Прежде всего, — эстетические и информационные. Литература могла быть для общества, как лучшим другом, так и самым жестоким критиком. Но и конечно литература всегда была отражением общественной жизни и являлась одним их двигателей культурологического процесса.

На разных этапах своего развития человечество размышляло о роли литературы в обществе. С изменениями, происходящими в жизни, люди тоже становятся другими. Процесс самовыражения захватывает все, превращая человека в раба своего времени, где все продается и покупается. Общество реальное разделяется на бедных и богатых, успешных и неуспешных. Чаще говоря о некоторых достижениях демократических прав свобод, при этом мы забываем о падении нравов. И именно литература является главной основой любого общества, носителем новых идей и духовного насыщения: в художественных произведениях пережитое страной предстает во всей своей полноте.

Литература способна очень серьезно влиять на своего читателя. Специалистами уже научно доказано, что художественная литература способна существенно влиять на массовое сознание, создавать ориентиры для развития людей. И если литература действительно учит прекрасному, учит распознавать добро и зло, представляя собой суть мыслей и размышлений лучших умов человечества, то сегодня она представляется одним из наиболее эффективных средств, которые могут сделать этот мир лучше, добрее. Ещё М. Горький писал: Цель литературы — помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты .

Современная литература явление чрезвычайно неоднозначное. С одной стороны, литература и авторы стали более раскрепощенными, больше не ограничены ни цензурой, ни какими-либо рамками или канонами, как это было на протяжении многих веков в предыдущие годы. С другой же стороны, именно в связи с тем, что литература ничем и никем не ограничена, сегодня на рынке можно увидеть сотни наименований произведений, которые не только не имеют никакой художественной ценности, но и негативно влияют на современных читателей, формирование их художественного вкуса и на весь литературный процесс в общем.

Изменился и современный читатель. Как правило это человек среднего или пожилого возраста, которому чтение было привито еще во время Советского Союза (когда образование тоже не отличалось особой направленностью на развитие личности, а растило серую массу). Несмотря на то, что новый век информационных технологий дал людям безграничный доступ к лучшим библиотекам мира, возможность читать электронные книги и быть в курсе всего, чем живет современный литературный процесс, люди практически перестали читать книги.

Современные школьники и студенты в большинстве своем не читают вообще, умудряясь удачно и без ущерба успеваемости пропускать даже издания, ознакомление с которыми предполагает учебный курс. И это сказывается не только на общей грамотности современных молодых людей, но и на их мировоззрении, ценностных ориентирах, морали.

Размышляя о значении литературы в современном мире, обращаемся к Нобелевской лекции А.И. Солженицына, произнесённой на церемонии вручения, спустя несколько лет после присуждения ему премии. В своем выступлении он называет важные функции литературы: 1. Литература создает единую систему отсчета для злодеяний и благодеяний, для нетерпимого и терпимого; 2. Дает возможность человеку усваивать чужой жизненный опыт как собственный; 3. Передавать его от поколения к поколению, то есть быть живой памятью нации. Многое из сказанного и написанного А. Солженицыным сейчас воспринимается как пророчество. Не потеряли актуальность его высказывания о значении писательского слова в современном мире, прозвучавшие более 30 лет назад.

Он отмечает такую особенность мировой литературы, как единство: Я думаю, что мировой литературе под силу в эти тревожные часы человечества помочь ему верно узнать самого себя вопреки тому, что внушается пристрастными людьми и партиями; перенести сгущённый опыт одних краёв в другие, так чтобы перестала у нас двоиться и рябить в глазах, совместились бы деления шкал, и одни народы узнали бы верно и сжато истинную историю других с тою силой узнавания и болевого ощущения, как будто пережили её сами, — и тем обережены бы были от запоздалых жестоких ошибок. А сами мы при этом, быть может, сумеем развить в себе и мировое зрение: центром глаза, как и каждый человек, видя близкое, краями глаза начнём вбирать и то, что делается в остальном мире. И соотнесем, и соблюдем мировые пропорции . Писателя же он называет выразителем национального языка, главной скрепой нации. По его мнению, литература может помочь миру в его раскаленный час.

Литература вносит свою лепту в воспитание и развитие новых поколений, помогает открыть новые горизонты совершенствования человека, оставляя и свой заметный след для будущих поколений. От современной литературы требуется новый взгляд на обыденные вещи. Как бы не менялся человек, и как бы не смотрело на жизнь время, вечные ценности остаются неизменными. Он живет, наслаждается жизнью до тех пор, пока чувствует под ногами твердую почву. Но стоит этой почве пошатнуться, как человек открывает страницы откровения. И, конечно же, лучшим путеводителем в поисках истины всегда был и остается огромный пласт культурного наследия, несущий в себе опыт многих поколений.

Особенно большое влияние оказывает литература на подрастающее поколение. Поэтому литературное воспитание является одним из внешних факторов, способных повлиять на то, какая личность вырастет, какими чертами характера будет обладать.

Список литературы

Айзерман, Л.С. Время понимать. Проблемы русской литературы советского периода. М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1997.

М.Горький. Собрание сочинений в издании Книга. Рассказ Читатель. 1923.

Солженицын, А.С. Нобелевская лекция. [Текст] / Нобелевская лекция А.Солженицына. 1972. с.7

Книги – это то, что окружает нас почти с рождения. Пока мы крохотные младенцы, нам читают колыбельные песенки, когда мы подрастаем, родители читают сказки на ночь, а после каждый из нас сам готов взять книжку в руки и погрузиться в удивительный мир приключений и волшебства.

Выходя из детства, юноша или девушка забирают любимые книги с собой. Литература окружает человека всю его жизнь. Даже не являясь заядлыми книжными фанатиками, мы часто слышим популярные цитаты из некоторых книг, фамилии персонажей, ставшие нарицательными в нашей обычной жизни. Даже многие фильмы сняты по мотивам той или иной книги.

Литература – часть нас и нашего существования в мире, кто и что бы ни говорил. Безусловно, она играет большую роль в жизни людей. Исходя из масштаба целого человечества, произведения литературы – очень ценный и незаменимый помощник в развитии и эволюции. Именно благодаря памятникам письменности мы узнали о жизни в Древней Руси или, например, о философских деятелях эпохи Античности. В книгах всех времен собраны удивительные факты, какими мы пользуемся до сих пор. Географические открытия, познания всех научных дисциплин, история той или иной нации – все это известно нам именно благодаря произведениям письменности.

Оценить роль литературы для каждого отдельного человека также не составляет труда. Для ребенка книга – первый источник знаний и толчок к развитию, не считая, конечно, его родителей. Благодаря детской литературе малыш учится мечтать, фантазировать и создавать в голове удивительные образы, развивает навыки общения и умственную деятельность. Все это очень важно в процессе социализации ребенка.

В школе обучение детей не может происходить без книг и учебников. Каждый раз ребенку нужно самостоятельно обращаться к учебникам по истории, биологии, физике и химии. Только там он может найти ценную информацию и расширить круг своих знаний.

Для взрослого человека книга служит источником вдохновения и ответов на многие жизненно важные вопросы. Кто-то ищет смысл жизни и приходит к философской литературе. Кто-то мечтает развить бизнес с нуля и выбирает в помощника книгу известного бизнесмена с его рассказами о достижении успеха. Некоторые с большой страстью читают книги по психологии и с помощью них раскрывают секреты успешных собеседований по работе и узнают о способах гармоничных отношений с окружающими. Книги с рецептами известных блюд, обзорами стран, с именами выдающихся мировых личностей – все это используется человеком постоянно. Что уж говорить про художественную литературу? К ней человек обращается в период душевных терзаний или одиночества и просто для того, чтобы отдохнуть и хорошо провести время.

Литература – это действительно очень ценный продукт, созданный человеком для человека. Ее роль в нашей жизни огромна, потому мы так тесно переплетаем любую нашу деятельность с книгой.

Книга пророка Иезекииля

Поэт (и вообще писатель), каким его представляет европейская культура, сохраняет в себе черты колдуна и пророка. Новалис и Малларме, Блок и Элиот не раз говорили о стихах как о своего рода магии, позволяющей вступать в контакт с высшими сущностями, обретать новое зрение и пробуждать дремлющие в мире силы.

Согласно этому древнему представлению, поэт не создаёт свои стихи, но как бы извлекает их откуда-то, где они уже существовали, как бы пишет под чью-то диктовку. Не случайно говорят о вдохновении: значит, кто-то «вдохнул» в поэта способность сказать то, что он сказал. На заре литературы Гомер призывает божество, дабы обрести поэтическое слово: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…». А вот как в XX столетии об этом говорит Иосиф Бродский: «То, что в просторечии именуется голосом Музы, есть на самом деле диктат языка… не язык является его (поэта. — Прим, ред?) инструментом, а он — средством языка к продолжению своего существования». На место божества ставится язык, но понимание поэзии как связи с иным уровнем бытия сохраняется.

Отдых и работа

О книгах, которые читают для развлечения, принято говорить пренебрежительно: «бульварное чтиво», «макулатура». Это и правда, и не совсем правда. Правда потому, что большая часть таких книг и впрямь написана ужасающе плохо: однообразно и примитивно. Не совсем правда, поскольку и серьёзная литература не из одних шедевров состоит, и развлекательная не вся бездарна. И ещё потому, что любая литература остаётся удовольствием.

Конечно, чтение детектива (даже если это роман Стаута или Кристи) и, скажем, Пруста — совсем разные занятия, и удовольствие здесь различной природы. Некоторые книги (например, Достоевского или Бёлля) «выматывают душу». Но ведь когда книга не нравится, её бросают, а раз продолжают читать, значит, и она тоже доставляет удовольствие.

Если развлекательное чтение — только отдых и удовольствие, серьёзная литература — это ещё и работа, работа души. Искусство вообще откликается на заложенную в человеке потребность в прекрасном. А восприятие красоты связано с душевным усилием: не зря его часто называют «восхождением» или «дорогой» к прекрасному. И для того чтобы совершить такое восхождение, нужны тренировки. Эстетическое чувство есть у каждого, но его следует развивать, иначе эталоном прекрасного останутся пошловатые песенки и дешёвые мелодрамы. Это нулевой уровень, и чтобы удержаться на нём, усилий не требуется. А движение вверх трудно. Более того, оно сделается и вовсе невозможным, если человек спросит: «Зачем мне это надо?». Пожалеть такого человека, готового всю жизнь довольствоваться подделками, можно, а вот ответить на его вопрос нельзя. Разве что старым афоризмом: «Если надо объяснять, то не надо объяснять».

Поделиться ссылкой

Магия и пророчество

Прежде чем стать художественным, слово было волшебным.

Злой дух, злой демон, злой призрак… да не коснутся моего тела, да не свирепствуют передо мною… Небом будь заклят, землёй будь заклят.

Ассирийская молитва против злых духов

В сознании древнего человека волшебной силой в какой-то мере обладало любое слово: назвать имя человека, зверя или духа уже значило позвать, окликнуть его. Но когда эту силу намеревались использовать, её старались увеличить. Заговоры и заклинания намеренно отдаляли от обыденной речи: они были ритмичны, в них использовались необычные речевые обороты и странные слова (либо устаревшие, либо иноязычные, либо специально придуманные). Магические тексты насыщались повторами звуков, грамматических конструкций и т. п. — всё это потом у колдовского слова унаследует слово поэтическое.

Когда первобытная эпоха осталась позади, на смену шаманам пришли пророки. Пророк — тот, чьими устами Бог или боги говорили с людьми (во всяком случае, в это верили и сами пророки, и их слушатели).

Пророческое слово тоже звучало необычно — приёмы, выработанные издревле, были усвоены:

Вне дома меч, а в доме мор и голод. Кто в поле, тот умрет от меча; а кто в городе, того пожрут голод и моровая язва. А уцелевшие из них убегут и будут на горах, как голуби долин; все они будут стонать, каждый за свое беззаконие.

Подобный материал:

  • Тема: «Графические редакторы». Цели урока, 407.46kb.
  • Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс, 270.07kb.
  • «Пляшущие человечки», 94.65kb.
  • Фолиант желаний или утренняя сказка дедушки-вампира, 118.88kb.
  • Протокол № от Юсупова Л. Я. Председатель ЦК горина, 527.64kb.
  • Кубок Мордора 2 Тур, 48.74kb.
  • Как жить и дружить с журналистами знаете ли вы, что такое паблик рилэйшенз, 716.77kb.
  • Вкакой памяти сохраняются программы bios? Какая информация сохраняется в энергонезависимой, 5.13kb.
  • Н. Нижегородцева новогодняя сказка, 700.06kb.
  • Часто встречающиеся дополнительные вопросы: Какие виды религий вы знаете?, 32.3kb.

Билет №2.

Вопрос №1. Что такое сказка? Какие виды сказок вы знаете? Расскажите о них.

Сказка

– произведение устного народного творчества, повествование, основанное на

вымысле. Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных.

Волшебная сказка

повествует о том, как главный герой сталкивается с какой-то бедой или трудностями и как он их преодолевает.

Мир волшебной сказки – мир особый, удивительный. Это мир сказочной фантастики.

В выдуманном царстве живут и действуют необычные герои: Баба Яга, Кощей Бессмертный, морской царь, царевна-лягушка. Но есть герои как будто и из реальной жизни: люди, животные. Но и они обладают в сказке фантастическими свойствами: необыкновенной силой.

Нравственный мир волшебной сказки.

Нравственность – это понятие о добре и зле, о том, что хорошо и что плохо в людях, в

отношениях между людьми, в их поведении.

Нравственный мир волшебной сказки не имеет национальных различий. Он общечеловеческий. Это прежде всего мир добра и доброты. Доброта сказки в том, что она защищает слабых и обиженных. Добро обязательно побеждает, а зло обязательно наказывается.

Нравственный мир волшебной сказки – это ещё и

мир справедливости

. Сказка разоблачает ложных героев и выявляет героев настоящих.

Сказка незаметно, но постоянно учит. Учит любить и жалеть, быть честным, верным, бескорыстным, ценить человека не по внешности, а по делам и поступкам. Учить уважать старших и вести себя достойно. «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок», — очень точно о сказке написал А.С.Пушкин

Бытовая сказка

и

з

ображает как будто обыкновенную жизнь, быт. Из бытовой сказки можно узнать, каким было крестьянское хозяйство, чем кроме земледелия занимались крестьяне и многое другое. Герои её – самые обычные люди (крестьянин, поп, барин, солдат и др.) И действуют они не в «тридесятом» царстве, а на русской земле, чаще всего в русской деревне.

В бытовой сказке осуждаются, высмеиваются ленивые, глупые, лживые люди.

Сказки о животных

– это один из самых древних видов сказки. Они древнее сказки волшебной и бытовой. Но до сих пор живут и не стареют.

И по образцу народных сказок о животных писатели и поэты разных стран сочиняют для детей занимательные истории, героями которых являются животные (книги Корнея Чуковского).

В сказке действует персонаж-хитрец и персонаж-глурец.

Билет №5.

Вопрос №2. Расскажите о художественных особенностях волшебной сказки. Приведите примеры из известных вам сказок.

Основные особенности волшебных сказок

Волшебные сказки обычно длинные, героев в них много, но по общим признакам их можно объединить. Персонажи волшебной сказки:

— главный герой (героиня)

— его противник

— даритель

— чудесный помощник

— чудесный предмет

Персонажи волшебных сказок делятся на две группы: к одной относятся положительные, к другой — отрицательные

Построение волшебной сказки:

Зачин

– эта часть сказки всегда обозначает место и время действия и знакомит с некоторыми героями.

Зачин – не только обязательная часть любой волшебной сказки, он ещё и оформляется в них одинаково: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицей…» или «Жили-были…». Его роль состоит в том, чтобы перенести слушателя в сказочный мир. Время и место действия, о которых говорится в зачине, неопределенны, более того — фантастичны. Это сразу показывает слушателям, что события, которые последуют далее, будут необычны.

Зачину иногда предшествует присказка, обычно шутливая, она украшает сказку. Она обычно ритмична и рифмована. Цель её —привлечь внимание слушателей к тому, о чем далее пойдет речь.

Основная часть

— рассказ о волшебных приключениях героев:

Появление препятствий или трудностей, обретение волшебных помощников или чудесных свойств ————————-а далее————————— преодоление трудностей

Концовка

– любая сказка имеет счастливый конец. В волшебной сказке этот конец особый: чаще всего герой женится на царевне и получает полцарства. «И стали жить да поживать, да добра наживать». Кроме обычной концовки бывает ещё шутливая: «Мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Она носит шуточный характер, ритмична, рифмована, переключает внимание слушателей от сказочного мира к реальному.

Кроме концовки может быть конечная присказка, которая иногда соединяется с концовкой: «Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мед-вино пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил ложку; кто легок на ножку, тот сбегай по ложку!»

Среди сюжетов русских волшебных сказок есть такие, которые особенно популярны, особенно любимы народом: «Конек-Горбунок», «Сивко-Бурко», «Финист — ясный сокол», сказки «Мальчик с пальчик», «Снегурочка», «Безручка», «Волшебное зеркальце».

  • Роль искусства на войне сочинение
  • Роль искусства в жизни современного человека сочинение
  • Роль иностранного языка в жизни человека сочинение
  • Роль знаков препинания в письменной речи сочинение рассуждение
  • Роль интонации в речи сочинение