Роль физической культуры в жизни человека сочинение

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования севастопольский государственный университет центр физическая культура и спорт кафедра физвоспитание и спорт реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Центр «Физическая культура и спорт»

Кафедра «Физвоспитание и спорт»

РЕФЕРАТ

«Роль физической культуры в жизни школьника.»

                                                                                 
Выполнил: студент группы

                                                          
ПО/фк-18-4-о                                    

Бабяк Василий Андреевич

Севастополь – 2021

Оглавление

1.Роль физической
культуры в жизни школьника.

В чем секрет действия
физических упражнений?

2. Важность уроков
физической культуры в школе

2.1 Проблемы в
преподавании физкультуры

2.2. Устаревшие
программы и методики

2.3 Кадровый вопрос

2.4 Материальная база

3. ВЫВОД

Список  литературы:

Термин «физическая культура»
появился в Англии в конце XIX века, но широкого распространения на Западе не
получил и вскоре был заменен термином «спорт» (sport),
происходит от «Disport» – игра,
развлечение.

         В 

России физическая культура появилась в
начале ХХ века и сразу была признана во всех советских инстанциях, прочно вошла
в научный и практический лексикон. В Москве в 1918 году был открыт Институт
физической культуры, выходил журнал «Физическая культура». Но после распада
СССР целесообразность использования термина «физическая культура» оспаривается.
Аргументом ПРОТИВ служит тот факт, что данный термин не используется в
большинстве стран мира, за исключением Восточной Европы, где более полувека
развитие физической культуры и спорта велось по образцу советской системы.
Некоторые предлагают заменить физическую культуру понятием «спорт». Более
грамотные считают, что физическая культура, это шаг вперед по сравнению с
западной спортивной наукой. Физическая
культура — это цель, а спорт – средство ее достижения
 (игры, соревнования).

Физическая
культу́ра
 — часть культуры, представляющая собой совокупность
ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и
интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его
двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной
адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического
развития.

Основным средством
физической культуры, развивающими и гармонизирующими все проявления жизни
организма ребенка, являются сознательные занятия разнообразными 
физическими упражнениями, большинство из
которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают
постепенность возрастания физических нагрузок от 
зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным
играм
и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и
всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В
сочетании с использованием естественных сил природы (
солнце, воздух и вода), гигиенических
факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая
культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм.
В процессе осознанной
двигательной активности развиваются заложенные в ребенке природой психофизические
способности.

Физические
упражнения –
это двигательные
действия, применяемые с целью физического совершенствования.


Физические
упражнения
 укрепляют
кости, связки, мышцы. Кости, мышцы становятся более крепкими, устойчивыми к
нагрузкам и травмам ребенка.

Постоянные физические упражнения удлиняют
мышцы, вырабатывают их способность лучше растягиваться. При постоянных
тренировках масса мускулатуры увеличивается, мышцы становятся более сильными,
нервные импульсы вызывают сокращение мышц большой силы. К активно работающим
мышцам притекает больше крови, капилляры в них значительно полнее расширены,
чем в мало работающих мышцах. Так усиливается питание и газообмен в мышцах,
отток вредных веществ из них. В процессе работы мышц улучшается их нервная
регуляция, происходит рост мышечных волокон, увеличение массы мускулатуры. 
         Сила мышц и прочность костей взаимосвязаны. При выполнении физических
упражнений кости становятся толще и соответственно развитые мышцы имеют
достаточную опору. Более крепким и устойчивым к нагрузкам и травмам становится
весь скелет. Хорошая двигательная нагрузка – необходимое условие нормального
роста и развития ребенка. Малоподвижный образ жизни вредит здоровью. Недостаток
движений – причина дряблости и слабости мышц. Физические упражнения, труд, игры
развивают работоспособность, выносливость, силу, ловкость и скорость, что так
необходимо для школьника.

Физические нагрузки следует подбирать с
учетом возраста и пола ребенка. Физические возможности в подростковом возрасте
ограничены. В этот период неравномерно развиваются кости, мышцы, внутренние
органы; не завершены процессы окостенения. 
Отмечена зависимость между двигательной активностью школьника и его умственным
развитием. Эта зависимость сохраняется и в жизни взрослого: чем больше он
активен физически, тем более он активен и продуктивен психически. Французский
мыслитель Ж. Ж. Руссо писал о воспитании ребенка: «Постоянно упражняйте его
тело; сделайте его здоровым и сильным, чтобы сделать умным и рассудительным».
Движения, особенно движения пальцев рук, сильно стимулируют развитие мозга. Чем
раньше в жизнь ребенка входят движения, тем больше успеха он достигает в общем
развитии.

На стене Форума в Элладе было высечено:
«Если хочешь быть сильным, — бегай, если хочешь быть красивым, — бегай, если
хочешь быть умным, — бегай». Справедливость этого изречения в настоящее время
доказана многими научными исследованиями. Они раскрывают значение движения для
развития и формирования ребенка, а также для различных сторон его психики и
физиологических процессов, протекающих в его организме.

Давно известно, что мышечная деятельность
оказывает влияние на внутренние органы ребенка, причем оно настолько, выражено,
что позволяет pacсматривать физические упражнения как рычаг, воздействующий
через мышцы на деятельность всех систем организма. Это дает возможность понять
механизм целого ряда нарушений, развивающихся в организме при гиподинамии –
ограничении двигательного режима школьника.

В чем секрет действия физических упражнений?

Когда мышечное волокно приводится в
состояние возбуждения, оно сокращается и производит определенную работу.
Состояние возбуждения является рабочим для мышечного волокна.

За возбуждением следует состояние
торможения, которое при более длительном возбуждении переходит в утомление:
Учеными доказано, что состояние торможения приводит в последующем к оживленным
процессам восстановления: организм жадно принимает питательные вещества,
которые поступают в него в форме пищи, и с их помощью восстанавливается.

Интересно, что восстановление
работоспособности органа после состояния возбуждения не только доходит до
исходного уровня, но и регулярно его превышает. Получается известное
сверхвосстановление. При этом работоспособность данного органа увеличивается.
Он приобретает возможность работать лучше и более длительное время. Если же
работа, физическая нагрузка проводится регулярно, то повышение
работоспособности утверждается, становится постоянным. Упражняемый орган
увеличивает свою массу и переходит на новый; более высокий функциональный
уровень. Он становится уже прочно более работоспособным. Это явление называется
рабочей гипертрофией.

Многочисленные исследования устойчивости
памяти, внимания у тренированных и нетренированных школьников позволили ученым
сделать вывод о прямой зависимости умственной деятельности от уровня физической
подготовленности. Высокая физическая тренированность обеспечивает сохранение
ряда показателей высшей нервной деятельности.

Большое значение имеют физические
упражнения, действие которых направлено на определенные органы. Например, при
задержке речи у ребенка помогает специальная гимнастика для рук, при плоскостопии
рекомендуется катание стопами по полу гимнастической палки. Таких
целенаправленных упражнений много, но их назначить, конечно, может только врач.

Результатом малоподвижного образа жизни
является и гипоксия (кислородная недостаточность), которая может стать причиной
многих заболеваний, снижения устойчивости организма и его резервных
возможностей в борьбе с утомлением и влиянием неблагоприятных факторов внешней
среды. Наиболее чувствительна к гипоксии кора головного мозга, очень страдает
от нее сердечно-сосудистая система. Экспериментально доказано, что
неработающая, бездействующая мышца потребляет мало кислорода. А ведь кислород
удаляет из организма продукты жизнедеятельности клеток – шлаки. Поэтому
недостаток кислорода приводит к самоотравлению организма, старению клеток.

Физические упражнения, совершенствуя
кровообращение, увеличивая содержание гемоглобина и миоглобина (участвующего в
дыхательных функциях), скорость отдачи кислорода кровью, значительно расширяет
возможности организма в потреблении кислорода, создавая основу для ликвидации
гипоксических явлений в органах и тканях. Систематическое выполнение физических
упражнений школьниками способствует значительному повышению уровня потребления
кислорода организмом в целом – а это важнейший фактор его активности, здоровья
и устойчивости к отрицательным воздействиям внешней и внутренней среды.

 Никогда еще проблема низкой
двигательной активности детей и подростков не стояла так остро, как сегодня.
Это обусловлено многими факторами, не последнее место среди которых занимает
всеобщая увлеченность школьников компьютерными играми и общением в социальных
сетях. Время, которое родители современных детей проводили в подвижных играх,
нынешнее подрастающее поколение просиживает за компьютером. Дефицит
двигательной активности при этом так велик, что 2-3 урока физкультуры в неделю
могут показаться каплей в море, не способной повлиять на физическое развитие
школьников. А если еще вспомнить участившиеся трагические случаи при сдаче
нормативов, то возникает вопрос: для чего нужна физкультура в школе? Может,
этот предмет лучше вообще исключить из школьной программы?

Такой радикальный подход к решению данной
проблемы не может быть признан разумным, это равносильно тому, чтобы предлагать
гильотину в качестве средства от головной боли. Необходимо не исключать
физкультуру, а сделать так, чтобы она приносила максимум пользы и стала для
ребят неотъемлемой частью образа жизни. А для этого потребуются фундаментальные
изменения в преподавании этого жизненно важного предмета.
Для нормального физического
развития растущему организму необходимо много и разнообразно двигаться,
желательно – на свежем воздухе. Это обеспечивает активное кровообращение,
достаточный приток кислорода ко всем органам, что создает наилучшие условия для
гармоничного развития всех систем организма.

С началом школьной жизни свойственная
детям естественная двигательная активность резко ограничивается. Вместо
подвижных игр на свежем воздухе, им приходится долго сидеть сначала на уроках в
душных классах, а затем дома, выполняя домашние задания. Компенсировать вред от
длительного нахождения в статичной позе помогают активные движения в перерывах
между занятиями и в выходные дни.

Однако современные реалии таковы, что
большинство детей и в свободное время остаются малоподвижными, предпочитая
пассивное проведение досуга. Причиной массовости этого явления, прежде всего,
является недостаточный родительский контроль. К сожалению, не все родители
понимают, как сильно физическое развитие детей и подростков зависит от
регулярной двигательной нагрузки.

Многие родители предпочитают видеть свое
чадо дома за компьютером, чем волноваться за его безопасность, отпуская играть
во двор. Не все имеют возможность и желание водить ребят в спортивные секции.
Большой проблемой является также неправильное питание детей, приводящее к
ожирению. Школьники с избыточным весом, как правило, малоподвижны. Это еще
больше усугубляет их отставание в физическом развитии.

Но не только родители виноваты в физической
слабости детей. Немалая часть вины в этом лежит на школе. Ведь низкий уровень
физической культуры большинства населения – это следствие отношения к
преподаванию этого предмета в школах. Родители, с детства усвоившие, что урок
физической культуры – это нечто неважное, второстепенное, и в детях своих будут
воспитывать пренебрежительное отношение к «физре».

Однако неважным и второстепенным не может
быть то, от чего напрямую зависит главная ценность для человека – его здоровье.
Мало кому после окончания школы пригодится знание интегралов или химических
формул, а вот осознание необходимости регулярной физической активности и
применение навыков ЗОЖ помогут сделать жизнь любого человека более здоровой,
долгой, плодотворной.

Именно в детские и подростковые годы закладывается
здоровье на всю жизнь. Поэтому так важно уделять максимум внимания физическому
развитию школьников. Для этого преподавание физкультуры необходимо вывести на
новый уровень, который будет соответствовать потребностям сегодняшнего времени.

2.1 Проблемы в преподавании физкультуры

На сегодняшний день преподавание
физической культуры в школе имеет множество проблем, это:

·       
устаревшие
методики обучения;

·       
недостаток
профессиональных, добросовестных специалистов;

·       
недостаточное
финансирование.

Если забота о здоровье подрастающего
поколения – это не пустой звук, то проблемы преподавания физкультуры в школах
необходимо решать и как можно скорее.

2.2. Устаревшие программы и методики

Одной из главных проблем преподавания
физкультуры в школе являются устаревшие программы и методики. При минимуме
часов, выделенных на уроки физкультуры в школе, от учеников требуют сдачи
нормативов, которые по силам немногим. Видимо, предполагается, что школьники
должны самостоятельно тренироваться во внеурочное время, чтобы подтянуть свои
спортивные показатели. Но такой подход является утопией, особенно, если учесть
нынешнюю повальную увлеченность школьников компьютерами и интернетом.

Задачей физического воспитания должна
стать не оценка физического развития детей, а само это развитие. Требование
сдачи нормативов от нетренированных детей не приносит никакой пользы, оно
способно причинить лишь вред здоровью, вплоть до трагических случаев, которые,
к сожалению, происходят все чаще.
Решением этой проблемы мог бы стать
индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий уровень его физического
развития. Занятия не должны вызывать перенапряжения и отрицательных эмоций,
только при таких условиях от них можно ожидать положительной динамики.
Необходимо сравнивать не учеников друг с другом, а достижения каждого ребенка
по сравнению с его прошлыми результатами.

Учитывая недостаточность времени,
выделяемого в расписании на уроки физкультуры, необходимо активно развивать
спорт в школе и вовлекать учеников в пришкольные спортивные кружки, на факультативные
занятия. Спортивные секции доступны не всем, к тому же занятия спортом,
направленные на достижение наивысших результатов, не всегда полезны для
здоровья. Факультативные занятия физкультурой в школах могли бы внести весомый
вклад в физическое развитие и укрепление здоровья детей.

2.3 Кадровый вопрос

Профессионализм и ответственное отношение
к своей работе важны для всех школьных педагогов, а для учителей физкультуры –
особенно. Ведь им доверено самое дорогое – здоровье и жизнь детей.

Увлеченность своей профессией и
способность пробудить в учениках интерес к занятиям физкультурой являются
ценными, но, к сожалению, редко встречающимися качествами. Для многих школьных
физруков характерно отсутствие энтузиазма и формальное отношение к работе.
Одной из основных причин этого является низкая зарплата и непрестижность
профессии учителя.

Повысив оплату труда школьных учителей
физкультуры до достойного уровня, можно было бы привлечь в эту профессию
хороших специалистов и повысить их заинтересованность в результатах своего
труда.

2.4 Материальная база

Сегодня среднестатистический спортивный
зал в школе по своей оснащенности не соответствует современным требованиям.
Большинство школ сталкиваются со следующими проблемами, вызванными недостатком
финансирования:

·       
отсутствие в
школах шкафчиков для хранения спортивной формы;

·       
отсутствие
душевых;

·       
устаревшее
оборудование спортзалов;

·       
нехватка
разнообразного спортинвентаря.

Отсутствие персональных шкафчиков для
хранения спортивной формы очень осложняет жизнь ученикам, поскольку им
приходится носить с собой в придачу ко всему объемные пакеты со спортивными
костюмами и обувью.

Для многих детей, в особенности –
подростков, становится проблемой невозможность помыться после интенсивных
физических упражнений. Из-за отсутствия душевых ученикам приходится надевать
школьную форму на потное тело и отправляться на следующий урок не в лучшем
виде. Для многих старшеклассников это является поводом к тому, чтобы уклоняться
от посещения уроков физкультуры.

Но самым неприятным следствием плохой
оснащенности спортзалов является то, что из-за нее часто не на должном уровне
оказывается техника безопасности на уроках физической культуры. Устаревшее
оборудование, отсутствие современных средств страховки могут стать причинами
травм учащихся. Для предотвращения небезопасных ситуаций проблемы с
оборудованием спортзалов школ необходимо решить в первую очередь.
Из-за
недостаточного снабжения школ спортивным инвентарем часто упускаются
возможности ознакомления учеников с различными видами спорта, которые могли бы
их заинтересовать. Доступность лыж, коньков, теннисных ракеток, байдарок,
силовых тренажеров значительно расширили бы круг школьников, желающих
приобщиться к физкультуре. То же самое касается и собственного бассейна,
который для большинства школ остается в разряде несбыточных мечтаний.

Современное содержание предмета физической
культуры в школе должно исходить из следующего условий:

·        
физическая
культура должна удовлетворять интересам общества во всестороннем физическом
развитии  школьников;

·        
физическая
культура должна использоваться как средство организации здорового образа жизни
человека, укрепления здоровья и поддержания долголетия;

·        
физическая
культура должна способствовать индивидуальному развитию культуры собственного
тела школьника, возможности активно включаться в разнообразные трудовые,
физкультурно-спортивные и культурные мероприятия;

·        
физическая
культура должна обеспечивать формирование знаний, умений и навыков в
организации и проведении самостоятельных форм занятий, чтобы использовать
физические упражнения для целенаправленного развития физических качеств,
двигательной подготовки и культуры движений, формирования осанки и
телосложения;

·        
физическая
культура должна развивать мышление, научить межличностному общению, уважению к
себе и окружающим, давать возможность для самовыражения и содействовать
самоопределению.

Существует множество способов
разнообразить проведение уроков:

·        
использовать
фронтальную, групповую или круговую организацию занятий;

·        
включать
различные новые физические упражнения;

·        
менять
обстановку, условия урока (например, переходить из спортивного зала на воздух);

·        
использовать
игровой и соревновательный методы, командные спортивные игры для повышения
двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической
культуры.

Игра – это привычная форма занятий для
школьников. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но
и способ развития. С помощью игр, требующих проявления двигательной активности,
ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движений, развивают
психические и физические качества, коммуникативные способности. На уроках с
младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель,
создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников, включает в
содержание урока программный учебный материал. Применяя такой метод, учитель
сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им образов
и выполнять соответствующую сюжету роль. С повышением возраста школьников
следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут
быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами, а затем
полностью соответствующие реальным требованиям.

Подвижные игры и занятия командными видами
спорта на уроках физической культуры развивают дух коллективизма,
сотрудничества.

Среди командных спортивных игр баскетбол
занимает одно из самых почетных мест. Он был придуман в конце ХIХ века
преподавателем физической культуры в американском колледже Спрингфилд. В
системе физического воспитания баскетбол приобрел огромную популярность из-за
экономической доступности игры, высокой эмоциональности, большого зрелищного
эффекта и самое главное, что эта игра благоприятно воздействовала на организм
человека. Баскетбол как нельзя лучше отвечает нынешнему времени. Трудно
отыскать еще такой вид спорта, в котором сочетаются скорость, выносливость,
сила, ловкость и самое главное ум. Баскетбол как нельзя лучше способствует
всестороннему физическому развитию, так как основу баскетбола составляют
простые естественные движения – прыжки, бег, передачи и броски.

Основу соревновательного метода составляет
рационально организованный процесс состязания, соперничества, борьба за
первенство и высокие достижения. Школьник соревнуется не только с другими, но и
с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в
подготовительных упражнениях. Соревновательный метод усиливает воздействие
физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных
возможностей организма, тем самым способствуя их наивысшему развитию.

Таким образом, физическая культура,
являясь частью культуры общей, способствует развитию и подготовке школьников к
дальнейшей самостоятельной жизни, а спорт является так называемой «школой
жизни». Ведь в спорте учатся не только играть в тот или иной вид игровой
деятельности (если речь идет об игровых видах спорта), но и работе в команде,
тактике, стратегии, учатся проигрывать и побеждать, отношениям с соперниками и
отношениям в своей команде (особенно в соревновательной деятельности),
принимать самостоятельные решения не только в игре, но и в жизни и многому
другому.

Занятия физической культурой и спортом
формируют здоровое честолюбие, чувство собственного достоинства, способность
держать удар, причем не только в спортивном зале, подводят к духу честной
конкуренции, что особенно важно для подрастающего поколения в современной
России.

Школьная физическая культура закладывает
основу для формирования личностных свойств, таких как трудолюбие, позитивная
активность, стремление не отставать от других. Это эффективное средство
направления энергии школьников в конструктивное русло. При этом поведение,
знания и умения, личный пример учителя физической культуры становятся для
школьников более значимыми ориентирами, чем наставления и назидания. И если
учитель физической культуры поможет сформировать у учащихся потребности к
постоянному самообразованию и самосовершенствованию, то им будет легче осознать
и принять для своей жизни такие социальные понятия, как дружба, равноправие,
справедливость, красота, право на интересную жизнь, свобода и счастье.

Таким образом, роль физической культуры в
жизни школьника неоспоримо велика, она способствует увеличению двигательной
активности, улучшению работы сердечно-сосудистой системы, мышц и укреплению
здоровья в целом.

1.    
Основы 
физической  культуры  [Электронный  ресурс]  — 
Режим  доступа.  —  URL:  
http://otherreferats.allbest.ru/sport/00182375_0.html  (дата  обращения 
20.03.2014  г.).

2.     Физическая культура. 3-4 классы.
Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС Анатолий Матвеев.

3.     Теория и методика физической
культуры. ФГОС Ольга Масалова.

4.    Физическая культура. 1-4 классы.
Подвижные игры. ФГОС Наталья Федорова
.

Реферат на тему: Физическая культура и спорт

Содержание:

Введение

Физическая культура и спорт выступают мощным средством социального становления личности человека, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также совершенствования профессионально значимых качеств, двигательной сферы и др. Таким образом, физическая культура и спорт являются важнейшим условием, а физическое воспитание — важнейшим средством всестороннего и гармоничного развития личности. Во всем мире люди по-разному видят роль физической культуры и спорта. Некоторые очень здорово относятся к физическому воспитанию и спорту, а некоторые даже считают это пустой тратой времени. Другие люди понимают значение спорта, и, к счастью, их больше, чем первых.     

Причем у каждого из них может быть разное отношение к физической культуре и спорту: кто-то предпочитает смотреть их по телевизору, кто-то просто предпочитает заниматься каким-то видом спорта или общефизической подготовкой, а для кого-то спорт — это средство к существованию. Среди последних могут быть действующие спортсмены, тренеры, врачи, директора различных спортивных обществ, спортивные попечители и т. д. И каждый из них вносит свой вклад в развитие спорта на нашей планете. 

Хочу отметить, что именно физическая культура и спорт любого уровня наиболее полезны для человека и даже для общества. Поэтому развитие физкультуры и спорта в стране всегда будет актуальным. 

Проблема физической культуры и спорта в современном обществе привлекла внимание таких специалистов, как Л.И. Лубышева, Н.Н. Визит, А.Г. Антилиев, И.А. Арнольдов, С.Н. Артановский, М.М. Бахтин, А.Д. Боронников, В.Н. Горелова, В.В. Левченко и другие.         

В то же время предлагаемая тема еще недостаточно изучена. Эти вопросы исследуются достаточно узким кругом специалистов, более того, одним из основных недостатков обсуждаемых и решаемых проблем является локальный характер их исследования, отсутствуют работы, в которых исследования проводились бы одновременно на теоретическом и практическом уровнях. 

Истоки современного спорта

Согласно признанному определению, спорт является неотъемлемой частью физической культуры, средством и методом физического воспитания, а также системой организации соревнований по физическим упражнениям. Однако четкая формулировка не раскрывает сути этого сложного явления, возникновение и необходимость которого в жизни человека является предметом дискуссий на протяжении многих веков. 

В трудах философов-материалистов появление спорта относится к развитию трудовой активности, а также к стремлению людей найти эффективные способы формирования лучших физических и духовных качеств. И все же связь спорта с религиозным культом более реальна, хотя эта позиция верна лишь в отношении нескольких эпох и народов. Одним из основных ритуалов большинства языческих народов было посвящение (от латинского Initiation — совершение таинств), то есть посвящение молодых людей во взрослую жизнь, сопровождавшееся различными формами физической подготовки. В древнегреческой и этрусской цивилизациях соревнование было частью погребального культа. Славяне и немцы устраивали турниры в честь живых героев; в Элладе они были посвящены Зевсу, Посейдону, Аполлону и небесным покровителям политики.     

Если рассматривать современный спорт с точки зрения протестантской культуры, то можно сослаться на мнение немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920), который связывал физическую активность с настроениями капиталистической эпохи. Он считал, что приверженцев протестантской веры отличает тяга к образованию, к благополучию жизни, зная, что успех — признак Божественной благодати. Таким образом, достижение успеха стало культом, и спорт предоставил для этого большие возможности.  

Вероятно, современный большой спорт возник и сложился как замена религии, поскольку уже с конца XIX века христианство (прежде всего католицизм) ослабило свои позиции, а потребность в различных формах веры осталась. Церковная идеология плавно превратилась в спорт, где сложился другой, новый культ с другими героями, служителями, адептами, с уникальной системой ценностей. В спорте есть свои фетиши, ритуалы и новые формы воздействия на массы.  

Несмотря на резко противоположные мнения о сущности спорта, как древних, так и современных, историки и философы не отрицают его эстетической ценности, выражая единодушное мнение в вопросе отношения человека к своему телу, следовательно, к формам физической активности. В этом аспекте спорт и искусство имеют общие генетические и корни, но их место в системе человеческих ценностей неодинаково. 

В разных цивилизациях стремление к физическому совершенствованию основывалось на разных идеях. Итак, в Западной Европе спортсменов двигала жажда победы, результата, подавления соперника. Восточные виды спорта были направлены на духовность, нравственное очищение, которое иногда достигалось силовыми методами. И не меньше, в любом случае, физическая нагрузка на эстетическое отношение человека к себе, к обществу, к миру в целом. По утверждениям немецкого философа-идеалиста Георга Вильгельма Гегеля (1770-1831), сначала греки создавали себе красивые образы, поэтому их первыми произведениями стали спортсмены, то есть люди, сумевшие довести собственное тело до совершенства. искусства.    

Обобщая противоречивые мнения, можно утверждать, что спорт сформировался после того, как человек осознал свое превосходство над остальным миром, свою самодостаточность и осознание широты своих возможностей. Со временем спорт стал одной из форм свободы человека и как таковой получил всеобщее признание. 

Современные аналитики связывают происхождение спорта с развитием городской культуры, видя ее истоки в необходимости физического совершенствования, в традиционных формах отдыха и в новых возможностях проведения досуга. Древние спортсмены рассматривали соревнования как одну из форм поклонения богам — создателям физической формы человека. В отличие от древних, современный спорт появился как побег от скуки. Изначально его движущей силой была страсть и, в значительной степени, коммерческий интерес.   

Королевские скачки в Англии, сыгравшие значительную роль в возникновении и развитии мирового спорта, стали ярким примером меркантильного отношения к физической культуре. Термин тренировка возник в британских конюшнях и первоначально означал подготовку лошадей к соревнованиям. Скачки собрали огромные толпы публики, которые пришли не только повеселиться, но и сделать ставку, сделав ставку. Искусственно подогретое возбуждение, разжигающее страсти. Часто приводили к потасовкам, которые привлекали внимание публики не меньше, чем сами соревнования. Постепенно захватывающие стычки накаленных болельщиков стали регламентироваться правилами, которые превратили обычные драки в полноценное зрелище.     

К сожалению, современный спорт сформировался не только на гуманистических идеях Просвещения. Большинство спортивных изданий в Англии восемнадцатого и девятнадцатого веков содержали сообщения о скандалах, ставках, денежных выигрышах и наградах. Новые виды спорта легко переняли правила ипподрома. Именно тогда ярко проявилась коммерческая сторона современного спорта.   

Вместе с тем сложилась обратная тенденция: спорт как вид развлекательной, игровой деятельности человека, уставшего от повседневных забот. В этом качестве зародились охота, собачьи бои, игры в мяч, катание на лодках. Поскольку возможности для физического совершенствования не было, такие упражнения были просто приятным и полезным времяпрепровождением. Помня о оздоровительном эффекте физических нагрузок, европейские аристократы основали клубы верховой езды, собирающиеся узким кругом на яхтенных гонках.   

На ранней стадии развития современный спорт разделился на два противоположных типа: профессиональный (борцы-наемники) и любительский, первоначально представленный джентльменским спортом. Взаимосвязь этих компонентов физической культуры определяет историю современного спорта, хотя в последнее десятилетие ХХ века любительский спорт практически прекратил свое существование. Джентльменский спорт — естественное следствие наличия свободного времени у богатых слоев общества. Еще в средние века активный отдых был признаком достатка, высокого социального статуса, становясь незаменимым элементом хорошего воспитания. В виде игр и физических нагрузок такой вид спорта стимулировал жизненный тонус, но не требовал чрезмерных усилий, что считалось его главным преимуществом.     

Древний спорт прекратил свое существование в 393 году до нашей эры. е., когда было запрещено проведение Олимпийских и всех других спортивных игр. Раннее средневековье ознаменовалось полным упадком физической культуры. Слабое сходство с древним культом здорового тела появилось на рубеже 1-2 тысячелетий. Это выражалось в стремлении к активному образу жизни посредством азартных игр, аристократических развлечений и военной подготовки. Церковь укрепила в сознании паств идеальный образ — бестелесного страдальца, презирающего собственное тело, с устремленными вверх мыслями.     

Начало Возрождения ознаменовалось появлением в образе Homo universal — универсального человека, робко обращавшего внимание на собственную личность. В трудах ярого схоласта Фомы Аквинского (1226 — 1274) телесность человека представлена ​​как инструмент души, своеобразный материал для творчества. Такое вольнодумство было недопустимо несколькими десятилетиями ранее, когда тело называлось не иначе как тюрьмой души.  

Начиная с 15 века в наиболее развитых странах школьникам предлагали уроки физкультуры. Известно, что в 1407–1422 годах в Падуе действовала частная школа физических упражнений. Однако идейное содержание Возрождения привело к незначительному изменению человеческого сознания, поэтому спорт тогда не стал явлением культуры и не получил должного развития.  

Для современного человека, уже осознавшего свою изначальную свободу, искусство сыграло огромную роль, заняв особое место в его духовной жизни. С ослаблением религиозного влияния искусство открыло людям красоту окружающего мира, а также позволило им увидеть свое тело в ином качестве. 

При этом, если в древности эталоном служил сам человек, то через 10-15 веков идеальный образ имел нематериальное, вторичное, преимущественно художественное содержание. Греческий спорт преобладал в культуре, то есть считался выше искусства, представляя творцом материал и средства. Средневековое искусство, напротив, поднялось до небывалых высот, создавая образы настолько значимые, что поэзия, живопись и скульптура определяли существование человека, побуждая его активно совершенствовать свое тело и дух.  

Возникновение специальных учреждений по физическому воспитанию и формирование спортивных отношений стало закономерным историческим закономерностью современной эпохи. Спорт стал восприниматься как высшее достижение древней цивилизации. Учитывая новые возможности, он выразился в простой и понятной форме — признании высокой ценности телесной красоты.  

Увлечение античным искусством в эпоху Возрождения, естественно, вызвало интерес к полузабытому спорту. Попытку возродить Олимпийские игры впервые предпринял итальянец М. Паллигери. Один из его трактатов (около 1450 г.) положил начало многовековым спорам о роли физической культуры в жизни общества.  

Инициатором возрождения античных игр и одним из организаторов олимпийского движения был барон Пьер де Кубертен (1863-1937). Великий французский гуманист, педагог, историк, поэт, общественный деятель посвятил свою жизнь олимпийской идее, захватившей его во время учебы на философском факультете Сорбонны. Активная деятельность Пьера де Кубертена привела к Международному атлетическому конгрессу, который собрался 16 июня 1894 года в зале Сорбонны. После недели дебатов участники конгресса объявили об историческом решении возродить Олимпийские игры, установив точную дату и место проведения Первых Олимпийских игр — Афины, 1896 год.   

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что история спорта очень богата интересными и красивыми событиями. Еще в древности люди соревновались в различных соревнованиях. Спорт всегда был для человечества хорошей альтернативой, способствующей мирной и здоровой жизни.  

Проблемы спорта в России

По словам президента России, сейчас только 14,8% населения страны занимается спортом, а если говорить о взрослых россиянах, то только 7,6% занимаются этим регулярно. Чтобы переломить эту ситуацию, президент поручил правительству изменить стратегию в области физической культуры и спорта до 2020 года, которая станет частью стратегии на 2020 год. 

Сейчас в России около 232 тысяч спортивных объектов. Однако это число еще не достигло уровня начала 1990-х годов, когда только на территории РСФСР, не говоря уже о Советском Союзе, их насчитывалось до 239 тысяч. 

В целом, несмотря на улучшение многих показателей развития физической культуры и спорта с 2002 года, население обеспечено спортзалами только на 49,6% от государственного стандарта.

Очевидно, что даже цифра — 232 тысячи — не соответствует реальному положению вещей. Даже если предположить, что в последнее время количество объектов действительно стремительно росло, невозможно поверить, что люди обеспечены спортивными площадками так же, как в советское время. Не исключено, что многие из 232 тысяч объектов не используются по назначению или функционируют далеко не в полном объеме.  

Даже спорт, который на первый взгляд кажется успешным, по сравнению с зарубежными сородичами, можно считать беспризорником. Например, российская легкая атлетика — наименее оснащенный вид спорта: Наша основная летняя база находится в Адлере, мы проводим там весну и осень. Раньше она находилась в ведомственном ведении, а теперь перешла в частные руки. Нынешний собственник начал строительство. стадион с хорошим покрытием. Вроде бы мы должны радоваться, но оказалось, что строительство гостиницы, без которой хороший комплекс не будет работать, все еще находится на стадии согласования. И даже если этот вопрос будет решен и все получается, мы еще в Адлере в гостях. 

Он видит основную проблему недофинансирования строительства спортивных объектов в том, что действующее законодательство четко не определяет, кто должен выделять средства на их строительство. На практике строительство спортивных объектов часто финансируется из муниципальных бюджетов, с которыми сложно справиться. 

В среднем на содержание современного многофункционального спортивного комплекса необходимо около 19 миллионов рублей в год. Колоссальный спад в развитии студенческого спорта при отсутствии такого предмета, как физическая культура, почти в половине вузов страны. 

Из-за неразвитости физкультуры и спорта в школах и вузах здоровье подрастающего поколения резко ухудшилось. По данным Минздравсоцразвития, более 80% школьников страдают гиподинамией и ведут малоподвижный образ жизни. В последние годы доля здоровых детей снизилась до 32%. Число школьников до 14 лет, страдающих хроническими заболеваниями, напротив, увеличилось на 42,5%. А в возрасте от 14 до 17 лет — более чем на 60%.    

Взрослые также страдают от недостатка физической активности. По данным Минздравсоцразвития, с 2007 года количество людей, страдающих профессиональными заболеваниями, увеличилось на 40%. 

Проблема не только в ухудшении здоровья молодых людей из года в год, но и в нехватке квалифицированных тренеров. И в этом смысле даже самые процветающие виды спорта, приносящие множество олимпийских наград, такие как, например, борьба, оказываются проблемными. Социальная защищенность детских тренеров — это нелепо, и ни один уважающий себя человек не может жить на те деньги, которые сегодня платят детским тренерам.  

Сейчас средний возраст тренеров — 50 лет, и их пока не взяли на замену. Только 14 университетов по всей стране готовят специалистов в этой области. А те, кто их оканчивает, просто не идут работать в спортивные школы из-за низкой зарплаты и отсутствия перспектив.  

Социальная значимость спорта в современном мире

Спорт пронизывает все уровни современного общества, оказывая широкое влияние на основные сферы общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, социальный статус, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. В подтверждение этого тезиса можно процитировать слова известного спортсмена А. Волкова: … спорт сегодня является главным социальным фактором, способным противостоять вторжению дешевой культуры и вредных привычек. Это лучшая погремушка, способная отвлечь людей от текущих социальных проблем. Это, пожалуй, единственный клей, способный склеить всю нацию, что не удается ни религии, ни даже политикам.    

Действительно, спорт обладает мощной социальной силой. Долгое время политики рассматривали спорт как национальное увлечение, способное объединить общество единой национальной идеей, наполнить его своеобразной идеологией, желанием людей добиться успеха, побеждать. 

Социологические опросы населения, особенно молодежи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует исходное представление о жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех и достижение успеха. Стремление быть первым, победить не только соперника, но и себя.  

Люди, прошедшие школу спорта, убеждены, что спорт помог им развить веру в собственные силы и возможности, а также умение ими пользоваться. Спорт учит жертвовать ради достижения цели. Уроки, извлеченные юными спортсменами на спортивной площадке, также помогают в жизни. Многие спортсмены утверждают, что именно спорт сделал их человеком, способным быть личностью. Через спорт реализуется принцип современной жизни — полагайся на себя. Это означает, что достижение успеха зависит, прежде всего, от личных, индивидуальных качеств: амбиции, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков.      

В ряде наук о человеке и обществе ведущее место отводится социологии — науке о социальном мире, социальных отношениях и личностных взаимодействиях.

Поэтому каждому, кто работает в сфере физической культуры и спорта, крайне необходимо не только хорошо знать способы, методы и формы спортивной подготовки, другие особенности профессиональной деятельности, но и понимать жизненные интересы и социальные отношения людей, на основу которых составляют группы, сообщества, общество и глобальное сообщество.

В социологии физической культуры как молодой науки существующие подходы к оценке значимости спорта в современном обществе в настоящее время пересматриваются. Новые социально-экономические условия развития общества поставили проблемы формирования новых ценностей ориентации, образов поведения, смыслов и стилей жизни для занятий физической культурой и спортом. 

Одна из основных проблем социальной физической культуры и спорта — формирование ценностного отношения общества и личности к физкультурно-спортивному образу жизни.

В настоящее время физическая культура и спорт — это многофункциональное социальное явление. Это связано с тем, что данная сфера деятельности касается воспитания человека — основного элемента производительных сил общества. Физическое движение осуществляется под непосредственным влиянием социальных отношений, складывающихся между людьми, проникает не только в сферу культуры, но и в другие важные стороны жизни: политику, экономику и др. Физическая культура и спорт, как явление общественной жизни., характеризуются как специфической, так и общекультурной, а также оздоровительной и воспитательной функциями. Все эти функции тесно взаимосвязаны, переплетаются между собой, разделение их условно, поисковое по своей природе. Первый должен включать: развитие физических характеристик, удовлетворение социальных и естественных потребностей в физической активности и оптимизацию на основе физического состояния.    

Особое значение имеет состояние здоровья. Здоровье человека определяется как биологическими, так и социальными факторами и имеет, можно сказать, двойную детерминацию. Физическая культура и массовый спорт способствуют профилактике и сокращению ряда заболеваний.  

Общекультурные связи возникают в результате его многосторонних связей с другими социальными явлениями. Основная цель и важный фактор приобщения населения (особенно молодежи) к регулярным занятиям физической культурой и спортом — всестороннее и гармоничное развитие личности. Физическая культура и спорт используются как средства защиты и укрепления здоровья человека с раннего детства до старости. Использование средств физической культуры и спорта в жизненном процессе помогает предотвратить самые разные заболевания. Сохранение здорового образа жизни имеет особое значение для улучшения здоровья населения.     

Спорт предоставляет возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Рекреационно-оздоровительная функция спорта положительно сказывается на функциональных возможностях человеческого организма, особенно ярко это проявляется в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических физических упражнений, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является источником положительных эмоций, он выравнивает душевное состояние детей, позволяет снять умственное переутомление, заставляет познать мышечную радость. Особенно велика его роль в устранении негативных явлений гиподинамии у детей.    

Важная роль отводится современному спорту и работе со взрослым населением. Это средство оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным резким снижением двигательной активности в трудовой деятельности и в повседневной жизни. Спорт — одна из популярных форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это проявляется в массовом спорте, где не ставится цель достижения высоких спортивных результатов. Функция социальной интеграции и социализации человека в спорте является одним из самых мощных факторов вовлечения людей в социальную жизнь, привязанности к ней и формирования опыта социальных отношений у студентов. Исходя из этого, важна его роль в процессе социализации личности.     

Спортивное движение как массовое общественное движение приобрело важное значение как один из факторов социальной интеграции, то есть сближения людей и их объединения в группы, организации, союзы, клубы на основе общих интересов и действий, направленных на их удовлетворение. Спорт давно занял одно из ведущих мест в международном общении. Неудивительно, что международные спортивные связи выросли в нашу эпоху до глобальных масштабов, а такие формы спортивного движения, как спорт для всех и олимпийское движение, стали широчайшими международными тенденциями нашего времени.  

Изучение отношения различных социальных категорий населения к физической культуре и спорту имеет большое значение для совершенствования организации и управления физкультурным движением.

Такое отношение можно определить как социальную связь с конкретными условиями физкультурного движения, с его реальной практикой.

Эффективность отношения людей к физической культуре и спорту заключается в их устойчивом, практическом участии в физкультурно-спортивном движении, в приобретении и использовании в жизненной практике определенного уровня физического развития и соответствующих знаний в этой области.

Отношение населения к физической культуре и спорту определяется, прежде всего, рядом социальных факторов, которые стимулируют их потребность в занятиях спортом, формируют физкультурно-спортивные интересы, а также определяют конкретные цели и мотивы в этой сфере деятельности.

Следовательно, истинную природу и значение спорта в обществе, его продвинутое глубокое понимание можно познать только с учетом постоянного расширения мировоззрения, изменяющегося под влиянием научно-технической революции и социально-экономических условий, в в связи с возникновением экологической проблемы, а также учащением опасных и аварийных ситуаций. Поэтому важно раскрыть глобальную роль физической культуры в развитии общества, связанную не только с сохранением здоровья и физической подготовленности человека, но и, прежде всего, с формированием целостной, многогранной личности. 

Педагогическое значение спорта в обществе

Хотя термин спортивная педагогика, используемый для обозначения самостоятельной научной дисциплины, относительно молод, некоторые из наиболее важных проблем и направлений этой науки возникли, в принципе, очень давно.

Первые следы их открытия находятся в античной философии. Наряду с Аристотелем Платон особое внимание уделял вопросам педагогики, сформулированным в рамках его обширной философской системы мысли, которая до нашего времени во многом способствовала развитию педагогики, связывая ее с общефилософскими взглядами на жизнь и мировоззрение. Мир. Опираясь на свою философско-педагогическую систему, Платон в уравновешенных, тщательно продуманных и в ряде случаев тесно связанных с нашими современными формулировками доказывает необходимость спортивного воспитания, конечно, без применения понятия спорт. и спортивное воспитание. Нет, он говорил о гимнастике и гимнастическом образовании.   

Жан-Жак Руссо — и в этом его неоспоримая заслуга в области педагогики — задает вопрос о целях самого образования как такового, не рассматривая его как средство реализации вне педагогических задач. При этом его в первую очередь интересует период детства, о котором в его адрес звучали и звучат восторженные отзывы, прославляющие его как первооткрывателя этой фазы человеческой жизни. Он считал ребенка — в отличие от сложившейся на протяжении веков практикой — не незаконченной карикатурой на взрослого, а полноценным существом. Такое отношение к ребенку предполагает уважение к нему как к независимому человеку со своим миром чувств. Ребенок уравнивается в правах со взрослым, он в определенной степени раскрепощен. Для Руссо, страстного борца за человеческую свободу, это почти само собой разумеющееся. Но это еще не все — открыв ребенка, Ж. Ж. Руссо раскрывает еще и юношу, юношу (второе рождение — начало юности), и вместе с тем — телесную природу человека.      

Хотя еще до Руссо было известно, что человек является существом, обладающий не только духом и разумом, а также чувствительность, Жан-Жак Руссо впервые в контексте педагогической теории современности провозглашено и обосновал идею острая необходимость в физкультуре. Особенно впечатляющим свидетельством этого феномена является его утопический роман Эмиль (1762), где он излагает теорию естественного воспитания, которое, как он надеялся, исцелит пороки его времени. 

Дальнейшая важная реставрационная работа, которая способствовала формированию спортивной педагогики в том виде, в каком она существует сегодня, была проведена Альтроком, Местером, Л. Димом, Ханебутом, Бернеттом, Шмитцем, Группой, Хекером и другими в Германии, Гролом., Рекла и другие. в Австрии. Все они прилагали и прилагают усилия для укрепления позиций физического воспитания, спорта и игры в системе наук.  

Педагогика занимается объектами (системами), основным элементом которых является человек. Одним из важнейших каналов поступления информации в такую ​​систему является обучение. 

Целевая направленность современных педагогических программ вполне определенно подтверждает необходимость формирования физической культуры личности детей, школьников, студентов, тем самым обосновывая философско-культурный подход к организации учебного процесса по физическому воспитанию.

Основными показателями физической культуры как свойств и характеристик личности являются: забота о поддержании в норме улучшения своего физического состояния, его различных параметров (здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных способностей); разнообразие средств, используемых для этой цели, умение эффективно их использовать; утвержденные и реализованные на практике идеалы, нормы, модели поведения, связанные с уходом за телом и физическим состоянием, уровень знаний о теле, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и способах их применения; степень ориентации на заботу о своем физическом состоянии; готовность помочь другим людям в их выздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого соответствующих знаний, навыков и способностей.    

Теоретической основой физического культурного воспитания являются педагогические принципы его организации: гуманизация, поливариантность и многообразие, гармонизация содержания физкультурно-спортивной деятельности.

Технологическая основа физкультурного воспитания — активный подход, новое понимание образовательного подхода, приоритет эмоционального аспекта физкультурно-спортивной деятельности, эффект удовольствия и успеха.

Содержание физического воспитания включает три основных направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (телесное) воспитание.

Суть социально-психологического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребности-активного отношения к развитию ценностей физической культуры. Положительный эффект социально-психологического воспитания будет достигнут, если личностные ценности физической культуры будут ощущаться человеком, поняты и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации будут поддерживаться активными физкультурно-спортивными занятиями. 

Содержание интеллектуального образования предполагает возможность формирования в человеке комплекса теоретических знаний, охватывающего широкий спектр философских, медицинских и других аспектов, тесно связанных со знаниями о физической культуре.

Валеологическое образование. В основе обучения лежат информационные и практические подходы к формированию здорового образа жизни: знакомство детей с разнообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, повышение потребности в здоровом образе жизни. 

Здоровье человека — проблема, которая вышла далеко за рамки медицинской науки. По мнению ряда ученых, сохранение здоровья полностью зависит от отношения самого человека к этому драгоценному дару природы, от его образа жизни и поведения. Никто и ничто не может помочь сохранить здоровье, приумножить его или, наоборот, потерять, как это делают сами люди. Мы с удивлением видим примеры поведения детей, казалось бы, из самых благополучных семей. Наркомания, алкоголизм, проституция процветают в экономически благополучных обществах.    

В связи с этим возрастает роль валеологического образования, ключевой проблемой которого является процесс формирования физической культуры человека.

Олимпийское образование. Одним из способов реализации гуманитарного образования, проповедующего приоритет общечеловеческих нравственных и духовных ценностей, является использование всего содержания идей олимпизма. Физическое и духовное совершенствование личности, полнокровная и активная жизнь человека, здоровье, здоровый образ жизни, дух соревнования, уважение и сопереживание — вот общечеловеческие ценности, лежащие в основе физической и спортивной культуры. Олимпизм обладает той объединяющей силой, которая позволяет обогатить процессы физического воспитания и спортивной подготовки философией, объединяющей, как указано в Олимпийской хартии, в уравновешенное целое достоинства тела, воли и разума. Олимпизм — это социокультурное явление, основанное на принципах демократии, гуманизма, либерализма, на общечеловеческих моральных и этических ценностях. Он объединяет процессы образования, воспитания и культуры, тем самым создавая предпосылки для формирования олимпийской культуры, основанной на гуманитарных и гуманистических ценностях физической культуры и спорта.     

Спортивная педагогика дает представление о необходимости подготовки профессиональных грамотных специалистов, которые смогут на основе сформированных процессов саморазвития, самосовершенствования разрабатывать проекты по разрешению любой проблемной ситуации обучения и воспитания в своей физкультурно-спортивные занятия.

Особые ценности спорта

Сегодня невозможно найти единую сферу деятельности человека, не связанную с физической культурой и спортом, поскольку физическая культура и спорт являются общепризнанными материальными и духовными ценностями общества в целом и каждого человека в отдельности.

Не случайно с годами все чаще говорят о спорте как о самостоятельном социальном явлении, но и как о стабильном качестве человека. Феномен личностного спорта до конца не изучен, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций. 

Спорт как явление общей культуры уникально. Именно он, по мнению В.К. Бальсевича, представляет собой естественный мост, позволяющий связать социальное и биологическое развитие человека. Более того, как NN Visits — это самый первый и основной тип культуры, который формируется в человеке. Спорт может существенно повлиять на состояние тела, психики, статус человека.     

Исторически сложилось так, что физическая культура развивалась, прежде всего, под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем, с формированием систем обучения и воспитания физическая культура стала основным фактором формирования моторики и умений. 

Говоря о ценностном потенциале спорта в современном обществе, необходимо иметь в виду два уровня ценностей: социальный и личностный, а также представлять механизм трансформации социальных ценностей в личную собственность каждого человека.

К социальным ценностям спорта относятся особые знания, накопленные человечеством, спортивный инвентарь, технологии спортивной тренировки, методы оздоровления, лучшие образцы двигательной активности, спортивные достижения — все, что было создано людьми для физического совершенствования, оздоровления и оздоровления. организация здорового образа жизни. Особенно важно подчеркнуть важность намеренных ценностей для общества, которые определяют значимость и престиж спорта среди других социальных явлений. Финансирование, правовая база, формирование положительного общественного мнения — вот основные показатели, характеризующие уровень значимости целенаправленных ценностей спорта в данном обществе.  

При этом по этому показателю во многом можно судить о степени цивилизованности общества, развитости культуры страны в целом.

Личностный уровень усвоения ценностей спорта определяется знаниями человека в области физического совершенствования, моторики и умений, способностью к самоорганизации здорового образа жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на физическую культуру и спорт. виды деятельности.

Развитие мобилизационных ценностей спорта имеет особое значение для человека. Они помогают человеку выжить в экстремальных ситуациях, которые не так уж редки в жизни современного общества: болезни, травмы, экологические кризисы, аварии — это неполный перечень ситуаций, когда человеку особенно необходимы высокоразвитые двигательные качества и способности. Физкультурно-спортивная деятельность способствует мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма, косвенно влияя на создание резерва, своеобразного резерва реагирования на нестандартные внешние воздействия, требующие срочной мобилизации функциональные силы человека.  

Конкретные ценности спорта очень интегрируемы и изменчивы. Прежде всего, это касается воспитательной ценности спорта. Мы часто называют спорт школой характера, школа эмоций, а школа воли, школа честной игры , тем самым подтверждая, эмоциональные, нравственные и эстетические ценности спорта. В соответствии с В широком олимпийском движении возрастает значение спорта как фактора социальной интеграции и укрепления международных отношений. Спорт уже давно занимает одно из самых видных мест в международном общении благодаря своим коммуникативным свойствам. Язык спорта не требует перевода, он понятен и доступен, поскольку основан на общепринятой человеческой логике.     

Говоря о ценностном потенциале спорта, нельзя не отметить важность накопленного в спорте опыта в познании резервных способностей человека. Осваивая все новые, ранее неизведанные рубежи, раздвигая границы человеческих возможностей, спорт несет в себе одну из важнейших и незаменимых социальных ценностей. 

Характеризуя социальную ценность спорта, важно помнить о его значительном экономическом значении. Недаром сейчас развернулась такая ожесточенная борьба за право на организацию и проведение Олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, других престижных соревнований. Экономическая важность спорта доказана давно. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, начиная от здоровья нации и заканчивая финансовыми доходами от коммерческой стороны спорта.   

Содержание ценностного потенциала физической культуры и спорта не ограничивается указанными выше характеристиками. В процессе развития общества физическая культура и спорт, наряду с другими социальными явлениями, постоянно расширяют границы своего влияния на жизнь людей. Однако структура современного ценностного потенциала остается относительно стабильной, что позволило нам сделать первую попытку его анализа и классификации.  

Таким образом, в основу современной системы усвоения ценностей физической культуры и спорта необходимо заложить теоретические концепции, определяющие инновационные подходы и новые педагогические технологии, сформированные в теории физической культуры.

Значение спорта и физического воспитания в нашей жизни

Физическая культура и спорт в нашей жизни имеют такой серьезный и видимый смысл, что говорить об этом просто не приходится. Каждый может самостоятельно проанализировать и оценить важность физического воспитания и спорта в его жизни. Но в то же время нельзя забывать, что физкультура и спорт в нашей жизни имеют общегосударственное значение, в этом поистине сила и здоровье нации.  

Физкультура и спорт в нашей жизни — воспитание тяги к ним должно начинаться с детства, продолжаться на протяжении всей жизни и передаваться из поколения в поколение. Как минимум, ежедневная гимнастика, пусть даже всего 15 минут в любое удобное для вас время, должна стать такой же привычкой, как мытье лица по утрам. Максимум: постарайтесь все время проводить в движении. В свободное время играйте в подвижные игры с детьми или с любимым животным, при движении в общественном транспорте напрягайте и расслабляйте мышцы тела, на работе делайте активный перерыв каждые два часа. Постарайтесь стать активнее, и вы сразу почувствуете, что такое физическая культура и спорт в нашей жизни.    

Ни для кого не секрет, что большинство из нас — обычные люди, отнюдь не спортсмены. Итак, каковы преимущества физических упражнений и спорта для нашей жизни? Во-первых, они позволяют легко справляться даже со значительными физическими и моральными, умственными нагрузками, с которыми так или иначе сталкиваются все мы. Нетренированный человек, даже если он молод и здоров, имеет мало преимуществ перед спортсменом, даже пожилым. Возьмем простой пример: подъем по лестнице. Если вы всегда катаетесь на лифте, то подъем вызовет у вас одышку, учащенное сердцебиение и в целом будет очень утомительно. А если вы привыкли ходить, то без раздумий бегайте по лестнице. Вы также легко справитесь с любыми другими действиями, недоступными тем, кто отрицает важность физкультуры и спорта в нашей жизни.       

Другой пример: вам внезапно и срочно нужно сделать отчет. Обученный человек соберется, сосредоточится и выполнит работу в кратчайшие сроки. Человек, привыкший проводить свободное время перед телевизором, конечно же, тоже подойдет. Но отвлекаться ему придется часто и надолго, чтобы отогнать сонливость и усталость. И, возможно, ему даже придется употребить допинг в виде, например, кофе.       

Во-вторых, физкультура и спорт в нашей жизни тренируют мышцы, систему кровообращения, силу, выносливость тела. А, значит, положительно влияют на иммунитет, здоровье, молодость и красоту, сохраняют трудоспособность и активный образ жизни на долгие-долгие годы. В частности, работоспособность сердца, главного виновника нашей жизнеспособности, напрямую зависит от силы и развития мускулов. Сердце — это тоже мышца, которую можно и нужно тренировать.   

В-третьих, физкультура и спорт в нашей жизни полезны людям как умственного, так и физического труда. Первые часто ведут малоподвижный образ жизни, что приводит к различным деформациям скелета и позвоночника, снижению скорости обмена веществ и, конечно же, к развитию заболеваний. Физкультура и спорт в нашей жизни помогут им всегда быть в тонусе. Последние часто задействуют в своей работе только определенные группы мышц. Для них физическая культура и спорт в нашей жизни помогут сбалансировать нагрузки и предотвратить асимметричное развитие мышц тела.    

Заключение

Итак, в данной работе мы рассмотрели значение спорта в современной многогранной жизни, проблемы спорта в России, характер спортивной педагогики, а также область историографии спортивной педагогики, показали педагогическую и социальную роль спорта. что очень важно в наше непростое время. Но необходимо иметь в виду, что возможности в спорте для реализации гуманистических культурных ценностей не реализуются автоматически, особенно в полной мере. В зависимости от конкретной ситуации, конкретных исторических условий, под влиянием различных факторов содержание, характер, направленность, значимость спорта меняются, на первый план выходят его гуманистические ценности или преобладают античеловеческие явления, культурный потенциал используется в в большей или меньшей степени и т. д.  

Поэтому для правильной оценки современного спорта необходимо четко различать его гуманистический потенциал и степень, в которой этот потенциал реализуется на практике, а также те ценности, связанные со спортом, которые только провозглашаются (декларируются), и те, которыми люди действительно руководствуются в своем реальном поведении.

Наконец, важно учитывать не отдельные факты, касающиеся влияния спорта (соревнований) на человека и отношения между людьми, все их разнообразие.

Как видим, спорт — это многогранная активная жизнедеятельность, вошедшая в жизнь человека как один из основных факторов их влияния. Спорт — это досуг, развлечение, бизнес, здоровье и защита. Спорт и физическая культура стали частью жизни каждого человека, что позволяет нам расслабляться, веселиться, отдыхать, укреплять собственное здоровье, зарабатывать деньги и защищать себя и близких. Спорт прочно вошел в нашу жизнь, каждый человек уже задумывается о пользе спорта, развитие спорта становится приоритетной задачей для многих государств. Спорт стал той стремительной силой, которая развивает мировосприятие общества в направлении здорового образа жизни. Спорт и физическая культура, безусловно, должны развиваться и стать двигателями общественного прогресса, с помощью которых человек встанет на естественный путь здоровья.     

Список литературы

  1. Ф. Брокгауз, И. Ефрон. Энциклопедический словарь в современной версии. Москва, 2007
  2. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физическая подготовка в воздухе. Москва, 1981
  3. В. Н. Яшин. Здоровый образ жизни. Москва, 2000   
  4. Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта / Под ред. П.В. Крашенинников. — М.: Единство-Дана, Закон и Закон, 2003
  5. Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта / Под ред. Крашенинникова П.В. — М.: Единство-дана, Право и право, 2008

pencil

Узнай стоимость на индивидуальную работу!

iconЦены в 2-3 раза ниже

iconМы работаем
7 дней в неделю

iconТолько проверенные эксперты

Готовые работы

/
Эссе

/ Физическая культура

/ Эссе на тему: «Формирование здорового образа жизни студентов посредством физической культуры»


Тип
Эссе

Предмет
Физическая культура

ID (номер) заказа
1520631


ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
О заслуге физической культуры в жизни людей известно всем. Она способствует формированию здорового образа жизни, а также укрепляет все виды здоровья. Организм человека, занимающегося физической культурой, способен защищаться от каких-либо отрицательных факторов той среды, которая окружает человека.
Перед тем как говорить о формировании здорового образа жизни посредством физической культуры, стоит рассмотреть основные понятия, связанные с данной темой и разобраться в этом.
Физической культурой называется область социальной деятельности, которая занимается сохранением и укреплением здоровья человека. Помимо этого физкультура развивает психофизические способности во время процесса осознанной двигательной активности. Именно за счет физической активности, проявленной во время занятий спортом и физической культурой, у человека формируется здоровый образ жизни (он обуславливает сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом).
Разумеется, в современное время, когда всё подвержено быстрому и постоянному развитию, человеку нужнее умственный труд, нежели физический. Но если оградить свою жизнь одного из них, человеку будет достаточно тяжело полноценно существовать. Нарушение какого-либо вида труда приводит к ослаблению организма во многих проявлениях. Чтобы этого избежать, человеку необходимо формировать свой образ жизни. А для этого следует включить в свою жизнь занятия физической культурой и спортом.
Занятия физической культурой развивает человеческий организм и формирует образ жизни в целом. В первую очередь формирование происходит за счет того, что у человека укрепляется здоровье. То есть, при занятиях физкультурой улучшается жизнедеятельность всего организма. Рассмотрим влияние физической культуры на определенные функции организма человека:
1.Опорно-двигательный аппарат. Физическая культура несет своим последствием улучшение и укрепление костей человека, а также увеличение мышц в объёме. Кроме того, снабжение мышц больше обогащается кислородом, появляются новые сосуды. Занятия спортом на постоянной основе способствуют предотвращению разнообразных заболеваний, связанных с органами опоры и движения.
2.Нервная система. Физическая культура улучшает координацию движений, вырабатываются новые рефлексы, увеличивается скорость процессов нервной системы. Мозг начинает быстрее реагировать на какие-либо раздражители внешней среды.
3.Дыхание. Занятия физкультурой требуют от человека больше кислорода, нежели в обычное время. От этого легкие становятся ёмкими, поскольку объем воздуха, поступающий в органы дыхания, увеличивается в несколько раз.
4.Иммунитет и улучшение состава крови. Люди, занимающиеся спортом, подвержены меньшему риску заболеваний. Это обусловлено появлением большого количества эритроцитов и лимфоцитов. Именно они способны устранить какие-либо вещества, несущие негативный характер, в организме.
5.Психическое здоровье…


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Роль физической культуры в жизни человека сочинение Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +

Новых работ ежедневно

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы Роль физической культуры в жизни человека сочинение

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован Роль физической культуры в жизни человека сочинение

avatar

Иванна

Экономика

Маркетинг

Информатика

icon

95578
рейтинг

icon

2433
работ сдано

icon

1119
отзывов

avatar

Ludmila

Математика

Физика

История

icon

86521
рейтинг

icon

4920
работ сдано

icon

2189
отзывов

avatar

icon

64204
рейтинг

icon

1760
работ сдано

icon

1107
отзывов

avatar

Константин Николаевич

Высшая математика

Информатика

Геодезия

icon

62710
рейтинг

icon

1046
работ сдано

icon

598
отзывов

Отзывы студентов о нашей работе

Арина

РАНХиГС

Очень ответственный и отзывчивый исполнитель! Выбираю не в первый раз и всегда довольна ре…


starstarstarstarstar

Комила

РГГУ

Спасибо огромное вам Алина! Отличная работа, следующий раз сразу же буду обращаться к вам.


starstarstarstarstar

Кристина

СГАУ им Королева

и в тысячный раз спасибо. рекомендую. очень часто пользуюсь помощью Татьяны и всегда резул…


starstarstarstarstar

arrow

Очень ответственный и отзывчивый исполнитель! Выбираю не в первый раз и всегда довольна результатом. Все очень быстро и качественно. Рекомендую!)


arrow

arrow

Спасибо огромное вам Алина! Отличная работа, следующий раз сразу же буду обращаться к вам.


arrow

arrow

и в тысячный раз спасибо. рекомендую. очень часто пользуюсь помощью Татьяны и всегда результативно


Кристина

СГАУ им Королева


starstarstarstarstar

arrow

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн Роль физической культуры в жизни человека сочинение

Решить 4 задачи

Решение задач, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 9 янв.

Решение задач

Решение задач, Математическое моделирование

Срок сдачи к 12 янв.

??

Решение задач, Математика и основы экономики

Срок сдачи к 7 янв.

3 Задачи

Решение задач, Гражданское право

Срок сдачи к 8 янв.

Сделать лабораторную

Лабораторная, Лингвистическое и программное обеспечение систем, информатика, программирование

Срок сдачи к 12 янв.

planesplanes

Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!


Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

  • Роль цивилизации в рассказе господин из сан франциско
  • Роль философии в жизни человека сочинение рассуждение
  • Роль философского знания в формировании самосознания личности сочинение
  • Роль учителя в организации учебного процесса сочинение
  • Роль учителя в рассказе фотография на которой меня нет