Роль эпизода экзамен митрофанушки действие 4 явление 8 в комедии сочинение

Митрофан и простакова влияние на митрофана отца и дяди обучение митрофана почему митрофан является центральным персонажем? денис фонвизин написал комедию

Митрофан и Простакова
Влияние на Митрофана отца и дяди
Обучение Митрофана
Почему Митрофан является центральным персонажем?
Денис Фонвизин написал комедию «Недоросль» в 18 веке. В ту эпоху в России действовал указ Петра I, предписывающий, что юношам до 21 года без образования было запрещено вступать на военную и государственную службу, а также жениться. Молодые люди до этого возраста в данном документе назывались «недорослями» – это определение и легло в основу названия пьесы. В произведении главным героем является Митрофанушка-недоросль. Фонвизин изобразил его как глупого, жестокого, жадного и ленивого юношу 16 лет, который ведет себя как маленький ребенок, не желает учиться и капризничает. Митрофан является отрицательным персонажем и самым смешным героем комедии – его несуразные высказывания глупость и невежество вызывают смех не только у читателей и зрителей, но и у других героев пьесы. Персонаж играет важную роль в идейном замысле пьесы, поэтому образ Митрофана-Недоросли требует подробного анализа.

Митрофан и Простакова

В произведении Фонвизина «Недоросль» образ Митрофанушки тесно связан с темой воспитания, так как по сути именно неправильное воспитание стало причиной злонравия юноши и всех его отрицательных черт.
Его мать – Госпожа Простакова – необразованная, жестокая, деспотичная женщина, для которой главными ценностями являются материальные блага и власть. Свои взгляды на мир она переняла у родителей – представителей старого дворянства, таких же необразованных и невежественных помещиков как она сама. Полученные через воспитание ценности и взгляды передала Простакова и Митрофану – юноша в пьесе изображен «маменькиным сынком» – он ничего не может сам, за него все делают слуги или мать. Получив от Простаковой жестокость по отношению к слугам, грубость и мнение, что образование занимает одно из последних мест в жизни, Митрофан перенял еще и неуважение к близким людям, готовность обмануть их или предать ради более выгодного предложения. Вспомним, как Простакова уговаривала Скотинина взять Софью в жены, чтобы по сути избавиться от «лишнего рта». Тогда как новость о крупном наследстве девушки сделало ее «заботливой воспитательницей», якобы любящей Софью и желающей ей счастья. Простакова во всем ищет свою корысть, поэтому и отказала Скотинину, ведь при женитьбе девушки и Митрофана, во всем слушающего свою мать, деньги Софьи перешли бы ей.
Юноша такой же корыстный, как Простакова. Он становится достойным сыном своей матери, переняв ее «лучшие» черты, чем и объясняется финальная сцена комедии, когда Митрофан бросает лишившуюся всего Простакову, уходя служить к новому владельцу деревни Правдину. Для него старания и любовь матери оказались ничтожны перед авторитетом денег и власти.

Влияние на Митрофана отца и дяди

Анализируя воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» нельзя не упомянуть о фигуре отца и его влияния на личность юноши. Простаков предстает перед читателем как безвольная тень свой жены.
Именно пассивность и желание передать инициативу кому-то более сильному и перенял у отца Митрофан. Парадоксально, что Правдин отзывается о Простакове как о глупом человеке, однако в действии пьесы его роль настолько незначительна, что читатель не может до конца понять, так ли он глуп на самом деле. Даже то, что Простаков упрекает сына, когда Митрофан бросает мать в конце произведения, не указывает на него, как на персонажа с положительными чертами. Мужчина, как и остальные, не пытается помочь Простаковой, оставаясь в стороне, таким образом снова показывая пример безвольности и безинициативности сыну – ему все равно, как было все равно, пока Простакова била его крестьян и по-своему распоряжалась его имуществом.
Второй мужчина, который повлиял на воспитание Митрофана – его дядя. Скотинин, по сути, представляет собой личность, которой юноша мог бы стать в будущем. Их даже сближает общая любовь к свиньям, чье общество им намного приятнее, чем общество людей.

Обучение Митрофана

По сюжету описание обучения Митрофана никак не связано с основными событиями – борьбой за сердце Софьи. Однако именно эти эпизоды раскрывают многие важные проблемы, которые освещает в комедии Фонвизин. Автор показывает, что причиной глупости юноши является не только дурное воспитание, но и плохое образование. Простакова, нанимая учителей Митрофану, выбирала не образованных умных преподавателей, а тех, кто меньше возьмет. Отставной сержант Цыфиркин, недоучка Кутейкин, бывший конюх Вральман – ни один из них не мог дать Митрофану достойного образования. Все они зависели от Простаковой, а потому не могли попросить ее уйти и не мешать вести урок. Вспомним, как женщина не давала сыну даже подумать над решением арифметической задачи, предлагая «свое решение». Разоблачением бесполезного обучения Митрофана становится сцена беседы со Стародумом, когда юноша начинает придумывать собственные правила грамматики и не знает, что изучает география. При этом неграмотная Простакова тоже не знает ответа, но если учителя не могли посмеяться над ее глупостью, то образованный Стародум открыто осмеивает невежество матери и сына.
Таким образом, Фонвизин, вводя в пьесу сцены обучения Митрофана и разоблачение его невежества, подымает остросоциальные проблемы обучения в России в ту эпоху. Дворянских детей учили не авторитетные образованные личности, а рабы, знающие грамоту, которым нужны были гроши. Митрофан – одна из жертв такого старопомещицкого, отжившего себя и, как подчеркивает автор, бессмысленного образования.

Почему Митрофан является центральным персонажем?

Как становится понятно из названия произведения, юноша является центральным образом комедии «Недоросль». В системе персонажей он противопоставляется положительной героине Софье, которая предстает перед читателем умной, образованной, уважающей родителей и старших людей девушкой. Казалось бы, почему автор сделал ключевой фигурой пьесы безвольного, глупого, с совершенно негативной характеристикой недоросля? Фонвизин в образе Митрофана показал целое поколение молодых российских дворян. Автора волновала умственная и моральная деградация общества, в частности, молодых людей, которые перенимали устаревшие ценности от своих родителей.
Помимо того, в «Недоросле» характеристика Митрофана – это сборный образ негативных черт современных Фонвизину помещиков. Жестокость, глупость, необразованность, подхалимство, неуважение к другим, корыстолюбие, гражданскую пассивность и инфантильность автор видит не только в незаурядных помещиках, но и в чиновниках при дворе, которые также забыли о гуманизме и высокой морали. Для современно читателя образ Митрофана – это, прежде всего, напоминание о том, какой становится личность, когда перестает развиваться, учиться новому и забывает о вечных человеческих ценностях – уважении, доброте, любви, милосердии.
Подробное описание Митрофана, его характера и образа жизни поможет учащимся 8-9 классов при подготовке доклада или сочинения на тему «Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль»»
«Недоросль» характеристика Митрована в комедии Фонвизина – сочинение по теме | источник

На чтение 19 мин. Просмотров 37 Опубликовано

Кульминация (от лат. “culmen”-вершина, высшая точка) – это точка наивысшего напряжения, подъема, развития действия. В пьесе Островского “Гроза” таким действием является конфликт Катерины против старого Калиновского уклада жизни, а также любовная линия сюжета, внутренняя борьба чувства долга к Тихону и искренней любви к Борису.

В шестом явлении четвертого действия сцена покаяния главной героини становится точкой накала как общественного, так и любовного конфликтов.

Подсказку к тому, что именно эта часть является кульминацией, дает нам сам автор, указывая на раскаты грома, что предшествуют грозе.

Данный эпизод начинается со слов Кабанихи: “Куда прячешься, глупая! От бога-то не уйдешь!”, она намекает на то, что судьбы Катерине все равно не избежать, а сцена, когда Тихон, Марфа и Варвара окружают Катерину, становится переломным моментом, точкой накала обоих конфликтов. Девушка больше не способна держать все в себе и, наконец, рассказывает обо всех своих грехах. В том момент она испытывает различные чувства: страх перед грозой и Кабанихой, муки совести перед Тихоном, обиду за предательство Бориса.

Невозможность решения общественного и внутреннего конфликтов заставляет главную героиню покончить жизнь самоубийством.

Кульминация по пьесе Гроза (Островский А. Н.)« Детская мечта сочинениеСочинение “Что значит быть современным человеком” »8-62469c67cd78810a3476f513bcbb202a41020aeccfa4fca4bec074ed89f011a6.png

Крылов Егор

Кульминация — это самый напряжённый и важный эпизод в произведении, обнажающий различие во взглядах, отношениях действующих лиц. 

Кульминацией пьесы А. Н. Островского «Гроза» можно считать признание главной героини в совершении греха. Катерина прилюдно признаётся в измене мужу. Надвигающаяся гроза, раскаты грома вселяют в душу женщины страх. Слова появившейся барыни о том, что красота ведёт к беде и что за всё в жизни приходится платить, подталкивают Катерину к самоубийству. Гроза в душе героини и гроза природная становятся предвестниками покаяния.

Пожаловаться Опубликовано 27.02.2014 — 13:21 —

Контроль знаний

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngzachet_po_tvorchestvu_ostrovskogo.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

Зачёт  по теме: «Творчество А.Н.Островского».

Задание №1: С каким журналом в начале своей литературной деятельности сотрудничал А.Н.Островский?

а) «Москвитянин»;                                      б) «Современник»;

в) «Отечественные записки»;                     г) «Библиотека для чтения».

Задание №2: А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды, какой именно:

а) помещичье-дворянской;                        б) купеческой;

в) аристократической;                                г) крестьянской.

Задание №3: Высшим критерием художественности А.Н.Островский полагал реализм и народность в литературе. Как вы понимаете термин «народность»?

а) Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа.

б) Литературные произведения, рассказывающие о жизни народа.

в) Проявление в произведении национальной литературной позиции, на которую опирается автор в своих произведениях.

Задание №4: К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора)?

а) комедия;                                                       б) драма;

в) трагедия;                                                       г) лирическая драма;

д) трагикомедия.

Задание №5: Назовите основной конфликт пьесы «Гроза»:

а) конфликт между поколениями (Тихон и Марфа Игнатьевна);

б) внутрисемейный конфликт между деспотичной свекровью и непокорной невесткой (Катерина и Марфа Игнатьевна);

в) столкновение самодуров и их жертв;

г) конфликт между Катериной и Тихоном.

Задание №6: Определите вид конфликта в пьесе «Гроза»:

а) философский;            б) социальный;               в) идеологический;                                          г) внутренний;               д) семейный.

Задание №7:Какие герои (с точки зрения конфликта) являются центральными в пьесе?

а) Борис и Катерина;                                        б) Катерина и Тихон;

в) Дикой и Кабаниха;                                        в) Борис и Тихон;

д) Марфа Игнатьевна Кабанова и Катерина.

Задание №8: Выделите из списка персонажей, которые представляют

1) «тёмное» царство                                          2) «жертвы»

а) Дикой; б) Катерина; в) Тихон; г) Феклуша; д) Борис; е) Кабаниха; ё) Варвара;

ж) Кудряш.

Задание №9: Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» назвал Бориса «образованным Тихоном». Почему?

а) Борис и Тихон принадлежат к одному сословию;

б) Борис лишь внешне отличается от Тихона;

в) Борис очень резко отличается от Тихона.

Задание №10: В пьесе «Гроза» показана жизнь патриархального купечества, дикого, ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его:

а) Кулигин;          б) Кудряш;     в) Варвара;    

г) Катерина;         д) Борис.

Задание №11: Савёл Прокофьевич Дикой не участвует в основном конфликте пьесы «Гроза». Для чего Островский ввёл это действующее лицо?

а) чтобы противопоставить Кабанихе;

б) чтобы создать целостный образ «тёмного царства»;

в) чтобы оживить пьесу;

г) чтобы подчеркнуть удаль и размах русского купечества.

Задание №12: Почему события в пьесе «Гроза» происходят в вымышленном городе?

а) автор не хотел обидеть жителей реального города;

б) автор стремился подчеркнуть, что события, произошедшие в городе Калинове, вымышленные;

в) автор стремился подчеркнуть типичность картины русской провинциальной жизни;  

г) автор стремился подчеркнуть уникальность города Калинова.

Задание № 13: Кульминацией пьесы «Гроза» можно считать эпизод:

а) расставание Катерины с Тихоном;

б) признание Катерины перед жителями города Калинова в неверности мужу;

в) встречи с Борисом;

г) прощание с Борисом;

д) эпизод с ключом от калитки.

Задание №14: Катерина признаётся при людях Тихону в своём «грехе». Что заставило её сделать это?

а) чувство стыда;

б) страх перед свекровью;

в) желание признанием искупить вину перед Богом и муки совести;

г) желание уехать с Борисом.

Задание №15: Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Н.А.Добролюбова, является проявлением:

а) духовной силы и смелости;

б) духовной слабости и бессилия;

в) моментного эмоционального взрыва.

Задание №16: К какому жанру можно отнести пьесу «Бесприданница»?

а) социальная комедия;                                  б) историческая драма;

в) трагедия;                                                      г) психологическая драма;

д) трагикомедия.

Задание №17: Сколько дочерей у Хариты Игнатьевны Огудаловой?

а) одна;             б) две;            в) три;              г) четыре.

Задание №18: Какова роль Карандышева в пьесе «Бесприданница»?

а) герой-любовник;                                          б) «маленький человек»;

в) «коварный искуситель»;                              г) роковой герой.

Задание №19: Какая сцена является кульминационной в пьесе «Бесприданница»?

а) сцена, в которой Паратов упрекает Ларису в столь быстром забвении;

б) сцена обеда в доме Карандышева;

в) сцена спора Кнурова и Вожеватова о Ларисе;

г) сцена убийства Ларисы.

Задание №20: А.Н.Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр?

а) Художественный театр;                                 б) Малый театр;

в) театр «Современник»;                                    г) Большой театр.

Дополнительное задание.

Каким героям принадлежат следующие фразы:

Пьеса «Гроза»

1. «Не очень-то нынче старших уважают».

2. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

3. «Да я и не хочу своей волей жить».

4. «Да здесь всё как будто из-под неволи».

5. «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было».

6. «Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

7. «Точит она его теперь, как ржа железо».

Пьеса «Бесприданница»

  1. «Да, с деньгами можно дела делать, можно. Хорошо тому, у кого денег-то много».
  2. «Не приписывайте моего выбора своим достоинствам».
  3. «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно».
  4. «Эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует».
  5. «А легко-то ничего не добудешь, всю жизнь и останешься ни с чем. И притворяйся и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь».
  6. «Она меня поняла, оценила и предпочла всем».
  7. «Если скажу: орёл, так проиграю; орёл, конечно, вы».

Ключ к тесту по творчеству А.Н.Островского.

  1. а
  2. б
  3. а
  4. б
  5. в
  6. г, д
  7. д
  8. 1) а, г, е;       2) б, в, д, ё, ж.
  9. б
  10. г
  11. б
  12. в
  13. б
  14. в
  15. а
  16. г
  17. в
  18. б
  19. б
  20. б

«5» — 28-25

«4» — 24-20

«3» — 19-14

Дополнительное задание:      14-12 – «5»  11-9 – «4»   8-6 – «3»

«Гроза»

  1. Кабаниха
  2. Варвара
  3. Тихон
  4. Катерина
  5. Варвара
  6. Катерина
  7. Варвара

«Бесприданница»

  1. Кнуров
  2. Лариса
  3. Паратов
  4. Кнуров
  5. Харита Игнатьевна
  6. Карандышев
  7. Кнуров

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по драме Островского «Бесприданница»

Разработка урока в 10 классе по драме Островского «Бесприданница»  с презентацией к уроку…

Имена и фамилии в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

  Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах А.Н.Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес кла…

Тест по драме Островского «Бесприданница»

Электронный тест по драме островского «Бесприданница»…

Интернет-урок «Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» как духовное завещание, размышление художника о будущем России»

Цели урока:  Образовательная: приобщить учащихся к философским и духовным поискам А.Н. Островского, познакомить с творческими поисками в музыке, живописи и литературе во второй половине 19 ве…

Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс

Деловая игра – зачет….

Урок — аргументированная беседа Осуждение нравственной слабости, эгоизма, приспособленчества в пьесе А.Н. Островского «Гроза» Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского

Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского…

Отзывы родителей на методическую разработку » Общественный зачет зачет как эффективная форма проверки качества знаний учащихся по русскому языку и литературе»

Отзывы родительского сообщества  на МР…

  • Мне нравится

Действие 2. В доме Кабанихи

Мы становимся свидетелями действа в доме купчихи Кабанихи. Странница Феклуша беседует с дворовой девкой Глашей. Юродивая хвалит щедрость дома Кабановых и пытается заинтересовать слушающих примитивными выдумками об укладе жизни в «дальних странах». Иронично изображает шарлатанство пьеса Островского «Гроза». Краткое содержание по главам нам показывает и настоящую виновницу трагедии.

Дочь купчихи Варвара беспечно играет роль сводни. Ее невестке Катерине понравился племянник Дикого, Борис. Муж Катерины Тихон уезжает по делам. Его сестренка, жизненные убеждения которой – «все можно, если концы в воду», собирая братца в дорогу, одновременно подговаривает к измене его жену, Катерину. Для этого она придумала хитрую «комбинацию» с подменой ключа матери от калитки.

Катерина по-своему пытается сохранить верность мужу. Просит Тихона взять ее с собой. А когда тот отказывает, то она, как водилось в народе, пытается связать себя клятвой, через которую не сможет перешагнуть. Но недалекий Тихон и тут прерывает ее.

Тема

В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.

Читайте также:  Почему автор называет Печорина «героем времени»? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

История Чичикова – сочинение по теме

Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы – «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.

Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Действие 1. Характеристика города Калинова

Первое действие происходит в саду, разбитом на волжском берегу. Беседуют инженер-самоучка Кулигин с конторщиком купца Савела Прокофьича Дикого — Ваней Кудряшом. Позже к их разговору присоединяется образованный племянник Дикого – Борис. Мы слышим от них емкую и нелицеприятную характеристику порядков в этом уездном городе. Здесь процветает самодурство Дикого, с одной стороны, и ханжеская мораль купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой (по прозвищу Кабаниха), с другой. Дикий, как очевидно, планирует присвоить часть наследства, принадлежащую Борису. В городе процветают хамство и иезуитство. Его проповедуют самые зажиточные горожане. Если Савел Прокофьич нагло, с криком и руганью обирает своих работников, постоянно не доплачивая им жалованье, то Марфа Игнатьевна третирует своих домашних (невестку Катерину, сына Тихона и дочь Варвару) более тонко – постоянными упреками и поучениями. При этом каждый свой выпад Кабаниха может объяснить «по понятиям»: мол, так заведено и т. д. Ее мораль «непробиваема». Неслучайно с этой нелицеприятной оценки устоев города начинается «Гроза». Краткое содержание по действиям в дальнейшем целиком опирается на это емкое описание.

Действие 5. Трагедия

«Может ли счастье быть там, где царят унижения и ханжество?» — незримо слышим мы риторический вопрос драматурга, читая краткое содержание. «Гроза» по действиям тщательно прорисовывает образы героев, давая им исчерпывающую характеристику. Пьяный Тихон беседует с Кулигиным. Рассказывает, как беспробудно пил во время поездки в Москву, о том, что за измену «немного побил» Катерину. (Так мама велела.) Радуется, что Бориса дядюшка Савел Прокофьич отправляет в Сибирь. Из его слов мы узнаем, что Варя сбежала к Кудряшу от самодурства мамы Марфы Игнатьевны.

В это время Катерина ищет встречи с Борисом. Увидев его, уговаривает взять ее в поездку в Сибирь. После отказа она кротко просит молодого человека молиться о ее грешной душе. Но даже это не пронимает слабовольного молодого человека. Глубоко показательна его последняя фаза: «Эх, кабы сила!» Это фраза полного морального банкрота. Катерина же не хочет возвращаться в опостылевший дом Кабанихи, прыгает в Волгу и тонет в ней. Кулигин обвиняет Марфу Игнатьевну и Тихона в немилосердном отношении к Катерине. Тихон же винит мать, себя считая несчастным.

Действие 3. Свидание

Свидание Катерины и Бориса – главная идея этого эпизода драмы, его краткое содержание. «Гроза» по действиям происходит в разных местах провинциального Калинова. Видна улица перед домом Кабанихи. Вначале пьяный Савел Прокофьевич «сцепляется» с купчихой. Правда, «одного поля ягоды» вскоре примиряются. Затем им на смену выходит философствующий Кулигин, потом целующаяся парочка — Кудряш и Варвара. Чрезмерно инициативная Варя назначает Борису от имени Катерины встречу вблизи сада Кабановых в овраге. И наконец, происходит само свидание. Причем Кудряш с Варварой и Борис с Катериной назначают его в одном том же месте. Правда, потом пары расходятся.

Катерина пылко признается Борису в любви. Однако, как видно, у того отношение к любви меркантильное, потребительское. Не понимает он, а скорее всего, и не может понять, какое сокровище – душа Катерины. Не прошел он испытание любовью, мелкий человечишка. Ослепленная чувством Катерина, конечно же, не замечает этих нюансов.

Опубликовано 08.12.2011 — 12:44 —

Образец анализа эпизода пьесы А.Н.Островского «Гроза». Умение делать анализ драматического произведения, Знание  основных литературоведческих понятий, умение находить их в тексте.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pnganaliz_epizoda_dramaticheskogo_proizvedeniya.doc 33 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ эпизода драматического произведения

(6-е явление 4 действия драмы А.Н.Островского «Гроза»)

               Кульминацией пьесы А.Н.Островского «Гроза» является 6 явление 4 действия.  Сцена всенародного покаяния главной героини – наиболее напряженный момент развития конфликта и в душе Катерины, и в ее столкновении со свекровью, Марфой Игнатьевной Кабановой. На наших глазах происходит борьба живого и свободного чувства с религиозным страхом и нравственным долгом замужней женщины.  Назревание этого конфликта показано в предшествующих эпизодах: в разговоре Бориса с Варварой о возможном признании Катерины, в репликах прохожих о том, что «гроза даром не пройдет», в рассуждениях изобретателя-самоучки Кулигина о грозе-«благодати», в угрозах полубезумной барыни. Смерть героиня предчувствует с самого начала действия, поэтому-то мы воспринимаем Катерину как лицо трагическое. Желание быть любимой и любить осуждается ханжеской моралью Кабанихи. Может, лучше делать вид, что любишь?

Честная и открытая, Катерина не желает так поступать, а встречаться тайно, как Варвара, не хочет. Да, она иная, не такая, как все, и в этом ее беда, ее трагедия. Только нравственно чистый человек может терзаться муками совести и ощущением вины.

               6 явление начинается репликами старой барыни, на которые никто, кроме Катерины, не обращает внимания. На Руси издавна юродивые, сумасшедшие почитались, к их предвидениям прислушивались. Впечатлительная Катерина не просто слушает – чужие слова бьют ее прямо в сердце: «Красота-то ведь погибель наша!.. В омут лучше с красотой-то!..» Автор не обрисовывает внешность героини, ее красота другого рода – внутренняя. Она не нужна в этом мире лжи, лицемерия и страха. Мотивы красоты и смерти здесь звучат антитезой, они объединены в страшном пророчестве: «Что прячешься! Нечего прятаться! Видно боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется!»

              Вот и путь героине указан…

              Слово «прятаться» звучит трижды: два раза в словах барыни и в авторской ремарке. Видно, от судьбы не уйдешь. Удар грома  как приговор, определена героине и форма наказания – «в огне гореть». Варвара сочувствует невестке, понимая ее муки. Но помочь она может лишь советом: «…помолись, легче будет». А Катерина в ужасе замечает на полустертых фресках галереи картину «геены огненной». Тяжесть на ее душе требует выхода, и он приходит.

Перед покаянием героини мы отмечаем ремарку: «Кабанова, Кабанов и Варвара окружают ее». Окружают, давят, теснят… И вот он – прорыв чувств: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» Эпизод очень эмоционален, и это подчеркивается обилием восклицательных предложений.

               Воспитанная в патриархальных традициях, Катерина обращается к родным по старшинству: «Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!» На первом месте – Бог. Он высший судия для героини. В этом тоже проявление религиозности героини.

Интересно проследить также поведение Варвары и Тихона. Варвара пытается выгородить Катерину, чувствуя и себя виноватой в ее грехе: «Врет она, сама не знает, что говорит». Тихон тоже догадался, в чем будет каяться жена. Жалея ее (ведь просила, чтобы взял с собой!), он пробует остановить Катерину. Здесь чрезвычайно красноречива ремарка: «растерявшись, в слезах, дергает ее за рукав». Он предостерегает жену, боясь гнева матери, даже «хочет обнять». А Кабаниха торжествует: «Говорила я, так ты и слушать не хотел. Вот и дождался!»

               Покаяние героини происходит тогда, когда все сходится для нее: муки совести, страх перед грозой как наказанием за грехи, предсказания гуляющих горожан, предательство Бориса (тот в решающий момент малодушно исчезает). Катерина признается в грехе принародно, в церкви, как принято в православном мире, что показывает  ее истинно русскую душу. Сцена покаяния  неминуемо приближает трагическую развязку пьесы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-26305-1561383820.jpg

Комплексные задания для анализа эпизода (фрагмента) эпического и драматического произведений

С этим докладом я выступила на заседании м/о.Считаю, что все — таки установка на текстуальное изучение фрагмента при ориентации на соответствующие методики,- это подход разумный, нацеленный на достиже…

picture-384429-1390846651.jpg

Анализ эпизода литературного произведения

Анализ эпизода…

picture-384429-1390846651.jpg

Анализ драматического произведения

Драматическое произведение…

picture-434063-1396970322.jpg

Критерии анализа эпизода литературного произведения

Критерии анализа эпизода литературного произведения…

picture-861466-1480838279.jpg

Анализ драматического произведения.

Схема анализа драматического текста….

picture-801558-1567934201.jpg

План анализа эпизода литературного произведения 5-6 кл.

План помогает  научить  логично строить  анализ эпизода….

picture-549009-1418309330.jpg

АНАЛИЗ эпизода художественного произведения

АНАЛИЗ эпизода художественного произведения….

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • https://lit.ukrtvory.ru/kulminaciya-po-pese-groza-ostrovskij-a-n/
  • https://vashurok.ru/questions/kulminatsiey-grozi-mozhno-schitat-epizod
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/02/27/zachet-po-teme-tvorchestvo-anostrovskogo
  • https://rosnoust.ru/sochineniya/zavyazka-kulminaciya-razvyazka-v-pese-groza.html
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/12/08/analiz-epizoda-dramaticheskogo-proizvedeniya

На чтение 27 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Скачать:

Услышав название комедии «Недоросль» вырисовывается образ бездельника и неуча. Не всегда слово недоросль имело ироничный смысл. Во времена Петра I недорослями называли дворянских детей, не достигших 15 лет. Фонвизину удалось придать слову другое значение. После выхода комедии оно приобрело нарицательный характер. Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль» являются отрицательными. Через этот персонаж Фонвизин хотел показать деградацию русского дворянства, когда человек перестает быть человеком, превращаясь в невежественную и глупую скотину.

Ключевую роль в комедии «Недоросль» занимает Митрофан Простаков, дворянский сын. Имя Митрофан означает «подобный», схожий с матерью. Родители, как в воду глядели. Назвав таким именем ребенка, получили полную свою копию. Бездельник и тунеядец, привыкший, что все желания выполняются с первого раза. Любимые занятия хорошо поесть и поспать. Митрофану всего 16 лет и когда у сверстников полно стремлений и желаний, у него они отсутствуют напрочь.

Митрофан и мать

Митрофан типичный маменькин сынок.

«Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!» Отец любит сына не меньше, чем мать, но мнение отца для него ничего не значит. Видя, как мать обращается с супругом, унижая на глазах крепостных, то словом, то подзатыльником, парень сделал определенные выводы. Если мужик добровольно позволил превратить себя в тряпку, то, чего он может заслуживать. Единственное желание вытереть ноги и переступить.

Благодаря матери Митрофан абсолютно не приспособлен к жизни. Зачем забивать голову проблемами и заботами, когда есть слуги и мать, ради него готовая на все. Ее опека и собачье обожание раздражали. Материнская любовь не находила отклика в его сердце. Он вырос холодным, бесчувственным. В финальной сцене Митрофан доказал, что мать ему безразлична. Он отказывается от родного человека, стоило ему услышать, что она лишилась всего. Бросившись к нему в надежде получить поддержку, женщина слышит грубое:

«Да отвяжись ты, матушка, как навязалась»

Корысть, желание разбогатеть быстро и не прилагая усилий стали его кредо. Эти черты тоже передались от матери. Даже свадьба с Софьей была с подачи маман, желающей выгодно пристроить непутевого сына.

«Не хочу учиться, хочу жениться» Это слова Митрофана, адресованные ей. Предложение было воспринято им на ура. Ведь свадьба с богатой наследницей сулила ему беззаботное и обеспеченное будущее.

Досуг

Любимый досуг еда и сон. Еда для Митрофана значила немало. Поесть парень любил. Набивал пузо так, что уснуть не мог. Его постоянно мучили колики, но от этого количество съеденного не становилось меньше.

«Да видно, брат, поужинал ты плотно…» Плотно отобедав, Митрофан обычно шел на голубятню либо ложился спать. Если бы не учителя со своими занятиями, он бы вставал с постели только для того, чтобы заглянуть на кухню.

Отношение к учебе

Наука давалась Митрофану с трудом. Четыре года бились учителя, чтобы хоть чему-нибудь научить бестолкового парня, но результат был нулевой. Мать сама необразованная женщина, внушала сыну, что учиться необязательно. Главное деньги и власть, все остальное пустая трата времени.

«Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!» Указ Петра о том, что дворянские дети должны знать арифметику, божье слово и грамматику сыграли свою роль. Ей пришлось нанять учителей не из любви к наукам, а потому что так положено. Неудивительно, что с таким отношением к учебе Митрофан не понимал и не знал элементарных вещей.

Значение Митрофана в комедии

Через образ Митрофана Фонвизин хотел показать, что может стать с человеком, если он перестает развиваться, застревая в одной поре и забывая о человеческих ценностях, таких как любовь, доброта, честность, уважение к людям.

Другие материалы по комедии «Недоросль»

Краткое содержание

Анализ комедии

Проблематика произведения

Образ и характеристика Митрофанушки

Образ и характеристика Софьи

Цитаты

Добавить в избранное

b-v-vlasov-nedorosl.jpg

Митрофан Простаков — один из центральных героев комедии «Недоросль» Фонвизина. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль», описание внешности, личности и характера Митрофана Простакова.Смотрите: — Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Недоросль»

Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль», описание Митрофана Простакова 

Митрофанушка Простаков является единственным сыном помещиков господина Простакова и его жены, госпожи Простаковой. Митрофан — потомственный дворянин и помещик:

«С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» (действие 1 явление V)

Митрофанушка Простаков является 15-летним подростком, недорослем:

«…шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы…» («зимний Никола» отмечается 19 декабря по новому стилю, действие 3 явление V)

Полное имя Митрофанушки — Митрофан Терентьевич Простаков.Госпожа Простакова любит своего сына Митрофана безумной любовью, по мнению Правдина:

«Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.» (Правдин — Митрофану, действие 5 явление последнее)

Митрофанушка является «маменьким сынком», по его собственным словам и по словам его дяди Скотинина:

«Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!..» (Скотинин о нем, действие 1 явление IV)  

«А я матушкин сынок.» (Митрофан о себе, действие 3 явление V)

«Мамушка, заслони меня!» (слова Митрофана, действие 2 явление IV)

Господин Простаков обожает своего сына Митрофана и считает его «умным и разумным дитем», что, конечно, не соответствует действительности. Очевидно, отец слеп в своей любви к Митрофану:

«…то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын…» (отец о Митрофане, действие 1 явление IV)

По словам госпожи Простаковой, ее 15-летний сын Митрофанушка является «дитем» и «ребенком», которого нужно нежить, баловать:

«Дитя, первое, растет…» (госпожа Простакова, действие 1 явление II)

«…дай позавтракать ребенку…» (госпожа Простакова, действие 1 явление IV) 

«…пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится…» (госпожа Простакова о сыне, действие 1 явление VI)

Митрофанушка растет жестоким и бессердечным человеком. Так, однажды он видит сон, в котором мать избивает отца, но при этом он жалеет не отца, которого бьют, а жалеет мать, которая якобы устает наносить удары:

«Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку… […] Так мне и жаль стало… […] Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку…» (действие 1 явление IV)

Неблагодарный Митрофанушка обижает свою няню (кормилицу) Еремеевну. Например, он называет ее «старой хрычовкой». В то же время няня Еремеевна, несмотря ни на что, готова буквально драться за Митрофана, если его кто-то хочет обидеть:

«Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю…»  (Митрофан —Еремеевне, действие 2 явление IV) 

«Еремеевна (заслоня Митрофана, остервенясь и подняв кулаки). Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы то выцарапаю.» (действие 2 явление IV)

Злой Митрофан также обижает своих учителей. Так, своего учителя Цыфиркина он называет «гарнизонной крысой», :

«Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.

Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.» (действие 3 явление VII)

Митрофан Простаков уже 4 года учится разным наукам, но учеба не дает результатов. При этом такое положение дел устраивает госпожу Простакову. Ей нравится, что ее любимый сын «не любит шагать вперед»:

«Уж года четыре как учится… […] Троим учителям денежки платим…» (действие 1 явление VI) 

«Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и Боже избави!..» (Простакова, действие 3 явление VII)

Учитель Кутейкин преподает Митрофану грамоту уже 3 года, но тот до сих пор читает по слогам:

«Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин…» (слова Простаковой, действие 1 явление VI) 

«Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости Господи, без складу по складам, без толку по толкам…» (Кутейкин о Митрофане, действие 3 явление VI)

Учитель Цыфиркин преподает Митрофану арифметику 2 года, но тот едва умеет считать до трех:

«Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин …» (слова Простаковой, действие 1 явление VI 

«Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет…» (Цыфиркин о Митрофане, действие 3 явление VI)

Немец Вральман обучает Митрофана французскому языку и другим наукам. При этом немец Вральман, кучер по профессии, скорее всего, сам не владеет французским языком, однако это не мешает ему быть учителем Митрофана:

«По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман…» (действие 1 явление VI)

По словам учителя Цыфиркина, Митрофан ничего не перенял от него, ничему у него не научился. Цыфиркин даже отказывается от оплаты за свои услуги, так как Митрофан ничего не перенял:

«…а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял…» (Цыфиркин, действие 3 явление VII) 

«Не возьму ничего. Он ничего не перенял.» (Цыфиркин о Митрофане, действие 5 явление VI)

Судя по всему, Митрофан любит поесть и объедается на ночь. По его словам, съесть три ломтика солонины и пять-шесть пирогов — это как почти не ужинать. Вероятно, Митрофан настолько объедается на ночь, что потом не может спать:

«Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.» (действие 1 явление IV)

Несмотря на свои 15 лет, Митрофан уже давно хочет жениться. Его мать пытается женить его на Софье, но их планы рушаться с приездом дяди Софьи, господина Стародума:

«Уж давно, дядюшка, берет охота…» (слова Митрофана, действие 2 явление IV)

Митрофанушка любит свиней так же, как и его дядя Тарас Скотинин. Это вполне нормально, учитывая, что по материнской линии Митрофанушка тоже принадлежит к роду Скотининых:

«…Митрофанушка наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости…» (Простаков о Митрофане, действие 1 явление V) 

Митрофан является человеком с мелкой душой. Господин Стародум с иронией говорит о его «большой» душе:

«Этот ловит целовать руку. Видно, что готовят в него большую душу…» (Стародум о Митрофане, действие 3 явление V)

Митрофанушка Простаков является ябедой и жалобщиком. Например, он угрожает няне Еремеевне тем, что нажалуется на нее матери и та устроит ей «таску», то есть обругает или побьет ее:

«…я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему…» (Митрофан — няне, действие 2 явление IV)

Митрофан является тунеядцем, лентяем, по словам его учителя Цыфиркина:

«Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски…» (слова Цыфиркина, действие 3 явление VI)

Митрофанушка сам понимает, что он глуп, но это его не расстраивает:

«Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше…» (действие 3 явление VIII)

По мнению учителя Вральмана, Митрофанушка является посредственностью, заурядным человеком, каких миллионы:

«Не крушинься, мая матушка, не крушинься; какоф тфой тражайший сын, таких на сфете миллионы, миллионы. Как ему не фыпрать сепе кампаний?» (слова Вральмана, действие 3 явление VIII)

По словам Софьи, Митрофан уже достиг предела своего развития и на этом уровне останется на всю жизнь:

«Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет…» (Софья, действие 2 явление II)

Чтобы добиться своего, избалованный и капризный Митрофанушка способен угрожать матери:

«Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали…» (действие 2 явление VI)

«Ты ж меня взманила, пеняй на себя…» (действие 3 явление VII)

В конце концов избалованный Митрофан ведет себя неблагодарно и грубо даже со своей матерью, которая так его любит. Госпожа Простакова понимает, что вырастила неблагодарного сына:

«Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! 

Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась. 

Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.)» (действие 5 явление последнее) 

Критика об образе Митрофана Простакова

«…сын Простаковой, Митрофанушка, которого она любила со всей силой своей страстной натуры, любила слепо, безотчетно, как может любить только невежественный человек, а потому приносила своему сыну больше вреда, чем пользы. <…>  

Семейная обстановка и особенно пример матери сделали то, что он не чувствует ни уважения, ни привязанности к своему отцу. <…> Но и привязанность его к матери не может быть прочна, потому что не имеет истинной нравственной основы. Эта любовь эгоиста, который проявляет чувство признательности до тех лишь пор, пока исполняются его прихоти. В сущности и матери своей он не уважает и даже не боится ее. <…>

…несмотря на свои шестнадцать лет, он отлично умеет командовать крепостными людьми… <…> … Митрофанушка смотрит на науку подобно матери, как на неизбежное зло. <…>

Состав учителей … таков, что не мог внушить ему уважения ни к науке, ни к ее представителям. … печальные жрецы науки, призванные победить традиционное невежество и природную лень Митрофанушки.  <…> было бы необычайным чудом, если бы, при подобных условиях, он хотя чему-нибудь научился…»  

(В. Н. Малинин, книга «Д. И. Фонвизин» под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Митрофанушки из комедии «Недоросль» Фонвизина: описание Митрофана Простакова в цитатах.Смотрите: Все материалы по комедии «Недоросль»Содержание:

Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» показывает нам глупого бездельника. Денис Иванович Фонвизин описывает главного героя комедии в ироничном ключе. 

Рассказ о Митрофанушке имеет актуальность и в наши дни: таких «недорослей» разного возраста встречаешь в обществе любого социального класса. 

Вопрос о характеристике Митрофана Простакова часто встречается на экзамене по русской литературе, пригодится при написании сочинения в старших классах.

Описание Митрофана из комедии «Недоросль»

Фамилия «недоросля» Митрофана – Простаков, дворянин по происхождению. Внешность юноши неуклюжа и неприятна. 

Простаков-младший любит много покушать, поэтому он полный с пухлыми щеками:

  • «а я почти и вовсе не ужинал <…> солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять»;

  • «квасу целый кувшинец выкушать изволил».

Кафтан его трещит по швам от постоянного поедания булок.

Автор чётко дает понять сколько лет юноше. Это 16-летний молодой человек, имеющий ум маленького мальчика. Он не имеет интересов и увлечений, ничем выдающимся не отличается. 

Митрофан – бездельник и лентяй. Мальчик с детства привык получать все, что захочет, не прикладывая никаких усилий.

Воспитание Митрофанушки

Характеристику главного героя хорошо дополняет воспитание, которое дали ему родители. Отец и мать души не чают в сыне, любовь матери к сыну носит больной и уничтожающий личность мальчика характер.

Фонвизин специально использует «говорящие» имена и фамилии, чтобы подчеркнуть качества персонажей. Имя Митрофана означает «похожий на мать». 

Характером сын действительно пошел в мать. Юноша – подлый, любит ябедничать и жаловаться: «я опять нажалуюсь матушке». 

Мнение отца Митрофана не интересует, он запугивает отца матерью. Жестокий и бессердечный мальчик, когда во сне видит, что матушка бьет отца, жалеет мать, а не отца.

Митрофан – настоящий маменькин сыночек. Мать вырастила сына беспомощным к взрослой жизни, мелочным, заурядным. Юноша не умеет любить, готов только притворяться, что любит, ради корыстных целей. 

Родители избаловали сына: «пока Митрофанушка еще в недорослях, пока его и понежить».

Образование

Простаков-младший очень глуп, ему трудно дается получение образования. Четыре года обучения не дали никаких результатов. 

Мать мальчика тоже необразованная, искренне недоумевает, зачем мальчику получать образование.

Учитель грамоты так отзывается об умственных способностях юноши: «Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости Господи, без складу по складам, без толку по толкам».

Речевая характеристика главного героя

Цитатная характеристика Митрофана в комедии небогатая. Ввиду скудного словарного запаса и слабых умственных способностей речь героя состоит из простонародных слов. 

Тип речи героя похож на отцовский: они оба молчаливы, хотя сыну, в отличие от отца, можно говорить все что угодно.


Какие качества объединяют Скотинина, Простакова и Митрофана

Простакова, Скотинина и Митрофана делает похожими тот факт, что все они являются отрицательными героями комедии «Недоросль». Всех троих объединяет то, что они не принимают просвещения, глупы, думают лишь о своей выгоде.

Скотинин – брат Простаковой, как и его сестра — не образован. Его умственные способности не развиты совсем. Расчетливый и корыстный, думает лишь о материальной выгоде. Таким же растет Митрофан. Подобен своему дяде: мечтает вкусно поесть и поскорее жениться. 

Мальчик до такой степени не способен к учебе, что один из учителей не берет плату, потому что не смог ничему научить недоросля.

Простаков – отец Митрофана, слабо-мыслящий и глупый человек: «помещика дурака бессчетного», «ваше крайнее слабомыслие». Не имеет своего мнения и просто «плывет по течению».

Более того, все три персонажа абсолютно заурядные, не имеют увлечений и интересов. Они не живут, а существуют. Страшнее то, что они этого не способны понять.

Учителя Митрофана

Героя обучают три учителя: Цыфиркин, Кутейкин, Вральман.

Кутейкин преподает русский и церковнославянские языки. Хитрый и корыстный человек. Его личное образование оставляет желать лучшего, окончил всего лишь первые классы духовной семинарии.

Вральман, немец по происхождению, преподает французский язык. Пойти в учителя решил из-за материальных трудностей, до этого работал кучером. Конечно же французского Вральман не знает, он настоящий проходимец и врун.

Такие малограмотные учителя не способны дать никакого образования юноше, они сами нуждаются в нем.

Кто страшнее — Простакова или Митрофан

Портреты помещицы Простаковой и ее сыночка очень похожи. Митрофан – мужская копия своей матери. 

Своей любовью Простакова душит мальчика и убивает в нем все человеческое, ее любовь не здоровая. Матушка защищает юношу от всех и всего. Обычная забота о том, как накормить сына, заканчивается тем, что мальчик не может ходить из-за колик в животе.

Мать жестока по отношению к мужу и слугам, сын жесток по отношению ко всем, в том числе к матери. Так же, как и родительница, не образован, но оба считают себя умнее всех остальных, в них нет и частички эмпатии. Они эгоистичные и самовлюбленные, свои потребности и желания они ставят превыше остальных.

Простакова страшна, ведь воспитала такого ужасного человека, который вдвойне ее страшней.

Смешон ли Митрофан

Младший Простаков смешон и несуразен. Все сцены с ним глупы и комичны. Ведь это ненормально — обжираться всю ночь и с утра жаловаться на голод. Смешно привязывать няньку пятнадцатилетнему парню.

Несмотря на то, что образ главного героя является объектом сатиры, сущность юноши ужасна и страшна: грубый, озлобленный, глупый и бессердечный. Его отношение к окружающим его людям удивляет. 

Любящих его родителей мальчик не уважает вовсе. Если представить, что такие «митрофанушки» есть в каждой семье, будущее страны оказывается в серьезной опасности.

Современные Митрофанушки — кто они

Имя фонвизинского Митрофанушки давно стало нарицательным. Почему это случилось? Почему его образ актуален до сих пор? Все дело в возрасте героя и его воспитании. 

Фонвизин прекрасно преподал урок молодым людям на будущее. Через малолетнего героя показал, какое будущее ждет переставшего развивать свой ум и кругозор человека. Что происходит, когда забываешь и игнорируешь общественные морали и человеческие ценности, не уважаешь окружающих.

Такие «митрофанушки» сплошь и рядом, их количество не уменьшается с каждым поколением. Эти люди вступают во взрослую жизнь неподготовленными к ней. Их потребности только физиологические, а духовное развитие не развивается вовсе. Такие люди проживают целую жизнь впустую, не считая бездельничество и тунеядство изъяном.

Ешё материалы по комедии Фонвизина «Недоросль»:

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» названа в честь неуча и бездельника. Митрофанушка – один из центральных персонажей пьесы. Лень, бездействие, эгоизм и равнодушие – основные его внутренние качества. Описание Митрофана позволяет сказать об обобщенном образе дворянства.

Взаимоотношения с родителями

Митрофана очень любят его родители. Мать – госпожа Простакова – боготворит своего сына. Она действительно готова ради него на все. Простакова воспитывала Митрофанушку таким образом, что он не умел жить по-настоящему. В жизни его ничего не интересовало, проблемы и жизненные трудности ему были не знакомы, так как родители делали все, чтобы Митрофанушка с ними не сталкивался. Этот факт сильно воздействовал на отношение Митрофанушки к собственной жизни: он чувствовал свою вседозволенность. В основе жизни героя лежала лень и апатия, стремление осуществлять только собственные цели, связанные с покоем.

Главный герой видел то, как его мать обращается с его отцом. Простаков не играл большой роли в их семье. Это стало причиной того, что и Митрофан не воспринимал своего отца серьезно. Он рос бесчувственным и эгоистичным, не проявляя любви даже к матери, которая в свою очередь его любила очень сильно. Такое равнодушное отношение к матери персонаж продемонстрировал в финале произведения: Митрофанушка отказывает госпоже Простаковой в поддержке со словами «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась». Такая цитатная характеристика в полной мере указывает на результаты вседозволенности и слепой родительской любви. Д. И. Фонвизин продемонстрировал, как такая любовь губительно влияет на человека.

Жизненные цели

Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» во многом определяется его отношением к жизни. Митрофанушка не имеет возвышенных целей. Он не приспособлен к реальной жизни, поэтому его основными действиями становятся сон и поедание своеобразных кушаний. Герой не обращает внимание ни на природу, ни на красоту, ни на любовь своих родителей. Вместо учебы Митрофанушка мечтает о своей женитьбе, при этом ни разу не задумываясь о любви. Это чувство Митрофанушка никогда не испытывал, поэтому брак для него – это то, что принято в обществе, поэтому он так хочет жениться. Митрофанушка впустую прожигает свою жизнь, не задумываясь о каких-то масштабных целях.

Отношение к учебе

Образ Митрофанушки, говоря кратко, олицетворяет негативное отношение к образованию. В «Недоросле» рассказ об учебе Митрофана очень комичен. Герой занимался образованием только из-за того, что так было положено в обществе. Сама госпожа Простакова, которая решила нанять Митрофану учителей, считала науку пустотой. Это сильно повлияло и на мировоззрение ребенка, который, как и мать, стал считать образование пустой тратой времени. Если бы можно было оставить образование, Митрофан с радостью это бы сделал. Однако указ Петра I, о котором негласно упоминается в «Недоросле», обязывал всех дворян проходить учебный курс. Образование и получение знаний для Митрофанушки становится обязанностью. Мать героя не смогла привить желание у своего сына, поэтому он стал считать, что он обойдется и без знаний. За четыре года обучения он не достиг никаких результатов. Необразованности способствуют и учителя Митрофанушки, для которых важны были только материальные ценности. К своим учителям Митрофанушка относится неуважительно, называя их различными обзывательствами. Он видел свое превосходство над ними, поэтому позволял вести себя так.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Митрофанушка», рассмотрит отношения между недорослем и его родителями, продемонстрирует жизненные цели и ценности героя комедии Д. И. Фонвизина, а также рассмотрит отношение Митрофана к образованию и учебе.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 18

    Выберите основные признаки классицистической пьесы, присущие комедии «Недоросль»:</h3>

    • <label>Фантастическое место действия; исключительные, выдающиеся герои;</label>
    • <label>Единство места, действия и времени; четкое деление персонажей на отрицательных и положительных;</label>
    • <label>События пьесы длятся несколько лет, герои списаны с реальных исторических персонажей;</label>
    • <label>Обширная география происходящих событий; типичные, шаблонные герои.</label>

(новая вкладка)

Меню статьи:

Описание характера

Митрофан Простаков не отличается выдающимися качествами характера. Фактически – это яркий пример необразованности (в любом ее понимании) и невоспитанности.

Чрезмерная опека со стороны родителей и вседозволенность стали причиной формирования сложного характера.

В свои 15 лет он все еще считается ребенком – родители многое прощают ему, мотивируя тем, что он ребенок и перерастет это.

Родители балуют сына – они считают, что взрослая жизнь полна сложностей, а потому необходимо обустроить период детства таким образом, чтобы он был наименее беззаботным.

Nedorosl-Fonvizin-pesa..jpg

В результате Митрофан растет изнеженным и избалованным. Однако сам же он не способен на добрые поступки или гуманность – юноша постоянно ругается с крестьянами и учителями, груб и жесток не только по отношению к ним, но и к своим родителям.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием комедии “Недоросль”, которую написал Денис Фонвизин.

Он не умеет находить красоту и эстетику в окружающем его мире – природе, искусстве. В некоторой мере он напоминает животное, которое руководствуется исключительно основными инстинктами.

Nedorosl-kadry-iz-pesy.jpg

Отношение к окружающим

История Митрофана Простакова – типичный рассказ о том, что бывает, когда человеком руководит мотив вседозволенности и безнаказанности с самого детства. Родители юноши охвачены чрезмерной любовью к своему сыну, что крайне губительно для него и как для личности, и как для единицы межличностных отношений, социальной коммуникации.

Дорогие читатели! Предлагаем вам проанализировать комедию “Недоросль”, которую написал Денис Фонвизин.

Родители Митрофана не придавали значение особенностям взаимодействия сына с социумом, не вносили коррективы и не исправляли ошибок сына, возникшие в общении с другими людьми, что в результате вылилось в крайне неблагоприятную картину.

В сознании Митрофана общение с человеком начинается с определения его положения в социуме – если это значимый, важный человек (аристократ), то юноша пытается соответствовать минимальным этикетным нормам, что правда и это ему дается с трудом. С простым же человеком Митрофан и вовсе не церемонится.

Пренебрежительное, грубое отношение Митрофана к учителям – обычное дело. Родители, вновь-таки, не препятствуют сыну, и поэтому ситуация перерастает уже в плоскость межличностных отношений в целом. Митрофану позволяют грубить другим людям (в основном это люди, находящиеся ниже по социальному статусу, либо те, кто не в силе дать отпор), в то время как преподаватели и воспитатели вынуждены следовать правилам этикета и учтиво обращаться со своим воспитанником.

Так, например, обычным делом для молодого человека представляется восклицание к учителю в подобном роде: «Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать». Как, впрочем, и оскорбительные обращения в сторону своей няни: «стара хрычовка».

Отношение к обучению

В то время как основная масса аристократии пыталась дать наилучшее образование своим детям, в надежде на то, что это позволит их чадам стать успешными в жизни, родители Митрофана учат своего ребенка, потому, что не учить нельзя – выданный указ Петром І обязывает всех аристократов обучать своих детей арифметике, грамматике и Божьему слову.

Образ Митрофана Простакова для современного читателя кажется не вполне типичным – в большинстве случаев история и литература предоставляет образы образованных, хотя и не всегда целеустремленных аристократов. Образ Простакова кажется из ряда вон выходящим, однако, если поразмыслить, то можно прийти к итогу, что это не так. Этот факт подтверждается историческими документами (указ Петра І об обязательном образовании дворян) – если бы ситуация с необразованностью была бы не распространенной, то вряд ли она нашла свое отображение в официальных документах.

Родители Митрофана не являются образованными людьми – их знания базируются на жизненном опыте, в целом они не видят смысла в образовании и считают науку вынужденной мерой, данью моде. Такой настрой родителей, в частности матери, спровоцировал ощущение ненужности образования в глазах Митрофана.

Родители Простакова не смогли донести ему мысль о необходимости образования и перспективах, открывающихся перед образованным человеком, да фактически они и не могли это сделать – мать Митрофана считала обучение злом, необходимостью, которую нужно пережить. Она время от времени подливает масла в огонь, озвучивая свое истинное отношение к учебе: «друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!».

055-e1526114499733.jpg

Другими словами, мать никоим образом не осуждает сына за его халатное поведение в сфере образования и обучения, чем еще больше убеждает Митрофана в том, что весь этот процесс бесполезный и ненужный, и выполняется исключительно «для галочки».

Подобный настрой повлек за собой еще одну проблему – бурное негативное отношение и к самому процессу обучения и к преподавателям.

За несколько лет обучения Митрофан не смог продвинуться ни на йоту и поэтому он до сих пор ходит в «недорослях» – из-за недостаточных знаний, юноша не может получить документы, свидетельствующие о его образовании, однако его родителей это мало волнует.

За четыре года обучения грамоте Митрофан все также читает по слогам, прочтение новых текстов для него все еще представляется не решаемой задачей, да и с уже знакомыми дело предстоит не намного лучше – Митрофан постоянно делает ошибки.

С арифметикой дела тоже не выглядят оптимистично – за несколько лет обучения Митрофан освоил только счет до трех.

Единственное где преуспел Митрофан – французский. Его учитель, немец Вральман, довольно лестно отзывается о своем ученике, но в этом случае дело обстоит не в исключительной предрасположенности Митрофана к изучению языков, а в умении Вральмана обманывать – Адам Адамович не только удачно скрывает истинное положение уровня знаний своего ученика, но еще и обманывает Простаковых, выдавая себя за учителя – Вральман сам не знает французского, но, пользуясь глупостью Простаковых, удачно создает видимость.

В результате Митрофан оказывается заложником ситуации – с одной стороны, родители его не видят смысла в образовании, и постепенно прививают эту позицию своему сыну. С другой стороны, глупые, малообразованные учителя в силу своих знаний не могут обучить чему-либо юношу. В то время, когда ситуация с учителями арифметики и грамматики выглядит на уровне «сложно, но можно» – ни Кутейкин, ни Цыфиркин не обладают исключительными знаниями, но основной массив знаний у них все же присутствует, то ситуация с Вральманом выглядит совсем катастрофичной – человек, не знающий французского, преподает французский.

Таким образом, Митрофан Простаков представляет собой человека с ничтожной душой, мелочными желаниями, ограничивающимися плотским, животным удовлетворением своих потребностей, который достиг предела в своем моральном и духовном развитии. Парадоксально, но имея возможности, Митрофан не стремится реализовать свой потенциал, а, наоборот, прожигает свою жизнь впустую. Он находит определенную прелесть в лентяйничестве и тунеядстве и не считает это изъяном.

Используемые источники:

  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1420-harakteristika-mitrofanushki-nedorosl.html
  • https://www.literaturus.ru/2015/07/mitrofanushka-nedorosl-obraz-harakteristika-mitrofan.html
  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-mitrofana-iz-komedii-nedorosl.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/nedorosl/harakteristika-mitrofanushki.html
  • https://r-book.club/russian-classics/denis-fonvizin/nedorosl-mitrofanushka.html

Фонвизин Д. И.

Сочинение по произведению на тему: Образ Митрофанушки.

Одним из главных героев комедии “Недоросль” Фонвизина является Простаков Митрофан Терентьевич, дворянский сын Простаковых.
Имя Митрофан означает “подобный”, похожий на мать. Может таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын – отражение самой Простаковой.
Митрофанушке было шестнадцать лет, но его мать не хотела расставаться со своим ребенком и желала оставить при себе до двадцати шести лет, не отпуская на службу.
Сама госпожа Простакова была тупа, нагла, невежлива, и по этому не прислушивалась ни к чьему мнению.
“Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите”.
У самого Митрофанушке отсутствует цель в жизни, он только любил поесть, бездельничать и гонять голубей: “Побегу-ка теперь на голубятню, так авось – либо…” На что его мать отвечала: “ Поди, порезвись, Митрофанушка”.
Митрофан не хотел учиться, его мать наняла ему учителей лишь потому, что так было положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы сын ее учился уму – разуму. Как он говорил матери: “ Слушаст, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться” А госпожа Простакова всегда вторила ему: “ Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит, С его умом, да заметет далеко, да и боже избави! Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!”
Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку характеризуют таких молодых дворян, как Митрофан. Также он необычайно ленив.
Сама Госпожа Простакова души в Митрофанушке не чаяла. Фонвизин понял неразумность ее слепой, животной любви к своему детищу, Митрофану,- любви, которая, сущности, губит ее сына. Митрофан объедался до коликов в животе, а мама все уговаривала съесть еще. Няня говорила: “ Он уже и так, матушка, пять булочек съел”. На что Простакова отвечала: “ Так тебе жаль шестой, бестия”. Эти слова показывают заботу о сыне. Она старалась обеспечить ему беззаботное будущие, решила женить его на богатой жене. Если кто – либо обижает ее сына, она сразу идет на защиту. Митрофанушка был одним ее утешением.
Митрофан относился к своей матери пренебрежительно: “ Да! Того и гляди, что от дядюшки таска: а там с его кулаков да за часослов” Что, что ты хочешь сделать? Опомнись, душенька!” “Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали”. “Уморил! Уморил Бог с тобой!”: эти слова доказывают, что он совсем не любит и ему совсем не жаль свою родную мать, Митрофан ее не уважает и играет над ее чувствами. А когда потерявшая власть Простакова бросается к сыну со словами: Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! ”. А в ответ слышит бессердечное: “ Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”. “ Ночь всю така дрянь в глаза лезла”. “ Какая же дрянь Митрофанушка?”. “ Да то ты, матушка, то батюшка”.
Простаков боялся жены и в ее присутствии о сыне говорил так: “По крайней мере, я люблю его, как подлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын”, и добавлял, глядя на жену: “ При твоих глазах мои ничего не видят”.
Тарас Скотинин, смотря на все происходящее, повторял: “ Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!” А Митрофан к своему дяде обращался: “ что ты, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай”.
Своей матери Митрофан всегда грубил, огрызался на нее. Хотя Еремеевна не получала не копейки за воспитание недоросля, по старалась его обучить хорошему, защищала от дяди: “издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмо-то выцарапаю”. Старалась сделать из него порядочного человека: “ Да поучи хоть немножко”. “ Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему”. Из всех учителей хвалил Митрофанушку только немец Адам Адамыч Вральман, да и то из-за того, чтобы на него не сердилась и не ругала Простакова. Остальные учителя открыто ругали его. Например Цыфиркин: “ Ваше благородие завсегда без дела маяться изволите”. А Митрофан огрызался: “Ну! Давай доску, гарнизона крыса! Задавай же зады”. “ Все зады, ваше благородие. Вить с задами-то век позади остаемся”. Мал и беден словарь Митрофана. “ Пострел их побери и с Еремеевной”: так он отзывался о своих учителях и няне.
Митрофан был невоспитан, грубый, избалованным ребенком, которого все вокруг слушались и подчинялись, также он имел свободу слова в доме. Митрофан был уверен в том, что окружающие люди должны ему помогать, давать советы. У Митрофана была завышенная самооценка.
Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, но в нем есть частица такого Митрофанушки. Каждый человек иногда ленится, Есть и такие люди, которые стараются жить только за счет родителей, сами ничего не выполняя. Конечно, многие зависит от воспитания детей родителями.
К людям, похожим на Митрофана, я отношусь и не хорошо, и не плохо. Просто я стараюсь избегать общения с такими людьми. И вообще думаю, что таким людям надо стараться помогать с их трудностями и проблемами. Надо вразумить его, заставить учиться. Если же такой человек сам не хочет исправляться, учится и заниматься, а наоборот, остаться глупым и избалованным, относится неуважительно к старшим, значит на всю жизнь он останется недорослем и неучем.
fonvizin/nedorosl8

  • Роль эпизодических лиц в рассказе господин из сан франциско
  • Роль эпиграфов в романе капитанская дочка сочинение 8 класс
  • Роль хлеба в русских народных сказках проект
  • Роль философии в профессии юриста сочинение
  • Роль художественной литературы в жизни человека сочинение