Роль эпиграфов в романе капитанская дочка сочинение 8 класс

1 слайд. значение эпиграфов в капитанской дочке2. слайдпродемонстрировать многофункциональную роль эпиграфа в литературном произведении.развитие навыка самостоятельной работы с текстом, словарями,

1 слайд. Значение эпиграфов в «Капитанской дочке»

2. слайд


  1. Продемонстрировать многофункциональную роль эпиграфа в литературном произведении.

  2. Развитие навыка самостоятельной работы с текстом, словарями, дополнительной литературой, в Интернете.

  3. Формирование нравственных критериев, связанных с понятиями «честь», «национальное самосознание».

  4. Обучение общению в ситуации диалога.

3 слайд.

Эпиграф – короткий текст, помещаемый автором перед своим сочинением или его частью. Как правило, эпиграф представляет собой цитату из какого-либо источника- литературного произведения, произведения фольклора, философского трактата и т.д.

Характер эпиграфов в «Капитанской дочке» интересен, необычен для поэта: из 17 эпиграфов 10 заимствованы из фольклора. Эпиграфы подобраны к каждой главе и ко всему роману, то есть составляют систему. О том, что система эпиграфов гармонирует с идейным содержанием, говорится в конце повести: «Мы решились, с разрешения родственников, издать её особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф…»

4 слайд.

1 глава

В эпиграфе обозначена позиция отца Петра Гринева, верного служаки при графе Минихе. Каждый дворянин, по мнению Андрея Петровича, должен служить Отечеству: «…пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон», «Служи верно, кому присягнешь…»Эпиграф намечает судьбу главного героя.Кроме того, в нем воплощается мнение, что воинская служба почетна, говоря современным языком, престижно. Сравните с высказыванием Петра Гринева: «Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.»5 слайд.

2 глава

По названию главы, эпиграфы относится к Пугачеву и характеризует его как «доброго молодца», которого в «сторону незнакомую» завела «прытость, бодрость молодецкая и хмелинушка кабацкая». Хотя есть здесь и противоречие: сторона-то Пугачеву знакома, а завела его в эту сторону другая забота «Сторона мне знакомая,- отвечал дорожный, — слава Богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек». Песня из эпиграфа перекликается с другой – «Не шуми, мати зеленая дубравушка» (гл. VIII), подчеркивая трагизм образа Пугачева. 

6 слайд.

3 глава

Эпиграф, взятый из солдатской песни, соответствует шутливому, ироническому тону мемуариста, вспоминающего заблуждения и ошибки своей юности. В этой главе отношение автора и рассказчика к описываемым событиям, вероятно, во многом идентично. Следует отметить перекличку названия главы «Крепость», начало повествования «Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга» и эпиграфа «Мы в фортеции (в крепости) живем…» Может быть, этим автор подчеркивает значение Белогорской крепости в предстоящих.

7 слайд.

4 глава

Эпиграф из Княжнина с легким оттенком юмора сводит на нет всю драматичность предстоящей дуэли между Гриневым и Швабриным. Пушкин будто подсмеивается над юношеской несдержанностью своего героя. В эпиграфе употребляется профессиональные термины дуэлянтов «позитура», «фигура».

8 слайд.

5 глава

К главам, в которых развертывается тема Марьи Ивановны, даны эпиграфы из народных песен, пословиц, любовной лирики поэтов XVIII века. Таким образом, Пушкин показывает свою симпатию к главной героине, подчеркивает, что её характер близок к народному идеалу.Отрывки из народной песни проникнуты настроением грусти, сожаления, разочарования. И это совпадает с тем, что творится в душе главного героя: «Жизнь моя сделалась мне несносна. Я впал в мрачную задумчивость, которую питали одиночество и бездействие. Любовь моя разгоралась в уединении и час от часу становилась мне тягостнее… Дух мой упал.»

9 слайд.

6 глава

С этой главы начинается повествование об исторических событиях, потрясших Россию. И эпиграф к этой главе – своеобразное обращение к читателям, призыв к серьезному восприятию того, о чем будет рассказано далее.

10 слайд.

^ Гл. VII «Приступ».Эпиграф, кратко характеризуя основное содержание главы, вместе с тем уточняет отношение рассказчика к некоторым действующим лицам. Гринев привязался к семейству Мироновых, хотя и видел их ограниченность. Эпиграф поясняет, что капитан Миронов симпатичен бескорыстием, скромностью, честностью. Эпиграф перекликается с концовкой главы. Василиса Егоровна кричит: «Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; ни в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от бедного каторжника». Эпиграф и концовка главы составляют кольцевую композицию, этому способствует повтор слова «головушка». Эпиграф взят из народной песни и слова Василисы Егоровны похожи на народный плач, причитание по покойнику. И, конечно, совпадает трагическая тональность эпиграфа и заключительных строк главы.

11 слайд.

Гл. VIII «Незваный гость».Пословица передает тревожное настроение Петра Гринева, оказавшегося в рискованной ситуации. Дважды повторяя словосочетание «незваный гость», Пушкин подчеркивает разрушительный характер, драматизм русского бунта.
12 слайд.

Гл. IX «Разлука».Стихи Хераскова наполнены нежностью, лиризмом. В них будто отражается характер Марьи Ивановны, кроткой, мягкой, женственной. Глава носит название «Разлука», и в эпиграфе отражено печальное настроение: трижды повторяется слово «грустно», передающее состояние влюбленных.

13 слайд.

Гл. X «Осада города».Эпиграф выдержан в высоком стиле, заставляет сравнивать Пугачева с орлом. Орел в фольклорной мифологии – символ свободы, гордого и независимого духа, силы и мощи. Херасков употребляет слова высокого стиля «взоры», «град», «стан», «перуны», « в нощи», которые, относясь к произведению Пушкина, подчеркивают величие, значимость фигуры Пугачева. Эпиграф перекликается со сказкой про орла и ворона, рассказанной Пугачевым Гриневу.

14 слайд.

Гл.XI «Мятежная слобода».Эпиграф относится к Пугачеву, который уподобляется льву. Говорится о природной свирепости льва, о его ласковость объясняется тем, что в «ту пору» он «был сыт». Полагают, что этот эпиграф сочинен Пушкиным и приписан Сумарокову. Для чего нужна была литературная мистификация? Слова о природной свирепости льва могли быть вызваны цензурными соображениями. Но скорее всего, скрытой полемикой с традиционными дворянскими представлениями о Пугачеве. Ведь содержание главы, да и романа в целом свидетельствует как раз об отсутствии у Пугачева природной свирепости. Сумароков же не поднялся в этом отношении над людьми своего круга, называя Пугачева «варваром», «псом бешеным», «врагом Отечества», превзошедшим «тигра и аспида».

15 слайд.

Гл. XII «Сирота».Эпиграф в какой-то степени и противоречит содержанию главы, потому что именно в ней «снаряжает» и «благословляет» сироту сам Пугачев. Именно он будет посаженным отцом и устроителем счастья Маши.
Слова из эпиграфа перекликаются со словами главы, характерными для устного народного творчества .«Голубушкой» называет Машу попадья. Пугачев также говорит о Маше «голубушка», «красная девица», «бедная девушка», «красавица»
16 слайд.

Гл. XIII «Арест».Литературоведы предполагают, что и это авторские слова, стилизованные под Княжнина. Эпиграф связан, конечно, с главным событием – арестом, которое отразилось в названии. Гринева арестовывают, но он уверен в справедливости суда, своей невиновности: «Совесть моя была чиста; я суда не боялся…»

17 слайд.

Гл. XIV «Суд».В главе говорится о последствиях событий, освященных в предыдущих главах. Если до сих пор повествование раскрывало главным образом отношения действующих лиц с точки зрения Гринева, то в конце повести сталкиваются разные точки зрения на самого Гринева (суд, родители Гринева, Марья Ивановна, императрица, потомки Гринева). В итоге ложное мнение о нем рассеивается бесследно. Отсюда и эпиграф «Мирская молва – морская волна».

18 слайд.

— Эпиграфы составляют идейный дуэт с названием главы. Некоторые литературоведы даже советуют провести эксперимент: прочитать только названия глав и эпиграфы к ним.— Две группы эпиграфов выражают фольклорную и книжную традиции русской литературы, два пласта культуры, два мировоззрения – дворянское и народное.— Каждый эпиграф как бы предваряет действие, о котором будет рассказываться в главе. Каждый настраивает читателя на событие или героя, описываемые в главе, задают определенную тональность по следующему повествованию, то есть эпиграф выступает своеобразной экспозицией.— Каждый эпиграф несет на себе смысловую нагрузку, благодаря которой можно не только почувствовать время, а котором идет повествование, но и разобраться в характерах героев, лучше понять замысел Пушкина.— Эпиграф у Пушкина создает сложный образ, рассчитанный на восприятие и собственно произведения, и тех текстов, из которых извлечены эпиграфы.— Некоторые литературоведы считают, что эпиграф в этом произведении – своего рода конспект главы.— Н.В. Гоголь писал о языке произведений А.С. Пушкина: «Слов не много, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства. Каждое слово необъятно как поэт.» В полной мере это можно отнести и к эпиграфам, с такой тщательностью, вкусом, точностью подобранным в «Капитанской дочке».19 СЛАЙД.

Уберите эпиграфы из повести, и вы ощутите пустоту, вам будет их не хватать. Не хватать не только их глубокого смысла, но и их эмоциональности, в которой, несомненно, отразилось авторское отношение к героям и событиям, его беспокойное сердце, пушкинская чувствительная душа.

«Смысл эпиграфа в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»»

В эпиграф своей повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин вынес русскую пословицу «Береги честь смолоду». Пословицы несут в себе народную мудрость, которая складывается веками. Можно не доверять пословицам, считать их банальными словами, но очень часто смысл этих высказываний понимается только тогда, когда человек на себе испытает какие-либо жизненные испытания. Так случилось и с Петром Гриневым, главным героем повести. Обстоятельства сложились так, что перед ним встал выбор: рискнуть, но поступить как честный человек или, испугавшись опасности, предать близких людей, свои идеалы. В эпиграфе автор как бы ставит вопрос, а сможет ли главный герой сохранить свою честь? К счастью, случилось именно так. Петр Гринев — молодой сын помещика — проходит службу в армии. Отец, давая сыну наставления перед отъездом, говорит ему: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это значит, что с детства Петру Гриневу показывали ценность чести, ее важность в жизни. Но не только воспитание позволяет герою сохранить честь. Гринев — добрый и искренний человек: он дарит заячий тулуп встречному мужику; любит Машу Миронову и ради нее нарушает военную дисциплину; любит Савельича и помогает ему выбраться из рук пугачевцев. Прямота и искренность Петра понравились предводителю восстания и расположили Гринева к нему. Молодой человек верен присяге и данному императрице слову. На предложение Пугачева поступить к нему на службу он, после минутного колебания, отвечает решительным отказом: «Голова моя в твоей власти, — отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья». Возможно, именно эта верность присяге спасла жизнь Гриневу, твердость его характера заставила Пугачева обратить внимание на него и вызвала симпатию самозванца. Честь и верность долгу проявляются в Гриневе в его противопоставлении Швабрину. Этот образованный, красноречивый, остроумный человек равнодушен к окружающим, думает только о себе. Ради собственной выгоды он готов перейти на сторону врага, держать взаперти девушку. Он пишет ложный донос отцу Гринева на его сына. Без раздумий Швабрин вступает в ряды пугачевцев, когда победа была на их стороне. Гринев никогда не поступил бы так, какую выгоду ему бы не пообещали за такие действия. Чувство долга, искренность, преданность — из этих качеств складывается личность Гринева. Нет, он не герой, он иногда боится и сомневается, но он старается не отступать от своих убеждений и в крайних случаях готов совершить поистине героические поступки ради близких людей. Есть служба, есть долг, и это очень важно, но Гринев всегда остается человеком с добрым сердцем. Даже в Пугачеве он видит, прежде всего, умного, отважного, великодушного человека, защитника бедных и сирот. Образ Гринева в повести дан в развитии. Каждое событие дает ему проявлять себя с разных сторон, укрепляет его характер. Береги честь смолоду… Это значит, что честь не забывает прошлых ошибок. Оступившись один раз в молодости, ты уже не сможешь полностью очистить свою совесть от темных пятен минувших дней. Вся зрелая жизнь — по большому счету, взращивание плодов юности. Гринев, по моему мнению, вступает в зрелость с хорошей духовной почвой, готовой для добрых дел и справедливых решений.

А.С.Пушкин Капитанская Дочка. Объясни смысл эпиграфа к повести в целом и к каждой главе в…

Характер эпиграфов к «Капитанской дочке» весьма знаменателен. Пушкин любил снабжать свои повести и романы эпиграфами, но ни в одном из его прежних произведений нет эпиграфа, взятого из фольклора. Все эпиграфы заимствованы в основном из литературных источников, при некоторых даны ссылки на частные письма, на светскую болтовню. Очень много эпиграфов приводится на иностранных языках, в основном на французском. Из семнадцати эпиграфов, данных к «Капитанской дочке», десять, т. е. большая часть, заимствованы из народного творчества. Это не только окружает повесть Пушкина особой атмосферой народности, но и вполне соответствует ее содержанию. Некоторыми эпиграфами Пушкин стремился подчеркнуть эпоху, о которой идет повествование. Для наиболее верного художественного воссоздания изображаемой эпохи Пушкин наряду с историческими документами использует те произведения художественной литературы XVIII века, в которых в большей или меньшей степени отразилась жизнь того времени. Специфически-литературная атмосфера XVIII века сообщается Пушкиным повести посредством эпиграфов к отдельным главам, взятых из комедий Княжнина, Фонвизина, Хераскова. Есть эпиграфы, которые носят явно сатирический характер. Большинство эпиграфов помогают раскрытию характеров героев повести. В мягких юмористических тонах показаны образы капитана Миронова и его жены Василисы Егоровны. К главе, в которой они впервые предстают перед читателем, дан эпиграф из «Недоросля»: «Старинные люди, мой батюшка». При помощи эпиграфов очень тонко оттеняется характер Маши Мироновой. К главам, в которых тема Маши развертывается с наибольшей силой, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц, любовной лирики поэтов XVIII века. Очень своеобразны эпиграфы, данные к главам о Пугачеве. Безусловно, особое внимание стоит уделить эпиграфу, данному ко всей повести: «Береги честь с молоду». Этот эпиграф становится камертоном, на который настраивается все повествование. В нем заключены основная идея и смысл всей повести, та главная мысль, которую хотел донести до читателей Пушкин. Каждый герой повести проходит через испытания, которые и показывают, насколько они дорожат своей честью, через что могут переступить в жизни, а через что нет. Стоит также отметить, что каждый эпиграф как бы предваряет то действие, о котором будет рассказываться в главе. Все они настраивают читателя на события или героя, описываемые в главе, задают определенную тональность последующему повествованию. Таким образом, каждый эпиграф к повести «Капитанская дочка» несет на себе смысловую нагрузку, благодаря которой можно не только почувствовать время, о котором идет повествование, но также разобраться в характерах героев и лучше понять замысел Пушкина.

«Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Судьбы героев и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду»

1. Жанр произведения. 2. История создания. 3. Замысел и основной сюжет. 4. Судьбы героев и смысл эпиграфа. 5. Значение произведения для современного читателя. «Капитанская дочка» А. С. Пушкина — произведение оригинальное и спорное. Это и историческая повесть, задуманная еще в 1833 году, и семейная хроника рода Гриневых, и захватывающая история любви двух молодых сердец. Произведение можно причислить также к жанру романа-притчи, так как судьбы главных героев являются прямым подтверждением народной мудрости, вынесенной в эпиграф. Также это роман-воспитание или роман-становление характеров, один из первых в российской литературе, в котором психологически точно и весьма обоснованно описывается изменение характера главного героя под напором жизненных обстоятельств. Повесть «Капитанская дочка» не даром называют исторической хроникой. В ней представлены не просто исторически значимые лица, но и само действие имеет документальную основу — приказы, выписки, письма, которые с такой тщательностью Пушкин разыскивал в архивах. Описываемые события происходят на протяжении нескольких лет — с 1772 по 1775 год. Ведется рассказ от имени Петра Гринева, потомственного дворянина, искренне преданного императрице Екатерине II и родине, убежденного в необходимости самодержавия. Воспоминания Гринева (а повесть представляет собой мемуары или воспоминания главного героя) связаны с одним их страшнейших событий российской истории — восстанием Е. И. Пугачева. Это яркая и сложная историческая личность — в центре романа, к нему стремятся все основные сюжетные линии, с ним взаимодействуют практически все герои произведения, только мало кому из них удается уйти живым после встречи с ним. Гринев не только свидетель, но и участник происходящего вокруг него. Становление характера, признаться, довольно стойкого и прямолинейного, молодого дворянина связано с постоянным испытанием его чести и совести. После отъезда из дома молодой барин постоянно попадает в ситуации сложного нравственного выбора, абсолютно правильного, несмотря на жалкий жизненный опыт. Он заключался только во фразе, сказанной сыну на прощание и вынесенной автором в эпиграф: «береги честь смолоду».

Весь нравственный потенциал героя окончательно раскрывается во время народного бунта. За один только день, проведенный в Белогорской крепости, Гриневу приходится несколько раз выбирать между жизнью и смертью. Молодой, неопытный дворянин, однако, ни разу не идет на предательство во имя спасения собственной жизни в отличие от некоторых, не столь чистых духовно, как он, героев. Но, увидев «русский бунт», «бессмысленный и беспощадный», Гринев серьезно задумался о судьбе русского дворянства. Петр приходит к мысли, что во многом его судьба зависит от отношения к «черному люду», умения принять этот люд если не как равный, то не лишенный самобытности и человеческого достоинства. С точки зрения главного героя, уберечь, спасти Россию от кризиса, способно только мирное и гуманное сосуществование сословий. А это первый толчок к расшатыванию идеального образа монархии и самодержавия. Символичен и сон Гринева, в котором «страшный мужик, весело поглядывая, приглашает его под свое благословение». Самое главное, решающее и судьбоносное нравственное испытание настигает героя уже в Оренбурге. Получив от Маши письмо, Петр должен сделать выбор между долгом и честью — спасти любимую из осажденного города, где она оказалась в руках негодяя Швабрина или остаться в Оренбурге и выполнять долг солдата, зная, что невинную девушку мучают, и никто не сможет придти ей на помощь. Отчаянный призыв Маши: «вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную» стал решающим. Гринев-человек победил Гринева-солдата, дававшего присягу императрице. Он решился уехать из Оренбурга, а затем воспользовался помощью Пугачева. Судьбы героев во многом трагичны, однако финал романа — счастливое воссоединение Маши и Петра — светел и радостен. Пугачева, как это известно из курса истории, поймали и казнили. Большое значение в развязке романа имеет образ Екатерины II, которая пришла на помощь влюбленным, снизошла до «предателя» и пожалела «сиротку». Только благодаря ей и безрассудной смелости Маши, приходившей к императрице во имя спасения своей любви, эта история имеет счастливый финал. Понятие чести для Гринева превыше всего. Он воспринимает честь как человеческое достоинство, единство совести и внутреннего убеждения в своей правоте. Подобное понимание чести было и у отца главного героя, и у капитана крепости, отца возлюбленной Петра. «Береги честь смолоду, а платье снову» — так говорит народная пословица. Что же хотел сказать автор, вынесший народную мудрость в заглавие своей повести? То что единожды запятнав свою совесть, более не отмоешься. То что следует слушать голос сердца, но полагаться на собственную мудрость холодный ум. То, что каждый человек в состоянии выбрать между честью и долгом и либо сохранить, либо запятнать навеки честь — лучший «наряд» для любого. Так соблюдал ли Гринев совет отца? Запятнал он свое имя или нет? Конечно, нет, ведь обвинения в предательстве оказались мнимыми. Знакомство с Пугачевым имело подсобой вполне обыденное человеческое желание обогреть ближнего своего, делящего с тобой дорогу и помогающего тебе в непогоду. Да и не мог Гринев сделать другой выбор, зная, что несчастная, безвинная жертва в руках предателя, и нет спасения, никто не поможет ей. Честь в романе — мерило человечности и порядочности героев, их нравственности и душевной чистоты. Разница в отношении к чести и долгу развела на противоположные стороны барьера Гринева и Швабрина. Открытость и искренность героя привела к встрече с Пугачевым — человеком по-своему честным и чистым. В любой истории можно открыть качества характера, ранее неизвестные. Подлые и низкие поступки делают любого человека законченным негодяем. У каждого есть шанс даже в самых тяжелых испытаниях найти выход, не замарав чести.

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Роль эпиграфа в анализе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Желялетдинова Нелли Иосифовна

Цель: -проследить, как связаны эпиграфы с текстом повести
           -какую роль они выполняют в тексте
          -уметь находить внутритекстовые структурные связи эпиграфа с содержанием главы
         — закрепить знание текста
         — воспитывать милосердие и умение оставаться человеком, в какие бы условия жизнь не поставила.
Ход урока.
1. Оргмомент
2. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы поговорим с вами о значимости эпиграфов в произведении. Начнем с 1 главы. Я сознательно вернусь к пословице «Береги честь смолоду» в конце нашего урока.
С эпиграфами вы встречались много раз. Какую роль они играют?
Я процитирую слова писателя, литературоведа Виктора Борисовича Шкловского: «Эпиграфы — смысловой ключ произведения, дающий представления об авторском отношении к теме, которое он хочет передавать читателям.»
— Сформулируйте, исходя из этого определения, цель нашего урока?
 И сегодня мы проследим, как связаны эпиграфы с самим текстом повести и какую роль они выполняют.
Читаем эпиграф к 1 главе.
Глава I СЕРЖАНТ ГВАРДИИ
Был бы гвардии он завтра ж капитан.
— Того не надобно: пусть в армии послужит.
Изрядно сказано! Пускай его потужит…
…………
Да кто его отец?
Княжнин
 
2. Исторический комментарий учителя.
Слово недоросль раньше имело другое значение, чем теперь. Так называли молодых дворян XYIII века, не достигших совершеннолетия и не поступивших ещё на государственную службу, но записанных в армию с рождеия. Пока недоросль достигал совершенолетия, он автоматически продвигался по службе и к 17 годам, не прилагая усилий, мог «дослужиться» до капитана. Источником  эпиграфа является диалог Верхолета и Честона — честь превыше всего, он продолжает традиции верного служения отечеству петровских вельмож. Верхолет  службе мечтает только о выгоде и карьере.
Я вам прочитаю продолжение диалога героев комедии «Хвастун» Я.Б. Княжнина. Честон обращается к своему сыну:
И счастья лёгкого я сыну не желаю,
Мне сносней, чтобы ты обижен в службе был,
Как отнял у друих, чего не заслужил.
Что помогает понять это продолжение?
(Мотивы поведения отца Петруши Гринёва).
Он ненавидит угодничество и карьеризм во время царствования Екатерины II.
О чём идёт речь в эпиграфе?
Как он связан с началом и концом главы?
Зачем нужна вторая часть эпиграфа?
(Она перекликается с началом   повести)
Просматривается ли отношение А.С.Пушкина к героям и событиям?
(ироническое отношение автора к розовым мечтаниям Петруши и положительное в стремлении Гринёва-старшего воспитать в сыне высокие нравственные качества.)
Эпиграф помогает нам понять моральный кодекс настоящего дворянства.
II глава. Эпиграф цитата из старинной рекрутской песни.
Сторона незнакомая!
Что не сам ли я на тебя зашел,
Что не добрый ли да меня конь завез:
Завезла меня, доброго молодца,
Прытость, добрость молодецкая
И хмелинушка кабацкая.
Старинная песня
 Каким предстаёт Пугачёв?
Учитель:
Сначала эпиграфом к этой главе были взяты строки из элегии В.А.Жуковского «Желание»: «Где ж вожатый? Едем!»
Почему Пушкин заменил эту цитату? (Она более тесно связана с названием главы и перекликается с разговором Петруши и вожатого)
Структурно эпиграф связан со словами Пугачёва «сторона мне знакомая…»и указывает, что и в уральских степях, и среди яицких казаков предводитель народного восстания — как рыба в воде.
III глава.
Мы в фортеции живем,
Хлеб едим и воду пьем;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку.
Это солдатская песня, характеризующая установившийся в крепости уклад жизни.
Что она передаёт? (создаёт образы бравых солдат, они грозят врагам)
Здесь сталкиваются слова разных стилей(«фортеция»- книжный и «зададим пирушку», «придут на пироги» — разговорный). Показать несоответствие ожиданий Петруши и жизни в крепости.
Найдём переклички эпиграфа и текста.
Самостоятельная работа учащихся.

Мы в фортеции живём.
Хлеб едим и воду пьём,
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку,
Зарядим картечью пушку.

Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видел, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. Мы сели обедать.
…насунутся, так я такую задам острастку, что лет на десять угомоню…
А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она (Маша), моя Голубушка чуть на тот свет не отправилась. С тех пор уж не палим из проклятой пушки

О чём свидетельствуют данные параллели?
(об авторском ироническом отношении к гарнизонной службе)
Полнее раскрыть образы «старинных людей» поможет второй эпиграф:
Старинные люди, мой батюшка.
            «Недоросль»- комедия Д.И. Фонвизина. С Простаковой Василису Егоровну роднит властность и бесцеремонность.
Какими положительными чертами наделяет её автор?
(сердечность, доброта, преданность, простота)
Учитель. И снова мы обращаемся к цитате из комедии Я.Б.Княжнина.
Глава IV ПОЕДИНОК
— Ин изволь и стань же в позитуру.
Посмотришь, проколю как я твою фигуру!
Княжнин
 
Комедия «Чудаки» рассказывает о ссоре двух лакеев, которые устраивают дуэль. Пародийная сцена, так как один из дуэлянтов спрятал под одежду пачки бумаг. Но они боялись даже приблизиться друг к другу. Найдите синонимический повтор.
(«Проколю фигуру» — «В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча…»)
 Какую роль играет эпиграф в этой главе?
 (Прогнозирует предстоящие события, но и настраивает читателя на ироническое отношение к событиям. Автор с уважением относится к поступку Гринёва, но как-то комически изображает само средство борьбы.)
Учитель. С образом Маши Мироновой связаны эпиграфы V главы.
Глава V ЛЮБОВЬ
Ах ты, девка, девка красная!
Не ходи, девка, молода замуж;
Ты спроси, девка, отца, матери,
Отца, матери, роду-племени;
Накопи, девка, ума-разума,
Ума-разума, приданова.
Песня народная
Буде лучше меня найдешь, позабудешь,
Если хуже меня найдешь, воспомянешъ!
 
Какие черты характера подчёркивает эпиграф?
( красоту душевную, покорность, благородство, послушание)
Определите структурные связи эпиграфа и текста
Буде лучше меня найдешь, позабудешь,      
                                      « Будьте хоть вы счастливы…                                                   
Если хуже меня найдешь, воспомянешъ!        коли найдёшь себе суженую,
                                          Коли полюбишь другую                                     
                                       Бог с тобою…а я за вас обоих..»                                          Учитель. Второй эпиграф тоже указывает на законы, которые складывались веками.     
Отметим повторы
Не ходи, девка, молода замуж;               » Я не выйду за тебя без благословления                      
  Ты спроси, девка,                                                                       твоих родителей. Без             отца, матери                                                   их благословения
                                                                        не будет тебе счастья»
Глава VIII НЕЗВАНЫЙ ГОСТЬ
Незваный гость хуже татарина.
 
Пословица
Учитель. Первоначально был другой эпиграф:
» И пришли к нам злодеи в обедни — и у сборной избы выставили три бочки пива и пили — а нам ничего не дали.
Показания старосты Ивана Парамонова в марте 1774 года»
Почему автор отказался от этой цитаты?
(это частный случай , и здесь идёт обращение к документам. А Пушкин не хотел нарушать художественность повествования)
Определите соотношение эпиграфа и главы
(Противопоставляется эпиграф содержанию главы. Пугачёв способен на благородство и доброту к враждебному лагерю)
Учитель. IX-XII главы посвящены сложному отношению Петруши Гринёва к Пугачёву и восставшим.
Эпиграф X главы читаем:
Заняв луга и горы,
 
С вершины, как орел, бросал на град он взоры.
 
За станом повелел соорудить раскат,
 
И в нем перуны скрыв, в нощи привесть под град.
 
Херасков
В поэме эти строки относятся к Ивану Грозному, осаде им Казани и в контексте выглядят так:
Меж тем российский царь, заняв луга и горы,
С вершины, как орёл, бросал ко граду взоры;
За станом повелел соорудить раскат,
И в нём перуны скрыв, в нощи привезть под град.
Словарная работа:
Стан — лагерь, расположение воинских частей.
Раскат — плоская насыпь, деревянный помост у крепостной стены для установки пушек.
Перуны — орудия
Учитель. Поэма Хераскова посвящена успешному взятию Казани Иваном Грозным. Штурм Оренбурга оказался безрезультатным. Выходит, что эпиграф не совсем соответствует содержанию главы. А мы знаем, что он должен носить прогнозирующий характер. Зачем Пушкин вводит его в повесть?
(Автор хочет показать важность крестьянского восстания и поэтому сравнивает по значимости с Казанским походом.)
Учитель. Откроем XI главу и прочитаем эпиграф, который тоже посвящён Пугачёву
В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.
 
«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?»
 
Спросил он ласково.
 
А. Сумароков
Пугачёв сравнивается со львом. Но каков здесь лев?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, заглянем в словарь.
Вертеп — 1). Пещера, подземный ход. 2). Жилище людей сомнительного поведения, преступников.
В каком смысле, по-вашему мнению, употреблено это слово в цитате?
Какие черты характера Пугачёва подчёркивает автор эпиграфом — свирепость или ласку? (Пугачёв готов помочь Гринёву)
Вывод: в главах X -XI Пушкин хочет показать его как сильную личность, незаурядную. Этот человек способен возглавлять огромные массы людей.
Глава XIII предваряется эпиграфом:
Не гневайтесь, сударь: по долгу моему
 
Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.
 
— Извольте, я готов; но я в такой надежде,
 
Что дело объяснить дозволите мне прежде.
 
Княжнин
Это диалог двух людей, один из которых «по долгу своему» вынужден арестовать другого, приятеля и отправить его в тюрьму.
 
 
Свяжите эту цитату и текст главы.

По долгу моему
отправить в тюрьму
сей же час в надежде
дело объяснить

Приятель надеется объясниться. Долг мой арестовать, отправить под караулом в следственную комиссию немедленно. Надеюсь, оправдаешься

 
Учитель. Прогнозирует ли эпиграф события?
(Да. Зурин дружески относится к Гринёву и верит в его невиновность. Но он обязан выполнить приказ и арестовать его. Петруша не д конца осознаёт свою опасность.
Пушкин показывает, как над правосудием берут верх наветы Швабрина и невинный человек осуждён.)
XIV глава имеет короткий эпиграф: «Мирская молва — морская молва».
Что хотел показать автор?
(неправомерность судебного приговора)
С чьими словами связан эпиграф?
(со словами матери Петруши о «неверности молвы, о шаткости людского мнения»)
Учитель. Почему восторжествовала справедливость?
                Какая бы участь ждала Петрушу, если бы не восторжествовала справедливость?
                Если бы Маша не просила за него императрицу?
               Какая разница между милостью Екатерины II и милостью Пугачёва?
Эпиграф IX главы проецируется на события.
 
Сладко было спознаваться
Мне, прекрасная, с тобой;
Грустно, грустно расставаться,
Грустно, будто бы с душой.
Херасков
Это разлука влюблённых после освобождения Маши из плена. Для Петруши расстаться с Машей — значит потерять душу.
Эпиграф к XII главе отражает трагедию Маши после потери родителей.
 
Как у нашей у яблони
Ни верхушки нет, ни отросточек:
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
Снарядить-то ее некому,
Благословить-то ее некому.
Свадебная песня
 
Фольклорные эпиграфы отражают исторический, социальный, нравственный опыт народа, его быт, идеалы, высокие нравственные устои.
А теперь вернёмся к части пословицы в начале произведения «Береги честь смолоду»
Как вы понимаете её смысл?
(Это кредо А.С.Пушкина. Это абсолютный нравственный принцип жизни людей, который не зависит от сословной принадлежности. Всегда оставаться человеком)
Итог урока.

Сочинение: Смысл эпиграфа в повести «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

(335 слов) Нельзя недооценивать роль эпиграфов в произведениях русской классической литературы. Это, прежде всего, зачин, формирующий у читателя интерес и обращающий внимание на идейно-нравственное содержание. В повести А.С Пушкина «Капитанская дочка» мы можем встретить множество эпиграфов, но самый главный из них предваряет произведение и звучит следующим образом: «Береги честь смолоду».

Эта пословица была наставлением Гринева-отца сыну. Далее сюжет разворачивается таким образом, что главный герой проходит испытания, руководствуясь понятиями нравственности и морали. Петр Гринев в повести является человеком, который как раз заботиться о своей чести с молодости. Для него это понятие — не пустой звук. Он благороден в своих поступках, и даже страх смерти не может заставить его пренебречь своим долгом. Так, он отказывается присягнуть Пугачеву: «Голова моя в твоей власти, — отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья». Стойкость характера подкупает не только читателя, но и Пугачева. Он милует юношу и отпускает его. Петр также бесконечно добр. Ему не жалко заячьего тулупчика для человека, который помог ему. Он заботится о Маше Мироновой и не оставляет ее, когда девушка становится сиротой. Петр – смелый человек. Он перестает защищать себя в суде, когда понимает, что его возлюбленную могут вызвать на допрос. Гриневу невыносима мысль, что бедную девушку станут допрашивать. Он хочет сберечь ее честь и берет вину на себя.

Благородному Гриневу противопоставляется Швабрин, который, не имея нравственного стержня, перед лицом опасности ведет себя жалко и ничтожно. Он руководствуется личными интересами и всегда находится там, где ему выгодно. Он переходит на сторону Пугачева и присягает ему, чтобы сохранить себе жизнь, держит взаперти Машу, пишет ложный донос отцу Гринева на его сына. Швабрин – это полная противоположность Гриневу. И при сопоставлении двух героев читатель лучше видит разницу между поступками честного человека и безнравственного.

Что мы видим в итоге? Гринев получает не только уважение окружающих, но и любовь Маши Мироновой. Швабрин арестован как изменник. Герои выбрали свою дорогу. Честь это или бесчестье — каждый определил для себя сам.

Таким образом, пословица, вынесенная в эпиграф ко всей книге, задаёт тон повести. Она выступает в качестве жизненного ориентира не только для Петра Гринёва, но и для общества в целом.

Автор: Дарина Третьякова

Роль и значение эпиграфа в повести «Капитанская дочка»

Роль и значение эпиграфа в повести «Капитанская дочка».

Казалось бы, довольно банально: – «Капитанская дочка». Но… это произведение есть во многих школьных программах, и , пока ещё, никто не сбрасывал с «корабля современности». Хочу познакомить со своим видением работы над анализом этой повести.

Предлагаю поработать над анализом через выявление смысла и значения эпиграфа.

Домашнее задание к 1 уроку звучало так : по словарям вспомнить и точно определить, что такое эпиграф. В дальнейшем, знакомясь со страницами повести, ребята объясняют смысл и значение эпиграфа. А лишь на итоговом уроке мы приходим к выводам о смысле и значении эпиграфа ко всей повести.

Обращаясь к данной теме исследования, хочется разобраться, как литературоведы понимают термин «эпиграф». Что говорят словари? Например, в «Энциклопедии Брокгауза и Эфрона» можно прочитать следующее: «Эпиграф (греч. epigrajh — надпись) — цитата, помещаемая во главе сочинения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п. Смотря по литературному и общественному настроению, эпиграфы входили в моду, становились манерой, выходили из употребления, потом воскресали. В первой половине прошлого века ими охотно блистали, как выражением начитанности и уменья применить чужую мысль в новом смысле».

А в «Литературной энциклопедии»

понимание данного термина такое: «Эпиграф — фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами. В качестве эпиграфа часто берут пословицы, поговорки, слова из общеизвестных литературных произведений, из священного писания и т. п. Эпиграф представляет как бы маску, за которой прячется автор, когда он, не желая выступать прямо, косвенно определяет свое отношение к событиям, изображенным им в произведении. Эпиграф может быть лирическим, в большей или меньшей мере в зависимости от того, выразил ли автор свое отношение просто в сгущенной формуле основных событий данного произведения в целом, отдельной главы и т. п.

«Школьный поэтический словарь» даёт следующее понимание эпиграфа: «Эпиграф (греч. epigrajh — надпись)

1) В античное время надпись на памятнике, на здании.

2) В общеевропейской литературе под эпиграфом разумеется изречение или цитата, поставленная перед текстом целого литературного произведения или отдельных глав его. В эпиграфе создаётся основная мысль, развиваемая автором в повествовании». Таким образом, мы видим, что эпиграф относится к числу необязательных элементов композиции литературного произведения. Благодаря этому эпиграф всегда несет важную смысловую нагрузку. Учитывая, что перед нами вид авторского выражения, выделяется два варианта его употребления в зависимости от того, присутствует ли в произведении непосредственное высказывание автора. В одном случае эпиграф является составной частью структуры художественной речи, дающейся от имени автора.

В другом — единственным элементом, не считая заглавия, явно выражающим авторский взгляд».

часто использовал в своём творчестве эпиграфы. Мы встречаемся с ними в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке», «Полтаве», «Каменном госте», «Повестях Белкина», «Пиковой даме», «Арапе Петра Великого», «Дубровском», некоторых лирических произведениях, «Египетских ночах», «Бахчисарайском фонтане». По поводу последнего однажды заметил: «Так и Бахчисарайский Фонтан в рукописи назван был «Харемом», но меланхолический эпиграф (который, конечно, лучше всей поэмы) соблазнил меня». Приведенный список произведений подчеркивает не случайность употребления автором эпиграфов. Ясно, что эпиграфы в них определенным образом формируют смысл этих произведений. Каков механизм этой работы? В каких связях с текстом оказывается каждый эпиграф? Чему он служит? Ответы на эти вопросы прояснят роль пушкинских эпиграфов. Без этого нельзя рассчитывать на серьезное понимание его творчества.

Литературоведы всегда внимательно относятся к эпиграфу, который использует автор в своём произведении. Попробуем разобраться, какова роль и значение этого литературного приёма в прозе . «Капитанская дочка», одно из наиболее совершенных и глубоких созданий Пушкина, неоднократно была предметом исследовательского внимания. Это однако не означает, что проблематика «Капитанской дочки» выяснена исчерпывающе. Более того, многие вопросы всё ещё продолжают оставаться спорными. На наш взгляд, эпиграфы в данной повести представляют интерес для исследования. Перед нами, как полагают многие пушкинисты, и мы вслед за ними, целая система эпиграфов. Перейдём к непосредственному анализу эпиграфов перед главами повести.

Они предпосланы каждой главе и всему сочинению. Некоторые главы имеют несколько эпиграфов. Работая над анализом романа, мы составляем такую таблицу:

Приложение.

Повесть «Капитанская дочка»

Береги честь смолоду.

Пословица

Название главы Эпиграф Источник

эпиграфа

Роль и значение эпиграфа в главе.
1. Сержант гвардии — Был бы гвардии он завтра ж капитан. — Того не надобно: пусть в армии послужит. — Изрядно сказано! пускай его потужит… ………………………………….. Да кто его отец? Княжнин. «Хвастун». В главе раскрываются причины несения воинской службы Петром Гринёвым. Причём эпиграф наталкивает на мысль, что герой, прежде чем ступить на жизненную дорогу, должен послужить. Немаловажную роль будет играть образ отца: он направляет своего сына испытать все тяготы армейской жизни в отдаленный от столицы гарнизон.

Смысл использования второго эпиграфа (ответ на вопрос) раскроется в финале, когда Екатерина дарует жизнь Петруше из-за заслуг его отца.

Эпиграф здесь выполняет также функцию вступления. Художественное мастерство проявляется в переходе от текста эпиграфа к основному тексту главы, которая начинается словами: «Отец мой Андрей Петрович Гринёв…»

2. Вожатый Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашёл, Что не добрый ли да меня конь завёз: Завезла меня, доброго молодца, Прыткость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая.

Старинная песня

Автор изменил текст этой рекрутской песни. В оригинале первые строчки такие: “Сторона ль ты моя, сторонушка, // Сторона моя незнакомая”. Эпиграф намечает основные положения главы: герой оказывается в чужой стороне, из-за своих ошибок без денег в буране, судьба сталкивает не только с непогодой, но и с вожатым, который в дальнейшем окажется Пугачёвым. Бунтовщик спасёт Гринёва и сыграет и благородную, и роковую роль в его судьбе.
3. Крепость Мы в фортеции живём, Хлеб едим и воду пьём; А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям пирушку: Зарядим картечью пушку.

Солдатская песня.

Старинные люди, мой батюшка.

Недоросль.

Неизвестно до сих пор, перед нами стилизация Пушкина или народная песня.

Цитата из комедии Фонвизина «Недоросль» изменена. Простакова произносит: “Старинные люди, мой отец!”

Атмосфера передаётся с первых строк эпиграфа: комендант и Василиса Егоровна доброжелательно встречают Петрушу, они, действительно, старинные люди – второй эпиграф стилизован под речь Василисы Егоровны, комендантша расскажет о случае со стрельбой в пушку.
4. Поединок -Ин изволь и стань же в позитуру. Посмотришь, проколю как я твою фигуру!

Княжнин.

, комедия «Чудаки» Эпиграф предсказывает, что будет дуэль, на которой один из её участников “проколет” другого. Раненый — Петруша.
5. Любовь Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова.

Песня народная.

Буде лучше меня найдёшь, позабудешь,

Читайте также:  Романтическая история любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой

Если хуже меня найдёшь, вспомянянешь.

То же

Народные песни. Эти два эпиграфа для Петруши оказываются вестниками несчастливыми. Маша не выйдет замуж за Гринёва в данной ситуации: ей необходимо, чтобы брак был освящён благословением будущих свёкра и свекрови. Она заботится не только о себе, но и о Петре, т. к. понимает, что в будущем он не сможет быть счастливым без родительской любви.

Второй же эпиграф передаёт чувства героини: Маша понимает, что необходимо разорвать отношения. Её же сердце наполнено болью и страданием.

6. Пугачёвщина Вы, молодые ребята, послушайте, Что мы, старые старики, будем сказывати.

Песня

Народная песня. Эпиграф играет необычную роль: в нём мы видим параллель с обращением “старого старика” Петра Андреевича к молодому поколению о ненасильственных переменах в жизни. В конце романа Гринёв так оценил действия Пугачёва и его сообщников: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”
7. Приступ Голова моя, головушка, Голова послуживая! Послужила мне головушка Ровно тридцать лет и три года. Ах, не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости, Как ни слова себе доброго И ни рангу себе высокого; Только выслужила головушка Два высокие столбика, Перекладинку кленовую Ещё петельку шелковую.

Народная песня

Народная песня. Подыскивая эпиграф к этой главе, издатель стремился наиболее объёмно раскрыть замысел Гринёва, назвавшего главу седьмую «Приступ». Штурма, как такового, не было. Ворвавшись в крепость, Пугачёв и его банда приступили

к привычной работе — к зверским расправам с теми, кто осмеливался выступать против них.

Непосредственно с судьбой Гринёва эпиграф седьмой главы не соотносится: герой скорбит о судьбе капитана Миронова и поручика Ивана Игнатьича.

8. Незваный гость Незваный гость хуже татарина.

Пословица

Пословица. Толкование эпиграфа неоднозначно, но мы считаем, что автор данной пословицей имел ввиду следующее: Гринёв находится на пиру у Пугачёва по приглашению, а бунтовщика и его шайку в крепость никто не приглашал, поэтому незваный гость — Пугачёв!
9. Разлука Сладко было спознаваться Мне, прекрасная, с тобой; Грустно, грустно расставаться, Грустно, будто бы с душой.

Херасков

«Разлука». Эпиграф нацеливает на лирический, даже минорный настрой: Гринёв с болью в сердце расстаётся Машей, которая осталась во власти Швабрина.
10. Осада города Заняв леса и горы, С вершины, как орёл, бросал на град он взоры. За станом повелел соорудить раскат И, в нём перуны скрыв, в нощи привесть под град.

Херасков

«Россиада»: “Меж тем Российский царь, заняв луга и горы, // С вершины, как орёл, бросал ко граду взоры”. Автор изменил текст. Эпиграф передаёт чувства героя и рассказывает о том, что предпринимает Гринёв для освобождения Маши. Эпиграф предсказывает, что Пётр Андреевич («как орёл») поскачет из города («в нощи») в Белогорскую крепость, чтобы освободить любимую из рук Швабрина.
11. Мятежная слобода В ту пору лев был сыт, хоть сроду он свиреп. “За чем пожаловать изволил в мой вертеп?” — Спросил он ласково.

А. Сумароков

Пушкина. Стилизация ярко раскрывает смысл главы: Пугачёв (лев) был и сыт, и свиреп (о его злодеяниях мы уже читали на страницах романа). Уже в эпиграфе мы чувствуем, что между героями состоится важный разговор, несмотря на грозный тон, хозяин будет ласков с Петром.
12. Сирота Как у нашей яблонки Ни верхушки нет, ни отросточек; Как у нашей у княгинюшки Ни отца нету, ни матери. Снарядить-то её некому, Благословить-то её некому.

Свадебная песня

Народная песня, автор её изменил. Первоначальный вариант: «Много, много у сырa дубa, Много ветвей и пoветвей. Только нету у сырa дубa Золотые вершиночки: Много, много у княгини-души, Много роду, много племени, Только нету у княгини-души, Нету её родной матушки: Благословить есть кому, Снарядить некому». Автор изменил оригинал песни: дуб заменил яблоней. И сразу становится всё понятно: судьба Марьи Ивановны зависит от убийцы её родителей (а мы знаем, что Пугачёв был жесток с детьми дворян). Поэтому в качестве спасителя сироты Пугачёв опасен!
13. Арест — Не гневайтесь, сударь: по долгу моему Я должен сей же час отправить вас в тюрьму. — Извольте, я готов; но я в такой надежде, Что дело объяснить дозволите мне прежде.

Княжнин

Стилизация под . Эпиграф главы указывает на арест Гринёва и колебания того, кто должен выполнить долг: Гринёва арестовывает Зурин, который когда-то «учил его жизни» в Симбирске. Но и вторая часть эпиграфа тоже может относиться к Зурину. Ведь он знал от Петруши о его “дружеских путешествиях с Пугачёвым”, был убеждён, что и Следственная комиссия не найдёт в них ничего предосудительного.
14. Суд Мирская молва — Морская волна.

Пословица

Пословица. Рифмой “молва–волна” автор выразил суть того суда, который вершили над Гринёвым: сначала Следственная комиссия поверила Швабрину, потом отец Андрей Петрович поверил приговору Следственной комиссии и государыни, которая из-за уважения к отцу избавила его сына от позорной казни и “повелела только сослать в отдалённый край Сибири на вечное поселение”. А затем Маша спасает честь своего любимого от оговора.

Анализируя роль и значение эпиграфа в повести «Капитанская дочка», мы пришли к следующим выводам.

1. Эпиграфы в повести не играют роли аннотаций.

2. Эпиграф у Пушкина может играть двойную роль: уже в 1 главе «Сержант гвардии» второй эпиграф выполняет, с одной стороны, роль вступления (плавного перехода от эпиграфа к основному тексту). « Да кто его отец?»

— звучит эпиграф, а текст главы начинается словами: «Отец мой Андрей Петрович Гринёв…». С другой стороны, смысл данного эпиграфа будет разъяснён в финале романа, когда Екатерина могла задать такой вопрос при обсуждении дела Гринёва и, выяснив всё, даровала Петру жизнь из-за заслуг его отца.

2. Сопоставление значения, заключённого в эпиграфе, со смыслом главы можно сравнить с эффектом прохождения света через призму. Перед нами особые рекомендации читателям. Например, в главе «Поединок» эпиграф (см. таблицу) предсказывает, что будет дуэль, на которой один из участников «проколет» другого. Петруша — пострадавший. Ирония чувствуется уже в самом эпиграфе.

3. Нередко у эпиграф передаёт стиль и атмосферу всего ниже изложенного. Например, в 3 главе «Крепость» народная песня и отрывок из Фонвизина задают атмосферу всей главы (см. таблицу). Пётр Гринёв попадает в доброжелательную атмосферу. Комендант и Василиса Егоровна, действительно, старинные люди. А второй эпиграф великолепно стилизован под речь простого человека Василисы Егоровны.

4.В главе «Пугачёвщина» эпиграф играет необычную роль: в нём мы видим параллель с обращением “старого старика” Петра Андреевича к молодому поколению о ненасильственных переменах в жизни. В

конце повести Гринёв так оценит действия Пугачёва и его сообщников: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”1

5.В главах «Вожатый», «Любовь», «Приступ», «Разлука», «Осада города», «Сирота» лирические ноты, содержащиеся в эпиграфе, задают настроение, пронизывают содержание всей главы.

6.Многие эпиграфы в романе изменены автором (главы 3(второй эпиграф), 10, 12) в соответствии со смыслом главы. А в главе 11 и 13 автор выступает как искусный стилизатор: в 11 главе им создан отрывок – подражание басне Сумарокова, а в 13 главе реплики в стиле Княжнина. Эти эпиграфы уже в самом начале раскрывают значение и основную идею главы.

7.Рифмой “молва–волна” в эпиграфе к 14 главе «Суд» (см. таблицу) автор выразил суть того суда, который вершили над Гринёвым. 1 волна — Следственная комиссия принимает показания Швабрина за истину, 2 — отец Андрей Петрович верит приговору Следственной комиссии и государыни, которая из-за уважения к отцу избавила его сына от позорной казни и “повелела только сослать в отдалённый край Сибири на вечное поселение”. 3волна — Маша спасает честь своего любимого от оговора.

8.Автор использует в качестве эпиграфов отрывки разных стилей и жанров: народные песни, пословицы, лирические стихотворения, басни, комедии.

9.Пословица, вынесенная в эпиграф автором ко всему роману: “Береги честь смолоду”, — задаёт тон всей повести. Мудрость, закреплённая в пословице, выступает здесь в качестве жизненного ориентира, нравственной основы не только для Петра Гринёва, но и для общества в целом. И главный герой повести, мы думаем, не запятнает честь никогда.

Таким образом, мы видим, что эпиграфы в повести имеют большую смысловую нагрузку, являются обращением к читателю, создают атмосферу, выражают авторский взгляд, становятся единым целым со всем романом.

РОЛЬ ЭПИГРАФА К ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

РОЛЬ ЭПИГРАФА К ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА. В качестве эпиграфа к повести «Капитанская дочка» А. С. Пуш­кин взял сокращенный вариант русской пословицы «Береги платье снову, а честь смолоду». Эпиграф обращает внимание читателя на идейно-нравственное воспитание, формирование личности главного героя повести Петра Гринева.

Проблема нравственного воспитания молодого человека своего времени глубоко волновала Пушкина. Как указывают литературо­веды, с особой остротой эта проблема встала перед писателем после поражения восстания декабристов, которое в сознании Пушкина воспринималось как трагическая развязка жизненного пути лучших его современников. Пушкин ощущает настоятельную необходимость сопоставить нравственный опыт разных поколений, показать преем­ственную связь между ними.

Старшее поколение повести представляет, в первую очередь, отец главного героя — Андрей Петрович Гринев. Он отставной премьер- майор, который, окончив службу, поселился в деревне и женился. Судьбу Андрея Петровича Гринева Пушкин частично уподобляет судьбе своего деда, майора гвардии Льва Александровича Пушки­на, который в день дворцового переворота 1762 года пытался удер­жать Преображенский полк на стороне Петра III, за что был поса­жен в крепость.

В дальнейшем изложении Гринев-отец сочувственно упоминает о своем пращуре, казненном на лобном месте, и об отце, который пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. В фамильных свойствах семьи Гриневых писатель усматривает черты, сближающие этот род с мятежным родом Пушкина: неукротимость, прямолинейность, вер­ность присяге, отсутствие политической гибкости.

По обычаю, еще не рожденного сына Гринев-отец записывает сержантом в Семеновский полк. Предъявляя столь высокие требо­вания к будущему сына, он, тем не менее, мало уделяет внимания его воспитанию и образованию. Сначала Петю обучает русской гра­моте стремянный Савельич, а затем всем наукам французский па­рикмахер Бопре. Иронично отзывается рассказчик о временах свое­го детства: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Но ситуация резко меняется, как толь­ко мальчик достигает шестнадцатилетнего возраста. Моральный об­лик сына очень волнует отца. Вместо предполагаемого Семеновско­го полка Гринев-отец отправляет Гринева-сына служить в Оренбург: «Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает поро­ху…»

Свою систему ценностей Андрей Петрович излагает, напутствуя сына, отправляющегося в армию: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не на­прашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: бе­реги платье снову, а честь смолоду». В дальнейшем отец внимательно следит за судьбой сына, наказывая за ослушание и неправедные поступки.

Петр Андреевич, вырвавшись на волю из родного гнезда, сразу же совершает ряд оплошностей: чрезмерно увлекается спиртным, проигрывает в карты большую сумму денег. Пытаясь доказать свою взрослость, обижает старика Савельича. Но врожденная порядочность тут же вызывает у героя безмолвное раскаяние.

Прибыв в Белогорскую крепость, молодой офицер находит жизнь здесь «не только сносною, но даже и приятною». Главную роль в этом сыграла Маша Миронова, в которую герой влюбляется. Любовь вдох­новила Гринева-сына на «подвиги»: он участвует в дуэли и предла­гает Маше выйти за него замуж. Гринев-отец категоричен в оценке поведения Гринева-сына: «…не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу но­сить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей…» Однако дальнейшие события доказывают обрат­ное: Петр Гринев способен защищать и отечество, и дорогих ему людей, и собственную честь.

Можно опровергнуть эту мысль, утверлсдая, что Петр Гринев предал отечество, нарушил клятву верности, ибо находился в дру­жеских отношениях с мятежником Пугачевым.

Но обратим внимание, что в общении с бунтовщиком Гринев не только позволяет себе некоторые вольности, но и пытается убедить последнего стать на путь праведный: «Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию госуда­рыни?» В представлении Гринева, связанного с Пугачевым личны­ми отношениями и испытавшего на себе его великодушие, образ пред­водителя восстания не сливался с образами его ближайших спод­вижников. В понимании Гринева Пугачев скорее жертва « злодейско­го бунта», чем один из его инициаторов.

В этой связи следует сказать еще об одном персонаже — Швабрине, поведение которого прямо противоположно поведению Петра Гринева. Швабрин добровольно переходит на сторону Пугачева. Он человек властный и злой: без малейших сомнений унижает и оскор­бляет любимую им Машу Миронову.

Гринев, напротив, защищает и спасает любимую, оставаясь бе­режным к ее чувствам. Даже оказавшись перед угрозой тюремного заключения (и как следствие — гнева отца), Гринев не защищается, боясь, что его оправдания принесут вред Маше: «…мысль впу­тать имя ее между гнусными изветами злодеев … так меня порази­ла, что я замялся и спутался».

Поведение Гринева свидетельствует о том, что под влиянием чрезвычайных событий он взрослеет и мудреет.

Позиция, избранная пушкинским героем, внутренне «подсказа­на» ему родовым преданием, примером и заветом отца: «Береги честь смолоду». Линия поведения героя является результатом со­словного воспитания в духе чести, преданности присяге и свидетель­ствует о преемственности лучших традиций высших духовных цен­ностей.

«Подбор эпиграфов к главам повести «Капитанская дочка»»

«Капитанская дочка» – итоговое произведение Пушкина. Она рассказывает о крестьянском восстании, предводителем которого был казак Емельян Пугачев. Повествование ведется от лица главного героя, который в молодости стал свидетелем и участников описываемых событий. В анализе происходящего участвует сам автор. Его позиция проявляется в подборе эпиграфов в каждой главе. В эпиграфе к главе «Сержант гвардии» раскрывается понимание Андреем Петровичевым и Петрушей долга офицера. Петр Гринев – молодой дворянин, уездный недоросль. Он получил провинциальное образование у француза, который «не был врагом Бутылки» и любил хлебнуть лишнего». Отец его – Андрей Петрович Гринев рассматривал понятие долга с позиции офицера. Он считал, что офицер обязан выполнять все приказы начальства, «служить верно тому, кому присягнешь». Отец сразу говорит о том, что «Петруша а Петербург не поедет», и отправляет его в глухую Белогорскую крепость. Андрей Петрович Гринев не хочет, чтобы сын научился «мотать да повесничать».

Эпиграфом ко 11 главе является старинная песня. В главе «Вожатый» появляется «мужичок», который впоследствии становится предводителем восстания. С появлением Пугачева в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. Таким Петруша видит его уже в пророческом сне: «Мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны… Комната наполнилась мертвыми телами… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь…»

Пушкинский Пугачев «соткан» из фольклора. Не случайно его появление во время бурана, который становится символическим предвозвестием бунта. В «Поединке» Швабрин советует Гриневу: «…чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Поэтому между Гриневым и Швабриным происходит поединок.

В эпиграфе к пятой главе «Любовь» говорится о Маше. Это обыкновенная русская девушка, которая надеется встретить свою любовь. Поэтому ее внимание привлекает Швабрин, сосланный в Белогорскую крепость за участие в дуэли. Поначалу ее привлекает образованность и начитанность молодого офицера. Однако вскоре Швабрин совершает ряд подлых поступков, что заставляет Машу с негодованием отвергнуть его домогательства. Настоящую любовь Маша встречает в лице Гринева.

В эпиграф к главе шестой поставлена песня. Глава «Пугачевщина» говорит о том, как стихийно надвигается на Белогорскую крепость «неведомая сила» – войско Пугачева. Пугачевское восстание несет с собой разрушение и гибель.

В главе «Приступ» отражена ключевая ситуация «Капитанской дочки» – взятие крепости Пугачевым и поведение при этом героев. Все участники событий оказываются в ситуации выбора жизни или смерти: каждый из них делает его в соответствии со своими представлениями о морали, чести и долга.

В восьмой главе Гринев становится «незваным гостем» у Пугачева. На «странном военном совете» главный герой слышит «заунывную бурлацкую песню»: «Не шуми, мати зеленая дубравушка». Его «пиитическим ужасом» потрясает не только сама песня, сколько поющие ее люди, «обреченные виселице».

В эпиграфе к главе «Разлука» содержится основная мысль: «грустное» расставание двух влюбленных. Однако и это испытание они достойно проходят.

В главе десятой Гринев становится перед выбором: долг офицера или чувства. «В нощи» он пытается спасти Марью Ивановну. В «Мятежной Слободе» Пугачев принимает Гринева «ласково». Предводитель восстания живет по принципу: «Долг платежом красен». Поэтому он решается еще раз помочь Петру Гриневу спасти Машу от Швабрина.

В главе «Сирота» Гринев и Пугачев приезжают в Белогорскую крепость. Там они находят Машу «в крестьянском оборванном платье», «с растрепанными волосами». Она осталась сиротой, – у нее «ни отца нету, ни матери». Все надежды на спасение капитанская дочка возлагает на возлюбленного Гринева. Однако главным спасителем является Пугачев, который изъявляет желание быть «посаженым отцом» на их свадьбе.

В тринадцатой главе «Арест» для влюбленных появляется новое испытание: Гринев арестован и обвинен в предательстве.В последней главе «Суд» Гринев не хочет рассказывать о капитанской дочке, которая замешана в истории с Пугачевым. Однако Маша Миронова сама смогла преодолеть все препятствия и устроить свое счастье. Честность и искренность Маши помогли получить прощение для Гринева у самой императрицы.

Сочинение: Смысл эпиграфа в повести «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

(335 слов) Нельзя недооценивать роль эпиграфов в произведениях русской классической литературы. Это, прежде всего, зачин, формирующий у читателя интерес и обращающий внимание на идейно-нравственное содержание. В повести А.С Пушкина «Капитанская дочка» мы можем встретить множество эпиграфов, но самый главный из них предваряет произведение и звучит следующим образом: «Береги честь смолоду».

Эта пословица была наставлением Гринева-отца сыну. Далее сюжет разворачивается таким образом, что главный герой проходит испытания, руководствуясь понятиями нравственности и морали. Петр Гринев в повести является человеком, который как раз заботиться о своей чести с молодости. Для него это понятие — не пустой звук. Он благороден в своих поступках, и даже страх смерти не может заставить его пренебречь своим долгом. Так, он отказывается присягнуть Пугачеву: «Голова моя в твоей власти, — отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья». Стойкость характера подкупает не только читателя, но и Пугачева. Он милует юношу и отпускает его. Петр также бесконечно добр. Ему не жалко заячьего тулупчика для человека, который помог ему. Он заботится о Маше Мироновой и не оставляет ее, когда девушка становится сиротой. Петр – смелый человек. Он перестает защищать себя в суде, когда понимает, что его возлюбленную могут вызвать на допрос. Гриневу невыносима мысль, что бедную девушку станут допрашивать. Он хочет сберечь ее честь и берет вину на себя.

Благородному Гриневу противопоставляется Швабрин, который, не имея нравственного стержня, перед лицом опасности ведет себя жалко и ничтожно. Он руководствуется личными интересами и всегда находится там, где ему выгодно. Он переходит на сторону Пугачева и присягает ему, чтобы сохранить себе жизнь, держит взаперти Машу, пишет ложный донос отцу Гринева на его сына. Швабрин – это полная противоположность Гриневу. И при сопоставлении двух героев читатель лучше видит разницу между поступками честного человека и безнравственного.

Что мы видим в итоге? Гринев получает не только уважение окружающих, но и любовь Маши Мироновой. Швабрин арестован как изменник. Герои выбрали свою дорогу. Честь это или бесчестье — каждый определил для себя сам.

Таким образом, пословица, вынесенная в эпиграф ко всей книге, задаёт тон повести. Она выступает в качестве жизненного ориентира не только для Петра Гринёва, но и для общества в целом.

Автор: Дарина Третьякова

Роль эпиграфов в произведении «Капитанская дочка»

Эпиграф — краткая фраза, цитата, помещаемая во главе произведения с целью указать его дух, смысл, отношение автора к описанным далее событиям. Данное произведение рассказывает о крестьянском восстании Пугачева. В анализе происходящего Пушкин, несомненно, участвует. Свое отношение к описанным в повести событиям он показывает в эпиграфах. В некоторых случаях показано отношение героя (Петра Гринева), от лица которого ведется повествование. «Береги честь смолоду» Данная пословица достаточно ясно выражает общий замысел и атмосферу повести. Ведь «Капитанская дочка» о чести, чувствах людей, помыслах. Слово честь можно толковать по-разному. Это — гордость, порядочность, самолюбие. У каждого героя повести честь собственная. Для Швабрина, Маши, Гринева слово «честь» имеет совершенно разное значение. Во главе «Сержант гвардии» в эпиграфе раскрывается значение офицерской службы для Петра Гринева и его отца. Андрей не хочет, чтоб сын «научился мотать да повесничать». «Пускай его потужит», так считает суровый отец. Поэтому и отправляет молодого Петрушу служить в далекую Белогорскую крепость. Эпиграфом ко второй главе является старинная песня о том, как в сторону незнакомую завела добра-молодца молодецкая прыть. Быть может, автор имел в виду также ситуацию, сложившуюся с Зуриным и долгом. Петруша из-за своей азартности
и бесшабашности проиграл сто рублей в биллиард, после чего сожалел об этом. Так же из-за глупого упрямства Петр со спутниками попадает в метель. Эпиграфы отражают рутинность, обыденность скучной и размеренной жизни в крепости. «Старинные люди» — люди, живущие в крепости давно, строгие, суровые, огрубевшие, не болтливые. Они стали похожими на окружающую обстановку. Отрешенность крепости от внешнего мира показывается в первой солдатской песне и в следующем далее описании «деревни». «Ин изволь и стань же в позитуру…» — так начинается эпиграф к главе, описывающей конфликт между Швабриным и Гриневым. Эпиграф отражает весь пафос, самолюбие, оскорбительность, язвительность Швабрина. «Изволь», «Посмотришь, проколю я как… » — эти выражения добавляют надменности, такое характерно Швабрину. Эпиграфы этой главы показывают чувства Марии Мироновой. Маша отказывается от женитьбы без благословения, а Петруша страдает от одиночества. «Лучше найдешь — позабудешь…» и слова Маши «Коли полюбишь другую…» схожи по смыслу. Между эпиграфами и событиями в главе проводятся параллели. «Вы послушайте, молоды ребята, что мы, старики, будем сказывать» — эпиграф предсказывает, о чем пойдет речь в главе. Далее описываются события, произошедшие до прибытия Петра в крепость. Но восстание повторяется, и Маше приходится уехать из крепости, так как «сказка», рассказанная стариками, готова обернуться былью. Общий смысл эпиграфов в первых главах — наиболее полно описать отношение автора к историческим событиям, героям. Пушкин выстраивает эпиграфы таким образом, чтобы до начал повествования обозначить некоторые понятия, темы, но, тем не менее, сохраняет интригу.

Эпиграф — краткая фраза, цитата, помещаемая во главе произведения с целью указать его дух, смысл, отношение автора к описанным далее событиям. Данное произведение рассказывает о крестьянском восстании Пугачева. В анализе происходящего Пушкин, несомненно, участвует. Свое отношение к описанным в повести событиям он показывает в эпиграфах.

В некоторых случаях показано отношение героя (Петра Гринева), от лица которого ведется повествование. «Береги честь смолоду» Данная пословица достаточно ясно выражает общий замысел и атмосферу повести. Ведь «Капитанская дочка» о чести, чувствах людей, помыслах. Слово честь можно толковать по-разному. Это – гордость, порядочность, самолюбие. У каждого героя повести честь собственная. Для Швабрина, Маши, Гринева слово «честь» имеет совершенно разное значение. Во главе «Сержант гвардии» в эпиграфе раскрывается значение офицерской службы для Петра Гринева и его отца. Андрей не хочет, чтоб сын «научился мотать да повесничать». «Пускай его потужит», так считает суровый отец. Поэтому и отправляет молодого Петрушу служить в далекую Белогорскую крепость. Эпиграфом ко второй главе является старинная песня о том, как в сторону незнакомую завела добра-молодца молодецкая прыть. Быть может, автор имел в виду также ситуацию, сложившуюся с Зуриным и долгом. Петруша из-за своей азартности и бесшабашности проиграл сто рублей в биллиард, после чего сожалел об этом. Так же из-за глупого упрямства Петр со спутниками попадает в метель. Эпиграфы отражают рутинность, обыденность скучной и размеренной жизни в крепости. «Старинные люди» – люди, живущие в крепости давно, строгие, суровые, огрубевшие, не болтливые. Они стали похожими на окружающую обстановку. Отрешенность крепости от внешнего мира показывается в первой солдатской песне и в следующем далее описании «деревни». «Ин изволь и стань же в позитуру…» — так начинается эпиграф к главе, описывающей конфликт между Швабриным и Гриневым. Эпиграф отражает весь пафос, самолюбие, оскорбительность, язвительность Швабрина. «Изволь», «Посмотришь, проколю я как… » – эти выражения добавляют надменности, такое характерно Швабрину. Эпиграфы этой главы показывают чувства Марии Мироновой. Маша отказывается от женитьбы без благословения, а Петруша страдает от одиночества. «Лучше найдешь – позабудешь…» и слова Маши «Коли полюбишь другую…» схожи по смыслу. Между эпиграфами и событиями в главе проводятся параллели. «Вы послушайте, молоды ребята, что мы, старики, будем сказывать» – эпиграф предсказывает, о чем пойдет речь в главе. Далее описываются события, произошедшие до прибытия Петра в крепость. Но восстание повторяется, и Маше приходится уехать из крепости, так как «сказка», рассказанная стариками, готова обернуться былью. Общий смысл эпиграфов в первых главах — наиболее полно описать отношение автора к историческим событиям, героям. Пушкин выстраивает эпиграфы таким образом, чтобы до начал повествования обозначить некоторые понятия, темы, но, тем не менее, сохраняет интригу.

Похожие материалы:

  • Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка») — .
  • Береги честь смолоду… (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») — .
  • Гринев и Швабрин в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» — .
  • Женские образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — .
  • Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — .

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка” — глубокое и многоплановое произведение. Оно состоит из четырнадцати глав и послесловия от издателя. К каждой главе подобран эпиграф, взятый или из народного творчества, или из литературы восемнадцатого века. Общий эпиграф — “Береги честь смолоду” — перекликается с напутствием отца главного героя, Петра Гринева:«Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». То есть высшая ценность жизни, включающая в себя совесть, искренность, доброту, это честь. Также неслучайно в пословице упоминается “смолоду”, ведь именно в юношеские годы формируются нравственные ориентиры человека, определяющие дорогу его жизни.

Смысл главного эпиграфа многофункционален. Он отображает близость точек зрения автора и рассказчика, выражает нравственную идею произведения – сохранять верность долгу и чести, объединяет разные поступки персонажей, придавая сюжету стройность.

Кроме того, эпиграф можно использовать как своеобразную точку отсчета, чтобы рассматривать персонажей в их развитии. Пушкин раскрывает сущность каждого действующего лица, подвергая их испытаниям, ведь именно в критической ситуации человек обнажает настоящего себя.

Идея жить честно, прислушиваясь к голосу совести, связана с системой образов персонажей — положительных героев (Петра Гринёва, семьи Мироновых, Савельича) и противопоставленных им отрицательных (Алексея Швабрина и эпизодических, похожих на него героев). С помощью антитезы автор хочет показать читателям важность служения долгу, акцентируя внимание на том, что наличие или отсутствие ценностей персонажей влияет на их поступки и, следовательно, на судьбы.

Пётр Гринёв, патриот и храбрый офицер, следовал наказу отца и не отступал от него в самых сложных ситуациях.

Так, восемнадцатилетний юноша, недавно вышедший из-под родительской опеки, смог отказать Пугачеву, предводителю крестьянского восстания, в предложении о службе, понимая, что такое решение может стоить ему жизни. “Не требуй того, что противно моей чести и совести” — заявил Гринев, проявив удивительное мужество и стойкость характера, способность противостоять страху и сохранить верность себе, вызвав тем самым уважение беглого казака.

Персонаж не оставил свою возлюбленную Машу, которую Швабрин морил голодом, принуждая выйти за него замуж, а спас девушку, рискуя жизнью.

Кроме того, ч

«…плюют в глаза, а они утираются»

180 лет назад, меньше чем за год до своей гибели, Пушкин пишет жене (из Москвы в Петербург, 18 мая 1836 года): «Твои петербургские новости ужасны. То, что ты пишешь о Павлове, помирило меня с ним. Я рад, что он вызвал Апрелева… У нас в Москве всё, слава Богу, смирно: бой Киреева с Яром произвел великое негодование в чопорной здешней публике… По мне, драка Киреева гораздо простительнее, нежели… благоразумие молодых людей, которым плюют в глаза, а они утираются батистовым платком, смекая, что если выйдет история, так их в Аничков не позовут…»

«Благородство души и чистая совесть»

И вот сегодня надо лезть в словарь Даля, чтобы вспомнить: что же это было такое, за что без раздумья человек шел под пистолет на десяти шагах? Во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд, гениальных замыслов?..

Итак, «ЧЕСТЬ — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью. Поступок, несовместный с честью… Знал бы ты честь… Поле чести… Честь моя требует крови…»

  • Роль хлеба в русских народных сказках проект
  • Роль философии в профессии юриста сочинение
  • Роль художественной литературы в жизни человека сочинение
  • Роль фольклора в нашей жизни сочинение
  • Роль химии в жизни человека сочинение