Роль древнерусской литературы и фольклора в жизни человека сочинение

Сочинение рассуждение на тему человек для чего пришел человек на эту землю? какая его задача? многие философы пытались найти ответ

Сочинение рассуждение на тему человек

Для чего пришел человек на эту землю? Какая его задача? Многие философы пытались найти ответ на данный вопрос. Человек уникальное существо, которое владеет огромной силой.
Человек может создавать, а может и разрушать, человек несет себе зло, но есть в нем и добро. Кто же такой человек? Чем он опасен? Что он может сотворить? А что может разрушить?
Человек уникален, и уникальность его в том, что он может развиваться, совершенствоваться. Но самая главная его задача это борьба, и борьба не с окружающим миром, а с самим собой. Не зря есть такая пословица: кто победит себя, тот победит весь мир.
В наше время не многие люди хотят совершенствоваться и развиваться, многие сеют внутри себя зло, ненависть, обиду, и тем самым причиняя боль себе и окружающим. Некоторые думаю так, раз мне больно, то и другим пускай будет больно. Это говорит эгоизм, человек не понимает, если вокруг его будут счастливые люди, то он тоже скоро станет счастливым. Ведь каждый из нас собирает то, что сеет вокруг себя и внутри себя.
Человеку с самого рождения дан выбор, и на чью сторону ему перейти, это он сам решает.
Сочинение рассуждение на тему человек

Сочинение рассуждение на тему жизнь человека

У человеческой жизни нет цены,
но мы всегда поступаем так,
словно существует нечто
ещё более ценное.
А.де Сент-Экзюпери.
Жизнь — прекраснейшая из выдумок природы. Откуда она появилась на «малюсеньком островке» нашей огромной Галактики? Этот неожиданный подарок дан нам — жителям Земли, и мы по-разному относимся к нему. Часто люди бережно обращаются со своей жизнью, но совершенно не ценят чужую. Результатом этого малодушия становятся войны и вооруженные конфликты, которые уносят сотни и тысячи неповинных жизней. Но я думаю, что тот, кто не ценит чужую жизнь — не достоин своей.
«Шла война, гибли сотни тысяч людей, человеческая жизнь, казалось, теряла обычную свою цену и определялась лишь мерой нанесенного ею ущерба врагу. И тем не менее, будучи сам солдатом и сам ежечасно рискуя, Волошин не мог не чувствовать, что все-таки самое ценное на войне — жизнь человека». Быков «Его батальон»
Я не случайно начала свои размышления с этих строк. Мне кажется, что война- это, то зло, которое не оставляет права на выбор — она рубит без объяснений человеческую жизнь.
Нас часто мучает вопрос: «В чем смысл жизни?», не понимая того, что ее нужно любить не за смысл и не за какой-то результат, а за то, что она у нас есть.
Что может быть ещё более ценным, чем жизнь? Римский поэт Марциал говорил, что уметь наслаждаться прожитой жизнью — значит жить дважды. Но все — таки мы живем один раз. К осознанию этого факта человек зачастую приходит тогда, когда попадает в трудные ситуации, расплатой которых может стать сама жизнь. Беседуя на философские темы, люди любят бросаться высокопарными и уже избитыми фразами вроде : «Надо уметь радоваться жизни». Причем, сказав это, на следующий день они угрюмо погружаются в суету обыденности, забыв про красоту и радость жизни и про вчерашние ( оказывается случайно брошенные) красивые слова .
Часто можно услышать от некоторых людей фразу «…надоела такая жизнь и…» , но призывая смерть, они начинают понимать всю ее ценность. Ведь зачастую для того чтобы жить, надо иметь больше мужества, чем умереть. Я уверена, что в военные кампании или во времена голода и тяжбы люди такими страшными словами не бросались. Но бывают случаи, когда желание прервать свою собственную жизнь логически обосновано. Это мы видим на примере героини рассказа Л.Н.Андреева «Жизнь Василия Фивейского»: «Васю похоронили, и трава выросла на его могиле, попадья все еще твердила молитву всех несчастных матерей: «Господи, возьми мою жизнь, но отдай мое дитя!»
Это достойный, я считаю, отказ от своей жизни ради того, чтобы вернуть родного ребёнка.
На протяжении всего существования человечества, люди, что только не делали с жизнью: рисковали и убивали, напрасно тратили и портили, не любили и любили, дарили и забирали, опасались за нее и, наконец, благодарили за то, что она у них есть. Я часто задаюсь вопросом: какое право имеют люди ставить друг перед другом страшный выбор: «Жизнь или смерть», таким образом, надевая на себя мантию властелина мира всего? Имеет ли право один человек распоряжаться жизнью другого человека? Нет. Так как жизнь – это высшая ценность мира.
Василий Быков в повести «Сотников» о жизни написал так: жизнь — вот единственная реальная ценность для всего сущего и для человека тоже. Когда-нибудь в совершенном человеческом обществе она станет категорией-абсолютом, мерой и ценою всего. Каждая такая жизнь, являясь главным смыслом живущего, будет не меньшею ценностью для общества…»
Сочинение на тему жизнь человека

Сочинение на тему человек и история в фольклоре, древнерусской литературе

Фольклор, древнерусская литература и литература 18-го века в той или иной мере содержат жизнеописаниями человека в условиях соответствующего исторического периода. Это и неудивительно, ведь жизнь человека очень сильно зависит от исторических условий, в которых он находится.
Дать определение слову «фольклор» далеко не так просто, как кажется. По общему правилу считается верным относить к нему народное творчество поэтического, музыкального, театрального, изобразительного и даже архитектурного типа. Если говорить исключительно о литературной его составляющей, логично предположить, что фольклор отображает жизнь простого народа лучше, чем какие-либо литературные жанры, ведь именно народом он и составляется. В частности, о проблемах и переживаниях человека можно узнать из народных песен. Впрочем, редко эти проблемы касались конкретного исторического периода, более применимы они были к конкретной жизни и носили любовный, шуточный или лирический характер.
Именно во времена Древней Руси на территории русской земле было принято христианство. Преимущественно с этим было связано развитие письменности и, как следствие, возникновение литературы. Большое влияние на литературу Руси также было оказано и переводной литературой. Написанное митрополитом Илларионом и изложенное в форме церковной проповеди «Слова о законе и благодати», в качестве основной идеи имело отказ от принципов богоизбранности иудаизма. Тем самым утверждалось равенство народов. Это оказало влияние на человека посредством привития ему терпимости по отношению к другим народам. Древнерусская литература изобиловала описанием жизней правителей, а не простых людей. Княжеская власть, ее обязанности, средства претворения в жизнь рассматривались в качестве крайне важных элементов жизни народа, поскольку позволяли не только преодолевать возникающие в обществе противоречия, но и противостоять вечной внешней угрозе. Естественно, что в таких условиях жизнь отдельно взятого человека была вторичной – история касалась лишь государства и его правителей.
Более всего жизнь простого человека стала описываться в литературе 18-го века. Связано это с проникновением западных идей в российское общество. Многие литературные деятели владели французским языком, у них была возможность впитывать либеральные идеи эпохи Просвещения. Впрочем, в отличие от стран запада, в России либерализм был встречен более настороженно и к каким-либо серьезным историческим переменам либеральные идеи не привели.
сочинение на тему человек и история фольклора

Сочинение на тему человек и история в фольклоре, древнерусской литературе

Человек и его характер, душа, переживания всегда находились в центре внимания писателя. Во все времена, ключевой фигурой любого литературного произведения оставался человек, а точнее его история, либо история всего человечества в целом. Именно поэтому, начиная уже с древнерусских былин, народных сказок и частушек, кроме описания живописнейшей природы России, мы встречаем так называемые «исторические портреты» — описания жизни и деятельности влиятельных людей того времени. К примеру, в центре множества русских былин стоит фигура киевского князя Владимира, которого можно отождествить с Владимиром Святым. Одним из самых ярких представителей исторической прозы, а именно исторических портретов можно назвать древнегреческого историка, писателя и философа-моралиста — Плутарха. Его Бесценное наследие — это цикл исторических портретов под общей эгидой «Сравнительных жизнеописаний» великих героев и правителей Древней Греции и Древнего Рима, которые на сегодняшний день очень популярны. Плутарха прежде всего интересовал портрет человека, и, чтобы зримо его представить, он очень часто привлекал анекдоты. Так рождались красочные, эмоциональные повествования, которые и сегодня не перестают восхищать своим величием и драматизмом.
Одной из ярчайших исторических повестей древнерусской литературы является «История о Казанском царстве» созданная в 1564—1566 гг. и рассказывающая о завоевании Казани Иваном Грозным в 1552 году. Она изображает Ивана Грозного суровым, но справедливым властителем, заботящимся об интересах своей страны, и отрицательно отзывается о боярах и воеводах. Эта повесть, по-видимому, пользовалась широкой популярностью, поскольку дошла до нашего времени в большом количестве списков. Опять же, большое внимание в ней уделялось одной персоне — Ивану Грозному а так же истории его завоеваний.
В русской литературе восемнадцатого века, а особенно в творчестве Николая Михайловича Карамзина, пристально рассматривается и описывается жизнь человека, людей, их взаимоотношения…Так, в его «русской сентиментальной повести» «Евгений и Юлия» мы можем прочитать о молодой девушке Юлии, оставшейся без матери на попечительстве у госпожи, приятельницы матери, и сыне госпожи — Евгении, который не смог вкусить прелести семейной жизни с Юлией. Драма этих двух людей очень красочно и высокопоэтично описывается в повести. В других повестях Карамзина, таких как «»Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь» жизнь людей описывается очень красивым, литературным русским языком.
На протяжении многих столетий, в искусстве и литературе, центральное место отводится человеку и его жизни. Так, начиная с древних времён со сказов об русских богатырях и полководцах, мудрых правителях, продолжая повестями о любви и человеческих отношениях, историческими портретами и миниатюрами, в литературе прослеживается определённый объект описания — человек. Человек делает историю, или история делает человека — извечная дилемма, но одно будет определено точно, человек и история всегда будут находить отражение в литературе и искусстве!
сочинение на тему человек в древнерусской литературе

Сочинение описание внешности человека

Моя бабушка
Я люблю свою бабушку, и все выходные дни провожу у нее. Бабушка небольшая на рост, худенькая, с голубыми жилками на шее и руках. Черты лица выразительны, четко очерчены, правильны. Они указывают на то, что раньше она была красавицей. Особенно мне нравятся ее глаза. В ее взгляде никогда не было ни фальши, ни лукавости, ни ухищрения. Ее голубые глаза освещены изнутри мягким живым сиянием, они излучают тепло и искренность даже тогда, когда бабушка гневается.
Когда бы я не приехала, на бабушке был беленький платочек, который резко оттенял черные брови и загоревшее лицо. Бабушка знает много сказок, и мне нравится слушать ее тихий неспешный сказ. Вот такая она, моя дорогая бабушка. Мой товарищ Говорят, что лицо — зеркало души человека. И это действительно так. Я убеждаюсь в этом, когда смотрю на своего товарища. Его приветливое открытое лицо всегда излучает какую-то доброжелательность. На вид он обычный парень. Лицо вытянуто, худощавое, загоревшее на солнце. Высокий лоб, сверху к которому полегоньку прилегают зачесанные набок, коротко подстрижены густые черные волосы. Нос прямой. Широкие черные брови разлетаются на переносице, языков в полете птичке крыла. Из-под них смотрят большие круглые сини, как летнее небо, глаза. Взгляд их умен, добродушен, прям и откровенен, как у каждого честного человека. Но достаточно какой-то даже наименьшей несправедливости, как взгляд резко меняется. Глаза становятся гневными и пронзительными. Товарищ мой среднего роста, широкий в плечах, сильный, ловкий, выносливый, потому что постоянно занимается спортом.
Мой товарищ
Говорят, что лицо — зеркало души человека. И это действительно так. Я убеждаюсь в этом, когда смотрю на своего товарища. Его приветливое открытое лицо всегда излучает какую-то доброжелательность. На вид он обычный парень. Лицо вытянуто, худощавое, загоревшее на солнце. Высокий лоб, сверху к которому полегоньку прилегают зачесанные набок, коротко подстрижены густые черные волосы. Нос прямой. Широкие черные брови разлетаются на переносице, языков в полете птичке крыла. Из-под них смотрят большие круглые сини, как летнее небо, глаза. Взгляд их умен, добродушен, прям и откровенен, как у каждого честного человека. Но достаточно какой-то даже наименьшей несправедливости, как взгляд резко меняется. Глаза становятся гневными и пронзительными. Товарищ мой среднего роста, широкий в плечах, сильный, ловкий, выносливый, потому что постоянно занимается спортом.
сочинение на тему описание внешности человека

УМК
под редакцией В.Я.Коровиной.


урока

Дата

Тема
урока, содержание

Кол-во
часов

Примечание

1. ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

1.

Книга
в жизни человека

1

2. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ч.)

2.

Фольклор — коллективное устное
народное творчество
. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни

1

3.

Русские
народные сказки.  «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.
Народная
мораль в характерах и поступках героев

1

4.

«Царевна-лягушка».
Василиса Премудрая и Иван-царевич.
Поэтика волшебной сказки.Изобразительно-выразительные
средства в художественном произведении. Эпитет

1

5.

«Иван-крестьянский
сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания.
Тема
мирного труда и защиты родной земли.
Гипербола
(начальное представление)

1

6.

«Журавль
и цапля», «Солдатская шинель»
— народныепредставления о
справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

1

7.

Р/р.Обучение написанию домашнего сочинения по теме «Мои
любимые русские сказки»

1

3. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2ч.)

8.

Летопись.«Повесть временных лет» как
литературный памятник
. Начало письменности у восточных славян
и возникновение древнерусской литературы

1

9.

«Подвиг
отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Герои
летописного сказания и их подвиги во имя мира на родной земле.
Герой

1

4. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ  XVIIIВЕКА (1ч.)

10.

М.В. Ломоносов-учёный, поэт,
художник, гражданин.
Краткий рассказ о жизни писателя. «Случились
вместе два астронома в пиру…»
как юмористическое нравоучение.

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Литературные
жанры
(начальное
представление)

1

5. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ  XIX ВЕКА
(29ч.)

11.

Жанровые
особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы
XVIII века:
А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев)

1

12.

Басни
И.А. Крылова. Обличение человеческих пороков в баснях
(«Ворона и
лисица», «Свинья под дубом»)

1

13.

И.А.Крылов
«Волк на псарне».
Аллегорическое отражение исторических событий в
басне

1

14.

В.А.
Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»как литературная сказка.
Сопоставление сказки «Спящая царевна»
 и народной сказки

1

15.

Диагностика читательской компетентности.

1

16.

В.А.
Жуковский«Кубок».
Благородство и жестокость. Герои баллады. Жанр
баллады

1

17.

А.С.
Пушкин. Рассказ о детских и лицейских годах жизни. Стихотворения «Няне»,
«Зимний
вечер»: м
отивы
одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
Поэтизация образа няни Арины Родионовны

1

18.

А.С.
Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина
народных сказок.

Р/р. Обучение выразительному чтению наизусть

1

19.

А.С.
Пушкин. «
Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях». События и герои.
Противостояние
добрых и злых сил

1

20.

Сопоставление
сказки В.А. Жуковского«Спящая царевна» со «Сказкой о мертвой царевне…»А.С.
Пушкина

1

21.

Антоний
Погорельский.  «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.
Фантастическое и реально-достоверное в произведении

1

22.

Антоний
Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное
произведение

1

23.

Вн.чт.В.
М. Гаршин. «
AttaleaPrinceps».Героическое
и обыденное в сказке

1

24.

М.Ю.
Лермонтов. Стихотворение «Бородино».Патриотический пафос стихотворения.
Р/р.Обучение
выразительному чтению наизусть

1

25.

Художественные
особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Сравнение, гипербола, эпитет
(развитие пред-ставлений), метафора, звукопись, аллитерация, ассонанс
(начальные представления)

1

26.

Н.В.
Гоголь. Общее знакомство со сборником«Вечера на хуторе близ Диканьки».
Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя.Поэтизация
картин народной жизни.
«Майская ночь, или Утопленница»: реальность
и фантастика в повести

1

27.

Вн.чт.
Повесть «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя.Герои
повести. Фольклорные мотивы в создании образов. Изображение конфликта тёмных
и светлых сил

1

28.

Н.А.
Некрасов.
«Есть
женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).
Изображение
судьбы русской женщины

1

29.

Мир
детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». «Несжатая
полоса».

1

30.

И.С.
Тургенев.
Рассказ
«Муму». Знакомство с героями.  Портрет, пейзаж

1

31.

Герасим
и его окружение. Духовные и нравственные качества героя.
 Литературный
герой

1

32.

Герасим
и Муму. Счастливый год.
Р/р.Подготовка к
сочинению по рассказу И.Тургенева «Муму»

1

33.

А.А.
Фет.

Стихотворения «Весенний дождь»,
«Задрожали листы, облетая…» 
Картина весенней природы в красках, звуках, запахах

1

34.

Л.Н.
Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной
вражды.
Жилин
и горцы.
Сюжет

1

35.

Жилин
и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. Сравнение

1

36.

Под
страхом смерти.
Тема дружбы в рассказе

1

37.

Р/р. Обучение сочинению по рассказу Л.Н.Толстого«Кавказский
пленник»

1

38.

А.П.
Чехов. «Хирургия». Юмористический рассказ. Особенности чеховского юмора

1

39.

Ф.И.Тютчев.
«Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…»,
«Есть в осени первоначальной…»;А.Н.Майков. «Ласточки»; И.С.Никитин. «Утро»,
«Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков. «Зима» (отрывок).   Стихотворный
ритм

1

6. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
(18 ч.)

40.

И.А.
Бунин «Косцы».
Человек
и природа в рассказе

1

41.

И.А.
Бунин
«Подснежник».
Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя

1

42.

В.Г.Короленко.
Повесть «В дурном обществе». Судья и его дети.
 Форма и содержание литературного
произведения
: тема, проблематика, идея; композиция литературного
произведения

1

43.

В.Г.Короленко
«В дурном обществе»: семья Тыбурция.
Портрет (развитие представлений)

1

44.

В.Г.Короленко
«В дурном обществе»: п
уть Васи к правде и добру

1

45.

Поэтическое
изображениеРо­диныиродной природы в стихотворениях
С.А. Есенина «Я
покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

1

46.

К.Г.
Паустовский. «Тёплый хлеб»: доброта и сострадание в сказке.

1

47.

К.Г.
Паустовский. Люди и природа в рассказе «Заячьи лапы»

1

48.

С.Я.Маршак.
Сказки для детей. «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои

1

49.

Тема дружбы и согласия в сказке-былиМ.М.Пришвина
«Кладовая солнца»

1

50.

Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина
«Кладовая солнца»

1

51.

Познавательная
лаборатория.                                
А.П. Платонов.
«Никита»: быль и фантастика

1

52.

В.П.
Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.Автор-повествователь

1

53

Становление
характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций

1

54.

Р/р. Подготовка к сочинению по рассказу В.П.
Астафьева «Васюткино озеро»

1

55.

А.
Т. Твардовский «Рассказ танкиста».
Дети и война. Патриотические подвиги
детей в годы Великой Отечественной войны

1

56.

К.
М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете».
Война и дети –
трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне

1

57.

Писатели
и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе (
Н. Рубцов
«Родная деревня,
И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер»). Конкретные
пейзажные зарисовки и обобщённый образ России
(Д. Кедрин
«Аленушка», А.Прокофьев «Аленушка»)

1

7. ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (1 ч.)

58.

Саша Чёрный.  «Кавказский
пленник», «Игорь-Робинзон».

Образы и сюжеты литературной классики как темы
произведений для детей

1

8. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (9 ч.)

59.

Роберт
Льюис Стивенсон «Вересковый мед»: верность традициям предков

1

60.

Д.Дефо.
«Робинзон Крузо» произведение о силе человеческого духа: характер героя

1

61.

Х.-К.
Андерсен «Снежная королева». Кай и Герда.  Внутренняя красота героини

1

62.

Х.-К.
Андерсен «Снежная королева». Победа добра, любви и дружбы над злом в сказке

1

63.

Символический
смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена

1

64.

Диагностика читательской компетентности

1

65.

М.
Твен. «Приключение Тома Сойера»:неповторимый мир детства.

Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих
ситуаций

1

66.

Том
Сойер и его друзья.Внутренний мир героев.

1

67.

Дж.
Лондон «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым

1

9. ПОВТОРЕНИЕ (1 ч.)

68.

Повторительно-обобщающий урок. Литературный
праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

Литературный материал для чтения летом

1

Примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку, проверенные по критериям. В сочинениях выделены ошибки, даны рекомендации по их исправлению. Этот материал будет полезен тем, кто хочет научиться писать идеальное сочинение ЕГЭ.

Сочинение по тексту Горького на 22 балла. (Какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной?)
Сочинение по тексту Симонова на 20 баллов. (Что помогло людям выстоять в годы Великой Отечественной войны?)
Сочинение по тексту Пришвина на 23 балла. (Какое воздействие оказывает природа на человека?)
Сочинение по тексту Пришвина на 16 баллов. (В чем заключается роль искусства?)
Сочинение по тексту Новикова на 8 баллов. (Проблема социальной незащищенности детей)
Сочинение по тексту Бека на 12 баллов. (Чем руководствуется человек, совершая подвиг?)
Сочинение по тексту Ткачёва на 15 баллов. (Проблема понимания подлинной красоты)
Сочинение по тексту Ткачёва на 18 баллов. (Проблема отношения человека в подлинной красоте)
Сочинение по тексту Кондратова на 19 баллов. (Проблема изменения в языке/ Каковы последствия изменений в языке?)
Сочинение по тексту Бакланова на 21 балл. (В чем причины войн?)
Сочинение по тексту Достоевского на 17 баллов (Можно ли построить абсолютное счастье на несчастье другого человека?)
Сочинение по тексту Бека на 24 балла. (Когда возможен массовый героизм?)
Сочинение по тексту Паустовского на 11 баллов. (Что такое шедевр?)
Сочинение по тексту Катаева на 17 баллов. (какова роль памятников и исторических мест в жизни человека?)


Сочинение ЕГЭ по тексту Горького (отношения между мужчиной и женщиной)

  • Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
  • admina
  • 1 517
  • 0

Подробнее

Сочинение ЕГЭ по тексту Симонова на тему: Что помогло людям выстоять в годы Великой Отечественной войны?

  • Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
  • admina
  • 3 831
  • 0

Подробнее

Сочинение ЕГЭ по тексту Пришвина на тему: Какое воздействие оказывает природа на человека?

  • Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
  • admina
  • 1 080
  • 0

Подробнее

Сочинение ЕГЭ по тексту Пришвина на тему: В чем заключается роль искусства?

  • Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
  • admina
  • 2 702
  • 0

Подробнее

Сочинение ЕГЭ по тексту Новикова: Проблема социальной незащищенности ребенка

  • Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
  • admina
  • 958
  • 0

Подробнее

Сочинение ЕГЭ по тексту Бека (чем руководствуется человек совершая подвиг)

  • Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
  • admina
  • 2 545
  • 0

Подробнее

Сочинение ЕГЭ по тексту Ткачева (проблема понимания подлинной краосты)

  • Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
  • admina
  • 1 872
  • 0

Подробнее

Сочинение ЕГЭ по тексту Ткачева (проблема отношения человека к подлинной красоте)

  • Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
  • admina
  • 1 415
  • 0

Подробнее

Сочинение ЕГЭ по тексту Кондратова (проблема изменений в языке)

  • Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
  • admina
  • 1 719
  • 0

Подробнее

Сочинение по тексту Бакланова (в чем причины войн?)

  • Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
  • admina
  • 10 301
  • 0

Подробнее

1 2


Назад


Вперед

“Очарованный странник” — одно из крупнейших произведений Н. С; Лескова, создающих типичного героя писателя, подлинно русского человека. Интерес к национальному характеру определяется мировоззрением Лескова. Суть авторских раздумий — поиск такого развития России, которое опиралось бы на русские культурные и нравственные ценности, коренившиеся в глубинах народной жизни. Движение личности, олицетворяющей простой русский народ, воплощается в знаменательном заглавии повести — “Очарованный странник”. Такой позицией обусловлено постоянное обращение Лескова к опыту фольклора и древнерусской литературы.
Сопоставление “Очарованного странника” с каноническим житием подводит к мысли, что писатель с “точностью до наоборот” воспроизводит основные черты этого жанра, что позволяет говорить о повести как об антижитии. Житие повествует о человеке, достигшем идеала святости, рассказывает об испытаниях и искушениях, преодолеваемых героем на пути к Богу. С детства житийный герой знает о цели жизни. С этим связано какое-либо видение, подтверждающее его избранность. Как будто бы то же происходит и с Иваном Северьянычем — он молитвенный и обещанный сын. Призрак убитого им монаха говорит, что путь героя лежит в монастырь. Но в отличие от традиционных, житийных героев Флягин желает изменить свою судьбу, сознательно отойти от предопределенной ему дороги. Флягин не святой, а монастырь не последнее место его странствия. Рожден он был в обычной крестьянской семье. Но под воздействием обстоятельств постоянно совершал серьезные преступления, хотя в глубине души не хотел этого делать, презирал и укорял себя за грехи: убийство невинного монаха, женщины, которую он любил. Сюжет “Очарованного странника” — это рассказ Флягина о своей жизни и судьбе. В этом также нарушен житийный закон, не предполагавший повествования о самом себе. Флягин может проявить бессознательную жестокость, оказывается способным на убийство, воровство, обман, тем не менее он воплощает писательское представление о праведничестве. Для Николая Степановича Лескова праведник тот, кто, преодолевая свои недостатки, стремится подчинить жизнь служению людям. Праведники — “маленькие великие люди”, бесстрастные и бескорыстные, борющиеся за справедливость, заблуждающиеся, но преодолевающие свои заблуждения. Лесков рисует не небесное видение, не лик, а лицо. Автор, не идеализируя героя и не упрощая его, создает целостный, но противоречивый характер. Иван Северьяныч может быть дико жестоким, необузданным в своих кипучих страстях. Но основа его исполинской натуры — в добрых, рыцарски бескорыстных делах ради других, в самоотверженных подвигах, в способности справиться с любым делом. Простодушие и человечность, чувство долга и любовь к родине — таковы замечательные черты лесковского странника.
Важным для понимания писательского замысла является путешествие, странствие как основа сюжета. В древнерусской литературе слово “путь” предполагало по крайней мере два значения, которые условно можно обозначить как географическое и нравственное. Географическое — это познание мира, представлений о нем. Нравственное значение предполагает самопознание и самосовершенствование, его итог — внутреннее преображение. Именно так А. Никитин, отправившийся по торговым делам, познакомившийся с другой верой, не только расширил свой кругозор, но и испытал себя. То же пересечение двух целей путешествия мы находим и в странствиях Ивана Флягина, оттого что он проходит по европейской России от черноземных степей русского юга до Ладоги и Нижнего Новгорода, от столиц до Кавказа и астраханских солончаковых пустынь, оттого что действует в самой пестрой национально-этнической среде: встречает символическую масштабность. Он мыслится олицетворением нации. Иван Флягин влеком по просторам родины некими властными силами, которые сообщают драматизм его судьбе. Но, с другой стороны, герою присуща пытливость самопознания. Он не однажды задумывается над тем, почему его жизнь складывается так, а не иначе. Скитания Флягина, как и его предшественников в древнерусской литературе, явились поиском счастья и выходом из трудных жизненных ситуаций.
Есть в “Очарованном страннике” черты, роднящие повесть с летописью, — это связано с особенностями повествовательной манеры. Рассказчик здесь превращается в хроникера, излагающего события последовательно, как летописец, под определенным углом зрения, хотя его речи и несут на себя яркий отпечаток личности повествователя, что было неприемлемо в летописи. Создавая главного героя повести, Лесков видел в нем русского богатыря. Он с первого же мгновения знакомства вызывает у рассказчика-автора ассоциации с Ильей Муромцем. Биография его вместила и одоление первого степного богатыря, и усмирение дикого коня-“людоеда”, и ратные подвиги, и спасение близких ему и вовсе чужих людей и крещение кочевников, и борьбу с мнимыми и воплотившимися в низкие души “бесами”. А еще он переживает искушения чарами земной красоты. И все страждет от сознания собственного несовершенства, и все идет “от одной стражбы к другой”, не сгибаясь и не подламываясь, идет навстречу подвигу, способному достойно увенчать его яркую жизнь. Структура “Очарованного странника”, где приключения с жестокостями, убийствами следуют одно за другим, напоминает сюжетное построение былин. Былинный герой, как известно, обладает необыкновенный силой. Создавая образ Флягина, Лесков также использует гиперболу, описывая возможности Ивана Северьяныча. Он обладает и силой, и выносливостью (эпизод жизни у татар, “спор” с татарином), и находчивостью (эта черта сближает его с героем былины Новгородского цикла — Садко). Воинская доблесть, необходимая богатырю, проявилась во время службы Ивана Северьяныча в армии. Ему под силу оказались самые неосуществимые операции. Сила же заключена в его органической связи с живой национальной стихией, с родной землей и ее природой, с ее людьми и традициями, которые уходят в далекое прошлое. Таким образом, повесть “Очарованный странник” написана в лучших традициях фольклора и древнерусской литературы. Лесков творчески подходит к переосмыслению опыта, накопленного литературой. Это позволяет создать противоречивый, но прекрасный характер простодушного богатыря, необыкновенно чуткого к красоте.

Название: Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Добавлен 11:23:24 19 августа 2004 Похожие работы
Просмотров: 2861
Комментариев: 19
Оценило: 13 человек
Средний балл: 4.1
Оценка: 4   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Дипломная работа по теме Разработка системы рейтинг-контроля уровня усвоения знаний студентов
Контрольная работа по теме Статистика рынка товаров и услуг
Реферат: Методы нормирования, применяемые в зарубежных странах
Курсовая работа по теме Соотношение законности, правопорядка и демократии
Доклад: Лонг, Хьюи
Контрольная работа: Предмет и система административного права
Курсовая работа по теме Проектирование тоннеля, сооружаемого горным способом
Реферат: Optics Essay Research Paper Aim To examine
Реферат По Пневмонии У Взрослых
Реферат: Ad Reinhardt Abstract Painting 19601965 Essay Research
Сочинение: Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова
Контрольная работа по теме Предварительное следствие
Курсовая работа: История становления городского самоуправления России
Реферат: Rogerian Argument Essay Research Paper Rogerian Argument
Курсовая Работа На Тему Стили Управления
Курсовая Работа Вода Это Жизнь
Контрольная Работа На Тему Управление Организацией Инновационной Деятельности
Курсовая работа по теме Расчет и конструирование элементов рабочей площадки
Мой Пушкин Сочинение По Литературе
Учебное Пособие На Тему Английский Язык Для Экономических Специальностей
Сочинение: Основоположник символизма в русской поэзии
Реферат: Республика Бурятия
Курсовая работа: Перспективность применения кедровых продуктов для профилактики и оздоровления населения экологически неблагоприятных регионов

  • Роль детства в жизни человека сочинение огэ по тексту бахревского
  • Роль денег в жизни человека сочинение
  • Роль воды в моей жизни сочинение
  • Роль второстепенных персонажей в романе преступление и наказание сочинение
  • Роль второстепенных персонажей в драме островского гроза сочинение