Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
Многомудрый Литрекон не раз подавился, пока съедал собаку на написании итоговых сочинений. Да, дело это непростое. Далеко не всем нравится читать классику и рефлексировать, рассуждая о нравственных терминах и их значении. Выпускникам и так нужно к ЕГЭ готовиться, а тут еще и десять допусков подогнали, и один другого краше. Поэтому некогда особо вникать и хочется поскорее перейти к сути — поступлению в вуз и обретению профессии, которая, наконец, окупит все эти старания. Чтобы научиться быстро писать итоговое сочинение, нужно ознакомиться с лайфхаками на эту тему. А еще нужно взять на вооружение клише и шаблоны для итогового сочинения. Здесь Вы найдете готовые универсальные фразы для вступлений, заключений, аргументации, а также специальные пасхалочки для этого года и его направлений. Приятного просвещения!
Для вступления
Готовые примеры словосочетаний помогают быстро начать работу и не сбиться с курса, раскрывая тему. Во вступлении важно правильно сформулировать тезис (то, что мы доказываем). Также нужно подвести мысль к аргументации нашей точки зрения. С этим позволяют справиться такие фразы-клише для итогового сочинения по литературе, как
- Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы/темы/этого понятия.
- Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
- На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.
- Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.
- Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…
- Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.
- Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …
- Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…
- Я считаю, я полагаю, я думаю, мое мнение сводится к тому, что, моя позиция может быть выражена следующим образом:…
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к выводу: …
- Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в межличностных отношениях людей.
- Проблема … очень злободневна в наши дни, когда многие люди сталкиваются с…
- На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…
- Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.
- Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.
Логический переход к основной части тоже нужен для полного счастья проверяющего. Его легко соорудить с помощью этих клише:
- В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.
- Многие авторы затрагивали проблему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться за примерами.
- Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.
- Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается тема…
- Обратимся к примерами из литературы, чтобы убедиться в этом и доказать, что…
- Эту закономерность можно доказать, обратившись к …
- Это доказывают многочисленные литературные примеры.
- Многие авторы могли бы согласиться с этим, и вот доказательства:
- Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность.
- За примерами обратимся к произведениям русской художественной литературы…
- Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО, где эта проблема рассматривается со всех сторон.
- Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
- Нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении), и подтверждение этого можно найти в классической литературе.
- Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.
- Проанализируем литературные примеры, проливающие свет на затронутую тему.
- Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу литературные примеры.
- Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе.
Для основной части
Аргументацию тоже важно правильно подать. Какие бы убедительные доводы в свою пользу Вы ни подобрали, проверяющий будет оценивать логику их изложения. Каша в голове и на бумаге подведет даже гения. Так что «учитесь властвовать собою» и загоняйте непокорную мысль в строго очерченные границы.
Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:
- Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
- В наше время людям уже известно, что…
- Не подлежит сомнению тот факт, что…
- Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
- Нельзя не признать, что в наши дни…
- Моя позиция по этому вопросу однозначна:
- По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…
- По всей видимости, смысл (роль, суть, идея, предназначение)… заключается в том что,
- Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как
- Конечно, сегодня мы понимаем, что…
- Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)
Дорога к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны:
- Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)
- Проблема… раскрывается в широко известном произведении ФИО …
- Тема… затрагивается ФИО в рассказе (романе, повести и т.д.).
- Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
- К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …
- Конечно же, о закономерности … размышлял такой философ, как ФИО. В его романе (повести, рассказе и т.д.)
- Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.
- Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
- Многие авторы думали о …, в том числе и ФИО. В произведении … автор рассмотрел этот вопрос подробно и пришел к выводу, что…
- Проблема … волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в книге…
- Например, ФИО часто рассуждал о соотношении понятий… (о проблеме, о теме, о философском вопросе и т.д.). В его книге … этому уделяется много внимания.
- Нельзя не заметить, что проблема … является одной из главных в творчестве ФИО. Например, в произведении…
- Идея … выражена в стихотворении…(автор, название).
- Этот вопрос очень волновал писателей 19 (20) века. К примеру, ФИО часто затрагивал его в своих произведениях.
- Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
- Вспомним роман (повесть, рассказ) ФИО. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее подробно.
- Вспомним героя повести… (автор, название). Его пример обосновывает необходимость «того и сего».
- Обратимся к русской классике, а именно к роману… (автор, название).
- В поисках ответа на вопрос мы обратимся к русской литературе 19 (20) столетия, а именно к…
- Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
- Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … (нравственное понятие) сыграло решающую роль.
Чтобы не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:
- Авторская позиция ясна:
- Автор повествует о…
- Писатель изображает картину, где…
- В книге изображаются герои, которые…
- Автор описывает…
- Писатель демонстрирует общие закономерности формирования…
- Автор показывает…
- Поэт показывает…
- Размышления автора позволяют понять, что
- Лирический герой осознал, что
- Писатель размышляет о…
- Автор обращает свое внимание на проблему…
- Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…
- Писатель обращает наше внимание…
- Автор хочет этим сказать, что
- Писатель заостряет наше внимание на …
- Позиция автора проявляется в…
- Он акцентирует внимание читателя на…
- Автор не комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа:
- Автор учит нас тому, что…
- Этот поступок героя говорит о …
- Поведение героя говорит о том, что
- Мы видим, что герой поступил так потому…
- Судьба героя позволяет сделать вывод, что
- Автор подводит нас к мысли о том, что
- Автор показывает, к каким последствиям привело…
- Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни человека.
- Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …
- Этому герою/поступку автор противопоставляет…
- Писатель не может согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…
- Писатель осуждает…
- Автор выражает категорический протест против…
- Герой является носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…
- Он ставит нам в пример…
- Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)
- Автор не раз прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его позиция:
- Автор подчеркивает…
- Писатель дает понять, что герой прав, ведь…
- Автор утверждает…
Завершить свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по русскому языку:
- Этот пример позволяет сделать вывод о том, что
- Писатель считает, что…
- Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что
- Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…
- Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
- Автор убеждает нас в том, что
- Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…
- Мы можем прийти к выводу…
Для заключения
Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.
- Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
- Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
- Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
- Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что
- Невольно напрашивается вывод…
- Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,
- Итак, можно сделать вывод, что…
- Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
- Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…
- В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):
- Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
- В заключение хочется выразить надежду на то, что…
- Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
- Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
- Хочется верить, что…
- Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.
- Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:
- Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
- Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
- Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
- Аргументация подтверждает то, что
- Нельзя не согласиться с тем, что
- Нельзя проигнорировать тот факт, что
- Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
- У человечества (нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
- (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
- К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
Определения терминов и цитаты
Нравственные определения — это очень сложный материал, над которым бились философы в течение столетий. Мыслить абстрактно дано не каждому. Это каждому и не нужно. Если демагогия — не Ваш конек, но это и не Ваш конец, ведь Многомудрый Литрекон оставляет здесь полезные ссылки на подборки нравственных понятий с несколькими вариантами трактовок. Они будут особенно актуальны в этом году:
- Определения нравсвенных и философских понятий: список 1
- Определения абстрактных понятий: список 2
Ни пуха, ни пера!
Метки: 11 классдекабрьское сочинениеклишешаблоны
Читайте также:
литература в жизни человека сочинение аргументы из литературы егэ
Чтение – важная часть человеческой жизни. Это простой способ сохранить ясность ума на долгие годы. Человек, знакомый с большим количеством литературы различных жанров, обладает более широким кругозором, развивает свой мозг. Нередко школьники получают домашнее задание – написать сочинение, в котором привести аргументы в пользу этого занятия.
Цели сочинения
Почему учителя русского языка включают задание подобного рода в домашнее задание для учащихся? В процессе написания к каждому тезису школьник должен привести веские аргументы. Роль литературы в жизни человека – это обширная тема, которая позволяет еще раз освежить в памяти те доказательства, которые подтверждают важность чтения в современной жизни. Людям XXI века гораздо легче прийти домой, сесть за компьютер или телевизор, нежели начать читать книгу.
Все понимают, что подобное отношение способствует умственной деградации. Однако почему-то все равно многие предпочитают книгам другие занятия. Школьник может попробовать написать сочинение, которое будет призвано убедить читателя в важности роли литературы в жизни человека. Аргументы, которые учащийся будет использовать, он может брать из самых разных источников: повседневной жизни, случаев с давними знакомыми, собственного опыта. Главное – та или иная мысль должна быть доказана или объяснена. И конечно, не стоит забывать о таких важных моментах, как орфография, пунктуация, а также стилистика написания.
Понять себя
Читая различную литературу, наблюдая за тем, как развивается сюжет книги, люди волей-неволей начинают размышлять о серьезных вопросах нашего бытия. Ведь именно с этой целью и были написаны великие произведения – они помогают читателю заострить внимание на определенной проблеме, с которой может столкнуться человек. Наблюдая за тем, как ведут себя персонажи, читающий учится выявлять и в обыденной жизни похожих людей, в какой-то мере предсказывать их действия.
Нередко бывает так, что и сам писатель на каком-то этапе своей жизни пережил определенные трудности и решил передать свой опыт последующим поколениям посредством романа, пьесы, новеллы или рассказа. Не менее важна и роль поэзии – читая стихотворения, человек может проникнуться настроением поэта, его мировосприятием в определенный момент времени. А иногда поэзия несет и целительную силу. Например, читая стихотворения о трудных временах, человек чувствует, что он не один в своих проблемах, что когда-то и до него люди сталкивались с подобными сложностями.
Роль литературы в жизни человека: аргументы
Итак, почему же в наше время так важно помнить о важности чтения? Многим понравится такой тезис: чтение книг способно снять стресс. Оно переводит читателя в другой мир, где он может отвлечься от повседневных проблем, окунуться на некоторое время в новую атмосферу. Сегодня очень большое количество людей страдают от постоянного стресса. И этот плюс чтения будет оценен теми, кто уже устал каждый день думать о бесконечных проблемах.
Психологические плюсы
Интересен и другой аргумент к роли художественной литературы в жизни человека. Учеными доказано, что мы стареем тогда, когда стареет наш мозг. Именно поэтому чтение способно даже немного замедлить время и «отложить старость». Ведь, посвящая время литературе, человек вынужден мыслить, делать умозаключения, понимать смысл того, что описывается в книге. А дополнительная нагрузка на мозг благоприятно сказывается на функционировании всего организма.
Аргументы к проблеме «роль литературы в жизни человека» на этом не заканчиваются. Учеными установлено, что чтение может способствовать хорошему сну. Если человек на ночь регулярно читает книгу, вскоре его мозг будет воспринимать это занятие как сигнал – скоро пора спать. Благодаря чтению, таким образом, люди могут чувствовать себя наутро бодрее.
Минусы чтения
Однако при описании роли литературы в жизни человека аргументы необязательно должны доказывать ее пользу. Школьник может придерживаться и противоположного мнения. Например, можно обозначить, что слишком увлекающиеся чтением могут с помощью этого занятия игнорировать трудности реальной жизни. За тоннами литературы в таком случае стоит обычный страх перед реальностью. Конечно, человек всегда узнает для себя что-то новое из книг. Но нельзя при помощи литературы познать все. Большую часть опыта люди получают при взаимодействии с реальностью. Здесь нужно соблюдать принцип – «все должно быть в меру».
Роль учителя
Велика и роль учителя литературы в жизни человека. Аргументы здесь, скорее всего, каждый учащийся будет приводить из собственного опыта. Ведь преподаватель литературы – это тот, кто знакомит класс с произведениями великих классиков, помогает лучше понять тот смысл, который хотели донести потомкам писатели и поэты посредством своих творений. В каком-то смысле учитель литературы – это первый психотерапевт, с которым сталкивается в своей жизни человек. Ведь именно он вводит школьников в мир людей и всего многообразия отношений между ними.
Интересен и другой аргумент к роли художественной литературы в жизни человека. Учеными доказано, что мы стареем тогда, когда стареет наш мозг. Именно поэтому чтение способно даже немного замедлить время и «отложить старость». Ведь, посвящая время литературе, человек вынужден мыслить, делать умозаключения, понимать смысл того, что описывается в книге. А дополнительная нагрузка на мозг благоприятно сказывается на функционировании всего организма.
Чтение – важная часть человеческой жизни. Это простой способ сохранить ясность ума на долгие годы. Человек, знакомый с большим количеством литературы различных жанров, обладает более широким кругозором, развивает свой мозг. Нередко школьники получают домашнее задание – написать сочинение, в котором привести аргументы в пользу этого занятия.
Однако при описании роли литературы в жизни человека аргументы необязательно должны доказывать ее пользу. Школьник может придерживаться и противоположного мнения. Например, можно обозначить, что слишком увлекающиеся чтением могут с помощью этого занятия игнорировать трудности реальной жизни. За тоннами литературы в таком случае стоит обычный страх перед реальностью. Конечно, человек всегда узнает для себя что-то новое из книг. Но нельзя при помощи литературы познать все. Большую часть опыта люди получают при взаимодействии с реальностью. Здесь нужно соблюдать принцип – «все должно быть в меру».
Психологические плюсы
Аргументы к проблеме роль литературы в жизни человека на этом не заканчиваются.
Fb. ru
16.09.2019 19:28:55
2019-09-16 19:28:55
Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления
Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ
Размести вопрос
И
Получи ответ
За 5-10 минут!
Бесплатно, без регистрации и смс ?
- Полезные статьи Наша группа
Автор: Наталья Игоревна Иванова (учитель русского языка и литературы)
Дата публикации: 16.03.2020
Взаимоотношения человека и общества – одна из самых частых и актуальных тем в литературе.
Человек социален по своей природе. Жизнь в обществе для него естественна и необходима.
Только в обществе происходит формирование человека, становление его характера, проявляются его лучшие или худшие качества и помыслы. Изоляция вне отношений с социумом может привести к губительным последствиям, а то и смерти человека.
Шотландский экономист и философ Адам Смит писал, что «страх одиночества» гонит человека в общество. И человек либо подчиняется общественным устоям и порядкам и гармонично взаимодействует с остальными представителями социума, либо противостоит им, зачастую вступая в конфликт. Взаимоотношения общества и личности всегда представляли интерес для писателей, поэтов, драматургов.
В приведенных примерах собраны самые показательные аргументы из произведений известных и популярных авторов.
Семейство богатой купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой из драмы А. Н. Островского «Гроза» – небольшая модель общественного строя города Калинова. Все младшие Кабановы живут по тем же патриархальным порядкам и принципам, которые господствуют в городской среде: без свободы выбора и права на собственное мнение, без права на любовь и счастье. Беспрекословное подчинение старшей Кабановой основано на страхе быть поруганными ею. И только появившаяся в доме невестка, жена Тихона Кабанова, сына Марфы Игнатьевны, решается на небывалое сопротивление устоявшимся косным обычаям. Катерина будто бы слеплена из другого теста. Она живо вспоминает свою дозамужнюю жизнь в маменькином имении, где все было светло и радостно, где благоухало цветами, и после возвращение из церкви спорилось приятное рукоделие под неспешные рассказы радушно принимаемых в доме странниц. Выйдя замуж за Тихона, Катерина вынуждена подчиниться порядком Кабановского домостроя. Но страстная, жаждущая любви и счастья молодая женщина бросает вызов семейной тирании и погибает.
Калиновское общество не терпит нарушения его порядков и отторгает Катерину за ее смелую, вызывающую любовь к Борису.
Разочарование в общественных идеалах постигает главного героя научно-фантастического романа Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» Гая Монтэга. Действие романа происходит в недалеком будущем американского общества с его ускоряющимся темпом жизни, примитивными развлечениями и отсутствием времени на прочтение и осмысление текстов. Книги и их авторы подвергаются уничтожению. Специальные «пожарные», одним из которых и является Гай, сжигают любую найденную литературу, ведь чтение воспитывает в человеке личность, которой трудно манипулировать и невозможно сделать одинаковой со всеми. От книг исходит опасность, их надо уничтожить.
Сам Гай живет почти роботизировано, механически общаясь с помешанной на телесериалах женой, исправно выполняя свой профессиональный долг.
Но встреча с Клариссой, совсем непохожей на женщин, с которыми общается Гай, будто пробуждает его ото сна, заставляя задуматься, зачем он сжигает книги.
Монтэг протестует. Он больше не хочет быть бездушным сжигателем книг. Гай примыкает к обществу интеллектуалов-подпольщиков, заучивающих бесценную литературу наизусть, в надежде, что общество излечится, книгопечатание будет востребовано и возродится. Родной город героя погибает от бомбардировки, но Гай уже покинул его.
Автор романа доносит до читателей мысль о том, что общество, которым манипулируют, подменяя вечные ценности на мнимые, обречено на гибель.
Обществу противостоит герой романа И. С. Тургенева Евгений Базаров. Он – нигилист и подвергает сомнениям и критике сложившиеся в обществе ценности и устоявшиеся ориентиры. Обладая незаурядным умом и эрудицией, Базаров своими резкими суждениями вызывает неприятия в обществе представителей старшего поколения, «отцов», воспитанных на традиционных моральных, культурных и этических принципах. Базаров обречен на непонимание и одинокое существование в отторгаемом его обществе. Отрицание и критика социальных устоев героем носит в романе, без преувеличения, революционный характер.
Прототипами образа Евгения Базарова можно считать молодых русских критиков и публицистов середины XIX века, к идеям и философии которых общество оказалось не вполне готовым.
Острота социальных противоречий, противостояние личности и общества – одна из главных тем романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Показательный срез общества изображен писателем через описание посетителей салона 40-летней Анны Павловны Шерер, бывшей фрейлины императрицы Марии Федоровны. Гости салона – представители высшего света, авторитетные и влиятельные персоны.
За маской дружелюбия и учтивости посетителей званых вечеров скрываются неискренность, тщеславие, корыстолюбие, лесть. В угоду моде гости светских собраний затрагивают очень важные социальные темы, но обсуждают их, по-своему интерпретируя, перевирая и упрощая. Например, желая казаться патриотичной, Анна Павловна не разговаривает на французском языке. Андрей Болконский, один из главных героев произведения, по-настоящему знающий цену делу и слову, не в силах больше находиться в насквозь пропитанном лицемерием обществе. Он бежит от него прочь, на фронт, мечтая о славе и подражая Наполеону во всем. Но после встречи с офицером Тушиным Андрей переосмысливает свою жизнь, ценностные ориентиры и идеалы.
Так, общество, от которого бежал Андрей, не просто повлияло на формирование его взглядов и идеалов, оно повлияло на его судьбу.
Рассказ А. Солженицына «Матренин двор» повествует о патриархальном укладе жизни маленькой русской деревеньки, о своеобразном мирке, в котором правят личные интересы и корыстолюбие. И лишь Матрена, простая сельская труженица, отдает всю себя, без остатка, в распоряжение требующим ее помощи людям. Лишения и страдания не очерствляют душу Матрены. А корыстные односельчане пользуются чистотой и щедростью ее помыслов, при этом насмехаясь над ней и осуждая. Матрена погибает, не изменяя своей вере в людей. Деревенское общество, убив саму Матрену, не смогло убить в ней праведность.
Какова цена желаниям быть «не хуже» остальных, преуспеть, не считаться с расходами и жить на широкую ногу? И действительно ли так ценно исполнение этих желаний? Или в жизни есть вещи гораздо более значимые, чем тугой кошелек? Герой рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» всю свою жизнь посвятил «сколачиванию капитала»: он много работал, во всем себе отказывал и во многом себя ограничивал. И вот долгожданный час настал. Господин плывет на роскошном пароходе «Атлантика» в окружении таких же, как и он сам, состоятельных господ и наслаждается благами, данными обществу толстосумов. Смерть настигает господина в самый разгар прекрасного отдыха. Исчезает роскошный пароход, комфортабельный отель, услужливые лакеи… Близкие усопшего остаются один на один с безразличием и холодностью общества, частью которого они были еще вчера. Оказались непокупными ценности, о которых никто не задумывался. Да и сама жизнь оказалась непокупной, а общественные устои циничными и жестокими.
«Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота…» – подытоживает Воланд, главный герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Любовь к деньгам и жажда славы сопровождают род людской испокон веков. И московскому обществу 20-х годов прошлого века не чужды древние обывательские слабости и пороки: очковтирательство, меркантильность, жадность и стяжательство.
Булгаковское описание представителей различных общественных прослоек колоритно и емко. Писатели-графоманы из МАССОЛИТА, пишущие бездарные произведения, мечтают о дачах в Переделкино и творческих отпусках. Литературные критики наживают состояния и при этом не чувствуют угрызений совести от собственных разгромных рецензий на действительно талантливые произведения. Зрители, пришедшие на концерт в театр Варьете без стеснения собирают денежные купюры, обрушенные на их головы таинственным магом с потолка, не гнушаются принять в дар абсолютно бесплатные дорогостоящие наряды.
А в среде даже самых малоуполномоченных работников жилтоварищества процветают взяточничество и злоупотребления.
Обывательские ценности и ориентиры стремительно подминают под себя общество, выдавливая из него тех, кто пытается оказывать сопротивление, не стать «как все», не утратить свою индивидуальность.
Общество может погубить человека. А человек, бросивший обществу вызов, вряд ли одержит победу. Героиня повести А. Куприна «Олеся» живет со своей бабкой-колдуньей в глухом лесу вдалеке от деревни. Девушке не ведом иной уклад жизни кроме лесного. Олесе чужды деревенские порядки, традиции и предрассудки. Девушка влюбляется в случайно набредшего на их избушку Ивана Тимофеевича. Влюбляется искренне, безоглядно. Иван Тимофеевич отвечает ей взаимностью. Но Олесю травят деревенские бабы. Они ненавидят ее. Сельские порядки не разрешают принять и понять внучку колдуньи. Олесю избивают, и она вынуждена отказаться от своего чувства и встреч с любимым человеком.
О единоличном вызове общественным устоям и принципам повествуется в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Незыблемые порядки той части общества, к которой принадлежит Петр Фамусов, пытается пошатнуть Александр Чацкий, не желающий лицемерить, льстить и врать. Чацкий честен и благороден, и никакие перспективные должности не заставят его предать свои нравственные принципы, давать взятки и преклоняться.
Но в глазах представителей «века минувшего» Чацкий смешон. Но он не только смешит, он пугает тех, кто привык жить по давно устоявшемуся укладу.
В столкновении Чацкого и общества «почитателей» Фамусова Грибоедовым подняты философские, нравственные, бытовые, национально-культурные вопросы.
Фамусовское общество не желает слышать о себе правду из уст бунтаря. Чацкий чужд этому обществу и во избежание своего морального разложения вынужден покинуть когда-то любимый им дом Фамусова.
Под давлением общества человек может изменить своим принципам и измениться сам. Дмитрий Старцев, главный герой рассказа А. П. Чехова «Ионыч», в начале повествования предстает перед читателями оригинальным, чувствительным, добродушным, мечтательным человеком, видящем в окружающем мире все светлое и хорошее. Но с течением времени, под давлением местных устоев провинциального города, ограниченных взглядов обывателей и узости их интересов Дмитрий Старцев превращается в малоповоротливого, брюзжащего, лишенного романтизма и мечтательности лекаря, сделавшегося похожим на своих соседей. Обывательская среда сделала свое дело и поглотила в Старцеве личность.
Общество может погубить человека. А человек, бросивший обществу вызов, вряд ли одержит победу. Героиня повести А. Куприна «Олеся» живет со своей бабкой-колдуньей в глухом лесу вдалеке от деревни. Девушке не ведом иной уклад жизни кроме лесного. Олесе чужды деревенские порядки, традиции и предрассудки. Девушка влюбляется в случайно набредшего на их избушку Ивана Тимофеевича. Влюбляется искренне, безоглядно. Иван Тимофеевич отвечает ей взаимностью. Но Олесю травят деревенские бабы. Они ненавидят ее. Сельские порядки не разрешают принять и понять внучку колдуньи. Олесю избивают, и она вынуждена отказаться от своего чувства и встреч с любимым человеком.
Автор: Наталья Игоревна Иванова (учитель русского языка и литературы)
Дата публикации: 16.03.2020
Взаимоотношения человека и общества – одна из самых частых и актуальных тем в литературе.
Человек социален по своей природе. Жизнь в обществе для него естественна и необходима.
Только в обществе происходит формирование человека, становление его характера, проявляются его лучшие или худшие качества и помыслы. Изоляция вне отношений с социумом может привести к губительным последствиям, а то и смерти человека.
Шотландский экономист и философ Адам Смит писал, что «страх одиночества» гонит человека в общество. И человек либо подчиняется общественным устоям и порядкам и гармонично взаимодействует с остальными представителями социума, либо противостоит им, зачастую вступая в конфликт. Взаимоотношения общества и личности всегда представляли интерес для писателей, поэтов, драматургов.
В приведенных примерах собраны самые показательные аргументы из произведений известных и популярных авторов.
Семейство богатой купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой из драмы А. Н. Островского «Гроза» – небольшая модель общественного строя города Калинова. Все младшие Кабановы живут по тем же патриархальным порядкам и принципам, которые господствуют в городской среде: без свободы выбора и права на собственное мнение, без права на любовь и счастье. Беспрекословное подчинение старшей Кабановой основано на страхе быть поруганными ею. И только появившаяся в доме невестка, жена Тихона Кабанова, сына Марфы Игнатьевны, решается на небывалое сопротивление устоявшимся косным обычаям. Катерина будто бы слеплена из другого теста. Она живо вспоминает свою дозамужнюю жизнь в маменькином имении, где все было светло и радостно, где благоухало цветами, и после возвращение из церкви спорилось приятное рукоделие под неспешные рассказы радушно принимаемых в доме странниц. Выйдя замуж за Тихона, Катерина вынуждена подчиниться порядком Кабановского домостроя. Но страстная, жаждущая любви и счастья молодая женщина бросает вызов семейной тирании и погибает.
Калиновское общество не терпит нарушения его порядков и отторгает Катерину за ее смелую, вызывающую любовь к Борису.
Разочарование в общественных идеалах постигает главного героя научно-фантастического романа Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» Гая Монтэга. Действие романа происходит в недалеком будущем американского общества с его ускоряющимся темпом жизни, примитивными развлечениями и отсутствием времени на прочтение и осмысление текстов. Книги и их авторы подвергаются уничтожению. Специальные «пожарные», одним из которых и является Гай, сжигают любую найденную литературу, ведь чтение воспитывает в человеке личность, которой трудно манипулировать и невозможно сделать одинаковой со всеми. От книг исходит опасность, их надо уничтожить.
Сам Гай живет почти роботизировано, механически общаясь с помешанной на телесериалах женой, исправно выполняя свой профессиональный долг.
Но встреча с Клариссой, совсем непохожей на женщин, с которыми общается Гай, будто пробуждает его ото сна, заставляя задуматься, зачем он сжигает книги.
Монтэг протестует. Он больше не хочет быть бездушным сжигателем книг. Гай примыкает к обществу интеллектуалов-подпольщиков, заучивающих бесценную литературу наизусть, в надежде, что общество излечится, книгопечатание будет востребовано и возродится. Родной город героя погибает от бомбардировки, но Гай уже покинул его.
Автор романа доносит до читателей мысль о том, что общество, которым манипулируют, подменяя вечные ценности на мнимые, обречено на гибель.
Обществу противостоит герой романа И. С. Тургенева Евгений Базаров. Он – нигилист и подвергает сомнениям и критике сложившиеся в обществе ценности и устоявшиеся ориентиры. Обладая незаурядным умом и эрудицией, Базаров своими резкими суждениями вызывает неприятия в обществе представителей старшего поколения, «отцов», воспитанных на традиционных моральных, культурных и этических принципах. Базаров обречен на непонимание и одинокое существование в отторгаемом его обществе. Отрицание и критика социальных устоев героем носит в романе, без преувеличения, революционный характер.
Прототипами образа Евгения Базарова можно считать молодых русских критиков и публицистов середины XIX века, к идеям и философии которых общество оказалось не вполне готовым.
Острота социальных противоречий, противостояние личности и общества – одна из главных тем романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Показательный срез общества изображен писателем через описание посетителей салона 40-летней Анны Павловны Шерер, бывшей фрейлины императрицы Марии Федоровны. Гости салона – представители высшего света, авторитетные и влиятельные персоны.
За маской дружелюбия и учтивости посетителей званых вечеров скрываются неискренность, тщеславие, корыстолюбие, лесть. В угоду моде гости светских собраний затрагивают очень важные социальные темы, но обсуждают их, по-своему интерпретируя, перевирая и упрощая. Например, желая казаться патриотичной, Анна Павловна не разговаривает на французском языке. Андрей Болконский, один из главных героев произведения, по-настоящему знающий цену делу и слову, не в силах больше находиться в насквозь пропитанном лицемерием обществе. Он бежит от него прочь, на фронт, мечтая о славе и подражая Наполеону во всем. Но после встречи с офицером Тушиным Андрей переосмысливает свою жизнь, ценностные ориентиры и идеалы.
Так, общество, от которого бежал Андрей, не просто повлияло на формирование его взглядов и идеалов, оно повлияло на его судьбу.
Рассказ А. Солженицына «Матренин двор» повествует о патриархальном укладе жизни маленькой русской деревеньки, о своеобразном мирке, в котором правят личные интересы и корыстолюбие. И лишь Матрена, простая сельская труженица, отдает всю себя, без остатка, в распоряжение требующим ее помощи людям. Лишения и страдания не очерствляют душу Матрены. А корыстные односельчане пользуются чистотой и щедростью ее помыслов, при этом насмехаясь над ней и осуждая. Матрена погибает, не изменяя своей вере в людей. Деревенское общество, убив саму Матрену, не смогло убить в ней праведность.
Какова цена желаниям быть «не хуже» остальных, преуспеть, не считаться с расходами и жить на широкую ногу? И действительно ли так ценно исполнение этих желаний? Или в жизни есть вещи гораздо более значимые, чем тугой кошелек? Герой рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» всю свою жизнь посвятил «сколачиванию капитала»: он много работал, во всем себе отказывал и во многом себя ограничивал. И вот долгожданный час настал. Господин плывет на роскошном пароходе «Атлантика» в окружении таких же, как и он сам, состоятельных господ и наслаждается благами, данными обществу толстосумов. Смерть настигает господина в самый разгар прекрасного отдыха. Исчезает роскошный пароход, комфортабельный отель, услужливые лакеи… Близкие усопшего остаются один на один с безразличием и холодностью общества, частью которого они были еще вчера. Оказались непокупными ценности, о которых никто не задумывался. Да и сама жизнь оказалась непокупной, а общественные устои циничными и жестокими.
«Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота…» – подытоживает Воланд, главный герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Любовь к деньгам и жажда славы сопровождают род людской испокон веков. И московскому обществу 20-х годов прошлого века не чужды древние обывательские слабости и пороки: очковтирательство, меркантильность, жадность и стяжательство.
Булгаковское описание представителей различных общественных прослоек колоритно и емко. Писатели-графоманы из МАССОЛИТА, пишущие бездарные произведения, мечтают о дачах в Переделкино и творческих отпусках. Литературные критики наживают состояния и при этом не чувствуют угрызений совести от собственных разгромных рецензий на действительно талантливые произведения. Зрители, пришедшие на концерт в театр Варьете без стеснения собирают денежные купюры, обрушенные на их головы таинственным магом с потолка, не гнушаются принять в дар абсолютно бесплатные дорогостоящие наряды.
А в среде даже самых малоуполномоченных работников жилтоварищества процветают взяточничество и злоупотребления.
Обывательские ценности и ориентиры стремительно подминают под себя общество, выдавливая из него тех, кто пытается оказывать сопротивление, не стать «как все», не утратить свою индивидуальность.
Общество может погубить человека. А человек, бросивший обществу вызов, вряд ли одержит победу. Героиня повести А. Куприна «Олеся» живет со своей бабкой-колдуньей в глухом лесу вдалеке от деревни. Девушке не ведом иной уклад жизни кроме лесного. Олесе чужды деревенские порядки, традиции и предрассудки. Девушка влюбляется в случайно набредшего на их избушку Ивана Тимофеевича. Влюбляется искренне, безоглядно. Иван Тимофеевич отвечает ей взаимностью. Но Олесю травят деревенские бабы. Они ненавидят ее. Сельские порядки не разрешают принять и понять внучку колдуньи. Олесю избивают, и она вынуждена отказаться от своего чувства и встреч с любимым человеком.
О единоличном вызове общественным устоям и принципам повествуется в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Незыблемые порядки той части общества, к которой принадлежит Петр Фамусов, пытается пошатнуть Александр Чацкий, не желающий лицемерить, льстить и врать. Чацкий честен и благороден, и никакие перспективные должности не заставят его предать свои нравственные принципы, давать взятки и преклоняться.
Но в глазах представителей «века минувшего» Чацкий смешон. Но он не только смешит, он пугает тех, кто привык жить по давно устоявшемуся укладу.
В столкновении Чацкого и общества «почитателей» Фамусова Грибоедовым подняты философские, нравственные, бытовые, национально-культурные вопросы.
Фамусовское общество не желает слышать о себе правду из уст бунтаря. Чацкий чужд этому обществу и во избежание своего морального разложения вынужден покинуть когда-то любимый им дом Фамусова.
Под давлением общества человек может изменить своим принципам и измениться сам. Дмитрий Старцев, главный герой рассказа А. П. Чехова «Ионыч», в начале повествования предстает перед читателями оригинальным, чувствительным, добродушным, мечтательным человеком, видящем в окружающем мире все светлое и хорошее. Но с течением времени, под давлением местных устоев провинциального города, ограниченных взглядов обывателей и узости их интересов Дмитрий Старцев превращается в малоповоротливого, брюзжащего, лишенного романтизма и мечтательности лекаря, сделавшегося похожим на своих соседей. Обывательская среда сделала свое дело и поглотила в Старцеве личность.
Автор: Наталья Игоревна Иванова (учитель русского языка и литературы)
Сельские порядки не разрешают принять и понять внучку колдуньи.
Supersoch. ru
12.12.2017 15:57:35
2017-12-12 15:57:35
Автор: Guru · 03.03.2018
Мы описали 5 наиболее популярных проблем, связанных с темой любви, для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Все они находятся в содержании. К каждой из них прилагаются три аргумента из отечественной литературы школьного курса. Скачать таблицу с примерами вы можете по ссылке в конце статьи.
Автор: Guru · 03.03.2018
Мы описали 5 наиболее популярных проблем, связанных с темой любви, для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Все они находятся в содержании. К каждой из них прилагаются три аргумента из отечественной литературы школьного курса. Скачать таблицу с примерами вы можете по ссылке в конце статьи.
Проблемы и аргументы к ЕГЭ по русскому на тему Любовь таблица.
Literaguru. ru
20.04.2017 17:23:20
2017-04-20 17:23:20
Источники:
Https://fb. ru/article/328685/rol-literaturyi-v-jizni-cheloveka-argumentyi-k-sochineniyu
Https://supersoch. ru/ege/novye-argumenty-dlya-sochinenij-po-ogeege/argumenty-iz-literatury-na-temu-vliyanie-obshhestva-na-cheloveka. html
Https://literaguru. ru/problemy-i-argumenty-k-ege-po-russkomu-na-temu-lyubov-tablitsa/
Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
«Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился» — так Пушкин наверняка описал бы подготовку к итоговому сочинению, когда сидишь и не знаешь уже, что писать, где искать, как аргументировать свою мысль. В такие минуты хочется отвлечься и сменить пластинку. И нет ничего лучше аудиокниги, которая поможет раскрыть трудную тему в самом неожиданном и оригинальном ключе. А где такие взять? Да из статьи Многомудрого Литрекона! Он подготовил список произведений для итогового сочинения 2021-2022 года. Приятного просвещения!
«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Здесь Вы найдете список книг для итогового сочинения по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека». Мы постарались сделать подборку максимально содержательной. Если что-то упустили, пишите Многомудрому Литрекону в комментариях! Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.
- А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор в поездке узнал много нового о положении крестьян в России.
- Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Стародум уехал в Сибирь и нашел честный способ заработать капитал, а также развил хорошие качества.
- А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Странствия за границей развили ум Чацкого и расширили его кругозор.
- А.С. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан». Автор восхищается красотой Крыма и описывает легенду фонтана слез.
- А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Главный герой поехал в большое турне по России, побывал во многих городах и обрел знание себя, ведь после возвращения сразу же понял, что Татьяна — его судьба.
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Гринев уехал из родительского дома в Белогорскую крепость и только там возмужал, повзрослел и нашел свою судьбу.
- А.С. Пушкин, «Дубровский». Владимир смог получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного дома сделал его человеком просвещенным и развитым.
- А.С. Пушкин, «Цыганы». Автор романтизирует кочевой образ жизни и вдохновенно его описывает, чтобы показать: в путешествиях личность обретает свободу.
- М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Григорий Печорин разочаровался в жизни и спасался от тоски только одним способом — путешествием, которое дарило новые эмоции и развлекало его.
- И.С. Тургенев, «Ася». Зарубежное путешествие подарило герою шанс найти любовь, но он его потерял из-за нерешительности.
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети». В путешествии по губернии Базаров и Кирсанов находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.
- Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои ищут правду в дороге, ведь только так можно узнать настоящую Россию и постичь национальный характер ее жителей.
- М. Горький, «Макар Чудра». Сам Макар убеждает читателя, что независимость и счастье можно получить только в странствиях и при изучении мира вокруг. Иную жизнь он считает рабством.
- М. Горький, «Старуха Изергиль». Рассказчик в путешествии знает новых людей и их истории, то есть расширяет свой кругозор.
- М. Горький, «На дне». Лука обрел мудрость и понимание людей в странствиях.
- И.А. Бунин, «Кукушка». Жизнь в постоянных скитаниях нельзя назвать счастливой, ведь человек лишен возможности наладить быт и встретить старость в покое.
- А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила». Дорога к цели знакомит Руслана с магом, ведьмой, братом Черномора и дарит новые возможности для спасения Людмилы.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Болконский выехал из имения по делам и встретил старый дуб, олицетворяющий его душевное состояние. Именно в этой поездке он встретил Наташу, а на обратном пути вновь увидел дуб, но уже цветущий. Дорога расшевелила его, встряхнула и дала новые возможности. Аналогично и у Ростова: он нашел свою любовь далеко от дома, в ходе странствий.
- Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». После скандала Анна уехала в путешествие и нашла там душевный покой и новые силы для возвращения к нормальной жизни. Там она расширила эрудицию и стала гораздо умнее, что не мог не отметить Левин в разговоре с ней (уже на родине).
- Л.Н. Толстой, «Кавказский пленник». Жилин уехал из части и оказался в плену, ведь в дороге офицеров поджидала засада. Так что дорога не всегда ведет человека в правильном направлении. Зато этот путь закалил характер героя и многому его научил.
- А.П. Чехов, «Невеста». Надя покинула родной город и уехала в неизвестность, чтобы раскрыть свой потенциал и добиться исполнения мечты. И ей это удалось.
- А.П. Чехов, «Вишневый сад». Раневская бежит от себя и своих проблем за границу, но находит там счастья и покоя. Путешествие лишь усугубляет ее безнадежное материальное положение.
- Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго». Бесконечные переезды, побег из города в город лишь измотали главного героя. Юрию очень тяжело приспособиться к нестабильной реальности и найти в скитаниях хоть что-то хорошее. Он очень быстро постарел и опустился из-за моральной усталости.
- А.П. Чехов, «Попрыгунья». В жизни Ольги увеселительные поездки и развлечения сыграли отрицательную роль: в погоне за новыми ощущениями она потеряла семейное счастье и единственного любящего ее человека.
- А.П. Чехов, «Степь». Тема дороги прослеживается на протяжении всей повести. Егор начинает свою большую дорогу в жизни с маленькой, но насыщенной поездки в город.
- Н.С. Лесков, «Левша». Главный герой узнал за рубежом секрет чистки ружей и попытался применить его на Родине.
«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
Список литературы по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» поможет аргументировать свою точку зрения даже по самому сложному вопросу. Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.
- Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Развитие прогресса позволяет решить важные социальные проблемы: женский вопрос, насилие в семье, нищета и др.
- А. Платонов, «Песчаная учительница». Новые технологии и знания позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты.
- А. Платонов, «В прекрасном и яростном мире». Новые технологии — это вызов для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.
- М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Условия жизни и быта казаков улучшаются из-за внедрения сельскохозяйственной техники в их рабочие процессы.
- М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Порой развитие технологий может привести к отрицательным и неконтролируемым последствиям: профессор сделал из собаки человека, лишенного нравственных, этических, интеллектуальных способностей к развитию.
- М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Воланд утверждает, что люди никак не изменились в ходе истории. Лишь квартирный вопрос испортил их. Это значит, что техника меняет условия жизни, но не нравы и способности людей.
- М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Разработка профессора Персикова попала в руки невежественного и безответственного партийного функционера Рокка и привела к катастрофе: вместо здоровых и больших куриц на свет появились огромные рептилии. Увы, технический прогресс может обернуться против людей.
- В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Строительство электростанции вынуждает людей покидать свои дома и оставлять жизнь нескольких поколений под водой. Прогресс бывает болезненным и имеет негативные проявления.
- В.П. Астафьев, «Людочка». Развитие промышленности в упомянутом городке привело к экологической катастрофе: деревья рости кривыми и болезненными, вместо реки текла жидкость из химических выбросов с непередаваемым запахом и соответствующим влиянием на окружающую среду.
- Н.С. Лесков, «Левша». В России прогресс не ценится: Левша пытается донести до министров секрет англичан о чистке ружей, но к нему никто не прислуживается, и Россия проигрывает в Крымской войне.
- А.П. Чехов, «Лошадиная фамилия». Герой мучается от зубной боли, но боится врача и ищет целителя. В итоге помог ему все же стоматолог, ведь наука призвана решать такие проблемы, в этом и состоит смысл прогресса.
- А.П. Чехов, «Хирургия». Фельдшер халатно относится к своим обязанностям, а потому тормозит развитие своей сферы деятельности — медицины.
- Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Обучение и жизнь по старинке приводят к регрессу общества и его неспособности к созиданию. Митрофан не хочет развиваться и трудиться. Такие, как он, заставляют человечество топтаться на месте и терять шансы в гонке за выживание.
- А.П. Чехов, «Дядя Ваня». Доктор Астров возмущен бездумной вырубкой леса, которая оправдывается необходимостью: прогресс должен учитывать нужды будущих поколений людей и быть более экологичным.
- А.П. Чехов, «Крыжовник». Отрицательные последствия прогресса мы видим в рассказе «Крыжовник»: от работы заводов река стала цвета кофе.
- А.П. Чехов, «Человек в футляре». Цивилизованность выражается в отказе от предрассудков и стереотипов, которые мешают людям быть счастливыми и развиваться. А такие, как Беликов, запрещают женщине кататься на велосипеде, потому что это «неприлично».
- А.Н. Островский, «Гроза». Кулигин пытается убедить обывателей в необходимости громоотвода, но люди погрязли в суевериях и не верят здравому смыслу. Поэтому пожары в городе — обычное дело после грозы.
- А.П. Чехов, «Вишневый сад». Люди отстают от прогресса, потому что ничего не делают и ничем не интересуются. Раневская и Гаев навсегда остались в прошлом, ведь будущее требует от них труда и обучения, а к этому они не приспособлены.
- М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Политический прогресс выражается в демократических тенденциях: многие казаки, уставшие от угнетения и притеснения, восстают против вековых правил и запретов, чтобы добиться равенства и справедливости.
- Е.И. Замятин, «Мы». Автор показал, что технические новшества могут быть направлены против прав и свобод человека: его герои оказались заложниками технократии.
- И.А. Гончаров, «Обломов». Настоящий общественный прогресс мы видим в истории успеха Штольца: герой смог занять высокое положение в обществе ценой честного труда и без аристократического происхождения.
- Аркадий и Борис Стругацкие, «Гадкие лебеди». Авторы показали, что прогресс может приобретать совсем не те формы, которых ожидают люди. Чтобы совершить решительный рывок, нужно полностью отбросить прошлое, а к этому готовы далеко не все.
- Олдос Хаксли, «О дивный новый мир». В Эре Форда нет места человеку: цивилизация давно идет искусственным путем, люди выращиваются в пробирках и распределяются на касты. У них нет личности и индивидуальности, есть лишь функции. Стремление к прогрессу вытеснило все то, ради чего он делался.
- Джордж Оруэлл, «1984». Все достижения человека были направлены против него. Технические новшества породили вечную войну и контролируемую железной рукой нищету.
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Практическое применение научных знаний действительно может изменить мир к лучшему: Базаров действительно смог помочь многим людям, ведь был талантливым медиком и двигал науку вперед.
«Преступление и Наказание — вечная тема»
Используйте список литературы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема» для качественной подготовки к итоговому сочинению. Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»: тут все понятно.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Наполеон пошел против человечности и спровоцировал войны, но в итоге сам потерпел поражение от своих же амбиций.
- Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната». Главный герой убил жену и ее любовника, получил срок на каторге и осознал, в чем на самом деле заключалась его вина.
- Л.Н. Толстой, «Воскрение». Нехлюдов соблазнил простую девушку, из-за него она стала проституткой и попала в суд. Тогда Дмитрий осознал свою вину и попытался помочь девушке вернуться к нормальной жизни.
- Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Даже человек, совративший Вареньку, решил загладить свою вину и жениться на ней.
- И.А. Бунин, «Темные аллеи». Николай соблазнил Надежду, а затем разбил ей сердце и бросил ее. Но на чужом несчастье счастья не построил: судьба наказала его неудачным браком и разочарованием в семье.
- Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Эраст довел девушку до самоубийства, но совесть не дала ему забыть об этом: преступление напоминало о себе всю жизнь.
- Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Все тайное становится явным: попытка Простаковой похитить Софью и завладеть ее наследством не удалась, и сама госпожа потеряла все имущество по приговору Правдина.
- М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Печорин хладнокровно убил Грушницкого на дуэли, не пощадил его, хотя мог бы. С точки зрения закона он был чист, но люди отвернулись от него за это. Вернер, который знал всю историю до конца, больше не стал общаться с убийцей.
- А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Убийство Ленского было настоящим преступлением, и Онегин не мог спокойно примириться с совестью. Он долго скитался, чтобы заглушить боль сердца.
- М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Главный герой убил обидчика своей жены и отомстил за поруганную честь. Его поступок не был преступным, ведь это был единственный способ восстановить справедливость.
- Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». На войне преступления становятся нормой, и каждый ее участник невольно или же сознательно преступает закон и преумножает несправедливость.
- М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Насилие отца над Аксиньей — этот то преступление, которое нельзя ни простить, ни оправдать.
- И.А. Гончаров, «Обломов». Тарантьев оказался мошенником, который ловко вошел в доверие к Обломову и чуть было не лишил его имения.
- Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Чичиков пошел на авантюру с мертвыми душами (скупил их по дешевке, чтобы заложить в опекунский совет и исчезнуть с деньгами) ради денег и высокого статуса, но получил лишь недоверие и презрение жителей города и сбежал. Его поведение — следствие воспитания.
- М. Горький, «Детство». Преступность идет из семьи и закладывается в воспитании, что показали читателю Каширины: Василий так воспитал сыновей розгами и бранью, что они попытались убить его за наследство.
- М. Горький, «Челкаш». Порой преступник намного честнее того, кто мнит себя приличным человеком. Вор учит крестьянина гуманности и честности.
- А.И. Куприн, «Яма». Преступления происходят с молчаливого одобрения общества: та же проституция была разрешена при царе, и многие маленькие девочки были проданы самими родителями в публичные дома.
- М. Горький, «Старуха Изергиль». Ларра совершил преступление — убил девушку. За это он был наказан изгнанием, и эта мера показала свою эффективность.
- А.С. Пушкин, «Полтава». Мазепа предал своего царя и отечество, повернув войска против Петра Первого. Его преступление было наказано поражением и дурной истерической славой.
- А.С. Пушкин, «Дубровский». Преступление может быть справедливым в обществе, где закон продается. Владимир мстил тем, кто когда-то поучаствовал в мошенничестве Троекурова и других дурных делах.
- А.И. Куприн, «Олеся». Люди охотно идут на преступление, когда чувствуют безнаказанность и находят мнимое основание. Поэтому толпа прихожан накинулась на беззащитную Олесю.
- М. Горький, «На дне». Преступный путь ведет людей на социальное дно, а не к успеху. Ведь компания бродяг состоит из уголовников — бывших, нынешних или будущих.
- В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Иногда люди преступают закон не по своей вине, им просто нечего есть. Так произошло и в жизни сиротки Валька.
- Н.В. Гоголь, «Ревизор». Преступления на государственной службе порождают многие социальные проблемы.
«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
Возьмите на заметку список литературы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Темы непредсказуемые, понадобиться может все что угодно. Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Николай воодушевился и вышел из состояния отчаяния, послушав прекрасное пение Наташи.
- А.И. Куприн, «Тапер». Блестящая игра пианиста поразила слушателей, а музыка Листа заставила их заглянуть в глубины своей души.
- А.П. Чехов, «Чайка». Спектакль, даже в домашней обстановке, создает уникальный эффект сопричастности к действию и погружает зрителей в атмосферу, заданную автором.
- В.К. Железников, «Чучело». Дедушка Лены был так погружен в живопись, что не заметил проблем внучки и не помог ей в нужный момент.
- А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Татьяна много читала, и это помогло ей стать разносторонней и самобытной людностью, не выезжая из деревни.
- А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Музыка помогла Вере выйти из напряженного эмоционального состояния и понять Желткова.
- А.И. Куприн, «Яма». Музыка открыла душу Жени и заставила ее задуматься о своей жизни и правомерности той мести, которую она адресовала мужчинам, приходящим в притон.
- М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Появление избы-читальни в Гремячем Логе ознаменовало новый виток развития казаков: люди начали расширять кругозор и интересоваться событиями из внешнего мира, что мотивировало их получать образования и рабочие специальности.
- И.А. Гончаров, «Обломов». Литература помогает Андрею Штольцу и Ольге Ильинской в работе над собой: они заряжаются энергией и знаниями, чтобы ставить новые цели.
- А. Грин, «Алые паруса». История Эгля помогла Ассоль найти утешение в мечтах и развить свой внутренний мир, который в итоге и привлек к ней воплощение ее грезы.
- Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Главный герой влюбился в талант актрисы, и для него роли в ее исполнении преображали любую пьесу. Театр обладает своей собственной магией, которая делает литературу живой.
- А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Чрезмерное увлечение литературой сделало Софью очень наивной и близорукой в реальной жизни. В поисках идеала со страниц французских романов она попадает в паутину карьериста Молчалина.
- Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои черпают силы тянуть лямку крестьянской жизни в задорных или печальных песнях. Все действие сопровождает музыка.
- И.А. Тургенев, «Певцы». Рассказчик описывает редкий талант Яшки-Турка и отмечает, что его песня может возвысить души слушателей.
- А.Н. Толстой, «Князь Серебряный». С давних пор на Руси в спектаклях поднимались злободневные темы. Только в шутовском облачении Морозов смог во всеуслышание обвинить царя в терроре и заставить слушателей задуматься о том, в каком положении оказалась Россия.
- Н.С. Лесков, «Тупейный художник». Настоящий талант в театре не ценился у наших предков, и актрис часто использовали по другому назначению. Любовь Онисимовна, талантливая актриса, тоже едва не стала «одалиской» графа.
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Литература развивает чуткость людей и помогает им налаживать отношения в семье: Николай Петрович смог понять и поддержать сына, ведь читал классику и впитал традиции русского гуманизма.
- Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Увлечение чтением утешает Варю в трудные минуты и помогает ей облагородить свой внутренний мир. Она пишет гораздо грамотнее и красивее, чем Макар, который вдвое старше ее, однако почти ничего не читает, кроме низкопробных книг.
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Библия помогает Раскольнику понять себя и отринуть человеконенавистническую теорию навсегда.
- И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Книги могут негативно влиять на неокрепший ум: Оля Мещерская прочитала отцовскую книгу о качествах настоящей женщины и слишком рано начала следовать описанному примеру, в результате чего стала жертвой насилия.
- И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Героиня много читала и смогла вовремя определить свое духовное призвание. Найти счастье и свой путь в жизни нам помогает литература, расширяющая границы нашего опыта.
- М. Горький, «На дне». Литература позволяет Насте забыться и помечтать об истинных чувствах. В ее положении это единственное утешение.
- А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Музыка на войне поддерживает героев и дает им силы биться за родную землю.
- А.П. Чехов, «Ионыч». Талант — это большая редкость, он дается не всем. А Катерина и представители ее семьи увлекаются музыкой и литературой, но в их исполнении это не искусство, а дилетантизм и позерство.
- К.Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками». Музыка дарит героине положительные эмоции и помогает ей забыть обо всех печалях и погрузиться в прекрасное.
«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
А вот и заключительный список книг по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина». Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.
- Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — это очевидно.
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». О том, кому и почему живется плохо, автор написал подробно, как и о тех, кто преуспевает и двигает страну вперед (например, Разумихин).
- Н.А. Некрасов, «Русские женщины». Здесь о том, как страдают на Руси представительницы прекрасного пола и почему.
- Н.А. Некрасов, «Железная дорога». Автор повествует историю создания железной дороги руками обманутых рабочих.
- А.С. Пушкин, «Медный всадник». По воле монарха воздвигается прекрасный, но опасный для жителей город, который разрушает мечту маленького человека.
- Н.В. Гоголь, «Шинель». История о бесправии мелкого чиновника Башмачкина и его тщетных попытках найти справедливость.
- Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Обличение правящего класса, который духовно умирает и губит Россию, попросту расходуя ее трудовые и земельные ресурсы.
- М.Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тут наглядно показывается, кому на Руси живется лучше всех и за счет чего.
- М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города». Автор сатирически изображает русскую историю, чтобы высмеять вечные проблемы Руси: казнокрадство, невежество, жестокость и др.
- Н.В. Гоголь, «Ревизор». Перечисление актуальных социальных и политических проблем, которые не дают России развиваться.
- А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Автор рассказывает о том, что при социальном неравенстве человек не может добиться справедливости и терпит издевательства только в силу приниженности происхождения.
- И.А. Тургенев, «Хорь и Калиныч». На примере успешности Хоря можно доказать, что и на Руси есть социальные лифты, открытые для трудолюбивых людей.
- М. Горький, «На дне». Все герои живут плохо, потому что сами не хотят работать над собой и исправлять свое положение. Их устраивает маргинальная среда.
- А.А. Блок, «12». Радикальные средства для исправления социальных проблем не работают: один террор вытесняет другой, но более анархический и бессистемный.
- А.С. Пушкин, «Дубровский». Наглядная демонстрация того, что богатые на Руси тоже не счастливы, ведь у них свои заботы.
- А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Все станут чуточку счастливее, если мы научимся почаще проявлять милосердие, как доктор Пирогов.
- А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Пока в России стремления к переменам будут считаться происками якобинцев и признаками сумасшествия, ничего не изменится, и люди не будут счастливы. Ум не должен приносить горе в прогрессивной стране.
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Автор доказывает, что социальный взрыв не решает проблемы, а преумножает их. Реформы могут проводиться только на законном уровне, а не на террористическом.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов видит решение социальных проблем в политической деятельности на правовом поле и демократических тенденциях.
- Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Герои открывают на Руси бизнес на социалистических началах, дают женщинам возможность зарабатывать честно и быть независимыми. Также автор высоко ставит образование, раскрывающее потенциал каждого человека. Вот что надо сделать для полного счастья.
- М.А. Шолохов, «Поднятая целина». В книге описывается процесс коллективизации и становления советского государства — вот еще один вариант для ответа на вопрос, что нужно сделать в России для создания более хороших условий.
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Базаров предлагает все разрушить, чтобы на пустом месте построить новый мир, где будет больше рационализма во всех сферах жизни.
- И.А. Гончаров, «Обломов». О качествах русского человека, которые мешают ему на пути к счастью.
- Н.С. Лесков, «Левша». Об отношении чиновников к талантливому русскому народу и причинах отсталости России от более успешных стран.
- И.А. Тургенев, «Му-му». История о том, кому и почему на Руси живется хуже всех.
Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературы
Читайте также:
В школе ученикам обязательно задают сочинение Родина. Как правило, пишут его в 9 и 11 классах. Назвать эту работу сложной, конечно же нельзя. Правда, иногда при ее выполнении все-таки возникают определенные затруднения. В такой ситуации на помощь придут образцы итоговых сочинений Что значит любить Родину и аргументы к ним.
Сочинение на тему Родина
Говоря о Родине, каждый из нас вспоминает то место, где появился на свет и рос. Именно там прошли наши ранние годы, молодость, все буквально пропитано нежными чувствами и яркими воспоминаниями. Это наша малая Родина. Тут хорошо знакомые улицы и места, люди, в конце концов. Все это остается в нашем сердце на всю жизнь. В сочинении на тему Родина хочу упомянуть, что с ней ассоциируются как первые достижения, так и разочарования, материнская поддержка и любовь. Естественно, что равнодушным она не может оставить никого. Она вызывает невероятно теплые, приятные чувства. Поэтому даже если волей судьбы мы оказываемся далеко от малой Родины, мы все равно о ней продолжаем помнить.
В итоговом сочинении Родина нельзя не сказать, что это и люди, которые нас окружают. Причем неважно, знакомы они нам или нет. Всех без исключения объединяет одно — Родина. Мы являемся частью одного народа. Нас объединяет культура и язык. Когда человек находится в другом государстве, скучает по Отчизне, несказанно радуется, когда встречает соотечественника и слышит такой родной и знакомый язык. Кажется, что повстречал давнего товарища.
Любовь к Родине, что значит любить Родину?
Что значит любить Родину, в сочинении сказать довольно сложно. Объяснению данное чувство попросту не поддается. Оно является неизмеримым. Любовь в данном случае весьма многогранна и даже многолика. Ее проявления заметны повсеместны. Это может быть любовь к тем местам, где ты родился и живешь, к окружающей природе, к какой-то конкретной улочке.
Личное счастье или благополучие Родины являются неразрывными. В сочинении я хочу сказать, что мы должны оберегать ее, изучать и уважать историю, придерживаться традиций, с уважением относиться к законам того общества, в котором проживаем. Язык, на котором мы говорим, должен вызывать гордость. Следует научиться видеть красоту родной природы и все эти навыки передавать следующим поколениям. Именно этими словами, я считаю, следует закончить сочинение рассуждение. Надеюсь, мне удалось объяснить, в чем проявляется любовь к Родине.
Родина сочинение рассуждение
Приступая к итоговому сочинению Родина скажу, что у каждого свое понимание данного слова. Правда, при этом оно ассоциируется именно с отчим домом. Это слово способно вызвать весьма разнообразные эмоции, но является чем-то невероятно близким, теплым и радостным.
Кто-то считает, что Родина ограничивается лишь семьей и теми людьми, которые его окружают. Для других это уже целый город, отдельное государство. Каждый из нас, по сути, способен переехать на постоянное место жительства в другое государство. Только вот Родину при этом все равно выбрать не удастся. Забыть, стереть из памяти то место, где ты появился на свет, прожил первые годы, сформировался как личность попросту невозможно. Естественно, что при этом все люди, хоть иногда, но хотят вернуться туда, где были прожиты столь важные жизненные моменты — на свою Родину.
В сочинении на тему любовь к Родине следует сказать, что это чувство следует прививать детям с самых ранних лет, чуть ли не с рождения. Ведь именно она играет в нашей жизни немалую роль, обладает особым значением. Вряд ли под этим понятием кроется лишь определенное государство. Речь идет о духовной привязанность к конкретному месту, где человек обретает спокойствие, чувствует максимальный комфорт.
Образы Родины для сочинения можно взять из многих литературных произведений. О ней сложено немало стихотворений и песен, рассказов и романов. При этом мнение каждого из нас о ней отличается. Скажу в сочинении, честно служить Родине – это явное проявление патриотизма. Немало людей в военное время отдавали за нее собственные жизни, защищая и оберегая родную землю.
Подводя итоги в сочинении скажу, что для всех нас Родина является святым. Невозможно найти человека, не испытывавшего теплых и нежных чувств к определенному уголку, где ему тепло и уютно. Именно он и называется Родиной.
Сочинение родина 9 — 11 класс
Про любовь к Родине сочинение мне будет написать несложно. Я считаю, что мы неразрывно с ней связаны в течение всей жизни. Люди берут на себя ответственность за собственную семью, трудовую деятельность и поступки. Правда, отвечать следует далеко не только лишь за то, что касается непосредственно нас самих. Есть и гораздо масштабнее ответственность, которая является для всех единой, общей. Исходя из этого стоит задуматься, должны ли люди брать ответственность за свою Родину. Я считаю, что каждый человек обязан выполнять собственный долг, чтобы улучшить жизнь в целом. Нельзя относиться с безразличием к своей Отчизне, отрекаться от нее, искать врагов в лице своих соотечественников. Следует быть единым целым, одним народом, делающем все для блага своей страны.
Яркие примеры проявления любви к родной земле можно найти в истории. Речь идет о военном времени. Тогда люди брали на себя ответственность не только за близких, но и незнакомых людей, за Родину как таковую. Сейчас же, когда у нас мирное небо над головой, немало людей покидают Отчизну, не чувствуют с ней неразрывной связи. Правда, как только возникают сложности, они вновь возвращаются на Родину. Ведь именно здесь все до боли знакомо, такое родное и милое сердцу, появляется душевное спокойствие, уверенность в собственных силах и возможностях. Этими словами, как по мне, нужно закончить итоговое сочинение любовь к Родине. Возможно, она неуловима, незаметна, но присутствует в сердце каждого человека.
Краткое сочинение Родина
Пишем краткое сочинение Родина.
Я считаю, что именно она является главной человеческой ценностью. Выбрать ее не представляется возможным. Тем не менее мы должны любить ее и охранять, чтобы потом передать по наследству следующим поколениям.
Нельзя считать, что под Родиной подразумевается исключительно страна, в которой человек был рожден. Это и достояние всего народа. К нему можно отнести язык, менталитет, культуру, устоявшиеся обычаи. Естественно, что в семьях, где чтят эти ценности, можно услышать народные, невероятно красивые песни. Там отмечают народные праздники и явно чувствуется дух народа. Такие люди постоянно познают собственное государство, знакомятся с различными достопримечательностями, изучая все уголки родной страны.
Правда, это вовсе не значит, что люди, живущие за рубежом, не любят собственную Родину. Нежные и теплые чувства к ней на протяжении всей жизни остаются в их сердцах. Тем более, что даже за границей, где диаспора представителей нашей Родины довольно большая, люди между собой начинают объединяться и поддерживают те традиции, которые для них являются родными.
Родину можно назвать самым главным даром, который нужно ценить. Мне очень радостно, что посчастливилось родиться именно в России. Мне хочется поддерживать те традиции, которые возникли еще у наших предков.