литература в жизни человека сочинение аргументы из литературы егэ

Чтение – важная часть человеческой жизни. Это простой способ сохранить ясность ума на долгие годы. Человек, знакомый с большим количеством литературы различных жанров, обладает более широким кругозором, развивает свой мозг. Нередко школьники получают домашнее задание – написать сочинение, в котором привести аргументы в пользу этого занятия.

аргументы роль литературы в жизни человека

Цели сочинения

Почему учителя русского языка включают задание подобного рода в домашнее задание для учащихся? В процессе написания к каждому тезису школьник должен привести веские аргументы. Роль литературы в жизни человека – это обширная тема, которая позволяет еще раз освежить в памяти те доказательства, которые подтверждают важность чтения в современной жизни. Людям XXI века гораздо легче прийти домой, сесть за компьютер или телевизор, нежели начать читать книгу.

Все понимают, что подобное отношение способствует умственной деградации. Однако почему-то все равно многие предпочитают книгам другие занятия. Школьник может попробовать написать сочинение, которое будет призвано убедить читателя в важности роли литературы в жизни человека. Аргументы, которые учащийся будет использовать, он может брать из самых разных источников: повседневной жизни, случаев с давними знакомыми, собственного опыта. Главное – та или иная мысль должна быть доказана или объяснена. И конечно, не стоит забывать о таких важных моментах, как орфография, пунктуация, а также стилистика написания.

проблема роли литературы в жизни человека аргументы

Понять себя

Читая различную литературу, наблюдая за тем, как развивается сюжет книги, люди волей-неволей начинают размышлять о серьезных вопросах нашего бытия. Ведь именно с этой целью и были написаны великие произведения – они помогают читателю заострить внимание на определенной проблеме, с которой может столкнуться человек. Наблюдая за тем, как ведут себя персонажи, читающий учится выявлять и в обыденной жизни похожих людей, в какой-то мере предсказывать их действия.

Нередко бывает так, что и сам писатель на каком-то этапе своей жизни пережил определенные трудности и решил передать свой опыт последующим поколениям посредством романа, пьесы, новеллы или рассказа. Не менее важна и роль поэзии – читая стихотворения, человек может проникнуться настроением поэта, его мировосприятием в определенный момент времени. А иногда поэзия несет и целительную силу. Например, читая стихотворения о трудных временах, человек чувствует, что он не один в своих проблемах, что когда-то и до него люди сталкивались с подобными сложностями.

роль учителя литературы в жизни человека аргументы

Роль литературы в жизни человека: аргументы

Итак, почему же в наше время так важно помнить о важности чтения? Многим понравится такой тезис: чтение книг способно снять стресс. Оно переводит читателя в другой мир, где он может отвлечься от повседневных проблем, окунуться на некоторое время в новую атмосферу. Сегодня очень большое количество людей страдают от постоянного стресса. И этот плюс чтения будет оценен теми, кто уже устал каждый день думать о бесконечных проблемах.

Психологические плюсы

Интересен и другой аргумент к роли художественной литературы в жизни человека. Учеными доказано, что мы стареем тогда, когда стареет наш мозг. Именно поэтому чтение способно даже немного замедлить время и «отложить старость». Ведь, посвящая время литературе, человек вынужден мыслить, делать умозаключения, понимать смысл того, что описывается в книге. А дополнительная нагрузка на мозг благоприятно сказывается на функционировании всего организма.

Аргументы к проблеме «роль литературы в жизни человека» на этом не заканчиваются. Учеными установлено, что чтение может способствовать хорошему сну. Если человек на ночь регулярно читает книгу, вскоре его мозг будет воспринимать это занятие как сигнал – скоро пора спать. Благодаря чтению, таким образом, люди могут чувствовать себя наутро бодрее.

Минусы чтения

Однако при описании роли литературы в жизни человека аргументы необязательно должны доказывать ее пользу. Школьник может придерживаться и противоположного мнения. Например, можно обозначить, что слишком увлекающиеся чтением могут с помощью этого занятия игнорировать трудности реальной жизни. За тоннами литературы в таком случае стоит обычный страх перед реальностью. Конечно, человек всегда узнает для себя что-то новое из книг. Но нельзя при помощи литературы познать все. Большую часть опыта люди получают при взаимодействии с реальностью. Здесь нужно соблюдать принцип – «все должно быть в меру».

роль художественной литературы в жизни человека аргументы

Роль учителя

Велика и роль учителя литературы в жизни человека. Аргументы здесь, скорее всего, каждый учащийся будет приводить из собственного опыта. Ведь преподаватель литературы – это тот, кто знакомит класс с произведениями великих классиков, помогает лучше понять тот смысл, который хотели донести потомкам писатели и поэты посредством своих творений. В каком-то смысле учитель литературы – это первый психотерапевт, с которым сталкивается в своей жизни человек. Ведь именно он вводит школьников в мир людей и всего многообразия отношений между ними.

Интересен и другой аргумент к роли художественной литературы в жизни человека. Учеными доказано, что мы стареем тогда, когда стареет наш мозг. Именно поэтому чтение способно даже немного замедлить время и «отложить старость». Ведь, посвящая время литературе, человек вынужден мыслить, делать умозаключения, понимать смысл того, что описывается в книге. А дополнительная нагрузка на мозг благоприятно сказывается на функционировании всего организма.

Чтение – важная часть человеческой жизни. Это простой способ сохранить ясность ума на долгие годы. Человек, знакомый с большим количеством литературы различных жанров, обладает более широким кругозором, развивает свой мозг. Нередко школьники получают домашнее задание – написать сочинение, в котором привести аргументы в пользу этого занятия.

аргументы роль литературы в жизни человека

Однако при описании роли литературы в жизни человека аргументы необязательно должны доказывать ее пользу. Школьник может придерживаться и противоположного мнения. Например, можно обозначить, что слишком увлекающиеся чтением могут с помощью этого занятия игнорировать трудности реальной жизни. За тоннами литературы в таком случае стоит обычный страх перед реальностью. Конечно, человек всегда узнает для себя что-то новое из книг. Но нельзя при помощи литературы познать все. Большую часть опыта люди получают при взаимодействии с реальностью. Здесь нужно соблюдать принцип – «все должно быть в меру».

Психологические плюсы

Аргументы к проблеме роль литературы в жизни человека на этом не заканчиваются.

1892193Fb. ru

16.09.2019 19:28:55

2019-09-16 19:28:55

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

Размести вопрос
И
Получи ответ
За 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс ?

    Полезные статьи Наша группа

Автор: Наталья Игоревна Иванова (учитель русского языка и литературы)

Дата публикации: 16.03.2020

Взаимоотношения человека и общества – одна из самых частых и актуальных тем в литературе.

Человек социален по своей природе. Жизнь в обществе для него естественна и необходима.

Только в обществе происходит формирование человека, становление его характера, проявляются его лучшие или худшие качества и помыслы. Изоляция вне отношений с социумом может привести к губительным последствиям, а то и смерти человека.

Шотландский экономист и философ Адам Смит писал, что «страх одиночества» гонит человека в общество. И человек либо подчиняется общественным устоям и порядкам и гармонично взаимодействует с остальными представителями социума, либо противостоит им, зачастую вступая в конфликт. Взаимоотношения общества и личности всегда представляли интерес для писателей, поэтов, драматургов.

В приведенных примерах собраны самые показательные аргументы из произведений известных и популярных авторов.

Семейство богатой купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой из драмы А. Н. Островского «Гроза» – небольшая модель общественного строя города Калинова. Все младшие Кабановы живут по тем же патриархальным порядкам и принципам, которые господствуют в городской среде: без свободы выбора и права на собственное мнение, без права на любовь и счастье. Беспрекословное подчинение старшей Кабановой основано на страхе быть поруганными ею. И только появившаяся в доме невестка, жена Тихона Кабанова, сына Марфы Игнатьевны, решается на небывалое сопротивление устоявшимся косным обычаям. Катерина будто бы слеплена из другого теста. Она живо вспоминает свою дозамужнюю жизнь в маменькином имении, где все было светло и радостно, где благоухало цветами, и после возвращение из церкви спорилось приятное рукоделие под неспешные рассказы радушно принимаемых в доме странниц. Выйдя замуж за Тихона, Катерина вынуждена подчиниться порядком Кабановского домостроя. Но страстная, жаждущая любви и счастья молодая женщина бросает вызов семейной тирании и погибает.

Калиновское общество не терпит нарушения его порядков и отторгает Катерину за ее смелую, вызывающую любовь к Борису.

Разочарование в общественных идеалах постигает главного героя научно-фантастического романа Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» Гая Монтэга. Действие романа происходит в недалеком будущем американского общества с его ускоряющимся темпом жизни, примитивными развлечениями и отсутствием времени на прочтение и осмысление текстов. Книги и их авторы подвергаются уничтожению. Специальные «пожарные», одним из которых и является Гай, сжигают любую найденную литературу, ведь чтение воспитывает в человеке личность, которой трудно манипулировать и невозможно сделать одинаковой со всеми. От книг исходит опасность, их надо уничтожить.

Сам Гай живет почти роботизировано, механически общаясь с помешанной на телесериалах женой, исправно выполняя свой профессиональный долг.

Но встреча с Клариссой, совсем непохожей на женщин, с которыми общается Гай, будто пробуждает его ото сна, заставляя задуматься, зачем он сжигает книги.

Монтэг протестует. Он больше не хочет быть бездушным сжигателем книг. Гай примыкает к обществу интеллектуалов-подпольщиков, заучивающих бесценную литературу наизусть, в надежде, что общество излечится, книгопечатание будет востребовано и возродится. Родной город героя погибает от бомбардировки, но Гай уже покинул его.

Автор романа доносит до читателей мысль о том, что общество, которым манипулируют, подменяя вечные ценности на мнимые, обречено на гибель.

Обществу противостоит герой романа И. С. Тургенева Евгений Базаров. Он – нигилист и подвергает сомнениям и критике сложившиеся в обществе ценности и устоявшиеся ориентиры. Обладая незаурядным умом и эрудицией, Базаров своими резкими суждениями вызывает неприятия в обществе представителей старшего поколения, «отцов», воспитанных на традиционных моральных, культурных и этических принципах. Базаров обречен на непонимание и одинокое существование в отторгаемом его обществе. Отрицание и критика социальных устоев героем носит в романе, без преувеличения, революционный характер.

Прототипами образа Евгения Базарова можно считать молодых русских критиков и публицистов середины XIX века, к идеям и философии которых общество оказалось не вполне готовым.

Острота социальных противоречий, противостояние личности и общества – одна из главных тем романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Показательный срез общества изображен писателем через описание посетителей салона 40-летней Анны Павловны Шерер, бывшей фрейлины императрицы Марии Федоровны. Гости салона – представители высшего света, авторитетные и влиятельные персоны.

За маской дружелюбия и учтивости посетителей званых вечеров скрываются неискренность, тщеславие, корыстолюбие, лесть. В угоду моде гости светских собраний затрагивают очень важные социальные темы, но обсуждают их, по-своему интерпретируя, перевирая и упрощая. Например, желая казаться патриотичной, Анна Павловна не разговаривает на французском языке. Андрей Болконский, один из главных героев произведения, по-настоящему знающий цену делу и слову, не в силах больше находиться в насквозь пропитанном лицемерием обществе. Он бежит от него прочь, на фронт, мечтая о славе и подражая Наполеону во всем. Но после встречи с офицером Тушиным Андрей переосмысливает свою жизнь, ценностные ориентиры и идеалы.

Так, общество, от которого бежал Андрей, не просто повлияло на формирование его взглядов и идеалов, оно повлияло на его судьбу.

Рассказ А. Солженицына «Матренин двор» повествует о патриархальном укладе жизни маленькой русской деревеньки, о своеобразном мирке, в котором правят личные интересы и корыстолюбие. И лишь Матрена, простая сельская труженица, отдает всю себя, без остатка, в распоряжение требующим ее помощи людям. Лишения и страдания не очерствляют душу Матрены. А корыстные односельчане пользуются чистотой и щедростью ее помыслов, при этом насмехаясь над ней и осуждая. Матрена погибает, не изменяя своей вере в людей. Деревенское общество, убив саму Матрену, не смогло убить в ней праведность.

Какова цена желаниям быть «не хуже» остальных, преуспеть, не считаться с расходами и жить на широкую ногу? И действительно ли так ценно исполнение этих желаний? Или в жизни есть вещи гораздо более значимые, чем тугой кошелек? Герой рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» всю свою жизнь посвятил «сколачиванию капитала»: он много работал, во всем себе отказывал и во многом себя ограничивал. И вот долгожданный час настал. Господин плывет на роскошном пароходе «Атлантика» в окружении таких же, как и он сам, состоятельных господ и наслаждается благами, данными обществу толстосумов. Смерть настигает господина в самый разгар прекрасного отдыха. Исчезает роскошный пароход, комфортабельный отель, услужливые лакеи… Близкие усопшего остаются один на один с безразличием и холодностью общества, частью которого они были еще вчера. Оказались непокупными ценности, о которых никто не задумывался. Да и сама жизнь оказалась непокупной, а общественные устои циничными и жестокими.

«Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота…» – подытоживает Воланд, главный герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Любовь к деньгам и жажда славы сопровождают род людской испокон веков. И московскому обществу 20-х годов прошлого века не чужды древние обывательские слабости и пороки: очковтирательство, меркантильность, жадность и стяжательство.

Булгаковское описание представителей различных общественных прослоек колоритно и емко. Писатели-графоманы из МАССОЛИТА, пишущие бездарные произведения, мечтают о дачах в Переделкино и творческих отпусках. Литературные критики наживают состояния и при этом не чувствуют угрызений совести от собственных разгромных рецензий на действительно талантливые произведения. Зрители, пришедшие на концерт в театр Варьете без стеснения собирают денежные купюры, обрушенные на их головы таинственным магом с потолка, не гнушаются принять в дар абсолютно бесплатные дорогостоящие наряды.

А в среде даже самых малоуполномоченных работников жилтоварищества процветают взяточничество и злоупотребления.

Обывательские ценности и ориентиры стремительно подминают под себя общество, выдавливая из него тех, кто пытается оказывать сопротивление, не стать «как все», не утратить свою индивидуальность.

Общество может погубить человека. А человек, бросивший обществу вызов, вряд ли одержит победу. Героиня повести А. Куприна «Олеся» живет со своей бабкой-колдуньей в глухом лесу вдалеке от деревни. Девушке не ведом иной уклад жизни кроме лесного. Олесе чужды деревенские порядки, традиции и предрассудки. Девушка влюбляется в случайно набредшего на их избушку Ивана Тимофеевича. Влюбляется искренне, безоглядно. Иван Тимофеевич отвечает ей взаимностью. Но Олесю травят деревенские бабы. Они ненавидят ее. Сельские порядки не разрешают принять и понять внучку колдуньи. Олесю избивают, и она вынуждена отказаться от своего чувства и встреч с любимым человеком.

О единоличном вызове общественным устоям и принципам повествуется в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Незыблемые порядки той части общества, к которой принадлежит Петр Фамусов, пытается пошатнуть Александр Чацкий, не желающий лицемерить, льстить и врать. Чацкий честен и благороден, и никакие перспективные должности не заставят его предать свои нравственные принципы, давать взятки и преклоняться.

Но в глазах представителей «века минувшего» Чацкий смешон. Но он не только смешит, он пугает тех, кто привык жить по давно устоявшемуся укладу.

В столкновении Чацкого и общества «почитателей» Фамусова Грибоедовым подняты философские, нравственные, бытовые, национально-культурные вопросы.

Фамусовское общество не желает слышать о себе правду из уст бунтаря. Чацкий чужд этому обществу и во избежание своего морального разложения вынужден покинуть когда-то любимый им дом Фамусова.

Под давлением общества человек может изменить своим принципам и измениться сам. Дмитрий Старцев, главный герой рассказа А. П. Чехова «Ионыч», в начале повествования предстает перед читателями оригинальным, чувствительным, добродушным, мечтательным человеком, видящем в окружающем мире все светлое и хорошее. Но с течением времени, под давлением местных устоев провинциального города, ограниченных взглядов обывателей и узости их интересов Дмитрий Старцев превращается в малоповоротливого, брюзжащего, лишенного романтизма и мечтательности лекаря, сделавшегося похожим на своих соседей. Обывательская среда сделала свое дело и поглотила в Старцеве личность.

Общество может погубить человека. А человек, бросивший обществу вызов, вряд ли одержит победу. Героиня повести А. Куприна «Олеся» живет со своей бабкой-колдуньей в глухом лесу вдалеке от деревни. Девушке не ведом иной уклад жизни кроме лесного. Олесе чужды деревенские порядки, традиции и предрассудки. Девушка влюбляется в случайно набредшего на их избушку Ивана Тимофеевича. Влюбляется искренне, безоглядно. Иван Тимофеевич отвечает ей взаимностью. Но Олесю травят деревенские бабы. Они ненавидят ее. Сельские порядки не разрешают принять и понять внучку колдуньи. Олесю избивают, и она вынуждена отказаться от своего чувства и встреч с любимым человеком.

Автор: Наталья Игоревна Иванова (учитель русского языка и литературы)

Дата публикации: 16.03.2020

Взаимоотношения человека и общества – одна из самых частых и актуальных тем в литературе.

Человек социален по своей природе. Жизнь в обществе для него естественна и необходима.

Только в обществе происходит формирование человека, становление его характера, проявляются его лучшие или худшие качества и помыслы. Изоляция вне отношений с социумом может привести к губительным последствиям, а то и смерти человека.

Шотландский экономист и философ Адам Смит писал, что «страх одиночества» гонит человека в общество. И человек либо подчиняется общественным устоям и порядкам и гармонично взаимодействует с остальными представителями социума, либо противостоит им, зачастую вступая в конфликт. Взаимоотношения общества и личности всегда представляли интерес для писателей, поэтов, драматургов.

В приведенных примерах собраны самые показательные аргументы из произведений известных и популярных авторов.

Семейство богатой купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой из драмы А. Н. Островского «Гроза» – небольшая модель общественного строя города Калинова. Все младшие Кабановы живут по тем же патриархальным порядкам и принципам, которые господствуют в городской среде: без свободы выбора и права на собственное мнение, без права на любовь и счастье. Беспрекословное подчинение старшей Кабановой основано на страхе быть поруганными ею. И только появившаяся в доме невестка, жена Тихона Кабанова, сына Марфы Игнатьевны, решается на небывалое сопротивление устоявшимся косным обычаям. Катерина будто бы слеплена из другого теста. Она живо вспоминает свою дозамужнюю жизнь в маменькином имении, где все было светло и радостно, где благоухало цветами, и после возвращение из церкви спорилось приятное рукоделие под неспешные рассказы радушно принимаемых в доме странниц. Выйдя замуж за Тихона, Катерина вынуждена подчиниться порядком Кабановского домостроя. Но страстная, жаждущая любви и счастья молодая женщина бросает вызов семейной тирании и погибает.

Калиновское общество не терпит нарушения его порядков и отторгает Катерину за ее смелую, вызывающую любовь к Борису.

Разочарование в общественных идеалах постигает главного героя научно-фантастического романа Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» Гая Монтэга. Действие романа происходит в недалеком будущем американского общества с его ускоряющимся темпом жизни, примитивными развлечениями и отсутствием времени на прочтение и осмысление текстов. Книги и их авторы подвергаются уничтожению. Специальные «пожарные», одним из которых и является Гай, сжигают любую найденную литературу, ведь чтение воспитывает в человеке личность, которой трудно манипулировать и невозможно сделать одинаковой со всеми. От книг исходит опасность, их надо уничтожить.

Сам Гай живет почти роботизировано, механически общаясь с помешанной на телесериалах женой, исправно выполняя свой профессиональный долг.

Но встреча с Клариссой, совсем непохожей на женщин, с которыми общается Гай, будто пробуждает его ото сна, заставляя задуматься, зачем он сжигает книги.

Монтэг протестует. Он больше не хочет быть бездушным сжигателем книг. Гай примыкает к обществу интеллектуалов-подпольщиков, заучивающих бесценную литературу наизусть, в надежде, что общество излечится, книгопечатание будет востребовано и возродится. Родной город героя погибает от бомбардировки, но Гай уже покинул его.

Автор романа доносит до читателей мысль о том, что общество, которым манипулируют, подменяя вечные ценности на мнимые, обречено на гибель.

Обществу противостоит герой романа И. С. Тургенева Евгений Базаров. Он – нигилист и подвергает сомнениям и критике сложившиеся в обществе ценности и устоявшиеся ориентиры. Обладая незаурядным умом и эрудицией, Базаров своими резкими суждениями вызывает неприятия в обществе представителей старшего поколения, «отцов», воспитанных на традиционных моральных, культурных и этических принципах. Базаров обречен на непонимание и одинокое существование в отторгаемом его обществе. Отрицание и критика социальных устоев героем носит в романе, без преувеличения, революционный характер.

Прототипами образа Евгения Базарова можно считать молодых русских критиков и публицистов середины XIX века, к идеям и философии которых общество оказалось не вполне готовым.

Острота социальных противоречий, противостояние личности и общества – одна из главных тем романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Показательный срез общества изображен писателем через описание посетителей салона 40-летней Анны Павловны Шерер, бывшей фрейлины императрицы Марии Федоровны. Гости салона – представители высшего света, авторитетные и влиятельные персоны.

За маской дружелюбия и учтивости посетителей званых вечеров скрываются неискренность, тщеславие, корыстолюбие, лесть. В угоду моде гости светских собраний затрагивают очень важные социальные темы, но обсуждают их, по-своему интерпретируя, перевирая и упрощая. Например, желая казаться патриотичной, Анна Павловна не разговаривает на французском языке. Андрей Болконский, один из главных героев произведения, по-настоящему знающий цену делу и слову, не в силах больше находиться в насквозь пропитанном лицемерием обществе. Он бежит от него прочь, на фронт, мечтая о славе и подражая Наполеону во всем. Но после встречи с офицером Тушиным Андрей переосмысливает свою жизнь, ценностные ориентиры и идеалы.

Так, общество, от которого бежал Андрей, не просто повлияло на формирование его взглядов и идеалов, оно повлияло на его судьбу.

Рассказ А. Солженицына «Матренин двор» повествует о патриархальном укладе жизни маленькой русской деревеньки, о своеобразном мирке, в котором правят личные интересы и корыстолюбие. И лишь Матрена, простая сельская труженица, отдает всю себя, без остатка, в распоряжение требующим ее помощи людям. Лишения и страдания не очерствляют душу Матрены. А корыстные односельчане пользуются чистотой и щедростью ее помыслов, при этом насмехаясь над ней и осуждая. Матрена погибает, не изменяя своей вере в людей. Деревенское общество, убив саму Матрену, не смогло убить в ней праведность.

Какова цена желаниям быть «не хуже» остальных, преуспеть, не считаться с расходами и жить на широкую ногу? И действительно ли так ценно исполнение этих желаний? Или в жизни есть вещи гораздо более значимые, чем тугой кошелек? Герой рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» всю свою жизнь посвятил «сколачиванию капитала»: он много работал, во всем себе отказывал и во многом себя ограничивал. И вот долгожданный час настал. Господин плывет на роскошном пароходе «Атлантика» в окружении таких же, как и он сам, состоятельных господ и наслаждается благами, данными обществу толстосумов. Смерть настигает господина в самый разгар прекрасного отдыха. Исчезает роскошный пароход, комфортабельный отель, услужливые лакеи… Близкие усопшего остаются один на один с безразличием и холодностью общества, частью которого они были еще вчера. Оказались непокупными ценности, о которых никто не задумывался. Да и сама жизнь оказалась непокупной, а общественные устои циничными и жестокими.

«Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота…» – подытоживает Воланд, главный герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Любовь к деньгам и жажда славы сопровождают род людской испокон веков. И московскому обществу 20-х годов прошлого века не чужды древние обывательские слабости и пороки: очковтирательство, меркантильность, жадность и стяжательство.

Булгаковское описание представителей различных общественных прослоек колоритно и емко. Писатели-графоманы из МАССОЛИТА, пишущие бездарные произведения, мечтают о дачах в Переделкино и творческих отпусках. Литературные критики наживают состояния и при этом не чувствуют угрызений совести от собственных разгромных рецензий на действительно талантливые произведения. Зрители, пришедшие на концерт в театр Варьете без стеснения собирают денежные купюры, обрушенные на их головы таинственным магом с потолка, не гнушаются принять в дар абсолютно бесплатные дорогостоящие наряды.

А в среде даже самых малоуполномоченных работников жилтоварищества процветают взяточничество и злоупотребления.

Обывательские ценности и ориентиры стремительно подминают под себя общество, выдавливая из него тех, кто пытается оказывать сопротивление, не стать «как все», не утратить свою индивидуальность.

Общество может погубить человека. А человек, бросивший обществу вызов, вряд ли одержит победу. Героиня повести А. Куприна «Олеся» живет со своей бабкой-колдуньей в глухом лесу вдалеке от деревни. Девушке не ведом иной уклад жизни кроме лесного. Олесе чужды деревенские порядки, традиции и предрассудки. Девушка влюбляется в случайно набредшего на их избушку Ивана Тимофеевича. Влюбляется искренне, безоглядно. Иван Тимофеевич отвечает ей взаимностью. Но Олесю травят деревенские бабы. Они ненавидят ее. Сельские порядки не разрешают принять и понять внучку колдуньи. Олесю избивают, и она вынуждена отказаться от своего чувства и встреч с любимым человеком.

О единоличном вызове общественным устоям и принципам повествуется в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Незыблемые порядки той части общества, к которой принадлежит Петр Фамусов, пытается пошатнуть Александр Чацкий, не желающий лицемерить, льстить и врать. Чацкий честен и благороден, и никакие перспективные должности не заставят его предать свои нравственные принципы, давать взятки и преклоняться.

Но в глазах представителей «века минувшего» Чацкий смешон. Но он не только смешит, он пугает тех, кто привык жить по давно устоявшемуся укладу.

В столкновении Чацкого и общества «почитателей» Фамусова Грибоедовым подняты философские, нравственные, бытовые, национально-культурные вопросы.

Фамусовское общество не желает слышать о себе правду из уст бунтаря. Чацкий чужд этому обществу и во избежание своего морального разложения вынужден покинуть когда-то любимый им дом Фамусова.

Под давлением общества человек может изменить своим принципам и измениться сам. Дмитрий Старцев, главный герой рассказа А. П. Чехова «Ионыч», в начале повествования предстает перед читателями оригинальным, чувствительным, добродушным, мечтательным человеком, видящем в окружающем мире все светлое и хорошее. Но с течением времени, под давлением местных устоев провинциального города, ограниченных взглядов обывателей и узости их интересов Дмитрий Старцев превращается в малоповоротливого, брюзжащего, лишенного романтизма и мечтательности лекаря, сделавшегося похожим на своих соседей. Обывательская среда сделала свое дело и поглотила в Старцеве личность.

Автор: Наталья Игоревна Иванова (учитель русского языка и литературы)

Сельские порядки не разрешают принять и понять внучку колдуньи.

Supersoch. ru

12.12.2017 15:57:35

2017-12-12 15:57:35

Автор: Guru · 03.03.2018

Мы описали 5 наиболее популярных проблем, связанных с темой любви, для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Все они находятся в содержании. К каждой из них прилагаются три аргумента из отечественной литературы школьного курса. Скачать таблицу с примерами вы можете по ссылке в конце статьи.

Автор: Guru · 03.03.2018

Мы описали 5 наиболее популярных проблем, связанных с темой любви, для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Все они находятся в содержании. К каждой из них прилагаются три аргумента из отечественной литературы школьного курса. Скачать таблицу с примерами вы можете по ссылке в конце статьи.

Проблемы и аргументы к ЕГЭ по русскому на тему Любовь таблица.

Literaguru. ru

20.04.2017 17:23:20

2017-04-20 17:23:20

Источники:

Https://fb. ru/article/328685/rol-literaturyi-v-jizni-cheloveka-argumentyi-k-sochineniyu

Https://supersoch. ru/ege/novye-argumenty-dlya-sochinenij-po-ogeege/argumenty-iz-literatury-na-temu-vliyanie-obshhestva-na-cheloveka. html

Https://literaguru. ru/problemy-i-argumenty-k-ege-po-russkomu-na-temu-lyubov-tablitsa/