Роль авторских афоризмов в языке комедии горе от ума сочинение

Сочинения по литературе грибоедов по комедии горе от ума эта пьеса поражает своим новаторством. ведь здесь целых два конфликта, а
  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • По комедии Горе от ума

Эта пьеса поражает своим новаторством. Ведь здесь целых два конфликта, а не один, как это было ранее. Затрагивается и социальный конфликт, и любовный. К тому же, эти конфликты взаимосвязаны и идут один из другого.

Но социальный конфликт все же будет первостепенным, а из него вытекает и любовная интрига. Хотя, на первый взгляд может показаться иначе. Ведь пьеса начинается именно с любовного конфликта. Встречи во мраке ночи Молчалина и Софьи дают любовную завязку. И добавляется немного смуты в этих искренних чувствах, когда служанка Лиза обращается к воспоминаниям, когда Софья любила Чацкого. Так и образуется настоящий любовный треугольник. Но стоит появиться на пороге дома Фамусова самому Чацкому, то начинает прорисовываться социальный конфликт.

Для пущей абсурдности ситуации автор добавляет еще несколько любовных треугольников. Как любовь Молчалина к служанке Лизе, когда Софья влюблена в него и строит надежды на совместное будущее. И любовь самой служанки Лизы к буфетчику Петруше, о чем она и боится признаться. Все эти линии тесно переплетаются друг с другом.

Социальный конфликт берет свое начало из борьбы между прогрессивным дворянством, то есть нынешним современным поколением и теми, кто еще придерживается консерваторских взглядов. Сторонником прогрессивных взглядов оказался как раз Чацкий. Он поддерживает и восхищается достижения науки, наслаждается искусством. Ему не чужды идеи Просвещения, и он придерживается мысли, что главное – нравственные идеалы, своя верность делу. Все это далеко и безумно сильно отличается от жизненных ценностей любого из консерваторов в пьесе. К примеру, сам Фамусов. Ради получения чина или любого другого значимого блага он готов даже выслуживаться перед вышестоящими по положению в обществе. Этого человека беспокоит мнение других, он зависим от него.

Фамусов хотел бы сосватать Софью полковнику Скалозубову. Это совсем глупый человек, но у него есть деньги, и он признан обществом. Скоро он получит чин генерала и лучше жениха для дочери не найти. Взгляды Чацкого ему чужды, он бежит от них в страхе. Ему проще быть, как его дядя, который падал перед императрицей забавы ради, чтобы той услужить. Именно этот случай в жизни своих родных вызывает у него неподдельную гордость.

Не стоит думать, что здесь имеет быть место конфликту отцов и детей. Представители более младшего поколения все равно придерживаются таких же глупых и наивных взглядов. Тот же Молчалин прислуживает Фамусову и свято верит в его ценности, что только чины и деньги важны в нынешнем обществе. Он даже принимает любовь Софьи только, чтобы получить выгоду перед ее отцом.

Саму Софью нельзя отнести ни к одним взглядам. Ее противоборство с отцом всего лишь из-за ее нежных чувств к Молчалину. При этом взгляды на общество отличаются прогрессивностью. Фамусов, заигрывая со служанкой Лизой, вряд ли подает хороший пример своей дочери. Но Софья и против Чацкого, ведь это она распускала про него слухи, а впоследствии и она произнесла его изгнание из столь опротивевшего ему общества. А все это было из-за страха девушки, что он способен помешать ее любви.

Именно благодаря образовавшемуся любовному конфликту созрел и социальный. Из-за первого происходит столкновение Чацкого и консерваторских взглядов многих представителей. Но социальный все равно остается главенствующим.

Вариант 2

Комедия Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» раскрывает пороки общества позапрошлого века. Герои и проблемы, которые раскрывает произведение, остаются актуальными и на сегодняшний день. Герои комедии, это общество Москвы позапрошлого века.

Одним из главных героев картины «Горе от ума» можно назвать Фамусова Павла Афанасьевича. Это пожилой мужчина, но он еще полон энергии и сил. Чиновник, который служит в государственном учреждении. Фамусов – вдовец, занимает высокий пост на рабочем месте. Считает, что бедные женихи не подходят для его дочери Софьи. Он неугомонный дворянин, который часто ругается без причины. В свою работу особо не вникает, служит только для получения необходимых связей и благ. Умеет быть вежливым в нужном месте и с нужными людьми.

С такой же политикой жизни живут Скалозуб и Молчалин.

Скалозуб Сергей Сергеевич не образованный, и к тому же грубый. Но зато богатый и очень доволен самим собой. Фамусов считает его идеальным женихом для своей дочери, но он не мил сердцу девушки.

Молчанин Алексей Степанович, был секретарем Фамусова, в комедии он второстепенный герой. Он очень увлечен построением карьеры, аккуратный, внимательный. Он знает, как правильно прислужить, может поладить с любыми людьми, а также приспособиться к любым условиям труда.

Все эти образы можно назвать отрицательными, а вот образ главного героя вовсе другой. И следует обратить внимание, что он один такой среди всего общества того времени.

Чацкий Александр Андреевич единственный положительный персонаж комедии «Горе от ума». Без него это произведение не было бы комедией. Огромную роль играет его остроумие. Александр Андреевич дворянин, умный и холостой мужчина. Он рано остался без родителей, а воспитывал его друг отца – Фамусов. Он с детства дружит с Софьей Фамусовой и давно влюблен в нее. Чадский хочет служить только Родине, выполнять великие дела, и не желает слышать мнение других людей. Он не одобряет, что многие люди восхищаются иностранцами и их культурой. Но он один такой в этом произведении. У него совсем нет друзей, которые могли бы разделить с ним его взгляды. Вокруг него те люди, которые создают иллюзию работы, не желают получать образование, а книги, по их мнению, следует сжечь. Главным конфликтом всей комедии «Горе от ума» является противостояние Чадского против всех остальных персонажей. К сожалению, этот бой Чадский проигрывает, так как не легко воевать одному против всех. Для него идеальная жизнь – это свобода от рабства, нежелание себя ограничивать чиновничьей и военной службой.

Чадский очень серьезно относиться к браку. К сожалению, его возлюбленная не ответила ему взаимностью. Молчанин, стал человеком, которого она полюбила. И вообще ей близок тот мир, который чужд Чадскому. Вышло так, что они стали абсолютно разными людьми. Софья стала частью общества, которое Чадский не понимает и не принимает. С неразделенным чувством любви и огромным горем, он решает уехать из Москвы.

Сочинение 3

Может ли один человек с мнением, отличным от общественного, противостоять этому самому обществу? Эту проблему поднимает Александр Грибоедов в комедии «Горе от ума».

Александр Чацкий, приехавший в Россию из-за границы в дом своего воспитателя, приходит в ужас. Все кажется ему чужим. Он не может найти своих единомышленников среди людей. Александр Чацкий понимает значимость образования и любит учиться. Он знает, что от этого зависит будущее. Его ужасает преклонение перед чинами, с которым он встречается в Москве.

Павел Фамусов, герой, в доме которого происходит действие, не злой человек. Однако, дворянин не принимает образование и книги. Он считает это лишним делом. Фамусов, как представитель старого поколение, никак не может признать, что время поменялось. Он все еще придерживается старых традиций и пропагандирует их.

В его доме живет его слуга Алексей Молчалин. Он мечтает продвинуться по карьерной лестнице, женившись на Софье, дочери Фамусова. Молчалин — трусливый, тщеславный, эгоистичный человек. Для него не имеют значения чувства и переживания Софьи. Она для него лишь инструмент для достижения своих целей.

Софья обиделась на Чацкого, который признался ей в чувствах и уехал за границу. Ей казалось, что молодой человек бросил ее. Софья не глупа, однако, ей не хватает моральных сил, чтобы противостоять тем устоям, которые приняты в обществе. Ей не нравится Молчалин, но она принимает его ухаживания.

Чацкий, попав в такое общество, чувствует себя очень неуютно. Это человек, привыкший не скрывать своих эмоций, чувствующий ярко и страстно. Ему не комфортно в окружении тех, кто не искренен и не показывает свою настоящую душу. Чацкий, как натура пылкая, стремится вступать в спор с Фамусовым, Молчалиным и другими. Соперники не могут дать достойного ответа, однако, побеждают количеством. Это выводит Чацкого из себя. Ему неприятно, что злое и неправильное, держит верх за счет своего объема.

К концу комедии молодой человек полностью расстраивается и разочаровывается в том обществе, где он оказался. Александр Чацкий понимает, что один человек не может противостоять группе. Еще очень рано для наступления перемен, думает автор и отражает это в своем герое. Чацкий покидает Москву.

Таким образом, автор приходит к выводу, что общество выталкивает тех, кто думает иначе. Одному человеку, мыслящему прогрессивно, не справиться в такой ситуации.

Также читают:

Картинка к сочинению По комедии Горе от ума

По комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

  • Характеристика и образ доктора Борменталь в рассказе Собачье сердце Булгакова сочинение

    Повесть советского писателя Булгакова М.А. «Собачье сердце» была написана в 1925 году. Сюжет произведения полностью вымышлен. Реальным является только описание московского быта и произошедших в обществе перемен после революции.

  • Лирический герой в поэзии Блока сочинение 11 класс

    Образ лирического героя в творчестве поэта особенно ярко отражает особенности символистского направления в произведениях автора

  • Образ и характеристика Кутузова в романе Война и мир Толстого сочинение

    Кутузов — один из персонажей в романе Война и мир Л.Н. Толстого. В истории он является русским главнокомандующим в Отечественной войне 1812 года.

  • О чем заставляет задуматься сказ «Левша»?

    Писатель в данном произведении раскрывает крайне острую проблему, которая существовала в то время, так как иногда очень талантливые люди не имели возможности проявить свой талант так, как это бы им хотелось сделать

  • План рассказа Три охотника Носова

    Отправились как-то охотники в лес. Одного звали дядя Ваня, другого – дядя Федя, а третьего — дядя Кузьма. Долго блуждали они по лесу, но дичи не было. Сделали охотники привал. Расположились на лужайке и начали рассказывать невероятные истории.

Одним из лучших произведений начала девятнадцатого века заслуженно считается “Горе от ума”. Ее автор Александр Сергеевич Грибоедов, русский поэт, дипломат и драматург, неоднократно говорил о том, что написание “Горе от ума” как легкой комедии нравов было им осуществлено только ради честолюбия светского человека, желавшего увидеть свое детище на сцене. Однако не стоит забывать, что комедии “нравственного” содержания, отражающие косность, разоблачающая лицемерие и фальшь светского общества, считались очень важными и необходимыми
в тех кругах оппозиционно настроенного дворянства, к которому принадлежал автор.
В этом остром и, несомненно, политическом произведении было настолько резко и решительно показано всю ограниченность и узколобость дворянской России, что полностью, без цензуры, комедия была поставлена только спустя целых тридцать пять лет после смерти Грибоедова. Она была высоко оценена прогрессивными критиками как пропитанная духом патриотизма и свободомыслия. Блестящие афоризмы, наполняющие комедию, оказали огромное влияние на просвещенные умы накануне восстания декабристов. Благодаря автору комедии в нашу
жизнь прочно вошли “А судьи кто?”, “Карету мне, карету!” и классическое вечно-женственное “Вот нехотя с ума свела!”.
Образы осторожного, всеми силами маленького человека без родственников и связей делающего карьеру Молчалина, желающей высокой и светлой любви, но не заметившей ее Софьи, озабоченного только разговорами о себе Фамусова – эти образы были выписаны Грибоедовым с большим мастерством и идеально отразили наиболее распространенные типы мышления.
Автору удалось соединить в произведении “Горе от ума” высокое чувство и ограниченность ума, показать, как остро нуждается в изменениях сознание “фамусовского общества”, как тяжело приходится в нем свежему человеку, не скованному условностями, ставшими для многих дворян того времени смыслом жизни.
В комедии есть Темы любви и лирики, политическая сатира, философия. Все эти темы объединены вокруг главного героя Чацкого, и именно он отражает основное свойство комедии – единство комедии и трагедии.
(2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading…

Похожие сочинения:

Анализ комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова. Чацкий и фамусовское общество Основа конфликта пьесы – во взаимодействии двух начал: общественного и личного. Главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Его драма осложняется безответным и пылким чувством к Софье – дочери Фамусова. Чацкий:…
Анализ комедии Грибоедова “Горе от ума” Одно из наиболее ценных шедевров творчества Грибоедова это комедия “Горе от ума”. Чтоб правильно осмыслить данную комедию нужно ознакомиться со временем в период, которого она была написана. В начале IXX…
История создания комедии Грибоедова “Горе от ума” Выдающийся русский драматург и дипломат, поэт и композитор настоящий русский дворянин Александр Сергеевич Грибоедов вернувшись из заграничной командировки в 1816 году, был приглашен на один из аристократических вечеров. Жеманство, лицемерие…
Белинский В. Г. “ГОРЕ ОТ УМА” СОЧИНЕНИЕ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”, КОМЕДИЯ В ЧЕТЫРЕХ ДЕЙСТВИЯХ, В СТИХАХ. СОЧИНЕНИЕ А. С. ГРИБОЕДОВА С 1823 года начала ходить по рукам публики рукописная комедия Грибоедова “Горе от ума”. Она наделала ужасного…
Белинский В. Г. “ГОРЕ ОТ УМА”, КОМЕДИЯ В ЧЕТЫРЕХ ДЕЙСТВИЯХ, В СТИХАХ. СОЧИНЕНИЕ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”, КОМЕДИЯ В ЧЕТЫРЕХ ДЕЙСТВИЯХ, В СТИХАХ. СОЧИНЕНИЕ А. С. ГРИБОЕДОВА С 1823 года начала ходить по рукам публики рукописная комедия Грибоедова “Горе от ума”. Она наделала ужасного…
ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА НАЗВАНИЕМ КОМЕДИИ “ГОРЕ ОТ УМА” КЛАССИКА А. С. ГРИБОЕДОВ ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА НАЗВАНИЕМ КОМЕДИИ “ГОРЕ ОТ УМА” А. С. ГРИБОЕДОВА Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” носит необычное, интригующее, прямо-таки из ряда вон выходящее…
Видит ли автор в Чацком “идеального” героя? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Видит ли автор в Чацком “идеального” героя? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Александр Сергеевич Грибоедов – один из величайших умов своей эпохи, видный политический деятель, вошедший в…
ОТРАЖЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИДЕЙ ДЕКАБРИЗМА В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” “Горе от ума” – социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе,…
Образ Софьи в комедии Грибоедова “Горе от ума” Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” План I. Софья Фамусова – один из главных персонажей пьесы “Горе от ума”. II. Изображение Софьи в пьесе “Горе от…
Как вы понимаете слова И. А. Гончарова: “Чацкие живут и не переводятся в обществе”? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Как вы понимаете слова И. А. Гончарова: “Чацкие живут и не переводятся в обществе”? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Они жили в самом начале XIX века… Рылеев,…
Смысл названия комедии А. С. Грибоедова Горе от ума Смысл названия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” I. Тема трагического безумия благородной личности в литературе. II. Неизбежность столкновения ума как нового, передового миропонимания с поколением “отцов”. 1. “Отцы”…
Образ Репетилова в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Русская литература 1-й половины XIX века Образ Репетилова в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” важную роль играют второстепенные персонажи. С…
ИЗОБРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРОВ И НРАВОВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” “Горе от ума” – одно из самых злободневных произведений в русской литературе. Это блестящий пример тесной связи литературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать русскую общественную мысль…
ЧТО ДУМАЛ АВТОР, НАЗЫВАЯ СВОЮ КОМЕДИЮ “ГОРЕ ОТ УМА” КЛАССИКА А. С. ГРИБОЕДОВ ЧТО ДУМАЛ АВТОР, НАЗЫВАЯ СВОЮ КОМЕДИЮ “ГОРЕ ОТ УМА”? Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или…
Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Русская литература 1-й половины XIX века Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия великого русского драматурга А. С. Грибоедова “Горе от ума” была написана еще в…
ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОЕГО СОСЛОВИЯ (комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”) А. С. Грибоедов написал комедию “Горе от ума” в 1824 году. В это время в России было крепостное право. Грибоедову была тяжела мысль, что народ находится в рабстве. Среди лучших…
ОБРАЗ ЧАЦКОГО Б КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” Чацкий – первый в русской литературе образ положительного героя своего времени, воплотивший типичные черты поколения передовой дворянской молодежи. Образы свободолюбивых героев, борцов за всеобщее благо и личную независимость создавали ранее…
ЧАЦКИЙ – ПЕРЕДОВОЙ ЧЕЛОВЕК СВОЕГО ВРЕМЕНИ (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Комедия “Горе от ума” не только дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, но воспроизводит и извечную борьбу старого и нового, которая с большой Силой развернулась в…
Горе-рыбак и рыбачка (сочинение-рассказ) План 1. Каникулы у бабушки в деревне. 2. Рыбалка – мое любимое занятие. 3. Рыбалка на заре. 4. Работа профессионала. 5. Первый окунек. 6. Удачный дебют. Живет вокруг равнина водяная,…
МОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОФЬЕ (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Если Александр Андреевич Чацкий в комедии Грибоедова является самой реальной, понятной нам фигурой, которой мы сочувствуем, то образ Софьи Павловны – наиболее сложный и противоречивый из всех, и к нему…
Ум подлинный и ум мнимый в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Русская литература 1-й половины XIX века Ум подлинный и ум мнимый в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” – одно из бессмертных…
Как воспринимает Чацкого Софья? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – это печальная история о человеке, горе которого проистекает оттого, что он не похож на остальных. Ум, честь, благородство, нежелание выслуживаться – вот…
“ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ” В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” “ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ” В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” Основной философский вопрос комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” составляет проблема “ума”. Сама по себе эта проблема имеет просветительское…
ГЕРОЙ И АНТИГЕРОЙ КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – выдающееся произведение русской литературы XIX века. К сожалению, нам не известно, когда точно началась работа над комедией. Исследователи называют и 1816, и…
Система персонажей в комедии Грибоедова “Горе от ума” Формально Система персонажей “Горе от ума” соответствует набору традиционного амплуа классицистической “комедии сватовства”: героиня, служанка (субретка), отец героини, три героя-любовника, резонер, интриган, комическая старуха и другие. Однако Грибоедов противопоставил господствовавшему…
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОНФЛИКТА В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонким политиком и дипломатом. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью,…
Анализ произведения Шевчука “Дом на горе” Валерий Шевчук вспоминал об истории написания произведения: “Книгу “Дом на горе” я писал как бы с конца, то есть со второй, фольклорно-фантастической части “Голос травы”. Писалась она исподволь: сначала один…
“ГОРЕ ОТ УМА” – БЕССМЕРТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ А. С. ГРИБОЕДОВА Комедия “Горе от ума”, написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века, актуальна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала…
ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” Комедия “Горе от ума” была написана в 1824 году. В этом произведении А. С. Грибоедов воссоздал правдивую картину русской жизни первой четверти XIX века: показал изменения, произошедшие в русском обществе…
ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Конфликт Чацкого и фамусовского общества – художественное воплощение главного конфликта эпохи. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим”, лагеря феодальной реакции, защитников самодержавно-крепостнического строя с лагерем передовой дворянской молодежи, сторонниками свободомыслия,…
Сочинение: Горе от ума

Крылатые фразы из горе от ума. Крылатые фразы из пьесы «Горе от ума» Александра сергеевича Грибоедова.

«Счастливые Часов не Наблюдают».

«Служить бы рад, Прислуживаться Тошно».

«А судьи кто? «Чины Людьми Даются, а Люди Могут Обмануться».

«Я Правду об Тебе Порасскажу Такую, что Хуже Всякой лжи».

«Минуй нас Пуще Всех Печалей и Барский Гнев, и Барская Любовь».

«Я странен, а не странен кто ж? «Улыбочка и Пара Слов, и кто Влюблён — на все Готов».

«Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало? «Карету мне, карету! «Послушай! Ври, да знай же меру».

Крылатые фразы из горе от ума. Крылатые фразы из пьесы "Горе от ума" Александра сергеевича Грибоедова.«Блажен, кто верует, тепло ему на свете! «Судьба Любви — Играть ей в жмурки».

«Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок? «О если б кто проник в людей! Что хуже в них: душа или язык? «»Ах! Злые языки страшнее пистолета».

Роль афоризмов в комедии горе от ума. Сочинение: А.С.ГРИБОЕДОВ «Афоризмы и крылатые слова в «Горе от ума»

Почти два века прошло со времени создания бессмерт­ной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», но мы по-прежнему зачитываемся ею. Свежий, сочный, яркий, образ­ный язык не дает устареть бесценному произведению рус­ской литературы.
Показателем истинной народности комедии является то, что, не успев выйти из-под пера автора, она сразу же разлетелась по свету, разобранная на стихи и полусти­шья, фразы, выражения, которые мы употребляем в своей речи  и сегодня. Как часто мы произносим «крылатые фразы» в разговоре, не догадываясь, что их автор — не народ,  а  А. С. Грибоедов! Многие цитаты комедии настолько точны, ярки, остроумны, что запоминаются сразу и без длительного заучивания, обогащая и украшая нашу речь. 

Не  зря Пушкин говорил о комедии «Горе от ума»: «О стихах не говорю, половина должна войти в пословицу». Строение стиха Грибоедова настолько легко и прозрачно, что имеет  поговорочный характер, а многие афоризмы комедии и сами основаны на принципе русских пословиц поговорок:
Подписано — так с плеч долой.
Или:
Ах! злые языки страшнее пистолета.
Замечательно сочетание стихотворной формы и разго­ворной речи, которое делает многие фразы и выражения комедии незабываемыми:
А впрочем, он дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.
Или:
В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь.
Следя за речью персонажей комедии, с помощью языка мы не только оцениваем их тем или иным образом, но и переносим их слова в реальную жизнь, в сходные ситуа­ции. Автор комедии помогает нам точнее охарактеризо­вать человека: «герой не моего романа», «муж-мальчик», «муж-слуга», «и золотой мешок, и метит в генералы», «не человек, змея»; выразить свои чувства: «свежо предание, а верится с трудом», «счастливые часов не наблюдают», «бла­жен, кто верует, тепло ему на свете!»; дать ценный жизнен­ный совет: «кто беден, тот тебе не пара», «читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой»; дать меткую характеристику нравов: «шумим, братец, шумим», «вчера был бал, а завтра будет два», «ну как не порадеть родному человечку».
Легко, без усилий вошла комедия в нашу жизнь (или наша жизнь послужила основой для ее написания?). Как иначе можно оборвать болтовню репетиловых, не возму­тившись:
Послушай, ври, да знай же меру!
И сегодня чацкие, отчаявшись переделать мир в надежде залечить разбитое сердце, восклицают:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!
Делая имя лицемерного и лживого героя комедии на­рицательным, мы вздыхаем:
Молчалины  блаженствуют на свете!
Мы видим, таким образом, что афоризмы, ставшие по­словицами и поговорками, в тексте комедии являются не только элементами движения сюжета, средством речевой характеристики действующих лиц, но и придают языку произведения сочность, выразительность, яркость. Меткие грибоедовские афоризмы вышли не только за рамки коме­дии, но и целой исторической эпохи. Сегодня они живы в нашей речи и в современном литературном языке.

Что такое крылатые выражения. Крылатые слова — значение

0 Что такое крылатые выражения. Крылатые слова - значение что значит Крылатое слово? Человек так устроен, что любит не только вкусно покушать, но и красиво поговорить, причём второе следует после первого. Поэтому люди регулярно извлекают из своей памяти цитаты и пословицы, которые радуют их душу. Если данные выражения являются очень запоминающимися и выразительными, то они получают статус Крылатых слов , значение вы сможете прочесть немного ниже. На нашем ресурсе модные-слова.рф вы сможете найти ещё массу любопытных сленговых терминов и выражений из тюремного арго. Поэтому крайне настоятельно советую добавить наш сайт в свои закладки.
Однако, перед тем, как продолжить, мне хочется посоветовать вам прочесть пару моих публикаций по тематике фразеологизмов . Например, что значит Крепок задним умом ; как понять Без зазрения совести ; что означает На миру и смерть красна ; что такое Двинуть кони и т. п.
Итак, продолжим, значение слова Крылатые выражения ? Это понятие было заимствовано из немецкого «Geflügelte Worte», которое в свою очередь произошло из греческого языка «ἔπεα πτερόεντα», фразы постоянно встречающийся у Гомера.

Крылатое выражение — это устойчивый фразеологизм афористического или образного характера попавший в нашу лексику из литературных или исторических источников, и получивший большую популярность в народе благодаря своей яркости и выразительности

Забавно слышать, но выражение » крылатые слова «, само по себе является крылатым выражением.

Крылатые слова — это реальные изречения популярных исторических персон, выражения и цитаты из художественных произведений, а так же имена литературных или фольклорных героев, оторванных от первоисточника и обретшие вторую жизнь в повседневной речи

Своеобразие крылатых строк заключается в их выразительности и афористичности, и чем древнее поговорка, тем больше она популярна среди простого народа. Нужно отметить, что большое значение в развитии русского языка принадлежит крылатым словам. Обычно крылатые выражения пополняются за счёт отдельных мемуаров, художественной литературы, исторических документов, библейских и античных мифов.
В своей речи крылатые фразы помогают точнее и проще выразить свою мысль, придавая всей беседе более яркую эмоциональную окраску. При этом, они позволяют в коротких и ёмких выражениях передать своё отношение к происходящему.
Пример крылатых выражений:
 Довести до белого каления;
 На краю света;
 Знал бы, где упасть, соломки бы подостлал;
 Тяжела ты шапка Мономаха;
 Дьявол кроется в деталях;
 А был ли мальчик;
 И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Прочтя эту статью, вы узнали значение слова Крылатые выражения , и теперь не попадёте впросак , если вдруг снова при вас произнесут данную фразу.

Служить бы рад прислуживаться тошно. Служить бы рад, прислуживаться тошно

Цитата из комедии » Горе от ума » (1824 г.) русского писателя и дипломата Грибоедова Александра Сергеевича (1795 — 1829). Слова Чацкого, обращенные к Фамусову (действ. 2, явл. 2).

Со временем фраза стала русской пословицей, означающей — 1) готов служить, но без раболепия, холопства 2) отказываюсь служить, так как от меня ждут не хорошей работы, а раболепствия.

Пословица указана в книге » Пословицы русского народа » (1853 г.) В.И. Даля » (разделы — » Начальство — Служба «, » Прямота — Лукавство «).


Отрывок из «Горе от ума»:

Ф а м у с о в

Сказал, бы я, во-первых: не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А, главное, поди-тка послужи.

Ч а ц к и й

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Ф а м у с о в

Вот то-то, все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы, на старших глядя…

Примеры

Чехов Антон Павлович (1860 — 1904)

» Человек » (1886 г.): «Труда я не боюсь, служить рад, но прислуживаться тошно ! И, собственно, зачем я здесь? Чему служу? Эта вечная возня с цветами, с шампанским, которая сбивает меня с ног, с дамами и их мороженым… невыносимо!!»

Крылатые фразы из горе от ума 1 действие.

Крылатые фразы из горе от ума 1 действие.

“Горе от ума” Александра Грибоедова – выдающееся произведение русской литературы,

которое буквально сразу после его создания было разобрано на цитаты.

Самые меткие выражения стали крылатыми и используются в качестве поговорок и афоризмов.

Мы употребляем их ежедневно, слышим их с экранов телевизоров и не всегда помним,

что автор этих крылатых выражений – поэт Александр Грибоедов. Предполагаем,

что по количеству афоризмов и поговорок, “вышедших” из литературного произведения,

“Горе от ума” является абсолютным чемпионом не только русской, но и мировой литературы.

И это притом, что “Горе от ума” – это совсем небольшое по объёму произведение.

Крылатые фразы из горе от ума 1 действие.

Портрет Александра Грибоедова, художник Иван Крамской, 1875г., написан с литографии

Высказывания цитируются в порядке их появления в тексте комедии “Горе от ума”.

“Горе от ума”, Действие I – крылатые выражения, афоризмы, цитаты:

Крылатые фразы из горе от ума 1 действие.

1. “…Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь”. (Лиза, явление 2)

Крылатые фразы из горе от ума 1 действие.

2. “Счастливые часов не наблюдают”. (София, явление 3)

Крылатые фразы из горе от ума 1 действие.

3. “А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок!” (Фамусов, явление 4)

4. “Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца”. (Фамусов, явление 4)

Крылатые фразы из горе от ума 1 действие.

5. “Блажен, кто верует, тепло ему на свете!” (Чацкий, явление 6)

6. “Где ж лучше?” (София)

“Где нас нет”. (Чацкий, явление 6)

7. “Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?

Когда ж постранствуешь, воротишься домой,

И дым Отечества нам сладок и приятен!” (Чацкий, явление 6)

8. “А впрочем, он дойдёт до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных”. (Чацкий, явление 6)

“Горе от ума”, Действие II – крылатые выражения, афоризмы, цитаты:

Крылатые фразы из горе от ума 1 действие.

9. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. (Чацкий, явление 2)

10. “Свежо предание, а верится с трудом”. (Чацкий, явление 2)

Крылатые фразы из горе от ума 1 действие.

11. “Да это ли одно? возьмите вы хлеб-соль:

Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;

Дверь отперта для званых и незваных,

Особенно из иностранных;

Хоть честный человек, хоть нет,

Для нас равнёхонько, про всех готов обед”.

(Фамусов о москвичах, явление 6)

Крылатые фразы из горе от ума 1 действие.

12. “Дома новы́, но предрассудки стары.

Порадуйтесь, не истребят

Ни годы их, ни моды, ни пожары”.

(Чацкий о Москве, явление 5)

13. “А судьи кто?” (Чацкий, явление 5)

14. “Где́, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве…”

(Чацкий, явление 5)

15. “Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?” (Чацкий, явление 5)

Крылатые фразы из горе от ума 1 действие.

16. “… злые языки страшнее пистолета!” (Молчалин, явление 11)

“Горе от ума”, Действие III – крылатые выражения, афоризмы, цитаты:

Крылатые фразы из горе от ума 1 действие.

17. “Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож…” (Чацкий, явление 1)

18. “Чины людьми даются,

А люди могут обмануться”. (Чацкий, явление 3)

19. “Ах, Франция! Нет в мире лучше края! –

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им из детства натвержён.

Куда деваться от княжон! –

Я одаль воссылал желанья Смиренные, однако вслух,

Чтоб истребил Господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья…”

(Чацкий, явление 22)

“Горе от ума”, Действие IV – крылатые выражения, афоризмы, цитаты:

20. “О! если б кто в людей проник:

Что хуже в них? душа или язык?”

(Чацкий, явление 10)

21. “Поверили глупцы, другим передают,

Старухи вмиг тревогу бьют –

И вот общественное мненье!”

(Чацкий, явление 10)

22. “Ах! Как игру судьбы постичь?

Людей с душой гонительница, бич! –

Молчалины блаженствуют на свете!”

(Чацкий, явление 13)

23. “В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов…”

(Фамусов, явление 14)

24. “Муж – мальчик, муж – Слуга, из жениных пажей –

Высокий идеал московских всех мужей.”

(Чацкий, явление 14)

25. “Так! Отрезвился я сполна,

Мечтанья с глаз долой – и спала пелена…”

(Чацкий, явление 14)

26. “Вы правы́: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорблённому есть чувству уголок!..

Крылатые выражения. Крылатая фраза

Крыла́тые слова́ ( нем.   Geflügelte Worte ) — устойчивый фразеологизм образного или афористического характера, вошедший в лексику из исторических либо литературных источников и получивший широкое распространение благодаря своей выразительности. Изучаются фразеологией .

Источниками крылатых выражений могут быть мифы , фольклор , литература , фильмы , публицистика , мемуары , речи известных людей. Это могут быть цитаты или образные выражения, появившиеся на их основе. Таков, например, библейский « запретный плод ». Такие выражения могли давно потерять связь с источником и в каждую эпоху употребляться применительно к текущим событиям.

Выражение «крылатое выражение» само по себе является крылатым выражением.

Выражение «крылатые слова» (метафорический образ – «слова, вылетающие из уст говорящего», др.-греч. ἔπεα πτερόεντα προσηύδα ) взято из поэм Гомера .

Например, восемнадцатая песнь поэмы « Одиссея » содержит, в частности, следующий текст:

В двери вступив, Одиссея он стал принуждать, чтоб покинул
дом свой; и бросил ему, раздражённый, крылатое слово:
«Прочь от дверей, старичишка, иль за ноги вытащен будешь!»

Оригинальный текст  (др.-греч.)

ὅς ῥ᾽ ἐλθὼν Ὀδυσῆα διώκετο οἷο δόμοιο,
καί μιν νεικείων ἔπεα πτερόεντα προσηύδα:
εἶκε, γέρον, προθύρου, μὴ δὴ τάχα καὶ ποδὸς ἕλκῃ.

Гомер . Одиссея. XVIII, 8—10

В конце XVIII века выражение «крылатые слова» употребил немецкий поэт Фридрих Готлиб Клопшток . В качестве филологического термина введено немецким учёным Георгом Бюхманом в его книге Geflügelte Worte , сборнике популярных цитат, вышедшем впервые в 1864 году .

В русскоязычной лингвистике для обозначения крылатых выражений используется также термин « эптоним », предложенный Л. П. Дядечко в 2002 году.

Примеры крылатых выражений:

  • Enfant terrible
  • Спорить о тени осла
  • Всё течёт, всё меняется
  • Жребий брошен
  • Деньги не пахнут
  • Благими намерениями вымощена дорога в ад
  • И ты, Брут?!
  • Если Бога нет, всё позволено
  • Со щитом или на щите
  • Хотели как лучше, а получилось как всегда
  • Денег нет, но вы держитесь

Разделы:
Литература

Подготовка к уроку

Задание для класса: найти и отметить в тексте «Горя от ума» цитаты о любви.
Индивидуальные задания:
Как играли Софью в театре.
Два взгляда на образ Софьи: В.Белинский и И.Гончаров.
Взгляд М.Нечкиной на образ Софьи.
Взгляд Б.Голлера на образ Софьи.
См. Приложения
Процесс создания своего текста
1. О чём будет моё сочинение? (тема)
О любовном конфликте в пьесе Грибоедова.
2. Каков мой замысел? (идея, тезис сочинения)
В комедии «Горе от ума», по мнению И.Гончарова, два конфликта: любовный и общественный. В центре любовного конфликта София Фамусова и Александр Чацкий. В течение невероятно длинного дня главный герой пытается понять, кто избранник Софьи. Он, Скалозуб, Молчалин…
Мне кажется, что в пьесе Грибоедова только два человека умеют любить по-настоящему: Софья выбирает Алексея Молчалина, Чацкий же любит её. Так возникает фальшивый любовный треугольник.
3. Какой тип речи моего сочинения?
Рассуждение – это подтверждение основной мысли. Цель рассуждения – убедить другого. Надо найти доказательства, сделать обоснованный вывод.
4. Какова схема рассуждения?
I. Тезис (основная мысль сочинения)
Почему?
Потому что, так как.
II. Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста
Что из этого следует?
Поэтому, следовательно, итак, таким образом.
III. Вывод
Перекликается с тезисом.
5. Отбор материала для сочинения.
Текст произведения, литературно-критические статьи, литературоведческие и лингвистические труды, кино, театр.
Примерные правила создания сочинения (своего текста)
Заголовок (название) соответствует содержанию текста.
Сочинение должно быть завершённым.
Наличие всех необходимых частей сочинения.
Выражение собственной позиции.
Наличие авторитетного мнения: точка зрения литературного критика (историка, философа, психолога, известного современника и т.п.).
Взаимосвязь между частями текста: конец и начало симметричны (зеркало), логичные переходы (мостики).
Неплохо придумать адресата сочинения и мысленно обращаться к нему.
Литературная обработанность: отсутствие речевых, грамматических, логических и других ошибок.
Примерный план сочинения
Вступление.
А) Зачин.
Б) Тезис (моя позиция) + авторитетная точка зрения, с которой я (не) согласен.
Основная часть.
А) Что такое любовь?
Б) Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста.
Заключение.
Вывод.
Словарная работа
Грибоедов, Александр Сергеевич, драматург, комедиограф, писатель, автор, создатель, творец, мастер.
Герой, персонаж, он (она), имя, фамилия,
«Горе от ума», произведение, пьеса, комедия, творение.
Точка зрения, по моему мнению, мне кажется, по мнению критика, мне (не) близка позиция.
Варианты эпиграфа
Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими.
Эрих Фромм «Искусство любить»
Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы самому любить, точнее – быть способным любить.
Эрих Фромм «Искусство любить»
Любовь к кому-либо – это не просто сильное чувство, это решимость, это разумный выбор, это ответственность, это поступок.
Эрих Фромм «Искусство любить»

Вступление

Примерные варианты зачина сочинения
О писателе
В конце 18 века родился знаменитый русский драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Это был очень образованный и талантливый человек. В 1824 он создал выдающуюся комедию «Горе от ума».
О книге
В 1824 году появилась знаменитая русская комедия «Горе от ума». Её создателем является выдающийся драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Это пьеса до сих пор популярна среди зрителей и читателей.
О себе
Я совершенно сознательно (не случайно) выбрал (а) именно эту тему сочинения. Любовный конфликт, мне кажется, является главным в пьесе Грибоедова. О нём я и хотел (а) бы поразмышлять.
Образ Софьи и её любовь: разные точки зрения (авторитетное мнение)
См. Приложение
В. Белинский (знаменитый литературный критик 19 века)
И что он нашел в Софье? Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит, а Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника, ползающую тварь, одним словом — Молчалина… Что такое Софья? Светская девушка, унизившаяся до связи почти с лакеем. Это можно объяснить воспитанием — дураком отцом, какою-нибудь мадамою, допустившею себя
переманить за лишних пятьсот рублей. Но в этой Софье есть какая-то энергия характера: она отдала себя мужчине, не обольстясь ни богатством, ни знатностию его, словом, не по расчету, а напротив, уж слишком по нерасчету; она не дорожит ничьим мнением, и когда узнала, что такое Молчалин, с презрением отвергает его, велит завтра же оставить дом, грозя, в противном случае, все открыть отцу. Но как она прежде не видела, что такое Молчалин? — Тут противоречие, которого нельзя объяснить из ее лица, а все другие объяснения не могут, как внешние и произвольные, иметь места при рассматривании созданного поэтом характера. И потому Софья не действительное лицо, а призрак.
И. Гончаров (выдающийся русский писатель 19 века)
Свое нравственное чувство стерпит, Лиза не проговорится, Молчалин пикнуть не смеет. А муж? Но какой же московский муж, “из жениных пажей”, станет озираться на прошлое!
Это и ее мораль, и мораль отца, и всего круга. А между тем Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в которой жили все, —
Свет не карает заблуждений,
Но тайны требует для них!
В этом двустишии Пушкина выражается общий смысл условной морали. Софья никогда не прозревала от нее и не прозрела бы без Чацкого никогда, за неимением случая. После катастрофы, с минуты появления Чацкого оставаться слепой уже невозможно. Его суда ни обойти забвением, ни подкупить ложью, ни успокоить — нельзя. Она не может не уважать его, и он будет вечным ее “укоряющим свидетелем”, судьей ее прошлого. Он открыл ей глаза.
До него она не сознавала слепоты своего чувства к Молчалину и даже, разбирая последнего, в сцене с Чацким, по ниточке, сама собою не прозрела на него. Она не замечала, что сама вызвала его на эту любовь, о которой он, дрожа от страха, и подумать не смел. Ее не смущали свидания наедине ночью, и она даже проговорилась в благодарности к нему в последней сцене за то, что “в ночной тиши он держался больше робости во нраве!” Следовательно и тем, что она не увлечена окончательно и безвозвратно, она обязана не себе самой, а ему! Софья Павловна вовсе не так виновна, как кажется. Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию.
Французские книжки, на которые сетует Фамусов, фортепиано (еще с аккомпанементом флейты), стихи, французский язык и танцы — вот что считалось классическим образованием барышни. Женщины учились только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать. Мысль безмолвствовала, говорили одни инстинкты. Житейскую мудрость почерпали они из романов, повестей — и оттуда инстинкты развивались в уродливые, жалкие или глупые свойства: мечтательность, сентиментальность, искание идеала в любви, а иногда и хуже.
Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не “бог”, конечно) “свели ее” с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаз, — возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права. Без сомнения, ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нем вечного раба. Не ее вина, что из этого выходил будущий “муж-мальчик, муж-слуга — идеал московских мужей!” На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова.
Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий. После него она одна из всей этой толпы напрашивается на какое-то грустное чувство, и в душе читателя против нее нет того безучастного смеха, с каким он расстается с прочими лицами.
Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой “мильон терзаний”.
М. Нечкина (крупный советский историк 20 века)
Но кто такая Софья? Отметим прежде всего, что Молчалин — не первая, а вторая любовь Софьи. Ее первой любовью был Чацкий. Софья — вовсе не девушка, начитавшаяся французских романов и сочинившая по ним своего героя. Дело обстояло сложнее: она полюбила сначала живого человека — Чацкого, товарища своих детских игр, жившего в их доме, которого она ежедневно видела и хорошо знала. Любовь Софьи к Чацкому была чистым и глубоким девичьим чувством.
Чацкий был ее первой любовью, — это несомненная предпосылка всего любовного сюжета, о которой хорошо известно многим лицам в пьесе.
Итак, Софья когда-то любила Чацкого первой девичьей любовью, которая никогда не забывается. Но Чацкий уехал — сначала из фамусовского дома, в круг новых друзей, а затем и совсем из Москвы — в чужие края. Софья осталась одна в пустом и душном фамусовском доме. Она не могла доверить своего горя ни отцу, ни матери, — у нее не было матери. Значит, Чацкий не любил ее, раз мог покинуть, стала думать она: «ах, если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?» Так возникло ее «горе от любви». Она была оскорблена отъездом любимого человека.
Установим второе бесспорное положение: Софья любит не реального Молчалина, а выдуманный ею самою образ, не соответствующий действительности. Кого же она выдумала? Софья сама очень тонко обрисовала придуманный ею образ в рассказе о «сне», в разговорах с Лизой и Чацким. Основная черта придуманного ею образа — это всепоглощающая любовь Молчалина к ней, к Софье.
Реальный Молчалин не имеет ничего общего с выдуманным: это — подхалим и карьерист, злой обманщик и себялюбец, низкопоклонник и подлец. Он вовсе не любит Софью и не обладает качествами семьянина. Что же было двигателем в отборе этих выдуманных качеств сочиненного Софьей, нереального Молчалина? Двигателем этого отбора была, несомненно, ее первая — раненая любовь, ее чувство к Чацкому. Она выдумала своего Молчалина по контрасту с уехавшим, бросившим ее ради «поисков ума» Чацким. Молчалин — это Чацкий наоборот. Раненая любовь к Чацкому лежит в основе образа выдуманного ею Молчалина. Если первое чувство к Чацкому является основным двигателем в создании нового чувства и нового образа любимого человека, значит, это первое чувство не умерло, а живо. Если был бы нужен совет артистке, как истолковать эту трудную и «неясно начертанную» автором роль, — совет, на мой взгляд, может быть только один: глубоко подсознательно, сама этого не сознавая, Софья любит Чацкого. Это и есть глубокая подоснова образа и поведения героини.
Софья Павловна Фамусова — в сущности, один из самых первых появившихся в литературе художественных образов русской женщины. Вторая глава «Евгения Онегина», где впервые появляется Татьяна Ларина, стала известна широкому кругу читателей лишь в 1826 г., — года на два позже появления Софьи. Среди национальных черт художественного образа русской женщины имеется своеобразное качество: ум героини постоянно выделяется как авторская тема, как особо поставленная автором задача характеристики. С этой особенностью тесно связана и вытекает из нее другая: самостоятельность линии поведения. Ум русской женщины — особая тема нашей литературы, создавшей национальный женский образ. В русской действительности того времени уже возникли эти женские типы — умных женщин с самостоятельной линией поведения, отмеченных новыми чертами эпохи. Можно сказать, что трагедия горя от ума раскрыта и в том обстоятельстве, что умная героиня в силу сложных причин «предпочла дурака умному человеку», не могла простить любимому человеку, что он бросил ее и уехал «ума искать», выдумала новый образ возлюбленного и была жестоко покарана действительностью: истинно умный и истинно любимый человек уехал, порвал с нею.
Борис Голлер (писатель, критик 20–21 в.в.)
Поведение Софьи с Молчалиным было неблагопристойно! И более того: оно было скандально и таило в себе вызов! Факт, который следовало осмыслить с точки зрения его места в сюжете пьесы. Ибо Грибоедов не хуже своих критиков знал, как должна себя вести барышня “из общества”. Мы должны представлять себе, что эта девица ходит по лезвию ножа!
Что на самом деле в доме Фамусова бунт. Против привычной морали.
Отрешимся от привычностей и просто спросим себя: о чем здесь идет речь в первую голову? Вернее, о ком? о нем или о ней? Ну конечно, о ней! На всякий непредумышленный взгляд! Ну, а потом уже — о нем. Об этом самом — “умном человеке”, который “разумеется в противуречии с обществом”.
Но какое действие, происшествие выдвигает автор как зачин всех прочих событий пьесы? Как главную пружину ее? Единственное. Любовь этой девушки.
Это она — Софья — держит банк в этой игре. И все козыри (до времени) у нее на руках. А все остальные персонажи — в том числе и Чацкий (“главное лицо”), и Молчалин, и Скалозуб, и батюшка Фамусов, не говоря уже про гостей бала, — зависят от этой ее игры. И стало быть, располагаются на картине по сторонам от нее — как от некой оси.
“Горе от ума” — это пьеса Софьи. Это вовсе не значит — “о Софье” или преимущественно о Софье. Почему? Пьеса и о Чацком — и, может, больше, чем о ней. И о Молчалине, и о Фамусове, и о Скалозубе, и о гостях, что составляют вместе пресловутый “круг” — общество.
Но Софья “прокладывает курс” в пьесе. Именно ею движим, как любят выражаться шекспироведы, “магистральный сюжет” комедии.
Невероятная дерзость грибоедовского плана и состояла в том, что Чацкий — “главное лицо” — приезжает в дом, где все главное уже произошло. Без него. То есть, он “не действует сам, но подвергается действию со стороны объекта” (по определению).
А объект этот — Софья. Это единственный из ведущих персонажей пьесы, действия которого абсолютно самостоятельны и не зависят ни от чьих других. /…/
Сколь ни страшен Чацкий для фамусовского круга как “подрыватель основ и краеугольных камней”, ему ведь не дано по пьесе ничего взорвать. Все взорвано уже.
В промежутке между первым появлением Фамусова и вторым она успевает проститься с Молчалиным словами: “Идите; целый день еще потерпим скуку”. /…/
Этот день ожидания — и есть время пьесы.
Этой девушке не повезло в общественном мнении. После — в истории русской литературы… Софья была заведомо виновна. Она полюбила “не того”. Ее осудили, не выслушав.
София Грибоедова — главная загадка комедии. /…/
Но эта любовь к Молчалину! — скажете вы. Ну что ж!.. Тем трагичней и только — что к Молчалину! Трагическая любовь!.. Когда собственно качество чувства, сила чувства определялись предметом, на который оно обращено? /…/
К Молчалину и впрямь толкнула ее “доброта души”. Или то, что она приняла за доброту. Уступчивость, мягкость, терпимость. Что не часто встречалось на ее пути. Чего, может быть, недоставало ей самой… /…/
Только не “выдумала” Софья! Вот беда! Не выдумала! — сотворила! Любви дано творить собственную действительность — “по образу и подобию своему”… Пусть даже после творение окажется недолговечно.
Это — творческое чувство в основе своей. И та “энергия характера”, какую Белинский находил в Софье, была энергия творческая.
То, что назвал Толстой — “энергией заблуждения”…
Счастлива ли она — Софья — в этом заблужденьи своем?..
Иначе, наверное, и не могло быть в пьесе, в основу которой положено необъяснимое: безумный парадокс между масштабом чувства и предметом чувства. /…/
Сейчас “пьеса Софьи” (драма), которая развивалась до приезда Чацкого и успела подойти уже к опасному рубежу, упрется в другую — в “пьесу Чацкого”. Тоже драму. Которая только должна начаться. И возникнет сшибка, конфликт, обвал…
Параллельное голосоведение этих двух драм и составит собой контрапункт комедии. /…/
Поединок их двоих и есть главный конфликт пьесы. Тем еще усложненный, что это конфликт двух близких людей. Которые не только выросли вместе и знают друг друга. Но равновелики — по способности к борьбе и по силе переживания. По бунтарской природе своей. А тот, другой конфликт — Чацкого “со всем обществом”, с фамусовским кругом — возникнет лишь на почве личного. Вырастет из него… И уже нельзя будет понять, где конец одного и где начало другого. Потому что при этом конфликт общественный сделается личным, а личный, сугубо интимный — общественным.
Это и есть драматургия Грибоедова. /…/
Софья — главная ценность для Чацкого в фамусовской Москве. За ней, в сущности, или ради нее он и вернулся сюда. Но она и — главная цена, которую он должен заплатить за свой непримиримый конфликт “со всем обществом”. /…/
Софья — прямая родня Чацкого по духу. Но главный бой Чацкого выйдет против нее. И единственное, что по-настоящему останется в развалинах, когда он потребует карету и уедет, — это тоже она!
Грибоедов создавал новую традицию. Особого типа комедии. Российской. Грустной комедии. Печальной. Как после комедии Островского и Чехова.

Основная часть

Что такое любовь? Каковы признаки настоящей любви?
Эрих Фромм «Искусство любить. Исследование природы любви» (1956)
Выдающийся психолог, философ
Едва ли стоит подчеркивать, что способность любви, понимаемой как акт давания, зависит от развития характера человека. Она предполагает достижение высокого уровня продуктивной ориентации, в этой ориентации человек преодолевает всемогущее нарциссистское желание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в достижении своих целей. Чем более недостает человеку этих черт, тем более он боится отдавать себя — а значит любить.
Кроме элемента давания действенный характер любви становится очевидным и в том, что она всегда предполагает определенный набор элементов, общих всем формам любви. Это забота, ответственность, уважение и знание… Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви… Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви: к ответственности. Сегодня ответственность часто понимается как налагаемая обязанность, как что-то навязанное извне. Но ответственность в ее истинном смысле это от начала до конца добровольный акт. Это мой ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть “ответственным” значит быть в состоянии и готовности отвечать”…Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было компонента любви: уважения. Уважение — это не страх и благоговение; оно означает в соответствии с корнем слова (геspicere = to look at) способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть. Уважение, таким образом, предполагает отсутствие эксплуатации. Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы чтоб он был, в качестве средства для моих целей. Ясно, что уважение возможно, только если я сам достиг независимости, если я могу стоять на своих ногах без посторонней помощи, без потребности властвовать над кем-то и использовать кого-то. Уважение существует только на основе свободы.
Настоящая любовь, с точки зрения Фромма, – это:
желание отдавать, а не брать,
забота,
ответственность,
заинтересованность в жизни и развитии любимого,
уважение.
Поиск доказательств в пьесе «Горе от ума»
Действие I, явление 4: Софья обманывает отца, сочиняет сон. Забота о любимом и ответственность за него.
Действие I, явление 7: Чацкий встречается с Софьей, видит в ней человека близкого по духу. Уважение, заинтересованность в развитии любимой.
Действие II, явления 7-11: падение Молчалина с лошади, реакция Софьи, затем – поведение Александра. Забота, желание отдавать, заинтересованность в жизни любимого (любимой).
Действие III, явление 1: высказывания Софьи о Молчалине, Чацкий не верит ей словам. Софья уважает своего избранника. Чацкий уважает Софью, видит в ней человека близкого по духу.
Действие III, явления 13-14: Софья стала источником слуха о сумасшествии Александра. Забота о Молчалине, ответственность за него.
Действие IV, явления 12-14: все покровы сорваны, Софья и Александр потрясены открывшейся правдой (у каждого – своя).

Заключение

Примерный вывод
В комедии Грибоедова только Софья Фамусова и Александр Чацкий умеют любить сильно и страстно, они, по словам академика М. Нечкиной, «под пару» друг другу. Но судьба лишила их счастья. «Горе от ума» — пьеса о трагической любви.
9.02.2012

УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ «РОЛЬ АФОРИЗМОВ В КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Представила учитель

русского языка и литературы

МБОУ «СШ №9»

Бондаренкова Е.Ю.

2021г.

Смоленск

Конспект открытого урока – исследования

Тема: «Роль афоризмов в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Цель: 1.Продолжать формирование исследовательских умений учащихся:

а) самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения;

б) выдвигать гипотезы;

в) организовывать исследование с целью проверки гипотез;

г) делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

2.Прививать учащимся любовь к родному языку и родному слову.

3. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.

Оборудование: тексты комедии А.С.Грибоедова, медиа проектор.

Ход урока

1.Оргмомент

2.Слово учителя. Создание проблемной ситуации.

На предыдущих уроках мы познакомились с комедией А.С.Грибоедова «Горе от ума», с её героями, их поступками, конфликтом произведения. Но мы не рассмотрели ещё один аспект произведения – язык комедии. А нам необходимо это сделать, потому что наряду с Пушкиным и Крыловым, Грибоедов сыграл решающую роль в создании языка русской художественной литературы. Историческое значение его творческой работы в этой области заключается, прежде всего, в обогащении языка художественной литературы элементами живой разговорной речи, почерпнутыми из сокровищницы общенародного русского языка. Из необозримого материала он отбирал наиболее яркие и меткие речения, способные с наибольшей прямотой выразить те идеи и понятия, которые он хотел донести до сознания читателя и слушателя своей комедии. Тема нашего исследования: «Роль афоризмов в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». (слайд 1)

(На экране афоризмы из комедии Слайд 2)

— Скажите, кому принадлежат эти слова?

— Как часто встречаются подобные выражения в комедии?

— Для чего Грибоедов вводит их в речь своих героев или без них можно было обойтись? Для чего он это делает? выдвижение гипотез:

(Может быть, для того чтобы индивидуализировать речь своих героев;

Дать оценку кому – либо из действующих лиц;

Дать оценку каким – либо событиям;

Выразить свое отношение к чему – либо или к кому – либо)…

— Итак, мы выдвинули гипотезы ,а теперь скажите, что мы должны сделать, чтобы их подтвердить?

варианты исследования:

(Необходимо изучить текст комедии, посмотреть, в каких ситуациях автор использует эти выражения и как они работают в тексте)

-Итак, цель нашего исследования – проанализировать текст комедии, выяснить, какую роль играют в пьесе данные выражения.

3.Построение нового знания

-Скажите, а как по-другому называются эти выражения? (крылатые выражения или афоризмы)

-Давайте запишем в тетрадь определение (слайд 3)

-Скажите, нет ли связи между афоризмами и жанрами УНТ?

-Какая? (они похожи на пословицы и поговорки).

Да, действительно, Грибоедов видел в пословицах и поговорках неисчерпаемый источник языковой выразительности и обращался к этому источнику в своей творческой работе. «Горе от ума» изобилует афористическими выражениями, которые зачастую строятся по моделям народных пословиц, начиная с заглавия. Давайте рассмотрим особенности афоризмов Грибоедова, посмотрим, в чем они аналогичны пословицам и поговоркам УНТ, выясним их происхождение.(слайд 4)

Я давала задание исследовательским группам, давайте послушаем результаты исследования.

Выступление исследовательских групп

  1. По смыслу, заключенному в них,- слайд 5-14

  2. По особенностям конструкции – слайд 15-16

  3. По признакам поэтического стиля – слайд 17

  4. По средствам художественной выразительности – слайд 18-19

  5. По происхождению.

-Какой мы можем сделать вывод?

(Грибоедовские афоризмы по своей структуре и значению близки к пословицам и поговоркам УНТ. Как и народные пословицы, грибоедовские речения вмещены в предельно сжатые лаконичные формы одностишия или двустишия, некоторые из них придуманы самим Грибоедовым, некоторые заимствованы им и переделаны).

-А в чем их отличие?

-Отличие в том, что афоризмы всегда имеют своего автора, в отличие от пословиц и поговорок, у которых автор один – народ.

4.Ориентируясь в своем творчестве на произведения фольклора, Грибоедов достигает задачи того, что в афористической форме он излагает мировоззрение своих героев. Они понятны читателю подобно тому, как русскоговорящему человеку — содержание пословиц и поговорок. Грибоедов вложил философский смысл в афористичную форму, важной из которых является самоопределение человека в обществе.

— А теперь давайте посмотрим, каким образом сопоставление ярких крылатых выражений помогают автору понять разность между позициями героев.

Перед вами высказывания героев комедии (слайд 20)

1. «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

2. «А у меня что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано – так с плеч долой!»

3. «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь»

4. «Мне только бы досталось в генералы»

-Кому принадлежат эти слова? Какой общей темой объединены эти высказывания? (отношение к государственной службе). Каждая группа возьмет по одному афоризму и проанализирует, как каждый герой относится к службе? Как характеризует это высказывание данного персонажа? Какое слово является ключевым в каждом афоризме? Как автор относится к герою?

Выступления исследовательских групп.

-В чем заключается несходство позиций Чацкого и фамусовского общества?

-Какой мы можем сделать вывод?

Фамусов-чиновник-бюрократ, Скалозуб- карьерист, мечтающий о чине генерала, Молчалин- приспособленец. Это люди фамусовского общества. Главное для них-деньги, чины, власть. Чацкий своими взглядами ненавистен реакционному обществу как идейный враг, обличающий многие пороки, в том числе карьеризм и чинопочитание. Если Чацкий – патриот своей родины, готовый честно служить своему отечеству, то Скалозуб и Молчалин – люди, стремящиеся достичь «степеней известных» любым способом. Непримиримость взглядов между Чацким и фамусовским обществом ставит его в трагическую ситуацию.

-Какую роль играют афоризмы в характеристике героев?

Вывод:

1.Для того чтобы противопоставить главного героя устоявшимся правилам жизни фамусовского общества, Грибоедов использует меткие выражения, в малую форму вкладывает глубокий смысл, подобно произведениям фольклора.

2.Автор комедии с помощью афоризмов помогает нам точнее охарактеризовать человека, выразить свои чувства. Мастерство Грибоедова направлено на индивидуализацию языка персонажей, по этому признаку мы можем судить о симпатиях и антипатиях автора, о его политических взглядах.

5.-Скажите, а используются афоризмы Грибоедова сейчас, в наше время?

(да, многие из них употребляются в нашей речи)

-Какие, например?

(Счастливые часов не наблюдают; И дым Отечества нам сладок и приятен; «Блажен, кто верует, тепло ему на свете»; «Подписано – так с плеч долой»)

-Давайте напишем мини-сочинение на тему: «В каких ситуациях используются афоризмы Грибоедова в современной жизни?»

6.Чтение мини – сочинений

-Итак, ребята, всесторонне проанализировав афоризмы Грибоедова, к каким выводам мы можем прийти в результате нашего исследования?

Выводы по исследованию урока:

1.По своей структуре и по смысловому значению афоризмы А.С.Грибоедова близки к пословицам и поговоркам устного народного творчества.

2.Автор комедии, используя меткие выражения, в малую форму вкладывает большой философский смысл, подобно произведениям фольклора.

3.Афоризмы выступают в качестве средства речевой характеристики действующих лиц. Персонажи комедии обладают такой речью, которая раскрывает их социальный, идейный и культурный облик.

4.Многие строки из комедии «Горе от ума» вошли пословицами и поговорками в нашу речь и применимы в современной жизни.

7.Домашнее задание.

Выписать из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» 10 афоризмов, прокомментировать их.

  • Роль вани среди товарищей в рассказе бежин луг
  • Роль автора в рассказе гранатовый браслет
  • Ролевые сказки на новый лад смешные по ролям сценарий для взрослых ру
  • Ролевая сказка за столом цветы поздравляют
  • Роковые яйца сочинение проблема