Сочинения по рассказам Булгакова
- Сочинения
- По литературе
- Булгаков
- Абадонна в романе Мастер и Маргарита
- Актуальность повести Собачье сердце в наши дни
- Алоизий Могарыч в романе Мастер и Маргарита
- Анализ повести Собачье сердце
- Анализ произведения Бег
- Анализ произведения Зойкина квартира
- Анализ произведения Мастер и Маргарита
- Анализ произведения Роковые яйца
- Анализ пьесы Дни Турбиных
- Анализ рассказа Морфий
- Анализ рассказа Стальное горло
- Анализ романа Белая гвардия
- Аннушка в романе Мастер и Маргарита
- Афраний в романе Мастер и Маргарита
- Барон Майгель в романе Мастер и Маргарита
- В чем причина живучести шариковщины
- В чем смысл произведения Собачье сердце
- Вечные проблемы в романе Мастер и Маргарита
- Время и пространство в романе Мастер и Маргарита Булгакова
- Всепобеждающая сила любви в романе Мастер и Маргарита
- Герои повести Собачье сердце
- Главные герои романа Белая гвардия
- Главные герои романа Мастер и Маргарита
- Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита
- Иешуа и Понтий Пилат в романе Мастер и Маргарита
- История любви Мастера и Маргариты
- История создания повести Собачье сердце Булгакова
- История создания романа Мастер и Маргарита
- Иуда в романе Мастер и Маргарита
- Москва в повести Собачье сердце
- Москва и москвичи в романе Мастер Маргарита
- О чем заставляет задуматься роман Мастер и Маргарита
- Образ города в романе Мастер и Маргарита
- Образ Доктора Стравинского в романе Мастер и Маргарита
- Образ и характеристика Азазелло в романе Мастер и Маргарита
- Образ и характеристика Берлиоза в романе Мастер и Маргарита
- Образ и характеристика Жоржа Бенгальского в романе Мастер и Маргарита
- Образ и характеристика Ивана Бездомного в романе Мастер и Маргарита
- Образ и характеристика Ивана Варенуха
- Образ и характеристика Кота Бегемота в романе Мастер и Маргарита
- Образ и характеристика Критика Латунского в романе Мастер и Маргарита
- Образ и характеристика Левия Матвея в романе Мастер и Маргарита
- Образ и характеристика Наташи в Мастере и Маргарите
- Образ и характеристика профессора Преображенского в повести Собачье сердце
- Образ и характеристика Римского Мастер и Маргарита
- Образ и характеристика Степы Лиходеева в романе Мастер и Маргарита
- Образ Марка Крысобоя в романе Мастер и Маргарита
- Отзыв о произведения Мастер и Маргарита
- План повести Собачье сердце
- План рассказа Анна, не грусти!
- По роману Белая гвардия
- По роману Мастер и Маргарита
- Подвал Мастера в романе Мастер и Маргарита
- Проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита
- Проблемы романа Мастер и Маргарита
- Рассуждение по повести Собачье сердце Булгакова
- Свита Воланда в романе Мастер и Маргарита
- Своеобразие жанра и композиции романа Мастер и Маргарита
- Смысл названия повести Собачье сердце
- Смысл романа Мастер и Маргарита
- Смысл финала повести Собачье сердце
- Соков в романе Мастер и Маргарита
- Сравнительная характеристика Шарика и Клима Чугункина
- Сравнительная характеристика Шарика и Шарикова
- Судьбы людей в революции в романе Белая гвардия
- Таблица Свита Воланда
- Тема любви в романе Мастер и Маргарита
- Тема ответственности в романе Мастер и Маргарита
- Тема творчества в романе Мастер и Маргарита
- Темы романа Мастер и Маргарита
- Фантастическое и реальное в повести Собачье сердце
- Фрида в романе Мастер и Маргарита
- Харакеристика и образ Иешуа в романе Мастер и Маргарита
- Характеристика и образ Босого в романе Мастер и Маргарита
- Характеристика и образ Воланда в романе Мастер и Маргарита
- Характеристика и образ Геллы в Мастере и Маргарите
- Характеристика и образ доктора Борменталь
- Характеристика и образ Клима Чугункина в повести Собачье сердце
- Характеристика и образ Коровьева Фагота
- Характеристика и образ Маргариты в романе Мастер и Маргарита
- Характеристика и образ Мастера в романе Мастер и Маргарита
- Характеристика и образ Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита
- Характеристика и образ Шарикова в повести Собачье сердце
- Характеристика и образ Швондера в повести Собачье сердце
- Цитаты из Мастера и Маргариты по героям
- Шариковщина, что такое шариковщина
Родился Михаил Булгаков в 1891 году.
Многие биографы пишут , что Булгаков начал свое активное творчество в тридцатилетнем возрасте. Но по неподтвержденным данным его сестра рассказывала, что первое свое произведение написал в возрасте семь лет.
С 1919-1921годы писатель переехал во Владикавказ. Там он написал комедию «Самооборона», постановка пользовалась большим успехом, также пьесы «Парижские коммунары», «Глиняные мужики». Рассказ «В кафе» 1920 год, «Неделя просвещения» 1921год.
В Москве Булгаков оказался в 1921 году. Ему пришлось, очень много работать, что бы прокормить семью. А писал он по ночам. Позже его рукописи стали печатать. Именно в Москве Михаил Афанасьевич написал «Собачье сердце» (повесть-1925г.), и такие произведения как «Пивной рассказ» (1924год), «Незаслуженная обида» (1924 год), «Роковые яйца» (1924г).
1922-1924 годы Булгаков написал роман «Белая гвардия». В нем он описывал события, происходящие в годы Гражданской войны. Роман написан как будь то бы о его семье и друзьях, проживающих в Киеве. 1922 год была написана поэма «Похождения Чичикова». 1923 год « Первая детская коммуна». Так же в 1923 году Булгаков написал «Записки, на манжетах». 1923 год. Написана повесть «Дьяволиада». В ней Булгаков остро критиковал политический нрав страны. И только в 1924 году она была напечатана издательством «Недра».
В 1925 году, первая часть романа «Белая гвардия» была опубликована журналом «Россия». А полностью его опубликовали уже только через два года во Франции. Еще в 1925 году Михаил Булгаков пишет записки юного врача «Крещение поворотом», и «Вьюга» (1926 год). Пьеса «Дни Турбиных» 1926 год.
С появлением в его жизни Елены Шиловской, третьей по счету любовью писателя, он стал очень скоро продолжать роман «Мастер и Маргарита». Который в итоге он писал до самой смерти, но так и не закончил. Елена Сергеевна уже после смерти мужа Михаила Булгакова, сводила все черновики воедино. А первую версию романа Булгаков уничтожил еще в 1930 году.
Так же, в 1936-1937 Булгаков М.А. написал, пьесу «Иван Васильевич» 1936 год, первое название было «Блаженство». Данное издание при жизни поэта не было опубликовано. И только в 1973 году Леонид Гайдай по мотивам произведения снял фильм с одноименным названием.
За свою жизнь Булгаков М. А. написал не, мало произведений. Самые основные, представлены в этой статье.
Булгаков Михаил Афанасьевич
Михаил Афанасьевич БУЛГАКОВ (1891-1940) — выдающийся русский писатель, прозаик и драматург. Творчество Булгакова известно во всем мире, вызывает неизменный интерес читателей и исследователей. Однако его писательская судьба полна драматизма: лучшие произведения не были напечатаны при жизни автора, а те, что публиковались, вызывали ожесточенную критику. Сам писатель в письме к Советскому правительству (от 28 марта 1930) замечал, что из 301 отзыва о его произведениях только три были хвалебными, в 298 — его беспощадно ругали. Булгаков плохо вписывался в советскую действительность и культуру. Творческие принципы и мировоззренческие установки, четко и определенно сформулированные им в том же письме, совершенно не совпадали с идеологией и эстетикой его эпохи. Он последовательно отстаивал принцип творческой свободы писателя, его независимости от идеологии. Не мог смириться с оболваниванием личности, с воспитанием рабской психологии в обществе, вообще открыто предпочитал революционному процессу развития — эволюционный, считал, что политизация литературы принесет неизбежные потери ее художественному уровню. Булгаков в творчестве тяготел к философской проблематике. Борьба Добра и Зла; нравственная цель Бытия; человек и вечность; художник и власть. Именно эти проблемы станут основными в его произведениях. Булгаков был убежден, что неблагополучие мира может быть преодолено нравственными ценностями — любовью, добром, честью, творчеством.
Современная ему реальность опровергала эти ценности, и он боролся за них, нередко средствами сатиры, называя среди своих учителей М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя. Развивая их традиции, писатель соединял во многих своих произведениях реальное и фантастическое; конкретно-бытовой и философский планы, прибегал к гротеску и иронии.
Булгаков прошел школу газетного репортера, фельетониста. Приехав в Москву в 1921 году «навсегда» (родился он в профессорской семье в Киеве), сотрудничал в знаменитой тогда газете «Гудок», приютившей под своей крышей таких ставших вскоре широко известными писателей, как И. Ильф, Е. Петров, В. Катаев, Ю. Олеша.
В 1922—1923 годах читатели познакомились с фрагментами автобиографической повести Булгакова «Записки на манжетах». Первый роман «Белая гвардия» был написан в 1925 году (его полный текст в нашей стране был опубликован только в 1966 году).
Материал современной ему жизни лег в основу трех «московских» повестей — «Дьяволиада» (1923), «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» (1925). Эта повесть опубликована в нашей стране в 1987 году.
С 1925—1931 гг. писатель интенсивно работает в области драматургии, создав пьесы, украшающие репертуар театров в наши дни: «Дни Турбиных» (1926), «Зойкина квартира» (1926), «Бег» (1928) и др. Однако пьесы блестящего, по признанию многих театральных деятелей того времени, драматурга к постановке были запрещены, проза не печаталась. Но несломленный этими обстоятельствами писатель с 1928 года и вплоть до самой смерти работал над романом «Мастер и Маргарита» — центральным произведением его творчества (впервые опубликован в нашей стране в ж. «Москва» в 1966—1967 гг.). Текст романа без цензурных изъятий появился в 1973 году.
Дни Турбиных (1926)
Проблема интеллигенции в революции была актуальной проблемой в литературе 1920-х годов. Об этом писал Б.Пильняк, А.Толстой, И.Бабель, многие другие. И в романе Булгакова «Белая гвардия» герои-интеллигенты, профессорские дети Турбины, застигнутые бураном революции, — должны найти свой путь в новой реальности, когда рушится система ценностей, на которой они воспитаны.
В 1925 году Булгакову предложили сделать инсценировку романа для МХАТа. В результате совместной с театром работы в 1926 году появилась пьеса «Дни Турбиных», уже не инсценировка романа, а вполне самостоятельное произведение, в котором основная идея, авторская позиция приобрели несколько иные акценты. Изменения коснулись и системы персонажей. Мхатовский спектакль «Дни Турбиных» стал ярким театральным событием. Было все: и огромный успех у зрителей, и запрещение со стороны властей.
Как и в романе, Турбины в пьесе, киевские интеллигенты, образованные, порядочные, радушные, доброжелательные, — главные герои. Старший брат Алексей — полковник, командир артиллерийского дивизиона, человек чести. Елена, — умница, — как замечает Мышлаевский, — «по-английски говорит, на фортепьянах играет, а в то же время самоварчик поставить может»
.
«Святая»
, — называет ее кузен из Житомира Лариосик. Младший Турбин, юнкер Ни- колка, — мечтающий о подвиге юноша. Им выпало жить и искать ответы на главные вопросы бытия в эпоху исторической смуты. Родной город Турбиных — столица объявленной после Брестского мира гетманской республики — переживает страшные дни. Гетмана поддерживают немцы, недавние враги России в мировой войне. С юга подходит двухсоттысячная армия Петлюры, с севера слышна канонада большевистских пушек.
События завязаны в тугой и противоречивый узел. Действие пьесы несет черты исторической хроники, хотя основное место действия, композиционный центр пьесы — дом Турбиных.
Первая же ремарка определяет это место — «Квартира Турбиных». Детали обстановки, на которые указывает автор, имеют не только конкретно-бытовой, но и символический смысл. Так создается образ Дома и обнаруживается новый тип художественного обобщения у Булгакова: выявление через бытовое бытийного содержания. Огонь в камине — знак домашнего очага, тепла и человеческой общности (и тепло турбинского дома, буквальное и душевное, отогревает обмороженного на службе Мышлаевского, согревает нелепого и одинокого Лариосика). В тяжелые дни гражданских усобиц, беспощадной борьбы этот дом собирает под своей крышей людей и объединяет их. Вторая, не менее символическая деталь — часы, знак вечного. Своим боем они передают движение времени и «нежно играют менуэт Боккерини». Главные жизненные ориентиры Турбиных, основы Дома определены уже в ремарке: булгаковские герои пытаются сохранить духовно-нравственные ценности жизни своей среды в хаосе революционной эпохи. Но события исторического времени бесцеремонно вторгаются в их мир, стремясь разрушить, уничтожить его. Первая реплика пьесы — песня Николки — показывает, как ветер времени вносит свой лихой и страшный мотив в мелодию Дома, заглушая нежный голос виолончели Боккерини:
Хуже слухи каждый час.
Петлюра идет на нас!
Пулеметы мы зарядили,
По Петлюре мы палили,
Пулеметчики-чики-чики…
Выручали вы нас, молодцы!
Не случайно Алексей возмущенно перебивает брата: «…Что ты поешь! Кухаркины песни. Пой что-нибудь порядочное»
. С песней Николки История как будто вторгается в частную жизнь человека.
Анализ экспозиции выявляет важнейшие особенности содержания пьесы: революция разрушает естественный и привычный образ жизни русского интеллигента. Знаковый смысл приобретает реплика учителя пения, которую вспоминает Николка: «Вы бы, Николай Васильевич, в опере, в сущности, могли петь, если бы не революция»
.
Символика Дома усложняется в ходе развития действия. В текст пьесы Булгаков включает почти дословную цитату из бунинского рассказа «Господин из Сан-Франциско» (это сон Елены, который она называет «вещим»): «Мы ехали на корабле в Америку и сидим в трюме. И вот шторм. Ветер воет. Холодно-холодно. Волны. А мы в трюме. Вода поднимается к самым ногам… Влезаем на какие-то нары. И вдруг крысы. Такие омерзительные, такие огромные. Так страшно, что я проснулась»
. С этим «чужим» текстом в пьесу входит мотив гибели цивилизации, неизбежности катастрофы. В сюжетном действии пьесы катастрофа еще не произошла, но ее предчувствие уже прозвучало. Вскоре герои произнесут это слово, определяя конкретную реальность своего сегодняшнего существования.
Герои должны сделать решительный выбор, политические обстоятельства времени заставляют их сделать это. Основной конфликт булгаковской пьесы может быть обозначен как конфликт человека и истории. Герои-интеллигенты в ходе развития действия каждый по-своему вступают в прямой диалог с Историей. Так, Алексей Турбин, понимая обреченность белого движения, предательство «штабной оравы», выбирает смерть. Николка, духовно близкий брату, предчувствует, что боевой офицер, командир, человек чести Алексей Турбин предпочтет смерть позору бесчестия. Сообщая о его трагической гибели, Николка скорбно произносит: «Убили командира…»
, — как бы в полном согласии с ответственностью момента. Старший брат осуществил свой гражданский выбор. (Подчеркнуто мной — И.С.).
Оставшимся жить этот выбор предстоит. Мышлаевский с горечью и обреченностью констатирует промежуточное и потому безвыходное положение интеллигенции в катастрофической реальности: «Спереди красногвардейцы, как стена, сзади спекулянты и всякая рвань с гетманом, а я посередине?»
Он близок к признанию большевиков,
«потому что за большевиками мужички тучей…»
. Студзинский убежден в необходимости продолжать борьбу в рядах белой гвардии, рвется на Дон к Деникину. Елена уходит от Таль- берга, человека, которого она не может уважать, по ее же признанию. Она попытается построить новую жизнь с Шервинским.
Необычайно важное значение в пьесе и ее финале имеет образ Лариосика. Этот подчеркнуто чеховский персонаж (он завернул собрание сочинений Чехова в собственную рубашку; постоянно попадает в нелепые ситуации — «недотепа») прямо цитирует любимого писателя: «Мы отдохнем, мы отдохнем…»
. Он убежден в самоценности жизни, по-прежнему считает дом Турбиных островком покоя в бушующем океане истории, тихой
«гаванью с кремовыми шторами»
. Ему очень хочется верить в лучшее будущее. Автор не отнимает у читателя веры в ценность жизни, но цитатный характер реплики Лариосика и ее стык с ремаркой
«Далекие пушечные удары!»
возвещают конец старого мира, подчеркивают трагизм судьбы интеллигенции в революции.
Временные границы действия пьесы точно обозначены ремаркой перед четвертым действием — два месяца, из которых на сцене протекают 3 вечера и одно утро. Этот небольшой отрезок времени изменяет героев и их жизни коренным образом.
Пьеса «Дни Турбиных» — сложное в жанровом плане произведение. Развивая чеховскую драматургическую традицию, Булгаков соединил в ней различные жанровые начала — исторической хроники, психологической драмы, трагикомедии. Они органично сплавляются в живом драматургической действии.
Рамки действия раздвигают ремарки (повышенное внимание автора к ремарке — одно из проявлений чеховской традиции в пьесе Булгакова). Авторские замечания к действию как будто впускают в камерное пространство дома Турбиных звуки, голоса, отсветы революционной эпохи: «Рев голосов. Внезапный разрыв» … «В окна пробивается легонькое зарево» … «Оркестр играет интернационал»
и т.п.
Реальные исторические персонажи (гетман Скоропадский, например) и события (бегство немцев и гетмана из Киева и его взятие Петлюрой) позволяют считать «Дни Турбиных» исторической хроникой. Но изображение исторических событий, как уже отмечалось, не является главной целью писателя. События даны как часть жизни героев, в которой личные проблемы и История, быт и Бытие — неразрывное целое. В этой жизни оказываются рядом люди чести, готовые испить чашу до дна, и приспособленцы, бегущие, как крысы с тонущего корабля. В изображении дорогих ему героев, избегая патетики и пафосности, драматург прибегает к иронии, юмору. Комедийное начало в пьесе связано, в основном, с такими персонажами, как Шервинский и Лариосик.
Идея обреченности старого мира, гибели белого движения и неизбежного прихода большевиков составляет идейное содержание пьесы. В начале пьесы о грядущей встрече с большевиками говорил Алексей. В конце — ее роковую очевидность ощущают все персонажи. «Народ не с нами. Народ против нас. Алешка был прав», — говорит Мышлаевский. Кольцевая композиция — четвертое действие, по сути, повторяет ситуацию первого — усиливает трагический мотив. Но исторической проблематикой пьеса не исчерпывается. Дорогие автору персонажи (в создании их образов проявилось мастерство драматурга-психолога) остаются верны традиционным нравственным ценностям даже «у бездны на краю».
Роман «Мастер и Маргарита»
— уникальное явление не только в русской, но и в мировой литературе, при том, что в нем явственно прослеживается свободное творческое осмысление «Фауста» Гете, «Божественной комедии» Данте, повестей Гофмана, «Евгения Онегина» Пушкина, «Записок сумасшедшего» Гоголя, «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина.
Работал Булгаков над романом довольно долго, начиная с 20-х годов вплоть до самой смерти. Еще в 20-е годы он пишет роман «Консультант с копытом», в котором можно увидеть как бы предварительные наброски к образу одного из центральных персонажей, Воланду. Тема трагической судьбы творца стала основой для «Театрального романа», а сатирическое обличение современных нравов звучит практически во всем его творчестве, достигая вершины в повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце».
М.Булгаков называл себя «мистическим реалистом». Что он имел в виду, лучше всего видно на примере романа «Мастер и Маргарита».
В романе М.Булгакова, при всей его сложности и многослойности, все же можно выделить 4 основных пласта повествования, причудливо и неразрывно переплетенных между собой:
1. Драматическая судьба
талантливого писателя в условиях тоталитарного общества, когда у писателя оказывалось два пути: либо подчинить свой талант конъюнктурным соображениям и тем самым разменять его на мелочи, как это сделал Иван Бездомный, потеряв в конце концов разум и лицо, либо творить, подчиняясь только своему собственному нравственному суду и рискуя быть растоптанным и уничтоженным безжалостными колесами государственной машины в лице бездарных и бессовестных чиновников от литературы, — как это сделал Мастер.
2. Роман Мастера
, который представляет собой рассказ о поединке нищего философа Иешуа Га-Ноцри и могущественного прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Га-Ноцри является идеологом добра, справедливости, совести, а прокуратор — идеи государственности.
Га-Ноцри своей проповедью общечеловеческих ценностей, любви к ближнему, свободы личности, по мнению Понтия Пилата, подрывает единоличную власть кесаря и тем самым оказывается опаснее, чем убийца Варрава. Понтий Пилат симпатизирует Иешуа, он даже предпринимает слабые попытки спасти его от казни, но не более того. Жалок и слаб оказывается Понтий Пилат, испугавшийся доносчика Каифы, испугавшийся потерять власть наместника Иудеи и за это поплатившийся «двенадцатью тысячами лун раскаяния и угрызений совести».
3. Сатирическое изображение
быта Москвы 30-х годов. Жизнь Москвы 30-х годов рисуется многообразно. Показывается всеобщая подозрительность, намёками говорится о репрессиях и доносах, шпиономании и слежках. Быт Москвы, неуютный и неналажен- ный, находит отражение в так называемом «квартирном вопросе», который, по признанию Воланда, сильно испортил московские нравы за последнее столетие. Страшная реальность бесчисленных «коммуналок» заставляет людей ради квартир обманывать, лжесвидетельствовать, давать и брать взятки, доносить, отказываться от родственников или, напротив, стремиться незаконно породниться со счастливыми «квартировладельцами».
М. Булгаков показывает и нравы пресыщенных, деморализованных слоев интеллигенции, продавшихся новой власти, забывших стыд и совесть в пьянстве и разврате, как Степа Лиходеев и Семплеяров, в желании обогатиться на дармовщину за счет власти, как члены правления Массолита и др.
4. Дьяволиада
. Самая феерическая и фантасмагорическая часть романа посвящена прибытию в Москву Князя тьмы, который носит у Булгакова имя Воланд, со своей свитой. Воланд и его свита, прибывшие в Москву для проведения ежегодного весеннего бала Сатаны, участвуют во многих веселых, грустных, нелепых историях, но в итоге выясняется, что все, что они делают, закономерно и справедливо.
Герои романа перемещаются по всем четырем пластам вместе со свитой Князя Тьмы. Постоянная смена психологического, сатирического, лирического, достоверного и фантастического начал не мешает художественной цельности романа, напротив, укрепляет ее. И если и видны какие-то фактические нестыковки (в первую очередь, это относится к эпизодам смерти и воскресения главных героев, а также к эпилогу), то они объясняются, во-первых, незаконченностью романа в связи со смертью его создателя, а во-вторых, в подобной двойственности мотивировки событий проглядывает, можно сказать, сверхзадача романа: утвердить в сознании читателей мысль о бесконечности, сложности и неоднозначности бытия вообще.
В центре внимания — философская проблема вечного противостояния добра и зла, света и тьмы, ада и рая, Бога и Сатаны. У многих персонажей борьба эта разворачивается в собственной душе, собственном сердце. Маргарите, Мастеру, Ивану Бездомному и другим персонажам каждый день приходится делать подобный выбор, как и всем их земным собратьям — людям. В вечности, которая окружает их, эта борьба навсегда персонифицирована в образах Князя Тьмы — Воланда и его антитезы — Бога и Сына Божьего, который в романе имеет имя Иешуа Га-Ноцри (здесь Булгаков воскрешает звучание древнего арамейского языка). Воланд не просто занимает важное место в романе. Фактически, его присутствие ощущается в каждом эпизоде, будь то «московские» главы, «ершалаимские» или «сатанинские», создавая своеобразное «Евангелие от Воланда», свидетельствуя реальность и закономерность всего происходящего. Но можно ли говорить о его бесконечном всесилии и, главное, однозначности его поступков как представителя Тьмы? Уже в эпиграфе романа содержится отрицательный ответ на этот вопрос, убедительный уже тем, что это — цитата из «Фауста» Гете: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Появление Воланда в Москве 30-х годов вполне закономерно. Он как бы иллюстрирует библейскую мудрость о том, что место, откуда изгоняют Бога, тут же занимает Дьявол. Поэтому Воланд со своей свитой прибывает в атеистическую Москву, как в свои владения, принимает гостей, дает бал, а останавливается, естественно, у того, кто более других способствует расчищению места для Дьявола — в квартире Берлиоза, человека умного, но в желании угодить властям становящегося воинствующим атеистом. Он и «получает по вере» — уходит в небытие, а его череп — сосуд для мыслей и чувств, оскверненный бездуховностью и атеизмом, — становится чашей для вина на балу у Сатаны.
Могущество Воланда скрыто за его мнимой бездеятельностью. Например, во время рассказа о Понтии Пилате исчезают не только Патриаршие пруды с реальным и историческим временем, но и сам рассказчик, лично присутствовавший при описываемых событиях. Так же незаметно исчезает Воланд вместе со своим креслом во время представления в Варьете. И дело не только в том, что сан и достоинства не позволяют Князю Тьмы лицедействовать. Это бездействие функционально. Воланд лишь способствует ускорению или замедлению событий, которые должны произойти по законам логики и справедливости: гибель Берлиоза, возвращение Мастера, наказание грешников разных мастей.
Кто же в романе превращает зло в возмездие, а добро делает всеобъемлющей категорией? Это Бог, воплощенный в душах людей, персонифицированный в образе Иешуа Га-Ноцри. Сила его — в СЛОВЕ, а не во всемогуществе над душами и судьбами людей. Записанное учеником Га-Ноцри Левием Матвеем высказывание Иешуа: «Смерти нет…»
— убеждает нас, что речь идет не о личном бессмертии казнимого, а о человеке вообще. Освобожденный от страха смерти, человек способен творить чудеса. Огромная энергия, направленная на самосохранение, высвобождается для помощи другим людям. Бродячий философ верит, что люди от природы добры, жестокими их делает рабство. С момента осознания этой истины человек становится свободным и несет всю ответственность за свой выбор. Сознающий свое бессмертие, человек не станет подчинять свою жизнь достижению сиюминутных благ, свободен он и от страха перед наказанием типа отлучения от власти или даже лишения внешней свободы. Символична в этом отношении судьба всемогущего Прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Смалодушничав, поменяв «роскошь общения» со странным арестантом на призрачную власть Кесаря, которую он представляет, Понтий Пилат добровольно выбирает путь раба. Искупает он свое малодушие самой страшной ценой вечных нравственных мучений. Так наказаны в романе те, кто способен нравственно страдать, то есть люди, не окончательно погибшие для вечности, способные возродиться, а, значит, быть прощеными.
С философской проблемой свободы личности связана в романе и тема свободы творчества. Эту свободу выбирает мастер, когда, отказавшись от условного уюта социально-детерминированной жизни (комната в коммуналке, скучная служба, безликая жена), он исчезает для окружающих, посвятив свою жизнь написанию романа о том, что его волновало больше всего. Он не сочиняет, он «угадывает», потому что смог раскрепостить свои мысли и чувства от гнета современности с ее литературными начальниками и их «руководящими указаниями». Отсюда ярость критиков романа. Это ярость тех, кто продал свою свободу, против тех, кто сумел ее сохранить вопреки обстоятельствам. Сумев противостоять самому страшному тоталитарному режиму, Мастер выстрадал Покой. Это высшая оценка его жизни и его совести. Из воспоминаний Е.С. Булгаковой, жены писателя и прототипа его Маргариты, ясно. что Покоя желал для себя сам писатель, вконец измученный хорошо организованной травлей и блокадой своих лучших произведений. Мастер, по сути, поднимается из Ада в вечность, где в его дом придут те, кого он любит. Покой — это не безделье и отсутствие всяких желаний, а высшая свобода, неотъемлемым качеством которой является очищение души через творчество, музыку, любовь.
Под стать Мастеру и его возлюбленная — Маргарита. Она вне времени и социума, вечная спутница творца, готовая разделить все трудности и невзгоды, выпавшие на его долю. Она еще до встречи с мастером «угадала» свое предназначение, как Мастер «угадал» своего героя. Поэтому и мучилась она, как птица в клетке, среди всей той роскоши, которой могли бы завидовать тысячи ее современниц. Поэтому и нашли они друг друга в огромном городе, не предназначенном для счастья и любви. В то же время, она, истинное дитя своего сурового и противоречивого времени, умеет постоять за себя нецензурным словом и «острыми когтями», летает на половой щетке над бульварами и крышами Москвы, крушит оконные стекла и производит разгром в квартире врага — критика Латунского, наготу пытается безуспешно спрятать при помощи первой попавшейся ночной сорочки, курит папиросы и умеет называть вещи своими именами. Чего только стоит столь четко сформулированная ею стоимость пребывания в качестве королевы бала у Воланда: «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера!»
Язык и стиль романа полностью соответствует его многоплановой и многозначной структуре. Возвышенный, торжественный стиль «библейских» глав переходит в московское просторечие при описании современной писателю жизни и гротескно-выразительных описаний Воланда, его свиты и его гостей на балу. Переходы эти способствуют передаче абсурдности самой изображаемой Булгаковым жизни: «осетрина второй свежести», «четыреста двенадцатое отделение милиции, где «кому попало выдают паспорта», «потрясающее по своей художественной силе описание похищения пельменей, уложенных непосредственно в карман пиджака»
, — эти реалии московской жизни кажутся не менее фантастическими, чем бал у Сатаны или сон. приснившийся управдому Босому, попавшему в психиатрическую клинику доктора Стравинского, — театральное представление под лозунгом «Сдавайте валюту!»
Важное значение в романе играет символика цвета. Выморочность жизни в тоталитарной стране передается зачастую через назойливую, дисгармоничную пестроту красок, тревожащих, раздражающих человека: «пестро раскрашенная будочка с надписью «Пиво и воды», «обильная желтая пена абрикосовой», «старинный двухэтажный дом кремового цвета», собака «цвета папиросного пепла», «пожилая, доедаемая малокровием девушка в оранжевом шелковом измятом платьице», «режиссер с лиловым лишаем во всю щеку».
Но стоит Булгакову коснуться «вечных» тем, философских проблем, как цветовая гамма приобретает классическую четкость и контрастность. Один из самых выразительных образов романа — плащ Понтия Пилата, в котором он появляется на страницах романа Мастера («в белом плаще с кровавым подбоем») — и плащ Воланда — «траурный плащ, подбитый огненной материей». Кроваво-красный подбой плаща Понтия Пилата, вдобавок к тому, отраженный в «черно-красной луже вина из разбитого кувшина» перед ним, настраивает читателя на соответственное восприятие его малодушного молчания как кровавого преступления. Огненный подбой плаща Князя Тьмы — символ его принадлежности к Космосу, Вечности, так как огонь — одна из первооснов бытия. При описании Воланда и его свиты преобладает черный цвет — традиционный цвет зла, колдовства, скорби: не говоря уже о преобладании этого цвета в одежде Воланда и его свиты, он сопровождает и множество деталей быта и описание состояния героев. Трость Воланда украшает «черный набалдашник в виде головы пуделя», прокуратора — перстень с черным камнем; медальон с изображением черного пуделя повесят Маргарите на грудь перед балом; «ночь закрывает черным платком леса и луга»; «черная тоска сразу подкатила к сердцу Маргариты»; голубые глаза Низы, выманившей Иуду на свидание, кажутся ему черными. Побеждает всю эту черноту золотой свет полной луны, заливающей потоками света весь мир, приносящей недолгое успокоение Ученику Мастера Ивану.
Используя мотивы, приемы, даже персонажей, известных мировой литературе, от Воланда до Малюты Скуратова, Булгаков строит оригинальное повествование, решая вновь и вновь вечные проблемы добра и зла, прекрасного и безобразного, верности и предательства, жизни и смерти, знания и веры, науки и невежества. Грани между этими противоположными понятиями зачастую размыты, противоречивы: страшна в справедливом гневе Маргарита, крушащая квартиры литераторов и напугавшая мирно спящего ребенка, ставшая ведьмой от горя и несчастий, поразивших ее; Князь Тьмы, несмотря на свое предназначенье, совершает добрые и благородные поступки, помогая влюбленным обрести друг друга и предрекая роману Мастера долгую и счастливую судьбу.
«Роковые яйца»: анализ
Источником для написания этого фантастического произведения стал роман английского фантаста Герберта Уэллса «Пища богов» (1904 г.), где описана чудодейственная пища, ускоряющая рост человека и превращающая его в гиганта, а также развивающая его интеллектуальные, духовные и физические возможности. «Роковые яйца» Булгаков сделал более экзотичными и в своем сюжете использовал агрессивных пресмыкающихся, а не гигантских человеческих индивидуумов.
А еще поэт Максимилиян Волошин, отдыхая в Крыму, в Коктебеле, прислал Булгакову вырезку из одной местной газеты от 1921 года, в которой говорилось о том, что в районе горы Кара-Даг появился огромный гад, и на его поимку отправили бойцов Красной Армии.
Произведение «Роковые яйца» напоминает и второй роман Уэллса «Война миров» (1898 г.), в котором марсиане, завоевавшие Землю, гибнут от земных микробов. У Булгакова же его экзотические пресмыкающиеся становятся жертвами фантастических летних морозов.
Популярные сегодня пересказы
- Огнём и мечом — краткое содержание романа Сенкевич
Действие романа разворачивается в XVII веке и основано на подлинных исторических событиях, связанных с казацким восстанием на Украине, которое началось в 1648 году. - Последний лист — краткое содержание новеллы О. Генри
Две юные художницы жили в небольшом квартале Гринич-Виллидж, где преимущественно обитали люди искусства. Одна из них звалась Джонси, а вторая – Сью. Они познакомились весной в небольшом ресторанчике и подружились - Флаги на башнях — краткое содержание повести Макаренко
В повести рассказывается о беспризорниках, которые перевоспитывались в колонии Первого мая. С первых страниц перед нами предстает судьба одного из таких мальчишек-12-летнем Ивана Гальченко - Остров Крым — краткое содержание романа Аксёнова
Лейтенант по фамилии Бейли-Лендом не позволил захватить Крым в 1920 году. Примечательно то, что выстрел остановивший армию Красных был совершен случайно. Полную свободу Крым обрел, когда власть перешла к Брежневу.
Краткое содержание. «Роковые яйца»
Все началось с того, что в 1928 году советский профессор зоологии и директор Московского зооинститута Персиков Владимир Ипатьевич однажды совершил неожиданное научное открытие, которое имело огромную важность для зоологии.
Работая с микроскопом, при случайном сдвиге зеркала он вдруг увидел в окуляре «луч жизни», как его потом назовет ассистент профессора, ученый Иванов Петр Степанович.
Суть научного открытия заключалось в том, что одноклеточные организмы типа амебы при воздействии на них этого луча начинали вести себя очень непонятным и странным образом. Их поведение противоречило всем естественным законам природы. Амебы вдруг резко начинали размножаться, набрасываться друг на друга и стервозно рвать одна другую. В этой борьбе побеждали сильнейшие. Все эти выжившие особи страшны и неугомонны в своей особенной резвости и злобе.
Анализ повести «Роковые яйца» Булгакова М.А.
«Роковые яйца», написанные, по словам М. Горького, «остроумно и ловко», не были просто, как могло бы показаться, едкой сатирой на советское общество эпохи нэпа. Булгаков делает здесь попытку поставите, художественный диагноз последствиям гигантского эксперимента, который проделан над «прогрессивной частью человечества». В частности, речь идет о непредсказуемости вторжения разума, науки в бесконечный мир природы и самого человеческого естества. Ho не о том ли говорил чуть раньше Булгакова, в стихотворении «Загадка Сфинкса» (1922), умудренный Валерий Брюсов? Об иных вселенных молча гласят нам Мировые войны под микроскопами.
Ho мы меж ними — в лесу лосята, И легче мыслям сидеть под окнами… Все в той же клетке морская свинка, Все тот же опыт с курами, с гадами… Ho пред Эдипом разгадка Сфинкса, Простые числа не все разгаданы.
Именно опыт «с курами, с гадами», когда под чудодейственным красным лучом, случайно открытым профессором Персиковым, вместо слоноподобных бройлеров оживают гигантские рептилии, позволяет Булгакову показать, куда ведет дорога, вымощенная самыми благими намерениями. По сути дела результатом открытия профессора Персикова становится (говоря словами Андрея Платонова) лишь «повреждение природы». Однако что же это за открытие?
«В красной полосе, а потом и во всем диске стало тесно, и началась неизбежная борьба. Вновь рожденные яростно набрасывались друг на друга и рвали в клочья и глотали. Среди рожденных лежали трупы погибших в борьбе за существование. Побеждали лучшие и сильные. И эти лучшие были ужасны. Во-первых, они объемом приблизительно в два раза превышали обыкновенных амеб, а во-вторых, отличались какою-то особенной злобой и резвостью».
Красный луч, открытый Персиковым, — это некий символ, многократно повторяющийся, скажем, в названиях советских журналов и газет («Красный огонек», «Красный перец», «Красный журнал», «Красный прожектор», «Красная вечерняя Москва» и даже орган ГПУ «Красный ворон»), сотрудники которых рвутся прославить подвиг профессора, в имени совхоза, где должен быть произведен решающий эксперимент. Булгаков попутно пародирует тут учение марксизма, которое, едва коснувшись чего-то живого, немедленно вызывает в нем кипение классовой борьбы, «злобу и резвость». Эксперимент был обречен изначально и лопнул по воле предопределенности, рока, который в повести персонифицировался в лице коммуниста-подвижника и директора совхоза «Красный луч» Рокка. Красной армии надлежит вступить в смертельную схватку с ползущими на Москву гадами.
«— Мать… мать… — перекатывалось по рядам. Папиросы пачками прыгали в освещенном ночном воздухе, и белые зубы скалились на ошалевших людей с коней. По рядам разливалось глухое и щиплющее сердце пение:
…Ни туз, ни дама, ни валет, Побьем мы гадов без сомненья, Четыре сбоку — ваших нет…
Гудящие раскаты „ура“ выплывали над всей этой кашей, потому что пронесся слух, что впереди шеренг на лошади, в таком же малиновом башлыке, как и все всадники, едет ставший легендарным 10 лет назад, постаревший и поседевший командир конной громады».
Сколько соли и скрытой ярости в этом описании, безусловно возвращающем Булгакова к мучительным воспоминаниям о проигранной Гражданской войне и ее победителях! Мимоходом он — неслыханная в тех условиях дерзость! — ядовито издевается над святая святых — гимном мирового пролетариата «Интернационалом», с его «Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и ни герой…». Завершается эта повесть-памфлет ударом внезапного, среди лета, мороза, от которого околевают гады, и гибелью профессора Персикова, вместе с которым потерян, навсегда угас и красный луч.
Опасный опыт
Через некоторое время ученый ассистент Иванов использует еще несколько камер, создает мощный луч и идет на эксперимент с икрой лягушки. За двое суток выросли очень прожорливые и злые холоднокровные животные, которые тоже стали пожирать друг друга. А те, кто выжил, начинали плодиться в бесчисленном количестве.
В общем, все эти уникальные эксперименты профессора Персикова не могли не просочиться в печать. Однако не только эта новость свела научных работников с ума, а еще и то, что в стране по каким-то странным обстоятельствам стала распространяться совершенно неизвестная науке куриная болезнь. И поэтому профессора Персикова пригласили возглавить недавно созданную чрезвычайную комиссию, которая должна была развернуть свою активную деятельность в борьбе с куриной эпидемией, ведь всего за две недели в стране вымерли все куры.
ЕГЭ. Литература . Все темы в одном произведении . Булгаков М. А. «Роковые яйца»
В центре повести – изображение непредсказуемых результатов научных исследований, вторжение человека в естественный процесс развития живых организмов.
Разум людей способен на многое, но стремление нарушить законы природы не всегда может иметь позитивные последствия.
Красный луч, созданный профессором Персиковым, искусственно вызывает значительный рост живых существ, в частности, по задумке учёного и властей, кур, чтобы увеличить количество мяса, накормить страну. Однако последствия ужасные — попав в руки несведущих в науке представителей власти, этот луч привёл к трагедии — выросли до огромных размеров змеи и другие « гады». Появилась настоящая угроза людям.
Кажется, намерения были благие. Но привели они к катастрофе. Почему? Ответов много: и бюрократизм в обществе, когда учёного буквально подгоняют выполнят заказ общества, не дав времени провести необходимую проверку открытия, а затем просто самостоятельно изымают прибор, не прошедший ещё окончательной разработки; и непродуманность учёным результатов эксперимента, его последствий для общества. Всё это, соединившись воедино, и привело к трагедии, когда разрослись до огромных размеров рептилии, а не куры.
Поражает и то, как вырастали бы эти куры. Ведь эксперимент на амёбах показал, что этот процесс роста шёл одновременно с убийством себе подобных. Злоба, агрессия царят среди подопытных: «В красной полосе, а потом и во всем диске стало тесно, и началась неизбежная борьба. Вновь рожденные яростно набрасывались друг на друга и рвали в клочья и глотали. Среди рожденных лежали трупы погибших в борьбе за существование. Побеждали лучшие и сильные. И эти лучшие были ужасны. Во-первых, они объемом приблизительно в два раза превышали обыкновенных амеб, а во-вторых, отличались какою-то особенной злобой и резвостью».
Сколько в этих словах обеспокоенности автора о будущем науки в обществе, в котором в самом столько злобы и агрессии, когда учёный зависит от власти, нет свободы творчества, действий, всё находится под контролем и нажимом.
В таком несвободном обществе научные открытия могут привести к печальным последствиям, потому что приказы отдают люди, далёкие от науки, не видящие перспектив того или иного открытия, той или иной техники.
Прочитав повесть, читатели приходят к выводам и об ответственности учёных за свои изобретения, и о недопустимости засилья бюрократизма в такой области, как наука. Каждый шаг должен быть продуман. И учёные, и общество в ответе, за то, что создаётся и применяется, какая техника изобретается.
Яйца тропических животных
И вот в кабинет ученого Персикова пришел Александр Семенович Рокк. Его только недавно назначили председателем совхоза «Красный луч», где он получил письмо особой важности из Кремля. В нем предлагалось передать на пользование Рокку сконструированные камеры, которые помогли бы поднять куроводство в стране. Но Персиков предостерегает председателя о том, что это уникальное устройство еще не совсем изучено. Однако Рокк уверен, что за довольно короткий срок он сможет увеличить в несколько раз численность цыплят.
Так вроде бы очень просто закручивается краткое содержание. «Роковые яйца» потом, однако, становятся по-настоящему захватывающими.
Помощники Рокка забирают все три установки камер, кроме его самой первой небольшой камеры, которая осталась у профессора Персикова. Он-то и продолжил свое изучение и из-за границы, он получил заказ в виде яиц тропических животных, питонов, анаконд, крокодилов и страусов для своих опытов.
«Роковые яйца» очень краткое содержание
М. Булгаков «Роковые яйца» краткое содержание для читательского дневника:
Действие фантастической повести разворачивается в послереволюционное время в Советском союзе. В Московском зоологическом институте, переживающем не лучшие времена, трудится профессор Владимир Ипатьевич Персиков.
Профессор получает удивительный луч жизни, попав под который амебы начинают стремительно размножатся, проявляют небывалую агрессивность и увеличиваются в размерах. Профессор продолжает опыты с лучом и экспериментирует на икре лягушек. Результаты аналогичные.
В это время куриный мор уносит жизни миллионов кур, и председатель совхоза Рокк просит профессора дать ему три действующие установки, чтобы вывести новое поголовье кур. Профессор заказывает для экспериментов яйца страусов, крокодилов, питонов. Но заказы на яйца путают и Рокк получает вместо куриных яйца рептилий и страусов.
Животные в страхе бегут от колхоза еще до вылупления хищников. Но вот яйца начинают вылупляться и происходит трагедия, гибнет жена Рокка, а потом два сотрудника ГПУ. Страусы и огромные рептилии стремительно размножаются и направляются к Москве.
В бой вступает регулярная армия и артиллерия, но не может остановить ужасных чудовищ. В Москве начинается эвакуация. Обезумевшая толпа разрывает на куски профессора Персикова. Однако спасает ситуацию страшный, небывалый для конца августа мороз, и все монстры и их кладки погибают.
Ассистент Иванов пытается продолжить опыты покойного учителя, но получить снова Луч жизни не получается.
Пьеса «Кабала святош» Булгакова была написана в 1929 году. На нашем сайте рекомендуем прочитать краткое содержание «Кабала святош» по действиям, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. В основу сюжета пьесы, которая ставилась также под названием «Мольер», лег автобиографический мотив – непростые взаимоотношения писателя с действующей властью.
Подмена
В свою очередь Рокк из той же заграницы для своих совхозных целей по разведению куриного хозяйства выписывает куриные яйца. И вот тут происходит нечто ужасное, как оказалось потом, в дороге заказы перепутались, и яйца жутких животных попадают под эксперимент смоленского совхоза.
Ничего не подозревающий Рокк странные на вид яйца помещает в специальную барокамеру. И что удивительно, через некоторое время в совхозе вдруг умолкли лягушки, улетели все птицы, причем даже воробьи, и повсюду стали выть собаки.
Жуткое нападение
Через некоторое время на свет начинают появляться змеи и крокодилы. Одна из змей достигла невероятных размеров и напала на Маню — жену Рокка. Все это происходило у него на глазах, и от увиденного он просто оцепенел от ужаса. Рокк сразу примчался в отдел ГПУ, чтобы рассказать о своих несчастьях, но никто не поверил его рассказам и все посчитали, что его преследуют галлюцинации. Но когда эксперты все же приехали в совхоз, то они собственными глазами увидели несметное количество огромных и ужасных животных. Два сотрудника ГПУ погибают.
По всей окрестности началась огневая артиллерийская баталия, обстреливался весь лес, где находились залежи яиц. А в районе города Можайска велись бои с огромными полчищами пресмыкающихся и страусов, которые со всех сторон приближались к Москве. Человеческие жертвы с каждой минутой росли. В столице начиналась эвакуация. Беженцы из Смоленской области тоже приехали в Москву. В городе было введено военное положение.
Бедного профессора Персикова буквально разорвала толпа разъяренных людей, которые посчитали, что он виновник всех бед в стране.
Все это очень ярко и впечатляюще описывает краткое содержание. «Роковые яйца» Булгакова заканчиваются тем, что спас катастрофическое положение крепкий мороз, который в конце августа достиг минус 18 градусов по Цельсию. Он продержался в столице два дня и тем самым помог преодолеть этот надвигающийся ужас.
Роковые яйца
«Роковы́е я́йца» — фантастическая повесть Михаила Булгакова, впервые опубликованная в 1925 году. Также печаталась в сокращённом виде под названием «Луч жи́зни» в том же году. Написавший повесть «Роковые яйца» в 1924 году, Булгаков помещает своих героев в 1928 год. Гениальный и эксцентричный зоолог профессор Владимир Ипатьевич Персиков случайно обнаруживает удивительный феномен стимулирующего воздействия света красной части спектра (что символично) на эмбрионы. Организмы, в момент развития облученные открытым Персиковым лучом (например, зародыши в икринках), начинают развиваться гораздо быстрее и достигают более крупных размеров, чем «оригиналы». Кроме того, они отличаются агрессивностью и невероятной способностью стремительно размножаться. Как раз в то время по всей стране прокатился куриный мор, и один совхоз во главе с человеком по фамилии Рокк решает использовать открытие Персикова для восстановления поголовья кур. Согласно приказу свыше Рокк забирает у Персикова камеры-облучатели, с которыми профессор проводил опыты, и увозит их. Рокк заказывает за границей куриные яйца, а Персиков — змеиные яйца для опытов. Увидев на доставленных «куриных» яйцах «какую-то грязюку» Рокк звонит Персикову, профессор думает, что это ошибка, «грязюки» на яйцах быть не может, а потому разрешил Рокку их не мыть. Рокк начинает облучение яиц, к вечеру из них вылупляются анаконды и крокодилы чудовищных размеров, они убивают жену Рокка и приехавших чекистов. Персиков, готовый к опытам, получает куриные яйца. Профессор возмущен этой ошибкой, его помощник доцент Иванов показывает ему «экстренное приложение» к свежему номеру газеты, где на фотографии изображена громадных размеров анаконда… из Смоленской губернии! Персиков понимает, что произошла чудовищная ошибка: куриные яйца прислали ему, а змеиные — Рокку в совхоз. За «грязюку» Рокк принимал сетчатый рисунок на змеиных яйцах. Пресмыкающиеся и страусы беспрестанно размножаются; их полчища, сметая все на своем пути, движутся вперед, к Москве. В бои с рептилиями вступают части РККА, применяя в том числе и химическое оружие, но под натиском гадов гибнут. Столицу, равно как и всю остальную страну, охватывает паника; обезумевшая толпа, решив, что это Персиков распустил гадов, и рассвирипев, врывается в институт, где работал профессор, и убивает его. Когда казалось, что спасения не будет, вдруг упал страшный по меркам августа мороз — минус 18 градусов. И рептилии, не выдержав его, погибли. И хотя ещё долго были повальные эпидемии от «трупов гадов и людей», основная опасность миновала. Хотя доцент Иванов, бывший помощник великого профессора, теперь заведовавший институтом, и пытался снова получить странный луч, у него ничего не вышло. «Очевидно, для этого нужно было что-то особенное, кроме знания, чем обладал в мире только один человек — покойный профессор Владимир Ипатьевич Персиков».
Победа
После этого по всем полям, лесам и болотам были разбросаны яйца, у которых оболочка была покрыта какими-то цветными и очень странными узорами, напоминавшими зародыши, только уже безвредные. По всей земле лежали трупы огромных змей, крокодилов и страусов.
Весной 1929 года военные расчистили местность, сожгли трупы, в общем, все привели в порядок. О том, что случилось, еще долго говорили и писали во всем мире, но уже получить этот «луч жизни» никому не удалось и не удастся, причем даже самому ассистенту Иванову Петру Степановичу.
Вот так и закончились «Роковые яйца» Булгакова, которые для любителей фантастики будут приятной неожиданностью.
Глава 10. Катастрофа – краткое содержание
Ночью в московскую газету «Известия» льются сообщения о том, что в сёлах Смоленской губернии рядом с совхозом Рокка появились громадные змеи, крокодилы и страусы величиной с лошадь. Утром вся столица читает разбрасываемый по улицам экстренный газетный выпуск: «Змеи идут стаями к Можайску, откладывая неимоверные количества яиц. Чтобы их остановить, приходится поджигать леса».
Персиков той же ночью, запасшись на всякий случай ядовитыми газами, готовится к опасному опыту по облучению в оставшейся у него камере яиц анаконд, страусов и варанов. Однако для эксперимента ему неожиданно привозят куриные яйца. Прочитав наутро сообщения газет, Персиков понимает: пришедшие из Германии яйца пресмыкающихся вследствие путаницы отвезли Рокку, а предназначенные для совхоза куриные – сюда, в московский институт!
Оцените,пожалуйста
Эссе «Свобода не в том,чтобы сдерживать себя,а в том,чтобы владеть собой» Ф.М.Достоевский
Я думаю,что этими словами Достоевский хотел сказать,что свобода заключается не в полном ограничении своих действий,а лишь в их контролировании.В этом высказывании можно выделить проблему единства свободы и ответсвенности перед обществом.Я считаю эту проблему актуальной,так как в современном мире многие люди не признают ответственности за свои поступки. Я согласна с высказыванием автора.Что же такое свобода?Это некое право выбора.А за свой выбор каждый должен нести ответственность,понимать,к каким последствием может он привести.По-моему мнению свобода и ответственность две стороны сознательной деятельности человека.Свобода порождает ответственность,а она направляет свободу.Когда свобода существует без ответсвенности-начинается полный хаус.В произведении Булгакова «Роковые яйца» мы как раз видим такой пример.Преследуя только собственные цели,профессор Рокк бездумно использует изобретение Персикова,в итоге появляются гигантские гады,которые разрушают половину Москвы.В этой катастрофе погибает жена профессора и сам Персиков. Если бы Рокк думал о последствиях своих опытов,воспринимал их со всей должной ответственностью,то такого бы происшествия не произошло.
Мы должны быть рабами законов чтобы стать свободными эссе аргументы
К1
Цицерон убежден в том, что человек может распоряжаться своей свободой в полной мере только тогда, когда будет соблюдать все законы, будет подчиняться законодательной системе государства.
Автор высказывания поднимает проблему взаимосвязи соблюдения законов и свободы человека. Эта проблема является актуальной в условиях формирования развитой правовой культуры и народа.
К2№1
Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой и изданный компетентным органом власти. Такие акты регулируют общественные отношения наиболее важных сфер государства и имеют равную силу ко всему народу, независимо от положения человека в обществе.
Это говорит о том, что у народа должно быть развито правовое самосознание, должен быть высокий уровень развития правовой культуры – уровня развития всей правовой жизни общества.
Одним из признаковой высокого качества этого явления является правовое поведение личности, соблюдение ею законов государства.
К3№1
Здесь нельзя не привести в пример Россию 19 века, когда участники тайных обществ, нарушая закон, тайно собирались где-либо и продумывали планы террора, пропаганды или других способов воздействия на народ и свержения власти.
Я согласна с высказыванием автора, мы должны быть рабами закона, чтобы стать свободными. А чтобы человек был свободным, он должен жить в правовом государстве. Для того чтобы доказать свою точку зрения нужно понять, что такое правовое государство.
Правовое государство – это государство, где функционирование основано на праве и основным направлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод граждан.
Из самого определения следует, что правовое государство основано на верховенстве закона. Значат, для того чтобы человек стал свободным, ему необходимо соблюдать все законы, то есть стать рабами закона.
Если же этого не делать, в государстве появятся преступления. Преступления – это общественно опасные виновные деяния, предусмотренные уголовным законодательством.
К ним относится ограбление.
Свобода – это не анархия, а возможность человека сделать такой выбор, который бы удовлетворил его потребности, и при этом не нарушил право другого, поэтому без законодательного регулирования поведения людей обойтись невозможно.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку
«Мы должны быть рабами законов. » Цицерон
Эссе по высказыванию: ЕГЭ по обществознанию
«Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободным» (Цицерон)
Почему мы должны подчиняться законам? Чем обусловлена взаимосвязь права и свободы? Почему, по словам Цицерона, мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона? Попытаюсь ответить на эти вопросы, опираясь на высказывание древнеримского философа.
На мой взгляд, в данном высказывании заложена проблема взаимосвязи права и свободы.
Авторский сайт Мельниковой Веры Александровны
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
ЕГЭ. Обществознание. Задание 29. Пример сочинения. 29.5. Правоведение.
Это значит, что необходимо перевести «зашифрованную» проблему на язык философских категорий, понятий курса.
Например, тема «У нас нет времени, чтобы стать самим собой» (А.
Пример из истории мы должны быть рабами законов чтобы стать свободными
Учтите это при выборе темы эссе.
—————————————————————————————
Эссе: «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными»
Проблема взаимосвязи права и свободы, поднимаемая в данном высказывании и заложенная Цицероном ещё в первом веке до нашей эры актуальна до сих пор и вряд ли потеряет свою актуальность когда-либо — именно поэтому я выбрала её предметом моих размышлений.
Согласно древнеримскому философу, не соблюдая законов человек никогда не станет свободным.
Иными словами: законопослушность гарантирует свободу.
Нельзя не согласиться с Цицероном: взаимосвязь закона и свободы прослеживается довольно четко.
Уверенность в завтрашнем дне — это ли не свобода?
Таким образом, я делаю вывод, что закон и свобода теснейшим образом взаимосвязаны, а именно: соблюдение законов гарантирует нам свободу.
Что такое эссе? Эссе — мини-сочинение — рассуждение, 29 задание в ЕГЭ по Обществознанию. Оценивается идеально написанное эссе в 2018 году в 6 первичных баллов, которые затем переводятся в сто бальную систему и составляют 9, 375 баллов. Вся работа КИМ оценивается в 64 балла, поэтому очень важно написать эссе как можно лучше: лишних 10 баллов никогда не бывает.
Итоговое сочинение 2021-2022
1 декабря выпускникам предстоит написать итоговое сочинение. Работа будет оцениваться по принципу «зачёт»/«незачёт». Школьники, которые по уважительным причинам не смогут сдать экзамен в основные сроки, а также ребята, которые получат неудовлетворительный результат, смогут пересдать работу 2 февраля и 4 мая 2022 года. Рассказываем, что нужно знать и к чему готовиться, чтобы получить «зачёт» с первого раза.
Какие будут темы
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Личный опыт путешествий и путевые впечатлениях других людей, дорожные приключения литературных героев, фантазийные перемещения во времени и в пространстве, тема дороги в произведениях искусства. Понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков, символическое значение дороги. Рассуждение о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам* и публицистике позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Примерный список литературы:Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Джеймс Джойс «Эвелин»., Н.В.Гоголь «Мертвые души», Ч. Айтматов «И дольше века длится день», Л.Н. Толстой «Война и мир», А.Т. Твардовский «Василий Тёркин» и др.
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Раздумья выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Примерный список литературы: М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита». Р. Брэдбери «Вельд». В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой». Ж. Верн «Вверх дном». Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой». Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка» и др.
3. Преступление и наказание – вечная тема
Осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Анализ и оценка поступков человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
В художественной литературе особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г. Но это направление предполагает сочинения не только по этому роману!
Примерный список литературы: М. Булгаков «Мастер и Маргарита», Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Дубровский», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Л.Н.Толстой «Война и мир», М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», А.Н. Островский «Гроза», Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», И. С. Тургенев «Муму» и др.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
Тематическое направление позволяет высказаться о произведениях различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Примерный список литературы: Л.Н.Толстой «Война и мир», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», М.А.Шолохов «Тихий Дон», Н.С.Лесков «Левша», И.С. Тургенев «Отцы и дети», Н. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор», И. Гончаров «Обломов», А. Чехов «Человек в футляре», М. Салтыков-Щедрин «История одного города», А. Островский «Гроза», А. Грибоедов «Горе от ума», Д. Фонвизин «Недоросль» и др.
Аргументы по направлению “Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?”
Введение
Цивилизация и технологии – реалии нашей современной жизни. Сейчас уже невозможно быть вне цивилизации и не пользоваться все растущими возможностями технологического прогресса. Человек и сам становится активным членом процесса, он плотно погружается в процесс, на него воздействуют, он воздействует на других. Чтобы быть готовым воспринять новое, нужно быть готовым разрушить то, что уже устарело. Это касается сегодня в первую очередь не материального, а установок человека, особенностей его мировоззрения, характера, устоявшихся привычек. Молодым это сделать легко, хотя и не всем, а вот поколение более старшее, куда сложнее воспринимает новинки в технологическом развитии человечества. Очистить себя от старого, чтобы получить новое, не получается иначе, как с большими усилиями, а кто добровольно желает терпеть лишения и трудности? Иногда это и вовсе невозможно.
Старшее поколение и даже будущее старшее поколение всегда будет консервативно относится к новым технологиям и прогрессу. Старшее поколение не хотят тратить время и не имеют желания осваивать новые технологии. Многие не доверяют тому же интернету, кто-то боится испортить дорогую вещь, а кто-то боится остаться без работы из-за развития современных технологий, поэтому желают работать по старому. Большая часть старшего поколения считают, что новые технологии очень опасны для здоровья.
Как современные технологии влияют на жизнь общества?
Р. Брэдбери роман «451 градус по Фаренгейту» Аргумент №1
Р. Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту» знакомит читателя с отрицательной стороной современных технологий. Жена главного героя, Милдред полностью погрузилась в мир телевидения, став от него совершенно зависимой. Она именно захламляла дом огромными экранами, вешая их буквально на каждую стену. В начале у пары были хорошие отношения: взаимное уважение и любовь друг к другу. Однако со временем эти светлые чувства и отношения дали трещину, что произошло из-за зависимости Милдред. Она перестала замечать жизнь вокруг, ведь интерес вызывал только телевизор. После этого брак стал потихоньку распадаться. Из этого роман можно сделать вывод, что люди, погружаясь в мир виртуальности забывают о родных и близких, для них становится самым главным техника.
Я.Вишневский «Одиночество в сети» Аргумент №2
Еще одним примером может послужить роман Вишневского «Одиночество в сети». Это рассказ о мужчине и женщине. Они живут в разных странах и знакомятся в виртуальной реальности. Рассказывают друг другу разные истории, делятся своими переживаниями, но в виртуальном общении и чувства ненастоящие. Они обманывают не только друг друга, но и себя, воображая любовь. В сущности, каждый из героев полюбил собственную фантазию, потеряв связь с реальным миром.
К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
М.А. Булгаков «Роковые яйца» Аргумент №3
В фантастической повести «Роковые яйца» М.А. Булгаков подчёркивает, какой непоправимый урон могут нанести обществу некоторые научные открытия. Так, заведующий совхозом Рокк по неосторожности вместо кур выводит гигантских рептилий, пользуясь изобретением профессора Персикова. Всего лишь одна, казалось бы, маленькая ошибка способна оказать губительное влияние на человечество. Луч жизни, который открывает учёный Персиков, действует абсолютно противоположным образом. Если бы сама природа не помогла людям и не наступил внезапный мороз, стремительно размножающиеся чудовища уничтожили бы цивилизацию. Действительно, перемены зачастую касаются не одного человека, а переворачивают жизни миллионов людей.
Р. Брэдбери роман «451 градус по Фаренгейту» Аргумент №4
В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери создаёт образ пугающего будущего – результата технического прогресса. Люди больше не заботятся о своём внутреннем мире, духовные ценности дискредитируются, человек, живущий в виртуальной реальности, сам становится похожим на робота. Главный герой, Гай Монтэг, работает пожарным, в чьи обязанности входит сожжение книг. До встречи с Клариссой он живёт, как все остальные, даже не задумываясь о том, что его жизнь в чём-то неправильна.
Герои Брэдбери давно перестали общаться друг с другом, у них нет близких, которыми они дорожат, кроме телевизионных «родственников». Может быть, в скором времени человечество вымрет, а на смену придут бездушные электрические псы? Подобные научные открытия не приносят обществу никакой пользы, оно деградирует, поэтому финал произведения закономерен. У такого города нет будущего, и почти все его жители погибают в результате атомной бомбардировки. Так, можно сделать вывод, что антигуманные открытия ведут к вырождению человечества.
Могут ли новые технологии сделать людей лучше?
Д. Киз роман «Цветы для Элджернона» Аргумент №5
В романе Д. Киза «Цветы для Элджернона» показан научный эксперимент, в ходе которого доктора Штраус и Немур повышают умственные способности умственно отсталого с рождения человека. Центральный персонаж Чарли Гордон получает возможность жить жизнью обычного человека, которой он был лишен до тридцатилетнего возраста, теперь он может общаться с другими людьми, понимая при этом окружающий мир, чем он не мог довольствоваться раньше. То, что с помощью научно-технического прогресса удалось повысить интеллект Чарли Гордона, чему посвящена большая часть романа, заставляет читателя задуматься над тем, что новые технологии могут сделать человека лучше. Однако в повествовании показано, что научный эксперимент оказался неудачным: как резко Чарли Гордон стал гением, так резко он и вернулся в прежнее состояние. Новым технологиям не удалось повысить умственные способности главного героя на всю дальнейшую жизнь. Автор показывает, что новые технологии не могут выиграть борьбу с природой.
Р. Брэдбери рассказ «И грянул гром» Аргумент №6
О том, что новые технологии редко делают людей лучше, рассуждает и Р. Брэдбери в своем рассказе «И грянул гром». Живущие в 2055 году люди создают Машину времени, позволяющую оказаться в любом моменте прошлого. Казалось бы, эта новая технология может помочь человеку: теперь людям не придется мучиться незнанием того, что было в прошлом, что позволит знать абсолютно точную историю, своими глазами увидеть то, что происходило в жизни наших предков. Однако то, что главный герой Экельс, отправившийся в прошлое для того, чтобы убить динозавра, из-за страха сходит с тропы и нечаянно убивает бабочку, из-за чего меняется весь ход истории, демонстрирует, что человек, имея огромные возможности благодаря новым технологиям, не умеет соблюдать правила пользования этими новыми технологиями, и из-за этого неумения новые технология не только не преображают человека и его жизнь, но и делают для его существования хуже.
Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
М.А. Булгаков повесть «Собачье сердце» Аргумент №7
В 1925 году М.А. Булгаков пишет повесть «Собачье сердце», в которой, помимо злободневных тем, связанных со строительством нового мира, раскрывает и тему научного прогресса. Писатель говорит о том, что развитие науки остановить нельзя, но человечество не до конца осознаёт последствия своих действий. Профессор Преображенский проводит необыкновенную операцию: пересаживает бродячей собаке человеческий гипофиз. Но жизнь показывает, что искусственным путём сделать человека, слепить, как из пластилина, невозможно. Новоиспечённый Полиграф Полиграфович Шариков оказывается абсолютно неуправляемым, грубым и наглым. Благородство и отзывчивость ему неведомы. Он начинает видеть в профессоре своего врага, шантажирует Преображенского, угрожая составить донос. Таким образом, М.А. Булгаков говорит нам: чтобы быть человеком, недостаточно иметь «две руки, две ноги». Главное — быть культурным, воспитанным. А это невозможно без долгого становления, без систематической работы над собой. Причём с юности. Такой технический прогресс в буквальном смысле опасен для человечества.
Е.И. Замятин роман «Мы» Аргумент №7
Ещё один пример отрицательного воздействия науки на общество показал Е.И. Замятин в романе «Мы». Произведение, написанное чуть раньше булгаковской повести, в 1920 году, рисует общество будущего. Для людей сделано всё: у них есть дома, работа, они одеты и накормлены. Чем не идеальная жизнь, лишённая неравенства, бедности?! Но есть и обратная сторона: человек здесь — лишь винтик в большом и отлаженном механизме. У него отняли индивидуальность. Право на любовь и самовыражение. Жизнь строго регламентирована: время на работу, на сон, на еду, на отдых. Даже на имя никто не имеет права. Сам Благодетель безлик. Технический прогресс здесь уничтожил эмоциональную вовлечённость в каждодневные дела. Как и М.А. Булгаков, Е.И. Замятин подводит читателя к мысли о том, что человек должен сам развиваться, учиться, находить любимое дело. И регулярно работать над собой.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что современные технологии по-разному влияют на жизнь человека. Но все зависит исключительно от личности. Если она может сохранить духовные и семейные ценности даже с последней моделью телефона в руках, то она имеет право говорить о положительном влиянии современных технологий. В противном случае, люди просто не замечают, что погружаясь в мир виртуальной реальности, они перестают быть людьми, забывают о близких.