1. Это произведения не входит в сатирический цикл Булгакова:
а) «Дьяволиада»
б) «Зойкина квартира»
в) «Собачье сердце»
г) «Роковые яйца»
2. Определите количество миров в романе «Мастер и Маргарита»:
а) два мира
б) три мира
в) один мир
г) четыре мира
3. Символ милосердия в романе «Мастер и Маргарита»:
а) Мастер
б) Воланд
в) Маргарита
г) Фрида
4. В каком году Булгаков, по его словам, написал в поезде первый маленький рассказ, который был напечатан в газете?
а) в 1919 году
б) в 1916 году
в) в 1912 году
г) в 1908 году
5. В 1924 году жизнь писателя изменилась в связи с написанием повести…
а) «Роковые яйца»
б) «Записки на манжетах»
в) «Тайному другу»
г) «Дьяволиада»
6. В каком году впервые была напечатана повесть «Собачье сердце»?
а) в 1924 году
б) в 1940 году
в) в 1987 году
г) в 1994 году
7. Как зовут главного героя повести «Собачье сердце», ученого, который провел операцию с собакой?
а) Преображенский
б) Вознесенский
в) Воздвиженский
г) Рождественский
8. Кто из писателей настоял на том, чтобы Булгакову вернули рукопись «Собачьего сердца»?
а) А. Куприн
б) А. Толстой
в) М. Горький
г) К. Паустовский
9. Какое название получила пьеса, которая «выросла» из инсценировки романа «Белая гвардия»?
а) «Иван Васильевич»
б) «Дни Турбиных»
в) «Зойкина квартира»
г) «Багровый остров»
10. Какое выражение из произведения М. Булгакова подтверждается посмертной судьбой писателя?
а) Писатель всегда будет в оппозиции к политике
б) Не читайте до обеда советских газет
в) Рукописи не горят
г) Правду говорить легко и приятно
11. Как назывался рассказ Булгакова, который он писал в семилетнем возрасте?
а) «Похождения Светлана»
б) «Зеленый змий»
в) «Белый цвет»
г) «Недуг»
12. Какой фельетон Булгаков написал в пятом классе гимназии?
а) Арифметика
б) Красная корона
в) День главного врача
г) Сорок сороков
13. Стиль Булгакова был схож со стилем…
а) И.С. Тургенева
б) Н.В. Гоголя
в) Н.С. Лескова
г) Ф.М. Достоевского
14. Как в повести «Собачье сердце» зовут помощника профессора?
а) Борменталь
б) Швондер
в) Чугункин
г) Каутский
15. Как называется фельетон Булгакова, в котором ожившие гоголевские герои оказались в России начала 1920-х годов?
а) «Похождения Чичикова»
б) «Миргород»
в) «Записки сумасшедшего»
г) «Дьяволиада»
16. Что требует домком Швондер от профессора Преображенского в начале повести «Собачье сердце»?
а) Чтобы профессор перестал проводить опыты на дому
б) Чтобы профессор отказался от услуг домработницы
в) Чтобы профессор освободил две комнаты в своей квартире
г) Чтобы профессор уехал из города
17. Кто в романе «Мастер и Маргарита» написал антирелигиозную поэму об Иисусе Христе?
а) Иван Бездомный
б) Михаил Александрович Берлиоз
в) Мастер
г) Понтий Пилат
18. Какое лекарство прописал молодой врач «румяной бабочке лет тридцати» принимать «по пять капель», которое она всё якобы выпила за два приёма в рассказе «Тьма египетская»?
а) Стрихнин
б) Белладонну
в) Мышьяк
г) Валериану
19. В какой сборник или цикл произведений Булгакова входит рассказ «Полотенце с петухом»?
а) «Записки юного врача»
б) «Заметки и миниатюры»
в) «Трактат о жилище»
г) «Роковые яйца»
20. На основе какого своего произведения Булгаков написал пьесу «Дни Турбиных»?
а) «Белая гвардия»
б) «Записки на манжетах»
в) «Тайному другу»
г) «Мастер и Маргарита»
21. О ком вспоминает молодой врач в начале рассказа «Пропавший глаз»?
а) О своем старом деде, который никогда не брился
б) Об одном англичанине, попавшем на необитаемый остров, который брился каждый день
в) О своем учителе-враче, который считал бритье обязательной ежедневной процедурой
г) О своей покойной матушке
22. Какому известному драматургу посвящен исторический роман Михаила Булгакова, который не был опубликован при жизни автора?
а) Ростану
б) Шекспиру
в) Мольеру
г) Ибсен
23. Чьи яйца были по ошибке доставлены в совхоз «Красный луч» в повести «Роковые яйца»?
а) Тираннозавров и велоцирапторов
б) Птеродактилей
в) Змей, крокодилов и страусов
г) Куриные
24. Подзаголовком какого произведения Булгакова является фраза «Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя»?
а) «Дьяволиада»
б) «Роковые яйца»
в) «Кабала святош»
г) «Бег»
25. В каком городе может предположительно находиться пропавший врач, главный герой рассказа Булгакова «Необыкновенные приключения доктора»?
а) В Париже
б) В Нью-Йорке
в) В Буэнос-Айресе
г) В Риме
26. Кого спасает молодой врач в рассказе «Стальное горло»?
а) Старушку
б) Председателя совхоза
в) Маленькую девочку
г) Кошку
27. Как называется произведение Булгакова, по мотивам которого Леонид Гайдай снял фильм «Иван Васильевич меняет профессию»?
а) «Машина времени»
б) «Иван Васильевич»
в) «Иван Васильевич меняет профессию»
г) «Царь»
28. Какому периоду своей жизни М.Булгаков посвятил книгу «Записки юного врача»?
а) Учебе в университете
б) Службе в действующей армии
в) Работе земским врачом
г) Долгому пребыванию в больнице
29. Судьба какой семьи находится в центре романа «Белая гвардия»?
а) Мышлаевских
б) Турбиных
в) Шервинских
г) Дурбиных
30. Как относился М. Булгаков к революции?
а) Как к болезни
б) Восторженно
в) Нейтрально
г) Раздражительно
Смотри еще:
«Рукописи не горят», — заявляет герой его знаменитого романа, а судьба автора книги лишь подтверждает это. Михаил Булгаков – известный драматург, театральный режиссёр и самый загадочный русский писатель. Его произведения по-прежнему являются одними из самых читаемых, часто экранизируются и вызывают бурные обсуждения.
Решил стать врачом
Михаил Булгаков родился в 1891 году в интеллигентной киевской семье — профессора Духовной академии Афанасия Ивановича и преподавательницы женской прогимназии Варвары Михайловны. В начале ХХ века, на которое пришлось отрочество и формирование личности Мишы, одной из престижных и высокооплачиваемых в России была профессия врача. Врачами работали и два его дяди. Это определило судьбу подростка, поступившего на медицинский факультет Киевского университета, хотя свой первый, по-детски наивный рассказ «Похождение Светланы» он написал ещё в семь лет.
Последние годы учёбы совпали с начавшейся Первой мировой войной. Булгаков, охваченный патриотическими чувствами, просит направить его на флот — судовым врачом, затем, получив отказ по состоянию здоровья, простым санитаром в госпиталь. Наконец, в октябре 1916 года, имея диплом «лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи, сей степени присвоенными», он убывает на Юго-Западный фронт. Здесь как раз завершилось наступление Русской армии, вошедшее в историю как «Брусиловский прорыв».
Последние годы учёбы совпали с начавшейся Первой мировой войной. Булгаков, охваченный патриотическими чувствами, просит направить его на флот — судовым врачом, затем, получив отказ по состоянию здоровья, простым санитаром в госпиталь. Наконец, в октябре 1916 года, имея диплом «лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи, сей степени присвоенными», он убывает на Юго-Западный фронт. Здесь как раз завершилось наступление Русской армии, вошедшее в историю как «Брусиловский прорыв».
Практики для молодого врача хватало, но данный период связан с его пристрастием к морфию — наркотику, применяемому в госпиталях для обезболивания. Зависимость он смог преодолеть благодаря жене Татьяне Лаппе, с которой успел оформить брак до начала войны. Когда Булгаков просил его уколоть, супруга заменяла наркотик дистиллированной водой, невзирая на истерики мужа и даже летевший в неё горящий примус. Этот печальный опыт позже лёг в основу написанного им рассказа «Морфий».
От репортажа до фельетона
В сентябре 1921 года Булгаков вместе с женой перебирается в Москву. Там жил его дядя — профессор медицины Николай Покровский, ставший прообразом профессора Преображенского из «Собачьего сердца». К этому времени Михаил Афанасьевич окончательно оставляет медицину, решив сосредоточиться на публицистике, литературе и драматургии. Своим кумиром он давно выбрал великого и таинственного Николая Гоголя, во многом непонятого современниками. Булгаков же любил писателя именно за его мистицизм, загадочность, недосказанность, недопонятость.
В то время формируются принципы новой советской литературы с довольно жёсткими требованиями и критериями «социалистического реализма». Всё это чуждо Булгакову, и он выбирает свой путь. Стараясь не влезать в политику, автор мягко критикует «родимые пятна капитализма» у строителей «светлого будущего»: мещанство, карьеризм, жадность. Пишет вошедшие в моду фельетоны, которые пытается пристраивать в газеты, готовит репортажи, в том числе из залов суда.
К этому периоду творчества относятся получившие известность его криминальные хроники по делу о разоблачённом первом советском маньяке — извозчике Комарове-Петрове. Злодей специализировался на гражданах, желавших купить лошадь. На его счету 29 доказанных убийств. Булгакову великолепно удалось описать психологический портрет преступника и, возможно, он был первым в СССР в подобном литературно-криминальном жанре. С 1922 по 1926 год только в газете «Гудок» напечатано более 120 его репортажей, очерков и фельетонов. А первый полноценный рассказ «Необыкновенные приключения» опубликован в журнале «Рупор» № 2 за 1922-й. Всё это и новые литературные знакомства позволили автору на следующий год вступить во Всероссийский Союз писателей.
«Диаволиада» по-советски
Смена деятельности, переезд в столицу, пришедший успех, увы, отрицательно сказались на личной жизни Михаила Афанасьевича. Он разводится с по-прежнему любившей его Татьяной Лаппой и связывает дальнейшую судьбу с вернувшейся из эмиграции литературным критиком и переводчицей Любовью Белозёрской, рецензирующей за границей его произведения. Своей Любочке он посвятил роман «Белая гвардия», повесть «Собачье сердце», пьесы «Кабала святош» («Мольер») и «Бег». В основу последней легли воспоминания молодости Белозёрской.
За несколько лет Михаил успевает многое — пишет повести и романы, среди которых: «Похождения Чичикова», «Дьяволиада», «Записки на манжетах», «Багровый остров», «Роковые яйца», «Великий канцлер. Князь тьмы», большинство своих рассказов. Тогда же выходят три его прижизненных сборника. В основе практически всех произведений лежат мистические сюжеты.
С 1926 года у Булгакова начинаются проблемы с властью, имевшей свой взгляд на творчество советского писателя. Его практически перестали печатать. Впоследствии сотрудники спецслужб провели у него обыск, изъяли дневники и рукопись «Собачьего сердца». Последнюю удалось вернуть спустя два года, а вот дневники исчезли бесследно. Однако повесть «Собачье сердце» ждала выхода в свет на протяжении долгих 60 лет, её напечатали только в 1987-м.
После обыска в прессе начинается организованная травля против творчества автора. По подсчётам Михаила Афанасьевича, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и всего три благожелательных. Среди критиков часто выступали не только штатные «чиновники от литературы», но и считавшиеся друзьями Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев и другие.
Булгаков называл себя «затравленным волком». Считал: всё, что он делает — это рвань, которую нужно сжечь или порвать, чтобы никто не видел.
Спасло писателя от реального тюремного заключения прямое вмешательство главы государства Иосифа Сталина. Ему очень понравилась вышедшая на сцене МХАТа пьеса «Дни Турбиных», написанная Булгаковым по мотивам «Белой гвардии». Кроме неё, тогда же на сценах столичных театров появились «Зойкина квартира» и «Багровый остров».
Очередной трудный период снова отразился на личной жизни писателя. Он перестал чувствовать поддержку супруги, но нашёл понимание в новом увлечении, переросшем в настоящую любовь. В 1932 году Булгаков развёлся во второй раз и женился — не без серьёзных для обоих испытаний — на бывшей супруге известного красного командира Елене Шиловской. Женщина стала прототипом главной героини наиболее мистического произведения – Маргариты, супруги Мастера, в ком угадывается сам Михаил Афанасьевич.
Часто он сам называл себя «мистическим» писателем, потому что его рукописи и дневники иногда терялись, но каким-то чудесным образом возвращались обратно. А ещё Булгаков, по воспоминаниям первой супруги, знал, что будет женат трижды, как нагадала ему в молодости цыганка.
Судя по дневниковым записям, последний брак был наиболее удачным для обоих. Супруги практически не ссорились, несмотря на выпавшие на их долю испытания и до конца жизни старались беречь и поддерживать друг друга. И было от чего. Отношение властей к автору лучше всего характеризует увидевшая в 1930 году свет «Литературная энциклопедия», где было написано: «Михаил Булгаков не сумел ни оценить гибели старого, ни понять строительства нового. Его частые идейные переоценки не стали поэтому источником большого художественного творчества… М. Булгаков вошёл в литературу с сознанием гибели своего класса и необходимости приспособления к новой жизни. Принял победу народа не с радостью, а с великой болью покорности».
Ночной звонок от Сталина
Но писатель не сдавался, не прогибался «под заказ» пролеткульта, старался сохранить свою самобытность. В марте 1930 года он обратился с открытым письмом в правительство. В нём он просил определить его дальнейшую судьбу: либо подписать документ на отъезд за границу, либо предоставить возможность работать во МХАТе.
Как показало время, это было хоть и рискованное, но верное решение. Меньше чем через месяц ему позвонил лично Сталин, порекомендовав обратиться с просьбой к руководству МХАТ о зачислении в штат театра.
Вопрос решился, и весь дальнейший творческий путь Булгакова если не назвать гладким, то, по крайней мере, он уже не встречал на нём открытых гонений и угроз его свободе или жизни.
Главным произведением писателя многие справедливо считают роман «Мастер и Маргарита», который он писал не один десяток лет и в итоге оставил незаконченным. Сводила его в единую книгу по сохранившимся записям и дневникам вдова. Причём окончательный вариант названия сложился у автора лишь в 1937 году.
Перед смертью Булгаков снова начал употреблять морфий, чтобы унять боль. Он был доктором и прекрасно понимал, что обречён. Писатель уже не вставал с кровати, но продолжал диктовать «Мастера и Маргариту», наперекор ужасным болям и ускользающему сознанию. Его последние слова были о романе. Он просил жену поклясться, что она сумеет сохранить рукопись и когда-нибудь напечатает её.
Михаил Булгаков умер 10 марта 1940 года. Тело было кремировано, а прах предан земле на московском Новодевичьем кладбище. Могила долго без каких-либо причин оставалась без креста или памятника, но однажды вдова Елена Булгакова обнаружила подходящий камень в гранитной мастерской. К её удивлению, это оказался старый надмогильный памятник… Николая Гоголя, который поменяли на новый при перезахоронении. Любящая женщина сделала всё, чтобы этот камень был установлен на могиле его преданного ученика.
Вернуться в раздел
Краткое изложение «Роковые яйца»
Булгаков Михаил Афанасьевич (1891-1940)
Повесть (1924)
Действие происходит в СССР летом 1928 г. Владимир Ипатьевич Персиков, профессор зоологии IV государственного университета и директор Московского зооинститута, совершенно неожиданно для себя делает научное открытие огромной важности: в окуляре микроскопа при случайном движении зеркала и объектива он видит необыкновенный луч — «луч жизни», как называет его впоследствии ассистент профессора приват-доцент Петр Степанович Иванов. Под воздействием этого луча обычные амебы ведут себя страннейшим образом: идет бешеное, опрокидывающее все естественнонаучные законы размножение; вновь рожденные амебы яростно набрасываются друг на друга, рвут в клочья и глотают; побеждают лучшие и сильнейшие, и эти лучшие ужасны: в два раза превышают размерами обычные экземпляры и, кроме того, отличаются какой-то особенной злобой и резвостью.
При помощи системы линз и зеркал приват-доцент Иванов сооружает несколько камер, в которых в увеличенном виде вне микроскопа получает такой же, но более мощный луч, и ученые ставят опыты с икрой лягушек. В течение двух суток из икринок вылупливаются тысячи головастиков, за сутки вырастающих в таких злых и прожорливых лягушек, что одна половина тут же пожирает другую, а оставшиеся в живых за два дня безо всякого луча выводят новое, совершенно бесчисленное потомство. Слухи об опытах профессора Персикова просачиваются в печать.
В это же время в стране начинается странная, не известная науке куриная болезнь: заразившись этой болезнью, курица в течение нескольких часов погибает. Профессор Персиков входит в состав чрез-
вычайной комиссии по борьбе с куриной чумой. Тем не менее через две недели на территории Советского Союза вымирают все куры до одной.
В кабинете профессора Персикова появляется Александр Семенович Рокк, только что назначенный заведующим показательным совхозом «Красный луч», с «бумагой из Кремля», в которой профессору предлагается предоставить сконструированные им камеры в распоряжение Рокка «для поднятия куроводства в стране». Профессор предостерегает Рокка, говоря, что свойства луча еще недостаточно хорошо изучены, однако Рокк совершенно уверен, что все будет в порядке и он быстро выведет прекрасных цыплят. Люди Рокка увозят три большие камеры, оставив профессору его первую, маленькую камеру.
Профессор Персиков для своих опытов выписывает из-за границы яйца тропических животных — анаконд, питонов, страусов, крокодилов. В то же время Рокк для возрождения куроводства также из-за границы выписывает куриные яйца. И происходит ужасное: заказы оказываются перепутанными, и в смоленский совхоз приходит посылка со змеиными, крокодильими и страусиными яйцами. Ни о чем не подозревающий Рокк помещает необыкновенно крупные и какие-то странные на вид яйца в камеры, и тут же в окрестностях совхоза умолкают все лягушки, снимаются с места и улетают прочь все птицы, включая воробьев, а в соседней деревне начинают тоскливо выть собаки. Через несколько дней из яиц начинают вылупливаться крокодилы и змеи. Одна из змей, выросшая к вечеру до невероятных размеров, нападает на жену Рокка Маню, которая становится первой жертвой этого чудовищного недоразумения. Мгновенно поседевший Рокк, на глазах которого произошло это несчастье, явившись в управление ГПУ, рассказывает о чудовищном происшествии в совхозе, однако сотрудники ГПУ считают его рассказ плодом галлюцинации. Однако, приехав в совхоз, они с ужасом видят огромное количество гигантских змей, а также крокодилов и страусов. Оба уполномоченных ГПУ погибают.
В стране происходят ужасные события: артиллерия обстреливает можайский лес, громя залежи крокодильих яиц, в окрестностях Можайска идут бои со страусовыми стаями, огромные полчища пресмыкающихся с запада, юго-запада и с юга приближаются к Москве. Человеческие жертвы неисчислимы. Начинается эвакуация населения из Москвы, город полон беженцев из Смоленской губернии, в столице вводится военное положение. Бедный профессор Персиков погибает от рук разъяренной толпы, считающей его виновником всех обрушившихся на страну несчастий.
В ночь с 19 на 20 августа неожиданный и неслыханный мороз, достигнув — 18 градусов, держится двое суток и спасает столицу от ужасного нашествия. Леса, поля, болота завалены разноцветными яйцами, покрытыми странным рисунком, но уже совершенно безвредными: мороз убил зародышей. На необозримых пространствах земли гниют бесчисленные трупы крокодилов, змей, страусов невероятных размеров. Однако к весне 1929 г. армия приводит все в порядок, леса и поля расчищает, а трупы сжигает.
О необыкновенном луче и катастрофе долго еще говорит и пишет весь мир, тем не менее волшебный луч получить вновь уже никому не удается, не исключая и приват-доцента Иванова.
Н. В. Соболева
Источники:
- Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Многомудрый Литрекон сегодня рассуждает о том, всегда ли положительно влияние технического прогресса? Итоговое сочинение поможет Вам разобраться в теме. Приятного просвещения!
Вариант 1
(361 слово) Как известно, технический прогресс делает нашу жизнь более комфортной и безопасной. Благодаря ему каждый из нас может достичь процветания, ведь совершенствуются орудия труда, условия быта, экономические инструменты и так далее. Однако порой новые достижения приносят людям не пользу, а вред или даже настоящую катастрофу. Такие примеры часто становятся объектами изображения для писателей.
Вспомним рассказ М.А. Булгакова «Собачье сердце». Главный герой совершил уникальное научное открытие: с помощью пересадки органов он превратил собаку в человека. Его достижение облетело все уголки земного шара, слава профессора стала мировой. Его чествовали и поздравляли, ведь его методика расширяла границы медицины и позволяла помочь тому, кто раньше считался обреченным. Однако со временем Филипп Филиппович понял, что совершил ошибку, а не прорыв. Шариков, несмотря на внешние характеристики, так и не стал полноценным человеком. Зато теперь он мог вредить людям и начал со своего создателя. Его существование ставило под угрозу мир, который мог превратиться в место обитания для неполноценных человекоподобных существ, ненавидящих всех и вся, кроме себя. И Преображенский повернул свой эксперимент вспять. Шариков стал Шариком и прекратил издеваться над людьми. А ученый понял, что не всегда положительно влияние прогресса. Иногда оно может и навредить, если последствия опыта не продуманы как следует.
Настоящую катастрофу в результате технического прогресса показал М.А. Булгаков в произведении «Роковые яйца». Профессор Персиков создал луч, который многократно увеличивал размеры, плодовитость, выносливость, аппетит и, как выяснилось позже, уровень агрессии живых организмов. Но ему не дали изучить открытие до конца. Власть имущие распорядились сразу же внедрить изобретение на производстве. Заведующий колхоза Рокк не стал вникать в дело и просто применил луч, перепутав куриные яйца со змеиными. В результате появились чудовища, которые разгромили город и съели все на своем пути. Мутанты росли с непостижимой быстротой и бросались на все и всех, кого замечали. Для борьбы с ними пришлось вводить армию. И таковы последствие прогресса, которые никак нельзя назвать положительными. Они вполне могут быть, если люди будут столь же безответственно подходить к нововведениям в технической области.
Таким образом, технический прогресс — это, конечно, благо, но не стоит забывать о возможных рисках и плохих последствиях любого изобретения. Важно минимизировать угрозы и быть готовыми к устранению проблем. Далеко не всегда влияние новых научных достижений положительно, и это следует помнить всем нам.
Вариант 2
(395 слов) Технический прогресс необходим человеку для выживания и развития, однако порой он оказывается негативным, а то и вовсе опасным явлением, которое имеет разрушительные последствия. Сколько экологических бедствий и техногенных катастроф уже пережила наша планета! Этого ужасного опыта должно было быть достаточно для всех следующих поколений, но мы по-прежнему не внимаем голосу рассудка и продолжаем безответственно относиться к своему будущему. А ведь отечественные и зарубежные писатели уже не раз предупреждали нас о возможном отрицательном воздействии технологий на состояние людей и окружающей среды.
Обратимся к повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Жители отдаленного села вынуждены навсегда покинуть свои дома, потому что их малую родину скоро затопят. На ее месте построят гидроэлектростанцию, которая так необходима для развития промышленности и новых городов. С одной стороны, это благо для региона, но с другой, далеко не всем людям хочется покидать родной дом на склоне лет и начинать все заново. Пожилые обитатели Матеры против насильственного переезда, но местная власть их не слушает. Напротив, всеми силами Воронцов и его сподвижники пытаются испортить жизнь людей и вынудить их покинуть остров. Они даже разоряют кладбище, чтобы у старушек не было больше памяти, связывающей их с родной землей. Конечно, прогресс предъявляет нам свои требования, но нельзя же из-за него третировать человека и попирать его права. Мы забываем, для кого нужны все эти технологии, и получается, что слуга становится важнее господина. Это одно из самых часто встречающихся негативных аспектов развития цивилизации.
Еще более мрачную картину нарисовал Умберто Эко в рассказе «Оно». Ученый создал уникальное оружие, которое он планировал использовать в мирных целях. Однако к нему пришел генерал и потребовал, чтобы Оно сыграло роль оружия в борьбе с врагами. Изобретатель заявил, что не отдаст свое детище и не позволит применить его в качестве источника смерти и разрухи. Тогда генерал выхватил камень, наделенный чудовищной силой, и убил Ка. «Первый» — прошептал он в упоении. Этот рассказ заставляет задуматься о том, что часто даже самые благие намерения оборачиваются бедами для людей. Технические новшества становятся оружием для истребления «врагов», которыми быстро становятся все инакомыслящие и несогласные с тиранией. В результате прогресс делает возможным массовое убийство, и это никак нельзя назвать положительным влиянием цивилизации.
Таким образом, технический прогресс несет в себе не только возможности, но и угрозы, которые важно учитывать при составлении плана действий. Нельзя допускать, чтобы новые научные достижения становились орудиями в руках беспринципных и безответственных людей. Иначе то, что призвано помочь и улучшит, станет инструментом для всеобщего разорения и разрушения.
История написания произведения
Повесть «Собачье сердце», история создания которой берет начало в 1925 году, была написана Булгаковым в короткие сроки. Буквально за три месяца. Естественно, как разумный человек он мало верил в то, что такое произведение может быть напечатано. Поэтому оно расходилось только в списках и было известно только его близким друзьям и соратникам.
В руки советской власти впервые попала в 1926 году повесть «Собачье сердце». В истории создания этого зеркала ранней советской действительности сыграло роль ОГПУ, которое обнаружило ее в ходе обыска у писателя 7 мая. Рукопись изъяли. История создания «Собачьего сердца» с тех пор была тесно связана с архивами советских спецслужб. Все обнаруженные редакции текста сейчас доступны исследователям и литературным критикам. Их можно отыскать в Российской государственной библиотеке. Они хранятся в отделе рукописей. Если их тщательно проанализировать, то история создания «Собачьего сердца» Булгакова встанет перед вами воочию.
Судьба произведения на Западе
Официально прочитать это произведение в Советском Союзе было нереально. В СССР оно распространялось исключительно в самиздате. Историю создания «Собачьего сердца» знал каждый, многие настолько стремились его прочитать, что жертвовали своим сном. Ведь рукопись передавали на небольшой срок (часто только на одну ночь), утром ее надо было отдать кому-то другому.
Попытки напечатать сочинение Булгакова на Западе принимались неоднократно. История создания повести «Собачье сердце» за границей началась в 1967 году. Но все произошло не без огрех. Текст был скопирован на скорую руку и небрежно. Вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова вообще была не в курсе этого. Иначе она могла бы проконтролировать точность текста повести «Собачье сердце». История создания произведения в западных издательствах такова, что в них попала весьма неточная рукопись.
Впервые официально ее напечатали в 1968 году в немецком журнале «Грани», который базировался во Франкфурте. А также в журнале «Студент», который выпускал Алек Флегон в Лондоне. В те времена существовали негласные правила, согласно которым в случае издания художественного произведения за рубежом его публикация на родине автоматически становилась невозможной. Таковой стала и история создания «Собачьего сердца» Булгакова. Появиться в советском издательстве после этого стало просто нереальным.
История создания и судьба повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Повесть Булгакова «Собачье сердце», имеющая подзаголовок «Чудовищная история», не публиковалась при жизни писателя. Впервые она была напечатана в 1968г. («Студент». Лондон. №№ 9, 10; «Грани». Франкфурт. № 69). В СССР она была издана в журнале «Знамя» (№ 6) лишь в 1987 г.
На рукописи стоит авторская дата: январь-март 1925 года. Предназначалась повесть для журнала «Недра», где ранее были опубликованы «Дьяволиада» и «Роковые яйца». Фабула «Собачьего сердца», как и повести «Роковые яйца», восходит к произведению великого английского писателя-фантаста Герберта Уэллса (1866-1946) — к роману «Остров доктора Моро».
В книге рассказывается о том, как профессор-маньяк в своей лаборатории на необитаемом острове занимается созданием необычных «гибридов», превращая людей в животных хирургическим путем. Название «Собачье сердце» взято из трактирного куплета, помещенного в книге А. В.
Лайферта «Балаганы» (1922): На второе пирог — Начинка из лягушачьих ног, С луком, с перцем Да с собачьим сердцем. Название может быть соотнесено с прошлой жизнью Клима Чугункина, зарабатывавшего на жизнь игрой на балалайке в трактирах.
7 марта 1925 года автор впервые читал первую часть повести на литературном собрании «Никитинских субботников», а 21 марта — вторую часть. На собрании присутствовал М. Я. Шнейдер, который позже так писал о своих впечатлениях: «Это первое литературное произведение, которое осмеливается быть самим собой. Пришло время реализации отношения к происшедшему» (к Октябрьскому перевороту 1917 года). Присутствующий там же агент ОГПУ докладывал своему начальству несколько иначе: «Такие вещи, прочитанные в самом блестящем литературном кружке, намного опаснее бесполезно-безвредных выступлений литераторов 101-го сорта на заседаниях Всероссийского Союза Поэтов.
<…> Вся вещь написана во враждебных, дышащих бесконечным презрением к Совстрою тонах <…> и отрицает все его достижения. <…> Вторая и последняя часть повести Булгакова «Собачье сердце» вызвала сильное негодование двух бывших там писателей-коммунистов и всеобщий восторг всех остальных. <…> Если и подобно грубо замаскированные (ибо все это «очеловечевание» — только подчеркнуто-заметный, небрежный грим) выпады появляются на книжном рынке СССР, то белогвардейской загранице, изнемогающей не меньше нас от книжного голода, а еще больше от бесплодных поисков оригинального, хлесткого сюжета, остается только завидовать исключительнейшим условиям для контрреволюционных авторов у нас». Безусловно, подобные высказывания «компетентных» сотрудников не могли пройти бесследно, и повесть была запрещена.
Однако люди, искушенные в литературе, приняли повесть и хвалили ее. Викентий Вересаев в апреле 1925 года писал поэту Максимилиану Волошину: «Очень было мне приятно прочесть Ваш отзыв о М. Булгакове <…> юмористические его вещи — перлы, обещающие из него художника первого ранга. Но цензура режет его беспощадно. Недавно зарезали чудесную вещь «Собачье сердце», и он совсем падает духом». 7 мая 1926 года в рамках санкционированной ЦК кампании по борьбе со «сменовеховством» на квартире у Булгакова был произведен обыск и конфискована рукопись дневника писателя и два экземпляра машинописи «Собачьего сердца». Лишь спустя три с лишним года конфискованное при обыске было возвращено автору благодаря содействию Максима Горького. «Собачье сердце» предполагалось инсценировать во МХАТе. 2 марта 1926 года Булгаков заключил с театром договор, который в связи с цензурным запретом на произведение был расторгнут 19 апреля 1927 года. В «Собачьем сердце» есть характерные приметы времени с декабря 1924 года по март 1925-го. В эпилоге повести упоминается мартовский туман, от которого страдал головными болями вновь обретший свою собачью ипостась Шарик. Программа московских цирков, которую столь тщательно изучает Преображенский, проверяя нет ли там номеров с участием котов («У Соломоновского… четыре каких-то…Юссемс и человек мертвой точки… У Никитина… слоны и предел человеческой ловкости»), точно соответствует программам начала 1925 года.
Именно тогда состоялись гастроли воздушных гимнастов «Четыре Юссемс» и эквилибриста Этона, номер которого назывался «Человек на мертвой точке». Повесть начинается с изображения Москвы, увиденной глазами Шарика, бродячего пса, никому не нужного, «знающего» жизнь далеко не с лучшей ее стороны. Картина города реалистична, даже натуралистична: шикарные рестораны, где «дежурное блюдо — грибы, соус пикан», и столовая «нормального питания служащих Центрального Совета Народного Хозяйства», в которой варят щи из «вонючей солонины». Здесь живут «товарищи», «господа», «пролетарии». Все показывает неприглядную изнанку: кругом разруха, исказились в страшной гримасе улицы, дома, люди. Дома, словно люди, живут своей самостоятельной жизнью (калабуховский дом). Немалое значение в завязке повести имеет зловещий пейзаж: «Вьюга в подворотне ревет мне отходную», «ведьма сухая метель загремела воротами», «вьюга захлопала из ружья над головой». Один из главных героев повести — профессор Преображенский — всемирно известный ученый, врач, умница, абсолютно уверенный в том, что «разруха не в клозетах, а в головах», размышляет о происходящем так: ведь стоял же калабуховский дом до революции, и никто не воровал калош, и лежали ковры в парадном, и лестница была чистой, в цветах, но пришли другие люди и «в апреле семнадцатого года в один прекрасный день, пропали все калоши <…> 3 палки, пальто и самовар у швейцара», и вот тут-то началась разруха.
Идея преобразования мира стара и благородна, ее поддерживали и развивали лучшие умы в истории, но это идея преобразования, а не разрушения. С первых же страниц повести читатель погружается в атмосферу разрушения, опустошения, в мир, где все строится по закону: «Кто был ничем, тот станет всем». Эти «никто» живут в калабуховском доме, именно благодаря им наступает «разруха». Они не занимаются делом, они — поют. В этом мире перестают действовать общечеловеческие нормы и законы поведения. Фамилия Преображенский не случайна. Филипп Филиппович не просто врач, он «маг», «волшебник», «чародей», преобразователь, который пытается найти способ «улучшения человеческой породы». Но его эксперимент приводит к неожиданным результатам. Несчастный пес Шарик становится гражданином Шариковым. Начинается процесс воздействия словом, которое несет Швондер. По его мнению, Шариков «пролетарий», «труженик», чего никак не может понять профессор. «Да почему же вы труженик?» — изумляется он. А логика «пролетариев» такова: «Да уж известно — не нэпман». Шарикову невдомек, что все, что имеет профессор Преображенский, нажито собственным трудом, его не смущает, что он живет и кормится за счет профессора: ведь зачем работать, если можно отнять. Как известно, ленинский дозунг «Грабь награбленное!», в том числе и нажитое интеллектуальным трудом, был одним из самых популярных в дни революции. Благородная идея «равенства и братства» переродилась в примитивную уравниловку и откровенный грабеж. И Шариков и Швондер — люди искусственно выведенные, только разными путями. Операция по пересадке гипофиза в течение недели «очеловечила» собаку, «операция» по «очеловечиванию» Швондера длилась дольше, но результат в сущности один.
Эти «люди» имеют лишь внешние человеческие признаки, недостаточные для того, чтобы определение «человек» было к ним приложимо. Миллионам швондеров внушили: чтобы стать «новым человеком», хозяином жизни, не нужно много трудиться и прилагать какие-либо особенные усилия, достаточно того, что ты «пролетарий» — а значит, имеешь право быть «хозяином жизни». Убеждение Шарикова в своем классовом превосходстве вызывает взрыв негодования у Преображенского и Борменталя: «Вы стоите на самой низшей ступени развития <…> вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить…» С появлением Шарикова в квартире профессора начинается разруха, она принимает катастрофические размеры, и вместо того, чтобы заниматься делом, оперировать, Преображенский вынужден принимать Швондера, выслушивать угрозы, обороняться, писать бесчисленные бумаги, чтобы узаконить существование Полиграфа Полиграфовича. Нарушена жизнь всего дома, «народ целый день ломится», чтобы посмотреть «говорящую собачку». У людей нет другого дела, но ведь без своего дела нет и жизни. Эта мысль автора очень важна. Революционеры-болыпевики только тем и занимаются, что делают не свое дело: руководят, не умея руководить, разрушают то, что не ими создано, все переделывают, перестраивают. Эксперимент большевиков по созданию «нового» — центральная проблема повести. Профессор Преображенский не любит большевиков, но и он своими, хирургическими методами, хочет «улучшить человеческую породу». И вот вывод, сделанный профессором: Шариков — насилие над природой! «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может спокойно его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого! <…> Мое открытие, черти б его съели, <…> стоит ровно один ломаный грош… <…> Теоретически это интересно. <…> Ну а практически что? Кто теперь перед вами? — Преображенский указал в сторону смотровой, где почивал Шариков». Что же могло выйти из Клима Чугункина, пьяницы с тремя судимостями, умершего в пивной от удара ножом в сердце? Ответ прост — Клим Чугункин.
Страшно другое: «продвинутым» пролетарием, для которого уготован государственный пост, становится «помесь» преступника и собаки. А ведь Шариков далеко бы пошел, потому что такие, как он, удобны. Шариковы готовы подчиняться и подчинять. А власть пролетариата — основа пролетарской идеологии. Нельзя в одночасье изменить то, что складывалось веками. Крах подобных экспериментов неизбежен, потому что невозможно «очеловечить» то, что перестало быть человеком, потеряв духовную и моральную основу, на которой строятся отношения между обществом и личностью. Вот почему эксперимент с очеловечением собаки провалился так же, как и трагический коммунистический «эксперимент». Время показало, насколько прав был в своих прозрениях М. Булгаков.
Другие части и похожие материалы:
- Сатира в повести М. А. Булгакова (на примере одного…
- Історія створення й доля повести М. А. Булгакова…
- История создания и публикации повести
- РОМАН М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» (Система уроков)
Первая публикация на родине
Только благодаря перестройке и гласности русскому читателю стали доступны многие ключевые произведения XX века. В том числе «Собачье сердце». История создания и судьба повести таковы, что на родине произведение впервые было напечатано в 1987 году. Это случилось на страницах журнала «Звезда».
Однако основой послужила все та же неточная копия, с которой повесть печаталась за рубежом. Позже исследователи подсчитают, что она содержала не менее тысячи грубых ошибок и искажений. Однако именно в таком виде до 1989 года печаталось «Собачье сердце». История создания кратко может уместиться всего на нескольких страницах. В действительности же прошли десятилетия, прежде чем повесть дошла до читателя.
Значение повести «Собачье сердце» в русской литературе
Булгаков в «Собачьем сердце» продолжил сатирические традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина, которых считал своими учителями. Эта повесть-предостережение только к концу 80-х годов прошлого века перестала быть запрещенным произведением, была впервые опубликована в журнале «Звезда» в 1987 г. и имела оглушительный успех. Уже через год по повести режиссером В. Бортко был снят одноименный фильм, получивший множество наград и ставший классикой мирового кинематографа. Цитаты из повести с остросоциальным содержанием в занимательном изложении стремительно разлетелись на крылатые выражения и афоризмы. Уже прошло почти 95 лет после создания «Собачьего сердца», но по-прежнему к нему не ослабевает читательский интерес.
Сюжет повести
Действия произведения разворачиваются в столице в 1924 году. В центре повествования — знаменитый хирург, светило науки Филипп Филиппович Преображенский. Основные его исследования посвящены омоложению человеческого организма. В этом он достиг небывалых успехов. На консультации и операции к нему записываются чуть ли не первые лица страны.
В ходе дальнейших исследований он решается на дерзкий эксперимент. Пересаживает собаке человеческий гипофиз. В качестве подопытного животного выбирает обычного дворового пса Шарика, который как-то прибился к нему на улице. Последствия стали буквально шокирующими. Спустя короткое время Шарик начал превращаться в настоящего человека. Однако характер и сознание он приобрел не от пса, а от пьяницы и грубияна Клима Чугункина, которому принадлежал гипофиз.
Сначала эта история распространялась только в научных кругах среди профессоров, но скоро просочилась в прессу. О ней узнал весь город. Коллеги Преображенского выражают восхищение, а Шарика демонстрируют медикам со всей страны. Но Филипп Филиппович первым понимает, какими жуткими будут последствия этой операции.
Преображение Шарика
Тем временем на Шарика, который превратился в полноценного человека, начинает оказывать негативное влияние коммунистический активист по фамилии Швондер. От ему внушает, что тот пролетарий, которого угнетают буржуа, в лице профессора Преображенского. То есть происходит ровно то, против чего боролась Октябрьская революция.
Именно Швондер выдает герою документы. Он теперь не Шарик, а Полиграф Полиграфович Шариков. Устраивается работать в службу по отлову и уничтожению бездомных животных. В первую очередь, его, конечно, интересуют кошки.
Под влиянием Швондера и коммунистической пропагандистской литературы Шариков начинает грубить профессору. Требует прописать себя. В конечном счете он пишет донос на докторов, которые превратили его из собаки в человека. Все заканчивается скандалом. Преображениский, который не в силах это терпеть и дальше, делает обратную операцию, возвращая Шарикову собачий гипофиз. Тот со временем утрачивает человеческий облик и возвращается к животному состоянию.
Политическая сатира
Это произведение — яркий пример острой политической сатиры. Самое распространенное толкование связано с идеей пробуждения пролетарского сознания в результате победы Октябрьской революции. Шариков представляет собой аллегорический образ классического люмпен-пролетариата, который, получив неожиданно большое количество прав и свобод, начинает проявлять сугубо эгоистические интересы.
В финале повести судьба создателей Шарикова выглядит предрешенной. В этом, как считают многие исследователи, Булгаков предсказал грядущие массовые репрессии 30-х годов. В результате их пострадали многие верные коммунисты, которые добывали победу в революции. В результате внутрипартийной борьбы часть из них была расстреляна, а часть сослана в лагеря.
Финал же, придуманный Булгаковым, многим кажется искусственным.
Шариков — это Сталин
Существует еще одна интерпретация этой повести. Некоторые исследователи считают, что она была острой политической сатирой на руководство страны, которые работало в середине 20-х годов.
Прототипом Шарикова в реальной жизни является Иосиф Сталин. Не случайно у обоих «железная» фамилия. Вспомните, что первоначальное имя человека, которому пересадили гипофиз собаки, — Клим Чугункин. По мнению этих литературоведов, прообразом профессора Преображенского был вождь революции Владимир Ленин. А его ассистент доктор Борменталь, который постоянно конфликтует с Шариковым, — это Троцкий, настоящая фамилия которого — Бронштейн. И Борменталь, и Бронштейн — еврейские фамилии.
Находятся прототипы и для других персонажей. Ассистентка Преображенского Зина — это Зиновьев, Швондер — Каменев, а Дарья — Дзержинский.
Приемы художественной условности, фантастика и сатира в повести «Собачье сердце»
В основе сюжета «Собачьего сердца» — фантастическое превращение собаки в человеческую особь в результате опыта ученого. Научный опыт профессора Преображенского является художественной условностью.
В фантастическом содержании отражаются вполне реальные события. В России и Европе в начале XX в. активно проводились генетические научные исследования в области улучшения человеческой природы искусственным путем, которыми занималась наука евгеника. Не случайно фамилия Преображенский образована от слова «преображать», т.е. менять, переделывать.
К тому же профессор Преображенский занимается опытами по омоложению человеческого организма. Идея омоложения, вечной молодости – одна из реалий 20-х годов XX в. Для большевистской России молодость стала символом нового мира, воспевалась поэтами нового времени. «Коммунизм – это молодость мира и его возводить молодым!», — писал Маяковский.
В «Собачьем сердце» доктор Борменталь сделает запись в своем дневнике: «Перед нами новый организм». Но в этом новом организме с предельной силой проявляется все самое худшее, что было в погибающем старом мире. Так Булгаков, описывая абсурдность научного опыта Преображенского, показал абсурдность нового миропорядка, в котором будут властвовать люди с сомнительным прошлым, малообразованные, далекие от культуры.
Сатирически тонко выбрал Булгаков имя для донора Шарикова: имя Клим было прозрачным намеком на красного военного наркома Клима Ворошилова, а фамилия Чугункин (чугун) подобна фамилии Сталин (сталь). Оттого Шариков идеально вписывается в новую реальность, получает документы как полноценный советский гражданин, устраивается на руководящую должность заведующего отделом очистки от бездомных животных. Так при новом режиме будет создана огромная идеологическая машина из таких шариковых для уничтожения инакомыслящих. В рукописи 1925 г. был подзаголовок: «Чудовищная история».Тесно переплетенные в повести «Собачье сердце» фантастика и сатира передают чудовищность попыток необдуманных научных и социальных экспериментов.
Советская цензура
Важную роль в истории создания этого произведения сыграла советская цензура. В первой редакции повести содержались прямые отсылки на политических персонажей того времени.
Булгаков в глубине души надеялся ее опубликовать. И даже отнес в альманах «Недра». Но оттуда ее решили даже не отправлять на вычитку в Главлит, который должен был утвердить содержание журнала. Настолько неблагонадежной она показалась редакторам.
Один из экземпляров рукописи попал в руки Каменева, который наложил строгий запрет на публикацию повести, назвав ее «острым памфлетом на современность». В самиздате произведение начало распространяться по рукам только начиная с 30-х годов. Известность же на всю страну обрело значительно позже — во времена перестройки
LiveInternetLiveInternet
Об истории создания и публикации повести «Собачье сердце»
В январе 1925 г. М. А. Булгаков по заказу журнала «Недра», где ранее были опубликованы егопроизведения «Дьяволиада» и «Роковые яйца», начал работу над новой повестью. Первоначально она называлась «Собачье счастье. Чудовищная история», но вскоре писатель заменил название на «Собачье сердце». Произведение было закончено уже в марте того же года.
Его фабула перекликается с романом известного английского писателя-фантаста Герберта Уэллса «Остров доктора Моро», в котором описаны опыты одного профессора по превращению хирургическим путём людей в животных. Прототипом одного из главных героев повести М. А. Булгакова профессора Преображенского стал дядя писателя, известный в Москве врач Н. М. Покровский.
В марте 1925 году писатель впервые читал свою повесть на литературном собрании «Никитинских субботников». Один из слушателей тотчас же донёс в Главное политическое управление страны: «Такие вещи, прочитанные в самом блестящем литературном кружке, намного опаснее бесполезно-безвредных выступлений литераторов 101-го сорта на заседаниях Всероссийского Союза Поэтов. Вся вещь написана во враждебных, дышащих бесконечным презрением к Совстрою тонах и отрицает все его достижения. Есть верный, строгий и зоркий страж у Соввласти, это — Главлит, и если моё мнение не расходится с его, то эта книга света не увидит».
В то время подобные высказывания «компетентных» сотрудников не могли пройти бесследно. По просьбе главного редактора журнала «Недра» Н. С. Ангарского с рукописью повести ознакомился советский партийный и государственный деятель Лев Каменев. Он и вынес рукописи окончательный вердикт: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя».
И хотя у М. А. Булгакова уже был подписан договор с МХАТом о постановке повести на сцене, в связи с цензурным запретом он был расторгнут. А к самому писателю с санкции Центрального комитета партии 7 мая 1926 года пришли с обыском, в результате которого были изъяты не только два экземпляра машинописного варианта «Собачьего сердца», но и его личные дневники. Повесть пришла к своему читателю в СССР лишь в 1987 г.
В январе 1925 г. М. А. Булгаков по заказу журнала «Недра», где ранее были опубликованы его произведения «Дьяволиада» и «Роковые яйца», начал работу над новой повестью. Первоначально она называлась «Собачье счастье. Чудовищная история», но вскоре писатель заменил название на «Собачье сердце». Произведение было закончено уже в марте того же года.
Его фабула перекликается с романом известного английского писателя-фантаста Герберта Уэллса «Остров доктора Моро», в котором описаны опыты одного профессора по превращению хирургическим путём людей в животных. Прототипом одного из главных героев повести М. А. Булгакова профессора Преображенского стал дядя писателя, известный в Москве врач Н. М. Покровский.
В марте 1925 году писатель впервые читал свою повесть на литературном собрании «Никитинских субботников». Один из слушателей тотчас же донёс в Главное политическое управление страны: «Такие вещи, прочитанные в самом блестящем литературном кружке, намного опаснее бесполезно-безвредных выступлений литераторов 101-го сорта на заседаниях Всероссийского Союза Поэтов. Вся вещь написана во враждебных, дышащих бесконечным презрением к Совстрою тонах и отрицает все его достижения. Есть верный, строгий и зоркий страж у Соввласти, это — Главлит, и если моё мнение не расходится с его, то эта книга света не увидит».
В то время подобные высказывания «компетентных» сотрудников не могли пройти бесследно. По просьбе главного редактора журнала «Недра» Н. С. Ангарского с рукописью повести ознакомился советский партийный и государственный деятель Лев Каменев. Он и вынес рукописи окончательный вердикт: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя».
И хотя у М. А. Булгакова уже был подписан договор с МХАТом о постановке повести на сцене, в связи с цензурным запретом он был расторгнут. А к самому писателю с санкции Центрального комитета партии 7 мая 1926 года пришли с обыском, в результате которого были изъяты не только два экземпляра машинописного варианта «Собачьего сердца», но и его личные дневники. Повесть пришла к своему читателю в СССР лишь в 1987 г.
В январе 1925 г. М.А. Булгаков по заказу журнала «Недра», где ранее были опубликованы его произведения «Дьяволиада» и «Роковые яйца», начал работу над новой повестью. Первоначально она называлась «Собачье счастье. Чудовищная история», но вскоре писатель заменил название на«Собачье сердце». Произведение было закончено уже в марте того же года.
Его фабула перекликается с романом известного английского писателя-фантаста Герберта Уэллса «Остров доктора Моро», в котором описаны опыты одного профессора по превращению хирургическим путём людей в животных. Прототипом одного из главных героев повести М.А. Булгакова профессора Преображенского стал дядя писателя, известный в Москве врач Н.М. Покровский.
В марте 1925 году писатель впервые читал свою повесть на литературном собрании «Никитинских субботников». Один из слушателей тотчас же донёс в Главное политическое управление страны: «Такие вещи, прочитанные в самом блестящем литературном кружке, намного опаснее бесполезно-безвредных выступлений литераторов 101-го сорта на заседаниях Всероссийского Союза Поэтов. Вся вещь написана во враждебных, дышащих бесконечным презрением к Совстрою тонах и отрицает все его достижения. Есть верный, строгий и зоркий страж у Соввласти, это — Главлит, и если моё мнение не расходится с его, то эта книга света не увидит».
В то время подобные высказывания «компетентных» сотрудников не могли пройти бесследно. По просьбе главного редактора журнала «Недра» Н.С. Ангарского с рукописью повести ознакомился советский партийный и государственный деятель Лев Каменев. Он и вынес рукописи окончательный вердикт: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». Материал с сайта https://iEssay.ru
И хотя у М.А. Булгакова уже был подписан договор с МХАТом о постановке повести на сцене, в связи с цензурным запретом он был расторгнут. А к самому писателю с санкции Центрального комитета партии 7 мая 1926 года пришли с обыском, в результате которого были изъяты не только два экземпляра машинописного варианта «Собачьего сердца», но и его личные дневники. Повесть пришла к своему читателю в СССР лишь в 1987 г.
https://iessay.ru/ru/writers/native/b/bulgakov/stat…likacii-povesti-sobache-serdce
https://www.school-essays.info/ob-istorii-sozdaniya…ikacii-povesti-sobache-serdce/
Иллюстрации:https://www.labirint.ru/screenshot/goods/64720/16/
https://autodrawings.ucoz.net/photo/risunki/drugie_…quot_sobache_serdce_qu/7-0-108
https://litervsh.ru/khudozhestvennaya-galereya/kniz…ulgakova-sobachje-srrdce Василия Красникова,Куклы Елены Куниной,Натальи Скворцовой