Роковая поездка на кавказ рассказ

В ингушетии кисловодский городской суд на выездном заседании в ессентуках 15 декабря приговорил фигурантов по делу о земельных протестах к

В Ингушетии Кисловодский городской суд на выездном заседании в Ессентуках 15 декабря приговорил фигурантов по делу о «земельных протестах» к срокам от 7,5 до 9 лет колонии общего режима.

В 2019 году, 26 марта, в центре Магаса прошел митинг против соглашения о закреплении административной границы Чечни и Ингушетии, которой не было с 1991 года. Власти назвали это обменом, но по этому соглашению Ингушетия отдавала соседней республике больше территорий. Протестующие на митинге в Магасе обвинили тогдашнего главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова в предательстве национальных интересов. Митинг закончился столкновениями с силовиками, а потом и обысками у участников с возбуждением уголовных дел. По делу в общей сложности привлекли 49 человек.

Магомед Абубакаров, адвокат по делу ингушской оппозиции, утверждает, что на прокуратуру было оказано давление напрямую из администрации российского президента, и называет это решение политическим.

Абубакаров и адвокат Каринна Москаленко рассказали Настоящему Времени, почему дело было рассмотрено с нарушениями и кто мог выступать за столь строгие приговоры.

— Каринна, Кадыров вызывал Ахмеда Барахоева на шариатский суд, и вообще в 2018 году у Рамзана Кадырова нарастал конфликт с ингушскими старейшинами. Как вы думаете, есть ли роль Кадырова в том, что сейчас лидеры протестов в Магасе, в том числе Барахоев, получили такие большие сроки?

Каринна Москаленко: Знаете, адвокаты всегда опираются на определенные факты. И наше предположение, может быть, не имеет столь важного значения, как тот факт, что совершенно очевидно, что принималось решение по этому делу не в зале судебного заседания, о чем защита прямо заявляла суду. Дело в том, что когда попытались освободить из-под стражи единственную женщину и Зарифа была освобождена, через пять дней впопыхах по чьему-то указанию было отменено абсолютно законное и обоснованное решение суда об освобождении ее не просто так, а под домашний арест. И в этот момент наступило уже окончательное прозрение всех, кто еще надеялся на какие-то результаты этого процесса, на справедливый суд. Стало понятно, что судья не решает этого вопроса. Я в своей речи назвала его «трагической фигурой».

Но дело в том, что все равно никакого снисхождения, никакого понимания людям, которые обеспечили эту политическую расправу, в том числе и судебной власти. Это просто несмываемый позор, который лежит на российском правосудии. Да, о «Болотном деле» знали многие, это очень важное дело, которое, наконец, стало предметом обсуждения всех россиян. Россияне заметили это дело, российские СМИ заметили это дело. И сейчас, видя, что политические узники приговорены к длительным срокам наказания, никто уже не имеет никаких иллюзий. Но когда ведешь политическое дело, вот Магомед Беков мне не даст соврать, ты, конечно, уже строишь всю свою стратегию на то, чтобы закрепить нарушения, а их, поверьте мне, было в судебном заседании предельно много. Закрепить их и впоследствии добиться рассмотрения этого дела в независимом суде, доказывая, что не было обеспечено справедливого судебного разбирательства, чем мы и займемся.

— Магомед, правильно ли я понимаю, что суд не учел вообще никакие доказательства защиты, никаких свидетелей – их было больше сотни? И правильно ли я понимаю, что были свидетели, которые говорили, что старейшины ингушского народа на самом деле пытались людей остановить, когда начались столкновения с полицией?

Магомед Беков: Совершенно верно. Были свидетели, и в первую очередь это свидетели обвинения, которые свидетельствовали, что лидеры протеста успокаивали людей, вели переговоры с сотрудниками МВД, призывали к спокойствию, призывали к благоразумию. Я их называю «псевдопотерпевшими», потому что, как сказала Каринна, в деле было много нарушений. При всем кажущемся объективном подходе судьи, который удовлетворял практически все ходатайства стороны защиты, истребовал даже заключение экспертов – были проведены психолого-лингвистические экспертизы в рамках основного уголовного дела, которые следствие просто не выделило с основными материалами только лишь по одной причине, что эти заключения носили исключительно обеляющий характер наших подзащитных и в них было написано, что признаков каких-либо экстремистских призывов или лингвистических признаков в их словах не было.

Конечно же, это вопиющий факт, когда и свидетели обвинения, и более ста свидетелей защиты, которые были допрошены в судебном заседании, и псевдопотерпевшие, которые по основному уголовному делу признавались потерпевшими, но в уголовном деле, в котором обвиняли наших подзащитных как организаторов, как создателей экстремистского сообщества и организации применения насилия, их потерпевшими не признавало ни следствие, ни суд.

И, более того, материалы уголовного дела не содержат заявлений от засекреченных свидетелей о том, что они просят себя засекретить. Это очень важный момент, потому что когда допрашивается тот или иной свидетель или потерпевший в рамках уголовного судопроизводства, от него берут заявление, и в этом заявлении прописывается, какие угрозы поступили. Закон говорит, что если поступили угрозы, значит, таких заявлений нет в деле и их не было, потому что когда каждый раз на суде допрашивался тот или иной свидетель или потерпевший, мы просили вскрыть конверт и просили посмотреть, имеется ли письменное заявление. Этих заявлений дело не содержит.

— Вы можете объяснить, как такие суровые приговоры, в том числе старейшинам, стали возможны на Кавказе, где с большим почтением всегда относятся к старшим? Как вообще ингушское общество сейчас это воспринимает?

Магомед Беков: Ингушское общество, конечно же, это воспринимает негативно. Можете просто даже отследить это по соцсетям. Когда я приезжаю в Ингушетию, понятно, что очень много мероприятий. Стоит зайти в любой магазин, на заправку – тебя узнают, к тебе подходят люди и, конечно же, очень многие сопереживают.

Вы сказали: «Как возможен такой приговор на Кавказе?» Понимаете, я не считаю, что в Ингушетии этот приговор был бы каким-то иным. Здесь вопрос вообще не связан с судопроизводством и вообще не связан с объективностью и беспристрастностью наших судов. Решение выносится в высоких кабинетах.

Вы задали вопрос Каринне Москаленко: «Имеет ли какое-то отношение к этому Кадыров или Евкуров?» Можно, конечно, гадать, имеют ли они отношение к этому, коль они все были связаны с тем, что произошло, по границам: Матовников, Кадыров, Евкуров. На региональном уровне, я считаю, здесь вообще никто не имеет никакого влияния на этот суд. Это решение принимается в Кремле. Для нас не секрет – сегодня я могу об этом сказать, – у защиты была информация о том, что на прокуратуру оказано давление из администрации президента непосредственно руководителем администрации президента по внутренней политике Яриным. Кто такой Ярин? Ярин – это человек, который в свое время работал в Кабардино-Балкарии, по-моему, замом или вице-премьером, и у него в охране был брат Юнус-Бека Евкурова. То есть у них тесная дружба. Можно предположить, что эта дружба не прекратилась, потому что все-таки мы наблюдаем картину, когда глава региона может довести республику до банкротства в течение десяти лет, передать территорию, создать такие волнения в республике и стать одним из замов министра обороны. Это говорит о том, что глава государства в курсе всего. И более того, Сокуров донес на заседании Совета по правам человека эту информацию до главы государства. У меня нет никаких сомнений, что решение принималось в Кремле.

— Как вы думаете, Каринна, все-таки заказчик всего этого дела [руководитель кремлевского управления по внутренней политике Андрей] Ярин или Кадыров?

Каринна Москаленко: Знаете, я так далека от политики и от политиков, я даже точно не знаю, кто такой Ярин. Я с интересом выслушала Магомеда, он хорошо осведомлен, я ему склонна доверять – у меня нет оснований ему не доверять. Но то, что мне понятно, что мне совершенно ясно, – что такое решение столь безапелляционное, столь жесткое могло быть принято только действительно на самом верху. И что обратило на себя мое внимание – когда замечательный Сокуров замечательно обрисовал ситуацию и довел до сведения президента Российской Федерации эту абсолютно недопустимую беззаконную процедуру и это дело, от главы государства, который всегда по существу отвечает на все поставленные вопросы, он просто ушел от ответа. Он ни слова не сказал по ингушскому делу, хотя, я бы сказала, выступление Сокурова было обострено, все критичные точки были обострены. И ни на одну точку не было отвечено.

Высший земельный суд Берлина приговорил россиянина Вадима Красикова к пожизненному заключению. Красиков обвинялся в убийстве бывшего чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили, который переехал в Германию и попросил убежища. В августе 2019 года Хангошвили был застрелен в берлинском парке Малый Тиргартен недалеко от квартиры, в которой жил.

Суд счел доказанным утверждение стороны обвинения, что россиянин Красиков совершил убийство по указанию властей России. Сразу после этого Германия объявила о высылке двух российских дипломатов. Москва не признала решение берлинского суда. О том, что власти страны «категорически не согласны» с решением по делу Красикова, заявлял пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

В интервью Кавказ.Реалии брат убитого Зураб Хангошвили рассказал о реакции на приговор, обвинениях Путина и возможных последствиях для чеченских беженцев в Европе.

Как вы узнали о приговоре?

– Сам я, к сожалению, не мог присутствовать на суде. Я нахожусь в другой стране, и у меня нет разрешения ее покидать, но на суд ходили родственники – племянники, семья Зелимхана. У меня там есть адвокат, она представляет интересы нашей семьи как потерпевших. Как только решение огласили, она мне позвонила и все рассказала. Вынесение приговора длилось свыше двух часов, и больше всего в нем меня обрадовало то, что ответственность была возложена на российские власти.

Вы ожидали, что вердикт будет именно таким?

– Мы не думали, что решение будет таким четким. Было ясно, что ему (Красикову. – Прим. ред.) дадут пожизненный срок, но мы не знали, что российские власти признают ответственными. Это очень хорошее решение, я очень им доволен. Думаю, что оно идеальное, потому что оно по адресу.

То, что спецслужбы России имеют к этому отношение, уже доказано. Известно, с кем этот убийца был связан, где он был. Все эти разговоры, которые теперь пошли, то, что Путин упомянул Зелимхана, сказал, что он был причастен к терактам в метро в Москве, они не имеют никакого основания (Владимир Путин называл Хангошвили «кровавым убийцей», его убийство он квалифицировал как «криминальную разборку». – Прим. ред.).

То, что спецслужбы России имеют к этому отношение, уже доказано. Известно, с кем этот убийца был связан, где он был

Теперь вот и про Беслан стали говорить, мол, он и там принимал участие. Все это они делают для того, чтобы снять с себя ответственность: вот, мол, даже если его убили, он того заслуживал.

Я думаю, немецкий суд принял такое решение, потому что хочет показать, что в этой стране нельзя просто так совершить преступление и остаться безнаказанным. Германия показала, что она не проходной двор, что это государство и оно охраняется. Здесь нельзя, как в других странах, просто убить человека. Они хотели показать, что они хозяева на этой земле, что не позволят здесь шутить шутки. Кроме всего прочего, это преступление было совершено в центре города, в парке, где ходят женщины, дети, это не пустяки. Это стресс для граждан Германии, они хотели показать, что такое здесь не прокатит.

Как вы думаете, какие последствия будут у этого приговора?

– Уже есть решение выслать двух российских дипломатов. Не знаю, как дальше будут действовать немецкие власти, будут ли другие санкции. Если честно, даже если ничего больше не будет, я очень рад. Я довольствуюсь уже тем, что им не сошло с рук то, что они сделали, что они еще услышат имя Зелимхана. Слава Аллаху, он не забыт.

– Как считаете, может ли этот приговор повлиять на решения европейских стран о высылке чеченских беженцев на родину?

– Я думаю, это должно помочь чеченцам. Российским спецслужбам дали понять, что так просто преступления совершать здесь нельзя, что у этого будут очень серьезные последствия. По крайней мере, это должно помочь тем, кто находится в Европе как политический беженец, тем, у кого проблемы с российскими властями.

Вы себя чувствуете в безопасности?

– Я не думаю, что я буду чувствовать себя в безопасности в любой стране мира, но я знаю, что человек не сможет приехать сюда, навредить мне и уехать безнаказанно, поэтому мне более или менее спокойно здесь. Кроме того, мне кажется, что ко мне какое-то внимание со стороны местных властей есть. Я этого не вижу, не замечаю каких-то людей, но думаю, что они за мной приглядывают.

Российским спецслужбам дали понять, что так просто преступления совершать здесь нельзя, что у этого будут очень серьезные последствия

В 2015 году на Зелимхана совершили покушение в Грузии, и людей, которые это сделали, спокойно отпустили. Правоохранительные органы до сих пор не провели никакого расследования Следствие продолжается, на все вопросы будут даны ответы, давайте просто дождемся завершения расследования«, – заявил тогда заместитель министра внутренних дел Грузии Арчил Талаквадзе. – Прим. ред.).

И сейчас, после этого приговора, Грузия не сделала никакого заявления, они даже не упоминают его убийство. Точно так же будет, если со мной там что-то произойдет, поэтому тут мне спокойнее.

Как себя чувствует семья Зелимхана, его жена и дети?

– Я думаю, что женщинам и детям ничего не угрожает здесь, но о том, чтобы поехать в Грузию, даже в гости, нет и речи. Они знают, что это небезопасно. Здесь, я думаю, что после всего того, что произошло, их никто трогать не будет.

***

Следствие по делу об убийстве Хангошвили продолжалось в Берлине больше года. Согласно выводам германской прокуратуры, убийство было спланировано и организовано из-за рубежа и является операцией иностранных спецслужб.

Главные новости Северного Кавказа и Юга России – в одном приложении! Загрузите Кавказ.Реалии на свой смартфон или планшет, чтобы быть в курсе самого важного: мы есть и в Google Play, и в Apple Store.

Известный русский писатель И. Бунин много лет провел за границей. Но это не помешало писателю создать великолепные произведения, принесшие мировую известность. Среди них и рассказ «Кавказ», поражающий реалистичностью и драматизмом. Несмотря на то, что «Кавказ» Бунина включен в школьную программу, смысл сюжета сложен для понимания даже взрослым людям. Анализ произведения поможет разобраться, какой в рассказе «Кавказ» смысл повествования не только школьникам, но и интересующимся творчеством Бунина.

Краткое содержание

Место действия рассказа – дореволюционная Россия. События начинаются в Москве, а затем переносятся на черноморское побережье Кавказа.

Проанализировать смысл произведения «Кавказ» будет проще после описания событий сюжета.

Главных героев трое. Рассказ ведется от первого лица – мужчины, приехавшего в Москву для встречи с любимой женщиной.

Женщина замужем, поэтому любовники встречаются тайком. Придя на очередную встречу к герою, дама выглядит испуганной. Причиной испуга стали подозрения мужа-офицера в неверности. Даме кажется, что муж следит за ней, но она все равно готова рисковать, даже ценой жизни.

Интересно! За основу сюжета Бунин взял историю из собственной жизни. Некоторое время автор тайно встречался с замужней дамой, но была ли это случайная интрижка либо настоящее чувство – неизвестно.

Чтобы побыть подольше вместе любовники придумывают дерзкий план – уехать на Кавказ. Женщине удается уговорить мужа отпустить ее на юг. На случай, если муж решит поехать вслед за любовниками, героиня оставляет два ложных адреса – в Геленджике и Гаграх.

Любовники отправляются в Сочи, остановившись в Геленджике и Гаграх лишь для отправки оттуда открыток мужу.

Как и предполагала героиня, муж ринулся вслед за супругой на Кавказ. Не найдя жену в указанных ею местах, офицер приезжает в Сочи.

На следующий день пребывания на курорте муж кончает жизнь самоубийством, выстрелив в висок из револьвера.

Объяснение сюжета

Несмотря на то, что произведение Бунина небольшое, в рассказе «Кавказ» смысл сюжета довольно глубок и многогранен. Автор не называет имен героев, так как история могла приключиться с кем угодно.

В рассказе Кавказ смысл поступков героев следует рассматривать, исходя из исторических реалий того времени. Светское общество, которому принадлежали герои, диктовало свои правила жизни. Развод для женщины считался позором. Возможно, героиня не решалась уйти от мужа, чтобы не быть отвергнутой обществом. Для мужа также превыше всего была репутация в обществе. Но ради сохранения чести офицера герой предпочел покончить с собой, чем играть роль обманутого мужа.

Читая произведение Бунина «Кавказ» некоторые читатели задумываются о смысле названия. Автор не случайно так назвал рассказ. Кавказ – не просто место действия. Он символизирует силу чувств героев. Недаром красочная природа Кавказа, теплая, солнечная южная погода противопоставляются серым будням в холодной, сырой Москве.

Промозглая московская погода является символом ушедших чувств. Тогда как южное лето характеризует страсть. Но погода Кавказа обманчива. Зной, изнуряющая жара сменяют тепло и накаляют страсти, заставляя обманутого мужа потерять рассудок и застрелиться.

В рассказе писатель раскрывает несколько важных тем:

  • любви;
  • смысла жизни;
  • ревности;
  • супружеской неверности.

На заметку! Главный смысл произведения – нравственный выбор героев. Предательство, измена приводят к трагедии. Это заставляет задуматься о сущности любви. Что такое настоящая любовь, может ли она быть преступной? Автор не дает ответа на вопросы, предлагая читателям самостоятельно поразмышлять об этом.

В чем суть концовки

Рассказ заканчивается смертью обманутого мужа. Писатель не показывает, что предшествовало трагическому событию. Но становится понятно, что муж убедился в своих подозрениях.

Будучи офицером и благородным человеком, герой не стал мстить любовникам. Но, видимо, ноша был столь тяжела для него, что мужчина решил добровольно уйти из жизни.

Являются ли последние строки информацией, полученной женой от полиции либо это просто постскриптум автора – неизвестно. Это не столь важно, так как не влияет на смысл финала рассказа «Кавказ».

Трагическая концовка показывает, что любовь иногда несет не только счастье, но и разрушение. Влюбленные часто поступают эгоистично, не думая о других людях. Это и приводит к трагедии, описанной Буниным.

История могла закончиться не так трагически, если бы героиня честно призналась во всем мужу. Нужно бережно относиться к чувствам близких людей. Таким образом в финале раскрывается основной смысл, заложенный Буниным в сюжет рассказа «Кавказ». Несчастье другого человека не может принести счастья. Неизвестно, как сложится судьба героев дальше. Ясно лишь одно – даже если они останутся вместе, между ними будет стоять смерть обманутого мужа.

Рассказ Бунина заставляет задуматься о ценности брака и ответственности перед близкими людьми. Связав жизнь с другим человеком, нужно быть готовым к тому, что любой поступок отражается на спутнике жизни. Поэтому следует осторожно принимать какие-либо решения, учитывая чувства другого человека.

ÊËÓÁ ÁËÀÃÎÒÂÎÐÈÒÅËÜÍÛÕ ÑÊÅËÅÒÎÂ
Ôàíòàñòèêà Ñåðåáðÿíîãî âåêà
Òîì X

   

Åâäîêèÿ Íàãðîäñêàÿ
ÐÎÊÎÂÀß ÌÎÃÈËÀ

   Ïî íàñëåäñòâó îò äàëüíåãî ðîäñòâåííèêà ìíå äîñòàëàñü çåìëÿ â îäíîé èç ñðåäíèõ ãóáåðíèé. ß îòïðàâèëñÿ òóäà, ÷òîáû ââåñòèñü âî âëàäåíèå è ïî äîðîãå ïîäóìûâàë, íå îáíîâèòü ëè ìíå äîì, íå çàâåñòè ëè õîçÿéñòâî, ÷òîáû èíîãäà óåçæàòü â «ñâîé òèõèé óãîëîê», êîãäà ñóòîëîêà ñòîëè÷íîé æèçíè ñëèøêîì óòîìèò íåðâû, íî, ïðèåõàâ íà ìåñòî, ÿ îòêàçàëñÿ îò ýòîãî ïðîåêòà.

   Õîòÿ çåìëÿ áûëà «êëàä», ïî âûðàæåíèþ ìîåãî ïðèêàç÷èêà, íî îíà áûëà óæàñíî ïëîñêà. Ðåêà — òîæå êëàä, ñóäîõîäíàÿ, — òåêëà áåçíàäåæíî ïðÿìî è â òàêèõ íèçêèõ è íåæèâîïèñíûõ áåðåãàõ! Äîì áûë ñòàðûé, íî íå ñòàðèííûé è íèñêîëüêî íå ïîýòè÷íûé, òàê ÷òî ÿ ðåøèë êàê ìîæíî ñêîðåé ïðîäàòü âñå ýòî.

   ß áûë æåíèõîì Íàäè Ðîìîâîé, áûë â íåå áåçóìíî âëþáëåí è ìíå íå õîòåëîñü ñèäåòü â äåðåâíå õîòÿ áû ëèøíèå ñóòêè.

   — Ïðîäàòü ìîæíî, — ñêàçàë ïðèêàç÷èê, — âîò âàøà ñîñåäêà ã-æà Ãîðëàíîâà óæå äàâíî ìåíÿ ñïðàøèâàëà, îíà íà íàøè ëóãà çàðèòñÿ. Âîò ñúåçäèòå ê íåé, äà ñìîòðèòå — íå ïðîäåøåâèòå, îíà äàìà-äåëåö, — èìåíüå-òî ñâîå âñå îêðóãëÿåò. Äîæäåòñÿ ñëó÷àÿ è ñêóïàåò çà áåñöåíîê. Ïîåçæàéòå çàâòðà, îíà ñ õëåáîì ïî÷òè óáðàëàñü, — íå ðàâíî â Ïåòåðáóðã óåäåò.

   ß îòïðàâèëñÿ.

   Óñàäüáà ã-æè Ãîðëàíîâîé òàê æå, êàê è ìîÿ, ñòîÿëà íà áåçíàäåæíîé ïëîñêîñòè. Ýòî áûë òàêîé æå íåóêëþæèé ñòàðûé äîì â îäèí ýòàæ ñ ìåçîíèíîì, íî îí áûë îêðóæåí áîëüøèì ñàäîì — ïî÷òè ïàðêîì — è òåïåðü, â ÿðêèõ îñåííèõ êðàñêàõ, ýòîò ñàä áûë î÷åíü êðàñèâ.

   Âúåõàâ íà äâîð, ÿ óâèäåë íåñêîëüêî ïîäâîä, íàãðóæåííûõ ìåøêàìè ñ çåðíîì, êîòîðûå, î÷åâèäíî, ñîáèðàëèñü êóäà-òî îòïðàâëÿòü. Çà ýòîé îòïðàâêîé íàáëþäàëà êàêàÿ-òî âûñîêàÿ æåíùèíà â ñåðîì âàòåðïðóôå, ñ ÷åðíûì ïëàòêîì íà ãîëîâå, êîòîðàÿ, åäâà çàìåòèâ ìåíÿ, áûñòðî óáåæàëà â äîì.

   Áîñàÿ, ðàñòðåïàííàÿ áàáà ÷åðåç ìèíóòó îòâîðèëà ìíå äâåðü, è ÿ ñ êðûëüöà, ÷åðåç òåìíóþ ïåðåäíþþ, ïî ïåñòðîìó ïîëîâèêó ïðîøåë â ãîñòèíóþ. Ýòî áûëà ïî÷òè ïóñòàÿ êîìíàòà ñ êàêîé-òî ñáîðíîé ìåáåëüþ, êðûòîé ïåíüêîâîé ìàòåðèåé.

   ß ïîïðîñèë äîëîæèòü î ñåáå è âðó÷èë áàáå êàðòî÷êó.

   Áàáà ñêðûëàñü, à âìåñòî íåå â êîìíàòû âïëûëà ïîëíàÿ îñîáà, ëåò ñîðîêà, è ïðåäñòàâèëàñü ìíå, êàê êîìïàíüîíêà ã-æè Ãîðëàíîâîé.

   — ß — Àííà Ñåìåíîâíà Ïðóòèêîâà, à Ëèäèÿ Ñåðãååâíà ñåé÷àñ ïðèäåò, ïðèñÿäüòå.

   Àííà Ñåìåíîâíà ñòàðàëàñü ìåíÿ çàíèìàòü ðàçãîâîðîì î òîì, î ñåì è, çàìåòèâ âçãëÿä, êîòîðûì ÿ îáâåë êîìíàòó, ñêàçàëà:

   — Çäåñü áûëà ïðåæäå îòëè÷íàÿ ìåáåëü, — ñòàðèííàÿ, ñ áðîíçîé, äîì áûë ïîëîí ñòàðèííûìè âåùàìè. Êòî ïðîäàâàë èìåíüå, â ýòîì íè÷åãî íå ïîíèìàë. Ëèäèÿ Ñåðãååâíà êóïèëà âñþ îáñòàíîâêó çà òðèñòà ðóáëåé, à îäèí êëàâåñèí áàðîí Áðåê ó íåå çà øåñòüñîò êóïèë. Ãîâîðÿò, çà êàæäóþ âåùü àíòèêâàðû â Ïåòåðáóðãå ïðÿìî äðàëèñü. À âîò è Ëèäèÿ Ñåðãååâíà.

   ß ïîäíÿëñÿ è ñëåãêà âñêðèêíóë, ïîðàæåííûé.  êâàäðàòå äâåðè, âåäóùåé èç ñàäà, ñòîÿëà âûñîêàÿ, êðàñèâàÿ, î÷åíü õóäàÿ æåíùèíà, îäåòàÿ â êàêîé-òî áåëûé õèòîí, ñ îõàïêîé æåëòî-êðàñíûõ âåòîê êëåíà â ðóêàõ. ß âñêðèêíóë íå îòòîãî, ÷òî îíà ïîÿâèëàñü, à ïîòîìó, ÷òî â Ïåòåðáóðãå, â ëèòåðàòóðíî-àðòèñòè÷åñêèõ êðóæêàõ, ÿ ÷àñòî âñòðå÷àë ã-æó Ãîðëàíîâó, íî çíàë åå ïîä èìåíåì Ëèäèè Àíäàë.

   Îíà áûëà ìíå èçâåñòíà, êàê àâòîð êíèãè ñòèõîâ òóìàííî-ýðîòè÷åñêîãî ñîäåðæàíèÿ è êàê èñïîëíèòåëüíèöà àíòè÷íûõ òàíöåâ.

   — Íåóæåëè ýòî âû, Ëèäèÿ Ñåðãååâíà?! — âîñêëèêíóë ÿ, ïîðàæåííûé.

   — Êàê âèäèòå, — óëûáíóëàñü îíà, îòêèäûâàÿ äâèæåíèåì ãîëîâû ïðÿäü çîëîòèñòûõ âîëîñ, óïàâøóþ íà ëîá. — ß ðàäà âèäåòü âàñ… ìîæåò áûòü, áîëüøå, ÷åì âñÿêîãî äðóãîãî… Àííà Ñåìåíîâíà, äàéòå íàì ÷àþ.

   Åñëè áû ÿ íå áûë æåíèõîì è íå òàê ëþáèë Íàäþ, — ÿ, ìîæåò áûòü, âëþáèëñÿ áû â Ëèäèþ â ýòîò äåíü. Îíà áûëà óìíà, îáðàçîâàíà, èíòåðåñíà è ñîâåðøåííî èíàÿ, ÷åì â Ïåòåðáóðãå, — ñëîâíî äðóãàÿ æåíùèíà ñèäåëà ïåðåäî ìíîé. ×òî-òî ðîáêîå, áåñïîìîùíîå áûëî â åå äâèæåíèÿõ, ãîëîñ çâó÷àë òèõî, è íà ëèöå áûëî êàêîå-òî ñòðàííîå âûðàæåíèå ñòðàäàíèÿ.

   — ß ñëûøàëà, ÷òî âû æåíèòåñü íà Íàäå Ðîìîâîé? — ñïðîñèëà îíà.

   — Äà.

   — Êàê ýòî ñòðàííî… — îíà âñòàëà è ñäåëàëà íåñêîëüêî øàãîâ ïî êîìíàòå.

   — Ïî÷åìó ñòðàííî? — ñïðîñèë ÿ.

   — Íåò, íåò, ýòî ÿ òàê ñêàçàëà… — ïðîèçíåñëà îíà, îñòàíàâëèâàÿñü.

   — ß çàâèäóþ âñåì, êòî ìîæåò ëþáèòü, íå áîÿñü ïðèçðàêà ïðîøëîãî, — áûòü âî âëàñòè åãî ñòðàøíî… Ýòîò ïðèçðàê òàê ñèëåí… òàê âëàñòåí…

   — Íàäÿ ñëèøêîì ìîëîäà, à ó ìåíÿ, ñëàâà Áîãó, íåò «ïðèçðàêîâ ïðîøëîãî», — ñêàçàë ÿ, ñìåÿñü, è âäðóã âñïîìíèë, çà÷åì ÿ ïðèåõàë, è ïîñïåøèë èçëîæèòü ñâîå äåëî.

   Îíà âûñëóøàëà ìåíÿ âíèìàòåëüíî äî êîíöà, ïîòîì ðàññìåÿëàñü.

   — Íåóæåëè âû äóìàåòå, ÷òî ÿ çàíèìàþñü âñåì ýòèì? Äåëàìè âåäàåò Àííà Ñåìåíîâíà, îíà ëþáèò ìåíÿ è áëþäåò ìîè èíòåðåñû, ÿ åé äàëà êàê áû îïåêó íàä ñîáîé â ýòîì îòíîøåíèè; ÿ ñàìà íè÷åãî íå ïîíèìàþ â æèòåéñêèõ äåëàõ. ß ïðèøëþ åå çàâòðà ê âàì, âû è ïîãîâîðèòå ñ íåé… Êàê îíà ðåøèò… À âû ïðèåçæàéòå îïÿòü âå÷åðîì, ÿ ïðî÷òó âàì ìîþ íîâóþ ïîýìó… Ñòðàííóþ… íåïîíÿòíóþ äëÿ äðóãèõ… íî âû åå ïîéìåòå, ÿ ÷óâñòâóþ ýòî… Çäåñü ÿ ñàìà ïåðåðîæäàþñü è ïîþ äðóãèå ïåñíè. ß óäàëÿþñü ñþäà, ÷òîáû, êàê Àíòåé, ïðèêîñíóâøèñü ê ìàòåðè-çåìëå, âñòàòü ñ íîâûìè ñèëàìè… Ìîå èñêóññòâî — ìîÿ æèçíü, íî èñêóññòâî — òðåáîâàòåëüíûé ëþáîâíèê; îíî òðåáóåò âñåõ âàøèõ ñèë, âñåõ íåðâîâ… À çäåñü ó èñêóññòâà åñòü ñîïåðíèê, ýòî — «ïðèçðàê ïðîøëîãî», — çäåñü îí âëàñòâóåò è òðåáóåò ìîåé äóøè.

   Îíà ãîâîðèëà, ñëîâíî â ýêñòàçå, çàêèíóâ ðóêè íà çàòûëîê, ñëîâíî ïîääåðæèâàÿ ìàññó çîëîòèñòûõ âîëîñ, ãîòîâûõ ðàññûïàòüñÿ, è äåéñòâèòåëüíî, åäâà îíà îïóñòèëà ðóêè, åå äëèííûå âîëîñû ðàññûïàëèñü ïî åå ïëå÷àì, íî îíà íå çàìåòèëà ýòîãî è ïðîäîëæàëà ãîâîðèòü:

   — Ïîéäåìòå â ñàä… Ýòîò ñàä íàïîëíåí âîñïîìèíàíèÿìè, è òåïåðü, îñåíüþ, îíè âñòàþò… Òàì åñòü ìîãèëà… Íî íåò… ÿ íå ñìåþ ãîâîðèòü… Âû åäèíñòâåííûé ÷åëîâåê, êîòîðîìó ÿ ïîêàæó ýòó ìîãèëó è ïðåä êîòîðûì ÿ ïðèïîäíèìó óãîëîê ïîêðûâàëà…

   Ìû øëè ìåäëåííî ïîä êðàñíî-æåëòûìè äåðåâüÿìè… øëè ïî êîâðó èç îïàâøèõ êðàñíî-æåëòûõ ëèñòüåâ… Ìû øëè â íàäâèãàâøèõñÿ îñåííèõ ñóìåðêàõ, è êðàñíî-æåëòàÿ ïîëîñà çàêàòà ãîðåëà â ïîòåìíåâøåì íåáå.

   Ñòðîéíàÿ æåíùèíà â áåëîé îäåæäå, îïèðàÿñü íà ìîþ ðóêó, âåëà ìåíÿ âãëóáü ïàðêà, ê êàêîé-òî îäèíîêîé ìîãèëå…

   Ýòî áûëà, äåéñòâèòåëüíî, ìîãèëà…

   Ìàëåíüêàÿ íàñûïü ïî÷òè ñðàâíÿëàñü ñ çåìëåé, è ïîëó-ðàñêîëîòàÿ ïëèòà, ïîêðûòàÿ êîå-ãäå çåëåíûì ìõîì, ïîêîñèëàñü. Èç òðåùèíû ïîäíèìàëîñü íåñêîëüêî äëèííûõ òðàâèíîê. ß íàêëîíèëñÿ, ÷òîáû ïðî÷åñòü íàäïèñü, íî Ëèäèÿ òèõî ñêàçàëà:

   — «Íå èùèòå èìåíè — êàìåíü íåì». Çäåñü ñòîèò òîëüêî îäíî ñëîâî: «Amor».

   Ãîëîñ åå áûë è òèõ è ïå÷àëåí.

   — Êòî æå çäåñü ïîõîðîíåí? — ñïðîñèë ÿ.

   — Íå ñïðàøèâàéòå… âû îäèí âèäåëè ìåíÿ çäåñü, òàêóþ ñëàáóþ è áåñïîìîùíóþ. ß, ìîæåò áûòü, ñäåëàëà âàì çëî — ýòà ìîãèëà ðîêîâàÿ… Íå ðàñêàèâàåòåñü ëè âû, ÷òî ïðèøëè ñþäà ñî ìíîé… Íî îäíîìó âàì ÿ õîòåëà ðàññêàçàòü î òåõ íèòÿõ, ÷òî ñâÿçûâàþò ìåíÿ… ñ… íî íåò, òåïåðü ýòî íåâîçìîæíî… ß ïðîøó òîëüêî ñîõðàíèòü ìîþ òàéíó… Ïðîñòèòå ìåíÿ.

   Îíà çàêðûëà ëèöî ðóêàìè è îïóñòèëàñü íà ìîãèëó.

   Íà äðóãîé äåíü Àííà Ñåìåíîâíà ÿâèëàñü êî ìíå äëÿ ïåðåãîâîðîâ. ß ïðîäàë èìåíèå î÷åíü äåøåâî — ìíå áûëî íåëîâêî òîðãîâàòüñÿ, à Àííà Ñåìåíîâíà ðåøèòåëüíî îáúÿâèëà, ÷òî íå ìîæåò ïîçâîëèòü «îáèäåòü» Ëèäèþ Ñåðãååâíó.

   Ïðèêàç÷èê àõíóë è ñòàë áûëî óãîâàðèâàòü ìåíÿ ïîäîæäàòü, íî ÿ äàæå íå ñòàë ñ íèì ðàçãîâàðèâàòü, äàë åìó äîâåðåííîñòü è ïîòîðîïèëñÿ óåõàòü ïîòîìó, ÷òî ÿ ÷óâñòâîâàë, ÷òî Ëèäèÿ ïðîèçâåëà íà ìåíÿ ñëèøêîì ñèëüíîå âïå÷àòëåíèå, è íå òàê îíà ñàìà, êàê âñÿ òàèíñòâåííîñòü åå ðå÷åé è ïîâåäåíèÿ.

   Àííà Ñåìåíîâíà ïåðåäàëà ìíå îò íåå çàïèñêó, ãäå ñòîÿëî òðè ñëîâà: «ß æäó âàñ». Íî ÿ íå ïîåõàë, èçâèíèâøèñü âåæëèâî-îôèöèàëüíûì ïèñüìîì.

   Âîçâðàùàÿñü â Ïåòåðáóðã, ÿ â âàãîíå ïîäóìàë:

   «Õîðîøî, ÷òî ÿ óåõàë — ìîæåò áûòü, è âïðàâäó ýòà ìîãèëà — ðîêîâàÿ? Êòî çíàåò? Åñòü ìíîãîå â ïðèðîäå, äðóã Ãîðàöèé è ò. ä.»

   — Òàê âîò ãäå ýòî òàèíñòâåííîå óáåæèùå Ëèäèè Àíäàë! — ñêàçàëà, ñìåÿñü, Íàäÿ, êîãäà ÿ ðàññêàçàë åé î ìîåé âñòðå÷å, êîíå÷íî, óìîë÷àâ î ïîäðîáíîñòÿõ. — ×òî, îíà çíàåò, ÷òî òû — ìîé æåíèõ?

   — Çíàåò, — îòâå÷àë ÿ, ñæèìàÿ ðó÷êè ìîåé íåâåñòû. Âñå «ïðèçðàêè ïðîøëîãî» ìîìåíòàëüíî ðàññåÿëèñü, åäâà ÿ óâèäåë ìèëîå ëè÷èêî ìîåé Íàäè, õîòÿ â äóøå îñòàâàëîñü ÷òî-òî íåïðèÿòíî-òðåâîæíîå, áóäòî â ñàìîì äåëå ïðèçðàê ïðîøëîãî.

   — Òû íå óâëåêñÿ åþ? — îïÿòü ñìåÿñü, ñïðîñèëà Íàäÿ.

   — Êàêîé âçäîð…

   — Ãîâîðÿò, ÷òî îíà — ðîêîâàÿ æåíùèíà è ñîòíÿìè ïîáåæäàåò ñåðäöà… íî, çíàåøü, îäèí ðàç, — ëóêàâî ïðèùóðèëàñü Íàäÿ, — ÿ îòáèëà ó íåå ïîêëîííèêà, äàæå, çëûå ÿçûêè ãîâîðÿò, ëþáîâíèêà… Ïîìíèøü, äâà ãîäà òîìó íàçàä ïðèåçæàë â Ïåòåðáóðã çíàìåíèòûé ñêóëüïòîð N.? ß, ïðàâî, íå ñòàðàëàñü, îí ìíå ñîâñåì íå íðàâèëñÿ, è âäðóã îí ìíå ñäåëàë ïðåäëîæåíèå… ß òîëüêî ïîòîì óçíàëà, ÷òî ðàçðóøèëà âñå ïëàíû Ëèäèè Àíäàë.

   Ëèäèÿ, âåðíóâøèñü â Ïåòåðáóðã, äâà ðàçà ïèñàëà ìíå, ïðîñÿ ïðèéòè, íî ÿ íå ïîøåë. Ñâàäüáà ìîÿ ñ Íàäåé äîëæíà áûëà ñîñòîÿòüñÿ â ÿíâàðå.

   Îäíàæäû ÿ øåë ïî íàáåðåæíîé. Ìèìî ìåíÿ ïðîåõàë àâòîìîáèëü è âäðóã îñòàíîâèëñÿ. Ìåíÿ îêëèêíóëè — ÿ ïîäîøåë — ýòî áûëà Ëèäèÿ.

   — Óìîëÿþ âàñ, ñÿäüòå ñþäà, êî ìíå, — âçâîëíîâàííî ïðîèçíåñëà îíà, òîðîïëèâî îòâîðÿÿ äâåðöó àâòîìîáèëÿ, — ìíå íóæíî ñêàçàòü âàì äâà ñëîâà, îò ýòîãî çàâèñèò ìîÿ æèçíü.

   ß ïîâèíîâàëñÿ.

   Ìû åõàëè íåñêîëüêî ìèíóò ìîë÷à.

   Îíà ñèäåëà, ïðèæàâøèñü â óãëó, çàêóòàííàÿ â ìåõà, áëåäíàÿ, êðàñèâàÿ — ïðèñòàëüíî ñìîòðÿ íà ìåíÿ.

   — Íó, ÷òî âû ñêàæåòå, Ëèäèÿ Ñåðãååâíà? — øóòëèâî íà÷àë ÿ, æåëàÿ ïðåêðàòèòü ýòî íåëîâêîå ìîë÷àíèå.

   — ß õî÷ó âàñ ïðîñèòü îá îäîëæåíèè, äàæå î ìèëîñòè… Áóäüòå çàâòðà íà êîíöåðòå â ïîëüçó N-ñêîãî îáùåñòâà! ß òàíöóþ… Íî áóäüòå îäèí… ìíå ýòî íàäî… ñòðàøíî íàäî — íåîáõîäèìî… îò ýòîãî çàâèñèò ìíîãîå. Âñïîìíèòå ìîãèëó! Èìåíåì ëåæàùåãî â íåé çàêëèíàþ âàñ!

   — Çà÷åì æå òàê ïðîñèòü, Ëèäèÿ Ñåðãååâíà? — óäèâèëñÿ ÿ. — ß ïðèäó íà êîíöåðò.

   — Àõ, ýòî åùå íå âñå! ß óìîëÿþ âàñ íà äðóãîé äåíü ïîñëå êîíöåðòà ïîåõàòü ñî ìíîé òóäà, â Íèêîíîâî… íà ìîãèëó. Âåäü âñåãî ÷åòûðå ÷àñà ïî æåëåçíîé äîðîãå, à òàì òðè âåðñòû íà ëîøàäÿõ îò ñòàíöèè… Çàêëèíàþ âàñ!

   Îíà ñõâàòèëà ìîè ðóêè è ñìîòðåëà ìíå â ãëàçà ðàñøèðåííûìè ãëàçàìè.

   ß ñìóòèëñÿ.

   — Ëèäèÿ Ñåðãååâíà, âåäü êîíöåðò áóäåò 23 äåêàáðÿ — çíà÷èò, 24-ãî, â ñî÷åëüíèê, ÿ äîëæåí åõàòü ñ âàìè, à ýòîò äåíü ÿ ïðèâûê ïðîâîäèòü â ñåìüå.

   — Áîæå, Áîæå ìîé! ×òî æå ìíå äåëàòü? — âîñêëèêíóëà îíà ñ îò÷àÿíèåì. — Ïîéìèòå æå, ÷òî ýòî åäèíñòâåííîå ñðåäñòâî ñïàñòè ìåíÿ! Âû ìîëîäû, âû õðàáðû, âû ñèëüíû, è âû îòêàçûâàåòåñü ñïàñòè ÷åëîâåêà… Ñæàëüòåñü íàäî ìíîé!

   Îíà â êàêîì-òî ýêñòàçå ïðèæàëàñü êî ìíå, îñûïàÿ ïîöåëóÿìè ìîè ðóêè. Ñìóùåííûé, ïîòðÿñåííûé, ÿ ñîãëàñèëñÿ.

   Â Íèêîíîâêå íàñ æäàëè. Äîì áûë ïðîòîïëåí, ñòîë íàêðûò.

   Áûëî îêîëî äåâÿòè ÷àñîâ, êîãäà ìû, ñêðèïÿ ïîëîçüÿìè, ïîäúåõàëè ê çàíåñåííîìó ñíåãîì äîìó.

   Ëèäèÿ ïåðåîäåëàñü â òóíèêó èç ëåãêîé ìàòåðèè, â êîòîðîé îíà íàêàíóíå òàíöåâàëà ñâîè àíòè÷íûå òàíöû, íà åå ðàñïóùåííûõ âîëîñàõ áåëåë âåíîê èç íàðöèññîâ.

   Íàäî ñîçíàòüñÿ, îíà áûëà ñòðàííî õîðîøà â ýòîì ôàíòàñòè÷åñêîì íàðÿäå, ïî÷òè îáíàæåííàÿ.

   Ãëàçà åå áëåñòåëè, ùåêè ãîðåëè, âñå äâèæåíèÿ áûëè íåðâíû, è åå íåðâíîñòü ñîîáùàëàñü ìíå.

   Øàìïàíñêîå, êîòîðîå ìû ïèëè, íå âåñåëèëî íàñ, ìû âñå âðåìÿ ìîë÷àëè. Îíà ïîìèíóòíî âçäðàãèâàëà, ê ÷åìó-òî ïðèñëóøèâàëàñü è âçãëÿäûâàëà íà ÷àñû.

   — ×åãî âû æäåòå? — ñïðîñèë ÿ ðàâíîäóøíî.

   — Ìîë÷èòå, — øåïòàëà îíà èñïóãàííî.

   ß ÷óâñòâîâàë, ÷òî ìîè íåðâû ñîâñåì ðàñøàòàëèñü, ÿ õîòåë áûëî ïîäíÿòüñÿ ñ íèçêîãî äèâàíà, íà êîòîðîì ìû ñèäåëè, — êàê âäðóã îíà, ñõâàòèâ ìîþ ðóêó, ïðîøåïòàëà:

   — Ïîðà, ïîðà… ïðèãîòîâüñÿ çàùèùàòü ìåíÿ, ïðèçðàê âñòàë èç ìîãèëû… ñëûøèøü, îí îòâàëèë ïëèòó… îí èäåò.

   ß æóòêî ïðèñëóøèâàëñÿ, íî ñëûøàë òîëüêî îòäàëåííûé ëàé ñîáàê.

   — Ìèëûé, ìèëûé, ìèëûé, — øåïòàëà îíà, îáíèìàÿ ìåíÿ, — îõâàòè ìåíÿ êðåï÷å… çàùèòè ìåíÿ!

   — Ëèäèÿ Ñåðãååâíà, äà ñêàæèòå, ÷òî ýòî âñå çíà÷èò?

   ß ñàì áûë èñïóãàí.  ýòîì ïóñòîì äîìå, çàíåñåííîì ñíåãîì, íàåäèíå ñ ýòîé æåíùèíîé, êîòîðàÿ êàçàëàñü áåçóìíîé, ÿ íà÷èíàë ÷óâñòâîâàòü, ÷òî ìåíÿ îõâàòûâàåò óæàñ.

   — Ñëóøàé… ñëóøàé… — øåïòàëà îíà, ïðèíèêàÿ ê ìîåé ãðóäè.

   ß, äåéñòâèòåëüíî, óñëûøàë — ñëîâíî ñêðèï ïîëîçüåâ ïî ñíåãó. Ïîòîì ãäå-òî ñòóêíóëà äâåðü. Øàãè. Äà, øàãè ÿ óæå ñëûøàë ÿñíî… Îíè ïðèáëèæàëèñü… Äâåðü ðàñïàõíóëàñü. ß âñêî÷èë, ãîòîâûé çàùèùàòüñÿ îò îïàñíîñòè, åñòåñòâåííîé è ñâåðõúåñòåñòâåííîé, íî… òîëüêî òèõî àõíóë.

   Ïåðåäî ìíîé, â øóáêå è øàïî÷êå, ñòîÿëà Íàäÿ, à çà íåé åå áðàò-ñòóäåíò.

   — Êàê âû ñþäà ïîïàëè, Íàäÿ? — âîñêëèêíóëà Ëèäèÿ. — Íàäÿ, ìèëàÿ Íàäÿ, äèòÿ, äèòÿ ìîå, ðàäè Áîãà, íå ïîäóìàéòå ÷åãî-íèáóäü äóðíîãî.

   — ß íè÷åãî íå äóìàþ, à ÿ âèæó, — ãîðäî ñêàçàëà Íàäÿ. — ß ïîëó÷èëà àíîíèìíîå ïèñüìî, ïðèãëàøàâøåå ìåíÿ ñþäà… Áðàò ìîé íå ñîâåòîâàë ìíå åõàòü, íî ÿ íàñòîÿëà, è î÷åíü äîâîëüíà. Ïðîùàéòå.

   Îíà ïîâåðíóëàñü è âûøëà.

   Ñâàäüáà ìîÿ ðàññòðîèëàñü. Âñÿ æèçíü èçëîìàëàñü. Íàäÿ íå õîòåëà ñëóøàòü íèêàêèõ îáúÿñíåíèé. Ëèäèÿ íå ïðèíÿëà ìåíÿ, êîãäà ÿ ïðèøåë ê íåé, ÷òîáû òðåáîâàòü îò íåå îáúÿñíèòåëüíîãî ïèñüìà ê ìîåé íåâåñòå è âûñëàëà ìíå çàïèñêó: «Ìîãèëà ýòà — ðîêîâàÿ äëÿ âñÿêîãî, êòî õîòÿ ðàç ïðèáëèçèòñÿ ê íåé».

   ß óåõàë ñëóæèòü çà ãðàíèöó.

   Ïðîøëî íåñêîëüêî ëåò. Äî ìåíÿ äîøëè ñëóõè, ÷òî Íàäÿ âûøëà çàìóæ. Íè åå, íè Ëèäèè ÿ áîëüøå íå âñòðå÷àë. Âñòðåòèë ÿ â êàêîì-òî êóðîðòå Àííó Ñåìåíîâíó, êîòîðàÿ ñîñòîÿëà êîìïàíüîíêîé ïðè áîëüíîé äàìå.

   Àííà Ñåìåíîâíà ìíå íåñêîëüêî îñâåòèëà «çàãàäî÷íóþ» Ëèäèþ Àíäàë, òàê êàê äîëãîå âðåìÿ æèëà ó íåå â êà÷åñòâå øèðìû, çà êîòîðîé âîçäóøíàÿ Ëèäèÿ ïðÿòàëàñü, ñîâåðøàÿ ñâîè êîììåð÷åñêèå ñäåëêè.

   — À ÷òî ýòî áûëà çà ìîãèëà â ïàðêå, â Íèêîíîâêå? — ñïðîñèë ÿ.

   — Ýòî â óãëó ïàðêà, ó ðå÷êè-òî?

   — Äà.

   — Ýòî åùå áàáóøêà ïðåæíèõ âëàäåëüöåâ ïîõîðîíèëà òàì ñâîþ ëþáèìóþ áîëîíêó Àìîðêó, — îòâåòèëà ñïîêîéíî Àííà Ñåìåíîâíà.

   

Êîììåíòàðèè

   Ïóáëèêóåòñÿ ïî àâòîðñêîìó ñá. Ó áðîíçîâîé äâåðè (Ïã., 1914).

   Ðàññêàç, ïàðîäèðóþùèé øòàìïû íåîãîòè÷åñêèõ «óæàñîâ» (óåäèíåííàÿ óñàäüáà, íåñ÷àñòíàÿ êðàñàâèöà, ðîêîâàÿ ìîãèëà, ïðèçðàêè è ò. ï.), â äåéñòâèòåëüíîñòè íå ñòîëü íåâèíåí, êàê ìîæåò ïîêàçàòüñÿ: ìîãèëà è âïðÿìü îêàçûâàåòñÿ ðîêîâîé, à â îáðàçå ãåðîèíè Ëèäèè Àíáàë íåêîòîðûå èññëåäîâàòåëè óñìàòðèâàþò êàðèêàòóðíîå èçîáðàæåíèå ïèñàòåëüíèöû Ë. Ä. Çèíîâüåâîé-Àííèáàë (1866-1907), æåíû Âÿ÷. Èâàíîâà.

   

   

Организация: МБОУ СОШ№3 им. В.А. Ермолаева

Населенный пункт: Краснодарский край, Мостовского района, с. Шедок

Цель урока: научить учащихся осмыслению и анализу художественного произведения на примере рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Задачи урока:

— научить учащихся выделять основную мысль и основные проблемы, поднятые автором в произведении;

— развивать первоначальные навыки анализа художественного произведения, логическое мышление учащихся;

— прививать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;

— развивать навыки говорения, расширить словарный запас учащихся;

— воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать ближнему.

Ход урока

1.Организационные моменты.

2. Мотивация учебной деятельности.

Портрет Л.Н. Толстого и краткие биографические сведения.

История создания рассказа «Кавказский пленник»: (Слайды 1,2,3,4)

Слово учителя: «В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году».

3. Устная работа по вопросам. (Слайды 5,6,7)

— Тема и идея художественного произведения;

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

— Сюжет и композиция. Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

Композиционные составляющие рассказа (дать основные понятия по структуре построения прозаического произведения малого жанра)

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

-Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте. (ввести новый термин «антитез», дать его определение: «противопоставление образов героев, картин, слов, идей, понятий».

Вопросы к классу: (Слайды 8,9,10)

1)- Какие герои, картины противопоставляются в рассказе?

-С какой целью Л.Н. Толстой противопоставляет образы главных героев рассказа Жилина и Костылина?

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

— Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

План:

1.Военное звание.

2.Внешняя характеристика:

3.Плен:

а) место жительства в плену;

б) питание пленных;

в) занятия;

г) подготовка к побегу;

4.Первый побег.

5. Второй побег.

Фронтальный опрос учащихся: (Слайд 11,12,13)

— Что общее у героев и что их различает?

— Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену?

(Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)

— А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?

(Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама)

— Найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради)

Жилин: ходит по аулу, всматривается, выпытывает информацию, считает дни,

рукодельничает

Костылин: скучает, спит, полагается только на внешнюю помощь

(Слайды 14,15,16,17)

Введение термина «антитеза». Антитеза- (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, героев-антагонистов.

  • глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин — ждет помощи.

— Как завоевывает Жилин симпатию горцев?

(Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;

— Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо;

— однажды выступил в качестве врача. (Цитаты)

— Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему?

(Он все равно был для них чужой, человек иной веры. Для них он – враг

— Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?

— Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.

— А Костылин?

(Он безвольно ждет решения своей судьбы.)

— Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?

ФИЗМИНУТКА: (5 мин.) упражнения из рекомендованного комплекса.

2) Обсуждение второй сквозной темы рассказы: милосердие и сострадание к ближнему (Слайды 18,19,20)

а) В чем проявляется сострадание татарской девочки Дины к пленникам?

б) В чём проявляется благородство и сострадание к ближнему со стороны Жилина? (привести пример из эпизода первого побега пленников, отношения Жилина и Костылина к своим близким, оставшимся на родине)

-Какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми.

Вывод: Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

Работа с текстом произведения:

Проанализируйте текст произведения и определите какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина? Почему?»

Вывод: При описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.

— Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?

Что обозначает:

Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий

Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных

Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

— В чём смысл названия рассказа?

(Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)

6. Итог урока.

1. Чему учит рассказ?

2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?

— Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

7. Домашнее задание.

Написать домашнее сочинение на тему: «Жилин и Костылин: разные судьбы».

8.Рефлексия: (Слайд 21)

1. Что вызвало наибольший интерес при чтении рассказа?

2. Какой герой понравился и почему?

3. Что в рассказе вызвало неприятие или непонимание?

4. Какие мысли возникли после прочтения рассказа, о чем он заставил задуматься?

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

учащиеся умеют пересказывать содержание рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»;

— у учащихся сформировано умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении

Личностные УУД:

— у учащихся сформирован навык анализа художественного произведения, логическое мышление;

— учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

— у детей сформировано умение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

— сформировано умение определить учебные задачи, составлять план и последовательность действий, контроль знаний;

— сформировано нравственно-эстетические представления в ходе выявления главной идеи рассказа;

учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию.

.Познавательные УУД:

— учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;

— сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты.

  • Рок музыкант как пишется
  • Рокета или ракета как правильно пишется
  • Рок фестиваль как пишется
  • Роковые яйца булгаков сочинение цивилизация
  • Розы сани лед коньки слеза какая сказка и автор