Родовые общины охотников и собирателей сочинение

Много времени прошло, прежде чем незаметно, постепенно менялся человек. сотни тысяч лет человек приобретал сноровку в охоте, рыболовстве, в защите
  • Много времени прошло, прежде чем незаметно, постепенно менялся человек. Сотни тысяч лет человек приобретал сноровку в охоте, рыболовстве, в защите своего жилья от хищников.
    Развиваясь, увеличился мозг человека, появилась речь. Менялся и сам облик человека.
    ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК ПОКОРЯЕТ ХОЛОДНЫЕ ЗЕМЛИ ЕВРОПЫ И АЗИИ. Постепенно происходит расселение человека по земле. Первобытный человек постоянно, хотя и медленно, усовершенствовал условия своей жизни. Он умел уже не только сберегать огонь, вокруг которого проходила теперь его жизнь, но и научился трением добывать огонь.
    Добытая на охоте шкура не просто прикрывала спину человека, теперь из этой шкуры уже шили одежду. Орудия труда всё время совершенствовались. Так если раньше на охоте использовали деревянную дубину и деревянное копьё (просто заострённый каменным рубилом конец палки), то теперь стали делать КАМЕННЫЕ НАКОНЕЧНИКИ КОПЬЯ, которые растениями или ремнями из кожи привязывали к длинной палке. По такому же принципу делался гарпун, только он имел КОСТЯНОЙ НАКОНЕЧНИК.
    Иглы делались из рыбьих костей или из костей животных.
    [sms]
    Появилось у первобытного человека жилище. Им служили пещеры, защищавшие человека от ветра, дождя и снега, и, конечно, от хищных зверей. Там где не было пещер, человек рыл землю и строил шалаш из веток, а так же из шкур и костей крупных животных. Теперь, когда человек мог построить себе жилище, сшить тёплую одежду из шкуры, добыть огонь, он меньше зависел от тёплого климата и мог двигаться, вслед за животными, на которых охотился, дальше – на север. Первобытный человек уже мог выжить в морозную зиму.
    Так более ПОЛУМИЛЛИОНА ЛЕТ НАЗАД человек появился на территории нынешней России.
    ОХОТА СТАЛА ВАЖНЕЙШИМ ЗАНЯТИЕМ. Кроме еды, она давала одежду, строительный материал для жилища, кость шла на оружие для той же охоты и на новые орудия труда.
    Но охота требовала кроме смелости – слаженного коллективного труда. Десятки мужчин с огненными факелами гнали стадо животных к крутому обрыву или оврагу, другая часть охотников пасла их там. Люди охотились на диких лошадей, оленей, зебр, бизонов, а так же на диковинных для нас животных, которые давно вымерли: пещерные медведи, шерстистые носороги и мамонты. Добыть мамонта – особая удача для охотников.
    В те времена на территории Русской равнины и в Сибири паслось огромное количество мамонтов. Археологические раскопки стоянок человека на территории России и Сибири дали богатый материал для историков – огромное количество изделий из бивня мамонта: иголки и шилья, бусы, браслеты фигурки людей и животных и, конечно, наконечники копий и цельные копья.
    Шло время, изменялся человек и около СОРОКА ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД человек развился и стал почти таким, как человек нашего времени. Развился мозг – увеличилась лобная часть головы. Изменилась пища (мясо – печённое и варённое; зерно молотое и варённое), она стала более мягкой – изменились стали меньше челюсти. Орудия труда: палки, копья помогали достать до самых верхних веток деревьев, отпала необходимость так тянуться, как раньше. Руки стали короче.
    Этого человека учёные называют “гомо сапиенс”, что в переводе с латинского обозначает – “человек разумный”. А жить человек разумный стал в сплоченном коллективе родственников. И назывался этот коллектив – РОДОВАЯ ОБЩИНА. В отличие от предыдущей эпохи первобытного человеческого стада, настала новая эпоха – эпоха родовой общины. Основой сплочения в общине стали родственные связи – близкие и дальние родственники считались сородичами. Сородич, значит, он “свой”. Вся община стояла за своего сородича: один за всех и все за одного.
    Община имела общее жильё, общие запасы пищи и дров. Общим был и очаг, где горел огонь общины.
    Мужчины сообща охотились, а женщины занимались приготовлением пищи, вместе с детьми – собирательством. Женщины хранили очаг и растили детей. В археологических раскопках находят много фигурок женщин, которые почитались первобытными людьми как прародительницы (дающие жизнь) и хранительницы очага.
    ПРЕДКИ ВСЕХ НАСЕЛЯЮЩИХ ЗЕМЛЮ НАРОДОВ ЖИЛИ НЕКОГДА РОДОВЫМИ ОБЩИНАМИ.
    Только так можно было выжить в те давние времена.
    ЛУК И СТРЕЛЫ – гениальное изобретение человека разумного. Долгие тысячи лет первобытный человек охотился с помощью копья на крупных зверей. А для охоты на крупную рыбу люди изобрели костяной гарпун. Но мелких, юрких зверушек копьём поразить очень трудно. Тут и появилось гениальное изобретение. Человек разумный, как первобытный человек, так зависел от природы, что чтобы выжить, должен был быть очень внимательным и наблюдательным. Так он и заметил однажды, что отогнутая человеком на ходу ветка распрямляется и с большой силой ударяет по идущему следом. Это наблюдение было использовано первобытным гениальным изобретателем для создания ОХОТНИЧЬЕГО ЛУКА И СТРЕЛЫ. Теперь человек с лёгкостью мог подстрелить с сотен шагов и птицу, и куницу.
    [/sms]

  • Поэтому сама природа при производящем хозяйстве не позволяла людям объединиться в большие группы. Как люди регулировали эту численность? Исторически сложилось три способа регулирования численности человеческого коллектива, которые применялись только при избытке населения:
    Когда рождались слабые младенцы, их либо убивали, либо бросали и не выкармливали. Это способ применялся редко. Как установили исследователи, в то время до года доживала только половина младенцев. Природа сама регулировала процесс дегенерации, то есть вырождения – ухудшения от поколения к поколению биологических или психических признаков организма.
    Стариков, которые достигли такого возраста, что не могли добывать пищу – бросали или убивали. Этот способ также применялся редко. Ведь, как указывают учёные, в тот период старостью считался возраст более 40 лет. Большинство людей до такого возраста не доживало. Они часто погибали на войне, на охоте, от болезней.
    Наиболее гуманным оказался следующий способ регулирования численности коллектива. Когда возникал избыток населения, юноши и девушки выделялись в отдельную группу, и уходили осваивать новую территорию. Данный способ применялся наиболее часто. Так люди освоили всю ныне обитаемую территорию Земли.
    Во главе группы стоял вожак. Им становился, исходя из принципа меритокрaтии, самый знающий, умелый человек – лучший охотник, рыболов, собиратель. Принцип меритокрaтии (дословно «власть по заслугам»; мерит«заслуга» + кратос «власть») означал, что лидером становился человек, который обладал знаниями и навыкам, которые позволяли успешно функционировать данной охотничьей группе.
    В основе принципа меритократиилежал принцип реципрoкности(от латинского reciprocus «возвращающийся, взаимный»). Смысл принципа реципрокности заключался в равноценном (эквивалентном) взаимообмене между членами группы. Следствием этого стало то, что, тот человек, который давал коллективу больше, а потреблял столько же, сколько и остальные члены его половозрастного разряда – имел бoльший авторитет. Разница между тем, сколько человек дал коллективу [дал больше, чем остальные], и тем, сколько он потребил [как остальные] – компенсировалась ему ростом авторитета. Он становился уважаемым человеком. И наоборот, тот, кто добывал мало, а получал столько же, сколько и остальные – терял авторитет, становился менее уважаемым или совсем неуважаемым человеком.
    Вожаки общины трудились наравне со всеми и наравне со всеми потребляли полученный продукт. Лидерство, то есть исполнение организационных функций, возникавшее на основе трудового авторитета – меритократии, не создавало для человека никаких привилегий. Наоборот, налагало на него дополнительные обязанности, и, прежде всего – ответственность за успешную организацию и функционирование хозяйства, за разрешение конфликтов, за урегулирование столкновений с враждебными группами. Наиболее важные дела могли решаться на сходкевзрослых членов группы.
    В родовой общине охотников, собирателей и рыболовов существовала простая система хозяйствования при низком уровне развития орудий труда, навыков человека. Перед людьми той эпохи стояла задача – знать где, что растёт и водится, и в нужное время прийти и взять, добыть. Предел небольшому по численности коллективу ставило экологическое равновесие, то есть сама природа. При таких обстоятельствах, вожакмог и организовать охоту, рыбалку или сбор плодов, кореньев и т.д., и, одновременно, принять участие в этой охоте, рыбалке или сборе. Простым хозяйством охотничьей группы управлял вожак. «Пойди – сорви», «пойди – убей» – вот, и всё управление. Одновременно вожаксам занимался производительным трудом. Функции управления и функции производства тем самым объединялись в одном лице. Поэтому не возникало необходимости в отделении функции управления от производительных функций. Как следствие этого не возникало основы для имущественного и социального расслоения общинников, как следствие – не возникало необходимость в особом, отдельном аппарате управления. В результате – не возникало необходимости в государстве.

  • Много времени прошло, прежде чем незаметно, постепенно менялся человек. Сотни тысяч лет человек приобретал сноровку в охоте, рыболовстве, в защите своего жилья от хищников.
    Развиваясь, увеличился мозг человека, появилась речь. Менялся и сам облик человека.
    ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК ПОКОРЯЕТ ХОЛОДНЫЕ ЗЕМЛИ ЕВРОПЫ И АЗИИ. Постепенно происходит расселение человека по земле. Первобытный человек постоянно, хотя и медленно, усовершенствовал условия своей жизни. Он умел уже не только сберегать огонь, вокруг которого проходила теперь его жизнь, но и научился трением добывать огонь.
    [sms]Добытая на охоте шкура не просто прикрывала спину человека, теперь из этой шкуры уже шили одежду. Орудия труда всё время совершенствовались. Так если раньше на охоте использовали деревянную дубину и деревянное копьё (просто заострённый каменным рубилом конец палки), то теперь стали делать КАМЕННЫЕ НАКОНЕЧНИКИ КОПЬЯ, которые растениями или ремнями из кожи привязывали к длинной палке. По такому же принципу делался гарпун, только он имел КОСТЯНОЙ НАКОНЕЧНИК.
    Иглы делались из рыбьих костей или из костей животных.
    Появилось у первобытного человека жилище. Им служили пещеры, защищавшие человека от ветра, дождя и снега, и, конечно, от хищных зверей. Там где не было пещер, человек рыл землю и строил шалаш из веток, а так же из шкур и костей крупных животных. Теперь, когда человек мог построить себе жилище, сшить тёплую одежду из шкуры, добыть огонь, он меньше зависел от тёплого климата и мог двигаться, вслед за животными, на которых охотился, дальше – на север. Первобытный человек уже мог выжить в морозную зиму.
    Так более ПОЛУМИЛЛИОНА ЛЕТ НАЗАД человек появился на территории нынешней России.
    ОХОТА СТАЛА ВАЖНЕЙШИМ ЗАНЯТИЕМ. Кроме еды, она давала одежду, строительный материал для жилища, кость шла на оружие для той же охоты и на новые орудия труда.
    Но охота требовала кроме смелости – слаженного коллективного труда. Десятки мужчин с огненными факелами гнали стадо животных к крутому обрыву или оврагу, другая часть охотников пасла их там. Люди охотились на диких лошадей, оленей, зебр, бизонов, а так же на диковинных для нас животных, которые давно вымерли: пещерные медведи, шерстистые носороги и мамонты. Добыть мамонта – особая удача для охотников.
    В те времена на территории Русской равнины и в Сибири паслось огромное количество мамонтов. Археологические раскопки стоянок человека на территории России и Сибири дали богатый материал для историков – огромное количество изделий из бивня мамонта: иголки и шилья, бусы, браслеты фигурки людей и животных и, конечно, наконечники копий и цельные копья.
    Шло время, изменялся человек и около СОРОКА ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД человек развился и стал почти таким, как человек нашего времени. Развился мозг – увеличилась лобная часть головы. Изменилась пища (мясо – печённое и варённое; зерно молотое и варённое), она стала более мягкой – изменились стали меньше челюсти. Орудия труда: палки, копья помогали достать до самых верхних веток деревьев, отпала необходимость так тянуться, как раньше. Руки стали короче.
    Этого человека учёные называют “гомо сапиенс”, что в переводе с латинского обозначает – “человек разумный”. А жить человек разумный стал в сплоченном коллективе родственников. И назывался этот коллектив – РОДОВАЯ ОБЩИНА. В отличие от предыдущей эпохи первобытного человеческого стада, настала новая эпоха – эпоха родовой общины. Основой сплочения в общине стали родственные связи – близкие и дальние родственники считались сородичами. Сородич, значит, он “свой”. Вся община стояла за своего сородича: один за всех и все за одного.
    Община имела общее жильё, общие запасы пищи и дров. Общим был и очаг, где горел огонь общины.
    Мужчины сообща охотились, а женщины занимались приготовлением пищи, вместе с детьми – собирательством. Женщины хранили очаг и растили детей. В археологических раскопках находят много фигурок женщин, которые почитались первобытными людьми как прародительницы (дающие жизнь) и хранительницы очага.
    ПРЕДКИ ВСЕХ НАСЕЛЯЮЩИХ ЗЕМЛЮ НАРОДОВ ЖИЛИ НЕКОГДА РОДОВЫМИ ОБЩИНАМИ.
    Только так можно было выжить в те давние времена.
    ЛУК И СТРЕЛЫ – гениальное изобретение человека разумного. Долгие тысячи лет первобытный человек охотился с помощью копья на крупных зверей. А для охоты на крупную рыбу люди изобрели костяной гарпун. Но мелких, юрких зверушек копьём поразить очень трудно. Тут и появилось гениальное изобретение. Человек разумный, как первобытный человек, так зависел от природы, что чтобы выжить, должен был быть очень внимательным и наблюдательным. Так он и заметил однажды, что отогнутая человеком на ходу ветка распрямляется и с большой силой ударяет по идущему следом. Это наблюдение было использовано первобытным гениальным изобретателем для создания ОХОТНИЧЬЕГО ЛУКА И СТРЕЛЫ. Теперь человек с лёгкостью мог подстрелить с сотен шагов и птицу, и куницу. [/sms]

  • Урок истории в 5 классе
    Цели: подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей; продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека.
    Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны, гипсовая копия головы древнего человека (взять из кабинета биологии).
    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древнейшие люди»
    1. Подготовка устного ответа по карточке № 2.
    КАРТОЧКА №2
    Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили древние люди?»
    Для этого вспомни:
    — Когда появились на Земле первобытные люди?
    — Где жили древние люди?
    — Как выглядели первобытные люди? (Сравни с обликом современного человека.)
    — Чем отличались древние люди от животных?
    — Какие занятия существовали у первобытных людей?
    Сделай вывод.
    Примерный ответ учащегося
    Древнейшие люди появились на Земле около 2 млн лет назад, в Северо-восточной и Восточной Африке. Они были похожи на обезьян, но в отличие от них умели изготавливать примитивные орудия труда. Кроме того, они занимались собирательством и охотой. Благодаря умению трудиться древние люди смогли выжить.
    2. Творческая работа (2 ученика).
    Представьте, что на «машине времени» вы перенеслись в период первобытности. Опишите глазами очевидцев охоту древних людей. Свои ощущения при этом. Рассказ начните словами: «Мы стояли на пригорке. Было тихо. Как вдруг раздался дикий рев…»
    3. Индивидуальная работа (5 человек).
    Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».
    …В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках… Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота… И вот теперь он мертв!… Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель.
    —  Что давал огонь первобытным людям?
    —  Как они его сохраняли?
    —  Почему потеря огня считалась несчастьем?
    4. Работа с классом.
    Проверка знания терминов.
    —  Дайте определение понятий «Всемирная история», «исторический источник», «человеческое стадо», «орудия труда».
    5. Развернутый ответ учащегося по карточке № 2.
    III. Переход к изучению новой темы
    Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличивался его мозг. Возникла речь. Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник — огромный слой льда толщиной около двух километров.
    —  Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях?
    IV. Изучение новой темы
    План
    1) Жизнь в суровых климатических условиях.
    2) Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.
    3) Родовая община.
    На доске: тема урока, новые слова: остроконечник, гарпун, родовая община.
    1. Самостоятельная работа с текстом учебника.
    Прочитать пп. 1 и 2 § 2 на с. 11-12 Вигасина, п. 3 § 2 на с. 17-18 Михайловского.
    —  Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами? (Первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, рыть землянки, шить одежду; придумали новые охотничьи орудия: копье с каменным наконечником и гарпун с костяным наконечником; продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов.)
    2. Работа с иллюстрациями учебника.
    —  Опишите по рис. 3 на с. 12 учебника Вигасина охоту на диких козлов. В чем ее трудности и опасности? (Горные козлы более мелкие животные, в них сложнее попасть, их труднее поймать. Поэтому нужно было придумать какое-то новое оружие.)
    3. Сообщение учащегося (в объеме учебника).
    И такое оружие человек придумал! Он давно заметил, что согнутое деревце распрямляется с силой. Эти наблюдения за таким свойством деревьев помогло сделать величайшее изобретение — охотничий лук и стрелы. Это произошло примерно тринадцать тысяч лет назад. Теперь с расстояния сотни шагов охотник мог поразить животное и даже птицу.
    4. Рассказ учителя.
    Выжить в суровых условиях человеческий коллектив мог, если он становился сплоченным, если в нем сильные помогали слабым, если опытные учили молодых… Такой коллектив стадом не назовешь! Это уже родовая община. Почему родовая? Потому, что все обитатели пещеры — родственники (родичи), свои. Они помогают друг другу во всем. Почему община? Потому, что все делали сообща, вместе. Охотились, изготавливали орудия труда, поддерживали огонь, имели общее имущество.
    Термин «родовая община» записывается учителем на доске, детьми — в тетрадях.
    Родовая община — коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хозяйство.
    ВАРИАНТ ИГРОВОГО УРОКА
    Для проведения игрового урока учителю следует попросить учеников предварительно прочитать параграф. Класс должен составить логическую цепочку, предполагающую установление причинно-следственных связей. В начале урока учитель предлагает начальное и конечное звенья этой цепи. В данном случае это — ледниковый период… родовая община. Соответственно учащиеся должны восполнить пробелы. На решение этой задачи у них должно быть 10 минут.
    Ответ: Ледниковый период — резкое похолодание — необходимость использовать более сложные орудия труда, «приручение» огня человеком — человек становится охотником — потребность в помощи окружающих — родовая община.
    Более детальная, логически обоснованная цепочка должна поощряться учителем.
    Ученики должны предлагать свои варианты и их обоснование. Авторы наиболее длинных и вместе с тем подтвержденных аргументами цепочек должны получить оценку пять.
    V. Закрепление изученного материала
    — Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях? (Освоение огня, пещер, строительство новых жилищ, изобретение новых орудий труда: гарпун, лук, стрелы, копье с костным наконечником; более тесное объединение людей в родовые общины.)
    VI. Подведение итогов урока
    В конце урока учитель напоминает учащимся, что охота и собирательство были самыми древними занятиями человека. Переход к земледелию и скотоводству стал настоящей революцией в организации древнего общества.
    Домашнее задание: прочитать § 2 Вигасина или § 2 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задания № 3 и 4 (письменно).

  • Древнейшие люди – первобытные собиратели и охотники – появились на планете очень давно. Исследователи полагают, что произошло это более 2 миллионов лет назад. Колыбелью человечества принято считать жаркую Африку, именно здесь были обнаружены первые останки австралопитеков и питекантропов – предков человека разумного. Они выглядели грубовато: приплюснутый нос, тяжелая нижняя челюсть, крупные надбровные дуги.
    Благодаря современному компьютерному моделированию удалось восстановить их приблизительный внешний облик по черепу, поэтому исследователи уверяют, что эти люди весьма смахивали на обезьян. Они еще не имели полностью прямой походки, обладали длинными верхними конечностями. Однако от обезьян их отличало умение делать и применять орудия труда. Эти древние люди жили большими группами, которые принято именовать праобщинами, вели полуоседлый образ жизни, кочуя в поисках пищи и останавливаясь на продолжительные стоянки. Основные источники пищи – охота и собирательство.

    Охота и собирательство – что это?

    В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару.
    Итак, первыми отличиями первобытных охотников и собирателей от животных стали:
    использование примитивных орудий труда;
    овладение огнем.
    И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.

    На пути эволюции

    С течением времени первобытные люди – охотники и собиратели – развивались, научились добывать огонь, овладели навыками примитивной речи, покинули территорию знойной Африки и расселились по Европе и Азии. Появлялись новые, более совершенные орудия труда, люди стали изготавливать одежду из шкур убитых животных, строить дома: землянки или шалаши из веток и костей.
    Усовершенствовались и орудия труда. Так, копье из дерева сменилось более мощным вариантом – оружием с каменным наконечником, который привязывался к древку при помощи лианы или растения, это наделяло древнего охотника существенным преимуществом перед диким животным. Потом люди изобрели лук и стрелы, позволяющие убивать зверей с дальнего расстояния, а использование гарпуна дало возможность насладиться вкусом рыбы.
    Добычей нередко становились следующие представители фауны:
    лошади;
    олени;
    дикие козы;
    пещерные медведи;
    шерстистые носороги;
    мамонты.
    Охота стала коллективной, люди поняли, что совместными усилиями проще и безопаснее получить богатую добычу, чем действуя в одиночку, поэтому стали загонять животных в болота или к оврагам и забивать.

    Первые общины

    На уроках истории в 5 классе первобытные собиратели и охотники изучаются в своем развитии. Так, учителя рассказывают школьникам, что люди постепенно становились все более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Ее отличали несколько черт:
    Наличие родственных связей.
    Четкая внутренняя иерархия.
    Общность жилища, пищи, запасов.
    Совместная охота, собирательство и забота о потомстве.
    Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Ученые полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.

    Распределение ролей

    Первобытная родовая община отличалась тем, что за каждым ее членом были закреплены определенные обязанности. Во главе стоял старейшина, наиболее старый и мудрый человек, который наделялся функциями управления. Именно старейшины следили за порядком, были хранителями обычаев и преданий общины.
    Основная функция мужчин заключалась в охоте. Женщины же готовили пищу, собирали коренья и плоды, воспитывали детей, занимались пошивом одежды и поддерживали огонь. Они пользовались в общине почетом и уважением. Нередко родовая община могла иметь тотем – некое животное, от которого, как полагали древние люди, они и произошли. На тотемное животное охота не велась, хотя в некоторых примитивных современных племенах съесть своего «предка» особенно почетно. Чаще всего в качестве тотема использовались те животные, которых люди наблюдали постоянно: волки, лисицы, бизоны, медведи и прочие.

    Зарождение искусства

    В эпоху первобытных охотников и собирателей появляется также примитивное искусство. Так, древние люди начали украшать стены пещер фантастическими по своей реалистичности изображениями животных, иногда встречаются также и антропоморфные картины. Делались также скульптуры, прежде всего – примитивные изваяния пышнотелых женщин, символизирующих материнство.
    Зарождается музыка, и усложняются представления о жизни и смерти, свидетельства чему – использование при захоронении украшений, орудий и оружия как знак того, что умерший был знатен и уважаем.

    Особенности преподавания темы

    Урок о первобытных собирателях и охотниках может стать интересным для пятиклассников и надолго отложиться в их памяти. Но для этого учителю необходимо использовать различные методы и приемы работы. Лучше всего начать с продуманного вступительного слова, в котором следует обосновать цель и задачи занятия, пояснить, зачем школьникам знать особенности жизни и быта первобытных охотников и собирателей.
    Хорошим подспорьем станут графические материалы и иллюстрации, схемы, карты, это поможет визуализировать материал и облегчить его восприятие. Наиболее подходящий метод обучения – проблемно-поисковый, дающий школьникам возможность самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, проявлять логику и тренировать память. Неплохим решением будет предложение разгадать кроссворд, составить схему, поработать в парах или микрогруппах. На уроке должны звучать разнообразные вопросы, отвечая на которые ребята будут не только пересказывать услышанное или прочитанное, но и критически осмыслять материал. Можно построить занятие в форме увлекательного путешествия в страну первобытных собирателей и охотников.
    Неплохим вариантом станет просмотр вместе со школьниками видеофильма по теме на большом экране при помощи проектора: это позволит погрузиться в мир древнейшей культуры и не просто усвоить материал, но и получить подлинное удовольствие. От скучных традиционных методов следует отказаться, иначе есть риск навсегда отнять у учеников интерес к истории.

    Проверочная работа

    Итак, ключевой темой, которая откроет мир истории древнего мира, является «Первобытные собиратели и охотники». В 5 классе обязательно провести тестирование, которое позволит выявить, насколько хорошо школьники усвоили материал. В проверочную работу следует включить ряд вопросов:
    Какой материк стал местом обнаружения первых в истории человечества останков древнейших людей?
    Как называется ученый, который занят раскопками?
    Отметьте признак, не имеющий отношения к родовой общине.
    Оптимальное число вариантов ответа – 4. Школьнику необходимо найти верный и обвести его.
    Помимо теста, необходимо дать ученикам возможность подумать. Так, в проверочную работу могут быть включены вопросы, ответ на которые предполагает развернутое рассуждение:
    Чем отличался древнейший человек от животного?
    По какой причине первобытные люди стали уделять внимание религиозным верованиям?
    Дополнительным заданием станет работа с графическим материалом и контурными картами.
    Такая работа поможет педагогу разобраться, насколько хорошо усвоен материал.
    Первобытные собиратели и охотники сыграли свою роль в истории становления человеческой цивилизации. Именно эти древние люди впервые научились делать и применять орудия и оружие, действовать сообща, создали родовые общины. Поэтому в преподавании темы очень важно, чтобы школьники осознали значение этого этапа жизни человечества.

    Урок 3. Тема урока: Родовые общины охотников и собирателей

    Цели урока:

    $ Образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний об изменениях в жизни и занят$иях древних людей, расселении человека;

    Воспитательная: способствовать формированию чувства сопричастности к истории человечества, уважения и интереса к истории своего народа, человечества в целом; формированию и развитию познавательного интереса учащихся;

    Развивающая: способствовать общекультурному, личностному и познавательному развитию учащихся, обеспечивающему умение учиться.

    $Задачи урока:

    • развитие у учащихся учебно-коммуникативных (совершенствование навыков устной речи), учебно-информационных (работа с картой, учебником), учебно-логических (работа с терминами и понятиями, сравнительная характеристика занятий и орудий труда древнейших и древних людей, их образа жизни) умений и навыков;

    • формирование у учащихся отношения к трудовой и познавательной деятельности как основному отличию человека от животных и главному фактору развития;

    • сформировать у учащихся знания о расселении и условиях$ жизни древних людей на территории нашей страны;

    • сформировать у учащихся знания о жизни в родовой общине;

    • формирование понятий: родовая община, сородичи, наконечник, гарпун.

      $

    Тип урока: комбинированный

    Подход к обучению$: проблемно-деятельностный личностно ориентированный.

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, эвристический.

    Формы работы учащихся на уроке:$ фронтальная, индивидуальная, парная.

    Принципы организации урока: минимальное количество научных понятий, задействование максимального количества каналов восприятия, эмоциональная насыщенность, связь с потребностями, измеряемость понятий, стимулирование самостоятельной активности учащихся, соревновательность.

    Понятия и термины: родовая община, сородичи, гарпун, наконечник.

    Описание необходимого технического о$борудования для проведения урока: учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012, компьютер с возможностью воспроизведения на большом экране презентации и файлов мультимедиа, презентация $PowerPoint,физическая карта мира, карта с 9 учебника, кости мамонта

    Структура и ход проведения урока:

    I.Оргмомент$

    Проверяется готовность класса к уроку, отмечаются отсутствующие. Объявляются тема и цели урока. Тема записывается учителем на доске, учащимися в тетрадях.

    II Проверка изученного материала.

    1. Индивидуально, письменно, по вариантам.

    $ Учащиеся взаимно проверяют и оценивают работу соседа по парте

    III Подготовка к изучению нового материала

    $ Постановка проблемного задания.

    Выпишите в тетрадь причины, которые привели к появлению родовой общины

    Устанавливается связь нового материала с изученным: «Когда появились на Земле древнейшие люди? Где они жили? Какой был климат в тех странах, где жили древнейшие люди?» Выслушав ответы, учитель рассказывает о похолодании на Земле.

    IV Изучение нового материала

    Фронтально, устно, объяснительно-иллюстративное повествование с элементами беседы и использованием ИКТ (презентация $PowerPoint).

    1 Причины выживания людей в условиях оледенения

    «Как люди овладели огнем? Какую пользу приносил огонь людям?» Выслушав ответы, он сообщает о том, что люди научились сами добывать огонь

    $ Рассказывая о способе добывания огня, учитель предлагает учащимся потереть одну ладонь о другую, а затем спрашивает: «Что вы чувствуете?» «Горячо»,- следует ответ.

    Люди замети$ли, что при трении выделяется тепло, но, чтобы добыть огонь путем трения одного куска сухого дерева о другой, требовалось умение и терпение. В условиях длинной и холодной зимы люди начали шить одежду из шкур животных, из их костей они возводили каркас для жилища, который покрывали теми же шкурами.

    Изменились и орудия труда — они стали более совершенными.

    Люди овладели новыми материалами для изгот$овления орудий труда (костью и рогом), изобрели новые орудия. Скребки использовались для очистки внутренней стороны шкуры животного от остатков мяса и жира. Проколками пробивали отверстия в шкурах, а затем сшивали их жилами. В ледниковое время люди научились обрабатывать шкуры и шить одежду».

    «Рассмотрите копье и гарпун. Люди изобрели копье. Они привязывали остроконечник из кремня к длинному древку волокнами растений или кожаными ремнями. Копье стало более надежным орудием в борьбе со зверями, чем заостренная ручным рубилом палка. $

    Сравните копье и гарпун. Каковы различия между ними? Предположите, при каком занятии особенно необходим гарпун. Дополняя ответы, учитель раскрывает преимущества гарпуна перед копьем в рыболовстве, обращаясь к эмоциям учащихся, вызывая в их сознании яркие образы:

    «П$редставьте себе: на речной отмели стоит рыболов. В его руках копье. Вот показалась крупная рыба: мгновенный удар — вода забурлила и окрасилась кровью, Но смертельно раненная рыба сорвалась, и поток унес ее. Быть может, мертвая, она всплывет, но так далеко, что рыболову не достанется. Иное дело гарпун: зубцы застрянут в теле рыбы и добыча не ускользнет».

    $ 2. Охота

    Охота на зверя и крупную рыбу стала в ледниковое время главным занятием. Произошло это потому, что были изобретены новые орудия (копье, гарпун), изменились и сами первобытные люди. Они научились загонять зверей в болота, гнать их к крутым обрывам, откуда те срывались, ломая себе ноги; человек придумал всевозможные ловушки, в которые попадались животные.

    3. Появление лука и стрел

    Около 10 000 тысяч л$ет назад мамонты исчезли. Люди стали больше охотится на мелких, быстро бегающих животных. Это привело к появлению лука и стрел. Идею нового оружия человек подсмотрел в природе. Лук позволил поражать цель на большом расстоянии.

    4.Появление родовой общины

    Несколько десятков тысяч лет назад на смену стаду пришла родовая община — коллектив родственников, ведущих совместное хозяйство и имеющий общее имущество. Сородичи были связаны кровными узами, поэтому основным законом была «кровная месть». Главными считались женщины как продолжательницы рода.

    Жизнь отставших в своем развитии племен похожа на жизнь первобытных людей

    $В наше время в Восточной Африке обитает маленькое племя хадзапи. Оно живет на равнине, покрыто$й густыми травами и колючим кустарником. Встречаются там и отдельные деревья. В этой местности только два времени года: сезон засухи и сезон дождей.

    Хадзапи не знают ни земледелия ни скотоводства, они не умеют добывать и обрабатывать металлы. Мужчины охотятся на антилоп, носорогов и других животных, добывают мед диких пчел. Женщины собирают плоды и съедобные коренья, хворост для костра, траву для жилищ. Едят хадзапи мясо, испеченное на углях, пекут также некоторые фрукты, но большую часть растительной пищи употребляют в сыром виде.

    У хадзапи нет ремесленников. Все взрослые умеют изготавливать предметы домашнего обихода. Это в первую очередь различные каменные орудия, большие луки из цельного куска плотного дерева и острые стрелы. Посуду они делают из скорлупы яиц страуса, ложки — из раковин. Одеждой служат неб$ольшие кожаные передники и сандалии, защищающие от шипов колючих кустарников.

    Хадзапи сами обрабатывают шкуры убитых ими животных. Из шкур антилопы, например, изготавливают охотничьи сумки, в которых носят запасную тетиву для лука, яд для стрел, лекарство от укуса змей, огниво (дощечка из твердого дерева и палочка, с помощью которой добывают огонь). В виде украшений хадзапи носят на шее раковины на бечевке и бусы, изготовленные из просверленных пластинок скорлупы страусовых яиц.

    Хадзапи кочуют небольшими группами $в поисках пиши, от непогоды они прячутся в пещерах или сплетенных из ветвей шалашах.

    Пожилым людям у хадзапи отводится большая роль. Из них обычно выходят знахари и колдуны. Каждая группа хадзапи возглавляется самым удачливым и искусным охотником.

    Задание:

    $Как изучение племени хадзапи может пополнить наши знания о первобытных людях?

    Дополнительные вопросы:

    Чем жизнь хадзапи напоминает жизнь первобытных людей?

    $Как хадзапи добывают себе пищу?

    Какими орудиями труда пользуются?

    Что представляют собой жилища хадзапи?

    Какую роль у хадзапи играют пожилые люди?

    V Закрепление

    1 Параллельное в ходе изучения нового материала.

    $ 2 Обсудить с учащимися и ответить на вопрос почему первобытные люди выжили в ледниковый период$? Подумайте, что помогло им в этом. Учащиеся приходят или подводятся к ответу: 1) овладение огнем; 2) создание разнообразных орудий труда; 3) превращение охоты в главное занятие; 4) одежду из шкур, жилища; 5) возникновение прочных коллективов.

    3 Учащиеся делают вывод, что это и привело к появлению родовой общины.

    4. В тетради: Родовая община -$ коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хозяйство.

    5 Опишите рисунок «Родовая община» стр 15. Что изображено на первом плане? Втором плане?

    VI. Задание на дом

    Прочитать §2, ответить на вопр$. стр. 17 учебника. Выучить записанные в тетрадь определения.

    Индивидуальное задание:

    1. Подготовить сообщение о мамонтах (Внешний вид, рост, вес, где, как и когда жили, как на них охотились, какое значение имела хота на мамонтов). При этом демонстрируются кости мамонта из школьного музея. $

    По желанию

    Совместно с родителями сделайте лук и стрелы для последующего соревнования на выявление лучшего охотника.

    VII$. Подведение итогов

    1.Рефлексия.

    2. Итог урока

    3. Оценка урока

    1872:8
    3685:15
    18600:24
    32614:46
    738:9
    3778:47
    решите уголком пожалуйста
    2 класс заполни пропуски в таблицах выполнив вычисления пж помогите
    Сочинение по литературе, помогите умоляю… Только сочинение. Средства найду… Чел??век найдись;(
    Землетрясения причины возникновения и возможные последствия 7 класс
    Помагите плз!)))
    Сократите дробь:
    75
    —- =
    90
    150
    —– =
    120
    Выпиши из предложения словосочетания,укажи в каждом главное слово: образец; написать диктант. с деревьев мерно падали дождевые капли. Над рекой важно парит большая птица. укажи в каждом словосочетании главное слово. в синей гавани, шлепал по лужам, шелестел листьями, учились читать, раскрыли окна, быстро написали.
    42 БАЛЛА!
    Мини-сочинение на тему “Какими достижениями империи Карла Великого я впечатлился”.
    Составит план по тексту И. Соколову -Микитову
    .
    Найти производную сложной функции y=sin x/4
    Допиши словосочетания определи в них части речи победить кого…………надеяться на что……..уйти куда ………..выразить что ………. бороться с
    кем …………………смеяться как …..бежать с кем……………сказать кому………………..сражаться как …………………..ухаживать за кем ………….

    ?
    Предположите, в какое время года проходят работы на храмовых землях. Почему вы так думаете? Представьте, как выглядело это же самое место через 2 месяца и через полгода. Чем в эти времена занимались земледельцы?
    Конец осени – зима. Потому что в конце ноября заканчивался разлив Нила и вода сходила с полей. Тогда их обрабатывали и сажали урожай. Что и показано на рисунке. Через 2 мес., зимой, земледельцы уделяли массу внимания орошению полей, что делалось при помощи шадуфов. Весной собирали урожай, затем готовились к новому разливу Нила, укрепляя дамбы и оросительные сооружения. Летом, т.е. через пол года, начинался разлив Нила, поля покрывались водой. В это время земледельцы призывались на царские работы – строили усыпальницы фараонов и вельмож.
    Вспомните, какие особенные условия для развития земледелия существовали в Древнем Египте. Как выглядел календарь сельскохозяйственных работ в Др. Египте? Какие работы и почему земледельцы выполняли в разное время года?
    Весь календарь сельскохозяйственных работ зависел от разлива реки Нил. Июль – октябрь – разлив реки Нил. В ноябре заканчивался разлив Нила и вода сходила с полей. Тогда их обрабатывали и сажали урожай (ноябрь – февраль). Зимой земледельцы уделяли массу внимания орошению полей, что делалось и при помощи шадуфов. Весной (март – июнь) наступала засуха и собирали урожай, затем готовились к новому разливу Нила, укрепляя дамбы и оросительные сооружения. Летом начинался разлив Нила, поля покрывались водой. В это время земледельцы призывались на царские работы – строили усыпальницы фараонов и вельмож.
    Каким образом современным ученым стало известно о жизни простых людей Др. Египта?
    Из росписей на стенах гробниц вельмож и из записей на папирусах.
    Дополните рассказ о труде крестьян, указав, какие еще повинности они выполняли?
    Кроме строительства усыпальниц, крестьяне платили налоги в пользу государства. В качестве налогов древние египтяне отдавали часть урожая, те, кто занимался ремеслом, часть изделий. Это шло на содержание дома фараона, вельможам, армии и т.д. Также, они строили дороги, храмы, дворцы и крепости, дамбы, служили в войске.
    Зачем писец рассказывал своему сыну о тяжелом труде ремесленника?
    Он рассказывал это потому, что сын должен был видеть и ценить разницу между тяжелым физическим трудом и умственным. Что труд писца значительно легче и прибыльнее, что это почетная работа и дает независимость и уважение человеку. Это почетная должность, которая требовала образования, которое стоило дорого, поэтому освоить профессию писца могли более знатные и состоятельные, она зачастую передавалась по наследству, чтобы закрепить за своей семьей более высокое положение.
    Составьте рассказ о жизни египетского вельможи.
    Вельможи – это знатные и богатые египтяне, которые владели великолепными домами. Эти дома были окружены красивыми садами, внутри украшались росписью. Зачастую у вельмож были и бассейны. Комнаты обставлялись дорогой мебелью из драгоценных пород дерева, украшенной слоновой костью и золотом. Дом в порядке содержала прислуга. Вельможи отдыхали, ездили на охоту. Одежду носили из тонкой льняной ткани. Носили много драгоценностей: браслеты, серьги, кольца, ожерелья. Знатные египтянки носили парики и пользовались косметикой: краской для ресниц и губ, ароматными веществами, маслами. Зачастую глаза подводили и мужчины, что считалось, защищает их от песка и солнца.
    Как вы думаете, почему жрецы были очень влиятельными людьми? Почему их опасались фараоны и вельможи, боялись и почитали простые земледельцы и ремесленники?
    Египтяне верили в огромное количество богов, от благосклонности которых, они считали зависла их жизнь. Жрецы служили в храмах, сооруженных в честь этих богов. Они единственные знали священные слова – молитвы, с которыми нужно обращаться к богам, только они определяли принял ли бог жертвы и сообщали просителям. Они знали все церемонии и строго следили за их соблюдением. Они были очень образованными людьми – изучали иероглифы, знали наизусть предания и мифы, наблюдали за движением звезд на небе, вели календарь, изучали математику и историю, литературу. Все эти знания были очень необходимы жрецу и требовали долгого обучения. Должность жреца передавалась по наследству. Обучение детей начиналось с пяти лет.
    Как вы поняли, почему в Египте вспыхнуло восстание? Кто и против кого его организовал?
    Взбунтовались бедняки, крестьяне, ремесленники, рабы. Они выступили против власти фараона, вельмож, чиновников, писцов. Они терпели многочисленные бедствия, выполняли повинности, зачастую голодали. Восставшие устраняли власть знати, сделали зерно общим достоянием. Детей начальников выбрасывали на улицу. Они были против того, что знать передавала должности по наследству. Были опустошены даже пирамиды.
    Какие вещественные, письменные памятники рассказывают о жизни простых людей Египта?
    Из росписей на стенах гробниц вельмож, из записей писцов, археологические находки (посуда, украшения и т.д)
    Напишите короткое сочинение об одном дне из жизни земледельца, ремесленника, вельможи, жреца, чиновника, писца (по выбору).
    Земледелец. День для земледельца начался с рассветом. его семья проснулась, был приготовлен скромный завтрак и распределены между всеми обязанности на день. Взрослые занимались сбором урожая. Женщины сжинали колосья серпами. Дети помогали взрослым собирать колосья в снопы. Мужчины собирали снопы и несли к месту, где зерно обмолачивали, гоняя по снопам быков и коров. В полдень, когда стало нестерпимо жарко, семья вернулась домой, был приготовлен обед. Дети расставляли посуду. После обеда занимались домашними делами. Когда жара спала, вернулись к сбору урожая. Работы прекратились поздним вечером, когда уже практически ничего не было видно. Семья вернулась домой и поужинав, отправились спать.
    Вельможи. Утро вельможи началось позже, нежели утро крестьянина, и не в жалкой лачуге, а в великолепном доме. Дом был украшен росписями, обставлен хорошей мебелью из драгоценных пород дерева, украшенной слоновой костью. Вельможа надел одежду, из тонкого льна, драгоценности, которые подчеркивали его положение. Завтрак был приготовлен прислугой, на завтрак он кушал свежие фрукты и рис. Жена вельможи следила за слугами, смотрела за домом и детьми. Слуги занимались уборкой, отправлялись за покупками, готовкой еды. Вельможа ушел с частью слуг в город, где выполняя свои обязанности, выслушивал прошения и жалобы горожан, следил за сдачей налогов и выполнением податей. Вернувшись к обеду, который включал большое количество блюд, мяса, овощей и фруктов, занимался домашними делами. Вечером он и его жена отправились в гости к хорошим знакомым, занимавшим такое же высокое положение в обществе. Где они отдыхали, беседовали на различные темы, слушали музыкантов. Домой они вернулись поздно.
    Писца. Утро писца началось с сытного завтрака, после чего, он отправился на работу. Сегодня ему предстояло вести учет зерна, которое привозили крестьяне в царское хранилище. Он старательно подсчитывал размер урожая каждого крестьянина и записывал на папирус. Передохнув и покушав, продолжил работать. Когда он закончил работу в хранилище, отправился в дом чиновника, чтобы отчитаться о работе и оставить папирус записями. Они достаточно долго беседовали и оценивали размер урожая. После чего писец смог вернуться домой. Дом писца был небольшой, но в хорошем месте и богато обставлен, без предметов роскоши. Слуг они не держали. Домашним хозяйством занималась жена и дети. Завтра писцу предстояло снова отправиться в хранилище и вести учет зерна.
    Используя текст параграфа и документ, расскажите о народном восстании в Египте.
    4 тыс. лет назад вспыхнуло народное восстание. Взбунтовались бедняки, крестьяне, ремесленники, рабы. Они выступили против власти фараона, вельмож, чиновников, писцов. Они терпели многочисленные бедствия, выполняли многочисленные повинности, зачастую голодали и умирали на строительстве. Восставшие устраняли власть знати, сделали зерно общим достоянием, громили и грабили дома знати, детей начальников выбрасывали на улицу. Они были против того, что знать передавала должности по наследству. Везде царила разруха и были опустошены даже пирамиды.
    Как относится к восстанию автор и кому он сочувствует?
    К восстанию автор относится негативно, описывает бесчинства, которые творила беднота, как выглядела знать и сочувствует писцам, которые были также ограблены, чьи записи были сожжены. Сочувствует им, так как сам являлся писцом.

    §2. Родовые общины охотников и собирателей 13
    §3. Возникновение искусства и религиозных верований 17
    Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы 21
    §4. Возникновение земледелия и скотоводства
    §5. Появление неравенства и знати 25
    Глава 3. Счёт лет в истории 29
    Древний Восток 33
    Глава 4. Древний Египет 34
    §6. Государство на берегах Нила
    §7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте 37
    §8. Жизнь египетского вельможи 42
    §9. Военные походы фараонов 46
    §10. Религия древних египтян 51
    §11. Искусство Древнего Египта 56
    §12. Письменность и знания древних египтян 61
    Глава 5. Западная Азия в древности 65
    §13. Древнее Двуречье
    §14. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 69
    §15. Финикийские мореплаватели 73
    §16. Библейские сказания 77
    §17. Древнееврейское царство 81
    §18. Ассирийская держава 85
    §19. Персидская держава «царя царей» 90
    Глава 6. Индия и Китай в древности 95
    §20. Природа и люди Древней Индии
    §21. Индийские касты 100
    §22. Чему учил китайский мудрец Конфуций 105
    §23. Первый властелин единого Китая дод
    Древняя Греция 115
    §24. Греки и критяне —
    §25. Микены и Троя 121
    §26. Поэма Гомера «Илиада» 125
    §27. Поэма Гомера «Одиссея» 129
    §28. Религия древних греков 134
    Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 139
    §29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу 140
    §30. Зарождение демократии в Афинах 143
    §31. Древняя Спарта 147
    §32. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей 150
    §33. Олимпийские игры в древности 155
    §34. Победа греков над персами в Марафонской битве 161
    §35. Нашествие персидских войск 165
    Глава 9. Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. 9. и расцвет демократии 171
    §36. В гаванях афинского порта Пи рей
    §37. В городе богини Афины 175
    §38. В афинских школах и гимнасиях181
    §39. В афинском театре 185
    §40. Афинская демократия при Перикле 190
    Глава 10. Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н. э 196
    §41. Города Эллады подчиняются Македонии
    §42. Поход Александра Македонского на Восток 200
    §43. В Александрии Египетской 208
    Древний Рим 213
    §44. Древнейший Рим
    §45. Завоевание Римом Италии 219
    §46. Устройство Римской республики 222
    Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья 227
    §47. Вторая война Рима с Карфагеном 228
    §48. Установление господства Рима во всём Средиземноморье 232
    §49. Рабство в Древнем Риме 238
    Глава 13. Гражданские войны в Риме 242
    §50. Земельный закон братьев Гракхов
    §51. Восстание Спартака 246
    §52. Единовластие Цезаря 251
    §53. Установление империи 256
    Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры 260
    §54. Соседи Римской империи 261
    §55. В Риме при императоре Нероне 265
    §56. Первые христиане и их учение 269
    §57. Расцвет империи во II (2-м) веке н. э 275
    §58. Вечный город и его жители 279
    Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи 285
    §59. Римская империя при Константине
    §60. Взятие Рима варварами 289
    Семь чудес света 294
    Вот и закончилось наше путешествие по Древнему миру 296
    Проверьте, хорошо ли вы помните историю Древнего мира 298
    Информационно-творческие проекты 300
    Запомните эти слова 301
    Советуем прочитать эти книги 302
    Учебник состоит из 4 разделов и 15 глав, разделённых на параграфы. Основные учебные сведения содержатся в тексте параграфов. Важная историческая информация выделяется жирным шрифтом, а новые слова — курсивом. На синем фоне помещены вспомогательные тексты. Они включают дополнительные сведения о жизни древних людей, о находках учёных. Также в учебнике представлены отрывки из письменных документов.
    Красочные рисунки показывают ЖИЗНЬ людей того далёкого времени. Современные художники па основе документальных свидетельств изобразили, как выглядели древние города, поселения, жилища, домашняя утварь, одежда, книги и многое другое.
    На исторических картах обозначены территории расселения первобытных людей, древние государства, города, места событий и многое другое.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Ответ оставил Гость
    Знакомьтесь, его зовут Ипусер. Он наместник фараона в одном из городов, расположенных недалеко от Мемфиса (столицы Египта), и при дворе занимает высокое положение.Утро вельможи начинается с умывания.Древние египтяне (от фараона до крестьянина) отличались чистоплотностью. Они мылись несколько раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Для умывания египтяне использовали специальные тазики – «шаути». В воду для полоскания рта насыпали очищающую соль.По примеру фараона Ипусер превратил свой утренний туалет в настоящую церемонию. Вокруг хозяина дома собираются его многочисленные родственники. На корточках перед вельможей сидят писцы, готовые записывать приказы.После утреннего омовения цирюльники и слуги бреют хозяину щеки и голову, делают маникюр и педикюр, умащивают его тело маслами и благовониями, подводят глаза.Египтянам (как женщинам, так и мужчинам) нравились удлиненные глаза. Кроме красоты, такой грим предохранял нежные глаза от воспалений, вызываемых слишком ярким солнцем, ветром, пылью, насекомыми.После умывания Ипусер быстро съедает свой завтрак, состоящий из хлеба, куска мяса, пирога и пива, и спешит на службу во дворец фараона. Сегодня ему предстоит докладывать владыке обоих земель о состоянии дел по строительству каналов и дамб.Ипусер восседает на носилках, которые несут темнокожие рабы. Светлокожие рабы идут рядом и прикрывают своего господина опахалами от лучей палящего солнца.Во дворце фараона собралось множество вельмож и чиновников. Все ждут начала приема. Фараон восседает на троне. В руках он держит символы высшей власти – жезл и плеть. Показывая свое почтение фараону, Ипусер приближается к владыке с поднятыми в молитвенном жесте руками. Приблизившись к трону, он встает на колени, опускает лицо и ждет, когда фараон разрешит ему говорить.Свою речь перед фараоном Ипусер заканчивает фразой: «Пусть поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости». Фараон остался доволен Ипусером и похвалил его за службу.В хорошем настроении наш вельможа возвращается домой.Сегодня во дворце царит необычная суета. Это верный признак того, что в нем готовятся к приему гостей. Слуги поливают цветы и деревья, что-то толкут в ступах. Женщины-рабыни растирают зерно каменными зернотерками, готовят разнообразные блюда.Наконец слуги застилают пол самой большой комнаты свежими тростниковыми циновками. Вокруг развешивают многочисленные гирлянды цветов лотоса. К этому времени огонь в бронзовой жаровне прогорел. На угли кладут кусочки пахучей соломы, и все вокруг наполняется сладким запахом благовоний. Слышно, как музыканты настраивают свои инструменты. Ждут своей очереди акробатки и танцовщицы. Напитки и яства поданы. На вертелах жарятся гуси, на столах выстроилась целая вереница кувшинов с винами, ликерами, пивом. В корзинах и на подставках уложены фрукты: финики, инжир, виноград, бананы. Все готово для приема гостей.Особо почетных гостей встречает и провожает сам хозяин, остальных – его дети или слуги. Гости приветствуют хозяина лестными речами: «Да будет в твоем сердце милость Амона! Да ниспошлет он тебе счастливую старость! Да проведешь ты жизнь в радости и достигнешь почета! Губы твои здоровы, члены твои могучи. Твой глаз видит далеко. Одежды на тебе льняные. Рот твой наполнен вином и пивом, хлебом, мясом и пирожками. Твой хлев полон телят. Твои прядильщицы преуспевают. Ты нерушим, и враги твои падают».В ответ на подобные восхваления хозяин покровительственным тоном отвечает: «Добро пожаловать!»Покончив с приветствиями, Ипусер и его гости идут к столу. Хозяин дома садится в золоченое кресло, украшенное драгоценными камнями. Такие же роскошные кресла подают самым почетным гостям.

    • ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс
    • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 1
    • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 2

    РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ

    Объясните значение слов: рубило, копьё, гарпун, мамонт, человек разум­ный, родовая община.

    • Рубило — орудие труда первобытного человека. Представляло собой острый обработанный кусок камня. Древний человек использовал рубило для изготовления других орудий труда и охоты.
    • Копьё — длинная и прочная (иногда обожженная на костре) деревянная палка с заостренным концом или каменным наконечником, привязанным к древку волокнами растений или кожаным ремешком. С развитием человечества и технологий люди стали использовать для изготовления наконечников копий медь, бронзу, железо.
    • Гарпун — в классическом понимании это бросковое орудие, предназначенное для охоты на рыб. Представляет из себя копье с зазубренным наконечником (древние люди использовали кость для изготовления наконечника) и веревкой для возврата копья. Гарпуны, не оснащенные веревкой, называют острогами.
    • Мамонт — древнее вымершее млекопитающее из рода слоновых. В сравнении с современными слонами, мамонты были в два раза больше. Они обладали более массивным туловищем, более короткими ногами, длинной шерстью, меньшего размера ушами и длинными изогнутыми бивнями, которые служили для добывания пищи в зимнее время из-под снега.
    • Человек разум­ный (Homo sapiens) — вид человека, древнейшие представители которого появились в результате эволюции около 200 тысяч лет назад в Африке. Однако современные археологические данные доказывают, что человек современного типа появился еще раньше — более 350 тысяч лет назад. Оттуда вид распространился по всему свету, замещая существовавшие популяции Homo erectus (человека прямоходящего) и неандертальцев. 40 тысяч лет назад ареал проживания человека разумного распространился практически по всей Земле. От остальных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, человек разумный отличался относительно высоким уровнем развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению.
    • Родовая община — первое объединение древних людей, включавшее кровных родственников. Вместе легче было добывать пропитание, защищаться от хищных животных, поддерживать и охранять огонь. Все члены коллектива были равны между собой, а пища, независимо от того, кем и как она была добыта, делилась поровну.

    1.Что помогло нашим предкам выжить морозными зимами?

    Формирование родовых общин, разделение труда, совершенствование орудий труда, форм коллективной охоты и методов обработки материалов, а также использование огня (получение и сохранение) и изготовление одежды обусловили выживание людей в Ледниковый и послеледниковый период.

    2. Что представляли собой древнейшие жилища и одежда?

    Древняя одежда представляла собой покровы из шкур и меха животных. Древнейшие жилища — пещеры, в которых люди могли укрыться от непогоды и оборониться от хищных животных. На территориях, где не было пещер, древние люди рыли землянки, сооружали навесы из веток, костей и шкур животных.

    3. Почему только сплочённая группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей?

    В одиночку ни один охотник не мог справиться с крупным зверем. Поэтому древние люди стали использовать технологии коллективной загонной охоты. Роли охотников были распределены: отдельные группы гнали зверя в заготовленную ловушку (яму, овраг, болото), другие группы встречали зверя и убивали его.

    4. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Какие признаки — слово «родовая»?

    Слово «община» выражает один из основных признаков такого сообщества — все в общине было общим: люди сообща добывали пищу, обустраивали жилище, а добыча, неважно кем она была добыта, делилась поровну. Слово «родовая» выражает главный признак родовой общины, в  которой родственные связи являлись основными. Все близкие и дальние родственники, состоящие в общине, считались сородичами.

    5. Какими пре­имуществами обладают лук и стрелы сравнительно с копьём и дубиной?

    Лук и стрелы позволили древним людям охотиться на мелких и быстрых зверей, поражая их с расстояния. С копьём и дубинкой за такими мелкими зверями охотиться не получится — они предназначены преимущественно для охоты с близкого расстояния.

    Примечание: Конечно, о расстоянии в «сотни шагов», как сказано в учебнике, речи не идет. Для того, чтобы поразить цель с такого расстояния, необходимы профессиональные, а не кустарно изготовленные луки, с большой степенью упругости, огромная сила охотника, чтобы натянуть такой лук и огромный опыт и глазомер, чтобы попасть с такого расстояния по движущейся мишени. Представляется маловероятным утверждение авторов о «сотнях шагов».

    Опишите рисунок «Родовая община» (см. с. 18). Что изображено на пер­вом плане, на втором плане?

    Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 2

    На рисунке изображена родовая община древних людей. На переднем плане мужчины занимаются изготовлением орудий труда и охоты, а женщина шьет одежду из шкур. На заднем плане мы видим женщину, которая разрезает растянутую на кольях и высушенную шкуру, людей, которые готовят пищу на костре, мужчину, который принес череп оленя для дальнейшей его обработки. Дети сидят в палатке и наблюдают за работой взрослых, перенимая опыт.

    Подготовьте сообщение о находках останков мамонтов на территории России (см. с. 19). (По учебнику и ресурсам Интернета.)

    На территории России уже найдено большое количество останков мамонтов. Большая часть находок мамонтов в России встречается в Сибири и Якутии. Примерно 12 тысяч лет назад в тех краях было тепло, поэтому эти крупные млекопитающие были очень распространены. Ледниковый период привел к смерти мамонтов, останки которых хорошо сохранились в толще вечной мерзлоты. Самыми известными находками считаются хорошо сохранившиеся останки мамонтенка Димы и мамонтенка Любы. Диму нашел бульдозерист в Магаданской области – установлено, что несчастный мамонтенок повредил ногу, и поэтому (а может он спасался от саблезубых тигров) свалился в грязевую яму или болото. Не смог выбраться, и умер. Благодаря тому, что останки мамонтенка Димы пролежали в слое вечной мерзлоты и влаги без доступа воздуха, он великолепно сохранился. До 2007 года это был первый уникальный мамонт, найденный целиком. Сейчас мамонтёнок Дима находится в Зоологическом музее в Санкт-Петербурге.

    Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 2

    В 2007 году рекорд Димы по целостности туши был побит мамонтенком Любой – ее нашли на Ямале. Предположительно, река вымыла останки животного из глубин Колымы, их обнаружил местный оленевод Юрий Худи. Поскольку Диму изрядно потрепали собаки, да и лежала туша до прибытия ученых около 10 дней, сохранность Любы – это полностью заслуга оленевода, который 2 дня почти бегом добирался до цивилизации, чтобы сообщить о находке. Мамонтенок Люба прекрасно сохранилась.

    Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 2

    Подумайте и обсудите. В чём различия между копьём и гарпуном (см. рис. на с. 17)? Как их изобретение изменило жизнь людей?

    Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 2

    Разница между копьем и гарпуном заключается в наконечнике. Для охоты на зверей копье должно обладать способностью пробить толстую шкуру и поразить жизненно важные органы животного. После этого, охотник должен быть способен быстро вытащить копье для следующего удара. Поэтому каменные наконечники изготавливались острыми, тонкими и по возможности гладкими. Для охоты на рыбу важным было быстро поразить объект и обеспечить его удержание на острие. Поэтому наконечники для гарпунов (острог) делались легкими (как и само древко), преимущественно из кости, и зазубренными, чтобы рыба не смогла соскользнуть с гарпуна.

  • Роднится как пишется правильно
  • Родной русский язык и разновидности его употребления сочинение
  • Родители обеспокоены событиями как пишется
  • Родная земля как пишется
  • Родительская любовь в романе отцы и дети сочинение