Родословная стародума из рассказа недоросль

Тема: д.и. фонвизин недоросль. подготовка к домашнему сочинению.цели: подготовка к домашнему сочинению. год написания 1782 г. история создания

Тема:
Д.И. Фонвизин «Недоросль». Подготовка к
домашнему сочинению.

Цели: Подготовка к домашнему
сочинению.

Год написания – 1782
г.

История создания
Замысел комедии возник у писателя после возвращения из – за границы, под
влиянием просветительских взглядов зарубежной страны.

Тема
Основной темой «Недоросля» является просвещение и образование, воспитание
нового поколения в духе новых веяний времени и политических преобразований.

Композиция
комедия выстроена по всем правилам жанра, в ней соблюдены три составляющих –
единство действия, места и времени. Состоит из пяти действий.

Жанр – Пьеса
– комедия, яркое и живое повествование, не содержащее трагических эпизодов.

Направление – Задача
автора состояла в высмеивании пороков общества, значит, направление комедии –
сатирическое.

История создания

В «Недоросле» анализ произведения
предполагает раскрытие темы, основную мысль комедии, ее суть и идею.

Сначала определим смысл названия.
В восемнадцатом веке слово «недоросль» обозначало человека, не имеющего
документа об образовании. Такого человека не брали на службу и не разрешали
вступать в брак.

Фонвизин больше года прожил во
Франции, глубоко вникая в ее просветительские доктрины. Его занимали все
сферы социальной жизни страны, он вникал в философию, юриспруденцию. Большое
внимание писатель уделял театральным постановкам, в частности, комедиям.

Когда писатель возвратился в
Россию, у него возник замысел комедии «Недоросль», где герои получат
говорящие фамилии, чтобы глубже выразить смысл комедии. Работа над историей
создания заняла у писателя почти три года, началась в 1778 году, а
окончательный год написания – 1782.

Тема

Изначально главной темой
комедии
предполагалась тема воспитания и образования нового поколения,
позже в проблематику «Недоросля» были включены социально – политические
проблемы, которые касались непосредственно указа Петра Первого о запрещении
службы и женитьбы дворян – недорослей.

Семья Простаковых, имеющая
недоросля Митрофанушку, имеет глубокие дворянские корни. На первом месте у
таких Простаковых стоит гордость за свое знатное сословие, и они не приемлют
ничего нового и прогрессивного. Образование им совершенно не нужно, так как
крепостное право еще не отменили, и есть кому на них работать. Превыше всего
для Простаковых материальное благополучие, алчность и жадность закрывает
глаза на образование сына, власть и богатство – важнее.

Семья – это тот пример, на
котором растет и воспитывается личность. Митрофанушка полностью отражает
поведение и образ жизни своей деспотической матери, но госпожа Простакова не
понимает, что именно она является примером для своего сына, и недоумевает,
почему он не выказывает ей должного почтения.

Раскрывая проблемы комедии,
внутрисемейный конфликт Простаковых, приходим к выводу, что все
зависит от воспитания человека. Только от достойного воспитания в семье
зависит отношение человека к окружающим посторонним людям, его порядочность и
честность. То, чему учит комедия писателя, это образование, уважение по
отношению к ближнему, воспитанность и благоразумие.

Композиция

Мастерски выполненные особенности
композиции позволяет ознакомиться с главными героями в самом начале пьесы.
Уже в конце первого действия происходит завязка сюжета. Тут же в комедии
появляются Правдин и Софья. В комедии есть интрига – богатое приданное Софьи,
о котором узнают из рассказа Стародума, и разгорается борьба за ее руку.

Скрыть объявление

В следующих двух действиях
события стремительно развивается, растет напряженность, пик которой
приходится на четвёртое действие, в котором в голову Простаковой приходит
мысль похитить Софью и силой выдать замуж за недоросля.

Постепенно развитие действия
начинает идти на спад, и в пятом действии комедия приходит к развязке.
Становится известно о неудачном похищении Софьи. Правдин обвиняет Простаковых
в злых намерениях и угрожает наказанием.

Приходит бумага об аресте
имущества Простаковых, Софья и Милон собираются уезжать, а Митрофанушка
вынужден идти в солдаты.

Используя в своей комедии такие
художественные средства как говорящие фамилии и имена, автор дает
нравственную оценку персонажам, которая не вызывает никаких сомнений в ее
справедливости. Такова общая характеристика комедии.

Характеристики героев «Недоросль»

Главные герои

Митрофанушка

В образе Митрофана, автор высмеивает грубость, невежество
и застой российского дворянства. Главному герою шестнадцать лет от роду,
живет он с родителями. Митрофан единственный ребенок в семье. Он абсолютно
необразован. Все только хвалят Митрофанушку за отсутствие стремления к
учебе.
Персонаж предстает перед читателем как избалованный и не уважающий других
молодой человек. Он не уважает собственного отца, льстит и пользуется
расположением матери.

Стародум

В “Недоросле” герой Стародум – это дядя и опекун Софьи.
Его имя указывает на поколение придворных людей, которые несли свою службу
честно и без заискивания перед «сильными мира сего». Он говорит словами
автора. Персонаж характеризуется искренним прямодушием и отрицанием всякой
несправедливости. Человек, обладающий полномочиями и властью не должен
пренебрегать правами других людей – вот основной моральный принцип героя.
Положительный герой, который выступает выразителем авторского замысла.

Простакова

Узловой отрицательный герой. Показана как необразованная и
невежественная баба. Она концентрирует в своих руках власть в семье.
Единственный человек, к которому она питает добрые чувства — ее сын.
Основной характеристикой ее образа является безумное, и даже животное
чувство любви к сыну. Она уверена в том, что все, что хорошо Митрофану –
выгодно, а остальное – плохо. По ее мнению способ, которым достигается
желаемое, не имеет особой важности, главное – результат.

Правдин

Государственный служащий, который отправлен с целью
проверки истинного положения дел в имении Простаковых. Человек порядочный и
честный. Он отмечает все признаки произвола и самодурства. Дело Простаковых
заботит его не только как дело государственной важности. Герой желает
пресечь помещичий произвол. Правда возьмет верх и имение у жестокой и деспотичной
жены будет изъято.

Второстепенные персонажи

Няня Еремеевна

Образ Еремеевны, няни Митрофана олицетворяет пагубное
влияние крепостного права на дворовых слуг. Еремеевна сорок лет служит
Простаковым — Скотининым. Она самоотверженно предана хозяевам, привязана к
их дому как рабыня. У няни чрезвычайно выработано чувство долга. Она
переживает за Митрофана, хотя и многое терпит от него.

Скотинин

Второй крайне отрицательный персонаж, из перечня образов.
Фамилия и единственная страсть — свиньи говорят сами за себя. Эти черты
придают образу некоторое сходство с животным. Он вырос в семье, которой
было чуждо просвещение и моральные ценности. Персонаж характеризуется
некоторой отсталостью, хотя и обладает сообразительностью от природы.

Комедию можно считать собранием анекдотичных ситуаций и
рассказов той поры, которые отражают уровень невежества дворянского сословия.
Список героев представлен как противопоставление светлого темному. Анализ
положительных персонажей не дает ярких эмоций, но выражает авторскую позицию.
Основные конфликты отражают борьбу здравого смысла с невежеством. Перечень
характеристик действующих лиц пьесы не утратил своей актуальности и в наши
дни. Проблематика произведения часто используется при написании сочинений или
творческих работ. Особенностями произведения является то, что благодаря
собирательному образу героя, читатель может представить себе трагичность и
комичность ситуации.

Жанр

Пьеса Фонвизина построена по
законам классицизма. События происходят в течение суток на одном месте.
Комедийная направленность пьесы ярко выражена острой сатирой, беспощадно
высмеивающей пороки общества. В пьесе присутствуют и смешные мотивы, пронизанные
юмором, есть и печальные, в которых помещица высокомерно издевается над
своими крепостными крестьянами.

Писатель был ярым сторонником
просвещения, он понимал, что только всестороннее образование и правильное
воспитание могут помочь человеку, вырасти в высоконравственную личность,
стать достойным гражданином своей родины. Огромную роль в этом должен играть
институт семьи, где и закладываются основы человеческого поведения.

Критика восторженно отнеслась к
комедии «Недоросль», назвав ее вершиной драматургии России 18 века. Все
критики писали о том, что Фонвизин с максимальной точностью и
прямолинейностью описал типичные образы и характеристики общества, которые
выглядят карикатурно и гротескно, а на самом деле, просто взяты из жизни, и
описаны с натуры. И в современном мире комедия остается актуальной: сейчас в
обществе также присутствует большое количество «митрофанушек», для которых
смысл жизни заключается в материальном богатстве, а образованию отводится
минимальное место.

Многомудрый Литрекон предлагает Вам кратчайший пересказ пьесы «Недоросль». В тексте будут описаны основные события произведения Д.И. Фонвизина. Ознакомление с сюжетом поможет лучше понять комедию, проанализировать, какие идеи и проблемы поднимаются в драме. Все действия написаны в сокращении с целью наиболее лаконично передать суть пьесы. Анализ книги Вы найдете здесь.

Краткий пересказ

Действие 1

Произведение начинается со сцены, в которой помещица Простакова кричит на Тришку, обвиняя его в плохо сшитом кафтане для сына Митрофана. На что Скотинин заявляет, что вещь сшита довольно сносно. 

В комнату входит Митрофанушка и жалуется на плохой сон всю ночь. Говорит матери, что совсем не ел, хотя, по правде, плотно поужинал и обпился квасом. Ему снилось, как мать бьет отца. На что Простакова обнимает сына, после он убегает на голубятню. 

Простаковы и Скотинин обсуждают женитьбу Скотинина с Софьей: брат помещицы говорит, что больше всех в мире любит своих свиней и женится, чтобы присвоить скотину Софьи. 

Тут приходит Софья с письмом от дяди Стародума, который много лет назад пропал, и никто не знал, живой он или нет. Простаковы оказываются неграмотными, и поручение прочитать письмо переходит в руки Правдину. В содержании говорится о наследстве сироты в размере 10 тысяч рублей, которое завещал ей Стародум. После чего Простакова подумывает о женитьбе сына на обладательнице крупного денежного приданого. 

Действие 2

В планы Простаковой врывается Милон, который следовал с солдатами через деревню. Он оказывается давним приятелем Правдина и рассказывает ему о своей любви к девушке, которую забрали на попечительство злые родственники после смерти ее родителей. Здесь он внезапно встречает ту самую «милую даму» Софью, которая рассказывает Милону о намерении помещицы выдать ее замуж за ее сына. 

В доме они встречают опечаленного Скотинина: он не хочет потерять будущую супругу и прилагаемое к ней приличное состояние. Из-за этого он ссорится с Митрофанушкой, поскольку оба героя хотят жениться на богатой девушке. Еремеевна и Правдин предотвращают драку, Скотинин уходит злой. 

Входят в комнату Простаковы и приносят извинения Милону за то, что сразу не вышли поприветствовать гостя, любезничают. Тут появляются на сцене учителя Кутейкин и Цифиркин и рассказывают Правдину, как попали в этот дом и про обучение Митрофана. 

Действие 3

Прибывает Стародум. Правдин в окне замечает карету Стародума и выходит его встречать. Он рассказывает чиновнику о плохом отношении Простаковых к Софье, всех их проделках. Стародум просит не торопиться с выводами, начинает ведать герою о своей жизни, о том, каких разных людей он повстречал. 

Тут дядя и Софья встречаются, обнимают друг друга, радуются встрече. Стародум рассказывает о том, что был вынужден уехать для заработка капитала. 

К этому моменту Простакова и Скотинин успевают подраться, позже вся семья спускается, чтобы встретить богатого дядю Софьи, всячески лебезят перед ним, выказывают знаки внимания. Такое поведение удивило дядю девушки. 

Позже гость заявляет о намерении забрать родственницу в Москву и выдать замуж. Еще не догадываясь о выбранном женихе для нее, Софья соглашается с его решением. Семья Простаковых старается переубедить Софью. Помещица начинает расхваливать успехи сына в учебе, но ее прерывает Правдин, заявляя, что гостю нужен отдых после дороги.

В комнате остаются только псевдо-учителя Кутейкин и Цыфиркин. Герои жалуются друг другу на непослушного и глупого ученика, виня во всем этом Вральмана. Собеседники сходятся во мнении, что были бы оба не против побить непутевого Митрофана. 

На сцене появляются госпожа и ее сын. Мать уговаривает недоросля хоть немного поучиться хотя бы на виду у гостей. Начинается процесс «обучения» арифметике, грамоте, но у бестолкового Митрофана ничего не выходит. Мать жалеет сына и соглашается с Вральманом, что лучше водиться с безграмотными. Простакова и Митрофан выходят из комнаты, а учителя начинают бранить друг друга, намерены бить Вральмана, но тот убегает от них. 

Действие 4

Дядя и его племянница ведут разговор о добродетели, Стародум говорит, что знатность и богатство меряются не количеством денег, а честными и добрыми поступками на благо отечества. Заводит тему об отношениях супругов, понимании в браке, поддержке друг друга, любви между ними. 

В этот момент Стародум получает письмо, в котором узнает, что Милон — это и есть жених Софьи. Далее он беседует с юношей и узнает о высоко нравственных качествах молодого человека. Нет сомнений, он благословляет молодоженов. 

Тут же Скотинин врывается с целью выставить себя в лучшем свете, чем только смешит присутствующих. Простакова и Митрофан тоже хотят занять выгодное положение, мать опять заводит разговор об уникальных умственных способностях сына, что решает проверить Правдин. Но недоросль не отвечает правильно ни на один вопрос, параллельно оправдывая свое незнание темы.

Простакова узнает о скором отъезде Софьи с Милоном и дядей в Москву, у нее созревает план. Простаковы решают украсть девушку и насильно выдать за Митрофанушку. 

Действие 5

Стародум и Правдин ведут беседу о высших ценностях воспитанных людей. Говорят о достоинстве и чести, как о залоге благосостояния государства. Тут их прерывает внезапный шум. Это Простаковы вместе с Еремеевной пытались увезти Софью, но их планам помешал Милон. Правдин отмечает противозаконность заговора и грозит немедленным наказанием в ответ на покушение на свободу девушки. 

Простакова молит о прощении, получает его от Софьи. Тогда госпожа намерена наказать слуг, которые не смогли украсть девушку. Но тут Правдин зачитывает документ, в котором говорится, что отныне помещица лишается своей усадьбы, которая переходит под контроль государственного чиновника. 

В комнате появляются учителя Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Все узнают, что Вральман оказывается обычным отставным конюхом Стародума, а не настоящим учителем немецкого. Цифиркин отказывается брать плату за обучение Митрофана, так как тот ничему не смог научиться. Учитель награждается за честность. Кутейкин же хотел вознаграждение за свои пустые труды, но ничего не получает. 

Милон, Софья и ее дядя собираются уезжать. Помещица жалуется на жизнь и просит поддержки у сына, который просит ее отвязаться. Простакова в отчаянье. Стародум подводит итог всей истории: «Вот злонравия достойные плоды!»

Отзыв

(315 слов) Мое мнение о пьесе «Недоросль» можно выразить в слове «одобрение». В книге я увидела мораль, актуальную во все времена. Автор заставляет задуматься о важности саморазвития, образования и добродетели в жизни человека и государства.

Мое впечатление от прочтения «Недоросля», тем не менее, двойственное. Я считаю, что в комедии Фонвизина присутствует обилие сцен, которые не только смешны, но способны вызвать грусть и сожаление читателя. Некоторые герои представлены жестокими и коварными. Но за свое тщедушие они получают по заслугам, казалось, даже больше, чем того заслужили. Нам становится их жалко, ведь у каждого закрадывается мысль о том, что все мы совершаем ошибки и имеем второй шанс на искупление вины. 

Чему учит «Недоросль»? Пьеса обличает пороки невежественных дворян и показывает подлинную сторону добра в лице Правдина, Стародума и Софьи. Именно на таких героев нужно равняться каждому воспитанному человеку, ибо пороки, описанные в произведении, встречаются по сей день. И я уверена, что полное их искоренение никогда не произойдет. Поэтому великую комедию Дениса Ивановича можно считать актуальной во все времена.

Почему мне понравилась комедия «Недоросль»? Автор искусно раскрывает образы героев, четко разделяя их на положительных и отрицательных, что соответствует принципам классицизма. Такое описание персонажей позволяет читателям проникнуться симпатией к Правдину, Софье, Стародуму и храброму Милону, и в то же время поистине невзлюбить коварных Простаковых и все их семейство. С этой целью работает и прием говорящих фамилий, которые указывают на характер героев: Правдин (честный), Скотинин (поведение сродни свиньям), Стародум (опытный и мудрый человек). Мое отношение к персонажам «Недоросля» определилось уже в самом начале произведения.

В пьесе мы встречаем два конфликта: любовных и гражданский. С любовным, на мой взгляд, все понятно. А со вторым у читателя возникают действительно острые чувства. Ведь тема чести и бесчестия, патриотизма и безразличия к родине всегда были бурно обсуждаемыми во всех кругах. Именно поэтому так важно помнить о благих целях, честных мыслях и совершать добрые дела. Ведь коварство всегда рождает «злонравные плоды». Это и есть главная мысль комедии «Недоросль».

Автор: Полина Борискина

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Над кем смеетесь? Над собой смеетесь! в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Имя Д. И. Фонвизина по праву принадлежит к числу имен, составляющих гордость русской национальной культуры. Его комедия «Недоросль» — идейно-художественная вершина творчества — стала одним из классических образцов русского драматического искусства. Она написана по правилам классицизма: соблюдено единство места и времени (действие происходит в доме Простаковой в течение одних суток), персонажи четко делятся на положительные и отрицательные.
Художественное своеобразие комедии «Недоросль» состоит в широком обобщающем изображении крепостнической действительности, острой социальной сатире на российских помещиков, политику помещичьего правительства. Помещики средней руки, неграмотная дворянская провинция составляли силу правительства. Борьба за влияние на нее была борьбой за власть — это показал Фонвизин в комедии с помощью образа Стародума.
До этой пьесы не было такого мастерства в показе характеров персонажей, не было такого живого народного юмора. Слова добродетельного Стародума: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно» — звучат как обвинительный приговор всему крепостническому строю.
«Недоросль» — пьеса о злонравии помещиков-крепостников. Недаром она заканчивается назидательным изречением Стародума, обращенным к зрителям: «Вот злонравия достойные плоды!» В «Недоросле» Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни — крепостничество, и первым из русских драматургов верно угадал и воплотил в отрицательных образах своей комедии сущность социальной силы крепостничества, нарисовал типичные черты русских крепостников.
На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Хозяйка дома то бранится, то дерется: «тем и дом держится». Притворщица и тиранка Простакова не вызывает никакого сочувствия своими сетованиями по поводу отнятой у нее власти.
Как и все просветители XVIII века, Фонвизин придавал большое значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча Митрофанушки хотел показать «несчастные следствия дурного воспитания». Стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, неуча и маменькиного сынка, у которого слово «дверь» — прилагательное, потому
что к стене прилагается. Митрофанушка — лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Он испорчен, отравлен не тем воспитанием, которое ему дают, а, скорее всего, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером.
Можно ожидать, что в будущем сынок даже перещеголяет маменьку. Кажется, что достойный отпрыск Простаковых и Скотининых может внушить только чувство омерзения и негодования, но выходы Митрофана на сцену и его реплики часто вызывали смех в зрительном зале. Это происходит потому, что Фонвизин наделил образ недоросля чертами неподдельного комизма. Каковы родители — таковы и дети. Засилье Митрофанушек, по мнению Фонвизина, приведет страну к гибели. Митрофанушки не хотят ни учиться, ни служить государству, а стремятся лишь урвать для себя кусок побольше. Автор считает, что они должны быть лишены дворянского права управления крестьянами и страной, и в конце пьесы лишает Простакову власти над крепостными.
Но плохое воспитание — не причина, а следствие уклада жизни злонравных помещиков. Пьеса о воспитании перерастает в резкое обличение крепостнических отношений, в социальную комедию-сатиру.
Вся комедия Фонвизина вызывает не веселый, а горький смех. Сколько зрители ни смеются над героями пьесы, но бывают мгновения, когда у них выступают слезы. Кантемир говорил: «Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу». Такой смех-ирония — черта национального своеобразия русской комедии. Фонвизин смотрел на русскую социальную действительность «сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы».
Н. В. Гоголь в «Недоросле» видит «уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей». Эта «потрясающая очевидность» в изображении социального зла русской крепостнической действительности позволила Гоголю назвать комедии Фонвизина «истинно общественными комедиями», а также увидеть в этом их мировое значение: «подобного выраженья, сколько мне кажется, не принимала еще комедия ни у одного из народов»

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

На чтение 15 мин Просмотров 3.2к.
Обновлено

Представляем вашему вниманию краткое содержание комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» по действиям и явлениям. Это бессмертное произведение, в котором автору удалось в комедийной форме отобразить причины всех бед России – крепостное право, традиционное дворянское воспитание и невежество.

Главные герои

Митрофан Терентьевич Простаков – главный герой, недоросль. Избалованный, глупый и неблагодарный юноша 16 лет.

Госпожа Простакова – мать Митрофанушки. Необразованная хитрая дворянка, которая пойдёт на всё ради личной выгоды. Очень любит своего сына.

Терентий Простаков – отец Митрофанушки и муж госпожи Простаковой. Необразованный дворянин, который ничего из себя не представляет, во всём подчиняется своей жене.

Еремеевна – кормилица Митрофанушки.

Софья – сирота, племянница Стародуба, воспитываемая в доме Простаковых. Честная, милая, образованная и добрая девушка, которую вначале не ценят, а потом мечтают выдать замуж за Митрофанушку.

Стародум – дядя и опекун Софьи. Мудрый и практичный человек, разбогатевший, благодаря своему трудолюбию. Идеи, высказываемые им в комедии, выражают взгляды авторы. 

Милон – молодой офицер, возлюбленный Софьи. Честный, добрый, образованный и хорошо воспитанный юноша. Ценит людей по поступкам, а не словам.

Тарас Скотинин – родной брат госпожи Простаковой. Грозный, жестокий, необразованный человек. Любит свиней, хочет жениться на Софье.

Адам Адамович Вральман – учитель французского языка и других наук у Митрофанушки. На самом деле бывший кучер Стародума. Нехороший, хитрый, корыстный человек.

Сидорыч Кутейкин – в прошлом семинарист, учит Митрофанушку грамоте. По профессии дьячок, церковнослужитель. Малообразованный человек, бросил учёбу в семинарии на первом курсе.

Пафнутьевич Цыфиркин – сержант в отставке, учит Митрофанушку арифметике. Добрый, честный, простой человек. Не берёт деньги за свои уроки, понимая, что они не принесли успехов.

Краткое содержание

Действие первое

Явление 1

Недовольная госпожаПростакова приказывает привести портного Тришку. Ей не нравится, как он сшил кафтан для Митрофанушки.

Явление 2

Госпожа Простакова ругает портного Тришку за то, что он пошил узкий кафтан Митрофанушке. Тришка оправдывается, что он самоучка и надо было поручить шить кафтан настоящему портному.

Явление 3

Приходит муж госпожи Простаковой. Он боится гнева своей супруги, поэтому неуверенно говорит, что кафтан сидит на сыне мешкавато. Госпожа Простакова возмущена тем, что он не видит изъянов и приказывает ему наказать Тришку.

Явление 4

Вошедший в комнату Тарас Скотинин, брат госпожи Простаковой, говорит, что кафтан сшит «изряднехонько». Госпожа Простакова прогоняет Тришку и велит кормилице Митрофана дать ему завтрак. Выясняется, что любимый сын госпожи Простаковой плохо спал ночью, ему снилось, как его матушка била батюшку. И ему стало очень жаль матушку, которая устала во время этого процесса. Скотинин отмечает, что по всей видимости, Митрофан – маменькин сынок, а не папенькин. Госпожа Простакова предлагает послать за доктором, но Митрофан отказывается и убегает на голубятню.

Явление 5

Скотинин интересуется, где его невеста. Он спрашивает, не пора ли Софье сказать о том, что ее выдают замуж. Но госпожа Простакова считает, что ещё рано.

Господин Простаков вспоминает о том, как они взяли Софью в свой дом. Она была ещё младенцем, как не стало ее отца, а через полгода случился удар с ее мамой. После этого дядя Софьи Стародуб уехал в Сибирь и пропал, поэтому его стали считать тоже умершим. Софья осталась круглой сиротой и Простаковы, будучи родственниками, забрали девочку к себе и стали приглядывать за ее имением.

Далее Скотинин хвалится своим умением собирать оброк с крестьян. Его сестра просит их научить этому и интересуется, чем ему так сильно понравилась Софья. Оказывается, Тарасу понравилась вовсе не девушка, а то, что он любил больше всего в жизни – свиньи, которые водились в ее деревнях.

Явление 6

Входит Софья с письмом в руке и радостно улыбается. Ее дядя Стародуб, которого считали погибшим, приехал в Москву. Госпожа Простакова отказывается в это верить, она говорит, что Софья все выдумала. Софья предлагает ей самой прочесть письмо, но выясняется, что Простакова, ее муж и ее брат не умеют читать.

Явление 7

Появляется Правдин. Госпожа Простакова знакомит его со своим братом, а затем просит прочитать письмо. Из письма становится известно, что Стародум жил в Сибири и несколько лет не мог выйти на связь. За это время он упорным трудом нажил себе приличное состояние и хочет сделать Софью наследницей. Госпожа Простакова тут же бросается обнимать и поздравлять Софью, говоря о том, что лучшей невесты для Митрофана она найти не сможет. Затем она уводит девушку к себе в спальню, для того чтобы поговорить. Скотинин понимает, что никакого сговора в этот день не будет.

Явление 8

Слуга докладывает о том, что в их деревне остановились солдаты. Простаков с досадой говорит о том, что солдаты их разорят. Правдин пытает уверить его в обратном, а затем уводит познакомить с офицером, который ведёт этих солдат. 

Действие второе

Явление 1

Выясняется, что Правдин и Милон старые знакомые. Правдин рассказывает приятелю о том, что он определён в здешнее наместничество. Он восхищается местным наместником, считает его честным и отзывчивым человеком. Не называя имён, Правдин рассказывает о Простакове, характеризуя его как глупого помещика, и о его жене – «презлой фурии с адским нравом». Далее он интересуется, надолго ли Милон в этих краях. Оказывается, уже через несколько часов солдаты должны продолжить свой путь в Москву. Милон рад этому, потому что мечтает найти свою возлюбленную, которую после смерти матери забрали какие-то родственники. Этой возлюбленной оказывается Софья.

Явление 2

Софья и Милон не могут нарадоваться неожиданной встрече. Софья жалуется возлюбленному на своих родственников, рассказывает, сколько ей пришлось от них натерпеться. Особенно ей неприятно поведение госпожи Простаковой, которая ради личной выгоды способна на всё. Девушка рассказывает, как Простакова, узнав о её наследстве, решила, во что бы то ни стало, выдать её замуж за своего сына. Милон начинает ревновать, но Софья старается его убедить, что это лишнее. Она не дала ответа на предложение Простаковой, попросив дождаться приезда своего дядюшки. 

Явление 3

Неожиданно появляется Скотинин. Он жалуется на то, что сестра привезла его в свою деревню жениться, а теперь отправляет обратно ни с чем. Все очень удивляются тому, что его невестой должна была стать Софья. Милон старается держать себя в руках, он возмущен тем, что Скотинин сравнивает Софью со свиньёй. Правдин останавливает рассуждения Скотинина, говоря о том, что Простакова решила женить на Софье Митрофанушку. Скотинин в гневе обещает избить своего племянника.

Явление 4

Появляются Митрофан и Еремеевна. Скотинин зовёт своего племянника подойти к нему. Митрофан не может понять, в чём дело, почему дядя на него так злится. Тогда Скотинин спрашивает его, хочет ли он жениться, и кидается на племянника, после того, как он признаётся, что уже давно хочет. Правдин останавливает Скотинина, а Еремеевна заслоняет собой Митрофана. Из-за спины кормилицы Митрофанушка кричит дяде, чтобы он проваливал.

Явление 5

Приходят Простаковы. Госпожа Простакова начинается жаловаться на бездействие своего мужа, сравнивая его с телёнком. Она говорит о том, что ей самой приходит вести всё хозяйство: «то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится». Единственная отрада в жизни Простаковой – её сын Митрофан.

Приходят учителя Митрофана. В одном из них, в учителе арифметики Циферкине, Милон узнаёт отставного солдата из своего гарнизона. А другой учитель – Кутейкин рассказывает, что не доучился в семинарии, «убоявшись бездны премудрости». Теперь он служит дьячком и обучает Митрофана грамоте.

Явление 6

Госпожа Простакова просит Митрофанушку прочитать задания. Тот отказывается, жалуясь на дядюшку, который хотел его побить. Простакова начинает бранить Еремеевну за то, что не заступилась за своего воспитанника. Еремеевна оправдывается, рассказывая, что была готова драться, но Скотинин ушёл. Простакова приказывает накормить учителей, затем уходит из комнаты вместе с Митрофаном. Кутейкин и Циферкин жалеют Еремеевну и отводят её под руки к столу.

Действие третье

Явление 1

В поместье приехал Стародум. Правдин поспешил встретить старого друга. В разговоре он отметил особое обхождение своего товарища и Стародум рассказал, что это всё результат воспитания и образования, данных ему его отцом, который служил при Петре Великом. Тогда, по его словам, люди были более простыми и достойными.

Стародум просит Правдина побыть ещё в комнате, чтобы успокоиться, потому что он слишком разгневан поступком Простаковых. У него было жизненное правило – ничего не делать сгоряча.

Явление 2

Приходит Софья. Стародум сразу узнал племянницу, потому что она была похожа на свою мать. Он говорит, что слышал в Москве о том, что Софья живёт у Простаковых против своей воли. Рассказывает племяннице, что уехал в Сибирь, потому что хотел заработать денег для её будущего, ведь она единственная радость в его жизни и утешение в старости. Правдин замечает, что его товарищ мог бы заработать ещё больше, но Стародум говорит, что ему и так достаточно. Он заработал столько, сколько необходимо для того, чтобы Софья могла выбрать себе достойного жениха, даже если он окажется бедным. 

Явление 3

Милон разнимает дерущихся Простакову и Скотинина. Он напоминает им о том, что они брат и сестра. Стародум не может сдержаться от смеха. Простакова вначале выказывает своё недовольство поведением неизвестного гостя, но узнав, кто это, сразу же меняет своё тон и зовёт прислугу.

Явление 4

Вместо заболевшей Палашки приходит Еремеевна, и снова получает незаслуженные оскорбления от хозяйки дома. Простакова велит ей позвать своего мужа и Митрофана. Она сильно суетится из-за приезда Стародуба, называя его вторым родителем, батюшкой и благодетелем.

Явление 5

Госпожа Простакова, её муж и Скотинин бросаются обнимать Стародума, а Митрофанушка пытается поцеловать его руку. Стародуму неприятно подобное поведение. Он при всех говорит Софье, что они на следующий же день уезжают в Москву. Простаковы начинают причитать, что не смогут перенести эту разлуку. Тогда Стародум говорит, что они могут порадоваться за любимую воспитанницу, потому что он нашёл ей жениха, поэтому забирает в Москву. Все поражены данным известием, в том числе и Софья.

Стародум, заметив смятение окружающих, говорит Софье, что примет любой её выбор. Все повеселели после этих слов, а Скотинин принялся сразу же нахваливать себя. Простакова, перебивая брата, стала расхваливать Митрофанушку. Говорила, что они ничего не жалеют для сына, отдают последние деньги на его обучение. Увидев учителей, госпожа Простакова решила познакомить их со Стародумом, но он захотел отдохнуть с дороги и откланялся.

Явление 6

Кутейкин и Цыфиркин беседуют и жалуются на свою жизнь. Кутейкин говорит, что уже четыре года учит Митрофана, а тот так и не научился читать. Цыфиркин, в свою очередь, говорит о том, что за три года не смог научить его считать, хотя бы до трёх. Они приходят к выводу, что во всём виноват Адам Адамович Вральман, который мешает Митрофану учиться.

Явление 7

Госпожа Простакова просит своего сыночка поучиться хотя бы для вида, пока Стародум отдыхает. Митрофанушка отвечает: «Не хочу учиться, а хочу жениться», но всё же садится за учебный стол. Простакова присаживается рядом, собирается вязать кошелёк. Митрофан очень грубо обращается с Цыфиркиным и не хочет учить новый материал, его матушка за него заступается. Затем началось занятие грамматикой с Кутейкиным.

Явление 8

Появляется Адам Адамович Вральман и начинает причитать, что учителя хотят уморить ребёнка. Госпожа Простакова соглашается с ним и велит окончить занятия. Кутейкин и Цыфиркин злятся на Вральмана, который не даёт им учить Митрофана. Вральман всячески старается убедить Простакову, что жизнь у Митрофана и без учёбы сложится наилучшим образом. Митрофанушка убегает.

Явление 9

Цыфиркин и Кутейкин упрекают Вральмана в том, что он сам ничего не делает и другим не даёт заниматься своим делом. Затем учителя набрасываются на Адам Адамовича, но он убегает.

Действие четвёртое

Явление 1

Софья ждёт, когда её дядя выйдет из своей комнаты. Чтобы скоротать время она решает почитать книгу, но размышления не дают ей вникать в то, что она читает.

Явление 2

Появляется Стародум. Он интересуется, какую книгу читает Софья и даёт ей советы, пытаясь научить разбираться в людях. Он говорит о том, что в мире много завистников, не достойных почтения. Поэтому нужно жить по совести и ценить в людях, прежде всего, благонравие, без него умный человек – чудовище. Софья признаётся Стародуму, что все его слова задевают её сердце, она сама об этом думала, но никак не могла изъяснить свои мысли. 

Явление 3

Камердинер приносит Стародуму письмо из Москвы. Стародум делает вид, что не может прочитать его без очков и просит Софью принести их. На самом деле он хотел прочитать письмо наедине.

Явление 4

Стародуму написал его хороший друг, за племянника которого он хотел выдать замуж Софью. Этого юношу звали Милон. Стародум не знал его лично, но слышал, что все окружающие считают его честным и достойным человеком.

Явление 5

Софья приносит очки своему дяде. Стародум говорит, что это письмо принадлежит Софье, так как в нём идёт речь о её возможном женихе. Софья смущается и собирается в чём-то признаться дяде.

Явление 6

В комнату заходят Правдин и Милон. Правдин представляет Стародубу своего приятеля офицера. Стародуб спрашивает у Милона, не приходится ли ему родственником граф Честан. Милон говорит, что это его дядя. Стародум рад знакомству, а после дальнейшего разговора всей душой располагается к этому юноше. Затем он с радостью сообщает Софье, что она выбрала себе того, кого он сам ей собирался предложить в мужья. Софья признаётся, что любит Милона. Стародум восхищённо соединяет их руки и даёт своё согласие. Все счастливы.

Явление 7

Появляется Скотинин. Он старается убедить Стародума, что Софья будет счастлива, став его женой. Стародума веселит происходящее.

Явление 8

Входит госпожа Простакова, её муж, Митрофан и Еремеевна. Простакова интересуется, хорошо ли отдохнул Стародум, а затем предлагает ему посмотреть, чему научился её сынок. Демонстрируя своё знание грамматики, Митрофан говорит, что слово дверь – это прилагательна, так как она приложена к своему месту. Правдин с сарказмом замечает, что в грамматике Митрофан силён. Простакова не понимает, что над ними насмехаются. Она говорит, что без наук люди жили и живут, поэтому всё, чего не знает Митрофанушка, – вздор. Стародум замечает, что невежественным людям весьма утешительно считать вздором всё то, чего они не знают. Правдин и Милон уходят.

Явление 9

Стародум говорит Простаковой и Скотинину, что Софья уже сговорена с другим. Госпожа Простакова не хочет с этим мириться и придумывает, как добиться своего. Она приказывает подать карету к заднему крыльцу за час до отъезда Стародума, а Еремеевне велит сторожить дверь Софьи. Становится понятно, что Простакова решила насильно выдать Софью замуж за своего сына.

Действие пятое

Явление 1

Правдин рассказывает Стародуму о том, что у него появился способ унять бесчинство Простаковой. Ему было поручено взять под опеку дом и деревни, как только пострадают подвластные злой помещице люди. Их разговор прерывает какой-то шум.

Явление 2

Милон с обнаженной шпагой отталкивает от Софьи Еремеевну и кричит, чтобы никто не смел подходить к его возлюбленной. Софья подбегает к Стародуму и просит защитить её. Выясняется, что Милон стал свидетелем того, как Софью насильно пытались посадить в карету. Еремеевна признаётся, что её собирались обвенчать с Митрофаном.

Явление 3

Появляется госпожа Простакова с мужем и её сын. Правдин говорит о том, что Стародуб и Милон имеют полное право требовать от правительства строгое наказание для обидчиков. Простаковы в испуге бросаются на колени и просят прощения.

Явление  4

Стародум и Софья прощают обидчиков. Простакова тут же начинает грозиться своим слугам скорой расправой, обещает наказать того, кто выпустил из рук Софью. Она говорит, что вправе делать со своими людьми всё, что захочет. Правдин опровергает её слова, говоря, что тиранствовать никто не имеет права. Простакова не слушает его и собирается идти исполнять задуманное, но Правдин останавливает её, а затем начинает читать вслух правительственный приказ. Там говорится о том, что он должен взять в опеку дом Простаковых и их деревни из-за бесчеловечия хозяйки. Простакова вне себя от горя, а Скотинин торопится уйти, чтобы его не постигла подобная участь.

Явление 5

Простакова просит Правдина не исполнять указ или дать ей хотя бы отсрочку на три дня. Как аргумент приводит то, что ей нужно рассчитаться с долгами, к примеру, доплатить учителям. Правдин требует привести всех учителей.

Явление 6

Еремеевна приводит всех учителей. Стародум узнаёт во Вральмане своего бывшего кучера. Все присутствующие удивляются. Вральман признаётся, что не мог найти работу кучера в Москве, поэтому пошёл на обман, чтобы не умереть с голода.

 Правдин объявляет, что теперь он опекун этого дома, поэтому отпускает учителей. Кутейкин требует расчёта, Простакова возмущается его наглостью и называет ненасытной душой. Когда дело доходит до Цыфиркина, он говорит, что ему ничего не надо, несмотря на то, что ему должны за целый год работы. Он объясняет это тем, что ученик ничему у него не научился за всё это время. Стародум восхищается честностью Цыфиркина, а затем он, Милон и Правдин дают ему денег. Вральман просится обратно кучером к Стародуму.

Явление 7

Камердинер сообщает Стародуму, что его карета готова. Стародум разрешает Вральману отвезти себя.

Явление последнее

Стародум прощается с Правдиным. Госпожа Простакова в это время бросается обнимать своего сына, говоря о том, что теперь он один у неё остался. Митрофан грубо отталкивает мать, и она падает в обморок. Софья и Еремеевна помогают Простаковой подняться. Правдин упрекает Митрофана, говоря о том, что именно безумная любовь к сыну и довела госпожу Простакову до несчастья. Затем он решает отправить Митрофана служить. Очнувшись, Простакова в отчаянии говорит о том, что она погибает, ведь у неё нет больше власти и сына.

Стародум подводит итог всему произошедшему словами: «Вот злонравия достойные плоды!».

Конец комедии

Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Вопросы к семинару

  1. Что вы узнали о госпоже Простаковой? Какие черты ее натуры подметили? Подтвердите примерами из текста, как подчеркивает Фонвизин, что Простакова – не случайное явление в русской действительности? Приведите примеры других произведений о жестокости крепостников.
  2. Докажите, что Скотинин – типичный крепостник, что невежество, грубость, тупая сила, «скотские» интересы – основные черты персонажа.
  3. Как заканчивается комедия? Случалось ли вам слышать о фактах, чтобы помещика когда-нибудь отстранили от управления своим имением за жестокость? Почему такую концовку сочинил Фонвизин?
  4. Что можно сказать о положительных героях комедии? Чьи мысли и взгляды выражают Милон, Правдин и Стародум? Почему положительные герои изображены несколько схематично, однообразно?
  5. Выдержаны ли в пьесе все правила классицизма?
  6. К положительным или отрицательным героям вы отнесете Еремеевну, Цыфиркина?

Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Практическая работа

  1. Синтаксический практикум (выполнение упражнения «Продолжи предложение»)
    • Если вначале Простакова не церемонится с Софьей, то … .
    • Простакова может прикинуться и ласковой, когда… .
    • Сразу же можно увидеть, что … .
    • Первые же сцены убедили меня в том … .
    • Простакова обращается к сыну за сочувствием, но он … .
    • Говоря о воспитании и просвещении, Стародум считает, что … .
  2. Выполнить одно из заданий (по выбору)
    2.1. Составить речевую характеристику Скотинина.

    • Сделайте анализ ремарок автора. Подберите синонимы к глаголу говорить, характеризующие Скотинина.
    • Докажите материалами комедии, что весь лексический состав речи Скотинина характеризует его «скотский» характер. Для доказательств используйте не только лексический материал, но и синтаксические конструкции.

2.2. Составить речевую характеристику Простаковой.

  • Сделайте анализ ремарок автора. Подберите синонимы к глаголу говорить, характеризующие Простакову.
  • Проанализируйте обращения в речи Простаковой, поясните, как они меняются в зависимости от ситуации.
  • Докажите материалами комедии, что обнаруживает характер человека грубого, несдержанного, самодура. Для доказательств используйте не только лексический материал, но и синтаксические конструкции.

2.3. Составьте речевую характеристику Стародума.

  • Сделайте анализ ремарок автора. Подберите синонимы к глаголу говорить, характеризующие Стародума.
  • Докажите материалами комедии, что речь Стародума насыщена книжной лексикой, свидетельствует о его образованности и высокой нравственности. Для доказательств используйте не только лексический материал, но и синтаксические конструкции.
     

Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Литературный диктант № 1

  1. Кем приходится Митрофану Скотинин?
  2. Кто из учителей Митрофана оказался бывшим слугой Стародума?
  3. Кто из учителей Митрофана был исключен из семинара, потому что «убоялся бездны премудростей»?
  4. Вставьте в фрагмент рассказа Скотинина о том, как он служил в гвардии, недостающее слово: «Бывало, на съезжей и перекличке как закричит Тарас Скотинин: «А я во все …. «Я»!
  5. Как зовут племянницу Стародума?
  6. Кто из героев говорит: «Как путто пы до арихметики пыли люди тураки несчетные!»
  7. Как Цыфиркин называл дроби?
  8. Кто во сне Митрофана попадает под горячую руку его матушки?
  9. Кто из героев комедии кричит: «За людей приниматься?»
  10. Как Правдин называет Митрофана в последнем явлении комедии, когда тот отталкивает свою мать?
  11. Вставьте последнее слово в высказывание Стародума, которым завершается комедия: «Вот злонравия достойные…!»

Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Литературный диктант № 2

  1. С какой сцены начинается комедия?
  2. Как господин Простаков оценил новый кафтан сына?
  3. Какой праздник намечается в этот день в доме Простаковых?
  4. Почему Митрофан «протосковал до самого утра»?
  5. Как Митрофан собирается «сам выздороветь»?
  6. Как в доме Простаковых появилась воспитанница?
  7. Каким образом Скотинин восполняет убытки, причиненные ему соседями?
  8. С какой целью Скотинин хочет жениться на Софье?
  9. Почему известие о том, что Стародум жив, испугало госпожу Простакову?
  10. Кого из учителей и за что нахваливает госпожа Простакова?
  11. Что изменилось в отношениях брата и сестры после прочтения письма?
  12. Почему письмо повлияло на отношение госпожи Простаковой к Стародуму, Софье и Скотинину?
  13. О чем Правдин узнает от Милона?
  14. Что имеет в виду Скотинин, говоря, что он «своих поросят завести» хочет?
  15. О ком Митрофан говорит: «Пострел их побери и с Еремеевной»?
  16. Дополните слова Простаковой: «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то …., то….; тем и дом держится!»
  17. Почему Стародум ушел в отставку с военной службы?
  18. Почему Стародум отказался от службы при дворе?
  19. Чем закончился последний урок Митрофана по арифметике?
  20. Без чего, по мнению Стародума, «умный человек – чудовище»?
  21. Чем Милон понравился Стародуму?
  22. Почему Митрофану незачем, по мнению матери, изучать географию?
  23. За что Стародум прощает Простакову?
  24. Какой указ объявляет Простаковым Правдин?

  • Родом из москвы как пишется
  • Родом из детства рассказы дзен
  • Родные пенаты как пишется
  • Родной язык сочинение про маму
  • Родом из детства по ту сторону сказки