Тема:
«Учимся сочинять текст-описание».
Тип
урока: изучение нового материала
Цель:
создать условия для развития
умения сочинения текста-описания.
Задачи:
Образовательная:
-узнавать текст-описание и уметь его сочинять;
Развивающая:
-развивать навыки контроля и самоконтроля;
-развивать познавательную активность детей, умение наблюдать,
сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная:
-формировать эмоционально-положительное отношение
к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Формируемые
УУД:
Предметные:
— знать что такое текст-описание;
— умение работать с текстом -описание и сочинять его.
Личностные:
-проявление интереса к новому содержанию занятия;
— проявление любознательности к изучаемому материалу;
-формируем умение высказывать самые простые правила.
Регулятивные:
— формируем умение определять цель деятельности на уроке;
— формируем умение определять успешность выполнения своего задания в
диалоге с учителем;
— формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;
— формируем умение осуществлять познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные:
— формируем умение слушать и понимать других;
— формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами;
— формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
— формируем умение совместно договариваться о правилах общения и
поведения.
Литература: русский
язык, 2 класс, часть 2, А. О. Евдокимова
Оборудование: презентация,
проектор, картинки солнышек и тучек.
План
урока
I.
Организационный момент
II.
Актуализация опорных знаний
III.
Сообщение темы и задач урока
IV.
Изучение нового материала
Физминутка
V.
Первичное закрепление
VI.
Подведение итогов
VII.
Рефлексия
VIII.
Домашнее задание
План
оформления доски
1-дата
Ход
урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный | Приветствие, | Приветствуют учителя. Проверяют свою |
2. Актуализация | — Ребята, сейчас — Подписываем — На экране — Первое слово с Один ученик у -Ребята, а слово Нам нужно | Подписывают Слушают учителя -На первый. |
3.Сообщение темы | -На доске расположены буквы, составьте из них слово. (Т Е К С -А теперь разбейтесь по парам и ответе на вопросы, данные на -Кто мне скажет, что такое текст? -Из скольких частей состоит текст? -С какими видами текста мы познакомились? -Что такое текст-описание? (Все эти вопросы находятся на слайде презентации) -А умеем ли мы уже сочинять текст описание? -Исходя из этого, попробуйте предположить тему нашего урока. -Давайте откроем учебники на с. 119. И прочитаем тему. -Как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке? Какой будет | -Текст —Это совокупность слов, предложений, выстроенная в -Из трех. -С -Текст в котором -Нет. -Учится сочинять -Научится |
4. Изучение | — Найдите -(Вызываю -Давайте -Теперь — О ком -Ребята, (Она полностью белая. У неё нет ни одного чёрного волоска. -Вы бы смогли понять о ком идет речь? -Значит какой мы можем сделать вывод? -Да вы правы. -Какая часть речи играет ведущую роль в тексте -описания? -Прочитайте их в тексте. -А что еще помогает передать автору внешний вид кошки? -Найдите и прочитайте их в тексте. -Давайте на основе этого текста составим план составления -С чего мы должны начать текст описание? -Как мы назовем первый пункт плана? Прочитайте его. -О чем затем говорится в тексте? Прочитайте вторую часть -Значит как мы озаглавим вторую часть текста? -Прочитаем третью часть. О чем в ней говорится. -Как мы можем озаглавить третью часть? -Теперь давайте прочитаем план текста, который у нас с вами -Посмотрите на слайд, какое животное на нем изображено? -Теперь я Прочитаем (Какой житель белка? Какая голова у белки? Какие глаза? Что | -О кошке Марте. -Нет -Во вступительной части текста -Прилагательное. -Читают прилагательные из текста. -Художественные средства -С названия животного. -Название животного. -Какая кошка. Описывается ее -Описание животного. -О том что девочка любит кошек, -Заключение. Вывод. -1) Название животного 2)Описание животного 3) Заключение. Вывод. -Белка -Составляют устно текст-описание. Пример: Белка – лесной житель. Голова у неё маленькая. Глаза большие и |
5. Первичное закрепление | -А теперь, когда у нас с вами есть план составление ( Спрашиваю учащихся о каких животных они будут писать и что -Заканчиваем работу. Кто желает прочитать свое сочинение? | Пишут текст-описание. Читают сочиненный текст-описание. |
6. Подведение итогов | -Какая тема была у нас сегодня на уроке? -Какая часть речи играет ведущую роль в тексте-описании? -Скажите план написание текста-описания животного? | -Сочинение текста-описания. -Прилагательные 1) Название животного 2) Описание животного 3) Вывод |
7. Рефлексия | У вас на столах лежат солнышки и тучки. Поднимите солнышко если вы считаете, что сегодня на уроке вы Поднимите тучки если сегодняшний урок у вас вызвал трудности. | |
8. Домашнее задание |
Инфоурок
›
Родной язык
›Презентации›Презентация по русскому(родному) языку на тему «Как люди приветствуют друг друга» «Зачем людям имена» 1 класс.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Русский(родной) язык
Урок 5-6.
1 класс
Презентацию подготовила
учитель начальных классов
Сидоренкова Любовь Григорьевна
МБОУ СОШ №23 г. Симферополь
Республика Крым -
2 слайд
Описание слайда:
Актуализация знаний
Игра доскажи словечко.К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала …
«До свиданья» -
3 слайд
Описание слайда:
Актуализация знаний
Игра доскажи словечко.Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он …
«Извини» -
4 слайд
Описание слайда:
Актуализация знаний
Игра доскажи словечко.Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала …
«Спасибо» -
5 слайд
Описание слайда:
Актуализация знаний
Игра доскажи словечко.Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова
Мы ей скажем …
«Будь здорова» -
6 слайд
Описание слайда:
Актуализация знаний
Игра доскажи словечко.
Говорит лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: …
«Пожалуйста» -
7 слайд
Описание слайда:
Актуализация знаний
Игра доскажи словечко.Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит …
«Благодарю» -
8 слайд
Описание слайда:
Актуализация знаний
Игра доскажи словечко.
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит …
«Спокойной ночи» -
9 слайд
Описание слайда:
Актуализация знаний
— Как называются слова, которые мы вставили в стихи?
— Для чего мы их употребляем в речи? -
10 слайд
Описание слайда:
Самоопределение к деятельности
-
11 слайд
Описание слайда:
Из истории языка
По – разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в соей жизни – встречу с другим человеком.
И всё-таки общее тут есть.
Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим.
Ведь в поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья».
Вот что означает простое, обыкновенное
ЗДРАВСТВУЙТЕ. -
12 слайд
Описание слайда:
Работа по учебнику
Почему бабушка улыбнулась?
Почему у мальчика на душе стало радостно?
Почему слово «здравствуйте» изменило мир вокруг?
Почему в речи важно использовать вежливые слова? -
13 слайд
Описание слайда:
Важная информация
-
14 слайд
Описание слайда:
Важная информация
Здравый –
1.разумный, правильный;
2.Обладающий здоровьем.
Здравствовать —
быть здоровым, благополучно жить.
Здравствуйте –
Будьте разумны, не болейте. -
15 слайд
Описание слайда:
Работа по учебнику
Здравствуй!
Здравствуйте!
Добрый День!
Приветствую Вас!
Здравия желаю! -
16 слайд
Описание слайда:
Физминутка
-
17 слайд
Описание слайда:
Работа по учебнику
— Без чего человек не может жить? -
18 слайд
Описание слайда:
Работа по учебнику
Прочитайте отрывок из стихотворения К.И.Чуковского.
Сколько девочек покупали прянички?Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и
купили пряничка. -
19 слайд
-
20 слайд
Описание слайда:
Работа по учебнику
Колыбельная песня — песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребенка;
особый лирический жанр, популярный в народной поэзии -
21 слайд
Описание слайда:
Работа по учебнику
Послушайте колыбельную, скажите, мальчику или девочке ее поют?
Назовите имя ребенка?
Кому поют песню? -
22 слайд
Описание слайда:
Двойные имена
Шура,
Саша,
Александра
Шура,
Саша,
Александр
Валя
Женя -
23 слайд
Описание слайда:
Андрюша
Миша
Серёжа
Вася
Света
Надя
Катя
Оля
Светлана
Надежда
Екатерина
Ольга
Андрей
Михаил
Сергей
Василий
Назовите полные имена этих ребят. -
24 слайд
-
25 слайд
-
26 слайд
Описание слайда:
Работа по учебнику
Рассмотри рисунок.
Расскажи, какую сказку он иллюстрирует?
Как зовут папу-медведя и маму-медведицу?
Почему к их именам добавлено ещё одно слово?
Что такое отчество?
От какого имени оно образуется?
Расскажи, какое отчество у тебя и членов твоей семьи. -
27 слайд
-
28 слайд
Описание слайда:
Образуйте отчества от имён
Сергей
Сергеевич
Сергеевна
Борисович
Борисовна
Борис
Ильич
Ильинична
Илья
Михаил
Михайлович
Михайловна -
29 слайд
Описание слайда:
Определи имя отца,
если ребёнка зовут…
Ирина
Юрьевна
Владислав
Андреевич
Андрей
Юрий
Фёдор
Василий
Никита
Николай
Александр
Фёдорович
Анна
Васильевна
Андрей
Никитич
Елизавета
Николаевна -
30 слайд
-
31 слайд
Описание слайда:
Итог урока
— На какие вопросы ответили сегодня на уроке?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов
- Сейчас обучается 341 человек из 65 регионов
- Сейчас обучается 1013 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
«Моя Вичевщина» познавательная игра о родном крае для школьников
-
Презентация по родному языку (русскому) по теме «Употребление глаголов в речи» 4 класс
-
Самостоятельная работа по родному (ненецкому) языку 5 класс. Лексика.
-
Презентация к урока родного (ненецкого) языка 2 класс. Пэдара.
-
Презентация по родному языку «Сочинение по картине Кустодиева Б. М. «На террасе» (4 класс)
-
Самостоятельная работа по родному (ненецкому) языку 5 класс. Сущ.вада.
-
Самостоятельная работа по родному (ненецкому) языку 5 класс. Существительной вада.
-
Доклад «Дарган мезла кружок бирнила методика»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5446183 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»
-
Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
-
Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
Подведены итоги регионального этапа Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке– 2021. В региональном этапе Конкурса приняли участие 124 обучающихся общеобразовательных учреждений и организаций среднего профессионального образования.
Победители в возрастной категории «4 класс»:
- Самигуллина Алина Филюсовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение — Гимназия с. Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан «Веселый праздник Сабантуй»;
- Иблиаминова Камилла Айдаровна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение — Гимназия с. Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан «Культура начинается с семьи»;
- Александрова Арина Валерьевна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 16» городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Многообразие русской культуры».
Призеры в возрастной категории «4 класс»:
- Гибадуллина Венера Димовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Лагерево муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан «Материальная культура башкир»;
- Абрамов Владимир Максимович, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа №34 городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Русская культура»;
- Асадулина Камилла Маратовна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан «Уникальны и культура и язык»;
- Байбакова Амелия Ильшатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия с. Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан «Русская культура для меня – это…»;
- Бакиров Аркадий Русланович, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан «Удивительная страна»;
- Валиев Фадис Фанисович, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с. Малояз муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан «Музей Салавата Юлаева»;
- Васильева Арина Юрьевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Башкирская гимназия с. Малояз муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан «Ода русской культуре».
Победители в возрастной категории «5 — 7 классы»:
- Валидова Алсу Айдаровна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Урман-Бишкадак муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан «Священное место земли Юрматы»;
- Баширова Азалия Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Гимназия села Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан «Волшебное слово»;
- Авдикеева Амира Динаровна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №103 с углубленным изучением иностранного языка» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан «Я люблю свой край родной – Башкортостан».
Призеры в возрастной категории «5 – 7 классы»:
- Газизов Адиль Фидаилевич, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан «Родной язык – основа национальной культуры»;
- Сандул Любовь Викторовна Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ишимбайское специальное учебно-воспитательное учреждение» г. Ишимбай Ишимбайский район «Я – честь великой русской культуры»;
- Петрова Дарина Олеговна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Каймашабаш муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан «Я и культура моего народа»;
- Ардиева Арина Арсеньевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Верхние Татышлы муниципального образования Татышлинский район Республики Башкортостан «Удмурты в Башкортостане: традиции и новации»;
- Саяпова Диана Фларитовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан «Сочинение о своей культуре на русском языке»;
- Щербакова Дарья Михайловна, Филиал Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с. Мраково основная общеобразовательная школа с. Побоище муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан «Культура русского языка»;
- Абдрафикова Диана Рустамовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Рощинский муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан «Культура народов Республики Башкортостан».
- Ануфриева Юлия Валентиновна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Татарская гимназия с отделением искусств г. Белебея» муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан «Культура татарского народа»
Победители в возрастной категории «8-9 классы»:
- Хабирова Алсу Маратовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 с. Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан «Богиня танца»;
- Темергазиева Аэлита Константиновна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 г.Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан «Аксаковская земля»;
- Ситдикова Карина Салаватовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан «Народные праздники в рисунках».
Призеры в возрастной категории «8-9 классы»:
- Ардаширова Ильвина Илдаровна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 с. Бижбуляк муниципального района Бижбулякского района Республики Башкортостан «Татарские паласы – мозаики из шерсти»;
- Ахтиярова Ксения Станиславовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Старобазаново муниципального района Бирский район Республики Башкортостан «Культура марийского народа – мая душа»;
- Белобородова Елизавета Юрьевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №9 г.Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан «Культура России»;
- Валеева Энйегуль Руслановна, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Баймака муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан «Сочинение о своей культуре на русском языке»;
- Василова Милена Руслановна, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа им. Генерал-лейтенанта полиции Артура Фарвазовича Ахметханова с. Турналы муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан «Сказка о том, как башкиры мед добывать научились»;
- Гилязова Лиана Флоридовна, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Слак муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан «Культура и традиции в моем селе»;
- Губаев Константин Русланович, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Старооткустинская основная общеобразовательная школа муниципального района Караидельский район Республика Башкортостан «Танец «Кандра» — как уникальное явление марийского народа».
Победители в возрастной категории «10–11 классы»:
- Валиева Аделя Раилевна, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с. Малояз муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан «Достопримечательности моего села»;
- Столярова Софья Александровна, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Байкинская средняя общеобразовательная школа муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан «Михайловская ярмарка в с. Байки».
- Юмадилова Гульнур Нургалиевна, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Абзаево муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан «И пусть поёт курай».
Призеры в возрастной категории «10–11 классы»:
- Сафиуллина Азалия Рафисовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №18» городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан «История про девушку Юлдус»;
- Акзанарова Сулпан Камилевна, Частное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Альфа с углубленным изучением отдельных предметов г. Уфа Республики Башкортостан «О культуре чтения»;
- Ибатуллина Дарина Аликовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с.Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан «Агидель и Караидель»;
- Шагиева Азалия Айтугановна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №3 муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан «Стрела «амура»»;
- Юлдашева Флорида Хайдаровна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Башкирский лицей им. М. Бурангулова с. Раевский муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан «Культура своего народа как важнейшая духовная ценность»;
- Фаттахова Эвелина Ильгизовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Чалмалы» муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан «Традиции празднования Ураза-Байрам»;
- Этукова Елена Сергеевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Арслан» муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан «Хранительница культура народа мари»
Участники Всероссийского конкурса на лучшее сочинение – 2021
- Галимова Рузана Зульфатовна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан «Обычаи и традиции»;
- Ганиев Марк Дмитриевич, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Алкино муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан «Письмо маме»;
- Гарифуллин Чингиз Сергеевич, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан «Сабантуй»;
- Жукович Виктория Дмитриевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан «Культура моего народа»;
- Зартдинова Элиза Ирековна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан «Сочинение о своей культуре на русском языке»;
- Ихсанов Камил Рафисович, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия с. Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан «Культура татарского народа»;
- Кильдиярова Алиса Артуровна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 34 городского округа г. Уфа Республики Башкортостан «Башкортостан»;
- Кудрявцева Ксения Максимовна, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Магинская средняя общеобразовательная школа муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан «Чтоб долог был природы век, ты будь разумен, человек!»;
- Кучерова Валерия Витальевна, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа им. Файзуллы Султанова с. Исянгулово муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан «Листая страницы культуры русского народа»;
- Лутфулин Назар Наилевич, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики «Башкортостан Моя культура»;
- Магадиева Аделия Альбертовна, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Гимназия с. Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан «Моя родная культура»;
- Рябцов Глеб Олегович, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан «Культура языка»;
- Сабирова Ника Алексеевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени Тикеева Даниса Султановича» муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан «Рождество Христово»;
- Сафин Вильдан Альбертович, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия с. Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан «Татарский язык мой родной язык»;
- Ситдикова Алина Айдаровна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан «Русская культура»;
- Степанян Ана Валерьевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия с. Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан «Национальные традиции в моей семьи»;
- Стрельцова Полина Александровна, Муниципальное автономное общеобразовательное средняя общеобразовательная школа №8 г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан «Новогодние традиции»;
- Султанов Богдан Алексеевич, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Карманово муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан «Наша культура в родном языке»;
- Тагирова Алия Руслановна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия с. Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан «Язык, идущий от сердца»;
- Таймасов Ильнур Рамилевич, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан «Клуб «Нур» — очаг культуры моего посёлка»;
- Федорова Данила, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. Я. Кулмыя д. Канакаево муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан «Культура Башкирского народа»;
- Хакова Аделя Радиковна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия с. Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан «Русские народные сказки часть нашей культура»;
- Хамадиева Аида Фанисовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия с. Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан «Русская культура»;
- Чукаева Арианна Валерьевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан «Культура и традиции мордовского народа»;
- Бадретдинова Зарина Рафаэловна, «Средняя общеобразовательная школа с. Шатмантамак» — филиал муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Зильдярово» муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан «Аулак ой»;
- Балхиева Розалина Хакимовна, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Старая Отрада» муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан «Я горжусь…»;
- Бахтиева Диана Раифовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Саклово» муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан «Наша культура в ремеслах»;
- Волкова Дарья Алексеевна, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Шурдек муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан «Культура каждого народа – часть культурного богатство всей России»;
- Газизова Даяна Ильшатовна, Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Михайлова д. Николаевка – средняя общеобразовательная школа с. Кармасан муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан «Мустаю Кариму»;
- Газизова Яна Геннадьевна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Татарская гимназия с отделением искусств г.Белебея» муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан «Культура моего народа»;
- Газимова Виктория Рафисовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 с. Раевка муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан «Живительный напиток»;
- Галиуллина Азалия Саматовна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Татарская гимназия с отделением искусств г.Белебея» муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан «Прекрасная культура моего народа»;
- Григорьева Ксения Эдуардовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с. Малояз муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан «Мой любимый музей»
- Давлетшина Азалия Азатовна, Филиал Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Михайлова д. Николаевка – средняя общеобразовательная школа с. Кармасан муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан «Сказание о курае»;
- Закиева Диана Фидарисовна, Муниципальное общеобразовательное автономного учреждение средняя общеобразовательная школа №4 городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан «Воспитание в моей семье через культуру нашего народа»;
- Залова Камилла Бахрузовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с. Иглино» муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан «Моя семья — слияние двух культур»;
- Зиятова Ксения Алексеевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с.Верхние Татышлы муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан «Я горжусь своей культурой!»;
- Иванова Арина Сергеевна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан «Родной Башкортостан»;
- Каримова Диана Ирековна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия с. Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан «Угощайся»;
- Кузнецова Наталья Владимировна, Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан «Маленький семейный островок» культуры»;
- Кульсарина Диана Радиковна, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа им. Файзуллы Султанова с. Исянгулово муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан «Узоры моего родного края»;
- Максимова Дарья Константиновна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан «Родной Башкортостан «Родина моя — колыбель золотая»;
- Мамонова Полина Ивановна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан «Родной Башкортостан»;
- Мещерякова Дана Александровна, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов г. Белорецк «Роль семьи в сохранении и развитии родного языка и национальных традиций»;
- Резяпова Айгиза Юрисовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Нижний Аллагуват муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан «Культура моей республики»;
- Садыкова Элина, Основная общеобразовательная школа с. Шарипово — филиал муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Основная общеобразовательная школа села Мещегарово муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан «Культура своего народа»;
- Семенова Дарья Владимировна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кош-Елга муниципального района Бижбуляковский район Республики «Башкортостан Родной язык»;
- Умурзокова Физилатбиби Абдухошимовна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 городского округа г. Салават Республики Башкортостан «Таджикистан – ты моя душа»;
- Фахриуллина Камилла Руслановна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 с.Верхние Татышлы муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан «Гостеприимный и уникальный край»;
- Хакимьянова Радмила Равилевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Верхние Татышлы муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан «А свадьба пела и плясала…»
- Хисамутдинова Милена Римовна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан «Родной Башкортостан»;
- Шарафеева Альмира Ильдаровна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Верхние Татышлы муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан «Путевые заметки. Башкирия»;
- Шаяхметова Радмира, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. Я. Кулмыя д. Канакаево муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан «Культура башкирского народа»;
- Даутбаева Лилия Ильфатовна, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Баймакский лицей-интернат муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан «Как три богатыря отыскали «Деда Мороза»;
- Даутова Назгуль, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Абдулмамбетово муниципального района Абзелиловского района Республики Башкортостан «Сочинение о своей культуре на русском языке»
- Ермакова Александра Константиновна, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 4» г. Переславля-Залесского Ерославская область «Семейный праздник»;
- Ефримова Екатерина Вадимовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Юмашево муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан «Народ – это и есть культура»;
- Зайнитдинова Азалия Флюровна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Салихово муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан «Гордость нашего села»
- Ишбулдина Элиза Айратовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Тятер-Арасланово муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан «Письмо подруге Элоне»
- Латыпова Элиза Халитовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кужбахты муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан «Моя культура, мой Башкортостан»;
- Мурашкинцева Диана Владимировна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №9 г.Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан Мой народ
- Насибуллина Эльнара Фадисовна, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа села Мещегарово муниципального района Салаватского района Республики Башкортостан «Традиции и обычаи моего села»;
- Потапова Анна Юрьевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Юмашево муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан «Культура чувашского народа»
- Сабитов Данил Ильдусович, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Нурлино муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан «Религия марийского народа»
- Фёдорова Дарья Александровна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Армавир Краснодарский край «Культура России»;
- Хисамова Алсу Фидановна, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Верхние Услы муниципального района Стерлитамакского района Республики Башкортостан «Жемчужины моего села»;
- Шараева Юлия Сергеевна, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основное общеобразовательное школа с. Орловка муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан «Далёкое прошлое деревенской русской культуры»;
- Шарипова Карина Руслановна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с. Шаран» муниципального района Шаранского района Республики Башкортостан «Культура – зеркало нации»;
- Шарипова Сабира Ильдаровна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей160» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан «Культура башкир»
- Бахтегариева Алия Радиевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №18 городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан «Горжусь культурой своего народа»;
- Оганнисян Сона Гариковна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» городского округа г. Салават Республики Башкортостан «Шедевры русской культуры»;
- Кинзябаев Зилюр Вилюрович, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Елбулактамак муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан «Можно быть культурным человеком… «…» — А.С.Пушкин»;
- Саляхова Лия Рузилевна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия им. И. Ш. Муксинова г. Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан «Танцуя – познаю корни…познаю культуру…»;
- Даниленко Ирина Фёдоровна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 16» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан «Радужный калейдоскоп»
- Лазарев Андрей Александрович, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Школа № 41 городского округа г. Уфа Республики Башкортостан «Мой город в книге великой русской культуры»;
- Миргалиева Алсу Камиловна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 им. М. Абдуллина с. Киргиз — Мияки муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан «Культура Башкортостан»
- Рахматуллина Карина Рустемовна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия№86» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан «Уникальная русская культура»;
- Сайгафарова Вилена Рустамовна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с. Чекмагушева муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан «Наследие моей семьи»;
- Крюкова Анастасия Александровна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия №86 городского округа г. Уфа Республики Башкортостан «Ослабление русской культуры в 21 веке»;
- Салимова Юнона Юнеровна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с. Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан «Отражение культуры народа в родословной»;
- Багаутдинова Сабина Саматовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 34 городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Главный праздник моего народа»;
- Селянина Ксения Игоревна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с.Аскино муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан «Культура в обычаях и обрядах».
Электронные дипломы победителей и участников регионального этапа будут отправлены после подведения итогов федерального этапа конкурса.
Просим написать о несоответствии в данных (фамилии, адреса) до 10 декабря по адресу: konkurs.2921@mail.ru
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана на основе рабочей программы и примерного тематического планирования по русскому языку, входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке». для 4 класса, соответствующее содержанию учебных пособий «Русский родной язык» для 4-го классов (авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Л. А. Рябинина, О. В. Соколова).
Цель: удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.
Задачи: приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира
Целевыми установками данного курса являются:
- совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
- изучение исторических фактов развития языка;
- расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
- включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 17 часов. В неделю на занятие отводится 0,5 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями); распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения
лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; составлять план текста, не разделённого на абзацы; пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке?
(Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.
Раздел 2. Язык в действии (3 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 ч)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Особенности озаглавливания сообщения.
Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Резерв учебного времени – 1 ч.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
Русский язык: прошлое и настоящее | 7 ч | |||
1 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться | 1 | 03.09-10.09 | |
2 | Вся семья вместе, так и душа на месте | 1 | 17.09-24.09 | |
3 | Красна сказка складом, а песня – ладом | 1 | 01.10-15.10 | |
4 | Красное словцо не ложь | 1 | 22.10-29.10 | |
5 | Язык языку весть подаёт | 1 | 05.11-12.11 | |
6 | Язык языку весть подаёт | 1 | 26.11-03.12 | |
7 | Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела | 1 | 10.12-17.12 | |
Язык в действии | 3 ч | |||
8 | Трудно ли образовывать формы глагола? | 1 | 24.12-14.01 | |
9 | Можно ли об одном и том же сказать поразному? | 1 | 21.01-28.01 | |
10 | Как и когда появились знаки препинания? Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» | 1 | 04.02-11.02 | |
Секреты речи и текста | 7 ч | |||
11 | Задаём вопросы в диалоге | 1 | 25.02-04.03 | |
12 | Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста | 1 | 11.03-18.03 | |
13 | Учимся составлять план текста | 1 | 25.03-01.04 | |
14 | Учимся пересказывать текст | 1 | 15.04-22.04 | |
15 | Учимся оценивать и редактировать тексты | 1 | 29.04-06.05 | |
16 | Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же» | 1 | 13.05-20.05 | |
17 | Резерв | 1 | 27.05 |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ
Процесс контроля и оценки в курсе «Русский родной язык» имеет особенности, которые связаны с целями изучения этого курса. Курс не направлен на заучивание каких-либо фактов из истории языка – приоритетной целью является формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре. Чрезмерная формализация и стандартизация контроля может вызвать обратный эффект.
В ходе текущей проверки знаний целесообразно использовать критериальное оценивание на основе критериев, которые заранее согласованы с учениками. Объектом оценки является письменное или устное высказывание (сообщение) отдельного ученика или группы учеников.
Критериальное оценивание – это прежде всего коммуникация «ученик– ученик», содержанием которой является определение степени освоения того или иного умения. Роль учителя в таком оценивании существенно меняется: он только помогает ученикам удерживать основную цель коммуникацииоценивания – помочь однокласснику научиться лучше говорить, читать, писать, слушать. Именно одноклассники и учитель становятся своеобразным зеркалом, помогающим ученику увидеть, оценить свои усилия, обнаружить пробелы в своём опыте и понять, что делать дальше, чтобы улучшить результаты. А это означает, что ученик активно включается в своё обучение, у него существенно повышается мотивация.
Для учителя критериальное оценивание – это:
- основа для оценки-поддержки учеников, а не жёсткий контроль;
- способ получить информацию о том, как учится каждый ученик (такая информация нужна для поиска наиболее эффективных методов
обучения конкретного ученика, конкретного класса);
- возможность дать ученикам обратную связь в виде развёрнутого высказывания о том, как они осваивают содержание курса.
Чтобы оценивание было продуктивным, оно должно отвечать следующим требованиям.
- В качестве критериев оценки используются те умения, которые осваивает ученик на уроке. Например, для оценки устного сообщения ученика может быть такой набор критериев: точность (вся информация передана без искажения), ясность (говорить так, чтобы тебя понимали одноклассники), чёткость (не торопиться, не «съедать окончания», «без запинок») и т. п.
- Критерии вырабатываются совместно с учениками, они должны быть сформулированы кратко и обязательно на «детском» языке.
Когда ребёнок использует «своё» слово, осмысленное им в коммуникации с учителем и другими детьми, он легко восстанавливает содержание критерия. Ученики предлагают не только сами критерии, но и форму их краткой записи, что позволяет оперативно делать пометы в тетради или на оценочном листе. Например, «детские» критерии оценки могут выглядеть так: «Я» – ясность изложения, «Ч» – «чёткость речи» и т. д. Ученики также делают пометы при выслушивании сообщения одноклассников, например: «?» – есть вопрос и т. п. При отсутствии развитого навыка письма, например у первоклассников, краткая запись даёт возможность сэкономить время, не упустив ничего важного.
- В 1-м и 2-м классах для оценки по критериям у ребёнка должны быть своеобразные «опоры» – вопросы, иллюстрации и т. п. Например, после работы с текстом педагог предлагает выполнить задание в парах: «Опираясь на прочитанный текст, подготовьте два коротких устных сообщения. Подготовить эти сообщения вам помогут вопросы». Для подготовки каждого из сообщений педагог предлагает по шесть вопросов, ответы на которые и составляют основу сообщения. После того как сообщения готовы, педагог каждому ребёнку выдаёт оценочный лист – таблицу с вопросами, рядом с которыми ученик, выслушивая сообщение одноклассника, ставит галочку, если в сообщении дан ответ на вопрос, и какой-то значок, отражающий правильность ответа. Затем дети в паре обсуждают, какой информации не было в сообщении, какая передана не совсем точно, ищут эту информацию в тексте. Далее на основании этого оценочного листа идёт общая оценка сообщения по таким критериям:
- На все ли вопросы удалось ответить?
- Вся ли информация передана верно?
- Удалось ли рассказать уверенно, чётко, ясно?
Если у ребёнка что-то не получилось, то нужно очень доброжелательно обсудить, как ему можно помочь. Учитель, наблюдая работу учеников на уроке, отмечает продуктивные образцы взаимодействия в паре, группе (типы помощи друг другу) и делает их предметом обсуждения всего класса. Выделение таких способов и умение построить их обсуждение в классе, чтобы другие дети смогли ими воспользоваться, – важная учительская задача.
- Критерии должны изменяться.
Если все ученики в классе освоили какое-то умение, например «говорить чётко», то данный критерий больше не используется для оценки; появляется новый, связанный с умением, которое осваивается в данный момент. Слишком общие критерии конкретизируются.
- Критические замечания должны высказываться в форме совета.
Основная цель оценки – стимулировать осмысленное обсуждение устного сообщения или письменного текста, дружеское взаимодействие в группе, поэтому на уроке сначала обсуждается то, что получилось хорошо, а критические замечания каждый стремится сделать в мягкой форме. Этому надо специально обучать детей, поэтому сначала учитель помогает формулировать «щадящие» высказывания, обращает внимание на самые удачные, постепенно дети смогут делать это сами.
Обратная связь – ключевая цель критериального оценивания. Качественная обратная связь обязательно показывает, что уже умеет делать ученик, какие затруднения у него возникают и как он может с ними справиться. Обратная связь может быть представлена в разных формах. Прежде всего это устное оценочное высказывание, которое содержит три структурных элемента: похвалу (что получилось), замечание (что пока не получается), совет (что сделать, чтобы получилось). Например, устное оценочное высказывание может быть таким: «Таня, ты сегодня написала интересно про медведя, особенно про его танец. Но ты забыла про музыкантов. Посмотри на третью картинку! Допиши предложение в текст. А в следующий раз, чтобы не забыть, сравни картинки и текст. В черновике отметь предложения, которые описывают картинку».
Эту форму устной оценки ученики осваивают в 1-м и 2-м классах, а затем используют на протяжении всей начальной школы. Наряду с устным оценочным высказыванием появляется письменная фиксация в тетради оценочных шкал или особые фразы («кто молодец», «кому хочу дать совет»). Кроме того, ученики осваивают оценивание с помощью значков («плюс», «минус», «полуплюс» и др.), которые они показывают однокласснику после его выступления. Этот тип оценивания нужно активно использовать на уроке. Выступающий видит оценки всех одноклассников, но может сам обратиться к тем детям, чьё обоснование оценки хочет услышать. Для оценивания устного сообщения группы по критериям можно использовать шкалы с магнитами. Шкалы нарисованы на доске и подписаны. Каждая шкала отражает один из критериев, по которым идет оценивание, например, на доске может быть представлено три шкалы: «чёткость», «ясность», «уверенность». Одна группа делает сообщение, другая группа оценивает выступление, передвигая магниты по соответствующим шкалам. В случае необходимости комментирует (аргументирует) свою оценку.
Поскольку взаимооценка при работе в паре, группе (этап подготовки) и при предъявлении результатов классу – неотъемлемый элемент каждого урока, ученики достаточно быстро овладевают содержанием критериев и умеют их применять. Через некоторое время эти критерии становятся опорой для самооценки. Появляются такие оценочные суждения по отношению к собственному действию: «Я сегодня рассказал всё чётко, но неинтересно, слова выбрал трудные», «Рассказ про игрушку я написала лучше, чем про город, и ничего не забыла», «Забываю ставить восклицательные знаки. Что делать?» и т. п. Эти суждения – индикатор того, что стратегия работы в классе выбрана верно, что у ребёнка формируется адекватная самооценка, которая побуждает его к самостоятельному преодолению возникших трудностей.
Таким образом, введение критериального оценивания на уроках русского родного языка в начальной школе – один из ключевых факторов, влияющих не только на формирование устной и письменной речи младшего школьника, но и на становление учебной самостоятельности. Для учителя, осознающего важность критериального оценивания, ученик – это равноправный партнёр, помогающий взрослому наставнику эффективно выстроить учебное взаимодействие, активно строящий своё обучение.
Основным видом промежуточного и итогового контроля является представление учащимися подготовленных ими проектных заданий. Оценивается и качество выполнения проектного задания, и представление его перед классом. Как и при оценивании других сообщений, при оценивании подготовленного проекта предпочтение отдаётся качественной доброжелательной оценке, позволяющей учащемуся при подготовке и представлении следующего проекта учесть результаты предыдущего выступления. Такой подход к контролю позволяет соединить усвоение содержательной части разделов программы «Русский язык: прошлое и настоящее» и «Язык в действии» с развитием речевых умений (устного выступления, письменной творческой работы), отрабатываемых в разделе «Секреты речи и текста». Темы проектных заданий представлены в рабочих программах по классам и в учебных пособиях.
Приведём примеры проектных заданий.
1-й класс
Красиво и крупно нарисуй на листе бумаги любую букву современного алфавита: у тебя должна получиться буквица. Это может быть первая буква твоего имени, фамилии или любая другая буква.
2-й класс
- Подготовь сообщение «Секреты семейной кухни». Расспроси маму, бабушку или других родственников, есть ли в вашей семье какой-нибудь старинный рецепт приготовления горячего блюда. Запиши, в чём его особенность.
- Подготовь короткое сообщение «Музеи самоваров в России». Такие музеи есть в Туле, в Касимове, в Городце и других городах.
3-й класс
- Подготовь небольшое сообщение «Петровские дубы». В России растёт несколько старинных дубов, которые называют петровскими. Сколько их? Где они растут? Почему так называются? Есть ли ещё дубы, которым даны чьи-то имена?
- Подготовь сообщение «Любимые места» о месте, в котором ты живёшь или в котором тебе пришлось побывать. Напиши, чем оно знаменито и чем дорого именно тебе.
4-й класс
- Найди во фразеологическом словаре фразеологизмы со словами лиса, волк и собака. Определи, какое из этих слов чаще встречается во фразеологизмах.
- Сравни толкование двух слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре.
Оценивать выполнение представленных проектных заданий также целесообразно по критериям, которые обсуждены с учениками и понятны им.
Это могут быть такие критерии:
- глубина раскрытия темы проектного задания, использование знаний из других областей;
- доказательность представленного материала, обоснованность выводов;
- качество оформления проектного задания, если оно выполнено письменно;
- чёткость и ясность представления проектного задания перед
классом;
- содержательность и аргументированность ответов на вопросы одноклассников.
По каждому из критериев, используемых при оценивании проектного задания, выставляется балл. Можно использовать такой подход к выставлению баллов:
Далее баллы суммируются, и выставляется общий балл за выполнение проектного задания. При необходимости перевода балла в школьную отметку педагог самостоятельно разрабатывает шкалу перевода.
Безусловно, большинству первоклассников сложно сразу самостоятельно выполнять проектные задания, аналогичные приведенным, поэтому в течение первого года обучения можно использовать и разнообразные проверочные задания, в том числе в тестовой форме. Важно, чтобы эти задания не носили слишком формальный характер и не приводили к заучиванию. Приведём несколько примеров таких заданий.
1. Отметь х все вопросы, на которые нельзя ответить одним словом.
□ | Какая сегодня погода? |
□ | Кто сегодня дежурит? |
□ | Почему важно уметь читать? |
□ | Как тебя зовут? |
□ | Как правильно заваривать чай? |
2. | Выбери и отметь х слово, которое должен выделить голосом тот, |
кто задаёт вопрос. Для этого тебе нужно прочитать ответ.
- Что это за зверь воет за окном?
- Это не зверь, это же ветер!
□ это
□ зверь
□ ветер
3. Соотнеси названия построек и их описания.
дворец изба терем палаты | царский, великолепный деревенская, тесная каменные, просторные княжеский, высокий |
В последующих классах также можно использовать разнообразные проверочные задания, чётко осознавая, что важно не допускать формального подхода, провоцирующего учащихся на механическое запоминание определённых фрагментов учебного пособия.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Нормативные документы
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерацииˮ».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576).
- Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования. Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernayaprogramma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obrazovatelnyhorganizatsij-realizuyushhih-programmy-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya
Учебно-методическая литература
- Русский родной язык. 1 класс. Учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2018.
- Русский родной язык. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.
- Русский родной язык. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.
- Русский родной язык. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.
- Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М.
Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение,
2019.
Интернет-ресурсы
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html
Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык». URL: http://rus.1september.ru
Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и
фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm