30
0
Казалось бы слово «земля» следует писать со строчной буквы, но оказывается есть моменты, когда слово «Земля» пишется с заглавной буквы. Слово «Земля» действительно положено писать с прописной лишь тогда, когда имеется в виду астрономический объект.
Например: Известно, что наша планета Земля, вращается вокруг солнца и вокруг своей оси. По мнению ученых, на Земле образовалась жизнь спустя много миллионов лет.
Также, прописная (заглавная) буква пишется в названиях островов, архипелагов, например: Новая Земля, Северная Земля, Земля Франца-Иосифа.
В остальных случаях слово «земля» пишется со строчной (маленькой) буквы, например: На плодородной земле вырастает хороший урожай. В этом году, от сильной засухи, вся земля потрескалась.
7
0
Давайте разберемся, когда существительное женского рода слово «земля» (отвечает на вопрос Что?, неодушевленное) следует писать с заглавной буквы, а когда со строчной.
Это мы можем понять, обратив внимание на случаи использования этого слова.
Если мы имеем ввиду почву, ту поверхность по которой мы ходим, на которой строим дома и выращиваем растения, то нужно писать с маленькой буквы.
Пока земля еще влажная, нужно поскорее избавиться от сорняков.
Ходить иногда по земле босиком полезно.
Также с маленькой буквы напишем это слово в значении «край», населенный пункт.
Земля родного Красноярского края всегда меня манила обратно.
В случае, если названа планета, будем писать данное слово с большой буквы.
Планета Земля из космоса выглядит красиво.
5
0
Название планет в соответствии с орфографическим правилом русского языка пишутся с прописной буквы, так как являются именами собственными. Существительное Земля в значении «планета» по этой причине пишется именно вот так:
Вокруг Солнца вращается Земля.
Вчера с Земли стартовал космический корабль.
Существительное земля может быть именем нарицательным, как вот в этом контексте:
Агроном взял в руки ком земли и растер в ладонях, определяя, пора ли начать посевную.
По свежевспаханной земле важно ходят грачи и скворцы.
Моряки увидели издали край долгожданной земли.
5
0
Когда речь о планете или о географическом названии объекта типа «Малая Земля», тогда и пишем с большой буквы, когда же — о почве, тогда нужно использовать маленькую букву в начале существительного «земля».
Примеры. Из горшка она выбирала землю специальной лопаточкой, которую купила с магазине «Сад — огород». Среди всех планет Земля — самая красивая.
3
0
У слова «Земля» есть два лексических значения. Во-первых, это синоним слова «почва» или «грунт», но это разговорный вариант. Именно в этом случае слово будет писаться с маленькой буквы. Когда речь идет о том, куда сажают растения, говорят «земля» или «чернозем». Ну или просто то, на чем мы стоим, находясь вне помещения, без конкретизации. Во-вторых, Земля — это планета. И если имеется ввиду слово в этом значении, то его пишут с большой буквы. Так же с большой буквы можно писать это слово в отношении континентов или когда оно используется в названиях, которые являются именами собственными, так же, как и имя планеты.
2
0
Слово «земля» многозначное. C большой буквы пишутся имена собственные. В случаях, когда слово употребляется в значении «планета», пишется, соответственно с большой буквы, во всех остальных значениях — с маленькой.
2
0
Земля это планета и при таком употреблении конечно надо писать с большой буквы, например:
Самая красивая планета Земля.
Если речь идет об слове обычном земля (в смысле грунт, почва) то тут пишем с маленькой буквы, например:
Последняя горсть земли брошена.
2
0
Данное слово «Земля» все мы знаем, что может писаться как с большой буквы, так и с маленькой. Чтобы нам прояснить данную ситуацию, и знать, когда нам это слово писать с заглавной буквы, а когда с маленькой, нам необходимо обратиться к правилам русского языка. Исходя из этого, если мы слово употребляем в названии планеты, или в названии континента, тогда получается что это имя собственное, и слово пишется с большой буквы. Например, планета Земля, или Новая Земля. А если слово является нарицательным, к примеру, надо вскопать землю в огороде, тогда пишем с маленькой. Ещё в начале предложения. Земля на огороде как пух.
1
0
Планета, на которой мы живем называется Земля (имя собственное). А по которой ходим, можем взять горсть в руку, сесть — соответственно, называется земля (имя общее, если не ошибаюсь). Чтобы легче запомнилось, с большой буквы, обычно называется все то, что одно в своем роде и неповторимое (Стоуннхендж, Виктория), а с маленькой, что есть много, как бы обобщенный. Чувствуется разница: «девочка» и «девочка Оля»?
0
0
Здесь всё просто, слово с большой буквы, точней Земля пишется в случае, если имеется ввиду планета, в любых предложениях и словосочетаниях, главное что бы это касалось планеты. А вот с маленькой буквы слово земля пишется любых остальных случаях, если это касается грунта.
Слово безветренный нужно писать с двумя буквами н.
Сомнение в правописании данного слова возникают вследствие того, что в слове ветреный нужно писать одну н. А все дело в том, что образовано прилагательное ветреный от глагола ветрить, а не от существительного ветер, как могут подумать многие. А в прилагательным, если оно образовано от глагола несовершенного вида, пишется одна буква н.
Но вернемся к отглагольному прилагательному безветренный. Данное прилагательное образовано с помощью приставки, поэтому в нем и пишется НН.
Например: ветреный день — безветренный день; ветреный поступок ( в значении легкомысленный поступок).
Слово «по-вдовьи» является наречием. Существует правило правописания приставки по- с наречием. Оно гласит, что приставка по- пишется с наречием через дефис при наличии суффиксов -ому, -ему, -и. Следовательно вышеуказанное слово нужно писать через дефис.
В современном русском языке приставка «меж» употребляется преимущественно именно в виде приставки, потому и пишется со всеми словами слитно: межконтинентальный,межкомнатный, межатомный, межконтактный, межрайонный, межполосный, межсезонный.
Эта приставка в исконном русском языке когда-то была наречным предлогом, но со временем почти утратила это свое значение и стала частью слова.
Но и до сих пор изредка применяется наречный предлог «меж» в значении «среди», часто имеющий устаревший окрас: меж тем, меж людьми.
В современной речи мы чаще заменяем устаревшее «меж» предлогом «между». Обычно такие случаи написания несложно идентифицировать по смыслу. Если возникают затруднения, то всегда можно проверить написание слова по словарю.
Правильно: им не больно. Это слово категории состояния, пишется раздельно. Схема образования: больной — больно — не больно.
Сравнить: наречие «небольно» в роли обстоятельств пишется слитно, схема образования: больной — небольной — небольно.
Примеры:
1) « Всё», — подумал Чонкин. Но почему ему не больно? Почему он не падает»? (Владимир Войнович).
2) «Если же я вставал, намереваясь выйти из комнаты, львенок обнимал меня лапами, небольно прикусывал и норовил перетащить поближе к себе» (Вальтер Запашный).
В слове «орИгинал» гласный И находится в безударной позиции. Мы слышим звук И, но это редуцированный (измененный) звук: так произносятся звуки, обозначаемые гласными Е и И.
Так что же писать — Е или И? Попробуем сделать проверку, но родственных слов с ударной позицией гласного нет. Значит, проверяем букву по словарю, это буква И.
И задаем себе вопрос: почему И? Ведь проверить ударением слово нельзя. Но оказывается, что «оригинал» — это не просто безликое «словарное» слово, оно имеет свою историю. Слова «оригинал, оригинальный» заимствованы в 18 веке из немецкого языка (от original) и восходят к латинскому origo — происхождение, начало, от глагола origi — начинаться, рождаться.Теперь понятным становится их значение: подлинный, изначальный, самостоятельно рожденный, а не скопированный/списанный кем-то.
И ВЫВОД: мы не просто выбираем букву для правильного написания слова, а как бы проявляем таким образом свою любовь и уважение к его истории. Как бы стираем с него пыль веков и лучше понимаем истинное значение слова.
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Родная земля | ||||
---|---|---|---|---|
Исполнитель | Артисты ВИА «Лейся, песня» Владимир Ефименко, Владислав Андрианов, Марина Школьник, Борис Платонов, Юрий Захаров, Владимир Калмыков, Анатолий Мешаев, Максим Капитановский, Юрий Иванов, Валентин Мастиков, Виктор Горбунов, худрук Михаил Шуфутинский. | |||
Альбом | «ШИРЕ КРУГ» «ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ» | |||
Дата выпуска | 1979 | |||
Дата записи | 1978 | |||
Жанр | Советская эстрада | |||
Язык | русский | |||
Длительность | 4:25 | |||
Лейбл | фирма «Мелодия» | |||
Автор | музыка Вячеслава Добрынина, слова Леонида Дербенёва | |||
Продюсер | Михаил Шуфутинский | |||
|
«Родна́я земля́» (инципит «Родная, родная, родная земля — Холмы и равнины, леса и поля…») — песня, написанная в 1978 году композитором Вячеславом Добрыниным и поэтом Леонидом Дербенёвым специально для конкурсной программы вокально-инструментального ансамбля «Лейся, песня»[1]. Первые исполнители (авторы исполнения) записавшие песню на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» в 1978 году[2]: худрук Михаил Шуфутинский, Владимир Ефименко (вокал), Владислав Андрианов (вокал), Марина Школьник (вокал), Борис Платонов (вокал), Юрий Захаров (гитара), Владимир Калмыков (труба, вокал), Анатолий Мешаев (тромбон, вокал), Максим Капитановский (ударные инструменты), Юрий Иванов (гитара, вокал), Валентин Мастиков (саксофон-флейта), Виктор Горбунов (труба) артисты вокально-инструментального ансамбля «Лейся, песня»,Тульской областной филармонии, г. Тула. Аранжировку песни создал Михаил Захарович Шуфутинский художественный руководитель ВИА «Лейся, песня» (1976—1980 гг.)[3]. Наибольшую известность песня получила в исполнении вышеперечисленных артистов-исполнителей ВИА «Лейся, песня»[4].
История[править | править код]
Фрагмент текста песни
«Родная земля»
музыка: Вячеслава Добрынина
слова: Леонида Дербенёва
Край любимый, край заветный мой,
Край, что я зову родной землёй,
Лишь в твои просторы возвращаясь,
Я знаю, что вернулся я домой!
Вот опять, как в детстве, я смотрю
На твою огромную зарю.
И уходят прочь мои печали,
И вновь я говорю,
С волнением и любовью говорю:
Родная, родная, родная земля,
Холмы и равнины, леса и поля!
Ты доброй судьбою на счастье дана,
Одна ты на свете и в сердце одна!
Родная, родная, родная земля,
Холмы и равнины, леса и поля!
Ты доброй судьбою на счастье дана,
Одна ты на свете и в сердце одна!
Со слов артистов ВИА «Лейся, песня», Юрия Захарова, Владислава Андрианова, Владимира Ефименко, Владимира Калмыкова, Анатолия Мешаева, Марины Школьник, Максима Капитановского, Юрия Иванова, Виктора Горбунова: В 1978 году для повышения узнаваемости и популяризации ВИА «Лейся, песня» руководителями было принято решение подать заявку на участие во II Всероссийском конкурсе исполнителей Советской песни «Сочи-78». Чтобы продемонстрировать уровень исполнительского мастерства, в жанре вокально-инструментальной музыки, коллективу необходимо было исполнить три тематические песни в трёх турах конкурса. Одним из таких произведений стала песня «Родная земля», которая была впервые исполнена в финале третьего тура конкурса. По итогам трех дней артисты ВИА «Лейся, песня» заняли первое место и были удостоены звания «Лауреаты I-ой премии II-го Всероссийского конкурса исполнителей Советской песни «Сочи-78»[5][6]. Председателем жюри конкурса был Народный артист СССР Иосиф Давыдович Кобзон.
Народный артист СССР И. Д. Кобзон:
…В 1978 году эти музыканты в составе вокально-инструментального ансамбля «Лейся, песня» (художественный руководитель — М.З. Шуфутинский) приняли участие во II Всероссийском конкурсе советской песни «Сочи-78». Решением жюри, председателем которого был я, ВИА «Лейся, песня» был объявлен лауреатом конкурса и удостоен первой премии…[7].
Фрагмент интервью одного из авторов исполнения песни «Родная земля» Владимира Ефименко солиста ВИА «Лейся, песня» газете Аргументы и Факты.
Владимир Ефименко:
— Выделить какое-то наше выступление я не берусь. Может, это был 3-й тур Сочи-78? Что творилось в зале, когда мы закончили исполнять песню «Родная земля», надо было видеть! Даже Алла ПУГАЧЕВА в боковой ложе аплодировала стоя, подняв руки над головой. Сколько их было, подобных концертов! Всё-таки ВИА «Лейся, песня» по подбору музыкантов и голосов был уникален!…» [1].
В 1979 году песня «Родная земля» вышла в сборнике ВИА «Лейся, песня» с названием «ШИРЕ КРУГ» «ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ» на виниловой пластинке диск-гигант. В списке песен она расположена на второй стороне под номером пять. Хронометраж звучания — 4 минуты 25 секунд. Индекс: С60-12057-8[8]. Пластинка разошлась миллионными экземплярами по всему Советскому Союзу.
В 1979 году песня «Родная земля» в исполнении артистов ВИА «Лейся, песня», вышла в ежемесячном журнале «Кругозор» № 3 март 1979 г., с аудиоприложением на гибкой грампластинке миньон (мини-альбом), индекс: Г92-07223, тираж 500 000 экземпляров[9].
В 80-х годах ХХ века песня «Родная земля» вошла в репертуар Льва Валерьяновича Лещенко.
Примечание[править | править код]
- ↑ 1 2 Интервью В. Ефименко изданию Аргументы и Факты. Песня «Родная земля» ВИА «Лейся, песня».. Оф.сайт артистов ВИА «Лейся, песня».. Дата обращения: 15 ноября 2018.
- ↑ Список песен — артистов ВИА «Лейся, песня», песня «Родная земля».. Оф.сайт артистов ВИА «Лейся, песня».. Дата обращения: 15 ноября 2018.
- ↑ Архив песен артистов ВИА «Лейся, песня» 1974-1984гг. Песня «Родная земля» в оригинальном исполнении.. Оф.сайт артистов ВИА «Лейся, песня».. Дата обращения: 15 ноября 2018.
- ↑ Встреча с худруком ВИА «Лейся, песня» М.З. Шуфутинским. О популярности ВИА, и песне «Родная земля». Часть 1.. Оф.сайт артистов ВИА «Лейся, песня».. Дата обращения: 17 ноября 2018.
- ↑ Справка из Государственного архива РФ о награжении артистов ВИА «Лейся, песня».. Оф.сайт артистов ВИА «Лейся, песня».. Дата обращения: 15 ноября 2018.
- ↑ Интервью В. Ефименко изданию Аргументы и Факты. Песня «Родная земля» ВИА «Лейся, песня».. Оф.сайт артистов ВИА «Лейся, песня».. Дата обращения: 16 ноября 2018.
- ↑ Народный артист СССР И.Д. Кобзон о ВИА «Лейся, песня».. Оф.сайт артистов ВИА «Лейся, песня».. Дата обращения: 16 ноября 2018.
- ↑ Сборник «Шире круг» ВИА «Лейся, песня».. Дискография артистов ВИА «Лейся, песня».. Дата обращения: 15 ноября 2018.
- ↑ Журнал «Кругозор» 1979г. Миньон (мини-альбом), индекс: Г92-07223. Песня «Родная земля» ВИА «Лейся, песня».. Дискография артистов ВИА «Лейся, песня».. Дата обращения: 15 ноября 2018.
Ссылки[править | править код]
- «Ностальгия ТВ» — программа «Рождённые в СССР». Песня «Родная земля». Прямой эфир от 18.08.2014
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею.
Краткое содержание
Героиней произведения выступает плодородная русская земля, кормящая живущих на ней людей. Земля добра и хлебосольна, но люди стали относиться к ней не как к основному природному ресурсу и самой большой ценности. В качестве эпиграфа к произведению Ахматова выбрала строку из собственного произведения под названием «Не с теми я, кто бросил землю»: «И в мире нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас». В этом ёмком по смыслу эпиграфе заложены основные черты национального русского менталитета.
В названии стихотворения «Родная земля» важно каждое слово. По преданию, русские богатыри обязательно брали с собой пригоршню землицы родной. И родная земля приносила богатырям удачу в сражениях, даруя им силу молодецкую. Повествуя о славных богатырях, лирическая героиня (поэтесса) замечает, что сейчас уже никто не носит амулеты с родной землёй на груди. Но это вовсе не означает, что люди стали легкомысленными, утратили веру в сказки и былины. Лирическая героиня замечает, что её современники (здесь осознанно используется множественное местоимение «мы») давно не пишут патриотических стихов об Отчизне, от которых хочется рыдать. Поэтому родная земля не представляет для них никакого интереса, она им даже не снится во снах.
Затем героиня высказывает мысль о том, что сны у современных людей тяжкие. В реальной жизни земля не является раем для них. Такие люди утверждают: «Мы дома тоже знаем, что в других странах тоже часто веселей и проще живётся! Но от этого меньше нашу страну любить не стали». Буквально тут же люди лицемерно говорят о том, что, несмотря на тяжёлую и некомфортную жизнь, землю свою они не продают и не покупают. Ещё мы узнаём о том, что современники поэтессы часто болеют, им плохо живётся на родной земле. Лирической героине таких людей жаль. Родина для них – это естественная основа жизни, которую не выбирают при рождении.
Далее лирическая героиня утверждает, говоря в начале каждой строчки слово «Да», следующее: Родина для «нас» – это грязь и пыль, на которую «хочется» ругаться. Но, говоря об этом, героиня именует это «прахом», оставшимся в наших умах от прошлых времён, от многочисленных катастроф, пожаров и пр. Что же остаётся от всего этого? Прах людей, который, смешиваясь со старым, даёт право их потомкам называть эту землю своей.
История создания
Анна Андреевна написала данное произведение, находясь в зрелом возрасте, в 1961 г. В момент работы над стихотворением она находилась на лечении в больнице. Данный период можно расценивать, как завершающий в творческом плане. Поэтому поэтесса активно предаётся глубоким размышлениям, различным воспоминаниям, подведению жизненных итогов. Стихотворение было включено в поэтический сборник с говорящим названием «Венок мёртвым».
Анна Андреевна прожила 76 лет. Бог отмерил её сложную жизнь, полную глубоких чувств и страданий. Поэтессе довелось пережить немало социальных катаклизмов: она видела революцию 1917 года, коммунистический террор, испытала на себе все тяготы Отечественной войны и сталинских репрессий. Ахматовой пришлось остаться без мужа, в полной нищете, имея на руках пятилетнего сына Льва. Ей довелось стать вдовой после того, как её мужа, поэта Николая Гумилёва, приговорили к расстрелу. Женщине пришлось выстаивать огромные очереди в тюрьму, чтобы передать еду своему сыну, арестованному за антикоммунистические взгляды. Но ни разу Ахматова не воспользовалась возможностью навсегда покинуть свою Родину ради сытой и комфортной жизни на чужбине. В 1961 г., на склоне лет, лёжа в больнице, Анна Андреевна анализировала многочисленные события своей жизни, вспоминала близких, друзей и, конечно же, свою преданную любовь к родной земле.
Жанр, направление, размер
Произведение написано в жанре патриотического стиха. В нём нашли отражения чувства и мысли романтической героини: её возмущение, негодование и любовь. Произведение выдержано в рамках литературного направления «акмеизм», провозглашающего гимн предметности, лексической конкретике и семантической наполненности каждого образа. Создавая данное стихотворение, поэтесса придерживалась строгой внешней формы.
Поэтический размер неодинаковый: восемь первых строк написаны ямбом, а последующие шесть строк – трёхстопным и четырёхстопным анапестом. Благодаря виртуозному чередованию двух рифмовок – перекрёстной и парной – у читателей складывается ощущение вольности композиции.
Композиция
С композиционной точки зрения стихотворный текст можно разбить на две части:
- Первая часть – романтическая героиня повествует о собственной печали, возникшей по причине обесценивания таких святых понятий, как «Родина» и «Земля».
- Вторая часть – в ней романтическая героиня даёт чёткое объяснение тому, что именно для неё Родина, какой смысл она вкладывает в это слово.
Образы и символы
В произведении, с целью раскрытия основной идеи, представлено несколько образов:
- образ Родины – центральный. В произведениях патриотической направленности всегда имеется образ Родины. В данном случае лирическая героиня делает основной акцент на мысли о том, что Родина – это вовсе не абстрактная страна, а конкретная земля, причём, в буквальном понимании: грязная, тёплая, рыхлая, щедрая и плодородная;
- образ лирической героини – центральный. Героиня полностью идентична поэтессе. Читатели испытывают все те чувства и переживания, которые испытывает героиня, говоря о родной земле. Перед нами предстаёт женщина мудрая, самодостаточная, с твёрдой гражданской позицией и преданной любовью к своей стране;
- образ земли – центральный. Словосочетание «родная земля» вынесено в название произведения. По мнению лирической героини, именно землю следует воспринимать своей Родиной. Ведь земля – это людская кормилица, щедро предоставляющая свои дары. На чужбине нет такой земли, которая необходима русскому человеку.
Темы и настроение
Основная тема произведения определена его жанровой принадлежностью – это тема Родины. Данная тема всегда волновала Ахматову. Известно, что поэтесса крайне негативно отзывалась о тех людях, кто стремился покинуть Россию в поисках лучшей жизни. Анна Андреевна не утратила своего патриотизма, даже невзирая на то, что обожаемая ею страна неоднократно поступала с ней крайне жестоко и несправедливо: муж поэтессы был расстрелян, а единственный сын много лет отбывал тюремный срок по несправедливому обвинению…
Настроенческий пафос стихотворения насквозь пронизан эмоциями любви и уважения к Родине. Эти эмоции поэтесса преподносит без излишней патетики: ей чуждо любое проявление пафоса в данном вопросе. Ахматова оценивает родную землю, нисколько не идеализируя её. Она понимает: любой гражданин воспринимает Отчизну, исходя из совокупности «плюсов» и «минусов».
Основная идея
Ахматова транслирует читателям глубокую мысль о том, что человек только в том случае может называть страну своей Родиной, если постоянно проживает в ней, невзирая на любые жизненные трудности и преграды. Ведь родная земля – это мать, которую невозможно поменять. Настоящая любовь к родной земле может не иметь ярких внешних проявлений: это крайне интимное чувство, которое проявляется у каждого человека индивидуально.
Средства выразительности
В стихотворении нет большого количества средств художественной выразительности. Его основную идею Ахматова передаёт лаконично и просто. Вместе с тем, в произведении имеются следующие тропы:
- эпитеты – «заветные», «горький», «обетованный»;
- метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах»;
- инверсия – «в душе своей».
Ирина Зарицкая | Просмотров: 638 | Оценить:
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею.
Краткое содержание
Героиней произведения выступает плодородная русская земля, кормящая живущих на ней людей. Земля добра и хлебосольна, но люди стали относиться к ней не как к основному природному ресурсу и самой большой ценности. В качестве эпиграфа к произведению Ахматова выбрала строку из собственного произведения под названием «Не с теми я, кто бросил землю»: «И в мире нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас». В этом ёмком по смыслу эпиграфе заложены основные черты национального русского менталитета.
В названии стихотворения «Родная земля» важно каждое слово. По преданию, русские богатыри обязательно брали с собой пригоршню землицы родной. И родная земля приносила богатырям удачу в сражениях, даруя им силу молодецкую. Повествуя о славных богатырях, лирическая героиня (поэтесса) замечает, что сейчас уже никто не носит амулеты с родной землёй на груди. Но это вовсе не означает, что люди стали легкомысленными, утратили веру в сказки и былины. Лирическая героиня замечает, что её современники (здесь осознанно используется множественное местоимение «мы») давно не пишут патриотических стихов об Отчизне, от которых хочется рыдать. Поэтому родная земля не представляет для них никакого интереса, она им даже не снится во снах.
Затем героиня высказывает мысль о том, что сны у современных людей тяжкие. В реальной жизни земля не является раем для них. Такие люди утверждают: «Мы дома тоже знаем, что в других странах тоже часто веселей и проще живётся! Но от этого меньше нашу страну любить не стали». Буквально тут же люди лицемерно говорят о том, что, несмотря на тяжёлую и некомфортную жизнь, землю свою они не продают и не покупают. Ещё мы узнаём о том, что современники поэтессы часто болеют, им плохо живётся на родной земле. Лирической героине таких людей жаль. Родина для них – это естественная основа жизни, которую не выбирают при рождении.
Далее лирическая героиня утверждает, говоря в начале каждой строчки слово «Да», следующее: Родина для «нас» – это грязь и пыль, на которую «хочется» ругаться. Но, говоря об этом, героиня именует это «прахом», оставшимся в наших умах от прошлых времён, от многочисленных катастроф, пожаров и пр. Что же остаётся от всего этого? Прах людей, который, смешиваясь со старым, даёт право их потомкам называть эту землю своей.
История создания
Анна Андреевна написала данное произведение, находясь в зрелом возрасте, в 1961 г. В момент работы над стихотворением она находилась на лечении в больнице. Данный период можно расценивать, как завершающий в творческом плане. Поэтому поэтесса активно предаётся глубоким размышлениям, различным воспоминаниям, подведению жизненных итогов. Стихотворение было включено в поэтический сборник с говорящим названием «Венок мёртвым».
Анна Андреевна прожила 76 лет. Бог отмерил её сложную жизнь, полную глубоких чувств и страданий. Поэтессе довелось пережить немало социальных катаклизмов: она видела революцию 1917 года, коммунистический террор, испытала на себе все тяготы Отечественной войны и сталинских репрессий. Ахматовой пришлось остаться без мужа, в полной нищете, имея на руках пятилетнего сына Льва. Ей довелось стать вдовой после того, как её мужа, поэта Николая Гумилёва, приговорили к расстрелу. Женщине пришлось выстаивать огромные очереди в тюрьму, чтобы передать еду своему сыну, арестованному за антикоммунистические взгляды. Но ни разу Ахматова не воспользовалась возможностью навсегда покинуть свою Родину ради сытой и комфортной жизни на чужбине. В 1961 г., на склоне лет, лёжа в больнице, Анна Андреевна анализировала многочисленные события своей жизни, вспоминала близких, друзей и, конечно же, свою преданную любовь к родной земле.
Жанр, направление, размер
Произведение написано в жанре патриотического стиха. В нём нашли отражения чувства и мысли романтической героини: её возмущение, негодование и любовь. Произведение выдержано в рамках литературного направления «акмеизм», провозглашающего гимн предметности, лексической конкретике и семантической наполненности каждого образа. Создавая данное стихотворение, поэтесса придерживалась строгой внешней формы.
Поэтический размер неодинаковый: восемь первых строк написаны ямбом, а последующие шесть строк – трёхстопным и четырёхстопным анапестом. Благодаря виртуозному чередованию двух рифмовок – перекрёстной и парной – у читателей складывается ощущение вольности композиции.
Композиция
С композиционной точки зрения стихотворный текст можно разбить на две части:
- Первая часть – романтическая героиня повествует о собственной печали, возникшей по причине обесценивания таких святых понятий, как «Родина» и «Земля».
- Вторая часть – в ней романтическая героиня даёт чёткое объяснение тому, что именно для неё Родина, какой смысл она вкладывает в это слово.
Образы и символы
В произведении, с целью раскрытия основной идеи, представлено несколько образов:
- образ Родины – центральный. В произведениях патриотической направленности всегда имеется образ Родины. В данном случае лирическая героиня делает основной акцент на мысли о том, что Родина – это вовсе не абстрактная страна, а конкретная земля, причём, в буквальном понимании: грязная, тёплая, рыхлая, щедрая и плодородная;
- образ лирической героини – центральный. Героиня полностью идентична поэтессе. Читатели испытывают все те чувства и переживания, которые испытывает героиня, говоря о родной земле. Перед нами предстаёт женщина мудрая, самодостаточная, с твёрдой гражданской позицией и преданной любовью к своей стране;
- образ земли – центральный. Словосочетание «родная земля» вынесено в название произведения. По мнению лирической героини, именно землю следует воспринимать своей Родиной. Ведь земля – это людская кормилица, щедро предоставляющая свои дары. На чужбине нет такой земли, которая необходима русскому человеку.
Темы и настроение
Основная тема произведения определена его жанровой принадлежностью – это тема Родины. Данная тема всегда волновала Ахматову. Известно, что поэтесса крайне негативно отзывалась о тех людях, кто стремился покинуть Россию в поисках лучшей жизни. Анна Андреевна не утратила своего патриотизма, даже невзирая на то, что обожаемая ею страна неоднократно поступала с ней крайне жестоко и несправедливо: муж поэтессы был расстрелян, а единственный сын много лет отбывал тюремный срок по несправедливому обвинению…
Настроенческий пафос стихотворения насквозь пронизан эмоциями любви и уважения к Родине. Эти эмоции поэтесса преподносит без излишней патетики: ей чуждо любое проявление пафоса в данном вопросе. Ахматова оценивает родную землю, нисколько не идеализируя её. Она понимает: любой гражданин воспринимает Отчизну, исходя из совокупности «плюсов» и «минусов».
Основная идея
Ахматова транслирует читателям глубокую мысль о том, что человек только в том случае может называть страну своей Родиной, если постоянно проживает в ней, невзирая на любые жизненные трудности и преграды. Ведь родная земля – это мать, которую невозможно поменять. Настоящая любовь к родной земле может не иметь ярких внешних проявлений: это крайне интимное чувство, которое проявляется у каждого человека индивидуально.
Средства выразительности
В стихотворении нет большого количества средств художественной выразительности. Его основную идею Ахматова передаёт лаконично и просто. Вместе с тем, в произведении имеются следующие тропы:
- эпитеты – «заветные», «горький», «обетованный»;
- метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах»;
- инверсия – «в душе своей».
Ирина Зарицкая | Просмотров: 638 | Оценить: