Родион раскольников совесть сочинение

Многомудрый литрекон предлагает вам 2 варианта итогового сочинения на тему: что сильнее: закон или совесть? аргументы, тезисы, заключение, вступление и

Многомудрый Литрекон предлагает Вам 2 варианта итогового сочинения на тему: Что сильнее: закон или совесть? Аргументы, тезисы, заключение, вступление и другие элементы эссе помогут Вам сформулировать свою позицию. Приятного просвещения!

Вариант 1

(388 слов) Анализируя сложные жизненные ситуации, мы часто спрашиваем себя: «Что сильнее: закон или совесть?». На стороне права целые социальные институты и сотни людей, готовых подкрепить власть кодексов своими действиями. Однако именно внутренние моральные рамки не дают всем нам превратиться в убийц и насильников, опрокинув все указы и распоряжения свыше. Чтобы лучше разобраться в поставленной теме, рассмотрим литературные аргументы.

Обратимся к произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Автор изобразил ситуацию, когда мятежники пошли против закона и выбили опору власти из-под его ног. Пугачев объявил себя царем, народ поверил ему, и начался бунт, в котором уже не было никаких правовых рамок. Участники этого стихийного движения убивали, грабили, пытали тех, кто им не нравился. Под раздачу попадали даже те, кто не относился к эксплуататорам и богачам. Казалось бы, что могло остановить этот кровавый беспредел? Ответ прост: совесть. Пугачев передумал казнить Гринева, когда вспомнил о его добром поступке. В дальнейшем он помог ему освободить невесту и не стал мстить ей, узнав, кто ее родители. Все эти благодеяния были следствием нравственного самоконтроля героя. Он осознавал, что преследовать этих людей несправедливо и подло. Не закон, а совесть остановили предводителя мятежников.

Не менее яркий пример можно найти в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Главная героиня прекрасно знала, что адюльтер в те времена был противозаконным делом. Если жена изменяла мужу, ее ожидали позор и наказание. Но Катерина очень хотела любви и понимания. Она больше не могла жить в атмосфере угнетения и тоски. Ее сердце жаждало счастья и свободы, их она нашла лишь в объятиях Бориса. Связь с ним стала ее выходом из безысходного тупика дома Кабановых, где она чувствовала лишь отчаяние и давление со стороны домочадцев. Закон в этой ситуации не остановил ее, но совесть оказалась непреодолимым барьером. Катерина раскаялась в содеянном и призналась во всем семье, заранее зная, что этот откровенность обернется унижением, бесчестьем и даже физическим насилием. Именно совесть заставила ее пожалеть о своей измене. Она же вынесла ей приговор: ее самоубийство стало не только последним аккордом бунта против нравов Калинова, но и жестом отчаяния. Героиня считала себя оскверненной и отверженной. Даже в этом примере закон оказался слабее совести.

Таким образом, совесть всегда была сильнее закона, ведь она воздействует на человека изнутри. Она принуждает преступника к раскаянию и принятию наказания. Ее муки намного больнее воспринимаются нами. Ни штраф, ни тюремное заключение не могут привести личность к осознанию и принятию своей греховности. А совесть может.

Вариант 2

(388 слов) Как известно, закон борется с последствиями правонарушений, устанавливая санкции, которые последуют за злодеянием. Но с причинами преступлений можно покончить только в ходе нравственного воспитания личности. Только совесть может убедить людей не переходить грань дозволенного. А значит, она сильнее, ведь может искоренить такое явление, как преступность. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим примеры из литературы.

Вспомним повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Эраст, будучи человеком образованным и светским, знал, что совращение девицы — это преступление. Даже дворянам не дозволялось обманывать крестьянок, просто девушки не знали, кому пожаловаться и как за себя постоять. Однако знание о том, чего делать нельзя, не остановило Эраста. Он проигнорировал закон и вступил в связь с Лизой до брака. Конечно, он был уверен, что их ждет счастливое будущее. Но своего слова он сдержать не смог. Лизу он бросил, ведь растратил свой капитал и был вынужден жениться на богатой вдове. Крестьянка не выдержала предательства и наложила на себя руки. Лишь узнав об этом, Эраст раскаялся в содеянном. Он считал себя убийцей возлюбленной и не был счастлив в своей роскошной обстановке. Закон был бессилен остановить его, но совесть вынудила героя признать неправоту и понести наказание — терпеть муки, которые отравили его дальнейшее существование.

Всем знаком и другой резонансный пример, описанный Ф.М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников пошел против закона, возомнив себя «право имеющим». Гордыня обуяла героя. Он хотел доказать себе, что принадлежит к элите, которая может убивать и миловать по своему усмотрению. Расправившись с ростовщицей и ее сестрой, Родион не нашел подтверждения своей избранности. Напротив, муки совести доказали ему, что он был не прав. Однако до полного прозрения было еще далеко. Раскольникову казалось лишь, что он не является сверхчеловеком, и в этом его ошибка. Он признался в убийстве, получил наказание, но даже на каторге долго не мог отпустить свою теорию. Что же победило зло в его душе? Не уголовный кодекс, а совесть. Читая Библию, Родион переосмыслил свои поступки и взгляды на жизнь. Постепенно он разуверился в своей идее и понял, что она губительна для него и всего мира. Этот пример доказывает, что нравственные барьеры куда крепче правовых.

Таким образом, именно совесть препятствует возникновению преступления. Она же вызывает раскаяние у того, кто не был на него способен. А закон лишь защищает остальных людей от преступников, так как огораживает общество от тех, кто ему угрожает. Справиться с преступностью одни лишь правовые нормы не могут. Необходимо нравственное воспитание личности.

Многомудрый Литрекон представляет два варианта сочинения-рассуждения по литературе на тему: «Идея теории Раскольникова и её крах». Кратко и более полно он раскрыл основную суть взглядов героя. Приятного просвещения!

Вариант 1

(460 слов) Над своим знаменитым романом «Преступление и наказание» Федор Достоевский работал в 1865-1866 годах. Главным героем всемирно известного произведения является Родион Раскольников — бедный студент, вдохновившийся определенной идеей, узаконивающей вседозволенность «право имеющей» элиты. Зарождение теории Раскольникова и ее крах  раскрываются по мере прочтения произведения. 

Нищета, тяжёлое материальное положение и безысходность порождают в сознании главного героя его собственную теорию, которая открывает для него новые перспективы. Согласно идее Раскольникова, люди делятся на два типа: первые ничтожны, вторые — «право имеющие». Последняя группа, по мнению Раскольникова, нужна для светлого будущего и прогрессивного движения человечества вперёд. Это гении, которые меняют мир под себя. А первая группа представляет собой лишь ведомую массу. Люди «право имеющие» могут не соблюдать общепринятые законы. По мнению главного героя, чтобы совершить великие дела, нужны жертвы, не исключая и человеческие. 

Читатель, как и следователь, узнает о взглядах героя из его статьи. Из-за сложного финансового положения персонаж вынужден уйти из университета. В это время герой отдаёт в печать свою статью, однако газета закрывается. Через некоторое время Раскольников вдруг узнаёт, что его труд опубликовали, но в другом месте. Именно там он изложил свои взгляды на суть вещей.

Сначала теория представлялась Раскольникову игрой. Постепенно, присматриваясь к людям, главный герой развивал свою теорию. Он убеждался в правоте сделанных им выводов. Разочарование в жизни и отчаяние привели к тому, что Раскольников замкнулся в себе. И тогда теория стала его спасением. 

Согласно теории Родиона Раскольникова, «право имеющих» можно встретить редко. Природа сама распоряжается, где должны родиться «великие» люди. Именно они являются двигателем прогресса в обществе. Остальные же просто представляют собой «материал» для «особенных» людей. Они спокойно живут, и их основное предназначение состоит в воспроизведении себе подобных. 

Однажды главный герой решает проверить, к какой группе людей он сам относится? Кто он: «тварь дрожащая» или «право имеющий»? Чтобы реализовать свою цель, Раскольников решает убить старуху-процентщицу. Однако вдобавок убивает еще и ее сестру Лизавету. 

По теории Раскольникова, совесть не должна была мучить героя после содеянного. Ведь совершенное убийство должно быть во благо обществу. Главный герой думал, что, поправив свое финансовое положение, он сможет принести немало пользы людям. Несмотря на это, душевные переживания после преступления у Раскольника были настолько велики, что довели героя до тяжёлой болезни. 

Первым человеком, которому Раскольников признался в своём преступлении, оказалась Соня Мармеладова. По мнению персонажа,  эта девушка наполнена добродетелью, поскольку она жертвует своей честью ради благополучия своей семьи. Раскольников не побоялся довериться именно ей, так как Соня тоже нарушила нравственные законы ради общего блага.

Теория Раскольникова потерпела крушение не после его признания и покаяния перед судом, а только после того, как он искренне раскаялся перед Богом. Так автор подчеркнул верховенство суда Божьего над светским. Пока Раскольников не нашел истину в Библии и не принял ее сердцем, идея продолжала властвовать над ним. Однако Родиону удалось победить свою гордыню и отречься от интеллектуального детища, которое пожирало его изнутри.

Вариант 2

(530 слов) Роман «Преступление и наказание» у многих читателей ассоциируется с известной цитатой: «Тварь я дрожащая или право имею?». Это высказывание принадлежит главному герою, который проверял себя на соответствие эталону, ставшему основой его теории о сверхчеловеке. Такие идеи популярны до сих пор, поэтому пример Раскольникова разобрать очень интересно и поучительно.

Довольно подробно раскрывается идея теории Раскольникова в его беседе со следователем Порфирием Петровичем. Родион заинтересовал следователя своим необычным взглядом на общество. Объясняя все это следователю, Родион старается как можно осторожнее раскрыть мотивы своего преступления. Однако Порфирий понимает это и сознательно выводит собеседника из себя, проверяя его реакцию. Следователь доволен тем, что ему предоставилась возможность побеседовать с автором статьи и изложить свои взгляды на данную тему. 

По мнению Раскольникова, те люди, основное предназначение которых заключается в привнесении в общество чего-то нового, имеют несомненное превосходство над другими и отличаются совершенно иными моральными правами. 

«…если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте…»

Большинство человечества составляют ведомые люди, которые должны лишь воспроизводить себе подобных и жить по строгим законам морали. Однако лидеры, ведущие всех остальных вперед, могут и поступиться общепринятыми нормами, чтобы добиться того, что, по их мнению, необходимо для процветания рода людского. Таким «особенным» человеком Родион считал, например, Наполеона. Повезло и Александру Македонскому. Но больше всего тщеславного героя интересовало, может ли он присоединиться к ним? Имеет ли он право на вседозволенность? Как мы знаем, это он решил проверить, убив Алену Ивановну. В ходе «опыта» ему пришлось убить и Лизавету, сестру ростовщицы, ставшую случайной свидетельницей этой сцены.

Главный герой не вдруг понимает всю аморальность своего поступка и ничтожной теории. Этому осознанию предшествует долгий путь. Беседа с Соней побудила его покаяться, но этим поступком он доказал лишь свое поражение. Идея была справедлива, но он не стал «право имеющим». С этими мыслями он пришел на каторгу. Читая Библию и наблюдая за заключенными, Раскольников постепенно осознал тот факт, что люди, на самом деле, равны между собой, все они испытывают одинаковые чувства, независимо от социального статуса, финансового положения и жизненных условий. Каждый человек всеми силами стремится к счастью, любви и благополучию. И никто не вправе делать его жертвой политических преобразований. Родион принимает свой грех и раскаивается перед Богом. С этого момента начинается его духовное возрождение.

Таким образом, размышления над теорией Раскольникова, основанной на неравенстве людей, и над последствиями данной теории, приводят нас к осознанию неправоты главного героя.  Родион жаждал воплотить свой идеал в реальность, стать вершителем судеб, но у него не вышло, потому что идеал был искаженным, неправильным. Раскольников не смог вынести тяжелых мук совести, потому что ошибся и отнял жизни, не ему принадлежащие и не им дарованные. Но он понял, что пока каждый человек, находясь на своем месте, не будет стремиться к лучшему, никакие великие люди ничего не исправят. Все жертвы будут напрасными. 

Автор своим произведением хотел донести до читателя простую истину: в какой бы тяжёлой ситуации не оказался бы человек, он никогда не должен терять своих нравственных принципов и ориентиров. Самое главное, не переступать черту добра и зла. Ведь сделанного не воротишь, и даже самое искреннее раскаяние не вернет к жизни Алену Ивановну и ее сестру.

Автор: Виктория Комарова

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Романович Раскольников является главным героем. Именно его жизнь легла в основу сюжета романа, ставшего мировым шедевром, и популярного по сей день в читательских кругах. Поэтому для более полного и глубокого понимания сути содержания произведения и замысла автора нужно рассмотреть условия жизни центрального персонажа.

Родион учился в Петербурге на юриста, но вынужден был бросить из-за отсутствия средств учебу. Он жил впроголодь, в глубокой нищете, ютился в крохотной, похожей на гроб или шкаф коморке, оснащенной старой, убогой мебелью. Большую часть комнаты занимала кровать.

Раскольников был хорош собой: высокий, стройный, темноглазый, с каштановыми волосами. Но его привлекательная внешность скрывалась под старой, ветхой одеждой, почти превратившейся в лохмотья. А на голове молодой человек носил очень старую, давно потерявшую вид и форму шляпу. Родион мог по 2 дня не есть, поэтому иногда чувствовал слабость. Но, несмотря на полуголодное существование, молодой человек все равно не мог оплачивать свое жилище. Он задолжал хозяйке за комнату и поэтому не хотел с ней встречаться.

Мужчина закладывал под проценты дорогие ему вещи, но выбраться из нищенского положения не мог. Раздавленного бедностью, Раскольникова вдруг стали посещать темные мысли, в результате вылившиеся в его собственную идею, похожую по своей сути на теорию «наполеонизма».

Теория Раскольникова требовала подтверждения своей состоятельности и уникальности практикой. И Родион был одержим своей идеей. Согласно его теории, все люди делятся на две категории. Одни – избранные, они могут вершить великие дела: изменять мир, делать все, что им захочется, ходить по головам и даже совершать преступления, если это нужно для всеобщего блага. Другие же не могут так себя вести, являясь людьми заурядными, ничтожными, идущими за избранными, их жизнью можно пожертвовать без зазрения совести и раскаяния.

Главный герой пытается понять, к какой категории он относится. Считая, что он принадлежит к избранной касте, Родион Раскольников, одержимый идеей, противоречит сам себе, то веря в свою теорию, то разочаровываясь в ней.

Он около месяца готовится к совершению преступления, надеясь, что поступает правильно. К злодеянию его также подтолкнули еще некоторые обстоятельства. Это знакомство с Мармеладовым, пропивающим семейные деньги, даже те, что зарабатывала его юная дочь Соня проституцией, стараясь прокормить их семью с тремя маленькими детьми мачехи. Было еще одно обстоятельство, наводящее на мысли о преступлении, это то, что сестра Родиона Евдокия решила стать женой имеющего капитал Лужина. Принося себя в жертву, она хотела поправить материальное положение брата, дать ему возможность получить образование, обеспечить успех. А Родион не хотел этого допустить. Также он слышал разговор студента с офицером, где тот говорил военному, что процентщицу нужно убить, а ее средства пустить на благородное дело.

В подходящий момент, когда Алена Ивановна находилась дома одна, Раскольников пожаловал к ней в качестве клиента. Убив ее ударом топора по голове, он торопливо собрал некоторые ценные вещи. Тут в дверях показалась сестра Алены Ивановны. Мужчина ее тоже убил и убежал с украденными вещами.

Но совершив двойное убийство – старухи процентщицы и ее сестры Елизаветы, явившейся не вовремя, Молодой человек понимает, что его теория несовершенна и неверна, потому что его мучают угрызения совести, чувство вины до помрачения рассудка и лихорадочного жара. Он осознает, что убийство как его не преподноси, даже для достижения благородных целей, никак и ничем нельзя оправдать. Лишение человека жизни во все времена является преступлением, и что жизнью даже одного человека нельзя жертвовать ни для каких целей.

Раскольников становится обычным преступником, пополнив ряд других порочных личностей, таких, как Свидригайлов или Лужин. С той лишь разницей, что эти люди совершали преступления для собственного блага, а не для общественного. Мысли о совершенном злодеянии преследуют его неотступно, и он приходит к уничтожающему выводу: «Я не старуху убил…, я себя убил».

Родион не выдерживает и рассказывает о преступлении Соне, а та отдает ему свой нательный крестик и советует признаться в совершенном убийстве. После явки с повинной решением суда Раскольникова ссылают на восемь лет в ссылку, в Сибирь. Там молодой человек переосмысливает жизнь, понимает, что совершил злодеяние, взял на себя большой грех, что ступил на преступный путь. Он раскаивается в содеянном, старается исправиться в положительную сторону. В Сибирь к нему приезжает Соня, и после отбывания Родионом каторги у молодых людей есть все шансы на новую счастливую жизнь.

Жизнь молодого человека Родиона Раскольникова, загнанного в тупик своим нищенским существованием, показывает нам все несовершенство и однобокость законов буржуазной России – безнаказанность, насилие, хождение по головам одних членов общества – верхов, и безысходность, и крайне тяжелые условия существования других – низов общества. Безнаказанность порождает соблазн и желание подражать, поступая так же, толкает на кражи, грабежи, убийства людей, оказавшихся в нищете.

Но далеко не все способны пойти на преступления или покончить с собой, как женщина, бросившаяся с моста; некоторые персонажи романа стараются стойко преодолеть свое бедственное положение: стремясь выбраться из нищеты, они не опускают руки и борются за свое существование. Это студент Разумихин, Екатерина Ивановна. Соня Мармеладова. Ничто не заставит их стать на преступный путь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На чтение 10 мин. Просмотров 4 Опубликовано

Автор: · 12.04.2018

(303 слова) Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» — это произведение, во всех тонкостях раскрывающее душу человека с ее переживаниями и радостями. На примере главного героя, Родиона Раскольникова, мы наблюдаем за поведением убийцы, осознавшего всю тяжесть свершенного им преступления. Автор, как истинный психолог, описывает чувства юноши: страх за проделанное, растерянность, сострадание. Но главным душевным составляющим Родиона становится совесть, и именно под ее влиянием Раскольникову удается найти правильный путь и выбраться из сложной ситуации.

Автор поделил роман на две основные части: преступление главного героя и наказание. Можно смело предположить, что платой за убийство для Родиона стала не каторга, а угрызения совести, которые оказались для персонажа мучительнее физических испытаний.

Именно совесть пробуждает разум Раскольникова, который был усыплен теорией «низших и высших людей». Одиозные мысли главного персонажа не позволяли ему трезво оценивать ситуацию, поэтому осознание произошедшего вдвойне ударило по душевному состоянию Родиона. Он не мог держать всей правды в себе, но при этом боялся сознаться в содеянном. Терзающая сердце совесть сводила с ума героя, ему казалось, что все кругом знают о преступлении, и скрывать это не имеет смысла. Лишь Соня Мармеладова, которая, несмотря на порочную профессию, обладала совершенной чистой душой, своим советом помогла Раскольникову сознаться и очиститься перед Богом. Но и сам Раскольников не всегда проходил мимо чужого горя. История с пьяной девочкой, гуляющей мимо Невы, доказывает, что душа персонажа еще жива и его совесть требует справедливости. Родион не был в силах оставить юную девушку, потому что чувствовал себя ответственным за нее. Он следил за действиями незнакомки, и, когда к ней начал приставать господин, внешне похожий на Свидригайлова, главный герой заступился  за нее. Лишь потом, покинув это место и девушку, Раскольников вновь погружается в мысли о преступлении, и он сожалеет о помощи, оказанной пьяной незнакомке.

Таким образом, можно сказать, что совесть в романе является еще одним действующим лицом, которое влияет на поступки героев и выстраивает общий ход сюжета.

Автор: Дарья Ситнова

Иерей Стефан Домусчи, кандидат философских наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» значительно более известен, поэтому, наверное, не стоит пересказывать его содержание.

Чем интересен этот роман в связи с рассуждениями о совести? Достоевский, еще находясь в ссылке и встречаясь с разного рода преступниками – этот опыт описан им в «Записках из Мертвого дома» – увидел, что преступники бывают очень разными: бывают те, кто совестью мучаются, а бывают те, кто вообще не задумываются о мучениях совести, те, кто позволили себе преступление «по совести» и совершенно спокойны. Эту идею он пытается развить и проанализировать в романе «Преступление и наказание».

Вся соль идеи Раскольникова в том, что человек может представить своей совести такие разумные, рациональные основания, что она позволит ему любой поступок. Большинство людей живет эмоционально, не осмысляя свои поступки очень глубоко. За какие-то поступки, которые они совершают, совесть их мучает, и они стараются их больше не совершать, за другие совесть их как-то ободряет, и они считают их положительными. Но Раскольников говорит: что если взять некоторую идею и положить ее в основание собственного поступка, то есть создать некую собственную нравственность. Так он и говорит: у людей, которые право имеют, есть своя нравственность, на то они и право имеющие, и, естественно, исходя из этой правды, совесть будет ориентироваться на другие критерии и тогда будет молчать, будет спокойна.

Мы видим, что люди, окружающие Раскольникова, удивляются, во-первых, тому, что он пытается позволить себе убийство по совести, а во-вторых, тому, что он действительно внутренне не ощущает этих совестных мучений. Например, Раскольников говорит: «О, тут мы при случае и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, все, все на толкучий рынок снесем […] свою собственную казуистику выдумаем […]и себя самих успокоим, убедим себя, что так надо, действительно надо для доброй цели». По большому счету здесь он вскрывает сам механизм действия совести. Действительно, в определенной ситуации человек может так составить события, выдумать такую логику, внутри которой будут оправданы почти любые поступки. Мы видим, например, что убийство мы можем оправдать убийством на войне, жестокость можем оправдать некоторыми воспитательными мерами. По крайней мере, человек на это способен.

И вот мы видим, что Раскольников буквально отвергает совестные мучения и говорит, что это некоторая ошибка: «Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? […] Тем, что он –злодеяние? Что значит слово “злодеяние”? Совесть моя спокойна». То есть первоначально состояние, в которое приходит Раскольников, – это состояние немой совести, когда он настолько убедил ее в своей правоте, что она молчит и не спорит, никак не пытается его укорить.

Глубина романа состоит не только во вскрытии некоторых совестных процессов, но и в том, что Евангелие может оказать на совесть героя исцеляющее влияние. Раскольников, даже находясь уже на каторге, считал, что он просто смалодушничал, что есть все-таки великие люди, которые могут себе позволить те или иные поступки сверх обычных людских поступков. Мы видим, как Соня, которая читаем ему Евангелие о воскресении Лазаря, этим рассказом как бы пробуждает его совесть. Более того, Раскольников, по всей вероятности, переживает некоторые изменения, но интересно, что они остаются за рамками самого романа. Мы видим, что его совесть пробуждается и он встает на путь покаяния, но этот путь покаяния, путь благодатный, который начинается с прочтения Евангелия, остается за границами романа и называется Достоевским другой историей: « А вот теперь начинается другая история».  Мы уже не являемся ее свидетелями, и, может быть, это какой-то особый авторский умысел: показать, что дальнейшее возрождение совести с помощью Божьей – это некоторая тайна встречи человека с Богом.

Пример 1

Федор Михайлович Достоевский в своем романе “Преступление и наказание” поднимает много вопросов: о человеческой морали, о совести, о праве на убийство. Однако центральной темой все же является человеческая совесть, благодаря которой люди могут анализировать свои поступки и делать правильные выводы, помогающие раскаяться и исправиться.

Главный герой романа – Родион Раскольников, бедный студент. Он хотел стать таким же великим, как Наполеон, поэтому убил старуху – процентщицу. Родион уверен, что с её смерть многим станет легче жить. Поначалу студент абсолютно уверен, что поступил правильно. Однако потом он анализирует свои действия, задумывается верно ли он поступил или нет, его начинают мучить муки совести. Он морально истощен, очень устал от тягостных дум, поэтому сильно заболевает. Родион переживал, что совершил преступление, оставив улики, однако вроде бы пока никаких доказательств его причастности к этому нет. Его внутренние метания сказываются на внешнем поведении: в участке он ведет себя очень странно, чем почти выдал себя. Так еще и услышав разговор об убийстве старухи, свалился в обморок, чем подкрепил догадки следователя, что он виновен в содеянном. Со временем он осознает, что нельзя сделать мир лучше или помочь другим, совершив злодеяние. Ведь жестокость порождает новую жестокость, и так до бесконечности. Соня Мармеладова, которой он рассказывает о том, что совершил, советует ему пойти к следователю и сознаться. Она убеждает его, что нужно облегчить свою совесть, тогда и на душе станет лучше, тогда он сможет отпустить эту ситуацию, у него появится возможность поменяться к лучшему. Конечно, ему придется понести наказание за свое преступление, но оно того стоит. Необходимо сделать этот шаг, чтобы начать жить дальше. В итоге Родион приходит в полицию и рассказывает правду, его отправляют на каторгу в Сибирь, а Соня едет за ним.

Пример 2

Достоевский был глубоко верующим человеком, которого очень интересовала тема греха и покаяния. Именно поэтому его главные герои часто проходят путь от грехопадения до духовного очищения. Но шанс спастись есть не у каждого, лишь у тех, кто совестлив. Муки совести всегда страшны, их нельзя заглушить, они сводят с ума или помогают воскреснуть, стать лучше.

Раскольников и Свидригайлов. Два героя-двойника. Каким будет борьба каждого из них с собственной совестью? И есть ли она у них вообще?

В начале романа Раскольников одержим безумной идеей о том, что он имеет полное право избавить мир от гадкой, ненужной старухи-процентщицы. Он не только хочет отомстить за всех униженных бедняков, он хочет возвыситься над теми, кто терпит несправедливость всю жизнь. Раскольников замышляет жестокое убийство, а его совесть молчит. Он крадет топор, звонит в дверь. Совесть молчит. Убивает, пытается найти ценные вещи в доме. Совесть нема. И тут происходит то, что наконец вытащит Раскольникова из его безумного состояния душевной глухоты. Появляется Лизавета. Для меня именно она становится символом совести главного героя. Убив безобидную и беззлобную сестру старухи, Раскольников больше не может себя оправдывать. С каждым днем муки совести становятся тяжелее. Это настоящий душевный ад, через который Раскольникову помогает пройти Соня, чтобы он осознал аморальность своей теории. В финале романа он признает, что никаким счастьем нельзя оправдать пролитую кровь, что сделать мир лучше можно только с помощью добра.

Свидригайлов тоже знаком с совестью. Сначала это кажется невероятным. Мать и сестра Раскольникова отзываются о нем, как о злом развратнике. Разве у такого может быть совесть? Мы узнаем о загадочной смерти супруги Аркадия Ивановича. Слухи о том, что ее отравили, витают вокруг вдовца. Неужели он тоже сумел оправдать убийство жены? Наверное, нет. Что же движет убийцей и насильником, когда он помогает сиротам Мармеладова? Снова они, муки совести? Думаю, да. Но Свидригайлову не суждено очиститься и стать лучше, потому что он не покаялся. Нет покаяния — нет прощения. А значит, муки совести будут душить вечно. Свидригайлов пошел по другому пути. А может быть ему не повезло. Раскольникову помогла воскреснуть Соня, Аркадий Иванович остался один на один со своей совестью, Дуня ему отказала. Не справился. Убил себя.

Роман “Преступление и наказание” произвел на меня очень сильное впечатление. Ф. М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания “больной души”.

Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений. Раскольников чувствовал и видел мир, его историю, его победы и поражения. Этому человеку казалось, что он понял людей и добрался до сути жизни. Раскольников решил все взять в свои руки, направить ход событий по пути, предначертанному им самим. Протест и возмущение Родиона против общественного строя сочетается с его теорией “сильной личности”. Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой “все дозволено”. Герой решил пойти на сделку с собственной совестью.

Примечательно и то, что именно через страшные муки совести Раскольников все-таки приходит к духовному возрождению.

Проблема совести в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”« Сочиненин по картине Ватолиной Вести с фронтаДуховная драма русского европейца Евгения Онегина »Используемые источники:

  • https://literaguru.ru/problema-sovesti-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/
  • https://academy.foma.ru/sovest-v-russkoj-literature-prestuplenie-i-nakazanie.html
  • https://1001sochinenie.ru/russkie-pisateli-i-poety/dostoyevskiy/prestuplenie-i-nakazanie/problema-sovesti/
  • https://lit.ukrtvory.ru/problema-sovesti-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

30.09.2021 16:58:00

Автор: Дарья Иванова


Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом? Каждый человек был в такой ситуации, когда нужно сделать выбор между добром и злом. Выбор между этими двумя понятиями обычно очень сложный. В моменты, когда ты не можешь сделать выбор, помогает — совесть. Совесть — это способность каждого человека самому  расставлять  приоритеты и устанавливать моральные принципы. Она представляет собой внутренний голос. Совесть есть у всех, только не все пользуются ею.

Говоря о совести людей, вспомним роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главным героем этого произведения является Родион Раскольников, не послушав свою  совесть, он совершает тяжёлое преступление — убийство. Родион Раскольников хотел стать таким же великим, как Наполеон, поэтому решился на то, чтобы убить Старуху-процентщицу. Старуха была очень богатой и противной женщиной. После убийства он задумывается и понимает, что не правильно поступил, его начинает мучать совесть, он сильно заболевает, сходит с ума. Со временем понимает  то, что не надо было представлять себя Наполеоном и нельзя сделать мир лучше ,благодаря чужой жизни. В конце концов он раскаялся, если бы он это не сделал, совесть бы не дала ему спокойно жить.

Также в произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина — главная героиня, слушая свою совесть, делает правильный выбор. Она очень любила Евгения Онегина, признавалась ему в своих чувствах, но он не отвечал взаимностью. Вскоре Татьяна вышла замуж за другого человека, а Евгений понял, что не может жить без неё. Татьяна несмотря на то, что у неё ещё остались чувства к Евгению, выбрала не любовь, а верность мужу. То есть, послушав свою совесть, она выбрала добро. И этот выбор был правильным.

Таким образом, мы приходим к выводу, что совесть направляет человека на верный путь. Нужно прислушиваться к своему внутреннему голосу. Благодаря совести мы совершаем выбор в пользу добра, и она помогает бороться со злом.


Здравствуйте, Дарья!

Вам удалось в сочинении раскрыть тему на материале русской классики. Вместе с тем следует обратить внимание на множество логических недочетов и грамматических ошибок.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Анализ поверхностный, местами сумбурный.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Логические нарушения не мешают пониманию смысла сказанного.

Выбор между этими двумя понятиями обычно очень сложный.

логич.ошибка: мы выбираем не между понятиями, а между вариантами поведения

Родион Раскольников хотел стать таким же великим, как Наполеон, поэтому решился на то, чтобы убить Старуху-процентщицу. Старуха была очень богатой и противной женщиной.

предложения не связаны логически. Ну и что, что старуха была богатой и противной? Как это приблизило бы Раскольникова к Наполеону? Или Наполеон стал великим, убивая богатых и противных старух?

Со временем понимает  то, что не надо было представлять себя Наполеоном и нельзя сделать мир лучше ,благодаря чужой жизни.

непонятна логика: чужой жизни или все-таки смерти?

Также в произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина — главная героиня, слушая свою совесть, делает правильный выбор.

с «также» абзац не начинаем

Также в произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина — главная героиня, слушая свою совесть, делает правильный выбор. Она очень любила Евгения Онегина, признавалась ему в своих чувствах, но он не отвечал взаимностью. Вскоре Татьяна вышла замуж за другого человека, а Евгений понял, что не может жить без неё. Татьяна несмотря на то, что у неё ещё остались чувства к Евгению, выбрала не любовь, а верность мужу. То есть, послушав свою совесть, она выбрала добро. И этот выбор был правильным.

дублирование смыслов

К 4 (речь)+ 1 балл

Речевые ошибки не влияют существенным образом на восприятие текста.

Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом? Каждый человек был в такой ситуации, когда нужно сделать выбор между добром и злом. Выбор между этими двумя понятиями обычно очень сложный. В моменты, когда ты не можешь сделать выбор, помогает — совесть.

повторы

В моменты, когда ты не можешь сделать выбор, помогает — совесть. Совесть — это способность каждого человека самому  расставлять  приоритеты и устанавливать моральные принципы. Она представляет собой внутренний голос. Совесть есть у всех, только не все пользуются ею.
Говоря о совести людей, вспомним роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главным героем этого произведения является Родион Раскольников, не послушав свою  совесть, он совершает тяжёлое преступление — убийство.

повтор

Также в произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина — главная героиня, слушая свою совесть, делает правильный выбор. Она очень любила Евгения Онегина, признавалась ему в своих чувствах, но он не отвечал взаимностью.

повтор

Татьяна несмотря на то, что у неё ещё остались чувства к Евгению, выбрала не любовь, а верность мужу. То есть, послушав свою совесть, она выбрала добро. И этот выбор был правильным.

тавтология

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 12

Ошибки

Орфография

Родион Раскольников хотел стать таким же великим, как Наполеон, поэтому решился на то, чтобы убить Старуху-процентщицу.

со строчной

После убийства он задумывается и понимает, что не правильно поступил, его начинает мучать совесть, он сильно заболевает, сходит с ума.

НЕПРАВИЛЬНО

Также в произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина — главная героиня, слушая свою совесть, делает правильный выбор.

В ПРОИЗВЕДЕНИИ

Пунктуация

В моменты, когда ты не можешь сделать выбор, помогаетсовесть.

не нужно тире

Главным героем этого произведения является Родион Раскольников, не послушав свою  совесть, он совершает тяжёлое преступление — убийство.

В конце концов он раскаялся, если бы он это не сделал, совесть бы не дала ему спокойно жить.

запятая здесь неуместна, лучше заменить на точку или перестроить предложение

Со временем понимает  то, что не надо было представлять себя Наполеоном и нельзя сделать мир лучше ,благодаря чужой жизни.

не нужна запятая

Татьяна ЗПТ несмотря на то, что у неё ещё остались чувства к Евгению, выбрала не любовь, а верность мужу.

запятая при обороте НЕСМОТРЯ НА

Грамматика

Выбор между этими двумя понятиями обычно очень сложный.

неверная форма сказуемого: нужно взять кр.форму прилагат. СЛОЖЕН

После убийства он задумывается и понимает, что не правильно поступил, его начинает мучать совесть, он сильно заболевает, сходит с ума.

МУЧИТЬ

Со временем понимает  то, что не надо было представлять себя Наполеоном и нельзя сделать мир лучше ,благодаря чужой жизни.

нет подлежащего, неполное предложение

Со временем понимает  то, что не надо было представлять себя Наполеоном и нельзя сделать мир лучше ,благодаря чужой жизни.

ошибка в построении СПП (ТО не нужно)

В конце концов он раскаялся, если бы он это не сделал, совесть бы не дала ему спокойно жить.

ЭТОГО

Общий вывод по работе

Итак, Дарья, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логикой изложения и общим уровнем грамотности.

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 5 Зачёт

Возврат к списку

  • Родион раскольников сочинение итоговое
  • Родион на английском языке как пишется
  • Родина северного оленя из сказки снежная королева
  • Родила от отчима рассказ
  • Родина как пишется с какой буквы пишется