Родинка шолохов итоговое сочинение

Изучая рассказ шолохова родинка, анализ которого предстоит сделать по школьной программе, можно понять суть и смысл данного произведения. анализ произведения

Изучая рассказ Шолохова Родинка, анализ которого предстоит сделать по школьной программе, можно понять суть и смысл данного произведения. Анализ произведения также поможет разобраться, какую именно мысль писатель пытался донести до читателей. Благодаря этому написать сочинение на эту тему в дальнейшем не составит труда.

Анализ рассказа Родинка Шолохова

Анализ Родинки Шолохова кратко будет выглядеть следующим образом… Построение данного произведения логичное. Оно состоит из шести отдельных частей, каждая из которых начинается описанием пейзажа. Благодаря такому приему автору удалось передать читателю всю красоту Дона.

Все действия в произведении разворачиваются в двух разных плоскостях. Отмечается внешний сюжет и внутренний. В первом из них писатель знакомит нас с героями своего произведения, а во втором рассуждает о нравственной проблематике сложившейся ситуации, душевных переживаниях персонажей.

История создания Родинки

Перед тем, как рассматривать анализ рассказа Шолохова Родинка с цитатами, стоит обратиться к истории создания этого произведения. Работу над ним автор начал в двадцатых годах минувшего столетия. Опубликован же рассказ был в 1924 году. Родинка вошла в цикл Донских рассказов Шолохова.

Это произведение было опубликовано в издании Молодой ленинец. По сути, именно в тот момент и началась творческая биография самого автора. Читатели узнают о его особенностях речи и подачи информации.

Родинка: тема и проблематика

Крайне важно определить, каковы тема и идея Родинки Шолохова. Автор описывает события, которые разворачиваются на Дону в период гражданской войны. При этом, он особое внимание уделяет отношениям сына и отца. Эти герои оказались по разные стороны баррикад. Главной целью Шолохова было увековечить те страшные события. Именно по этой причине его творчество существенно отличается от других советских авторов того времени.

В своем произведении писатель описывает ужасные события 1920 года. Он говорит о коллективизации, процессе раскулачивании, противостоянии белых и красных. При этом автор никого из них не подвергает осуждению, не разделяет на отдельные лагеря. Мол, одни из них плохие, а другие хорошие. Центральное внимание уделяется общечеловеческим принципам и душе человека. Писатель не вдается в подробности политических принципов, не уделяет внимание идеологии. Гораздо больше его волнуют те отношения, которые сложились между людьми, их внутренний мир.

Разбираясь, какая в Родинке Шолохова проблематика, стоит отметить, что автор не считает жестокость оправданной идеями, не подвергает убеждения детальному анализу. Он преследует совершенно иную цель, стремится показать все особенности жизни как таковой. Писатель не симпатизирует никому из персонажей. Описания героев максимально нейтральные и явно объективные.

Период гражданской войны имеет немаловажное значение в истории России. Ужас и трагедия при этом заключается в том, что люди воевали не с иностранными врагами, а друг с другом. Страна, по сути, была разделена на три отдельных лагеря. В одном из них находились белые, во втором красные, а в третьем жертвы, которые волей случая попадали под обстрелы. Естественно, что жить в такой обстановке привычной жизнью уже не представлялось возможным.

Образы героев: краткий анализ

В произведении Родинка анализ героев имеет принципиально важное значение. Именно через персонажей автор показывает трагизм сложившейся ситуации. Описывая судьбы отдельных людей, писателю удается раскрыть проблему взаимоотношений в кругу семьи во время военных действий.

Сын и отец находятся в разных лагерях. Представители молодого поколения находятся на стороне красных. Старшие люди при этом являются приверженцами движения белых. Правда, у представителей этих поколений есть и что-то общее. Все без исключения уже устали от военных действий.

Отмечается явное противостояние ключевых персонажей. Правда у каждого из них своя. Писатель описывает судьбу Кошевого Николая, а также его отца, который является атаманом. Автор рассказывает о прошлом своих героев и настоящем. Знакомит он с ними путем изначальных пейзажных и бытовых зарисовок.

Делая анализ произведения Родинка Шолохова, каждого из героев следует рассмотреть более детально. Ключевым персонажем является восемнадцатилетний парень Николай. В раннем возрасте он потерял родителей, и уже три года находится в центре военных действий. Ему явно надоели постоянные бои. Он мечтает о том, что наступит мирная жизнь. Из прошлого у него, по сути, не осталось ничего, кроме родинки и воспоминаний. Точно такое же родимое пятно было и у его отца. С помощью этого знака автор указывается на связь, которая существует между поколениями.

Николай молодой, темпераментный, постоянно ввязывается в рискованные операции. Писатель сравнивает его с совсем юным животным и птицей. У него еще все впереди.

Также к главным героям относится и старый атаман с весьма тяжелой судьбой. Он уже семь лет находится вдали от родной земли и собственной семьи. Его сердце очерствело, от полноценного внутреннего мира у него уже остались лишь развалины. Свое горе атаман глушит с помощью алкоголя и практически никогда не бывает трезвым. Кульминация при этом достаточно страшная. Атаман убивает собственного сына и после этого убивает самого себя.

Анализ рассказа Родинка Шолохова будет неполным, если не упомянуть о других действующих лицах. Среди второстепенных персонажей стоит выделить мельника Лукича. Это старый мужчина, который чувствует собственную безысходность и вследствие этого решается на отчаянный шаг. Он дает красноармейцам информацию об их врагах. Изначально ему доводится встретиться с предводителем белых. Тот угрожает ему расправой и требует дать солдатам провизию. Правда, отдавать собственное имущество мельнику не хочется. По этой причине крестьянин обращается к красным, приближая тем самым трагическую развязку.

План

Проще всего сделать анализ рассказа Шолохова Родинка по плану. Он выглядит следующим образом:

✔️ Когда написано и опубликовано произведение.

✔️ Особенности композиции.

✔️ Ключевые персонажи и их особенности.

✔️ Поднимаемая проблема и тонкости подачи этой информации (взаимоотношения между поколениями, трагизм и ужас военных действий).

Сделав анализ Родинки по плану, удастся осветить все ключевые моменты, не упустив ни одной важной детали. Естественно, что после этого будет гораздо проще раскрыть данную тему в сочинении, понять суть рассказа и его основную мысль.

(1054 слова) В своем романе «Тихий Дон» Михаил Шолохов повествует о тяжелой, полной лишений судьбе донского казачества, жизнь которого пришлась на сложную и трагическую для страны историческую эпоху. Автор изображает в книге происходящие на Дону и по всей России жестокие, кровавые события, казачьи станицы, семьи, образы жизни, характеры казаков.

Кроме того,  писатель показывает  отношение казаков ко всем переменам в родном краю, в стране — их надежды, тревоги, отчаяние, разочарование. 

Одной из важных тем и проблем  в романе становится любовь, которая не может быть счастливой на фоне войн, революции и разрушенного традиционного казачьего уклада. 

Также центральными темами в книге являются  тема родины и тема поисков смысла жизни. Автор на протяжении  всего текста раскрывает перед читателями мысли и чувства своих героев, то, как непросто даются им принятия решений, и показывает, как порой бывает трудно и даже невозможно сделать в жизни правильный выбор. И на протяжении романа он говорит читателям о том, что судьба,  как целого народа, так и каждого человека, неразрывно связана с судьбой своего государства, Родины, и что все, происходящее в стране, неизменно скажется на жизни  ее граждан. Многие персонажи романа идут дорогой испытаний, лишений, потерь, погибают или умирают.

Рассмотрим путь одного из главных героев знаменитого произведения Михаила Шолохова «Тихий Дон» — Григория Мелехова. Стоит сказать пару слов о самом писателе. Шолохов был известен не только на литературном поприще – он имел успех в журналистике и кино, являясь автором сценариев некоторых фильмов. А «Тихий Дон» считается главным романом всей его писательской карьеры. Это очень объемное и интересное произведение, по праву заслужившее свою славу. Оно написано в реалистическом жанре на исторической основе.

В этом романе-эпопее автор показал читателям быт и жизнь донских казаков в самое беспокойное время для России – во время Великой войны, свержения царизма, прихода к власти большевиков, и последовавшей за этим Гражданской войны. Работа над произведением велась свыше пятнадцати лет и была закончена незадолго до начала новой войны – уже Великой Отечественной, в 1940 году. А спустя восемнадцать лет за этот труд автора наградили Нобелевской премией.

Роман полон самых различных персонажей, проработанных до мелочей, которые предстают, словно живые. Остановимся на Григории Мелехове, а точнее, на его жизненном пути.

Главный герой – человек горячий, с сильным характером и пылким темпераментом. И неспроста – Григорий был рожден от плененной во время одного из походов его отца турчанки. А отец был казаком. Благодаря нерусской матери,  Григорий унаследовал восточную красоту и вырос красивым молодым человеком. Он был по-казачьи упрям и настойчив, не лишен трудолюбия и решимости.

Молодой казак уважал своих родителей, но ему было не по нраву, что они влезают в его личную жизнь. Например, первым серьезным конфликтом между ним и родителями стало то, что Григорий связался с замужней молодой женщиной, живущей по соседству, Аксиньей Астаховой. Из-за этого они женили его на девушке из зажиточной казачьей семьи, которую он не любил. Родители же считали, что таким образом, они прервут любовную связь между ним и чужой супругой, ведь это было непринято в казачьей среде и считалось чем-то вроде позора. 

Свою законную жену он так и не смог полюбить, хоть она ему и приглянулась. Но Наталья была совсем другой по сравнению с замужней любовницей – Аксинья была страстной,  горячей, уверенной в себе женщиной и по нраву подходила ему, а жена его любила, но была стеснительной, неуверенной и холодной. По этим причинам Григорий принимает решение уйти из дому вместе с любимой.

Он подался в батраки, хоть это для него было и зазорно, но он понимал, на что идет, уходя с чужой женой.  Григорий нес за нее ответственность, ведь мало того, что она бросила своего мужа из-за него, так она еще и была беременна от него.

Потом он отправился на военные сборы, что было традиционным мероприятием в жизни казаков. Однако в это время грянула Великая война, и герой попал на фронт, а его возлюбленная осталась в доме господ, на которых он работал. Дочь Аксиньи скончалась, это ее сильно подкосило, и она променяла Григория на господского сына Листницкого.

Григория же ранили на той войне, и его по ранению отправили в столичный госпиталь, где он узнает о большевиках. Узнавая о них все больше, он принимает их идеи, за которые они борются – до него дошло, что люди из высшего света попросту шлют их на верную гибель, а сами стоят в стороне, чтобы не мараться, и что, практически, все войны – с их подачи, господско-барской.

После возвращения с войны Григорий узнал об измене Аксиньи и решил вернуться в отчий дом.  Будучи взвинченным и огорченным, он избил любовника возлюбленной Евгения Листницкого  и расстался с ней самой.

После этого он возвращается к своей семье и родным. Вскоре у него появляются законные дети – двойня, Миша и Полюшка, но семейное счастье длилось недолго – на донских просторах настали беспокойные времена, начиналась Гражданская война.

Жизненный путь Григория Мелехова был показан очень красочно и подробно. Он метался между красными и белыми, воевал и с теми, и с другими и, в конце концов, стал врагом обеим враждующим сторонам. Все его метания были результатом его поисков истины – он всегда хотел в жизни справедливости, но и ее он тоже не нашел. И не только в войне. В личной жизни так же. Он простил изменившую ему Аксинью и уехал с ней воевать, но потом он отправил ее домой. Через время он приезжает  домой на побывку и начинает оценивать верность своей жены ему, но любовь к изменнице была сильнее. В итоге Наталья скончалась, проведя неудачный аборт – ей не хотелось больше рожать от того, кто ее не любит и ей не верен.

А Григория после этого понесло по наклонной основательно. Он стал зверем, которого постепенно загоняли в клетку – с Аксиньей он укрывался теперь уже от пришедших к власти большевиков, и вел уже никому не нужную войну, на которой погибла и Аксинья. После ее гибели мужчина потерял смысл жизни окончательно. Григорий пытался бежать, но безуспешно, и он осознал, что ему некуда деваться, и такова его судьба. После этого Григорий сам пришел сдаваться новой власти.

Вероятно, писатель на его примере хотел показать тот путь, на котором человек познает себя и ищет для себя истину. Ведь Мелехов очень хотел добиться истины, найти правду во всех тех событиях, куда забрасывала его судьба, он хотел принять и осознать настоящие жизненные ценности и перемены. Вся семья Григория Мелехова была уничтожена в ходе войн, разгоревшихся на территории нового, советского государства, и у него оставался лишь один-единственный родной человек – его сын от Натальи, Миша. Именно его ребенок и стал той самой  истинной ценностью, которую так долго искал его отец.  Иными словами, Мелехов приходит к выводу, что ему следовало бы беречь свою семью и жить ради нее.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Список литературы для итогового сочинения 2021-2022 года

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

1.    А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор в поездке узнал много нового о положении крестьян в России.
2.    Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Стародум уехал в Сибирь и нашел честный способ заработать капитал, а также развил хорошие качества.
3.    А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Странствия за границей развили ум Чацкого и расширили его кругозор.
4.    А.С. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан». Автор восхищается красотой Крыма и описывает легенду фонтана слез.
5.    А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Главный герой поехал в большое турне по России, побывал во многих городах и обрел знание себя, ведь после возвращения сразу же понял, что Татьяна — его судьба.
6.    А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Гринев уехал из родительского дома в Белогорскую крепость и только там возмужал, повзрослел и нашел свою судьбу.
7.    А.С. Пушкин, «Дубровский». Владимир смог получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного дома сделал его человеком просвещенным и развитым.
8.    А.С. Пушкин, «Цыганы». Автор романтизирует кочевой образ жизни и вдохновенно его описывает, чтобы показать: в путешествиях личность обретает свободу.
9.    М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Григорий Печорин разочаровался в жизни и спасался от тоски только одним способом — путешествием, которое дарило новые эмоции и развлекало его.
10.    И.С. Тургенев, «Ася». Зарубежное путешествие подарило герою шанс найти любовь, но он его потерял из-за нерешительности.
11.    И.С. Тургенев, «Отцы и дети». В путешествии по губернии Базаров и Кирсанов находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.
12.    Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои ищут правду в дороге, ведь только так можно узнать настоящую Россию и постичь национальный характер ее жителей.
13.    М. Горький, «Макар Чудра». Сам Макар убеждает читателя, что независимость и счастье можно получить только в странствиях и при изучении мира вокруг. Иную жизнь он считает рабством.
14.    М. Горький, «Старуха Изергиль». Рассказчик в путешествии знает новых людей и их истории, то есть расширяет свой кругозор.
15.    М. Горький, «На дне». Лука обрел мудрость и понимание людей в странствиях.
16.    И.А. Бунин, «Кукушка». Жизнь в постоянных скитаниях нельзя назвать счастливой, ведь человек лишен возможности наладить быт и встретить старость в покое.
17.    А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила». Дорога к цели знакомит Руслана с магом, ведьмой, братом Черномора и дарит новые возможности для спасения Людмилы.
18.    Л.Н. Толстой, «Война и мир». Болконский выехал из имения по делам и встретил старый дуб, олицетворяющий его душевное состояние. Именно в этой поездке он встретил Наташу, а на обратном пути вновь увидел дуб, но уже цветущий. Дорога расшевелила его, встряхнула и дала новые возможности. Аналогично и у Ростова: он нашел свою любовь далеко от дома, в ходе странствий.
19.    Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». После скандала Анна уехала в путешествие и нашла там душевный покой и новые силы для возвращения к нормальной жизни. Там она расширила эрудицию и стала гораздо умнее, что не мог не отметить Левин в разговоре с ней (уже на родине).
20.    Л.Н. Толстой, «Кавказский пленнник». Жилин уехал из части и оказался в плену, ведь в дороге офицеров поджидала засада. Так что дорога не всегда ведет человека в правильном направлении. Зато этот путь закалил характер героя и многому его научил.
21.    А.П. Чехов, «Невеста». Надя покинула родной город и уехала в неизвестность, чтобы раскрыть свой потенциал и добиться исполнения мечты. И ей это удалось.
22.    А.П. Чехов, «Вишневый сад». Раневская бежит от себя и своих проблем за границу, но находит там счастья и покоя. Путешествие лишь усугубляет ее безнадежное материальное положение.
23.    Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго». Бесконечные переезды, побег из города в город лишь измотали главного героя. Юрию очень тяжело приспособиться к нестабильной реальности и найти в скитаниях хоть что-то хорошее. Он очень быстро постарел и опустился из-за моральной усталости.
24.    А.П. Чехов, «Попрыгунья». В жизни Ольги увеселительные поездки и развлечения сыграли отрицательную роль: в погоне за новыми ощущениями она потеряла семейное счастье и единственного любящего ее человека.
25.    А.П. Чехов, «Степь». Тема дороги прослеживается на протяжении всей повести. Егор начинает свою большую дорогу в жизни с маленькой, но насыщенной поездки в город.
26.    Н.С. Лесков, «Левша». Главный герой узнал за рубежом секрет чистки ружей и попытался применить его на Родине.

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

1.    Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Развитие прогресса позволяет решить важные социальные проблемы: женский вопрос, насилие в семье, нищета и др.
2.    А. Платонов, «Песчаная учительница». Новые технологии и знания позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты.
3.    А. Платонов, «В прекрасном и яростном мире». Новые технологии — это вызов для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.
4.    М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Условия жизни и быта казаков улучшаются из-за внедрения сельскохозяйственной техники в их рабочие процессы.
5.    М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Порой развитие технологий может привести к отрицательным и неконтролируемым последствиям: профессор сделал из собаки человека, лишенного нравственных, этических, интеллектуальных способностей к развитию.
6.    М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Воланд утверждает, что люди никак не изменились в ходе истории. Лишь квартирный вопрос испортил их. Это значит, что техника меняет условия жизни, но не нравы и способности людей.
7.    М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Разработка профессора Персикова попала в руки невежественного и безответственного партийного функционера Рокка и привела к катастрофе: вместо здоровых и больших куриц на свет появились огромные рептилии. Увы, технический прогресс может обернуться против людей.
8.    В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Строительство электростанции вынуждает людей покидать свои дома и оставлять жизнь нескольких поколений под водой. Прогресс бывает болезненным и имеет негативные проявления.
9.    В.П. Астафьев, «Людочка». Развитие промышленности в упомянутом городке привело к экологической катастрофе: деревья рости кривыми и болезненными, вместо реки текла жидкость из химических выбросов с непередаваемым запахом и соответствующим влиянием на окружающую среду.
10.    Н.С. Лесков, «Левша». В России прогресс не ценится: Левша пытается донести до министров секрет англичан о чистке ружей, но к нему никто не прислуживается, и Россия проигрывает в Крымской войне.
11.    А.П. Чехов, «Лошадиная фамилия». Герой мучается от зубной боли, но боится врача и ищет целителя. В итоге помог ему все же стоматолог, ведь наука призвана решать такие проблемы, в этом и состоит смысл прогресса.
12.    А.П. Чехов, «Хирургия». Фельдшер халатно относится к своим обязанностям, а потому тормозит развитие своей сферы деятельности — медицины.
13.    Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Обучение и жизнь по старинке приводят к регрессу общества и его неспособности к созиданию. Митрофан не хочет развиваться и трудиться. Такие, как он, заставляют человечество топтаться на месте и терять шансы в гонке за выживание.
14.    А.П. Чехов, «Дядя Ваня». Доктор Астров возмущен бездумной вырубкой леса, которая оправдывается необходимостью: прогресс должен учитывать нужды будущих поколений людей и быть более экологичным.
15.    А.П. Чехов, «Крыжовник». Отрицательные последствия прогресса мы видим в рассказе «Крыжовник»: от работы заводов река стала цвета кофе.
16.    А.П. Чехов, «Человек в футляре». Цивилизованность выражается в отказе от предрассудков и стереотипов, которые мешают людям быть счастливыми и развиваться. А такие, как Беликов, запрещают женщине кататься на велосипеде, потому что это «неприлично». 
17.    А.Н. Островский, «Гроза». Кулигин пытается убедить обывателей в необходимости громоотвода, но люди погрязли в суевериях и не верят здравому смыслу. Поэтому пожары в городе — обычное дело после грозы.
18.    А.П. Чехов, «Вишневый сад». Люди отстают от прогресса, потому что ничего не делают и ничем не интересуются. Раневская и Гаев навсегда остались в прошлом, ведь будущее требует от них труда и обучения, а к этому они не приспособлены.
19.    М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Политический прогресс выражается в демократических тенденциях: многие казаки, уставшие от угнетения и притеснения, восстают против вековых правил и запретов, чтобы добиться равенства и справедливости.
20.    Е.И. Замятин, «Мы». Автор показал, что технические новшества могут быть направлены против прав и свобод человека: его герои оказались заложниками технократии.
21.    И.А. Гончаров, «Обломов». Настоящий общественный прогресс мы видим в истории успеха Штольца: герой смог занять высокое положение в обществе ценой честного труда и без аристократического происхождения. 
22.    Аркадий и Борис Стругацкие, «Гадкие лебеди». Авторы показали, что прогресс может приобретать совсем не те формы, которых ожидают люди. Чтобы совершить решительный рывок, нужно полностью отбросить прошлое, а к этому готовы далеко не все.
23.    Олдос Хаксли, «О дивный новый мир». В Эре Форда нет места человеку: цивилизация давно идет искусственным путем, люди выращиваются в пробирках и распределяются на касты. У них нет личности и индивидуальности, есть лишь функции. Стремление к прогрессу вытеснило все то, ради чего он делался.
24.    Джордж Оруэлл, «1984». Все достижения человека были направлены против него. Технические новшества породили вечную войну и контролируемую железной рукой нищету.
25.    И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Практическое применение научных знаний действительно может изменить мир к лучшему: Базаров действительно смог помочь многим людям, ведь был талантливым медиком и двигал науку вперед.

«Преступление и Наказание — вечная тема»

1.    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»: тут все понятно.
2.    Л.Н. Толстой, «Война и мир». Наполеон пошел против человечности и спровоцировал войны, но в итоге сам потерпел поражение от своих же амбиций.
3.    Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната». Главный герой убил жену и ее любовника, получил срок на каторге и осознал, в чем на самом деле заключалась его вина.
4.    Л.Н. Толстой, «Воскресение». Нехлюдов соблазнил простую девушку, из-за него она стала проституткой и попала в суд. Тогда Дмитрий осознал свою вину и попытался помочь девушке вернуться к нормальной жизни.
5.    Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Даже человек, совративший Вареньку, решил загладить свою вину и жениться на ней.
6.    И.А. Бунин, «Темные аллеи». Николай соблазнил Надежду, а затем разбил ей сердце и бросил ее. Но на чужом несчастье счастья не построил: судьба наказала его неудачным браком и разочарованием в семье.
7.    Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Эраст довел девушку до самоубийства, но совесть не дала ему забыть об этом: преступление напоминало о себе всю жизнь.
8.    Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Все тайное становится явным: попытка Простаковой похитить Софью и завладеть ее наследством не удалась, и сама госпожа потеряла все имущество по приговору Правдина.
9.    М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Печорин хладнокровно убил Грушницкого на дуэли, не пощадил его, хотя мог бы. С точки зрения закона он был чист, но люди отвернулись от него за это. Вернер, который знал всю историю до конца, больше не стал общаться с убийцей.
10.    А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Убийство Ленского было настоящим преступлением, и Онегин не мог спокойно примириться с совестью. Он долго скитался, чтобы заглушить боль сердца.
11.    М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Главный герой убил обидчика своей жены и отомстил за поруганную честь. Его поступок не был преступным, ведь это был единственный способ восстановить справедливость.
12.    Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». На войне преступления становятся нормой, и каждый ее участник невольно или же сознательно преступает закон и преумножает несправедливость.
13.    М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Насилие отца над Аксиньей — это  то преступление, которое нельзя ни простить, ни оправдать.
14.    И.А. Гончаров, «Обломов». Тарантьев оказался мошенником, который ловко вошел в доверие к Обломову и чуть было не лишил его имения. 
15.    Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Чичиков пошел на авантюру с мертвыми душами (скупил их по дешевке, чтобы заложить в опекунский совет и исчезнуть с деньгами) ради денег и высокого статуса, но получил лишь недоверие и презрение жителей города и сбежал. Его поведение — следствие воспитания.
16.    М. Горький, «Детство». Преступность идет из семьи и закладывается в воспитании, что показали читателю Каширины: Василий так воспитал сыновей розгами и бранью, что они попытались убить его за наследство.
17.    М. Горький, «Челкаш». Порой преступник намного честнее того, кто мнит себя приличным человеком. Вор учит крестьянина гуманности и честности.
18.    А.И. Куприн, «Яма». Преступления происходят с молчаливого одобрения общества: та же проституция была разрешена при царе, и многие маленькие девочки были проданы самими родителями в публичные дома.
19.    М. Горький, «Старуха Изергиль». Ларра совершил преступление — убил девушку. За это он был наказан изгнанием, и эта мера показала свою эффективность.
20.    А.С. Пушкин, «Полтава». Мазепа предал своего царя и отечество, повернув войска против Петра Первого. Его преступление было наказано поражением и дурной истерической славой.
21.    А.С. Пушкин, «Дубровский». Преступление может быть справедливым в обществе, где закон продается. Владимир мстил тем, кто когда-то поучаствовал в мошенничестве Троекурова и других дурных делах.
22.    А.И. Куприн, «Олеся». Люди охотно идут на преступление, когда чувствуют безнаказанность и находят мнимое основание. Поэтому толпа прихожан накинулась на беззащитную Олесю.
23.    М. Горький, «На дне». Преступный путь ведет людей на социальное дно, а не к успеху. Ведь компания бродяг состоит из уголовников — бывших, нынешних или будущих.
24.    В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Иногда люди преступают закон не по своей вине, им просто нечего есть. Так произошло и в жизни сиротки Валька.
25.    Н.В. Гоголь, «Ревизор». Преступления на государственной службе порождают многие социальные проблемы.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

1.    Л.Н. Толстой, «Война и мир». Николай воодушевился и вышел из состояния отчаяния, послушав прекрасное пение Наташи.
2.    А.И. Куприн, «Тапер». Блестящая игра пианиста поразила слушателей, а музыка Листа заставила их заглянуть в глубины своей души.
3.    А.П. Чехов, «Чайка». Спектакль, даже в домашней обстановке, создает уникальный эффект сопричастности к действию и погружает зрителей в атмосферу, заданную автором.
4.    В.К. Железников, «Чучело». Дедушка Лены был так погружен в живопись, что не заметил проблем внучки и не помог ей в нужный момент.
5.    А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Татьяна много читала, и это помогло ей стать разносторонней и самобытной людностью, не выезжая из деревни.
6.    А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Музыка помогла Вере выйти из напряженного эмоционального состояния и понять Желткова.
7.    А.И. Куприн, «Яма». Музыка открыла душу Жени и заставила ее задуматься о своей жизни и правомерности той мести, которую она адресовала мужчинам, приходящим в притон.
8.    М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Появление избы-читальни в Гремячем Логе ознаменовало новый виток развития казаков: люди начали расширять кругозор и интересоваться событиями из внешнего мира, что мотивировало их получать образования и рабочие специальности.
9.    И.А. Гончаров, «Обломов». Литература помогает Андрею Штольцу и Ольге Ильинской в работе над собой: они заряжаются энергией и знаниями, чтобы ставить новые цели.
10.    А. Грин, «Алые паруса». История Эгля помогла Ассоль найти утешение в мечтах и развить свой внутренний мир, который в итоге и привлек к ней воплощение ее грезы.
11.    Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Главный герой влюбился в талант актрисы, и для него роли в ее исполнении преображали любую пьесу. Театр обладает своей собственной магией, которая делает литературу живой.
12.    А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Чрезмерное увлечение литературой сделало Софью очень наивной и близорукой в реальной жизни. В поисках идеала со страниц французских романов она попадает в паутину карьериста Молчалина.
13.    Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои черпают силы тянуть лямку крестьянской жизни в задорных или печальных песнях. Все действие сопровождает музыка.
14.    И.А. Тургенев, «Певцы». Рассказчик описывает редкий талант Яшки-Турка и отмечает, что его песня может возвысить души слушателей.
15.    А.Н. Толстой, «Князь Серебряный». С давних пор на Руси в спектаклях поднимались злободневные темы. Только в шутовском облачении Морозов смог во всеуслышание обвинить царя в терроре и заставить слушателей задуматься о том, в каком положении оказалась Россия.
16.    Н.С. Лесков, «Тупейный художник». Настоящий талант в театре не ценился у наших предков, и актрис часто использовали по другому назначению. Любовь Онисимовна, талантливая актриса, тоже едва не стала «одалиской» графа.
17.    И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Литература развивает чуткость людей и помогает им налаживать отношения в семье: Николай Петрович смог понять и поддержать сына, ведь читал классику и впитал традиции русского гуманизма.
18.    Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Увлечение чтением утешает Варю в трудные минуты и помогает ей облагородить свой внутренний мир. Она пишет гораздо грамотнее и красивее, чем Макар, который вдвое старше ее, однако почти ничего не читает, кроме низкопробных книг.
19.    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Библия помогает Раскольнику понять себя и отринуть человеконенавистническую теорию навсегда.
20.    И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Книги могут негативно влиять на неокрепший ум: Оля Мещерская прочитала отцовскую книгу о качествах настоящей женщины и слишком рано начала следовать описанному примеру, в результате чего стала жертвой насилия.
21.    И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Героиня много читала и смогла вовремя определить свое духовное призвание. Найти счастье и свой путь в жизни нам помогает литература, расширяющая границы нашего опыта.
22.    М. Горький, «На дне». Литература позволяет Насте забыться и помечтать об истинных чувствах. В ее положении это единственное утешение.
23.    А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Музыка на войне поддерживает героев и дает им силы биться за родную землю.
24.    А.П. Чехов, «Ионыч». Талант — это большая редкость, он дается не всем. А Катерина и представители ее семьи увлекаются музыкой и литературой, но в их исполнении это не искусство, а дилетантизм и позерство.
25.    К.Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками». Музыка дарит героине положительные эмоции и помогает ей забыть обо всех печалях и погрузиться в прекрасное.

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

1.    Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — это очевидно.
2.    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». О том, кому и почему живется плохо, автор написал подробно, как и о тех, кто преуспевает и двигает страну вперед (например, Разумихин).
3.    Н.А. Некрасов, «Русские женщины». Здесь о том, как страдают на Руси представительницы прекрасного пола и почему.
4.    Н.А. Некрасов, «Железная дорога». Автор повествует историю создания железной дороги руками обманутых рабочих.
5.    А.С. Пушкин, «Медный всадник». По воле монарха воздвигается прекрасный, но опасный для жителей город, который разрушает мечту маленького человека.
6.    Н.В. Гоголь, «Шинель». История о бесправии мелкого чиновника Башмачкина и его тщетных попытках найти справедливость.
7.    Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Обличение правящего класса, который духовно умирает и губит Россию, попросту расходуя ее трудовые и земельные ресурсы.
8.    М.Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тут наглядно показывается, кому на Руси живется лучше всех и за счет чего.
9.    М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города». Автор сатирически изображает русскую историю, чтобы высмеять вечные проблемы Руси: казнокрадство, невежество, жестокость и др.
10.    Н.В. Гоголь, «Ревизор». Перечисление актуальных социальных и политических проблем, которые не дают России развиваться.
11.    А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Автор рассказывает о том, что при социальном неравенстве человек не может добиться справедливости и терпит издевательства только в силу приниженности происхождения.
12.    И.А. Тургенев, «Хорь и Калиныч». На примере успешности Хоря можно доказать, что и на Руси есть социальные лифты, открытые для трудолюбивых людей.
13.    М. Горький, «На дне». Все герои живут плохо, потому что сами не хотят работать над собой и исправлять свое положение. Их устраивает маргинальная среда.
14.    А.А. Блок, «12». Радикальные средства для исправления социальных проблем не работают: один террор вытесняет другой, но более анархический и бессистемный.
15.    А.С. Пушкин, «Дубровский». Наглядная демонстрация того, что богатые на Руси тоже не счастливы, ведь у них свои заботы.
16.    А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Все станут чуточку счастливее, если мы научимся почаще проявлять милосердие, как доктор Пирогов.
17.    А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Пока в России стремления к переменам будут считаться происками якобинцев и признаками сумасшествия, ничего не изменится, и люди не будут счастливы. Ум не должен приносить горе в прогрессивной стране.
18.    А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Автор доказывает, что социальный взрыв не решает проблемы, а преумножает их. Реформы могут проводиться только на законном уровне, а не на террористическом.
19.    Л.Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов видит решение социальных проблем в политической деятельности на правовом поле и демократических тенденциях.
20.    Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Герои открывают на Руси бизнес на социалистических началах, дают женщинам возможность зарабатывать честно и быть независимыми. Также автор высоко ставит образование, раскрывающее потенциал каждого человека. Вот что надо сделать для полного счастья.
21.    М.А. Шолохов, «Поднятая целина». В книге описывается процесс коллективизации и становления советского государства — вот еще один вариант для ответа на вопрос, что нужно сделать в России для создания более хороших условий.
22.    И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Базаров предлагает все разрушить, чтобы на пустом месте построить новый мир, где будет больше рационализма во всех сферах жизни.
23.    И.А. Гончаров, «Обломов». О качествах русского человека, которые мешают ему на пути к счастью.
24.    Н.С. Лесков, «Левша». Об отношении чиновников к талантливому русскому народу и причинах отсталости России от более успешных стран.
25.    И.А. Тургенев, «Му-му». История о том, кому и почему на Руси живется хуже всех.

Команда Литеровед.ру подготовила два варианта итогового сочинения на тему: «Какие цели важно ставить на жизненном пути». В качестве аргументов были использованы произведения следующих авторов: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова.

Вариант 1

Каждый из нас ставит перед собой определенную цель, к которой идет всю свою жизнь. Тут главное двигаться целенаправленно, иначе желанная цель так и останется недостигнутой. Но как не совершить ошибку и правильно расположить приоритеты? В первую очередь необходимо прислушаться к морали. У каждого цели очень разные, кто-то мечтает о семье, для кого-то главное счастье заключается в собственной реализации, а кто-то мечтает об успешной карьере. Как же поступить, чтобы в конечном итоге достичь желаемого, а не довольствоваться тем, что имеешь? Ответ на данный вопрос можно найти, если обратиться к примерам из художественной литературы.

Рассмотрим произведение Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Автор, на примере жизненного пути Петра Гринева, показывает, как важно правильно определить цель своей жизни. Он принял решение отдать долг Родине, поэтому решил служить ей верой и правдой. Так же Гринев определился со своей возлюбленной, с которой в дальнейшем планировал создать семью. Немаловажную роль в его жизни сыграло наставление отца, который посоветовал беречь честь смолоду.

Благодаря данному совету герой не отказался от своей цели даже в самый решающий момент. От твердо и решительно отстаивал свою точку зрения даже под страхом казни. Со стороны бунтовщиков сыпались угрозы, которые они собирались пустить в ход в том случае, если он так и не согласиться принять сторону Пугачева. Но Гринев не испугался смерти, ведь для него это было не так страшно, как отречься от собственных взглядов и принципов. Своим отважным поступком он заслужил уважение Пугачева, который подарил ему жизнь.

Что же касается любви, то и здесь у героя было не все так гладко. Снова ему пришлось бороться за свои цели и мечты. Он бросается на помощь Марье в тот момент, когда против него весь вражеский стан. И тут он так же одержал победу и добился своей поставленной цели.

В конечном итоге мы видим, как много значат правильно выбранные цели в жизни. Петр Гринев добился того, что стал счастливым семьянином, в обществе его любят и уважают, а так же у него появилось солидное состояние и чин. Его смелость и отвага помогли ему воплотить в жизнь все свои мечты. Разве это не стоит того. Чтобы самоотверженно идти к своей цели?

Но случается и так, что человек с самого начала ставит перед собой не правильные цели. Если взять произведение «Дубровский» Александра Сергеевича Пушкина, то можно наглядно увидеть к чему приводит неправильно выбранное направление в жизни.

Владимир столкнулся с большими трудностями благодаря козням Троекурова. В конечном итоге он потерял своего отца, имение и состояние. Так сложилось, что его главный враг сумел договориться с чиновниками и дворянами, и в итоге завладеть имением Дубровского. Отец не смог пережить горе, свалившееся на их семью. Дубровского же это не устраивало, поэтому он начал бороться с судьбой. Для этого он организовывает шайку разбойников, вместе с которыми крал причастных к козням Троекурова. Более того, он даже устраивается в дом врага учителем, чтобы воплотить в жизнь финальную часть своей мести. Но так случилось, что он полюбил марью Троекурову. Это чувство помогло ему образумиться, и начать меняться в лучшую сторону.

Взглянув на ситуацию по-другому, он понял, что невозможно постоянно жить прошлым, продолжая свою войну. Ведь от его действий страдали люди. Которые были к этому совершенно непричастны. Он начал жить любовью, но и здесь ему снова помешал Троекуров. Но даже это не сломало Дубровского, поэтому он не стал снова мстить своему врагу. Он выбрал совершенно другой путь. Дубровский покинул Родину, чтобы за границей начать новую жизнь. На его примере становится понятно. Что ни в коем случае нельзя делать своей целью месть. Достижение этой цели никогда не принесет человеку счастья.

Из этого можно сделать вывод, что наши цели всегда должны соответствовать моральным принципам. Если цели великие и несут лишь пользу, то они обязательно воплотятся в реальность.

Вариант 2

В жизни каждый человек ставит перед собой цели. Но они обязательно должны соответствовать его духовным и моральным принципам. Для кого-то главной целью в жизни становится домашний уют, семья и дети. Другой же человек не представляет своего будущего без великих достижений и всеобщего призвания. И та и та цель имеют право на существование. Все люди очень разные, поэтому и желания у каждого совершенно различны. Здесь не получится дать один универсальный совет, который бы подошел абсолютно любому. Чтобы лучше понять это, правильным решением будет найти примеры в художественной литературе.

Хорошим примером будет роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Автор знакомит читателя с двумя женщинами, которые являются полной противоположностью друг другу. Для Элен Курагиной главной целью в жизни становится успех в обществе. Она мечтает о том, чтобы добиться богатства, успешности и влияния. Ей были интересны все те интриги и секреты, которые существовали в высшем свете, которое имело определенное влияние на политику страны. Женщина бросает все свои силы для достижения своей цели и реализации своих замыслов.

Полной её противоположностью была Наташа Ростова. Для неё главным в жизни была большая семья, любящий и заботливый муж. Девушка видела себя хорошей женой и любящей матерью. Её совершенно не интересовало ни богатство, ни власть. Так же девушке было совершенно безразлично, как к ней относились принцы и короли. Наташа обрела счастье в браке с Пьером. Она любила его самого, а не его деньги или же титул.

Две абсолютно разные женщины имели абсолютно разные мечты. Но каждая из них имела право на существование. Объединяло женщин лишь одно – они хотели быть счастливыми и шли к своей цели. А ведь понятие счастья для каждого разное.

Так же встречаются ситуации, когда человек попадает под влияние навязанных, ложных целей. Данные цели идут в разрез с его принципами и взглядами. Например, М.А. Шолохов в своем романе-эпопее «Тихий Дон», показывает именно такую ситуацию.  

Григорий Мелехов оказался в сложной ситуации. Он полностью запутался в Гражданской войне, и её хитросплетениях. Все дело было в том, что он изначально не видел себя с оружием в руках, а мечтал о счастье в семейной жизни и честном труде. Но его постоянно провоцировали, призывая  вступить на тропу войны. Он не мог отстоять свое мнение и остаться в стороне, поскольку вокруг шла полным ходом Гражданская война.

Лишь в самом конце герой понимает, что его приоритеты не соответствуют всему тому, что он делает, поэтому он покидает линию фронта. Он хотел проститься со своим сыном, после чего отправиться в тюрьму, где и закончится его путь. На данном примере становится очень хорошо видно, насколько важно поставить правильные цели в своей жизни, и уверенно идти к ней. Мнение большинства никогда не должно решать за нас, ведь это наша жизнь, и только от нашего решения зависит, как она сложится.

На чтение 17 мин. Просмотров 8 Опубликовано

Год: 1924    Жанр: рассказ

Николка Кошевой командир эскадрона. Ему всего 18 лет, но он очень успешно ведет свое войско. Он много раз побеждал разные шайки бандитов. Его отец пропал, когда мальчику было 5 лет. Мать умерла очень рано. От отца у сына осталась только родинка на ноге. Во время очередной схватки с бандитами, Николка идет на бой с атаманом. Тот убивает молодого парня. Снимая сапоги Николки атаман замечает родинку и понимает, что убил сына. Не в состоянии перенести горе он стреляет себе в рот и падает рядом с сыном.

Главная мысль. Война никогда не приносит никому пользы. Все страдают от нее. Много семей и судеб разрушает война.

Читать краткое содержание Шолохов Родинка (Донские рассказы)

Николка Кошевой восемнадцатилетний парень. Он стыдится своего возраста, потому что не по годам умен и храбр. В свои восемнадцать он является командиром эскадрона. Ему удалось благополучно ликвидировать две очень опасные банды. При этом его войско не имело никакого урона. Николка справляется со своим назначением очень хорошо. Ему удается водить эскадру и побеждать в любых схватках даже лучше зрелых командиров.

Николка со своим отрядом идет на схватку. Он нападает на атамана, стреляет в него, но атаман убивает его шашкой. Снимая сапоги с Николки атаман видит родинку и бьет себя по голове, рыдает и воет как зверь. Потом стреляет прямо в свой рот и падает рядом с сыном.

Донские рассказы

Оцените произведение: Голосов: 143

Читать краткое содержание Родинка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Шолохов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Родинка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Мама куда-то ушла Распутин

    В рассказе В. Распутина «Мама куда-то ушла» повествуется о мальчике, который спросонья внимательно наблюдал за ползающей мухой. Это насекомое было первым, кто попался ему на глаза ранним утром.

  • Краткое содержание главы Наталья Савишна из повести Толстого Детство

    Давно, когда ещё дедушка был молодой, в семье появилась юная краснощёкая Наташка. Из-за просьб её отца – кларнетиста Саввы, она стала прислужниц бабушки

  • Краткое содержание Носов Незнайка на Луне

    Произведение повествует о событиях, случившиеся с коротышками после того, как они посетили Цветочный город. А начинается все с того, что Знайка вместе с двумя друзьями был на Луне, и теперь он один хотел туда полететь.

  • Краткое содержание Тёркин на том свете Твардовский

    Тёркин оказывается не, как хотели бы читатели, в конторе, на заводе, в ансамбле, а на том свете… Автор сетует, что везде от героя было б больше толка.

  • Краткое содержание Чехов Шуточка

    В рассказе Чехова молодой человек шутит над наивной Наденькой. Они вместе прогуливаются, юноша предлагает скатиться с горы на санках, а для Наденьки это смерти подобно, но после долгих уговоров она соглашается

На столе валяются патроны, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка, краюха хлеба. За столом сидит Николка Кошевой, командир эскадрона, он заполняет анкету. «Шершавый лист скупо рассказывает: Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ, возраст — 18 лет». По виду зелёный мальчишка, но сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водил эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира. Николка ненавидит свой возраст, стыдится его.

Отец Николки — казак, и сам Николка тоже казак. Он вспоминает, как лет в пять-шесть сажал его отец на коня, приучал к верховой езде. В «германскую» отец сгинул. Мать умерла. От отца Николка унаследовал любовь к лошадям, неимоверную отвагу и родинку с голубиное яйцо на левой ноге выше щиколотки. В пятнадцать лет Николка ушёл с красными на Врангеля.

Продолжение после рекламы:

Квартирует Николка в хате, стоящей над самым Доном. Утром он вышел во двор и лёг в росистую траву. За ним пришёл казак и доложил, что прибыл нарочный, сообщивший о новой банде из Сальского округа, уже занявшей Грушинский совхоз. Нарочный скакал сорок вёрст без отдыху, загнал насмерть лошадь. Николка прочитал приказ ехать на подмогу. Он стал собираться, думая, что не мешало бы поучиться где-нибудь, а тут банда объявилась. Надоела Николке такая жизнь, но делать нечего, есть приказ командира.

Трое суток уходит банда от преследования отряда Николки Кошевого. Народ в банде бывалый, уходит по-волчьи. Атаман пьян, да и все кучера и пулемётчики пьяны. Семь лет атаман не был в родных краях: сначала был в германском плену, потом у Врангеля, ушёл в туретчину, но затем возвратился с бандой. «Вот она, атаманова жизнь, коли назад через плечо оглянуться. Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы в степи… Боль чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть её и не залить лихоманку никаким самогоном».

Зарёю стукнули заморозки. Мельник Лукич прихворнул, на пчельнике он прилёг отдохнуть; когда проснулся, его окликнули двое военных, выехавших из лесу. Атаман прикинулся красным и начал выведывать у мельника, нет ли чужих поблизости. Он спустился с коня и признался, что ликвидирует красных, потом потребовал зерна коням. Мельнику жаль зерна, собираемого по крохам, не хочется отдавать; атаман грозится его убить за пособничество красным. Старик валялся в ногах, просил пощады. Атаман смеясь простил старика. А подъехавшие бандиты уже кормят зерном коней, просыпая золотые зерна под ноги.

Брифли существует благодаря рекламе:

Сквозь туман на зорьке двинулся Лукич на хутор и попал на конного, который повёл его к командиру. Лукича ввели в хату к Николке. Мельник обрадовался, что попал к красным. Он припомнил Николке, как поил его недавно молоком, когда его отряд проезжал мимо мельницы. Мельник жалуется на бандитов, потравивших у него все зерно. Сообщает, что они до сих пор на мельнице, пьяные, спят. Николка приказывает седлать коней и напасть на банду, уже выступавшую по шляху (дороге).

Атаман увидел скакавшего на него командира с шашкой, которого он определил по биноклю, висящему на груди молодого бойца. Атаман злобно прицелился и выстрелил. Лошадь под Николкой упала, а сам он, стреляя, бежал ближе к атаману. Атаман ждал, когда Николка расстреляет обойму, а потом коршуном налетел на парня. Он шашкой махнул, и обмякло тело Николки, сползло наземь. Атаман снял бинокль и хромовые сапоги с убитого. Сдёрнув с трудом сапоги вместе с носками, атаман увидел родинку. Он перевернул Николку к себе лицом и заплакал: «Сынок! Николушка! Родной! Кровинушка моя…» Атаман, поняв, что убил сына, достал револьвер и выстрелил себе в рот.

А вечером, когда над перелеском замаячили конные, с лохматой головы атамана сорвался коршун-стервятник.

Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Читайте также

Рекомендуем Вам читать онлайн краткое содержание рассказа “Родинка” по главам – первого опубликованного произведения М. А. Шолохова. В небольшом рассказе молодой писатель сумел показать всю жестокость и несправедливость Гражданской войны в России и ее последствий, когда с оружием в руках брат шел на брата, а отец на сына.

Содержание

Главные герои

Николай Кошевой – молодой (18 лет) красноармеец, командир эскадрона. Несмотря на молодость, опытный и авторитетный кавалерист.

Атаман банды – отец Николая, воюющий на протяжении последних семи лет. Полностью утративший жалость и милосердие “матерый волк”, непримиримый враг советской власти.

Лукич – старый мельник, сочувствующий большевикам.

Краткое содержание

Глава I

Восемнадцатилетний командир эскадрона Николай Кошевой заполняет анкету и, как обычно, смущается указывать свой возраст. Непрерывные бои закалили юношу и превратили его в крепкого мужчину. Он уже полгода командует эскадроном и сумел разгромить две банды.

Николай – потомственный казак. Он вспоминает, как отец впервые посадил его на коня в раннем детстве. С тех пор Кошевой не разлучается с лошадьми.

Отец Николая пропал на фронтах Первой мировой войны. Мать умерла, оставив сына полным сиротой. До пятнадцати лет мальчик зарабатывал на хлеб, нанимаясь в работники к богатым хозяевам. Когда через его станицу проходили красноармейцы, Николай увязался с ними. С тех пор он и воюет.

У Кошевого есть такая же, как и у отца, отличительная примета – крупная родинка на левой ноге. Иногда ему говорят, что она принесет счастье.

Глава II

Эскадрон расположен в хуторе на берегу Дона. Командир живет в хате, стоящей на высоком обрыве (яру). По ночам Николаю мешает спать непрерывный плеск волн. Он уже давно собирается переехать, но не может найти свободное время.

Однажды утром к Кошевому приезжает нарочный из станицы. Сразу же видно, что он привез чрезвычайное сообщение. Нарочный без остановки проскакал сорок верст и загнал лошадь. Она замертво падает перед хатой.

Николай вскрывает пакет. Его срочно призывает на помощь председатель станицы. Из соседнего округа перебралась и захватила совхоз опасная банда.

Кошевой мрачно собирается в путь. Молодой человек уже очень устал он бесконечных схваток и перестрелок. Он мечтает об учебе.

Глава III

Вот уже три дня эскадрон под командованием Николая Кошевого преследует банду. В нее входит около пятидесяти казаков, недовольных советской властью и вступивших с нею в непримиримую борьбу. Все члены банды – крепкие и опытные мужчины. Тем не менее, атаман не решается вступить в бой с красноармейским эскадроном.

Атаман не был в родных местах около семи лет. За эти годы он повидал многое. Казак участвовал в Первой мировой войне, попал в плен, а после освобождения воевал против большевиков в рядах Врангеля. После поражения и эвакуации из Крыма он попал в лагерь для русских беженцев в Турции, где испытал немало лишений. Наконец, изрядно побитой судьбой мужчина вернулся на родину, где возглавил небольшой отряд противников новой власти.

От такой безрадостной жизни атаман уже давно зачерствел душой и сердцем. Свою тоску он ежедневно заливает самогоном. Не отстают от главаря и остальные члены банды.

Глава IV

Бандиты приезжают на мельницу, где работает старик Лукич. Поначалу атаман говорит, что его отряд гоняется за опасной бандой. На его вопросы Лукич отвечает, что какие-то всадники вчера появлялись неподалеку, но кто они такие и куда направлялись, он не знает. Сейчас на мельнице никого нет.

Осмелевший главарь открывает правду: он и его подчиненные и есть неуловимая банда. Атаман требует от старика выдать лошадям зерно. Лукич говорит, что у него нет зерна.

Бандиты быстро находят на мельнице пшеницу и ячмень. Пьяный атаман угрожает старику расправой за сотрудничество с красными. Лукич умоляет простить его и уверяет, что не имеет с большевиками никаких отношений. В доказательство своих слов старика заставляют есть землю.

Глава V

Члены банды радостно кормят лошадей и решают остаться ночевать на мельнице. Как обычно, они устраивают гулянку в уверенности, что могут спать спокойно.

Когда бандиты хмелеют и утрачивают бдительность, Лукич незаметно покидает мельницу и бросается в хутор. По дороге его задерживают дозорные красноармейцы и доставляют прямо к Николаю Кошевому.

Старик сразу же узнает красного командира, который во главе эскадрона заезжал на мельницу. Он рассказывает о нападении бандитов и просит Николая помочь.

Кошевой приказывает немедленно седлать коней.

Глава VI

На рассвете эскадрон приближается к мельнице. Николай расставляет пулеметные тачанки и говорит бойцам, чтобы они начали стрелять сразу же после начала атаки. Это внесет панику в ряды бандитов, еще не отошедших от пьянки. По команде Кошевого эскадрон бросается в бой.

Нападение красноармейцев застает бандитов врасплох. Опытный атаман, отступая, еще пытается внести порядок, но вдруг замечает, что прямо на него скачет всадник. По одежде и болтающемуся на груди биноклю главарь понимает, что это – командир.

Атаман тщательно прицеливается и убивает под Николаем коня. Тот соскакивает с него и бежит, стреляя на бегу. Атаман спокойно ждет, пока у противника не кончатся патроны. Затем он срывается с места и на полном скаку наносит Николаю страшный удар шашкой.

Атаман подъезжает к трупу, забирает бинокль и начинает стаскивать с него сапоги. Сорвав второй, он замечает на ноге убитого большую родинку, такую же, как у него самого. Перевернув тело и взглянув в лицо, атаман понимает, что убил родного сына. Поцеловав на прощание руки убитого, он стреляет себе в рот…

О произведении

Рассказ «Родинка» Шолохова был написан в 1924 году и впоследствии вошел в цикл произведений «Донские рассказы», главной темой которых была гражданская война на Дону. В центре сюжета – трагические отношения отца и сына, стоявших по разные стороны баррикад.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Родинка» по главам.

Главные герои

Николка Кошевойкомандир красного эскадрона, отважный 18-летний парень.

Атаман пропавший в германскую войну отец Николки.

Другие персонажи

Лукич старый мельник, давший красноармейцам наводку на банду.

Краткое содержание

Глава 1

На столе разбросаны патронные гильзы, уздечка, хлеб, баранья кость. Рядом сидит восемнадцатилетний «Николка Кошевой, командир эскадрона», и заполняет анкету. В соответствующей графе пишет – «Землероб. Член РКСМ».

Николка крепок, широк в плечах, да и выглядит старше своих лет: «старят его глаза в морщинках лучистых». Несмотря на юный возраст, за его плечами ликвидация двух банд, а также многочисленные схватки и бои, в которых он показал себя «не хуже любого старого командира».

«Казак Николкин отец, а по отцу и он — казак», но память о нем почти стерта. В германскую войну отец пропал без вести, мать умерла. Тяжело было Николке одному: в работниках батрачил, пока не примкнул к красному полку. От отца же унаследовал Николка «любовь к лошадям, неизмеримую отвагу», да крупную родинку на левой ноге.

Глава 2

Квартирует Николка в хате, что «стоит на яру над Доном». Ранним утром появляется взводный и сообщает, что «банда пробилась из Сальского округа, совхоз Грушинский заняла». Нарочный «скакал сорок верст, не передыхая», чтобы передать Николке приказ: срочно выдвигаться на подмогу. Во время сборов Николка устало думает о том, что уже «уморился так жить… Опостылело все…». Ему бы отправиться в город учиться, а он должен сражаться с бандой. Но ничего не поделаешь – приказ есть приказ.

Глава 3

Уже трое суток уходит от преследования отряда Николки Кошевого банда, состоящая из «полсотни казаков донских и кубанских, властью советской недовольных». Народ в банде отъявленный, «служивский, бывалый», но все же нервничает атаман, поглядывает на дорогу. Семь лет не бывал атаман в родных краях: поначалу был «плен германский, потом Врангель, в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанские, и — банда». За время лишений зачерствела у атамана душа, но на родной земле стала точить ее «боль, чудная и непонятная».

Глава 4

Во дворе старого мельника Лукича появляются двое конных. Атаман, прикинувшись красным, выведывает у старика обстановку. Убедившись, что все чисто, атаман признается, что ликвидирует красных и приказывает Лукичу «зерна на семьдесят коней приготовить и молчать». Мельник упирается: ему жаль зерна, которое он собирал по крохам. Атаман угрожает ему расправой за пособничество красным.

Глава 5

На заре отправляется Лукич на хутор, чтобы пожаловаться красноармейцам на бандитов, потравивших все его зерно. Он сообщает Николке, что банда во главе с атаманов все еще находится на мельнице: «водки с собой навезли, лакают, нечистые». Николка отдает приказ седлать лошадей.

Глава 6

Завязывается перестрелка. Увидев, как на него «скачет один и шашкой помахивает» юный командир, атаман хладнокровно прицеливается и стреляет. Под Николкой падает раненая лошадь, а сам он, схватив маузер, устремляется к атаману. Дождавшись, когда командир расстреляет всю обойму, атаман наотмашь рубит шашкой и убивает его. Атаман наклоняется, чтобы взять бинокль, да «сапоги снять хромовые с мертвяка». С трудом сняв их, он видит на ноге, чуть выше щиколотки, знакомую родинку. Узнав в убитом командире единственного сына, атаман, «стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…».

Конец.

Заключение

В произведении Шолохова показан весь ужас гражданской войны, ставшей трагедией для всего народа. В войне, где отец убивает родного сына, нет победителей и проигравших.

Краткий пересказ «Родинки» будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Родинка»?</h3>

    • <label>Максим Горький</label>
    • <label>Михаил Шолохов</label>
    • <label>Василий Шукшин</label>
    • <label>Михаил Булгаков</label>

(новая вкладка)

Хата где-то на Дону. За столом, среди патронов и объедков, корпит над анкетой красный командир эскадрона Николка Кошевой. Крепкий паренек, настоящий казак. А главное – боец и борец с бандами. Он выводит в анкете: «землероб, член РКСМ». И досадует, что надо вписать и свои несерьезные «18 лет».

Кошевой сирота: отец не вернулся с Первой мировой войны, мать тоже умерла. От них и от детства Николке на память – образ матери, любовь к лошадям, смелость да необычная родинка. С «голубиное яйцо», в районе щиколотки. У отца на ноге такая же. Как остался один, нанимался мальчик в работники. А в 15 лет вместе с красными пошел бить генерала Врангеля. Военком, знакомый его, говорит, что такая отметинка – точно на счастье.

Хочет Николка учиться, в город податься. Но по-прежнему неспокойно на Дону. Вот и в этот раз за ним примчался нарочный (гонец). Без отряда Николки никак: казаки, противники власти Советской, во главе с атаманом захватили Грушинский совхоз.

Около трех суток банда «по-волчьи» уносит ноги от погони. Люди в ней подобрались бывалые. Все пьяны самогоном, как и сам атаман. Только точит его изнутри боль-тоска. Целых семь годков он не видел родных мест. Сперва воевал, попал к немцам в плен, подался к белым в Крым, бежал в Турцию. Наконец, вернулся, сколотил банду против красных.

Атаман ведет людей к мельнице. Перед старым Лукичом прикидывается красным. А потом опустошает амбары с зерном, скармливает лошадям пшеницу с ячменем. А затем признается старому мельнику, что его люди – та банда и есть.

Лукич божится, землю ест, что он за белых, а сам по шумок спешит к хутору. По пути попадает к Николке на допрос. И выкладывает все начистоту: казаки на мельнице, все перепились, и зерно перепортили.

На рассвете Николка разворачивает пулеметы против бандитов. Атаман примечает безусого «щенка», командира. И подстреливает под ним лошадь. После ждет, пока у Николки кончатся патроны, а потом добивает парнишку шашкой.

По привычке стащив сапоги с мертвеца, вдруг увидел казак «повыше щиколотки» знакомую родинку. И впервые заглянул в лицо мальчишки. И обнял за плечи сыночка. Умолял хоть словечко сказать, руки целовал. А затем сунул в рот себе маузер и выстрелил. Вечером к месту прибыли конные, спугнув с трупа атамана стервятника.

Читательский дневник по рассказу «Родинка» Шолохова

Сюжет

Николке Кошевому, красному командиру, только 18 лет, а он уже гроза всех банд. Сирота, казак, с красными он с 15 лет. Отец его – без вести пропавший в Первую Мировую войну. Только памяти от него – кроме любви к лошадям – родинка на ноге с «голубиное яйцо» величиной. Думал Николка учиться, но опять просят его отряд ликвидировать банду казаков, несогласных с большевиками.

Мельник выдает местонахождение банды. Атаман ее многое повидал: и войну, и плен, и изгнание. А теперь вернулся на Дон. В перестрелке он убивает Николку. И берет себе его сапоги. Видит на ноге родинку, как у себя. Сознает, что сына убил. И кончает с собой, выстрелив себе в рот.

Отзыв

История учит тому, что братоубийственная война – всегда зло. Тема национальной трагедии, раскола народа, когда родственники по разные стороны баррикад. Тема детства и юности в годы революции, Гражданской войны. Пути красных и пути белых. Разрушение уклада жизни казаков в революцию. Встреча близких заканчивается гибелью: будущего для этой семьи больше нет.

Используемые источники:

  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/sholohov/rodinka
  • https://briefly.ru/sholohov/rodinka/
  • https://literoved.ru/kratkoe-soderzhanie/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-rodinka-po-glavam-m-a-sholohov.html
  • https://obrazovaka.ru/books/sholohov/rodinka
  • https://kratko.rustih.ru/mihail-sholohov-rodinka/

  • Рождественская звезда рассказ читать
  • Родной язык русский как пишется автобиография
  • Родной город омск сочинение
  • Робинзон крузо аргументы для сочинения
  • Робинзон крузо рисунок к рассказу