Родина северного оленя из сказки снежная королева

Погружение в сказку снежная королева 3 класс. цель: вызвать интерес детей к сказкам г.х.андерсена через погружение в события сказки снежная

Погружение
в сказку

«СНЕЖНАЯ
КОРОЛЕВА» 3 класс.

Цель:
Вызвать интерес детей к сказкам Г.Х.Андерсена через погружение в события сказки
«Снежная королева».

Подготовка
класса:

4
активных зоны сказки

— 
мягкая зона для начала сказки (маленький стол с горшком и розой, камин, пледы,
подушки, может перед «сценой» ковер, чтобы дети могли присесть на него и
послушать действие 5 мин. Кай с Гердой угощают детей печеньем, все
слушают рассказ бабушки и предлагают варианты, как «поджарить на печке» Снежную
Королеву»

Зеркало
и Троль, охраняющий его (когда Королева забирает Кая, она разбивает зеркало
своим посохом) дети начинают собирать «осколки и вставляют обратно в раму

— 
зона разбойницы деревянные деревья, корзина с одеждой, олень привязанный к
дереву, 4 клетки с птицами, зайчиками и т.д. ставим на парты

— 
Трон Снежной королевы, разложено 9 Кристаллов, нужно на каждом написать свою букву,
чтобы при составлении получилось  слово «Вечность», три кристалла с буквами
будут подсказками- отдаем зрителям за выполненные задания

— 
зеленую доску расписываем по мотивам сказки, белая доска при входе охраняется
Принцем и Принцессой, либо Вороном и Вороной — на ней они пишут английские
слова, которые зрители находят на окнах и группируют по временам года

     Класс делится на 3 группы.
Каждый принимает участие в представлении. Все костюмы родители подбирают
самостоятельно!!!

(Подобрать и подготовить
оборудование для музыкального сопровождения.)

Кай — 3 мальчика

Герда — 3 девочки

Бабушка — взрослый

Снежная Королева – взрослый (если
пускают взрослых или ребёнок)

Тролль — 3 мальчика

Разбойница Ли — 3 девочки

Олень — 3 мальчика

Принц — 3 мальчика

Принцесса — 3 девочки

Зрители собираются перед входом в класс,
надевают шапку и перчатки (или шарфик), звучит музыка и все заходят и сразу
присаживаются на ковер

Сцена
1

Трещит камин и завывает вьюга (муз. Cопровождение
включается сразу как вошли дети
).

Бабушка: Наливает Герде и Каю чай,
предлагает скушать пряник (печенье)

Герда: спасибо, бабуля, лучше ребят
угощу (угощает ребят мятными пряничками, печеньем, пока Бабушка рассказывает )

Кай: Бабушка,
расскажи пожалуйста сказку, или какую-нибудь страшную историю. 

Бабушка:  Ну начнём! Дойдя до конца нашей истории,
мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот, жил-был тролль, злой — презлой,
сущий дьявол. Как- то раз был он в особенно хорошем расположении духа:
смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а всё
дурное и безобразное выступало ещё ярче, делалось ещё гаже. Лица людей искажались
так, что и не узнать… А если у человека появлялась добрая мысль, она отражалась
в зеркале такой гримасой, что тролль так и покатывался со смеху, радуясь своей
хитрой выдумке.

Ученики тролля рассказывали всем, что сотворилось чудо:
теперь только, говорили они, можно увидеть весь мир и людей в их истинном
свете. Они бегали повсюду с зеркалом, а напоследок захотелось им добраться и до
неба. Но вот они взлетели совсем высоко, как вдруг зеркало до того перекорежило
от гримас, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось на
миллионы, миллиарды осколков… Некоторые осколки, с песчинку величиной,
разлетаясь по белу свету, попадали людям в глаза, да так там и оставались.
Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было страшнее всего:
сердце делалось как кусок льда. Были среди Осколков и большие их вставили в
оконные рамы, и уж в эти-то окна не стоило смотреть на своих добрых друзей….

Злой тролль надрывался от смеха — так веселила его эта
затея. А по свету летало еще много осколков….

Герда: какой же он злой и гадкий, мне
страшно, Кай…

Кай: не стоит бояться, с нами такого не
случится!

Бабушка: в одном городе жили мальчик и
девочка, они не были братом и сестрой, но были очень дружны, родители их были
бедны и содержать свой собственный садик не представлялось возможным… но они
выращивали розы в ящичке, который летом стоял в желобе между крышами соседних
домом. С наступлением зимы приходил конец этой радости. Окна зачастую совсем
замерзали, но дети нагревали на печи медные монеты, прикладывали их к замерзшим
стеклам, и сейчас же оттаивало чудесное круглое отверстие, а в него выглядывал
веселый  глазок — это смотрели, каждый из своего окна, мальчик и девочка, Кай и
Герда. Летом они одним прыжком могли очутиться в гостях друг у друга, а зимою
надо было сначала спуститься на много-много ступеней вниз, а потом подняться на
столько же вверх. За окном кружились снежинки…

Бабушка: — Это роятся белые пчелки!

Кай:  А у них тоже есть королева?

Я знаю,  что у настоящих пчел есть Королева!

Бабушка:  Есть! Снежинки окружают ее густым
роем, но она больше их всех и никогда не присаживается на землю, вечно носится
в черном облаке.

Часто по ночам пролетает она по городским улицам и
заглядывает в окошки, вот оттого-то и покрываются они морозными узорами, словно
цветами.

Кай и Герда:  Видели, видели!

Герда: А сюда Снежная королева не может
войти?

Кай:  Пусть только попробует! Я посажу ее
на теплую печку, вот она и растает.

Бабушка обнимает Герду, а Кай наклоняется
поцеловать бабушку и случайно задевает розу, она подает…Кай извиняется, махает
рукой на прощание и направляется к зеркалу…

Герда: нужно пересадить нашу розу, мы с Каем
так ее любим…

Вместе со зрителями пересаживают цветок в новый горшок,
бабушка прибирает землю.

Сцена 2.

(Муз. Сопровождение «Вальс снежинок из Щелкунчика»)

Тролль монотонно читает книгу: За окном
порхали Снежинки. Одна из них, побольше,  упала на край цветочного ящика и
начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в
тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она
была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и
все же живая! Глаза ее сияли, как две ясных звезды, но не было в них ни
теплоты, ни покоя.

Снежная королева без слов манит рукой Кая,
берет его медленно за руку

Кай: сначала качает головой «нет», но
протягивает руку Королеве.

К зеркалу подходит Снежная Королева, ударяет посохом по
нему, укутывает Кая своей шалью и уводит к своему Трону.

Тролль: Злобный мальчишка, это из-за него
Королева разбила мое любимое зеркало! Что вы тут расселись! А ну ка помогите
мне собрать!

Герда: разве так просят? Зачем же мы будем
помогать тебе?

Тролль: ладно, пожалуйста помогите, сам я не
справлюсь…

Зрители вместе с Троллем начинают собирать осколки
зеркала и складывать их в единую картинку. За помощь, Тролль дает детям
подсказку — часть кристалла.

Сцена 3. (фоновая музыка)

Герда: ребята, вы конечно же знаете нашу
сказку и знаете, что Герда отправилась на поиски своего друга Кая! Давайте
вспомним, куда сначала она пошла?

Зрители: к реке, к старушке, потом, она
убежала и встретила ворона, который привел ее в замок к принцу и принцессе, они
приняли и полюбили ее, все, кто встречал Герду, хотели оставить ее у себя, но
Герда должна была найти Кая…

Герда: Да, я искала Кая в чудесном саду,
познакомилась с Вороном и его женой, они привели меня во дворец к Принцу и
Принцессе, а вот и они.

Принц: Ребята, Снежная королева забрала к
себе Кая, а мы хотим помочь Герде найти его и растопить льдинку, попавшую в его
сердце. Посмотрите на окна, нужно выбрать и рассортировать все слова по
временам года (слова можно сделать на английском языке).

Принцесса: Читайте и называйте слова, а мы с
принцем будем записывать их на нашей ледяной доске. Если быстро справитесь,
получите подсказку. (часть кристалла)

Герда: вы отлично справились, спасибо, но
нам нужно спешить.

Сцена 4. (веселая музыка из
мультфильма, сцена с разбойниками)

Дочка Разбойницы Ли: Вот и вы наконец! Мы с Северным
оленем думали не дождемся правда, Бяша?! Разбойница щекочет оленя ножом.

Герда: не нужно, ты ведь совсем не злая!

Ли:  Ладно, в этот раз я вас не задержу,
вот только вы должны выполнить задание и отгадать загадку. (Придумать или
сделать несколько  ребусов)

Ли: в Лапландии очень холодно, даю вам
120 секунд, чтобы одеть Герду. Кто из вас помнит, что разбойники отобрали у
Герды? Вот корзинка, берите что хотите, главное, чтобы Герда не замерзла!

Зрители быстро достают вещи из корзинки и помогают Герде
(шубка, шапочка, муфта, рукавички, валенки).

Северный Олень: Да, там вечный снег и лед.
Чудо как хорошо! Там прыгаешь себе на воле по огромным сверкающим равнинам. Там
раскинут летний шатер Снежной королевы, а постоянные ее чертоги — у Северного
полюса, на острове Шпицберген.

Разбойница Ли: Ваше время истекло, но вы
молодцы справились!  Вот вам еще один кристалл!  Передавайте привет этой вашей
Королеве от Принцессы Разбойников! Ха-ха-ха!

Сцена 5 (Вальс из Спящей красавицы)

Снежная королева встречает детей, обходит их и
посыпает снежным конфетти: Так так! Незванные гости! С чем пожаловали?

Герда: Отпусти моего друга домой, мы скучаем
по нему…Кай, пойдем домой!

Кай: что вам нужно? Я занят, хочу
завершить начатое..

Кай пытается сложить кристаллы, так, чтобы получилось
слово, но ему не хватает 3 букв, которые принесли зрители.

Снежная королева: если Кай сложит слово «вечность»,
он станет себе господином и если пожелает, сможет уйти…

Дети помогают Каю связать кристаллы и
сложить из них  слово «В Е Ч Н О С Т Ь»

Снежная Королева: Прощайте… мы обязательно
встретимся, уже совсем скоро…Зима близко

Сцена 6

Бабушка: Спасибо ребята всем за помощь Герде!
Самое главное -это ваши добрые сердца, сохраните свою дружбу на долгое время и
тогда никакие тролли и их кривые зеркала не разобьют и не искривят вас!

Бабушка: А кто же автор сказки «Снежная
Королева»? Вот вашему классу от нас подарок- книга Ганса Христиана Андерсена,
пусть она хранится у вас и напоминает о дружбе! (второй вариант пересадить в
горшок розу и отдать ее детям в класс. Будут ухаживать за ней… )

Автор: Безбородова Олеся Анатольевна

Организация: МБУ «Школа № 79»

Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти

Цель занятия :

Продолжить работу над выразительным чтением текста; умением работать с текстом.

Задачи:

Личностные УУД:

— Воспитывать эстетическое восприятие окружающего;

— проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов

— анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

— оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

— проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.

Познавательные УУД:

— развивать творческое воображение, логику мышления и память;

— уметь самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.

Регулятивные УУД:

— осуществлять пошаговый контроль по результатам работы, под руководством педагога;

удерживать цель деятельности до получения ее результата;

-оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

— Допускать существование различных точек зрения;

— Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

— уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Методы: рассказ, показ, беседа, объяснение, демонстрация, практические упражнения;

Форма организации занятия:

Работа в команде, умение помогать друг другу.

Оборудование:

— реквизит для конкурсов,

— музыкальная подборка,

— презентация,

— картинки и иллюстрации к сказке,

— раздаточный материал.

Ход занятия

I.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Как я рада вас сегодня видеть!

Много сказок есть на свете

Сказки очень любят дети

Все хотят в них побывать

И немножко поиграть.

-Сегодня мы отправимся в путешествие по одной замечательной сказке. Отгадав загадку. вы узнаете название сказки.

На санях, как ветер, мчится,

К ней опасно прислониться.

Лишь дотронься — заморозит,

В царство снежное увозит

Злые чары вход пускает —

Сердце в льдинку превращает.

Дети: Эта загадка про Снежную Королеву Г.Х.Андерсен.(портрет

Снежная королева увезла мальчика Кая в свой ледяной дворец.

Нам пришло письмо .Давайте его прочитаем.(Ученик читает письмо)

Герда решила найти брата Кая и просит нас помочь ей.

— Сегодня мы отправимся в путешествие. Будем помогать нашей смелой. доброй девочке Герде. Нам нужно собрать быстрее Кая слово из осколков льда, которое он собирает у Снежной королевы. Если он соберет быстрее нас , то Герда навсегда потеряет своего брата. Осколки оказались разбросаны в разных места и чтобы их собрать мы должны выполнить задания.

Ребята, вы согласны помочь?

II.Основная часть

1. «В цветочном саду у бабушки-волшебницы»

Дети получают 1-й осколок. На нем написано: «Найдите и прочитайте названия цветов, которые растут у бабушки – волшебницы»

На доске: первое испытание. Сад Бабушки-волшебницы. Дети читают слова, выделяют гласные, делят на слоги и выделяют ударный слог.

-Какие цветы росли в саду ?

Выполнив задание , дети получают 2-й осколок.

На нем написано: «Найдите того, кто любит сыр, но высоко сидит, чтобы его лиса не нашла».

Второе задание. «В гостях у ворона»

На доске : второе испытание.

Дети отгадывают несколько зимних загадок.

1.С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла… (зима)

2. Два стальных блестящих братца

По катку кругами мчатся.

Лишь мелькают огоньки.

Что за братики? (Коньки)

3. Заморозил чародей

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот —

Не вода в ручье, а… (лед)

4. Разукрасил чародей

Окна все в домах людей.

Чьи узоры? — Вот вопрос.

Их нарисовал… (мороз)

5. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)

— Молодцы , ребята! А сейчас мы из прекрасных снежинок составим слова и запишем их. Составление слов. Выполнение звукового анализа.

-А найдите слово с секретом? ( ЖИ- пиши с И.)

Когда дети справятся с заданием — получают 3-й осколок с надписью «Найдите транспорт ,на котором отправили принц и принцесса ,Герду».

3.Третье задание. «Во дворце у принцессы и принца»

На доске : третье испытание.

— Нам нужно придумать предложение со словом КАРЕТА.

Герда едет в карете.

-Какое первое слово? Второе? и т.д.

Как будем писать начало предложения? Что ставим в конце предложения?

— Умнички ! И так , наша Герда отправляется дальше в путь.

— А сейчас мы свами поиграем в игру «Самый меткий».

Дети снежками сбивают цель .

4. Четвертое задание. «Встреча с маленькой разбойницей»

— А сейчас мы узнаем ,кто же в сказке встретился на пути нашей героине, кто же такой смелый, меткий, озорной . Нам нужно решить примеры и под каждой цифрой записать буквы. И мы узнаем нашего смельчака.

-Верно, разбойница.

— Ребята, нужно вспомнить состав чисел, чтобы маленькая Разбойница отпустила Герду.

Игру «Невидимка»

— Вы должны на ощупь определить предметы, находящиеся в мешке .

Наша героиня отправляется дальше в путь. Мы должны соединить по цифрам , получится рисунок животного, которого отпустила разбойница вместе Гердой

5.Пятое задание. «Соедини по точкам»

-Что вы знаете о северных оленях?

Северный олень — одно из немногих животных, которое ест снег, чтобы утолить жажду, и пьет морскую воду, так как испытывает нехватку соли.

Эти животные великолепно плавают, и есть подтверждённые свидетельства, как они переплывали реки шириной в 5-7 км, несмотря на очень низкую температуру воды. В тёплое время года они едят много грибов, поэтому местные жители их не собирают. Если они съедят все грибы, популяция оленей может сократиться, а это для многих местных народов, состоящих их охотников и рыболовов, означает верную смерть (интересные факты о грибах). Северные олени единственные из млекопитающих в процессе эволюции научились менять цвет глаз. Он изменяется в зависимости от времени года, что связано с затяжными полярными ночами. Летом глаза северных оленей подвержены почти постоянному воздействию солнечного света и становятся золотистыми, а зимой становятся голубыми.

Представьте, что вы оказались в солнечный день в месте, полностью покрытом снегом. Вряд ли вам удастся без хороших солнечных очков рассмотреть окрестности, а северные олени являются единственными животными, кто различает ультрафиолетовый спектр излучения. Предлагаю вам немного отдохнуть.

Снежинка к носу движется,

А потом обратно.

На неё посмотреть

Очень нам приятно.

И вот девочка уже близка к встрече с братом.

Олень привез ее к старой лапландке, живущей возле царства Снежной королевы. Нам нужно решить снежную задачу, чтобы попасть в царство «Снежной Королевы»

6. Шестое задание. «Задача Снежной королевы»»

Чтение и решение задачи.

-Молодцы! Вот и царство королевы.

Давайте согреемся ,поиграем в игру «Снеговики».

7. Седьмое задания . Игра «Снеговики»

8. Восьмое задание. «Во дворце у Снежной королевы»

Снежная Королева удивилась, что вы смогли добраться до ее владений и выполнить все задания. И тут она приготовила для вас последнее задание. Вам нужно скопировать снежинку.

-Предлагаю вам сложить из осколков слово , которое мы должны собрать быстрее Кая .

Дети – складывают зеркало – получается слово ВЕЧНОСТЬ.

-Чему же учит нас эта сказка?

Главный смысл сказки Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева» состоит в том, что настоящая дружба и любовь — это самые крепкие чувства, никакие злые козни их не смогут разрушить. И эти чувства важнее всех сокровищ в холодном царстве.

III . Заключение

Близкие люди — и есть наше сокровище, именно они придут нам на помощь в трудный час, когда наши сердца вдруг заледенеют. Своей любовью они смогут растопить этот лед.

Как легко можно превратить доброе сердце человека в ледяное, настолько равнодушное, что он и сам даже не замечает этого. Но как тяжело потом другому любящему и бесстрашному человеку пройти и найти путь к этому ледяному сердцу, чтобы несмотря ни на что растопить своей горячей любовью этот лёд в сердце дорогого человека, чтобы оно могло снова биться и любить.

А сейчас и мы свами поделимся теплом, радостным , веселым настроением друг с другом!

«Лучик»

К солнышку потянулись

Лучики взяли

К сердцу прижали,

Людям отдали

И улыбнулись!

Приложения:

  1. file0.docx.. 18,9 КБ

  2. file1.docx.. 932,7 КБ

Опубликовано: 16.11.2021

На чтение 12 мин. Просмотров 27 Опубликовано

Маленькая разбойница — персонаж сказки Ханса Христиана Андерсена «Снежная королева».

Личность

Маленькая разбойница жестокая, упрямая импульсивная, грубая, вспыльчивая, немного заносчивая, но по сути, крайне одинокая.

Роль в истории

Она появляется в пятой главе сказки, когда Герда отправляется от принца и принцессы из предыдущей главы на карете.

Во время путешествия на них нападают разбойники и убивают слуг и кучера, забирают себе карету, лошадей и дорогие одежды Герды.

Разбойница «отвоевывает» Герду у своей матери и устраивает ее в своем «зверинце»; девочка рассказывает «хозяйке» свою историю, та проникается и знакомит ее с Северным оленем, гордостью «зверинца». Олень рассказывает Герде о своей далекой родине, где правит Снежная королева; Герда догадывается, что именно Снежная королева держит Кая у себя, и, с разрешения Разбойницы, пускается в путь на Северном олене.

Цитаты

  • Они тебя не убьют, даже если я рассержусь на тебя, — я лучше сама убью тебя!
  • Ах! Телячьи нежности! (реакция на сантименты)

Моисеев Ярослав

Маленькая разбойница в «Снежной королеве» Г.Х. Андерсона описывается автором упрямой и избалованной девочкой с грустными глазами. Она неопрятна как и все разбойники, и своенравна как любой ребенок предоставленный сам себе. Ее манерами и воспитанием некому заниматься. Она жестока со своими «игрушками» — дикими зверями, но это от того, что никто не научил ее быть доброй и ласковой. Однако, душа у маленькой разбойницы не лишена сострадания, ведь в конечном счете она отпускает Герду и дарит свободу своим питомцам.

Пожаловаться

Вот Герда въехала в темный лес, в котором жили разбойники; карета горела как жар, она резала разбойникам глаза, и они просто не могли этого вынести.

— Золото! Золото! — закричали они, схватив лошадей под уздцы, убили маленьких форейторов, кучера и слуг и вытащили из кареты Герду.

— Ишь какая славненькая, жирненькая! Орешками откормлена! — сказала старуха разбойница с длинной жесткой бородой и мохнатыми, нависшими бровями. — Жирненькая, что твой барашек! Ну-ка, какова на вкус будет?

И она вытащила острый сверкающий нож. Какой ужас!

— Ай! — вскрикнула она вдруг: ее укусила за ухо ее собственная дочка, которая сидела у нее за спиной и была такая необузданная и своевольная, что просто любо. — Ах ты дрянная девчонка! — закричала мать, но убить Герду не успела.

— Она будет играть со мной, — сказала маленькая разбойница. — Она отдаст мне свою муфту, свое хорошенькое платьице и будет спать со мной в моей постели.

И девочка опять так укусила мать, что та подпрыгнула и завертелась на месте. Разбойники захохотали.

— Ишь как пляшет со своей девчонкой!

— Хочу в карету! — закричала маленькая разбойница и настояла на своем — она была ужасно избалована и упряма.

Маленькая разбойница была ростом с Герду, но сильнее, шире в плечах и гораздо смуглее. Глаза у нее были совсем черные, но какие-то печальные. Она обняла Герду и сказала:

— Они тебя не убьют, пока я не рассержусь на тебя. Ты, верно, принцесса?

— Нет, — отвечала девочка и рассказала, что пришлось ей испытать и как она любит Кая.

Маленькая разбойница серьезно поглядела на нее, слегка кивнула и сказала:

— Они тебя не убьют, даже если я и рассержусь на тебя, — я лучше сама убью тебя!

И она отерла слезы Герде, а потом спрятала обе руки в ее хорошенькую мягкую теплую муфточку.

Вот карета остановилась: они въехали во двор разбойничьего замка.

Он был весь в огромных трещинах; из них вылетали вороны и вороны. Откуда-то выскочили огромные бульдоги, казалось, каждому из них нипочем проглотить человека, но они только высоко подпрыгивали и даже не лаяли — это было запрещено. Посреди огромной залы с полуразвалившимися, покрытыми копотью стенами и каменным полом пылал огонь. Дым подымался к потолку и сам должен был искать себе выход. Над огнем кипел в огромном котле суп, а на вертелах жарились зайцы и кролики.

— Ты будешь спать вместе со мной вот тут, возле моего маленького зверинца, — с.казала Герде маленькая разбойница.

Девочек накормили, напоили, и они ушли в свой угол, где была постлана солома, накрытая коврами. Повыше сидело на жердях больше сотни голубей. Все они, казалось, спали, но когда девочки подошли, слегка зашевелились.

— Все мои! — сказала маленькая разбойница, схватила одного голубя за ноги и так тряхнула его, что тот забил крыльями. — На, поцелуй его! — крикнула она и ткнула голубя Герде прямо в лицо. — А вот тут сидят лесные плутишки, — продолжала она, указывая на двух голубей, сидевших в небольшом углублении в стене, за деревянною решеткой. — Эти двое — лесные плутишки. Их надо держать взаперти, не то живо улетят! А вот и мой милый старичина бяшка! — И девочка потянула за рога привязанного к стене северного оленя в блестящем медном ошейнике. — Его тоже нужно держать на привязи, иначе удерет! Каждый вечер я щекочу его под шеей своим острым ножом — он до смерти этого боится.

С этими словами маленькая разбойница вытащила из расщелины в стене длинный нож и провела им по шее оленя. Бедное животное забрыкалось, а девочка захохотала и потащила Герду к постели.

— Неужели ты и спишь с ножом? — спросила ее Герда.

— Всегда! — отвечала маленькая разбойница. — Мало ли что может статься! Ну, расскажи мне .еще раз о Кае и о том, как ты пустилась странствовать по белу свету.

Герда рассказала. Лесные голуби в клетке тихо ворковали; другие голуби уже спали. Маленькая разбойница обвила одною рукой шею Герды — в другой у нее был нож — и захрапела, но Герда не могла сомкнуть глаз, не зная, убьют ее или оставят в живых. Вдруг лесные голуби проворковали:

— Курр! Курр! Мы видели Кая! Белая курица несла на спине его санки, а он сидел в санях Снежной королевы. Они летели над лесом, когда мы, птенцы, еще лежали в гнезде. Она дохнула на нас, и все умерли, кроме нас двоих. Курр! Курр!

— Что. вы говорите! — воскликнула Герда. — Куда же полетела Снежная королева? Знаете?

— Наверно, в Лапландию — ведь там вечный снег и лед. Спроси у северного оленя, что стоит тут на привязи.

— Да, там вечный снег и лед. Чудо как хорошо! — сказал северный олень. — Там прыгаешь себе на воле по огромным сверкающим равнинам. Там раскинут летний шатер Снежной королевы, а постоянные ее чертоги — у Северного полюса, на острове Шпицберген.

— О Кай, мой милый Кай! — вздохнула Герда.

— Лежи смирно, — сказала маленькая разбойница. — Не то пырну тебя ножом!

Утром Герда рассказала ей, что слышала от лесных голубей. Маленькая разбойница серьезно посмотрела на Герду, кивнула головой и сказала:

— Ну, так и быть!.. А ты знаешь, где Лапландия? — спросила она затем у северного оленя.

— Кому же и знать, как не мне! — отвечал олень, и глаза его заблестели. — Там я родился и вырос, там прыгал по снежным равнинам.

— Так слушай, — сказала Герде маленькая разбойница. — Видишь, все наши ушли, дома одна мать;

немного погодя она хлебнет из большой бутылки и вздремнет, тогда я кое-что сделаю для тебя.

И вот старуха хлебнула из своей бутылки и захрапела, а маленькая разбойница подошла к северному оленю и сказала:

— Еще долго можно было бы потешаться над тобой! Уж больно ты уморительный, когда тебя щекочут острым ножом. Ну, да так и быть! Я отвяжу тебя и выпущу на волю. Можешь бежать в свою Лапландию, но за это ты должен отвезти к дворцу Снежной королевы эту девочку — там ее названый брат. Ты ведь, конечно, слышал, что она рассказывала? Она говорила громко, а у тебя вечно ушки на макушке.

Северный олень так и подпрыгнул от радости. А маленькая разбойница посадила на него Герду, крепко привязала ее для верности и даже подсунула под нее мягкую подушку, чтобы ей удобнее было сидеть.

— Так и быть, — сказала она затем, — возьми назад свои меховые сапожки — ведь холодно будет! А муфту уж я оставлю себе, больно она хороша. Но мерзнуть я тебе не дам: вот огромные рукавицы моей матери, они дойдут тебе до самых локтей. Сунь в них руки! Ну вот, теперь руки у тебя, как у моей уродины матери.

Герда плакала от радости.

— Терпеть не могу, когда хнычут! — сказала маленькая разбойница. — Теперь ты должна радоваться. Вот тебе еще два хлеба и окорок, чтобы не пришлось голодать.

И то и другое было привязано к оленю. Затем маленькая разбойница отворила дверь, заманила собак в дом, перерезала своим острым ножом веревку, которою был привязан олень, и сказала ему:

— Ну, живо! Да береги смотри девочку. Герда протянула маленькой разбойнице обе руки в огромных рукавицах и попрощалась с нею. Северный олень пустился во всю прыть через пни и кочки по лесу, по болотам и степям. Выли волки, каркали вороны.

Уф! Уф! — послышалось вдруг с неба, и оно словно зачихало огнем.

— Вот мое родное северное сияние! — сказал олень. — Гляди, как горит.

И он побежал дальше, не останавливаясь ни днем, ни ночью. Хлебы были съедены, ветчина тоже, и вот они очутились в Лапландии.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Содержание:

Описание персонажа

Герда — положительный образ, так как позволяет понять, насколько важно для человека иметь такие качества:

  • доброта;
  • внимательность;
  • вежливость;
  • любовь.

Все это позволяет беззащитной маленькой девочке победить сильную и злую Снежную королеву, вернуть радость жизни и свободу Каю и совершить много добрых дел. Благодаря своим качествам она во время странствий смогла найти множество новых друзей, научить их быть терпимее к окружающим и чуточку добрее.

Маленькая разбойница всегда старалась выглядеть безжалостной по отношению к другим существам. Но после того как увидела, с какой любовью и теплотой относится Герда к окружающим, смогла сделать для себя нужные выводы. Жестокая и избалованная девчонка поняла что, делая добро, можно получить массу удовольствия. Столь приятное занятие ей очень понравилось и есть надежда, что она вырастет хорошим человеком.

Вызывает симпатию и бескорыстность героини. Это важная характеристика Герды из «Снежной королевы». Ничего не прося у окружающих, она сразу бросается на помощь малознакомым людям. Возможно, поэтому каждый новый друг, обретенный ею на трудном пути к цели, старается хоть чем-то помочь мужественной девочке.

Какой бы незначительной ни была помощь, Герда всегда от чистого сердца благодарила людей и принимала подарки, которые позволяли спасти дорогого друга.

Описание Герды для автора — возможность показать все, что ему дорого в человеке. По сути, это собирательный литературный образ идеальной женщины. Ведь Герда — будущая мать и жена, в которой отсутствует неверие и суетливая торопливость.

За время странствий портрет героини изменился. Она стала более взрослой, приобретя жизненный опыт и мудрость. Нежный характер закалился под воздействием трудностей, которые пришлось пережить. И эта новая черта ее только украсила.

Проделав сложный и полный лишений путь, девочка не стала ожесточенной. В ее сердце не нашлось место таким качествам как:

  • жестокость;
  • корыстолюбие;
  • равнодушие.

Чтобы написать хорошее сочинение на тему «В чем сила Герды», следует понимать, что ее образ —собирательная картинка идеальной героини. В действительности человеку свойственно испытывать страх и боль. Но всегда нужно стремиться стать лучше. Даже если ребенок перешел всего лишь в пятый класс, он сможет воспитать в себе качества настоящего героя, как делала это Герда.

Основная тема сказки

Сказка Ганса Христиана Андерсена о Снежной королеве — одна из известнейших и любимых во всем мире. Яркость и самобытность образов в ней оценена по достоинству. Вероятно, поэтому дети с удовольствием читают эту историю.

В основу характера Герды можно положить цитату мудрого оленя: «Сильнее, чем она есть, ее сделать нельзя». Эта мысль прошла через всю мировую литературу.

Среди помощников девочки не только люди, но и животные, а также птицы. Каждый поступок, который совершала Герда, заставлял окружающих помогать ей в поисках дворца Снежной королевы.

Чистота, милосердие и почти детская искренность героини, рассказать о которой Андерсен смог так живо, не оставляла равнодушными никого.

Целеустремленность и безграничная вера в то, что Кай будет освобожден, поражает читателей. Девочка уверена в правильности совершаемого пути, и это передается всем, кто встречается ей в дороге. Сомнений, что столь хрупкое дитя сможет преодолеть все невзгоды и преобразить окружающий мир ради близкого ей человека, нет ни у кого. Она служит примером стойкости, сердечности и любви к человеку. Все это помогло хрупкой девочке противостоять силам зла.

Сказка имеет счастливый конец. Но далеко не все истории великого датского сказочника могут этим похвастаться. Возможно, горючие слезы, растопившие ледяное сердце Кая, тронули и душу писателя.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

18-5a97b804e5d4cf48fe041ce13529cfcb88e35880684b26ce486e863118fba026.png

Доронина Наталия

Образ маленькой разбойницы из сказки «Снежная Королева» это образ маленькой, но волевой девочки со своим жёстким характером разбойницы. Маленькая разбойница и Герда почти одного возраста, поэтому им довольно легко понять друг друга. Но разбойница не привыкла к нежности, к тихой и размеренной жизни. Она привыкла проводить время в разбоях вместе со своими сородичами. В душе нее все же живёт ребенок, который имеет такие качества, как доброта и отзывчивость. Именно поэтому она проявила милосердие к Герде.

ПожаловатьсяИспользуемые источники:

  • https://zlodei.fandom.com/ru/wiki/маленькая_разбойница
  • https://vashurok.ru/questions/opishite-vneshnost-i-povedenie-malenkoy-razboynitsi-snezhnaya-koroleva
  • https://s30420069246.mirtesen.ru/blog/43362163141/snezhnaya-koroleva.-(chast-5)—istoriya-pyataya.-malenkaya-razbo
  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-gerdy.html
  • https://vashurok.ru/questions/obrazi-malenkoy-razboynitsi-iz-skazki-snezhnaya-koroleva

Урок литературы в
5 классе по теме:

Добро и зло в
сказке  Х..К. Андерсена «Снежная королева».

Цель:

обобщить 
и систематизировать знания по сказке Х.К.  Андерсена «Снежная королева».

Задачи:

узнать,
что помогло девочке победить злую волшебницу;
показать силу воли и мужество Герды во время поисков 
Кая;
применять  изученный материал в ходе анализа
содержания сказки.

воспитывать чувства дружбы, любви, добра на примере
героев сказки.
способствовать полноценному восприятию художественного произведения.
развивать память, речь, мышление
учащихся

Оборудование:

АРМ
учителя, маршрутные листы , п
резентация  к сказке.

                                                   
Ход урока:

I.
Самоопределение к деятельности.

-Сегодня
мы продолжим разговор о творчестве одного из самых любимых писателей взрослых и
детей всего мира. Послушайте стихотворение и скажите, кто автор:

В
цветущей Дании, где свет увидел я,

Берет
мой мир свое начало;

На
датском языке мать песни мне певала,

Шептала
сказки мне родимая моя…

Люблю
тебя, родных морей волна,

Люблю
я вас, старинные курганы,

Цветы
садов, родных лесов поляны,

Люблю
тебя, отцов моих страна.
 (отрывок из стихотворения Х.К. Андерсена «Дания – моя родина»

— Кто же автор?

— Какую сказку писателя вы читали
дома?


А теперь послушайте слова песни и попробуйте сформулировать тему  нашего
сегодняшнего урока.

В
мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло. (Ю.Энтин)

Попытайтесь сформулировать тему нашего урока?

(Добро
и зло в сказке Х.К. .Андерсена «Снежная королева».)

(слайд
1)

-Да,
сегодня мы  будем говорить о борьбе добра и зла в сказке  Х.К. Андерсена
«Снежная королева».

Итак, тема нашего урока: «Добро и зло в сказке  Х.. К. Андерсена
«Снежная королева».


Какие цели вы поставите перед собой на уроке?
Узнать, какие герои добрые, а какие злые?

(слайд
2)
Почему
Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

II. Актуализация
знаний.

-Ну а теперь обратимся к содержанию
сказки  Х.К. Андерсена «Снежная королева».

Для
того чтобы успешно достичь цели нашего урока, вы должны  хорошо знать
содержание сказки, которую вы  читали дома.
Для того, чтобы проверить, как вы запомнили сказку, я предлагаю вам несколько
заданий:
1.Конкурс «Истории по порядку».
Перед вами названия глав сказки. Ваша задача расположить эти названия в той
последовательности, в которой они расположены у автора.
«Мальчик и девочка»
«Принц и принцесса»
«Лапландка и финка»
«Цветник женщины, умевшей колдовать»
«Что происходило в чертогах Снежной королевы и что случилось потом»
«Маленькая разбойница»
«Зеркало и его осколки»     

2.
Конкурс «Без лишних слов».
 Сформулируйте
одним предложением о чём сказка:

«Девочка
Герда отправляется на поиски своего друга Кая, которого похитила Снежная
королева».

  
3. Конкурс «Узнай героя сказки»  (работа в парах).

У
вас на столах лежат карточки с заданием. На них сведения о том или ином
персонаже произведения. Ваша задача —  узнать героя.

Вариант №1

Эта героиня:

1) «слишком много ела»;
2) «страдала головными болями с тех пор, как получила должность при дворе»;
3) «осталась вдовой» и стала жаловаться на судьбу. (Ворона.)

Эта героиня:

1) была «такая умница, что и сказать
нельзя»;
2) «прочла все газеты в свете и уж позабыла всё, что прочла»;

3) хотела выбрать в мужья «такого человека, который бы
умел отвечать, когда с ним заговорят». (Принцесса.)

Эта героиня:

1) однажды увидела «такие сны,
какие видит разве только королева в день свадьбы»;
2) могла «жить припеваючи» в королевском дворце, но поспешила покинуть его и
«босая обошла полсвета»;
3) была сильнее двенадцати богатырей. (Герда.)

Эта героиня:

1) обещала навестить Кая и Герду в городе;
2) «была такая необузданная и своевольная, что любо!»;
3) однажды «так укусила мать, что та подпрыгнула». (Маленькая разбойница.)

Вариант 
№ 2

Этот
герой:

1)
организовал собственную школу;
2) «хохотал до колик», будучи обрадованным «успехом своей выдумки»;
3) «смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось
донельзя, всё же негодное… выступало ещё ярче». (Тролль.)

Этот
герой:

1) «умел выставить напоказ все странности и недостатки» окружающих людей;
2) знал, «сколько в каждой стране квадратных миль и жителей»;
3) удостоился поцелуев Снежной королевы. (Кай.)

Эта
героиня:
1)
любила зимней ночью «заглядывать в окошки»;
2) «казалась совершенством» главному герою сказки;
3) носила одежду из снега, а сама была «вся из ослепительно белого льда и всё
же живая». (Снежная королева.)

Эта героиня:

1)
понимала вороний язык;
2) читала вслух важные страницы Евангелия: «Если не будете как дети, не войдёте
в Царствие Небесное»;
3) была предметом насмешек Кая, который «стал передразнивать её походку,
надевать её очки, подражать её голосу». (Бабушка.)

5.
Конкурс «Цветочный»
 -Какой
цветок в сказке является символом любви и добра и не раз помогает Герде?   (роза)

-Где в сказке встречается сам цветок или упоминается о нём?
1)ящики с розами 

2)розовые
кусты в саду старушки-колдуньи

3)роза
на шляпе старушки 

4)псалом,
где упоминаются розы (псалом – религиозное песнопение)

5)лицо
Герды сравнивается с розой, когда ею любуется старушка-колдунья 

6)щёки
Кая зацвели розами , когда его спасла Герда.

III. Работа
по теме.


Молодцы, ребята! А теперь переходим к разговору о добре и зле, чтобы ответить
на главный вопрос нашего урока.  В сказке Х.К.Андерсена, как и в любой сказке,
добру противостоит зло.
— А что такое добро и что такое зло в вашем понимании? (ответы детей)

(слайд
3)

Читаем в словаре С.И. Ожегова
Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
Зло – нечто дурное, вредное.

Давайте
определим, кто и что служит в сказке ДОБРУ и кто и что помогает ЗЛУ.

(слайд
4)


Распределение слова по группам.

(
Герда, Снежная королева,  тролль, зеркало, ворон, принц и принцесса,  лапландка
и финка, снежное войско).  

.                        
ДОБРО                                      ЗЛО
                          
Герда                               Снежная королева

                
          ворон                                          тролль

                
принц и принцесса                     снежное войско

                
лапландка и финка                             зеркало

Сравнительный анализ образов Герды и Снежной королевы.

(слайд
5)
А
теперь давайте сравним образы Герды и Снежной королевы.  Для этого проведём
небольшую исследовательскую работу. Ваша задача: сравнить внешний облик Герды и
Снежной королевы и сделать вывод.

Снежная королева«Она была так прелестна
и нежна, но изо льда,…, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не
было ни теплоты, ни покоя».
(история 2, стр.218-219)

Такой увидел её Кай в первый раз.

 «Это
была высокая, стройная, ослепительно белая женщина Снежная королева… Она была
так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе и представить. Теперь
она не казалась ему ледяною…»
(история 2, с 223.)

Почему
она не казалась ему теперь ледяной? (его сердце стало ледяным)  

Герда

— Какова внешность Герды?

«Волосы
вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое, круглое, словно
роза, личико девочки»
  (история 3, стр. 226.)

Что подчёркивает автор в изображении Снежной королевы и Герды?
Изо
льда, ослепительно белая (холод) – золотое сияние (тепло)
Глаза сияли, как звезды (холод) – личико милое, приветливое, словно роза
(тепло).

Какой прием использует автор? (противопоставление) С какой целью? 
Вывод: для того, чтобы противопоставить Снежную королеву и
Герду, показать, какие они разные. Холод и тепло, добро и зло.

(слайд
6)


Какой изобразил художник Снежную
королеву?                                             

(Он
увидел её глазами Кая («она была прелестна и нежна»).

-Всегда
ли красота бывает доброй?

Вывод: Красота
не всегда бывает доброй. Андерсен заставляет нас задуматься о том, что же
делает человека по-настоящему красивым.


Что же? (поступки, внутренние качества)


Какие
поступки  совершает Снежная королева? (забрала Кая, убила птенчиков белых
голубей, её поцелуй холоднее льда, когда она проезжала на санях, буря выла и
стонала, дули холодные ветры, выли волки, летали с криком чёрные вороны)

— Любит ли она кого-нибудь?  (нет)

  
История 7, стр. 244 (чтение
отрывка)                                                                                                              

От
слов: «Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко освещенных чертогах!
Веселье никогда и не заглядывало сюда!..». До слов: «Холодно, пустынно,
мертво!»

-Какие
слова повторяются в отрывке?


С какой целью использует здесь автор прием повтора?

-Какие
ассоциации возникли у вас с миром Снежной королевы?

(слайд
7)


А теперь вспомним, какие поступки совершает Герда.
Как вы думаете, что заставило Герду
отправиться в такой длинный и долгий путь? (Ее любящее горячее сердце
подтолкнуло Герду к такому шагу. Герда верила, что Кай жив, и она обязательно
должна ему помочь).

-Что связывало Герду и Кая? (дружба)

-Какими качествами должна была обладать Герда, чтобы так стойко
преодолеть все трудности? ( Быть сильной, смелой, верной, преданной дружбе).

Какие ассоциации возникли с миром Герды?

(слайд
8)

Выразительное чтение по ролям «Герда у разбойников.» 
с. 235-236


Почему изменилась маленькая разбойница?

 (Герда своим рассказом и слезами растопила ее сердце.
Разбойница поняла, что, кроме зла, существуют еще любовь, верность).


Что доброго совершила?

(Отпустила Герду, вернула ей вещи и главное – отпустила
с ней своего любимого северного оленя)         

Вывод:
Значит, добро порождает добро. Мы видим, как добро Герды передается и тем, с
кем она встречается
.


Кто в сказке оказался сильнее Герда или Снежная королева?

— Почему же  Герда оказалась сильнее
Снежной королевы?

 ( Герда-воплощение лучших
человеческих качеств, поэтому она побеждает зло, отвоевывает Кая у Снежной
королевы).
     

    
В чем ее сила?

(Герда – добрая, любящая. Сила Герды в ее мужестве, бесстрашии, в
ее вере в собственные силы, в умении преодолевать препятствия).


Итак, Герда оказалась сильнее Снежной королевы. Но подумайте, смогла ли бы она
одна преодолеть огромный путь до Лапландии?   


Кто ей помог?

 
(слайд
9,10,11,12,13)
                           

IV. Рефлексия
учебной деятельности.

— Достигли ли мы поставленных целей урока?

-Закончить урок хочется словами Марины Цветаевой:

Все же
вы не слабейте душою,

Как
придет испытаний пора –

Человечество
живо одною

Круговою
порукой добра!

Герои сказки Г.Х. Андерсена добиваются
счастья благодаря силе духа, верности и дружбе, а не с помощью волшебных сил.
Грозную Снежную королеву побеждает маленькая хрупкая девочка Герда,  ее доброта
и дружба помогают Каю вернуться к людям. В этом мудрость сказки Андерсена.

-Вот какие строки автор говорит  нам, читателям, детям 21 века?

 «
Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за человека,
сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте
времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!», —
писал  Х. К .Андерсен.

V. Приём
«Микрофон»

(слайд
14)

Сегодня
урок научил меня…

Сказка
заставила задуматься…

Самым
интересным заданием было…

Песня
«Дорогою добра»

Мы
убедились сегодня с вами еще раз, что путь к доброте – нелегкий, долгий путь,
на котором человека ожидают взлеты и падения, чередование добра и зла. А ещё мы
убедились в том, что доброта – это сила. Не бойтесь быть сильными, не уставайте
делать добро, и оно к вам обязательно вернётся!
Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с доброй улыбки, с
хорошего настроения. Давайте будем следовать законам доброты, верить в победу
доброго человеческого сердца над злым. Возьмемся за руки в «круговой поруке
добра» и поймем, наконец, что готовность отдавать другим частицу своего тепла,
заботы, внимания – это и есть настоящее счастье.

VI. Д/з.

(слайд
15)

 Письмо
Герде или Снежной королеве
.

(слайд
16)
мо Герде или Снежной королеве                                                                           

 Наш
урок подошёл к концу, я хочу сказать вам большое спасибо за  работу.

Урок-игра по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».
(
Исполнение песни сказочника).

I. Работа по теме урока.

а) Вступительное слово о творчестве Г. Х. Андерсена.
(Презентация, I часть).

На севере Европы, под великим скандинавским полуостровом, можно
увидеть ещё один, который своими очертаниями напоминает человеческую ладонь. Он
называется Ютландия. На нём расположена Дания — маленькая скандинавская страна.
В Дании родился и прожил жизнь великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен. Сказки
Андерсена знакомы вам с детства. Датский писатель Ханс Кристиан Андерсен
 родился в1805 году в городе Оденсе  в семье сапожника и прачки.
Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве. Читать и писать будущий
сказочник научился только к 10 годам.

Жил Андерсен очень бедно. Литературные заработки были
единственным источником дохода писателя. Его произведения принимались к печати
не сразу. Критики указывали на ошибки в правописании, были недовольны использованием
элементов разговорного языка, говорили о том, что сказки Андерсена не интересны
ни взрослым, ни детям. Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен был очень одинок.
Только за два месяца до смерти из английской газеты писатель узнал, что его
сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем
мире.          

Андерсен был человеком   необычным, непохожим на
других, видевший жизнь, как он сам говорил, “через волшебное стекло”. А самое
главное – он умел дарить людям  радость. Что может быть прекраснее! Это
талант. Согласитесь, что он дан не каждому. Всего  Андерсен написал 170
сказок.  Сегодня одна из  его сказок приглашает нас в гости.

Появляются герои: Автор, Снежная королева, Герда.                            

II. Стадия “ Вызов”.

а) Вступление. Мини-сценка. (Презентация, II часть).

Автор:

Какое это чудо — лист бумаги.
Бывает белоснежным он с утра —
И вдруг: дороги, замки и овраги —
Я мир создал на кончике пера.
И в этом мире люди обитают,
Они живут, играют, говорят.
Смеются, плачут, думают, мечтают
Добро и зло на выбор свой творят.
Кто в радости, кто в горести, кто в гневе —
Попробуй их характер улови…
Я написал о Снежной Королеве —
Рассказ о дружбе, верности, любви…

Снежная королева:

О Снежной Королеве всем известно.
Да, это я. Я соткана изо льда.
Но жизнь людей мне мало интересна:
Вы нерациональны, господа.
Нелепы ваши бурные искусства,
Вам не понять снежинки красоты.
Вы вспыльчивы, надеетесь на чувства,
В вас нет холодной мудрой пустоты,
Вы так нелепы, так ассиметричны,
Над вами разум не имеет власть,
Вы вспыльчивы, глупы и истеричны,
А я не знаю, что такое страсть.

Герда:

А я с тобою вовсе не согласна,
И все, что ты сказала — ерунда!
Ну, что с того, что ты умна, прекрасна,
Коль вместо сердца — лишь кусочек льда?

Я сто дорог смогу пройти, 
Чтоб брата милого найти!
Я верю, что любви тепло 
Способно уничтожить зло; 
Что жар сердец и солнца луч
Сильнее льда и черных туч, 
Что после вьюг и снежных бурь 
Придет весенняя лазурь. 
И птицы запоют в листве, 
И камни скроются в траве, 
Цветы расстелются ковром 
И с братом мы войдем в свой дом. 
Любовь ведет меня вперед 
И к сердцу брата приведет! 
Я сто дорог смогу пройти, 
Чтоб Кая милого найти.

В начале сказки
«Снежная королева» Х.К.Андерсен писал: «Дойдя до конца нашей истории, мы будем
знать больше, чем теперь». Думаю, что мы с вами, внимательно прочитав сказку,
действительно знаем больше, чем раньше. Посмотрим, так ли это.

Сегодня мы проводим
литературную игру по сказке «Снежная королева». Наша цель, вспомнив
героев и содержание сказки, — выявить самых внимательных и вдумчивых читателей;
рассуждая о добрых и злых героях, ответить на вопрос: «Почему удалось победить
Герде?»

В литературной игре
принимают участие две команды:

«Ледяное сердце» и «Северный олень»

За правильный ответ
участник игры получает снежинку. Команда, набравшая больше снежинок, становится
победителем. Каждый участник оценит свой вклад в игру, поставив себе отметку на
большой снежинке.

I. Разминка по картинкам

II Мозговой штурм

1.      Какая лампа была у лапландки?

2.      На чем она написала письмо финке?

3.      Какую силу просил для Герды у финки олень?

4.      Чем были страшны снежные хлопья?

5.      Кто помог Герде добраться до чертогов Снежной
королевы?

6.      Что обещала подарить Каю Снежная королева?

7.      Кого еще, кроме Кая , спасла Герда во время своего
путешествия?

8.      Какое время года стояло на дворе во время
возвращения  Герды и Кая домой?

III. Узнайте литературного героя.

1. Эта героиня была
такая упрямая и избалованная, что могла укусить свою мать за ухо. Но её тронула
история девочки, которая ищет названого братца. Она приказала северному оленю
отнести Герду к дворцу Снежной королевы. (Маленькая разбойница)

2. Вся она была так
прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза её
сверкали, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни красоты… (Снежная
королева)

3. Она вышла из домика,
опираясь на клюку. Затем вошла в воду, зацепила лодку своей клюкой, притянула
её к берегу и высадила Герду. (Старушка, умеющая колдовать)

4. Герде опять пришлось
присесть отдохнуть. Он прыгал прямо перед ней. Затем долго-долго смотрел на
девочку и заговорил с ней, не очень хорошо выговаривая слова. (Ворон)

5. Она положила оленю
на голову кусок льда, затем принялась читать то, что было написано на сушёной
треске. Прочитала все слова три раза, пока не заучила наизусть. Потом она
посадила Герду на спину оленя, и тот бросился бежать со всех ног. (Финка)

6. «Сильнее, чем она
есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что
ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета». (Герда)

IV.    Кроссворд

V. Конкурс капитанов «Волшебная шкатулка».

О каких предметах
идёт речь?

1. Миллионы его
осколков наделали ещё больше бед, чем оно само. (Зеркало)

2. С их помощью
оттаивало чудесное кругленькое отверстие, а в него выглядывал весёлый, ласковый
глазок. (Монеты)

3. Карета, в которую
принц и принцесса посадили Герду, была набита ими битком. (Фрукты и пряники)

4. Они росли в большом
деревянном ящике. (Розы)

5. Вот ужас! Она
вытащила его, острый, сверкающий, и легла с ним спать. (Нож)

6. С помощью предмета,
который в ящике, можно все забыть? (Гребень)

VI. Дефектные тексты. Найдите и исправьте ошибки. (Тексты распечатаны)

1. В одном небольшом
городе жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на скамеечке, а
рядом стояли ящики, где росли прекрасные фиалки. (Розы)

2. Однажды Кай катался на лыжах, и его
украла Снежная королева. (На санках)

3. Отважная Герда отправилась на поиски Кая. Ей
помогли учёные сорокикороль с королевой,
маленькая разбойница, олень. ( Вороны, принц и принцесса)

4. Снежная королева превратила сердце Кая в комок
снега
, но любовь принцессы спасла его. (Кусок льда, Герда)

VII. Вопросы
сопернику.

«Ледяное сердце»:

1.Что думала Герда,
когда Кай исчез? (Что он умер)

2. Где старушка забыла
стереть розы? ( На соломенной шляпке)

3.Сколько голубей было
у маленькой разбойницы? (Больше сотни)

4.На каком острове
чертоги Снежной королевы? (На острове Шпицберген)

5. Что сделала
старушка, чтобы Герда забыла Кая? (Расчесала ей гребешком волосы)

«Северный олень»

1.Как выглядели
кроватки, в которых спали принц и принцесса?( Как лилии)

2.Какую молитву читала
Герда? («Отче наш»)

3.Какие необычные
существа встречались Герде, когда она вошла во дворец принцессы? (Сны)

4.Что стало с вороном в
отсутствии Герды? (Он умер)

5.Что растопило лед в
сердце Кая? ( Слезы)

VII. Стадия “Рефлексия”.

а) Самостоятельная работа. 

Задание:              

Составьте кластер “Сравнительная характеристика главных
героинь”.

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/625756/img3.jpg

Ответ:

Герда

Снежная
королева

Добрая

Злая

Смелая

Безжалостная

Любящая

Бессердечная

Отважная

Жестокая

Храбрая

Эгоистичная

Верная

Своенравная

Целеустремленная

Корыстная

Преданная

Бездушная

IX. Супер — вопрос для всех команд.

1.     
Почему Герду не задевает осколок зеркала?

2.     
Почему Герда победила Снежную королеву?

X. Итог
урока.

  Наше путешествие подошло к концу.
Борьба закончилась. Красота живого сердца победила красоту льда. Прошёл год.
Наступила весна. Дети повзрослели, стали мудрее. Они научились ценить красоту
живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу,
победить которую не сможет даже волшебство.

И наш урок я хочу закончить словами великого сказочника Г.Х.
Андерсена:

“Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами!

Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом!

Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил,
чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!”.

Кай:

Ребята, я вам всем так благодарен
Мне помощь вашу не забыть вовек.
Мне этот мир — как заново подарен,
Я плачу и смеюсь, я — человек.
Теперь я знаю, дружба непреложна,
И в счастье, и в беде друзей зови,
Жить без друзей на свете невозможно,
И жить нельзя, коль в сердце нет любви.
Печаль свою всегда дели с друзьями,
И в счастье не забудь друзей позвать.
Мы рождены, и знаем это сами,
Чтоб не копить, а людям отдавать…

Автор:

Я сочинил героев, я мечтатель,
Они мне стали ближе, чем родня.
Но жить ли им — решает лишь читатель,
Уж их судьба в руках не у меня…
В тот миг, когда девчонки и мальчишки
Садятся тихо с книгой за столом,
Опять живут герои этой книжки,
И вновь добро сражается со злом.
Пусть Снежная не злится Королева,
Свою мораль она не утвердит.
Мы различим, где право, а где лево,
И правда непременно победит!

XI. Оценка работы учеников.

Вы преодолели пока недолгий, но трудный путь и получили в
награду знания. Храните этот клад знаний и пополняйте на каждом уроке. И
помните: знания – это самое ценное богатство.

Так скажу: ни дать ни взять – 
Вам оценка нынче “пять”! 

А теперь посчитайте, сколько снежинок вы набрали и оцените себя.
Каждая снежинка равна 1 баллу.

XII. Оценка урока. 

У вас на парте лежат сердечки. 
Кому урок не понравился – пусть сердечко останется лежать на парте. 
Кому урок не очень понравился – поднимите сердечко на высоту согнутой
руки. 
А кому урок понравился – поднимите руку с сердечком высоко вверх. 

Окончен урок, и выполнен план. 
Спасибо, ребята, огромное вам! 
За то, что упорно и дружно трудились, 
За то, героям, вы так пригодились! 

Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок, учитесь ценить
красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь,
ту силу, победить которую не сможет даже волшебство! Спасибо за урок!

Дети поют песню « Дорогою добра»

X. Домашнее
задание: иллюстрация к произведению.

  • Родила от отчима рассказ
  • Родина как пишется с какой буквы пишется
  • Родила не от мужа рассказы
  • Родина это сочинение 4 класс
  • Родари сказки по телефону распечатать текст