Родина мать как правильно пишется

Всего найдено: 58 ...это наша малая родина. все ли слова начинаются со строчных? ответ справочной службы русского языка верно: это

Всего найдено: 58

…это наша малая родина. Все ли слова начинаются со строчных?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: _это наша малая родина_.

Как правильно пишется название устройства для присоединения прицепа к автомобилю фАркоп или фОркоп? Несмотря на широкую известность слова, в автомобильном деле, не удалось найти его в словарях. Очень прошу не продинамить меня с ответом, как вы частенько делаете!

Ответ справочной службы русского языка

Словарной фиксации нет, но принято писать _фаркоп_.

Как правильно: «Родина не встретила его с распростертыми объятиями» или «Родина не встретила его распростертыми объятиями» (без «с»?)
С уважением, —

Ответ справочной службы русского языка

Верен первый вариант.

Здравствуй, дорогая «Грамота»!

У меня вот такой вопрос. Я в последнее время стал встречать в книжках какую-то странную грамматическую конструкцию. Возможно, конечно, что это не грамматика странная, а я слегка туговат — короче говоря, такой пассаж:

«Чем только не богата наша Родина

или:

«О чем только не думал он…»

Разве тут не «ни» должно быть? Или из-за этого «только» все меняется? То есть, типа, «Чего же у нас нет на Родине?» Как-то куцо это выглядит. Инстинктивно я пишу всегда в таких случаях «ни», а тут споткнулся, и, главное, не раз уж; забеспокоился. Ответьте, пожалуйста.

Ответ справочной службы русского языка

Конструкции с частицей НЕ входят в восклицательные предложения, в которых часто присутствует частица _только_. Такие предложения — по форме отрицательные — по содержанию всегда содержат утверждение: _О чем только не думал он!_ (думал обо всем).
Конструкции с частицей НИ (часто с предшествующей частицей _бы_) всегда являются частью уступительных придаточных предложений: _Что бы ни случилось, надо сохранять спокойствие_.
См. также http://spravka.gramota.ru/pravila.html?gl_13.htm [Правила].

Как правильно склонять статуя Родина-мать?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _Родины-матери, Родине-матери_ и т. д.

Подскажите,пожалуйста,в каком случае слово Родина пишется с маленькой,а в каком- с большой?Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ № 183608.

Здравствуйте. Подскажите, будет ли склоняться название города Сковородино. Например, прилетел из Сковородина(о)? Прилетел из города Сковородино (а)? спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

См. http://spravka.gramota.ru/blang.html?id=167 [«Письмовник»].

Подскажите, пожалуйста, как правильно склоняется фамилия Родин-Сова? письмо для …? кому? … о ком?…
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В русских двойных фамилиях первая часть склоняется, если она сама по себе употребляется как фамилия: _письмо для Родина-Совы, кому? Родину-Сове, о Родине-Сове_.

I. Подскажите, пожалуйста, союз «или» в следующих фразах будет пояснительным или разделительным. Нужны ли запятые?
1)Динамикой жидкости(,) или гидродинамикой(,) называют особую часть механики.
2)Плотностью внутренних поверхностных сил в точке А(,) или напряжением в точке А(,) называется вектор р(А).
3)Превышение абсолютного давления над атмосферным называется избыточным(,) или манометрическим(,) давлением.

II. Могут ли склоняться слова:
вектор-функция, вектор-столбец, радиус-вектор?

Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

1. В этих случаях союз _или_ присоединяет пояснительные члены предложения, указанные запятые нужны. 2. Склоняется вторая часть: _вектор-функции, вектор-столбца, радиус-вектора_.

Подскажите, пожалуйста, надо ли брать в кавычки названия фонтанов, памятников? Например, фонтан Дружба народов, памятник Родина-мать, обелиск Европа?

Нужно ли второе тире в предложении: Внезапно налетевший порывистый ветер — «кызыльский дождь» (-) с бешеной скоростью…

Надеюсь на Ваш ответ, спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

1. Кавычки нужны: фонтан «Дружба народов», памятник «Родина-мать», обелиск «Европа». 2. В приведенном случае второе тире корректно.

В каком случае слово «родина» пишется с заглавной, а в каком со строчной буквы?

Ответ справочной службы русского языка

Слово _родина_ пишутся с большой буквы, если употребляются в высоком смысле.

Моему ребёнку при написании словарного диктанта была снижена оценка за ошибку при написании слова «отечество». Ошибка заключалась в том, что написано оно было с маленькой буквы. Контекст какой-либо отсутствовал. Я просмотрел все имеющиеся у меня словари, которые показывает, что ребёнок поступил правильно. Может имеющиеся у меня словари устарели и появились какие-то новые нормы. Пожалуста прокоментируйте. Тот же вопрос по слову «родина«.
Большое спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Слова _отечество_ и _родина_ пишутся с большой буквы, если употребляются в высоком смысле.

В каких случаях слово «Родина» пишется с большой буквы, а в каких с маленькой.
Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ № 183608 .

Видео: Мамаев курган и скульптура «Родина-мать зовет»

Основные моменты

Скульптура «Родина-мать зовет»

Памятник «Родина-мать зовет» является композиционным центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы», он выполнен в виде статуи женщины-матери, которая шагает вперед с поднятым мечом, призывая своих сыновей к битве с врагом. Впечатление от скульптуры усиливают растрепанные на ветру волосы, резкие контуры фигуры, яркая эмоциональность лица и сильные руки женщины. Широко раскрытые глаза и рот создают атмосферу тревожности и напряжения. То, что памятник стоит не на высоком постаменте, а всего в двух метрах над землей, придает ему еще большую реалистичность.

У подножия памятника «Родина-мать зовет» находится вершина Мамаева кургана – площадь Скорби. Отсюда, из самого центра Волгограда открывается захватывающий вид на весь мемориальный комплекс, кварталы города, широкую долину Волги и Заволжье.

Лестница, ведущая к мемориалуПлощадь Скорби

Авторская идея памятника

Инициатором создания величественного монумента стал известный советский скульптор-монументалист Евгений Викторович Вутечич. Он принимал участие в Великой Отечественной войне, в боях был контужен и в полной мере понимал всю тяжесть перенесенных народом испытаний.

Е. В. Вутечича считают одним из основоположников монументального стиля, который позже получил наименование «сталинского классицизма». Созданные им работы отличает гигантизм, использование традиций модерна и пафос сюжетов.

Скульптор Евгений Викторович Вутечич

Перед созданием мемориала «Родина-мать зовет» в Волгограде, Вутечич руководил масштабным художественным проектом в берлинском Трептов-парке. В соавторстве с архитекторами и инженерами им был создан ансамбль-памятник, посвященный воинам Красной Армии, центром которого стала выразительная бронзовая фигура Воина-освободителя.

К работе на берегу Волги скульптор приступил, обладая большим опытом художественных и технических решений. На открытых пространствах Мамаева кургана он предложил создать группу из нескольких скульптур большого масштаба, которые было бы хорошо видно с разных сторон. Фигура Родины-матери, по замыслу автора, должна была символизировать призыв Отечества к своим гражданам – защитить родную землю от врагов.

Существует несколько версий, кого именно Вутечич избрал в качестве прототипа для своей скульптуры Родины-матери. Кто-то утверждает, что Вутечичу позировала его супруга Вера. Другие говорят, что лицо на памятнике имеет портретное сходство с известной в СССР метательницей дисков и многократной рекордсменкой Ниной Яковлевной Думбадзе. Сами волгоградцы убеждены, что героиней скульптора стала официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова.

Построенный памятник «Родина-мать зовет» был признан выдающимся образцом монументального искусства и сделал имя скульптора широко известным не только в стране, но и за рубежом. В 1970 году авторскому коллективу, работавшему над монументом, вручили Ленинскую премию.

Е. В. Вутечич показывает строительство мемориала делегации во главе с Н. С. ХрущевымЕ. В. Вутечич показывает строительство мемориала делегации во главе с Н. С. Хрущевым

История строительства памятника «Родина-мать зовет»

Мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане начали возводить в 1959 году, когда еще сам Волгоград не был полностью восстановлен из руин. В те годы при проведении земляных работ находили неразорвавшиеся снаряды и мины, и поэтому возле работающего экскаватора саперы несли постоянное дежурство.

Макет памятника, выполненный Е. В. Вутечичем

Помимо Е. В. Вутечича, над памятником «Родина-мать зовет» работало еще несколько скульпторов. Команду архитекторов возглавлял Яков Борисович Белопольский, а инженерными вопросами по сооружению мемориала занимался известный в стране специалист в области строительства, архитектор Николай Васильевич Никитин. На него была возложена задача разработать конструкцию фундамента и несущих каркасов огромного монумента.

Кроме строительных работ, проект военного мемориала предусматривал «озвучивание» всех скульптурных композиций, включая памятник «Родина-мать зовет». Эта работа была поручена диктору Юрию Борисовичу Левитану, звукорежиссеру Александру Ивановичу Гераськину и режиссеру Виктору Кадиевичу Магатаеву. Роль консультанта по военным вопросам выполнял Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков, войска которого в годы Великой Отечественной войны сумели отстоять город на Волге.

Первоначально скульпторы создали небольшую полуметровую версию памятника. Ее делали в мастерской, устроенной в подвале волгоградского магазина «Минск». Потом работа над памятником продолжилась на заводе «Газоаппарат». Там по изготовленному образцу соорудили пятиметровую версию монумента.

В первоначальном проекте фигур у памятника должно было быть две – женщины-матери и коленопреклоненного солдата. Предполагалась также, что женщина будет держать в руке развернутое знамя. Постамент планировали пышно декорировать.

Общий вид мемориала во время строительства

Однако, от всех этих идей скульптор Вутечич позднее отказался. Он не стал строить к памятнику лестницу, а ограничился пешеходной дорожкой, которая, как лента, опоясывала подножие монумента. Кроме того, в процессе производства решено было увеличить размер главной скульптуры воинского мемориала с 32 до 56 метров, а затем – и до 85 м.

Во время строительных работ организаторам приходилось решать самые разные проблемы. Слои бетона нужно было прочно скрепить друг с другом. Для этого необходимо было наладить непрерывную поставку бетона на строительную площадку. Чтобы грузовики с бетоном ничто не задерживало в пути, их снабдили цветными лентами. Водители получили разрешение проезжать на красный сигнал светофора, а сотрудникам ГАИ предписали не тормозить такие машины.

В мае 1965 года проверяющие строительство специалисты из Госстроя дали рекомендации значительно усилить железобетонную конструкцию. Опасения инженеров и технологов были вызваны состоянием грунта, на котором возводили памятник «Родина-мать зовет». Это была обводненная толща майкопских глин, и они постепенно «сползали» к волжскому берегу. Чтобы катастрофы не произошло, строители сделали дополнительное бетонирование в основании монумента.

Памятник во время строительстваПеред установкой меча

Стройка продолжалась в течение нескольких лет, в основном в теплое время года. В октябре 1967 года все работы были завершены, и памятник торжественно открыли.

Скульптура «Родина-мать зовет» является частью триптиха, в который также входят памятники в Магнитогорске и Берлине. Уральский монумент «Тыл – фронту» символизирует меч Победы, который рабочие выковали для воинов, освобождавших страну от захватчиков. Скульптура «Родина-мать зовет» поднимает этот меч на борьбу с врагом. А «Воин-освободитель» в Берлине держит меч опущенным, так как война, наконец, закончилась.

Скульптура «Родина-мать зовёт!». Инфографика

Устранение недочетов конструкции

Первые проблемы с памятником «Родина-мать зовет» выявили уже на следующий год после его открытия. «Слабым местом» монумента оказался меч, который Родина-мать держала в руке. Первоначально его сделали из прочных листов нержавеющей стали и обшили титаном. Однако, такое решение оказалось технически ошибочным. Большие размеры и вес меча привели к его излишней парусности. В том месте, где меч прикреплялся к руке, возникало избыточное напряжение. От раскачивания он слегка деформировался, и листы титана при ветре издавали неприятный гремящий звук.

Учитывая эти проблемы, в 1972 году старый меч заменили на другой, полностью изготовленный из стали. Кроме того, в верху меча проделали специальные отверстия, которые избавили его от излишней парусности. Меч соорудили из металла, выплавленного на Волгоградском металлургическом заводе «Красный Октябрь».

Рука с мечомСкульптура «Родина-мать зовет» внутри

В 1986 году весь памятник «Родина-мать зовет» обследовали специалисты. По их рекомендации железобетонную конструкцию дополнительно укрепили. В 2013 году архитектор из Москвы Владимир Церковников выступил с обращением в Министерство культуры и заявил, что фундамент знаменитой скульптуры был изначально рассчитан неправильно, и поэтому монумент находится под угрозой обрушения. Он ничем не скреплен с основанием и держится лишь за счет собственного веса.

Вид на памятник со стороны жилой застройки

Технические характеристики монумента

Бетонная скульптура «Родина-мать зовет» стоит на двухметровом постаменте. Все сооружение подпирает прочный фундамент, углубленный в землю на 16 метров. Земляной холм, на котором возвышается весь мемориал, сформирован искусственно. Чтобы фундамент смог выдержать огромный вес бетонной конструкции, сюда насыпали около 150 тонн земли.

Внутри статуя полая. Толщина сделанных из железобетона стенок составляет от 25 до 30 см. Бетонную оболочку поддерживает металлический каркас весом 2,4 тысячи тонн и 99 крепких тросов, которые не дают каркасу прогнуться под давлением 5,5 тысяч тонн бетона. Металлические тросы находятся под постоянным натяжением, и их натяжение фиксируется специальными датчиками.

Фрагменты монумента «Родина-мать зовет»

Высота фигуры женщины без учета меча – 52 метра. Общий вес памятника превышает 8 тысяч тонн. Стальной меч имеет длину 33 м и весит 14 тонн. Держащая его рука, вытянута вверх на 20 м. Таким образом, высота всего памятника составляет 85 метров.

С 1966 года монумент «Родина-мать зовет» слегка отклоняется от основной оси, но показатели этих отклонений не превышают расчетных нормативов. Так, например, с 2000 по 2008 годы горизонтальное смещение верхушки памятника составило всего 16 мм.

Вид на Волгоград от верхней части памятника.

Интересные факты о памятнике «Родина-мать зовет»

  • В момент окончания строительства волгоградский монумент был выше всех статуй мира. На сегодняшний день он занимает 9 место среди самых высоких памятников планеты.
  • По сравнению со средним ростом человека, скульптура Родины-матери увеличена в 30 раз.
  • Знаменитый памятник изображен на флаге и гербе Волгоградской области.
  • Вокруг памятника сложилось много легенд. Одна из них рассказывает об исчезнувшем внутри монумента рабочем. Это произошло, когда тот монтировал стальную конструкцию. Пропавшего человека так и не смогли найти.
  • Недавно в 200 метрах от монумента построили православный храм Всех Святых. Он появился именно в том месте, где первоначально должен был стоять сам памятник.

«Родина-мать зовет» в вечерней подсветкеАльпинист на памятникеМонумент и храм Всех Святых

Как добраться

К подножию Мамаева кургана, где установлен монумент «Родина-мать зовет», можно подъехать на автобусах, троллейбусах и маршрутных такси. Здесь же делают остановки городские электрички и метротрам – скоростной трамвай Волгограда. Вход на территорию мемориала бесплатный.

Слово Родина будто бы простое, но в отношении правописания трудное. Главный вопрос тут: когда его нужно писать с большой буквы, а когда с малой? И, поскольку Родина неразделима с мироощущением человека, кто имеет моральное право писать это слово с большой буквы, а кто нет? Почему Дмитрий Николаевич Тимофеев-Ресовский, младенцем увезённый в Германию, всю свою короткую жизнь проживший там, да ещё и большей частью при Гитлере, называл Россию Родиной? И вопрос посложнее. Баварский еврей Хайнц Альфред Киссингер, спасаясь от нацистского геноцида, в 15 лет, т.е. уже в сознательном возрасте, вместе с семьёй эмигрировал в Америку. Миру он известен как Генри Киссинджер – истовый американский патриот, всю свою жизнь положивший на службу США. Какую страну ему по праву можно считать Родиной с большой буквы? И есть ли у него моральное право выразить это на письме? Попробуем разобраться, поскольку одними официальными установлениями и формальными правилами тут не обойдёшься.

Когда нужно писать с большой буквы…

Слово Родина обязательно пишется с большой буквы в четырёх случаях, причём не обязательно ради выражения патриотических чувств:

  1. В письменных заявлениях и вообще писаных документах любого рода, касающихся общегосударственных дел, исходящих от высших должностных лиц государства. Родина с большой буквы здесь свидетельствует, что автор сознаёт всю меру своей ответственности перед Отечеством. Были некогда и государства, где даже президент, нарушивший данное правило, автоматически отстранялся от должности и шёл под суд, как командир воинской части, потерявшей боевое знамя.
  2. В официальных заявлениях и др. документах, писаных военнослужащими и другими индивидуумами, принявшими или готовыми взять на себя формальные обязательства перед Отчизной: «Присягу на верность Родине принять готов!» В этом значении написание Родина свидетельствует, что индивидуум действует не только по убеждению, но и обязан исполнять требуемые Родиной служебные обязанности.
  3. В официальных документах любого уровня, если речь идёт об общегосударственных делах: «Наша деревня вносит посильный вклад в снабжение Родины продовольствием». Написание с большой буквы тут просто говорит о том, что часть своей сельхозпродукции сельчане продают в государственные закрома.
  4. В крылатых выражениях «верность Родине», «на благо Родины», «по зову Родины», «Родина-мать зовёт (велит)», и др., если они употребляются в прямом значении. Написание с малой буквы в таком случае значит, что выражение употреблено в ироническом или др. косвенном, непатриотическом смысле.

… и когда нужно с малой

Во таких случаях «родина» пишется с малой буквы:

  1. Если речь идёт о месте рождения в пределах большой Родины, о малой родине: «Моя родина Калуга»; «Его родина Урал».
  2. Если человека в силу обстоятельств лишился подлинной Родины. Так, отвечая на вопрос в начале: Генри Киссинджеру лучше писать родина применительно и Германии, и к США, и к Израилю, но к США родная страна (native country), а к Германии страна происхождения или страна рождения (см. также примечание в конце).
  3. Уроженцу данной страны, правомерно считающему своей Родиной другую страну, если он лоялен по отношению к стране пребывания. Так, старший брат из примера выше может написать: «Моя родина Казахстан, но я ощущаю своей Родиной Россию». Если же его тяготит жизнь там, где он живёт, то лучше писать «страна проживания».
  4. Если речь идёт о месте происхождения живого существа, биологического вида, чего-то ценного и вообще не индивидуума: «Индия – родина огурцов»; «Африканские пустыни родина верблюдов-дромадеров (одногорбых), а среднеазиатские – бактрианов (двугорбых)»; «Англия родина большего количества важнейших изобретений, чем США»; «Движущей силой Великих географических открытий были поиски родины золота и пряностей». Частичные синонимы «место произрастания», «место обитания» (к животным и растительным ресурсам соответственно), «месторождение» (минеральных ресурсов).

Грамматика

Грамматически слово «родина» – обычное неодушевлённое имя существительное женского рода 1-го «школьного» склонения (II академического). Состоит из корня «род-», суффикса «-ин-» родового окончания «-а». Постановка ударения и разделение переносами ро́-ди-на. Падежные формы:

  • Именительный: ро́дина (ед. ч.); ро́дины (мн. ч.).
  • Родительный: ро́дины (ед. ч.); ро́дин (мн. ч.).
  • Дательный: ро́дине (ед. ч.); ро́динам (мн. ч.).
  • Винительный ро́дину (ед. ч.); ро́дины (мн. ч.).
  • Творительный: ро́диной или ро́диною (ед. ч.); ро́динами (мн. ч.).
  • Предложный: <о, на, к, при> ро́дине (ед. ч.); <о, на, к, при> ро́динах (мн. ч.).

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Мы продолжаем серию материалов «Что полезно знать туристу» — наши соотечественники, давно живущие за границей, или знающие русский иностранцы рассказывают об особенностях быта и культуры разных государств. На этот раз речь пойдет о родине красивых тостов и хачапури — Грузии.

Почему в стране, которая называет себя Сакартвело, не любят бюрократии и далеко идущих планов, как правильно есть хинкали и какую валюту принимают местные лифты — это и многое другое РИА Новости объяснила Карина Сафиуллина, которая переехала в Грузию почти три года назад и вышла замуж за тбилисца.

Грузинское застолье, или супра (სუფრა), включено в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. И не зря: известные своим гостеприимством грузины накрывают стол так, что тарелки действительно стоят в несколько этажей.

«Я еще ни на одних таких посиделках даже до десерта дойти не смогла, потому что меня обездвиживали уже хачапури и пхали», — признается Карина.

Каждый пир обычно приводит к тому, что называют «шемомечама» (ემომეჭამა) — это слово на русский перевести можно только предложением «не хотел, не собирался, но съел».

В традиционном грузинском застолье обязательны большие кувшины с домашним белым вином. Его пьют из стаканов. А красное в Грузии иногда называют черным.

Первым тост произносит тамада, которого назначает хозяин дома, остальные — по желанию. Кстати, всем известное «алаверды» произошло от арабского «Бог дал» и означает вовсе не ответ, а передачу слова другому гостю.

Чисто грузинское изобретение — тост «гансхвавебули» (განსხვავებული) — «особенный, отличительный». Он посвящен чему-то очень важному и требует особого сосуда: красивого бокала, рога, вазы — того, что найдется под рукой (хоть из черепицы — иногда так тоже бывает).

«И про любимые многими хинкали. Их можно и нужно есть руками даже в ресторанах. Причем обязательно при этом — не пролив на тарелку ни капли бульона. Иначе, как говорит мой муж, «хинкали, считай, потерян». Так что грузинам просто больно смотреть, когда иностранцы пытаются справиться с этими огромными «пельменями» с помощью ножа и вилки», — рассказывает Карина.

Мама — это папа, а папа — это дедушка

Если вам кажется, что польский или чешский — это немного «русский наоборот», вы просто не знаете грузинский. Например, папа произносится как «ма-ма» (მამა), маму они называют «дэ-да» (დედა), а дедушек в Восточной Грузии — «па-па» (პაპა).

«Во многих языках Европы для обозначения родителей слова похожи. Так что привыкнуть к тому, что если грузин назвал кого-то мамой, то это его папа, мне было очень сложно», — смеется Карина.

Но на этом сюрпризы не кончаются. Например, в семье дети называют родителей по имени, а те, в свою очередь, обращаются к своим чадам «мамочка» или «папочка». То есть все ровно наоборот. Такая же зеркальная система может действовать и у внуков с бабушками-дедушками.

В этой маленькой стране почти все друг друга знают, и у одного человека может быть больше тысячи знакомых. Важно обозначить свой узкий круг. В компании близкие друзья называют друг друга «дзмакаци» («дзма» — брат, «каци» — мужчина) или «дакали» («да» — сестра, «кали» — женщина).

В речи грузин часто можно услышать русские слова: «просто», «ясно», «короче», «пока», «все», хотя в их родном языке есть аналоги. Похоже на то, как мы говорим «чао» или «мерси» вместо «пока» и «спасибо». 

Причем печатают обычно наши слова там неправильно: у них пишется так, как слышится. И кстати, про их типичные ошибки, фразы на русском вроде «красивый девушка» и «один умный вещь»: в грузинском нет грамматической категории рода, они в этом путаются, предпочитая просто все склонять в мужском.

«Когда я переехала в Грузию, долго не могла привыкнуть к размеренному образу жизни, присущему южным странам. Здесь живут одним днем: никто никуда не торопится, ни о чем не беспокоится. Чувствуется легкость во всем. Даже коровы лежат себе посередине дороги, машинам их приходится объезжать, а им хоть бы что», — говорит Карина.

«Сначала я пыталась строить планы и следовать им, как я привыкла в Москве. Но в Грузии это оказалось бесполезным занятием. То родители мужа пригласят на семейное застолье, то друзья позовут на вечеринку. И все это обычно в самый последний момент, — объясняет собеседница. — У нас это обычно не принято, приглашения рассылают за неделю, а то и за месяцы, но там именно так и живут». 

И продолжает: «Раньше я нервничала, но теперь тоже плыву по течению, наслаждаясь каждым моментом жизни в этой прекрасной стране».

То ли из-за того, что государство маленькое, то ли потому, что здесь правда не любят напрягаться и напрягать, бюрократия Грузии не особо свойственна. Практически все в Тбилиси можно оформить, не выходя из одного здания, Дома Юстиции — причудливого строения, которое напоминает по форме сросшиеся грибы (кстати, местные его так и называют).

Сюда приходят за паспортом, пропиской, гражданством, зарегистрировать недвижимость, жениться, развестись, открыть фирму. «И, по моим наблюдениям, делается здесь все без лишней волокиты», — отмечает Карина.

В Грузии очень развит местный туризм. Во-первых, грузины большие патриоты, во-вторых — страна очень компактная. В-третьих, здесь невероятное разнообразие природы: и море, и горы, и водопады, и леса, и пустыни, и виноградники. «Зимой можно рвануть в Гудаури — одним днем — покататься на горных лыжах, а летом запросто укатить на уикенд в Батуми», — приводит пример Карина. 

Любители винных туров обычно отправляются в Кахетию, а ценители дивной природы — в главные «медвежьи углы», Сванетию и Рачу. Самые смелые — в Тушетию, куда ведет очень опасная дорога, открытая только два месяца в году.

Гурманы ездят везде, так как в каждом регионе — свои блюда. И пробовать лучше «на родине», так вкуснее и аутентичнее.

В Аджарии — знаменитое аджарское хачапури, в Пасанаури — хинкали, в Мегрелии — гоми (мамалыга), эларджи, харчо (это не суп, а блюдо из говядины с орехами и кучей специй), в Сванетии — кубдари (мясной пирог) и петрваали (хачапури с просом). Или, скажем, назуки, сладкий хлеб с изюмом, пекут лишь в поселке Сурами (недалеко от Боржоми), что проезжаешь по дороге из Тбилиси к морю. Зато делают его там буквально в каждом доме — в глазах рябит от табличек этих мини-булочных.

Почти везде, даже в небольших городках, можно расплатиться картой, хотя иногда мелочь все же требуется. Так, в некоторых лифтах даже того же Тбилиси установлены монетоприемники, и придется топать на свой этаж пешком, если в кармане нет пяти-десяти тетри. Если только сосед не «пригласит на лифт», что случается довольно часто.

А еще в Грузии нет центрального отопления — все отапливаются как могут, в основном газовыми котлами. Но оптимизма от этого меньше ничуть не становится. Уж такой характер. 

Виктория Бекхэм по-тбилисски

Что привезти из Грузии домой? Конечно, в первую очередь чачу или прекрасное вино (кстати, попробуйте) квеври — то, которое хранится в амфорах. Его выдерживают не в дубовых бочках, как обычно, а в глиняных сосудах, вкопанных в землю. Вкус у такого вина более терпкий.

Чурчхелу лучше покупать на рынке, обязательно торгуясь с местными бабулями. Там же можно приобрести ароматные специи, попробовать джонджоли — это такие маринованные цветочки, растущие только на Кавказе, из них получается интересная закуска.

На блошином рынке на Сухом мосту в Тбилиси продают картины местных художников и всевозможный антиквариат, прежде всего советской эпохи — значки, марки, фарфор. 

Ну а модникам обязательно нужно прогуляться по богемному району Ваке, где сосредоточены бутики местных дизайнеров, которых последние лет пять в фешен-мире называют главным открытием.

Так, грузин Демна Гвасалия давно и успешно возглавляет модный дом Balenciaga, а жену мэра Тбилиси — модельера Ануки Арешидзе пресса прозвала «грузинской Викторией Бекхэм».

52-метровая фигура статной женщины с мечом уже пятьдесят четыре года возвышается над Мамаевым курганом в Волгограде. Два десятилетия она была самой большой статуей в мире, да и сегодня поражает своими размерами и выразительностью. Пресс-служба Главгосэкспертизы России изучила историю создания великого во всех отношениях монумента.

Конкурс на создание памятника был объявлен в 1944-м — на следующий год после победы СССР в Сталинградской битве. Предлагались разные идеи, в большинстве своем так или иначе увековечивавшие образ Сталина. И только Андрей Константинович Буров, который был не только зодчим, но и талантливым инженером-изобретателем, предложил построить 150-метровую пирамиду из переплавленных немецких танков. Но эту идею отвергли.

pam1

Процесс выбора затянулся на пятнадцать лет, а проект в конце концов достался Евгению Викторовичу Вучетичу, который вообще не участвовал в конкурсе, однако успел проявить себя как выдающийся монументалист. Ему, например, принадлежит идея памятника Дзержинскому на одноименной площади в Москве и Ленину на Волго-Донском канале. В 1948 году Вучетич был главным скульптором Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Кроме того, сам он в начале войны ушел добровольцем на фронт и воевал, пока не был контужен, – словом, его кандидатура идеально подходила для создания идеологического монумента.

pam2

pam3

Изначально утвержденный проект выглядел иначе: там тоже был образ Родины, но рядом с женской фигурой должна была находиться статуя коленопреклоненного солдата, протягивавшего ей меч. В этой композиции был нужный пафос, но не было динамики, и Вучетич самовольно изменил идею: фигура Родины должна стремиться вперед, она поднимает над головой меч и оборачивается, призывая своих сыновей ринуться в бой.

pam4

pam5

pam6

При первом же взгляде на Родину-мать Вучетича становится понятно, что именно брал за основу своего проекта скульптор, получивший прекрасное классическое образование в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (сегодня – Санкт-Петербургская академия художеств им. Репина). Конечно же, Нику Самофракийскую! Та же стремительность, те же развевающиеся одежды, охватывающие атлетическую фигуру, та же мощь и красота. И те же «мурашки» по коже у зрителей при взгляде на произведение.

Несомненно, родосскому скульптору Пифокриту, создавшему великолепную Нику, позировала женщина с прекрасными физическими данными. А кто же послужил моделью Евгению Вучетичу? Лицо Родины скульптор «делал» со своей молодой жены, третьей по счету, – Веры Владимировны, в девичестве Покровской. Фигуру же он лепил со знаменитой советской метательницы диска Нины Думбадзе.

У Нины – интереснейшая биография. Ее отец, Яков Думбадзе, учился в медицинском университете Берлина, где женился на шведке, баронессе Матильде фон Икскюль. Сначала семья жила в Одессе, именно здесь в 1935 году Якова Константиновича арестовали и дали пять лет лагерей. Что случилось с Матильдой, — неизвестно. А Нина попала в Тбилиси. В детстве она занималась балетом, но в шестнадцать лет пришла в легкую атлетику, где стала демонстрировать прекрасные результаты в прыжках в высоту и длину, а также в многоборье.

После тяжелой травмы, полученной на соревнованиях по прыжкам, Нине рекомендовали оставить спорт, но вместо этого она занялась более статичной дисциплиной – метанием диска. Она дважды стала чемпионкой Европы, рекордсменкой Всемирных студенческих игр 1951 года в Люксембурге. Лучший свой результат Нина показала на чемпионате Европы 1946 года: она метнула диск на немыслимые 51, 24 метра. Это был абсолютный мировой рекорд, который долго еще никто не мог побороть и который не был засчитан, поскольку СССР тогда не являлся членом Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF). А в 1952-м Нина превысит собственный рекорд, запустив диск на 57, 04 м. Результаты Нины входили в десятку лучших в мире в течение двадцати лет. Думбадзе была мощной, высокой спортсменкой с ростом 178 и весом 82 кг. Вучетич сделал безошибочный выбор, дав Родине-матери сильное статное тело Нины Думбадзе.

Итак, высота фигуры Родины-матери должна была составлять 52 метра. Плюс рука, поднятая на 20 метров, плюс меч длиной 33 метра. Общая высота скульптуры – 85 м. Инженерные расчеты для сооружения этой конструкции делал выдающийся инженер Николай Васильевич Никитин. В 1937 году он работал в мастерской, где создавался так и не осуществленный проект знаменитого Дворца Советов высотой 495 метров. Именно Никитин тогда рассчитал динамическое действие ветровой нагрузки на здание, для чего разработал новую методику – весьма близкую к той, что используется в аналогичных ситуациях сегодня. Кроме военных сооружений он проектировал сборные железобетонные конструкции промышленных зданий, был одним из создателей высотного здания МГУ на Ленинских горах. Одно время он работал главным конструктором Моспроекта и Центрального научно-исследовательского института экспериментального и типового проектирования зрелищных, спортивных и административных зданий и сооружений. Наконец, Никитин стал автором проекта и главным конструктором Останкинской телебашни.

Строительство Родины-матери было начато в 1959 году, когда Волгоград, который тогда еще назывался Сталинградом, лежал в руинах. Чтобы укрепить фундамент скульптуры, его засыпали 150 тыс. тоннами грунта. Дело шло медленно, на один только монтаж строительных лесов ушло полтора года. В 1964-м их наконец поставили на вершине Мамаева кургана. Внутри лесов установили стальную арматуру и деревянную опалубку, а затем, ярус за ярусом, стали наращивать бетон. Руки, голову, шарф и, конечно, меч Родины-матери делали в мастерских, а затем поднимали краном.

pam7

pam8

Монумент полый: внутри него натянуты металлические канаты, которые делают статую устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Кстати, кроме тех 150 тонн грунта, Родина-мать никак не закреплена на земле. Она стоит и не падает за счет собственного веса в 8 000 тонн. Железобетон, из которого сделан монумент, был самым дешевым на тот момент материалом. Но он оказался весьма хрупким: уже через год после открытия памятника на нем образовались маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно стали покрывать водоотталкивающим средством.

Открытие Родины-матери состоялось только в 1967 году, но вскоре последовал ряд доработок монумента. Например, 33-метровый меч Родины изначально был сделан из нержавеющей стали и обшит листами титана. Но поскольку он раскачивался и скрипел на ветру, в 1972 году его заменили на стальной, с отверстиями для снижения парусности. Тогда же, в 1972-м, пришлось провести первые реставрационные работы.

pam10

pam11

pam12

Последняя реставрация Родины-матери заняла несколько лет. В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи, в 2017-м прошли противоаварийные работы, в частности, были заменены канаты внутри монумента, обеспечивающие его устойчивость. Наконец, в марте 2019 года началась реставрация внешней поверхности статуи, которую завершили в мае 2020 года к 75-й годовщине Победы.

Фото: wikiway.com, photocentra.ru

  • Родина моя татарстан сочинение
  • Родина мать зовет как пишется
  • Родина мумий тролль сказка
  • Родина место где я родился и вырос шукшин сочинение
  • Родинка рассказ шолохова читать