Род литературы сказка о потерянном времени

В 2023 году будут отмечать юбилеи многих достойных образцов мировой и российской литературы. в тематических кружках и библиотеках проводят специальные

Книги-юбиляры 2023 года

В 2023 году будут отмечать юбилеи многих достойных образцов мировой и российской литературы. В тематических кружках и библиотеках проводят специальные мероприятия, чтения или выставки. Подготовиться к ним заранее можно после ознакомления с перечнем книг-юбиляров 2023 года.

Мировая литература

Мировые литературные сообщества чествуют в 2023 году десятки книг-юбиляров. Некоторые фолианты были написаны более нескольких столетий тому, поэтому запланирован целый ряд мероприятий по этому поводу.

950 лет (1073)

  • Древнерусская рукописная книга «Изборник»

Книга «Изборник»

765 лет (1258)

  • Сборник притч «Гулистан» («Розовый сад») Саади Ширази

725 лет (1298)

  • «Книга о разнообразии мира» Марко Поло

670 лет (1353)

  • Новеллы «Декамерон» Джованни Боккаччо

«Декамерон» Джованни Боккаччо

510 лет (1513)

  • Трактат «Государь» Никколо Макиавелли

490 лет (1533)

  • «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле

430 лет (1593)

  • Пьеса «Укрощение строптивой» Уильяма Шекспира

270 лет (1753)

  • Комедия «Трактирщица» Карла Гальдони

215 лет (1808)

  • Первая часть «Фауста» Иоганна Вольфганга фон Гёте

210 лет (1813)

  • «Гордость и предубеждение» Джейн Остин

Джейн Остин

205 лет (1818)

  • «Эдинбургская темница» и «Роб Рой» В. Скотта
  • «Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона

200 лет (1823)

  • «Квентин Дорвард» В. Скотта
  • «Пионеры» Джеймса Фенимора Купера

195 лет (1828)

  • «Полтава» А. Пушкина
  • «Конрад Валленрод» А. Мицкевича

190 лет (1833)

  • «Евгения Гранде» Оноре де Бальзака
  • Новеллы «Мозаика» Проспера Мериме

180 лет (1843)

  • «Золотой жук» Эдгара По
  • «Консуэло» Жорж Санд
  • «Утраченные иллюзии» Оноре де Бальзака
  • Сказки «Соловей» и «Гадкий утенок» Ганса Христиана Андерсена

175 лет (1848)

  • «Домби и сын» Ч. Диккенса
  • «Ярмарка тщеславия» Уильяма Теккерея
  • «Дама с камелиями» Александра Дюма-младшего

Дама с камелиями

165 лет (1858)

  • «Оцеола, вождь семинолов» Майн Рида

150 лет (1878)

  • «Чрево Парижа» Эмиля Золя

145 лет (1878)

  • «Без семьи» Гектора Мало

140 лет (1883)

  • «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона
  • «Жизнь» Ги де Мопассана

135 лет (1888)

  • «Сумерки идолов» Ф. Ницше

130 лет (1893)

  • «Дочь Монтесумы» Генри Райдера Хаггарда

125 лет (1898)

  • «Война миров» Герберта Уэллса

«Война миров» Герберта Уэллса

115 лет (1908)

  • «Остров пингвинов» А. Франса
  • «Синяя птица» М. Метерлинка

105 лет (1918)

  • «Муки ада» Акутагава Рюноске

95 лет (1928)

  • «Трехгрошовая опера» Б. Брехта

90 лет (1933)

  • «Камера Обскура» В. Набокова

85 лет (1938)

  • «Три товарища» Эрих Марии Ремарка

80 лет (1943)

  • «Игра в бисер» Г.а Гессе
  • «Иосиф и его братья» Т. Манна
  • «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.

75 лет (1948)

  • «Осквернитель праха» У. Фолкнера
  • «Молодые львы» И. Шоу

70 лет (1953)

  • «451 градус по Фаренгейту» Рея Бредбери

65 лет (1958)

  • «Полковнику никто не пишет» Габриэля Гарсии Маркеса

55 лет (1968)

  • «Аэропорт» А. Хейли

Русская литература

Среди книг-юбиляров есть много тех, которые написаны русскими авторами, но стали известными по всему миру и переведены на различные языки.

190 лет (1833)

  • «Пёстрые сказки» В. Одоевского

185 лет (1838)

  • «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Лермонтова

175 лет (1848)

  • «Белые ночи» Ф. Достоевского

«Белые ночи» Ф. Достоевского

165 лет (1858)

  • Повесть «Ася» И. Тургенева
  • «Детские годы Багрова-внука» С. Аксакова
  • Цикл путевых очерков «Фрегат Паллада» И. Гончарова

160 лет (1863)

  • «Князь Серебряный» А. Толстого
  • «Мороз, Красный нос» Н. Некрасова.
  • «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля

155 лет (1868)

  • «Идиот» Ф. Достоевского
  • Комедия «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского

150 лет (1873)

  • Вторая части поэмы «Русские женщины» Н. Некрасова
  • «Очарованный странник» и «Запечатленный ангел» Н. Лескова
  • «Снегурочка» А. Островского

«Снегурочка» А. Островского

140 лет (1883)

  • «Приваловские миллионы» Д. Мамина-Сибиряка

125 лет (1898)

  • «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч» А. Чехова

120 лет (1903)

  • «После бала» Л. Толстого
  • «Вишнёвый сад» А. Чехова

115 лет (1908)

  • «Суламифь» А. Куприна

110 лет (1913)

  • «Детство» М. Горького

105 лет (1918)

  • Пьеса «Мистерия-буфф» В. Маяковского
  • Поэма «Двенадцать» А. Блока
  • Сборник стихотворений «Костёр» Н. Гумилёва

100 лет (1923)

  • «Дерсу Узала» В. Арсеньева
  • «Алые паруса» А. Грина
  • «Красные дьяволята» П. Бляхина
  • «Чапаев» Д. Фурманова
  • «Аэлита» А. Толстого

«Аэлита» А. Толстого

95 лет (1928)

  • «Бегущая по волнам» А. Грина
  • «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова
  • «Человек-амфибия» А. Беляева
  • 2 первые книги эпопеи «Тихий Дон» М. Шолохова

90 лет (1933)

  • «Лето господне» И.С. Шмелёва
  • «Угрюм-река» В.Я. Шишкова

85 лет (1938)

  • Первая части повести «Флаги на башнях» А. Макаренка

80 лет (1943)

  • «Пушкин» Ю. Н. Тынянова
  • Сборник «Тёмные аллеи» И. Бунина

65 лет (1958)

  • «Братья и сестры» Ф. Абрамова
  • «В круге первом» А. Солженицына
  • «Роза мира» Д. Андреева

60 лет (1963)

  • «Тени исчезают в полдень» А. Иванова
  • «Теркин на том свете» А. Твардовского

50 лет (1968)

  • «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына
  • «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева
  • «Москва-Петушки» В. Ерофеева

40 лет (1983)

  • «Голубятня на желтой поляне» В. Крапивина

30 лет (1993)

  • «Жизнь насекомых» В. Пелевина

25 лет (1998)

  • «Турецкий гамбит», «Азазель» и др. произведения Бориса Акунина

«Турецкий гамбит» и «Азазель»

20 лет (2003)

  • «Искренне ваш Шурик» Л. Улицкой

Детская литература

Больше всего мероприятий приурочено к юбилеям детских книг. При библиотеках и в школах инициируют квесты, викторины с упоминанием интересных фактов и фактов биографии авторов.

185 лет (1833)

  • «Сказка о рыбаке и рыбке», Сказка о мёртвой царевне…» А. Пушкина
  • «Стойкий оловянный солдатик» Ганса Христиана Андерсена
  • «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса.

165 лет (1858)

  • «Аленький цветочек» С. Аксакова

155 лет (1868)

  • «Дети капитана Гранта» Жюля Верна

140 лет (1883)

  • «Приключения Пиноккио. История одной марионетки» К. Коллоди
  • «Гуттаперчевый мальчик» Д.В. Григоровича

145 лет (1878)

  • «Пятнадцатилетний капитан» Жюля Верна

125 лет

  • «Серая шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка

100 лет (1923)

  • Сказки «Мойдодыр» и «Тараканище» К. Чуковского

«Мойдодыр» и «Тараканище»

95 лет (1928)

  • «Лесная газета» и «Чей нос лучше?» В. Бианки
  • «Три толстяка» Ю. Олеши
  • «Маленькие дети» (в последующих изданиях – «От двух до пяти») К. Чуковского
  • «Эмиль и сыщики» Э. Кёстнера

90 лет (1933)

  • «Сказка о военной тайне» А. Гайдара

85 лет (1938)

  • «Старик Хоттабыч» Л. Лагина
  • «Никита и его друзья» Е. Чарушина

75 лет (1948)

  • «Кортик» А. Рыбакова
  • «Сказка о потерянном времени» Е.Л. Шварца

65 лет (1958)

  • «Незнайка в Солнечном городе» Н. Носова

60 лет (1963)

  • «Эмиль из Лённеберги» А. Линдгрен

55 лет (1968)

  • Последняя часть трилогии «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен
  • Сборник стихов Агнии Барто «Я расту»

Агния Барто «Я расту»

45 лет (1968)

  • Сборник «Думай, думай!» А. Л. Барто

25 лет (1998)

  • «Гарри Поттер и Тайная комната» Дж. Роулинг

loading Загрузка…

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете
Ctrl + Enter



Новости 2023 года

Урок начинается со знакомства с афоризмом, к
пониманию которого дети приходят после работы
над сказкой.
Во время языкового анализа учащиеся
догадываются, что слова «шлепнул» и «пальтишко»
характеризуют человека, который не бережет вещи.
А если он не может сберечь то, что видит, ощущает,
то тем более не бережет то, чего не видит, не
ощущает. (время)
В сказке Пете противопоставлены волшебники.
Автор обращает внимание читателей на счеты. Этот
предмет предназначен для учета времени.
Волшебники ценят время.
Фамилии детей: М. Поспеловой, Н. Соколовой
являются противопоставлением их образу жизни.
В следующем противопоставлении вежливых
школьников в трамвае и старичков подчеркивается
бессмысленность жизни последних.
Возвращение в домик автор сделал специально
таким трудным, чтобы дети научились ценить время.
В результате аналитической работы над текстом
учащиеся приходят к выводу, что важно уже сейчас
жить правильно, ценя время.

Цели:

  • Продолжать учить детей литературоведческому
    анализу произведения, обратив особое внимание на
    жанровое своеобразие сказки.
  • Совершенствовать навыки чтения.
  • Развивать речь учащихся:
  • обогащение, уточнение и активизация словаря;
  • формирование литературоведческих понятий;
  • развитие монологической речи.
  • Через работу над произведением и афоризмом
    подвести детей к выводу о ценности времени.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Сегодня мы продолжим работу над сказкой Е.
Шварца, вспомним некоторые литературоведческие
понятия, поговорим о жанровой особенности
сказки. Через анализ языка автора постараемся
выяснить его отношение к персонажам и узнаем о
том, что хотел нам сказать автор «во всю силу,
во весь голос». (Обращаемся к цитате, с которой
познакомились на предыдущем уроке: «Сказка
рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для
того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь
голос то, что думаешь» Е. Щварц)

II. Опрос домашнего задания

Дома ученикам предлагалось отметить те
слова и выражения, которые подчеркивали бы, что
данное произведение – сказка. Вспоминаем тему и
идею сказки. (Они были определены на предыдущем
уроке.)

III. Работа по теме

– Итак, перед нами сказка. Мы знаем, что
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок». А какой намек и на что автор намекает, нам
предстоит разобраться. Если мы верно
проанализируем произведение, то сможем
объяснить эпиграф к нашему уроку: «Важно не то,
долго ли, а правильно ли ты про?жил». (Сенека
Младший)
.

1. Аналитическая работа по тексту.

– Давайте представим, что мы увидели на улице
Старика, который идет и рассуждает вслух:

«Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы,
ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему
не успел научиться».

– Кто из героев сказки это мог бы быть? Почему?

Ребята доказывают, что это Петя Зубов.
Учитель на доску вывешивает рисунок с
изображением этого героя.
(Приложение.
Рисунок 1)

– Найдите в тексте слова, которые
объясняют, почему Петя Зубов стал стариком. (Ребята
находят слова и зачитывают
).
– Автор допустил повторы. Оправданы ли они? (Да,
потому что это происходит часто).

– Мы знаем, что у автора каждое слово носит
какую-то смысловую нагрузку. В этом абзаце есть
два слова, через которые автор не только выражает
свое отношение к герою, но и дает ему
характеристику. (Ребята называют слова: «
шлепнул»
и «пальтишко».)
– Давайте попробуем слово «шлёпнул» заменить
синонимом и прочитаем этот абзац. (Ребята
читают абзац со словом «положил», убеждаются, что
текст не получился).

– Почему слово «положил» разрушает текст? (Потому
что Петя неаккуратный мальчик.)

– В каком значении мы понимаем слово «пальтишко»,
пока не знаем, что перед нами дедушка? (Простенькое,
может даже рваное
)
– А теперь, когда мы знаем, что это – дедушка? (Пальтишко
маленькое)

– Какой вывод можно сделать из прочитанной
части?

Вывод: Человек, который не бережет
вещи, одежду, беречь то, чего не видит, не ощущает
не может

2. Вы определили вид этой сказки, как
сказку-быль, потому что в ней говорится о таких же
детях, как вы.
– Какие действия П.Зубова приближают к вам? (Бежит
сразу к маме
)
– А случайно ли автор написал так, что мама не
узнала сына? (Это заставило его задуматься).
– О чем Петя думал? (Ребята зачитывают абзац:
«Идет он и думает…»)

– Почему он говорит о себе, как о старике, а не как
о мальчике? (Потому что решил, что это навсегда)
– Как Петя оценивал свою работу? Что главное
видел?
– Почему он плохо учился? (Потому что всегда
говорил: «Успею!» Не ценил время.)

3. На доске картинка с изображением комнаты, где
вокруг стола сидят маленькие волшебники. (Приложение.Рисунок 2)
– Прочитайте отрывок для данной иллюстрации. Что
за ребята сидят вокруг стола?
– Автор не дает нам описание комнаты, но
почему-то прописывает очень точно одну деталь –
счеты. Почему? (Ребята-волшебники ценят время.
Счеты – это
время.) Найдите подтверждение
в тексте.
– Прочитайте, о чем сожалел Сергей Владимирович?
(Приложение.Рисунок 3)
– Почему волшебники были уверены, что дети не
станут снова детьми? (Ребята не ценят время,
лентяи).

– Найдите абзац, который начинается словами:
«Грохочут грузовики – скорее, скорее сдать грузы
в магазин…».Прочитаем абзац до конца.
– Часто Петя видел эту картину. Почему только
теперь он заметил, что люди боятся не успеть?
– «Жизнь кругом кипит. Один он, Петя, отстал,
опоздал, не успел…» Кто так думает? Чьи это слова?

4. – Вспомним диалог Пети со старушкой. По каким
признакам он нашел остальных детей? Дети
зачитывают абзац со слов: «А старушка перестала
плакать».
– Какая примета? (Выковыривает изюм, не
торопится, ничем не занята.)

Учитель вывешивает на доску рисунок с
изображением Маруси Поспеловой.
(Приложение.Рисунок
4)

5. Д– авайте и мы найдем других детей. (Ребята
зачитывают абзац, который начинается со слов:
«Рассказал Петя Марусе, кто он такой»)

– Какая примета? (Утро. Все должны быть в школе.
Она – прогульщица, поэтому и спряталась за
дровяной сарай).

На доску вывешивается рисунок с изображением
Наденьки Соколовой.
(Приложение.Рисунок
5)

6. – Найдем второго мальчика. (Ребята
зачитывают абзац, который начинается со слов:
«…Вдруг Маруся закричала: «Смотрите,
смотрите…»)

– Какая примета? (Вечер. Нужно делать уроки.)
– А можно так ездить? Чем опасно такое катание?
– Почему Е.Шварц «посадил» Васю на «колбасу», а
не в вагон трамвая? (Во-первых, его бы не
увидели, а во-вторых, он же Зайцев
)

На доску вывешивается рисунок с изображением
Васи Зайцева.
(Приложение.Рисунок
6)

7. Ребята, посмотрите на картинки с портретами
героев, обратите внимание на фамилии и скажите:
случайно ли автор дал им такие фамилии?

Петя Зубов

Маруся Поспелова

Наденька Соколова

Вася Зайцев

– Автор использует литературный прием
«говорящие фамилии». А для чего, как вы думаете? (Прием
противопоставления
)

8. – В сказке есть ещё одно противопоставление.
Найдем абзац, который начинается со слов:
«Какие-то школьники ехали». Что здесь
противопоставляется? (Школьники говорят о
долгой трудовой жизни, а старики только три года
трудились, да и то на «2» и «3»)

9. – Почему возвращение в домик автор сделал
таким трудным? (Чтобы дети научились
ценить время)
. Прочитайте слова,
подтверждающие это. (Дети зачитывают абзац,
который начинается со слов: «… Ах, время, время!»)

IV. Заключение

– Мы еще раз вспомнили содержание сказки. Какой
скрытый смысл открывается внимательному
читателю? О чем думал Е.Шварц, когда писал её, о
чем хотел сказать « во весь голос»?
– Поняли вы, что время необходимо ценить?
– Давайте вернемся к афоризму. Что сейчас важно в
вашей жизни, пока вы прожили всего, 9-10 лет?
– В заголовке звучит тема текста, в афоризме –
идея.
– Вчера мы определили тип речи сказки как
повествование. А вот сейчас, после аналитической
работы, как бы более конкретно вы смогли
определить тип речи? (Повествование с
элементами рассуждения).

– То есть, в результате рассуждения мы пришли к
выводу, что … (Зачитываем афоризм)

V. Домашнее задание

– На этом уроке мы прощаемся с героями сказки, и
я умышленно опускаю прочтение конца сказки,
потому что у сказки может быть любой конец.
Попробуйте вы быть соавторами и придумайте свой
конец, который бы отвечал теме и идее текста.

Урок по литературному чтению в 4 классе.

Тема: «Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Цели: 

— познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца,

— учить детей бережно относиться к своему времени и времени других,    ценить время;

— отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;

— выделять главное из прочитанного текста;

— развивать память, речь, мышление учащихся.

Оборудование: презентация, карточки с заданием, пословица из слов, вопросы.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

—  ребята, звонок предупредил нас о начале урока

— Послушайте, о чём идёт речь в загадке?

Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

 А вы, друзья, не бейте нас.

 Что это? (Часы)

А часы, что показывают?-ВРЕМЯ.

II. Знакомство с жизнью и творчеством Е. Л. Шварца.

1. Подготовка восприятия учащихся к  изучению нового раздела.

Учитель начинает  урок с пословицы, которая записана на доске:

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Прочитайте пословицу.

Как вы ее понимаете? (Если  ни чем не заниматься, то день будет скучным и длинным.)

Какие ещё пословицы на данную тему вы знаете?

Учащиеся называют пословицы.

(Сделал дело, гуляй смело. Делу время- потехе час. Деньги пропали – наживешь, время пропало – не вернешь. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.)

Одна из пословиц дала название новому разделу, который мы начинаем изучать. Давайте мы ее соберем. (Один ребенок у доски собирает пословицу из слов

«Делу время —  потехе час» (Слайд 2)

Как  вы  думаете,  о  чём  будут  произведения  в  разделе  с  таким названием?

Высказывания детей.(Произведения данного раздела научат нас правильно использовать время.)

И сегодня тема нашего урока: Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Открывает раздел «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца. (Слайд 3)

2. Знакомство с биографией писателя.( Слайд 3)

Я немного расскажу о писателе:

Итак, в некотором царстве, в некотором государстве, а точнее сказать,

в городе Казани, давным–давно, в 1896 году, появился на свет ребёнок. И никто не догадывался, что именно в этот день, 9 октября, родился сказочник – волшебник, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц.

Воспитанию мальчика уделялось много времени. Мать читала ему вслух. Женя, слушая сказки, ужасно боялся, что все плохо кончится. Если мальчик отказывался есть котлету, то мама начинала рассказывать сказку, где все герои попадали в трудное положение: «Доедай, а то все утонут». И мальчик все доедал.

Прошло много лет с тех пор, как Евгения Шварца не стало, изменилось время, изменились люди, а сказки продолжают жить рядом с нами

III. Работа над произведением.

Как вы думаете, что может произойти с человеком, который бессмысленно, бездарно проводит своё время, который попросту теряет его?

Ответы  детей. (Он не научится читать и писать. .Он ничего не будет знать.)

А вот что случилось с детьми, учениками начальных  классов, из «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца, мы с вами узнаем сегодня

 (Слайд 11)

ВАМ ВСТРЕТЯТСЯ СЛОВА ВОТ ТАКИЕ:

( Керосиновая лампа, ходики, полы, окладистая борода)

— Окладистая (борода)  -широкая и густая

  керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина

 ходики – небольшие настенные часы

 полы- нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

1.Чтение сказки  учителем и  хорошо читающими учащимися (с. 4-6).

Учитель и учащиеся читают часть «Сказки…» до слов: «И шел он по лесу, пока не стемнело».

2.Работа по вопросам

  Кто такой Петя Зубов? (Ученик 3 класса 14 школы)

-Что произошло с Петей и почему? (Превратился в  высокого, худого, бледного старика)

Как вы думаете, сумеет ли Петя вернуться в свои годы? (Да)

Какие чувства вызвало у вас поведение Пети?

В каких словах, по вашему мнению, заключается главная мысль прочитанной нами части сказки? (Перемещение во времени)

ФИЗМИНУТКА

IV. Игра: «Найди потерянное слово»

Работа в парах по карточкам. (Дети находят в тексте предложение с пропущенными словами, вписывают их и зачитывают)

 Карточка 1.

Так он опаздывал да ___________________, отставал да ________________ и не тужил.

_Состариться — ____________________________________________________

Карточка 2

— А почему у тебя _______________ голос такой ______________? – спрашивает  тетя Наташа.

_Трудиться -___________________________________________________

Карточка 3

Вышла тетя _____________ из-за вешалок, __________________ на Петю да как вскрикнет:

_Кричать -____________________________________________________

Карточка 4.

Взглянул мальчик в _____________ и чуть не _______________.

Терять — ___________________________________________________

Карточка5.

Смотрел  на ________ Петя, смотрел, и затряслась его ____________ борода.

__Сидеть -__________________________________________________

Спросить перед заданием

-К выделенным словам  подберите слова-антонимы. Что это за зверь такой?

— Какой частью речи они выражены? (Это глаголы)

V. Работа в группах 

Сейчас каждая группа будет работать над своим отрывком. Они у вас отмечены.  Прочтите  самостоятельно отрывок из сказки и ответь на вопросы.

1пара: с. 6-7. со слов «хорошо бы отдохнуть» до слов « в одинокой лесной избушке»

Вопрос:  1.Кого увидел Петя в комнате, когда проснулся?

                 2.Чем занимались мальчики и девочки?

2 пара: с.7-8 со слов «замер Петя Зубов» до слов  «а ребята – старыми стариками»

Вопрос: 1.Кто сидел за столом в лесной избушке?

                2.Что забрали волшебники у ребят?

VI. Работа над поговорками и пословицами.

-А тексте встретились вот такие предложения .Назовите их одним словом.         Что это? (Поговорка) (Слайд 16). Давайте их найдем в тексте и объясним их смысл.   Что обозначает 1 поговорка, 2 поговорка, 3 поговорка?

 стр. 6  «Все пропало»

стр.8 «Терять время  понапрасну»

стр.10 «Держать ухо востро» 

(Дети высказывают свои мнения)

VII. Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о потерянном времени»

VIII. Итог урока.

– Назовите пословицу, которая начинает наш раздел?

 — С творчеством  какого писателя познакомились на уроке?

— Какое произведение Е.Л.Шварца читали на уроке?

— Почему произведение названо сказкой?

-О чем заставил наш урок ,вас ,задуматься?

В каких словах, по вашему мнению, заключается главная мысль прочитанной нами части сказки? (Человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет)

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал …

Мне показалось интересным …

Меня удивило …

Хочу закончить наш урок словами Е.Л.Шварца:

«Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».

IXДомашнее задание: дочитать «Сказку о потерянном времени» Е. Шварца (с. 4–10, часть 2-я), ответить в тетради по чтению на вопросы  с. 57.

  • Род сказки жадная старуха
  • Ровесник или ровестник как пишется правильно слово
  • Робинзон крузо роман для детей сочинение кампе белинский виссарион григорьевич
  • Робинзон крузо сочинение рассуждение
  • Робинзон крузо аргумент к итоговому сочинению