Робинзон крузо аргументы для сочинения

концепция естественного состояния занимала умы таких крупных философов, как джон локк, томас гоббс, жан-жак руссо. эпоха просвещения продолжила этот




Концепция естественного состояния занимала умы таких крупных философов, как Джон Локк, Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо. Эпоха Просвещения продолжила этот вопрос в виде концепции естественного человека. В данной статье автор размышляет над тем, насколько роман Дефо можно анализировать через философскую призму эпохи Просвещения.



Ключевые слова:



естественное состояние, Просвещение, Робинзон Крузо, роман, концепция.

После того как Робинзон Крузо завершил утомительный процесс производства хлеба, в английском издании он заявляет, что находится «in a mere state of nature» [1, c.187], то есть в «естественном состоянии». Ровно такую же фразу использовали английские философы Гоббс и Локк, когда работали над феноменом «естественного состояния». Однако если мы обратимся к изданию на русском языке, то найдем фразу «оказался в первобытных условиях жизни» [4, c.111]. Разница между двумя цитатами колоссальная, и она заключается не только в тонкостях перевода. В одном случае мы имеем дело с качественными изменениями самого человека, в другом же случае мы говорим только лишь об изменениях окружающей среды. Вопросы, можно ли считать Робинзона Крузо «естественным человеком», насколько он приблизился к «естественному состоянию» и приблизился ли он к нему вообще, актуальны и сегодня. Чтобы разобраться в них, мы последовательно изложим философские концепции крупнейших мыслителей Нового Времени, а именно Джона Локка, Томаса Гоббса и Жан-Жака Руссо, и соотнесём их с текстом романа. Следом мы рассмотрим мысль Дефо в контексте эпохи Просвещения, и, наконец, сделаем вывод о том, можно ли считать, что Робинзон Крузо во время своего заключения на острове «пребывал в естественном состоянии».

Томас Гоббс одним из первых сформулировал своё определение «естественного состояния». С целью осмыслить современную ему политическую ситуацию в Англии, осудить революцию 1640 года и поддержать протекторат Кромвеля, он написал своё самое известное произведение «Левиафан». Политическая философия Гоббса — это в первую очередь математическая модель. Он аккуратно и последовательно строит образец своего общества, его цепочки эмпирических законов не допускают просчетов. Гоббс начинает построение своей модели с хаотичного движения элементов. Его «естественное состояние» — это мир обособленных индивидов, которые ради наживы и славы не остановятся ни перед чем. Из-за этого и возникает знаменитая «война всех против всех». Гоббс пишет: «В таком состоянии нет места для трудолюбия, так как никому не гарантированы плоды его труда, и потому нет земледелия, <…> исчисления времени, ремесла, литературы, нет общества, а, что хуже всего, есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна» [3, c.6]. После того как Робинзон Крузо обнаружил следы каннибалов на острове, он находился в состоянии этого беспросветного страха: «Припоминая шаг за шагом весь этот второй период моей жизни, я сравнивал мои первые безмятежные годы с тем состоянием тревоги, страха и грызущей заботы, в котором я жил с того дня, как открыл след человеческой ноги на песке» [4, c.154]. Крупный исследователь Дефо Максимилиан Новак посвятил одно из своих эссе чувству страха, которое испытывает Робинзон. Новак отмечает, что это не временный страх, а длительное и весьма последовательное состояние рассудка. Он заостряет внимание не только на том, что герой романа больше не совершенствует свои технологии, но и на том, что Робинзон рационализирует убийство дикарей из-за ужаса, охватывающего его [2, c.240]. Передавая мысли Робинзона о дикарях Дефо пишет: «это мои смертельные враги, что они не дадут мне спуску, очутись я в их власти, и что попытка освободиться от жизни худшей, чем смерть, была бы только актом самосохранения, самозащиты, совершенно так, как если бы эти люди первые напали на меня» [4, c.186]. Только появление Пятницы выводит Робинзона из этого состояния. Однако следует отметить, что после этого Крузо уже не находится в «естественном состоянии» по Гоббсу, потому что начинаются социальные отношения в формате «господин-слуга». Если рассматривать роман с позиций, изложенных Гоббсом, то Робинзон действительно пребывал в «естественном состоянии», но этот период начался после обнаружения следа дикарей и закончился встречей с Пятницей.

Следующая концепция «естественного состояния», которую мы рассмотрим, принадлежит соотечественнику Гоббса Джону Локку. Локк заимствует логический метод Гоббса, но критикует его теорию. Вдохновлённый Славной революцией и «Биллем о правах» Локк трактует «естественное состояние» значительно оптимистичнее, чем его предшественник. Мыслитель вводит разум в качестве естественного закона, который выступает механизмом, препятствующим преступлениям. Индивид в «естественном состоянии» согласно Локку «обладает неограниченной свободой распоряжаться своей личностью и собственностью», но при этом им управляет разум, который учит всех людей не наносить ущерба здоровью, жизни, свободе или собственности других [5, c.264–265]. Важно отметить и то, что концепция Локка не ограничивается лишь логической моделью. Она присутствует и в реальности: «В тех случаях, когда существуют какие-либо лица, не имеющие такого органа, к которому они могли бы обратиться для разрешения разногласий между ними, эти лица всё ещё находятся в естественном состоянии. И в таком состоянии находится каждый абсолютный государь в отношении тех, кто ему подвластен» [5, c.313]. Робинзон Крузо после встречи с Пятницей попадает под это условие. Аналогия между Робинзоном и абсолютным государем очевидна — герой романа сразу же заявляет, что остров и всё, что на нём находится, принадлежат ему [4, c.60], а Пятница безусловно находится в его власти. Довольно любопытно, что, когда по Гоббсу «естественное состояние» заканчивается, по Локку оно наоборот начинается. Однако сразу же происходит противоречие. В «естественном состоянии» человек имеет право собственности только на то, что он заработал честным трудом. Робинзон же захватывает остров и порабощает Пятницу, что в корне противоречит концепции Локка. Такое серьёзное несоответствие ставит под удар первоначальное сходство. Нелигитимность власти Робинзона позволяет нам сделать вывод о том, что его положение не соотносится с «естественным состоянием» по Локку.

Последним философом, идеи которого мы рассмотрим, будет Жан-Жак Руссо. В отличие от Гоббса и Локка, Руссо имел возможность прочитать роман Дефо. Для начала разберёмся в его философской концепции «естественного человека». Хочется сразу отметить, что в основе мысли Руссо лежит модель обособленного индивида, который выступает сложной, но целостной единицей. Поэтому термин «состояние» заменяется термином «человек». Руссо отказывает «естественному человеку» как в доброжелательности, так и в жестокости. В «естественном человеке» нет ни страсти, ни прогресса: «дикий человек не обладал трудолюбием, не знал речи, не имел жилища, не вел ни с кем войны и ни с кем не общался, не нуждался в себе подобных, как и не чувствовал никакого желания им вредить, <…> был подвержен лишь немногим страстям, и, довольствуясь самим собою, обладал лишь теми чувствами и познаниями, которые соответствовали такому его состоянию, ощущал только действительные свои потребности, смотрел лишь на то, что, как он думал, представляло для него интерес, и его интеллект делал не большие успехи, чем его тщеславие» [7, c.28]. Робинзон очень далёк от этого описания: он строит себе жилище, отличается трудолюбием и неустанно думает о будущем. При этом необходимо заметить, что именно эпоха Просвещения послужила основой для отождествления Робинзона Крузо с «естественным человеком». Причины этого мы рассмотрим в следующих абзацах.

Просвещение определяет общекультурный концепт «естественного человека» в виде носителя универсальных свойств человеческой природы. Корни этой трактовки лежат в философских учениях, описанных нами выше, но суть её иная. «Естественный человек» отождествляется со свободой, которая была утеряна людьми безвозвратно. Свобода — одна из центральных тем Просвещения. Уже из концепции Руссо видно, что порочным человека делает социальная среда. Культуролог и исследователь Просвещения Дмитрий Наливайко отмечает, что образ «естественного человека» в литературе Просвещения неразрывно связан с образом буржуа, потому что задача художественных произведений состояла в создании нового общественного порядка и идеализации буржуазии. Исследователь отмечает, что даже понятие разума, главного инструмента познания, меняется в представлении просветителей с «выражения чистого рационализма» на «идеальную интерпретацию природы как разумной и благой силы, законы и веление которой ведут человечество по пути счастья и добродетели» [6, c.185]. Гармония природы и разума ставит себя в противовес установившемуся общественному укладу, культуре и цивилизации в целом. В этом контексте и появляется неразрывная связь: «естественный человек» — буржуазия. Дефо создал собирательный образ героя-буржуа. Этот образ оказался настолько сильным и привлекательным, что в дальнейшем другие мыслители Просвещения отразили его в утопической концепции «естественного человека».

Глубже прочувствовать мысль Просвещения в пространстве романа нам поможет сопоставление Робинзона и Пятницы. Глубина идеи Дефо выходит на поверхность, когда читатель замечает сходства этих противоположных на первый взгляд персонажей. В частности, исследовательница зарубежной литературы XVIII века Татьяна Чеснокова в одной из своих статей пишет: «Столкновение двух вариантов концептуальной модели «естественного человека» в структуре первого просветительского романа далеко не случайно. «Робинзон» и «дикарь» — две образно-ролевых оболочки, в которых может являться «естественный человек» Просвещения на страницах изящной (и не только изящной) словесности. Два этих типа в равной мере «стремятся» выразить идеальный «субстрат» человечности, двигаясь друг другу навстречу: из мира дохристианской дикости или из озаренного Откровением, но все же «падшего» мира цивилизации» [8, c.6]. Оба персонажа очищаются до уровня универсальных, природных человеческих потребностей. Удовлетворение этих потребностей и утверждает власть человека над миром природы. Чеснокова продолжает: «Только на этих путях человек и становится в полной мере «естественным» (но не «диким»), осуществляя предназначение, данное ему свыше. Вот почему в окрашенной протестантизмом концепции книги действие обстоятельств подкрепляется действием религиозных мотивов, а сами события мыслятся как выражающие волю небес» [8, c.7]. Именно в этом и заключаются корни просветительского образа «естественного человека». Произрастая из политической философии XVII века, он усовершенствуется и дифференцируется, чтобы действовать на благо общественной повестки Просвещения, изложенной нами выше.

Однако сегодняшний читатель не видит этой неоднозначной связи между буржуа и «естественным состоянием», наоборот, в современном понимании эти понятия противоположны. Буржуазию мы считаем частью цивилизации, а цивилизацию противопоставляем природе. Робинзон Крузо — представитель третьего сословия, он остаётся им до, во время, и после пребывания на острове. Он осознаёт себя как личность, проводит время в раздумьях, рефлексирует. Это никак не соотносится с образом дикаря, который «далек от уровня знаний, необходимого для того, чтобы желать приобрести еще больше» [7, c.28]. Непрерывной работой Робинзон подавляет чувства, он ищет поддержки в общении с Богом, надеется на спасение, раскаивается. Роман ярко воплощает концепцию Локка о практическом опыте как единственном источнике человеческого познания. Но Робинзон не «tabula rasa», у него уже есть опыт, богатая история, которая не может покинуть его на острове, потому что неразрывно с ним связана. Очень ярко это иллюстрирует отношение героя романа к деньгам. Крузо забирает деньги из каюты капитана, хотя осознаёт, что они ему не пригодятся. Впоследствии он вспоминает: «Эти деньги не давали мне ни выгод, ни удовольствия. Так и лежали они у меня в шкафу и в дождливую погоду плесневели от сырости в моей пещере» [4, c.122]. Когда во второй раз Робинзон находит деньги, он снова их забирает, хотя уже на практике убедился в их бесполезности. Буржуазная сущность героя здесь побеждает эмпирическое познание. И в финале романа Робинзон возвращается в свою социальную среду. Он точно такой же буржуа, каким мы его видели в начале. Двадцать восемь лет, проведённых на острове, повлияли на его восприятие жизни, но не повлияли на его самоидентификацию и место в обществе.

Вопрос, считать ли героя Дефо «естественным человеком», приобрел новые аспекты. Мы выяснили, что аргументы за и против происходят из одного и того же, а именно из образа Робинзона-буржуа. Чтобы дать уверенный ответ на вопрос, нужно определить, как мы смотрим на бессмертный роман. Если рассматривать его с исторической перспективы, то безусловно нужно говорить о Робинзоне Крузо как о «естественном человеке». Этого требует историческая эпоха. Если же выбрать позицию читателя XXI века, то нам становится ясно, насколько далеко находится герой романа от описаний из философских трактатов. Однако стоит обратить внимание и на интересные параллели, замеченные нами. В отдельные моменты Робинзон действительно приближался к «естественному состоянию», но он никогда не терял себя как представителя третьего сословия.

Литература:

  1. Daniel Defoe Robinson Crusoe. London: Planet PDF, 2021.
  2. Novak M. E. Robinson Crusoe’s Fear and the Search for Natural Man //Modern Philology. 1961. Т. 58. №. 4.
  3. Гоббс Т. Левиафан. М: Азбука, 2020.
  4. Дефо Д. Робинзон Крузо. М: Махаон, 2020.
  5. Локк Д. Второй трактат о правлении. М: Юрайт, 2019.
  6. Наливайко, Д. С. Просвещение и его художественные направления / Д. С. Наливайко // Искусство: направления, течения, стили / Д. С. Наливайко. — Киев: Мистецтво, 1981.
  7. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми. Материалы, предоставленные преподавателем.
  8. Чеснокова Т. Г. Концептуально-образная модель «Естественного человека» в литературе эпохи Просвещения //Социально-гуманитарные знания. — 2014. — №. 4.

Основные термины (генерируются автоматически): Робинзон, естественное состояние, герой романа, Гоббс, концепция Локка, Локк, абсолютный государь, представитель третьего сословия, социальная среда, эпоха Просвещения.

Робинзон крузо аргументы для сочинения

Итоговое сочинения является допуском выпускника к ЕГЭ. Нужно получить за него зачёт.

Уже известны направления итогового сочинения 2022. Внимательно изучим их, вспомним свою читательскую полку, чтобы начать подготовку к этому мероприятию, намеченному на 1 декабря 2021 года.

Как известно, чтобы разворачивать собственное рассуждение в соответствии с поставленной задачей (не менее 250 слов), писать грамотно, самостоятельно, экспромтом (темы заранее не известны), нужно уметь доказывать позицию, формулировать аргументы, подкреплять их примерами из опубликованных литературных произведений, логично выстраивать соотношение между тезисом и доказательствами, создавать сочинение в отведенное время (не более 4 часов).

Это задача не одного месяца подготовки. За 3 месяца (сентябрь, октябрь и ноябрь) можно лишь освежить в памяти сюжеты и образы известных книг, прочитать сравнительно короткие новеллы, рассказы. Но на данный момент важно понимать, какому принципу следовать и что включить в свой круг чтения.

И ещё одно важное замечание: даны самые общие направления, конкретные темы выпускники традиционно узнают уже перед началом сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

В направлении два ключевых слова «путешествующий», «дорога». Почему человек отправляется в путешествие? По своей воле или по необходимости? Как долго и где он странствует? Что и кого встречает на своём пути? Как меняется? Кого из литературных героев можно назвать путниками, странниками, путешественниками?

Вспоминается классика:

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (семь мужиков отправились в путь, бросив свои дома и забыв о будничных заботах, в поисках сáмого счастливого.

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» отправилась на ярмарку невест на возках в Москву из провинции Татьяна Ларина, а Онегин отправился в путешествие, чтобы забыть о дуэли с Ленским.

Рассказчик радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву» преодолевает дорогу между столицами, когда ещё не было железных дорог. Главы в этой книге соответствуют «станциям», остановкам, которые делал повествователь после дневного переезда на лошадях.

Отправляется за славой и карьерой из провинции Гасконь в Париж небогатый дворянин д’Артаньян (А. Дюма, «Три мушкетёра»).

Также едет испытать судьбу русский дворянин Пётр Гринёв (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).

Приезжают из-за границы Владимир Ленский (А.С. Пушкин «Евгений Онегин») и Александр Андреевич Чацкий (пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

Странствует по югу России и Кавказу поручик Печорин (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).

А уж за поездками Чичикова Павла Ивановича к помещикам и его жизнью в городе N мы всласть наблюдаем в поэме
Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

С книгой И.А. Гончарова «Фрегат «Паллада»» можно идти в кругосветку и оказаться в Японии.

Свой путь испытаний и выбора проходят и Наташа Ростова, и Андрей Болконский, и Пьер Безухов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Вместе с путником становимся слушателями Макара Чудры, старухи Изергиль (рассказы М. Горького).

С героем поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», весельчаком и балагуром, проходим дорогами войны.

Вот классика, изученная на уроках литературы в школе. Но разве других книг не вспомним, кроме программных произведений? А надо бы!

Ясон с аргонавтами (Мифы Древней Греции), Одиссей (Гомер «Одиссея»), Гулливер («Путешествия Гулливера» Дж. Свифта), Робинзон Крузо («Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим» Даниэля Дэфо), Жак Паганель («Дети капитана Гранта» Жюля Верна), Филиас Фогг («Вокруг света за 80 дней» Жюля Верна), «Одиссея капитана Блада» Рафаэля Сабатини, Зебулон Стамп («Всадник без головы» Майн Рида), «Следопыт» Фенимора Купера, «Капитан Сорви-голова» Луи Буссенара, «Остров Сокровищ» Р.-Л. Стивенсон, «Повелитель мух» У. Голдинг, «Земля Санникова» В. Обручев...

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с её плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Н.Г. Чернышевский «Что делать?», М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита», «Мы» Е.И. Замятина, В. Распутин «Прощание с Матёрой», «Часодеи» Натальи Щерба, Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка», Ж. Верн «Таинственный остров», «Двадцать тысяч лье под водой», «Пятнадцатилетний капитан», «О дивный новый мир» О. Хаксли, «1984», «Скотский двор» Дж. Оруэлла, Р. Брэдбери «Зелёное утро», «И грянул гром», «451 градус по Фаренгейту».

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 года.

А.С. Пушкин «Дубровский», М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души», И.С. Тургенев «Муму», А.Н. Островский «Гроза», Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Ночь после выпуска» В. Тендряков, Эдгар По «Сердце-обличитель», «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд, «Матео Фальконе» Проспер Мериме, «Убить пересмешника» Харпер Ли.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и учёных.

Трудно посоветовать.

Рассказы и повести: «Девочка и море» М.А. Дудина, «Школьный альбом» Ю. Нагибина, «Первокурсница» Виктория Ледерман, «Разноцветный снег» Наталии Волковой, «Первая работа» Юлии Кузнецовой, «Дарвин» Евгения Гришковца, «Три твоих имени» Дины Сабитовой.

кольный альбом
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/114142/top-yurij-nagibin

Школьный альбом
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/114142/top-yurij-nagibin

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н.А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 года. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

В 2021 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова (10 декабря) и Ф.М. Достоевского (11 ноября), с произведениями которых связаны направления тем сочинения в этом году.

Д.И. Фонвизин «Недоросль», Н.В. Гоголь «Ревизор», И.А. Гончаров «Обломов», М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», Н.С. «Левша», А.П. Чехов «Человек в футляре», М.А. «Тихий Дон», В. Маяковский «Прозаседавшиеся», «Пара гнедых» и «Хлеб для собаки» В. Тендряков.

Сочинения на тему “Моя любимая книга” icons8-чтение-48

“Моя любимая книга Сын полка”

Как – то раз, я зашел в библиотеку, чтобы сдать школьные книги. Были летние каникулы, стояла пасмурная погода, гулять совсем не хотелось. И чтобы скоротать время, я решил посидеть в читальном зале и почитать журналы или какую – нибудь интересную книгу. Я подошел к книжной полке, и взял первую попавшуюся книгу. Это оказался роман – приключения известного советского автора Валентина Катаева “Сын полка”.

Эта книга открыла мне новый мир! Мир, где люди сражались с фашистами и гибли не за свою жизнь, а за Родину и своих близких. Я начал читать эту книгу. Книга захватила меня с первых страниц, я не мог оторваться от нее. Меня не покидало ощущение, что я это все видел… Я сопереживал вместе со всеми героями книги. Мне казалось, что сам я попал в эту историю. И вот, когда я дочитал до последней страницы, я вышел из библиотеки и пошел домой.

Я чувствовал себя героем той непростой военной жизни. Я знал, что на фронте и в тылу люди боролись за Родину и друг за друга, и что мне тоже нужно будет бороться за себя и близких. С тех пор я всегда беру с собой в школу эту книгу.

Сочинение “Моя любимая книга Гарри Поттер”

Не так давно, я прочитал книгу о мальчике по имени Гарри Поттер. Мне давно рекомендовали эту книгу, но чтением особо я никогда не увлекался. Но именно эта книга заставила меня пересмотреть свои предпочтения. Я хочу поделиться с вами впечатлениями о ней. Гарри Поттер, стал моим любимым волшебником. Я читал ее не в первый раз, но с каждым новым прочтением я все больше любил его. Мне очень понравился главный герой этой книги – мальчик Гарри Поттер. Он с самого начала привлекал меня, за свою загадочность и непохожесть на остальных детей. Да и его друзья мне были очень интересны. 

Я полюбил эту книгу за то, что хоть это конечно и сказка, но читаешь ее что называется на одном дыхании. Интересный, захватывающий сюжет позволяет тебе участвовать во всех событиях рассказа и пройти все испытания и приключения вместе с главным героем, Гарри Поттером и его верными друзьями Роном Уизли и Гермионой Грейнджер. Эта книга стала лучшей в серии книг “Гарри Поттер”, она получила множество наград и была переведена на 36 языков мира.

В в России “Гарри Поттер и философский камень” был издан первым, опередив остальные книги серии.

Мне очень понравилась эта книга. Я бы с удовольствием прочитала ещё какую-нибудь книгу из этой серии, а возможно и не одну.

Сочинение “Моя любимая книга Том Сойер”

У меня много различных увлечений хожу в музыкальный кружок, танцую и очень люблю в свободное время читать книги. Мне нравится читать все и научные и приключения. Самая любимая моя книга писателя Марка Твена « Приключения Тома Сойера ». Когда у меня появляется свободная минутка, я усаживаюсь на диван и читаю.

Я советую прочитать эту книгу. О книге можно говорить много, но я хочу написать свои впечатления. Мне очень понравилась книга, я бы хотела быть в жизни Тома Сойера, такого друга как его, с ним столько приключений. Я бы тоже мечтала о такой подруге, как Бекки. Том Сойер – это один из любимых героев, он весёлый, смелый, всегда придумает что-нибудь интересное.

Книга учит доброте, честности, смелости. Второстепенный герой – это Гекльберри Финн, который помогает Тому и Геку, но в тоже время он вор и обманщик. Мне понравилось, что книга написана интересно. Я бы хотела прочитать книгу о Томе Сойере ещё раз.

Я думаю, что эта книга учит дружбе, доброте и честности. Мне понравилось, как Том и Гек помогали друг другу. Я считаю, что это главная мысль всей книги.

Сочинение “Моя любимая книга Алые паруса”

В первом классе, как только я научилась читать – я записалась в школьную библиотеку. Первая книга, которую я захотела прочесть оказалась повесть Александра Грина «Алые паруса». Конечно, в первом классе я не смогла осилить эту повесть, я читала и ничего не понимала. Но потом, когда я немного подросла и начала читать очень много книг, то меня поразила эта книга.

Эта яркая повесть о вере в красоту и любовь. О том, что жизнь нужно прожить так, чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы. Это произведение учит тому, что если ты чего-то очень хочешь, то нужно обязательно поверить в чудо и оно обязательно случиться. Когда я прочитала эту книгу, я поняла, что автор очень сильно любил свою страну и людей, которые жили в ней. В повести он показал, как важно уметь мечтать и верить в то, что твоя мечта непременно осуществиться.

Он хотел, чтобы люди были добрее и внимательнее друг к другу. Ведь в мире столько зла и жестокости. Но нужно уметь его распознавать и не бояться противостоять ему. Для этого очень важно верить в то, что добро победит зло и обязательно восторжествует справедливость. Так и произошло в жизни. Я думаю, что эту повесть нужно прочитать многим людям, ведь она о любви, о мечтаниях и вере в чудо.

С самого детства у меня было много любимых книг. Но со временем я все больше и больше стала задумываться над тем, что некоторые из них я прочитаю еще раз. Ведь книги не перестают быть любимыми, они всегда остаются в памяти и в сердце.

Сочинение “Приключения Робинзона Крузо”

Робинзон Крузо – один из самых известных романов в жанре приключенческой литературы. Это история о человеке, который жил на Земле, но волею судьбы попал на необитаемый остров. Он остался один и должен был сам выживать в этом суровом мире. Конечно, он не был таким уж суперменом, как в современном мире, но все же у него хватало ума, чтобы не превратиться в дикаря.

Эта книга – не просто увлекательное повествование о приключениях героя на необитаемом острове. Она рассказывает о человеке, который мог бы быть сейчас среди нас. Просто, как и большинство людей, он сделал неправильный выбор, и это привело его к печальным последствиям.

Поэтому так важно, чтобы и у нас в руках была реальная возможность изменить свою жизнь. Но это – мечта, а не реальность, поэтому мы должны верить в лучшее и продолжать стремиться к намеченной цели!”

Нужно помнить о родных и близких, которые могут в данный момент нуждаться в помощи. Не стоит забывать о том, что человек является частью природы. И его жизнь должна проходить в гармонии с ней.

Сочинение “Моя любимая книга Энциклопедия”

Моей любимой книгой является энциклопедия. У меня дома их очень много, есть общая энциклопедия, есть о строении человека, о строении солнца, и о разных животных.

Мне нравится узнавать что-то новое. Ведь на мои вопросы родители уже не всегда могут ответить. Конечно, информацию можно найти и в интернете, но книга намного интереснее!

Энциклопедией я заинтересовался еще в детском садике. Почему-то сказки и рассказы меня не особо интересовали. Я и сейчас их даже по телевизору не смотрю.

Моя любовь к этой книге теперь передаётся и моему младшему брату. Он особенно просит показать космос, планеты. Я ему рассказываю, а он внимательно меня слушает. Мне это приятно!

Может, когда я вырасту, я буду ученным. Это моя мечта

  1. Легко ли человеку пережить изменения в обществе
  2. Можно ли меняться, оставаясь собой?
  3. Как технологии меняют человека?
  4. Сложно ли жить в эпоху перемен?

Робинзон крузо аргументы для сочинения

“Капитанская дочка”, А.С.Пушкин

Любой человек любит стабильность и боится потерять то, что он имеет. Зачастую, людям приходится сталкиваться с переменами в обществе, которые далеко не каждый сможет легко пережить.

Изменение в жизни человека всегда влечет с собой потенциальный риск. Но, другой стороны, если полностью оставаться на месте, не выходя из зоны комфорта, человека ждет трагичная судьба. Всегда ли это так?

В произведении А.С. Пушкина “Капитанская дочка” Петр Гринев сталкивается со множеством изменений и перемен. По воле отца, он неожиданно отправляется служить в крепость, а не в желанный полк. Главный герой представлял себе службу в крепости скучной и лишенной жизни, видел в этом только плохое. Но, некоторое время спустя, на протяжении произведения, он находит свою любовь и самого себя, проявляет свои самые важные качества, а в момент захвата крепости Пугачевым он не предает Родину под угрозой смерти, и остается жив. Таким образом, изменения – это необходимый этап в жизни каждого человека. Чаще всего, все перемены – к лучшему, ведь каждый человек строит свою жизнь сам.

“Робинзон Крузо”, Д.Дефо

Наверное нет и не было в мире никогда человека, который бы не менялся на протяжении своей жизни. И речь идет не только о возрастных или внешних изменениях. Меняется наше мировоззрение, меняются взгляды, меняется жизненный опыт. Что-то мы приобретаем для своей внутренней сущности, дополняем к ней какие-то мелкие или более значительные детали, тогда как от чего-то, напротив, избавляемся или теряем против своей воли.

Но перестаем ли мы быть самими собой постоянно меняясь на протяжении своей жизни? Вовсе не обязательно. Если мы не изменяем своим лучшим личностным качествам, не отбрасываем свои основные принципы ради какой-нибудь выгоды или из-за обычного малодушия, тогда мы остаемся самими собой даже в том случае если многое меняется вокруг нас и меняемся мы сами. Ведь любые и даже весьма существенные метаморфозы человеческой личности далеко не всегда являются следствием ее полного изменения, а просто могут свидетельствовать о гармоничном духовном росте данного индивидуума или его деградации.

Примером таких изменений в себе является Робинзон Крузо, герой произведения Даниэля Дефо “Робинзон Крузо”. Оказавшись один на необитаемом острове, он переосмыслил многие свои поступки, совершённые в молодости и изменил свой взгляд на жизнь. До того, как попасть на этот остров, Робинзону всегда чего-то не хватало, и он не умел быть благодарным за то, что имеет. Но пережив кораблекрушение и повидав много невзгод, герой данного произведения сумел искоренить свои недостатки, и в тоже время сохранил в себе все хорошее, что у него было до этого, а именно любовь к путешествиям, открытию нового. Таким образом, герой данного произведения на своём примере доказал, что можно меняться к лучшему, при этом оставаясь самим собой.

“Двадцать тысяч лье под водой”, Ж.Верн

Технологии меняют наш образ жизни, меняют способы нашего взаимодействия, они позволяют нам лучше понимать мир и помогают нам писать документы, делать домашнюю работу, зарабатывать деньги, представлять аккуратные компьютеризированные презентации, и даже редактировать документы вместе с другими в режиме реального времени.

Технологии сегодня – это концепция, без которой мы не сможем выжить; Среднестатистическому жителю нашей планеты нужны технологии, чтобы есть, развлекаться, готовить и выполнять многие другие повседневные дела. Посмотрим правде в глаза, нам нужны технологии, чтобы выжить.

Но это до некоторой степени, например, компьютер может быть одним из лучших друзей человека, он помогает нам писать документы, он помогает нам получать знания через Интернет и помогает нам развлекаться играя в компьютерные игры, смотря фильмы и слушая музыку. Но компьютер также может иметь побочные эффекты и влиять на наше поведение и даже на нашу внешность. Некоторые дети настолько увлекаются этой технологией, что меняются их привычки в еде и сне, также меняется их поведение. Не только за компьютером, даже просто играя на игровых платформах, таких как Xbox, PS3 или даже iPod, все они могут изменить то, как мы едим, спим и ведем себя. В то время как дети играют на компьютерах или игровых платформах, они настолько увлечены, что начинают избегать еды и сна позже, чтобы играть дольше, но игры, в которые они играют, действительно могут изменить их обычное поведение, стрелялки или файтинги могут сделать их более жестокими а гоночные игры могут сделать их агрессивными водителями.

Примером того, как технологии могут повлиять на человека является герой романа Жюля Верна “Двадцать тысяч лье под водой” капитан Немо. Капитан Немо – исследователь морских глубин, изобретатель и владелец фантастической подводной лодки «Наутилус», которая время от времени показывается на поверхности морей, воспринимается всеми как некий сверхъестественный и опасный представитель китообразных, становясь объектом не только любопытства, но и охоты. Он настолько влюблен в свое детище, подводную лодку “Наутилус”, что она явилась одной из причин его отречения от человечества, он уже больше не хочет жить среди людей. Гораздо большее удовольствие капитану Немо доставляют возможности, которые приносит его подводная лодка. Таким образом, я считаю, что технологии несомненно оказывают на людей огромное влияние и поэтому их надо использовать умеючи, не слишком сильно погружаться в них. Ведь вследствие неправильного отношения к технологиям, люди сами могут оказаться жертвой данных технологий.

“Мать”, М.Горький

Перемены бывают разные- политические, культурные, спортивные и так далее. Все они конечно взаимосвязаны и обычно одно не бывает без других. Конечно же у нас, жителей постсоветского пространства, эпоха перемен- это прежде всего эпоха политических перемен, которые потянули за собой всё остальное. Это надежды людей, что может быть сейчас мы станем жить по-новому. Это даже не глоток свободы, а целое море, когда окунаешься и с каждым разом получаешь, что-то новое, до этого неведомое. Но это и пустые полки магазинов, это разруха, это обнищание и весь этот воздух свободы улетучивается, когда просто надо прокормить себя и своих детей. Эпоха перемен хороша, когда она ведёт к лучшей жизни, но, когда одни лозунги, и ничего по большому счёту не меняется, только вывески становятся красочнее, то и начинаешь задумываться, а нужна ли она была, эта эпоха.

Примером того, как сложно порой бывает жить в эпоху перемен является героиня романа М.Горького “Мать”. Пелагея Ниловна испытала всю горечь тяжелой участи жены рабочего человека. Она угнетена бедностью, пьяным и грубым мужем, религиозностью, осознанием, что «все так живут». В начале романа мы видим робкую, покорную, забитую подневольной жизнью, боящуюся людей женщину. Она учит сына спасаться от людей, ибо они «ненавидят друг друга». В этом Ниловна глубоко убеждена. Узнав, что сын читает запрещенные книги, она сначала испугалась, но потом сердцем почувствовала, а затем разумом поняла правоту сына и его товарищей. Пелагея Ниловна берет многие тяжести революционного движения на себя. Подводя итоги, можно сказать, что несмотря на то, что обществу нужны перемены, жить в эпоху перемен порой бывает тяжело и тягостно.

“Два капитана”, В.Каверин

Книга “Два капитана” повествует о поиске жизненого пути людей, детство которых пришлось на 30-е годы, а период взросления-на годы Великой Отечественной Войны, то есть, на две нелегкие эпохи нашей страны. Не зря герои книги-два капитана, Саня Григорьев, судьба которого, как красная нить, проходит через все произведение, и капитан Татаринов, о котором Саня узнал еще в детстве, а потом его с ним свела судьба.

На примере судеб этих двух героев и прочих героев книги писатель показывает, как перемены в жизни страны сказываются на жизни отдельных людей и как люди по разному реагируют на глобальные перемены в обществе.

«Робинзон Крузо» — роман английского писателя Даниэля Дефо появился на свет в 1719 году, а познакомиться с основными моментами поможет краткое содержание произведения. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, благодаря которому вы сможете познакомиться с главными героями, а так же узнать, о чем идет речь в романе в сжатые сроки.

Главные герои

  • Робинзон Крузо – на момент начала повествования молодой юноша, который бредил путешествиями по мору. Прожил на необитаемом острове 28 лет.  
  • Пятница –туземец, которого спас Робинзон.  Крузо удалось научить дикаря говорить на английском языке, а после он увез его с собой.

Краткое содержание

Глава 1

Еще, будучи ребенком, маленький Робинзон постоянно мечтало море, а в своих мечтах он путешествовал далеко-далеко. Но родители не разделяли мечты ребенка. Они хотели, чтобы у их сына была более спокойная, размеренная и счастливая жизнь. Отец Робинзона мечтал о том, что его сын станет чиновником.

Но мальчишку постоянно тянуло к приключениям. И вот, 1сентября 1651 года Робинзон, который уже превратился в восемнадцатилетнего юношу, вдвоем со своим товарищем отправился на корабль, который следовал из Гулля в Лондон. Родителям молодой человек решил ничего не говорить.

Глава 2

С самого начала их путешествия они попадают в сильный шторм. Робинзон очень плохо переносит сильную качку. Во время пережитого страха молодой человек начинает давать клятвы, что если все закончится благополучно, то он тут же вернется домой, а про море и вовсе забудет. Но как только шторм закончился и наступил штиль, Робинзон выпил стакан пунша и забыл о данном ранее обещании.

Моряки же были спокойны, поскольку совершенно не сомневались в том, что их судно надежно и исправно. Поэтому постоянно развлекались. Когда наступил девятый день их путешествия, то шторм разыгрался не на шутку. Корабль не выдержал испытаний и дал течь. На помощь им пришло судно, которое проходило рядом. Им отправили шлюпку, благодаря которой к вечеру они были спасены. Робинзону было настолько стыдно, что он не решается вернуться в отчий дом, а отправляется далее в плавание.

Глава 3

Робинзон знакомится в Лондоне со старым, уважаемым капитаном. Капитан предлагает Робинзону вместе отправиться в Гвинею. В пути капитан обучает молодого человека корабельному делу, что позже ему очень понадобилось. Прибыв в Гвинею, Крузо очень выгодно меняет побрякушки на золотой песок.

Когда старый капитан умирает, Крузо опять отправляется в Африку. Это путешествие нельзя было назвать счастливым, поскольку  по пути на них нападают пираты, которые были турками из Салеха.

Крузо попадает в плен к пиратам, у которых пробыл три года. К большой радости Робинзону удается сбежать во время того, когда его вместе с мальчиком Ксури и мавром отправляют порыбачить в море. Крузо берет с собой все, что может ему понадобиться во время его дальнейшего следования, а мавра в пути сбрасывает в море.

Целью Крузо был Зеленый мыс, где он надеялся встретить корабль из Европы.

Глава 4

Плавал Робинзон долгое время до тех пор, пока у него не закончилась провизия. Из-за этого ему пришлось пристать к берегу, чтобы разжиться едой у дикарей. Крузо был очень благодарен им, и даже застрелил леопарда из ружья. Дикари подарили Крузо шкуру зверя.

В скором времени Крузо встречает корабль из Португалии, на котором и добирается в Бразилию. 

Глава 5

Ксури остается на корабле португальцев, поскольку капитан решил сделать его моряком. Робинзон же остается в Бразилии, где пробыл четыре года. Крузо занялся выращиванием сахарного тростника, из которого производит сахар. Однажды ему опять предлагают отправиться путешествие к берегам Гвинеи.

Первого сентября, как и восемь лет до этого, он отправляется в путешествие. Он вспоминает тот день, когда решился на отчаянный поступок, который изменил его жизнь.

Когда наступил двенадцатый день их путешествия, разразился сильный шквал. Буйство погоды длилось двенадцать дней. Все это время судно двигалось в неизвестном направлении, куда его несли волны. В конечном итоге они попали на мель, после чего им пришлось воспользоваться шлюпкой. Но удача явно покинула их, поскольку в скором времени их судно перевернулось.

Робинзона выкинуло на берег, где он узнает, что в живых остался только он.

Глава 6

С наступлением утра, Крузо замечает, что их судно приблизилось к берегу. Ему удалось переправить на берег провизию, доски, инструменты, оружие, а так же все то, что могло ему понадобиться.

Когда он обследовал место, где ему довелось оказаться, он понял, что остров необитаем. Он соорудил себе некое подобие жилища, которое оградил ящиками и сундуками, тем самым защищаясь от диких зверей. Он каждый день отправлялся на корабль, чтобы забрать оставшиеся вещи. Деньги, которые он нашел, он хотел изначально выкинуть, но все же решил оставить на всякий случай. Когда Робинзон сплавал на корабль двенадцать раз, очередное ненастье отнесло корабль в море.

Робинзон начал искать подходящее место, на котором бы он смог построить свое жилище. Такое место вскоре обнаружилось. На этот раз к постройке он подошел более основательно. Он построил палатку, окружив ее высокими кольями, перебраться через которые можно было только по лестнице.

Глава 7

Так же Крузо выкопал себе погреб. К хранению пороха он так же подошел основательно, поэтому разложил его по разным местам. Так же герой увидел коз, на которых тут же открыл охоту.

Глава 8

Крузо даже изобрел некое подобие календаря, чтобы ориентироваться во времени. Для этого он каждый день ставил зарубку на большом бревне, которое вставил в песок. Так же Крузо удалось забрать с корабля животных – кошек и собаку.

Шло время, и Робинзон все больше обустраивался на острове.

Глава 9

Робинзон начинает вести дневник, в котором описывает события. Первая дата появилась 30 сентября 1659 года.

Погреб он рыл при помощи самодельной лопаты, а когда его результат труда обвалился, он начал ставить укрепления на потолке и стенах погреба.

Спустя время Крузо приручает козленка, а после увидел голубей. Но их приручить ему никак не удавалось – как только они взрослели, так тут же покидали своего хозяина. Благодаря козьему жиру, Робинзону даже удалось сделать светильник. Правда, свет от него был очень слабый.

Когда закончились дожди, Крузо был приятно удивлен, что те самые зерна, которые он выбросил в полной уверенности, что они непригодны, дали ростки. Таким образом, ему удалось собрать урожай риса и ячменя. Но зерно он трогать не стал, тщательно сберег все для дальнейшего посева. Только через четыре года его урожай позволил оставить часть зерна для еды.

Когда случилось землетрясение, Крузо пришел к выводу, что свое жилище ему необходимо перенести куда-то подальше от утеса.

Глава 10

Однажды Крузо нашел на берегу черепаху, мясу которой он очень обрадовался. Из-за дождей Крузо сильно заболел. Ему удалось выздороветь лишь благодаря табачной настойке с ромом.

Герой тщательно обследует остров, в результате чего находит сахарный тростник, дыни, лимоны и виноград. Из винограда Робинзон делал изюм, который можно было хранить. Он строит еще одно жилище, которое расположено в цветущей долине. Его Робинзон использует как дачу. Вскоре его ждало пополнение – у одной из кошек появились котята.

Крузо начинает разбираться в дождливых и сухих временах года. Когда шел дождь, большую часть времени он проводил дома.

Глава 11

Однажды, когда были затяжные дожди. Робинзон освоил новое умение – плетение корзин. Это было именно то, что ему нужно.

Когда он очередной раз отправился обследовать остров, то обнаружил недалеко полоску суши. Он понимает, что эта часть суши, скорее всего, принадлежит Южной Америке и заселена людоедами. Он очень обрадовался тому, что ему посчастливилось оказаться именно на необитаемом острове.

Крузо удается обзавестись попугаем, которого он сумел приручить и научить разговаривать. Остров был очень густонаселен черепахами, птицами и даже пингвинами.

Глава 12

Крузо изготавливает плетень, с помощью которого ограждает свой огород с зерновыми. Птицы, которые хотели склевать спелые колосья, пугались мертвых сородичей, которых Робинзон расположил там же.

Глава 13

Крузо находит гончарную глину, из которой изготавливает различную посуду, которую он тут же сушил на солнце. Постепенно он понимает, что готовую посуду можно обжигать в огне. Это значительно облегчило его жизнь. Теперь Робинзон мог организовать запас воды, а так же без проблем готовить еду на костре.

Чуть позже он даже начал печь хлеб. Для этого Крузо пришлось сделать ступку из дерева, а так же построить печь из глины. Закончился третий год с того времени, как Крузо оказался на необитаемом острове.

Глава 14

Все время Робинзон думал о той самой суше, которую ему удалось обнаружить. Для этого он решил отремонтировать старую шлюпку, которую выбросило на берег. Ремонт прошел успешно, но спустить на воду судно Робинзон так и не смог. Крузо так же смастерил пирогу из ствола кедра. Лодка у него получилась отменная, но её он так же не мог спустить на воду.

Так прошел четвертый год его жизни на острове. К тому времени запасы чернил закончились, а одежда пришла в негодность. Крузо шьет из бушлатов курточки. Шкуры животных так же ему пригодились – из них ему удалось пошить шапку, куртку и штаны. Так же Крузо изготовил зонт, который защищал его от дождя и солнца.

Глава 15

Крузо соорудил маленькую лодку, при помощи которой он хотел объехать весь остров по морю. Чтобы не попасть на подводные скалы, ему пришлось отплыть далеко от острова. Тут его ждал неприятный сюрприз в виде подводного течения. Течение уносило его все дальше и дальше. Когда течение стало немного слабее, Крузо удается вернуться к себе на остров. Это очень обрадовало Робинзона.

Глава 16

Когда наступил одиннадцатый год с того времени, как Робинзон попал на остров, запасы его начали подходить к концу. Робинзон не хотел исключать из своего рациона мясо, поэтому начал думать над тем, чтобы ловить диких коз живыми. Он выкопал «волчьи ямы», с помощью которых поймал козла и троих козлят. Так и началось его разведение коз.

Робинзона утраивало то, что он сумел развести большое количество животных, не было только людей.

Глава 17

Как-то раз Робинзон видит на берегу отпечаток человеческой ноги. Он очень испугался и тут же отправился в свою крепость. Он не выходил оттуда целую ночь и все время думал о том, каким образом человеку удалось проникнуть на его остров. Он пытался упокоить себя, уверяя, что след ноги был его собственным. Но когда он вернулся на то самое место, то смог убедиться в том, что оставленный след был больше, чем его собственный.

Он даже хотел уничтожить свое хозяйство, но потом взял себя в руки и пришел к выводу, что дикари остров посещают очень не часто. Поэтому его главная задача – просто не попадаться им на глаза. Он укрепил свою оборону дополнительными кольями, которые вбил между деревьями. Так же он посадил вокруг своего жилища большое количество деревьев, благодаря чему, спустя два года, его жилье было скрыто от посторонних глаз густой рощей.

Глава 18

Спустя два года Крузо понял, что на западную часть острова регулярно наведываются дикари, которые едят людей. Он очень боялся, что они могут его обнаружить. Он начал вести себя намного аккуратнее – практически не стрелял, очень аккуратно разводил костер, а так же нашел древесный уголь, от которого практически нет дыма.

Когда он искал уголь, то нашел большой грот, в котором расположил свою новую кладовую. Так прошло уже двадцать три года с того момента, как Робинзон Крузо попал на остров.

Глава 19

На дворе стоял декабрь. Крузо вышел из своего дома рано утром и заметил, что на берегу горит костер. Это дикари устроили свой кровавый пир. Робинзон смотрел за ними в подзорную трубу. Как только начался прилив – людоеды отчалили с острова.

Прошло больше года, и Робинзон заметил корабль. Он всю ночь разжигал костры, но это не дало результата. Корабль потерпел крушение.

Глава 20

Крузо отправляется на разбитый корабль. Там ему удается обнаружить собаку, порох, а так же некоторое количество необходимых вещей.

Запасов Робинзону хватило прожить ещё два года на острове. Но его не покидало желание поскорее покинуть остров. Он решает попробовать спасти человека, которого людоеды выберут следующей жертвой. Крузо понимает, что вдвоем спастись будет намного проще. Но дикари не приезжали, а появились снова только через полтора года.

Глава 21

В тот день к берегу прибыли индейские пироги в количестве шести штук. В этот раз к людоедам попало сразу две жертвы. Пока людоеды были заняты первым пленником, второй решил убежать. В погоню за беглецом бросилось три человека. Двоих преследователей застрелил Робинзон, а третьего убил сам беглец. Крузо зовет к себе спасенного пленника.

Когда беглец подошел, Крузо вместе с ним отправился в свой грот, где накормил его. Беглец оказался молодым человеком, который имел достаточно высокий рост, и физически он был развит неплохо. Дикарь пытался донести Робинзону, что за свое спасение будет выполнять все его желания.

Робинзон занялся обучением дикаря, стараясь научить его говорить. Крузо дал ему имя Пятница, поскольку спас его именно в этот день. Так же Робинзону удалось научить дикаря словам «да» и «нет». Дикарь хотел съесть убитых, но Робинзона очень разозлило его желание.

С того самого дня у Робинзона появился настоящий, преданный и любящий друг.

Глава 22

С того времени Крузо стал отправляться на охоту вместе с Пятницей, понемногу приучая того к мясу животных. Пятница стал хорошим помощником в хозяйстве. Спустя время, Крузо удалось научить дикаря разговаривать. Тогда тот смог рассказать о себе и своем племени. Он рассказал, что те самые людоеды победили племя Пятницы.

Крузо старался как можно больше узнать об окружении острова. Он расспрашивал о землях и людях, которые там проживали. От Пятницы Робинзон узнает, что соседний остров называется Тринидад. Населяют его дикие племена карибов. Так же Пятница рассказал, что к белым людям есть возможность добраться, но для этого нужна большая шлюпка. Данная информация очень приободрила Робинзона, потому что у него появилась надежда.

Глава 23

Робинзон продолжил обучать Пятницу, научив того стрелять из ружья. Когда Пятница уже достаточно хорошо знал английский язык, Робинзон рассказал ему все то, что с ним произошло.

Пятница так же рассказал Крузо историю о том, что возле их острова однажды потерпел крушение корабль белых людей. Туземцы спасли их и оставили жить у себя. Они жили одной дружной семьей.

У Крузо появились сомнения в честности Пятницы, он даже заподозрил, что тот хочет сам сбежать с острова. Но Пятница уверяет его в своей преданности. Туземец сам вызвался помочь Робинзону, чтоб тот как можно скорее покинул остров. Он начинают активно готовиться, и уже через месяц пирога готова. Сделали они её из ствола дерева, а Крузо установил на неё мачту и парус.

Это было начало двадцать седьмого года пребывания Крузо на необитаемом острове.

Глава 24

Товарищи решают переждать сезон дождей, после чего начать готовиться к своему предстоящему плаванию. Как-то раз к ним снова пожаловали дикари, которые хотели расправиться с новыми пленниками.  Робинзон и Пятница убивают людоедов. Им удается спасти испанца и отца пятницы.

Они сооружают новым прибывшим палатку, в которой те могли бы набраться сил.

Глава 25

Спасенный испанец рассказал, что на самом деле их семнадцать человек. Их приютили туземцы, когда их корабль потерпел крушение. Но, к сожалению, они очень сильно нуждаются. Робинзон просит испанца, чтобы его товарищи помогли Крузо построить корабль.

Они подготовили достаточное количество припасов, после чего отправили отца Пятницы и спасенного испанца, чтобы те привезли к ним остальных европейцев. Крузо и Пятница ждут приезда гостей. В это время к берегу причалил корабль англичан. На шлюпках англичане добрались до берега. Их было одиннадцать человек, среди которых трое были пленники.

Глава 26

Когда начался отлив, лодка новоприбывших села на мель. Поэтому англичане решили погулять по острову. Робинзон занялся подготовкой оружия. С наступлением ночи матросы крепко спали. Крузо отправился к трем пленникам. В ходе разговора стало понятно, что один из пленников – капитан корабля. Вот он и рассказал о том, что он стал пленником в результате бунта своего экипажа, после чего они перешли на сторону нехороших людей. Всеми силами он с двумя товарищами убеждали негодяев сохранить им жизнь. Они попросили, чтобы те высадили их на берегу безлюдного острова.

После данного рассказа, Крузо и Пятница убивают тех, кто был зачинщиком бунта. Оставшихся матросов они связывают.

Глава 27

Товарищи решают захватить корабль. Для этого им пришлось пробить дно баркаса, и затаиться в ожидании следующей партии разбойников. Когда пираты заметили, что дно пробито, а часть товарищей исчезла в неизвестном направлении, они решили тут же вернуться на корабль.

Пятница вместе с помощником капитана заманивают восемь пиратов в самую глубь острова. Их остались ждать два пирата, которые без сопротивления сдались в плен. Капитану приходится убить боцмана, который поднял бунт. Пятеро пиратов сдались в плен.

Глава 28

Робинзон отдает команду отправить бунтовщиков в подземелье. Те матросы, которые приняли сторону капитана, должны были помочь взять корабль. Ночью они отправились к кораблю, где матросы расправились с оставшимися пиратами. Капитан был очень признателен Робинзону, что тот сумел вернуть капитану его корабль.

Робинзон распорядился развязать бунтовщиков и отправить их в самую глубь острова. Так же он оставил им самое необходимое, с помощью чего они смогут прожить на острове.

На корабле Крузо отметил, что уехал с острова он 19 декабря 1686 года. Посчитав, он понял, что прожил на острове не много, не мало – двадцать восемь лет два месяца и девятнадцать дней.

В скором времени Робинзону Крузо удалось вернуться на свою родину. Родителей его уже не было в живых, но дома он встретился со своими сестрами и их детьми. Так же его встретили и другие родственники. Всем было очень интересно узнать, где он пропадал столько времени, потому они увлеченно слушали рассказы Робинзона о его приключениях.

  • Робинзон крузо рисунок к рассказу
  • Робинзон крузо это сказка или рассказ
  • Роддом или родом как пишется
  • Ровесница как пишется проверочное слово
  • Робин гуд по английски как пишется