Роберт шекли лучшие рассказы

Текст: владимир березин шекли, роберт. детективное агентство альтернатива м.: текст, 2021. 734 с. классика хх. некоторое время американский писатель-фантаст

Роберт шекли лучшие рассказы

Текст: Владимир Березин

Шекли, Роберт. Детективное агентство «Альтернатива»

М.: Текст, 2021. — 734 с. (Классика ХХ).

Некоторое время американский писатель-фантаст Роберт Шекли жил на Ибице, и, как сам он признавался, место так ему понравилось, что невозможно было не написать о нём книгу. Так родилась трилогия «Детективное агентство “Альтернатива”». Это, если можно так сказать, «поздний Шекли»: романы вышли в 1993, 1996 и 1997 годах. Детективная часть там, впрочем, уступает описательной – герои, детали жизни на море, Париж, Лондон, наркотрафик, персонажи на психоделической стимуляции, которые разбегаются, будто в саду расходящихся тропок. Такие романы мог бы писать настоящий битник, оглядываясь спустя полвека на бит-поколение, когда большая часть очевидцев стиля мертва. Но для нас это хороший повод понять, как эволюционировал знаменитый писатель.

Роберт Шекли принадлежал к тому поколению, которое на войну не попало. У нас в последний военный призыв брали 1927 год рождения. Впрочем, у американцев другой счёт. Шекли родился в 1928 году в Нью-Йорке и всё-таки надел военную форму – в конце сороковых, в Корее, успев вернуться до того, как танки Ким Ир Сена рванулись на юг. После армии Шекли заканчивает Нью-Йоркский университет и начинает писать уже профессионально. Он публикует свой первый рассказ за год до смерти Сталина. Это нам нужно знать, чтобы понять контекст эпохи. Через некоторое время становится популярным писателем в жанре фантастики, потом, в конце века, эта звезда начинает тускнеть, а в 2005 году он умирает. Перед этим, весной, он приехал в Киев на Конвент фантастов, и вполне был доступен как собеседник. Более чем доступен, я бы сказал – потому что вокруг него то и дело образовался вакуум из неанглоговорящих людей. Через некоторое время после этого мероприятия ему стало плохо, и оказалось, что у американского писателя натурально нет ни денег, ни страховки. Его читатели стали собирать копеечку (впрочем, кажется, дело закрыл какой-то эксцентричный украинский миллиардер, оплатив основную часть больничного счёта).

В этом не было благотворительности, читатель был в долгу у американца, которому СССР не платил гонораров за миллионные тиражи. Ну а с СССР не спросишь. Итак, оказалось, что Шекли пришёл к концу жизни, как настоящий хиппарь. Не настоящий, конечно, а «настоящий», каким его представлял советский человек (не говоря уж о том, что такое «битники» этот советский человек не представлял вовсе).

Теперь нужно разобраться, чем Шекли был в глазах советского человека, и чем он остался у нынешнего читателя. Он написал какое-то огромное количество книг, даже по меркам нашего времени, когда издать книгу – синоним «написать новую».

И вот тут первый парадокс: есть немало людей, что делают выбор между его «малой формой» и «большой». А Шекли написал двадцать романов (правда, некоторые из них назвали бы у нас «повестями») и какое-то безумное количество рассказов.

Есть два американских писателя, популярность которых в СССР была выше, чем на родине. И при всех их различиях, в механизме популярности их было нечто общее. Про одного из них, Хемингуэя, говорили, что он испортил много советских писателей и продолжает портить нынешних. Это правда – если тебе, пишущему человеку, нравится Хемингуэй, то очень сложно продолжить рост куда-то дальше. Для нашего соотечественника Хемингуэй очень обаятелен в своей трагедии, с культом настоящего мужчины, с охотой и рыбалкой, с любовью, что бесприютна, как кошка под дождём, со смертью на всех войнах сразу. Ну и с алкоголизмом, конечно, ведь это многих подкупает.

Шекли, наоборот, был частью другой культуры. С алкоголем, кстати, у него не сложилось. Сам он рассказывал, что ещё в Корее они с сослуживцами обпились коньяком, имея всего восемь конфет в качестве закуски. С тех пор алкоголю Шекли не доверял, а вот разными веществами интересовался, тем более что был ещё молодым (но уже популярным) человеком в буйные шестидесятые. С привычкой к веществам Шекли потом даже боролся, но это уже предмет другого биографического обзора.

Но ещё Шекли, в противовес Хемингуэю был пацифистом, они и жил в пятидесятые в Гринвич Виллидж, квартале Нью-Йорка, который ассоциируется со всеми этими битниками от Керуака до Берроуза.

Важно совсем другое – Шекли тоже не то что «портил» советских писателей-фантастов, а сильно влиял на них своими текстами. Разгадка проста: хороший советский писатель (не о читателях речь) всегда искал вокруг себя новые приёмы и интонации. Как и в случае Хемингуэя, где перед читателем-писателем была целая сумка с простыми инструментами, так и у Шекли он получал множество образцов. Не надо думать, что в заимствовании есть что-то унизительное. Наоборот, никаких «заимствований» в литературе нет. Тут как на кухне: валите всё в свою кастрюлю, главным критерием будет качество супа.

Короткая новелла Шекли с парадоксальной, ударной концовкой – стиль, которому можно позавидовать.

Некоторые фанаты Шекли считают, что рассказы его куда лучше, чем толстые книги, и можно понять, откуда это чувство. Самые известные новеллы американца сделаны так, что стали образцом жанра: там всегда есть неожиданность: находят ли астронавты на Марсе абсолютное оружие, которое их же и уничтожает, создают ли люди на Земле идеальный порядок с помощью Страж-птицы, которая обращается в убийцу, а потом в убийцу обращается и истребитель страж-птиц – всё это рассказы начала пятидесятых годов. Которые до сих пор (включая названия) стали обиходными метафорами.

Но ещё у Шекли очень интересна тема путешествия. Большая форма (тех книг, что и сейчас с нами) часто построена на анабазисе. Люди военные анабазисом называют долгое движение по местности, занятой неприятелем или населённое не слишком дружественным народом. Это восходит к греческому «восхождение» – то есть путешествие по пологим местам с подъёмом на возвышенность. В литературе это слово давно оторвалось от военной практики, да и от сочинения Ксенофонта о походе греческого войска против Кира в Малую Азию. Противоположностью анабазису был катабазис – нисхождение, и под это описание попадают совершенно разные книги – вплоть до сошествия Данте в ад. Анабазис совершает Швейк в поисках своего полка, герой Венедикта Ерофеева едет между столицей и Петушками – и тому подобное. Так вот, классическое путешествие Шекли – это анабазис, где вместо холмов Азии – множество планет, а вместо электрички Москва-Петушки – звездолёты и прочие средства перемещения. Собственно, это путешествие по одноэтажной и многоэтажной Америке, только перенесённое в космос. Это очень выгодный приём: в своём путешествии герой видит разные миры, и в каждом из них он новичок. Его удивление и непонимание естественно, а автор может разъяснять ему (и читателю) причины и свойства происходящего. Вот тут Шекли и развернулся со своим сарказмом, и это особого рода сарказм – американца пятидесятых и особенно шестидесятых годов. У нас это называли «сатирой на буржуазное общество», но сатира эта просто так не вынимается из того котла, в котором тогда варились и переосмыслялись жизненные ценности американского общества. Сарказм пятидесятых и шестидесятых не похож на сарказм семидесятых, и уж подавно – восьмидесятых.

Но Шекли написал эти вещи так, что и советский читатель мог сопереживать интернациональному абсурду. Эмоции вообще универсальны, но у Шекли получалось даже сарказм (очень привязанное к национальной культуре чувство) заставить работать на сюжет вне всякого времени и пространства.

Шекли сразу же стали экранизировать, он был популярен (хотя американское сообщество фантастов было не очень щедро на разные премии).

Роберт шекли лучшие рассказы

Роберт Шекли в Киеве за несколько месяцев до смерти Фото: robertoquaglia.com

И вот весной 2005 года я видел перед собой человека, написавшего штук двадцать романов и множество рассказов. Cостарившийся битник, с которым я несколько дней говорил, впрочем, совсем не о литературе. В каком-то интервью Шекли рассказывал, что вообще не любит скопления народа и конвенты вообще, а, может, он предчувствовал скорую смерть и просто не думал ни о чём. Я как-то писал рассказ на тему, заданную Шекли (многие писали, невелика отметина). Но я помню это ощущение, когда ты думаешь: «Ну и бестолковая идея», а потом понимаешь: «Нет, не бестолковая, совсем нет. Ишь, молодец какой». Так с его книгами – кажется, они навсегда в прошлом, ан нет – вполне универсальны. Ирония, сарказм, и, наконец, парадокс – это абсолютное оружие.

Нет, большой молодец.

Тема. Роберт Шекли. «Запах мысли».
Утверждение силы человеческой мысли в

сочинении. Духовное и физическое испытание
Котором

Цель: познакомить учащихся с творчеством
Роберта Шекли, начать аналитическое исследование текста

рассказ «Запах мысли»; обратить
внимание ученической аудитории на особенности создания автором

художественной модели будущего и места
Человека в ней; формировать навыки аналитического и образного

мышления; способствовать воспитанию
внимательного читателя.

Тип: урок-диалог

Оборудование: презентация «Жизнь и творчество
Роберта Шекли», портрет писателя.

Течение урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

— Назовите черты фантастической литературы.

— С какой целью писатели-фантасты показывают
читателям будущее человечества?

— Зачем Р. Д. Брэдбери создает ужасную картину
мира после третьей мировой войны?

III. Объявление темы и цели урока. Мотивация
учебной деятельности

Учитель. Мы продолжаем путешествовать далеким
будущим, изучая произведения в рамках

темы «Образ будущего в литературе». Сегодня
нас приглашает в путешествие к загадочным

планет непревзойденный фантаст, незаурядный
человек Роберт Шекли. Вместе с героем его

рассказ «Запах мысли» мы отправимся в
удивительный мир, узнаем, какие

испытания легли на плечи главного героя,
попытаемся понять смысл изображения его

приключений в чужом враждебном мире в
контексте авторского замысла.

Прослушивание песни из кинофильма «Гостья из
будущего?».

— Подумайте, что мы можем сделать для того,
чтобы будущее было прекрасным?

Интервью с писателем.

Подготовить ответы на вопросы от имени
писателя по материалу учебника. (Со.

203)

— Когда и где родился Роберт Шекли? (Роберт
Шекли родился 16 июля 1928 года в нью йоркском Бруклине, а вырос в городке
Мейплвуд, штат Нью-Джерси.)

— Каким был путь к литературному творчеству?
(Коренной ньюйорковец, до обучения в

он активно искал свое место в жизни. Шекли был
рассыльным, буфетчиком,

садовником, служил в Корее, но не в боевом
подразделении, а в качестве редактора полковой

газеты. Демобилизовавшись, вернулся в
Нью-Йорк, поступил в университет на

специальность инженера-металлурга. Начинал
свою писательскую карьеру инженер

авиационного завода Роберт Шекли в начале 50-х
годов XX века. Его короткие,

Kolizanka

остроумные, эксцентричные рассказы стали
покупать и опубликовывать научно-фантастические

журналы. Гонорары росли, и Шекли становится
профессиональным писателем.)

— «Почему именно фантастика?» — часто
спрашивали журналисты американского писателя

— классика мировой фантастики, общепризнанного
мастера юмористической и сатирической

фантастики Роберта Шекли. (Ответ был
неизменным: «Только она дарит творцу полную

свободу. Она может охватить — и охватывает-все
на свете, от безудержной романтики

приключений к сатире и социальному анализу».)

— Вы имеете немалое литературное наследие.
Можно поподробнее? (Свой первый рассказ

Шекли написал в восемь лет, а впервые
напечатал в восемнадцать, в журнале «Гэлакси».

Всего за свою жизнь Роберт Шекли написал 15
романов и более 400 рассказов и

повестей, составивших 9 авторских сборников,
которые были переведены на многие языки, что вместе

составило более 65 книг.)

— Какие из произведений стали сюжетной основой
для художественных фильмов? (По произведениям были отсняты

художественные фильмы «Десятая жертва» (1965),
«Побег с Адского Острова» (1963), «Цена

риска» (1983). В 1992 году был снят фильм
«Беглец», который имел большой успех в

зрителей. Роберт Шекли также работал над
сценариями компьютерных игр.)

— Имеете ли вы литературные награды? (В 1954
году писатель получил награду » Лучший

дебют » — высшее звание наиболее
перспективному автору-фантасту, в 1998 году в

Санкт-Петербурге ему была вручена премия
«Странник» за вклад в области юмора и

научной фантастики. В 1991 году Роберт Шекли
был отмечен наградой имени Даниэля

Галана за вклад в развитие жанра научной
фантастики. Роберт Шекли-лауреат

премий «Странник-97» и «Малый Золотой
Остап-97».)

Учитель. В Украину Р. Шекли приезжал в 2005
году на литературное собрание

писателей-фантастов. У нас Шекли чувствовал
себя счастливым, потому что его почитали

больше, чем на родине, в Америке. У него даже
была мысль поселиться в Крыму на

берегу Черного моря. Но эта мечта не
осуществилась. Внезапно писатель тяжело заболел,

украинские поклонники его творчества собрали
средства, чтобы тяжелобольной Р. Шекли

вернулся на лечение домой в Америку. Но после
сложной операции писателя не

устойчиво. Он ушел из жизни в декабре 2005г.

Проблемный вопрос:

— Какие основания имел Роберт Шекли, чтобы
говорить, что только фантастика дарит творцу полную

свободу»? (фантастика мечта фантазия
вымысел полет мысли раскованность воображения выбор свобода)

Работа с текстом рассказа

«Запах мысли».

Разгадав ребус, назовите

главных героев рассказа Р.

Шекли.

Беседа:

— Что вы можете сказать о названии

рассказ Роберта Шекли » Запах

мысли»?

— А может ли мысль иметь запах?

— «Несет» ли название произведения
намек на

фантастическую ситуацию? (Название
произведения

фокусирует внимание на несуществующем в

природе явлении, придающем произведению

фантастической окраски.)

— Каким образом читатель понимает, что

оказался в далеком будущем? (Художественное
время рассказа-далекое будущее: герой

находится в почтолете в далеком космосе.)

— Как вы думаете, с какой целью автор сразу
дает понять, что действия будут происходить в

будущем? (Читатель понимает, что повествование
принадлежит к фантастической литературе, и

поэтому должен быть готов к смелому полету
мысли писателя, кроме того, автору

важно показать человека в условиях, которые
современный читатель представить себе не может.)

— Кто главный герой по профессии? Почему автор
изображает человека будущего с такой

«земной», обыденной профессией?
(Герой работает обычным почтальоном. Для автора

важно показать не представителя какой-то
романтической профессии, астронавта или

звездного военного, а обычного человека,
живущего в будущем.)

— В каких условиях работает Лерой Кливи? Как
он воспринял неприятности с кораблем? Как это

характеризует героя? (Герой летает на старом
корабле, который просто разваливается. Но

все трудности встречает хладнокровно и
профессионально, с чувством юмора. Чувствуется,

что герой-сильный человек.)

— Прокомментируйте диалог с главным
почтмейстером. Что в проблемах людей будущего

напоминает современный мир? (Небрежное
отношение к технике и людям.)

— Каким образом Лерой Кливи попадает на
планету З-М-22? Что он знает об этой планете?

Почему автор «направляет» своего
героя на совершенно незнакомую планету? (Кливи выбирает эту

планету из-за того, что она была обозначена на
карте кислородных миров. Для автора важно,

чтобы герой оказался в совершенно незнакомом и
безлюдном месте.)

— Посудите, почему так важно автору было
оставить героя без корабля? (Лерой Кливи

остается один, без оружия, без защиты, какой
бы он мог получить, запершись на

корабли, в чужом и враждебном мире).

— Внятно прочитайте фрагмент, в котором
описано состояние героя после потери сознания. Как

он реагирует на окружающий мир? («Он
пребывал в безмятежном состоянии шока. Ему

казалось, что разум отделился от его тела и
свободно плавает в воздухе. Все заботы,

чувства, страхи остались в теле: разум был
свободен.»Автор подчеркивает способность

человеческого ума холодно и спокойно оценивать
ситуацию, ведь страхи и волнения

не касаются ума.)

— Какое странное существо увидел Кливи на этой
планете? Почему во время пребывания в шоковом

состоянии, когда разум «свободно плавал в
воздухе», внешний вид животного не удивил его?

Какую размышлениях героя ощущается позиция
автора? (Кливи увидел странное существо, что

напоминала белку, однако она не имела ни ушей,
ни глаз. Герой понимает, что животным «

…лучше не видеть боли и мук этого мира, не
слышать отчаянных криков…»Автор напоминает

читателям о боли и страданиях, царящих в
мире.)

— Внятно прочитайте эпизод охоты слепого волка
на слепую белку. Чем эпизод напоминает

жизнь обитателей планеты Земля? (Более сильный
хищник преследует и убивает более слабого).

— Какое место в таком мире занимает человек?
(Место слабого и беззащитного.)

— Что спасло Кливи от зеленого слепого волка?
Почему данная ситуация не «сработала» б

на нашей планете? Почему автор акцентирует
внимание читателя именно на этом факте? (Герой

потерял сознание и потому странным образом
спасся. Автор дает понять читателю, что

ситуация потребует для героя не только
физической силы и ловкости, но и

находчивости и сообразительности.)

— Каким образом Кливи понял, что животные этой
планеты чувствуют друг друга за

помощью телепатии? В чем опасность такой связи
для человека? (Встреча с пантерой,

что бежала к нему, как только он о ней думал,
открыла для героя правду: все животные этой

планеты-телепаты. Для человека, чей мозг
работает гораздо активнее, чем мозг

животные, такая ситуация становится крайне
опасной: «Он понял, что человеческий мозг

невозможно сознательно и прямо затормозить».)

— Подумайте, почему автор создает такую
опасную ситуацию для своего героя. (Для автора

важно «испытать» человека, показать,
на что он способен.)

Работа с таблицей «мнимые преобразования
Лероя Кливи».

IV. Рефлексия.

Найдите примеры обрисованных в произведении
фантастических ситуаций, фантастических

и запишите их в тетради.

( транспортное средство — поштоліт -243, место
действий — звездные скопления Прорококутника

профессия героя-межзвездный почтальон;
должность руководителя-почтмейстер базы ситуация —

аварийная посадка на кислородную планету
3-М-22;

фантастические животные-представители неземной
цивилизации — » маленькая зверинка, размером

с белку, но с темно-зеленым мехом», «…другой
зверь, размером и формой тела напоминал

достаточно крупного волка, но тоже зеленого
цвета»; «У этого зверя тоже не было ни глаз,

ни ушей, но из пасти сверкали в два ряда
мощные клыки«; » появилось существо, похожее на

пантеру

— на зеленовато-коричневую пантеру без глаз и
ушей;

поединок героя с животными

с помощью мысли — «С

закрытыми глазами он  

Роберт Шекли

Биография

Роберт Шекли, известный как самый влиятельный фантаст двадцатого века, родился в Бруклине 16 июля 1928 года в семье бизнесмена. Писатель успел выпустить собственную биографию. О матери Роберт рассказывал как о простой девушке Рахиль из деревни.

10Роберт Шекли

Она преподавала в начальных классах саскачеванской школы. Отец фантаста, Дэвид, мечтал плотно закрепиться в бизнесе и, несмотря на частые неудачи, нашел свое место. Его последним и главным местом работы стала страховая фирма Шиффа Терхью. Там он получил должность секретаря-казначея.

Детство и юность

Четыре года после рождения Роберта семья Шекли жила в Нью-Йорке, а затем обосновалась в штате Нью-Джерси, в городе Мейплвуд. По происхождению его родители были польскими евреями, которые до 1980 года жили в Варшаве, но ближе к концу 19 века им пришлось иммигрировать в Америку.

01 XeOhbUvПисатель Роберт Шекли

Во время летних каникул дедушка забирал Роберта и его сестру Джоан на ферму. Будущий писатель рос любознательным ребенком, который любил приключения, книги и джаз. Шекли зачитывался книгами Брэдбери, Старджона и Каттнера. Грезил стать признанным автором бестселлеров и начинал первые работы на печатной машинке.

Попытки попробовать себя в качестве писателя не увенчались успехом, поэтому Роберт продолжил читать и учиться в школе. Когда Шекли исполнилось шестнадцать лет, он принял решение жить отдельно от родителей, однако это ни к чему не привело. Юному Роберту пришлось окончить обучение, а затем устраиваться на работу.

02 i46ROGXРоберт Шекли

Он зарабатывал на жизнь за прилавком в магазине и с инструментами в саду. В 1940-х годах мужчина отправляется на службу в Корею. Там и начинается его писательская деятельность. Шекли занялся редактурой газеты полка.

После возвращения из Кореи Роберт поступил в университет в Нью-Йорке, где стал изучать гуманитарные науки. Университетские занятия будущий фантаст совмещал с лекциями Ирвина Шоу. Помимо плотного увлечения литературой, Роберт играл на гитаре и даже успевал зарабатывать этим на жизнь. Обстоятельства сложились так, что ему пришлось оставить университет и устроиться работать на завод.

Литература

В 1951 году Роберт Шекли предложил сотрудничество журналу “Воображение”. Фантастические рассказы понравились главному редактору и были все опубликованы. В дальнейшем писатель восторженно рассказывал о рабочих буднях в офисе журнала, где он творил с утра до вечера.

09 K0nFSODКниги Роберта Шекли

Долгое время фантаст работал над рассказом “Лавка бесконечности”. В 1959 году антиутопия публикуется и приобретает популярность среди любителей философских размышлений на тему “как стать счастливым”.

Шекли создавал рассказы, романы и сценарии фантастического содержания, которые использовались на телевидении и в радиоэфирах. Зрителям полюбились “Капитан Видео” и “По ту сторону зеленой двери”. В 1960 году популярность Роберта Шекли стала набирать обороты. Все свои работы он успешно продавал в популярный “Галакси”.

06 5zYv0MCРоман Роберта Шекли «Цивилизация статуса»

Одним из успешно опубликованных романов в 1960 году является “Цивилизация статуса”. Сатирическая антиутопия об Уильяме Барренте, несмотря на фантастический жанр, затрагивает социальные проблемы общества.

1965 год также становится знаменательным для творчества Роберта Шекли. “Галакси” опубликовал повесть “Обмен разумов”, а затем через год выходит доработанный книжный вариант.

07 XsKROJ6Роман Роберта Шекли «Обмен разумов»

В 1968 году выпускается повесть “Координаты чудес”. Считается, что с нее начинается всемирная слава фантаста. Произведение о космическом путешествии Тома Каморди в полной мере демонстрирует писательский талант Шекли, чей взгляд на мироустройство и смысл существования притягивают внимание читателей.

Позже, во время визита в Россию, Шекли был приятно удивлен, что его произведение произвело такой фурор. Известно, что образы некоторых героев второй части “Координат чудес” Роберт писал с реальных людей, русских поклонников. Фантастический роман переведен на несколько языков и стал классикой в мире фантастики. Едва ли не всю книгу можно разбить на цитаты — настолько тонок юмор и свежа мысль.

Роман Роберта Шекли «Координаты чудес»

Каждое произведение фантаста — особый мир необыкновенной философии, размышления о добре и зле, поиск смысла человеческого существования. Любой герой произведения Шекли представляет собой уникальную многогранную личность, которая раскрывается с каждой новой страницей.

Роберт Шекли стал автором 15 романов и около 400 рассказов. Сейчас его произведения читают во всем мире! Шекли является обладателем премии “Странник” за достижения в литературном жанре “фантастика”, а также за особый юмор.

В 2000 годах Шекли познакомился с Роберто Квалья, чье имя широко известно в литературном сообществе. У них даже были запланированы совместные работы, но в связи со смертью Шекли они остались незаконченными.

Личная жизнь

Личная жизнь классика американской фантастики оказалась бурной. Первую жену, Барбару Скардон, Шекли встретил во время учебы в университете. Она родила ему первенца Джейсона, но брак распался.

Второй брак тоже сложился неудачно. Супруга Зива родила Роберту дочь Алису, но мнения молодоженов разошлись, когда пришлось выбирать место жительства. Горожанка Зива отказалась следовать за мужем, который хотел обосноваться на Ибице.

05 aLohRBIРоберт Шекли

На новом месте Роберт Шекли сошёлся с Эбби Шульман. Ибица стала источником вдохновения для писателя, но отношения с новой женщиной никак не складывались. Очередной громкий скандал стал последним для пары: Шекли собрал все свои работы и отправился в путешествие по Дальнему Востоку.

Творческий путь писателя наполнился трудностями в связи с наркотической зависимостью. Временами ему казалось, что таким образом стимулируется работа мозга, открываются новые грани. В 1990 году, по возвращении в Лондон, Шекли отказался от употребления галлюциногенов. В Нью-Йорке ему пришла концепция журнала “Омни”, который он возглавлял пару лет до очередной женитьбы на писательнице Джей Розбелл.

04 SEgV9q7Роберт Шекли и его жена Дана

Однако и этот брак не был последним. Главной женщиной и вдохновителем стала для него журналистка Дана Гейбл. Во время совместной жизни с пятой супругой Шекли продолжает упорно и плодотворно трудиться.

Несмотря на количество браков, последние годы жизни Роберт Шекли провел в одиночку, много болел и меньше уделял времени творчеству. В 2005 году Шекли прилетел в Украину и там же был срочно отправлен в больницу.

Смерть

Перелет в Украину оказался губительным для пожилого фантаста. Шекли почувствовал недомогание, и его госпитализировали. Стоимость лечения составила более $10 тыс. Болезнь оказалась неожиданностью для писателя, поэтому для оплаты дорогостоящих процедур поклонники организовали благотворительный сбор. Часть суммы внес украинский политик, чье имя осталось в тайне.

03 gTQY61HРоберт Шекли в последние годы жизни

Когда состояние Роберта Шекли улучшилось, он вернулся в Нью-Йорк вместе с дочерью Анной. Но там врачи оказались бессильны. В 77 лет не стало знаменитого фантаста. Причиной смерти, по версии специалистов, стала аневризма мозга.

Цитаты

“То, на что природе потребовались миллионы лет, человек может стереть в порошок в один день!” (Обмен разумов)

“Легче понять вселенную, чем себя” (Координаты чудес)

“Любовь — чудесная игра, которая начинается с веселья и счастья и заканчивается женитьбой” (Обмен разумов)

“Историю делают мелочи. Настоящее состоит из огромного числа ничтожно малых факторов, которые сформировались в прошлом. Если ввести в прошлое еще один фактор, то в настоящем неминуемо будет получен иной результат” (Травмированный)

“Капли чистого опыта добывают из дряни бытия” (Координаты бытия)

ШЕКЛИ
Роберт

Должность: Американский писатель

Возраст: 93 года

  • 1. Биография
  • 2. Детство и юность
  • 3. Литература
  • 4. Личная жизнь
  • 5. Смерть
  • 6. Библиография

Биография

Биография

Роберт Шекли, известный как самый влиятельный фантаст двадцатого века, родился в Бруклине 16 июля 1928 года в семье бизнесмена. Писатель успел выпустить собственную биографию. О матери Роберт рассказывал как о простой девушке Рахиль из деревни.

Она преподавала в начальных классах саскачеванской школы. Отец фантаста, Дэвид, мечтал плотно закрепиться в бизнесе и, несмотря на частые неудачи, нашел свое место. Его последним и главным местом работы стала страховая фирма Шиффа Терхью. Там он получил должность секретаря-казначея.

Детство и юность

Четыре года после рождения Роберта семья Шекли жила в Нью-Йорке, а затем обосновалась в штате Нью-Джерси, в городе Мейплвуд. По происхождению его родители были польскими евреями, которые до 1980 года жили в Варшаве, но ближе к концу 19 века им пришлось иммигрировать в Америку.

Во время летних каникул дедушка забирал Роберта и его сестру Джоан на ферму. Будущий писатель рос любознательным ребенком, который любил приключения, книги и джаз. Шекли зачитывался книгами Брэдбери, Старджона и Каттнера. Грезил стать признанным автором бестселлеров и начинал первые работы на печатной машинке.

Попытки попробовать себя в качестве писателя не увенчались успехом, поэтому Роберт продолжил читать и учиться в школе. Когда Шекли исполнилось шестнадцать лет, он принял решение жить отдельно от родителей, однако это ни к чему не привело. Юному Роберту пришлось окончить обучение, а затем устраиваться на работу.

Он зарабатывал на жизнь за прилавком в магазине и с инструментами в саду. В 1940-х годах мужчина отправляется на службу в Корею. Там и начинается его писательская деятельность. Шекли занялся редактурой газеты полка.

После возвращения из Кореи Роберт поступил в университет в Нью-Йорке, где стал изучать гуманитарные науки. Университетские занятия будущий фантаст совмещал с лекциями Ирвина Шоу. Помимо плотного увлечения литературой, Роберт играл на гитаре и даже успевал зарабатывать этим на жизнь. Обстоятельства сложились так, что ему пришлось оставить университет и устроиться работать на завод.

Литература

В 1951 году Роберт Шекли предложил сотрудничество журналу “Воображение”. Фантастические рассказы понравились главному редактору и были все опубликованы. В дальнейшем писатель восторженно рассказывал о рабочих буднях в офисе журнала, где он творил с утра до вечера.

Долгое время фантаст работал над рассказом “Лавка бесконечности”. В 1959 году антиутопия публикуется и приобретает популярность среди любителей философских размышлений на тему “как стать счастливым”.

Шекли создавал рассказы, романы и сценарии фантастического содержания, которые использовались на телевидении и в радиоэфирах. Зрителям полюбились “Капитан Видео” и “По ту сторону зеленой двери”. В 1960 году популярность Роберта Шекли стала набирать обороты. Все свои работы он успешно продавал в популярный “Галакси”.

Одним из успешно опубликованных романов в 1960 году является “Цивилизация статуса”. Сатирическая антиутопия об Уильяме Барренте, несмотря на фантастический жанр, затрагивает социальные проблемы общества.

1965 год также становится знаменательным для творчества Роберта Шекли. “Галакси” опубликовал повесть “Обмен разумов”, а затем через год выходит доработанный книжный вариант.

В 1968 году выпускается повесть “Координаты чудес”. Считается, что с нее начинается всемирная слава фантаста. Произведение о космическом путешествии Тома Каморди в полной мере демонстрирует писательский талант Шекли, чей взгляд на мироустройство и смысл существования притягивают внимание читателей.

Позже, во время визита в Россию, Шекли был приятно удивлен, что его произведение произвело такой фурор. Известно, что образы некоторых героев второй части “Координат чудес” Роберт писал с реальных людей, русских поклонников. Фантастический роман переведен на несколько языков и стал классикой в мире фантастики. Едва ли не всю книгу можно разбить на цитаты — настолько тонок юмор и свежа мысль.

Каждое произведение фантаста — особый мир необыкновенной философии, размышления о добре и зле, поиск смысла человеческого существования. Любой герой произведения Шекли представляет собой уникальную многогранную личность, которая раскрывается с каждой новой страницей.

Роберт Шекли стал автором 15 романов и около 400 рассказов. Сейчас его произведения читают во всем мире! Шекли является обладателем премии “Странник” за достижения в литературном жанре “фантастика”, а также за особый юмор.

В 2000 годах Шекли познакомился с Роберто Квалья, чье имя широко известно в литературном сообществе. У них даже были запланированы совместные работы, но в связи со смертью Шекли они остались незаконченными.

Личная жизнь

Личная жизнь классика американской фантастики оказалась бурной. Первую жену, Барбару Скардон, Шекли встретил во время учебы в университете. Она родила ему первенца Джейсона, но брак распался.

Второй брак тоже сложился неудачно. Супруга Зива родила Роберту дочь Алису, но мнения молодоженов разошлись, когда пришлось выбирать место жительства. Горожанка Зива отказалась следовать за мужем, который хотел обосноваться на Ибице.

На новом месте Роберт Шекли сошёлся с Эбби Шульман. Ибица стала источником вдохновения для писателя, но отношения с новой женщиной никак не складывались. Очередной громкий скандал стал последним для пары: Шекли собрал все свои работы и отправился в путешествие по Дальнему Востоку.

Творческий путь писателя наполнился трудностями в связи с наркотической зависимостью. Временами ему казалось, что таким образом стимулируется работа мозга, открываются новые грани. В 1990 году, по возвращении в Лондон, Шекли отказался от употребления галлюциногенов. В Нью-Йорке ему пришла концепция журнала “Омни”, который он возглавлял пару лет до очередной женитьбы на писательнице Джей Розбелл.

Однако и этот брак не был последним. Главной женщиной и вдохновителем стала для него журналистка Дана Гейбл. Во время совместной жизни с пятой супругой Шекли продолжает упорно и плодотворно трудиться.

Несмотря на количество браков, последние годы жизни Роберт Шекли провел в одиночку, много болел и меньше уделял времени творчеству. В 2005 году Шекли прилетел в Украину и там же был срочно отправлен в больницу.

Смерть

Перелет в Украину оказался губительным для пожилого фантаста. Шекли почувствовал недомогание, и его госпитализировали. Стоимость лечения составила более $10 тыс. Болезнь оказалась неожиданностью для писателя, поэтому для оплаты дорогостоящих процедур поклонники организовали благотворительный сбор. Часть суммы внес украинский политик, чье имя осталось в тайне.

Когда состояние Роберта Шекли улучшилось, он вернулся в Нью-Йорк вместе с дочерью Анной. Но там врачи оказались бессильны. В 77 лет не стало знаменитого фантаста. Причиной смерти, по версии специалистов, стала аневризма мозга.

Библиография

1954 — “Где не ступала нога человека”
1955 — “Не тронуто рукой человеческой”
1955 — “Гражданин в космосе”
1957 — “Паломничество на Землю”
1960 — “Идеи: без ограничений”
1960 — “Лавка бесконечности”
1962 — “Осколки космоса”
1968 — “Ловушка на человека”
1978 — “Робот, который был похож на меня”

Шекли, Роберт

научная фантастика, фэнтези

Ро́берт Ше́кли (англ. Robert Sheckley ; 16 июля 1928 ( 19280716 ) , Нью-Йорк — 9 декабря 2005, Покипси, штат Нью-Йорк) — американский писатель-фантаст, автор нескольких сотен фантастических рассказов и нескольких десятков научно-фантастических романов и повестей. Мастер иронического юмористического рассказа. Один из самых оригинальных юмористов научной фантастики. В начале своей карьеры писал под псевдонимами Finn O’Donnevan и Ned Lang [1] .

Содержание

Биография

Роберт Шекли родился в 1928 году в Нью-Йорке, вырос в Мэйплвуде (штат Нью-Джерси), потом опять переехал в Нью-Йорк.

Начал читать рано, с детства любил читать и мечтал стать писателем. В юности увлекался творчеством таких авторов, как Роберт Хайнлайн, А. Ван Вогт, Джон Кольер. После окончания школы учился в Нью-Йоркском университете, специализируясь в гуманитарных дисциплинах. Служил писарем в армии в Корее. Вернулся в США из-за конфликта с начальством. Некоторое время работал на металлургическом заводе.

С начала 50-х годов Шекли начал писать первые рассказы и, предлагая их в научно-фантастические журналы, встретил очень тёплый приём редакторов и читателей. За последующие десять лет написал несколько сотен коротких, остроумных фантастических рассказов. Как Шекли признался в одном из своих последних видеоинтервью (2004), то были самые счастливые годы его жизни. Он снимал вначале комнату, а затем однокомнатную квартиру в тихом центре Нью-Йорка, сочинял по несколько рассказов в неделю, печатая их на печатной машинке, и на своём скутере «Ламбретта» развозил их по редакциям. Телефон его разрывался от их звонков.

Однажды один известный редактор научно-фантастического журнала, ознакомившись с несколькими рассказами начинающего автора, сказал молодому Шекли: «Я куплю каждое ваше слово, всё, что вы ни напишете, потому что я продам всё, что вы ни напишете». Шекли говорил, что это были одни из самых приятных слов для него. (Из автобиографических воспоминаний [2] ).

«Почему именно фантастика?» — часто спрашивали его впоследствии. Ответ был неизменным: «Только она дарит творцу полную свободу». (Видео-интервью с Р. Шекли [2] )

Молодой талантливый автор не остаётся незамеченным редакцией самого популярного в те годы в США нового ежемесячного научно-фантастического журнала «Galaxy» (вначале называвшегося «Galaxy Science Fiction»), и начинает постоянно печататься в нём, получая уже не один, а 3-4 цента за одно слово и с каждым новым выпуском приобретая всё большую популярность. Таким образом, гонорары за один рассказ в 5000 слов составляли до 200$, что в пересчёте цен на сегодня примерно 2000$.

В 1954 г. Шекли получает награду «Лучший дебют» — самое высокое звание наиболее перспективному молодому автору в фантастике. Многие маститые коллеги по перу и критики признавали Роберта Шекли лучшим фантастом 50-60-х годов. В 60-е годы он активно печатает свои фантастические рассказы в самых известных журналах, в том числе в литературных колонках журнала «Плэйбой», очень популярного в то время, и платившего крупные гонорары авторам благодаря громадному в те годы тиражу (более 7 млн экземпляров только в США).

Шекли быстро завоёвывает признание и известность именно как мастер короткого рассказа. Однако продолжению звёздного времени журнальной прозы в США в 60-е помешало массовое распространение телевидения. С появлением телевизоров в каждом доме тиражи журналов упали, многие журналы вообще закрылись, и писатели короткой формы в большинстве остались не у дел. «Galaxy» снижает ставки авторам до 1,5 центов за слово, начинает выходить нерегулярно, потом уже не ежемесячно, а 6 раз в год, пока вообще не закрывается.

Шекли пробует себя и в больших литературных формах, идя на это из-за требований литературного рынка, но не столь успешно в не столь любимом для себя жанре. Его перу принадлежат также несколько детективных рассказов, написанные в основном под псевдонимами.

Шекли пишет также сценарии 15 эпизодов для телесериала «Капитан Видео» (Captain Video) и 60 пятиминутных новелл цикла «По ту сторону зелёной двери» («Behind the Green Door»), которые были прочитаны по радио известным актёром Бэзилом Рэтбоном (Basil Rathbone), сыгравшим знаменитого сыщика в американском сериале «Шерлок Холмс».

Рассказы Шекли составили авторские сборники «Где не ступала нога человека» («Untouched by Human Hands», 1954), «Гражданин в космосе» («Citizen in Space», 1955), «Паломничество на Землю» («Piligrimage to Earth», 1957), «Идеи: Без ограничений» («Notions: Unlimited», 1960), «Лавка бесконечности» («Store of Infinity», 1960), «Осколки космоса» («Shards of Space», 1963), «Ловушка на человека» («The People Trap», 1967), «Вы что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?» («Can You Feel Anything When I Do This?», 1971), «Робот, который был похож на меня» («The Robot Who Looked Like Me», 1978), «Удивительные миры Роберта Шекли» («The Wonderful Worlds of Robert Sheckley», 1979) и другие.

Рассказы Роберта Шекли отличает парадоксальный взгляд, показывающий самые обычные обстоятельства и предметы с необычной стороны. Большой популярностью пользовался его юмористический цикл из семи рассказов о незадачливых бизнесменах Грегоре и Арнольде, основавших фирму ААА-ПОПС и пытающихся заработать на оказании услуг По Оздоровлению Природной Среды в иных мирах.

В видеоинтервью писателю Роберто Квальи Роберт Шекли на вопрос того «Какой вопрос вы ненавидите больше всего?», с присущим ему мягким юмором, ответил: «Откуда вы берёте свои идеи? Этот вопрос мне задают чаще всего. Если бы я знал, откуда, я бы пошёл туда и взял бы их больше!». А на вопрос того «Какой вопрос вам понравился больше всего?», ответил: «Мне его, к сожалению, никогда так и не задали. Он звучит так: «Не считаете ли вы, что писатель — словно ловкий врун из известной легенды?». Я бы ответил «Да. Думаю, да».

По его произведениям снято четыре кинофильма: «Десятая жертва» («La decima vittima», 1965, в гл. роли Марчелло Мастроянни), «Беглец» («Freejack», 1992, др. название «Корпорация „Бессмертие“», в гл. ролях Эмилио Эстевес и Мик Джаггер), «Побег с Адского Острова» («Escape from Hell Island», 1963), «Цена риска» («Le prix du danger», 1983). В 2007 году была экранизирована повесть «Страж-птица» в сериале «Хроники будущего» (Masters of Science Fiction).

В среде любительского кинематографа также нашлись поклонники творчества Шекли. Так, на Украине был снят любительский короткометражный фильм «Премия за риск» (2009) по одноимённому рассказу.

Хотя произведения Шекли и печатались постоянно, его известность на родине не была особенно широка. Короткая форма, сюрреалистические сюжеты и несвязанность обычными приёмами научной фантастики затрудняли восприятие читателем. Вдобавок к этому — свободный рынок, большое количество авторов, работающих в этом жанре, достаточное число изданий и их дороговизна и, главное, упадок популярности журнальной прозы в США в 60-е. Однако его произведения, переведённые в 70-80-х годах на русский язык и издаваемые большими тиражами, мгновенно принесли Шекли уникальную популярность и любовь в СССР, даже большую, чем у себя на родине. То было время «железного занавеса», всего трёх программ телевидения, вплоть до 80-х годов, отсутствия развлекательных программ и книжного дефицита, когда любая книга зарубежных авторов моментально раскупалась и расценивалась, как глоток свободы пьянящего Запада. Немалую долю в популярности Шекли в СССР сыграл, конечно, и фирменный стиль автора — интригующий с первых слов яркий развлекательный сюжет, удивительный юмор, уникальная доброта и человеколюбие, и всегда — неожиданная концовка. Шекли был и является одним из самых известных и любимых зарубежных фантастов отечественным читателем.

В первый приезд мастера в СССР к нему после выступления подошёл один из его российских поклонников и попросил поставить автограф на сборнике рассказов Шекли, перепечатанных на печатной машинке. Шекли был поражён: «Неужели у вас такой дефицит книг, что вам приходится самим перепечатывать эти книги?». Он был прав лишь отчасти. Он все ещё не мог поверить, насколько популярен и любим в СССР. (интервью [2] ).

На вопрос, какие его произведения и герои ему наиболее близки, Роберт Шекли назвал Тома Кармоди («Координаты чудес») и Марвина Флинна («Обмен разумов»). И пояснил: «Они постоянно путешествуют по иным мирам, всегда попадая в неприятности. Всё это и нужно нам, романтикам».

Его рассказы были настолько непредсказуемы, настолько остроумно вывернуты наизнанку, а идеи столь многочисленны и оригинальны, что ему часто задавали вопрос о приёме наркотиков и пользе наркотического опьянения для творчества. Шекли признал: было время, когда он принимал подобные средства, однако это никак не было связано с его творчеством. Он принимал их в тяжёлый период жизни, только чтобы чувствовать себя лучше. Для творчества же всегда требуется ясное сознание и чистый мозг. В конце жизни Шекли признал, что всё же один роман был написан им под воздействием наркотиков, когда он жил на Ибице — «Хождение Джоэниса» (в др. пер. — «Путешествие в послезавтра»). Интересно, что по популярности это произведение занимает одно из последних мест из его произведений, что подтверждает слова писателя: для творчества наркотики не подходят. [источник не указан 376 дней]

Им написаны три юмористических детективных романа о частном сыщике Хобе Дракониане: «Детективное агентство „Альтернатива“» («The Alternative Detective»), «Между Сциллой и Харибдой» («Draconian New York») и «Сома-блюз» («Soma Blues»).

Шекли сотрудничал с такими фантастами, как Роджер Желязны, Гарри Гаррисон, Харлан Эллисон и другими. Был близким другом фантаста-сатирика Уильяма Тенна. В 90-е годы Роберт Шекли работал над сценарием компьютерной игры «Netrunner».

Всего за свою жизнь Роберт Шекли написал 15 романов и более 400 рассказов и повестей, составивших 9 авторских сборников, которые были переведены на многие языки, что составило более 65 книг. В 70-е много путешествовал, ходил под парусом, был редактором журнала «Omni».

В 1991 году Роберт Шекли был отмечен наградой имени Даниэля Галана (Daniel F. Gallun) за вклад в жанр научной фантастики. В 1998 в Санкт-Петербурге ему была вручена премия «Странник» за вклад в области юмора и научной фантастики.

Шекли был женат пять раз. У него есть сестра Джоан Клейн; сын Джейсон от первого брака; дочь Алиса Квитней от второго; дочь Анна и сын Джед от третьего; а также три внука. В последний период жизни Роберт Шекли был женат на писательнице Гэйл Дана (англ. Gail Dana ) и жил в Портленде, штат Орегон. Иногда приезжал в Россию, поскольку там находились основные его почитатели.

С 1999 года Шекли подружился со своим поклонником, итальянским писателем Роберто Квалья (с 2002 г. вице-председатель Европейского общества научной фантастики), у которого часто и долго гостил в Генуе и вместе с которым много путешествовал по миру, давал интервью, участвовал в ток-шоу и выступал на телевидении, и с которым планировал написать две совместные книги. Книги были начаты, но не закончены из-за смерти писателя.

Шекли всегда был страстным курильщиком, а в последние годы жизни — ещё и гурманом. На выступлениях ему в качестве исключения разрешали курить везде и всюду, в том числе даже в пожароопасных местах — библиотеках, типографиях и прочих: писатель не мог провести без сигареты и десяти минут.

В последние годы он жил на Ибице вместе со своей пятой женой. Впоследствии — в одиночестве. Шекли писал немного, почти не издавался, жил скромно, болел, часто нуждаясь в средствах.

Помня о своей популярности в России и на Украине (где фантастика всегда была развита и куда он неоднократно приезжал по приглашению в качестве почётного гостя), в последние годы жизни Роберт Шекли рассматривал возможность поселиться на черноморском побережье — недорогом, тёплом и романтическом месте, располагающем к творчеству. Однако этим планам не суждено было сбыться.

Весной 2005 г. во время визита на Украину на литературный конвент «Портал» состояние здоровья Шекли вследствие простуды, перенапряжения и преклонного возраста резко ухудшилось, и он был госпитализирован. Шекли не смог найти свою обязательную медицинскую страховку, не имел возможности оплатить лечение самостоятельно, и его долг в дорогой частной клинике (10 тысяч долларов) был оплачен известным украинским политиком. Также был организован сбор средств, что помогло ему в тяжёлом состоянии вернуться в США под присмотром украинских врачей. На Украину за ним приезжала его дочь Анна.

Роберт Шекли не смог поправиться и ушёл из жизни 9 декабря 2005 года в Покипси, штат Нью-Йорк, в больнице, в возрасте 77 лет от осложнения аневризмы сосудов мозга через две недели после не слишком удачно проведённой операции.

Роберт шекли — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Роберт Шекли (16 июля 1928 — 9 декабря 2005) – выдающийся американский писатель-фантаст. Один из отцов-основателей западной научной фантастики. Наиболее читаемый фантаст на постсоветском пространстве. Посещал с визитом Москву и Киев. Прожив 77 лет, он оставил после себя около двадцати опубликованных романов, а также бесчисленное количество философско-сатирических рассказов.

Черный юмор и способность найти (порой доводя описываемую ситуацию до абсурда), другой, совершенно непривычный угол зрения на обычные вещи, события, явления — вот главное отличие Роберта Шекли от «соплеменников», братьев по перу. Его произведения не столько фантастика, сколько драма и комедия XX века. Вместо бесконечных од инженерной мысли (в общей сложности характерной для жанра черте) Шекли посвящал свои книги исследованию социальных феноменов, глубин человеческого сознания.

Детали биографии:

1928 — родился в Нью-Йорке. Окончил технический колледж. Во время службы в армии США проявил себя в качестве журналиста — вел еженедельную газету своего полка.
1951 — окончил Нью-Йоркский университет. Стал работать на металлургическом заводе. Год спустя начинает публиковать свои первые произведения.
1954 — получает престижную премию «Лучший дебют». Самые известные журналы с удовольствием принимаются печатать его рассказы.
1991 — премия им.Даниэля Галана за вклад в развитие мировой фантастики
1998 — вручена премия «Странник» за вклад в развитие сатиры в научной фантастике
1999 — начало дружбы с итальянским писателем Робертом Квалья. Кстати, именно благодаря этому человеку сохранилось необыкновенное интервью-беседа с Шекли.
2005 (весна) — поездка в Украину на литературный конвент «Портал». Во время визита, состояние здоровья писателя резко ухудшается, его госпитализируют. За время лечения в частной киевской клинике вырастает долг Шекли. Увлеченные научной фантастикой блоггеры призывают общественность помочь писателю. В результате к акции подключиться один украинский политик, который поможет найти средства не только вернуть долг больнице, но и переправить гениального фантаста на родину.
2005 (декабрь) — в городе Покипси (штат Нью-Йорк) Роберт Шекли умер.

Циклы произведений:

Цикл о Грегори и Арнольде / The AAA Ace Series

1954 — Призрак V / Ghost V («Абсолютная защита»)
1954 — Лаксианский ключ / The Laxian Key («Индетерминированный ключ)
1954 — Рейс молочного фургона / Milk Run («Космический фургонщик»)
1955 — Мятеж шлюпки / The Lifeboat Mutiny («Бунт спасательной лодки»)
1955 — Беличье колесо / Squirrel Cage
1955 — Необходимая вещь / The Necessary Thing («Конфигуратор»)
1956 — The Skag Castle
1986 — Долой паразитов! / Sarkanger

Цикл о секретном агенте Стивене Дэйне / Stephen Dain

1961 — Смертельные гонки / Dead Run («Мертвый бег», «Смертник»)
1961 — 50-й калибр / Calibre .50
1962 — Живое золото / Live Gold
1963 — Белая смерть / White Death
1967 — Времени в обрез / Time Limit («Ограничение во времени»)

Жертва / Victim

1953 — Седьмая жертва / Seventh Victim
1965 — Десятая жертва / The Tenth Victim («The 10th Victim»)
1987 — Первая жертва / Victim Prime
1988 — Охотник-жертва / Hunter/Victim

История рыжего демона / The Millennial Contest
Соавтор: Роджер Желязны

1991 — Принесите мне голову прекрасного принца / Bring Me the Head of Prince Charming
1993 — Коль с Фаустом тебе не повезло / If at Faust You don’t Successed («Коль в роли Фауста тебе не преуспеть»)
1995 — Театр одного демона / A Farce to Be Reckoned With

Детективное агентство «Альтернатива» / The Alternative Detective

1993 — Детективное агентство «Альтернатива» / The Alternative Detective
1996 — Между Сциллой и Харибдой / Draconian New York
1997 — Сома-блюз / Soma Blues

Координаты чудес / Dimensions of Miracles
1968 — Координаты чудес / Dimensions of Miracles (1968)
1998 — Новое путешествие в Координаты чудес / Dimension of Miracles Revisited («Координаты чудес: второе путешествие», «Второе путешествие в координаты чудес»)

Город Мертвых / The City of the Dead
1994 — Город мертвых / The City of the Dead
1994 — Всё по порядку / Weather Sirens
1994 — Персей / Perseus

1958 — Корпорация «Бессмертие» / Immortality Inc. («Time Killer, rev. Immortality Delivered»)
1960 — Цивилизация статуса / The Status Civilization («Omega!», «Тоже цивилизация», «Статус-цивилизация»)
1962 — Хождение Джоэниса / The Journey of Joenes («Хождения Джоэниса», «Путешествие Джоэниса», «Путешествие в послезавтра» / «Journey Beyond Tomorrow»)
1965 — Обмен разумов / Mindswap
1965 — Агент Х, или Конец игры / The Game of X
1975 — Оптимальный вариант / Options (Выбор, Варианты выбора; Условия выживания)
1978 — Алхимический марьяж Элистера Кромптона / The Alchemical Marriage of Alastair Crompton (Четыре стихии; Алхимический марьяж Алистера Кромптона / Crompton Divided; The Humours)
1983 — Драмокл: Межгалактическая мыльная опера / Dramocles: An Intergalactic Soap Opera («Дромоклес: Интергалактическая мыльная опера»)
1990 — Билл, герой Галактики, на планете закупоренных мозгов / Bill, the Galactic Hero on the Planet of Bottled Brains // Соавтор: Гарри Гаррисон
1995 — Кровавый урожай / Alien Harvest
1995 — The Laertian Gamble
1999 — A Call to Arms
1999 — Божий дом / Godshome
1999 — Великий гиньоль сюрреалистов / The Grand Guignol of the Surrealists

1955 — Билет на планету Транай / A Ticket to Tranai
1958 — Четыре стихии / The Humors («Join Now», под псевдонимом Finn O’Donnevan)
1958 — Человек за бортом / The Man in the Water
1960 — Поединок разумов / Meeting of the Minds
1976 — В стране чистых красок / In a Land of Clear Colors
1989 — Охотники каменных прерий / Carhunters of the Concrete Prairie
1990 — Лабиринт Минотавра / Minotaur Maze
1990 — Майрикс / Myryx
1991 — Жар чужих звезд / Alien Starswarm («Пришелец — горячий, как звезды»)
1991 — Машина Шехерезада / The Scheherezade Machine
1995 — Джордж и коробки / George and the Boxes

1954 — Где не ступала нога человека / Untouched by Human Hands
1955 — Гражданин в космосе / Citizen in Space
1957 — Паломничество на Землю / Pilgrimage to Earth
1960 — Идеи: Без ограничений / Notions: Unlimited («Фантазия без границ»)
1960 — Лавка бесконечности / Store of Infinity
1962 — Осколки пространства / Shards of Space
1968 — Ловушка для людей / The People Trap
1971 — Того же и вам — вдвойне / Can You Feel Anything When I Do This? («The Same to You Doubled»)
1978 — Робот, который был похож на меня / The Robot Who Looked Like Me
1984 — Так люди ЭТИМ занимаются? / Is THAT What People Do?
1995 — Машина Шехерезада: Шесть историй / The Scheherezade Machine
2003 — Uncanny Tales
Лавка старинных диковин
В тёмном-тёмном космосе

Роберт Шекли

Robert Sheckley, 16 июля 1928 — 9 декабря 2005 • 77 лет (93)

Американский писатель-фантаст, автор нескольких сотен фантастических рассказов и нескольких десятков научно-фантастических романов и повестей. Мастер иронического юмористического рассказа; один из самых оригинальных юмористов научной фантастики.

В начале своей карьеры писал под псевдонимами Finn O’Donnevan и Ned Lang.

Биография

Роберт Шекли родился в 1928 году в Бруклине (Нью-Йорк). Вырос в Мэйплвуде (штат Нью-Джерси), потом опять переехал в Нью-Йорк. Его родители, иммигрировавшие из Польши в Америку, имели еврейские и польские корни.

Начал читать рано, с детства любил читать и мечтал стать писателем. В юности увлекался творчеством таких авторов, как Роберт Хайнлайн, А. Ван Вогт, Джон Кольер. После окончания школы учился в Нью-Йоркском университете, специализируясь в гуманитарных дисциплинах.

В 1946 году вступил в ряды Армии США и был отправлен в Корею, где служил в качестве охранника, редактора армейской газеты, бухгалтера, а также был гитаристом в армейской музыкальной группе. После увольнения из службы в 1948 году некоторое время работал на металлургическом заводе.

С начала 1950-х годов Шекли начал писать первые рассказы и предлагать их в научно-фантастические журналы, где встретил очень тёплый приём редакторов и читателей. За последующие десять лет он написал несколько сотен коротких, остроумных фантастических рассказов. Молодой талантливый автор не остаётся незамеченным редакцией самого популярного в те годы в США нового ежемесячного научно-фантастического журнала «Galaxy» (вначале называвшегося «Galaxy Science Fiction»).

В 1954 году Шекли получает награду «Лучший дебют» — самое высокое звание, присуждаемое в жанре фантастики наиболее перспективному молодому автору. В 1960-е его фантастические рассказы печатаются в известных журналах, в том числе в литературных колонках журнала «Плейбой».

Шекли пишет также сценарии 15 эпизодов для телесериала «Капитан Видео» («Captain Video») и 60 пятиминутных новелл цикла «По ту сторону зелёной двери» («Behind the Green Door»). Они были прочитаны по радио известным актёром Бэзилом Рэтбоном, сыгравшим знаменитого сыщика в американском сериале «Шерлок Холмс».

В 1970-х годах Шекли жил на Ибице, а затем в Лондоне. В это время Шекли писал немного, почти не издавался, жил скромно, болел и часто нуждался в деньгах. В 1980 году писатель вернулся в США и стал редактором нового журнала Omni. Шекли сотрудничал с такими фантастами, как Роджер Желязны, Гарри Гаррисон, Харлан Эллисон и другими.

В 1991 году Роберт Шекли был отмечен наградой им. Даниэля Галлана (Daniel F. Gallun) за вклад в жанр научной фантастики. В 1998 году в Санкт-Петербурге ему была вручена премия «Странник» за вклад в области юмора и научной фантастики.

Шекли был женат пять раз. У него есть сестра Джоан Клейн, сын Джейсон от первого брака, дочь Алиса Квитней от второго, дочь Анна и сын Джед от третьего, а также три внука. В последний период жизни Роберт Шекли был женат на писательнице Гэйл Дане (Gail Dana) и жил в Портленде. Иногда приезжал в Россию, поскольку там находились основные его поклонники и почитатели.

Весной 2005 года, во время визита на Украину на литературный конвент «Портал», состояние здоровья Шекли резко ухудшилось, и он был госпитализирован. Писатель задержался на Украине, его медицинская страховка была просрочена. В связи с серьёзностью болезни было принято решение поместить его не в бесплатную государственную, а в дорогую частную клинику. Шекли не имел возможности оплатить лечение в ней самостоятельно, и его долг (10 000 $) был оплачен известным украинским предпринимателем Виктором Пинчуком. Также для него был организован сбор средств, что помогло ему (в тяжёлом состоянии, под присмотром украинских врачей) вернуться в США. На Украину за ним приезжала его дочь Анна.

Роберт Шекли ушёл из жизни 9 декабря 2005 года, на 78-м году жизни, в больнице города Покипси, штат Нью-Йорк от осложнения аневризмы сосудов головного мозга.

Здесь обсуждают тему «Роберт Шекли. Обсуждение творчества. (+ опрос «Это я рекомендую прочитать»)» Подсказка book'ашки
 автор  сообщение Абарат male
152609 1
миродержец

rangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangempty

Ссылка на сообщение 5 января 2021 г. 00:28  

[Сообщение изъято модератором]
–––
Не дай книге ни единого шанса!
Успей прочесть книгу до того, как она тебя…
nightowl male
56419 0
авторитет

rangfilledrangfilledrangemptyrangemptyrangemptyrangemptyrangempty

Ссылка на сообщение 5 января 2021 г. 00:41  

цитата Абарат

Сюжет дольше пересказывать, нежели прочитать самому

Абарат Спасибо за «наводку»^_^Роберт шекли лучшие рассказы
И как это сам не нашел… ???8-]

zarya male
8140 0
миротворец

rangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangfilled

Ссылка на сообщение 5 января 2021 г. 01:06  

цитата nightowl

скорее всего, это две аннотации к одному и тому же рассказу из разных изданий

Аннотации у нас, как правило, берутся не из изданий, а сочиняются посетителями. Не всем это одинаково хорошо удаётся.

V-a-s-u-a male
25339 2
гранд-мастер

rangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangemptyrangempty

Ссылка на сообщение 5 января 2021 г. 01:11  

Предельно плотный рассказ. Идея с психами, которые «инфицируют» двуногие народы, мне не понравилось (и Шекли ещё хватает смелости среди перечисленных вызванных психами напастей назвать расизм и ксенофобию(«В довершение ко всему, местные жители искусственно поделились на расы и субрасы и придумали разные классификации внутри классификаций. А это уже являлось окончательным доказательством психоза»), когда весь сюжет его рассказа строится на том, что есть один вид, злой просто на генетическом уровне). С другой стороны, гэг про продвинутые инопланетные чувства (или техники?), с помощью которых они могут восстановить всю историю по началу, очень смешной.
Да, а аннотация явно не к тому рассказу. Нужно предложить новую.
Может, так:
«Заповедник, одна из жемчужин Центральной галактики, лежит в руинах. Всё по вине четвёрки редкостно отвратительных и опасных существ. История о том, как была разрушена заповедная планета, разнеслась по всем уголкам Вселенной, оминув только одну отсталую планету Лиз. К счастью, терпеливый Гик соглашается рассказать ремонтникам с той планеты начало истории, а про остальное они уже, с божьей помощью, догадаются сами.»

nightowl male
56419 0
авторитет

rangfilledrangfilledrangemptyrangemptyrangemptyrangemptyrangempty

Ссылка на сообщение 5 января 2021 г. 01:24  

zarya Спасибо, понял. :beer:

цитата V-a-s-u-a

Да, а аннотация явно не к тому рассказу…

А жаль, вот так и возникают проблемы «на ровном месте»…

цитата V-a-s-u-a

… Нужно предложить новую.
Может, так:

V-a-s-u-a Судить не берусь, надо сначала самому внимательно прочитать. Возможно, так будет лучше… 8-)

iLithium male
98856 8
гранд-мастер

rangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangemptyrangempty

Ссылка на сообщение 5 января 2021 г. 13:56  

цитата nightowl

А жаль, вот так и возникают проблемы «на ровном месте»…

Пишите свою, и куратору аннотаций в личку.
Дело хозяйское, в общем.

–––
Жена простит, любовница отомстит
heleknar male
23299 12
миротворец

rangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangfilled

Ссылка на сообщение 5 января 2021 г. 17:23  

сообщение модератора

Абарат
Ccылки на пиратские ресурсы запрещены.

–––
Patrick: «Is humanity an instrument?»
Gendo: «Yes Patrick. Yes it is.»
Lololo female
183875 6
новичок

rangemptyrangemptyrangemptyrangemptyrangemptyrangemptyrangempty

Ссылка на сообщение 10 февраля 2021 г. 16:21  

Прочла Билет на планету Транай, очень понравилось, на одном дыхании. Нашла инфо что даного автора любили в ссср, а в Америке не очень популярный был, с чем это связано? По прочитаной одной книге пока не встретила у него любви к коммунистам или тепла в сторону совка. Это такой автоматический процес любви и превозношения того что не прижилось или не изыскало популярности в на другой стороне мира?

–––
Reality is that which, when you stop believing in it, doesn’t go away.
С.Соболев male
13240 1
гранд-мастер

rangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangemptyrangempty

Ссылка на сообщение 10 февраля 2021 г. 17:22  

Это эффект бутылочного горлышка. В СССР было известно пять фантастов, двух из них горячо любили. В США в это время жили и творили сотни фантастов, таких юмористов как Шекли — десятки. Всю американскую фантастику, изданную в СССР с 1917 по 1987, можно собрать на одной небольшой книжной полке, еще и место останется. А там в год выходило по 400-500 книг, не считая 20-30 наименований ежемесячных журналов. Диверсификация вкусов, ровно как и сейчас на русском языке невозможно назвать ни «всеми любимого современного писателя», ни «самого популярного фантаста». Что не отменяет того обстоятельства что рассказы Роберт Шекли писал преотличнейшие.

Shean female
39282 2
гранд-мастер

rangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangemptyrangempty

Ссылка на сообщение 10 февраля 2021 г. 17:47  

Любимый рассказ — «Запах мысли»

–––
Список лонгселлеров всех нас рассудит…
просточитатель male
142384 5
философ

rangfilledrangfilledrangfilledrangemptyrangemptyrangemptyrangempty

Ссылка на сообщение 10 февраля 2021 г. 18:05  

цитата С.Соболев

Это эффект бутылочного горлышка. В СССР было известно пять фантастов, двух из них горячо любили. В США в это время жили и творили сотни фантастов, таких юмористов как Шекли — десятки.

Не соглашусь. Шекли особенный. И в моем детстве фантастики было уже много. Хотя не так как сейчас конечно

Славич male
56127 0
гранд-мастер

rangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangemptyrangempty

Ссылка на сообщение 10 февраля 2021 г. 18:31  

цитата Lololo

Нашла инфо что даного автора любили в ссср, а в Америке не очень популярный был, с чем это связано?

Во-первых, Шекли писал мало романов, а те что писал ему не очень удавались. Последние же полвека массовый читатель предпочитает романы, дилогию почитает за малую форму.
Во-вторых, с середины 70-х (а лично я считаю, что уже с конца 60-х) Шекли стал заметно хуже писать, даже рассказы.
Эффект бутылочного горлышка — это уже дело третье.

С.Соболев male
13240 1
гранд-мастер

rangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangemptyrangempty

Ссылка на сообщение 10 февраля 2021 г. 18:53  

то Славич То, что у писателя есть немножко слабых произведений, не влияет на его лучшие книги и на его славу у читателей. Например Альфред Бестер после «Гэлакси» писал проходные шаблонные вещи, но из-за пары громких книг его ценят и переиздают постоянно. С Шекли ситуация такая что он — один из ряда: Типтри, Лафферти, Гейер, Мак Рейнолдс, Старджон, Уильям Тенн, Роберт Янг, Каммингс, Де Камп и т.д. и т.п.. Никого из этих великолепных писателей-юмористов (абсурдистов) не издавали в СССР много и обильно, так, 1-2 рассказа.

rumeron87 male
68866 1
гранд-мастер

rangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangemptyrangempty

Ссылка на сообщение 10 февраля 2021 г. 19:06  

цитата Shean

Любимый рассказ — «Запах мысли»

У Шекли где-то с десяток произведений малой формы — абсолютные шедевры научной фантастики.
Ни у одного другого автора нет такого количества настолько гениальных рассказов.
Мой любимый — Ордер на убийство / Skulking Permit (1954)

–––
Какой дурак на Плюке правду думает?… Абсурд!
Славич male
56127 0
гранд-мастер

rangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangemptyrangempty

Ссылка на сообщение 10 февраля 2021 г. 23:09  

цитата С.Соболев

То, что у писателя есть немножко слабых произведений, не влияет на его лучшие книги и на его славу у читателей. Например Альфред Бестер после «Гэлакси» писал проходные шаблонные вещи, но из-за пары громких книг его ценят и переиздают постоянно.

Бестер написал два знаковых, очень сильных романа, у Шекли таких объективно нет (как бы мне ни нравился «Обмен разумов»). В семидесятые, когда формировался рынок фантастического романа и фантастического цикла, Шекли оказалось нечего предложить массовому читателю и он выпал из обоймы. Точно так же выпали из обоймы Тенн (практически ушёл из литературы), Лафферти (несколько лет назад с трудом удалось собрать и переиздать его рассказы).
Роберт Янг — и вовсе характернейший пример. За свою жизнь опубликовал только четыре романа, премий в фэндоме не получал, массовым читателем подзабыт. С переизданиями на английском языке за последние тридцать лет негусто, я насчитал четыре или пять авторских изданий, без учёта электронки. В СССР, кстати, не вышло ни одного отдельного издания, но некоторые рассказы Янга у нас популярны почти настолько же, насколько и лучшие рассказы Шекли.

цитата С.Соболев

Никого из этих великолепных писателей-юмористов (абсурдистов) не издавали в СССР много и обильно, так, 1-2 рассказа.

Дело в том, что Шекли не только юморист и абсурдист, но и сатирик. Сказал бы даже, что мягкая сатира в его творчестве преобладает. Много ли мы знаем успешных сатириков среди американских писателей фантастов. Мне представляется, что сатиру массовый американский читатель — в отличие от британского — не очень жалует.

С.Соболев male
13240 1
гранд-мастер

rangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangemptyrangempty

Ссылка на сообщение 10 февраля 2021 г. 23:44  

цитата Славич

Лафферти (несколько лет назад с трудом удалось собрать и переиздать его рассказы).

Ууууу нет, это было из-за того авторские права продавались оптом, без дробления, на всё наследие сразу, за 20 000 долларов, по принципу «всё или ничего». У Лафферти есть два популярных романа («Повелитель прошлого» и «Четвертая обитель»), их постоянно переиздавали при жизни писателя, и их постоянно хотели купить разные издательства — но не все 25 романов и 100 рассказов, это не нужно масслиту. А после смерти Лафферти в 2002 году ситуация с правами стала тупиковой, как вот выше описал, пока Чарльз Браун (да-да, основатель Локуса) не договорился какими-то путями об издании всего наследия в виде собрания сочинений. Так что тут не сложности «собрать и переиздать».

Славич male
56127 0
гранд-мастер

rangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangemptyrangempty

Ссылка на сообщение 10 февраля 2021 г. 23:51  

цитата С.Соболев

Ууууу нет, это было из-за того авторские права продавались оптом, без дробления, на всё наследие сразу, за 20 000 долларов, по принципу «всё или ничего».

А, ну значит насчёт Лафферти я ошибся.

omaksimov male
184888 2
новичок

rangemptyrangemptyrangemptyrangemptyrangemptyrangemptyrangempty

Ссылка на сообщение 11 февраля 2021 г. 03:54  

цитата С.Соболев

Это эффект бутылочного горлышка. В СССР было известно пять фантастов, двух из них горячо любили. В США в это время жили и творили сотни фантастов, таких юмористов как Шекли — десятки. Всю американскую фантастику, изданную в СССР с 1917 по 1987, можно собрать на одной небольшой книжной полке, еще и место останется. А там в год выходило по 400-500 книг, не считая 20-30 наименований ежемесячных журналов. Диверсификация вкусов, ровно как и сейчас на русском языке невозможно назвать ни «всеми любимого современного писателя», ни «самого популярного фантаста». Что не отменяет того обстоятельства что рассказы Роберт Шекли писал преотличнейшие.

Не совсем с вами согласен.
Шекли был достаточно ппопулярен в США в 50-ые и 60-ые. Его рассказы тогда публиковались во многих антологиях и журналах. Интересно, что его публиковал и не фантастический Playboy. А в 70-их / 80-их его потихоньку позабыли в США. Что и не удивительно — пик творчества Шекли прошёл, произведения сдвинулись из жанра фантастики в абсурдизм а этот жанр не так популярен.

iLithium male
98856 8
гранд-мастер

rangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangemptyrangempty

Ссылка на сообщение 11 февраля 2021 г. 07:40  

цитата omaksimov

Интересно, что его публиковал и не фантастический Playboy.

Плейбой много кого публиковал, как минимум Кинга и Брэдбери.

–––
Жена простит, любовница отомстит
С.Соболев male
13240 1
гранд-мастер

rangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangfilledrangemptyrangempty

Ссылка на сообщение 11 февраля 2021 г. 07:55  

цитата omaksimov

Не совсем с вами согласен.
Шекли был достаточно ппопулярен в США в 50-ые и 60-ые.

Это не мой тезис, а Lololo

  • Роберт шекли рассказы читать короткие рассказы
  • Роб шнайдер сказки на ночь
  • Риэлторские услуги как правильно пишется
  • Ричард львиное сердце как пишется
  • Риэлтор как пишется в толковом словаре