Рисунок тонкий и толстый к рассказу

Предмет: литература. класс: 6. тема урока: речь героев рассказа а. п. чехова толстый и тонкий. юмористическая ситуация. эпиграф: умение смеяться

Предмет:
Литература.

Класс: 6.

Тема урока: «Речь
героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация».

Эпиграф: «Умение
смеяться помогает изменить мир!

Время: 30 минут.

Цель: развитие у
учащихся навыков лингвистического анализа рассказа А.П. Чехова «Толстый и
тонкий».

Образовательные:
анализ эпического произведения с элементами выделения разных видовтекстовой 
информации.

Развивающие: излагать своё мнение в  учебном диалоге, аргументируя его, осознанно использовать
речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Воспитательные: на
примере рассказа воспитывать чувство собственного достоинства.

Планируемые результаты:

Личностные:оценивать поступки литературных героев, опираясь на текстовый материал
и нравственные ценности, принятые в обществе;

‒ осознанно и критически оценивать личные
качества характера, представляя себя данными литературными героями.

Метапредметные:
развивать логическое мышление, навыки самоконтроля и взаимоконтроля при работе
в группах;

‒ определять самостоятельно цели и
последовательность деятельности при выполнении каждого задания по анализу
текста;

‒ адекватно оценивать достигнутые личные и
коллективные результаты.

Предметные:
постичь тайны чеховского смеха, особенности стиля рассказа, смыслового
подтекста;

‒ уметь определять авторскую позицию в тексте,
сравнивая её с собственной.

‒ представить учебную информацию в разных
формах: таблицы, Т-схемы, даймонды, творческие работы в группах.

Коммуникативные: ‒
излагать своё мнение в учебном диалоге и монологе, аргументируя его текстовыми
фактами из рассказа;

‒ осознанно использовать речевые средства в
соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

Ресурсы: листы А4,
маркеры, текст рассказа, раздаточный и иллюстрационный материал.

Тип урока: урок –
исследование художественного текста.

Ход урока: Доброе утро, ребята!

Вы уже познакомились и ПОДРУЖИЛИСЬ с таким
замечательным автором как А.П. Чехов. Давайте вспомним самые главные и
интересные пункты из его  биографии. Для этого нам с вами предстоит заполнить
соц.карточку чехова вк. У вас на партах лежат листы, давайте вспомним и
заполним в парах? Недостающие
факты.(пункты). А я буду заполнять вместе с вами (комментировать + заполнение в
презентации).

Так, давайте вспомним день рождения А.П. + город, где
он родился, укажем родителей

Хорошо, вспомним, где он получил начальное
образование? а высшее? Давайте перейдем к жизненной позиции, что вдохновляло
писателя? А что можем сказать про интересы?

Давайте посмотрим на
раздел «Псевдонимы»
— Что такое псевдоним?

* Псевдоним — это
вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты.

— Почему А. П.
Чехов не стал сразу подписывать рассказ своим именем?

Чехов учился на врача,
потом работал врачом, и многие пациенты могли подумать, что специальность врача
несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы.
Напомню, что Антошей Чехонте гимназиста Антона Чехова стал называть
законоучитель таганрогской гимназии Ф. Н. Покровский: он по-доброму любил
давать ученикам смешные прозвища.

Давайте дополним цитатами графу о себе. Что же говорил
сам писатель о себе и своей жизни?

Прочитайте, что говорил толстой о
творчестве чехова:

«Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь,
восхищаюсь… Вот определение таланта».

Л. Н. Толстой.

Именно на этой цитате я и хотела бы остановиться и
использовать ее в качестве эпиграфа к нашему уроку. Запишите его в тетрадь.

— Какие вопросы можно поставить после
прочитанной фразы? (обобщение предположений учеников, запись вопросов на
доске).

Над чем можно смеяться, читая Чехова? Чему радоваться?
Чем восхищаться? – ответы детей

— Как вы думаете, что нам поможет
ответить на поставленные вопросы?

— Сегодня мы изучим рассказ «Толстый и тонкий».

История        создания рассказа «Толстый и тонкий»

-В 1883 году появилась первая
редакция рассказа «Толстый и тонкий».Позже, в 1886 году А.П. Чехов
переработал рассказ и включил его в сборник «Пёстрые рассказы»

«Толстый и тонкий» написан в жанре
« сценки»; основные достижения Чехова относятся именно к этому жанру.

— Какую цель вы можете поставить перед
собой на урок?

Чехова все знают и помнят за его юмористические и
стилистические произведения. В своих коротких рассказах чехов комически
представляет разных людей. Используя смех, смешные ситуации, А.П. Чехов
подчеркивает, что умение смеяться – это дар человека. Противник, выставленный
смешным в жизненной ситуации, — уже наполовину побеждён. А умение увидеть
смешное помогает каждому человеку сохранить мужество и оптимизм в самых трудных
ситуациях. Ребята, давайте вспомним определения юмора и сатиры

·        
Юмор- изображение героев в смешном виде;
весёлый, доброжелательный смех

·        
Сатира- высмеивание
разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом,
карикатурном виде; злой смех.

·        
Сатира — злая насмешка, юмор — дружелюбный смех. Между ними
целая гамма оттенков смеха: шутка, насмешка, ирония, сарказм.

·        
— Как вы
думаете, что такое юмористическая ситуация? Да, верно, это ситуация, вызывающая
смех. А что еще может вызвать смех? (диалог,
название)

Верно, именно о юморе и речи героев мы сегодня будем
говорить.

А для того, чтобы определиться с целями (задачами)
урока предлагаю

пройти блиц-опрос по рассказу  В КОНЦЕ УРОКА!!!!

Таблица 1 – Блиц-опрос по
теме и идее рассказа А.П. Чехова

Вопросы

Предполагаемые ответы

Тема – о чем?

Встреча двух одноклассников, незапланированная,
случайная, после многих лет.

Идея – для чего?

Открыть для читателя смешное в самой жизни или в
любой жизненной ситуации, поскольку «Умение смеяться помогает изменить
мир»
(обратите внимание – это эпиграф нашего урока)

Что высмеивает А.П. Чехов?

Высмеивает такие качества человека, как:
чинопочитание, угодничество, подхалимство, самоуничижение (занижение
значимости себя как личности), подобострастие.

Как называется добрый смех?

Добрый смех – ЮМОР, это смех дружелюбный,
добродушный, беззлобный, веселый, сочувственный, смех-доброе, дружеское
подшучивание.

Что такое осмеяние героев?

Осмеяние – это САТИРА – смех злой, сердитый,
изобличающий отрицательные качества или негативные поступки героев. Сатира –
беспощадное осмеяние человеческих пороков.

Давайте поразмышляем: «Как вы думаете, этот рассказ
юмористический или сатирический?»

/ после обсуждения в паре или группе, предлагают свои
варианты ответов/

Вывод: Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» сатирический,
поскольку автор высмеивает человеческие пороки, отрицательные качества
личности.

Давайте поработаем над содержанием
рассказа.

КРОССВОРД? (карта №2)

Сравнительная характеристика героев
(карта 3)

составить характеристику главных героев по их речи (по вариантам? 1-ый –
толстого, 2-й-тонкого?)

— Смешным или грустным вы назвали бы
рассказ? А можно его назвать смешным и грустным одновременно?

3.Физкультурная   минутка. Т.к. чехов любил театр, мы с
вами должны изобразить?

Собраться в дорогу нам сущий пустяк,

Оденем на плечи дорожный рюкзак!

Рассказы мы Чехова с полки возьмём

И смело в дорогу все вместе пойдём.

Придём на вокзал и посмотрим вокруг:

И справа, и слева — везде стоит друг.

Закроем глаза и представим Цветы. Их
в вазу поставим
,                           И счастливы мы.

Рефлексия —Вернемся к
вопросам, поставленным вначале урока:

Над чем можно смеяться, читая Чехова?

Чему радоваться?

Чем восхищаться?

— Сформулируйте ответ на вопрос,
опираясь на приобретенные во время урока знания.

— Можно ли утверждать, что мы сегодня
прочли юмористический рассказ? Как автору удается вызвать у нас смех?

 Почему это
произведение не потеряло актуальности и в наши дни?

Толстый — человек,
имеющий достаток и высокое положение в обществе, хороший доход, сытый и
преуспевающий. Но несмотря на это, он общается с другом детства на равных,
искренне рад встрече.

Тонкий — человек,
занимающий незначительное положение в обществе, знающий нужду, но умеющий
приспосабливаться к людям, чинам, обстоятельствам. «Тонкий» относится к тем
людям, которые в других прежде всего ценят награды, звания, а не человеческие
качества. Самое обидное, что это распространяется не только на знакомых, но и
на друзей.

9. Заключительное слово
учителя.

Смех Чехова,
добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. В своих коротких
рассказах, которые часто называют сценками, Чехов комически представляет
разных людей.

???

Служишь где? Дослужился? —
В царской России существовал специальный законодательный акт, определявший
порядок прохождения службы чиновниками. Он был издан Петром I и назывался
«Табель о рангах». «Табель о рангах» устанавливала 14 рангов (классных чинов,
1-й — высший) для военных, штатских и придворных. Все чиновники имели определенный
чин и постепенно двигались вверх, получая новые чины. По отношению к чиновникам
не использовали глагол работать, а употребляли глагол служить или
словосочетание ходить на службу. Вопрос героя имеет такой смысл: «Работаешь ли
ты чиновником? До какого чина ты уже дослужился?» После 1917 года «Табель о
рангах» была упразднена. Но в царской России чиновники очень хорошо разбирались
во всех тонкостях «Табели…» и относились к чину, который имеет человек, с
большим вниманием.

Пахло… ветчиной и кофейной
гущей: ветчина в то время считалась едой простонародья, запах кофейной гущи
говорил о низком сорте сваренного кофе.

Ученик третьего класса: в
царское время в гимназию поступали в девять-десять лет, всего классов было
семь. Значит, Нафанаилу двенадцать-тринадцать лет.

Приятно-с, вельможи-с, хи-хи-с — частицу -c в XIX веке
добавляли к словам тогда, когда хотели показать свое подчиненное положение;
употребление этой частицы вносит в речь оттенок угодливости и самоуничижения. употреблялся
среди равных по статусу людей, но со временем всё чаще использовался при
обращении низшего по званию, чину к более высшему. То есть приобретал статус
излишней почтительности, демонстративного самоунижения, заискивания перед
вышестоящим руководством. Так всегда прислуга обращалась к своим хозяевам.
После Революции 1917 года словоерс практически полностью пропал из
употребления,

Названия рассказа «Толстый и тонкий» сразу же проводит грань между
двумя персонажами. Этот прием называется «контраст». Один герой
противопоставляется другому, несмотря на то, что раньше они друзьями. Теперь их
разделяет статус: один богат, другой беден. Уже в названии писатель закладывает
основу конфликта: подчиненный и начальник, хозяин жизни и неудачник.

В данном случае слова «толстый» и «тонкий» означают не столько
физиологические особенности героев, сколько их разный социальный статус и,
главное, их полностью противоположные мироощущения. Один, как соломинка,
пригибается к земле, стелется перед тем, что выше и крепче его. На нем, как
вьюки на верблюде, висят чемоданы и заботы о семье. А Толстый свободен и
обеспечен, у него нет обузы в виде багажа и семейства. Поэтому он и толст: все
блага он потребляет сам. Смысл заглавия рассказа «Толстый и Тонкий» именно в
противопоставлении этих героев.

Используя смех,
смешные ситуации, А.П. Чехов подчеркивает, что умение смеяться – это дар
человека. Противник, выставленный смешным в жизненной ситуации, — уже
наполовину побеждён. А умение увидеть смешное помогает каждому человеку
сохранить мужество и оптимизм в самых трудных ситуациях.

Конфликт в рассказе А.П. Чехова «Толстый и
тонкий».

Деятельность
учителя

1.Оргмомент

Здравствуйте, ребята!Проверьте, все ли готово к уроку.Садитесь.

2.Актуализация

Вспомните ,с какими литературными понятиями, разновидностями
комического вы познакомились на прошлом уроке

Дайте
определение этим понятиям

Верно!Рассказ
«Толстый и тонкий» является юмористическим или сатирическим?Почему?

3.Мотивация

определим тему урока, разгадав  кроссворд

Какое слово в центре?

Какова же тема нашего урока?

Как вы понимаете, что такое конфликт?

Сформулируйте цели урока

Обратимся к эпиграфу. Саша,прочитай,пожалуйста.

Как вы понимаете эти слова? Какие же роли играет человек в
обществе?

Верно! Т.е. человек занимает в обществе определенное положение   или
по-другому соц  статус и следует ему.

Обратите внимание на слайд.Рассмотрим иллюстрацию к
рассказу.Какими здесь мы видим героев?

Найдите в тексте описание героев.Сравните с
иллюстрацией.

 На какие детали портрета обращает автор
внимание читателя ?

В данном отрывке встретились незнакомые слова :изысканным
одеколоном fleur dorange – фр. «цветок апельсина»)
 хересом
(вином, настоянном на травах).

Как вы понимаете слово навьючен?

Уже после прочтения деталей портрета, о чем мы
догадаться?

Еще в названии мы видим противопоставление понятий
толстый-тонкий, теперь богатый-бедный.
Какой
же  композиционный приём использует чехов, рисуя героев?

Какие чувства испытывают герои при встрече?

 Какие
предложения по цели высказывания и интонации преобладают?

О чём это свидетельствует? 

Обратите внимание на то, что герои очень много
говорят. Вспомните, как называется разговор двух и более лиц?

Верно. Т.е.Диалог лежит в основе  построения рассказа.

Чем отличается речь тонкого от толстого?

Что мы узнаём о материальном положении тонкого?

Когда,
в какой момент происходит перелом? Как в литературе называется самый
напряжённый момент в произведении? 

Вспомним о  “Табеле о
рангах” (закон  о
соотношение чинов по старшинству),
существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что
означает в военном звании генерал; тонкий  коллежский асессор-VIII чин в
Табеле, что означает в воинском звании майор.

как меняется тонкий и его близкие, когда узнали
о служебном положении толстого.

Какая часть речи в данном отрывке чаще всего
употребляется автором

Какие глаголы,которые передают  Мимику, жесты,
позу, тем самым
 усиливая общее
впечатление изображения Тонкого? Выпишите их

Почему он вдруг изменились?

Как об этом сказал толстый?

Как вы понимаете значение этого слова

Обратите внимание на обращение героев друг к
другу. Как тонкий обращается к толстому?

А как пытается продолжать беседу толстый?

Как отнесся толстый к произошедшим изменениям в
поведении и внешности тонкого и почему?

Что определяет поведение героев – социальное
положение в обществе или прежние отношения, основанные на дружбе?

Какие человеческие качества Чехов высмеивает
в рассказе?

Таким образом, можем сделать вывод,что  конфликт заключается не
в различии соц положения и общественного статуса,а в борьбе с лестью, неискренность, чинопочитание как главными
проявлениями .

Высокое положение в обществе – еще не
свидетельство большого ума и сердца и, наоборот, маленькая зарплата и
отсутствие карьерного роста не свидетельство несостоятельности человека.
Нужно в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком.
 Урок хочется закончить словами
А.П.Чехова: « При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать
своё достоинство».

Творческая работа. Пофантазировать и написать другой финал
рассказа.

Деятельность
учащихся

Юмор и сатира

Юмор –  Добродушно-насмешливое отношение к характерам и бытовой
жизни людей, умение представить события, недостатки, слабости в комическом
виде.

Сатира-высмеивание,разоблачение отрицательных сторон
жизни,изображение их в нелепом, карикатурном виде.

Сатирическим

1.Место, где встретились друзья. (Вокзал)

2.Имя Тонкого. (Порфирий)

3. Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)

4.Как дразнили Тонкого? (Эфиальт)  грек-предатель, изменнически указавший персам обход
в Фермопильском ущелье.

5. имя жены Тонкого. (Луиза)

6.Как звали
Толстого?(Михаил)

7. Герой, от которого пахло ветчиной и
кофейной гущей. (Тонкий)

8. Кличка Толстого в гимназии. (Герострат). житель древнегреческого города Эфеса
,который сжёг знаменитый храм Артемиды(богиня охоты).

Конфликт

Конфликт в
рассказе Чехова «Толстый и тонкий»

столкновение противоположных взглядов действующих лиц в
произведении(вывести на слайд)

выявить
причины конфликта

Весь мир — театр.

В нём женщины, мужчины — все актёры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль…» (У. Шекспир)

Социальные

Толстый только
что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые
вишни. Пахло от него хересом и флер-д’оранжем. Тонкий же только что вышел из
вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками

Нагружен

Толстый богатый
и  обеспеченный,
довольный жизнью тонкий ехал не
в первом классе,у него нет денег на носильщика.

Антитеза

Оба были приятно
ошеломлены.

Вопросительные, восклицательные

О неподдельном интересе друг к другу, герои интересуются жизнью
друг друга

Диалог

Многословен,
речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи,
повторяемость речи.толстый же  говорит мало, но уверенно.

Служит
Коллежским асессором уже второй год и Станислава имеет.Получает маленькое
жалование, жена подрабатывает уроками, сам он делает дешёвые портсигары.
Орден Святого Станислава(Самый младший по старшинству в иерархии
государственных наград, главным образом для отличия чиновников)

Когда
тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника. Кульминация

Тонкий вдруг
побледнел, окаменел…

глаголы

побледнел, окаменел, лицо искривилось, посыпались искры,
съёжился, сгорбился, сузились, поморщились

Теперь тонкий понимает,что перед ним уже не друг детства, а
человек, высший по званию и соц положению,перед которым нужно выслужиться. между
героями пропасть,сложившаяся из-за их соц положения.

 К чему это чинопочитание»

Лицемерное отношение к старшим по должности(вывести на
слайд)

ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с”

Мы с тобой
друзья детства 

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого
было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что
тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье
руку».
Ему
стало противно

социальное положение

глупость, трусость, лесть,неискренность, чинопочитание 

Краткое содержание Чехов Толстый и тонкий

Два приятеля встречаются на вокзале спустя много лет, после того, как окончили гимназию. Тонкий вспоминает, их совместную учебу, делится тем, что у него есть супруга и ребенок, сообщает, что служил коллежским асессором. Но как только он узнал, что толстый, чином выше, тонкий не может с этим смириться, начинает разговаривать с товарищем с такой интонацией, как будто он общается со своим начальником.

Толстому это не нравиться, морщиться, ведь чин для него маловажен, важнее сам человек. Но его приятель не может перемениться, не может побороть себя и они расстаются. Так толком и не пообщавшись. Толстому не по нраву подобное отношение к себе, его тошнит, его злит, его данное поведение унижает и оскорбляет.

Читать подробнее краткий пересказ

На вокзале встретились два товарища общающиеся с самого детства. Один был толстый, а второй тонкий. Толстый буквально только что отобедал, а Тонкий только сошел с поезда и был загружен чемоданами. За его спиной стояла его худая супруга и сын-гимназист. Товарищи были рады такой встрече, ведь с детства они не могли повидаться. Друзья стали рассказывать, как у каждого из них сложилась жизнь.

Тонкий окунается в воспоминания детства и школьных лет. Он вспомнил о том, какие прозвища у них были в школе и некоторые проказы. Они с искренним удовольствием вспоминали все это.

Вот дошло дело до расспросов о нынешней жизни, кто кем и где работает, у кого какое жалованье. Тонкий рассказал о том, что он асессор в колледже и платят мало, поэтому приходится в свободное время заниматься изготовлением папирос, а супруга его преподает уроки музыки.

Порфирий проявляет интерес к жизни толстого, он видит, что товарищ хорошо одет и явно не бедствует. Толстый на все вопросы отвечает, что работает тайным советником и имеет 2 звезды. После этого Порфирий поник и понял, что Миша для него не друг детства, а преуспевший в отличие от него человек. В этот момент с его лица ушла улыбка, и вся искренность с открытостью полностью исчезла.

Он как-то сжался, да и казалось, что сами чемоданы сжались и стали меньше. Супруга и сын Порфирия также вели себя не естественно. Тонкий сразу начинает иначе называть товарища и показывать, что он соблюдает субординацию. Порфирий думает, что он не должен и не имеет права находиться рядом с тайным советником, ему кажется, что он не достоин такой чести.

Миша же ошеломлен таким поведением друга. Он не понимал, что происходит, ведь буквально пару минут назад они общались на равных. Он обращается с просьбой к тонкому, чтоб тот перестал так реагировать на это и напомнил, что они друзья с самого детства. Он дает понять, что ему все равно на статус и финансовое положение товарища, что не от этого зависит общение. Но, тонкий уже не мог остановиться, ему казалось, что если человек с чином, то необходимо пресмыкаться перед ним.

Порфирия учили тому, что судить о человеке необходимо по его чину и положению в обществе. Толстому же стало противно созерцать фальшь на лице друга. Попрощавшись, он ушел, а семья тонкого долго смотрела ему вслед.

Главная мысль рассказа Чехова Толстый и Тонкий

Данный рассказ показывает, что человек должен всегда оставаться человеком и неважно его положение в обществе.

Главные герои рассказа Толстый и Тонкий

Порфирий — тонкий, коллежский асессор

Миша – толстый, тайный советник.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

Толстый и тонкий. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Лена Иконина осталась без родителей, ее мама заболела и умерла. Девочке купили билет на поезд и отправили к маминому брату. Он оказался богатым и высокомерным человеком.

Пьеса Бертольта Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» повествует о военном времени, о том, как во время войны за веру выживали обычные люди, которые трудились в тылу. Мамаша Кураж обычная женщина, у которой трое детей

Рассказ ведётся от лица автора, который сначала рассказывает о происхождении названия своего удивительного города – Звенигорода. Как оказалось, существует такая легенда, будто в этом городке в старину висел сторожевой колокол. Интересная история.

В рассказе описывается время в СССР, а именно 1930 годы. Главным персонажем является ученый по фамилии Чудаков. Ученый пытался создать машину времени. У него был друг Велосипедкин

Декабрь 1793 года. В вечернее время в гору медленно поднимается санная повозка, запряженная лошадьми. В повозке едут судья со своей дочерью. Девушку зовут Элизабет, ее отца – Мармадьюк. Фамилия – Темпл.

Краткое содержание рассказа Чехова «Толстый и тонкий»

chehov tolstyj i tonkij main

А. П. Чехов умел заглянуть глубоко в суть общественных проблем своего времени. «Толстый и тонкий» – очередное сатирическое произведение писателя, в котором тонко подмечены пороки человека, а также развивается традиционная для литературы России тема «маленького человека». В кратком содержании рассказа Чехова «Толстый и тонкий» повествуется об основных событиях произведения. Его название мгновенно проводит грань между главными персонажами, определяя не столько физические различия, сколько социальный статус и мировоззрение.

Персонажи и их краткая характеристика

В произведении представлены лишь 4 персонажа:

  • Миша (толстый) – полный и добрый человек, который любит хорошо поесть. Легкий и непринужденный в общении, очень рад встрече со старым знакомым. Добился звания тайного советника с «двумя звездами». Радостно вспоминает все школьные шалости. Высокая должность не испортила Михаила – он держится просто, не любит чинопочитания среди знакомых.
  • Порфирий (тонкий) – худощавый мужчина с кучей сумок, картонок и чемоданов в руках. Его семья полностью отражает сущность Порфирия. По воспоминаниям героя можно понять, что в детстве он становился объектом насмешек из-за постоянного ябедничества. Рассказывая о своей жизни, постоянно жалуется о бедственном положении. Порфирий рад встрече со старым приятелем, но почему-то насторожен. Семья героя не знает, как себя вести с другом главы семейства. Жена и сын прячутся за Порфирием, наблюдая со стороны. Когда тонкий узнал о профессии толстого, он ничего не смог сказать, стал хихикать, заикаться и любезничать.
  • Супруга тонкого Луиза. Ее Порфирий представил другу несколько раз. Молчаливая героиня, которая постоянно прячется за спиной мужа. Зарабатывает на платных уроках музицирования, пополняя скромный семейный бюджет.
  • Сын тонкого Нафанаил – ученик третьего класса гимназии, постоянно молчит. В момент знакомства с толстым задумался – снимать ли ему фуражку. Это показывает, что он, как и его отец, предварительно оценивает социальный статус человека. Когда узнал о профессии Михаила, очень удивился, выпрямился и уронил фуражку. Тут же начал относиться к толстому почтительно, будто бы тот какое-то божество.

Очень краткий пересказ

Два давних товарища с абсолютно разными характерами встретились на вокзале. Завязывается разговор, в ходе которого обсуждается молодость, а после каждый рассказывает о своей работе. Когда тонкий узнает о том, что его приятель является тайным советником, то не может побороть свое преклонение перед чинами. Он резко начинает излишне любезно и уважительно общаться с другом, из-за чего теряет его.

Более подробное содержание

На станции Николаевской железной дороги встречаются два давних товарища: толстый Михаил и тонкий Порфирий. Они были обрадованы встрече, с теплом поприветствовали друг друга. Порфирий познакомил толстого со всеми членами своей семьи, которые скромно и молчаливо стояли за его спиной.

По сюжету друзья начинают делиться воспоминаниями о школьных годах: тонкого все обижали за ябедничество, а сейчас он находится в бедственном положении. Порфирий дослужился до коллежского асессора, «имеет Станислава», создает на продажу портсигары из древесины.

Краткое содержание рассказа Чехова «Толстый и тонкий»

Встреча приятелей на вокзале

Когда толстый говорит о своей должности – он тайный советник и «две звезды имеет», его товарищ сразу меняет линию поведения. Тонкий на глазах бледнеет, каменеет, обращается к товарищу на «Вы» и «ваше превосходительство». Михаил не может выдержать этих услужливых смешков, морщится и не терпит чинопочитания со стороны Порфирия. Тонкий не понимает возмущения товарища и продолжает говорить подобострастным тоном с преданным выражением лица.

Тайный советник оскорблен таким поведением. Он отворачивается от своего товарища, подает ему руку в знак прощания. Вся семья Порфирия тут же начинает раскланиваться. Эта встреча вызывает у друзей противоположные ощущения – толстый разочарован, а Порфирий, его жена и сын «приятно ошеломлены».

Основная мысль рассказа

Краткий пересказ «Толстого и тонкого» описывает главные события рассказа, из которых читатель может сделать следующий вывод: человек всегда должен сохранять самоуважение, не взирая на свое положение в обществе. В мире существуют сообщества «тонких» и «толстых». Первые почитают толстых, раболепствуют перед ними и не видят никакого другого способа общения с высшим классом. Прочтение произведения обязательно для каждого.

Слепое почитание чинов делает людей морально нездоровыми, а те портят свое окружение, прививая им такие же взгляды. Главная цель, которую преследует Чехов – вызвать у людей отвращение к раболепным и угодливым, ведь такая линия поведения является самой низкой идеологией мира. Люди бывают разные, но самоуважение должно быть превыше всего.

Кратко «Тонкий и толстый» А. П. Чехов

В наш век расшаркивание перед вышестоящими уже не столь распространено, как это было в чеховское время, но поводов для размышления над моралью рассказа всё ещё достаточно.

Очень краткий пересказ рассказа «Тонкий и толстый».

Тонкий и толстый. А. П. Чехов. Краткое содержание.Два школьных приятеля, тонкий и толстый, оказались на одном вокзале. Нахлынули общие воспоминания. Оба искренне радовались встрече. Тонкий представил толстому свою семью, рассказал, что живёт совсем небогато.

А когда выяснилось, что толстый занимает высокий чин, его старый приятель резко переменился и стал излишне любезным. Толстый попытался объяснить другу, что это лишнее, но тонкий продолжал унижаться.

Непринуждённая беседа превратилась в фарс, и школьные товарищи разошлись.

Главные герои и их характеристика:

  • Миша (толстый) — один из главных героев рассказа. Человек полного телосложения, добродушный и простой. По чину — тайный советник с «двумя звёздами». Чинопоклонения и раболепства в кругу старых друзей не признаёт.
  • Порфирий (тонкий) — второй главный герой рассказа. Худосочный мужчина с кучей сумок в руках. Очень недоволен своим низким социальным статусом. Новость о том, что его старый друг добился высокого положения сразу выбивает его из колеи и он начинает нервничать, любезничать и подлизываться.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Луиза — супруга Порфирия
  • Нафанаил — сын Порфирия

Краткое содержание рассказа «Тонкий и толстый» подробно.

Антон Павлович ЧеховАвтор: Антон Павлович Чехов

Двух друзей детства вновь сводит судьба. Тонкий и толстый пересекаются на вокзале Николаевской железной дороге. Тонкого зовут Порфирием, толстого — Мишей.

Школьные товарищи рады случайной встрече. Они бойко вспоминают годы, когда учились вместе.

Тонкий представляет другу своё семейство: жену Луизу и сына Нафанаила. Затем он рассказывает, что служит коллежским асессором. Семья Порфирия живёт совсем небогато, но всё же выживает.

Когда настаёт время «откровений» толстого и выясняется, что он тайный советник с «двумя звёздами», Порфирия словно подменяют. Он меняется в лице, фигурой горбится и услужливо хихикает. Тонкий даже переходит на «вы» со старым товарищем и зовёт теперь его «ваше превосходительство».

Такая перемена не по душе толстому. Он просит друга прекратить ненужное среди своих «чинопочитание», но тонкий уже не в силах остановиться. Мишу всё это ужасно раздражает, Порфирию тоже неловко — на этом старые школьные товарищи расходятся каждый в свою сторону.

Коротко об истории создания рассказа.

Рассказ «Тонкий и толстый» Антон Павлович написал в 1883 году. В этом же году рассказ был опубликован на страницах юмористического журнала «Осколки». Основная проблема, раскрывающаяся в произведении, — «чинопочитание».

Вопросы и задания к рассказу А. П. Чехова
«Толстый и тонкий»

Художественная деталь (фр. detail — часть, подробность) — особо значимый элемент художественного образа, выразительная
подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную
нагрузку. 

С помощью детали одним
или несколькими словами можно получить яркое представление о персонаже (его внешности или психологии),
интерьере, обстановке.

№ 1. Какие художественные детали создают образы а)
толстого и б) тонкого?

а). Образ толстого
создают следующие детали:

1). «Губы его, подернутые маслом, лоснились,
как спелые вишни».  (Он только что пообедал чего-то сытного, потому что губы
его подернуты маслом). Кроме того, ощущение богатства создает и сравнение губ
со спелыми вишнями (именно спелыми и именно вишнями, то есть губы
полные, имеют ярко-красный, здоровый цвет).

2). Пахло от него хересом и флердоранжем.

Херес – это крепкое дорогое виноградное вино.

Флердоранж – это дорогие духи с ароматом цитрусовых.

Таким образом, перед нами – довольный жизнью,
основательный человек.

б). Образ тонкого
создают (или дополняют) следующие детали:

1). Тонкий «навьючен чемоданами,
узлами и картонками» — у него нет денег, чтобы нанять носильщика для переноски
багажа. Порфирий выглядит жалким.

2). Пахло от него ветчиной и кофейной гущей (самая
дешевая еда, что можно купить в поезде или взять с собой в дорогу).

3). Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с
длинным подбородком – его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом – его
сын. (Образы жены и сына дополняют образ самого тонкого, с еще большей силой рисуют
его обремененность жизненными заботами).


2. Какой композиционный приём использует Чехов, рисуя героев?


Антитеза —
сопоставление резко контрастных или
противоположных понятий и образов для усиления впечатления (в рассказе
сопоставляются не только социальное положение, не только внешность, но и душевные
качества героев).

№ 3. В чём смысл заглавия рассказа? Подберите контекстуальные
синонимы к этой паре.

— 1). Дело не только в физической толщине и
худобе героев. 2). Один – имеет вес в обществе (тайный советник,
III класс,
согласно петровской табели о рангах, – в военном звании это означает чин
генерала
), другой – сильно отличается от первого по своей общественной
значимости (коллежский асессор,
VIII класс, в военном
звании это означает звание майора). 3). Толстый – имеет основательные
душевные качества
, для тонкого же важно чинопочитание и неискреннее
изображение чувств, подхалимство.

Контекстуальные антонимы: значительный –
незначительный, богатый – бедный, душевно твердый — раболепный, трусливый.


4. Сколько композиционных частей можно выделить в рассказе? Почему? Назовите их
границы. Как можно озаглавить каждую часть?

— В
рассказе можно выделить две композиционные части:

Первая
часть:
от начала рассказа («На
вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля…») до «Две звезды
имею».

Вторая часть: от «Тонкий вдруг
побледнел, окаменел…» — до конца рассказа («Все трое были приятно ошеломлены»).

В этих фрагментах текста герои кардинально меняются
внутренне (а тонкий – и внешне), поэтому эти два фрагмента можно считать
разными частями рассказа.

Первую часть можно назвать «Встреча приятелей». Вторую
«Встреча чиновников».


5. Сделайте вывод: как изменяются герои в разных частях рассказа? Что их
разделило?

Оба героя изменяются:


восторг, который испытывает толстый при виде старого гимназического приятеля,
сменяется отвращением к нему, брезгливостью, его даже «стошнило»;


радость, которую испытывает тонкий при виде толстого, сменяется рабской
угодливостью и подхалимством, когда выясняется социальный статус бывшего
знакомого.

Героев
разделили разный служебный успех, далеко отстоящие друг от друга ступени
карьерной лестницы. 


6. Какую роль в описании тонкого играют его жена и сын?


Жена и сын дополняют образ тонкого и в первой, и во второй частях рассказа. Все
они даже похожи друг на друга:

— жена
– «худенькая» женщина с длинным подбородком» (а длинный подбородок едва ли
красит женщину!). Жена – дополнение мужа: когда узнает о чине толстого, она
тоже изменяется: «Длинный подбородок жены стал еще длиннее».

— сын
– «высокий гимназист с прищуренным глазом» (сын представляет собой как бы еще
более незначительную копию своего отца (он тоже высокий, а, следовательно,
худой, как и отец; у него – «прищуренный глаз» (а не глаза), он исполняет все знаки
приличия
: снимает шапку при виде толстого, а потом прячется, не выдержав
такого длительного контакта с представительным лицом; когда же узнал о чине толстого,
вытягивается во фрунт и застегивает все пуговки своего мундира)).

— Все
трое имеют какую-то неприглядность: тонкий вызывает даже жалость, потому что
навьючен багажом (не только вещами, но также – женой и сыном), живет бедно.

Кроме
того, и у жены, и у сына нелепые имя и фамилия – Нафанаил и Луиза Ванценбах
(видимо, немка по происхождению). Сообщение тонкого о необычных именах и
фамилии своих родных говорит о его желании выделиться, претенциозности.


7. Почему чемоданы, узлы и картонки тонкого тоже «съёжились и поморщились»?


Чемоданы, узлы и картонки – это часть жизни тонкого, его дополнение, поэтому
писатель вполне правомерно использует метафору «съежились».


8. Почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?

— Очень
неприглядно выглядит то, о чём повествует писатель… Тут не до красивостей,
поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.
Но
всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. (Почтительной кислоты.)

№ 9. Как вы думаете, понимает ли тонкий,
что унижается?

— Нет, тонкий уверен, что так и нужно поступать перед
начальником.

№ 10. Какие качества высмеивает А. П. Чехов
в тонком?

— В тонком А. П. Чехов высмеивает следующие качества:
трусость, лицемерие, чинопочитание, холопство, самоуничижение, подхалимство,
заискивание, подобострастие, угодливость.

№ 11. Какой чеховский смех: весёлый или
грустный? Почему?

— Очень жалким выглядит человек, который добровольно
унижается и лицемерит. Тонкий – трус по своей натуре, привык чиноугодничать и
заниматься подхалимством. Чеховский смех грустный.


12.
Почему Чехов не дал героям фамилий? Важны ли
для них фамилии?


Толстый в целом представляет успешных, занимающих высокое положение людей, а
«тонкие» – это все, кто готов унижаться добровольно. Фамилия не важна, важна
сущность «тонких» и «толстых».


13.
Одинаково ли вы расстались с толстым и тонким? Какие
чувства вызвал у вас каждый из них?

Подхалимство тонкого не вызывает симпатии. Толстый же и при высоком
чине остается тем, для кого важен человек сам по себе, настоящие отношения, а
не социальный статус.


14. Напишите монолог толстого. (О чем думает он при расставании?)


15. Напишите монолог тонкого. (О чем он думает при расставании?)

Вопросы и задания к рассказу А. П. Чехова «Толстый и
тонкий»


1.
 Какие
художественные детали создают образы а) толстого и б)
тонкого? № 2
.
Какой
композиционный приём использует Чехов, рисуя героев? № 3
. В чём смысл заглавия
рассказа? Подберите контекстуальные синонимы к этой паре.
№ 4. Сколько композиционных
частей можно выделить в рассказе? Почему? Назовите их границы. Как можно
озаглавить каждую часть?

5.

Сделайте вывод: как изменяются герои в разных частях рассказа? Что их разделило?
№ 6. Какую роль в описании тонкого играют его жена и сын? № 7.
Почему чемоданы, узлы и картонки тонкого тоже «съёжились и поморщились»? № 8.
Почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения? № 9. Как
вы думаете, понимает ли тонкий, что унижается? № 10. Какие качества
высмеивает А. П. Чехов в тонком? № 11. Какой чеховский смех: весёлый или
грустный? Почему? № 12. Почему Чехов не дал героям фамилий? Важны ли для
них фамилии?

13.

Одинаково
ли вы расстались с толстым и тонким? Какие чувства вызвал у вас каждый из них?

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы и задания к рассказу А. П. Чехова «Толстый и
тонкий»


1.
 Какие
художественные детали создают образы а) толстого и б)
тонкого? № 2
.
Какой
композиционный приём использует Чехов, рисуя героев? № 3
. В чём смысл заглавия
рассказа? Подберите контекстуальные синонимы к этой паре.
№ 4. Сколько композиционных частей
можно выделить в рассказе? Почему? Назовите их границы. Как можно озаглавить
каждую часть?

5.

Сделайте вывод: как изменяются герои в разных частях рассказа? Что их разделило?
№ 6. Какую роль в описании тонкого играют его жена и сын? № 7.
Почему чемоданы, узлы и картонки тонкого тоже «съёжились и поморщились»?
8.
Почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения? № 9.
Как вы думаете, понимает ли тонкий, что унижается? № 10. Какие качества
высмеивает А. П. Чехов в тонком? № 11. Какой чеховский смех: весёлый или
грустный? Почему? № 12. Почему Чехов не дал героям фамилий? Важны ли для
них фамилии?

13.

Одинаково
ли вы расстались с толстым и тонким? Какие чувства вызвал у вас каждый из них?

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы и задания к рассказу А. П. Чехова «Толстый и
тонкий»


1.
 Какие
художественные детали создают образы а) толстого и б)
тонкого? № 2
.
Какой
композиционный приём использует Чехов, рисуя героев? № 3
. В чём смысл заглавия
рассказа? Подберите контекстуальные синонимы к этой паре.
№ 4. Сколько композиционных
частей можно выделить в рассказе? Почему? Назовите их границы. Как можно
озаглавить каждую часть?

5.

Сделайте вывод: как изменяются герои в разных частях рассказа? Что их разделило?
№ 6. Какую роль в описании тонкого играют его жена и сын? № 7.
Почему чемоданы, узлы и картонки тонкого тоже «съёжились и поморщились»?
8.
Почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения? № 9.
Как вы думаете, понимает ли тонкий, что унижается? № 10. Какие качества
высмеивает А. П. Чехов в тонком? № 11. Какой чеховский смех: весёлый или
грустный? Почему? № 12. Почему Чехов не дал героям фамилий? Важны ли для
них фамилии?

13.

Одинаково
ли вы расстались с толстым и тонким? Какие чувства вызвал у вас каждый из них?

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы и задания к рассказу А. П. Чехова «Толстый и
тонкий»


1.
 Какие
художественные детали создают образы а) толстого и б)
тонкого? № 2
.
Какой
композиционный приём использует Чехов, рисуя героев? № 3
. В чём смысл заглавия
рассказа? Подберите контекстуальные синонимы к этой паре.
№ 4. Сколько композиционных
частей можно выделить в рассказе? Почему? Назовите их границы. Как можно
озаглавить каждую часть?

5.

Сделайте вывод: как изменяются герои в разных частях рассказа? Что их разделило?
№ 6. Какую роль в описании тонкого играют его жена и сын? № 7.
Почему чемоданы, узлы и картонки тонкого тоже «съёжились и поморщились»?
8.
Почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения? № 9.
Как вы думаете, понимает ли тонкий, что унижается? № 10. Какие качества
высмеивает А. П. Чехов в тонком? № 11. Какой чеховский смех: весёлый или
грустный? Почему? № 12. Почему Чехов не дал героям фамилий? Важны ли для
них фамилии?

13.

Одинаково
ли вы расстались с толстым и тонким? Какие чувства вызвал у вас каждый из них?

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы и задания к рассказу А. П. Чехова «Толстый и
тонкий»


1.
 Какие
художественные детали создают образы а) толстого и б)
тонкого? № 2
.
Какой
композиционный приём использует Чехов, рисуя героев? № 3
. В чём смысл заглавия
рассказа? Подберите контекстуальные синонимы к этой паре.
№ 4. Сколько композиционных
частей можно выделить в рассказе? Почему? Назовите их границы. Как можно
озаглавить каждую часть?

5.

Сделайте вывод: как изменяются герои в разных частях рассказа? Что их разделило?
№ 6. Какую роль в описании тонкого играют его жена и сын? № 7.
Почему чемоданы, узлы и картонки тонкого тоже «съёжились и поморщились»?
8.
Почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения? № 9.
Как вы думаете, понимает ли тонкий, что унижается? № 10. Какие качества
высмеивает А. П. Чехов в тонком? № 11. Какой чеховский смех: весёлый или
грустный? Почему? № 12. Почему Чехов не дал героям фамилий? Важны ли для
них фамилии?

13.

Одинаково
ли вы расстались с толстым и тонким? Какие чувства вызвал у вас каждый из них?

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы и задания к рассказу А. П. Чехова «Толстый и
тонкий»


1.
 Какие
художественные детали создают образы а) толстого и б)
тонкого? № 2
.
Какой
композиционный приём использует Чехов, рисуя героев? № 3
. В чём смысл заглавия
рассказа? Подберите контекстуальные синонимы к этой паре.
№ 4. Сколько композиционных
частей можно выделить в рассказе? Почему? Назовите их границы. Как можно
озаглавить каждую часть?

5.
Сделайте
вывод: как изменяются герои в разных частях рассказа? Что их разделило? № 6.
Какую роль в описании тонкого играют его жена и сын? № 7. Почему
чемоданы, узлы и картонки тонкого тоже «съёжились и поморщились»? № 8.
Почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения? № 9. Как
вы думаете, понимает ли тонкий, что унижается? № 10. Какие качества
высмеивает А. П. Чехов в тонком? № 11. Какой чеховский смех: весёлый или
грустный? Почему? № 12. Почему Чехов не дал героям фамилий? Важны ли для
них фамилии?

13.

Одинаково
ли вы расстались с толстым и тонким? Какие чувства вызвал у вас каждый из них?

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Тема  урока:  Люди в свете зеленой лампы (по рассказу А. Грина «Зеленая лампа»)

Класс: 8

Тип урока:   урок анализа художественного произведения.

Технология: развитие  критического мышления через чтение и письмо. 

Методические приемы: аналитический метод, метод «Кроссенс», метод «Кластер».

Цель урока:  создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений А. Грина, для пробуждения “дара воображения”, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека.

Личностные результаты: воспитание в подростках желания насыщенной, плодотворной жизни, полной риска, мужества, цели.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция  своей деятельности;  развитие критического мышления и творческих способностей учащихся;

Предметные результаты: развитие умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать.

Оборудование урока: портрет А. Грина, рисунки – иллюстрации к рассказам Грина, компьютер, мультимедийная презентация, бортовой журнал.

Ход урока

Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята.

«Все прекрасное на земле зависит от воли сильных, чистых сердцем людей». Эти слова, сказанные одним замечательным человеком, возьмём эпиграфом нашего урока. А кто говорил эти слова, вы догадаетесь, прослушав отрывок из песни.

Музыкальное оформление.

Звучит в записи песня «Алые паруса» (1 куплет).

 – Почему в песне поётся об алых парусах? С именем какого писателя мы связываем эти слова? Догадались? Да, эти слова были сказаны известным писателем Александром Грином. (Записываем автора на доске и в бортовых журналах)

(Алые паруса – это символ мечты и символ светлого будущего. Эта песня напоминает нам произведение А. Грина «Алые паруса», где алые паруса являются символом надежды.)

-Вспомните, что вам говорит имя писателя А. Грина?

— Мы знаем, что герои одного из его произведений отправились в будущее на корабле с алыми парусами. Давайте и мы начнем путешествие по его произведению и будем вести в ходе урока «бортовой журнал».

-Обращаю внимание на лампу. Но вы уже догадались, почему лампа. Давайте зажжем ее, чтобы свет лампы помог нам подготовиться к откровенному разговору.

-Сегодня мы познакомимся с рассказом Грина «Зеленая лампа». Рассказ с простым названием, которое ни о чём не говорит.

-Но вы, конечно же, догадались, что цвет лампы выбран не случайно. Что означает зеленый цвет? Что символизирует? (Зелёный цвет — цвет надежды, цвет жизни.)

-Да. Зелёная лампа осветила жизненную дорогу Джона Ива, указала ему путь. Зелёная лампа окончательно «ослепила» Стильтона. Зелёная лампа сыграла определённую роль в судьбе героев, причем эти роли разные, совершенно противоположные.

-Как же мы назовем урок? Найти ответ на вопрос поможет кроссенс. Знаете, что это такое?

Перед вами кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения. Попробуйте догадаться, как будет называться наш урок, решая эту головоломку.

Создатель вымышленной страны, которая благодаря критику К. Зелинскому получила название «Гринландия». В этой стране происходит действие многих его произведений, в том числе самых известных его романтических книг.

Да, наш урок мы назовем «Люди в свете зеленой лампы». Записываем тему урока.

-Итак, чем мы сегодня займемся на уроке?

Проанализируем рассказ, выясним, чему он  учит, что хотел нам сказать автор.  (Целеполагание)

— О ком это произведение?  О чем?

(Произведение о богаче и бедняке, о жестокости и милосердии, о силе характера)

— А чтобы понять главную мысль произведения, обратимся к тексту.

-Ребята, рассказ разделен на 2 части, вспомним содержание 1 части.

-Пересказ 1 части. Пересказ у нас будет коллективный, на основе игры «Передай слово другому». Например, я называю первое предложение, а второй продолжит мой пересказ, т.е. назовет второе предложение, связанное с моим предложением по смыслу. И так далее по цепочке мы перескажем содержание первой части все вместе.

-Кто главное действующее лицо? Кто он такой? Какой он? Охарактеризуйте Стильтона(Стильтон — пресыщенный богач, который уверен во власти денег, жестокий, изощренный, циничный человек, хотел поиграть живой игрушкой, которую можно купить дешево и в рассрочку, хотел насладиться человеческим падением). 

-Кто стал жертвой этого чудовищного замысла? 

(Джон Ив, 25-летний бродяга, приехал в Лондон искать работу. Ему пришлось испытать труд углекопа, слуги в трактире, а оказавшись в Лондоне, ночевать в парках, на пристанях, он изголодался и отощал. Предложение Стильтона он воспринял как благодеяние.)

-Две зеленые лампы вы видите на доске. Почему? (Потому что отношение к лампе у этих героев разное.)

-Вот наши лампы излучают свет. Лучи лампы олицетворяют все то, что вкладывают в это понятие герои. Что можно написать на лучиках. Что символизирует лампа Стильтона? Подберите существительные. Это богатство, жестокость, циничность, насмешка над людьми.

-Джона Ива? (спасение, благодеяние, спокойствие, комфорт, надежность, защита, надежда)

К этой лампе мы еще вернемся в конце урока.

Теперь продолжаем беседу по рассказу.

-В первой части есть еще персонажи?

— Какова роль третьего персонажа—Реймера? (Не будь Реймера, возможно, не произошла бы эта история, ведь Стильтону важно было показать свою безграничную власть над человеком, вероятно, ему хотелось продемонстрировать свою богатую, с его точки зрения, фантазию.)

-Какую ошибку совершил Реймер? За что его можно осуждать?


Сформулируем 1-й вывод и запишем его в «бортовой журнал».

Вывод 1. Нельзя потворствовать злу или быть к нему равнодушным: от этого оно приумножается. 

-Обратимся ко второй части. Слушаем художественный пересказ 2 части, используя игру «Передай слово другому».


-Удался ли замысел? Стал ли Джон Ив классической жертвой?

-Постарайтесь объяснить, почему шутка не удалась, ведь у Джона Ива было два пути: один — предсказанный Стильтоном—спиться от скуки или сойти с ума, и второй—найти себе дело.

— От чего зависит выбор?

(от характера человека: безвольный и слабохарактерный не будет спорить с судьбой, будет плыть по течению, а настойчивый, волевой, сильный духом человек не сломается. Джон Ив не стал ждать милости от судьбы, он наполнил свою жизнь смыслом, увидел впереди цель, ради которой стоило жить).

 -Сформулируем второй вывод: от чего зависит судьба человека?

 
Вывод 2. Судьба человека зависит не только от обстоятельств, но и от него самого,  его
характера.

Итак, шутка обернулась благом, несмотря на задуманное зло (вспомните: издевательская щедрость).

-А как эта история отразилась на Стильтоне?

(Стильтон разорился: несколько крупных проигрышей, паника на бирже… и он стал никем. Теперь это грязный, скверно одетый, с истощенным лицом старик, живущий в притоне) 


— Это авторский замысел превратил пресыщенного богача в бродягу. А могло ли быть иначе?

-Подумайте в группах и дайте развернутый ответ на вопрос. (уч-ся предлагают свои варианты судьбы Стильтона).

-Почему именно такая участь постигла Стильтона в рассказе? Какую мысль хотел донести до нас автор, о чём предупредить? 


Вывод 3. Не сотвори зла ближнему, иначе оно к тебе же и вернётся. 

Это одна из важнейших христианских заповедей, записанных в Евангелии.

-Скажите, какими качествами обладал Джон Ив? (Джон Ив – настойчивый, целеустремлённый, трудолюбивый человек.)

— А каким ещё качеством, достойным уважения, он обладает? (умение прощать)

— Вспомните последний эпизод, когда Джон Ив увидел Стильтона на улице, который признался: «Глупая шутка. Не стоило бросать денег».

— Как на это отреагировал Джон Ив?

(едва было желание ударить — сдержался, была возможность отомстить — не воспользовался, мало того, предлагает помощь тому, кто хотел сделать его живой игрушкой).

Сформулируйте 4-й вывод самостоятельно.

Вывод 4. Человек должен уметь прощать, откликаться на чужую беду. 

-ДЗИНЬ-ДЗИНЬ!

-Появились некоторые трудности на пути нашего путешествия. Давайте теперь по группам решать эти трудности.

1 группа: оксюморон

Пошагово обдумать следующие задания. Нужно догадаться, какой термин зашифрован в следующих заданиях.

  1. Звонкая тишина, горячий снег, живой труп. Что за прием используется в этих выражениях?
  2. Этот приём в художественной литературе используется, чтобы привлечь внимание, показать необычность явления.
  3. Вид эпитета, сочетание внутренне противоречащих друг другу понятий. 
  4. Это …
  5. Найдите этот прием во второй части рассказа.

«Издевательская щедрость»- так называет Ив поступок Стильтона. Что необычного в этом словосочетании? (Щедрость-бескорыстие, богатство; издевательский — оскорбительный; противоречивый смысл словосочетания, разное его истолкование).

-Вместе мы преодолели препятствие, прошли через рифы. Без этого не бывает морских путешествий. Мы с вами настоящая команда!

-Запишите в бортовых журналах название этого термина. Прочитайте определение термина и запишите найденный пример из текста.

-С какой целью оксюморон использован для характеристики поступка Стильтона?(чтобы показать, как в поступке Стильтона переплелось добро и зло)

2 группа: новелла

  1. «Метель» А.С. Пушкина, «Мраморная головка» В. Я. Брюсова, «Дары волхвов» О. Генри.
  2. Неординарное событие, динамичный сюжет, неожиданная развязка.
  3. Жанр произведения.
  4. (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. 
  5. Это…
  6. Жанр произведения «Зеленая лампа» — ….

-Да, все правильно. Жанр этого произведения не просто рассказ, а новелла. Почему? Докажите.

-Запишите название термина в бортовых журналах.

3 группа: антитеза

  1. «После бала» Л.Н. Толстого, «Свои и чужие» Н.А. Тэффи, «Толстый и тонкий» А.П. Чехова.
  2. Контраст, антоним.
  3. Это резкое противопоставление образов, состояний или понятий, связанных между собой внутренним смыслом или общим устройством. 
  4. Чаще всего основывается на употреблении антонимов.
  5. Такой прием называется …

— Содержание первой части противопоставлено второй, герои поменялись местами: кто был богат и успешен, стал нищим; кто был беден, стал успешным -Случайно ли это? (Нет, не случайно.).

-С какой целью использована антитеза? 
( чтобы противопоставить героев, их судьбы, но самое главное – их отношение к жизни, к человеку). 

-Какой из двух противоположных тезисов доказывает этот рассказ?

Судьба человека предопределена.

Человек сам творец своей судьбы.

-А когда человек может быть творцом судьбы?


Вывод 5. Человек, не имеющий смысла жизни, становится игрушкой в руках судьбы; тот, кто увидел цель, строит свою судьбу сам.


-Обратите внимание на выводы, которые записаны в нашем бортовом журнале.

— Можно ли эти выводы считать позицией автора? (Да. А позиция автора это и есть основная мысль произведения. Все выводы прямо относятся к общечеловеческим законам жизни)

Обобщим

 всё сказанное. Для этого вспомним название рассказа.

-Еще раз, почему зеленая?

Варианты ответов детей:


Зеленый-это цвет 
жизни 

Зелёный светофор говорит, что путь открыт 

Псевдоним Грина переводится как «зелёный» (возможно, он писал о себе) 

Зелёный свет-это мягкий, добрый свет 

«Зеленая лампа» — так назывался литературный кружок, членом которого был А. С. Пушкин, он писал: «Надежды лампа зажжена» (запишем ключевые слова) 

-Посмотрите еще раз на доску. Что бы еще вы добавили к нашим зеленым лампам? Чем стала зеленая лампа для героев во второй части новеллы. Записываем в кластере.

Стильтон (разорение, нищета, одиночество, беспомощность)

Джон Ив (свет в пути, спасительный маяк, успех, поддержка, благосостояние, надежность, милосердие)

-Какую важную мысль отражают эти кластеры? Посмотрите еще раз на выводы. (Некрасиво и неправильно играть чужими судьбами, только от человека зависит будущее, даже в самой безнадежной ситуации есть выход, нельзя никогда терять надежду)

-Какие качества  характера помогли Джону Иву стать успешным человеком?

(Сила воли, характера, усердие, трудолюбие, терпение, чувство собственного достоинства)

-Мы с вами тоже «люди под светом зеленой лампы». Хорошо бы иметь  всем нам качества, которыми обладал Джон Ив. Действительно, вы сегодня на уроке убедились, что «все прекрасное на земле зависит от воли сильных, чистых сердцем людей».

Вы находитесь в начале жизненного пути, и у каждого из вас должна быть своя лампа — надежда, мечта, которая поведет вас по жизни.  

Как трудно во мраке найти свой просёлок,

Тропинку, дорогу—

Легко ошибиться, приняв за природу

Простые эстампы.

И, словно маяк, к нам приходит порой на подмогу 
Зелёная лампа… 

                                                                        М. СИПЕР

На уроке мы уже зажгли общую лампу, которая объединила нас, подарила радость общения и радость открытия.

А найти свою лампу, свою мечту вам помогут книги, хорошие и разные, и я надеюсь, что среди них будут книги А. С. Грина — замечательного писателя (я думаю, сегодня мы в этом убедились), которого К. Г. Паустовский справедливо назвал «человеком светлой мечты».

Домашнее задание-пожелание на всю жизнь: найти свою настоящую мечту, зажечь свою самую светлую и добрую лампу. «А если придется спускаться по темной лестнице, зажигайте… хотя бы спичку».

Рефлексия

Наше путешествие подходит к концу. Пора прощаться друг с другом. У каждого  на партах лежит  зеленая лампа, символ мечты.

Зажгите ее своими добрыми пожеланиями своему близкому другу, всем гостям. Но чтобы эти пожелания были связаны с темой нашего урока.

-Итак, что вы пожелали друг другу. Давайте послушаем.

-Какие пожелания вы оставите гостям?

-А может, кто-то хочет пожелания оставить для себя.

Спасибо за урок!

Звенит свой звонок.

  • Рисунок сказки народов мира 3 класс
  • Рисунок сказки пушкина карандашом для детей
  • Рисунок сказки народов россии карандашом 16 лет
  • Рисунок сказки по щучьему велению по моему хотению
  • Рисунок сказке хозяйка медной горы хозяйка медной