Рисунок сказок народов россии

1. блин это было давно. это было месяца четыре назад. сидели мы в душистую южную ночь на берегу арно. то

1. Блин

Это было давно. Это было месяца четыре назад.

Сидели мы в душистую южную ночь на берегу Арно.

То есть сидели-то мы не на берегу, — где же там сидеть: сыро и грязно, да и неприлично, — а сидели мы на балконе отеля, но уж так принято говорить для поэтичности.

Компания была смешанная — русско-итальянская.

Так как между нами не было ни чересчур близких друзей, ни родственников, то говорили мы друг другу вещи исключительно приятные.

В особенности в смысле международных отношений.

Мы, русские, восторгались Италией. Итальянцы высказывали твердую, ничем несокрушимую уверенность, что Россия также прекрасна. Они кричали, что итальянцы ненавидят солнце и совсем не переносят жары, что они обожают мороз и с детства мечтают о снеге.

В конце концов мы так убедили друг друга в достоинствах наших родин, что уже не в состоянии были вести беседу с прежним пафосом.

— Да, конечно, Италия прекрасна, — задумались итальянцы.

— А ведь мороз, — он… того. Имеет за собой… — сказали и мы друг другу.

И сразу сплотились и почувствовали, что итальянцы немножко со своей Италией зазнались и пора показать им их настоящее место.

Они тоже стали как-то перешептываться.

— У вас очень много шипящих букв, — сказал вдруг один из них. — У нас язык для произношения очень легкий. А у вас все свистят да шипят.

— Да, — холодно отвечали мы. — Это происходит от того, что у нас очень богатый язык. В нашем языке находятся все существующие в мире звуки. Само собой разумеется, что при этом приходится иногда и присвистнуть.

— А разве у вас есть «ти-эч», как у англичан? — усомнился один из итальянцев. — Я не слыхал.

— Конечно, есть. Мало ли что вы не слыхали. Не можем же мы каждую минуту «ти-эч» произносить. У нас и без того столько звуков.

— У нас в азбуке шестьдесят четыре буквы, — ухнула я.

Итальянцы несколько минут молча смотрели на меня, а я встала и, повернувшись к ним спиной, стала разглядывать луну. Так было спокойнее. Да и к тому же каждый имеет право созидать славу своей родины, как умеет.

Помолчали.

— Вот приезжайте к нам ранней весной, — сказали итальянцы, — когда все цветет. У вас еще снег лежит в конце февраля, а у нас какая красота!

— Ну, в феврале у нас тоже хорошо. У нас в феврале масленица.

— Масленица. Блины едим.

— А что же это такое блины?

Мы переглянулись. Ну, как этим шарманщикам объяснить, что такое блин!

— Блин, это очень вкусно, — объяснила я. Но они не поняли.

— С маслом, — сказала я еще точнее.

— Со сметаной, — вставил русский из нашей компании.

Но вышло еще хуже. Они и блина себе не уяснили, да еще вдобавок и сметану не поняли.

— Блины, это — когда масленица! — толково сказала одна из наших дам.

— Блины… в них главное икра, — объяснила другая.

— Это рыба! — догадался, наконец, один из итальянцев.

— Какая же рыба, когда их пекут! — рассмеялась дама.

— А разве рыбу не пекут?

— Пекут-то пекут, да у рыбы совсем другое тело. Рыбное тело. А у блина — мучное.

— Со сметаной, — опять вставил русский.

— Блинов очень много едят, — продолжала дама. — Съедят штук двадцать. Потом хворают.

— Ядовитые? — спросили итальянцы и сделали круглые глаза. — Из растительного царства?

— Нет, из муки. Мука ведь не растет? Мука в лавке.

Мы замолчали и чувствовали, как между нами и милыми итальянцами, полчаса назад восторгавшимися нашей родиной, легла глубокая, темная пропасть взаимного недоверия и непонимания.

Они переглянулись, перешепнулись.

Жутко стало.

— Знаете, что, господа, — нехорошо у нас как-то насчет блинов выходит. Они нас за каких-то вралей считают.

Положение было не из приятных.

Но между нами был человек основательный, серьезный — учитель математики. Он посмотрел строго на нас, строго на итальянцев и сказал отчетливо и внятно:

— Сейчас я возьму на себя честь объяснить вам, что такое блин. Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком и дрожжами. Затем все это сооружение подвергается медленному действию огня, отделенного от него железной средой. Чтобы сделать влияние огня на пи-эр квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, т. е. так называемым маслом. Полученная путем нагревания компактная тягуче-упругая смесь вводится затем через пищевод в организм человека, что в большом количестве вредно.

Учитель замолчал и окинул всех торжествующим взглядом.

Итальянцы пошептались и спросили робко:

— А с какою целью вы все это делаете?

Учитель вскинул брови, удивляясь вопросу, и ответил строго:

— Чтобы весело было!

2. Широкая масленица

Из кухни несется чад, густой, масленный. Он режет глаза, и собравшиеся у закуски гости жмурятся и мигают.

— Блины несут! Блины несут! Несут,

Но вам не хватит. Ваш сосед взял два последних, а вам придется подождать «горяченьких».

Но, когда принесут «горяченьких», окажется, что большинство уже съело первую порцию, — и прислуга начинает подавать опять сначала.

На этот раз вам достается блин — один, всеми отвергнутый, с драным боком и дыркой посредине.

Вы берете его с кротким видом сиротки из хрестоматии и начинаете искать глазами масло.

Масло всегда бывает на другом конце стола. Это печальный факт, с которым нужно считаться. Но так как со своим маслом приходить в гости не принято, то нужно покориться судьбе и жевать голый блин.

Когда вы съедите его, — судьба, наверное, улыбнется, и вам передадут масло с двух сторон сразу. Судьба любит кротких и всегда награждает их по миновании надобности.

На самом почетном месте стола сидит обыкновенно блинный враль. Это просто-напросто хитрый обжора, который распускает о себе слухи, что он может съесть тридцать два блина.

Благодаря этому он сразу делается центром внимания. Ему первому подают, его блины прежде других подмасливаются и сдабриваются всякими масленичными аксессуарами.

Съев штук пятнадцать-двадцать, — сколько аппетита хватит, — с полным комфортом, он вдруг заявляет, что блины сегодня не совсем так испечены, как следует.

— Нет в них чего-то такого, этакого, — понимаете? Неуловимого. Вот это-то неуловимое и делает их удобосъедаемыми в тридцатидвухштучном количестве.

Все разочарованы. Хозяевы обижены. Обижены, зачем много съел, и зачем никого не удивил.

Но ему все равно.

— Что слава? яркая заплата на бедном рубище певца!

Он всех надул, поел, как хотел, и счастлив.

Еще несут горяченьких.

Теперь, когда все сыты, вам дают сразу три хороших горячих блина.

Вы шлепаете их на тарелку и в радостном оживлении окидываете глазами стол.

Направо от вас красуется убранное зеленью блюдо из-под семги, налево — аппетитный жбан из-под икры, а прямо у вашей тарелки приютилась мисочка, в которой пять минут назад была сметана.

Хозяйка посмотрит на вас такими умоляющими глазами, что вы сразу громко закричите о том, что блины, собственно говоря, вкуснее всего в натуральном виде, без всяких приправ, которые, в сущности, только отбивают настоящий вкус, и что истинные ценители блина предпочитают его именно без всяких приправ.

Я видела как-то за блинами молодого человека великой души, который, под умоляющим взглядом хозяйки, сделал вид, что нашел в пустой банке икру и положил ее себе на тарелку. Мало того, он не забывал на кусок блина намазывать эту воображаемую икру и проделывал все это с такой самоотверженной искренностью, что следившая за ним хозяйка даже в лице изменилась. Ей, вероятно, показалось, что она сошла с ума и лишилась способности видеть икру.

После блинов вас заставят есть никому не нужную и не милую уху и прочую ерунду, а когда вам захочется спать, — вас потащат в гостиную и заставят разговаривать.

Пожалуйста, только не вздумайте взглянуть на часы и сказать, что вам нужно еще написать два письма. Посмотрите на себя в зеркало, — ну кто вам поверит?

Лучше прямо подойдите к хозяйке, поднимите на нее ваши честные глаза и скажите просто:

— Я спать хочу.

Она сразу опешит и ничего не найдет сказать вам.

И пока она хлопает глазами, вы успеете со всеми попрощаться и улизнуть.

А хозяйка долго будет думать про вас, что вы шутник.

Так чего же лучше?

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 9-14.

УКМ «Школа России»

Ответы на вопросы раздела «Самое великое чудо на свете»

1. Вспомни пословицы о книге. Запиши их. Какая главная мысль их объединяет?

Хорошая книга ярче звёздочки светит.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

С книгой жить — век не тужить.

Книга твой друг, без неё как без рук.

Книга мала, да ум придала.

Все эти пословицы объединяет одна главная мысль: книга источник знаний, лучший друг всякого человека.

2. Рассмотри обложки книг. Кто их автор? Всегда ли можно найти фамилию автора на обложке? Почему?

На рисунке мы видим три книги. Автор первой — Сергей Михалков. У второй книги автор не указан, это энциклопедия. Третья книга — сборник произведений разных авторов.

Поэтому имя автора не всегда можно найти на обложке. Если авторов много, указывают просто название книги или сборника.

3. Как ты узнаешь о чём книга? Выбери ответ.

Я выберу ответ: посмотрю оглавление.

Лучше всего прочитать аннотацию.

4. Почему книгу называют великим чудом? Напиши небольшой рассказ, используя слова: учит друг передаёт, просвещает, радует, собеседник.

Пример рассказа на тему «Почему книгу называют великим чудом» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Вспомни, как найти нужную книгу в библиотеке.

Если искать самостоятельно, то нужно посмотреть в каталоге. 

В трудных случаях лучше воспользоваться помощью библиотекаря.

6. Запиши название книги, которая больше всего тебе нравится, имя и фамилию её автора. О чём она: о природе, о животных, о детях и приключениях?

Мне больше всего нравится книга «Приключения Незнайки и его друзей», автора Николая Носова.

Это сказка о приключениях коротышек.

7. Найди её в тематическом каталоге библиотеки.

Смотрим раздел каталога «Сказки сказки русских писателей». 

Находим автора — Николай Носов. 

Находим название: «Приключения Незнайки и его друзей».

8. Какие книги ты прочитал летом? Какая из них тебе больше всего понравилась? Составь на неё краткую аннотацию, напиши отзыв.

Я прочитала книги:

К. Чуковский «Бармалей», «Федорино горе», «Краденое солнце».

С. Маршак «Вот какой рассеянный», «Детки в клетке».

С. Михалков «Щенок», «Дядя Стёпа».

Н. Носов «Мишкина каша», «Фантазёры», «Живая шляпа».

Ш. Перро «Мальчик с пальчик».

Г. Андерсен «Дюймовочка».

Р. Киплинг «Слонёнок».

Аннотация на книгу Н. Носова «Мишкина каша» для 3 класса

Юмористический рассказ «Мишкина каша» написан писателем Николаем Носовым.

Его главные герои, два мальчика, оказываются одни на даче. Они уверены, что смогут легко обойтись без родителей. Но попытка сварить кашу оборачивается для героев настоящей катастрофой. Чтобы не остаться голодными, ребята пробуют пожарить пойманную днём рыбу. Но и тут их ждёт неудача.

Чем закончатся приключения мальчишек вы узнаете, прочитав этот рассказ.

Отзыв на книгу Николая Носова «Мишкина каша» для 2 класса

Рассказ «Мишкина каша» написал известный детский писатель Николай Носов. Он написал много произведений о детях. В них рассказывается о смешных случаях, ситуациях, в которых оказываются обычные мальчики и девочки.

События рассказа происходят летом на даче. Два мальчика, Миша и Коля остаются одни и пытаются приготовить ужин. У них ничего не получается.

Основная мысль рассказа в том, что нельзя что-то сделать правильно, если не знаешь как.

В рассказе много смешных эпизодов: как убегала каша, как утопили ведро и чайник, как сожгли пескарей. Удивительно мастерство автора, заставляющего смеяться и в то же время сочувствовать героям.

Герои рассказа — обычные мальчики, хвастливые и самоуверенные. Они заблуждаются в своих силах и совершают нелепые ошибки, но им невольно сочувствуешь.

Прочитанное заставило меня задуматься о том, что прежде чем браться за что-либо, нужно много узнать и многому научиться. А просто так ничего не получится, даже то, что кажется очень простым.

9. Какие еще произведения написал твой любимый автор? Посмотри в алфавитном каталоге, составь список.

Мой любимый автор Николай Носов написал много интересных рассказов и несколько сказочных повестей.

Алфавитный список рассказов Николая Носова:

  1. «Бенгальские огни»
  2. «Дружок»
  3. «Живая шляпа»
  4. «Затейники»
  5. «Карасик»
  6. «Мишкина каша»
  7. «Незнайка в Солнечном городе»
  8. «Незнайка на Луне»
  9. «Огурцы»
  10. «Приключения Незнайки и его друзей»
  11. «Телефон»
  12. «Фантазёры»

Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Рассмотри обложки книг. Найди их в школьной библиотеке. Составь вопросы по содержанию одной из книг. Напиши на неё аннотацию.

Сказки народов России.

Вопросы и ответы к книге «Сказки народов России»

  1. Есть ли в сборнике русские сказки? — Есть, ведь русские — один из народов России.
  2. Какие жанры сказок представлены в сборнике? — Волшебная, бытовая, о животных.
  3. Что выманил морской царь и царя земного? — Сына.
  4. Как лиса поделила урожай? — Себе зерно, а волку и медведю солому и мякину.
  5. Кто является частыми героями ненецких сказок? — Белый и бурый медведи.
  6. Каких волшебных персонажей можно встретить в сказках? — Великаны, Шурале, водяные, ведьмы.
  7. Кто такой джигит? — Богатырь, всадник, воин.
  8. В какую игру часто играют во многих сказках? — В шахматы.
  9. Кто такой хан? — Правитель, царь.
  10. Что побеждает во всех сказках? — Добро.

Аннотация к книге «Сказки народов России» для 3 класса

В нашей огромной стране живёт много разных народов, больших и малых. И у каждого народа есть свои обычаи, традиции, фольклор.

Помочь приобщиться к безбрежному океану народных сказок призвана эта книга.

При всём разнообразии культуры разных народов, в их сказках вы найдёте много общего. Все они высмеивают человеческие пороки — лень, глупость, жадность, и восхваляют достоинства — ум, находчивость, верность, мужество.

Многие сказки обладают схожими сюжетами.

И самое главное, что объединяет эти сказки — неизменное торжество добра.

Прочитайте сборник сказок народов России и вы откроете для себя удивительный мир фольклора.

Русские сказки про зверей.

Вопросы и ответы к книге «Русские сказки про зверей»

  1. Кто является автором этих сказок? — Русский народ.
  2. Кто является героями сказок? — Животные.
  3. Кто иллюстрировал книгу? — Евгений Рачев.
  4. Что высмеивается в сказках? — Недостатки и пороки людей.
  5. Кто подавился бобовым зёрнышком? — Петушок.
  6. На что лиса советовала волку ловить рыбу? — На хвост.
  7. Кто притворился козой, чтобы съесть козлят? — Волк.
  8. Кто помогал тянуть репку? — Кошка, Жучка, мышка.
  9. Кто ушёл от дедушки и бабушки? — Колобок.
  10. Из чего сделал избушку лиса? — Изо льда.

Аннотация к книге «Русские сказки про зверей» для 3 класса

Этот увлекательный сборник народных сказок предназначен для самого широкого круга читателей.

Сказки, в которых животные так похожи на людей, будут интересны как маленьким, так и взрослым. Каждая сказка несёт в себе мораль, основную мысль, которая учит нас чему-то полезному.

Учит не обманывать, не обижать слабых, не хвастаться и слушать старших. 

Сказки написаны с юмором, лёгким и понятным языком, они хорошо запоминаются. Прочитайте эти сказки и вы не пожалеете о потраченном времени.

Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

Вопросы и ответы к книге «Алёнушкины сказки»

  1. Кто автор этой книги? — Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
  2. Почему книга названа «Алёнушкины сказки»? — Автор рассказывает сказки для девочки Алёнушки.
  3. Сколько сказок входит в книгу? — В книгу входят 11 сказок.
  4. Кто является героями сказок? — Различные животные, Алёнушка, куклы, трубочист Яша, молочко, каша.
  5. Кто хвастал своей храбростью? — Заяц.
  6. Кто прогнал медведя из болота? — Комар Комарович.
  7. Чей день рождения праздновали куклы? — Ваньки.
  8. Из-за чего поссорились Воробей Воробеевич и Ёрш Ершович? — Из-за червяка.
  9. Кто считал себя умнее всех? — Индюк.
  10. С кем жила канарейка, когда сбежала из клетки? — С вороной.

Аннотация к книге «Алёнушкины сказки» для 3 класса

Эту замечательную книгу написал известный писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк.

В ней собраны очень добрые и весёлые сказки о животных, людях, и прочих. Герои сказок ошибаются, ведут себя не очень красиво, хитрят и хвастают. Но из каждой сказки вы извлечёте урок о том, как нельзя поступать в жизни.

Животные в сказках очень похожи на людей своими поступками и поведением. И это не случайно. Ведь эти сказки для детей, которым ещё многому предстоит научиться и многое узнать.

Читайте увлекательные сказки Мамина-Сибиряка и наслаждайтесь удивительной фантазией автора.

1

Храмовый декор Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область

© Pavel_Demin/Shutterstock/FOTODOM

Пожалуй, один из самых частых вопросов накануне Нового года — «А чей год наступает?». Люди могут верить или не верить в гороскоп, однако многие, не вдаваясь в тонкости восточных традиций, несмотря на все разъяснения про даты китайского Нового года, в ночь на 1 января ставят на почетное место припасенную фигурку символа года, в новогоднюю ночь стараются одеться в цвета того самого животного и проанализировать, какой у него характер, чтобы составить собственный прогноз на наступающий год

Конечно, большинство даже тех, кто исполняет подобные современные «обряды», относятся к этому с большой долей иронии и считают наивным следованием моде, но, если посмотреть чуть глубже в историю, окажется, что такое поведение ничуть не противоречит народной традиции внедрять в повседневную жизнь и культуру понравившиеся чужеземные символы, традиции, легенды, при этом часто трактуя их по-своему. А желание одеться в стиле какого-либо животного не удивило бы ни шаманов, которые использовали образы зверей в своих обрядах, ни ряженых, колядовавших в Святки.

Львы, слоны, единороги

То, как воспринимали, например, тигра, который в наступающем году выходит на первый план, а также его звериных «родственников» и «конкурентов», нагляднее всего отражается в предметах народного искусства.

С древних времен в культуре народов России появлялись образы невиданных зверей и птиц, под определение которых подпадали как сказочные существа, так и реальные экзотические животные, о которых знали только по пересказам и картинкам.

Львы, слоны, единороги, драконы, павлины, сирины и алконосты приходили из старинных былин, а с распространением христианской культуры — со страниц иллюстрированных рукописных книг, с изображениями на фресках и белокаменной резьбе, которые воплощали иностранные архитекторы и мастера, с рассказами путешественников и купцов, побывавших в дальних странах.

Дверь в избу с изображением льва, Архангельская область, Шенкурский район, вторая половина XIX века Российский этнографический музей

Дверь в избу с изображением льва, Архангельская область, Шенкурский район, вторая половина XIX века

© Российский этнографический музей

«Если говорить про европейскую часть России, то поиск истоков многих изображений и фантастических животных, и экзотических зверей уйдет в Средневековье. Если образы животных, характерных для лесной зоны, изображения разнообразных птиц, копытных животных — коней, оленей — существуют давно и находят выражение в разной форме, то появление всяческих экзотических изображений связано с влиянием книжной, христианской культуры», — рассказала Валентина Кузнецова, специалист отдела этнографии русского народа.

Как раз сейчас в Российском этнографическом музее проходит выставка «Вселенский бестиарий», которая знакомит в том числе с заморскими животными в русской культуре. Куратом выставки и выступает Кузнецова.

«Мы вместе с византийским влиянием, влиянием Ближнего Востока, появлением каменного зодчества, знаменитых храмов Владимиро-Суздальской земли с удивительной тонкости работы рельефами видим, как появляются изображения не только святых, но и изображения объектов растительного и животного мира, которые очень сильно отличаются от того, что человек видел в эпоху Средневековья на территории Руси,» — констатирует ученая.

Царь зверей и его родственники

Одним из самых богатых древних собраний образов экзотических животных Древней Руси считается храмовый декор Георгиевского собора в городе Юрьеве-Польском Владимирской области.

Георгиевский собор, Юрьев-Польский, Владимирская область Sergei Afanasev/Shutterstock/FOTODOM

Георгиевский собор, Юрьев-Польский, Владимирская область

© Sergei Afanasev/Shutterstock/FOTODOM

«В древнерусском искусстве изображения экзотических животных есть. В иконописи тоже встречаются, и это связано с библейскими историями. Если смотреть допетровское время, это владимиро-суздальская белокаменная резьба. Там можно и слона увидеть, и льва, и крокодила», — рассказала Наталья Ковалева, завотделом народного искусства Русского музея.

На стенах храма рельефный декор, который вырезался по готовой белокаменной кладке. Среди фигур — святые, воины-всадники, птицы, животные, растительные мотивы.

Понять, что обозначали изображения диковинных существ, невозможно было без пояснений, которые содержались в книгах или передавались устно.

Храмовый декор Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область SERGEI BALDIN/Shutterstock/FOTODOM

Храмовый декор Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область

© SERGEI BALDIN/Shutterstock/FOTODOM

В древнерусских книгах зооморфные персонажи иллюстрировали религиозные догматы. Животные наделялись символическим значением религиозного и нравоучительного характера, а особенности их поведения или внешности трактовались как аллегории христианских добродетелей или грехов.

Какие-то легенды, основанные на библейских сюжетах, приходили из Византии и Европы, а потом на их основе появлялись местные трактовки и превращались в сказки. Например, у народов Северо-Запада России бытовали легенды о спасении Ноева ковчега львом и кошкой.

Этнографы приводят сказку Вологодской губернии: «Окаянному нужно было потопить ковчег; и вот когда вода глубоко покрыла всю землю, окаянный вошел в собаку, собака чихнула и вычихнула мышь, мышь стала грызть дно ковчега; увидел это лев-зверь и чихнул и вычихнул кошку. Кошка съела мышь, и не погиб ковчег».

Похожую легенду о том, как лев произвел кошку из шерсти всех животных, рассказывали в Архангельской губернии. Спасшего ковчег льва стали считать царем зверей.

Лев вообще был одним из любимых персонажей в русском народном искусстве, он был олицетворением власти, воинской доблести, храбрости, благородства, справедливости и великодушия. При этом часто его изображали не злым и грозным хищником, а добродушным большим котом с гривой, и он служил талисманом и оберегом.

Храмовый декор Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область Irina Burmistrova/Shutterstock/FOTODOM

Храмовый декор Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область

© Irina Burmistrova/Shutterstock/FOTODOM

«Лев — одно из наиболее ранних изображений экзотического животного и одно из самых часто встречающихся. От века XII до нового времени мы увидим развитие этого образа. Если изначально это элитарная культура, церковное искусство, ювелирные изделия — не рядового характера, а требующие высокого мастерства, также оно фигурирует в книжной миниатюре, различных средневековых бестиариях, то уже к XIX веку мы этот образ будем часто фиксировать в народном искусстве — в росписи по дереву или архитектурной резьбе», — отметила Кузнецова.

Изображение льва можно найти как в отделке трона царя Алексея Михайловича в XVII веке, так и в росписи, резьбе фронтонов крестьянских домов, на шкафах, сундуках, прялках, вальках (брусках с рукояткой для катания и выбивания белья при стирке), рубелях (ребристых досках для глажения), конских дугах, полотенцах, пряничных формах и других бытовых предметах.

Полосы черны, губы как у кота, а голосом страшен

Остальные представители семейства кошачьих, включая самих котов, не получили широкого распространения в прикладном народном искусстве, хотя сведения о них доходили до Руси, но не в виде легенд, а как описание реальных зверей.

Крупных хищников этого типа — барсов, пантер, ягуаров и тигров — объединяло общее название «бабр». Это слово заимствовано из персидского языка, поскольку и знания об этих зверях пришли с Ближнего Востока.

В XVII веке купец Федот Котов, совершивший путешествие в Персию, подробно описывал тигра, которого увидел живьем в зверинце шаха: «А что в Казбине зверь бабр величеством болши лва, а шерстью глиннаст, а шерсть ниска, а по нем полосы черны поперег. А губы что у кота и прыск котовои. А сам черевист, ноги коротки, а длиною долог, а голосом велик и страшен, ногти что у льва!»

Из пояснения исследователей становится понятно, что в описании купца тигр больше льва, с шерстью цвета глины и поперечными черными полосами, с усами и повадками как у кота, при этом он пузатый, с короткими ногами, длинным телом и огромными когтями.

Возможно, Котов был не единственным, кто видел живьем зверя бабра, но внешнего описания было мало, чтобы тигр стал героем русского быта, поэтому он появился в предметах народного искусства гораздо позже, когда уже было доступно его наглядное изображение, позволяющее оценить красоту животного.

Памятник бабру в Иркутске alenvl/Shutterstock/FOTODOM

«В русском народном искусстве тигра нет. Если брать уже современное народное искусство, то образ тигра можно встретить в изделиях Гжели — сейчас к новогодним праздникам они делают и дракончиков, и тигрят, но это уже современные изделия. Тигра можно встретить в современных изделиях резной кости, например вырезанных из моржового бивня. Есть изображение тигра в каслинском чугунном литье под Челябинском, можно тигра найти в лаковой миниатюре Палеха. Но тигры в народном искусстве появляются уже ближе к XX веку. Для русской традиции это несвойственно», — пояснила Наталья Ковалева.

Даже само слово «бабр», обозначавшее тигра, в европейской части России со временем забылось, и это сыграло злую шутку с символом на гербе города Иркутска. Краеведы рассказывают историю о том, как в 1790 году императрица Екатерина II утвердила герб Иркутска с изображением тигра с соболем в зубах, но в описании герба тигр на местном наречии был упомянут как бабр.

При очередном утверждении герба города уже в конце XIX века петербургский чиновник не понял, о ком речь, и исправил букву в слове бабр, чтобы получилось знакомое «бобр». Из-за этого художникам пришлось пририсовать существующему тигру бобровый хвост и перепончатые лапы. Ошибка в написании была исправлена в 1997 году, но внешний вид загадочного «бабра» так и остался в геральдике.

Русский народный слон

Геральдика в XVIII веке стала еще одним источником проникновения зооморфных персонажей из других культур в русские народные изделия.

«В народном искусстве важным источником по образам экзотических животных была книга, очень популярная с петровского времени, — «Символы и эмблематы». Там были и пеликаны, и слоны, и верблюды. В этой книге не просто были изображения животных, но еще и у каждого был свой девиз. И вот эти девизы и сами изображения животных очень активно использовались в народном искусстве. И верблюдов, и крокодилов, и слонов можно встретить в народных вышивках, а в изразцах изображения точно брались из символов и эмблематов, даже с подписями», — объяснила Ковалева.

Сборник изображений символов и эмблем, составленный Яном Тесингом и Ильей Копиевским по указу Петра I, был напечатан в 1705 году в Амстердаме.

Составители отобрали на основе двух книг француза Даниэля де ла Фея 840 рисунков-эмблем, среди которых детали, заимствованные из мифов и легенд, изображения хорошо известных исторических персонажей, старые алхимические и оккультные символы, сюжеты из бестиариев. Рядом с изображениями они разместили пояснения к эмблемам.

Рельеф слона на стене Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область Borisb17/Shutterstock/FOTODOM

Рельеф слона на стене Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область

© Borisb17/Shutterstock/FOTODOM

Эмблемы из книги активно использовались для изображений на триумфальных арках, на транспарантах во время фейерверков, при составлении разнообразных гербов, для инкрустаций мебели, служили образцами для резчиков кости, а потом перекочевали и в вышивку», — говорит Ковалева.

При этом чаще всего мастера самих животных не видели, а ориентировались на изображения в книге.

«Не всегда у них и сама книга была под рукой — были случаи, когда уже из книги «Символы и эмблематы» что-то перерисовывалось, использовалось в народном искусстве, и уже с этого перерисованного мастер брал за образец для своего произведения, поэтому в вышитых изделиях мы уже с трудом можем угадать верблюда, слона, но они узнаваемые», — заключает эксперт.

К образам слонов, которых знали только по описаниям, народные мастера возвращались в разные века, но воплотить их как в XII веке, так и в XVIII было сложно, потому что на словах рассказать, что собой представляет этот заморский гигант, удавалось с трудом.

Даже в XVIII веке люди, видевшие слона, едва находили подходящие слова для его описания. В «Повести риторической о встрече в Mocкве слона персидского» Андрей Денисов написал, что слон «толстотелесен, великоглав, черновиден, горбоспинен, ступанием медведоподобен», а «уши имея велики, яко заслоны печныя».

Как изобразить того, кого нельзя называть

Причины, почему одни животные «прижились» в народном быту и часто воплощались в произведениях искусства, а другие хотя и были знакомы, но почти не использовались, как признаются сами ученые, назвать трудно — эту тему еще предстоит исследовать, причем с привлечением многих дисциплин.

«Если мы обратимся к народной культуре, мы увидим, что существует огромное количество поверий, связанных с животными, но далеко не все они изображаются. Есть целый комплекс представлений, связанный с различными гадами, насекомыми, мышами, но все они практически не изображаются ни в одном из материалов», — говорит Кузнецова.

И если нежелание создавать образы животных, несущих в себе негатив, можно понять, то долгое отсутствие в народном искусстве изображений того же медведя сложно объяснить.

Рисунок сказок народов россии

«С медведем, если мы говорим про русское население, про финно-угорские народы, у которых большой комплекс представлений связан с этим животным, то в обозримых этнографических реалиях у нас не будет его изображения. Медведь будет представлен в металлической пластике эпохи Средневековья, характерной для населения Волго-Камья, но для Нового времени изображение этого животного уходит. Он не отражен в вышивке. Если он появляется в виде керамических или деревянных фигурок, то уже как элемент художественного промысла — это богородская резьба, это изделия, оторванные от мифологической истории, и возникли они относительно недавно. Как и в истории с Гжелью и тигром, здесь в конце XIX — начале XX века мы будем фиксировать художественные промыслы, где изображение медведя будет представлено, но это уже художественный замысел, выполненный в традиции», — отметила Кузнецова.

С медведем, которого всегда воспринимали как самого крупного, самого значимого зверя — «хозяина», в народной культуре связано много поверий и запретов, даже на произнесение его имени. Он присутствовал, хотя тоже почти незримо, в обрядах, среди которых одним из самых живучих оказалось ряжение на святки.

«В ряжении зооморфные персонажи — в числе самых популярных. Тот же медведь, который не изображался в народном искусстве, но существовал как персонаж театрализованного действа. Часто детализация в облике ряженых не присутствовала, но то, что это медведь, определялось по повадкам ряженого — по интонациям, характеру его поведения. Сам костюм мог составлять просто вывернутую шубу», — пояснила этнограф.

Кто хозяин в лесу — тигр или медведь?

Интересна роль медведя на примере культуры народов Восточной Сибири, где его образ соседствовал и в какой-то степени и «конкурировал» с тигром.

«Для народов Сибири что медведь, что тигр — это животные — хозяева лесных массивов, очень значимые зооморфные персонажи. Это или фигуры, связанные с шаманской практикой, или с лечебно-промысловыми практиками, но это обрядовая культовая сфера, совершенно не рядовая», — пояснила Кузнецова.

Фигурка тигра — лечебный предмет шаманского культа, Приморская область, река Амур Российский этнографический музей

Фигурка тигра — лечебный предмет шаманского культа, Приморская область, река Амур

© Российский этнографический музей

Медведь у народов лесной зоны Сибири считался подобным человеку, поэтому его называли «отец», «дядя», «дедушка», «мать», «бабушка», почитали как хозяина леса, гор и зверей. У некоторых народов медведь или медведица рассматривались как предки человеческого рода, другие считали его покровителем домашнего очага и душ людей, охранителем от злых духов и болезней.

Чтобы прогонять болезни, фигурки медведей из дерева или соломы использовались в шаманских обрядах, с такими же целями создавались деревянные и соломенные изображения тигров. Порой они были довольно примитивными, похожими, скорее, на рептилию: представляли собой плоский кусок дерева, у которого с одной стороны выточены очертания головы, а с другой — длинный заостренный хвост.

В других случаях это был и вовсе пучок соломы, перевязанный в нескольких местах, чтобы обозначить голову, туловище и лапы. Но были и более точные скульптурные изображения тигров — на четырех лапах, с пастью и полосками на боках. Эти животные использовались и в шаманском костюме, который отражал представления о мироздании и о божественной силе тигра.

Фигурка тигра — проводника по мирам, предмет шаманского культа, Уссурийский край, начало ХХ века Российский этнографический музей

Фигурка тигра — проводника по мирам, предмет шаманского культа, Уссурийский край, начало ХХ века

© Российский этнографический музей

«Тигр для народов Дальнего Востока и Восточной Сибири — животное очень значимое. Он воспринимается и как хозяин лесного пространства, и как животное, которое обладает невероятной мудростью, может воспринимать человеческую речь. С тигром связана масса представлений тотемного характера, распространены легенды о браке между тигром и женщиной, и в результате этого союза рождается родоначальник рода. Существовал комплекс запретов на убийство тигра, то есть если это животное не угрожает жизни человека, то убивать его запрещалось, и охотник, даже встретив следы тигра, с пиететом относился к ним, не мог на них наступать», — рассказала Кузнецова.

Кружевной трактор

Изображения животных — и сказочных, и реальных — присутствуют в народной культуре во все времена, от древности до современности. У каждого было свое значение, свое «настроение».

Одни проходят многовековую историю, другие появляются на короткий промежуток времени, а затем забываются, сменяются более актуальными образами, причем не всегда одушевленными. Мода тоже не остается незамеченной в народном искусстве, хотя иногда получает неожиданное преломление.

Изразец с изображением единорога, Вологодская губерния, Сольвычегодск, вторая половина XVII века Российский этнографический музей

Изразец с изображением единорога, Вологодская губерния, Сольвычегодск, вторая половина XVII века

© Российский этнографический музей

«Народная культура — явление очень интересное. С одной стороны, мы видим, что сохраняются очень архаичные образы, композиции. В то же время проникновение новых изображений, новых орнаментальных приемов все равно фиксируется, хотя порой это не очень динамичное явление по сравнению с нашим стремительным XXI веком», — отмечает Кузнецова, подчеркивая, что в народной культуре отражаются самые разные пласты.

«У нас есть набор архаических образов, которые воспроизводятся в народном искусстве на протяжении веков, но в разное время с ними начинают соседствовать другие образы, у каждого есть определенная ниша, определенные особенности, традиции его изображения. Если посмотрим на XX век, то увидим, что в традиционном искусстве начинают появляться какие-то признаки времени, в котором человек находится. То есть на росписях появляются изображения часов, а в какой-то момент и атрибуты электрификации, модернизации — тракторы в вологодском коклюшечном кружеве. То есть традиционное искусство не отрицает мир, в котором оно существует,» — заключает ученая.

Екатерина Андреева

  • Рисунок о сказке о рыбаке и рыбке для 2 класса по литературе
  • Рисунок сказка о рыбаке и рыбке 2 класс по литературе кратко
  • Рисунок на тему нянина сказка чайковский
  • Рисунок на тему сказки пушкина 3 класс о царе салтане
  • Рисунок на тему сказка о царе салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе