Рисунок сказке хозяйка медной горы хозяйка медной

Автор на чтение 18 мин. просмотров 3 опубликовано 27.02.2021 содержание произведение хозяйка медной горы, краткое содержание которого представлено ниже, повествует

На чтение 18 мин. Просмотров 3 Опубликовано

Содержание

Произведение «Хозяйка медной горы», краткое содержание которого представлено ниже, повествует о тяжелых временах и не менее тяжелых судьбах, однако ставит важные вопросы перед читателем. Сказка о владычице Уральских гор считается мудрым наставлением о том, что следует быть честным и трудолюбивым, беречь своих близких. Но так ли проста эта история, как кажется?

bazhov_hozyajka_mednoj_gory_01.jpg

Кратко о персонажах

С этим произведением Бажова школьники обычно знакомятся в 5 классе. Несмотря на относительно небольшую длину, история изобилует персонажами, что придает ей достоверности. Достоверность – одно из главных отличий этой сказки.

Главные герои

Главный герой истории – Степан — крепостной рабочий, работающий «в горе», т.е. на шахте. Его жизнь трудна – трудиться приходится много. Несмотря на молодой возраст, его здоровье уже подорвано («в глазах зеленью отливать стало»), его жизнь и результаты его работы полностью принадлежат барину. Однако он не теряет надежды и упрямой воли к жизни.

Не менее важным образом является сама Хозяйка медной горы – волшебное существо, повелевающее подземными залежами. Ей под силу обогатить любое месторождение и, наоборот, переместить руду туда, где ее никогда не было. Автор уверенно относит Хозяйку к нечистой силе – она не приносит счастья Степану, а барина наказывает за то, что малахитовые колонны установлены в церкви.

Второстепенные персонажи

В тексте представлено много второстепенных персонажей, однако их роль сводится к выполнению замысла Хозяйки. В той или иной степени в сказке упоминаются:

  • Изробленный человек (инвалид), друг Степана, который присутствует при его первой встрече с Хозяйкой, но не принимает в ней участия;
  • Заводской приказчик – антагонист Степана;
  • Рудничный надзиратель, который выполняет поручения приказчика;
  • Барин – хозяин рудника;
  • Настенька – невеста, а после жена Степана.

Кроме того, упоминаются рабочие в руднике, соседи Степана и нечеловеческие существа – ящерицы из свиты Хозяйки.

Сюжет в тезисах

Сюжет сказки основан на договоре между Хозяйкой и Степаном, а также его ближайших или отдаленных последствиях. Хозяйки предлагает Степану три испытания:

Первое – передать оскорбительное послание заводскому приказчику, но никому больше не говорить об этой встрече. Степан соглашается, выполняет поручение и оказывается наказан;

Второе – Хозяйка помогает справиться с наказанием и предлагает Степану жениться на ней, показывает своё богатое приданое. Герой отказывается, поскольку любит свою невесту;

Третье – больше никогда не вспоминать о Хозяйке. Именно это испытание герой не может пройти. Он выполняет невыполнимые поручения приказчика и барина, получает свободу для себя и Насти, женится и живет богатой жизнью за счет подарков Хозяйки, но счастья так и не находит.

В конце истории автор приходит к выводу, что встреча с горной владычицей не приносит счастья ни добрым людям, ни злым.

Краткое содержание сказки

Пересказ произведения Бажова поможет понять основные моменты текста. Молодой крепостной рабочий Степан вместе со своим другом или родственником отправляется на дальний луг по хозяйственным делам. Там он встречает странную девушку, оказавшуюся Хозяйкой медной горы, в окружении ящериц. Девушка-малахитница дает ему поручение – передать приказчику требование прекратить разработки в одном из рудников. Никто, в том числе придремавший рядом напарник Степана, не должны знать об этом договоре.

Герой соглашается, но слова послания, которые надо передать в точности, оскорбительны для приказчика, и рабочего отправляют трудиться в самый неподходящий для работы забой и ставят заведомо невыполнимое требование по добыче руды. На помощь приходят ящерки и малахитница – они освобождают Степана, параллельно добывая нужное количество руды. Хозяйка обещает выйти за него замуж, показывает свои богато отделанные покои. Но у героя есть невеста, и он не соглашается на брак с Хозяйкой. В награду она дарит ему шкатулку с драгоценностями и пригоршню редчайших камней, в которые превратились ее слезы. Последнее требование, которое она выдвигает – не говорить и не вспоминать о ней больше никогда.

После этой встречи жизнь Степана не стала легче. Приказчик и надзиратель, увидев, что ему удалось добыть много руды в непригодном забое, поставили еще более высокие требования, пообещав вольную. В первый раз они обманывают рабочего, но во второй раз вмешивается барин, ставит собственные условия, но и Степан не отступает – он хочет вольную для себя и Насти, причем заранее. Он добивается своего – молодые получают волю и богатства, барин получает малахитовые колонны, которые ставят в церкви.

Тем не менее, жизнь снова не проявляет благосклонности. Степан не счастлив, он часто болеет, постоянно уходит из дома в те места, где когда-то встретился с Хозяйкой. В одной из таких вылазок он умирает, и соседи, отправившиеся на его поиски, находят его с зажатыми в руках слезами малахитницы, которые рассыпаются в пыль. А рудники, в которых работал Степан, постепенно оскудели.

Основная идея

В своем произведении Бажов заложил идею о том, что никакие блага не достаются просто так. Истинное же счастье не измеряется ни деньгами, ни драгоценностями. Все герои мечтают об улучшении своей жизни, но никому из них перемены не приносят счастья.

Краткое содержание сказки позволяет проанализировать все основные сюжетные линии, однако для того, чтобы в полной мере насладиться ярким аллегориями и глубиной авторской мысли, рекомендуется прочитать произведение целиком.

illjustracija-mednoj-gory-hozjajka-hudozhnik-n-a-azemsha%2B%25282%2529.png

Сказ «Медной горы Хозяйка» является одним из самых известных произведений известного русского писателя П. П. Бажова.Смотрите: Все материалы по сказу «Медной горы Хозяйка»

Краткое содержание сказа «Медной горы Хозяйка» Бажова: краткий пересказ, сказ в сокращении

Однажды крестьянин по имени Степан встречает в лесу Хозяйку Медной горы — волшебное существо, которое охраняет местные рудники. Хозяйка является наполовину ящерицей, наполовину красавицей-девушкой. Хозяйка знает, что Степан работает на местном руднике. Она просит Степана передать начальнику, чтобы тот оставил в покое Красногорский рудник. За эту помощь Хозяйка обещает Степану выйти за него замуж. На утро Степан передает начальнику требование Хозяйки Медной горы. Начальник не верит Степану и требует наказать его. Степана сажают на цепь в руднике и заставляют добыть невозможное количество малахита. Крестьянин берется за дело, и в это время к нему является Хозяйка Медной горы. Она хвалит Степана за его храбрость, за то, что не побоялся передать ее слова начальству. За это Хозяйка помогает Степану добыть требуемый малахит. Затем Хозяйка показывает Степану свои подземные богатства и дорогое приданое к свадьбе. Хозяйка говорит, что готова стать женой Степана, как обещала. Но Степан объясняет ей, что не может этого сделать, так как обещал жениться на сироте Настеньке. Хозяйка хвалит Степана за то, что он не сооблазнился ее богатством и не отказался от Настеньки. Хозяйка вручает Степану подарок для Настеньки — малахитовую шкатулку с драгоценностями. На прощанье Хозяйка плачет и просит Степана не вспоминать о ней. Ее слезы превращаются в драгоценные камешки. Она дарит их Степану, чтобы тот продал их и разбогател. Вернувшись в рудник, Степан показывает начальству добытый им малахит. После этого начальство еще два раза требует от него добыть малахит. Степан справляется с этими заданиями с помощью Хозяйки. Начальство подозревает, что Степану помогает колдовская сила. Боясь Хозяйки Медной горы, начальство прекращает работы на Красногорском руднике. Вскоре в имение приезжает сам барин. Он просит Степана добыть для него огромные малахитовые камни. Взамен Степан требует «вольную» для себя и невесты (то есть освобождения от крепостного права). С помощью Хозяйки Медной горы Степан выполняет каприз барина и добывает малахитовые камни. После этого в руднике навсегда заканчивается руда и малахит. Рудник закрывают. Получив «вольную», Степан женится на Настеньке и заводит семью, но не обретает счастья. Он ходит грустный, болеет и тает на глазах. Он начинает ходить якобы на охоту на Красногорский рудник, но добычи оттуда не приносит. Однажды его находят мертвым на руднике. Рядом с ним замечают большую ящерицу, которая плачет над телом. В кулаке у Степана обнаруживают зеленые камешки — медные изумруды. Когда их пытаются вынуть, они рассыпаются в пыль. Позже люди узнают, что камешки были слезами Хозяйки Медной горы. Степан не продал их, а хранил все эти годы и умер с ними.Конец сказа. Это было краткое содержание сказа «Медной горы Хозяйка» Бажова: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.Смотрите: Все материалы по сказу «Медной горы Хозяйка»

В этом рассказе речь идет о крепостном Степане, который работал на рудниках. Однажды он встретил Хозяйку медной горы и проходил все испытания, которые она ему задавала. Она обещала выйти за  него замуж, но у него уже была невеста. Хозяйка во всем ему помогала, он получил вольную и женился на Настеньке. Но счастлив не был. Так и умер возле того рудника,  возле которого повстречал первый раз Хозяйку. А рядом с ним сидела яшерица и плакала.

Рассказ “Хозяйка медной горы” учит быть честными, порядочными, преданными и верными. Всегда держать свое слово и тогда все возратится вам таким же добром. Он учит быть смелым, и не бояться наказаний.

Читать краткое содержание Бажов Медной горы Хозяйка

Однажды к простым селянам приставили очень злого приказчика, который заставлял их работать на шахтах, добывать руду, малахит и многое другое. Он постоянно бил всех, кто не работает, да и тех, кто работает тоже бил. Он постоянно их порол, не давал и минутки, чтобы передохнуть. Ему было все равно, стар человек или больной, все должны работать. Однажды один из заводских Степан с еще одним пошли смотреть покосы, так главный приказал, но, потому что очень сильно уставали на рудниках, уснули.  

Придя  к рудникам, Степан думал, что страшнее, гнев приказчика или гнев Хозяйки, но решил сказать все то, что передала Хозяйка. Он вздохнул и передал все слово в слово. Очень тогда разгневался приказчик и велел выпороть Степана, а потом посадить в в шахту с очень плохой рудой и приковать цепью. Долго Степан мучался там, как вдруг начал добывать хорошую руду и подумал, что не забыла о нем Хозяйка, позаботилась. Как вдруг появилась и она сама. Она сказала, что должна выполнить обещание.

Ее ящерицы освободили парня от цепей и Хозяйка повела Степана смотреть свое приданое. А оно у нее было очень очень и очень богатым. Разная медь, руда, и очень много малахита. Он был повсюду. У другого б уже глаза разбегались и он бы бросался на Хозяйку, но не Степан. Он сел и сказал, что не может на ней жениться, ведь у него есть уже невеста, Настя сирота, он уже ей обещал жениться. Хозяйка вовсе не разозлилась, а наоборот, она обрадовалась и сказала, что Степан  правильно поступил, что не предал свою невесту и что это было еще одно испытание. Она за это подарила парню малахитовую шкатулку с украшениями.  Но вобщем она расстроилась, потому что был по душе  ей Степан. Потом стала плакать, а слезы ее превратились в драгоценности, она отдала их Степану и велела ее забыть и никогда не вспоминать.

Тут пришел сам приказчик и в вознаграждения Степана и всех остальных отправил в очень опасную шахту, на верную смерть.Как не просили все, как не умоляли приказчика, что только не делали, а он все равно это сделал, угрожая плеткой.Ведь хотел, чтобы всех там привалило, а все вознаграждение ему досталось только ему одному.  Но и там Хозяйка во всем помогала Степану. А приказчика она закаменила, и он просто рассыпался. Вот тогда все и радовались, свобода. Глыба досталась Степану и Слава и вознаграждение тоже досталось ему, и вольную ему дали. А про приказчика только слухи ходили, что его в шахте камнями привалило. Все радовались, что наконец-то свобода, а царь очень долго поплакал за этим приказчиком.

Женился Степан, и слава про него прошлась по всему Петербургу, и дом построил, и семью завел, и детки у него были, а все равно был несчастен. Вот бы ему радоваться да спокойно жить, но все равно грустил, не мог успокоиться, вспоминал о той Хозяйке. Хоть и приказала Хозяйка его забыть, а думал он только о ней. Каждый день брал ружье и ходил на охоту, но добычи домой ни разу не приносил. Ведь ходил он к тому руднику, все о Хозяйке думал да в рухах ее слезы держал.

А дома родилась у него дочка, да так она была похожа на хозяйку, прям маленькая копия. Настенька смотрела на нее и думала, что не их это ребенок. Вообще Настенька постоянно думала, она видела, что со Степано не то что-то, чувствовала, что не любит он ее, а о другой думает. Очень сильно она горевала, а Степан каждый день все ходил к тому месту, ходил…Так и умер Степан там, но с улыбкой на глазах, да с теми драгоценностями в руках. А пой сей день ходят слухи, что возле него была ящерица, которая плакала.

Оцените произведение: Голосов: 500

Читать краткое содержание Медной горы Хозяйка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Бажов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Медной горы Хозяйка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Сказки по телефону Родари

    У господина Бьянки была дочка. Провожая отца, она напоминала, что хочет услышать новую сказку. Засыпала только, когда слушала новую историю. И он стал перед сном по телефону делиться с дочкой новыми сказками

  • Краткое содержание Морская душа Соболев

    В тяжелое военное время наша страна мужественно отстояла свое право на свободу. Большой вклад в приближение Победы сделали матросы Красного флота. Тельняшка бело-голубых цветов, в то время, внушала страх в фашистских захватчиков.

  • Краткое содержание Апдайк Кролик, беги

    Молодой человек по имени Гари Энгстром с детства имеет смешную кличку Кролик. Внешне он чем-то напоминает это животное. Кролик в школе считался лучшим баскетболистом и поэтому не может пройти мимо детей

  • Краткое содержание Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил Салтыков-Щедрин

    В данном произведении рассказывается о том, как два генерала, привыкшие жить без забот и не умеющие ничего делать, попали на необитаемый остров. Одолел их голод, стали они искать пропитание, но так как не были приспособлены

  • Краткое содержание Паустовский Собрание чудес

    В рассказе К.Г. Паустовского герой отправляется в путешествие к озеру Боровое вместе с деревенским мальчишкой Ваней, рьяным защитником леса. Путь их лежит через поле и село Полково с удивительно высокими крестьянами

Сказка «Хозяйка Медной горы» Бажова была написана в 1936 году. Центральным персонажем в этом поучительном сказе стала мифическая владычица Уральских гор, популярный персонаж легенд и поверий местных горняков.

Для лучшей подготовки к уроку литературы в 5 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Хозяйки Медной горы» на нашем сайте.

Главные герои

Степанмолодой рабочий-горняк, честный, решительный парень, человек слова.

Хозяйка Медной горывладычица подземных богатств Урала, мифический персонаж.

Другие персонажи

Настеньканевеста Степана, добрая, простая девушка, сиротка.

Приказчик жестокий, коварный человек, подлый обманщик, душегуб.

Краткое содержание

Однажды двое рабочих-горняков отправились на сенокос. Один из них был постарше, другой – совсем молодой еще парень. Из-за тяжелой работы на руднике, где они добывали малахит, их здоровье было серьезно подорвано, а в глазах и вовсе «зеленью отливать стало».

Разомлев на солнце, товарищи решили прилечь под деревом и вскоре заснули. Неожиданно молодой парень, которого звали Степаном, проснулся, будто его кто-то толкнул в бок. Неподалеку он увидел красивую молодую женщину с иссиня-черной косой и в богатом платье, какого «на свете не найдешь». Опытным глазом горняка Степан понял, что убранство ее было из редкого сорта малахита, а значит, перед ним была хозяйка Медной горы.

Парень не на шутку испугался: от стариков он слышал, что хозяйка «любит над человеком мудровать». Только он собрался убежать подальше от этого места, как хозяйка повернулась к нему и окликнула. Степан оробел, но постарался не показать своего страха. Удивившись храбрости молодого рабочего, хозяйка Медной горы наказала ему передать заводскому приказчику, чтобы тот «с Красногорского рудника убирался». В противном случае «малахитница» грозилась спустить всю медь так глубоко, что никто до нее вовек добраться не сможет. Если же Степан сделает все, как положено, она выйдет за него замуж. Кончив говорить, хозяйка Медной горы превратилась в юркую зеленую ящерку и скрылась среди камней.

Пригорюнился Степан. Передать начальнику слова хозяйки – неловко, да и боязно, но еще страшнее отказать малахитовой владычице. На следующее утро парень решился, и при всех рабочих передал приказчику слова хозяйки Медной горы. От подобной дерзости у «приказчика даже усы затряслись». Он приказал выпороть Степана, а после спустить его в шахту и приковать. Да к тому же отправил его в самый бедный забой, а норму добычи малахита поставил непомерно огромную.

Делать нечего, приступил Степан к работе и вскоре с удивлением заметил, что «малахит и сыплется, ровно кто его руками подбрасывает». Он понял, что это дело рук хозяйки, которая вскоре явилась перед ним во всей своей красе. Она похвалила парня за его отвагу и предложила посмотреть свое приданое. После этих слов открылись перед Степаном подземные богатства малахитовой владычицы: синие, лазоревые, медные, золотистые комнаты – несметные скоровища Урала.

«Малахитница» напомнила Степану о своем обещании выйти за него замуж. И тут парень совсем смутился: у него уже была невеста, хорошая, простая девушка, сиротка Настенька. Степан ответил хозяйке, что не возьмет ее в жены, потому что «другой обещался». Услышав такой ответ, подземная владычица словно обрадовалась и похвалила парня, что тот «не променял свою Настеньку на каменну девку». Она передала ему подарок невесте – большую малахитовую шкатулку с драгоценностями – и пообещала наладить его жизнь. Напоследок хозяйка наказала Степану никогда ее больше не вспоминать.

На следующий день приказчик удивился тому, сколько Степану удалось добыть отборного малахита. Он быстро смекнул, в чем дело, и пообещал, что сразу отпустит его на волю, как только он «малахитовую глыбу во сто пуд найдет». Степан справился с заданием, а после выполнил и барскую просьбу – отыскать такие огромные малахитовые камни, чтобы «из них вырубить столбы не меньше пяти сажен длиной». За свою старательность Степан и его невеста получили вольную.

Поначалу Степан зажил хорошо: женился, построил дом, «все как следует». Вот только не было ему истинного счастья, никак не мог он позабыть хозяйку Медной горы. Степан худел, слабел на глазах. Все чаще он стал наведываться к тому месту, где впервые встретился с «малахитницей». После одной из таких прогулок Степан не вернулся домой. Его нашли мертвым, а возле него сидела крупная зеленая ящерка и будто плакала над телом покойника. С тех пор местные жители пуще прежнего стали остерегаться хозяйки Медной горы: «худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало».

Заключение

Сказ Павла Бажова учит быть честным, порядочным, добрым по отношению к другим людям и бережным – по отношению к природе и ее богатствам.

После ознакомления с кратким пересказом «Хозяйки Медной горы» рекомендуем прочесть сказку в полной версии.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Хозяйка Медной горы»?</h3>

    • <label>Павел Бажов</label>
    • <label>Юрий Олеша</label>
    • <label>Дмитрий Мамин-Сибиряк</label>
    • <label>Александр Пушкин</label>

(новая вкладка)

Очень кратко:Молодой крепостной встречает мифическую Хозяйку Медной горы, благодаря ей получает вольную, однако не находит счастья и покоя. В конце героя находят погибшим при странных обстоятельствах.

48788612.jpg

Медной горы ХозяйкаАудиокнига. 20 мин. Читает Владимир Несторович. Бесплатный отрывок:48788612.jpgВладимир Несторович20 мин49790119.jpgМедной горы ХозяйкаАудиокнига. 31 мин. Читает Ирина Григорьева. Бесплатный отрывок:49790119.jpgИрина Григорьева31 мин

Электронная книга

168157.jpg

Медной горы ХозяйкаПошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то. День праздничный был, и жарко – страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумешках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже. Ну, когда и королек с витком попадали и там протча, что подойдет. Один-от молодой парень был, неженатик, а уж в глазах зеленью отливать стало. Другой постарше…

Читайте также

Используемые источники:

  • https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/bazhov/hozyayka-mednoy-gory.html
  • https://www.literaturus.ru/2017/03/kratkoe-soderzhanie-mednoj-gory-hozjajka-bazhov-pereskaz-sjuzhet-v-sokrashhenii.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/bazhov/mednoj-gory-hozyajka
  • https://obrazovaka.ru/books/bazhov/hozyayka-mednoy-gory
  • https://briefly.ru/bazhov/mednoy_gory_khoziayka/

Рисунок сказке хозяйка медной горы хозяйка медной

20210413 vu tg sbscrb2

Конспект интегрированного урока по литературе
и изобразительному искусству
Класс: 5
Вид: урок развития творческих умений и навыков.
Тип: урок-творчество.
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство.
Тема урока: «Путешествие к Хозяйке Медной горы».
Цель: показать роль взаимосвязи литературы с изобразительным искусством.
Задачи:
1) развивать умение использовать текст произведения при ответе;
2) развивать речь обучающихся при устном изложении своих мыслей;
3) развивать образное и ассоциативное мышление, творческую активность, внимание, художественный вкус;
4) развивать творческий подход в создании литературного портрета с помощью вербального и изобразительного подходов;
5) способствовать развитию интереса к литературе и живописи.
Приемы: словесный, практический (рисование).
Формирование УУД
Познавательные:
1) группировать по заданным основаниям явления;
2) находить информацию в тексте;
3) владеть разными видами смыслового чтения: вычитывать фактуальную информацию;
4) представлять информацию с помощью средств языка;
5) анализировать и обобщать информацию на основе фактов и абстрактных понятий;
6) сравнивать по заданным основаниям факты, явления;
7) создавать и представлять информацию в виде рисунка.

Коммуникативные:
1) участвовать в диалоге: слушать и слышать учителя и друг друга;
2) излагать своё мнение, аргументируя его;
3) создавать устные тексты для решения задач общения с помощью учителя и самостоятельно;
4) использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей;
Регулятивные:
1) определять цель, обнаруживать и формулировать её;
2) выдвигать версии;
3) планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно.
Личностные:
1) приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
2) формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, оценивать их;
3) строить отношения с людьми, не допуская оскорбления.
4) осознавать свои качества и черты характера, эмоции, цели;

Планируемые образовательные результаты
Предметные:
умение составлять характеристику литературного героя с помощью вербальных средств и средств изобразительного искусства.
Метапредметные:
1) уметь ориентироваться в своей системе знаний;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
3) находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: словесный портрет перевести в портрет с помощью изобразительного искусства.
Оборудование: учебник литературы В.Я. Коровина и В.П. Журавлёва, портрет П.П. Бажова, презентацияс изображениями Хозяйки Медной горы в исполнении различных художников, листы формата А4, карандаши, фломастеры, пастель.

Оформление урока на учебной доске:
1) Тема: «Путешествие к Хозяйке Медной горы».
2) Эпиграф: «Искусство оказывает величайшее влияние на душу человека». (Рамис да Пареха, испанский теоретик музыки и композитор).
3) Репродукция портрета П.П. Бажова.

Рефлексия
Оказалось для меня сложным…
Мне было интересно…
Я оцениваю свою работу на уроке (оценка)


План урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивация к уроку (слово учителя литературы).
3. Размышления над эпиграфом.
4. Постановка учащимися цели урока.
5. Практическая работа:
а) словесный портрет Хозяйки Медной горы с опорой на произведение;
б) слово учителя ИЗО. Создание портрета героини сказа с помощью изобразительного искусства.
6. Защита своих работ на основе сравнения с предложенными репродукциями картин.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия.
9. Подведение итогов.

Рисунок сказке хозяйка медной горы хозяйка медной

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Приветствие учащихся и гостей

Приветствие учителя и гостей

Мотивация

к творческому уроку и актуализация знаний

(3 мин.)

На доске слова Рамиса да Парехи, испанского теоретика музыки и композитора: «Искусство оказывает величайшее влияние на душу человека.»

— Ребята, как вы понимаете эти слова? Что значит “оказывает влияние на душу человека”?

— У нас на уроке не случайно присутствует учитель изобразительного искусства, ведь сегодня речь пойдет об искусстве. Какие виды искусства вы знаете?

— Как вы думаете, что является главным объектом изображения в искусстве?

-Главным объектом изображения в искусстве является человек, его духовный мир.

— Скажите, а мы можем объединять различные виды искусства?

-Приведите примеры.

-А как вы думаете, какова цель объединения различных видов искусства?

— Молодцы.

— Ответы учащихся.

— Музыка, литература, хореография…

Варианты ответов:

— Природа.

— Труд.

-Человек.

-Да.

Варианты ответов:

— Литература и изобразительное искусство; литература и музыка; музыка и хореография; актёрское мастерство может быть объединено с литературой, музыкой, танцем.

Варианты ответов:

— Более полно, ярко раскрыть внутренний мир человека.

— Показать, что разные виды искусства могут между собой сочетаться и др.

Коммуникативные:

участвуют в диалоге: слушают и слышат учителя и друг друга;

излагают своё мнение, аргументируя его;

создают устные тексты для решения задач общения с помощью учителя и самостоятельно.

Регулятивные:

выдвигают версии.

Познавательные:

группируют по заданным основаниям явления.

Коммуникативные:

участвуют в диалоге: слушают и слышат учителя и друг друга;

излагают своё мнение, аргументируя его.

Целеполагание (2 мин.)

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока – «Путешествие к Хозяйке Медной горы». Как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой сегодня?

-Да, наша с вами цель – научиться объединить литературу и ИЗО через создание словесного и графического портрета Хозяйки Медной горы.

Научиться объединять литературу и изобразительное искусство

-Научиться составлять портрет литературного персонажа с помощью изобразительного искусства.

Регулятивные:

выдвигают версии;

определяют цель, обнаруживают и формулируют её.

Коммуникативные:

излагают своё мнение, аргументируя его.

Регулятивные:

планируют деятельность с помощью учителя и самостоятельно.

Развитие умений

и навыков: словесный портрет Хозяйки Медной горы (10 мин.)

Итак, вы уже хорошо знакомы со сказом Павла Петровича Бажова «Медной горы Хозяйка». Сейчас я попрошу 1-й вариант вспомнить, какой предстает героиня перед Степаном?

2-й вариант, а вас я попрошу подумать над вопросом: Что роднит эту героиню со сказочной царевной? Вспомните, с какой сказочной героиней можно сравнить Хозяйку Медной горы?

-Молодцы. С помощью средств языка вы постарались как можно точнее передать описание главной героини сказа Бажова.

В произведениях Бажова изображается молодая красивая женщина, черноволосая, зеленоглазая.

Ответы учащихся.

Необыкновенная красота, её чудесные помощницы — ящерки, которые выполняют все её распоряжения. Живёт она в подземном дворце, куда можно попасть, пройдя испытания. Она хранительница сокровищ, а ещё — покровительница смелых и мужественных людей. Писатель наделяет её необычайной красотой и свойством превращаться в ящерицу.

— Хозяйку Медной горы можно сравнить с Царевной-лягушкой.

Познавательные:

находят информацию в тексте;

владеют разными видами смыслового чтения: вычитывают фактуальную информацию;

представляют информацию с помощью средств языка.

Коммуникативные:

излагают своё мнение, аргументируя его;

участвуют в диалоге: слушают и слышат учителя и друг друга;

создают устные тексты для решения поставленной задачи с помощью учителя и самостоятельно;

используют речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей.

Личностные:

строят отношения с людьми, не допуская оскорбления.

Развитие умений

и навыков: портрет Хозяйки Медной горы с помощью ИЗО (20 мин.)

Диалог учителя ИЗО с учащимися.

Диалог с учителем ИЗО.

Изображают героиню сказа П.Бажова Медной горы Хозяйку.

Познавательные:

анализируют и обобщают информацию на основе фактов и абстрактных понятий;

сравнивают по заданным основаниям факты, явления;

создают информацию в виде рисунка.

Регулятивные:

планируют деятельность с помощью учителя и самостоятельно.

Личностные:

осознают свои качества и черты характера, эмоции, цели;

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.

Домашнее задание

Подготовиться к внеклассному чтению. Прочитать сказ «Малахитовую шкатулку» П.П. Бажова

Записывают д/з.

Рефлексия

(2 мин.)

Ребята, перед вами лежат небольшие карточки. Заполните их, пожалуйста, и передайте на первую парту

Заполняют карточки по рефлексии.

Регулятивные:

оценивают успешность достижения цели по критериям, определяют причины успеха/неуспеха.

Личностные:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.

Итог урока

(2 мин.)

Обратите внимание на свои рисунки и рисунки своих одноклассников. Все они разные, по- своему интересные и красивые. Каждый из вас создал свой неповторимый художественный образ Хозяйки Медной горы, пытаясь передать не только её внешний облик, но и характер. Мы надеемся, этот урок вам понравился.

Познавательные:

представляют информацию в виде рисунка.

Личностные:

осознают свои качества и черты характера, эмоции, цели.

Личностные:

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.

1

143044 59a7f364cfac9

-75%

Сохранить у себя:

Рисунок сказке хозяйка медной горы хозяйка медной Конспект интегрированного урока по литературе и ИЗО на тему «Медной горы Хозяйка» (22.7 KB)

icon visionoff

icon visionon

Новогодний праздник

/ по мотивам
сказов П.П.Бажова, для детей  подготовительной группы / 

Роли исполняют:

Дети — Кокованя,
Дарёнка, Мурёнка, Серебряное копытце, Огневушка, Марьюшка и её подружки;

Взрослые – Ведущая, Сказочница, Хозяйка медной горы, Дед Мороз.

Декорации: Праздничный занавес, деревенская изба, зимний лес с
макетом костра, макет Каменного цветка, Новогодняя ёлка.

Дети вбегают в зал под музыку, становятся вокруг ёлки.

Читают дети:             1.  И снова, как природа всем
велит,

                                           Прошедший
год планету покидает.

                                          
Ему на смену  новый год спешит

                                          
И праздник новогодний открывает.

                                    
2.   И вот наш зал блестит сегодня,

                                          
Сверкая множеством огней.

                                          
На шумный праздник новогодний

                                          
Зовёт приветливо гостей.

                                    3.   
Всюду песни, всюду пляски,

                                          
Всюду яркие огни!

                                          
К нам в дома приходит сказка

                                          
В эти праздничные дни.

                                  
4.     Здравствуй, праздник новогодний!

                                          
Праздник  ёлки и зимы,

                                          
И, тебя встречать сегодня

                                          
Собрались у ёлки мы.

Дети исполняют песню « Праздник к нам пришёл»

(С. Юдина, сб. « Мои любимые праздники», с. 27)

                                 
5.      Осыпает Новый Год

                                          
Землю чудесами.

                      
                    Вот и сказки у ворот

                                          
Ждут все встречи с нами.

Дети исполняют песню « Шумный маскарад»

(С.Юдина, сб. « Мы друзей зовём на праздник», с.85)

Ведущая:        Ребята, сегодня я предлагаю вам
совершить путешествие  по

                        
сказам П.П.Бажова.

                        
А какие сказы вы знаете?

( ответы детей)

                       
Чтобы нам оказаться в сказке, без волшебных слов не

                        
обойтись.

( голос из домика):

                      
— И без меня тоже!

Ведущая / подходит к домику/:  Кто здесь?

                       
Выйди не ленись, Всем ребятам поклонись.

/ под звуки колокольчиков, из домика выходит
Сказочница,

здоровается с детьми и говорит, что с удовольствием
проведёт

их в страну сказок /

 Сказочница:   
Я буду произносить волшебные слова,

                            
а вы повторяйте за мной.

/  произносит под музыку /

                            
Бим , бом, бим , бом,

                          
В сказку мы сейчас войдём.

                          
Тик, так, тик, так,

                          
Я скажу, и будет так.

                          
Итак, мы в сказке, но в какой?

Дети разыгрывают отрывок из сказки П.П.Бажова

« Серебряное копытце»

/ под русскую народную музыку открывается часть сцены
с декорацией деревенской избы /

Сказочница:     Жил в нашем заводе старик один, по
прозвищу 

                             Кокованя.
Семьи у него не осталось. Он и

                             придумал
взять в дети сиротку девочку Дарёнку.

                            
А с нею и кошку бурую – Мурёнку. Жили –

                             поживали
они вместе, добра много не нажили,

                             а
на житьё не плакались, и у всякого дело было.

                             Кокованя
с утра на работу уходил. Дарёнка в избе

                             прибирала,
похлёбку да кашу варила, а кошка –

                             Мурёнка
на охоту ходила, мышей ловила. К вечеру

                             соберутся
и весело им.

  Кокованя и Дарёнка исполняют р.н.п.  « Ах вы, сени,
мои сени»
                        

Сказочница:      Старик был мастер сказки
сказывать.

Дарёнка:             Деда, про козла – то скажи. Какой
он?

Кокованя:           Тот козёл особенный.

                              У
него на передней правой ноге серебряное копытце.

                              В
каком месте топнет этим копытцем, там и

                              появится
дорогой камень. А где ножкой начнёт бить,

                              там 
— груда дорогих камней.

Дарёнка:              Деда, а он большой?

Кокованя:           Да не выше стола. Ножки тоненькие,

                            
 головка лёгонькая.

Дарёнка:             Деда, а рожки у него есть?

Кокованя:           Рожки – то у него отменные. У
простых колов

                             
по 2 веточки, а у него – 5.

Дарёнка:              Деда, а шёрстка у него какая?

Кокованя:           Летом буренькая, а зимой серенькая.

Сказочница:       А кошка подсказывает.

Кошка:                Правильно говоришь, правильно!

Дарёнка:             Хоть бы сдалека на него
посмотреть.

Сказочница:       Ушёл Кокованя. Осталась Дарёнка с
Мурёнкой.

                             
Села к окошечку, смотрит в сторону покосных лужков

                               и
видит по лесу какой – то комочек катится, как

                               ближе
подкатился, разглядела – это козёл бежит.

/ Вокруг ёлки на носочках, поджав согнутые руки в
локтях к груди, бежит Серебряное копытце /

                               Ножки
тоненькие, головка лёгонькая. А на рожках

                               по
пяти веточек. Выбежала Дарёнка посмотреть.

                              
Никого нет. Воротилась.

Дарёнка:              Видно задремала я, мне и показалось.

Мурёнка:             Правильно говоришь, правильно!

Сказочница:       Так прошёл другой и третий день. Ночь
настала

                             
 светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка. Кошка

                               близко
на покосном ложке сидит, а перед ней козёл.

                               Стоит,
ножку поднял. А на ней серебряное копытце

                               блестит.
Покачивает головой, будто с кошкой

                               разговаривает,
зовёт с собой поиграть. Долго они

                               по
покосным ложкам бегали, резвились.

«Танцевальная зарисовка»

/  дети всей группы выбегают под ритмичную музыку в
центр зала, распределяясь по разным дорожкам, приседают — кочки. Быстро встают,
вытягивают обе руки вверх. Потом снова приседают (несколько повторений). Затем
перестраиваются в круг, то, поднимая, то опуская сцепленные руки.. Затем
образуют холм (плотно выстраиваются в центре зала). Во время музыкальной паузы
всей группы,  Серебряное копытце и  Мурёнка бегают свободно друг за другом
между детьми, как бы резвясь /

/ музыка по выбору музыкального руководителя /

Сказочница:         Но тут вспрыгнул козёл на крышу и
давай по ней

                           
    серебряным копытцем бить. Как искры из – под ноги

                          
   –то камешки посыпались – красные, голубые,

                                зелёные,
бирюзовые. Всякие!

                                К
этой поре Кокованя вернулся.

/  Серебряное копытце – побегает к домику и «бьёт
копытцем». На крыше домика загорается гирлянда огней /

Кокованя:              Мать честная!

                                
Весь дом огнями разноцветными горит!

Дарёнка:                Ах!

Сказочница:         Вдруг Мурёнка скок на крышу,

                                встала
рядом с серебряным копытцем,

                                громко
мяукнула и ни Мурёнки, ни серебряного

                                копытца
не стало.

 Кокованя:           
Потешил раз и на том, спасибо!

 Сказочница:       
А по тем покосным ложкам,  где козёл скакал,

                                люди
камешки находить стали.

                                Зелёненькие,
большие – хризолитами называются.

Сказочница / под музыку /:    Бим, бом,бим,бом,

                               
                     В сказку мы сейчас войдём.

                                 
                   Тик, так,тик, так,

                                 
                   Я скажу, и будет так!

                                  
Новая сказка, но какая?

                                  
Эта юркая девчушка

                                  
Озорная поскакушка

                                  
В танце огненном кружит

                                  
И пронзительно свистит!

 Дети:                     
 Огневушка – Поскакушка!

Сказочница:           А хотели бы вы, ребята, встретиться
с ней?

                                        
( ответы детей)
  

/ Занавес с декорацией деревенской избы закрывается,
одновременно открывается другой. На сцене декорация зимнего леса с имитацией
костра по середине.  Выскакивает девочка – Огневушка. /

Огневушка исполняет танец « Барыня»

Огневушка:              
 Ребята, как приятно видеть вас.

                                    Поиграем
мы сейчас

Игра « Платочек»

                           /
сначала играют девочки, потом мальчики /

 Условия игры:
     Дети, взявшись за руки, образуют круг.

                             
    Огневушка  идёт внутри круга и поёт:

«Ой, я по лесочку ходила,

Свой платочек там обранила.»

                                  Роняет
платочек возле любого игрока, садится в круг,

                              
   пригорюнившись. Дети двигаются по кругу и поют:

«Не печалься дева – дружочек,

Мы отыщем синий платочек.»

                                
 Дети останавливаются и тот возле кого, оказался платок,

                               
  берёт его в руки и кричит:

«Вот платочек, погляди.

Ну – ка, дева, догони!»

                                 
 Огневушка догоняет ребёнка с платком.

/ Занавес с декорацией зимнего леса  закрывается,
одновременно открывается другой – с декорацией деревенской избы./

Сказочница / под музыку /:   
       Бим, бом, бим, бом,

                                                          
В сказку новую пойдём.

                                                           Тик,
так, тик, так,

                                                          
Я скажу и будет так.

                                 
Задание сложное будет сейчас,

                                 
Ответить  сумеет лишь тот из вас,

                                 
Кто сказы Бажова отлично знает,

                                 
И ничего не забывает.

                                 
Слушайте!

                                                         
За окном метель да вьюга

                                                         
Завывает, снег столбом.

                                                         
А в избе сидят подруги

                                                         
И гадают за столом.

 Дети:                     « Голубая змейка».

 Сказочница:          
Верно!

 Девочки исполняют танец « У околицы»

/ музыка по выбору музыкального руководителя /

Сказочница:           Вот, как – то раз к Марьюшке
подружки набежали.

                      
           Время к Новому году подвигалось, а по девичьему

                                 
обряду  в ту пору про женихов ворожат.

                                 
Девчонки и затеяли такую ворожбу.

                                
 А ребятам любопытно подглядеть,

                                 
да разве подступишься!

 Девочки:            1.
А ну, не мешайте!

                              2.
Как гадать будем?

                              3.
Я от бабушки слыхала, что самое правильное гадание

                                  будет
такое. Надо вечером, как все уснут, свой гребешок

                                  на
ниточке повесить в сени, а на другой день, когда ещё

                                  никто
не пробудится, снять этот гребешок – тут всё и

                                  увидишь.

                             4.
 Как?

                             3. 
Коли в гребешке волос окажется – в тот год замуж

                                  
выйдешь. Не окажется волоса – нет твоей судьбы.

                                   И
про то догадаться можно, какой волосом муж будет.

Мальчики:              Очень даже интересно

                                  
Разузнать судьбу свою.

                                 
Чьей ты станешься невестой,

                                   Милый
твой, в каком краю?

Сказочница:           Девочки уснули, а мальчики сняли
гребешок,

                                   вычесали
конский хвост и повесили обратно.

                                   Девочки
проснулись на утро и скорее в сени,

                                   посмотреть
на гребешок.

 Девочки:                
Кажется, жених чернявый будет из соседнего села.

«Парная пляска»

/ р.н. мелодия по выбору музыкального руководителя /

Сказочница:            Ну, что же, ребята, наше
путешествие по сказам

                                   П.П.Бажова
на сегодня закончилось.

                                   А
сказка продолжается, ведь сегодня новогодний

                                   Праздник!

/ Занавес закрывается /

                                   Отгадайте
загадку:

                                                                    
Чудо, чудо, чудеса –

                                                                     
Новый Год стучится,

                                                                      В
белых Саня с ветерком,

                                                                     
С бородою и мешком

                                                                     
Кто – то в гости мчится?

 Дети:                       
Дед Мороз!

/ Под музыку  выходит Дед Мороз /

Дед Мороз:               С Новым Годом! С Новым Годом!

                                  
Поздравляю всех детей!

                                  
С Новым Годом! С Новым Годом!

                                   
Поздравляю всех гостей!

                                   
Желаю успехов, здоровья и сил!

                                   
Очень, ребята, сюда я спешил.

                                   
Чуть по дороге в овраг не свалился,

                                   
Но, кажется, вовремя в гости явился.

                                   
Был у вас я год назад,

                                   
Видеть всех я очень рад.

                                   
Пусть же этот Новый год

                                   
Много счастья принесёт!

                                                  
Да, красавица у вас ёлка!

                                                  
Хорошо бы огни на ней зажечь.

                             
     Свет на ёлке ярче бей,

                                  
Чтобы было веселей! 

/на ёлке загораются огни /

Дед Мороз:                 А давайте мы сыграем в
интересную игру.

                                     
То, чем ёлку наряжаем, я сейчас же назову.

                                     
Если я скажу вам, верно,

                                     
Говорите « Да» в ответ,

                                     
Ну, а если, вдруг, не верно,

                                     
Отвечайте словом « Нет!»

Игра  « Ёлочные украшения»

                                     
Разноцветные хлопушки,

                                     
Одеяла и подушки,

                                                 
Раскладушки и кроватки,

                                 
                Мармеладки, шоколадки,

                                    
Шарики стеклянные,

                                    
Стулья деревянные,

                                                 
Плюшевые мишки,

                                     
            Буквари и книжки,

                                    
Бусы разноцветные,

                                    
А гирлянды светлые,

                                                 
Снег из ваты белой,

                                        
          Ранцы и портфели,

                                    
Туфли и сапожки,

                                    
Чашки, вилки, ложки,

                                                  
Конфетти блестящие,

                                            
      Тигры настоящие,

                                    
Шишки золотистые,

                                    
Звёздочки лучистые?

Дети исполняют   « Песню про Деда Мороза»

/ по выбору музыкального руководителя /

/ Вдруг ёлка замигала и погасла. Появилась Хозяйка
медной горы. /

Дед Мороз:              Что за чудо?

                                  
Ёлка вдруг погасла.

 Хозяйка:                Меня
на бал не пригласили!

                                  Хозяйку
медной горы вы забыли!

                                
 Пусть с этого мгновения

                                  Замрёт
здесь всё движение.

                                  И
балом буду править я

                                
 Мои любезные друзья!

Ведущая:                 Здравствуй, Хозяйка медной
горы, проходи,

                                 
будь гостьей дорогой. Пой, играй, веселись с нами!

Дед Мороз:             Но ребят не обижай.

                                 
А ёлочку я ещё раз попробую зажечь!

                                                  
Властью холода и льда,

                                                  
Властью ночи, властью дня,

                                                  
Властью севера и юга,

                           
                       Пусть сейчас случится чудо!

                                                  
Время, ты остановись!

                                                  
Ёлка, ёлочка, зажгись!

                          
/  ёлка разгорается огнями во второй раз /

Хозяйка:                 Ай – да ёлка, и в правду
красавица!

                                
Сотнями огней переливается.

Дед Мороз:                        Тебе ли завидовать,
матушка.

                                           
Ты ведь каждый день среди красоты живёшь. Хозяйка:                Да!
Моё царство каменное богато каменьями –

                               
самоцветами. А самое большое богатство –

                               
цветок мой каменный, вокурат в эту пору расцветает.

                                Повеселите
меня песнями да плясками,

                               
тогда цветок каменный покажу.

Ведущая:               Дед Мороз, Хозяйка горы медной,
а мы вас сейчас

                               
русской песней позабавим.

Дети исполняют р.н. песню « Как на тоненький ледок»

/ сб. «Заинька, попляши!», с. 57/

Хозяйка:             Задорно поёте!

Дед мороз:          Самая тёплая обувка зимой – это
валенки.

                             
Хотите в моих валенках – скороходах покататься?

Игра « В валенках вокруг ёлки»

Хозяйка:             А теперь я вам игру предложу.

                            
Помогите мне разобрать по разным шкатулкам

                            
камни – самоцветы.

Игра « Разбери каменья»

Дед Мороз:        Ох, и жарко стало здесь,

                          
  Я почти растаял весь!

Свободные стихи

Дед Мороз:    Ай – да, молодцы!

                       
Ну, наверное, самое время подарками вас угостить.

Хозяйка:        Погоди, Дед Мороз, я ребятам обещала
цветок каменный

                       
показать, он вокурат в этот час зацвёл.

Дед Мороз / берётся за мешок /:   Ой, а подарки
– то где?

                                                           
Мешок пустой!

Хозяйка:        Я же говорю, Дед Мороз, не спеши!

/ Гаснет свет, занавес открывается. В центре сцены
макет Каменного цветка. Он засветился в свете множества разноцветных огней
гирлянды/

/ звучит музыка/   

                      
Ты, цветок, волшебный мой,

                      
Лепестки свои открой.

                       Расцвети
волшебным цветом,

                      
Освети зал ярким светом.

                      
Удиви своей красой

                      
И секрет нам свой открой!

Цветок / голос из – за ширмы /:  Я
секрет подарков знаю,

                                                         Но
уж очень я мечтаю

                                                     
   Песнь послушать ещё раз.

Дед Мороз:      Что ж, тогда мы все сейчас

                          
И споём её для вас!

Дети исполняют песню « В Новый Год!»

/  С. Юдина, сб. « Мои любимые праздники», с. 48 /

Хозяйка:          Мой цветок такой чудесный,

                         
Необычный, интересный.

                         
Лепестки вы открывайте

                         
И подарки получайте!

/  Дед мороз и Ведущая несут мешок с подарками к ёлке,

Заглядывают, а там каменья. Показывают детям. /

Дед Мороз:      Что же ты, матушка, опять обманула?

Хозяйка:          Да, всё к чему я прикоснусь

                     
     в камень превращается.

 Дед Мороз:     
Ну – кА, посох мой морозильный,

                            сослужи
службу верную

/ стучит посохом три раза, приговаривая /

                            Раз,
два, три – камни в подарки преврати!

Детям раздают подарки

  • Рисунок сказки пушкина карандашом 3 класс
  • Рисунок сказка о царе салтане 3 класс пошагово
  • Рисунок русской народной сказки 2 класс для срисовки
  • Рисунок рассказ о себе 1 класс
  • Рисунок сказка маша и медведь карандашом