Некоторые сказки мы запоминаем на всю жизнь. И не только из-за сюжета, но и благодаря оформлению — ведь картинки в книгах помогают нашему воображению работать в полную силу. И как здорово было бы, став взрослым, вновь почувствовать эту непередаваемую атмосферу волшебства.
Мы готовы подарить вам такую возможность! В нашей статье мы расскажем о нескольких известных детских произведениях, проиллюстрированных много лет назад знаменитыми художниками. Либико Марайя, Рауль Вердини, Леонид Владимирский — все они давно стали легендами в мире книжной иллюстрации. Их рисунки и по сей день позволяют нам снова и снова возвращаться в детство и верить в чудо.
Алиса в Стране чудес. Льюис Кэрролл
О приключениях маленькой девочки Алисы в загадочной стране знает едва ли не каждый. А меж тем книга появилась практически случайно. Чарльз Доджсон, преподаватель математики, придумал волшебную историю для дочери своего приятеля. И она так понравилась малышке, а заодно и ее отцу, филологу Генри Лидделлу, что текст решено было напечатать. Спустя год в свет вышла книга «Алиса в Стране чудес», изданная под псевдонимом «Льюис Кэрролл». Она очень полюбилась читателям. Интересно, что, работая над рукописью, автор и сам не знал, каким окажется финал, а просто двигался по сюжету вместе со своими персонажами, следуя за собственной фантазией.
-22% Алиса в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье (ил. Л. Марайя) Льюис Кэрролл Твердый переплет739 ₽821 ₽
В корзину
Перед вами красочное издание любимой сказки с иллюстрациями, которые точно сделают книгу жемчужиной вашей литературной коллекции. Рисунки, выполненные непревзойденным мастером — итальянским художником и мультипликатором Либико Марайей, только добавляют любимой повести атмосферу волшебства, загадочности и легкого сумасшествия.
Приключения Пиноккио. Карло Коллоди
А вы знали, что сюжет сказки о деревянном мальчишке, который сейчас известен всему миру, появился из-под пера Карло Коллоди не сразу? Изначально автор, меньше всего мечтавший о карьере детского писателя, ради гонорара создал совсем другую историю — страшную, да еще и с трагической развязкой. Впрочем, читателям это совсем не понравилось, и Коллоди пришлось переработать текст и отказаться от смерти главного героя в финале. Именно второй вариант сделал «Приключения Пиноккио» едва ли не самой известной детской книгой в мире.
Уверены, что в детстве вы зачитывались сказкой, а теперь с удовольствием познакомите с ней и своих малышей. Главное, подобрать красивое и яркое издание.
-6% Приключения Пиноккио (ил. Л. Марайя) Карло Коллоди Твердый переплет637 ₽
В корзину
И вновь — Либико Марайя. Все его иллюстрации вдохновлены американской мультипликацией, но при этом они имеют свой уникальный стиль и колорит. Персонажи рисунков Марайи будто бы вот-вот оживут и сойдут со страниц книги, чтобы лично проводить вас в увлекательный мир.
Питер Пэн. Джеймс Барри
Свою знаменитую сказку о мальчишке, не желающем становиться взрослым, писатель Джеймс Барри посвятил детям своих друзей — братьям Дэвис. Прозаик принимал активное участие в их судьбе. Впрочем, сами ребята, хоть и были искренне привязаны к литератору, к книге относились с прохладой. Так, например, Питера Дэвиса раздражало, что все вокруг были уверены, будто он и есть тот самый Питер Пэн. Текст Барри он называл «этот ужасный шедевр».
К слову, идея отдельного произведения родилась у писателя не сразу. Изначально эпизоды о приключениях летающего мальчика были включены во взрослый и довольно мрачный роман «Белая птичка». Он повествует о потерянных детях, которые скрываются от безутешных родителей в Кенсингтонских садах. Кстати, по сей день существует версия, будто ребятишки, укрывшиеся от взрослой жизни, — это души погибших детей.
-16% Питер Пэн (ил. Л. Марайя) Джеймс Барри Твердый переплет502 ₽558 ₽
В корзину
В 1906 году вставные главы из «Белой птички» были выпущены отдельным изданием. Тогда иллюстрации к ним выполнил художник Артур Рэкхем, они и по сей день считаются самыми известными из существующих. Но и Либико Марайе удалось передать в своих изображениях атмосферу сказки со множеством загадок и трактовок. Уверены, издание с картинками итальянца придется по душе и вам, и вашим детям.
Приключения Чиполлино. Джельсомино в Стране лжецов. Джанни Родари
Поучительные, мудрые, полные захватывающих приключений сказки Родари знакомы едва ли не каждому. С легкостью и без лишнего морализаторства итальянцу удавалось доносить до детей простые жизненные истины и правила человечности: не врать, не предавать друзей, бороться за правду и многое другое. Сложные темы, такие как нищета, несправедливость и смерть, писатель раскрывал без лишних предисловий — и делал это так виртуозно, что сюжеты надолго оставались в памяти не только у детей, но и у их родителей.
-14% Приключения Чиполлино. Джельсомино в Стране лжецов (ил. Р. Вердини) Джанни Родари Твердый переплет697 ₽774 ₽
В корзину
Сказка о мальчике-луковке увидела свет в 1951 году. Первым историю о неунывающих бедняках и заносчивых богачах в образе овощей и фруктов проиллюстрировал художник Рауль Вердини. Талантливый карикатурист, именно он подарил нам знаменитые образы графинь Вишен, кума Тыквы, синьора Помидора. Позже он работал еще над несколькими произведениями Родари, в том числе и над «Джельсомино в Стране лжецов». Сегодня картинки Вердини по-прежнему остаются самыми известными и пользуются большой популярностью у поклонников книг Родари.
Приключения Чиполлино. Джанни Родари
Людям, выросшим на советских изданиях известных сказок, хорошо знакомы иллюстрации Леонида Владимирского. Он был автором рисунков к детским произведениям Алексея Толстого, Александра Волкова, Николая Носова и Юрия Олеши. Однако одним из главных своих творений он считал серию изображений к сказкам Джанни Родари. «Приключения Чиполлино» и невеселая повесть «Путешествие Голубой Стрелы» у многих из нас ассоциируются именно с иллюстрациями Владимирского.
-23% Приключения Чиполлино. Путешествие Голубой Стрелы (ил. Л. Владимирского) Джанни Родари Твердый переплет832 ₽924 ₽
В корзину
Несмотря на то, что у многих сказок Родари совсем не детский подтекст, Владимирский не стремился к мрачным изображениям любимых персонажей. Даже история об игрушечном поезде вышла у него доброй, пусть и с грустным финалом. Художник не раз признавался в интервью, что частенько видел своих героев во сне, а потом просто переносил их на бумагу.
Наше красочное издание — прекрасный подарок не только для малышей, но и для родителей. Ведь благодаря знакомым рисункам у взрослых будет возможность заново открыть для себя любимые сказки.
«Щелкунчик и Мышиный король»
Эрнст Теодор Амадей Гофман
Пожалуй, «Щелкунчик» Гофмана — это первая рождественская история, которая приходит на ум. Уже два века она пользуется неизменной любовью читателей разного возраста, ее экранизируют, ставят на сцене, разыгрывают на детских утренниках, превращают в аудиоспектакли. По мотивам этой сказки был написан балет Петра Чайковского, главную партию из которого вы наверняка узнаете с первых нот.
В «Щелкунчике» много нравственных и философских уроков. Он воспитывает в людях сострадание и милосердие, оживляет отвагу и пробуждает любовь. Если вы вдруг не читали историю Франца и Мари, а также самоотверженного Щелкунчика — обязательно сделайте это одним из зимних вечеров.
«Тревожные люди»
Фредрик Бакман
Шведский писатель Фредрик Бакман занимает особое место в читательских сердцах. Его романы — это квинтэссенция человечности, мудрости, терпимости и доброты. О ком бы он ни писал — о маленькой девочке или о ворчливом пенсионере, — это сделано с любовью. Кажется, что Бакман видит в людях потаенное, светлое, вечное.
«Тревожные люди» вышли в России в пандемийный 2020 год. Это предновогодняя история о том, как важно оставаться человеком в самых непростых ситуациях. Начинается она как лихой детектив, в котором герои отчаянно разыскивают грабителя, захватившего в плен восемь заложников, а в финале все оборачивается философской притчей, дарующей надежду на то, что любую ошибку можно исправить.
«Адвент»
Ксения Букша
Камерный роман писательницы Ксении Букши наполнен музыкой, поэзией и нежностью. Главная героиня — маленькая Стеша — живет в ожидании чуда, каждый день открывая окошко адвент-календаря (своего рода планировщик). Скоро Рождество, а значит, счастье и радость. Но ее родители, Костя и Аня, живут обычной серой жизнью, доведенной до автоматизма, как это часто бывает у взрослых. Они не чувствуют новогоднее настроение и без особого энтузиазма покупают подарки, ставят елку, поддерживают быт, заботятся о ребенке. В какой-то момент Аня предлагает мужу начать коллекционировать разные виды смеха и вспомнить, как смеялись люди из их прошлого, чтобы хоть как-то раскрасить привычную жизнь.
«Рождество и красный кардинал»
Фэнни Флэгг
Американская актриса и писательница Фэнни Флэгг сочинила душеспасительную зимнюю сказку — «Рождество и красный кардинал». Отставной военный Освальд Т. Кэмпбелл, главный герой истории, узнает страшный диагноз и бежит из неуютного Чикаго в гостеприимное местечко под названием Затерянный Ручей, чтобы встретить там свое последнее Рождество. Жители городка принимают его как родного. В какой-то момент Освальд оказывается в центре всеобщего внимания. Тепло и доброта людей оживляют в нем давно забытые чувства и избавляют от депрессии. А в конце, как и полагается в сказке, обязательно случится новогоднее чудо.
«Остаемся зимовать»
Шейн Джонс
Еще одна книга современного писателя, которую стоит читать зимой. Действие романа (а если точнее, сюрреалистической притчи) происходит в маленьком городке, в котором властвует Февраль. Он вовсе не добрый волшебник, а тиран и деспот. Он крадет детей, бесчинствует, стирает воспоминания и держит людей в страхе. Город, заметенный снегом, живет без единой надежды на спасение и весну. Но ужас не может быть вечным — горожане, объединившись, решают дать отпор диктатору и объявляют ему войну.
«Зима»
Али Смит
Продолжение «Сезонного квартета» британской писательницы.
Зима Али Смит — это время, когда все обездвижено холодом и мертво. В этой страшной снежной реальности она размышляет о том, как зыбко существование современного человека, как одинок он перед лицом вселенной. Герои Смит плывут по течению и не знают, есть ли у них шанс спастись.
По сюжету известный блогер Арт едет к матери, чтобы встретить с ней Рождество. Накануне он поругался со своей девушкой Шарлоттой, которую должен был привезти к матери познакомиться, поэтому берет с собой незнакомку. По договоренности она будет три дня притворяться его парой, а в итоге окажется, что все произошедшее — к лучшему. То, что начинается как катастрофа, внезапно оборачивается рождественской историей о примирении и семейном воссоединении.
«Сахарная королева»
Сара Аллен
Простая, незамысловатая книга о том, как 27-летняя Джози Сиррини живет рядом с токсичной матерью, заедает стресс спрятанными в шкафу сладостями и боится что-то изменить. Но внезапно ее привычный покой нарушает Делла Ли — бунтарка и эгоистка. Она врывается к ней домой, требует укрытия и помощи, потому что находится в бегах. Но потом девушка понимает, что именно Джози нужно спасать.
Сара Аллен написала зимнюю историю о дружбе и любви, а также о непростых взаимоотношениях между людьми.
«Метель»
Владимир Сорокин
Повесть «Метель», написанная Владимиром Сорокиным в 2010 году, сильно отличается от его привычных, провокационных произведений. В ней много традиционно русского и очень литературного, поэтичного и метафоричного.
По сюжету 42-летний доктор Платон Гарин едет в глухую деревню Долгое делать вакцинацию, чтобы спасти людей от ужасного боливийского вируса, превращающего людей в зомби. По дороге он попадает в страшную, безнадежную метель. Это путешествие может стать для него последним.
В 2020 году «Метель» была награждена престижной премией «Супер-НОС» и признана книгой десятилетия.
«Путешествие в Россию»
Теофиль Готье
Французский писатель, журналист, автор поэтического сборника «Эмали и камеи» Теофиль Готье был заядлым путешественником. Он объездил всю Европу, знакомился с местными жителями, изучал традиции и отразил это в своих художественных очерках. Приезжал Готье и в Россию, причем дважды — в 1858/59 и 1861 годах. В «Путешествии в Россию» Готье делится впечатлениями от этих поездок, фиксирует свои мысли и ощущения от российского быта и людей. К снегу Готье питал особую страсть: «…ничто мне так не нравится, как эта ледяная рисовая пудра, от которой светлеет темный лик земли». С присущей ему поэтической экспрессией Готье описал заснеженные Петербург и Москву — в его книге они словно застыли: прекрасные, живые и вечные.
«Рождественская песнь в прозе»
Чарльз Диккенс
Одна из самых известных рождественских историй от классика английской литературы Чарльза Диккенса. Главный герой — жадина по имени Эбинезер Скрудж, который трясется над своим богатством как Кощей. Он не любит людей и разочаровался в праздниках, единственное, что ему по-настоящему дорого, — это деньги. Но все меняется, когда Скруджу является дух его умершего компаньона, который страдает в загробной жизни из-за того, что был зациклен на себе и материальном. У жадины Скруджа появляется шанс все исправить.
«Рождественская песнь в прозе» Диккенса была неоднократно экранизирована. Это добрая и поучительная сказка о том, что эгоизм и сребролюбие не доводят до добра.
А по специальному промокоду ТАСС на сайте «ЛитРес» все читатели получат книгу в подарок из специальной подборки, а также скидку 25% практически на весь ассортимент.
Российская
Федерация
Московская
область
город Лобня
Муниципальное
бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа
141730, Московская
обл., г.Лобня, ул. Павлика Морозова 1Б, тел. 577- 10-02
Коррекционно-развивающее занятие
по предметно-практическим
действиям
Тема: «Дидактические и сюжетные
игры. Сказка «Теремок » .
Учитель-дефектолог
1 квалификационной категории: Горбачева С.О.
г. Лобня, 2021 г.
«РУССКАЯ
НАРОДНАЯ СКАЗКА “ТЕРЕМОК”»
1.
Тип урока: Урок закрепления знаний.
2.
Цель урока: учить обучающихся пересказывать и
инсценировать русскую народную сказку «Теремок».
3.
Задачи урока.
Образовательные: повторить
содержание русской народной сказки «Теремок».
Коррекционно-развивающие:
корригировать и развивать познавательные процессы, интонационные,
жестово-мимические умения школьников в процессе проведения ролевой игры.
Воспитательные: воспитывать
культуру речевого общения, положительную мотивацию к деятельности и потребность
в новых знаниях, дружелюбное отношение друг к другу во время общения.
4.
Краткое описание хода урока.
I. Вводная часть.
1.
Организационный момент. Сообщение темы и цели
урока.
2.
Речевая разминка.
3.
Задание на развитие зрительного восприятия.
II. Основная часть.
1.
Актуализация знаний по сказке «Теремок».
2.
Физминутка.
3.
Задание на развитие памяти и мышления.
4.
Ролевая игра по сюжету сказки.
III. Заключительная часть.
1.
Подведение итогов.
2.
Рефлексия.
5. Знания, умения, навыки и качества,
которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. дети в ходе урока:
— выполнение заданий по словесной инструкции;
— называние предметов и соотнесение их с картинками;
— ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный
материал;
— понимание содержания сказки;
— выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и
анализ речевой ситуации;
— участие в диалогах по темам речевых ситуаций.
Дидактическое обеспечение: Разрезные картинки, рисунки сказочных героев сказки «Теремок»,
рисунок «Что перепутал художник», кукольный театр «Теремок» (настольный)
Ход урока.
1.Организационный момент. Сообщение темы
и цели урока.
— На меня все посмотрели. Улыбнулись, тихо
сели.
Спинки выпрямили. Глаза смотрят и видят.
Уши слушают и слышат.
Сначала думаю, потом говорю.
Помню, что в классе я не один
Умею слушать мнения других.
— Сегодня
на уроке мы будем рассказывать и показывать сказку, а какую вы узнаете, если
отгадаете загадку.
«На поляночке лесной
Стоял домик расписной, Всех зверюшек
спрятать мог, Что за сказка? (Теремок).
2.Речевая разминка. Разучивание
чистоговорки.
В чистом поле теремок
Всем найдётся уголок.
3.Задание на развитие зрительного
восприятия.
— Ребята, постройте на парте свой теремок из разрезных картинок.
II. Основная часть.
1.Актуализация знаний по сказке «Теремок». Повторяем
, кто за кем пришел. Закрепляем порядковые числительные: первый, второй, … ,
шестой, последний. (Раздаточный материал: лист 1)
—
Какие герои сказки заселились в теремок?
—
В каком порядке они заселялись?
—
Кто первым нашёл теремок?
—
Кто прыгает вслед за мышкой-норушкой?
—
Кто пробегал следующим?
—
Кто заселился в теремок после лягушки?
Кто заселился в теремок после лисички? Кто
разрушил теремок?
— Ребята, вспомните, как называют героев?
Почему?
Мышка-норушка, Лягушка-квакушка,
Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок, Медведь косолапый.
Физ. минутка. Лягушки.
«На болоте две подружки, две зелёные
лягушки
Утром рано умывались, полотенцем
растирались
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись, и обратно
возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям: физкульт-привет!»
2.Задание на развитие памяти и мышления. «Что
здесь художник нарисовал неправильно?»
3.Ролевая игра по сюжету сказки с
использованием настольного театра
Подготовка обучающихся к проведению игры (С
опорой на картинную схему) лист 2. Постарайтесь
произносить фразу «Кто-кто в теремочке живет?» на разные голоса.
—
Где стоит теремок?
—
Кто первый заметил теремок?
—
Какой звук издавала мышка? (Пи-пи-пи).
—
Какие вопросы она задавала, когда увидела теремок?
—
Что стала делать мышка в теремке?
—
Кто был следующим героем?
—
Какие звуки издавала лягушка? (Ква-ква-ква).
—
Какие вопросы задавала лягушка?
— Какой зверёк поселился после лягушки
— Какие вопросы задавал зайчик?
— Какой зверь бежал по полю после зайца?
— Что закричала лиса, после того, как
остановилась перед теремком?
— Давайте хором ответим, что ей ответили
звери.
— Сколько героев теперь стало жить в теремке?
— Кто пришёл следующим?
— Какой вопрос задал он?
— Кто разрушил теремок?
— Почему теремок развалился?
— А сейчас мы с вами поиграем в эту сказку. В
игре надо передавать голос, характер героя.
(Учитель распределяет роли, раздаёт героев, характеризует их).
— Каким голосом надо говорить за мышку?
(тоненьким, слабеньким голосом).
— Лягушка (весёлая, громкая, квакает).
— Зайка (звонкий, быстрый).
— Лисичка (хитрая, ласковая).
— Волк (грубый, злой, неторопливый).
— Медведь (неуклюжий, неповоротливый,
косолапый).
(после каждого хором произносим
чистоговорку)
В чистом поле теремок,
Всем найдётся уголок
(Слова автора произносит учитель).
4.
Заключительная часть.
Подведение итогов.
—
Ребята, героями какой сказки мы с вами сегодня
были?
—
Вам понравилось играть героев сказки?
Ребята, чем закончилась сказка? На следующем
уроке мы будем все дружно строить для животных новый теремок.
Кто
из вас считает, что он справился с заданиями сегодня на уроке и сможет дома
рассказать сказку «Теремок» родителям?
Домашнее
задание. Лист 3.
Самоанализ коррекционно-развивающего занятия
по предметно-практическим
действиям
Тема
урока: «Дидактические и сюжетные игры.
Сказка «Теремок »
Цель
урока: учить обучающихся пересказывать и инсценировать русскую
народную сказку «Теремок».
Задачи: Образовательные:
повторить содержание русской народной сказки «Теремок».
Коррекционно-развивающие: корригировать и развивать познавательные
процессы, интонационные, жестово-мимические умения школьников в процессе
проведения ролевой игры.
Воспитательные: воспитывать культуру речевого общения,
положительную мотивацию к деятельности и потребность в новых знаниях,
дружелюбное отношение друг к другу во время общения.
Предварительная
работа: чтение сказки
«Теремок», просмотр мультфильма «Терем-теремок»,
Союзмультфильм, 1971; пересказ сказки по ролям, рассматривание и
описание животных по предложенному плану, разучивание присказок и концовок
сказок.
В классе -5 обучающихся (4 мальчика и 1 девочка ) по АООП вариант 2. Один
мальчик – говорящий, у остальных речь в виде отдельных слов. Трое детей имеют
синдром Дауна, один – РАС, еще у одного мальчика синдром Уильямса. Все хорошо
адаптированы к школе, к ситуации обучения, хорошо идут на контакт.
При планировании урока были учтены психологические и физиологические особенности
детей. Содержание урока носит развивающий характер, повышается познавательная
активность учащихся, воспитываются коммуникативные качества личности. Дети были
активны на уроке, пытались достичь результата, старательно выполняли задания. В
процессе урока у детей воспитывались такие черты характера, как трудолюбие,
уважительное отношение друг к другу. Урок способствовал развитию интереса к
урокам чтения, альтернативной коммуникации.
Урок
направлен на закрепление материала по теме сказка «Теремок».
На
уроке использовались словесный, наглядный и практический методы обучения.
Исходя из индивидуальных особенностей учащихся, широко применялся наглядно —
иллюстративный метод.
Применение игровой технологии позволило заинтересовать и привлечь внимание
детей. Занятие состояло из этапов, к
каждому из которых даются четкие инструкции. Все этапы соответствовали характеру
познавательной деятельности учащихся, учитывали индивидуальные особенности и
интересы учащихся, уровень их подготовленности.
Оно началось с организационного момента, где активизировалось внимание
учеников. На протяжении занятия у
детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходила смена видов деятельности (наглядная,
слушание, игровая , инсценировка).
Дети являлись участниками занятия, что позволяло сохранить у них положительный
эмоциональный настрой. Ученики отвечали на наводящие вопросы, принимали помощь
учителя при затруднениях. В процессе занятия осуществлялась индивидуализация
обучения (помощь, напоминания, наводящие вопросы, показ, объяснения).
Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и
воспитывающий характер. Перегрузки учащихся не было: задания чередовались, была
проведена физминутка.
Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС.
Поставленные задачи и цель были выполнены благодаря доброжелательной, конструктивной психологической
атмосфере на уроке.
Опыт работы
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы»
Подготовила:
воспитатель Суслова Е.А.
Челябинск 2021
Введение.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.
Духовно – нравственные понятия ярко представлены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью чтения художественной литературы.
Цель: Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
Для достижения цели я определила, следующие задачи:
1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формировать нравственные качества в процессе установления позитивных межличностных отношений.
2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого, умение делать правильный выбор.
3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению.
Воспитательные возможности русских народных сказок в нравственном развитии детей.
Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом — как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры — мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни.
Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке — право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в дошкольном возрасте. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Этапы работы по сказкам. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Сказки влияют на духовно-нравственное развитие ребёнка, ребёнок узнаёт о добре и зле, происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций. Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать: как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»)
План использования художественной литературы
в воспитании честности
Сказка | Формы и методы работы с детьми |
«Маша и медведь» | — чтение сказки; — беседа по сюжету сказки; — решение проблемных ситуаций. — рисование иллюстрации к сказке «Честная Маша». |
«Лисичка сестричка и серый волк» | — чтение сказки; — беседа по сюжету сказки; — решение проблемных ситуаций. — рисование персонажей сказки «Честная Лиса». — настольно-печатная игра «Собери сказку». — пальчиковый театр по сюжету сказки |
«Мужик и медведь» | — чтение сказки; — беседа по сюжету сказки; — решение проблемных ситуаций. — лепка «Медведь и репка» — рисование по желанию детей [любой персонаж]. — разучивание песни А. Ростовского «Медведь». — кукольный театр по мотивам сказки |
«Заюшкина избушка» | — чтение сказки; — беседа по сюжету сказки; — решение проблемных ситуаций. рисование на тему «Дружба Лисы с Зайцем» Сюжетно-ролевая игра «Честная Лиса» Кукольный театр «В гостях у зайца» |
«Лисичка со скалочкой» | — чтение сказки; — беседа по сюжету сказки; — решение проблемных ситуаций. Раскрашивание раскрасок по сюжету сказки. Настольно-печатная игра, пазлы «Лисичка со скалочкой» Настольный театр: «Житьё-бытиё честной Лисички». |
Работа, проводимая с детьми по сказкам, включающая нетрадиционные приемы при её организации развивают сферу чувств, будит соучастие, сострадание, формирует нравственные представления, развивает различные способности детей. Воспитательное значение сказки огромно, и поэтому особенно в дошкольном, сензитивном для формирования различных свойств и качеств в человеческой личности возрасте, важно использовать её как сильное, и в тоже время не навязчивое педагогическое средство.
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гости к сказке»
Цель:
• Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу.
• Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав.
• Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Закрепить понятие “домашние животные”.
• Закрепить знание сказки Репка.
• Развивать связную речь детей.
• Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность.
• Воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Оборудование: письмо в конверте, цветы, ворона, воробей, дерево, избушка, кот, собака, мышь, бабушка и дедушка, репка, музыкальное сопровождение, угощение для детей — пирожки.
Ход занятия:
Воспитатель: Заходите ребята, давайте поздороваемся с гостями.
В колыбели золотой, встало солнце над рекой. /ладошки лодочкой
Встало солнце поутру, разбудило детвору. /ручки вверх
Вышли дети поиграть, стали прыгать и скакать.
Здесь и …., и гости дорогие. Здравствуйте, здравствуйте!
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите что это? (на столе лежит письмо).
Дети: Письмо.
Воспитатель: Давайте прочитаем, что же там написано, и от кого пришло письмо. А письмо нам прислала бабушка, из сказки «Колобок». Она пишет: «Ребята, дедушка никак не может вытащить репку в огороде, помогите ему, пожалуйста».
Воспитатель: Ребята вы хотите помочь дедушке вытащить репку?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда мы с вами отправимся к ним в гости. А поедем мы на паровозе-Букашка. Чтобы попасть на него необходимо слово отгадать. Кто первый назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем:
• слон большой, а мышка — маленькая
• кубик квадратный а мяч- круглый
• лук горький, а торт — сладкий
• волк злой, а зайчик — добрый
• скамейка низкая, а забор — высокий
• зимой холодно, а летом — тепло
• днем светло, а ночью — темно
• мишка мягкий, а кирпич – твердый
• (дети по очереди становятся в паровозик)
Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился.
Воспитатель: Поехали.
(Играет музыка про паровоз. «Паровоз-букашка»)
Воспитатель: — Вот ребята мы и приехали на полянку. Сколько здесь цветов много. Давайте понюхаем их аромат.
Дыхательная гимнастика “Аромат цветов” — через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А — ах!”.
Воспитатель: ребята кто это у нас тут?
Посмотрите, кто это сидит? (Ворона)
— А ворона где сидит? (Под деревом)
— А как кричит ворона? (Кар-кар)
Воспитатель: посмотрите, ворона волнуются. Она говорит, что у бабушки и дедушки пропали животные. Они убежали из избушки и заблудились в лесу, поэтому они не могут вытащить репку. Ребята, а как мы узнаем, кто пропал?
Нам дают подсказку. Нужно отгадать загадки:
Громко лает на дворе, отдыхает в конуре,
Сторожит хозяйский дом, и виляет мне хвостом.
Дети: собака.
Воспитатель: Назовем собаку ласково (Собачка).
— Что собака делает? (Лает, сторожит дом, рычит, грызет кости, бегает, виляет хвостом)
— Как она лает? (Гав-гав). Загадку мы отгадали, о собачке поговорили, но ее мы не нашли. Где же она?
А я знаю, как ее найти, ее надо позвать. Скажите мы, в какой сказке с Вами?
Дети: (варианты ответов) Репка.
Воспитатель: А как звали собачку в сказке Репка?
Дети: (варианты ответов) Жучка. (дети зовут собачку)
Воспитатель: Ой, смотрите, а чей это хвостик? ()
У нас еще загадка:
В мягкой шубке ходит, песенки выводит,
Молоко из плошки пьет, возле норки мышку ждет.
Дети: кошка.
Воспитатель: А как она говорит? (мяу-мяу)
Давайте ласково назовем кошку? (Кошечка, кисонька) А что любит делать кошка (Ловить мышей, лакает молоко, мурлычет, царапается, играет) А какая кошка? (Мягкая, пушистая).
Давайте позовем кошку. Как нужно позвать кошечку?
Дети: кс-кс-кс.
Воспитатель: А вот и наша кошечка. Ребята, а какие это животные? Домашние или дикие? (Домашние) А почему? (Потому что они живут дома) Но в сказке Репка был еще один зверек. Кто это? Ребята давайте вспоминать.
Дети: (варианты ответа) мышка.
Воспитатель: А где же она? Давайте найдем ее. Вот она!
Как ласково мы назовем мышь? (мышка, мышенька)
А как пищит она?
Как хорошо, что мы всех нашли. Теперь можем идти дальше.
(звучит тревожная музыка, гром, молния)
Ой, посмотрите, набежали тучки, потемнело все вокруг и теперь не видно куда идти. А давайте поиграем с тучкой.
(звучит веселая шуточная песенка «Тучка»)
Вот и стало светло, выглянуло солнышко. Можно идти.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем животным вернуться домой к бабушке и дедушке. (Приносят и ставят животных на стол около бабушки и дедушки).
Бабушка: Ой, спасибо ребята, нашли наших животных. Ребята помогите дедушке вытянуть репку. (дети садятся на стулья)
Воспитатель: Для того чтобы мы помогли дедушке, нам нужно рассказать сказку, а наши гости послушают. (рассказывают сказку 2-3 детей или все вместе.)
Бабушка: спасибо ребятки за помощь. Помогли вытянуть репку.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Помогли дедушке и бабушке, ну а теперь пора возвращаться в детский сад. (становятся друг за другом, едут на поезде) Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были? (У дедушки и бабушки из сказки Репка). А что мы у них делали? (Помогали домашним животным найти дорогу домой). Спасибо вам. Вы молодцы. Ой, я совсем забыла: Бабушка приготовила для нас с вами угощение — вкусные пирожки. Угощайтесь!
Составитель: воспитатель Жукова Надежда Викторовна