Рисунок по рассказу житие сергия радонежского

Прп. епифаний премудрыйепифаний премудрый после 1443 ?, иеромонах троице-сергиева монастыря, ученик прп. сергия радонежского, агиограф, преподобныйпамять 12 мая 1
Прп. Епифаний Премудрый
Прп. Епифаний Премудрый

Епифаний Премудрый (+ после 1443 ?), иеромонах Троице-Сергиева монастыря, ученик прп. Сергия Радонежского, агиограф, преподобный

Память 12 мая [1] и в Соборах Радонежских и Ростово-Ярославских святых

Сведения о Епифании Премудром заимствуются из его сочинений. Поскольку в них содержится критика политики вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты в Ростове, можно предположить немосковское происхождение книжника. Вероятно, Епифаний принял постриг в ростовском монастыре во имя свт. Григория Богослова — Затворе,- имевшем во второй половине XIV века богатую библиотеку. Епифаний Премудрый писал о своей дружбе в 1370-х годах со св. Стефаном (впосл. ставшим епископом Великопермским) в Затворе, книжники часто спорили о толковании текстов. По наблюдениям В. О. Ключевского, Епифаний хорошо знал Новый и Ветхий Заветы, Псалтирь, святоотеческую и житийную литературу [2]. По-видимому, в Ростове вместе со св. Стефаном он изучал греческий язык. Полученные знания Епифаний Премудрый использовал в своих путешествиях в Константинополь, на Афон и в Иерусалим, о которых известно из его сочинений (ряд исследователей отождествляют Епифания Премудрого с иноком Епифанием, автором «Сказания о пути к Иерусалиму» [3]), путешествия Епифаний мог совершить в 1380-х годах — начале XV века.

Из ростовской обители Епифаний Премудрый перешел в Троице-Сергиев монастырь (это могло произойти вскоре после 1379, когда св. Стефан оставил Затвор, намереваясь отправиться с миссионерской проповедью к зырянам). По предположению Б. М. Клосса, Епифаний принял постриг в Троице-Сергиевом монастыре 12 мая 1375 года, однако данная точка зрения не принята другими исследователями.

Прп. Епифаний Премудрый
Прп. Епифаний Премудрый

Став учеником прп. Сергия, Епифаний начал делать записи о жизни святого после его кончины, последовавшей осенью 1392 года. В 1390-х годах Епифаний Премудрый переселился в Москву. Он отсутствовал в столице весной 1395 года, когда там скончался свт. Стефан Пермский. Почившему святителю было посвящено первое сочинение Епифания Премудрого, написанное, вероятно, вскоре после кончины святого, — Житие свт. Стефана (представляется неубедительной датировка Жития сентябрём 1406 — мартом 1410 [4]). При написании Жития Епифаний опирался как на собственные воспоминания, так и на сведения, полученные от других людей. Уже для этого произведения характерен присущий Епифанию Премудрому историзм: пристальное внимание к фактам, детализированность их изложения. Епифаний отмечает близкое знакомство свт. Стефана с вел. кн. Василием I Димитриевичем, с митр. Киприаном, сообщает важные сведения о церковной жизни Ростова и Москвы в 1370-х — начале 1390-х годов, о новообразованной Великопермской епархии, перечисляет князей, правивших в Северо-Восточной Руси в 1395-1396 годах. Житие свт. Стефана известно более чем в 20 полных списках XV-XVII веков, не считая сокращенных вариантов и выписок [5]. По-видимому, ко времени написания Жития свт. Стефана Епифаний Премудрый еще не был рукоположен во иерея (автор себя называет «худым и недостойным, убогим иноком», «иноком списающим»).

В декабре 1408 года, во время похода ордынского эмира Едигея на Северо-Восточную Русь, Епифаний бежал из Москвы в Тверь и нашел прибежище у архим. Корнилия (в схиме Кирилла), настоятеля тверского Спасо-Афанасиевского монастыря. По-видимому, архим. Кириллу адресовано послание Епифанию 1415 года (известно в одном списке XVII-XVIII веков [6], где оно озаглавлено «Выписано из послания иеромонаха Епифания, писавшего к некоему другу своему Кириллу»). Отождествление адресата послания Епифания Премудрого с архим. тверского монастыря Кириллом признается не всеми [7]. Послание Епифания было ответом на несохранившееся письмо Кирилла, в котором последний вспоминал о виденных им в Евангелии, принадлежавшем Епифанию, четырёх миниатюрах с изображением константинопольского собора Св. Софии. В ответном письме Епифаний, называющий себя «изографом», рассказал, что эти рисунки он копировал с рисунков Феофана Грека, с которым, живя в Москве, был знаком и который «великую к моей худости любовь имеяше». В послании Епифания содержатся уникальные сведения о великом художнике: он сообщает, что Феофан Грек расписал более 40 каменных церквей и несколько светских построек в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Москве; книжник описывает творческую манеру Феофана.

Из письма Епифания Премудрого также следует, что к 1415 году он уже не жил в Москве, возможно, он вернулся из Твери в Троице-Сергиев монастырь. В Троицком монастыре в 1418 году Епифаний приступил к составлению Жития прп. Сергия на основе записей, сделанных книжником в продолжение более 20 лет. Житие прп. Сергия Епифаний писал как на основе собственных воспоминаний, так и опираясь на известия, которые он получил от других современников преподобного. В отличие от редакций Жития, созданных позднее Пахомием Логофетом, Житие прп. Сергия, написанное Епифанием, насыщено биографическими деталями, содержит много информации об окружении прп. Сергия (текст впосл. сокращен). Житие прп. Сергия в редакции Епифания Премудрого известно в составе Пространной редакции Жития прп. Сергия в списках не ранее XVI века. Созданный Епифанием текст начинается с предисловия и заканчивается главой «О худости порт Сергиевых и о некоем поселянине», последующее изложение событий принадлежит Пахомию Логофету. Можно предположить, что Епифаний не успел закончить свой труд и просил Пахомия, прибывшего в Троице-Сергиев монастырь около 1443 года [8], его продолжить. Пахомий Логофет в послесловии к Житию прп. Сергия так пишет о беседах с Епифанием: 

«Сиа же азь, смерени таха иеромонахь Пахомие, пришедшу ми вь обытел святого и виде чюдеса, часто бывающа от ракы богоноснаго отца. Паче же уведевь от самого ученика блаженаго, иже многа лета, паче же от самого вьзраста унаго, жившаго сь святиимь, гляголю же Епифаниа» [9].

К этому же периоду пребывания Епифания Премудрого в Троице-Сергиевом монастыре относится составление книжником Похвального слова прп. Сергию. По мнению В. А. Кучкина, Похвальное слово, в котором говорится о нетленности мощей прп. Сергия, было написано после обретения и переложения мощей святого в раку, что произошло 5 июля 1422 года [10]. Клосс полагает, что Слово было создано 25 сентября 1412 года в связи с освящением восстановленного Троицкого храма [11]. По-видимому, в этот период Епифаний являлся братским духовником, об этом сообщается в одном из вариантов Жития прп. Сергия, написанном Пахомием Логофетом: «Беше и духовник в велицеи лавре всему братству». Возможно, данные слова являются позднейшей вставкой, поскольку в авторском варианте этой фразы нет [12].

Епифаний Премудрый был литературно одарен. Свой стиль, сформировавшийся под влиянием последователей тырновской книжной школы, в частности Григория Цамб)))), сочинения которого были известны на Руси уже в первой трети XV века, Епифаний определял как «плетение словес». Для литературной манеры Епифания характерны ритмизированность текста за счет использования однокоренных и созвучных слов, умножение метафор, эпитетов и сравнений, эмоциональность, широкое привлечение библейских образов. Несмотря на орнаментальность стиля, его сочинения богаты фактическим содержанием, изложенным точно и обстоятельно, что делает их ценным историческим источником.

Многие исследователи отождествляют Епифания Премудрого с писцом части Троицкого Стихираря [13] Епифаном, оставившим на полях книги несколько записей, в т. ч. исторического содержания. Кодекс был создан, возможно, в 1380, или в 1403, или в 1413 году [14]. Клосс атрибутировал писцу Епифану еще две рукописи: пергаменный Пролог [15] и пергаменный сборник [16]. Исследователь датировал рукописи соответственно 1380-90-ми годами и началом XV века [17]. Не подвергая сомнению тождество почерков, А. Л. Лифшиц предложил отнести обе рукописи к началу XV века. Против отождествления Епифания Премудрого с писцом Епифаном выступил Кучкин, указавший на тот факт, что известны три монаха с именем Епифаний, жившие в Троицком монастыре в конце XIV — первой половине XV века [8].

Без достаточных оснований высказывались предположения о том, что Епифаний Премудрый является автором нескольких памятников древнерусской литературы: «Слова о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русскаго» [18], предисловия к рассказу о смерти Тверского вел. кн. св. Михаила Александровича, плачей о митр. Киприане и Тверском еп. св. Арсении [19]. Неверным является мнение Клосса об участии Епифания Премудрого в создании летописных памятников: Троицкой летописи и свода 1418 года Киевского митр. Фотия [20]. Недоказанным представляется предположение о Епифании Премудром как об авторе Повести о нашествии ордынского эмира Едигея на Русь в 1408 году [21]. Епифанию Премудрому приписывают составление окружного послания митр. св. Фотия 1415-1416 годах [22], участие в написании Поучения митр. Фотия Московскому вел. кн. Василию I Димитриевичу и авторство послесловия к переводу ханских ярлыков Русским митрополитам [23].

Кончину Епифания Премудрого следует отнести ко времени после 1443 года, поскольку около этого года он встречался в Троице-Сергиевом монастыре с Пахомием Логофетом. Другие датировки (наиболее распространенная — не позже 1422 [24]) не могут считаться обоснованными.

Иконография

Прп. Епифаний Премудрый. Фрагмент иконы "Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице". Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ)
Прп. Епифаний Премудрый. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ)

Наиболее ранние изображения Епифания Премудрого сохранились в составе миниатюр из лицевых рукописей Жития прп. Сергия Радонежского, в частности троицкого списка 1580-х — начале 1590-х годов [25]. Цикл композиций с образом Епифания Премудрого (имя везде подписано) иллюстрирует предисловие, посвященное истории составления Жития. На первой миниатюре рядом с более крупной фигурой прп. Сергия даны два изображения Епифания: слева в молении пред иконой Божией Матери (на столе приготовленные свитки и тетрадь), справа как писца, сидящего за столом. В последующих сюжетах он представлен на фоне палат (нередко с церковью), вместе с другими переписчиками, заполняющим свиток, беседующим с монахами («старцами-самовидцами»), указывающим на текст, молящимся; иногда показан дважды в одной композиции. Епифаний без нимба, как правило, в охристой или оливковой рясе и коричневой мантии, в черном клобуке, борода светлая и острая, внизу раздвоенная, облик лишен индивидуальных черт. Рукопись была скопирована в конце XVII века, список дошел в составе библиотеки имп. Петра I [26]. Однако в нем при точном воспроизведении миниатюр предисловия отсутствует имя Епифания [27].

В тексте иконописного подлинника конца XVIII века в перечне учеников прп. Сергия Радонежского о внешнем облике Епифания Премудрого сказано (без указания дня памяти): «Сед, брада пошире и короче Власиевы, власы с ушей, риза преподобническая» [28]. Подобное описание содержится и в рукописи 1820-х годов под 2 марта [29].

Образ Епифания Премудрого с нимбом вводился в состав композиции «Собор Радонежских святых». На иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице» конца XVII века, написанной в мастерской Троице-Сергиева монастыря, Епифаний изображен в среднем ряду крайним справа, вполоборота влево, за прп. Никифором Боровским [30]. Он одет в красноватую рясу, коричневую мантию и зеленый параман, куколь на плечах, руки сложены в молении, волосы волнистые, борода длинная, узкая на конце, с проседью; на серебряной пластине оклада выгравирована надпись: «Прп(д)бны Епифании дияконь».

В монументальном искусстве образ Епифания Премудрого, исполненный в живописной манере, встречается в храмах Троице-Сергиевой лавры тоже в ряду изображений Радонежских чудотворцев, где подчеркивается его роль как биографа прп. Сергия. В частности, в росписи церкви Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842?, поновления — 1871, 1947) его полуфигура помещена вполоборота влево в рясе и мантии, с десницей на груди и развернутым свитком в левой руке, с седой бородой средней величины и длинными прядями волос на прямой пробор. На оконном откосе северной стены трапезной части церкви прп. Сергия Радонежского (1883, поновления XX в.) Епифаний Премудрый представлен вместе с прп. Авраамием Чухломским (Галичским) в рост, с небольшой седой бородой, в коричневой мантии и черном клобуке, с книгой и четками в руках (согласно надписи, «списатель жития прп. Сергия»).

1970-х годах мон. Иулианией (Соколовой) был выполнен иконописный образ Епифания Премудрого, как и других учеников прп. Сергия, для столбиков сени над ракой прп. Никона Радонежского в посвященном ему приделе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Преподобный написан почти прямолично, в рост, в клобуке, с окладистой, раздвоенной на конце бородой, в руках свиток с текстом: «Возлюби смирение, и оно покроет все грехи твои». Живописный поясной образ Епифания, читающего книгу, на левой руке четки, имеется в одном из картушей старой братской трапезной лавры (1955, мон. Иулиания). В стенописи 1970-х годов в кельях Варваринского корпуса Епифаний Премудрый показан с раскрытой книгой Жития прп. Сергия в руках (страницы с текстом и миниатюрами), на фоне кельи с иконой Божией Матери и книжными полками. К современным образцам иконографии Епифания Премудрого принадлежит резной прямоличный образ в медальоне на деревянных вратах (2005-2008, резчик диак. Олег Гладких по проекту А. Солдатова), изготовленных для Серапионовой палатки Троицкого собора (в куколе, в руках перо и свиток с надписью: «Слава Б[о]гу»).

Сочинения

  • Житие и подвизи преподобнаго и богоноснаго отца нашего игумена Сергиа чюдотворца и малоисповедание от Божественых чюдес его // ВМЧ. Сент. Дни 25-30. СПб., 1883. Стб. 1463-1563;
  • Слово похвально преподобному отцю нашему Сергию // Там же. Стб. 1563-1578;
  • Житие и подвизи…; Слово похвально… // Тихонравов Н. С. Древние Жития прп. Сергия Радонежского. М., 1892 [19162];
  • Житие св. Стефана, епископа Пермского / Изд. Археогр. комис., под ред. В. Г. Дружинина. СПб., 1897;
  • Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа // ВМЧ. Апр. Дни 22-30. М., 1915. Стб. 988-1109;
  • Выписано из послания иеромонаха Епифания, писавшаго к некоему другу своему Кириллу / Подгот. текста, пер. на совр. рус. яз. и коммент.: О. А. Белоброва // ПЛДР. XIV — сер. XV в. М., 1981. С. 444-447, 581-582;
  • Святитель Стефан Пермский: К 600-летию со дня преставления / Ст., текст, пер. с древнерус., коммент., ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 1995;
  • Похвальное слово Сергию Радонежскому;
  • Житие Сергия Радонежского // Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 271-341.

Литература

  • Ключевский. Древнерусские жития. С. 88-132, 247, 351;
  • Зубов В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб: К вопросу о редакциях Жития Сергия Радонежского // ТОДРЛ. 1953. Т. 9. С. 145-158;
  • Воронин Н. Н. Литературные источники в творчестве древнерус. зодчих // Там же. 1957. Т. 13. С. 364-374;
  • Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого: (Кон. XIV — нач. XV в.). М.; Л., 1962;
  • Дмитриев Л. А. Нерешенные вопросы происхождения и истории экспрессивно-эмоционального стиля XV в. // ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 72-89;
  • он же. Сюжетное повествование в житийных памятниках кон. XIII-XV вв. // Истоки рус. беллетристики. Л., 1970. С. 208-262;
  • Белоброва О. А. О некоторых изображениях Епифания Премудрого и их литературных источниках // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 91-100;
  • Mansоn J. P. Studies in Russian Hagiography During the Period of the Second South Slavic Influence: Diss. / Harvard Univ. Camb. (Mass.), 1968;
  • Викзелл Ф. Цитаты из книг Свящ. Писания в сочинениях Епифания Премудрого // ТОДРЛ. 1971. Т. 26. С. 232-243;
  • Голейзовский Н. К. Епифаний Премудрый о фресках Феофана Грека в Москве // ВВ. 1973. Т. 35(60). С. 221-225;
  • Грихин В. А. Проблемы стиля древнерус. агиографии XIV-XV вв. М., 1974;
  • Коновалова О. Ф. Изобразительные и эмоциональные функции эпитета в Житии Стефана Пермского // ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 325-334;
  • она же. Конструктивное и стилистическое применение цитат в Житии Стефана Пермского, написанном Епифанием Премудрым // ZfS. 1979. Bd. 24. H. 4. S. 500-509;
  • Кitсh F. M. The Literary Style of Epifanij Premudryj «Pletenije sloves». Münch., 1976;
  • Байчева М. Канонът и природата в агиографията през XIV-XV в.: (Григорий Цамблак и Епифаний Премъдри) // Търновска книжовна школа. София, 1984. Т. 3: Григорий Цамблак: Живот и творчество. С. 151-160;
  • Bercoff G. B. Sulla poetica nel Medio Evo Slavo Ortodosso: Il «Poslanie» di Epifanij a Kirill di Tver // Europa Orientalis. Salerno, 1985. Vol. 4. P. 7-28;
  • Прохоров Г. М. Епифаний Премудрый // СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 211-220 [Библиогр.];
  • Кириллин В. М. Епифаний Премудрый как агиограф Сергия Радонежского: проблема авторства // ГДРЛ. 1994. Сб. 7. Ч. 2. С. 264-275;
  • Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1; 2001. Т. 2 (по указ.);
  • Конявская Е. Л. Авторское самосознание древнерус. книжника (XI — сер. XV в.). М., 2000. С. 151-154, 160-164;
  • она же. Очерки по истории тверской лит-ры. М., 2007 (по указ.);
  • Кучкин В. А. О древнейшем списке Жития Сергия Радонежского // Тр. ГИМ. М., 2002. Вып. 135: Поволжье и сопредельные территории в средние века. С. 96-107;
  • он же. Антиклоссицизм // ДРВМ. 2003. № 3(13). С. 113-127;
  • он же. О времени написания Слова похвального Сергию Радонежскому Епифания Премудрого // От Др. Руси к России нового времени. М., 2003. С. 407-419;
  • он же. О времени написания сгоревшей в 1812 г. Троицкой летописи // Ad fontem = У источника: Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. М., 2005. С. 237-242;
  • Духанина А. В. К вопросу об атрибуции Пространной редакции Жития Сергия Радонежского: Лингвист. данные // ДРВМ. 2006. Вып. 3(29). С. 5-19;
  • она же. Специфика употребления глагольных форм в Похвальном слове Сергию Радонежскому в сравнении с др. сочинениями Епифания Премудрого // Там же. 2007. Вып. 3(29). С. 127-128;
  • Шибаев М. А. Житие Сергия Радонежского и Новгородско-Софийский свод // Там же. 2006. Вып. 1(23). С. 53-58.
  • Белоброва О. А. О нек-рых изображениях Епифания Премудрого и их литературных источниках // Она же. Очерки рус. худож. культуры XVI-XX вв.: Сб. ст. / РАН, ИРЛИ (ПД). М., 2005. С. 56-65. Ил. 10.

Использованные материалы

  • М. А. Шибаев, Я. Э. З. «Епифаний Премудрый» // Православная энциклопедия, т. 18, с. 582-585
    • https://www.pravenc.ru/text/190095.html


[1]  Минея. Май, ч. 2, с. 455, http://files2.regentjob.ru/minea/may2/may2455.html.

[2]  Ключевский. Древнерус. жития. С. 91- 92

[3]  см.: Прохоров. 1988. С. 211

[4]  Клосс. 1998. Т. 1. С. 98

[5]  Наиболее ранний список — РНБ. Собр. Вяземского. № 10, 1480 г.

[6]  РНБ. Солов. № 1474/15. Л. 130-132

[7]  Конявская. 2007. С. 164.

[8]  Кучкин. Антиклоссицизм. 2003. С. 113-114

[9]  цит. по автографу Пахомия — РНБ. Соф. № 1248. Л. 374

[10]  Кучкин. Антиклоссицизм. 2003. С. 116-117; Он же. О времени написания. 2003. С. 407-419

[11]  Клосс. Т. 1. С. 148

[12]  Шибаев. 2006. С. 53-58

[13]  РГБ. Ф. 304/1. № 22

[14]  Лифшиц А. Л. О датировке Стихираря из б-ки Троице-Сергиевой лавры // Хризограф. М., 2003. Вып. 1. С. 96-101

[15]  Ныне разделен на 2 части — РГБ. Ф. 304/1. № 33 и БАН. 17.11.4

[16]  РГБ. Ф. 304/1. № 34

[17]  Клосс. Т. 1. С. 92-96

[18]  Критику атрибуции данного текста Епифания Премудрого см.: Антонова М. Ф. «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьскаго»: (Вопросы атрибуции и жанра) // ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 140-154

[19]  Критику атрибуции данных текстов Епифания Премудрого см.: Конявская. 2007. С. 150-168, 299-300

[20]  Клосс. Т. 1. C. 91-128; Т. 2. C. 63-90; см. критику гипотезы: Кучкин. Антиклоссицизм. 2003. С. 117-127

[21]  Трофимова Н. В. Об использовании агиограф. стиля «плетения словес» в воинских повестях XV в. // Мир житий. М., 2002. С. 170-174; см. критику гипотезы: Конявская. 2007. С. 230, 246-248

[22]  Прохоров. Памятники переводной и русской литературы. XIV-XV вв. Л., 1987. С. 120

[23]  Клосс. 1998. Т. 1. С. 108-110

[24]  см., напр.: Прохоров. 1988. С. 218

[25]  РГБ. Ф. 304/III. № 21. Л. 2-10

[26]  БАН. П I. А № 38

[27]  Белоброва. 2005. С. 249

[28]  БАН. Строг. № 66. Л. 155 об.

[29]  РНБ. Погод. № 1931. Л. 117, см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 107-108; см. также: Белоброва. 2005. С. 61

[30]  СПГИАХМЗ, см.: Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. [М.], 1992. С. 97. Кат. 14. Ил. 18

Преподобный Сергий Радонежский — христианский святой, почитаемый православной церковью. О житие святого и в чем помогает молитва перед иконой Сергия Радонежского, а также где находятся мощи, вы узнаете ниже. А также, какого числа день памяти Сергия Радонежского в 2022 году по православному календарю, стоит знать всем без исключения!

Когда день памяти святого Сергия Радонежского в 2022 году?

День памяти святого Сергия Радонежского в 2022 году отмечается дважды.

  • 8 октября — преставление Сергия Радонежского.
  • 18 июля — обретение мощей Сергия Радонежского.

По старому стилю день памяти Сергия Радонежского отмечался церковным календарем 25 сентября. Обретение мощей Сергия Радонежского по старому стилю церковным календарем отмечался 5 июля. Даты не являются переходящими, отмечаются православной церковью в один и тот же день каждый год.

Житие Сергия Радонежского

Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, возле Ростова, в семье бояров. По рождению он получил имя Варфоломей. С рождения младенец по средам и пятницам не принимал молока матери, когда его мать употребляла в пищу мясо, он также отказывался от молока. Вместе с братьями Стефаном и Петром посещал церковно-приходскую школу.

Учеба тяжело давалась мальчику, но однажды он встретил молящегося старца, поделился с ним своими проблемами в изучении грамоты и попросил помолится за него. После чего учеба стала удаваться Варфоломею намного легче.

С малых лет Варфоломей очень строго относился к пище и постам. Вместо игр со сверстниками, мальчик ходил в церковь, читал святые и духовные книги. В 1328 году семья Варфоломея разорилась и переехала в Радонеж из Ростова. Варфоломей хотел стать монахом, однако родители попросили его позаботиться о них до смерти. Впрочем, позже, и они приняли монашеский постриг и доживали жизнь в монастырях.

После похорон родителей, Варфоломей направился в Хотьково-Покровский монастырь, к старшему брату иноку Стефану. Однако пробыл он там недолго и в 1335 году, месте с братом оставил монастырь и основал пустынь в глухом Радонежском бору. Тут он построил маленькую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Сейчас на этом месте стоит соборный храм также во имя Святой Троицы.

Жизнь их была тяжела и аскетична. Стефан не выдержал таких испытаний и уехал в Богоявленский монастырь. где позже стал игуменом. Варфоломей, оставшись один, позвал к себе старца Митрофана, который и постриг его в монахи. Наречен он был Сергием. В житие Сергия Радонежского сказано что он жил нелегко, кормил дикий зверей.

Вскоре появились другие монахи, которые хотели жить рядом с Сергием и возвели себе кельи. Таких монахов оказалось 12 человек. Тут служили службы, приглашали священников, поскольку сам Сергий не хотел принимать сан. Сергий оставался образцом смирения для монахов – он, наравне со всеми, выполнял любую работу. Носил воду, рубил дрова, варил еду, а ночью усердно молился. Своим примером он подтверждал установленное правило – жить по своим трудам, а не с помощью подаяний.

Со временем, обитель стала известной, все больше людей жертвовали свое имущество и переселялись ближе. Монастырь перестал терпеть нужду, и постепенно превращался в богатую обитель. О ней узнали в Константинополе, и Вселенский Патриарх Филофей торжественно передал Сергию крест, параман, схиму и грамоту, в которой он славил его за такое добродетельное житие.

По совету патриарха преподобный Сергий ввёл в обители общинножительный устав, который потом был взят за основу практически во всех монастырях на Руси. Начав жить по строгому уставу, монахи стали роптать на тяжелую жизнь, ведь они уже привыкли к достатку. Видя это, преподобный Сергий решил оставить монастырь и отправился к реке Киржач, где основал новую обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Без Сергия Радонежского прежний монастырь стал приходить в упадок, и митрополит Алексий попросил Сергия вернуться. Преподобный Сергий выполнил просьбу святителя и возвратился обратно, оставив Киржачский монастырь на попечение преподобного Романа, своего любимого ученика.

Люди любили Преподобного Сергия и почитали его наравне со святыми отцами, но он все равно оставался образцом смирения, людская слава не была для святого жизненной необходимостью.

Преподобный Сергий был духовно близок с митрополитом Алексием, который очень хотел, после своей кончины, оставить Русскую митрополию на попечение святого. Сергий так и не стал первосвятителем, смиренно отказавшись от такой чести.

Дожив до преклонных лет, Сергий, незадолго до своей кончины, благословил быть игуменом своего ученика преподобного Никона, опытного в духовной жизни и послушании.

Где находятся мощи святого

8 октября 1392 года преподобный Сергий Радонежский скончался. За свою жизнь, кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей, таких, как Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Во всех этих обителях настоятелями он ставил своих учеников.

Также, более 40 обителей было основано его учениками: Саввой, Ферапонтом, Сильвестром, Кириллом и другими.

Мощи преподобного Сергия Радонежского были похоронены и по сей день хранятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, которая находится в городе Сергиев Посад Московской области.

О чем молятся Сергию Радонежскому

Святой Сергий Радонежский считается одним из покровителей Москвы и поэтому именно его просят защитить столицу от различных неурядиц и проблем. Также к святому обращаются с просьбами о процветании всей нашей страны.

Перед иконой святого Сергия молятся о защите детей от злого влияния, о помощи в учебе, а также о покровительстве вдов и детей, которые остались без попечения.

По сказаниям, молитва преподобному Сергию может помочь в праведных судебных делах, он защищает Вас от судебных ошибок или несправедливостей. Также, поскольку Сергий Радонежский сам был смиренным, молитвы перед его образом помогают в укрощении гордыни или своей, или другого человека.

Какого числа день памяти Сергия Радонежского в 2022, 2023, 2024 году

  • Какого числа день памяти Сергия Радонежского в 2022 году — 8 октября, 18 июля.
  • Какого числа день памяти Сергия Радонежского в 2023 году — 8 октября, 18 июля.
  • Какого числа день памяти Сергия Радонежского в 2024 году — 8 октября, 18 июля.

4 января 2022 в 15:50

Планы, чертежи, проекты: москвичи получили доступ к 365 уникальным документам в этом году

Рисунок фасада и чертеж разреза деревянной церкви Сергия Радонежского возле дачной платформы Шереметевка Казанской железной дороги. 1901 год. Главархив Москвы

Они представлены в совместном проекте Главархива и Госинспекции по недвижимости, который появился год назад.

Исполнился год проекту Главного архивного управления Москвы и столичной Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости «Уникальные документы». Сегодня здесь доступно уже 365 материалов.

«Одним из важных достижений 2021 года стал проект “Уникальные документы”, который мы запустили с Госинспекцией по недвижимости ровно год назад. Благодаря нашей совместной работе удалось сохранить ценнейшие исторические материалы, среди которых чертежи, акварельные рисунки фасадов утраченных церквей и монастырей, нереализованные планы грандиозных советских построек. Все эти документы могут быть интересны архитекторам, историкам и всем горожанам, которые хотят узнать, как могла бы выглядеть столица. Кроме того, за это время мы включили в реестр уникальных документов гравюры XVIII века известных художников и военные материалы, которые также доступны на нашем сайте», — рассказал начальник Главного архивного управления города Москвы Ярослав Онопенко.

Начальник Госинспекции по недвижимости Владислав Овчинский отметил, что 2021 год ознаменовался для ведомства началом нового этапа плодотворного сотрудничества с Главархивом. 

«Нам удалось провести масштабную работу с коллегами по выявлению документов, связанных с историческим обликом столицы, и открыть к ним свободный доступ. Теперь горожане могут узнать новые интересные факты об истории великого города, увидеть удивительные архитектурные проекты и чертежи Москвы, которые когда-то считались утерянными», — пояснил он.

За первые несколько месяцев работы Главархива и Госинспекции по недвижимости были обнаружены все сохранившиеся до наших дней уникальные документы о 118 храмах, монастырях и часовнях Москвы. Эти архитектурные объекты были утрачены в 1920–1930-х годах, но их планы, чертежи, цветные акварельные рисунки фасадов теперь можно увидеть онлайн. Среди наиболее значимых опубликованных документов чертежи царских врат и план церкви Святой Екатерины Вознесенского девичьего монастыря в Кремле, возведенной в начале XIX века по проекту итальянского архитектора Карла Росси. 

Также с помощью проекта можно узнать о деревянной церкви Преподобного Сергия Радонежского, построенной в 1903 году в имении графа Сергея Шереметева.

Документы об утраченных в начале XX века храмах и часовнях Москвы теперь доступны онлайн

Удалось обнаружить и редкие материалы о грандиозных, но не реализованных проектах советского времени. На сайте Главархива появились документы, связанные с восьмой сталинской высоткой, пантеоном и Домом колхозника на Каланчевской улице. Всего среди ценных материалов оказалось 47 чертежей, 89 фотографий и 39 листов текстовых документов. Они помогут пользователям представить, какой могла бы быть Москва, если бы эти идеи реализовали. 

В числе выявленных документов проект пантеона — памятника вечной славы великих людей СССР, куда должны были переместить тела Владимира Ленина, Иосифа Сталина и других государственных деятелей, захороненных у Кремлевской стены. Для размещения пантеона предлагались самые разные места: Красная площадь, Поклонная гора, Ленинские (сейчас — Воробьевы) горы, Парк Горького, Софийская набережная, Рублевское шоссе, парк «Сокольники», Нескучный сад.

DPiraneziVillaPamfilivblizivorotSan PankracioGravuraGlavarhivMoskvi

Ко Дню партизан и подпольщиков Главархив опубликовал документы 1941–1967 годов, сохранившиеся в фондах партийных организаций Москвы и посвященные Великой Отечественной войне. Наибольший интерес представляет отчет Московского областного комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков о деятельности партизанских отрядов и истребительно-диверсионных групп в районах Московской области, подвергшихся временной оккупации немецкими войсками. В документе есть сведения об организации партизанских отрядов, обеспечении их оружием и боеприпасами, о работе партизан на оккупированной территории Московской области, а также о том, как помогали им местные жители.

Главархив Москвы открыл доступ к уникальным гравюрам французских и итальянских мастеров

В сентябре Главархив Москвы совместно со специалистами Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина признал уникальными гравюры XVIII века. Их создали Жак-Филипп Леба, Томмазо Пироли и Джованни Баттиста Пиранези. В Главархив гравюры поступили в составе личного фонда архитектора Александра Власова, автора проектов Парка Горького, Крымского моста и спорткомплекса «Лужники». С 1950 по 1955 год он был главным архитектором Москвы. 

Больше всего гравюр, которые оказались в распоряжении Главархива, — авторства Джованни Баттисты Пиранези, итальянского гравера, художника и архитектора, одного из самых известных мастеров офорта. В коллекцию вошли такие работы, как «Пейзаж с храмом Бахуса», «Вилла Памфили вблизи ворот Сан-Панкрацио» и «Руины портика храма Зевса» из серии «Виды Рима». Эту серию, над которой Пиранези работал на протяжении почти 30 лет, называют главным портретом Рима. Все последующие изображения Вечного города создавались с оглядкой на его гравюры.

Кроме того, в разделе «Уникальные документы» можно увидеть и другие материалы, которые хранятся в Главархиве. В их числе уникальные документы с актовыми записями о рождении и бракосочетании Александра Пушкина, рождении Михаила Лермонтова, Федора Достоевского, Николая Пирогова, Сергея Соловьева, Бориса Пастернака, смерти Николая Гоголя, а также нотной рукописью Дмитрия Шостаковича.

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению «Житие Сергия Радонежского» урок2

Тема урока«Сергий Радонежский – святой земли Русской. В.Клыков «Памятник Серг...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Тема урока«Сергий Радонежский – святой земли Русской. В.Клыков «Памятник Серг

    Описание слайда:

    Тема урока
    «Сергий Радонежский – святой земли Русской. В.Клыков «Памятник Сергию Радонежскому».

  • 2 слайд

    Свято́й— личность, особенно чтимая в различных религиях за святость, благочес

    Описание слайда:

    Свято́й— личность, особенно чтимая в различных религиях за святость, благочестие, праведность, стойкое исповедание веры,
    Кого называют святым?
    Святость- также высшая степень благородства и нравственной чистоты в человеческих действиях или мыслях.

  • 3 слайд

    Изгнание бесов Приручение диких зверейЕще, будучи молодым, Сергий Радонежский

    Описание слайда:

    Изгнание бесов
    Приручение диких зверей
    Еще, будучи молодым, Сергий Радонежский уходил жить в лес. И там однажды ему довелось встретиться с бесами. Они пытались прогнать его, но за святого вступились дикие звери. Так как Сергий Радонежский много молился, дикие звери на него ни разу не напали.

  • 4 слайд

    Воскрешение ребенкаПреподобный сутками молился за мальчика и тот благодаря ег

    Описание слайда:

    Воскрешение ребенка
    Преподобный сутками молился за мальчика и тот благодаря его молитвам воскрес. А когда его спросили, как он сотворил такое чудо, Сергий Радонежский ответил: «Отогрелось дитя от сильного мороза».

  • 5 слайд

    ПричастиеТайна причастия Сергия Радонежского была скрыта до самой его смерти.

    Описание слайда:

    Причастие
    Тайна причастия Сергия Радонежского была скрыта до самой его смерти. Только после этого его ученик, рассказал, что во время причастия горел огонь, а когда Сергей Радонежский встал у алтаря, огонь свился, засиял. Преподобный Сергий им и причастился.

  • 6 слайд

    Послание голодающимЛюди умирали от голода. Но всегда за несколько дней приезд

    Описание слайда:

    Послание голодающим
    Люди умирали от голода. Но всегда за несколько дней приезда в город Сергея Радонежского случалось чудо. Появлялась повозка с хлебом. Горожане удивлялись , но развозчик хлеба только отвечал: «Мы воины, которые верим в победу из Троицы».

  • 7 слайд

    Сергию Радонежскому было предложено стать епископом, митрополитом, но тот отк

    Описание слайда:

    Сергию Радонежскому было предложено стать епископом, митрополитом, но тот отказывался. Он считал, что его место в монастыре. Это было проявление его скромности – одним из сильнейших добродетелей человека.
    Скромность

  • 8 слайд

    Подброшенный ребенокСергий Радонежский помог княгини Софии обрести долгожданн

    Описание слайда:

    Подброшенный ребенок
    Сергий Радонежский помог княгини Софии обрести долгожданного ребенка.

  • 9 слайд

    Сергий Радонежский был против кровопролития и войны. Но все же он часто благо

    Описание слайда:

    Сергий Радонежский был против кровопролития и войны. Но все же он часто благословлял солдат и после его благословения они возвращались домой живыми и невредимыми.
    Благословение на войну

  • 10 слайд

    Рисунок по рассказу житие сергия радонежского

  • 11 слайд

    Троице-сергиева лавра

    Описание слайда:

    Троице-сергиева лавра

  • 12 слайд

    Украшением главного собора монастыря стала икона «Троица», созданная учеником

    Описание слайда:

    Украшением главного собора монастыря стала икона «Троица», созданная учеником Сергия Радонежского, великим иконописцем Андреем Рублевым
    1411ГОД ИЛИ 1425-1427Г

  • 13 слайд

    Фреска в Древней Руси — это изображение, выполненное водяными красками по сыр

    Описание слайда:

    Фреска в Древней Руси — это изображение, выполненное водяными красками по сырой штукатурке

  • 14 слайд

    Рисунок по рассказу житие сергия радонежского

  • 15 слайд

    Подведем итог В чем же все-таки состоял духовный подвиг прп. Сергия Радонежск

    Описание слайда:

    Подведем итог
    В чем же все-таки состоял духовный подвиг прп. Сергия Радонежского?
    Что хорошего он делал для людей? Каким он был человеком?
    Что больше всего поразило вас в жизнеописании святого?
    Почему память о святом, жившем более 6 веков назад жива до сих пор в памяти потомков?

  • 16 слайд

    Рисунок по рассказу житие сергия радонежского

  • 17 слайд

    Сергию Радонежскому установлены памятники в Москве, Коломне, Ростове-на-Дону,

    Описание слайда:

    Сергию Радонежскому установлены памятники в Москве, Коломне, Ростове-на-Дону, Элисте, Самаре, Кисловодске и многих других городах и селах России

  • 18 слайд

    Лучами земля опоясана, Цветами земля опоясана. Ходите дорогами ясными, Летайт

    Описание слайда:

    Лучами земля опоясана,
    Цветами земля опоясана.
    Ходите дорогами ясными,
    Летайте высокими трассами.
    Орбитой любви и привета,
    Пусть мчится вся наша планета.
    Стремитесь открыть хоть однажды
    Звезду человечности в каждом.

  • 19 слайд

    (Привести примеры из жизни Сергия Радонежского, иллюстрирующей пословицы) 1.

    Описание слайда:

    (Привести примеры из жизни Сергия Радонежского, иллюстрирующей пословицы)
    1.Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает
    2.Жить – Богу служить.
    3.Послушание паче поста и молитвы.
    4.Умный смиряется – глупый надувается.
    5.С молитвой в устах, с работаю в руках.
    Домашнее задание

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Житие Сергия Радонежского

Похожие материалы

  • Проверочная работа по сказке «Сивка-бурка»

  • Рабочая программа по литературному чтению (1 класс)

  • Конспект урока по литературному чтению 1 класс «Рукавичка».

  • Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Школа России

  • Презентация к обобщающему уроку по разделу «Люби живое»

  • Конспект урока «Обобщение по разделу «Люби живое»

  • Календарно-тематическое планирование по русскому языку 1 класс Начальная школа 21 века

  • Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс учебник Виноградовой.

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448503 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

7 декабря 2021 г. 14:52

В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности1 святого князя, значимости его цивилизационного выбора2, его военного таланта3, его личного благочестия4 и т.д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья доцента кафедры теологии МПГУ священника Георгия Харина, посвященная истории последних дней благоверного князя Александра Невского (№ 12, 2021, PDF-версия).

Безмерное желание принять ангельский образ

Итак, в 1262 году великий князь Александр Ярославич отправился к хану Берке.

В том же году пошел князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся.

Так пишет автор Новгородской первой летописи старшего извода. Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, которую ожидали после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки:

Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды той5.

Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» русских людей от участия во внутренней ордынской войне. Почти весь 1263 год — последний в своей жизни — князь Александр Ярославич провел в Орде, по-видимому, скитаясь вместе с ханом Берке по его многочисленным кочевьям. И только ­осенью — уже больным — князя отпустили наконец обратно на Русь. Однако до стольного Владимира Александру Ярославичу добраться было не суждено. Из Новгородской Первой летописи старшего извода:

В лето 6771 (1263). Пришел князь Александр осенью из Татар, весьма нездоров. И пришел на Городец, и принял пострижение в 14-й [день] месяца ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночью и преставился, и повезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И, собравшись, епископы и игумены с митрополитом Кириллом, и со всем иерейским чином, и с черноризцами, и со всеми суздальцами с честью погребли его в 23 [день] того же месяца, на святого Амфилохия, в пятницу. Дай, Господи милостивый, видеть лицо Твое в будущем веке ему, который потрудился за Новгород и за всю Русскую землю…6

Более подробно рассказывается о кончине благоверного князя в его Житии:

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.

Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О, горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем мит­рополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время! И так прославил Бог угодника Своего7.

Так сообщает о кончине князя его древнее Житие. Вот, собственно, и предмет нашего исследования:

Великий же князь Александр Ярославич, ревновав о Господе Боге своем крепко, оставив земное царство и желая Небесного Царствия, принял ангельский образ монашеского жития; еще сподобил его Бог больший чин восприяти — схиму…

К старости тоже постригусь

Принятие монашества — серьезный и ответственный шаг. Что подвигло великого князя на это решение? Понять это — почувствовать его эпоху. Кстати, в иные времена такой выбор едва ли бы был поощрен: Петр I даже запретил своим указом, продублированным синодальным распоряжением от 15 июня 1724 года, изображать Александра Невского в монашеском чине:

Святого благоверного великого князя Александра Нев­ского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а только в одеждах великокняжеских8.

Очевидно, что это было вызвано желанием Петра I противопоставить новую столицу Санкт-Петербург старой, Москве. Главной святыней Москвы всегда оставалась Лавра преподобного Сергия с самим Радонежским чудотворцем. Во-первых, образ преподобного Сергия с его глубоким благочестием и ревностью ко спасению на духовной стезе совершенно не вязался с петровскими идеями всеобщей полезности, заимствованными у голландских мыслителей. Во-вторых, Лавра преподобного напоминала Петру о его мятежной юности и о его позорном бегстве под ее стены. Поэтому так нужна была «светская лавра» со «светским» святым — образа жизни не монашеского и подвига не церковного. Именно этим объясняется основание Александро-Невской лавры и перенос сюда из Владимира мощей святого князя, а также запрет на его изображение в иноческих одеждах.

Вернемся к вопросу монашеского пострига Александра Невского. Чем он вызван? Дань традиции или потребность души? Начнем с того, что, действительно, предсмертный постриг — традиция, на Руси в то время весьма распространенная. Этот обычай был заимствован из среды византийской аристократии. По меньшей мере 17 византийских императоров приняли по­стриг накануне своей смерти или же после своего свержения с престола (в последнем случае зачастую не по своей воле: Андроник II Палеолог, Иоанн VI Кантакузин, Исаак I Комнин, расстригшаяся и позднее снова постриженная Зоя, ее расстриженная сестра Феодора, Михаил VII Дука, Михаил I Рангаве, Роман I Лакапин, ­Феодосий III и другие).

Известно, что перед смертью принял постриг император Михаил IV Пафлагонский (1041), Мануил I Комнин — под именем Матфей (1180), Иоанн VII Палеолог — Иоасаф (1408), Мануил II Палеолог — Матфей (1425). Из женщин перед смертью, как известно, постриглись императрица Ирина (супруга Иоанна II Комнина) — Ксения (1134), невестка императора Анна Далассина9.

Существует достаточное количество исследований о развитии института монашества на Руси. Среди них особо стоит отметить коллективный труд Б.А. Успенского и Ф.Б. Успенского «Иноческие имена на Руси»10. Здесь интересующий нас вопрос рассмотрен подробно. Действительно, на Руси с раннего времени существовал обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины. Эта традиция бытовала в монастырях, и она становится предметом обсуждения в «Вопрошании Кирика». Кирик Новгородец спрашивал Нифонта, архиепископа Новгородского (1130-1156), хорошо ли ему было бы в старости принять великую схиму; Нифонт отвечал утвердительно:

А вот что я сказал владыке: я еще без схимы, но к старости тоже постригусь, может, тогда я стану лучше, но я плох и болен11.

Кирик также спрашивал Нифонта, может ли он, Кирик, не будучи схимником, постричь в схиму человека, которому грозит скорая кончина:

А вот опять же некий чернец покаялся у меня, можно ли будет вскоре постричь его в схиму? Или это не годится, постригать, будучи самому без схимы? Если ты мне повелишь, то было бы очень хорошо. Сказал: «Добро ты помыслил, чтобы, как сказал, к старости постричься в схиму. А для пострижения монахов — на то ты и священник, и постриги его в схиму. Священство есть превыше всего, на то и существует освящение». И я поклонился владыке челом12.

И на этот раз Нифонт отвечал утвердительно, ссылаясь на то, что Кирик является священником и тем самым имеет на это право.

От Бога данный тебе дар

В Киево-Печерском патерике рассказывается о Пимене Многострадальном, которого родители принесли в Печерский монастырь для исцеления; он хотел принять постриг, но родители на это не соглашались. Неожиданно его все же постригают в великую схиму, и он получает новое имя. Это описывается как чудо:

Когда же он изнемог так, что отчаялись за его жизнь, — принесли его в Печерский монастырь, чтобы исцелился он молитвами тех святых отцов или от их рук принял святой иноческий образ. Родители же Пимена, сердечно любя его, не оставляли детища своего и всех просили молиться за их сына, чтобы он исцелился от недуга. И много потрудились те преподобные ­отцы, но ничто не приносило пользы ему, ибо его молитва превозмогала все другие, а он просил себе не здоровья, а усиления болезни, так как боялся, что если он выздоровеет, то родители увезут его из монастыря, и не осуществится мечта его. Отец же и мать все время были с ним и не давали его постричь, и блаженный, опечалившись, стал прилежно молиться Богу, чтобы Он исполнил желание его.

И вот однажды ночью, когда все вокруг спали, вошли со свечами туда, где лежал Пимен, похожие на скопцов светлых, и несли они Евангелие, и рубаху, и мантию, и куколь, и все, что требуется для пострижения, и сказали ему: «Хочешь, чтобы мы постригли тебя?» Он же с радостью согласился, говоря: «Господь вас послал, повелители мои, исполнить желание сердца моего». И тотчас начали они спрашивать: «Зачем пришел, брат, припадая к этому святому жертвеннику и к святому братству этому? Желаешь ли сподобиться иноческого великого ангельского образа?» И все прочее исполнили по чину, как написано в уставе, потом в великий образ постригли его, и надели на него мантию и куколь, и все, что следует, отпевши, великого ангельского образа сподобили его, и, целовав его, дали ему имя Пимен, и, возжегши свечу, сказали: «Сорок дней и ночей эта свеча не угаснет». Свершив все это, они пошли в церковь, волосы же постриженного взяли с собой в платке и положили на гроб святого Феодосия13.

Иноки же, бывшие в кельях, слыша звуки пения, перебудили спавших вокруг, думая, что игумен с кем-то постригает Пимена или что тот уже скончался, и вошли все вместе в келью, где больной лежал, и нашли всех спящими: и отца, и мать, и рабов. И вместе с ними подошли к блаженному, и все ощутили благоухание, и увидели его веселым и радостным и облаченным в иноческую одежду. И спросили его: «Кто тебя постриг и что за пение мы слышали? Вот родители твои были с тобой и ничего этого не слыхали». И сказал им больной: «Я думаю, что это игумен, придя с братиею, постриг меня и дал мне имя — Пимен. Их пение и было то, что вы слышали, и про свечу они сказали, что она будет сорок дней и ночей гореть; взявши же мои волосы, они пошли в церковь». Услышав это от него, пошли и увидели, что церковь закрыта, и разбудили пономарей, и спросили их, не входил ли кто в церковь после вечерней молитвы? Они же отвечали, говоря, что никто не входил в нее и что ключи у эконома. Взяв ключи, пошли в церковь и увидели на гробе Феодосия в платке волосы Пимена, и рассказали обо всем игумену, и стали искать, кто постригал Пимена, и не нашли. И поняли все, что то был Промысл свыше, от Бога. И стали раздумывать о бывшем чуде, говоря: «Может ли оно засчитаться Пимену за уставное пострижение?» Но так как свидетельство имелось: церковь была заперта, а волосы оказались на гробе святого Феодосия, и свеча, которой хватило бы только на день, сорок дней и ночей непрестанно горела и не сгорала, то и не стали совершать над Пименом пострижения, сказав ему: «Достаточен для тебя, брат Пимен, от Бога данный тебе дар и нареченное тебе имя»14.

Этот отрывок из Патерика очень важен: он позволяет примерно представить, как происходило пострижение великого князя Александра на его смертном одре. Интересно также, что этот рассказ Патерика заканчивается весьма полезным поучением:

Из этого, братья, следует, кажется мне, вот что разуметь: если кто в болезни пострижется с верою, прося у Бога жизни, тот как в монашеском подвиге послужит ему; владеющий же жизнью и смертью Господь если и отведет его от мира, то, подобно работникам, нанятым в одиннадцатый час, признает его равным праведникам. Кто же говорит так: «Когда увидите меня умирающим, то постригите меня», — суетна того вера и пострижение15.

Обрести главное

Множество примеров из житийной литературы древнерусского периода свидетельствуют о том, что монахи Древней Руси стремились принять схиму перед кончиной. Со временем и миряне начинают принимать великую схиму — первоначально, возможно, подражая монахам.

Со второй половины ХІІ века пострижение перед смертью в великую схиму получает распространение в княжеской среде16, в дальнейшем то же продолжают делать и цари, вплоть до Романовых (у последних, по-видимому, такой родовой традиции не было). Если смерть приходила преждевременно, то иногда — в исключительных случаях — постригали и после смерти, как это случилось с Иваном Грозным и как, по-видимому, могло случиться с Василием ІІІ; это свидетельствует об устойчивости данного обычая17.

В Древней Руси мы знаем даже случай коллективного предсмертного пострига. В 1238 году, когда татары захватили Владимир-на-Клязьме, князь Всеволод Юрьевич с матерью, своими людьми и владыкой Митрофаном внидоша въ святую Богородицю и истригошася вси въ образъ чрънечьскии и въ скыму18.

Великая схима, таким образом, символизирует готовность к смерти.

Обычай предсмертного пострижения связан с представлением о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от всех предшествующих грехов. Этот мотив находит отражение в «Сказании о Мамаевом побоище»: по благословению преподобного Сергия Радонежского братья-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослабя, отправляясь на смертный бой, принимают схиму19. К пострижению в схиму, таким образом, стали относиться как к таинству.

Такое отношение к монашескому постригу связано с особым влиянием на древнерусскую Церковь преподобного Симеона Нового Богослова. Эпоха Симеона Нового Богослова, Х век, — это эпоха монашеского ренессанса. Преподобный Симеон, не колеблясь, называет своих монахов, в том числе и не имеющих сана, «народом Христа, священным стадом, царским священством»20. Видимо, потому на Руси, которая именно в это время усваивает христианство, взгляд на монашество как на единственно верный путь к спасению стал весьма распространенным. В своем послании Поликарпу епископ Симон, например, заявляет:

Аз бых рад оставить свою епископию… Пред Богом тебе молвлю: всю сию славу и власть яко калъ мнел быхъ, аще бы ми трескою тчати за вороты, или сметием валятися в Печерком манастыри и попираему быти человеком…21

В древнерусской житийной литературе можно найти множество примеров, иллюстрирующих мысль об особом значении монашества22. Видимо, этим обстоятельством объясняется и то громадное влияние, которое монастыри оказывали на древнерусское общество, и то благоговение, которое это общество имело к монашеству вообще и к постригу в частности.

Стало быть, принимая монашеский постриг перед самой кончиной, святой благоверный князь Александр, с одной стороны, следовал благочестивому обычаю своего времени, а с другой — через это пострижение он стремился обрести главное, что составляло весь смысл его земного пути, — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.

Священник Георгий Харин


1 См., напр.: Гарин Е.-Н. Выбор Александра Невского как основа приоритетов политики российского государства // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 10. С. 28-30; Голубев А. Ю. Александр Невский как великий политический и военный деятель Руси // Военная мысль. 2018. № 10. С. 102-109; Данилевский И.Н. Александр Невский и Тевтонский орден / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2011. № 3-4. С. 105-111; Фомина К. Значение «Ледового побоища» в истории России // От Александра Невского до наших дней: уроки истории: Материалы VIII Международных Александро-Невских чтений. Псков: Гос. ун-т, 2017. С. 109-110.

2 См., напр.: Данилевский И.Н. Указ. соч. С. 105-111; Жеребкин М.В. Исторический выбор Александра Невского // Наука, образование и культура. 2017. № 3 (18). С. 13-19; Олейник И.А. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде // Педагогический поиск. 2018. № 5. С. 31-33; Рыбаков С.В. Стратегический выбор Александра Невского // Мир Евразии. 2013. № 4 (23). С. 50-54.

3 См., напр.: Бахтин А.П. Ледовое побоище: о построении «свиньей» или «острой колонной» / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский ­акцент: [сайт]. 2015. № 2 / 3. С. 63-86; Голубев А.- Ю. Указ. соч. С. 102-109;­Конявская Е.Л. Образ Александра Невского в русских летописях / Текст: электронный // URL: http://www.drevnyaya.ru / vyp / 2009_2 / part6.pdf; Кривошеев Ю. В. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Лашкова О. Князь Александр Невский: герой средневековой Руси // История. 2017. № 3 / 4. С. 42-49; Свердлов М.Б. Александр Невский — гений стратегии и тактики // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2017. № 3 (15). С. 7-31; Фомина К. Указ. соч. С. 109-110.

4 См., напр.: Алексеев С. Александр Невский: жизнь, ставшая житием // Родина. 2013. № 8. С. 2-5; Богданов А.П. Нравственный выбор Александра Невского // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 7. С. 3-11; Долгов В.В. Биография Александра Невского в зеркале «исторического нарратива» // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. № 5. С. 190-212; Он же. Родители Александра Невского в отечественной историографии и генеалогии // Вестник Удмуртского университета. (История и филология). Т. 30. 2020. № 1. С. 88-94; Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Личность Александра Невского сквозь многовековую мифологию // Studia Humanitatis. 2014. № 3. С. 1; Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Менщиков И.С. Роль образа Александра Невского в воспитании национальной идентичности // Историко-педагогические чтения. 2018. № 22. С. 124-131.

5 Летописи / Текст: электронный // Библиотекарь.Ру: URL: http://www.bibliotekar.ru / rus / 96.htm.

6 Там же.

7 Житие Александра Невского // Древняя русская литература: хрестоматия / составитель Н. И. Прокофьев. М., 1980. С. 118-123.

8 Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4. № 1318.

9 Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

10 Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2017.

11 РИБ. VI. № 2. Стлб 25. Вопрос 6. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 213.

12 РИБ. VI. № 2. Стлб 25-26. Вопрос 8. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч.

13 Феодосий Печерский выступает здесь как восприемник или поручитель новопостриженного монаха. В Синайском евхологии в чине пострижения в великую схиму восприемник именуется «подъемлющим власы» (Л. 82-83об., 87). См. подробнее: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 89, примеч. 33.

14 Киево-Печерский Патерик. Т. 4: XII век / подгот. текста Л.А. Ольшевской, пер. Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 1997.

15 Там же.

16 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 2. М., 1904.

17 См.: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 211.

18 Полное собрание русских летописей. Т. ІІІ. М., 2000. С. 287.

19 Сказание о Мамаевом побоище.

20 Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 126.

21 Киево-Печерский патерик // РНБ. Ф. 893. (Собр. Ю.А. Яворского). № 9. Л. 18 об.

22 См. об этом: Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 143; Иларион (Алфеев), игум. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С. 608; Концевич И.Н. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1993. С. 38.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

  • Рисунок по рассказу белова скворцы
  • Рисунок по мотивам сказки пушкина
  • Рисунок осенняя сказка для детского сада
  • Рисунок новогодняя сказка нарисовать
  • Рисунок на тему что за прелесть эти сказки