Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 122-124.
УКМ «Школа России»
Раздел «Русские писатели». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Назови произведения, которые тебе запомнились. Кто их автор?
Мне больше всего запомнились сказка Пушкина «О рыбаке и рыбке» и рассказ Толстого «Котёнок».
2. Ты уже познакомился с народными сказками. Теперь ты узнал, что сказку может придумать писатель, поэт. Мы говорим, что это литературная сказка.
Сказки бывают народными и литературными. Народные придумывает народ, литературные сочиняет автор.
3. Встречалось ли тебе слово иллюстратор? Это художник, который делает рисунки — иллюстрации к литературным произведениям. Например, к сказке о «Рыбаке и рыбке» рисунки делал художник Перцов.
А наиболее известным иллюстратором сказок Пушкина является Иван Билибин.
4. С какими произведениям Пушкина, Крылова, Толстого ты был знаком раньше? Расскажи одно из них.
Я читала сказки Пушкина: «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О попе и работнике его Балде».
Я читала басни Крылова: «Волк и ягнёнок», «Слон и Моська», «Мартышка и очки».
Я читала рассказы и сказки Льва Толстого: «Два брата», «Два товарища», «Лев и собачка».
Пример пересказа сказок Пушкина можно посмотреть, перейдя по ссылке.
5. Какие образные выражения из прочитанных рассказов ты запомнил и можешь объяснить их смысл?
«Сказка о рыбаке и рыбке»: не садися не в свои сани. Это значит занимайся своим делом, не лезь в чужое.
«Лебедь, рак и щука»: из кожи лезут вон. Это значит стараются изо всех сил.
«Стрекоза и муравей»: голову вскружило. Это значит потерять рассудок, делать глупости.
«Филипок»: в горле пересохло. Это значит, что мальчик не мог сказать ни слова.
«Котёнок»: что было духу. Это значит изо всех сил, очень быстро.
6. Прочитай ещё один отрывок из романа «Евгений Онегин» Пушкина. Сравни это стихотворение со стихотворением на странице 89. Подумай, какая тема их объединяет. Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются? Где наблюдал зиму поэт: в городе, в деревне?
Тема этих стихотворений — зима и мороз.
Но картины в этих стихотворениях разные. В первом описана деревня, день, радость мальчика и крестьянина. Во втором описан город и ночь, все люди спят и только собака лает.
7. Можешь ли ты сказать, в чём необычность «Сказки о золотой рыбке»?
Её необычность в том, что она написана в стихах. И у неё грустный конец, нет счастливого финала.
8. Случалось ли тебе остаться у разбитого корыта? Придумай свой рассказ на эту тему.
Пример рассказа на тему «Остаться у разбитого корыта» для 2 класса
Однажды мы с Игорем гостили в деревне у бабушки.
Как-то мы отправились в лес за грибами. Ходили мы долго, почти полдня, и набрали по полной корзинке грибов. Радостные мы возвращались домой.
Нам нужно было перейти по мосткам небольшую, но быструю речку. Я пошла осторожно, а Игорь побежал. Он поскользнулся и упал в воду. Корзина опрокинулась и грибы уплыли по течению. Только один боровик Игорь успел схватить.
Он остался у разбитого корыта, но я поделилась с ним своими грибами.
9. Определи основные мысли прочитанных басен Крылова. Назови образные слова и выражения из его басен, которые мы часто употребляем в речи. Почему их называют крылатыми?
Основная мысль басни «Лебедь, рак и щука»: Действовать нужно сообща, помогать, а не мешать друг другу.
Основная мысль басни «Стрекоза и муравей»: Нужно всегда думать о будущем и готовиться к нему заранее.
Образные слова: Злой тоской удручена, Воз и ныне там.
Эти выражения называют крылатыми, потому что они ушли в народ, стали часто употребляться в речи.
10. Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы:
Один за всех и все за одного. Миша объяснил друзьям тему по русскому языку, а они помогли ему научиться играть в теннис. («Лебедь, рак и щука»)
Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт. Маша боялась спать в темноте, но стремилась побороть свой страх и специально попросила маму гасить ей на ночь свет. («Котёнок»)
Грамоте учиться, всегда пригодиться. Коля пошёл в магазин, но не смог прочитать название товара и ничего не купил. А Игорь знал грамоту и купил нужный ему товар. («Филипок»)
Друзья познаются в беде. Юля потеряла ключи от дома. Алина сказала, что нужно быть внимательней, а Вика пригласила Юлю к себе, пока не пришли её родители. Вика помогла в беде, значит она настоящий друг. («Котёнок», «Стрекоза и муравей»)
Добра желаешь — добро и делай. Вадим помог старушке перейти улицу, а она дала ему конфетку. («Старый дед и внучек», «Стрекоза и муравей»)
Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее. Маша плохо понимала математику и мама наняла репетитора. Маша усиленно занималась и стала получать по математике пятёрки. («Филипок»)
Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает. Андрей долго тренировался и победил на соревнованиях. Он был счастлив. («Филипок»)
11. Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы.
Смотри названия произведений в скобочках.
Опубликовано | Тема | ||
---|---|---|---|
16 сентября 2021 | Физическая культура | Техника метания мяча на дальность. | Просмотр |
Опубликовано | Тема | ||
---|---|---|---|
7 ноября 2021 | Английский язык | Знакомство с буквой Ll | Просмотр |
8 ноября 2021 | Русский язык | Звуки и буквы: гласные и согласные. Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. | Просмотр |
8 ноября 2021 | Литературное чтение | Стихи А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый …» | Просмотр |
8 ноября 2021 | ИЗО | Изображение и реальность. Для изображения реальности необходимо воображение. Изображение животного | Просмотр |
8 ноября 2021 | Классный час | Безопасность на льду в осенне — зимний период | Просмотр |
Опубликовано | Тема | ||
---|---|---|---|
8 ноября 2021 | Русский язык | Алфавит, его значение. Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. | Просмотр |
8 ноября 2021 | Литературное чтение | Сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | Просмотр |
8 ноября 2021 | Математика | Периметр многоугольника | Просмотр |
8 ноября 2021 | Технология | Народные промыслы. Дымка. Работа с пластилином. «Дымковская игрушка» | Просмотр |
8 ноября 2021 | Физическая культура | Инструктаж по технике безопасности. Строевые упражнения. | Просмотр |
Опубликовано | Тема | ||
---|---|---|---|
9 ноября 2021 | Литературное чтение | Cказки А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке» | Просмотр |
9 ноября 2021 | Математика | Свойства сложения. | Просмотр |
9 ноября 2021 | Окружающий мир | Невидимые нити. | Просмотр |
9 ноября 2021 | Занимательная грамматика | Правила о непроизносимых согласных. | Просмотр |
Опубликовано | Тема | ||
---|---|---|---|
9 ноября 2021 | Русский язык | Расположение слов в алфавитном порядке . Звуко-буквенный разбор слов. | Просмотр |
9 ноября 2021 | Литературное чтение | Cказки А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке» | Просмотр |
9 ноября 2021 | Математика | Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. | Просмотр |
10 ноября 2021 | Шахматы | Повторение. | Просмотр |
10 ноября 2021 | Физическая культура | Строевые упражнения. Техника тестирования гибкости. | Просмотр |
Опубликовано | Тема | ||
---|---|---|---|
9 ноября 2021 | Русский язык | Развитие речи.Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. | Просмотр |
9 ноября 2021 | Математика | Проект » Математика вокруг нас».Узоры и орнаменты на посуде. | Просмотр |
9 ноября 2021 | Окружающий мир | Дикорастущие и культурные растения. | Просмотр |
9 ноября 2021 | Музыка | Расскажи сказку.Колыбельные. | Просмотр |
11 ноября 2021 | Физическая культура | Строевые команды:повороты направо, налево. Перекаты (виды перекатов). | Просмотр |
Опубликовано | Тема | ||
---|---|---|---|
12 ноября 2021 | Русский язык | Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е,ё,ю,я и их функции в слове. | Просмотр |
12 ноября 2021 | Литературное чтение | Cказки А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке» | Просмотр |
12 ноября 2021 | ИЗО | Изображение и фантазия.Для создания фантастического образа необходима опора на реальность.Изображение фантастических животных. | Просмотр |
14 ноября 2021 | Английский язык | Знакомство с буквой Mm | Просмотр |
15 ноября 2021 | Классный час | Правовое просвещение детей | Просмотр |
Опубликовано | Тема | ||
---|---|---|---|
13 ноября 2021 | Физическая культура | Гибкость. | Просмотр |
15 ноября 2021 | Русский язык | Роль гласных букв в слове.Слова с буквой Э. | Просмотр |
15 ноября 2021 | Математика | Закрепление изученного.Числовое выражение и его значение. | Просмотр |
15 ноября 2021 | Литературное чтение | И.Крылов » Лебедь, Щука и Рак». | Просмотр |
15 ноября 2021 | Технология | Народные промыслы.Матрешка. Аппликация из разных материалов. История матрешки. | Просмотр |
Опубликовано | Тема | ||
---|---|---|---|
16 ноября 2021 | Литературное чтение | И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» | Просмотр |
16 ноября 2021 | Математика | Закрепление изученного.Числовое выражение и его значение. | Просмотр |
16 ноября 2021 | Окружающий мир | Дикие и домашние животные. | Просмотр |
16 ноября 2021 | Занимательная грамматика | Волшебное средство-«самоинструкция». | Просмотр |
16 ноября 2021 | Английский язык | Знакомство с буквой N n. | Просмотр |
Опубликовано | Тема | ||
---|---|---|---|
15 ноября 2021 | Физическая культура | Как зародились Олимпийские игры. | Просмотр |
17 ноября 2021 | Русский язык | Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. | Просмотр |
17 ноября 2021 | Математика | Закрепление изученного.Числовое выражение и его значение. | Просмотр |
17 ноября 2021 | Литературное чтение | Л.Н.Толстой. Знакомство с творчеством писателя. | Просмотр |
17 ноября 2021 | Шахматы | Шахматная нотация | Просмотр |
Опубликовано | Тема | ||
---|---|---|---|
17 ноября 2021 | Математика | Устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100 | Просмотр |
17 ноября 2021 | Русский язык | Особенности проверяемых и проверочных слов(для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова) | Просмотр |
17 ноября 2021 | Окружающий мир | Комнатные растения.Практическая работа » Уход за комнатными растениями». | Просмотр |
17 ноября 2021 | Физическая культура | Режим дня. | Просмотр |
18 ноября 2021 | Музыка | Колокольные звоны России | Просмотр |
Н. Жуков. Открытка почтовая «Сказки Пушкина». 1950 год
О советских почтовых открытках, посвященных детству, и их авторах — в материале mos.ru.
Обычную почтовую открытку прошлого столетия сегодня можно рассматривать как интереснейший артефакт. Открытка, точнее изображение на ее лицевой части, может рассказать что-то новое о жизни наших родителей, бабушек и дедушек. А еще — о людях, которые ее создали: на советских открытках печатали репродукции работ известных живописцев и графиков. Многие из них были созданы специально для открыток.
Предлагаем проверить это утверждение на примере открыток 1950-х годов из фондов Музея Зеленограда. Созданные двумя современниками, они объединены темой детства.
Открытка художницы Ники Гольц
Одна из самых трогательных открыток, хранящихся в Музее Зеленограда, — «С новорожденным», выпущенная в 1955 году издательством «ИЗОГИЗ». В послевоенное время охрана материнства и детства стала важным направлением социальной политики СССР, малышей с мамами часто изображали на открытках и плакатах. Если присмотреться к деталям этой открытки, можно разглядеть много интересного.
Вокруг коляски с ребенком (видно только его маленькую ручку, которой он как бы приветствует окружающих) собралась большая компания — возможно, многочисленная семья, а может быть, соседи родителей, обитатели дружной коммунальной квартиры. Взгляды направлены вниз — главный герой, недавно прибывший с мамой из роддома, лежит в низкой коляске. Именно такими, несколько экстравагантными по нынешним временам, они были в то время — увидеть подобные можно на многих снимках и в фильмах тех лет.
Этот рисунок для открытки создала московская художница Ника Гольц (1925–2012). Известность она получила прежде всего как иллюстратор детской книги, хотя окончила отделение монументального искусства Суриковского института и в самом начале карьеры мечтала заниматься фресковой живописью. Увидеть фресковые панно Ники Гольц в Москве можно в фойе Детского музыкального театра имени Наталии Сац. Эта единственная ее монументальная работа отчасти стала данью памяти отцу, известному архитектору, театральному художнику и графику Георгию Гольцу, — два панно сделаны по его эскизам. Георгий Гольц трагически погиб, когда его дочери был 21 год. Нике Георгиевне, тогда еще студентке, пришлось взять на себя заботы о семье.
Она начала работать издательстве «ИЗОГИЗ», где рисовала открытки и календари, в том числе на сказочные темы. Параллельно художница сотрудничала и с другими издательствами, среди которых были «Советская Россия», «Русская книга». Открытка «С новорожденным» относится как раз к этому периоду.
Этот год стал переломным в творческой судьбе художницы — в 1955-м Ника Георгиевна пришла работать в издательство «Детгиз», где состоялся ее дебют в оформлении детской литературы. Книга, с которой началась ее карьера иллюстратора, «Стойкий оловянный солдатик» Ганса Христиана Андерсена, вышла в 1956 году. Черно-белые фантастические иллюстрации Ники Гольц познакомили с этой сказкой не одно поколение советских детей.
Позже художница много раз говорила: именно тогда поняла, что иллюстрация перестала быть лишь способом заработка и стала настоящим призванием. Тогда же датский сказочник стал главным автором в ее жизни. А в 2006 году она получила диплом Андерсена, выданный Международным советом по детской книге, — за картинки к сборнику его сказок. На родине писателя, кстати, знают и любят Нику Гольц — в Дании прошло несколько ее выставок, а ее работы, созданные по сказкам Андерсена, хранятся в его доме-музее.
Среди зарубежных авторов, русскоязычные издания чьих книг проиллюстрировала художница, были Эрнст Теодор Амадей Гофман, Отфрид Пройслер, Антуан де Сент-Экзюпери. Больше всего сама Гольц гордилась тем фактом, что благодаря ей на книжных полках вновь появилась фантасмагорическая повесть «Черная курица» Антония Погорельского. После войны о ней забыли, но художница убедила издательство обратиться к этому произведению. И конечно же, сама создала к нему иллюстрации.
Черно-белые открытки с рисунками Николая Жукова
В фондах Музея Зеленограда хранится коллекция открыток 1950-х годов с карандашными рисунками художника Николая Жукова. На рисунках дети играют, моют руки, обедают, слушают сказки, помогают по хозяйству — в общем, занимаются обычными детскими делами. Рисовать детей художник любил всегда, но с появлением двух дочерей и сына (старшая родилась в 1943 году) получил богатый материал для художественных наблюдений. Прототипами многих маленьких героев его рисунков стали его дети.
Возможно, рождение дочери вдохновило его и на создание эскиза для медали Материнства, учрежденной в 1944 году и предназначенной советским матерям, воспитавшим пятерых или шестерых детей.
Как и Гольц, Жуков сотрудничал с «Детгизом» и другими издательствами. Одна из самых известных проиллюстрированных им книг — «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. В 1962 году вышла книга его рисунков «Дети», предисловие к которой написал Сергей Михалков.
«Рисунки Жукова я показывал многим — и почти каждая мать, почти каждый отец восклицали: “Так это же мой Володя! Это же наша Маришка!.. Как живые!” И никому в голову не пришло воскликнуть: “Это же как на фотографии!”» — писал поэт.
Способности к рисованию проявились у Жукова еще в детстве, которое он провел в Ельце: он мог скопировать любое изображение — от рисунка на игральной карте до живописи. Родители покупали репродукции картин, чтобы сын мог учиться, подражая известным художникам.
После школы он поступил в Нижегородский художественно-промышленный техникум, который успешно окончил в 1930-м. После армии, спустя два года, вернулся в профессию — рисовал рекламные плакаты и эскизы конфетных фантиков, сотрудничал с журналами. Его работу оценили и за рубежом. В 1935-м в Лондоне прошел конкурс на лучший рекламный плакат «Интуриста», имена финалистов не были известны до самого конца. Каково же было удивление членов жюри, когда они узнали, что четыре из пяти рисунков, вошедших в пятерку лучших, принадлежат одному человеку — Николаю Жукову.
Наибольшую известность Жуков получил как военный художник. Он прошел Великую Отечественную войну от западной границы до Москвы и от Москвы до Будапешта сначала как солдат, потом — в качестве корреспондента и художника Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Он создавал фронтовые плакаты, делал зарисовки фронтовой жизни, портреты солдат. Один из самых известных плакатов военного времени, «Отстоим Москву!», был создан им в 1941 году. После войны Николай Николаевич присутствовал в качестве корреспондента на Нюрнбергском процессе, где сделал больше 400 рисунков. Там же он познакомился с Борисом Полевым.
В 1967 году художники Студии военных художников имени М.Б. Грекова под руководством Жукова восстановили батальную панораму в музее «Бородинская битва», пострадавшую от пожара. Работы художника хранятся сегодня в коллекциях музея-панорамы, Государственной Третьяковской галереи, Музее обороны Москвы, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственном историческом музее, Русском музее в Санкт-Петербурге, а также многих других.
Эти и другие открытки представлены сейчас на онлайн-выставке Музея Зеленограда «Счастливое детство». Кроме открыток середины прошлого века, выставка представляет фотографии детских площадок Зеленограда, сделанные в 1960–2000-е годы.