Рисунок на тему сказки легенды и мифы народов россии

30-летию великой августовской демократической революции 1991 года посвящается фрагменты будущей книги от ельцина до путина. и обратно кс короткое сообщение

30-летию Великой августовской демократической революции 1991 года посвящается
(фрагменты будущей книги «От Ельцина до Путина. И обратно»)

КС (короткое сообщение) 40. Ельцин и Путин. Часть 3. Сказка про компромат

Любого правителя любой серьёзной страны окружают мифы. Наша Россия – совсем не исключение. Некоторые мифы прочно поселились в массовом сознании. Хотя по сути они идиотские. Например, что последний русский царь Николай II принимал все важнейшие решения под прямым влиянием полуграмотного старца Григория Распутина. Как будто лохматый Гришка с утра до вечера сидел в канцелярии императора и подписывал бумаги (а именно в этом состоит процесс управления страной).

Есть устойчивый миф о том, что Хрущев развенчал культ личности Сталина из-за того, что «вождь народов» не пощадил сына Хрущева и расстрелял его. Дескать, Хрущев ползал на коленях в кабинете Сталина и вымаливал пощаду для своего сына. А вождь, мол, был непреклонен. За это Хрущев якобы Сталину отомстил после смерти. Примитивная версия. В реальности весь партийный аппарат после смерти Сталина мечтал отказаться от сталинских жёстких методов управления, сформированных ещё в эпоху революции 1917 года и Гражданской войны (когда человеческая жизнь не стоила вообще ничего, а Советская республика ощутила себя «в кольце врагов»).

А Брежневым якобы управляли его медсестра Нина и приехавшая из Тбилиси целительница Джуна. Возможно, они помогали ему бороться с адской бессонницей, но точно не принимали решение о вводе войск в Афганистан. И вообще вряд ли он с ними говорил о политике. Но зато сколько статей про Нину и Джуну написано! Сколько снято фильмов и телепередач! Причём и в России, и на Западе.

Есть устойчивые мифы и вокруг личности Бориса Ельцина. Один из них таков. Мол, Ельцин выдвинул Владимира Путина в преемники, поскольку обладал на него суперкомпроматом. Мол, и семья Ельцина про это знает. Разрешите высказаться на эту щекотливую тему.

Начну с конца. Никакого компромата нет и быть не может. Не существует заветного сейфа, где лежат чудо-материалы. Этих материалов не может быть в принципе и по определению. Ибо надо понимать, как столетиями устроена власть в России. С момента прихода человека на высшую позицию в стране он становится космонавтом. Никакие земные законы на него не распространяются. Неважно, как называется наш правитель. Царь, генеральный секретарь или Президент. И все люди в погонах, и вся гражданская бюрократия подчиняются строго ему. Он – центр не просто принятия всех решений, но бытия всей системы власти. Без его подписи и его слова государственная машина не сможет работать. Поэтому никакая информация о прежней жизни этого человека не имеет никакого значения. Она просто не интересна бюрократии.

На Западе, конечно, по-другому. Там есть реальное разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ветви власти конкурируют между собой. Плюс независимая пресса. Эта конкуренция стимулирует политическую борьбу и поиск слабых сторон друг у друга. Отсюда компромат.

В нашей же системе координат Президент возвышается над всеми ветвями власти. Что даст в этих условиях компромат? Только проблемы для обладателя такого компромата.

Ельцин – суперматёрый аппаратный волк. Как устроена российская власть, он отлично знал изнутри. Сам её реконструировал в новых условиях. Пугать своего сменщика компроматом в условиях безграничности кремлевской власти? На такую глупость многоопытный Ельцин никогда бы не пошёл.

А вот игры в компромат в отношении людей из окружения первого лица вполне в российских традициях. Тут вплоть до уголовных дел. Не исключаются войны против членов семьи. Вспомним, сколько распространялось разных слухов о поведении дочери Брежнева Галины! До сих пор журналисты не могут успокоиться. При жизни Сталина в Москве много шептались на тему сына вождя — Василия.

Но компромат на высоких чиновников – это одно. Это Система допускает. Даже компромат на членов семьи. Но компромат на Первого в России бессмысленен. Как и любые легальные попытки отодвинуть его от высшей власти. Типа громких политических скандалов, расследований, свидетельств каких-то «информированных» лиц. Никакие Моники Левински у нас не пройдут. Любые бумаги и видеофайлы имеют значение только до воцарения. Потом – это пустое. Потом – наступает невесомость и космос. А в космосе главное – здоровье. Главная проблема вождей в России – здоровье. Этот ресурс – самый ценный. И ещё вождь не должен запутаться в своих же интригах. Как это получилось у царя в 1917 году и у Горбачёва в 1991.

Лично Ельцин не любил обсуждать частные проблемы других людей. Перемывать им косточки, сплетничать. Как-то я задал ему вопрос про личную жизнь одного политического деятеля. Он посмотрел на меня так, что я все понял. Больше такого рода вопросов я никогда не задавал. Даже после добрых напитков в разговорах один на один со мной он не ругал кого-то из людей вокруг себя. Не выдавал никакую «эксклюзивную» информацию. Хотя, я думаю, ему много что докладывали.

Монархия всегда держится на святости трона. И на непогрешимости монарха, которому, как сказала по другому поводу Анна Ахматова, «не пристали грехи». А российская государственность – такая, какой мы её привыкли знать – стоит на монархической традиции. Альтернатива которой – русская революция, жестокая и кровавая.

Так складывалась и так продолжается наша история.

Продолжение следует

                                                                                                          Автор — составитель программы:

                                                                                      Яковлева Ирина Леонидовна,

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                                 первая квалификационная категория

        Программа кружка «Почитай – ка» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной. Разработана учителем начальных классов первой квалификационной категории Яковлевой И.Л.

Рабочая программа составлена на уровень начального общего образования по духовно-нравственному направлению развития личности.

Актуальность программы. Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом. Овладение этими навыками обеспечивают успешность обучения  по всем  предметам школьной программы. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Практическая значимость программы. Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Реализация программы рассчитана на один год.  Занятия проводятся 2 раза в неделю Общее кол-во часов в год — 68 часов. Из них 68 ч. внеаудиторных. Занятия проводятся на базе городской детской библиотеки, что позволяет активно задействовать библиотечный фонд и способствует социализации учащихся. Занятия проводятся в форме теоретических и практических занятий.

Возраст детей, которым адресована программа – 10-11 лет.

Программа учитывает особенности обучения детей младшего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит в следующих формах: защита читательских дневников; проектные работы: создание  сборника с пословицами, книги – самоделки «Русские баснописцы». «Открытка ветерану». Конкурс-кроссворд «Мифологические герои». Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе». Участие в школьных и городских конкурсах соответствующей тематики.

Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются книги и периодические издания из  библиотечного фонда, портреты детских поэтов и писателей, словари, компьютер, мультимедийное оборудование.

Целью программы является —  обучение детей способности чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; обогащение чувственного опыта ребенка, его реальных представлений об окружающем мире; знакомство детей через литературу с миром человеческих отношений и нравственных ценностей.  

Планируемые результаты  реализации программы внеурочной деятельности кружка «Почитай – ка» в соответствии  с  требованиями  ФГОС, конкретизированные по следующим уровням:

— первый – основная функция – познавательная.

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой:

№ п/п

Название темы

Формы проведения

Формы организации

теоретические

практические

Вводные занятия (2 ч).

1-2

Вводное занятие.  Инструктажи. Мой читательский дневник.

Вводный инструктаж «Характер, особенности и режим работы кружка, инструктаж по ТБ на занятиях кружка «Почитай-ка». Беседа о системе библиотечного обслуживания.

Презентация учащимися своих читательских дневников. Рассказ о произведениях, прочитанных летом.

1

1

Страницы старины седой(4 ч.)

3- 6

Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники.  

«Былина о Святогоре»  в стихотворной форме и прозаической форме.

Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Наставления  Ярослава Мудрого.

Библия. Библейские предания.

Выставка книг. Чтение и рассматривание. Беседа в сопровождении презентации по картинам русских художников В. Васнецов «Богатыри». «Богатырский скок», А.  Шишкин «Евпатий Коловрат» и т.п. Характеристика героев. Ролевое чтение. Просмотр  мультфильма по библейской притчи «Блудный сын».

Чтение предания  «Суд Соломона».

2

2

Крупицы народной мудрости (10 ч.)

7-16

В. Даль. «Пословицы русского народа».

Пословица недаром молвится.

Сборники произведений фольклора.

Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля»

Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»,

Героические песни о героях России: «Суворов приказывает армии переплыть море».

Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и

русских солдатах».

Справочный материал об А.В. Суворове

Русь великая в произведениях фольклора

Классификация пословиц и поговорок по теме. Создание собственного тематического сборника с пословицами.  Работа с библиографическими справочниками. Чтение и рассматривание книг. Слушание литературных произведений.

Создание  постера о героях России

3,5

6,5

Мифы народов мира (5 ч.)

17-21

Мифы народов мира. Книги-сборники.

Мифологические герои

Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».  

Древнегреческий миф «Прометей».

Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».

Обзор книг. Работа с системным каталогом. Чтение и составление суждений. Просмотр мультфильма. Конкурс.

2,5

2,5

Русские писатели-сказочники (11 ч.)

22-32

Мир сказок: сказки народные и авторские.

Собиратели русских народных сказок: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль. Сборник сказок А.Н. Афанасьева

Сказки народов севера.

Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского,  М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.

Театр на столе. Изготовление лягушки и утки в технике оригами.

Театр на столе. Инсценировка отрывка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница»

Сказки В. Жуковского «Три пояса», Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке».

 Сказки В. Даля.

Сказки К. Ушинского.

Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге»  А.С. Пушкина.

Библиографический справочник: справки о писателях-  сказочниках. Энциклопедии и книги-справочники.

Обзор книг. Рассказ учителя. Беседа. Составление каталога. Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений  Изготовление героев сказки из бумаги. Инсценировка.  Творческий пересказ.  Исследование в группах и индивидуально: работа со справочной литературой

6 ч.

5 ч.

«Книги, книги, книги…» (3 ч.)

33-35

Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги.

Проектная деятельность: создание  книги — самоделки  «Русские баснописцы».

 Классификация книг

(работа в группах).

Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.

Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».

Проектная деятельность: создание  книги – самоделки «Русские баснописцы».        Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники  и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.         Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки  народов мира», «Стихи русских поэтов».

1,5 ч

1,5 ч.

Книги о детях и для детей (3ч.)

36-38

Дети — герои книг писателей XIX века. Выставка книг.

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

Книги зарубежных писателей.

 Поиск книг по каталогу, выставка книг. Читальный зал Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях».

2 ч.

1 ч.

В путь, друзья. (5 ч.)

39- 43

Книги о путешествиях вымышленных и настоящих.

А. Н. Томилин

«Как люди открывали свою Землю».

Елена Ракитина «Большое путешествие домой»

К. Булычев.  «Каникулы в космосе, или планета Пять-Четыре»

К. Булычев «Лиловый шар».

М. Твен. «Приключения Тома Сойера

Обзор книг.  Чтение глав из книг. А. Н. Томилина и Е. Ракитиной. Составление аннотации.

Слушание аудиоспектакля. Просмотр фильма по рассказу К. Булычева «Лиловый шар». Беседа.

Поиск книги в библиотечном фонде. Конкурс на лучшее чтение отрывка.

3,5

1,5

Словари, справочники, энциклопедии (4 ч.)

44-47

«Хранители слов» — словари.

 Игра-  конкурс «Объясни слово».

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия.  

Игра «100 вопросов Почемучек».

Выставка словарей: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Рассматривание и выявление сходства и различий. Нахождение необходимой информации.

Составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.

1,5

2,5

Родные поэты (6 ч.)

48-53

Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе.  Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина,  М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др.

Изображение осени в произведениях русских композиторов, поэтов и писателей.

Творческая работа «Краски осени».

Творчество наших земляков.

Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе».

Структура книги-сборника. Слушание аудиозаписи стихотворений русских поэтов. Интерактивная «картинная галерея». Картины русских художников: А. Саврасова, И. Шишкина, Ю Клевера И. Левитана, А.Куинжи. Беседа. Иллюстрирование стихотворений. Подготовка и конкурс на лучшее чтение стихотворения.

3 ч.

3 ч.

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч.)

54-57

Писатели о писателях.  Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай  Алексеевич Некрасов».

Дорожные очерки  В. Пескова

Очерки о природе К. Паустовского

Проба пера: очерк о своей школе, о своём городе  или о любимой книге. Создание  сборника.

Беседа о лит.жанре.

Чтение очерков. Определение темы, выбор информации  и обмен информацией.

Творческая работа.

1,5 ч.

2,5 ч.

Книги о детях войны. (5 ч.)

58-62

Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота».  

К. Симонов «Сын артиллериста»

 В. Железников «Девушка в военном».  

Творческая мастерская «Открытка с Днем Победы».

Зал Славы

Творческая мастерская «Открытка с Днем Победы».

 Выставка книг по теме. Читальный зал: Самостоятельное чтение. мини- сочинение «Чем мне запомнился литературный герой».

Экскурсия в городской музей посещение  зала Славы. Изготовление открытки для жителей микр-на.

2 ч.

3 ч.

Газеты и журналы для детей (4 ч.)

63-66

Детские газеты и журналы.

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создаём газету «Чудеса планеты Земля»

Обзор детской периодической печати и электронных изданий. Структура журнала.

Групповой проект.

1, 5 ч.

2,5 ч.

Итоговые занятия (2 ч.)

67-68

Библиотечная мозаика

Мини-проект «Моя любимая книга»

Защита проекта.

2 ч.

М.: Вентана-Граф, 2011.

М.: Вентана-Граф, 2011.

  М.: Вентана-Граф, 2011.

занятия

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

Форма

проведения

план

факт

теория

практика

Вводные занятия. 2 ч.

1

06.09

Вводное занятие

Инструктаж.

1

1

2.

06.09

Мой читательский дневник.

1

1

Страницы старины седой 4 ч.

3.

13.09

Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники.  Выставка книг.

1

1

4.

13.09

«Былина о Святогоре»  в стихотворной форме и прозаической форме.

1

0.5

0,5

5.

20.09

Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Наставления Ярослава Мудрого.

1

0,5

0,5

6.

20.09

Библия. Библейские предания. Библейские предания: «Суд Соломона»,  «Блудный сын».

1

1

Крупицы народной мудрости 10 ч.

7.

27.09

В. Даль. «Пословицы русского народа». Классификация пословиц и поговорок по теме.

1

0,5

0,5

8.

27.09

Пословица недаром молвится.

1

1

9.

04.10

Сборники произведений фольклора.

1

0,5

0,5

10.

04.10

Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля»

1

0,5

0,5

11.

11.10

Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»,

1

0,5

0.5

12.

11.10

Героические песни о героях России: «Суворов приказывает армии переплыть море».

1

0,5

0,5

13.

18.10

Книга-сборник С. Алексеева Рассказы о Суворове и рус-

ских солдатах»..

1

0,5

0,5

14.

18.10

Справочный материал об А.В. Суворове

1

1

15.

25.10

Русь великая в произведениях фольклора

1

0,5

0,5

16.

25.10

Создание  постера о героях России

1

1

Мифы народов мира 5 ч.

17.

01.11

Мифы народов мира. Книги-сборники. Выставка книг.

1

1

18.

01.11

Мифологические герои

1

0,5

0,5

19.

08.11

Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».  

1

0,5

0,5

20.

08.11

Древнегреческий миф «Прометей»

1

0,5

0,5

21.

15.11

Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».

1

1

Русские писатели-сказочники 11ч.

22.

15.11

Мир сказок: сказки народные и авторские.

1

1

23.

22.11

Собиратели русских народных сказок: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль. Сборник сказок А.Н. Афанасьева

1

0,5

0.5

24.

22.11

Сказки народов севера.

1

0,5

0,5

25.

29.11

Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского,  М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.

1

1

26.

29.11

Театр на столе. Изготовление лягушки и утки в технике оригами.

1

1

27.

06.12

Театр на столе. Инсценировка отрывка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница»

1

0,5

0.5

28.

06.12

Сказки В. Жуковского «Три пояса», Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке».

1

0,5

0,5

29.

13.12

 Сказки В. Даля.

1

0,5

0,5

30.

13.12

Сказки К. Ушинского.

1

0,5

0,5

31.

20.12

Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге»  А.С. Пушкина.

1

1

32.

20.12

Библиографический справочник: справки о писателях —  сказочниках. Энциклопедии и книги-справочники.

1

1

«Книги, книги, книги…» 3ч.

33.

27.12

Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги.

1

1

34.

27.12

Проектная деятельность: создание  книги — самоделки  «Русские баснописцы».

1

0,5

0,5

35.

10.01

Проектная деятельность: создание  книги — самоделки  «Русские баснописцы».

1

1

Книги о детях и для детей 3 ч.

36.

10.01

Дети — герои книг писателей XIX века. Выставка книг.

1

1

37

17.01

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

1

0,5

0,5

38

17.01

Книги зарубежных писателей.

1

0,5

0,5

В путь, друзья. 5 ч.

39.

24.01

Книги о путешествиях вымышленных и настоящих.

А. Н. Томилин «Как люди открывали свою Землю»

1

0,5

0,5

40

24.01

Елена Ракитина «Большое путешествие домой»

1

0,5

0,5

41.

31.01

К. Булычев.  Аудиоспектакль  «Каникулы в космосе, или планета Пять-Четыре»

1

1

42.

31.01

К. Булычев  Лиловый шар»

1

1

43.

07.02

М. Твен. «Приключения Тома Сойера

1

0,5

0,5

Словари, справочники, энциклопедии 4 ч.

44.

07.02

«Хранители слов» — словари. Выставка словарей.

1

1

45.

14.02

 Словари. Игра-  конкурс «Объясни слово».

1

1

46.

14.02

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия.  

1

0,5

0,5

47.

21.02

Игра «100 вопросов Почемучек»

1

1

Родные поэты 6ч.

48.

21.02

Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе.  Структура книги

1

0,5

0,5

49.

28.02

Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина,  М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др.

1

0,5

0,5

50

28.02

Изображение осени в произведениях русских композиторов, поэтов и писателей.

1

1

51

07.03

Творческая работа «Краски осени».

1

1

52.

07.03

Творчество наших земляков.

1

1

53.

14.03

Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе».

1

1

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания 4 ч.

54.

14.03

Писатели о писателях.  Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай  Алексеевич Некрасов».

1

0,5

0,5

55.

21.03

Дорожные очерки  В. Пескова

1

0,5

0,5

56.

21.03

Очерки о природе К. Паустовского

1

0,5

0,5

57.

04.04

Проба пера: очерк о своей школе, о своём городе  или о любимой книге. В школьную газету.

1

1

Книги о детях войны. 5 ч.

58.

04.04

Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота».  

1

1

59.

11.04

К. Симонов «Сын артиллериста»

1

0,5

0,5

60.

11.04

 Творческая мастерская «Открытка с Днем Победы».

1

1

61

18.04

В. Железников «Девушка в военном».  

1

0,5

0,5

62

18.04

Экскурсия в городской музей «Зал Славы»

1

1

Газеты и журналы для детей 4 ч.

63

25.04

Детские газеты и журналы.

1

0,5

0,5

64.

25.04

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

1

1

65.

16.05

Создаём газету «Чудеса планеты Земля»

1

1

66.

16.05

Создаём газету «Чудеса планеты Земля»

1

1

Итоговые занятия 2ч.

67.

23.05

Библиотечная мозаика

1

1

68.

23.05

Мини-сочинение «Моя любимая книга»

1

1

Итого:

68

31,5

36,5

Составила: _____________/ Яковлева И.Л.

Храмовый декор Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область

© Pavel_Demin/Shutterstock/FOTODOM

Пожалуй, один из самых частых вопросов накануне Нового года — «А чей год наступает?». Люди могут верить или не верить в гороскоп, однако многие, не вдаваясь в тонкости восточных традиций, несмотря на все разъяснения про даты китайского Нового года, в ночь на 1 января ставят на почетное место припасенную фигурку символа года, в новогоднюю ночь стараются одеться в цвета того самого животного и проанализировать, какой у него характер, чтобы составить собственный прогноз на наступающий год

Конечно, большинство даже тех, кто исполняет подобные современные «обряды», относятся к этому с большой долей иронии и считают наивным следованием моде, но, если посмотреть чуть глубже в историю, окажется, что такое поведение ничуть не противоречит народной традиции внедрять в повседневную жизнь и культуру понравившиеся чужеземные символы, традиции, легенды, при этом часто трактуя их по-своему. А желание одеться в стиле какого-либо животного не удивило бы ни шаманов, которые использовали образы зверей в своих обрядах, ни ряженых, колядовавших в Святки.

Львы, слоны, единороги

То, как воспринимали, например, тигра, который в наступающем году выходит на первый план, а также его звериных «родственников» и «конкурентов», нагляднее всего отражается в предметах народного искусства.

С древних времен в культуре народов России появлялись образы невиданных зверей и птиц, под определение которых подпадали как сказочные существа, так и реальные экзотические животные, о которых знали только по пересказам и картинкам.

Львы, слоны, единороги, драконы, павлины, сирины и алконосты приходили из старинных былин, а с распространением христианской культуры — со страниц иллюстрированных рукописных книг, с изображениями на фресках и белокаменной резьбе, которые воплощали иностранные архитекторы и мастера, с рассказами путешественников и купцов, побывавших в дальних странах.

Дверь в избу с изображением льва, Архангельская область, Шенкурский район, вторая половина XIX века Российский этнографический музей

Дверь в избу с изображением льва, Архангельская область, Шенкурский район, вторая половина XIX века

© Российский этнографический музей

«Если говорить про европейскую часть России, то поиск истоков многих изображений и фантастических животных, и экзотических зверей уйдет в Средневековье. Если образы животных, характерных для лесной зоны, изображения разнообразных птиц, копытных животных — коней, оленей — существуют давно и находят выражение в разной форме, то появление всяческих экзотических изображений связано с влиянием книжной, христианской культуры», — рассказала Валентина Кузнецова, специалист отдела этнографии русского народа.

Как раз сейчас в Российском этнографическом музее проходит выставка «Вселенский бестиарий», которая знакомит в том числе с заморскими животными в русской культуре. Куратом выставки и выступает Кузнецова.

«Мы вместе с византийским влиянием, влиянием Ближнего Востока, появлением каменного зодчества, знаменитых храмов Владимиро-Суздальской земли с удивительной тонкости работы рельефами видим, как появляются изображения не только святых, но и изображения объектов растительного и животного мира, которые очень сильно отличаются от того, что человек видел в эпоху Средневековья на территории Руси,» — констатирует ученая.

Царь зверей и его родственники

Одним из самых богатых древних собраний образов экзотических животных Древней Руси считается храмовый декор Георгиевского собора в городе Юрьеве-Польском Владимирской области.

Георгиевский собор, Юрьев-Польский, Владимирская область Sergei Afanasev/Shutterstock/FOTODOM

Георгиевский собор, Юрьев-Польский, Владимирская область

© Sergei Afanasev/Shutterstock/FOTODOM

«В древнерусском искусстве изображения экзотических животных есть. В иконописи тоже встречаются, и это связано с библейскими историями. Если смотреть допетровское время, это владимиро-суздальская белокаменная резьба. Там можно и слона увидеть, и льва, и крокодила», — рассказала Наталья Ковалева, завотделом народного искусства Русского музея.

На стенах храма рельефный декор, который вырезался по готовой белокаменной кладке. Среди фигур — святые, воины-всадники, птицы, животные, растительные мотивы.

Понять, что обозначали изображения диковинных существ, невозможно было без пояснений, которые содержались в книгах или передавались устно.

Храмовый декор Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область SERGEI BALDIN/Shutterstock/FOTODOM

Храмовый декор Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область

© SERGEI BALDIN/Shutterstock/FOTODOM

В древнерусских книгах зооморфные персонажи иллюстрировали религиозные догматы. Животные наделялись символическим значением религиозного и нравоучительного характера, а особенности их поведения или внешности трактовались как аллегории христианских добродетелей или грехов.

Какие-то легенды, основанные на библейских сюжетах, приходили из Византии и Европы, а потом на их основе появлялись местные трактовки и превращались в сказки. Например, у народов Северо-Запада России бытовали легенды о спасении Ноева ковчега львом и кошкой.

Этнографы приводят сказку Вологодской губернии: «Окаянному нужно было потопить ковчег; и вот когда вода глубоко покрыла всю землю, окаянный вошел в собаку, собака чихнула и вычихнула мышь, мышь стала грызть дно ковчега; увидел это лев-зверь и чихнул и вычихнул кошку. Кошка съела мышь, и не погиб ковчег».

Похожую легенду о том, как лев произвел кошку из шерсти всех животных, рассказывали в Архангельской губернии. Спасшего ковчег льва стали считать царем зверей.

Лев вообще был одним из любимых персонажей в русском народном искусстве, он был олицетворением власти, воинской доблести, храбрости, благородства, справедливости и великодушия. При этом часто его изображали не злым и грозным хищником, а добродушным большим котом с гривой, и он служил талисманом и оберегом.

Храмовый декор Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область Irina Burmistrova/Shutterstock/FOTODOM

Храмовый декор Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область

© Irina Burmistrova/Shutterstock/FOTODOM

«Лев — одно из наиболее ранних изображений экзотического животного и одно из самых часто встречающихся. От века XII до нового времени мы увидим развитие этого образа. Если изначально это элитарная культура, церковное искусство, ювелирные изделия — не рядового характера, а требующие высокого мастерства, также оно фигурирует в книжной миниатюре, различных средневековых бестиариях, то уже к XIX веку мы этот образ будем часто фиксировать в народном искусстве — в росписи по дереву или архитектурной резьбе», — отметила Кузнецова.

Изображение льва можно найти как в отделке трона царя Алексея Михайловича в XVII веке, так и в росписи, резьбе фронтонов крестьянских домов, на шкафах, сундуках, прялках, вальках (брусках с рукояткой для катания и выбивания белья при стирке), рубелях (ребристых досках для глажения), конских дугах, полотенцах, пряничных формах и других бытовых предметах.

Полосы черны, губы как у кота, а голосом страшен

Остальные представители семейства кошачьих, включая самих котов, не получили широкого распространения в прикладном народном искусстве, хотя сведения о них доходили до Руси, но не в виде легенд, а как описание реальных зверей.

Крупных хищников этого типа — барсов, пантер, ягуаров и тигров — объединяло общее название «бабр». Это слово заимствовано из персидского языка, поскольку и знания об этих зверях пришли с Ближнего Востока.

В XVII веке купец Федот Котов, совершивший путешествие в Персию, подробно описывал тигра, которого увидел живьем в зверинце шаха: «А что в Казбине зверь бабр величеством болши лва, а шерстью глиннаст, а шерсть ниска, а по нем полосы черны поперег. А губы что у кота и прыск котовои. А сам черевист, ноги коротки, а длиною долог, а голосом велик и страшен, ногти что у льва!»

Из пояснения исследователей становится понятно, что в описании купца тигр больше льва, с шерстью цвета глины и поперечными черными полосами, с усами и повадками как у кота, при этом он пузатый, с короткими ногами, длинным телом и огромными когтями.

Возможно, Котов был не единственным, кто видел живьем зверя бабра, но внешнего описания было мало, чтобы тигр стал героем русского быта, поэтому он появился в предметах народного искусства гораздо позже, когда уже было доступно его наглядное изображение, позволяющее оценить красоту животного.

Памятник бабру в Иркутске alenvl/Shutterstock/FOTODOM

«В русском народном искусстве тигра нет. Если брать уже современное народное искусство, то образ тигра можно встретить в изделиях Гжели — сейчас к новогодним праздникам они делают и дракончиков, и тигрят, но это уже современные изделия. Тигра можно встретить в современных изделиях резной кости, например вырезанных из моржового бивня. Есть изображение тигра в каслинском чугунном литье под Челябинском, можно тигра найти в лаковой миниатюре Палеха. Но тигры в народном искусстве появляются уже ближе к XX веку. Для русской традиции это несвойственно», — пояснила Наталья Ковалева.

Даже само слово «бабр», обозначавшее тигра, в европейской части России со временем забылось, и это сыграло злую шутку с символом на гербе города Иркутска. Краеведы рассказывают историю о том, как в 1790 году императрица Екатерина II утвердила герб Иркутска с изображением тигра с соболем в зубах, но в описании герба тигр на местном наречии был упомянут как бабр.

При очередном утверждении герба города уже в конце XIX века петербургский чиновник не понял, о ком речь, и исправил букву в слове бабр, чтобы получилось знакомое «бобр». Из-за этого художникам пришлось пририсовать существующему тигру бобровый хвост и перепончатые лапы. Ошибка в написании была исправлена в 1997 году, но внешний вид загадочного «бабра» так и остался в геральдике.

Русский народный слон

Геральдика в XVIII веке стала еще одним источником проникновения зооморфных персонажей из других культур в русские народные изделия.

«В народном искусстве важным источником по образам экзотических животных была книга, очень популярная с петровского времени, — «Символы и эмблематы». Там были и пеликаны, и слоны, и верблюды. В этой книге не просто были изображения животных, но еще и у каждого был свой девиз. И вот эти девизы и сами изображения животных очень активно использовались в народном искусстве. И верблюдов, и крокодилов, и слонов можно встретить в народных вышивках, а в изразцах изображения точно брались из символов и эмблематов, даже с подписями», — объяснила Ковалева.

Сборник изображений символов и эмблем, составленный Яном Тесингом и Ильей Копиевским по указу Петра I, был напечатан в 1705 году в Амстердаме.

Составители отобрали на основе двух книг француза Даниэля де ла Фея 840 рисунков-эмблем, среди которых детали, заимствованные из мифов и легенд, изображения хорошо известных исторических персонажей, старые алхимические и оккультные символы, сюжеты из бестиариев. Рядом с изображениями они разместили пояснения к эмблемам.

Рельеф слона на стене Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область Borisb17/Shutterstock/FOTODOM

Рельеф слона на стене Георгиевского собора, Юрьев-Польский, Владимирская область

© Borisb17/Shutterstock/FOTODOM

Эмблемы из книги активно использовались для изображений на триумфальных арках, на транспарантах во время фейерверков, при составлении разнообразных гербов, для инкрустаций мебели, служили образцами для резчиков кости, а потом перекочевали и в вышивку», — говорит Ковалева.

При этом чаще всего мастера самих животных не видели, а ориентировались на изображения в книге.

«Не всегда у них и сама книга была под рукой — были случаи, когда уже из книги «Символы и эмблематы» что-то перерисовывалось, использовалось в народном искусстве, и уже с этого перерисованного мастер брал за образец для своего произведения, поэтому в вышитых изделиях мы уже с трудом можем угадать верблюда, слона, но они узнаваемые», — заключает эксперт.

К образам слонов, которых знали только по описаниям, народные мастера возвращались в разные века, но воплотить их как в XII веке, так и в XVIII было сложно, потому что на словах рассказать, что собой представляет этот заморский гигант, удавалось с трудом.

Даже в XVIII веке люди, видевшие слона, едва находили подходящие слова для его описания. В «Повести риторической о встрече в Mocкве слона персидского» Андрей Денисов написал, что слон «толстотелесен, великоглав, черновиден, горбоспинен, ступанием медведоподобен», а «уши имея велики, яко заслоны печныя».

Как изобразить того, кого нельзя называть

Причины, почему одни животные «прижились» в народном быту и часто воплощались в произведениях искусства, а другие хотя и были знакомы, но почти не использовались, как признаются сами ученые, назвать трудно — эту тему еще предстоит исследовать, причем с привлечением многих дисциплин.

«Если мы обратимся к народной культуре, мы увидим, что существует огромное количество поверий, связанных с животными, но далеко не все они изображаются. Есть целый комплекс представлений, связанный с различными гадами, насекомыми, мышами, но все они практически не изображаются ни в одном из материалов», — говорит Кузнецова.

И если нежелание создавать образы животных, несущих в себе негатив, можно понять, то долгое отсутствие в народном искусстве изображений того же медведя сложно объяснить.

Рисунок на тему сказки легенды и мифы народов россии

«С медведем, если мы говорим про русское население, про финно-угорские народы, у которых большой комплекс представлений связан с этим животным, то в обозримых этнографических реалиях у нас не будет его изображения. Медведь будет представлен в металлической пластике эпохи Средневековья, характерной для населения Волго-Камья, но для Нового времени изображение этого животного уходит. Он не отражен в вышивке. Если он появляется в виде керамических или деревянных фигурок, то уже как элемент художественного промысла — это богородская резьба, это изделия, оторванные от мифологической истории, и возникли они относительно недавно. Как и в истории с Гжелью и тигром, здесь в конце XIX — начале XX века мы будем фиксировать художественные промыслы, где изображение медведя будет представлено, но это уже художественный замысел, выполненный в традиции», — отметила Кузнецова.

С медведем, которого всегда воспринимали как самого крупного, самого значимого зверя — «хозяина», в народной культуре связано много поверий и запретов, даже на произнесение его имени. Он присутствовал, хотя тоже почти незримо, в обрядах, среди которых одним из самых живучих оказалось ряжение на святки.

«В ряжении зооморфные персонажи — в числе самых популярных. Тот же медведь, который не изображался в народном искусстве, но существовал как персонаж театрализованного действа. Часто детализация в облике ряженых не присутствовала, но то, что это медведь, определялось по повадкам ряженого — по интонациям, характеру его поведения. Сам костюм мог составлять просто вывернутую шубу», — пояснила этнограф.

Кто хозяин в лесу — тигр или медведь?

Интересна роль медведя на примере культуры народов Восточной Сибири, где его образ соседствовал и в какой-то степени и «конкурировал» с тигром.

«Для народов Сибири что медведь, что тигр — это животные — хозяева лесных массивов, очень значимые зооморфные персонажи. Это или фигуры, связанные с шаманской практикой, или с лечебно-промысловыми практиками, но это обрядовая культовая сфера, совершенно не рядовая», — пояснила Кузнецова.

Фигурка тигра — лечебный предмет шаманского культа, Приморская область, река Амур Российский этнографический музей

Фигурка тигра — лечебный предмет шаманского культа, Приморская область, река Амур

© Российский этнографический музей

Медведь у народов лесной зоны Сибири считался подобным человеку, поэтому его называли «отец», «дядя», «дедушка», «мать», «бабушка», почитали как хозяина леса, гор и зверей. У некоторых народов медведь или медведица рассматривались как предки человеческого рода, другие считали его покровителем домашнего очага и душ людей, охранителем от злых духов и болезней.

Чтобы прогонять болезни, фигурки медведей из дерева или соломы использовались в шаманских обрядах, с такими же целями создавались деревянные и соломенные изображения тигров. Порой они были довольно примитивными, похожими, скорее, на рептилию: представляли собой плоский кусок дерева, у которого с одной стороны выточены очертания головы, а с другой — длинный заостренный хвост.

В других случаях это был и вовсе пучок соломы, перевязанный в нескольких местах, чтобы обозначить голову, туловище и лапы. Но были и более точные скульптурные изображения тигров — на четырех лапах, с пастью и полосками на боках. Эти животные использовались и в шаманском костюме, который отражал представления о мироздании и о божественной силе тигра.

Фигурка тигра — проводника по мирам, предмет шаманского культа, Уссурийский край, начало ХХ века Российский этнографический музей

Фигурка тигра — проводника по мирам, предмет шаманского культа, Уссурийский край, начало ХХ века

© Российский этнографический музей

«Тигр для народов Дальнего Востока и Восточной Сибири — животное очень значимое. Он воспринимается и как хозяин лесного пространства, и как животное, которое обладает невероятной мудростью, может воспринимать человеческую речь. С тигром связана масса представлений тотемного характера, распространены легенды о браке между тигром и женщиной, и в результате этого союза рождается родоначальник рода. Существовал комплекс запретов на убийство тигра, то есть если это животное не угрожает жизни человека, то убивать его запрещалось, и охотник, даже встретив следы тигра, с пиететом относился к ним, не мог на них наступать», — рассказала Кузнецова.

Кружевной трактор

Изображения животных — и сказочных, и реальных — присутствуют в народной культуре во все времена, от древности до современности. У каждого было свое значение, свое «настроение».

Одни проходят многовековую историю, другие появляются на короткий промежуток времени, а затем забываются, сменяются более актуальными образами, причем не всегда одушевленными. Мода тоже не остается незамеченной в народном искусстве, хотя иногда получает неожиданное преломление.

Изразец с изображением единорога, Вологодская губерния, Сольвычегодск, вторая половина XVII века Российский этнографический музей

Изразец с изображением единорога, Вологодская губерния, Сольвычегодск, вторая половина XVII века

© Российский этнографический музей

«Народная культура — явление очень интересное. С одной стороны, мы видим, что сохраняются очень архаичные образы, композиции. В то же время проникновение новых изображений, новых орнаментальных приемов все равно фиксируется, хотя порой это не очень динамичное явление по сравнению с нашим стремительным XXI веком», — отмечает Кузнецова, подчеркивая, что в народной культуре отражаются самые разные пласты.

«У нас есть набор архаических образов, которые воспроизводятся в народном искусстве на протяжении веков, но в разное время с ними начинают соседствовать другие образы, у каждого есть определенная ниша, определенные особенности, традиции его изображения. Если посмотрим на XX век, то увидим, что в традиционном искусстве начинают появляться какие-то признаки времени, в котором человек находится. То есть на росписях появляются изображения часов, а в какой-то момент и атрибуты электрификации, модернизации — тракторы в вологодском коклюшечном кружеве. То есть традиционное искусство не отрицает мир, в котором оно существует,» — заключает ученая.

Екатерина Андреева

Кремль сравнил противников вакцинации с Гитлером, а Илларионов увидел в действиях Байдена новый Мюнхенский сговор. Госдума испугалась и не станет рассматривать закон о QR-кодах на транспорте. Как манипуляторы используют страхи Второй мировой войны

В путинской России главная скрепа – победобесие, главная пугалка – Гитлер и его пособники. И то и другое – излюбленный прием манипуляторов и среди сторонников и среди противников власти. Чтобы протолкнуть свою ложь лучше всего напугать людей Гитлером. Вот как они это делают.

Как сообщил спикер Володин, Госдума отложила рассмотрение законопроекта о QR-кодах на транспорте.

Протесты против введения QR-кодов неожиданно объединили людей, обычно вполне лояльных власти. Те люди, которые вполне терпимо относятся к пыткам, цензуре и фальсификации выборов, неожиданно именно в вакцинации и QR-кодах усмотрели нарушение своих базовых конституционных прав и вышли на митинги. Эксперты уже называют эту протестную активность первым за последние годы серьёзным расхождением властей с так называемым глубинным народом. И обращают внимание на то, что рейтинг Владимира Путина упал до 32%, потеряв 8% в сравнении с апрелем этого года. По данным опроса «Левада-центра» с 2014 года это самый низкий рейтинг Путина.

Видео дня

В поисках борьбы с противниками вакцинации Кремль нашел оригинальное решение – их решили объявить пособниками Гитлера.

«Заявления тех, кто выступает за то, что прежде чем колоть вакцину, нужно дождаться, чтобы она себя оправдала, — это не выражение своего мнения, а стратегия по уничтожению народа». — сообщил начальник управления по общественным проектам кремлевской администрации Сергей Новиков, и продолжил:

«Сегодня антиваксеры забрасывают нам тезисы о том, что «нет, вакцина, надо еще подумать, пусть она сначала еще себя оправдает». А между тем каждый день будет умирать тысяча человек. Считается, что это все гражданское общество, демократия, свобода выражения собственного мнения. Нет, это стратегия по уничтожению народа, и мы просто должны это знать».

И далее кремлевский чиновник провел параллели с действиями Гитлера, когда тот призывал своих командующих на оккупированных территориях СССР лишать местное население вакцин и средств гигиены, а вместо этого давать алкоголь и табак.

«Это была его экономическая стратегия по уничтожению населения Советского Союза», — сообщил Сергей Новиков.

Последователями Гитлера кремлевский чиновник Новиков называет абсолютное большинство граждан России. Поскольку сегодня отрицательно относятся к введению электронных пропусков для проезда в общественном транспорте три четверти россиян – 76%. Из них 17% — «скорее отрицательно», а «целиком отрицательно» — 59%. Лишь каждый пятый гражданин РФ воспринимает QR-кодирование «положительно». Из них «целиком положительно» — 8%. Ещё 13% — «скорее положительно».

В случае с посещением ресторанов, музеев, торговых центров и массовых мероприятий терпимость к QR-кодам выше. Негатив испытывают уже только две трети сограждан. Из них 50% относятся к инициативе целиком отрицательно, 17% — скорее отрицательно. Заметно выше уровень поддержки — 30%.

По мнению россиян QR-коды — это ограничение, деление на первый и второй сорт. Кроме того, люди видят явное противоречие в том, что говорит Путин и делает начальство. Путин говорит, что вакцинация не обязательна, а начальство – что QR-коды обязательны. Отсюда — протестные настроения. 43% россиян полагают, что массовые выступления против введения электронных пропусков вполне возможны. И каждый четвёртый гражданин РФ (25%) готов принять в них участие.

То есть власть, пожалуй, впервые лоб в лоб столкнулась с глубинным народом и растерялась. Пытаются пугать Гитлером. Вряд ли поможет.

Скелеты Второй мировой вытаскивают и манипуляторы с другой стороны. Пугают Мюнхенским сговором. На радио Свобода обсуждают переговоры Байдена с Путиным. Главный спикер — Андрей Илларионов:

«Путин не просто в плюсе. Переговоры Байдена с Путиным прежде всего, а также с лидерами стран НАТО, с Зеленским знаменуют собой подготовку создания новой международной системы отношений после уходящей в прошлое Ялтинско-Потсдамской системы…Это будет то, о чем предупреждал Черчилль в своей знаменитой речи 1946 года: занавес, который разделил Европу. Если прежняя система называлась Ялтинско-Потсдамской, то новую систему можно будет назвать Сочинско-Белодомовской – по местам нахождения главных организаторов и создателей этой системы».

И дальше пошла пугалка, профанный миф от Андрея Илларионова:

«Если делать исторические сравнения, то, что приходит на ум, – это, конечно, Мюнхен 1938 года, когда великие державы того времени – Британия и Франция с одной стороны, Германия и Италия с другой – решили судьбу Чехословакии. Тогда они выдвигали в качестве своей главной задачи избежание новой войны. Они решили поступиться безопасностью одного, слабейшего государства, не входящего в круг этой четверки, передать часть территории Чехословакии агрессору, который угрожал войной. То, что произошло в 1938 году в Мюнхене, почти полностью воспроизведено в 2021 году в разговоре между Байденом и Путиным в отношении Украины. Потому что главная цель и главный результат этих переговоров – это навязывание Украине исполнения Минских соглашений, которые, будучи полностью имплементированными, означают блокирование западного, европейского, евро-атлантического пути интеграции для Украины. Это ликвидация системы безопасности Украины, какими были фортификационные сооружения в Судетах для Чехословакии в 38-м году. А это главное, важнейшее направление обеспечения безопасности Украины. То есть путем демонтажа системы безопасности Украины Путин вместе с Байденом пытаются решить свои вопросы по формированию нового альянса». Конец цитаты.

Перейдем от мифов и хромающих исторических аналогий к реальности.

Очевидно, что в этой реальности 2021 года никакого нового Мюнхена и близко нет, и не будет. Байден проводит саммит демократий, который фактически является, в том числе, и антипутинской коалицией. Вместо зловещей оси Рим-Берлин-Токио – одинокая путинская Россия. Вместо Великобритании и Франции, которые в 1938 году умиротворяли агрессора, теперь новому, намного более слабому агрессору противостоит мощный блок НАТО. Байден, который в соответствии с аналогией Илларионова является реинкарнацией Чемберлена и Даладье, во-первых, в самих США далеко не все решает, и даже если бы захотел сдать Украину, явно не получил бы согласия Конгресса.

Во-вторых, США – это один из тридцати голосов в НАТО. Да, самый весомый и самый влиятельный, но один из тридцати. А среди остальных 29 голосов есть, например голоса бухарестской девятки, восточной части блока, в том числе голоса стран Балтии и Польши, народы и власти которых прекрасно понимают что «новый Мюнхен», сдача Украины, новый раздел Европы на сферы влияния – это прямая угроза не только Украине и Грузии но и всем странам Восточной Европы.

В-третьих, любые попытки решить судьбу Украины без Украины обречены на провал. А попытки навязать Украине выполнение Минских соглашений в московской версии являются совершенно невыполнимой миссией. В Кремле, кстати, это уже поняли, и именно поэтому раздают партбилеты «Единой России» начальникам «ЛДНР», форсируют экономическую интеграцию этих террористических анклавов с Россией и массово раздают в Донецке и Луганске российские паспорта…

Вот, казалось бы, такие разные люди, стоящие на противоположных позициях. Путинский чиновник Сергей Новиков защищает, естественно, интересы режима. Экономист Андрей Илларионов является радикальным противником Путина. Но при этом и тот и другой пытаются манипулировать общественным сознанием и с этой целью используют профанные мифы Второй мировой войны. Крайности сходятся…

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

  • Рисунок на тему сказка о золотой рыбке 2 класс карандашом
  • Рисунок на тему сказка о мертвой царевне и о семи богатырях легко
  • Рисунок на тему сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс для срисовки
  • Рисунок на тему сказка о рыбаке и рыбке 2 класс карандашом пошагово
  • Рисунок на тему сказка о рыбаке и рыбке 2 класс карандашом фото