Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №45» Аленький цветочек, г. Заволжье Нижегородская область
Филичева Л.Л. Рисуем картинки к сказке «Гуси-лебеди» // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 05.01.2022).
Заказ № 47070
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (сюжетное рисование) на тему: «Рисуем картинки к сказке «Гуси-лебеди»
Цель: Развивать творческую самостоятельность детей при изображении сюжетов любимой сказки.
Задачи:
1. Побуждать детей самостоятельно выбирать сюжет для рисунка к сказке «Гуси-лебеди», задумывать его содержание.
2. Способствовать формированию умения у детей изображать сказочных персонажей во взаимосвязи через их расположение относительно друг друга и передачу движения.
3. Содействовать формированию умения передавать характерные особенности старинной крестьянской одежды и предметов обстановки (печь, ухват и др.).
4. Обеспечить у детей формирование умения передавать в рисунке определенное место действия и время суток.
5. Упражнять детей в умении предварительно делать набросок простым карандашом.
6. Содействовать закреплению приемов работы гуашевыми красками и кистью разных размеров и жесткости, использовать палитру для подбора сочетания цветов и оттенков.
7. Содействовать развитию творческого воображения, активности детей, навыков самоанализа, необходимых для оценки собственной работы.
8. Способствовать воспитанию любви к сказкам, доброго отношения к малышам.
Демонстрационный материал: иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» художников Н. Василевской, В. Васильева, В.А. Жигарева, Н. Мельниковой, В. Лосина, П. Б. Чекмарева, изображения старинных предметов, куклы в русских костюмах, схемы фигурок людей в движении, обложка будущей книги, кассета с музыкальным сопровождением.
Раздаточный материал: кисти разной жесткости и размера, краски-гуашь, вода, салфетка, альбомные листы тонированного цвета, простые карандаши, фломастеры, лист бумаги(палитра) для подбора красок.
Предварительная работа: беседа с детьми о предстоящем занятии, на котором они будут рисовать картинки к сказке « Гуси- лебеди» , выбор детьми сюжета, который можно изобразить, тонирование детьми бумаги в соответствии с замыслом, рассматривание иллюстраций в книгах, играх, экскурсия в русскую избу, рассматривание предметов быта и утвари, изготовление воспитателем обложки к сказке, рассматривание иллюстраций с изображение людей.
Ход ОД:
Воспитатель:
В мире много разных сказок,
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери постучиться-
Скажем гостье: «Заходи».
В.А. Стеклова
— Ребята, по картинкам- иллюстрациям вы догадались, какая сказка к на пришла сегодня?
Дети: Русская народная сказка « Гуси-лебеди».
Воспитатель: Ребята, вы любите слушать сказки?
( Ответы детей).
А рассматривать картинки в книжках?
(Ответы детей).
Кто же рисует такие картинки к сказкам?
Дети: Художники- иллюстраторы.
Воспитатель: Ребята, а зачем нужны иллюстрации?
(Ответы детей).
Правильно, иллюстрации помогают понять содержание сказки, характер героев.
Многие художники любят рисовать иллюстрации к сказкам. Но каждый художник по- своему представляет и изображает сказочных героев.
Я вам предлагаю сегодня побыть настоящими художниками –иллюстраторами и всем вместе создать книжку с иллюстрациями по сказке «Гуси-лебеди» для малышей.
Каждый из вас нарисует один сюжет к сазкке. Для этого вы уже подготовили и затонировали листы бумаги .Вспомните, какой эпизод вы нарисуете.
О чем будет, Даша, твоя картинка?
А у тебя, Илья, о чём?
(Ответы детей).
Воспитатель: У одних события будут происходить утром, когда гуси-лебеди унесли Иванушку, у других-днём, когда Алёнушка побежала искать своего братца, у третьих- вечером, когда она добралась до избушки Бабы Яги или возвращается с Иванушкой домой.
С чего начнём рисовать?
Дети: С рисования героев: девочки, Иванушки и других героев сказки.
Воспитатель: Правильно, а затем нарисуем и место действия (лес, тропинка и др.).
Ребята, сначала сделайте лёгкий набросок простым карандашом рисуя героев, а потом закрашивайте.
Обстановку можно рисовать сразу красками.
Ребята, если у вас нет краски какого-то цвета, например, розового для лица и рук, как можно его получить?
Дети: Смешать краски.
Воспитатель: Для этого у вас есть палитра.
Если вам всё понятно, то можно приступить к рисованию. (Включается тихая музыка).
Воспитатель: по ходу обращает внимание детей на следующие моменты:
-Простым карандашом нажимаем слегка, тогда рисунок получится аккуратным, чистым;
-Иванушку, Алёнушку рисуем крупно;
_ Настя, обрати внимание, что Иванушка младше своей сестры, значит он ниже ростом;
— Илья, что будешь рисовать на переднем плане, что вдали7
— Ребята, все персонажи нашей сказки и предметы должны подойти друг к другу по величине;
— Дом, яблоню, печь и др. Надо изобразить не в самом низу листа бумаги, а повыше. Чтобы перед ними было свободное место для главных героев;
Гусей- лебедей вы все рисуете белой краской, потому что книга у нас общая;
_ А вот Алина нарисовала , как « налетели гуси- лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях»;
— Как красиво нарисовал Андрей гусей-лебедей, кружатся они вокруг печки, где спрятались сестра с братцем, машут крыльями, вытянули шеи, клювы раскрыли;
-Ребята, лапти можно нарисовать жёлтой краской, а коричневой изобразить переплетения;
— Таня, нарисовала картинку, как « бежит девочка с братцем Иванушкой , вот и дом близко, а гуси- лебеди за ними летят, того гляди выхватят Иванушку»;
— Молодец, Денис, нарисовал избушку Бабы яги. А краски какого цвета будешь использовать при раскрашивании?
Денис: Тёмные, чёрные, коричневые.
Воспитатель: А вот у Ксюши получилась избушка другая, нарядная, потому что Ксюша использовала светлые краски.
Ксюша, кто живёт в этой избе?
Ребята, заканчивайте рисовать.
В конце занятия рисунки выставляются на стенд.
Итог ОД:
Воспитатель: Давайте полюбуемся на наши иллюстрации к сказке и расположим их в правильной последовательности, как в сказке.
— Вот Алёнушка играет с подружками, а на этой картинке гуси-лебеди уносят Иванушку на крыльях и т.д.
— Как вы думаете, ребята, понравятся иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» малышам?
-На какой картинке сразу понятно, что это сказка « Гуси- лебеди» (Ответы детей).
— С помощью чего художник передал , что гуси-лебеди грозные ( широкие крылья, открытые клювы).
— А что Алёнушка торопиться, бежит? (Наклонилась вперёд, руками размахивает).
— У всех получились разные и очень интересные иллюстрации!
— Молодцы, вы сегодня были настоящими художниками. Позаботились о малышах, сделали им книжку. Вечером мы соединим картинки, склеим с обложкой и подарим малышам.
ПРОЕКТ «РОЖДЕСТВО»
Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.
Вид проекта: познавательно – творческий, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Актуальность:
Детство — время развития душевных и физических сил человека, приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек.
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни. Основой духовно — нравственного воспитания детей в детском саду является обращение к истокам российской культуры. Чем больше мы будем знать о русских культурных традициях своей страны, тем больше будем воспитывать в детях ценности культуры в традициях.
Рождество – не только великий христианский праздник, но и один из самых добрых, теплых и душевных семейных праздников в нашей стране. Но дети мало знают о традициях русского празднования Рождества Христова и Святок, прерывается связь времен и поколений и в наших силах сформировать у них эти знания и представления. Также как и встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси православных праздников, радоваться им, знать их истоки, понимать смысл празднования.
Участие детей в проекте «Рождество» позволит максимально обогатить знания и представления детей о народной культурной традиции.
Цель проекта: Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания, через приобщения дошкольников к основам православной культуры, к народным традициям празднования Рождества Христова и Святок в России.
Задачи проекта:
— Приобщить ребенка к истокам православной культуры через традиции русского народа
— Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.
— Познакомить детей с историей возникновения праздников Рождества Христова и Рождественских Святок, с традициями празднования их на Руси.
— Стимулировать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (стихи, колядки, потешки).
— Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, их традициях, обычаях.
— Развитие творческого мышления, коммуникативных навыков у дошкольников.
— Обогащать и расширять словарь воспитанников. Побуждать детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе.
— Максимально использовать разнообразные виды детской деятельности в рамках реализации проекта.
— Развивать эмоционально положительное отношение к празднику и желание участвовать в его подготовке.
Ожидаемые результаты по проекту:
— Проявление интереса к православной вере и православным праздникам; любви к русскому народу, его Святыням, фольклору, традициям; воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали, умение различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивым и внимательным к сверстникам и старшим.
— Формирование у детей элементарного представления о духовном мире; о празднике Рождества Христова, знакомство с образами Христа и Богородицы.
— Сформированы устойчивые знания и интерес к истории праздника Рождества Христова, к разнообразным народным традициям.
— У детей формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в применении полученных знаний и навыков в играх и художественной деятельности.
— Педагоги расширяют образовательное пространство, придают ему новые формы, способствуют эффективному развитию творческого и познавательного мышление дошкольника.
— Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, в процессе поиска информации и проведения праздника.
— Усвоение ребёнком высших ценностей: милосердия, правдолюбия, неприятия зла и усвоение добра.
Понедельник – Что такое Рождество?
Утренняя встреча.
Беседа «Что такое Рождество?» Подборка сюжетных картинок по теме «Рождество»
Рассматривание репродукций, иллюстрации из детской библии. Подборка репродукции, иллюстраций по теме.
Чтение стихотворений о Рождестве Подборка стихотворений о Рождестве
«Сюжетно – ролевая игра» «Семья справляет рождество» Куклы, кукольная посуда, «угощение» (печенье, пирожное, кексы)
«Развивающие игры» «Кто больше знает», «Задание Снежной королевы»
Подвижные игры «Два мороза», «Зима пришла!»
Рисование «Рождественская ночь» Бумага темного цвета, кисть, гуашь.
П. И. Чайковский Отрывок из балета «Щелкунчик» Аудиозапись.
«Трудовая деятельность» Сбор снега для постройки на площадке. Лопатки, ведерки.
Конструирование вертепа Геометрические фигуры, вырезанные из картона, фломастеры.
Рекомендации родителям: «Расскажите ребенку о Рождестве».
Вторник – Рождественская елка
Утренняя встреча.
Беседа на тему: «Почему мы наряжаем елку на праздник». Подборка сюжетных картинок на тему «Рождественская елка»
Рассматривание репродукции, иллюстраций с изображением рождественской елки, Вифлеемской звезды. Подборка сюжетных картинок по теме.
Чтение рассказов, стихотворений о рождественской елке. Подборка рассказов, стихотворений.
Сюжетно – ролевая игра «Мы наряжаем Рождественскую елку» Атрибуты к игре
Развивающие игры «Волшебная цепочка», «Чего на елке не бывает»
Подвижные игры «Ничего не вижу», «У медведя во бору» Ведерки.
Лепка «Рождественская свеча»/ Пластилин, доски для лепки.
Прослушивание песен о Рождестве. Аудиозаписи
Конструирование «Елка» (оригами) Три квадрата зеленого цвета разного размера.
Работа с родителями — Консультация для родителей «Знакомство ребенка с библией»
Среда — Рождественские чудеса
Утренняя встреча.
Беседа на тему «Рождественские чудеса» Подборки сюжетных картинок на тему «Рождество», «Ангелы».
Чтение рассказов, стихотворений о рождественских чудесах. Подборка рассказов и стихотворений о Рождестве.
Заучивание небольших стихотворений о Рождестве наизусть. Небольшие стихотворения о Рождестве.
Сюжетно – ролевая игра «Мы идем на праздник» Атрибуты к игре
Развивающие игры — «Вспомни быстрее», «Кто больше знает»
Подвижные игры «Мы погреемся немножко», «Катаем снежный ком»
Аппликация «Ангел» /Цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.
Прослушивание русской классической музыки Аудиозаписи
Лепка из природного материала: «Снеговик». Лопатки, ведерки, природные материалы для украшения фигуры.
Работа с родителями — Подготовить вместе с детьми рождественские подарки (угощения, ангелочков, открытки).
Четверг — Рождественская сказка
Утренняя встреча.
Беседа на тему: «Почему мы любим Рождество?» Подборки сюжетных картинок на тему «Рождество», «Ангелы».
Викторина «Зимние сказки» Подборка иллюстраций по теме
Чтение рождественских сказок, рассказов, стихотворений. Подборка рассказов и стихотворений о Рождестве.
Сюжетно – ролевая игра» «Магазин игрушек» (выбираем подарок) Атрибуты для игры (игрушки, кассовый аппарат, игрушечные деньги).
Развивающие игры — «Одним словом», «Разложи по порядку» Картинки с изображением последовательных действий.
Подвижные игры «Ели, елки, елочки», «Низко – высоко», «Снежные круги» Атрибуты для игры (нарисованные мишени)
Рисование «Моя любимая зимняя сказка». Бумага, гуашь, кисть.
Прослушивание рождественских мелодий. Аудиозаписи.
Конструирование — «Дворец Снежной королевы» Геометрические фигуры.
Работа с родителями — Придумать вместе с родителями свою рождественскую сказку.
Пятница — Рождественские Святки
Утренняя встреча.
Беседа о Святках, народных традициях их проведения. Подборки сюжетных картинок на тему «Святки»
Рассматривание репродукций, картинок с изображением празднования Святок. Подборка репродукции, иллюстраций по теме.
Чтение колядок, заучивание наизусть. Колядки «Мы встречаем гостей» (атрибуты, костюмы)
Развивающие игры — «Скажи наоборот», «Дары волхвов»
Подвижные игры «Баба – яга», «Горелки»
Лепка «Зимние забавы»
Прослушивание народных колядок (хороводы, танцы под музыку) Аудиозаписи
Конструирование из бумаги «Звезда» Два бумажных квадрата, клей, кисть клеевая, ножницы.
Работа с родителями — Беседа с детьми о главных традициях Рождества: милосердии, добрых делах, прощении.
Результаты проекта.
Сформированы устойчивые знания и интерес к истории праздника Рождества Христова.
Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности.
Пополнена предметно-развивающая среда мини музея.
Рождество Христово – теплый праздник, который дарит настроение. В этот день православные верующие могут разговеться, так как пост остался позади. Принято созывать гостей, накрывать на стол, угощать. Главное блюдо – кутья. Основное внимание уделяется яствам из мяса, особенно вкусна индейка. А в качестве десерта – имбирные пряники. На праздник дарят подарки. Их можно сделать вместе с детьми – нарисовать рождественские рисунки с изображением Иисуса Христа, Вифлеемской звезды, волхвов с подарками.
Рисунки на Рождество для срисовки
Представленная коллекция изображений поможет родителям вместе с детьми нарисовать красивые рисунки на Рождество. Кроме этого:
- рисунки для срисовки – отличная идея для подарка близкому человеку;
- изображения могут нарисовать все без исключения, даже если не имеют художественных данных;
- совместная работа детей и родителей укрепляет отношения в семье.
Мастер-класс: младенец Иисус Христос в яслях
Люлькой для Иисуса были ясли. Чтобы нарисовать Иисуса в колыбели на фоне сена, начинать рисунок следует с очертания головы.
Затем рисуем глазки, рот, приступаем к рукам.
Чтобы младенцу было тепло, родители укутали его в пеленку.
Осталось дорисовать ясли.
Получилась красивая картинка, теперь ее нужно раскрасить цветными карандашами либо красками. Так как Иисус Христос появился на свет в хлеву, следует дорисовать солому.
В продолжении темы рождения Иисуса Христа будет уместным нарисовать волхвов, приносящих дары.
Мастер-класс: «Волхвы, приносящие дары»
Хотите нарисовать карандашами или красками волхвов? Перед началом работы необходимо вспомнить, какие дары принесли волхвы младенцу. Иисусу в дар преподнесли ладан, золото и смирну.
Золото дарили в знак почитания и уважения, в основном царям. Ценную древесную смолу – ладан, использовали во время проведения христианских обрядов. Смирна – это ароматическое вещество, которое нашло применение в обрядах бальзамирования.
Для того, чтобы нарисовать Волхвов с дарами следует изобразить человека в просторной одежде с кувшином в руках. Вместо кувшина можно нарисовать ларец. Головы Волхвов должны быть слегка наклонены – в знак уважения к младенцу и его родителям.
С детьми можно нарисовать рисунок, как Мария присматривает за младенцем.
Красивые рисунки на Рождество карандашом
Нарисовать Рождество карандашом – что может быть проще и интереснее, ведь такие изображения выглядят свежо и красиво. В этом может каждый убедиться, если рассмотрит рисунки на Рождество в этой подборке. Из разных техник рисования и любопытных идей можно выбрать тот сюжет, который под силу повторить. Кроме этого, красиво смотрятся рисунки не только простым карандашом, но и акварельными карандашами.
Рождество можно нарисовать по раскраске. Маленькие дети еще не в силах повторить сложные элементы, поэтому в таком способе творчества нет ничего зазорного. А малышам будет приятно нарисовать открытку на Рождество акварельными карандашами.
Картинку можно распечатать на принтере, а потом раскрасить.
В данном видео показан мастер-класс «Как нарисовать Рождество карандашом».
Вот этот рисунок под силу нарисовать самостоятельно.
Видео показывает, как нарисовать Рождество детям.
Далее представлена схема Ангела Хранителя и видео, в котором показан мастер-класс рисования.
Идеи рисунков на тему Рождество на конкурс (Вертеп, рождение Христа)
Рисунок на конкурс должен быть особенным, нравится самому себе и жюри, которое будет оценивать работу. Понятно, что не все займут призовые места, так как их количество ограничено, но настроение будет классным!
Итак, на конкурс рисунков на Рождество можно нарисовать:
- маленького Иисуса;
- вертеп;
- детей со свечами;
- Вифлеемскую звезду;
- угощения – имбирные пряники;
- венки и свечи;
- красивую елку, украшенную шарами.
Конечно, идеи рисунков на Рождество были бы неполными, если не нарисовать Вифлеемскую звезду. Благодаря этому небесному явлению Волхвы поняли, что на свет появился Иисус. Правда, до сих пор ученые спорят по поводу количества лучей, но принято рисовать звезду с восьмью лучами.
Мастер-класс 1: рисование Вифлеемской звезды пошагово
- Для начала на белом листе бумаги следует нарисовать две линии, расположенные перпендикулярно по отношению друг к другу.
- Следующим шагом будет прорисовка лучей вокруг нарисованных линий.
- Между основными лучами нужно нарисовать еще четыре дополнительных.
- Все лишние линии, расположенные внутри звезды, понадобится стереть ластиком. Должен получиться такой рисунок.
- Дальнейшее действие зависит от маленького художника. Можно вокруг звезды нарисовать небо и маленькие звезды.
Мастер-класс 2: «Вифлеемская звезда»
Вифлеемская звезда – неотъемлемый символ Рождества Христова. При раскрашивании лучше использовать краску золотистого цвета, так как предание гласит, что она была золотой.
- Основа рисунка – восьмиконечный звездчатый многоугольник. Для его изображения нужно нарисовать квадрат, затем еще один квадрат, только перевернутый на 45 градусов. В итоге получатся 8 вершин, которые и будут концами Рождественской звезды.
- Теперь следует соединить вершины через две и стереть лишние линии внутри рисунка. Чтобы получилось естественно, верхний и нижний луч нужно удлинить.
- Теперь остается раскрасить золотистой краской, как показано на рисунке.
За основу можно взять звезду на фото – скачать и раскрасить нужным цветом.
Детские, простые рождественские рисунки для срисовки
Для детей подобраны простые в исполнении изображения для срисовки. Ведь малыши, так же как и взрослые, любят, чтобы у них все получалось.
Легкие цветные рисунки красками к Рождеству
Нарисовать Рождество красками – это беспроигрышный вариант для всех – малышей, подростков, взрослых, которые не умеют рисовать, но могут создать праздничное настроение. Начинающие художники без труда смогут повторить сюжет из рисунка, тем более, что пошаговое выполнение показано в видео.
Мастер-класс: «Как правильно нарисовать ангела-хранителя».
Еще один мастер-класс: «Рождественский ангел».
В следующем видео показано, как легко нарисовать ангела.
Рисуем рождественского ангела для детей
Рождество не было бы праздником без ангелов. Поэтому на рисунке обязательно должен присутствовать посланец небес. Есть много вариантов рисования ангела: одни изображают его с кудряшками на голове, как у маленького ребенка, и крылышками, другие, третьи – танцующего, поющего. И все они летают и молятся за наше благополучие, или дарят звезду.
Фото
В данной коллекции собраны рисунки детей всех возрастов, а также взрослых художников, обладающих профессиональными навыками.
Рождество – чудесный праздник. Так же как и Новый год, он дарит веру в чудо, надежду в то, что все мечты сбудутся. А для детей ничего лучшего, как исполнение их заветных желаний и быть не может. Поэтому в этот праздник важно с малышами нарисовать подарки своими руками на Рождество.
Технологическая
карта урока открытия нового знания
Учитель:
Раздобреева Анна Евгеньевна.
Учебный
предмет:
Изобразительное искусство.
Тема
урока:
«Новогодний шарик».
Класс: 1 класс.
УМК: Система
развивающего обучения Л.В. Занкова.
Цель:
создать условия для ознакомления с рисованием елочной игрушки
Задачи:
Образовательные:
создать условия для формирования знаний об истории создания
новогодних игрушек, разновидностях новогодних игрушек (по форме, цвету, размеру),
репродукциях картин художников, работавших в бытовом жанре.
Развивающие:
способствовать развитию воображения, творческой
фантазии; способствовать развитию умения изображать
новогоднюю игрушку на плоскости.
Воспитывающие:
воспитывать интерес к творчеству художников; воспитывать
аккуратность при работе с красками; воспитывать бережное отношение к
своей работе; воспитывать
эстетические чувства.
Планируемые
результаты:
Личностные: принятие
и освоение социальной роли обучающегося; понимание причины успеха/неуспеха
учебной деятельности; осмысление и дифференциация картины мира.
Метапредметные:
Регулятивные
УУД: способность принимать и сохранять
цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, умения планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; умение проговаривать последовательность
действий на уроке.
Коммуникативные
УУД: умение осознанно
строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, умение
слушать собеседника и вести диалог.
Познавательные
УУД: овладение
логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, овладение сведениями о сущности и особенностях объектов,
ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Оборудование:
Для
учителя: доска, проектор, презентация, трафарет
шара, кисточки, баночка с водой, краски, репродукции картин: Серебрякова З.
«Катя в голубом у елки», Ткаченко Е. «Новый год», Викторов С.П. «Наряжают
елку», Мазанов Л.Н. «Новогодняя елка», Курсеев В. «Рождественская елка», Зайцев
Е. «Рождественская ёлка», Дудин А. «Елка».
Для
детей: трафарет шара, кисточки, баночка с водой,
краски, салфетки.
Оформление
доски:
Словарные слова: 1. Репродукция 2. Бытовой | Разновидности | Образец | ||||
| ||||||
Словарные слова:
1. Репродукция
картины – это воспроизведение оригинальной картины при помощи современного
оборудования, например, при помощи фотоаппарата.
2.
Бытовой жанр – это жанр изобразительного
искусства, посвящённый повседневной, частной и общественной жизни.
Организационная
структура урока
Этап | Деятельность | Деятельность |
Организационный | — — | Проверяют |
Эмоциональный | — — Если Если Что — — Как Ветви Бусы И Флаги, Работа 1 — 2 — 3-5 — — 6-9 — 10 — | — — — — |
Самостоятельная | 11 — 12-13 — 1. 2. 3. 4. 5. — — 14 — Кого — 15 — Автор 16 — 17 — — — 18 — — 19 — — — 20 — — | Следуют — — — — — — — — — — Расписывают |
Рефлексия, | — — — — — — — — | — — — — «Ёлка». Участвуют Убирают |
Новогоднее, оно же в остальных странах (кроме стран Залива) рождественское, кино — отдельный жанр. С точки зрения героя Билла Мюррея в фильме Scrooged, это то, что заставит людей сидеть у телевизора и повышать магнатам рекламные расценки. А ещё, с нормальной, человеческой точки зрения, — нечто, что объединит семью на праздники, утешит одиноких, развеселит компанию и так или иначе пройдёт через всю жизнь как добрая память и даже привычка.
Также по теме
Богатырь, Санта-Клаус и лев-рокер: главные кинопремьеры недели
В четверг, 23 декабря, в российский прокат выходит третья часть сказки о богатыре Иване «Последний богатырь: Посланник Тьмы» режиссёра…
Собственно, то, что мы только что описали, вполне укладывается в концепцию непрекращающейся народной любви к вечнозелёной картине «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Интересно, конечно, как она воспринимается уже новыми поколениями, — я думаю, всё больше и больше шуточек проходит мимо ушей, и она потихоньку переходит в разряд «фильмов для бабушек». Не знаю, я с внуками обычно смотрю на Новый год что-нибудь из «Квартирников у Евгения Маргулиса»: рок-н-ролл объединяет поколения лучше, чем кино. Хотя…
Было понятно, что про «Карнавальную ночь» уже мало кто вспоминает, но это тоже один из немногих реально новогодних фильмов made in USSR. Но свято место пусто не бывает, поэтому мы получили «Иронию судьбы — 2» (2007) с прекрасными артистами и странным исполнением. Зато Тимур Бекмамбетов стал основным поставщиком новогоднего контента в русском кино. Потому что «Ёлки» — это тоже его. А потом уже «Ёлки 2» (2011), «Ёлки 3» (2013), «Ёлки 1914» (2014) и так далее. Раньше у актёров была нехилая прибавка к жалованию — «ёлки», то есть работа на праздниках: «Алё, какой Голливуд, у меня ёлки!» Теперь это не просто «ёлки», а «Ёлки». С чем и поздравляем Ивана Андреевича Урганта. И ведь реально русский кинематограф старательно отрабатывает «дату»: на самом деле новогодних фильмов много, и они разного качества. А уж запомнили вы их или нет — это вопросы к производителям.
Традиционная международная продукция тоже недурно укрепилась в локальном сознании. При этом рождественско-новогоднее кино давно уже отрабатывает совершенно различные данные — от романтической комедии до боевиков и хоррора.
Скажем, «Крепкий орешек» 1988 года режиссёра Джона МакТирнана с Брюсом Уиллисом — это классический боевик-блокбастер или рождественское кино? И то и то одновременно. А для тех, кто не понял, — на титрах вам древний певец Вон Монро со своим оркестром споёт Let it snow, Let it snow, Let it snow…
Главное, чтобы действие позволяло поставить ёлку в кадре и чтобы прозвучали хотя бы отдалённо Jingle Bells и прочая классика. А за время развития поп-культуры специальных рождественских хитов написано и записано тоннами. От тех самых «Колокольчиков» до «Знают ли они, что уже Рождество?» сборного коллектива британских рок-звёзд и вплоть до «Хорошего Рождества всем» группы Slade (наверное, самая прикольная рождественская песенка).
И в рождественском кино не факт, что лидируют американцы. Потому что, например, есть «Настоящая любовь» (Love Actually, 2003) британца Ричарда Кёртиса — настоящая современная сказка про премьер-министра (Хью Грант), который влюбился в обычную простую девушку, и про писателя (Колин Фёрт), который переживает трагедию на любовном фронте. Это довольно мило, если не задумываться о классовом характере британского общества, который сквозит там изо всех щелей. А ещё главное — не путать его с другим фильмом с Хью Грантом, «Четыре свадьбы и одни похороны». Спойлер: в «Настоящей любви» есть ёлочки в кадре.
Не знаю, стоит ли в этом признаваться, но мне очень нравились рождественские specials сериала «Доктор Кто» (Dr Who) — это маленькие телевизионные шедевры, независимо от того, кто играл Доктора. И даже в этом году что-то такое покажут, несмотря на полную катастрофу с Доктором-женщиной и навязчивую левацкую пропаганду внутри сериала.
В принципе, могли и отменить Кристмас-спешл, потому что Кристмас может кого-нибудь сильно обидеть, и пора его тоже заканцелить.
Британский фильм «Миллионы» (Millions, 2004) с Джеймсом Несбиттом мало кто знает, но тем не менее он считается одним из лучших праздничных фильмов. И пусть вас не сбивает с толку, что он начинается летними пейзажами. Из самых новых — «Дед Мороз вернулся» (Father Christmas is Back, 2021) c Элизабет Хёрли и «монтипайтоном» Джоном Клизом в ролях. Собственно, с британцев отдельный спрос, потому что именно Чарльз Диккенс, можно сказать, основоположник жанра с его «Рождественской песней» 1843 года. И по Диккенсу полно прямых экранизаций — это и мини-сериал режиссёра Ника Мёрфи (2019), и фильмы Роберта Земекиса (2009), Клайва Доннера (1984) и т. д. И не все они милые, потому что Эбенезер Скрудж — трагическая фигура и события в повествовании довольно страшные. Но образ Скруджа и даже его имя, которое стало нарицательным, присутствуют в совсем других картинах, отсылая нас к Диккенсу, или просто живут сами по себе, как у «Диснея». Но мой выбор — «Рождественская песнь Чёрной Гадюки» (Blackadder’s Christmas Carol, 1988) c Роуэном Эткинсоном, которого публика знает как Мистера Бина. Ну и, конечно, «Рождественская песнь Маппетов».
Диккенсовская тема живёт даже в фильме «Новая рождественская сказка» (Scrooged, 1988) Ричарда Доннера, который постоянно отсылает нас к истории Эбенезера Скруджа. Только про корпоративную культуру на телевидении. Билл Мюррей, как всегда, прекрасен, а сцена, где великий Майлс Дэвис играет на улице за «донаты», длится буквально минуту, но она делает мой вечер. Герой Мюррея бросает ему злобно: «Вы там в ноты хоть попадать научитесь сначала». Сцены корпоративных вечеринок могут сейчас довести до инфаркта членов отвратительного woke-комсомола.
На удивление, но «Гремлины» (Gremlins, 1984) — это тоже рождественское кино. И руку к нему приложил Джо Данте, который с Ричардом Доннером прославился и «Полицейским взводом», и «Байками из склепа». И даже Стивен Спилберг. Сценарий Криса Коламбуса, который уже в качестве режиссёра принёс нам ещё один рождественский фильм — «Один дома» (Home Alone, 1990). Вечно юный Маколей Калкин так и остался исполнителем роли мальчика. Многие критики даже успели его обругать — ровно до того момента, пока не стало понятно, что при бюджете 18 млн он собрал почти полмиллиарда. Вот это я понимаю — рождественская история.
Выдающийся сказочник нашего времени Тим Бёртон сделал три рождественских фильма. Один — «Эдвард руки-ножницы» (Edward Scissorhands, 1990). Главного персонажа придумала писательница Кэролайн Томпсон, на чём её вклад в мировую культуру и завершился. Джонни Депп, видимо из-за тяжёлого грима, тут выглядит приличным актёром. А весь образ главного героя Бёртон слепил с образа лидера группы The Cure Роберта Смита, снабдив его ножницами вместо пальцев. Трогательная история, которую бабушка рассказывает внучке на вопрос, откуда берётся снег. Особый визуальный талант режиссёра каждый фильм превращает в арт-манифест. Возможно, во втором рождественском фильме Бёртона, «Бэтмен возвращается» (Batman Returns, 1992), он был немного ограничен оригинальной стилистикой комиксов, но готическая атмосфера не мешает фильму быть именно рождественским. Плюс Дэнни ДеВито и Мишель Пфайффер.
Полнометражный анимационный фильм Бёртона «Кошмар перед Рождеством» (Nightmare Before Christmas, 1993) тоже носит отпечаток готичности. Но он парадоксален, прекрасно нарисован и вообще — классика жанра. И да, это мюзикл.
Из классических сказок, которые для нас классикой не успели стать, — с картиной «Как Гринч украл Рождество» (How the Grinch Stole Christmas, 2000) можно получить свою дозу рождественского настроения.
Хотя Джим Керри может перевернуть с ног на голову наше представление о празднике. Но, конечно, Арни Шварценеггер в «Подарке на Рождество» (Jingle All the Way, 1996) ещё страшней. Если вы ещё не придумали, какую модную — самую модную — игрушку подарить своему ребёнку на НГ, лучше этот фильм не смотреть всей семьёй. А то могут возникнуть вопросы типа «Папа, а подаришь PlayStation 5?» (или что там у нас в моде в этом сезоне).
Для парадоксальных и неконвенциональных тоже найдутся рождественские фильмы. Один из них — «Поцелуй навылет» (Kiss Kiss Bang Bang, 2005) с Робертом Дауни младшим и Вэлом Килмером. Он мог бы понравиться и небинарным, но тут чётко говорится о том, что когда мужчины целуются — это противоестественно. Да, были времена в Голливуде. По-моему, это единственный рождественский фильм в стиле нуар.
Но есть и рождественское кино в жанре хоррор — «Анна и апокалипсис» (Anna and the Apocalipse, 2017). Это британская картина, снятая по очень удачной короткометражке «Зомби», которой к тому же дали премию BAFTA. Правда, самое хоррорное в нём — это то, что он мюзикл.
Конечно, картина неполная, но как минимум неделю перед Новым годом вам будет что посмотреть. Настроиться на чудо.
А чудо, как учит нас этот жанр, может случиться всегда. И как говорил один травмированный чёрный пацан из Scrooged, «и благослови нас Бог».
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.