Рисунок на тему рассказа мальчики

тема: чтение рассказа н. носова живая шляпацель: доведение до понимания дошкольников основной мысли произведения н. носова живая шляпа.образовательная: учить

                              Тема: Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

Цель: Доведение до понимания дошкольников основной мысли произведения Н. Носова «Живая шляпа».

Образовательная: Учить слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать монологическую и диалогическую связную детей.

Развивающая: Развивать представления о юмористической ситуации, на примере поведения героев рассказа.  

Воспитательная: Воспитывать культуру поведения и восприятия художественных произведений.

Словарная работа: Активизация словаря:  кабинет, шляпа.
Обогащение словаря:  комод, кочерга, треснуть, плюхнуть, клюшка.
Планируемый результат: Понимание основной мысли произведения.

Предварительная работа: Чтение книг Н. Носова «Огурцы», «Заплатка»,

«Мишкина каша». Рассматривание иллюстраций к данным произведениям. Беседа о писателе Н. Носове, внесение в речевой уголок его портрета.

Этапы

Задачи этапов

Деятельность педагога

Методы,

формы,

приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат каждого этапа

1.

Организационно-мотивационный

Вызвать интерес к новому произведению.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком писателе идет речь? Герои книг его весёлые, смешные. Вот Мишка варит кашу и пыхтит, а каша из кастрюли убегает, наверное,  на улицу спешит!

А какие еще произведения Н. Носова вы знаете?

Худ. слово.

Это «Мишкина каша», Николай Носов написал.

Дети называют.

Вызвать положительные эмоции от воспоминания произведения знакомого писателя.

2.

Основной этап.

2.1

Этап постановки проблемы.

Подготовка к восприятию рассказа.

А хотели бы вы познакомиться с новыми рассказами этого

замечательного писателя? Тогда я спешу вас порадовать.

Сегодня мы будем читать рассказ Н. Носова, который называется «Живая шляпа». Эта увлекательная история, которая произошла с двумя мальчиками и одним маленьким котенком. Только при чем здесь шляпа, да еще живая!?

Вопросный

Аннотация.

Конечно, хотели бы.

Приготовиться к слушанию.

2.2

Этап ознакомления с новым материалом.

Познакомить с содержанием рассказа.

Итак, Н. Носов «Живая шляпа».

Чтение педагога.

Вам понравился рассказ? Почему?

Кто вас так насмешил?

А им было смешно?

А чего они испугались?

А шляпа может быть живой?

Теперь понятно, почему рассказ называется «Живая шляпа»?

Давайте поиграем, ребята.

Кошка прятаться любила,

Кошка спрятаться решила.

Мы её везде искали,

Мы её повсюду звали:

« Кис-кис-кис, кис-кис- выходи к нам, покажись!

В дом тебя мы унесем,

И напоим молоком.

Словесный

Вопросно-ответный

Игровой

Да. Он смешной.

Дети, ребята. Как они картошкой бросались, клюшкой, кочергой.

Нет, им было страшно.

Живой шляпы.

 Нет, под ней котенок сидел, он двигал шляпу.

Конечно, понятно. Очень смешной рассказ.

Приседают.

Ходьба.

Повороты головы.

Наклоны туловища.

Гладят воображаемую кошку на плече.

Слушание рассказа, понимание авторского замысла.

Чередование вида деятельности.

2.3

Этап практического решения проблемы.

Закрепление материала.

Ребята, посмотрите, у меня три иллюстрации к рассказу. Одна иллюстрация- это начало рассказа, вторая- середина- главные события, ну, а третья часть завершение рассказа. Внимательно посмотрите, и скажите, где начало истории?

Итак, первая иллюстрация.

Что делали мальчики?
— А как их звали? 
— Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы?
— Расскажите, как мальчики испугались.
— Покажите, как они испугались!

Какое бы название вы дали первой части рассказа?

Вы, ребята, верно подметили, что главное событие произошло в первой части рассказа. А можем мы назвать «Необъяснимое явление»?

Итак, вторая иллюстрация.

 
— Какие средства мальчики выбрали для борьбы со шляпой?
— Кому пришла в голову идея бросаться картошкой?

— Как узнали мальчики секрет шляпы?

Как бы вы озаглавили эту часть рассказа?

Замечательное название.

А теперь последняя иллюстрация.

— Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську.

Как можно назвать эту часть рассказа?

Давайте так и озаглавим.


Ребята, а  как бы вы поступили на месте мальчиков?
Подумайте, потом мне расскажете.

Словесный,

Наглядный.

Дети выставляют в соответствии с событиями рассказа.

Рисовали.

Володя и Владик.

Она поползла.

Пересказывают.

Показывают.

Шляпа оживилась, Шляпа поползла.

Да-да. Можем.

Дети перечисляют.

Вовке.

Швыряли картошкой и шляпа подскочила  к верху.

« Сражение»

«Милый котенок».

Пересказ текста, придумывание названий к каждой части рассказа.

3.

Заключительный этап.

Подведение итога

Вот и познакомились с еще одним произведением (кого?)

Все было в этом рассказе и страх, и удивление, и грусть и смех.

Хотели бы вы еще послушать рассказы этого писателя?

Мы обязательно это сделаем. А пока книга Н. Носова «Живая шляпа» займет достойное место в нашем книжном уголке.

Обобщение.

Похвала.

Н. Носова «Живая шляпа».

Делятся впечатлениями, относят книгу  в уголок, рассматривают иллюстрации.

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 42-50.

УКМ «Школа России»

Раздел «О братьях наших меньших»

1. Дополни выставку книгами, которые соответствуют теме.

На выставке уже есть книги В. Берестова «Кошкин щенок», С. Михалкова «Мы везём с собой кота», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и В. Сутеева «Кто сказал Мяу».

Дополним выставку книгами:

  1. Т. Александрова «Медвежонок Бурик»
  2. Г. Балл «Желтячок»
  3. Б. Заходер «Русачок»
  4. В. Сутеев «Мешок яблок»
  5. М. Горький «Воробьишко»
  6. Б. Житков «Мангуста»
  7. М. Пришвин «Изобретатель»

2. Придумай историю про приключения маленького птенчика или зверька. Начни рассказывать так: Однажды мама-курица, гуляя по берегу маленького неглубокого прудика, увидела в прибрежных камышах жёлтого беззащитного утёнка. Он потерялся и был очень напуган…

Мама-курица пожалела утёнка и отвела его к себе во двор. Разные птицы обступили утёнка и стали думать, как найти его родителей. Но в это время от пруда поднялась мама-утка.

Она увидела сыночка и обрадовалась. Она поблагодарила курицу за заботу и сказала, что если встретить её цыплят в воде, обязательно отведёт их к маме.

3. Возьми в библиотеке книгу Андерсена «Гадкий утёнок». Прочитай её. Похожа ли эта сказочная история на ту, которую ты придумал сам? Данные сравнения занеси в таблицу.

Жанр: сказка о животных /-/ сказка о животных.

Герои: гадкий утёнок, лебеди, обитатели двора /-/ утёнок, курица, утка, обитатели двора.

События: гадкого утёнка обижали, он убежал, вырос и стал лебедем /-/ курица нашла утёнка, спасла его, вернула маме-утке.

Чем произведение заканчивается: гадкий утёнок становится лебедем и находит своих /-/ мама-укта забирает пропавшего утёнка.

4. Рассмотри обложку книги. Какую информацию она содержит?

На обложке мы читаем название книги: «Ребята и утята», а также имя автора: Михаил Пришвин.

5. Докажи, что произведение Пришвина «Ребята и утята» является рассказом. Используй слова и словосочетания.

Это произведение является рассказом, потому что: написано прозой, в нём отсутствуют рифма и ритм, в основе лежит реальное событие, у его героев разные характеры и они совершают разные поступки.

6. Прочитай разные варианты плана к рассказу Пришвина. Какой из них тебе больше всего понравился? Объясни свою позицию. Составь свой план.

Мне больше всего понравился второй вариант плана. Он сделан в форме заголовков к четырём частям рассказа. Но по этим заголовкам непросто представить, о чём идёт речь в каждой части.

Первый вариант плана более содержательный, но не такой красивый. По его пунктам можно понять о содержании частей.

Третий вариант слишком затянут, в его пунктах много лишних слов.

План к рассказу Пришвина «Ребята и утята» для 2 класса

  1. Дорога к озеру.
  2. Встреча с мальчишками.
  3. Укор взрослого.
  4. Счастливого пути, утята!

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1. Объясни, почему рассказ так называется.

Рассказ называется страшным, потому что его герои сильно испугались.

2. Составь план рассказа, используя подчёркнутые слова в тексте.

  1. Мальчики одни.
  2. Легли спать.
  3. За дверью кто-то топает ногами.
  4. Пришли папа с мамой.

3. Дополни данные слова другими. Составь связанные друг с другом словосочетания. На их основе придумай предложения. Запиши рассказ.

Дополним словами: остались одни, какие храбрые, услышали как, испугались, закрылись одеялом, по углам, свернулся шариком, да это ёжик, остался жить.

Рассказ про мальчиков, которые боялись ёжика для 2 класса.

Однажды мальчики остались дома одни. Они легли спать и говорили друг другу, какие они храбрые.

Вдруг они услышали, как за дверью кто-то топает ногами. Мальчики испугались и закрылись с головой одеялом.

Потом пришли папа с мамой и стали смотреть по углам. Кто-то пробежал в угол и свернулся шариком. Да это ёжик!

Ёжик остался жить в доме и часто топал ногами. Но теперь его никто не боялся.

Б. Житков «Храбрый утёнок»

1. Подчеркни слова, близкие по смыслу к слову храбрый.

Подчёркиваем: самоотверженный, готовый прийти на помощь, смелый.

2. Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждения в тексте.

Утёнок был маленьким, но очень смелым. Он не испугался стрекозу и схватил её клювом.

3. Представь, что на месте цыплёнка оказался мальчик Алёша. Какое событие тогда бы легло в основу рассказа?

В основу рассказа могли бы лечь оба события. По теме подходит ситуация, когда взрослый мальчик отбирает у малышей конфеты. Также подходит ситуация, когда на детскую площадку прибегает злая собака.

Другой вариант рассказа про мальчика Алёшу можно прочитать, перейдя по ссылке.

4. Придумай начало своего рассказа. Начни со слов, которые есть в произведении.

Каждое утро ребята собирались во дворе и играли в песочнице.

5. Рассмотри рисунки. Расскажи, что на них изображено, составь план.

На первом рисунке большой мальчик отбирает у малыша конфету. Но приходит Алёша и даёт хулигану сдачу.

На втором рисунке малыши пугаются большой собаки. Но появляется Алёша и прогоняет её.

План рассказа про Алёшу по рисункам

  1. Появление хулигана или собаки.
  2. Испуг малышей.
  3. Появление Алёши.
  4. Изгнание хулигана или собаки.

6. Подведи итог, сделай вывод.

С тех пор хулиган больше не приставал к малышам. 

Или: С тех пор собака больше не прибегала к песочнице.

А мальчик Алёша стал героем двора.

Пишем статью в школьную стенгазету.

1. Обсудите с другом. Что такое школьная стенгазета? Чему она бывает посвящена?

Школьная стенгазета — это рукописное литературное издание в виде плаката. который вешают на стену. Она заполняется школьниками, которые пишут статьи, рассказы, рисуют иллюстрации и делают фотографии.

Стенгазета может быть посвящена важному событию, празднику или какой-то теме.

2. Какие источники информации вы будете использовать для статьи «Как помочь животным в зимнее время».

Для такой статьи я воспользуюсь информацией в интернете о том, как живут звери и птицы в зимнее время года.

3. Определите последовательность изложения фактов, составьте план вашей статьи, выберите слова, которые можно использовать. Запишите рассказ.

План статьи в стенгазету для 2 класса

  1. Зима — суровое время года.
  2. Долг каждого человека.
  3. Как помочь лосям.
  4. Как помочь птицам.
  5. Вывод-заключение.

Пример написанной по этому плану статьи на тему «Как помочь животным в зимнее время» можно прочить, перейдя по ссылке.

Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Соотнеси авторов произведений и названия.

«Страшный рассказ» — Е. Чарушин

«Кошкин щенок» — В. Берестов

«Ребята и утята» — М. Пришвин

«Храбрый утёнок» — Б. Житков

«Музыкант», «Сова» — В. Бианки

Алгоритм действий: открыть содержание, найти нужный раздел, найти название произведения, посмотреть его автора.

2. Какое произведение тебе больше всего понравилось в этом разделе? Запиши его название.

Стихотворение: В. Берестов «Кошкин щенок»

Рассказ: В. Бианки «Музыкант»

3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы заботиться о братьях наших меньших?

Он должен обладать: добротой, ответственностью, жалостью, лаской, пониманием и трудолюбием.

То есть, всеми перечисленными качествами.

1

На чтение 15 мин. Просмотров 21 Опубликовано

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Название произведения: Мальчики

Автор: А.П. Чехов

Год написания: 1887

Жанр: рассказ

Главные герои:Володя — мальчик- подросток, единственный сын в большой интеллигентной семье, Чечевицын – одноклассник Володи.

Краткое содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника расскажет о неудачной попытке побега в Америку за приключениями двух романтически настроенных мальчиков.

Сюжет

Из гимназии на зимние вакации приехал Володя и привез с собой Чечевицына. Мальчики вели себя сдержанно и таинственно, и младшие девочки решили подслушать их разговоры и узнать тайны. Из подслушанной беседы они узнали о планах ребят убежать в Америку, воевать на стороне индейцев, мыть в реках золото и пить ром. Оказывается, у них уже было все собрано: деньги, провиант, карты, и мальчики распланировали свой маршрут. Володя сомневался и колебался, ему было жалко мать и сестер, а Чечевицын, называвший себя Монтигомо Ястребиный коготь, уговаривал его не трусить и соблазнял интересными приключениями. Наутро мальчики исчезли, но полиция скоро обнаружила их на Гостином дворе, где они искали порох. На следующий день вызванная телеграммой приехала мама Чечевицына и увезла сына домой.

Вывод (мое мнение)

Во все времена мальчики-подростки стремились к приключениям и авантюрам, им казалась скучной размеренная жизнь дома и учеба в гимназии, они хотели как можно быстрее стать взрослыми и окунуться в кипучую жизнь. Чехов с присущим ему мастерством показал внутренний мир подростков, их переживания и стремления.

Добавить в избранное

Год: 1887   Жанр: рассказ

Главные герои: мальчик Володя, Чечевицын – одноклассник Володи.

Рассказ Антона Павловича Чехова » Мальчики» повествует о двух гимназистах, приехавших на Новый год в гости к родителям одного из мальчиков. Они собирались сбежать в Америку в предновогоднюю ночь. Один из мальчиков даже придумал себе имя Монтигомо Ястребиный Коготь. Но их вернули домой. Побег не удался.

Вывод. Отношения между детьми и родителями всегда непростые. Семья и ценности семейные очень важны. Дети не просто зависят от родителей, они должны уважать и считаться с их мнением. Нельзя сбегать из дома никого не предупредив.

Читать краткое содержание Чехов Мальчики

Рассказ начинается с приезда мальчика Володи в отчий дом. С ним вместе приезжает его друг Чечевицын. Володю очень ждали. Он учился в гимназии, и родители могли видеть сына на праздники и во время каникул. В сенях ребят встречает мать, сестры Володи, собака и отец. Володя представляет своего друга Чечевицына и все идут пить чай. Пока семейство сидит за столом мальчики греются с мороза, девочки внимательно наблюдают за новым в их доме персонажем. Чечевицин отличается от пухлого и белокожего Володи. Он смуглый, худой, не красивый, но с живыми умными глазами. Сестёр Володи Чечевицын восхищает. Мальчики за чаем ведут себя заговорщически. После чая отец и девочки идут делать украшения на елку. В этот раз, обычно участвующий в этом шумном деле Володя, уходит с другом в комнату. Сестры решают подслушать какую тайну скрывают Володя и Чечевицын.

К обеду мальчиков нигде не видно. Их начинают искать. Переполох в доме, плачущая мать. Приезжает урядник, составляет бумаги. На следующий день, ближе к вечеру, сбежавшие путешественники возвращаются домой. Они интересовались в Гостином дворе покупкой пороха.. Там их и задержали. Ночевали неудавшиеся беглецы на вокзале.

Родители Володи вызвали маму Чечевицына и она забрала мальчика домой. Володя очень раскаивался в своём поступке. На прощание Чечевицын на память подписал тетрадку одной из девочек. В тетрадке была запись » Монтигомо Ястребиный Коготь». Побег не удался, но надежда осталась. И манящая незнакомая Америка оставила в душе Чечевицына неизгладимый след.

Оцените произведение: Голосов: 811

Читать краткое содержание Мальчики. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Чехов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Мальчики

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Лупленый бочок Бианки

    Был однажды такой зайчик по кличке «лупленый бочок», довольно странная кличка для такого зверька, но он ее заслужил по праву. В чем мы убедимся в дальнейшем. Жил в деревне один охотник по кличке «Дядя Сережа»

  • Краткое содержание Тургенев Ермолай и мельничиха

    В начале произведения передам нами описание Ермолая, ему было 45 лет, ,был высоким, худым, со смешным длинным носом и непослушными волосами. Ходил все время в желтом кафтане и синих штанах. У него было старое оружие и собака, которую звали Валетка

  • Краткое содержание Острова в океане Хемингуэй

    Каждая часть рассказывает историю о Томасе Хадсоне, который является известным художником, достигшим, в целом, благополучия. История начинается на территории Багамских островов

  • Краткое содержание Нахлебник Тургенева

    В не лишенном роскоши, зажиточном поместье появляются не так давно приобретшие его владельцы – тихая и добродушная Ольга Петровна Елецкая, в девичестве Корина, с обладающим жестким нравом супругом Павлом Николаевичем. Твердый и непреклонный по натуре

  • Краткое содержание Умнее всех Мамина-Сибиряка

    Раньше всех на подворье как всегда проснулся индюк. Разбудив свою жену, он, по своему обыкновению, начал нахваливать себя и в то же время ворчать, что другие птицы недооценивают его ум и не уважают его

«Мальчики» – увлекательная история о двух друзьях, которые задумали пешком отправиться в Америку добывать золото и сражаться с индейцами.

malchiki-chitatelskiy-dnevnik-70869.jpg

Краткое содержание «Мальчики» для читательского дневника

ФИО автора: Чехов Антон Павлович

Название: Мальчики

Число страниц: 8. Чехов А. П. «Мальчики». Издательство «Детская литература». 2016 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1887 год

Главные герои

Володя Королев – ученик 4 класса, добрый, романтичный, мечтательный мальчик.

Чечевицын – друг Володи, смелый, решительный, настойчивый мальчик.

Катя, Соня, Маша – сестры Володи, любопытные и романтичные девочки.

Родители Володи – добрые, любящие, заботливые.

Сюжет

Приезду Володи была рада вся семья: родители, тетка, сестры и даже огромный пес Милорд . Мальчик приехал не один, а со своим другом Чечевицыным, которого пригласил погостить в их доме на время каникул.

Младшие сестры Володи – Катя, Соня и Маша – были очень заинтригованы товарищем своего брата. Понаблюдав за ним, они решили, что он очень умный. Когда Володя с другом остались наедине, они раскрыли географический атлас, и стали его внимательно изучать. Вечером девочкам удалось подслушать, как друзья планировали свой побег в Америку, на золотые прииски. Они узнали, что впереди их ждет нелегкий путь: тысячи верст трудной дороги, разбойничья жизнь, сражения с дикарями и работа на плантациях. Сестры договорились ничего не рассказывать родителям – они надеялись, что мальчики привезут им из Америки золото и слоновую кость.

В канун Сочельника Володя был сам не свой: он не притронулся к еде, часто молился, и перед сном долго прощался с родителями. Лишь к обеду следующего дня была обнаружена пропажа мальчиков. Их повсюду искали, но нашли только через день, в городе в гостином дворе.

План пересказа

  1. Радостная встреча.
  2. Володя и его друг Чечевицын.
  3. Секрет мальчиков.
  4. Побег в Америку.
  5. Возвращение беглецов.
  6. Прощание с Чечевицыным.

Главная мысль

Путешествия и приключения всегда очень заманчивы, но нужно помнить и о чувствах родных.

Чему учит

Рассказ учит уверенно идти к своей цели, не сдаваться, быть твердым и решительным. Важно хорошо учиться, чтобы быть подготовленным к любым неожиданностям. Также учит отвечать за свои поступки.

Отзыв

В детстве увлекательные приключения будоражат ум многим детям. Но нужно помнить, что далеко не все они безопасные. Для начала нужно немного подрасти и выучиться в школе, чтобы применять на практике полученные знания.

chitatelskiy-dnevnik-70869-risunok-illyustraciya-k-rasskazu-malchiki.jpg

Рисунок-иллюстрация к рассказу Мальчики.

Пословицы

  • Тяжело в учении, легко в бою.
  • Учеба и труд к победам ведут.
  • Дорогу осилит идущий.

Что понравилось

Понравилось, каким твердым и настойчивым оказался Чечевицын. Он уверенно шел к своей цели, в то время как Володя испугался решительного шага.

Тест по рассказу

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было написано произведение Антона Павловича Чехова «Мальчики»?</h3>

    • <label>1885</label>
    • <label>1887</label>
    • <label>1889</label>
    • <label>1890</label>

(новая вкладка)

Рассказ «Мальчики» Чехова написан в 1887 году и опубликован в канун Рождества того же года в «Петербургской газете». В своем произведении Антон Павлович мастерски раскрывает движения детской души, которые зачастую недоступны взрослым. Именно поэтому рассказ является одним из лучших произведений Чехова, предназначенных для чтения в семейном кругу.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Мальчики». Узнать, насколько хорошо усвоен материал, можно при помощи специального теста на нашем сайте.

Главные герои

Володя Королевгимназист, единственный сын в большом интеллигентном семействе. Добродушный, пухлый и белолицый мальчик.

Чечевицын одноклассник и товарищ Володи, приехавший к нему погостить на Рождество. Не отличается особой красотой: «худ, смугл и покрыт веснушками».

Другие персонажи

Катя, Соня и Машародные сестры Володи, самой старшей из которых было одиннадцать лет. Добрые любопытные девочки.

Мать Володи, отец Иван Николаич и теткаближайшее окружение Володи, которое искренне любит и переживает за него.

Краткое содержание

Все большое и дружное семейство Королевых находится в ожидании Володи, который вот-вот должен приехать домой на рождественские каникулы. Наконец кто-то замечает подъезжающие сани, и все радостной гурьбой выскакивают в сени встречать гимназиста.

Поднимается страшный переполох: сестры Володи визжат, двери хлопают, скрипят, повсюду носится громадный черный пес Милорд, который также взбудоражен всеобщим весельем.

После того, как первый накал страстей проходит, Королевы замечают, что в углу стоит «маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем». Выясняется, что это Чечевицын – одноклассник и близкий товарищ Володи, которого тот пригласил погостить к себе.

Королевы – люди добродушные и гостеприимные – с радостью знакомятся с другом своего сына и делают все возможное, чтобы он чувствовал себя комфортно и уютно в их доме.

Во время всеобщего застолья Иван Николаич предается размышлениям о скоротечности времени, в то время как девочки с нескрываемым любопытством рассматривают гостя. Если бы не гимнастический сюртук, его можно было бы с легкостью принять за «кухаркина сына»: настолько он некрасив. Во время чаепития Чечевицын удивительно замкнут и молчалив, и девочки приходят к выводу, что «это, должно быть, очень умный и ученый человек».

Володя, так же, как и его приятель, постоянно занят своими мыслями, и его уже не интересуют, как в прежние приезды, ни приготовления для елки, ни строительство снеговой горы. Он не проявляет ни малейшего интереса к созданию бахромы и бумажных цветов для елки, несмотря на то, что в этом шумном и увлекательном процессе задействованы все члены семейства.

Чечевицын также старается избегать домашних, но случается так, что его ненадолго оставляют наедине с девочками. Чтобы не создавать неловкой паузы, он заводит с ними разговор о Диком Западе, рассказывая о бизонах, мустангах, индейцах и москитах. Также он делится с завороженными слушательницами свои прозвищем. Оказывается, что он и не Чечевицын вовсе, а «Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».

Загадочный рассказ Чечевицына, его постоянные перешептывания с Володей, их странное поведение кажутся девочкам очень подозрительными. Они решают «зорко следить за мальчиками», и подслушивают их разговор. В результате сестры узнают, что товарищи уже давно решили сбежать в Америку, и для этого у них есть все необходимое: «пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег». Мальчики увлеченно делятся своими планами: они собираются добывать слоновую кость и золото, охотиться на диких бизонов и сражаться с индейцами.

Узнав о предстоящем побеге, девочки решают не рассказывать о нем родителям, чтобы Володя смог привезти им из далекой Америки разных подарков.

Накануне Сочельника, когда друзья должны были воплотить свой план в жизнь, Володя начинает горько плакать: ему очень хочется в Америку и одновременно очень страшно, к тому же он переживает за маму, которая непременно огорчится его исчезновению. Однако настойчивый и решительный Чечевицын приводит своего товарища в чувство и убеждает его не срывать запланированный побег.

Друзьям удается незаметно выскользнуть из дома, и вскоре вся деревня поднята на ноги: пропавших мальчиков повсюду ищут, и лишь спустя сутки их привозят домой.

От сильного переживания и осознания собственной вины перед родными Володе становится плохо и он даже заболевает. В то время как его товарищ Чечевицын не испытывает никаких угрызений совести по поводу случившегося. Уезжая из дома Королевых, он на прощание оставляет девочкам записку, в которой пишет всего несколько слов: «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Заключение

Путешествие в далекую неизведанную страну – мечта многих мальчишек, которую так живо описал в своем рассказе Антон Павлович. Он прекрасно раскрывает тему подростковой инфантильности, взаимоотношения детей и родителей, воспитания и ответственности за свои поступки.

Для читательского дневника будет вполне достаточно и краткого содержания рассказа «Мальчики». Однако для лучшего усвоения материала рекомендуется прочесть рассказ Чехова целиком.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было написано произведение Антона Павловича Чехова «Мальчики»?</h3>

    • <label>1885</label>
    • <label>1887</label>
    • <label>1889</label>
    • <label>1890</label>

(новая вкладка)Чехов А.П. рассказ «Мальчики» Жанр: юмористический рассказГлавные герои рассказа «Мальчики» и их характеристика

  1. Володя Королев. Ученик 4 класса, мальчик романтичный, нежный, горячо любящий родителей.
  2. Чечевицын. Друг Володи. Азартный, смелый, решительный, гордый и настойчивый, настоящий герой.
  3. Катя, Соня, Маша, сестры Володи, романтичные девочки.
  4. Родители Володи. Добрые и ласковые, очень скучали по сыну. Очень переживали, когда тот сбежал.

План пересказа рассказа «Мальчики»

  1. Приезд Володи
  2. Радостная встреча
  3. Беседа после чая
  4. Страшные планы мальчиков
  5. Надежда на золото
  6. Володя проявляет слабость
  7. Чечевицын уговаривает Володю
  8. Побег
  9. Снова приезд Володи
  10. Печальная встреча
  11. Подпись на память.

Кратчайшее содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Володя Королев вместе со своим другом Чечевицыным приезжает домой на Рождество.
  2. Его радостно встречает вся семья.
  3. Девочки узнают, что мальчики решили бежать в Америку и готовятся к побегу.
  4. Володя боится бежать и не хочет расстраивать родителей, но Чечевицын уговаривает его
  5. Мальчики бегут и их привозит урядник из соседнего города
  6. Мальчиков встречают слезы и упреки родителей, а Чечевицына забирает мама.

Главная мысль рассказа «Мальчики» Мечтая о приключениях и путешествиях, не забывай о своих родных.Чему учит рассказ «Мальчики» Рассказ учит тщательно продумывать планы, учит мечтать, учит быть твердым в своих убеждениях. Рассказ учит не отступать и не сдаваться. Учит также пользе знаний, ведь мальчики плохо были готовы к побегу и не представляли, что их ждет.Отзыв на рассказ «Мальчики» Мне очень понравился рассказ «Мальчики». Его герои — два простых мальчика, которые начитались книг Майн Рида об индейцах и сами захотели стать героями. К сожалению, они плохо учились в школе и потому не знали, что сперва нужно получить знания и подрасти, а потом уже принимать самостоятельные решения. Поэтому они только огорчили родителей своим поведением и конечно ни в какую Америку не попали.Пословицы к рассказу «Мальчики» Тяжело в учении, легко в бою. Учеба и труд к победам ведут. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. Дорогу осилит идущий. Хорошо жить в почете, да ответ велик.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Мальчики» Приезд Володи домой был встречен всеобщим ликованием. Служанка Наталья первая заметила мальчика, к нему бросились мать и тетка, отец прибежал с ножницами, сестры радостно визжали, а огромный пес Милорд важно гавкнул. Володя представил семье своего товарища, ученика 4 класса Чечевицына, который приехал погостить. Вскоре Володя и Чечевицын уже пили чай. Три младшие сестры Володи — Катя, Соня и Маша наблюдали за гостем и пришли к выводу, что он очень умный. Они также заметили, что Володя в этот приезд был не таким разговорчивым как всегда. После чая девочки и отец отправились наряжать елку, но мальчики раскрыли географический атлас и стали что-то внимательно изучать. Слышны были отрывистые фразы про Калифорнию, Америку, про охоту и грабеж. Чечевицын невпопад сказал Кате, что земля дрожит, когда по ней бежит стадо мустангов, а потом заявил, что он на самом деле Монтигомо, Ястребиный коготь. А маленькая Маша очень к месту заявила, что вчера у них готовили чечевицу. Вечером девочки подкрались к дверям спальни и услышали, что мальчики собрались бежать в Америку, добывать золото. Они услышали, что мальчикам придется жить разбоем, пройти несколько тысяч верст пешком, сражаться с дикарями и обрабатывать плантации. Девочки решили ничего не говорить маме, потому что надеялись, что мальчики привезут им из Америки слоновой кости и золота. Накануне сочельника Володя ходил весь день бледный и ничего не ел. Он даже принимался молиться, а к вечеру расплакался и долго прощался с отцом и матерью. Рано утром девочки опять подслушивали и поняли, что Володя не хочет бежать, что ему жалко маму, но что Чечевицын называет его трусом и требует отдать пистоны. Наконец Володя разрыдался и решил бежать. Девочкам в этот момент маленький веснушчатый Чечевицын представлялся героем. За обедом родители обнаружили, что мальчиков нет и поднялась суматоха. Их искали везде. Но мальчиков на следующее утро привез урядник и пояснил, что беглецов задержали в городе на гостином дворе. Девочки опять радовались приезду мальчиков, Милорд снова гавкал, но папа и мама были серьезны и печальны. Отец стыдил Володю, а мама плакала. На следующий день за Чечевицыным приехала его мать и увезла мальчика. Он успел только подписать на память Катину тетрадь: «Монтигомо Ястребиный коготь».Рисунки и иллюстрации к рассказу «Мальчики»

Используемые источники:

  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/3-klass/1515-malchiki.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/chekhov/malchiki
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/malchiki.html
  • https://obrazovaka.ru/books/chehov/malchiki
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post3.html

Введение

Конспект урока
будет удобен на уроке литературы, так как здесь есть цель и задачи, все этапы
урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие,
вступление, слово учителя, актуализация опорных знаний, работа по теме, биография
И.С. Тургенева,  анализ произведения,  изучение нового, физкультминутка, закрепление,
вопросы,  беседа, итог, домашнее задание.

Конспект
урока по литературе для 6 класса на тему: «Бежин луг» вчера и сегодня

Цель урока:  знакомство учеников
с   фрагментами биографии
 Тургенева; рассмотрение  идейно-художественных и жанровых особенностей
очерка «Бежин луг».

Задачи: показать
взаимосвязь человека и природы в рассказе; помочь учащимся осмыслить глубину
нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором в рассказе
«Бежин луг»;продолжать развитие навыков анализа художественного текста и
выразительного чтения ; помочь учащимся оценить изящество и совершенство языка
И.С. Тургенев; воспитывать  трепетное отношение к природе.
 

Ход урока:

I.Организационный
этап. Мотивация к учебной деятельности
.

  Учитель: — 
Учебник на столе у вас?

                             
А ручки и тетрадки?

                             
Тогда урок начнём сейчас,

                             
Раз всё у вас в порядке.

                              Будьте
внимательны,

                             
Послушны, наблюдательны.

                             
Чтобы литературные тайны познавать,

                             
Нужно всё серьёзно изучать.

    — отчёт 
дежурного;

    — проверка 
готовности  класса  к  уроку:

                Я 
рада  новой  встрече  с  вами,

               
Приятно  ваше  общество, друзья!

               
Ответы  ваши  вы  готовьте  сами,

               
Их  с  интересом  буду  слушать  я.

               
Мы  сегодня  снова  будем  читать,

               
Выводы  делать  и  рассуждать.

                А 
чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

               
Активно  включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои
друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

II.
Актуализация знаний учащихся.

Слово учителя. Сегодня  наш  урок посвящён творчеству
И.С.Тургенева.  Сегодня мы продолжим изучение творчества
великого классика, мастера слова, чьи произведения высоко ценятся не только в
России, но и во всем мире. Мы увидим его как человека, тонко
чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в
каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык. Давайте послушаем,
как прошло его детство.

III.
Изучение нового материала

Иван
Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду — имена
его предков встречались в описаниях исторических событии со времен Ивана
Грозного. В Смутное время один из Тургеневых — Петр Никитич — был казнен на
Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия. Отец писателя начал службу в
кавалергардском полку и ко времени встречи с будущей женой был в чине поручика.
Мать — богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской
губернии. ( имение слайд 5) Все управление усадьбой Спасское
было в руках матери Варвары Петровны.  Мальчик рано стал замечать, что все
вокруг подчинено дикому произволу, капризам властных родителей. Осознание этого
омрачало любовь к Спасскому и его природе. Детские и юношеские воспоминания о
жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его
рассказах. «Моя биография, — сказал он однажды, — в моих произведениях». В
домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но
большинство книг было на французском язык. С гувернерами и домашними учителями
постоянно происходили какие-нибудь недоразумения. Их часто меняли. Будущего
писателя занимала природа, охота, рыбная ловля. Спасское приволье стало
его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых  её
проявлениях.

      Но вот пришла пора
расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву,
чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения.

 Тургеневу не
исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский
университет, на словесное отделение.

Начало 1830-х годов было ознаменовано
пребыванием в Университете таких замечательных людей, как Белинский, Лермонтов,
Гончаров, Тургенев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители
переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философского
факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать
драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На
первом году его жизни в Петербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился
с профессором П. А. Плетневым, с Грановским. Тургеневу не было еще и
восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение. ( портреты
слайд 6)

        Впоследствии
впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых
«Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал  яркую
картину  средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех,
кто населял её деревни и поместья. «Записки охотника» явились переходом от
начального периода творчества И. С. Тургенева,  к новому этапу творчества,
к реалистической прозе. И. С. Тургенев обратился для их воплощения и выражения
к рассказам-очеркам.( сост. из 25 рассказов слайд7  )

           
             Доклад 4

 «Записки охотника» состоят из
двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные законченные
произведения, разнообразные по содержанию и художественным особенностям. В
основе художественной стройности «Записок охотника» — образ рассказчика
(охотника), от лица которого ведется повествование. Рассказчик обычно принимает
непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отношения
к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действующих лиц, иногда
вмешиваясь в беседу, или специально расспрашивает их о жизни, попутно сообщая
читателю уже известные сведения об этом лице. И ещё несколько слов об этом
сборнике.(слайд8, 9, 10) 

Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня — пять мальчиков, которые
стерегли ночью табун возле речки Снежедь на Бежином лугу и которых после
первого чтения рассказа в детстве мы запоминаем на всю жизнь.

Многое меняется на земле, но, кажется, никогда не исчезнет то, что
изображено Тургеневым в этом рассказе.

В рассказе «Бежин луг» природе уделено особое внимание. Потому что
по-особому, более чутко и одухотворённо воспринимают её пять маленьких героев,
для которых жизнь только начинает открывать свою сказочную красоту.

Рассказ посвящён крестьянским мальчикам старой, крепостной деревни
середины XIX века. Однако, полтора столетия, отделяющие нас от того времени, не
смогли стереть удивительной живости этого произведения.

Читая его, словно наяву любуешься мальчишками — каждый из них —
характер, в каждом неповторимая душа… Любуешься июльским днём, изображённым в
начале рассказа… Любуешься прекрасной летней ночью… Становишься свидетелем
рождающегося утра, ощущаешь бодрый, пророческий смысл, который вложен писателем
в заключительную картину — картину рассвета…

«Бежин луг» открыл русским читателям середины прошлого (XIX. —
Ред.) века и открывает нам сейчас поэзию детства. Вскоре после Тургенева Лев
Николаевич Толстой напишет повесть, которую так и назовёт — «Детство» — ив
которой даст углублённый анализ этой поры в жизни человека. Но у Тургенева был
особый колорит в рассказе о мальчишках — прежде всего потому, что это были
крестьянские мальчишки.

Мы идём от рассказа к рассказу вслед за Тургеневым и невольно
вспоминаем свои впечатления от тех мест, которые удалось посетить нам на родине
писателя. Мы шагаем по Орловской земле в районе Мценска, Льгова или
Спасского-Луто- винова, и окрестные поля, рощи, деревни помогают нам мысленно
переноситься в то далёкое, тургеневское время, живее представлять себе и самого
Тургенева, и тех людей, с которыми он встречался, которых хорошо знал, которых
любил, с которыми его связывала дружба.

И. Смольников. «Середина столетия»

Физминутка

 Потягушки

Мы
на цыпочки привстали,

Ручки
кверху мы подняли,

Мы
вздохнули, потянулись

И
друг другу улыбнулись.

Выдохнули,
руки вниз,

Повторим
теперь на «бис»!


А теперь все тихо встали,

Дружно
руки вверх подняли,

В
стороны, вперёд, назад,

Повернулись
вправо, влево

Тихо
сели, вновь за дело.

IV. Закрепление

Беседа.
(
Выявление читательского восприятия учеников.)

  С
каким произведением в вашей памяти  связано имя  И. С. Тургенева?
 (рассказ
«Муму»)


Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»?
(принести
сборник «Зап.охотника»)


Сегодня мы с вами познакомились с одним из рассказов  этой книги «Бежин
луг».

— Дома
вы прочитали этот рассказ.
 Чем он вам запомнился?


С чего начинается рассказ? (
с описания природы).
Посмотрите на картины природы. ( пейзажи -4 шт. слайды 11,12,13,14) 
Всё
это окрестности Бежина луга.


Может быть
вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и
живописи в том   числе)?
 (Пейзаж)


Запишем определение в тетради:
   
     Пейзаж – картина природы  в 
художественном произведении.  Описание природы помогает лучше 
понять героев и их поступки, представить место действия. – А
теперь давайте вспомним, какие жанры литературных произведений мы знаем?


Жанровая
 необычность произведения была отмечена первыми 
читателями:
  «Хорошо, очень хорошо, только что ж это такое – повесть
не повесть, путешествие не путешествие…».  Очень трудно было определить
жанр произведений этого сборника.*** В этом направлении у нас работал
Ямушев Федя.

 –
Жанр произведений Сборника И.С.Тургенева «Записки охотника»- очерк. Что такое
очерк?

 
  Очерк – разновидность малой формы эпической литературы,
чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям.
Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом
очерк близок рассказу. Почему же всё-таки очерк?  Потому, что автор
описывает то время, в которое он живёт, конкретных людей, события.

Запись
определения в тетради.
       
               

 
   Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь,
неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кониТихо, уютно. У
костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети
позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая
разные  интересные истории. Они – другие. О чём же они говорят
?

 (Активизация 
читательского восприятия)
 

 Инсценировка Стр180-184. 
(Использование аудиокниги «И.С. Тургенев «Записки охотника») – Что
придаёт таинственность, мистичность рассказам ребят?(Ночь, природа).

Всё
совсем по-другому выглядит утром.

Работа
с текстом.    
-Давайте
попробуем определить, какими  художественными приемами пользуется
Тургенев при описании  картин природы? Приведите
примеры.   

 Эпитеты: 
«Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное»,
 «играющие лучи»,  «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…(слайд
20)

Сравнение: 
«блеск подобен блеску кованого серебра»,  «сами они…  лазурны, как
небо»,  «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как
бережно несомая свечка»…

Метафоры: «»утренняя
заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно
всплывает», «хлынули играющие лучи»….

Олицетворения:
«ветер разгоняет, раздвигает  накопившийся зной», «вихри… гуляют по
дорогам…»,  «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»

 
    — Как вы считаете, как человек связан с природой в
рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек? (проблемный
вопрос) 
           —   Почему
повествователь заблудился?
  Стр 172. Кто он? 

 
        — Почему герой не поддается панике, и кто
ему в этом помогает?
 

(слайд
24)

 (Недоумение»,
«жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось»,  пошёл «по звездам –
наудалую».   Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать
– и вышел к людям, с ним его верный друг – собака Дианка «умнейшая из
всех четвероногих тварей»)

 
      —Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте (слайд
25) 
Стр 175

 
     — Кто  же эти люди, которых встретил охотник?
(Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун) ( 3 кадра слайд 26)

 
     — Как вы думаете, почему Тургенев вдруг выбрал для
рассказа крестьянских ребятишек?
    (Хотел раскрыть мир
крестьянского детства).

 
    —  Как относится к своим героям автор? (Он
добродушно, доброжелательно усмехается над ними, но в то же время проявляет
много уважения к своим героям, а местами открыто любуется ими).

 
    —  Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша,
Костя, Ваня)
  (слайд27)(Стр 177)


Давайте с вами еще раз подумаем, как соотносятся человек и природа в рассказе
Тургенева?

 (В
начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью.
Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков),
восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа
пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно   его
водит какая-то нечистая сила)

 
— Что такое природа для писателя? (природа —  высшая сила)

V.
Подведение итогов урока.

     — Какие
задачи ставили перед собой в начале урока?

     —
Выполнили эти задачи?


ком мы сегодня с вами говорили?


Понравился ли вам  рассказ Тургенева? 


Что нового вы узнали на уроке? (что такое очерк, пейзаж, биографию Тургенева)

Домашнее
задание

Рисунок с изображением выбранного героя
(мальчика);

Описание его внешнего вида (цитаты из
текста);

История, которую рассказал герой;

Ваше отношение к герою.

Прочитать до конца рассказ, выбрать
наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.

  • Рисунок на тему осенняя сказка
  • Рисунок на тему по дорогам сказок
  • Рисунок на рассказ кубок жуковский
  • Рисунок на тему ашик кериб турецкая сказка
  • Рисунок к сказке чуковского тараканище