Муниципальное общеобразовательное учреждение
Томилинская средняя общеобразовательная школа №14
Люберецкий Муниципальный район Московской области
Урок изобразительного искусства
в 1-ом классе.
УМК «Школа России».
Тема урока:
« Иллюстрирование. «Моя любимая сказка .»
(«Колобок»)
Учитель: Вершинина Е.А.
2010
Цели и задачи:
- познакомить с творчеством художников В. Васнецова, М. Врубеля,Ю. Васнецова;
- дать представление о роли фантазии в искусстве;
- формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;
- развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка;
- воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героев сказки, обратить внимание детей на добрые поступки и злые;
Оборудование:
- акварельные краски,
- кисти,
- палитра,
- вода,
- карандаш,
- салфетки,
- иллюстрации к русским народным сказкам.
Изобразительный ряд:
- репродукции картин В. М. Васнецова; М. А. Врубеля, Ю. А. Васнецова, детские книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова.
Ход урока
1. Организация учащихся.
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Будем изобразительное искусство изучать,
Творчество и фантазию развивать.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Смачивание красок.
Сколько в мире красок!
Сколько красоты!
Изобразительному искусству
Научишься и ты.
Какое это счастие —
Дарить людям прекрасное!
Только проявите старание,
Внимание и прилежание.
2.Сообщение темы урока.
— Ребята, какие книги вы больше всего любите читать? Конечно, сказки.
— Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.
1)Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает.
(«Лиса и журавль»)
2) Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.
(«Репка»)
3) – Кто, кто в теремочке живёт?
— Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка.
_ Я, лягушка-квакушка, а ты кто?
(«Теремок»)
4) –Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.
(«Маша и медведь»)
5) А лиса сидит и приговаривает:
— Битый небитого везёт, битый небитого везёт…
(«Волк и лиса»)
6) Зашёл Иван-царевич в топкое болото. Смотрит – сидит лягушка-квакушка и его стрелу держит.
(«Царевна-лягушка»)
7) Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел.
(«Волк и семеро козлят»).
– Я от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл.
А от тебя, заяц,
И подавно уйду.
(«Колобок»)
— Все вы любите рассматривать рисунки в книгах.
Художника, который рисует рисунки для книг, называют иллюстратором.
Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.
— Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял? (Народ)
— Какие ещё сказки бывают? (Авторские).
3. Работа по теме урока.
1. Особенности сказочного жанра.
( Рассказ учителя о художниках, иллюстрирующих сказки. Демонстрация рисунков Ю. Васнецова, В.Васнецова и И.Билибина, Е. Рачева, анализ их.)
Краткий рассказ об известных советских художниках-иллюстраторах детских книг и показ книг с их иллюстрациями к русским народным сказкам
В гостях у сказки. (ч.1, стр.60-63)
Сказка — это особый мир фантазии и реальности. Уходя корнями в глубокую древность, сказка в образной форме рисует жизненный уклад народа, раскрывает его затаённые чувства, мечты и чаяния.
Русская народная сказка имеет общую основу с русским изобразительным фольклором. Вот почему многие иллюстраторы сказок обращаются к народному лубку, к вятской глиняной игрушке, к старинным пряничным доскам, к мотивам русского национального орнамента.
2. Ознакомление с творчеством художников Ю. Васнецова, В. Васнецова.
— На прошлых уроках мы узнали, что художники изображают все то реальное, что видят в жизни.
— А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни.
Юрий Алексеевич Васнецов
(1900 — …)
Одним из таких художников является Юрий Васнецов. Для Васнецова мир сказки — это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все его герои — храбрый петух, робкий заяц, смешной козлёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутоватая лиса — вызывают симпатию зрителей. Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты. Все иллюстрации Юрия Васнецова отличаются колористической гармонией цветовых и тональных отношений, необыкновенным декоративным даром художника.
Полюбуйся иллюстрациями Ю. Васнецова к сказкам и постарайся понять, как художник с помощью рисунка, цвета, тональных отношений и композиции мастерски передаёт сам дух русских народных сказок, образы сказочных героев и персонажей.
Виктор Михайлович Васнецов
(1848-1926)
Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко известны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Три богатыря».
В картине «Алёнушка» мы ощущаем, как трогательная нежность и глубокая поэтичность русской сказки взволновали чуткое сердце художника. Застывшая поза девочки, склонённая голова, полный печали взгляд — всё говорит о тоске и горе Алёнушки. Окружающая природа созвучна её настроению, она словно скорбит вместе с ней: участливо склонились над девочкой ветки тонких осинок, поникли листья камыша и осоки… В картине «Алёнушка» слиты поэзия народных сказок с поэтичностью и задушевностью русской природы. Немало сказок сложено о богатыре — русском витязе, который заступается за обиженных и борется со злом, чтобы победило добро. На картине «Витязь на распутье» художник изобразил русского богатыря в полном военном снаряжении — со щитом, с пикой, луком и стрелами, в шлеме и кольчуге, на белом красавце коне. Читая надпись на камне, витязь размышляет о том, куда ему направить путь, а нежно-розовый закат заливает таинственным светом всё вокруг. И мы словно попадаем в сказку, и нам тоже предстоит сделать выбор… Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных сказочных героев.
4. Актуализация знаний учащихся.
1) — Мы с вами посмотрели работы нескольких художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает сказочный мир. М. Врубель и В. Васнецов в своих картинах показывают героев, когда им грустно и тревожно. Об этом говорят и краски, использованные ими при написании картин. А. Ю. Васнецов, как было уже отмечено, в своих рисунках создает ощущение праздника, используя яркие краски.
Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение.
-Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние?
Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная.
— А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам передать ощущение радости? Действительно, яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным светлым, небо — голубым, лес и трава — ярко-зелеными.
Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.
2. Беседа о героях сказки «Колобок».
(Дети вместе с учителем вспоминают содержание сказки.)
— Вспомним главных героев сказки.
— Кто первым встретился колобку? Какую песенку спел ему Колобок?
Я колобок, колобок!
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл, от тебя, зайца, не хитро уйти.
— Кого встретил вторым? Третьим? Последним?
(На доске прикрепляются иллюстрации животных).
— Какие загадки вы знаете о них? Как они характеризуют этих животных?
Загадки.
Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу, хвост короче уха.
Живо угадай-ка, кто же это? … (Зайка)
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это? … (Лиса)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный. (Волк)
Учитель дает образную характеристику героям сказки.
Лиса — хитрая обманщица, плутовка, глазки у нее хитро прищурены (узкие), мордочка остренькая, продолговатая, ушки небольшие. По размеру она больше колобка и зайца, но меньше медведя.
Движения у лисы плавные, у нее большой пушистый хвост; она рыжая.
Физкультминутка.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так,
Не обидятся никак.
5. Этапы выполнения рисунка на 1-м уроке.
1. К о м п о з и ц и я рисунка.
Продумывание детьми макетов рисунков и их композиционных решений.
— Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему? (Ответы учащихся.)
— Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать?
В это время учитель снова демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки.
Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди.
1) Определим расположение главных героев рисунка.
Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, pасположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.
2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.
Например, при иллюстрировании сказки главным в рисунке будет сам теремок, который расположим почти в центре листа. Далее отметим линию горизонта, расположение деревьев позади домика, а на переднем плане — одного из героев сказки.
Дети, по возможности, самостоятельно выбирают сюжет для иллюстрирования. Необходимо проследить за тем, чтобы учащиеся взяли наиболее выразительные сюжеты. Ученики как бы словесно рисуют иллюстрацию, начиная свой рассказ с выбора формата листа. Несколько учеников рассказывают подробно всему классу, что и как они будут рисовать.
— Продумайте изображение своего сюжета.
— Кто ещё не знает, что рисовать, поднять руки.
2. В ы п о л н е н и е карандашного наброска.
Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.
6. Практическая работа.
1. Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в карандаше.
По окончании работы учитель проверяет правильность выполнения карандашного рисунка и помогает исправить недостатки.
(Если ребята успеют, то могут начать работу в цвете.
Затонировать общий фон для неба, земли, леса.)
2. Работа с цветом.
1) Выбор цветной гаммы зависит от того, какое эмоциональное состояние, настроение вы хотите передать в рисунке.
Заполнение рисунка цветом начинаем с закрашивания неба, далее закрашиваем землю и затем раскрашиваем остальные предметы. Следите за тем, чтобы между небом и землей не оставалось пустот (белых пятен).
2) Прорисовывание деталей рисунка.
Тонкий кистью прорисуем мелкие детали: тонкие веточки деревьев, лица героев и т. д.
— При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев такие изобразительные средства, как
светлое на тёмном, тёмное ни светлом,
контраст большого и маленького,
яркого цвета на спокойном фоне.
Используй и ты эти средства.
И помни — всё, чему ты научился им уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях.
Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в цвете.
Рекомендации по ведению работы:
- Выбрать сюжет
- Решить, вертикально или горизонтально расположить лист
- Наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш
- Проверить равновесие композиции и начать работу цветом, выделяя тёмное на светлом, а светлое на тёмном
7. Итог уроков. Рефлексия.
1. В ы с т а в к а работ учащихся.
2. Заключительное слово учителя.
Настоящая сказочная страна появилась у нас в классе. Глядя на ваши рисунки, так и хочется процитировать стихотворение А. С. Пушкина:
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках ;
Следы невиданных зверей,
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон без дверей …
— Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к героям сказок, их настроение. Молодцы!
3. Рефлексия.
— Если вам урок понравился, то нарисуйте колобку улыбку, если нет, то грустное лицо.
Межмуниципальный интернет-конкурс, посвященный Году Литературы «Однажды в старой Дании », посвящённом 210-летию со дня рождения Г.Х.Андерсена
<gallery>
Изображение:Принцесса на горошине.jpg|К сказке «Принцесса на горошине», Барышева Анна,1″б» класс, МБОУ СОШ с.Балтай
Изображение:210-летию.jpg|К сказке «Снежная королева»,Гюлумян Гаяне, 3 класс, МБОУ СОШ с.Садовка Балтайского района
Изображение:Моя Русалочка.JPG|К сказке «Русалочка», Федянов Олег, 2 класс, филиал МОУ «Ерышовская СОШ» с.Малиновка Ртищевского района
Изображение: Ярыгин_Ярослав,_1_класс.pdf|К сказке «Гадкий утёнок», Ярыгин Ярослав, 1 класс, МОУ «СОШ №1 г.Новоузенска Саратовской области
Изображение: Насибова_Эния,_1_класс.pdf|К сказке «Русалочка», Насибова Эния, 1 класс, МОУ «СОШ №1 г.Новоузенска Саратовской области
Изображение: Типцова_Арина,_1_класс.pdf|К сказке «Дюймовочка», Типцова Арина, 1 класс, МОУ «СОШ №1 г.Новоузенска Саратовской области
Изображение: Дюймовочка.JPG|К сказке «Дюймовочка», Булгина Алёна, 2 класс, филиал МОУ «Ерышовская СОШ» с.Малиновка Ртищевского района
Файл:Дюймочка- моя любимая сказка.jpg|К сказке «Дюймовочка»,Виноградова Василиса,1 класс МОУ «Ерышовская СОШ» Ртищевского района Саратовской области
Файл:Абдусаттарова Силина 2б клас руководитель Моисеева Е.В..JPG|К сказке «Дюймовочка»,Абдусаттарова Силина 2б клас,МБОУ СОШ с.Балтай
Файл:Дюймовочка Резаева Екатерина 2б класс руководитель Моисеева Е.В..JPG|К сказке «Дюймовочка»,Дюймовочка Резаева Екатерина 2б клас,МБОУ СОШ с.Балтай
Файл:Гришин Максим Валерьевич.JPG | к сказке «Дюймовочка», Гришин Максим 1 класс
Файл:Машкова Инесса.JPG| к сказке «Снежная королева», Машкова Инесса, 1 класс
Файл:Попов Олег.JPG| к сказке «Дюймовочка», Попов Олег, 1 класс
Файл:Попов Олег 1.JPG| к сказке «Гадкий утенок», Попов Олег, 1 класс
Файл:Степанова Оксана Снежная.jpg |»Снежная королева», Степанова Оксана, 1 класс
Изображение: Валова Василина 1 кл.jpg| Русалочка, Валова Василина,1″г» класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Воинкова Алиса 1 кл.jpg| Русалочка, Воинкова Алиса,1″г» класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Гуц Анастасия 1 кл.jpg | Дюймовочка, Гуц Анастасия,1″г» класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Колясников Григорий 1 кл.jpg| Дюймовочка, Колясников Григорий,1″г» класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Межецкая Екатерина 1 кл.jpg| Дюймовочка, Межецкая Екатерина,1″г» класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Щукин Александр 1кл.jpg| Дюймовочка, Щукин Александр,1″г» класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Ивченко Максим 1кл.jpg| Гадкий утенок, Ивченко Максим,1″г» класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Толмачев Максим 1кл.jpg | Гадкий утенок, Толмачев Максим,1″г» класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение1.Меренцова_Полина.jpeg |Дюймовочка,Меренцова Полина,2 а класс,Маоу СОш №16 г.Балаково
Изображение: Пульников Кирилл 1 кл.jpg | Гадкий утенок, Пульников Кирилл,1″г» класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Полянин Кирилл 1кл.jpg | Оловянный солдатик, Полянин Кирилл,1″г» класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Новоселова Алиса 1 кл.jpg | Снежная королева, Новоселова Алиса,1″г» класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Мельчанов Андрей 1кл.jpg | Пастушка и трубочист, Мельчанов Андрей,1″г» класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Баранова1.jpg | Принцесса на горошине, Баранова Анастасия,1″г» класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Буторина.jpg | Дюймовочка, Буторина Ирина,1″г» класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Воеводова.jpg | Сундук самолет, Воеводова Ульяна,1″г» класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Гемияров.jpg |Оловянный солдатик, Гемияров Максим,1″г» класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Семенов.jpg |Оловянный солдатик, Семенов Даниил,1″г» класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Денисов.jpg | Дюймовочка , Денисов Олег,1″г» класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Калелева.jpg | Гадкий утенок, Калелева Анастасия,1″г» класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Незговорова.jpg | Русалочка, Незговорова Полина,1″г» класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Огниво.jpg | Находчивый солдат — любимый персонаж из сказки «Огниво», Садовщиков Дмитрий, 2 б класс, МОУ «Лицей №3 им. П.А. Столыпина г. Ртищево Саратовской области»
Изображение: Дюймовочка Баженова Алена.jpeg|К сказке «Дюймовочка», Баженова Алена, 1 класс, МОУ «СОШ №1 г.Новоузенска Саратовской области
Файл: Дякина Анна.jpg| К сказке «Дюймовочка», Дякина Анна, 2 класс, МОУ «Ерышовская СОШ» Ртищевского района Саратовской области
Файл:Терехова Вероника.jpg| К сказке «Снежная королева», Терехова Вероника, 2 класс, МОУ «Ерышовская СОШ» Ртищевского района Саратовской области
Изображение: Мистратов Александр, 3 класс.jpg| К сказке «Оловянный солдатик», 3 в класс, МОУ «Лицей № 3 им. П.А.Столыпина г. Ртищево», руководитель Стасенко Галина Николаевна
Изображение: Барабанов Никита, 3 в класс.jpg|К сказке «Гадкий утёнок», Барабанов Никита, 3 в класс, МОУ Лицей № 3 им. П.А.Столыпина г. Ртищево, руководитель Стасенко Галина Николаевна.
Изображение: Гуков Антон, 3 в класс.jpg| К сказке «Снежная королева», Гуков Антон, 3 в класс, МОУ Лицей № 3 им. П.А.Столыпина г. Ртищево, руководитель Стасенко Галина Николаевна.
Изображение: Гиздатова Алина, 3 в класс.jpg| К сказке «Дюймовочка», Гиздатова Алина, 3 в класс, МОУ Лицей № 3 им. П.А.Столыпина г. Ртищево, руководитель Стасенко Галина Николаевна.
Изображение: Шпицнодель Денис, 3 в класс.jpg| К сказке «Свинопас», Шпицнодель Денис, 3 в класс, МОУ Лицей № 3 им. П.А.Столыпина г. Ртищево, руководитель Стасенко Галина Николаевна.
Изображение: Саакян Люба, 3 в класс.jpg| К сказке «Дюймовочка», Саакян Люба, 3 в класс, МОУ Лицей № 3 им. П.А.Столыпина г. Ртищево, руководитель Стасенко Галина Николаевна.
Изображение: К 002.jpg |К сказке «Гадкий утёнок», Сушинских Юлия, 1 класс, МОУ «СОШ №1 г.Новоузенска Саратовской области»
Изображение: К 004.jpg |К сказке «Гадкий утёнок», Онищенко Елизавета, 1 класс, МОУ «СОШ №1 г.Новоузенска Саратовской области»
Изображение: К 003.jpg |К сказке «Гадкий утёнок», Окунева Арина, 1 класс, МОУ «СОШ №1 г.Новоузенска Саратовской области»
Изображение: Хлусов Кирилл.jpg | Оле Лукойе — любимый персонаж, Хлусов Кирилл, 2 б класс, МОУ «Лицей №3 им. П.А. Столыпина г. Ртищево Саратовской области»
Изображение: Ульянов Илья.jpg | Русалочка — любимый персонаж, Ульянов Илья, 2 б класс, МОУ «Лицей №3 им. П.А. Столыпина г. Ртищево Саратовской области»
Изображение: Кондратьев Глеб.jpg | Русалочка Кондратьев Глеб, 3 а класс, МОУ «Лицей №3 им. П.А. Столыпина г. Ртищево Саратовской области»
Файл:Силантьев.jpg|«Русалочка» Силантьев Станислав, 1 класс, МОУ «СОШ п. Петровский»
Файл:Силантьев Станислав.jpg|«Русалочка» Силантьев Станислав, 1 класс, МОУ «СОШ п. Петровский»
Файл:Корбут Анна.jpg|«Русалочка» Корбут Анна, 1 класс, МОУ «СОШ п. Петровский»
Файл:Кузьбах Андрей.jpg|«Русалочка» Кузьбах Андрей, 1 класс, МОУ «СОШ п. Петровский»
Файл:Шубина_Станислава.jpeg| «Дюймовочка» Шубина Станислава, 3 Ж класс, МАОУ СОШ №28 г.Балаково
Изображение: Тарасов1.jpg| Оловянный солдатик ,Тарасов Кирилл , 2А класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Тчанников1.jpg| Гадкий утенок, Тчанников Максим ,2 Б класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Шерстобитова1.jpg| Дюймовочка, Шерстобитова Татьяна, 2Б класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Путилова.jpg| Принцесса на горошине, Путилова Александра, 2 А класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Богданов1.jpg| Дикие лебеди, Богданов Арсений, 2 Б класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Файл:Путешествие Дюймовочки. Тарасова Татьяна 3 класс.JPG| Путешествие Дюймовочки, Тарасова Татьяна, 3 класс, МОУ «СОШ п. Динамовский Новобурасского р-на Саратовской области»
Файл:Русалочка. Баско Ангелина 3 класс..JPG| Русалочка, Баско Ангелина, 3 класс, МОУ «СОШ п. Динамовский Новобурасского р-на Саратовской области»
Файл:Крот и полевая мышь. Махянова Ксения 3 класс..JPG| Крот и полевая мышь, Махянова Ксения, 3 класс, МОУ «СОШ п. Динамовский Новобурасского р-на Саратовской области»
Файл:Дюймовочка. Гречкина Кира 2 класс..JPG| Дюймовочка, Гречкина Кира, 2 класс, МОУ «СОШ п. Динамовский Новобурасского р-на Саратовской области»
Молодухин Александр.jpg| Однажды в старой Дании, Молодухин Александр, 2 класс, МОУ «Лицей №3 им. П.А. Столыпина г. Ртищево Саратовской области»
Файл:Родионова Дарина.jpg|«Дюймовочка» Родионова Дарина, 2 класс, МОУ «СОШ п. Петровский»
Файл:Сарибекян Рафик.jpg|«Дюймовочка» Сарибекян Рафик, 2 класс, МОУ «СОШ п. Петровский»
Изображение:Миша0010.jpg |«Гадкий утёнок» Малышев михаил, 3 класс, МБОУ СОШ с. Натальин Яр
Изображение:Русалочка_Кунслу0005.jpg |«Русалочка» Мункеева Кунслу, 3 класс, МБОУ СОШ с. Натальин Яр
Изображение:Рисунок_к_сказке_Гадкий_утёнок.jpg |«Гадкий утёнок» Козловская Дарья, 3 класс, МБОУ СОШ с. Натальин Яр
Изображение: Брагин.jpg| Оловянный солдатик, Брагин Иван, 2Д класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Брагин1.jpg| Соловей, Брагин Иван, 2Д класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Ташкинова.jpg| Гадкий утенок, Ташкинова Алена, 2Д класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Воронина.jpg| Снежная королева, Воронина Татьяна, 2 Д класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Комина.jpg| Русалочка, Комина Василина, 2 Б класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Карамутдинова.jpg| Стойкий оловянный солдатик, Карамутдинова Екатерина, 2Д класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Карамутдинова1.jpg|Огниво, Карамутдинова Екатерина, 2Д класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Решетняк.jpg| Снежная королева, Решетняк Матвей, 2Д класс, МАОУ СОШ №138, г.Екатеринбург, Свердловская область
Изображение: Гадкий утенок Ярыгин Денис.jpg| Гадкий утёнок, Ярыгин Денис, 3 Б класс, МОУ «Лицей №3 им. П.А.Столыпина г.Ртищево Саратовской области», г. Ртищево, Саратовская область
Файл:Снежная_королева_3_к.jpg|«Снежная королева» Савина Дарья, 3 класс, МОУ «Макаровская СОШ»
Файл:Шулакова Валерия, Дюймовочка.jpg| Дюймовочка, Шулакова Валерия, 2Б класс, МАОУ СОШ №16, г.Балаково
Файл:Салехин Кирилл, Стойкий оловянный солдатик.jpg| Стойкий оловянный солдатик, Салехин Кирилл, 2Б класс, МАОУ СОШ №16, г.Балаково
Файл:Леонтьева Ангелина, Гадкий утенок.jpg| Гадкий утенок, Леонтьева Ангелина, 2Б класс, МАОУ СОШ №16, г.Балаково
Файл:Есина Кира, Снежная Королева.jpg| Снежная Королева, Есина Кира, 2Б класс, МАОУ СОШ №16, г.Балаково
Файл:Исаева Дарья, Снежная Королева.jpg| Снежная Королева, Исаева Дарья, 2Б класс, МАОУ СОШ №16, г.Балаково
Файл:Рябчиков Сергей, Гадкий утенок.jpg| Гадкий утенок, Рябчиков Сергей, 2Б класс, МАОУ СОШ №16, г.Балаково
Файл:Хмелевских Арина, Дюймовочка.jpg| Дюймовочка, Хмелевских Арина, 2Б класс, МАОУ СОШ №16, г.Балаково
Файл:Курочкин Михаил, Свинопас.jpg| Подарки свинопаса, Курочкин Михаил, 2Б класс, МАОУ СОШ №16, г.Балаково
Изображение1.Короткова_Дарья.jpeg | Моя Русалочка,Короткова Дарья,2А класс,МАОУ СОШ №16, г.Балаково
Изображение1.Меренцова_Полина.jpeg| Дюймовочка, Меренцова Полина, 2А класс, МАОУ СОШ №16, г.Балаково
Ганина Софья.jpg| Русалочка, Ганина Софья, 2 класс, МОУ «Лицей №3 им. П.А. Столыпина г. Ртищево Саратовской области»
Файл:Русалочка на дне морском.jpeg|Русалочка на дне морском, Донская Олеся, 1 класс, МБОУ «ООШ с.Холманка Перелюбского р-на Саратовской области»
Файл:Дюймовочка к сказке Андерсена.jpeg|Дюймовочка,Седова Катя, 3 класс,МБОУ «ООШ с.Холманка Перелюбского р-на Саратовской области»
Леонова Мария Снежная Королева.jpg | Снежная Королева, Леонова Мария, 2 б класс, МОУ «Лицей №3 им. П.А. Столыпина г. Ртищево Саратовской области»
Леонова Мария Дикие лебеди 0001.jpg | Дикие лебеди, Леонова Мария, 2 б класс, МОУ «Лицей №3 им. П.А. Столыпина г. Ртищево Саратовской области»
Конспект урока по изобразительному искусству «______» ____________________
Тема: Рисование на тему «ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»
Цель: учить передавать в рисунках свои впечатления от прочитанной сказки.
Задачи:
-
познакомить с творчеством художников В. Васнецова, М. Врубеля, Ю. Васнецова;
дать представление о роли фантазии в искусстве;
-
развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка;
-
формировать умение выполнять иллюстрации к сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;
-
воспитывать любовь к народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героев сказки, обратить внимание детей на добрые поступки и злые;
Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, иллюстрации к русским народным сказкам.
Изобразительный ряд: репродукции картин В. М. Васнецова; М. А. Врубеля, Ю. А. Васнецова, детские книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова.
Ход уроков
-
Организация учащихся. (Психологический настрой на урок)
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Будем изобразительное искусство изучать,
Творчество и фантазию развивать.
Проверка готовности учащихся к уроку.
-
Формулировка темы, цели урока.
— Посмотрите на доску, как выдумаете что объединяет все эти иллюстрации?
— Какова тема нашего урока?
— Часто ли вы читаете сказки?
— Как вы думаете, для чего придумали сказки?
-Назовите свои любимые сказки.
— Как вы думаете, зачем детям нужно читать сказки?
В мире много сказок грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.
— Все вы любите рассматривать рисунки в книгах.
— А как называют художника, который рисует рисунки для книг? (иллюстратором.)
— Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.
— Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял? (Народ)
— Какие ещё сказки бывают? (Авторские).
3. Работа по теме урока.
(Рассказ учителя о художниках, иллюстрирующих сказки. Демонстрация рисунков Ю. Васнецова, В.Васнецова анализ их.)
Краткий рассказ об известных советских художниках-иллюстраторах детских книг и показ книг с их иллюстрациями к русским народным сказкам
Ознакомление с творчеством художников Ю. Васнецова, В. Васнецова.
Юрий Алексеевич Васнецов
Одним из таких художников является Юрий Васнецов. Для Васнецова мир сказки — это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все его герои — храбрый петух, робкий заяц, смешной козлёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутоватая лиса — вызывают симпатию зрителей. Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты.
Виктор Михайлович Васнецов
Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко известны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Три богатыря».
4. Актуализация знаний учащихся.
1) — Мы с вами посмотрели работы нескольких художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает сказочный мир.
М. Врубель и В. Васнецов в своих картинах показывают героев, когда им грустно и тревожно. Об этом говорят и краски, использованные ими при написании картин. А. Ю. Васнецов, как было уже отмечено, в своих рисунках создает ощущение праздника, используя яркие краски.
Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение.
-Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние?
Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная.
— А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам передать ощущение радости? Действительно, яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным светлым, небо — голубым, лес и трава — ярко-зелеными.
Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.
5. Этапы выполнения рисунка
1. К о м п о з и ц и я рисунка.
Продумывание детьми макетов рисунков и их композиционных решений.
— Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему? (Ответы учащихся.)
— Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать?
В это время учитель снова демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки.
Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди.
1) Определим расположение главных героев рисунка.
Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, pасположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.
2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.
Дети, по возможности, самостоятельно выбирают сюжет для иллюстрирования. Необходимо проследить за тем, чтобы учащиеся взяли наиболее выразительные сюжеты. Ученики как бы словесно рисуют иллюстрацию, начиная свой рассказ с выбора формата листа. Несколько учеников рассказывают подробно всему классу, что и как они будут рисовать.
— Продумайте изображение своего сюжета.
2. В ы п о л н е н и е карандашного наброска.
Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.
6. Практическая работа.
1. Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в карандаше.
По окончании работы учитель проверяет правильность выполнения карандашного рисунка и помогает исправить недостатки.
(Если ребята успеют, то могут начать работу в цвете.
Затонировать общий фон для неба, земли, леса.)
2. Работа с цветом.
1) Выбор цветной гаммы зависит от того, какое эмоциональное состояние, настроение вы хотите передать в рисунке.
Заполнение рисунка цветом начинаем с закрашивания неба, далее закрашиваем землю и затем раскрашиваем остальные предметы. Следите за тем, чтобы между небом и землей не оставалось пустот (белых пятен).
2) Прорисовывание деталей рисунка.
Тонкий кистью прорисуем мелкие детали: тонкие веточки деревьев, лица героев и т. д.
— При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев такие изобразительные средства, как
светлое на тёмном, тёмное ни светлом,
контраст большого и маленького,
яркого цвета на спокойном фоне.
Используй и ты эти средства.
И помни — всё, чему ты научился им уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях.
Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в цвете.
Рекомендации по ведению работы
-
Выбрать сюжет
-
Решить, вертикально или горизонтально расположить лист
-
Наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш
-
Проверить равновесие композиции и начать работу цветом, выделяя тёмное на светлом, а светлое на тёмном
7. Итог уроков. Рефлексия.
1. В ы с т а в к а работ учащихся.
2. Заключительное слово учителя.
Настоящая сказочная страна появилась у нас в классе. Глядя на ваши рисунки, так и хочется процитировать стихотворение А. С. Пушкина:
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках ;
Следы невиданных зверей,
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон без дверей …
— Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к героям сказок, их настроение. Молодцы!
Рефлексия.
— Если вам урок понравился, то нарисуйте колобку улыбку, если нет, то грустное лицо.
Приложение 1
Юрий Алексеевич Васнецов
Виктор Михайлович Васнецов
Закончился конкурс «Любимые сказки», который был проведен «Правмиром» совместно с проектом «Библиотека любящих родителей и счастливых детей». В заключительном on-line голосовании приняло участие около 2 000 человек. Спасибо читателям «Правмира»!
В конкурсе приняли участие 72 рисунка. Каждый рисунок был сопровожден рассказом о семье и общим семейным фото. Это интересные, яркие, удивительные рассказы.
Редакция «Правмира» и кураторы проекта «Библиотека любящих родителей и счастливых детей» приняли решение дополнительно наградить восемь участников конкурса книгой сказок «Счастливый принц» с автографом и пожеланиями автора сборника протоиерея Александра Ильяшенко. Об этом на Правмире будет дополнительный материал.
***
Победитель конкурса рисунков (117 голосов) – Тёклин Артём, 12 лет. Ленинградская область, г. Луга:
«Бременские музыканты» братьев Гримм, «Хорошо с друзьями!»
«У меня большая семья – мама, папа, я и три младшие сестры – Даша, Ира и Глаша. С Дашей мы часто играем и придумываем разные истории, а Ира и Глаша ещё маленькие. Я учусь в интернате. Взрослые нам много читают, сами мы тоже читаем книги. Ещё мы любим смотреть старые сказки-фильмы и мультфильмы по телевизору. Я нарисовал рисунок к моей любимой сказке братьев Гримм «Бременские музыканты». Тоже хочу иметь верных друзей и путешествовать с ними по свету».
Классный руководитель Артёма Юбко Лариса Владимировна, Лужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат:
«Артём – ребёнок с особыми возможностями здоровья. Он учится в коррекционной школе. Больше всего на свете он любит рисовать, а ещё лепить и мастерить что-нибудь своими руками. Взрослые помогают ему развить способности».
Второе место (103 голоса) – Арина Налитова 7 лет, г. Санкт-Петербург:
Баба Яга. По мотивам русских народных сказок
«Этого замечательного жизнерадостного человечка зовут Арина Налитова. Ей 7 лет. Учится она в 1-м классе. Очень любит рисовать. Рисунок написан по мотивам русских народных сказок.
Ариша и сама «была» Бабой Ягой: она играла эту роль в выпускном спектакле в детском садике. Ариша живет с мамой и папой. Мы любим проводить время вместе: гулять, играть и многое другое.
Спасибо за предоставленную возможность участвовать в конкурсе!»
Третье место (95 голосов) – Юлия Белаш, 14 лет. Алтайский край, г. Камень-на-Оби:
«Волшебное зеркало» по сказке И.В.Вачкова «Сказка о волшебном зеркале»
«Давайте знакомиться! Меня зовут Юля, я учусь в 8 классе, и с раннего детства люблю рисовать. Моя семья небольшая, но очень дружная и творческая. Мы любим принимать участие в разных конкурсах. В прошлом году мы семьей приняли участие и одержали победу в конкурсе «Пасхальный сувенир». Папа выточил из дерева яйца, а мы с мамой их расписали. А еще мы любим путешествовать всей семьей. Это доставляет нам огромную радость. Особенно нам понравилась поездка в Горный Алтай.
И еще несколько слов о том, почему я выбрала эту сказку. Это сказка о девочке, которая получила в дар три зеркала: в одном она видела себя такой, как представляла себя сама, в другом – как видели ее другие люди. А в третьем было отражение того, какая ты есть на самом деле. Сказка заставила меня задуматься о том, кем и какой я должна быть в жизни и какой меня видят окружающие».
Четвертое место (89 голосов) – Смольянинов Григорий 8 лет, г. Санкт-Петербург:
«Бабушка Яга», по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»
«Немного о нашей дружной семье. Пусть и небольшой, но очень крепкой и веселой. Нас семеро – папа Илья, мама Лиза, старшая дочь Алина, младший сын Гриша. Ещё есть рыбка петушок Петя, кошка Ёська и собака овчарка Шайна. Все очень любят друг друга и не обижают.
Дочь учится на втором курсе института, а сын во втором классе. Мама любит рисовать и творить. А папа у нас Мастер – может сделать все своими руками! Очень любим гулять все вместе, путешествовать по нашему прекрасному городу (и не только), находить новые чудесно-волшебные места. На праздники стараемся делать веселые сюрпризы, открытки и стенгазеты.
А ещё любим играть в разные настольные игры. Это очень весело. Гриша настоящий конструктор и изобретатель. Из конструктора Лего может собрать абсолютно все! А ещё любит мастерить из бумаги. Даже сделал свой кукольный театр с занавесом, сменными декорациями и куклами-марионетками. Он очень добрый и ласковый мальчик. Даже Бабка Ёжка у него получилась совсем не злая, а добрая и уютная!
Гриша очень внимательный и вежливый – помогает и родителям, и сестре. Он занимается в Изостудии, так же в школе плаванья и ходит на борьбу. И дочка у нас замечательная! Она очень долго ходила на танцы (с 4-х лет и до 16 лет). Были успехи, выступали и в нашем городе, и за границей. Она очень милая и хорошая девочка, любит очень своего брата. Умеет быть целеустремленной и собранной, преодолевать собственные слабости. И очень ответственная.
А мы с папой любим друг друга и помогаем нашим деткам, и очень любим проводить время с ними вместе. Собаку нашу мы уже старенькой подобрали на улице, но хозяева так и не отозвались. Так наша старушка осталась с нами. Она очень заботливая и скромная. И очень любит детей. Кошка тоже оказалась случайно. Она смешная и шкодная. А рыбка Петя совсем стеснительный. Высылаем фото нашей семьи. И передаем огромный привет всем участникам конкурса. Не сомневаемся, что все рисунки будут замечательными!»
Пятое место (67 голосов) – Полторакова Анна, 8 лет, г. Красноярск:
Русская народная сказка «Снегурочка»
«Я – Аня Полторакова. Я живу в большой семье, у меня есть две сестры: Юля и Настя. Я учусь в школе во втором классе. Мы с сестренками любим играть и рисовать, кататься на коньках, а еще вечерами любим читать книжки и смотреть мультики. А еще мы с Юлей занимаемся танцами. С Рождеством Христовым!»
Пятое место (67 голосов) – Миша Елисеев, 9 лет, г. Волгоград:
Алеша Попович
«Меня зовут Миша Елисеев. Мне 9 лет. Я живу в Волгограде.
Нас в семье четверо: мама, папа, я и маленькая сестренка. Мы дружные! Я учусь в 3 классе. Учусь хорошо, на 4 и 5. Люблю читать книги. Сейчас мы в школе проходим русские былины. Мне они нравятся, и я решил нарисовать на конкурс моего любимого богатыря – Алешу Поповича».
Подготовила Тамара Амелина