Рисунок на рассказ кубок жуковский

Конспект урока по литературе 5 класс фгосв. а. жуковский. баллада кубоккцели: ознакомить учащихся с понятием баллада, текстом и нравственным содержанием

Конспект урока по литературе 5 класс (ФГОС)
В. А. Жуковский. Баллада
«КубокК»
Цели: ознакомить учащихся с понятием «баллада», текстом и
нравственным содержанием произведения; понять смысл баллады «Кубок»;
проанализировать поступки героев баллады; провести наблюдение за языком
баллады.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать сюжетное своеобразие баллад В. А.
Жуковского; уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание
произведения, находить лирические и эпические черты.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом,
созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как
член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые
действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает,
извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах
учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,
осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом
конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование:
Учебник, компьютер, слайды, иллюстрации к балладе.
Ход урока

Организационный
момент

I. Проверка домашнего задания. Выставка. Учащиеся защищают свои рисунки к
сказке, выступают с сообщениями о В. А. Жуковском.(повторение предыдущего урока
«Спящая царевна». Литературная сказка и народная сказка).

Сообщение
темы урока

–Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем работать в литературной
гостиной. Здесь существует золотое правило: выскажи свое мнение, свое
впечатление, поделись новым с одноклассниками, стремись узнать что-то новое.
Наш план работы:
1. Заочная экскурсия «Творчество В.А.Жуковского»,
2. Мы проведем исследование в творческой лаборатории В.А.Жуковского.
— Вас устраивает данный план?
 Работа по теме урока.
1.Вступительное слово учителя.
С 1808 года В. А. Жуковский начинает писать баллады. Именно в первые два
десятилетия XIX в. творчество поэта достигает наибольшего расцвета. Он много
пишет о своих чувствах, уходит в свой внутренний мир, в мечты, что уводит его
от действительности. Критики уже давно определяли его творчество как
романтическое. Итак, Жуковский – поэт-романтик.
В.А. Жуковский является одним из основоположников романтизма,
литературного течения 19 века, выдвигавшего на первый план личность и чувства.
Большую известность приносят поэту баллады «Людмила», «Светлана», «Ивиковы
журавли», «Лесной царь», «Кубок» и другие (показ иллюстраций к балладам)
2. Чтение и запись в тетради определения баллады (с. 90, в рамке).
—Что же такое баллада? Найдем определение в учебнике и запишем в тетрадь.
Баллада — небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит необычный
случай.
Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с
фантастическими или таинственными происшествиями.
Вывод: мы видим, что в балладе реальные события могут сочетаться с
фантастическими; баллада имеет сюжет, героев; выражает мысли и чувства.
Словарная работа( сопровождается показом слайдов с помощью компьютера и
проектора)
Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен
был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство,
уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими.
Латник – рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин
(лат).
Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или коронованной
особе.
Епанча – широкий плащ без рукавов.
Чрево – внутренность чего-либо.
Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие.
Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.
Мокой – рыба морской волк, род акулы.
3. Чтение актером (слушать онлайн) баллады «Кубок» -монолог царя.(читает
Александр Синица).
Минутное прослушивание начала баллады в исполнении актера дает
образец того, как надо читать и настраивает на торжественный высокий лад.
Дальше – стоп-момент: «Внимание! Вопрос!»
— Зачем царь бросает кубок и вызывает желающего достать его?


После 3-ей строфы, прочитанной учениками, вопрос:


Почему рыцарь и латник не торопятся принять вызов царя?
— Мнение о главном герое.
Выразительное чтение 4-8 строфы. Рассуждаем по поводу поступка
пажа.
— Что руководит пажом, вызвавшемся исполнить царскую волю?
— Он хочет завоевать сердце царской дочери?
— Может быть, хочет угодить царю?
После чтения 9-10 строфы:
— Почему все свидетели случившегося просят прощения у прекрасного юноши?
— Зачем царь вторично швырнул кубок в пучину?
— Почему даже мольба дочери не останавливает царя?
Читается предпоследняя строфа.
Задумаемся о вечном и быстротечном…
Прочитана последняя строфа. Задумаемся над финальными строками:
“Приходит, уходит волна быстротечно:
А юноши нет и не будет уж вечно.”
-Можем ли мы его поступок назвать подвигом? 

-Нужна
ли была эта бессмысленная смерть пажа?
-Как автор относится к происходящему? 

 Вывод:
Это произведение В.А.Жуковского заканчивается трагично. Герой мог отказаться от
вызова достать кубок второй раз, но он пошел на это ради любви.
4. Чтение и обсуждение учащимися статьи «Из истории создания баллады
„Кубок”» (с. 89–90).
5. На основе ответов на вопросы учащиеся выявляют особенности баллад В. А.
Жуковского.
6. Творческая работа в группах.
Создание коллажа титульного листа к произведению В. А. Жуковского «Кубок».
Конкурс (защита учащимися своих работ).
Учитель. Более полувека своей жизни отдал Жуковский литературе и по праву занял
свое место в истории русской поэзии. В. Г. Белинский писал: «…одухотворив
русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества,
дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина»

Рефлексия:


Понравился ли вам урок?

— О
чем вы задумались, слушая балладу?

-Могла
ли эта история закончиться по-другому?


Домашнее задание: задания 1, 2 – учимся читать выразительно;
творческое задание в учебнике на с. 90.

На чтение 15 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Содержание:

В данной статье можно узнать краткое содержание и анализ произведения В. А. Жуковского «Кубок». 

Рассмотрим также план, идею, основную мысль, на которых строится повествование — все это пригодится для записей в читательском дневнике.

История создания баллады Жуковского

В XII веке было широко известно сказание о ныряльщике, который ради наживы отправился на морское дно. По этой легенде Ф. Шиллер написал балладу «Водолаз». 

Василий Андреевич Жуковский, основным направлением творчества которого был романтизм, перевёл её на русский язык, немного изменив основной смысл. 

В новом легендарном повествовании главная черта героя не жадность, а храбрость и самоотверженность.

Главные герои и их характеристика

Царь – жестокий, самолюбивый правитель. Чтобы развеяться от скуки, он предлагает своим подданным нырнуть в глубокое море и достать золотой кубок. 

Издеваясь над рыцарями и латниками, государь бросает ценную вещь со скалы. Он думает, что никто не отважится на такой поступок.

Молодой паж – прекрасный юноша, бросивший вызов царю и всем окружающим. Он отважно и безрассудно, что свойственно юности, прыгает в море и достаёт кубок. 

Когда властитель снова бросает кубок в море, предлагая царевну в жёны, паж снова прыгает в воду. Он думает, что если струсит, то девушка не будет его любить.

«Кубок» — краткое содержание баллады В. А. Жуковского

Царь со своей свитой находится на обрывистом берегу моря. Ради развлечения, он бросает в море золотой кубок и обещает подарить его тому, кто решится нырнуть за ним на дно. 

Насмехаясь над рыцарями и латниками, владыка три раза призывает храбрецов, но никто не хочет рисковать жизнью. Только молодой паж вызывается на такой безрассудный поступок. 

Юноша прыгает с крутого обрыва, обращаясь к Богу за помощью. Окружающие сочувствуют ему. Многие уже не верят, что он вернётся. 

В морской пучине молодой храбрец видит страшных чудовищ. Он находит кубок и возвращается на берег. Его поступок производит сильное впечатление на дочь царя. Правитель, видя это, опять бросает кубок в глубину и обещает пажу за золотую чашу сделать его своим зятем и любимым рыцарем. 

Молодому человеку нравится царевна. Он ныряет в пучину, но на второй раз пучина уже не отпускает свою добычу.

Анализ произведения

Правитель этой страны, повинуясь какой-то своей идее, решил испытать своих подданных. Предлагая рискнуть своей жизнью ради наживы, он заранее знал, что никто на это не пойдёт. 

И вдруг, молодой паж, ничем не примечательный ранее, захотел блеснуть перед всеми своим бесстрашием и отвагой. Он мог стать добычей морских чудищ или утонуть. Но ему помогло молитвенное обращение к Господу. Молодец выбрался из глубины с кубком в руках. 

Царю не понравилось, что кто-то вышел победителем. Он стал обещать ещё больше – кольцо с алмазом в придачу к кубку. Тут царевна стала просить за юношу. Это ещё сильнее распалило злость властелина. Тогда уже и собственная дочь была обещана в награду, что развеяло все сомнения. 

Паж прыгнул в море и уже не вернулся. Злая жестокость победила бесхитростную юность.

Главная мысль

Даже краткий пересказ дает понять, что глупо безрассудно рисковать собой из-за такого незначительного повода. Оставшись в живых, смелый, отважный молодой человек мог совершить много хороших поступков и принести пользу людям. 

Выбравшись невредимым в первый раз, паж уже завоевал внимание царевны. Их ждала взаимная любовь. Судьбе не нравится, когда её испытывают. 

Жанр и композиция

Данное произведение — это не сказка и не басня. Оно написано в жанре романтической баллады.

Проследим за композицией баллады:

  1. Экспозиция: действие происходит на берегу моря, где находится царь со своей свитой.

  2. Завязка: царь кидает в море драгоценный кубок и обещает подарить его тому, кто сможет его достать. Юный паж прыгает за ним в воду.

  3. Развитие действия: претерпев страшные испытания, храбрец выходит на берег с кубком. Он рассказывает о своих приключениях, но царю этого мало. Правитель во второй раз швыряет кубок с обрыва и предлагает снова достать и продолжить рассказ. За это обещает перстень и царевну в жены.

  4. Кульминация: молодец ныряет в море. Все ждут его возвращения.

  5. Развязка: юноша погибает.

Направление и стихотворный размер

В произведении хорошо прослеживаются черты романтического направления. Паж — пылкий, смелый и романтический юноша. 

Это заметно по тому, как он описывает его погружение в пучину и выход из нее. 

На этом «развлечении» царя присутствуют дамы, действие происходит во времена царей и рыцарей. А это тоже характеризует произведение с точки зрения романтизма.

Стихотворный размер: амфибрахий с некоторыми вариациями.


Средства художественной выразительности

Автор использует:

  1. Эпитеты«море грозное», «мгла таинственная», «пучина бездонная», «рыцарь знатный», «награда победная», «пена седая», «разъярённый прилив».

  2. Метафоры«пучина бездонной мглы»; «разинулось черною щелью жерло», «стрелою стремглав полетел я туда».

  3. Сравнения«пена кипела: как будто гроза, наступая, ревела»; «волна за волною и воет, и свищет, и бьет, и шипит, как влага, мешаясь с огнем».

Романтическое произведение с глубоким смыслом — вот что такое «Кубок» В. А. Жуковского. Фантастический сюжет и главный герой, совершающий подвиг, учат тому, что добро должно побеждать зло. 

Однако автор отступил от традиций. В финале главный герой погибает, но это ещё больше привлекает читателя своей необычностью.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Мамонтов Сергей

1. Главный герой баллады «Кубок» — это молодой и юный паж.

2. Благородство и рыцарство главного героя проявляется путем показа его бесстрашия, решительности и смелости. Паж просит помощи у своего Бога-покровителя и бросается в бездну. Жестокость проявляется со стороны короля, которому было мало одного прыжка пажа, и он попросил его прыгать во второй раз.

3. Я приветствую поступок пажа, что он не побоялся и прыгнул в бездну. Я приветствую то, что дочь короля просила отца не заставлять юного пажа прыгать снова, но король не вразумил ее словам, и этот поступок короля я осуждаю.

ПожаловатьсяЖуковский В., «Кубок» Жанр: балладаГлавные герои баллады «Кубок» и их характеристика

  1. Паж. Юный, красивый, смелый, отважный, влюбленный, безрассудный.
  2. Царь. Жестокий, свирепый, равнодушный к чужим жизням.
  3. Царевна. Молодая, красивая, жалостливая, робкая.

План пересказа баллады «Кубок»

  1. Пожелание царя
  2. Смятение рыцарей
  3. Молодой паж
  4. Смелый прыжок
  5. Возвращение пажа
  6. Награда царя
  7. Рассказ пажа
  8. Кубок на ветви коралла
  9. Морские чудовища
  10. Помощь прилива
  11. Новое пожелание царя
  12. Заступничество царевны
  13. Царь увеличивает награду
  14. Смерть пажа

Кратчайшее содержание баллады «Кубок» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Царь бросил кубок в море, обещая его тому, кто сможет его достать со дна.
  2. Молодой паж смело бросился в воду и вернул кубок.
  3. Он рассказал о страшных чудовищах и течениях.
  4. Царь предложил добавить перстень, если паж повторит подвиг.
  5. Царевна попыталась заступиться и царь пообещал отдать ее в жены, если паж повторит подвиг.
  6. Паж смело прыгнул в море и больше не вернулся.

Главная мысль баллады «Кубок» Ради любви человек способен на любые поступки.Чему учит баллада «Кубок» Баллада учит не играть чужими жизнями и судьбами, не требовать от человека невозможного. Учит смелости и отваге. Учит осторожности. Учит благородству. Учит рисковать и побеждать. Учит различать разумный и неразумный риск. Учит жертвовать собой ради любви.Отзыв на баллада «Кубок» Мне очень понравилась эта красивая баллада. Царь в ней показал себя самодуром, жестоким и безжалостным. Он знал, что посылает пажа на смерть, но ему хотелось развлечения. Паж понравился мне больше всего, он был настоящий герой. Ради любимой он бросился в море, зная, что вряд ли вернется.Анализ баллады «Кубок» Напечатана в 1831 году. Является пересказом баллады «Водолаз» Шиллера. Литературное направление — романтизм. В балладе 27 строф, каждая является шестистишием. Стихотворный размер — амфибрахий.Средства художественной выразительности в балладе «Кубок» Эпитеты: бездонная, зияющая мгла, истощенное чрево, седая пена, разъяренный прилив, красавец отважный, безобразные груды Метафоры: волны спирались, чрево пучины, дымящимся столбом, зев бездны, водомет прилива, влажная пропасть. Сравнения: кипела как гроза, шипит как влага, Олицетворения: пучина бунтует, клокочет, глубь застонала, бездна закрыла, глубина глоталаПословицы к балладе «Кубок» Смелый там найдет, где робкий потеряет. Кто храбр и лих, бывает скромен и тих. Мужество смерти не боится. От глупого риска до беды близко. Глубок океан, но сердце человека глубже.Читать краткое содержание, краткий пересказ баллады «Кубок» Стоявший на высокой скале царь высоко поднял над головой золотой кубок и сказал, что бросит его в морскую пучину, а тот, кто сумеет его достать, получит этот кубок в награду. Рыцари и латники вокруг стояли молча, не было желающих рисковать жизнью ради кубка. В третий раз бросил клич король и вдруг из толпы придворных выходит молодой и красивый паж. Он подходит к краю обрыва и долго смотрит на бушующее море. Дождавшись минутного затишья, паж стремительно бросается вниз и пропадает в пучине. Застывшие на скале люди не могут отвести взгляда от морской бездны. Они уверены, что паж погиб. Ведь в этих местах гибли все, даже корабли. И никто не согласился бы прыгать в бездну даже ради половины царства. Бездна ярится, валы бьют о скалы и вдруг в пучине мелькнуло что-то белое. То молодой паж упрямо борется с водой. И вот паж выходит на берег, усталый, но с кубком и живой. Царь протягивает юноше кубок с вином и тот, начинает свой рассказ о подводном страхе. Паж говорит, что его подхватил стремительный водный поток, вихрь, и увлек на глубину. Но паж помолился богу и успел ухватиться за утес, на котором заметил кубок, зацепившийся за ветку коралла. А много ниже, в самой глубине паж заметил страшных чудовищ — млата, ската, однозуба. И все они грозили ему смертью. Паж содрогнулся от ужаса и омерзения, и вдруг заметил, как к нему ползет что-то стоногое. Он рванулся от утеса и был подхвачен приливом, а потом выброшен на берег. Царь протянул пажу завоеванный кубок и предложил добавить к нему перстень с алмазом, если паж рискнет повторить подвиг. Молодая царевна взмолилась пощадить пажа, ведь он и так совершил невозможное. А царь вновь бросил кубок в море и сказал, что если паж его вернет, то царевна станет его женой, раз она так за него заступается. И паж увидел, как краснеет и бледнеет царевна. В нем снова проснулась отвага и он смело ринулся в воду. Но только волны выходят на берег, а паж не вернулся и не вернется никогда.Рисунки и иллюстрации к балладе «Кубок»Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Василий Андреевич Жуковский

Год написания: 1831

Жанр: баллада

Главные герои:король, паж, королевская дочь

Краткое содержание баллады «Кубок» для читательского дневника расскажет о жестоком короле и смелом юноше, который погиб из-за прихоти своего повелителя.

Сюжет

Скучающий монарх бросил в морскую пучину золотой кубок и объявил придворным, что кубок будет принадлежать тому, кто его достанет из моря. Только молодой и красивый паж осмелился прыгнуть со скалы в бушующее море. Когда все уже потеряли надежду на возвращение молодого человека, он вынырнул из воды с кубком в руках.

Юноша подробно рассказал о перенесенных испытаниях, его с волнением слушала дочь жестокого короля. Король сказал, что подарит пажу и алмазный перстень, если он снова отправиться в морские глубины и расскажет о тайнах, которые никто не знает. Царевна стала просить за юношу, но король предложил ему в жены свою дочь за новое путешествие к морским глубинам.

Юноша бросился в море, воодушевленный влюбленными глазами девушки, и погиб.

Вывод (мое мнение)

Королю было скучно, и он придумывал развлечения, совершенно не задумываясь о последствиях. Паж в первый раз бросился в море, потому что был молодой, отважный и хотел славы и богатства, но второй раз он согласился повторить свой опасный трюк из любви к девушке. Но судьба не дала ему второго шанса.

Добавить в избранное

«Кубок» – красивая, романтическая и вместе с тем печальная история об отважном паже, который пожертвовал собственной жизнью ради выполнения воли капризного монарха-самодура.

kubok-chitatelskiy-dnevnik-70871.jpg

Краткое содержание «Кубок» для читательского дневника

ФИО автора: Жуковский Василий Андреевич

Название: Кубок

Число страниц: 10. Жуковский В. А. «Баллады. Поэмы». Издательство «Искатель». 2016 год

Жанр: Баллада

Год написания: 1831 год

План

  1. Время и место сюжета
  2. Главные герои
  3. Сюжет
  4. Вывод и свое мнение
  5. Главная мысль
  6. Авторские афоризмы
  7. Толкование непонятных слов
  8. Новые слова
  • Тест по балладе

Время и место сюжета

Поскольку баллада имеет сказочную форму, невозможно определить точное место и время действия. По косвенным признакам (присутствие рыцарей, латников, пажей) можно сделать вывод, что речь идет о средневековой Европе.

Главные герои

Царь – эгоистичный, безжалостный правитель, который готов жертвовать людьми ради удовлетворения собственных прихотей.

Паж – отважный, решительный юноша, верный своему правителю.

Царевна – царская дочка, добрая, милосердная.

Сюжет

Однажды скучающий монарх решил проверить преданность своих поданных. Сбросив с высокой горы в бушующее море золотой кубок, он предложил своим рыцарям продемонстрировать смелость и достать его. Однако среди многочисленной свиты не нашлось такого смельчака – море в этом месте было таким коварным и беспощадным, что с легкостью уносило на дно целые корабли, не говоря уже о человеческих жизнях.

Неожиданно перед правителем выступил юный паж. Не проронив ни слова, он сбросил с себя одежду и подошел к обрыву. Толпа в оцепенении взирала на безумца, который перед роковым прыжком принялся молиться небесному покровителю, прося о пощаде. Юноша сделал решающий шаг в бездну, и все вскрикнули от ужаса – никто не сомневался, что паж разбился об острые скалы и утонул в бушующих волнах.

К удивлению собравшихся море ненадолго затихло, затем с удвоенной силой забурлило, и из морских недр поднялся мощный поток в густой белой пене. В центре потока виднелся живой и невредимый юноша с кубком в руках. Преодолев высокие волны, он благополучно выбрался на берег. От перенесенного напряжения паж едва держался на ногах, но, все же, он нашел в себе силы подойти к правителю, опуститься на одно колено и вручить ему золотой кубок. Юноша торжественно произнес, что избавился от страха смерти только ради его величества.

Дочь монарха преподнесла юноше кубок вина. Когда он немного пришел в чувство, то рассказал обо всем, что ему довелось увидеть на морском дне, а также о том, как он спасся благодаря сильному морскому водному вихрю, который буквально вытолкнул его на поверхность.

Рассказы юноши так заинтересовали повелителя, что он приказал ему вновь прыгнуть со скалы. В этот раз в качестве награды он пообещал золотое кольцо с драгоценными камнями – так ему хотелось услышать новые истории о морских обитателях. Молодая царевна принялась умолять отца пожелать пажа и отказаться от этой жестокой затеи. Однако монарх, привыкший, чтобы все его прихоти незамедлительно исполнялись, оставался непреклонным. Он бросил в морскую пучину золотой кубок, и добавил, что в качестве награды паж получит, помимо кольца, и царскую дочку в придачу.

Юному пажу не оставалось ничего иного, как вновь броситься в бушующие волны. Море вновь затихло на мгновенье, и забурлило с новой силой. Вот только в этот раз юноше не удалось выбраться на поверхность…

Вывод и свое мнение

В произведении кубок являет собой символ совести царя, которой он совсем не дорожит. Не ценит монарх и собственных поданных, которыми готов пожертвовать ради удовлетворения собственных желаний и капризов. Исполнить царскую прихоть готов юный паж. Это смертельно опасно, но царская свита не сделала ничего, чтобы уберечь юношу от бессмысленной смерти. Судьба подарила пажу шанс на спасение, однако во второй раз этого не произошло – судьба не любит, когда с ней играют, пренебрегая здравым смыслом.

Главная мысль

Не стоит лишний раз искушать судьбу – она может быть повернуться своей темной стороной.

Авторские афоризмы

«…Того, что скрывает та бездна немая, Ничья здесь душа не расскажет живая…»

«…Пучина бунтует, пучина клокочет… Не море ль из моря извергнуться хочет?..»

«…И бездна таинственно зев свой закрыла: Его не спасет никакая уж сила…»

«…И смертный пред богом смирись: И мыслью своей не желай дерзновенно Знать тайны, им мудро от нас сокровенной…»

Толкование непонятных слов

Рыцарь – средневековый почетный дворянский титул в Европе, вооруженный конный воин.

Латник – воин в доспехах из крупных металлических пластин — латах.

Паж – мальчик из дворянской семьи, состоявший на службе в качестве личного слуги у знатной особы.

Златой – золотой.

Сокровенный – скрытый, затаенный.

Новые слова

Бездна – пространство, имеющее неведомую, очень большую глубину.

Кубок – сосуд для питья вина, пива, меда или медовухи.

Мгла – непроглядная темнота.

Пурпуровый (пурпурный) – темно-красный или ярко-красный цвет с фиолетовым отливом, багряный.

Тест по балладе

  1. Вопрос 1 из 10

    Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом:</h3>

    • <label>басня</label>
    • <label>баллада</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/zhukovskiy-kubok.html
  • https://vashurok.ru/questions/ballada-kubok-1-kto-glavniy-geroy-balladi-2-kak-proyavlyayutsya-blagorodstvo-ritsarstvo-i
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2019/03/blog-post8.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/5-klass/1928-kubok.html
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/kubok.html

Конспект
удобен для проведения урока литературы, здесь присутствует цель и три задачи,
соблюдены этапы урока, организационный момент, целеполагание, вступительное
слово учителя, изучение нового, словарная работа, физкультминутка, чтение и
анализ текста баллады, закрепление, творческие задания.

Конспект
урока литературы
в 5 классе на тему: В.А. Жуковский «Баллада «Кубок»

Цель:       
познакомить
учащихся с произведением
В.А. Жуковского
«Баллада Кубок»

Задачи: познакомить
учащихся с понятием «баллада» и текстом произведения; помочь осмыслить различие
между народной легендой и литературной балладой; показать своеобразие позиции
автора в сравнении с первоисточником сюжета.


Ход урока:

 І. Организационный этап 

          Учитель:
—  Учебник на столе у вас?

                            
 А ручки и тетрадки?

                              Тогда
урок начнём сейчас,

                              Раз
всё у вас в порядке.

                              Будьте
внимательны,
 
                              Послушны,
наблюдательны.

                              Чтобы
литературные тайны познавать,

                              Нужно
всё серьёзно изучать.

    — отчёт 
дежурного;

    — проверка 
готовности  класса  к  уроку:

                Я 
рада  новой  встрече  с  вами,

               
Приятно  ваше  общество, друзья!

               
Ответы  ваши  вы  готовьте  сами,

               
Их  с  интересом  буду  слушать  я.

               
Мы  сегодня  снова  будем  читать,

               
Выводы  делать  и  рассуждать.

                А 
чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

               
Активно  включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои
друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

Прозвенел уже
звонок,

Начинается урок.

Так что время не
теряем

И работать
начинаем.

Руки – на месте?

Ноги – на месте?

Локти – у края.

Спина – прямая.

Хорошо  проверь,
дружок,

Ты готов начать
урок?

Все ль на месте,
все в порядке,

Ручка, книжка и
тетрадки?

Все ли правильно
сидят?

Все ль внимательно
глядят?

Каждый хочет
получать

Только лишь
отметку … («пять»)

Ребята, какое у
вас сегодня настроение? 

Я очень рада, что
у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только
улучшаться.

     —
Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Сегодня у нас непростой урок, урок,
который потребует от вас внимания, усидчивости, терпения и, конечно, умения
работать.

   —  Я  думаю,
что  включиться  в  работу  урока  нам  поможет игра «Запомни  и  назови?».

       Рассмотри 
картинку  и  постарайся  её  запомнить. ( Учитель  закрывает  картинку.).
Затем  предлагает  учащимся  ответить  на  вопросы.

       — Сколько 
чашек  стояло  на  столе ?

       — Была  ли 
среди  фруктов  груша ?

       — Что 
лежало  под  столом ?

       — Что 
было  нарисовано  на  картине ?

       — Какого 
цвета  была  ваза  для  фруктов ?


II.
Целеполагание:

-Сформулируйте,
пожалуйста, цели, которые мы должны выполнить на уроке?

III.
Вступительное слово учителя.

С
1808 года В. А. Жуковский начинает писать баллады. Именно в первые два
десятилетия XIX в. творчество поэта достигает наибольшего расцвета. Он много
пишет о своих чувствах, уходит в свой внутренний мир, в мечты, что уводит его
от действительности. Критики уже давно определяли его творчество как
романтическое. Итак, Жуковский – поэт-романтик.

Большую
известность приносят поэту баллады «Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли»,
«Лесной царь», «Кубок» и другие.

·       
Творческая
история баллады «Кубок» — чтение стр. 89

Физкультурная минутка


А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

Раз — мы встали
Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три
хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть
опять

Рисуй
глазами треугольник

Рисуй глазами
треугольник.

Теперь его
переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру
веди.

Рисуй
восьмерку вертикально.

Ты головою не
крути,

А лишь глазами
осторожно

Ты вдоль по линиям
води.

И на бочок ее
клади.

Теперь следи
горизонтально,

И в центре ты
остановись.

Зажмурься крепко,
не ленись.

Часики Не
поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Облако

Нарисуйте глазами
облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

   
                 Проведем, друзья,
сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», «мама», «дом», «трава» —

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз —

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

(Дети закрывают глаза ладонями, держат их
так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)

Раз, два, три, четыре, пять —

Можно глазки открывать!

III.
Чтение и анализ текста баллады

Словарная
работа

Рыцарь –
тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был
соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство,
уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими.

Латник –
рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин (лат).

Паж –
мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или коронованной особе.

Епанча –
широкий плащ без рукавов.

Чрево –
внутренность чего-либо.

Жерло –
узкое глубокое или горлообразное отверстие.

Скат –
крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.

Мокой –
рыба морской волк, род акулы.

Баллада –
стихотворное произведение с повествовательным сюжетом на легендарную,
историческую, героическую, сказочную или бытовую тему, в основе которого чаще
всего лежит необычный случай.

 Зачем
царь бросает кубок и вызывает желающего достать его?

Думаю,
испытывает свиту на преданность и верность.

Может
быть, проверяет смелость и решительность. Царь дважды делает упор на слове
СМЕЛЫЙ. Он подзадоривает самолюбивых и отважных юношей.

Моя
версия, возможно, нелепа: от нечего делать? Для него – это развлечение,
зрелище, потеха.

Скорее
всего, это царский каприз.

Им
руководит желание очередной раз насладиться своей властью, почувствовать свое
величие. Посмотрите: он же не говорит, а «ВОЗГЛАШАЕТ!» И этим словом,
повторенным дважды, мне кажется, подчеркивается его самолюбование.

Да, это
царское желание поиграть жизнями людей, показать окружающим, какой он могучий:
ради него, как он предполагает, кинутся на смерть подданные.

Ищет
охотников за золотом?
– Почему рыцарь и латник не торопятся принять вызов царя?

Потому что
это самоубийство, и никакой кубок, никакое рвение услужить царю не стоит
собственной жизни.

 Что
руководит пажом, вызвавшемся исполнить царскую волю?

Желание
выделиться, проявить свою отвагу и готовность услужить царю.

Он же еще
очень юн, его подталкивает мальчишеский задор.

Он тоже
хочет быстрее стать рыцарем, а это надо заслужить.

Хочет
скорее стать взрослым.

Возможно,
он еще сам не осознаёт степени опасности.

Хотя он и
мальчик, но в нем просматривается мужской характер!

Так
поступают настоящие герои, этим они и выделяются из толпы.

Это его дерзкий
вызов струсившей свите. В тексте так и сказано: он выступает «ДЕРЗКО».

Он верит в
Бога и свою судьбу. В тексте об этом говорится: «Спасителя-бога призвал».

Он хочет
завоевать сердце царской дочери?

Может
быть, хочет угодить царю?

Вряд ли.
Хотя он потом и скажет: «Да здравствует царь!», но я не чувствую нем
угодливости, скорее, он гордый!

 Почему
все свидетели случившегося просят прощения у прекрасного юноши?

Они
чувствуют себя виновными в том, что не они, старшие, а самый юный вынужден был
выполнить царское требование.

Считают
себя виноватыми за то, что не сберегли отважного смельчака.

За то, что
не предостерегли, не предупредили о том, что это смертельно опасно.

За то, что
отмолчались перед царём.

Мне
кажется, что сначала Жуковскому не нравятся эти зрители, они у него «не
охнули», а «ВОЗОПИЛИ». Это слово с каким-то неприятным привкусом. Но когда люди
опомнились и поняли свою вину за предполагаемую гибель мальчика, они
воспринимаются уже лучше.


Зачем царь вторично швырнул кубок в пучину?

Царь
пожелал узнать все тайны земли и воды, об этом сказано автором. Рассказ юноши
заинтересовал, поразил царя, а слова рассказчика:

…смертный
пред богом смирись:

И
мыслью своей не желай дерзновенно

Знать
тайны, им мудро от нас сокровенной,- 

он
просто не слышит, не хочет слышать. Узнать хочет, но сам-то не рискнёт собой.

Еще бы —
на то он и царь!

Если в
первый раз царь, может быть, не думал о степени риска, то в этот раз он уже
проверяет смельчака на беспрекословность подчинения ему.

Заметили,
что первый раз царь « БРОСИЛ свой кубок златой», а второй раз: « свой кубок
златой / В пучину ШВЫРНУЛ с высоты»? Это уже ярость.

Теперь это
уже деспотичный эгоизм, царю вздумалось убедиться, что его желание – закон. Не
подлежащий обсуждению. Неизменный.

 Почему
даже мольба дочери не останавливает царя?

Царевна
назвала отцову выдумку «опытом», Но это страшная игра со смертью.

Вообще-то
царь хитрый, знает людские слабости и умеет управлять. Если первый раз он
«играл» на тщеславии, то теперь он заметил, что между пажом и царевной возникла
симпатия. Он использовал это чувство в своих жестоких целях.

Дочь
пыталась его образумить, напомнить, что есть рыцари, в конце концов, если уж
так захотелось потешиться, это для него обязаны делать рыцари. Но он и дочери
показывает, что его слово – закон.

А то, что
он заявил: «Заступница будет твоею женою», — звучит как угроза царевне,
попытавшейся перечить отцу.

Да. Это
так. И чтобы добиться исполнения своего повеления, чтобы не случилось
непредвиденного неподчинения, он готов пообещать «золотые горы»: и перстень, и
дочь в жены.

А почему и
не пообещать, он же прекрасно понимает, что ждать чуда еще раз бессмысленно?..

Он
выглядит жестоким убийцей. Он убил самого верного подданного. Он убил любовь. И
все ради чего?..
 Второй раз отчаянным порывом юноши руководит…? (Договорить
фразу)

И опять:
«отважность сверкнула в очах» – это сказано в тексте.

Теперь еще
и вспыхнувшее первое чувство к девушке.

Благодарность
за её заступничество, за жалость к нему.

Желание не
разочаровать её.

Он делом
доказывает, что готов за неё «на жизнь и погибель», причем делает это с
огромной радостью.

Он слишком
увлекся тем, что испытывает свою судьбу, одержимый желанием заполучить в жены
царевну, он действует уже совсем необдуманно, сражаясь с морской стихией.

Сам
же недавно говорил: «Смертный пред богом смирись!»

 А,
может, все-таки желает заполучить еще и царский перстень?

Такой
корысти у героя нет.

Приходит,
уходит волна быстротечно:

А
юноши нет и не будет уж вечно.

Становится
совсем грустно от трагической смерти юноши.

От нелепой
гибели мальчика.

Кто
главные герои баллады?

1.   Кого можно назвать
жестоким? Царя. Какими качествами характера он наделён? Капризность,
непримиримость.

2.   Как в балладе
проявляется благородство и кто этим качеством обладает? Паж

3.   Как проявляется
рыцарство и кто этим качеством обладает? Рыцари и приближенные царя, свита.

4.   Какие поступки вы
приветствуете, а какие осуждаете?

5.   Кого из героев
можно оправдать и за какой поступок?

6.   Как автор
относится к героям: царю, пажу? Как вы это поняли?

IV.
Творческие задания

«Рабочая
тетрадь №2»

  • Рисунок на тему ашик кериб турецкая сказка
  • Рисунок к сказке чуковского тараканище
  • Рисунок королевича елисея из сказки о мертвой царевне
  • Рисунок каштанки по рассказу чехова
  • Рисунок к сказке черная курица или подземные жители для 5 класса самый легкий