Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

Гоголь н. в. сказка заколдованное место жанр: литературный мистический сказочный рассказглавные герои сказки заколдованное место и их характеристикарассказчик, дьячок в


Гоголь Н. В. сказка «Заколдованное место»

Жанр: литературный мистический сказочный рассказ

Главные герои сказки «Заколдованное место» и их характеристика

  1. Рассказчик, дьячок в молодости. Мальчуган, веселый и озорной.
  2. Дед Максим. Важный, сердитый, серьезный. Хотел найти клад.
  3. Мать рассказчика. Вылила на деда помои.

План пересказа сказки «Заколдованное место

  1. Дьячок начинает рассказ
  2. Дед и его курень
  3. Приезд чумаков
  4. Танцы
  5. Заколдованное место
  6. Могила со свечой
  7. Поиски могилы
  8. Снова у могилы
  9. Страх и ужас
  10. Извлечение котла
  11. Горячие помои
  12. Мусор в котле.
  13. Не верь нечистой силе.

Кратчайшее содержание сказки «Заколдованное место» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Дьячок вспоминает свою молодость, как жил с дедом в курени у дороги.
  2. Приехали раз чумаки и дед плясать начал, но вдруг в незнакомом месте оказался.
  3. Увидел дед свечу на могиле, понял, что там клад.
  4. Через день опять встал дед на проклятое место и оказался возле могилы.
  5. Его пугала нечистая сила, но он вытащил котел и принес его домой.
  6. Мать окатила деда помоями, а в котле мусор оказался.

Главная мысль сказки «Заколдованное место»
Никогда не верь тому, что сулит тебе нечистая сила.

Чему учит сказка «Заколдованное место»
Сказка учит не стараться обогатиться быстро, не искать клад, а работать. Учит не верить нечистой силе. Учит тому, что в мире есть много таинственного и непонятного. Учит быть храбрым и твердым в вере.

Отзыв на сказку «Заколдованное место»
Мне очень понравилась эта история, которую автор назвал былью. Я конечно не совсем поверила этому рассказу, мне он показался все-таки сказочным, но читать его было интересно. А описание нечистой силы у могилки даже вызвало улыбку, хотя я и не хотела бы такое встретить ночью сама.

Пословицы к сказке «Заколдованное место»
Силен черт, да воли нет.
Было бы болото, а черти будут.
Связался с чертом — пеняй на себя.
Богу молись и черту фиги не показывай.
Не так страшен черт, как его малюют.

Незнакомые слова в сказке «Заколдованное место»
Чумак — возчик
Баштан — бахча
Кавун — арбуз
Левада — огород
Хустка — платок
Кухва — бочка

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Заколдованное место»
Дьячок рассказывает случай из молодости.
Его отец повез продавать табак, и дома остались рассказчик, дед, мать и два брата. На лето дед перешел жить в курень возле дороги, и взял с собой мальцов. И вот однажды по дороге показались чумаки, шесть возов. Впереди шел чумак с большими сизыми усами.
Он узнал деда и поздоровался. Дед обрадовался старым знакомым, полез целоваться. Все расселись, взяли арбузов и дед велел играть на сопелке и танцевать. Да и у самого деда ноги так и рвались в пляс. И вот он не выдержал и рванул отделывать коленца. Разогнался, дошел до середины, а коленце не выделывается. Развернулся, вернулся, опять до того же места доходит — не получается.
Заругался дед на сатану, глядь, а вокруг место незнакомое. Пригляделся дед, голубятню у попа увидел, выбрался на тропинку. Идет, а ночь темная, непроглядная. Вдруг у могилки свечка зажглась — клад там значит. Пожалел дед, что ни лопаты нет, ни заступа, навалил на могилку огромную лесину и домой пошел. Пришел домой, чумаки уже уехали, ну и дед спать завалился.
На другой день, ближе к вечеру, взял дед лопату и пошел к поповскому огороду. Ходил, бродил, не может могилку найти. А тут еще и дождь пошел. Прибежал дед домой мокрый, лежит, ругается последними словами.
На следующий день дед как ни в чем не бывало ходил по бахче, арбузы прикрывал. А к вечеру с лопатой проходил мимо заколдованного места, не выдержал, зашел на середину и заступом ударил. И вновь на том же месте у могилы оказался. И свеча снова горит.
Подошел дед к могилке. Видит на ней камень огромный лежит. Обкопал камень дед, столкнул с могилы. Остановился дед передохнуть, насыпал на кулак табаку, только к носу подносить, кто-то сзади чихнет, всего деда обрызгал.
Поворачивается дед — никого. Стал дед копать. Выкопал котелок, обрадовался. «Вот ты где, голубчик» — говорит. И птичий нос те же слова повторяет. А следом баранья голова с верхушки дерева. И медведь из-за дерева. Страшно стало деду, а птичий нос, баран и медведь все за ним повторяют.
Перепугался дед, оглянулся вокруг. А ночь страшная — ни месяца, ни звезд. Да из-за горы какая-то харя выглядывает, глаза красные, нос как мех в кузнице. Бросил дед котел и только бежать собрался, как все исчезло, все тихо стало.
Понял дед, что нечистая сила только пугает. Вытащил с трудом котел и бежать со всех ног. И только у попова огорода остановился.
А в это время дома все гадали, куда же запропастился дед. Уже и мать с хутора с галушками пришла, уже и отобедали все, а мать котел вымыла, искала куда помои вылить. Смотрит бочка какая-то идет, верно кто-то ее сзади подталкивает.
Решила мать, что это хлопцы балуются, и вылила горячие помои прямо в бочку. Как заорет кто-то басом, глядь — а это дед.
Утерся, поругался, выставляет котел. Богатство обещает. Открывает, а там сор, мусор, грязь. Плюнул дед и наказал не верить никогда нечистой силе. Чуть что где покажется, сразу креститься стал. А на проклятое место сор и мусор велел скидывать.
Хорошие там арбузы выросли.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Заколдованное место»

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

Описание сюжета

Повествование ведётся от лица дьякона местной церкви Фомы. Однако не он главный герой произведения «Заколдованное место». Мужчина вспоминает историю из детства, которая произошла с его дедом Максимом.

В те далёкие времена он с братьями и дедом охранял поле от ворон и плохих людей. Следить за посевами нужно было круглосуточно, поэтому семье приходилось жить в самодельном шалаше. Днём они накрывали неокрепшие дыни листьями, чтобы их не пожгло солнце, а ночью караулили воров. Любителей поживиться за чужой счёт было немало.

Детям такая работа была не в тягость. Каждый день мать приносила им еду, да и на самом поле было чем поживиться. Они ели:

  • горох;
  • огурцы;
  • репу.

А также всегда можно было полакомиться молодой дыней. В общем, голодными не сидели. Бывало, что проходящие мимо чумаки с обозами меняли свой товар на дыни, да и поговорить с ними всегда было интересно. Как-то мимо шёл обоз. Вели его знакомые деда. Старик пригласил мужчин переночевать и отужинать вместе с ним. Приятели рассказывали разные истории, вспоминали былые времена.

Танец деда

Немного повеселев от выпитого, стали друзья танцевать. Дед хоть и был уже тяжёл на подъём, но тоже решил не отставать. Пустился в пляс, да только ноги почему-то заплетаться стали. Никак он не мог их оторвать от земли, а как дошёл до грядки с огурцами, так вообще подумал, что кто-то их специально держит.

Встал он как вкопанный, оглянулся, да окрестности не узнал. Куда-то делось поле и чумаки с внуками. Стоит он будто в месте незнакомом. Однако пригляделся и начал узнавать ориентиры. Хоть и было темно, но старик разглядел поповскую голубятню да двор местного писаря.

Понял он, где находится, уже было хотел обратно повернуть, как вдруг увидел горящую свечу на старой могиле. Все знали, что это за знак. Так, по поверью, обозначались скрытые клады. Обрадовался дед Максим, пошёл на огонёк. Хотел уже начать клад откапывать, да вспомнил, что нет у него с собой лопаты. Решил он место приметить большой веткой и прийти сюда позже.

Однако как не пытался старик, но на другой день заветного места не нашёл. Решил было бросить поиски, но случайно стукнул заступом по тому месту у грядки, где танцевать пытался, да и оказался опять в тех заколдованных окрестностях.

Клад в горшке

Обрадовался старик. На этот раз у него был с собой заступ. С его помощью он убрал со старой могилы огромный камень. Только хотел отдохнуть, да табачку нюхнуть, как сверху кто-то чихать начал. Испугался дед, табак убрал, но от дела своего не отступил. Стал копать землю да сам с собой разговаривать. Только каждое слово будто кто-то эхом за ним повторял. Да не одним голосом, а разными. Мерещилась старику нечисть всякая:

  • птичий клюв, который стучал по горшку с кладом;
  • баранья голова на дереве;
  • морда медведя.

Пожилой мужчина хотел уже бросить это дело, но вдруг всё стихло. Он спокойно откопал котёл с кладом и понёс его домой, радуясь своему будущему богатству.

В то время на поле пришла мать и принесла еду. Не дождавшись деда, она накормила детей, сполоснула посуду и пошла выливать помои. Вдруг увидела, будто на неё в темноте бочка катится. Подумав, что это ребятишки балуют, плеснула горячими помоями на бочку, а это оказался дед. Старик хотел заругаться, но не стал, так хотелось ему быстрее заглянуть в горшок. Однако вместо золота там оказался всякий мусор и грязь, пришлось даже руки отмывать.

Понял дед, что чёрт его обманул. Стал с тех пор только в Бога верить и внукам всем наказал. А заколдованное место огородили забором и стали туда скидывать мусор, так как, кроме сорной травы, там всё равно ничего не росло.

Анализ произведения

Сюжет произведения

Основан на народном фольклоре, с которым Николай Васильевич был прекрасно знаком с детства. Легенды и поверья о «заколдованных местах» и сокровищах существуют у большинства народов мира. У славян бытовало поверье, что клады можно найти на кладбище. Над могилой с кладом вспыхивала свеча. Традиционно и народное поверье, что неправедно добытое богатство превращается в мусор.

Повесть богата сочным, ярким самобытным народным украинским языком, который осыпан украинскими словами: «баштан», «курень», «чумаки». Максимально точно отображён народный быт, гоголевский юмор создаёт неповторимую атмосферу. Повесть построена так, что появляется ощущение личного присутствия, будто вы сами находитесь среди слушателей дьячка. Это достигается за счёт точных комментариев рассказчика.

В основе сюжета рассказ дьячка местной церкви Фомы Григорьевича, знакомого многим читателям по повести «Пропавшая грамота», о случае из жизни его деда. Рассказ его, яркий и запоминающийся, полон юмора. Автор не случайно дал повести название «Заколдованное место». В нём переплетаются два мира: реальность и фантастика. Реальный мир представлен бытом людей, фантастический — это могила, клад и чертовщина. Воспоминания дьячка уносят его в детство. Отец со старшим сыном уехал продавать табак. Дома остались мать с тремя детьми да дед. Однажды, загуляв с заезжими торговцами, стал дед плясать в огороде, пока не дошёл до одного места на огороде и не остановился, как вкопанный, возле грядки с огурцами. Огляделся и не узнал места, однако понял, что он находится за гумном писаря. Кое-как нашёл тропинку и увидел, как на ближней могилке вспыхнула свеча. Заметил ещё одну могилку. На ней тоже вспыхнула свечка, а за ней другая.

По народному преданию, такое происходит там, где закопан клад. Дед обрадовался, но с собой у него ничего не было. Отметив место большой веткой, пошёл домой. На следующий день пытался найти это место, но ничего не нашёл, лишь случайно ударив заступом по огуречной грядке, он снова оказался на прежнем месте, возле могилы, на которой лежал камень.

И тут началась настоящая чертовщина. Не успел дед достать табаку, чтобы понюхать, как кто-то чихнул у него за ухом. Начал копать и откопал котелок. «А, голубчик, вот где ты!». И следом за ним эти же слова повторили птица, баранья голова с верхушки дерева и медведь. Дед перепугался, схватил котёл и кинулся бежать. В это время его стали искать мать и дети. Поужинав, мать вышла вылить горячие помои и увидела, что на неё ползёт бочка. Решив, что это шалящие дети, женщина вылила на неё помои. А оказалось, это шёл дед.

Решили посмотреть, что за клад принёс дед, открыли котелок, а там оказался мусор «и стыдно сказать, что такое». С тех пор дед стал верить только во Христа, а заколдованное место огородил плетнём.

Характеристика главного героя

В повести «Заколдованное место» главный герой всего один — дед Максим. Он типичный представитель деревенского жителя того времени. Вера в нечистую силу, как в факт, говорит о необразованности старика, но тогда это была не редкость.

Пожилой мужчина отличался весёлым характером и своеобразным взглядом на жизнь. Он любил своих внуков, хоть и проявлял чувства очень странно, например, называл их не иначе как «собачьи дети». В нескольких словах старика можно охарактеризовать следующим образом:

  • мудрый;
  • работящий:
  • жизнелюбивый.

Очень наглядно его внешность прописал художник И. Хабаров в своих рисунках-иллюстрациях к циклу историй «Вечера на хуторе близ Диканьки». Картинки хоть и выполнены в чёрно-белом формате, но довольно точно передают юмористическую атмосферу повествования.

В целом персонажа трудно назвать полностью положительным. Он хитрит и не рассказывает о месте клада. Много ругается бранными словами и не прочь прихвастнуть. Однако старик всё же принёс найденный горшок с кладом и открыл его вместе с внуками, что говорит о его любви к мальчикам. Об этом же можно судить из его высказывания: «Ну, хлопцы, будет вам теперь на бублики! Будете, собачьи дети, ходить в золотых жупанах! Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принёс!»

Именно поэтому главного героя «Заколдованного места» также нельзя назвать и отрицательным персонажем. Скорее это нейтральный образ обычного деревенского старика тех лет, со своими особенностями и жизненными принципами.

“Заколдованное место”

Гоголь Н. В. сказка “Заколдованное место”

Жанр: литературный мистический сказочный рассказ

Главные герои сказки “Заколдованное место” и их характеристика

  • Рассказчик, дьячок в молодости. Мальчуган, веселый и озорной.
  • Дед Максим. Важный, сердитый, серьезный. Хотел найти клад.
  • Мать рассказчика. Вылила на деда помои.
  • План пересказа сказки “Заколдованное место

  • Дьячок начинает рассказ
  • Дед и его курень
  • Приезд чумаков
  • Танцы
  • Заколдованное место
  • Могила со свечой
  • Поиски могилы
  • Снова у могилы
  • Страх и ужас
  • Извлечение котла
  • Горячие помои
  • Мусор в котле.
  • Не верь нечистой силе.
  • Кратчайшее содержание сказки “Заколдованное место” для читательского дневника в 6 предложений

  • Дьячок вспоминает свою молодость, как жил с дедом в курени у дороги.
  • Приехали раз чумаки и дед плясать начал, но вдруг в незнакомом месте оказался.
  • Увидел дед свечу на могиле, понял, что там клад.
  • Через день опять встал дед на проклятое место и оказался возле могилы.
  • Его пугала нечистая сила, но он вытащил котел и принес его домой.
  • Мать окатила деда помоями, а в котле мусор оказался.
  • Главная мысль сказки “Заколдованное место”

    Никогда не верь тому, что сулит тебе нечистая сила.

    Чему учит сказка “Заколдованное место”

    Сказка учит не стараться обогатиться быстро, не искать клад, а работать. Учит не верить нечистой силе. Учит тому, что в мире есть много таинственного и непонятного. Учит быть храбрым и твердым в вере.

    Отзыв на сказку “Заколдованное место”

    Мне очень понравилась эта история, которую автор назвал былью. Я конечно не совсем поверила этому рассказу, мне он показался все-таки сказочным, но читать его было интересно. А описание нечистой силы у могилки даже вызвало улыбку, хотя я и не хотела бы такое встретить ночью сама.

    Пословицы к сказке “Заколдованное место”

    Силен черт, да воли нет. Было бы болото, а черти будут. Связался с чертом – пеняй на себя. Богу молись и черту фиги не показывай. Не так страшен черт, как его малюют.

    Незнакомые слова в сказке “Заколдованное место”

    Чумак – возчик Баштан – бахча Кавун – арбуз Левада – огород Хустка – платок Кухва – бочка Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Заколдованное место”

    Дьячок рассказывает случай из молодости. Его отец повез продавать табак, и дома остались рассказчик, дед, мать и два брата.

    На лето дед перешел жить в курень возле дороги, и взял с собой мальцов. И вот однажды по дороге показались чумаки, шесть возов. Впереди шел чумак с большими сизыми усами. Он узнал деда и поздоровался. Дед обрадовался старым знакомым, полез целоваться. Все расселись, взяли арбузов и дед велел играть на сопелке и танцевать.

    Да и у самого деда ноги так и рвались в пляс. И вот он не выдержал и рванул отделывать коленца. Разогнался, дошел до середины, а коленце не выделывается. Развернулся, вернулся, опять до того же места доходит – не получается. Заругался дед на сатану, глядь, а вокруг место незнакомое. Пригляделся дед, голубятню у попа увидел, выбрался на тропинку.

    Идет, а ночь темная, непроглядная. Вдруг у могилки свечка зажглась – клад там значит. Пожалел дед, что ни лопаты нет, ни заступа, навалил на могилку огромную лесину и домой пошел. Пришел домой, чумаки уже уехали, ну и дед спать завалился. На другой день, ближе к вечеру, взял дед лопату и пошел к поповскому огороду. Ходил, бродил, не может могилку найти.

    А тут еще и дождь пошел. Прибежал дед домой мокрый, лежит, ругается последними словами. На следующий день дед как ни в чем не бывало ходил по бахче, арбузы прикрывал. А к вечеру с лопатой проходил мимо заколдованного места, не выдержал, зашел на середину и заступом ударил. И вновь на том же месте у могилы оказался. И свеча снова горит.

    Подошел дед к могилке. Видит на ней камень огромный лежит. Обкопал камень дед, столкнул с могилы. Остановился дед передохнуть, насыпал на кулак табаку, только к носу подносить, кто-то сзади чихнет, всего деда обрызгал. Поворачивается дед – никого. Стал дед копать. Выкопал котелок, обрадовался. “Вот ты где, голубчик” – говорит.

    И птичий нос те же слова повторяет. А следом баранья голова с верхушки дерева. И медведь из-за дерева. Страшно стало деду, а птичий нос, баран и медведь все за ним повторяют. Перепугался дед, оглянулся вокруг. А ночь страшная – ни месяца, ни звезд. Да из-за горы какая-то харя выглядывает, глаза красные, нос как мех в кузнице.

    Уретрит у мужчин: диагностика воспаления мочеиспускательного канала, профилактика болезни

    Бросил дед котел и только бежать собрался, как все исчезло, все тихо стало. Понял дед, что нечистая сила только пугает. Вытащил с трудом котел и бежать со всех ног. И только у попова огорода остановился. А в это время дома все гадали, куда же запропастился дед.

    Уже и мать с хутора с галушками пришла, уже и отобедали все, а мать котел вымыла, искала куда помои вылить. Смотрит бочка какая-то идет, верно кто-то ее сзади подталкивает. Решила мать, что это хлопцы балуются, и вылила горячие помои прямо в бочку. Как заорет кто-то басом, глядь – а это дед. Утерся, поругался, выставляет котел. Богатство обещает.

    Открывает, а там сор, мусор, грязь. Плюнул дед и наказал не верить никогда нечистой силе. Чуть что где покажется, сразу креститься стал. А на проклятое место сор и мусор велел скидывать. Хорошие там арбузы выросли.

    Рисунки и иллюстрации к сказке “Заколдованное место”

Второстепенные персонажи

Помимо главного героя, в сказке «Заколдованное место» присутствуют ещё два значимых персонажа — это рассказчик Фома и то самое мистическое место, благодаря которому произведение и получило своё название. Характеристика каждого из них также очень важна для общего понимания темы.

Дьякон Фома

Именно от его лица ведётся всё повествование. Однако о самом мужчине в тексте почти не упоминается. Известно лишь, что служит он дьяконом в церкви и не очень любит вспоминать эту историю из своего детства.

Ребёнком он был непоседливым и не очень послушным. Об этом говорят воспоминания рассказчика о своём отрочестве. Мужчина с точностью не может вспомнить, сколько ему тогда было лет, но хорошо помнит окрики отца за глупые проделки: «Я тогда был ещё дурень. Всего мне было лет одиннадцать; так нет же, не одиннадцать: я помню как теперь, когда раз побежал было на четвереньках и стал лаять по-собачьи, батько закричал на меня, покачав головою: «Эй, Фома, Фома! тебя женить пора, а ты дуреешь, как молодой лошак!»

Дать чёткую характеристику этому персонажу невозможно, так как в тексте о нём очень мало информации. Но если принять во внимание его должность дьякона, то можно сделать вывод, что ребёнком он тоже был довольно способным и умным. Ведь все служители церкви образованные и неглупые люди.

Чёртово место

Особенностью этой повести, безусловно, является её мистическая составляющая. Автор не просто описывает бездушное заколдованное место, он анализирует его поступки, как у обычного персонажа. Наделяет качествами, присущими только человеку:

  • хитростью;
  • подлостью;
  • зловредностью.

Изначально показав, где закопан клад, нечисть начинает издеваться над стариком. Сначала водит его кругами и не даёт найти заветную могилу. Затем пугает его разными голосами и страшными образами. Место как бы говорит старику, что ещё не поздно повернуть назад, даёт ему выбор, который герой не понимает и не принимает. В конце нечисть наказывает старика, подсунув ему вместо золота мусор. Этот безликий персонаж однозначно отрицательный герой в сказке. Все его действия направлены на проявление скрытых человеческих пороков, таких как жадность и глупость.

Краткий анализ и размышления

История под названием «Заколдованное место» подаётся писателем как быль, но по жанру больше напоминает мистическую сказку. В картине произведения удачно переплетаются две составляющих:

  • мистика;
  • юмор;
  • быль.

Доподлинно известно, что впервые повесть была напечатана в 1832 году и вошла в авторский сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Точный год её написания неизвестен, предположительно 1829 -1830.

Повествование основано на фольклоре, что придаёт ему неповторимую атмосферу деревенского быта того времени. Такую историю нельзя написать, если не знать образа жизни обычных людей. Только человеку, знакомому с крестьянской жизнью не понаслышке, под силу передать ту силу образов, которые присущи гоголевским персонажам. Писатель умело смешал юмор с глубокой моралью, которая проглядывается между строк этого произведения — только нажитое честным трудом богатство может принести человеку счастье.

Повесть предназначена для изучения в 5 классе, однако современным детям очень сложно понять некоторые термины и слова, использованные в повествовании. Для того чтобы при написании сочинения или оформления читательского дневника не исказился смысл произведения, ученикам лучше использовать краткий пересказ истории. Но познакомиться с полной версией нужно обязательно. Ведь никакой, даже самый точный пересказ, не сможет передать ту атмосферу, которую можно прочувствовать только с гоголевским стилем написания.

Анализ произведения Гоголя Заколдованное место Помощь по литературе

Черновики повести Гоголя «Заколдованное место» не сохранились, поэтому точная дата ее создания неизвестна. Скорее всего она была написана в 1830 году. Повесть «Заколдованное место» вошла во вторую книгу сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчиков. Подзаголовок цикла указывает, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» издал некий пасечник Рудый Панько.

Повести «Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» рассказаны дьячком одной церкви. Такое отстранение автора от участника событий позволило Гоголю добиться двойного эффекта.

Во-первых, избежать обвинения в сочинении «небылиц», во-вторых, подчеркнуть народный дух повествования.

Сюжет повести действительно основан на традициях фольклора, которые хорошо были знакомы писателю с детства. Сказки о «проклятых местах» и кладах характерны для мифотворчества многих народов.

В славянских сказаниях сокровища часто искали на кладбищах. Нужную могилу указывала внезапно вспыхнувшая свеча.

Традиционен для народных историй и мотив превращения неправедно добытого богатства в мусор.

Самобытность повести проявляется в ярком и сочном языке, который щедро усеян украинскими словами: «чумаки». «курень». «баштан». «хлопцы» . ..

Предельно точное изображение народного быта, а также искрометный юмор писателя создают особую гоголевскую атмосферу, полную поэтической фантастики и лукавства.

Читателю кажется, что он сам находится среди слушателей дьячка. Такой эффект достигается за счет метких комментариев рассказчика.

Главный герой повести — дед Максим. Автор описывает его с доброй иронией. Это живой, веселый и деятельный старик, который любит прихвастнуть, лихо танцует и не боится самого черта. Деду очень нравится слушать рассказы чумаков. Внуков своих он ругает, называет «собачьими детьми». но понятно, что старик души не чает в сорванцах. А те дружелюбно подшучивают над дедом.

Важный элемент повести — само заколдованное место. В наше время его бы назвали аномальной зоной. Дед случайно обнаруживает «плохое место» во время танца. Как только старик попадает на его границу…«возле грядки с огурцами». так ноги сами перестают танцевать. А внутри заколдованного места происходят странные вещи с пространством и временем, которые дед приписывает действию нечистой силы.

Переход между реальным и нереальным миром изображен в виде искажающегося пространства. Ориентиры, которые дед отмечает для себя в зоне аномалии, в реальном мире не проявляются. Ему никак не удается найти точку, с которой видны поповская голубятня и гумно волосного писаря.

Проклятое место имеет «свой характер». Оно не любит чужих, но не вредит незваным гостям, а только пугает их. Особого урона от проникновения иррациональных сил в реальный мир тоже нет. Земля в аномальной зоне всего лишь не дает урожая. Заколдованное место не прочь поиграть с дедом. То не допускает к себе, несмотря на все старания, то вдруг легко открывается.

В арсенале аномальной зоны много необычных средств: внезапно испортившаяся погода, исчезновение с неба месяца, чудовища. Страх заставляет старика на время бросить находку. Но жажда наживы оказывается сильнее, поэтому потусторонние силы решают проучить деда.

В котле, который с таким трудом был добыт в проклятом месте, оказались не драгоценности, а «сор, дрязг и стыдно сказать что такое» .

После такой науки герой повести стал очень религиозен, зарекся сам иметь дело с нечистой силой и наказал всем близким. Дед своеобразно мстит черту, который так его заморочил. Старик огораживает заколдованное место плетнем и выбрасывает туда всякий мусор с баштана.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Туман – явление природы

Подобный финал закономерен. Гоголь показывает, что такие сокровища не приносят добра. Дед получает в награду не клад, а насмешку. Так писатель утверждает идею призрачности всякого богатства, которое нажито нечестным трудом.

Пушкин. Герцен, Белинский и другие современники Гоголя с восторгом приняли «Заколдованное место». И сегодня читатели с улыбкой и большим интересом погружаются в удивительный мир, где царят остроумие, поэзия и фантастика, оживает сама душа народа.

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс


3

Какой фрагмент выбрать из повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»для иллюстрации?

4 ответа:

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс



4



0

Само предназначение иллюстрации к литературному произведению, является изображение какой-то знаковой сцены, посмотрев на которую можно сразу понять, к какому эпизоду она относится.

Если касаться именно «Заколдованного места» Гоголя, то тут можно использовать достаточно много эпизодов, которые присущи именно этой повести.

Такая иллюстрация сразу будет понятной, если на ней изобразить танец деда, где руки-ноги его не слушаются.

Так же и с горящей свечей на кладбище, которая являлась верным знаком наличия на этом месте клада.

Ну и конечно перлюстрация, где будет изображен дед, выкопавший клад, оказавшийся всего лишь котлом с мусором, тоже как вариант.

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс



2



0

Заколдованное место Гоголя – это в первую очередь местность, где затейливо пересекаются обыденный и волшебный миры. Сказочный мир хоть притворяется очень знакомым, однако пространство в нем предельно искажается. В с виду обычном месте возникают вдруг бездны, провалы и горы. Там происходят чрезвычайно странные явления, отовсюду раздаются причудливые звуки. Напрочь отсутствуют месяц со звездами, царит мрак, а единственный источник света – свеча на могиле. Вот эту могилу и свечу под предельно мрачным небом, затянутым свинцовыми тучами можно изобразить. Например так.

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс



2



0

Практически все повести Гоголя пропитаны мистикой и представляют собой бесшабашные фантазии писателя, который, казалось бы, видел больше, нежели многие из нас, под обликами обычных людей. Именно поэтому иллюстрации к его повестям и рассказам, в большинстве случаев, пропитаны той же мистической атмосферой, которая окружает нас при прочтении литературных произведений.

И, как авторы выше, не могу не согласиться с тем, что наиболее удачной, подходящей для иллюстрации к повести «Заколдованное место» Гоголя, может оказаться сцена с персонажем, добывшим клад. Немало есть по этому фрагменту иллюстраций и в интернете, которые отображаются при введении соответствующего вопроса.

ЧТо же касается самой эпизодической сцены повести, то ее можно оформить в виде рисунка, на котором изображен сам пристарелый персонаж на фоне ночного сумрака и сияющей в небе луны, а также могильных крестов и мистических существ, проявляющихся сквозь полумрак, обязательно с горящей свечой и лопатой склоняется над добытым сокровищем. Не менее удачным может быть изображение той же сцены в виде безумного облика старика,страстно обнимающего горшок с кладом, не обращающего внимания на окружающий антураж, мягко говоря, мистический и настораживающий…

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс



1



0

Думаю, что рисовать надо именно заколдованное место, как самое интересное и главное в повести Гоголя. Сначала нарисовать поэтапно изумленного дедушку, примерно так:

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

Далее нарисовать свечу, баранью голову, птичий клюв, харю можно нарисовать просто как произвольное чудище.

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

Медведя можно нарисовать следующим образом:

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

Вокруг героев расположить силуэты деревьев, все на темном фоне, не забыть еще нарисовать горшок, можно так:

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

Читайте также

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

Добрыня Никитич представляется вторым героем в тройке богатырей (среди Ильи Муромца, Алёши Поповича).

Добрыня Никитич отличается ловкостью и сообразительностью, любил играть на гуслях, в шахматы, отлично стрелял из лука.

Былину «Добрыня Никитич и Змей-горыныч» можно нарисовать по следующему образцу.

Можно нарисовать Змея с одной головой, а можно с тремя.

Рисунок начинаем с рисования головы Змия, потом рисуем тело, массивные копыта и огонь из пасти Горыныча. Разукрашиваем его либо в зеленый, либо в красный цвет.

В первом варианте он похож больше на динозавра.

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

<hr />

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

<hr />

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

И вот что в итоге получилось:

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

Представленные рисунки можно скомбинировать между собой.

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

Для начала прочтём этот стих поэта Михаила Лермонтова. Затем выделим основную линию, звучащую в стихотворении. Мы должны понять, что хотел сказать поэт в стихотворении о старом и могучем утёсе, на котором переночевала тучка.

Думаю, что автор хотел сказать о горестных мыслях, которые посетили утёс что он не может также весело и беззаботно летать и двигаться в пространстве, как это может делать обыкновенная тучка. Посетившие горестные мысли выбивают у старого утёса слёзы, которые превращаются в бурный поток воды.

Поэтому рисуем утёс в виде головы старого утёса с бородой и катящимися из глаз потоками слёз. Рядом рисуем улетающую тучку, которая переночевала на утёсе. Внизу рисуем реку, которая образовалась из слёз плачущего утёса.

Вот примерно так можно сделать рисунок к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Утёс».

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

Недавно с детьми слушали сказку про Вольгу Всеславьевича и Микулу Селяниновича. Представлялось неколько картинок которые бы хотелось увидеть

  1. Когда Вольга с дружиной подъезжает к полю и удивляется, что поле вспахано, только то а пахаря невидно. Рисунок видится акварелью, на заднем фоне лес слева дорога на ней Вольга впереди немного дружины протягивает руку к полю а сам удивленно смотрит на дружину(10-12витязей в шлемах с копьями на конях). Особенно красочно представляется вспаханное поле в нескольких оттенках коричневого и где-то в конце его едва обозначенный пахарь.
  2. Когда дружина Вольги Всеславьевича тянула из земли сошку Микулы. Картинка тоже акварелью, много серых оттенков. На заднем фоне лес на переднем поле, край и кусты справа. Посредине соха немного преувеличенная в размерах и 10-12человек дружины схватившие сошку с двух сторон, на лицах усилие. А в стороне слева Вольга с Микулой, у Вольги удивленное лицо.

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

К этому юмористическому рассказу Драгунского можно нарисовать или главных героев — а это папа, сын, либо же проиллюстрировать сюжет о том как они с курой «воевали» пытаясь выполнить просьбу мамы и сварить бульон.

Вариант №1.

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

Тут нарисуем сначала самого папу, он изображен спиной с повернутой головой. Начнем с головы, потом контуры тела, добавим руки, ноги, одежду, волосы на голове, глаз, ухо. В вытянутой руке папа держит куру, которую пытается отмыть под краном в раковиной. Раскрасим. Куру обязательно нарисуйте черной.

Так же можно нарисовать и такие варианты.

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

Они чуть посложнее потому что есть и другие персонажи.

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

Рассказ «Дымка и Антон» Виктора Драгунского очень короткий. В нем говорится об интересном случае, которому оказался свидетелем герой многих произведений писателя мальчик Дениска. Он увидел, как одна собака, Антон, утащила тайком кость у другой собаки, Дымки, и как по этому поводу между собаками случился разлад. Дымка перестала играть с Антоном и вообще не обращала на него внимания.

Дениска подозвал Антона и пообещал рассказать Дымке правду, если тот сам не признается. И Антон все понял, вернул кость и помирился с Дымкой.

Мне кажется, что к этому рассказу можно нарисовать только одну сцену — двух собак, кость, может быть кота, как косвенного виновника недоразумения.

Вот пример такого рисунка:

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

Возможен и такой вариант рисунка, вместе с мальчиком:

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

А вот как сцену похищения кости изобразил профессиональный художник:

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

А вот поэтапная схема рисунка собаки с косточкой:

Рисунок к сказке заколдованное место 5 класс

Слайд 1

«Заколдованное место» Н.В.Гоголя Татьяна Ивановна Савельева Город Ульяновск 2016

Слайд 2

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) — прозаик и драматург, классик русской литературы. Автор поэмы «Мертвые души», пьесы «Ревизор», сборников повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести». Николай Васильевич Гоголь

Слайд 3

Отец писателя Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777 – 1825), служил при Малороссийском почтамте. В 1805 году уволился с чином коллежского асессора и женился. Василий Афанасьевич был разносторонне одаренным человеком: талантливым рассказчиком и писателем – автором остроумных комедий, постановщиком пьес и актером. Родители писателя

Слайд 4

Родители писателя Мать , Мария Ивановна Косяровская (1791 – 1868), происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. В семье, помимо Николая, было ещё пятеро детей. «Марья Ивановна женщина необыкновенная… Она вся исполнена самоотверженной и тихой любви к своим детям…» — писал С.Т.Аксаков.

Слайд 5

Дом, в котором проживала семья Гоголей в Васильевке Детство писателя прошло в Васильевке, имении родителей. «Дом небольшой, но поместительный, обширный и живописный сад и пруд…» — так описывали современники обстановку усадьбы, которая стала центром общественности всего околотка. Впоследствии впечатления жизни в Васильевке – ярмарки, забавы молодежи, страшные рассказы деревенских балагуров — легли в основу повестей Гоголя.

Слайд 6

Нежинская гимназия Гоголь учился в Гимназии высших наук в Нежине с 1821 по 1828 год. Писатель обладал прекрасной памятью, делал успехи в рисовании и русской словесности. Гимназисты затеяли свой рукописный журнал, в котором Гоголь много писал в стихах. В Нежине развилась любовь к театру, где Гоголь с успехом исполнял роли комических старух.

Слайд 7

Гоголь в Петербурге В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: в актёры не приняли; служба оказалась скучной и бессодержательной. Тем сильнее привлекало его литературное поприще. Гоголь знакомится с Жуковским и Пушкиным. В журналах печатают его первые произведения.

Слайд 8

Вечера на хуторе близ Диканьки Работать над «Вечерами» Гоголь начал еще в 1829 году. В письмах домой он просил свою мать писать ему «о поверьях, обычаях малороссиан, сказках, преданьях», описать наряд сельского дьячка, свадебный обряд. Вся работа уложилась в три года и была закончена в 1832 году.

Слайд 9

« Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждён- ная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…» А.С.Пушкин Отзывы о первой книге Гоголя

Слайд 10

«Ещё не было у нас автора с такою весёлою весёлостью, у нас на севере она великая редкость. Яновский — человек с решительным талантом. Слог его жив, оригинален, исполнен красок и часто вкуса. Во многих местах в нём виден наблюдатель…» Е.А.Баратынский Отзывы о первой книге Гоголя

Слайд 11

„ Гоголь , так мило прикинувшийся Пасичником , принадлежит к числу необыкновенных талантов. Кому не известны его Вечера на хуторе близ Диканьки? Сколько в них остроумия, веселости, поэзии и народности!» В.Г.Белинский Отзывы о первой книге Гоголя

Слайд 12

Какие произведения вошли в «Вечера на хуторе близ Диканьки» Сорочинская ярмарка Вечер накануне Ивана Купала Майская ночь, или Утопленница Пропавшая грамота Ночь перед Рождеством Страшная месть Иван Федорович Шпонька и его тетушка Заколдованное место

Слайд 13

Смысл названия «Вечеров…» Вечер – время отдохновения, располагающего к задумчивости, мечтательности; время таинственного, чудесного, иррационального. Хутор — так, в противоположность деревне, называется отдельная усадьба, которая расположена на обособленном участке земли, состоящем в пользовании данного хозяина. Диканька – нечто удаленное от центра, от «света», сохранившее самобытность, далекое от цивилизации. Но в то же время Диканька – и нечто невероятное, «дикие речи, вздор, враки, пустяки» (значение слова «дичь» в словаре Даля), и не только пустяки, но и невероятно страшное, пугающее.

Слайд 14

Рассказчики в «Вечерах» Пасечник Рудый Панько – вымышленный «издатель «Вечеров…», который разъясняет читателям, что материал для книги он получил от разных рассказчиков. Рудый Панько — не просто псевдоним; в его имени была скрытая отсылка к реальному автору: писатель был рыжеватым, а будь он простым крестьянином, звали бы его по местному обычаю не по отцу, а по деду – Паньком (дед Гоголя – Панас, Афанасий).

Слайд 15

Рассказчики в «Вечерах» А один из гостей… Бывало, поставит перед собою палец и, глядя на конец его, пойдет рассказывать — вычурно да хитро, как в печатных книжках! Вот, например, знаете ли вы дьяка диканьской церкви? Эх, голова! Что за истории умел он отпускать! Дед мой (царство ему небесное!) умел чудно рассказывать. Бывало, поведет речь — целый день не подвинулся бы с места и все бы слушал. Панич в гороховом кафтане Макар Назарович Дьяк диканьской церкви Фома Григорьевич Дед Фомы Григорьевича Максим

Слайд 16

Жанр рассказов Фомы Григорьевича Быль Фоме Григорьевичу принадлежат в цикле 3 повести: «Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота», «Заколдованное место». Их связь друг с другом, и прежде всего их жанровое единство, отмечены общим для них подзаголовком – «Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви». По определению В.Я. Проппа, «были», или «былички», «бывальщины», — «это рассказы, отражающие народную демонологи, страшные, но название их говорит о том, что в них верят. Былички рассказывают о пережитом самим рассказчиком. Фома Григорьевич ссылается на авторитет деда: «Но главное в рассказах деда было то, что в жизнь свою он никогда не лгал, и что, бывало, ни скажет, то именно так и было».

Слайд 17

«Заколдованное место» в литературных произведениях Остров Буян Спящая Красавица Рип ван Винкль Аленький цветочек

Слайд 18

«Заколдованное место» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»

Слайд 19

Основные мотивы повести: поиски заговоренного клада; заколдованное место. «Заколдованное место»

Слайд 20

Работа со словарем Соедините слово с его значением Баштан Волость Кавун Комора Кухоль Левада Люлька Сопилка Цибуля Черевики Чумаки арбуз малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым место, засеянное арбузами и дынями башмаки лук в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти глиняный кувшин береговые лиственные леса, заливаемые в половодье трубка амбар украинский народный музыкальный инструмент

Слайд 21

Работа со словарем Проверьте себя Баштан – место, засеянное арбузами и дынями Волость – в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти Кавун – арбуз Комора – амбар Кухоль – глиняный кувшин Левада – на Украине и на юге России: береговые лиственные леса, заливаемые в половодье Люлька – трубка Сопилка – украинский народный духовой музыкальный инструмент Цибуля – лук Черевики – башмаки Чумаки – малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым

Слайд 22

Работа с текстом по вопросам По каким приметам узнаем, что история случилась в прошлом? Чем запомнился рассказчику дед?

Слайд 23

Работа с текстом по вопросам Почему дед попал в заколдованное место и каким образом это произошло? Сколько раз дед оказывался в заколдованном месте? Каковы особенности заколдованного места?

Слайд 24

Особенности заколдованного места Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный миры. Сказочный мир притворяется знакомым, но пространство в нем искажается. В обычном месте возникают вдруг провалы, бездны и горы. Здесь происходят странные явления, слышатся странные звуки. Отсутствуют месяц и звезды, царит мрак, источник света – свеча на могиле.

Слайд 25

Работа с текстом по вопросам Почему дед стремится попасть в заколдованное место? Что с ним там происходит? Какие существа встретились деду в заколдованном месте?

Слайд 26

Существа заколдованного места Медведь — родной брат лешему. Его иногда и называют лешим или лесным чертом. Некоторые лесные духи имеют облик медведя. В христианской символике олицетворяет зло, дьявольские силы. Птичий нос – фантастическое существо, придуманное Гоголем: птичий нос без тела. Символика птицы многообразна, некоторые были посредниками между миром мертвых и живых.

Слайд 27

Существа заколдованного места Баранья голова – в фольклоре нечто пустое, никчемное. Имеет также отношение к демонологии: один из демонов изображался с тремя головами, одна из которых была бараньей. Харя – дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь. Маска, личина и самый окрутник, наряженный, переряженный. Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит.

Слайд 28

Художественные средства, создающие образ заколдованного места Гиперболы Метафоры Эпитеты … под ногами круча без дна, ноздри – хоть по ведру воды влей в каждую… … нос – как мех в кузнице, губы…как две колоды, дыня… словно змея. … проклятый камень, красные очи, мерзостная рожа.

Слайд 29

Как еще в повести называется заколдованное место Проклятое место Дьявольское место

Слайд 30

Как закончилось приключение деда «Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес!» — сказал дед и открыл котел. Что ж бы, вы думали, такое там было? …золото? вот то-то, что не золото: сор, дрязг… стыдно сказать, что такое. … на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз — не арбуз, тыква — не тыква, огурец — не огурец… чорт знает, что такое!

Слайд 31

Итоги урока Клад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и не приносит человеку счастья. Жажда обогащения, губительная страсть к деньгам воплощены Гоголем в сказочных образах.

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация к уроку литературы в 5 классе «Заколдованное место»

«Заколдованное место» Н.В.Гоголя

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

«Заколдованное место» Н.В.Гоголя

Описание слайда:

«Заколдованное место» Н.В.Гоголя

2 слайд

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) — прозаик и драматург, классик русско

Описание слайда:

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) — прозаик и драматург, классик русской литературы. Автор поэмы «Мертвые души», пьесы «Ревизор», сборников повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести». Николай Васильевич Гоголь

3 слайд

Отец писателя Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777 – 1825), служил при М

Описание слайда:

Отец писателя Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777 – 1825), служил при Малороссийском почтамте. В 1805 году уволился с чином коллежского асессора и женился. Василий Афанасьевич был разносторонне одаренным человеком: талантливым рассказчиком и писателем – автором остроумных комедий, постановщиком пьес и актером. Родители писателя

4 слайд

Родители писателя Мать, Мария Ивановна Косяровская (1791 – 1868), происходила

Описание слайда:

Родители писателя Мать, Мария Ивановна Косяровская (1791 – 1868), происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. В семье, помимо Николая, было ещё пятеро детей. «Марья Ивановна женщина необыкновенная… Она вся исполнена самоотверженной и тихой любви к своим детям…» — писал С.Т.Аксаков.

5 слайд

Дом, в котором проживала семья Гоголей в Васильевке Детство писателя прошло в

Описание слайда:

Дом, в котором проживала семья Гоголей в Васильевке Детство писателя прошло в Васильевке, имении родителей. «Дом небольшой, но поместительный, обширный и живописный сад и пруд…» — так описывали современники обстановку усадьбы, которая стала центром общественности всего околотка. Впоследствии впечатления жизни в Васильевке – ярмарки, забавы молодежи, страшные рассказы деревенских балагуров — легли в основу повестей  Гоголя.

6 слайд

Нежинская гимназия Гоголь учился в Гимназии высших наук в Нежине с 1821  по 1

Описание слайда:

Нежинская гимназия Гоголь учился в Гимназии высших наук в Нежине с 1821  по 1828 год. Писатель обладал прекрасной памятью, делал успехи в рисовании и русской словесности. Гимназисты затеяли свой рукописный журнал, в котором Гоголь много писал в стихах. В Нежине развилась любовь к театру, где Гоголь с успехом исполнял роли комических старух.

7 слайд

Гоголь в Петербурге В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Зд

Описание слайда:

Гоголь в Петербурге В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: в актёры не приняли; служба оказалась скучной и бессодержательной. Тем сильнее привлекало его литературное поприще.  Гоголь знакомится с Жуковским и Пушкиным. В журналах печатают его первые произведения.

8 слайд

Вечера на хуторе близ Диканьки Работать над «Вечерами» Гоголь начал еще в 182

Описание слайда:

Вечера на хуторе близ Диканьки Работать над «Вечерами» Гоголь начал еще в 1829 году. В письмах домой он просил свою мать писать ему «о поверьях, обычаях малороссиан, сказках, преданьях», описать наряд сельского дьячка, свадебный обряд. Вся работа уложилась в три года и была закончена в 1832 году.

9 слайд

«Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёло

Описание слайда:

«Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждён- ная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…» А.С.Пушкин Отзывы о первой книге Гоголя

10 слайд

«Ещё не было у нас автора с такою весёлою весёлостью, у нас на севере она вел

Описание слайда:

«Ещё не было у нас автора с такою весёлою весёлостью, у нас на севере она великая редкость. Яновский — человек с решительным талантом. Слог его жив, оригинален, исполнен красок и часто вкуса. Во многих местах в нём виден наблюдатель…» Е.А.Баратынский Отзывы о первой книге Гоголя

11 слайд

„Гоголь, так мило прикинувшийся  Пасичником, принадлежит к числу необыкновен

Описание слайда:

„Гоголь, так мило прикинувшийся  Пасичником, принадлежит к числу необыкновенных талантов. Кому не известны его Вечера на хуторе близ Диканьки? Сколько в них остроумия, веселости, поэзии и народности!» В.Г.Белинский Отзывы о первой книге Гоголя

12 слайд

Какие произведения вошли в «Вечера на хуторе близ Диканьки» Сорочинская ярмар

Описание слайда:

Какие произведения вошли в «Вечера на хуторе близ Диканьки» Сорочинская ярмарка Вечер накануне Ивана Купала Майская ночь, или Утопленница Пропавшая грамота Ночь перед Рождеством Страшная месть Иван Федорович Шпонька и его тетушка Заколдованное место

13 слайд

Смысл названия «Вечеров…» Вечер – время отдохновения, располагающего к задумч

Описание слайда:

Смысл названия «Вечеров…» Вечер – время отдохновения, располагающего к задумчивости, мечтательности; время таинственного, чудесного, иррационального. Хутор — так, в противоположность деревне, называется отдельная усадьба, которая расположена на обособленном участке земли, состоящем в пользовании данного хозяина.  Диканька – нечто удаленное от центра, от «света», сохранившее самобытность, далекое от цивилизации. Но в то же время Диканька – и нечто невероятное, «дикие речи, вздор, враки, пустяки» (значение слова «дичь» в словаре Даля), и не только пустяки, но и невероятно страшное, пугающее.

14 слайд

Рассказчики в «Вечерах» Пасечник Рудый Панько – вымышленный «издатель «Вечеро

Описание слайда:

Рассказчики в «Вечерах» Пасечник Рудый Панько – вымышленный «издатель «Вечеров…», который разъясняет читателям, что материал для книги он получил от разных рассказчиков. Рудый Панько — не просто псевдоним; в его имени была скрытая отсылка к реальному автору: писатель был рыжеватым, а будь он простым крестьянином, звали бы его по местному обычаю не по отцу, а по деду – Паньком (дед Гоголя – Панас, Афанасий).

15 слайд

Рассказчики в «Вечерах» А один из гостей... Бывало, поставит перед собою пале

Описание слайда:

Рассказчики в «Вечерах» А один из гостей… Бывало, поставит перед собою палец и, глядя на конец его, пойдет рассказывать — вычурно да хитро, как в печатных книжках!  Вот, например, знаете ли вы дьяка диканьской церкви? Эх, голова! Что за истории умел он отпускать!  Дед мой (царство ему небесное!) умел чудно рассказывать. Бывало, поведет речь — целый день не подвинулся бы с места и все бы слушал. Панич в гороховом кафтане Макар Назарович Дьяк диканьской церкви Фома Григорьевич Дед Фомы Григорьевича Максим

16 слайд

Жанр рассказов Фомы Григорьевича Быль — (бывальщина) - жанр устного народного

Описание слайда:

Жанр рассказов Фомы Григорьевича Быль — (бывальщина) — жанр устного народного творчества: рассказ о действительном происшествии, случае, имевшем место в действительности Фоме Григорьевичу принадлежат в цикле 3 повести: «Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота», «Заколдованное место». Их связь друг с другом, и прежде всего их жанровое единство, отмечены общим для них подзаголовком – «Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви». По определению В.Я. Проппа, «были», или «былички», «бывальщины», — «это рассказы, отражающие народную демонологи, страшные, но название их говорит о том, что в них верят. Былички рассказывают о пережитом самим рассказчиком.  Фома Григорьевич ссылается на авторитет деда: «Но главное в рассказах деда было то, что в жизнь свою он никогда не лгал, и что, бывало, ни скажет, то именно так и было».

17 слайд

«Заколдованное место» в литературных произведениях Остров Буян Спящая Красав

Описание слайда:

«Заколдованное место» в литературных произведениях Остров Буян Спящая Красавица Рип ван Винкль Аленький цветочек

18 слайд

«Заколдованное место» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»

Описание слайда:

«Заколдованное место» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»

19 слайд

«Заколдованное место» О каком месте рассказывает дьячок в этой повести? Так ж

Описание слайда:

«Заколдованное место» О каком месте рассказывает дьячок в этой повести? Так же называется и повесть

20 слайд

Основные мотивы повести: поиски заговоренного клада; заколдованное место. «За

Описание слайда:

Основные мотивы повести: поиски заговоренного клада; заколдованное место. «Заколдованное место»

21 слайд

Работа со словарем Соедините слово с его значением Баштан Волость Кавун Комор

Описание слайда:

Работа со словарем Соедините слово с его значением Баштан Волость Кавун Комора Кухоль Левада Люлька Сопилка Цибуля Черевики Чумаки арбуз малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым место, засеянное арбузами и дынями башмаки лук в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти глиняный кувшин береговые лиственные леса, заливаемые в половодье  трубка амбар украинский народный музыкальный инструмент

22 слайд

Работа со словарем Проверьте себя Баштан – место, засеянное арбузами и дынями

Описание слайда:

Работа со словарем Проверьте себя Баштан – место, засеянное арбузами и дынями Волость – в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти Кавун – арбуз Комора – амбар Кухоль – глиняный кувшин Левада – на Украине и на юге России: береговые лиственные леса, заливаемые в половодье  Люлька – трубка Сопилка – украинский народный духовой музыкальный инструмент Цибуля – лук Черевики – башмаки Чумаки – малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым

23 слайд

Работа с текстом по вопросам По каким приметам узнаем, что история случилась

Описание слайда:

Работа с текстом по вопросам По каким приметам узнаем, что история случилась в прошлом? Чем запомнился рассказчику дед?

24 слайд

Работа с текстом по вопросам Почему дед попал в заколдованное место и каким о

Описание слайда:

Работа с текстом по вопросам Почему дед попал в заколдованное место и каким образом это произошло? Сколько раз дед оказывался в заколдованном месте?

25 слайд

Особенности заколдованного места Заколдованное место – место, где пересекаютс

Описание слайда:

Особенности заколдованного места Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный миры. Сказочный мир притворяется знакомым, но пространство в нем искажается. В обычном месте возникают вдруг провалы, бездны и горы. Здесь происходят странные явления, слышатся странные звуки. Отсутствуют месяц и звезды, царит мрак, источник света – свеча на могиле.

26 слайд

Работа с текстом по вопросам Почему дед стремится попасть в заколдованное мес

Описание слайда:

Работа с текстом по вопросам Почему дед стремится попасть в заколдованное место? Что с ним там происходит? Какие существа встретились деду в заколдованном месте?

27 слайд

Существа заколдованного места Баранья голова – в фольклоре нечто пустое, никч

Описание слайда:

Существа заколдованного места Баранья голова – в фольклоре нечто пустое, никчемное. Имеет также отношение к демонологии: один из демонов изображался с тремя головами, одна из которых была бараньей. Харя – дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь.  Маска, личина и самый  окрутник, наряженный, переряженный. Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит. 

28 слайд

Как еще в повести называется заколдованное место Проклятое место Дьявольское

Описание слайда:

Как еще в повести называется заколдованное место Проклятое место Дьявольское место

29 слайд

Как закончилось приключение деда «Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам п

Описание слайда:

Как закончилось приключение деда «Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес!» — сказал дед и открыл котел. Что ж бы, вы думали, такое там было? …золото? вот то-то, что не золото: сор, дрязг… стыдно сказать, что такое. …на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз — не арбуз, тыква — не тыква, огурец — не огурец… чорт знает, что такое!

30 слайд

Итоги урока Клад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и

Описание слайда:

Итоги урока Клад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и не приносит человеку счастья. Жажда обогащения, губительная страсть к деньгам воплощены Гоголем в сказочных образах.

31 слайд

Игра «Третий лишний» «Заколдованное место» Н.В.Гоголя

Описание слайда:

Игра «Третий лишний» «Заколдованное место» Н.В.Гоголя

32 слайд

Познакомься со значением устаревших и диалектных слов, используемых в «Заколд

Описание слайда:

Познакомься со значением устаревших и диалектных слов, используемых в «Заколдованном месте» Н.В.Гоголя. Исключи одно лишнее и объясни, по какому признаку ЦЫБУЛЯ КАВУН ХУТОР хутор

33 слайд

КОМОРА БАШТАН КУРЕНЬ баштан Третий лишний

Описание слайда:

КОМОРА БАШТАН КУРЕНЬ баштан Третий лишний

34 слайд

СОПИЛКА ГЕТЬМАН ЛЮЛЬКА гетьман Третий лишний

Описание слайда:

СОПИЛКА ГЕТЬМАН ЛЮЛЬКА гетьман Третий лишний

35 слайд

ЖУПАН СВИТКА ХУСТКА хустка Третий лишний

Описание слайда:

ЖУПАН СВИТКА ХУСТКА хустка Третий лишний

36 слайд

ГЕТЬМАН ВОЛОСТНОЙ ПИСАРЬ ЖУПАН жупан Третий лишний

Описание слайда:

ГЕТЬМАН ВОЛОСТНОЙ ПИСАРЬ ЖУПАН жупан Третий лишний

37 слайд

СОПИЛКА ПИЩИК ЛЮЛЬКА люлька Третий лишний

Описание слайда:

СОПИЛКА ПИЩИК ЛЮЛЬКА люлька Третий лишний

38 слайд

КАВУН КУХОЛЬ ЦЫБУЛЯ кухоль

Описание слайда:

КАВУН КУХОЛЬ ЦЫБУЛЯ кухоль

39 слайд

ГУМНО ЛЕВАДА ХУТОР хутор Третий лишний

Описание слайда:

ГУМНО ЛЕВАДА ХУТОР хутор Третий лишний

40 слайд

СОПИЛКА ПИЩИК КУРЕНЬ курень Третий лишний

Описание слайда:

СОПИЛКА ПИЩИК КУРЕНЬ курень Третий лишний

41 слайд

ЦЫБУЛЯ КАВУН СИРОВЕЦ сировец Третий лишний

Описание слайда:

ЦЫБУЛЯ КАВУН СИРОВЕЦ сировец Третий лишний

42 слайд

ПИЩИК СОПИЛКА РОЖОК рожок Третий лишний

Описание слайда:

ПИЩИК СОПИЛКА РОЖОК рожок Третий лишний

43 слайд

ВОЛОСТНОЙ ПИСАРЬ ГЕТЬМАН СИРОВЕЦ сировец Третий лишний

Описание слайда:

ВОЛОСТНОЙ ПИСАРЬ ГЕТЬМАН СИРОВЕЦ сировец Третий лишний

44 слайд

ГЕТЬМАН ВОЛОСТНОЙ ПИСАРЬ СВИТКА свитка Третий лишний

Описание слайда:

ГЕТЬМАН ВОЛОСТНОЙ ПИСАРЬ СВИТКА свитка Третий лишний

45 слайд

ПИЩИК ДЁРН СОПИЛКА дерн Третий лишний

Описание слайда:

ПИЩИК ДЁРН СОПИЛКА дерн Третий лишний

46 слайд

ГУМНО ВЕРСТА ЛЕВАДА ВЕРСТА Третий лишний

Описание слайда:

ГУМНО ВЕРСТА ЛЕВАДА ВЕРСТА Третий лишний

47 слайд

Третий лишний ЖУПАН КУХОЛЬ СВИТКА КУХОЛЬ

Описание слайда:

Третий лишний ЖУПАН КУХОЛЬ СВИТКА КУХОЛЬ

48 слайд

СОПИЛКА ПИЩИК ЦЫБУЛЯ цыбуля Третий лишний

Описание слайда:

СОПИЛКА ПИЩИК ЦЫБУЛЯ цыбуля Третий лишний

49 слайд

СВИТКА ДЁРН ЖУПАН ДЁРН Третий лишний

Описание слайда:

СВИТКА ДЁРН ЖУПАН ДЁРН Третий лишний

50 слайд

ЧУМАКИ ГЕТЬМАН ХУСТКА хустка Третий лишний

Описание слайда:

ЧУМАКИ ГЕТЬМАН ХУСТКА хустка Третий лишний

51 слайд

Домашнее задание Таблица «Реальное и фантастическое в повести «Заколдованное

Описание слайда:

Домашнее задание Таблица «Реальное и фантастическое в повести «Заколдованное место»

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
«Заколдованное место». Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви


Номер материала:

ДБ-1509866

Вам будут интересны эти курсы:

  • Рисунок к сказке детство лев толстой
  • Рисунок к сказке жених а с пушкина
  • Рисунок к сказке дикие лебеди 2 класс
  • Рисунок к сказке дядя федор пес и кот
  • Рисунок к сказке елена премудрая 3 класс