Рисунок к сказке щелкунчик и мышиный король

Инфоурок литература презентациипрезентация по русской литературе, 6 класс гофман.щелкунчик и мышиный король описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по русской литературе, 6 класс «Гофман.»Щелкунчик и мышиный король»

19.02.2021«Щелкунчик и мышиный король»1Э.А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    19.02.2021«Щелкунчик и мышиный король»1Э.А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король»

    Описание слайда:

    19.02.2021
    «Щелкунчик и мышиный король»
    1
    Э.А.Гофман
    «Щелкунчик и мышиный король»

  • 2 слайд

    19.02.20212

    Описание слайда:

    19.02.2021
    2

  • 3 слайд

    Эрнст Теодор Амадей Гофман родился двадцать четвертого января 1776 года в Вос

    Описание слайда:

    Эрнст Теодор Амадей Гофман родился двадцать четвертого января 1776 года в Восточной Пруссии. Его родным городом стал Кенигсберг. В настоящее время этот город переименован в Калининград и находится он на территории России. В семье Кристофа Людвига Гофмана и Ловизы Альбертины Доффер Эрнст стал третьим и последним ребенком.

    19.02.2021
    3

  • 4 слайд

    С детских лет Эрнст Гофман, биография которого связана с литературой, увлекал

    Описание слайда:

    С детских лет Эрнст Гофман, биография которого связана с литературой, увлекался рисованием и писательством. Нравилась ему и игра на фортепиано. Но вот только развить эти навыки было невозможно, так как он находился в такой провинции, куда не доходили знания об искусстве.
    Начиная с 1781 года в течение одиннадцати лет Эрнст Гофман (годы жизни писателя — 1776-1822) обучался в лютеранской школе. В свободное от учебы время он еще и самостоятельно изучал творчество Свифта, Руссо, Шиллера и других.

    В 1787 году будущий писатель подружился с Теодором Готлибом фон Гиппелем, который потом стал известным политическим деятелем. Именно Гиппель познакомил Гофмана с творчеством известного философа Иммануила Канта. В 1792 году Эрнст смог прослушать даже несколько лекций прославленного философа.
    19.02.2021
    4

  • 5 слайд

    В 1816 году известный писатель Эрнст Гофман, личная жизнь которого интересует

    Описание слайда:

    В 1816 году известный писатель Эрнст Гофман, личная жизнь которого интересует многих, создает новую сказку, которую задумывает специально для детей. Его произведение со временем станет культовым, так как оно будет не только экранизировано — по нему будет поставлен балет Петра Чайковского, и созданы в разное время многочисленные мультипликационные фильмы.

    Сюжет этой детской сказки повествует о Щелкунчике и девочке Мари. Как известно, главный герой — это Щелкунчик, который умеет разгрызать грецкие орехи. Такую интересную игрушку подарили девочке. Однажды Мари приходится наблюдать за тем, как ее новая и отважная игрушка вступает в бой с Мышиным королем. И вдруг, как в сказке, выясняется, что Щелкунчик не всегда был такой игрушкой.

    Это прекрасный юноша, которого заколдовала королева Мышильда. Чтобы вернуть свой прежний облик, ему необходимо не только побороть короля мышей, но и найти свою прекрасную даму.
    19.02.2021
    5

  • 6 слайд

    Идея создания музыкального произведения по мотивам рождественской истории Гоф

    Описание слайда:

    Идея создания музыкального произведения по мотивам рождественской истории Гофман принадлежала Ивану Александровичу Всеволожскому, талантливому дипломату и прогрессивному деятелю искусств, около двадцати лет руководившему императорскими театрами России. Сотрудничество Чайковского и Всеволожского было очень плодотворным. По замыслу Всеволожского балет «Щелкунчик» должен был стать предновогодней сенсацией Мариинского театра. Праздничная программа была задумана, чтобы ослепить петербургскую публику, в один вечер зрителям представляли новый балет и оперу «Иоланта».

    Петр Ильич приступил к работе. Удивительно, — музыка поражающая своей нереальной красотой, затрагивающая каждый нерв, вызывающая непередаваемые эмоции, от которых замирает душа, была написана не под влиянием творческих муз, а на заказ. Мариус Петипа подготовил для Чайковского подробный проект, в котором был расписан хореографический рисунок, предполагаемые па и такты, вплоть до эмоционального характера движений артистов. И Петр Ильич создал музыкальный шедевр по математически рассчитанной схеме танца. Композитор начал писать «Щелкунчика», будучи расстроенным и опустошенным невзгодами, что преследовали его последнее время. Совсем недавно умерла сестра, Александра Ильинична – очень родной и важный в жизни Чайковского человек. Поэтому волшебная история, случившаяся под рождество, призванная быть мажорной и жизнерадостной, приобрела оттенки грусти и трагичности.

    Премьера балета состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театре. Публика, как и планировали создатели, была покорена и долго аплодировала. Роскошь костюмов и декораций впечатлили даже искушенных театралов. Но сценическая новогодняя мишура не могла
    19.02.2021
    6

  • 7 слайд

    Ма́риус Ива́нович Петипа́ (11 марта 1818, Марсель, Франция — 1 [14] июля 1910

    Описание слайда:

    Ма́риус Ива́нович Петипа́ (11 марта 1818, Марсель, Франция — 1 [14] июля 1910, Гурзуф) — французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог.
    Пётр Ильи́ч Чайко́вский (25 апреля [7 мая] 1840, пос. Воткинск, Вятская губерния — 25 октября [6 ноября] 1893, Санкт-Петербург) — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.
    19.02.2021
    Гофман «Щелкунчик и мышиный король»
    7

  • 8 слайд

    19.02.20218

    Описание слайда:

    19.02.2021
    8

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Презентация по русской литературе, 6 класс «Славянская мифология»

  • Презентация по русской литературе, 6 класс «Герасим прощается с Муму»

  • Конспект урока литературы «Взаимоотношения в семье (на примере рассказа В. Осеевой «Бабка»)

  • Диагностика мотивации учащихся по Лускановой

  • Презентация Предание как жанр

  • Конспект урока на тему:Использование мультимедийных технологий на уроке русского языка и литературы

  • Конфликт Катерины в «темном царстве»

  • Конкурсное сочинение — эссе. Секреты мастерства: пять ступенек к успеху.

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5455248 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

Ф.И. О. учителя Ахмадиева Екатерина Владимировна

Предмет Литература

Класс 5б

Тема  «Э.Т.А. Гофман и его сказка «Щелкунчик и мышиный король»

Тип урока Урок открытия новых знаний

Цели: научить учащихся умению анализировать прочитанное; закрепление у учащихся умений синтезировать полученную информацию и делать выводы по поставленной проблеме;

Планируемые результаты:

Метапредметные:  

1)познавательные: осуществлять поиск нужной информации из различных  источников, формировать логические умения, осуществлять межпредметные связи

2)регулятивные УУД:

-выделять и формулировать то, что уже усвоено или нужно усвоить

-планировать свою деятельность, ставить цели, добиваться их достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения

— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

3) коммуникативные УУД:

-соблюдать правила речевого поведения

-уметь высказывать свою точку зрения

— представлять результаты своего труда в форме презентации.

Личностные:

— формировать эмоциональный  настрой на роке

-формировать нравственно-эстетические ценности.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

— Ребята, слышали ли вы когда-нибудь выражение:

«Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны…»     

-Эти слова принадлежат Антуану де Сент-Экзюпери.( писатель, поэт, профессиональный летчик). Автор произведения «Маленький принц».

— А какое явление сопровождает ребенка на протяжении всего детства? (Сказка)

-Сегодня мы с вам отправимся на встречу с прекрасным миром сказки, а поможет нам в этом произведение…….»Щелкунчик и Мышиный король»

2.Мотиация к учебной деятельности.

Определение жанра произведения.

-Ребята, к какому литературному жанру относится произведение «Щелкунчики Мышиный король?» (Волшебная сказка).

-Вспомните особенности жанра волшебной сказки.

  1. Мир волшебной сказки делится на свой и чужой
  2. В волшебной сказке есть чудесные превращения
  3. У главных героев есть волшебные помощники
  4. Магические числа
  5. Трудные испытания для главных героев
  6. Победа добра над злом

-У каждого в детстве была своя любимая сказка. Какая? Это та книга, которую не хотелось отпускать. Порой она была вся потрепана. Но это та настольная книга, которая сопровождала вас в детстве. А любил ли кто-нибудь из вас «Щелкунчика»?

-Сегодня на уроке у нас  будет создание лэпбука. Все необходимое есть на столах. В рамках урока вам необходимо быть внимательными.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). По сути лэпбук представляет собой тематическую папку или книжку-раскладушку. Это самодельная интерактивная папка, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.

Есть  в сказке Гофмана и волшебные  предметы: туфелька Мари и сабля Щелкунчика. Гофман распоряжается ими по-своему. Героиня связана с волшебными предметами. В трагический момент боя Мари, чтобы спасти Щелкунчика, швыряет свою туфельку в самую гущу мышей, прямо в короля, и это решает исход боя. На вопрос Фрица, брата Мари, о том, почему у Щелкунчика, которого Дроссельмейер починил, нет сабли, он сердито проворчал: «Сабля Щелкунчика меня не касается. Я вылечил его – пусть сам раздобывает себе саблю где хочет». Щелкунчик попросит о сабле Мари, и она найдёт ему саблю, которой он затем и убьет Мышиного короля.        

3.Начало произведения. Елка. Рождество. Чайковский. Волшебство. У каждого ребенка свои ассоциации

Начнём с того, что на секундочку закроем глаза, Совершить путешествие в волшебный мир сказки нам поможет прекрасная музыка Петра Ильича Чайковского (начинает тихо звучать музыка). Её сладкие звуки на своих крыльях уносят нас далеко-далеко… 

Прослушивание музыкального фрагмента (музыка П. И. Чайковского к балету «Щелкунчик»)

?Рождественская ночь… Какое настроение передаёт эта музыка? Какие ассоциации

– 24 декабря (записать на доске).

– Чем знаменателен этот день?

– Ночь с 24 на 25 декабря – Рождественская у католиков и по старому, дореволюционному, календарю.

– Известно, что именно под Рождество всегда случаются волшебные истории, творятся чудеса и совершается нечто такое… Хочу напомнить вам, что именно 24 декабря и происходят события в доме советника медицины Штальбаума, которые самым неожиданным образом изменили жизнь девочки Мари.

– Двадцать четвёртого декабря (в западных странах Рождество празднуют 25 декабря) детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату, а уж в смежную с ней гостиную их совсем не пускали.

? Маленькие герои сказки тоже с нетерпением ждут волшебства и, конечно, подарков.

4. Главные герои. Образ Дроссельмейера-Почему Машу так заинтересовала эта игрушка? Внешне Щелкунчик непривлекателен и даже уродлив. Что же заставило Мари полюбить эту игрушку с первого взгляда? (Она заметила, что этот человечек обладает лицом, которое светилось добродушием, глазами которые смотрели приветливо и доброжелательно, скромностью, ласковой улыбкой и хорошим вкусом. Она умеет обнаруживать истинную, душевную красоту)

-Как Маша вела себя по отношению к Щелкунчику?

-А Фриц?

-Расскажите, что случилось с Щелкунчиком, когда Фриц начал колоть орехи?

-Как характеризует Фрица его поступок? (Фриц грубый, жестокий мальчик)

Назовите главных героев рассказа с которыми мы познакомились? (Мари, Фриц, Дроссельмейр, Щелкунчик)

-Создайте словестный портрет каждого героя по группам.

Старший советник суда Дроссельмейер не отличался красотой (какая красота имеется в виду?): это был маленький, сухонький человечек с морщинистым лицом, с большим чёрным пластырем вместо правого глаза и совсем лысый, почему он и носил красивый белый парик; а парик этот был сделан из стекла, и притом чрезвычайно искусно. Крёстный сам был великим искусником, он знал толк в часах и даже умел их делать. А к Рождеству он всегда мастерил красивую, затейливую игрушку, над которой много трудился. Поэтому родители тут же заботливо убирали его подарок. П

Дроссельмейер – это второе «я» Эрнста Теодора Амадея Гофмана, отражение автора в сказочном мире, который существует одновременно с обыденным. Но для того, чтобы увидеть его, надо обладать качествами «истинного музыканта». Мари, судя по всему, ими обладает, поэтому она и сравнивает Щелкунчика и Дроссельмейера.

Маша Щелкунчик Дроссельмейер Фриц

Добрая смелый добрый изящная некрасивый красивая неожиданный милая артистичный щедрый грубый жестокий

-Чтение полученных портретов.

-Какие черты характера вы хотели б воспитывать в себе?

        Дроссельмейер – центральная фигура сказки, соединяющая разные пространства и времена. Он – давний друг семьи Штальбаумов, старший советник суда, крестный Мари и Фрица; и в то же время королевский часовщик и чудодей; а еще великий искусник в изготовлении замысловатых игрушек – мастер, достигший в своем искусстве такого совершенства, что сделанное его руками оживает. Дроссельмейер внешне не симпатичен, строг и требователен, беспристрастен. В преддверии всех необычайных событий Мари видит его на часах вместо совы и очень пугается. Своим появлением он обозначает границу между мирами. В обыденной реальности на часах сидит золоченая сова, как только часы бьют 12, там оказывается Дроссельмейер. Сова – символ мудрости, но так же и колдовства, ночная птица, в средневековой Западной Европе считалось, что в сов могут превращаться ведьмы. Дроссельмейер появляется вместо совы и словно предупреждает Мари: « Не надо бояться, но будь внимательна!» Для Мари Дроссельмейер – крестный, и так же как фея-крестная дарит Золушке королевский бал и счастливую встречу с принцем, Дроссельмейер дарит Мари сказочный мир и встречу со Щелкунчиком. Он воплощает собой образ Мудреца.                        

Описания  внешности Мари в ходе сказки, почти  до самого её конца, совсем не дается, ибо  это неважно. Красота Мари и молодого Дроссельмейера – внутренняя, красота  сердца, которая спасительна и  способна творить чудеса. Щелкинчик же описан в тексте» Большая голова нелепо выглядела по сравнению с тонкими ножками, и плащ на Щелкунчике  был узкий и смешной, торчал, будто деревянный, а на голове красовалась шапочка рудокопа». Но в Щелкунчике главное не его уродство ,а внутренний мир и его душа.                

Какие подарки получили Мари и Фриц? 

? Какой из подарков заинтересовал Мари больше всего? Почему?

? Как вы думаете, почему автор показывает Щелкунчика после прекрасных подарков?

(Некрасивый Щелкунчик не сразу привлекает к себе внимание. Но ведь и Дроссельмейер был внешне неприятен, а Мари и Фриц сумели понять, что у него доброе сердце)

? Какие чудеса начинаются в жизни Мари с момента появления в доме Щелкунчика? (Глава «чудеса»)

  • Найдите описание Щелкунчика, прочитайте

Внешне Щелкунчик непривлекателен и даже уродлив. Что же заставило Мари полюбить эту игрушку с первого взгляда? (Она заметила, что этот человечек обладает лицом, которое светилось добродушием, глазами которые смотрели приветливо и доброжелательно, скромностью, ласковой улыбкой и хорошим вкусом)

  • Как характеризует Мари, что она всем игрушкам предпочла Щелкунчика? (Мари тонко чувствующий человек. Она умеет обнаруживать истинную, душевную красоту)
  • Что еще заметила девочка вглядываясь в Щелкунчика? (Сходство с крестным Дроссельмейром)
  • Почему автор показывает своего героя после прекрасных подарков? (Щелкунчик некрасив, на фоне ярких подарков, сказочник хочет посмотреть добрые ли сердца у детей, смогут ли они полюбить маленького уродца, ведь крёстный тоже был некрасив, но дети сумели понять, что у него доброе сердце)

Как автору повести-сказки «Щелкунчик и Мышиный король» Гофману удалось создать у читателей предчувствие предвкушения чуда? (Уже в начале есть загадка и тайна: действие происходит под Рождество, а, как известно, именно в это время случаются чудеса, Мари воспринимает Щелкунчика как живого, Дроссельмейер непостижимым образом похож на новую игрушку.) (Слайд 10.)

Портрет главного героя (чтение). Глава «Ёлка»

«Старший советник суда Дроссельмейер не отличался красотой: это был маленький, сухонький человечек с морщинистым лицом, с большим чёрным пластырем вместо правого глаза и совсем лысый, почему он и носил красивый белый парик…»

? Привлекателен ли этот портрет? Почему же Дроссельмейера так любили и взрослые, и дети?

(Он был очень добрым, любил дарить людям радость. Он не был красивым внешне, но красота его души не оставалась незамеченной. Он умел творить чудеса).

? Какое чудо мог совершить Дроссельмейер?

«… Когда у Штальбаумов начинали капризничать и переставали петь какие-нибудь часы, всегда приходил крёстный Дроссельмейер…, тыкал часы колючими инструментами…, но вреда часам не причинял, наоборот – они снова оживали и сейчас же принимались весело тик-такать, звонить, петь, и все этому очень радовались. И всякий раз у крёстного в кармане находилось что-нибудь занимательное для ребят…»

? В нашей повседневной жизни часы просто ходят или тикают. А крёстный Дроссельмейер «слышит» их иначе. Как?

(Часы поют, тик-такают и даже могут капризничать)

Как вы думаете, всякий ли человек в ходе обычных часов может услышать такую музыку? Что можно сказать о человеке, который умеет ТАК воспринимать мир?

(Рассуждаем о том, что порою самые незаметные люди оказываются необыкновенными, тонкими, способными своими руками сотворить чудо. И очень важно уметь за некрасивой или заурядной внешностью разглядеть красивые души и сердца.)

С чего начинается сказка? С какого Комментированное чтение. Дроссельмейер. Человек не совсем обыкновенный? Крѐстный сам был великим искусником, он знал толк в часах и даже умел их делать. А к Рождеству… события? Обратимся к главе «Ёлка». -Кто же такой Дроссельмейер? Кем он является в семье Штальбаум? -Дроссельмейер не совсем обычен. А что в нѐм, как вы считаете, необычно? -Какие подарки приготовил крѐстный для Фрица и Мари? — Какие чувства переполнили детей, когда они увидели подарки Дроссельмейера? Со слов «Дети знали, что теперь черѐд подаркам крѐстного Дроссельмейера..» и до слов «Фриц положил локти на стол и долго рассматривал чудесный замок с танцующими и прохаживающимися человечками». Учащиеся делают вывод из прочитанного. 5. Слайды 4 и 5. «Любимец» Замечательный человечек, который полюбился Мари с первого взгляда. «Странное сходство» Щелкунчика с Дроссельмейером — Какой подарок заметила Мари? -Чем он был необычен? -Как Мари отнеслась к нему? А Фриц? -Почему Мари нашла в Щелкунчике странное сходство с Дроссельмейером? Глава «Чудеса». -Что за странные события произошли в полночь? -Кого увидела Мари на часах? полночь? Глава «Битва». Расскажите о событиях в главе «Битва». -Как Мари спасла Щелкунчика? -Действительно ли всѐ это произошло с Мари? Мари заболела. Комментированное чтение. -Почему крѐстный не удивляется упрѐкам Мари? Ответы учащихся. Вывод: Дроссельмейер тщательно скрывает ото всех свой внутренний мир. Он не

— К кому приходят сказки? (К добрым, ласковым людям.)

5. Кто такой Щелкунчик.

-смотрим фрагмент. Союзмультфильм 1973 г. 10/49

-читаем Гофмана

А на самом деле Мари потому не отходила от стола с подарками, что только сейчас заметила что-то, чего раньше не видела: когда выступили гусары Фрица, до того стоявшие в строю у самой елки, очутился на виду замечательный человечек. Он вел себя тихо и скромно, словно спокойно ожидая, когда дойдет очередь и до него. Правда, он был не очень складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. Зато по щегольской одежде сразу было видно, что это человек благовоспитанный и со вкусом. На нем был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский доломан, весь в пуговичках и позументах, такие же рейтузы и столь щегольские сапожки, что едва ли доводилось носить подобные и офицерам, а тем паче студентам; они сидели на субтильных ножках так ловко, будто были на них нарисованы. Конечно, нелепо было, что при таком костюме он прицепил на спину узкий неуклюжий плащ, словно выкроенный из дерева, а на голову нахлобучил шапчонку рудокопа, но Мари подумала: «Ведь крестный Дроссельмейер тоже ходит в прескверном рединготе и в смешном колпаке, но это не мешает ему быть милым, дорогим крестным»

-история создания Немецкое Рождество немыслимо без традиционных сочных колбас. Колбаса для жителей Германии – пришедший из средних веков символ дома, достатка, устойчивости. Съев сало для колбас, Мышильда тем самым посягнула на устои королевства. Другая традиция – разнообразные Рождественские сладости, упоминаниями о которых заполнена вся сказка. В состоятельных немецких семьях сахарные фигурки задерживались надолго, они стояли как статуэтки в высоких буфетах. Марципан, сахарные куколки, драже, имбирные пряничные человечки, карамельки и в заключении сказки целый сладкий волшебный мир – Кукольное королевство с Миндально – Изюмными воротами, Рождественским лесом, озером Миндального молока с рыбками ломбардских орехов, Цукатной рощей, Леденцовым лугом и селом Пряничное. Все это – верх кондитерского искусства. Гофман противопоставляет сытость «колбасного пира» красоте и изяществу « страны сладостей», которая является настоящим произведением искусства.

        Щелкунчик сумел разгрызть твердый орех Кракатук, здесь символизм – «познание сути». Образ ореха часто встречается в мифологической литературе. Характерное свойство орехов заключается в том, что у них очень твердая скорлупа, а потому их не возможно съесть, не проникнув сквозь нее. Это один из самых первых видов пищи человечества. В средневековой мифологии орех был символом Христа, Его Учения, т. к. внешне оно казалось очень жестким, но если человеку удавалось глубже вникнуть в него, оно становилось благодатным и полезным. Так в средние века служители церкви интерпретировали образ ореха. « Образ ореха в определенном контексте можно ассоциировать с Самостью или с аспектом целостности бессознательного» (Мария-Луиза фон Франц)                        

        Немецкое выражение « твердый орех » обозначает трудную задачу, трудное положение или обстоятельства. В Англии и Германии есть такая метафора: решить проблему – значит расколоть орех. Это важное умение и платой за него становится внешность. Щелкунчик мужественно принимает ограничения, сохраняя при этом твердость, уверенность, королевское достоинство и веру в будущее.                        

Из Википедии : «Щелкунчик – кукла, исполненная из металла или дерева, предназначенная для раскалывания ореховой скорлупы» Материал из которого сделан Щелкунчик в сказке – дерево. Его основные свойства – одушевленный, прочный, здоровый, поддающийся обработке. Свойства эти скорее духовного порядка, поскольку физически герой испытывает боль, холод, усталость. Во многих сказках упоминаются куклы, сделанные из дерева – Буратино, Пиноккио, деревянные солдаты Урфина Джуса. Существуют мифы о сотворении человека из дерева и о боге, слившемся с мировым деревом. Возможно, Щелкунчик в силу происхождения является частью мирового дерева, оттого правота героя в сказке чувствуется изначально.

 В 19 лет он начал писать свои первые романы и сказки, которые позже и принесли ему всемирную известность.

«Щелкунчик и Мышиный Король» — одна из знаменитых волшебных историй, написанных Гофманом.

Сюжет сказки родился у него в общении с детьми его друга Хитцига. Он всегда был желанным гостем в этой семье, а дети ждали его восхитительных подарков, сказок, игрушек, которые он делал своими руками. Подобно умельцу-крестному Дроссельмейеру, Гофман смастерил для своих маленьких друзей искусный макет замка. Имена детей он запечатлел в «Щелкунчике». Мари Штальбаум — нежная девочка с отважным и любящим сердцем, сумевшая вернуть Щелкунчику его настоящий облик, — тезка дочери Хитцига, прожившей недолго. Зато ее брат Фриц, доблестный командир игрушечных солдатиков в сказке, вырос, стал архитектором, а затем даже занял пост президента Берлинской академии художеств…

Но это лишь одно из превращений и чудес, на которые так богата жизнь и которые видел и чувствовал во всем великий романтик Эрнст Теодор Амадей Гофман.

( Рассказ подготовленный заранее ученицей)

– Где же писатели находят сюжеты для своих сказок? (Часто сюжеты подсказывает сама жизнь)

– Чему учат сказки? (Не мириться со злом, стремиться наказать его, торжествовать должно только добро; не надо гоняться за счастьем, сумей рассмотреть его – оно рядом, даже в самом обычном.)

Когда появился первый Щелкунчик, кто его сделал и почему деревянные щипцы для колки орехов в виде солдатика стали так популярны в Рождество?

Увидев Щелкунчика, каждый из нас вспоминает что-то доброе, искреннее, чудесное. Кто-то — любимый мультфильм, а кто-то только вчера читал сказку Гофмана своему маленькому рыцарю или принцессе. Но, полюбив историю отважного деревянного человечка с детства, не все из нас знают историю этой игрушки. Откуда берет начало Щелкунчик и почему он стал символом Рождества во многих странах?Щелкунчик родился в городке Зайфен в Рудных горах Германии и существует уже более 300 лет. Он представляет собой механическую куклу-солдатика, блестящую от лака, в треуголке и изящном мундирчике, с бородкой из кроличьего меха, с маленькой косичкой сзади, с сабелькой и воинственной челюстью. В рот вкладывается орех, дергается косичка, челюсти смыкаются — крак! — и орех расколот.Когда-то по дну ручьёв в Рудных горах перекатывались крупинки чистого олова. Рудокопы складывали из камней ступенчатые запруды, вылавливали светло-серые бусинки, плавили их в фарфоровых чашечках и делали ходовую по тем временам оловянную посуду. Отсюда и пошло название деревушки Зайфен, что значит «мыть», «намывать».В долгие зимние вечера рудокопы любили посидеть в домашнем тепле, вырезая из душистого деревянного чурбачка забавную зверюшку, героя народной сказки, злую соседку, похожую на ведьму, или ненавистных притеснителей — князя, барона, выколачивающих кнутом последнюю копейку у бедняка рудокопа. Жадного притеснителя изображали с зубастым, огромным, прожорливым ртом. Какому-то весёлому резчику пришла в голову озорная идея — заставить деревянного уродца щёлкать орехи. Пусть потрудится и посмешит рудокопов!Так появился на свет Щелкунчик — деревянная кукла-карикатура — король, разбойник и жандарм, фабрикант и мироед. Создавая фигурки из различной величины цилиндрических болванок, зайфенские мастера получали сперва «ломаный» корпус, а затем, при помощи бумаги, перьев, меха и соответствующей разрисовки достигали поразительно живого изображения. При своих крошечных размерах щелкунчик относился к самым дешёвым игрушкам, что также послужило его широкому распространению и популярности.В 1699 году Иоганн Химан, крестьянин из Зайфена, нагрузил ручную тачку деревянными игрушками своих односельчан и покатил её по извилистым горным тропам и колдобистым просёлочным дорогам на ярмарку в Лейпциг. Он прошагал с тачкой почти триста километров туда и обратно, но вернулся довольный — игрушки распродал выгодно. И особенно понравился покупателям «Зубастик». С тех пор каждый уважающий себя мастер в деревне должен был сделать своего Щелкунчика.Так в начале XIX века и увидел Щелкунчика замечательный немецкий сказочник Эрнст Теодор Амадей Гофман. Кукла становится главным персонажем его сказки «Щелкунчик и мышиный король», которая впервые была опубликована в 1816 г. Её главные герои — девочка по имени Марихен Штальбаум (при переводе на русский язык её называли и Кларой, и Марией, и просто Машей) и странная игрушка — щипцы для колки орехов в форме солдатика, тот самый легендарный Щелкунчик, которого подарил Марихен её крёстный, сказочник Дроссельмейер, в канун Рождества. Никто из окружающих, конечно, не догадывается, и только мудрый сказочник знает, что на самом деле Щелкунчик — это не уродливая игрушка, а прекрасный принц, заколдованный мышиной королевой Мышильдой…Благодаря этой удивительно трогательной и поучительной сказке, Щелкунчик стал символом Рождества. В России история Щелкунчика получила ошеломительную популярность после того, как Пётр Ильич Чайковский сочинил балет «Щелкунчик».К началу XX века игрушки-щелкунчики стали похожи на мрачных старых солдат, лесников, полицейских и пожарных. А с лёгкой руки мастера Рихарда Лангера (1887-1957) в 1910-х годах Щелкунчик стал коренастым мужичком с круглым носом-пуговкой и треуголкой. Известно также, что во время Второй мировой войны Щелкунчик попал за океан — американские солдаты охотно отправляли его в подарок своим детям: в их понимании Щелкунчик символизировал силу, защиту и приносил удачу. Сегодня Щелкунчики являются одним из наиболее традиционных немецких подарков на Рождество, и изготавливаются эти игрушки в многочисленных мастерских по всей Германии в разнообразных вариациях, в том или ином художественном оформлении.                

  • 6. кластер -Двоемирие  Реальность и фантастика-образ крестного Это сказочные герои или реальные? (Реальные)
  • И события, с которых начинается сказка, тоже реальные.

Но среди этих героев есть один, который привлекает наше внимание. Кто это? (Дроссельмейер)

Найдите описание его портрета. Перечитайте, привлекателен ли этот портрет?

  • Почему же Дроссельмейера так любят и ценят взрослые и дети? (У него добрая душа, он любит приносить радость людям, умеет творить чудеса – необычный мастер)
  • После прочтения 1 части появилось ли у вас предчувствие чуда?
  • Почему? (Нарядная елка, ожидание детей в темной спальне, сочельник)

В ночь перед Рождеством всегда происходят чудеса.

  1.         Запись на доске: волшебный герой (Щелкунчик), ночь – время волшебства, часы – волшебный предмет.                        

        Два мира: свой – чужой Время: день – ночьПроизведение Гофмана напоминает расписную матрешку – внутри одной сказки обнаруживается еще одна, а в ней еще…События сказки разворачиваются в нескольких реальностях одновременно (Типы реальности. Пронина Е.Е.).Используя типологию реальностей и образ часов развитие сюжета сказки можно представить как движение по часовой стрелке.

1. Это реальная реальность. Здесь присутствуют люди – Мари, ее родители, Дроссельмейер… куклы – Щелкунчик, солдатики …звери – обыкновенные домашние мыши, которые грызут все подряд.

2. Это реальная виртуальность. У нее есть свое особое место в сказке –высокий стеклянный шкаф для игрушек, стоящий в гостиной. Мари играет с рождественскими подарками, и в полночь с боем часов перемещается в мир сказки.

3. Это виртуальная виртуальность. Здесь обыденные вещи преображаются в особый мир волшебства и тайн. Маша уже не просто девочка – она обладает волшебным даром – способна противостоять всемогущему мышиному королю. Щелкунчик – заколдованный принц. Мышиный король, не просто грызун, — фантастическое звероподобное существо, несущее угрозу людям.

4. Это виртуальная реальность. После участия в битве кукольного и мышиного миров, Мари убеждена, история Щелкунчика – подлинная, в противостоянии с мышиным королем многое будет зависеть и от нее.

В  истории  Щелкунчика  соприкасаются  и  взаимодействуют  три различных мира – мир людей, мир мышей и мир кукол. События сказки происходят в особо предназначенное для этого время. Сказка начинается словами: «Двадцать четвертого декабря…». Сочельник, канун Рождества, ассоциируется со временем ожидания чуда в христианской традиции, а само Рождество – со временем совершения чуда. С первой же главы  погружаешься в таинственный, загадочный, фантастический мир. Читаешь сказку, и воображение рисует рождественский стол, весь заставленный чудесными подарками, праздничную ёлку, маленькую девочку Мари, сказочное озеро с прекрасными лебедями. С тревогой листаешь страницы, на которых описывается битва Мышиного короля и Щелкунчик                        

7.Лэпбук (книжка в руках)Пусть станет вашей настольной книгой

8.Балет «Щелкунчик»

Действующие лица

Описание

Штальбаум

советник медицины, именно в его доме разворачиваются все события

Мари

дочка Штальбаума, получившая в подарок Щелкунчика

Фриц

брат Мари, сломавший Щелкунчика на празднике

Дроссельмейер

крестный Мари, подаривший ей Щелкунчика и рассказавший о чудесном городе

  •         

                         Сценарий
новогоднего праздника

 по мотивам сказки Э.Т.Гофмана щелкунчик и
Мышиный король»

                         для детей
подготовительной группы

Действующие лица:
Ведущие- два ребенка в( карнавальных масках)

Щелкунчик, Мари, гости, Фея, Мышиный
король ,мыши-трое ,Куклы, солдатики,( льдинки-№5)(,снежинки-№6)

Декорации: камин, кресло, колыбель для
куклы щелкунчика.

Ведущий:
Как приятно, что сегодня,

К
нам на праздник вы пришли!

И не
глядя на заботы,

Час свободный
все нашли.

 С
Новым годом поздравляем,

Пусть
приходит счастье в дом!

Ну,
а мы для вас сегодня

И
станцуем, и споем!

 вход
детей песня « Новогодняя»

1реб.
Золотым дождем сверкает

Наш
уютный, светлый зал.

Елка
в круг нас приглашает.

Час
для праздника настал.

2
реб.
Раскрасавица зима

Улыбнулась
весело!

На
деревья, на дома

Кружева
развесила.

3
реб.
Много она заготовила пряжи,

Белые
вещи без устали вяжет.

Сонным
деревьям – пушистые шапки,

Елочкам
варежки вяжет на лапки.

4
реб.
Вдруг пушистым белым снегом,

Все
дороги заметет.

Это
значит – наступает

Долгожданный
Новый год!

5
реб.
В зимней шапке, в снежной шубе,

И с
огромной бородой

Ночью
в двери постучится

Добрый
дедушка седой!

6
реб.
Принесет он всем подарки,

На
листе календаря

Серебром
напишет ярко-

С
Новым годом, Вас, друзья!

7
реб
. С Новым годом, мамы!

С
Новым годом, папы!

С
праздником поздравить

Мы
вас очень рады!

Исполняется
песня « Тик-Так»

Дети
садятся на стулья.

За
елку уходят: Мышиный король, Мари, 2 ведущих.

Ведущий:
Новый год волшебный праздник  , слышу сказка к нам идёт,

Не боитесь приключений? А волшебных
превращений? (ответ детей) Скажем дружно: « раз-два-три, сказка в гости
заходи!»

Выходят двое детей ведущих.

Первый:
Говорят под новый год, что ни пожелаешь,

Всё всегда произойдёт всё всегда
сбывается.

Второй:
Сказка в гости к нам стучится,

Скажем сказке: «заходи!»

В сказке может всё случится, что же будет
впереди?

Появляется мышиный Король, мыши.  Мыши
убегают, остается Король мышей..

Мышиный Король:

Вы
видели юрких моих малышей?

Я –
король всех мышей!

Нас
люди не любят, на бал не зовут

И
издавна войны с мышами ведут.

За
царство мышиное я отомстил

И
принца в щелкунчика я превратил.

А
что было дальше? Ты сам погляди,

Ведь
вся наша сказка ещё впереди!

(
Мышиный Король убегает)

Под
музыку увертюры входит Мари.

МАРИ:
Как ёлка красиво огнями горит,

Как много гостей в нашем зале!

Меня называют все просто Мари,

Хочу танцевать вместе с вами.

Танец
Мари и гостей

 Хоровод:
« Ну что за праздник»

После танца все садятся.  Льдинки за дверь
одевать бубенцы.

Первый ведущий:
Чудесных превращений

Сегодня нам не счесть!

Для всех кто любит чудо,

Найдется место здесь!

Второй:
Серебряные льдинки

Тихонечко звенят,

Нам сказку новогоднюю

Попасть они хотят.

  « Танец льдинок»  

Первый ведущий:
В новый год игрушки оживают

Бравые солдатики шагают.

Второй:
Ну а куклам тоже не сидится,

Хочется и им повеселиться.

Танец «Солдатиков и кукол»

Щелкунчик за елку
 

Мари:
Много игрушек мне подарили,

А эту коробку ещё не открыли!

( Мари открывает коробку и достаёт из
неё игрушку-щелкунчика .Подбегают две куклы,

Заглядывают через плечо Мари.

Мари:
Это Щелкунчик.

Куклы:
Какой некрасивый!

Мари: Зато
он отважный,

Зато самый сильный!

Не дам я его никому обижать.

Он будет у ёлочки нашей стоять.

Сейчас принесу угощенье:

Конфеты, печенье, варенье.

Мари убегает за кулисы. Куклы
подходят к щелкунчику

Фея за елку

Первая кукла:
Что в нём хорошего нашла?

Он очень некрасивый!

Вторая:
А может быть, мари права:

Отважный он и сильный?

Первая: И
всё ж, уродлив очень он!

Вторая: Вы
слышите? Какой-то звон…

Мышиный король и солдатики за елку одевать
сабли.

Звучит фрагмент « Фея Драже»

Появляется Фея.

Фея:
Я-Фея! Вы меня узнали?

Я не случайно к вам сюда пришла.

Я знаю, как развеять все печали.

Всё это –чары злого короля!

Мари об этом ничего не знает.

Ей кажется, что это только сон.

Но честность и отвага помогают

Победу одержать над   колдовством!

И, если сердце доброе, то может,

Сегодня чудо здесь произойдет.

Мне палочка волшебная поможет

Взмахну ей-и Щелкунчик оживёт!

Фея танцует(продолжение
фрагмента),Берет игрушку, взмахивает палочкой, появляется ребенок в костюме
Щелкунчика. Фея уходит, незаметно унося игрушку-щелкунчика. Входит Мари с
угощением
.

Мари:
Вот чудеса! Щелкунчик то живой! Но что за грохот! Что за шум?

Мари и щелкунчик отходят в сторону.
Звучит отрывок « Мышиный король». гаснет свет, появляется Мышиный король.

Мышиный король:
Что испугались меня, короля?

С вами давно расквитаться пора!

Праздник испорчу тебе я Мари!

Я поломаю игрушки твои.

Ну, а щелкунчик мне по зубам.

Я разгрызу его вмиг пополам

Щелкунчик.
Не бойся, Мари, я с тобой!

А ну-ка, солдатики в бой!

 Не зевайте

Все на врага наступайте!

БОЙ С Мышиный королем.
Мыши встают рядом с королем, остальные напротив. Звучит отрывок «Битва»
Чередуясь наступают дети ,затем мыши. На кульминацию дети бегут по кругу за
мышами. Мышиный король убегает за кулисы, за ним Щелкунчик. За кулисами
Щелкунчика переодевают в принца. Появляется Фея.

Фея:
Вместе смогли вы мышей победить.

За это хочу вас сейчас наградить.

(обращается к мари)

Ты пожалела уродца, Мари,

Вот настоящий щелкунчик, смотри!

(Входит принц, приглашает Мари на
танец.

Танец Мари и принца.

Первый ребенок ведущий:
Закончилась сказка,

Мы все постарались.

Пускай, может быть,

Нам не всё удавалось.

Второй: Мы
вас поздравляем,

Здоровья желаем,

И наших актеров

Мы вам представляем.

Ведущий:
Артистами сегодня были все дети нашей группы. 

Под музыку все участники сказки выходят 
на радугу кланяться

Ведущий: Ребята
кого еще мы ждем на наш праздник?

Дети: Дедушку
Мороза.

Ведущий: Давайте
позовем его. «Дедушка Мороз…»

Дед Мороз. Здравствуйте,
детишки, девчонки и мальчишки!

Здравствуйте зрители, дорогие родители!
Бабушки и дедушки, здравствуйте!

С Новым годом   поздравляю

Счастья вам добра желаем

И погожих ясных дней!

Ну что, соскучились? Как я рад вас видеть!

Всё такой же я седой с белой длинной
бородой.

И готов пуститься в пляс вместе с вами

Хоть сейчас.

Ведущий: Дедушка
Мороз, не порядок. Огоньки на елочке не горят.

Дед Мороз зажигает огоньки на елке.

Ведущий:
дети за руки беритесь в круг широкий становитесь!

Хоровод «Здравствуй дедушка мороз»

Дети остаются в кругу

Ведущий:
Раз попался к нам в кружок

Тут и оставайся.

Не уйти тебе, Мороз, как ни вырывайся!

Игра с Дедом Морозом « Не выпустим»

Дед Мороз:
Ох, уморился я, устал!

Ведущий:
Посиди, отдохни (падает стул Деду Морозу)

Дед Мороз:
Кто стихи про ёлку знает?

Пусть выходит почитает.

Дети читают стихи

Дед мороз: Спойте
песню о зиме, душеньку потешьте мне!

 Песня-игра «Что нам нравится зимой» (вокруг
ёлки
)

Ведущий: Придумал
бы игру позабавил детвору?

Дед Мороз:
Знаю я одну игру «Кутерьма» называется. Поиграем?

Игра «Кутерьма» Дети
встают в круг. Идут цепочкой по залу, произнося текст: Снег, лёд,
кутерьма-здравствуй зимушка зима! (несколько раз)

Дед Мороз:
Парами вставайте ручками примерзайте! Игра повторяется. Каждый раз дети
прикасаются разными частями тела( спинками, лобиками, локтями…

Дед Мороз: Как
подую ветерком все усядетесь рядком.

Игра «Мороженое для Деда Мороза» В
руки он берет бумажный рожок большой.

Дети стоят в двух командах . Первый
участник с ложкой. С музыкой берет ложкой снежок, бежит кладет снежок в рожок.
Кто быстрей перенесет «мороженое» Деду Морозу.

Ведущий:

Приятно детям в Новый год водить у елки
хоровод,
Читать стихи, резвиться, играть и веселиться!
Но все ж приятней, что скрывать, подарки Деда получать!

Дед Мороз:
— А подарки-то я и не принёс, забыл! Дети, а может вам и не нужны подарки в
этом году? Зато в следующем я по два принесу!
Ведущий:  Нет, Дед Мороз! Ты уж придумай что-нибудь, ведь ты же
волшебник!

Есть у меня зимнее покрывало, волшебное!

Оно нам поможет! Только надо встать в два
круга.  В одном мальчики, в другом девочки. Скорей собирайтесь в кружочки!

Игра с покрывалом зимним

Дети ведут хоровод. Ведущий с покрывалом
ходит вокруг детей. С окончанием музыки накрывает одну из девочек. Мальчики
отгадывают.

Затем при повторе игры накрывают мальчика,
девочки отгадывают.

В третий раз все отворачиваются. дед мороз
накрывает мешок с подарками. дети отгадывают, находят подарки.

Раздача подарков

Ведущий : Вот и подошел к концу наш праздник. Дорогие гости, хочется
пожелать Вам добра, благополучия и счастья в Новом 2020 году.

.     

  • Рисунок на сказку золотой петушок пушкин
  • Рисунок к сказке финист ясный сокол 3 класс
  • Рисунок к сказке теремок 1 класс легкий для срисовки
  • Рисунок к сказке сова 2 класс
  • Рисунок к сказке о царе салтане 3 класс не сложный карандашом легко