Былина «Садко»
Жанр: былина новгородского цикла
Главные герои былины «Садко» и их характеристика
- Садко. В начале простой бедный гусляр, очень большой мастер. Когда разбогател и стал купцом стал заносчивым и хвастливым. Но побывав у морского царя вновь стал добрым и богобоязненным.
- Морской царь. Существо фантастическое. Любитель музыки и танцев.
- Микола Можайский, православный святой заступник.
План пересказа былины «Садко»
- Садко на берегу озера
- Садко ловит рыбу с золотыми перьями
- Садко богат
- Садко покупает новгородский товар
- Садко проигрывает спор
- Садко снаряжает корабли
- Садко бросает жребий
- Садко играет для морского царя
- Садко выбирает девушку
- Садко возвращается в Новгород и стоит церковь
Кратчайшее содержание былины «Садко» для читательского дневника в 6 предложений
- Новгородский гусляр Садко был беден, зато очень хорошо играл на гуслях.
- В благодарность за его музыку морской царь дал ему поймать рыбу с золотыми перьями и Садко стал богат
- Садко хотел выкупить весь товар в Новгороде, но не смог этого сделать
- Садко снарядил корабли и они остановились в море
- Садко отправился к морскому царю и играл для него на гуслях
- Садко выбрал себе невесту Чернаву и вернулся в Новгород на берег реки Чернава, где он построил церковь
Главная мысль былины «Садко»
Богатство может испортить характер человека, но настоящий богатырь поймет свои ошибки.
Чему учит былина «Садко»
Эта былина учит тому, что музыка — это великая сила и все на свете оказывается ей подвластно. Учит она не зазнаваться, чего-то достигнув, а оставаться простым человеком. Учит, что золото не может купить всего на свете. Учит любить свою жену и хранить ей верность. Учит быть благодарным к тем, кто нам помогает.
Отзыв на былину «Садко»
Это очень интересная и увлекательная былина, герой которой вроде бы и не является сказочным богатырем. Это просто гусляр, потом купец Садко. Но он попадает в такие интересные и сказочные приключения, которые случаются только с настоящими богатырями. И только настоящий богатырь оказывается способным вернуться живым со дна моря.
Мне понравилась эта былина и я с удовольствием рекомендую ее прочитать каждому
Пословицы к былине «Садко»
Богатство — грязь, ум — золото.
Богатый без щедрости, что пища без соли.
Не хвали сам себя, есть много лучше тебя.
Краткое содержание, краткий пересказ былины «Садко»
Жил в Новгороде Садко, у которого из имущества были только гусли яровчатые.
Ходил он по пирам и играл на гуслях. Но вот перестали звать Садко на пиры и стало ему грустно. Пошел он на берег Ильмень-озера и стал там играть. Вода на озере взволновалась и Садко испугался и ушел.
Еще раз ходил Садко на озеро и снова вода волновалась.
А на третий раз появился Морской царь и сказал Садко, что поможет ему выловить из озере рыбу с золотыми перьями.
Пошел тогда Садко в Новгород и поспорил с купцами, что поймает рыбу с золотыми перьями. Садко свою голову закладывал, три купца по три лавки товару каждый.
И пошел с ними Садко на Ильмень-озеро, закинул невод шелковый и вытащил рыбу с красными перьями, да не одну, а сразу три.
Разбогател Садко, сам стал пиры устраивать. Палаты себе построил чудесные. На его пирах сидят новгородцы богатые, хвастают кто чем, один Садко молчит.
Вот спросили его, а чем он похвастать может. Объявил тут Садко, что на свою казну сможет все товары в Новгороде выкупить. Поспорили на тридцать тысяч.
Пошел Садко в гостиный ряд, все товары выкупил.
На следующий день товаров еще больше навезли. Снова пошел Садко, и эти товары выкупил. На третий день еще больше товару в Новгороде.
Понял Садко, что не сможет выкупить все товары. Выкупит московские, привезут заморские. Богаче его оказался Великий Новгород.
На свою казну построил Садко кораблей и стал по рекам и морям ходить.
Вот вышел он в море, волна бьет, ветер дует, а корабли в воде стоят.
Объявил Садко, что надо дань морскому царю уплатить. И бросили в воду бочку серебра. Но не сдвинулись корабли с места.
Бросили бочку золота — стоят корабли, не шелохнутся.
Понял Садко, что морской царь живого человека требует и решили жребий тянуть. Дружина бросила простые дощечки, Садко — золотом украшенную. Потонула дощечка Садко.
Предложил Садко переиграть жребий. Бросила дружина дощечки золоченые, а Садко простую. Но все равно его дощечка утонула.
Делать нечего, отписал имения свои, взял гусли, и на доску в море лег. Уплыли корабли. А Садко на доске заснул, а проснулся уже у морского царя во владениях.
Зашел Садко в палаты белокаменные, увидел его морской царь, сыграть на гуслях попросил. Стал Садко играть, а морской царь развеселился, в пляс пустился.
На море шторм поднялся, гибли люди тысячами. Начал народ молиться Миколе Можайскому.
Играет Садко, вдруг его кто-то за плечо трогает. Смотрит — Микола Можайский, просит играть перестать.
Ответил Садко, что не по воле своей играет, а Микола подсказал ему струны порвать, да шпенечки выломать. А как станет ему царь морской жениться предлагать, не отказываться, да девушку Чернаву выбирать.
Так Садко и сделал. Сломал гусли, перестал морской царь плясать. Предлагает невесту Садко выбрать. Просмотрел Садко много девиц, выбрал Чернаву. Сыграли пир, лег Садко спать.
Просыпается, а он на берегу реки Чернава лежит, в родном Новгороде.
Тут и его корабли появились. Встретил Садко корабли, к жене пошел, поцеловал супругу. А потом товар выгрузил, да церковь Миколе Можайскому построил.
Рисунки и иллюстрации к былине «Садко»
Цели деятельности учителя: формирование творческого воображения при изображении сказочного мира; развитие фантазии, воображения детей посредством выполнения творческого коллективного проекта по теме «Рисуем сказку»
Оборудование: презентация, лист, гуашь, фломастеры, кисти, лист большого формата под фон панно.
Этап урока
Методы и приёмы
Хронометраж
Содержание урока
Формируемые
УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Этап самоопределения к деятельности
Словесный
1 мин
Проверка готовности учащихся к уроку.
– Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
Подготавливаются к уроку.
К: планирование сотрудничества с учителем
II.Актуализации знаний и мотивация
Словесный
Беседа
Наглядный
работа с презентацией
3 мин
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем рисовать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
-Давайте посмотрим на слайд, слово, которое здесь расшифрованно подскажет нам тему нашего урока.
Настраиваются на продуктивную деятельность.
— Сказка
Л: включение в учебную деятельность
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область
III.Постановка учебной задачи
Словесный беседа
Практический упражнения
Создание проблемной ситуации
2 мин
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
-Тема нашего урока : «Рисуем сказку».
-Попробуйте сформулировать цели урока.
Цели урока вы видите на экране:
1.Узнать, что такое сказочная страна
2.Выполним коллективную работу- панно
-Сказки
— Выполним работу по сказкам
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
П: поиск и выделение необходимой информации
Р: целеполагание
Л: самоопределение к деятельности
VI.Первичное закрепление во внешней речи
Словесный
Беседа
Практический
Пед. показ
3 мин
– Сегодня на уроке мы с вами будем изображать сказочную страну, путешествовать по сказкам.
– Ребята, а вы любите сказки? Назовите свои самые любимые сказки.
– Хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас проверим. Я буду читать отрывок из сказки, а вы угадайте, как она называется.
1) «…Развеселились девушки, развели костер и вздумали через огонь прыгать. Одна прыгнула, другая, третья.
– Что же ты не прыгаешь? – говорят ей подруги».
– Как называется эта сказка? (СЛАЙД)
2) «Пустил стрелу младший брат – попала стрела в грязное болото и подхватила ее лягушка».
– Отгадали сказку? (СЛАЙД)
3) «Собирайтесь, бояре да дворяне, купцы да простые крестьяне, к царю на двор. Сидит царская дочь Елена Прекрасная в своем высоком тереме у окошка. Кто на коне до царевны доскочит да с ее руки золотой перстень снимет, за того она и замуж пойдет!»
– Что же это за сказка?
4) Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
– Отгадайте название и автора сказки. ( А. С. Пушкина.)
— Какие еще сказки вы знаете? Назовите их, какие герои были в этой сказке?
-Вспомните сказку Маша и Медведь, о чем она? А есть ли современная сказка или мультфильм Маша и медведь?
-Верно, это одна и та же маша? Разные, верно.
– Сказки знаете вы хорошо. А сейчас давайте представим себе сказочный город (страну). Возможно, он будет похож на тот, который описал в своей сказке А. С. Пушкин, а может быть, вы придумаете свой.
-Как вы представляете себе волшебную, сказочную страну?
-Замечательно.
Слушают учителя
Отвечают учителю.
-Снегурочка
— Царевна-лягушка
— Сивка-бурка
— Сказка о царе Салтане
Отвечают на вопросы учителя.
-Да, мультфильм
Отвечают на вопросы учителя.
П: структурирование знаний
Р: осуществлять контроль
Динамическая переменка
Метод аналогии
1 мин
-Давайте немного отдохнем:
Раз, два, три, четыре, пять-
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться, подтянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть за парту тихо сесть.
Семь, восемь — лень отбросим.
-Повторяют действия за учителем
Р: саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический
Практическая работа
5 мин
— А сейчас, ребята, ваша задача создать коллективное панно.
— У меня будут помощники, которые будут рисовать вместе со мной пейзаж, остальные ребята, будут выполнять работу самостоятельно.
-Вам необходимо нарисовать одного сказочного героя, который будет жить в нашей сказочной стране.
-Приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы. Я думаю, что вы с легкостью справитесь с этим задание и в конце урока у нас будет замечательное панно.
Фигуры персонажей вырезаются детьми. Обговаривается техника безопасности (работа с ножницами)
Выполняют задание.
П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
П:выполнение действий по алгоритму
VII.Включение в систему знаний
Словесный беседа
Практический
2 мин
— Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу.
Следует подождать, когда Ваша работа подсохла.
Внимание!!!! Начинают клеить сверху листа от линии горизонта. Выбирают фигурки от маленьких до больших.
(наклеиваем, советуясь с детьми)
Сейчас, я прошу Вас ознакомиться с тем, что получилось у нас всех!
Повторяют и закрепляют изученный материал
П: осознанное произвольное построение речевого высказывания
Р: контроль цели
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
VIII.Рефлексия деятельности
Словесный анализ
2 мин
Закончи предложение: «На уроке мне …»
Было трудно …
Было интересно …
Было не понятно …
Было легко …
Выставление оценок.
— Спасибо за урок, до свидания!
Анализируют свою работу на уроке.
Р: самоанализ, самооценка
#1. Какова, с вашей точки зрения, основная черта характера Бирюка
B. доброта
B. доброта
C. честность, ответственность
C. честность, ответственность
A. любовь к детям
A. любовь к детям
#2. К каким былинам относится былина «Садко»
A. героическая
A. героическая
C. социально-бытовая
C. социально-бытовая
B. сказочная
B. сказочная
#3. Какие чувства вызывает у автора Юшка из рассказа Платонова «Юшка»
C. любопытство
C. любопытство
A. сострадание
A. сострадание
B. уважение
B. уважение
#4. Почему память народная сохранила образ Калашникова
A. оставил богатое наследство потомкам
A. оставил богатое наследство потомкам
C. совершил героический поступок
C. совершил героический поступок
B. не побоялся вступиться за честь семьи
B. не побоялся вступиться за честь семьи
#5. К какому типу народных сказок близки сказки Салтыкова-Щедрина
A. бытовые
A. бытовые
B. о животных
B. о животных
C. волшебные
C. волшебные
#6. Лирика
B. повествование о событиях, предполагаемых в прошлом
B. повествование о событиях, предполагаемых в прошлом
C. стихотворение из двух строк
C. стихотворение из двух строк
A. род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора
A. род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора
#7. Определите жанр произведения Тургенева «Бирюк»
A. притча
A. притча
C. повесть
C. повесть
B. рассказ
B. рассказ
#8. Кто является главным героем былины «Садко»
B. Садко
B. Садко
C. Алёша Попович
C. Алёша Попович
A. Илья Муромец
A. Илья Муромец
#9. Темой рассказа Носова «Кукла» является
A. описание жизни простого деревенского человека
A. описание жизни простого деревенского человека
C. изображение нравственных истоков жизни, отношение к земле и природе
C. изображение нравственных истоков жизни, отношение к земле и природе
B. история брошенной куклы
B. история брошенной куклы
#10. Почему Бирюк всё же отпустил крестьянина
A. постеснялся своей жестокости перед барином
A. постеснялся своей жестокости перед барином
B. испугался мести крестьянина
B. испугался мести крестьянина
C. понял, что крестьянин доведён до крайней степени нищеты
C. понял, что крестьянин доведён до крайней степени нищеты
#11. Каково авторское отношение к мужику в сказке Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
B. презрение, пренебрежение
B. презрение, пренебрежение
C. безразличие
C. безразличие
A. сожаление, горечь
A. сожаление, горечь
#12. Из какого стихотворения эти строки“В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грустью…”:
Теснится ль в сердце грустью…”:
а) «Молитва»
а) «Молитва»
а) «Молитва»
а) «Молитва»
#13. Что больше всего возмущает Акимыча, главного героя рассказа Носова «Кукла»
A. неуважение к чужому труду
A. неуважение к чужому труду
C. хамское отношение между людьми
C. хамское отношение между людьми
B. человеческое безразличие
B. человеческое безразличие
#14. Что составляло смысл жизни цветка из рассказа Платонова «Неизвестный цветок»
C. жить, расти, бороться за счастье жить
C. жить, расти, бороться за счастье жить
A. во что бы то ни стало спрятаться от ветра
A. во что бы то ни стало спрятаться от ветра
B. один раз в день радоваться лучам восходящего солнца
B. один раз в день радоваться лучам восходящего солнца
#15. Повесть
C. средняя форма эпической прозы, литературное произведение, описывающее не одно, а целый ряд событий, лиц, проблем
C. средняя форма эпической прозы, литературное произведение, описывающее не одно, а целый ряд событий, лиц, проблем
A. стихотворное повествовательное произведение с развёрнутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чём повествуется
A. стихотворное повествовательное произведение с развёрнутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чём повествуется
B. короткий рассказ с острым сюжетом и неожиданным финалом
B. короткий рассказ с острым сюжетом и неожиданным финалом
#16. О каком государе идет речь в «Песне… про купца Калашникова» Лермонтова
C. Иван Грозный
C. Иван Грозный
B. Борис Годунов
B. Борис Годунов
A. Александр 1
A. Александр 1
#17. Что нового открыл в себе главный герой рассказа Казакова «Тихое утро»
C. умение сострадать
C. умение сострадать
B. умение плавать
B. умение плавать
A. умение преодолевать собственный страх
A. умение преодолевать собственный страх
#18. Что такое сатира
C. произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни
C. произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни
A. художественное произведение , в котором гневно осуждаются пороки общества и человека
A. художественное произведение , в котором гневно осуждаются пороки общества и человека
B. художественное произведение, в котором изображается судьба человека
B. художественное произведение, в котором изображается судьба человека
#19. К какому жанру устного народного творчества относится произведение «Воцарение Ивана Грозного»
C. сказание
C. сказание
B. былина
B. былина
A. предание
A. предание
#20. Как называется учебное заведение, в котором учились сыновья Тараса Бульбы
A. пансион
A. пансион
B. интернат
B. интернат
C. бурса
C. бурса