Рисунок к сказке нарядный бурундук 3 класс

Хисаметдинова юндуз рамилевнаучитель начальных классовгимназия им. т.кусимовас. аскарово абзелиловский районреспублика башкортостанлитературное чтение 3 класстема: африканская сказка гиена и черепаха, алтайская

Хисаметдинова Юндуз Рамилевна

Учитель начальных классов

Гимназия им. Т.Кусимова

с. Аскарово

Абзелиловский район

Республика Башкортостан

Литературное чтение 3 класс

Тема: Африканская сказка «Гиена и черепаха», алтайская сказка «Нарядный бурундук» — сравнительный анализ.

Цели урока

Заострить внимание детей на важнейшей типологической особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, объясняются одни и те же явления природы, но. по-разному.

На материале сравнительного анализа двух сказок «Гиена и черепаха» и «Нарядный бурундук».

  •  выяснить вместе с детьми, что в сказке «Гиена и черепаха» сохраняются черты, присущие самым древним сказкам (объясняются причины внешнего вида еще двух животных) и появляются черты более позднего времени: эта сказка уже учит благородному поведению и объясняет, что такое поведение обязательно будет вознаграждено;
  • сравнить две сказки, где объясняется внешний вид бурундука, — африканскую и алтайскую и подвести детей к выводу: обе сказки стремятся сделать одно и то же (объяснить, почему у бурундука полоски на шкурке), но объясняют это по-разному;
  • побудить детей к обобщению о том, что людей в разных уголках земного шара волновало, как и почему выглядят все животные, что представители всех народов стремились найти объяснение разным природным явлениям;

Учащиеся научатся:

 работать с Толковым словарём;

— определять , чему учит сказочная история;

Находить сходство и различие самых древних сказок.

Ход урока.

1. Мобилизующий этап.

У. Добрый день, дорогие друзья!

 Чтобы наш урок был наполнен улыбками, радостью, подарим друг другу улыбки. Улыбнитесь друг другу. (Садятся).

А я буду дарить в течение урока вам чудесные улыбки. Там будут ваши оценки.

Не волнуйтесь, вы все способные, умные, находчивые.

Вам прислали письмо члены клуба «Ключ и заря».

На экране читаем письмо.

                                     Здравствуйте, учащиеся 3 в класса!

Вы начали изучать главу «Постигаем секреты сравнения». Выполните наши задания.

  1. Внимательно читайте сказки. Найдите их сходство и различие.
  2. Напишите нам, что для вас было интересным открытием.

С уважением, члены клуба «Ключ и заря» Анишит Йокоповна, Михаил Потапович, Миша и Маша.

2. Самоопределение на основе антиципации.

— Какую сказку вы уже прочитали? (Откуда пошли болезни и лекарства)

— Как называются сказки, которые объясняют причины природных явлений? (самые древние).

— Еще раз прочитайте задание клуба «Ключ и заря».

— Чему будем учиться на уроке? (сравнивать разные сказки).

— Чтобы узнать, какую сказку будем читать,  послушаем отрывок из музыкального произведения. Внимательно слушайте, какого народа эта мелодия?

Музыка – слушание.

(африканская).

— Где находится Африка? Покажите на карте.   Молодец1 Дать улыбки с оценкой участникам по ходу урока.

3. Осознание недостаточности ранее полученных знаний.

Откройте в учебнике литературного чтения содержание.

Найдите 2 –ую главу «Постигаем секреты сравнения».

Найдите африканскую сказку. Прочитайте название.

Откройте нужную страницу.

— Что обозначает знак в левом верхнем углу (Толковый словарь)

-Найдите в тексте слова, отмеченные звёздочкой. Прочитайте.

— Какое слово найдем сначала? Почему? (Гиена. Алфавитный порядок).

— 2 часть учебника «Русский язык».

— 1 ученик читает объяснение. Ставьте ударение правильно. Гиена.

Посмотрите на картинку гиены. Найдите следующее слово. (Случился). В словаре слова в начальной форме ( случиться). Читайте правильно. Случился.

Работа над текстом.

— Предположите, кто герои сказки? (гиена и черепаха)  Слайд  черепаха.

— Чтобы узнать, кто третий герой, внимательно послушайте сказку.

Чтение учителя.

— Кто третий герой? (Леопард)                        Слайд леопард.

Прочитайте про себя и скажите, как объяснили внешний вид гиены и леопарда? Читают про себя.

— Можно ли отнести эту сказку к самым древним? Почему? ( Потому что она объясняет, почему леопард и гиена стали такими).

— А вот как думает Михаил Потапович. Внимательно слушайте.

Учитель читает авторский текст на с. 69.

— Вы понимаете, чему учит эта африканская сказка? (Помогать друг другу, быть дружными, благодарить друзей за помощь).

— Кто здесь герои: волшебники или животные? Значит, как еще можно назвать такие сказки? (Сказки о животных).

Поэтому превращаемся в животных, встаем из-за парт.

4.Динамическая минутка.

  1. Потянулись, как леопард,

2. Тихо побежали, как гиена.

3. Посмотрели вдаль, как черепаха,

На кончик своего носа попробуйте посмотреть.

Вдаль, близко.

  1. Тихо спрятались, как бурундук.

— Посмотрите, в минутке отдыха я упомянула каких животных? В какой сказке они были? А кто лишний? (Бурундук).    Слайд бурундук.

-Этот герой встретится во второй самой древней сказке, которую предлагает прочитать Михаил Потапович.

Прочитайте название сказки. (Нарядный бурундук).

— Какого народа эта сказка? (Алтайского).

— Друзья, я вам подскажу — Алтайский край находится в России. Очень красивая природа, похожа на природу Башкортостана. (Работа по карте)

— Прочитайте сказку про себя внимательно до разделительной линии.

— Какие герои есть в этой сказке?

-В конце стоят 3 точки. Что они обозначают? (Сказка не закончена).

— Дальше послушайте, что говорит Михаил Потапович.

— Чтение авторского текста на с.69.

— Перед тем, как прочитать сказку  до конца, о чем предупреждает знак в левом верхнем углу? (Толковый словарь).

Какое слово должны найти? (Закрома). Говорите правильно. Закрома.

— Читаем по цепочке. Внимательно следите. 3 ученика читают.   Улыбки – оценки.

— Что объясняет эта сказка? (Происхождение полосок на спине бурундука).

Посмотрите знак внизу рисунка. (Вспомни пройденное).

— Вспомните, в какой сказке еще объяснили, почему у бурундука на спине полоски? (Откуда пошли болезни и лекарства. Сказка индейцев Северной Америки).

Работа с картой.

Найдите на карте Северную Америку, выделяем (Интер. доска). Найдите Африку, Алтай. Они находятся близко?

Вот и Миша очень удивлен, он не может ответить на вопрос – почему в разных местах людей волновало, как выглядят животные?

— А вы сможете? (Нет). Некоторые дети могут попытаться ответить на этот вопрос. Кто поможет ответить на такой сложный вопрос?

(Михаил Потапович).

-Внимательно слушайте, что он объясняет.

— Теперь Миша сможет ответить, а вы?  Значит, почему в разных местах родились похожие истории?(Потому что у них была похожая жизнь)

-Чтобы это было лучше видно, заполним небольшую таблицу.

Сравним сказки

Сказки

Самая древняя

Герои

Объяснение внешнего вида

Чему учит?

Гиена и черепаха

Нарядный бурундук

1 столбик – Эти сказки самые древние? (да) Ставим плюс.

2 столбик. – Герои похожи? (Нет) минус

3 столбик – Как объясняют внешний вид животных? (Похоже)

4 столбик – Чему учат сказки? (Дружбе, помогать).

— Больше сходства или различия?   (Улыбки – оценки)

5. Закрепление пройденного.

Работа в группах.

 Члены клуба «Ключ и заря» приготовили для вас еще одно задание. Здесь вам нужно будет друг другу помогать. На карточках написаны 3 пословицы. Выбрать одну, которая подходит к двум сказкам. Для этого делимся на группы. Работайте и думайте быстро. Когда будет готов ответ — соединяйте руки над головой.

1 группа – собираемся около капитана __________

2 группа – собираемся около капитана ___________

3 группа – собираемся около капитана ___________.

Читайте задание.

1. Кто ест скоро, тот и работает споро.

2. Друг познается в беде.

3.Кто не ходит, тот и не падает.

1. Без беды друга не узнаешь.

2. С книгою жить – век не тужить.

3.Семеро одного не ждут.

1. Порядок время бережет.

2.Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

3. Назвался другом — помогай в беде.

Группы выбрали, садитесь. Слушаем капитанов. Какая пословица подходит? Почему?                                                 Оценки-  улыбки. 

— Спасибо за ваши ответы.

6.Рефлексия.

— Вы работали очень дружно. Продолжите предложения.

-Я не знал, теперь я знаю… (что 2 сказки объясняют внешний вид животных, самые древние сказки учат нас помогать, как сравнивать сказки).

— Благодарю! Вы очень активные, общительные, весёлые. Оценки я вам за работу поставила на улыбках, которые дарила во время урока. Учитель поставит в дневники и журнал.

На следующих уроках вы продолжите работу по сравнению сказок. Поэтому домашнее задание члены клуба «Ключ и заря» предлагают вам выбрать по желанию.

Посмотрите на экран.

Домашнее задание.

  1. Читать по ролям и подготовить пересказ понравившейся сказки.

«Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук.» Можно нарисовать рисунок.

  1. Найти 2-3 пословицы о дружбе и взаимопомощи.
  2. Взять в библиотеке сборники сказок и принести на урок.

 Они написали их в письме и отдают каждому. Дома подумайте и сами выберите задание.

— Герои сегодняшних сказок научили меня тоже быть благодарной, у вас я многому научилась.   Дарите друг другу улыбки всегда.

Разработка урока по литературному чтению

Подготовила: Минибаева Г.В.

«Сравнительный анализ двух сказок. Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха» и индийская сказка «Хитрый шакал».

Цель обращения к сказкам – заострить внимание детей на важнейшей типологической особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, объясняются одни и те же явления.

В сказке «Черепаха, кролик и удав- маха» ценится стремление прийти на помощь тому, кто попал в беду: кролик приходит на помощь удаву, а черепаха- кролику. Интересным в сказке является то, что в ней обсуждается важнейший жизненный закон – существование справедливости на земле (отсутствие справедливости, о котором говорят животные, читается как отсутствие социальной справедливости (ибо человек жесток, использует животных, не испытывает к ним никакой благодарности). Высокая миссия сказки как жанра – восстановить пошатнувшийся порядок, в данном случае- представление о справедливости. В сказке «Хитрый шакал» человек сам оказывается в трудном положении и нуждается в помощи. Обсуждаемая глобальная проблема и ход событий одни и те же, и разрешение этой проблемы одинаковое: зло и неблагодарность наказываются, а   благородство вознаграждается самой ценной наградой, на которую способна сказка, даром жизни.

Ход урока

  1. Организационный момент

Пора, друзья, урок начать,

Ведь дорога минутка каждая:

Нас дело ждёт немаловажное –

О сказках многое узнать!

  1. Актуализация знаний

-Вспомните, что вы уже знаете о сказках. Чему мы научились? (Определять жанр сказки и временной период.)

-Вспомните, на какие группы делятся сказочные истории по временному периоду и по содержанию (Самые древние сказки объясняют откуда всё в мире происходит, сказки – цепочки; Просто древние сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость; Менее древние сказки учат быть добрым и справедливым; Бродячие сказки рассказывают похожие истории, созданные в разных уголках земного шара.

  1.  Подготовка к восприятию

Мы стали умнее,

Мы многое знаем,

 И можем мы сказки сравнить

Сегодня мы сказки ещё почитаем,

Чтоб время создания определить.

  1.  Работа по теме урока

Учитель читает текст на стр.84 до сказки.

— О чём рассказал Михаил Потапович? (Сказки с течением времени изменялись и стали учить человека быть добрым, благородным, справедливым.)

— Какое название дали таким сказкам? (Менее древние сказки.)

Познакомимся с одной из них.

— Сказку какого народа мы будем читать? (Кубинскую народную сказку.)

— Найдём на глобусе, где находится эта страна.

— Прочитайте название сказки. («Черепаха, кролик и удав- маха».)

— Найдите в сноске объяснение слова «маха».

(Дети по цепочке читают сказку на стр.84-88)

— Значения каких слов нужно найти в толковом словаре? Сделайте это самостоятельно.

— Кто герои этой сказки?

— Какая история произошла с героями? (Удав попал в яму, кролик помог ему выбраться, а удав решил съесть его.)

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме урока

 — Как вы оцениваете поступки удава и кролика? (Удав поступил несправедливо, так как решил съесть своего спасителя; кролик поступил благородно, так как помог удаву выбраться из ямы.)

— А каково мнение кролика? Найдите и прочитайте его слова («Ты затеял преступление. Ведь никто никогда не платит за добро злом.)

— Кто помог разрешить спор? (Мул и вол.)

— Найдите и прочитайте их истории. Чем они похожи? (Оба не подтверждают слова кролика.)

— Кто спас кролика? Что можете сказать о черепахе? (Она умная и хитрая, находчивая, ловко обманула удава.)

— Докажите словами из текста.  Какой план у неё возник? Прочитаем.

(Дети читают отрывок на стр.88 по ролям.)

— Что ценится в этой сказке? (Хитрость и ловкий обман, благородство и великодушие героев.)

— Кто умный и хитрый? (Черепаха.)

— Кто благородный и великодушный? (Кролик.)

— Как вы думаете, эту сказку можно отнести: а) к самой древней сказке, б) к просто древней сказке, в) к менее древней сказке? (В ней есть черты просто древней сказки и менее древней сказки.)

— Докажите свою точку зрения.

— Кто запомнил сказку и может её пересказать?

— Восстановите ход событий по карточкам и попробуйте её пересказать.

УДАВ ПОПАЛ В ЯМУ              ВСТРЕЧА С МУЛОМ                     ДОГОВОР

    КРОЛИК ПОМОГ УДАВУ ВЫБРАТЬСЯ                ВСТРЕЧА С ВОЛОМ

             УДАВ РЕШИЛ СЪЕСТЬ КРОЛИКА                             УДАВ СНОВА В ЯМЕ

                                           ХИТРЫЙ ПЛАН ЧЕРЕПАХИ

— Легко ли было пересказывать? Почему? (В сказке есть повторы слов и ситуаций.)

— Найдите их и зачитайте.

— На какую сказку похожа эта сказка по построению? (На сказку- цепочку.)

-Прочитайте информацию на плакате Летучей мыши.

VII. Зрительная гимнастика

Сегодня мы познакомимся ещё с одной индийской сказкой.

Откройте учебник на стр.89 и прочитайте её название. (Хитрый шакал.)

— Предположите по названию, какая это сказка: самая древняя, просто древняя или менее древняя?

-Прочитаем и узнаем.

(Дети по цепочке читают сказку в учебнике на стр.89-95.)

-Кто герои сказки? (Тигр, человек, шакал.)

— Из-за чего возник спор между героями? (Они пытались выяснить, есть ли справедливость.)

— Найдите самые главные слова сказки. Кто их произносит?

— Миша нашёл главные слова в конце сказки, а Маша ближе к началу. Кто из них прав? Перечитайте сказку и ответьте на вопрос. (Правы и Миша, и Маша, так как главные слова произносят и человек, и шакал: «справедливость есть».)

— Вам знаком этот сюжет? На какую сказку похоже?

— Сравним две сказки. Чем они похожи? (Примерный ответ:

  • в этих сказках один из героев попадает в беду, а другой его выручает;
  • за благородный поступок героя хотят съесть;
  • возникает спор;
  • герои обращаются за помощью к третьему лицу;
  • спор помогает разрешить хитрый и умный герой;
  • в конце сказки зло наказано, неблагодарный герой снова попадает в ловушку.

 Какой вывод можно сделать? (Это бродячие истории. В сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, осуждаются зло и несправедливость. Ценятся великодушие и благородство.)

На сколько частей можно разделить сказку? (На две части.)

В первой части рассказывается о том, как тигр попал в клетку, а человек его освободил; тигр захотел съесть человека; человек и тигр заключают договор.

— Найдите и перечитайте первую часть до слов «Долго бродили человек и тигр…»

-О чём говорится во второй части? (Герои обращаются к трём встречным за помощью, и только третий из них – шакал – помог человеку.)

— Что напоминает вторая часть сказки? (Сказку-цепочку.)

— О чём это говорит? (Эта сказка имеет черты самой древней сказки.)

— Вам понравился шакал?

— Перечитайте вторую часть сказки и расскажите, как ему удалось спасти человека?

— Что вы можете сказать о шакале? (Умный, хитрый, благородный, бескорыстный, справедливый.)

— Какая его черта связана с просто древними сказочными историями? (Хитрость.)

— А какое его качество доказывает, что он герой менее древней сказки? (Бескорыстное стремление сделать доброе дело и восстановить справедливость.)

VIII. Работа в тетради для самостоятельной работы

(Выполнение №11(стр. 22-25).)

IX. Рефлексия

 («Коврик настроений»: каждый ученик выбирает один из предложенных ему цветных квадратов:

  • зелёный – ты всё понял, тебе всё удалось, всё нонравилось;
  • жёлтый – есть вопросы , на которые ты бы хотел найти ответ;
  •  красный – тебе было трудно.

Квадраты прикрепляются на доску в виде коврика.)

X. Подведение итогов урока

Какие сказки сравнивали? (Кубинскую сказку «Черепаха, кролик и удав-маха» и индийскую сказку «Хитрый шакал».)

-Какие выводы сделали? (Это бродячие истории. В сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, осуждаются зло и несправедливость. Ценятся великодушие и благородство.)

XI. Домашнее задание

Пересказ индийской сказки «Хитрый шакал».

Из старинной алтайской сказки «Нарядный бурундук» вы узнаете как этот лесной зверь обрел свою красивую шубку.
После долгой зимней спячки проснулся голодный медведь и отправился на поиски орехов. Услышав голос бурундука, медведь решил подкрепиться его запасами. Наевшись досыта, косолапый хотел отблагодарить бурундука. Но зверек не понимал медвежьего языка и думал, что медведь хочет съесть и его.

Нарядный бурундук

Читать сказку на весь экран

 Нарядный бурундукЗимой крепко спал в своей берлоге бурый медведь. Когда синичка запела весеннюю песенку, он проснулся, вышел из темной ямы, лапой глаза от солнца заслонил, чихнул, на себя посмотрел:
— Э-э-э, ма-аш, как я похуде-ел… Всю долгую зиму ничего не е-е-ел…
Его любимая еда — кедровые орехи. Его любимый кедр — вот он, толстый, в шесть обхватов, у самой берлоги стоит. Ветки частые, хвоя шелковая, сквозь нее даже капель не каплет.
Поднялся медведь на задние лапы, передними за ветки кедра ухватился, ни одной шишки не увидел, и лапы опустились:
— Э, ма-аш! — пригорюнился медведь. — Что со мной? Поясница болит, лапы не слушаются… Состарился я, ослаб… Как теперь кормиться буду?
Двинулся сквозь частый лес, бурную реку мелким бродом перешел, каменными россыпями шагал, по талому снегу ступал, сколько звериных следов чуял, но зверя ни одного не настиг: охотиться пока еще силы нет…
Уже на опушку леса вышел, никакой еды не нашел, куда дальше идти, сам не знает.
— Брык-брык! Сык-сык! — это, испугавшись медведя, закричал бурундучок.
Медведь хотел было шагнуть, лапу поднял, да так и замер: «Э-э-э, ма-а-а-ш, как же я о бурундуке забыл? Бурундук — хозяин старательный. Он на три года вперед орехами запасается. Постой-постой-постой! — сказал самому себе медведь. — Надо нору его найти, у него закрома и весной не пустуют».
И пошел землю нюхать, и нашел! Вот оно, бурундуково жилище. Но в такой узкий ход как такую большую лапу сунешь?
Трудно старому мерзлую землю когтями царапать, а тут еще корень, как железо, твердый. Лапами тащить? Нет, не вытащишь. Зубами грызть? Нет, не разгрызешь. Размахнулся медведь — рраз! — пихта упала, корень сам из земли вывернулся.
Услыхав этот шум, бурундучишка ум потерял. Сердце так бьется, будто изо рта выскочить хочет. Бурундучок лапами рот зажал, а слезы из глаз ключом бьют: «Такого большого медведя увидав, зачем я крикнул! Для чего сейчас еще громче кричать хочу? Рот мой, заткнись!»
Быстро-быстро вырыл бурундук на дне норы ямку, залез туда и даже дышать не смеет.Нарядный бурундук
А медведь просунул свою огромную лапу в бурундукову кладовую, захватил горсть орехов:
— Э, ма-аш! Говорил я: бурундук хозяин добрый. — Медведь даже прослезился. — Видно, не пришло мое время умирать. Поживу еще на белом свете…
Опять сунул лапу в кладовую — орехов там полно!
Поел, погладил себя по животу:
«Отощавший мой желудок наполнился, шерсть моя, как золотая, блестит, в лапах сила играет. Еще немного пожую, совсем окрепну».
И медведь так наелся, что уж и стоять не может.
— Уф, уф… — на землю сел, задумался:
«Надо бы этого запасливого бурундука поблагодарить, да где же он?»
— Эй, хозяин, отзовитесь! — рявкнул медведь.
А бурундук еще крепче рот свой зажимает.
«Стыдно будет мне в лесу жить, — думает медведь, — если, чужие запасы съев, я даже доброго здоровья хозяину не пожелаю».
Заглянул в норку и увидел бурундуков хвост. Обрадовался старик.
— Хозяин-то, оказывается, дома! Благодарю вас, почтенный, спасибо, уважаемый. Пусть закрома ваши никогда пустыми не стоят, пусть желудок ваш никогда от голода не урчит… Позвольте обнять вас, к сердцу прижать.
Бурундук по-медвежьи разговаривать не учился, медвежьих слов не понимает. Как увидел над собой когтистую большую лапу, закричал по-своему, по-бурундучьи: «Брык-брык, сык-сык!» — и выскочил было из норки. Но медведь подхватил его, к сердцу прижал и речь свою медвежью дальше ведет:
— Спасибо, дядя-бурундук, голодного меня вы накормили, усталому мне отдых дали. Неслабеющим, сильным будьте, под урожайным богатым кедром живите, пусть дети ваши, и внуки, и правнуки беды-горя не знают…
«О-о, какой страшный голос, — дрожит бурундук, — о-о, какое грозное рычание…»
Освободиться, бежать хочет, медвежью жесткую лапу своими коготками изо всех сил скребет, а у медведя лапа даже не чешется. Ни на минуту не умолкая, он бурундуку хвалу поет:
— Я громко, до небес благодарю, тысячу раз спасибо говорю! Взгляните на меня хотя бы одним глазком…
А бурундук ни звука.
— Э, м-маш! Где, в каком таком лесу росли вы? На каком пне воспитывались? Спасибо говорят, а он ничего не отвечает, глаз своих на благодарящего не поднимает. Улыбнитесь хоть немножко.
Замолчал медведь, голову склонил, ответа ждет. А бурундук думает:
«Кончил рычать, теперь он меня съест». Рванулся из последних силенок и выскочил! От пяти черных медвежьих когтей осталось на спине бурундука пять черных полос. С той поры и носит бурундук нарядную шубку. Это медвежий подарок. 

Схема конспекта урока

Тема урока: Алтайская сказка «Нарядный бурундук»__________________

Цели урока:

Содержательная: формирование умения видеть на материале сравнительного анализа двух сказок «Гиена и черепаха» и «Нарядный бурундук» важнейшие типологические особенности сказочных сюжетов.

Деятельностная: формирование умения самостоятельно применять полученные знания через выполнение системы учебных заданий при работе в парах и группах.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Выяснить, что в сказке «Нарядный бурундук » сохраняются черты, присущие самым древним сказкам

  • Сравнить две сказки, где объясняется внешний вид бурундука, – северных индейцев и алтайскую и подвести детей к выводу: обе сказки стремятся сделать одно и то же (объяснить, почему у бурундука полоски на шкурке), но объясняют это по- разному;

  • Побудить детей к обобщению о том, что людей в разных уголках земного шара волновало, как и почему выглядят все животные, что представители всех народов стремились найти объяснение разным природным явлениям;

  • Обсудить слова Михаила Потаповича об особых зачинах самых древних сказок и постараться, чтобы дети поняли, что в древних сказках животные представлены родственниками и даже прародителями героев – людей.

Развивающие:

  • Развивать устную речь школьников, мышление, развивать умения слышать, видеть и находить типологические особенности сказочных сюжетов

  • Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, повышать уровень познавательного интереса к учебному предмету.

  • На материале урока формировать коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.

Воспитательные:

  • Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;

  • Формировать интерес к изучению литературного чтения. Организовать самооценку обучающихся.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: Создание условий для дальнейшей плодотворной работы: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; создание условий для положительного психологического, эмоционального настроя учащихся на предстоящую работу на уроке.

Методы обучения на данном этапе:

  • словесный метод (беседа);

Планируемые результаты:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-Нас звонок собрал всех в класс,

Урок чтения у нас.

Будем думать, рассуждать

Нам пора урок начать.

— Вы готовы урок начать?

— Желаю вам хорошего настроения и удачной работы

Настраиваются на работу.

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: Создание условий для активизации знаний; определение области своего знания и незнания. Подведение учащихся к необходимости получения знаний данного материала. Актуализация мыслительных операций и познавательных процессов и осознание потребности к построению нового способа действия.

Методы обучения на данном этапе:

  • словесный метод (беседа);

Планируемые результаты:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

— Приглашаю вас в сказочный мир. А билетом будут карточки. Ваша задача восстановить текст и выразительно его прочитать.

Давайте вспомним правила работы в группе.

— О каком произведении идёт речь? Как называется этот жанр? Кто её автор?

-Как называются сказки, которые объясняют: почему у животных именно такая внешность, почему они себя так ведут, как и откуда всё в мире происходит?

Отвечают на поставленные вопросы.

Раздаточный материал (карточки с текстом сказки).

  1. Выявление места и причины затруднения.

Цель: Выявить место и причины затруднений

Методы обучения на данном этапе:

  • словесный метод (беседа);

  • наглядный метод (просмотр иллюстраций, наблюдения учащихся);

Планируемые результаты:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-Ребята, у меня на доске сказочные герои. Уберите то животное, которое лишнее.

— Кто остался? Как вы его узнали?

У него в полосках спинка

Хвостик лёгкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла бурундук.

-Что вы знаете о бурундуке? Опишите зверька. Какой он?

Дети отвечают на вопросы. Выделяют существенную информацию. Принимают и сохраняют учебную задачу.

На доске висят иллюстрации с изображением животных:( гиена, черепаха, леопард,

бурундук)

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цель: Построить проект выхода из затруднения.

Создать условия для формирования представления о типологической особенности сказок: отражение общих проблем, постановка одних и тех же вопросов, объяснение одних и тех же явлений природы, но по – разному.

Методы обучения на данном этапе:

  • наглядный метод (наблюдения учащихся);

  • словесный метод (объяснение, разъяснение, беседа);

  • частично-поисковый метод (рассуждения, анализ, сравнение, решение познавательных задач).

Планируемые результаты:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

— Как бы вы предложили сформулировать тему нашего урока?

— А чтобы узнать автора сказки я предлагаю послушать музыкальный фрагмент.

-Кто догадался? Кто автор сказки?

— Что попытаемся узнать, чему научиться, если глава называется «постигаем секреты сравнения»?

-Для чего вам это нужно?

-Давайте наметим план наших действий

-Что сделаем сначала?

-Что сделаем потом?

Определяют задачи урока: что предстоит узнать, чему научиться; формулируют тему урока. Слушают и анализируют.

Предлагают способы разрешения проблемы.

Планируют учебное сотрудничество

Для того чтобы узнать много нового и интересного, уметь красиво и правильно говорить.

1.Прочитать или прослушать сказку

2. Поработать над содержанием сказки

3. Перечитать выразительно сказку

4.Оценить свою работу на уроке

Прикрепляю табличку с названием темы и цели урока

Показ презентации

На доске план действий на уроке:

1.Познакомиться с произведением.

2.Поработать над содержанием

3.Выразительное чтение

4.Сравнительный анализ

5.Оценка своей деятельности

5. Реализация построенного проекта.

Цель: Построение и фиксирование нового знания; создание условий для знакомства со сказкой через организацию учебной дискуссии, работу с учебником.

Методы обучения на данном этапе:

  • словесный метод (беседа);

  • частично-поисковый метод (рассуждения, анализ, сравнение, решение познавательных задач).

Планируемые результаты:

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь планировать, моделировать, анализировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Каков 1 пункт плана?

-Я читаю, вы слушаете и следите. Учебник с.69

— Какие ваши впечатления об этой сказке?

Слушают сказку. Принимают и сохраняют учебную задачу.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: Применение нового знания в типовых заданиях; создание условий для активизации познавательной деятельности через организацию групповой работы.

Методы обучения на данном этапе:

  • словесный метод (беседа);

  • частично-поисковый метод (рассуждения, анализ, сравнение, решение познавательных задач).

Планируемые результаты:

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-Какой следующий пункт нашего плана? (Поработать над содержанием сказки)

Для этого поработаем в группах.

1 группа — Определите главных героев сказки. Дайте им характеристику.

2 группа — Найдите в словаре слова, отмеченные звёздочкой.

3 группа – Можно ли эту сказку назвать самой древней? Почему?

4 группа – Как называется сказка, которая также объясняет, почему у бурундука на шкурке полоски. Кто её автор?

Защита проектов. Их оценка.

-Вы хорошо поработали, давайте отдохнём.

-Какой следующий пункт плана? Что значит выразительно прочитать сказку?

Прочитайте выразительно сказку.

Оцените себя.

Объединяются в группы.

Отвечают на вопросы

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Коллективная проверка

Выполняют комплекс упражнений.

Отвечают на вопросы

Раздаточный материал для работы в группах

Включаю видео

Физминутка

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: Создание условий для формирования умений находить в тексте нужную информацию; Организовать рефлексию усвоения нового способа; Самопроверка умений применять новое знание в типовых условия.

Методы обучения на данном этапе:

  • словесный метод (беседа);

  • практический метод (работа с таблицей)

  • частично-поисковый метод (рассуждения, анализ, сравнение, решение познавательных задач).

Планируемые результаты:

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-А теперь выясним, что ещё было общего в сказках и чем они отличались, чтобы это было лучше видно, заполните небольшую таблицу.

1 столбик – Эти сказки самые древние? (да) Ставим плюс.

2 столбик. – Герои похожи? (Нет) минус

3 столбик – Сказки объясняют внешний вид животных? (Похоже)

4 столбик – Чему учат сказки? (Дружбе, помогать друг другу, благодарить за помощь).

— Чего больше сходства или различия? Какой вывод сделаем?   (что в сказках сохраняются черты, присущие самым древним сказкам: объясняются причины внешнего вида еще двух животных и появляются черты более позднего времени: эта сказки учат благородному поведению и объясняют, что такое поведение обязательно будет вознаграждено);

Работают в парах. Читают задание, объясняют его смысл. Принимают и сохраняют учебную задачу. Самостоятельно выполняют задание, Проверяют по эталону. Оценивают свою работу.

Делают вывод.

Раздаточный материал: карточки для работы в парах

На доске вывешиваю эталон:

Сравним сказки

Сказки

Самая древняя

Похожи

герои

Объясняет внешний вид

Учит

благородному поведению, которое будет вознаграждено

Гиена и черепаха

+

+

+

Нарядный бурундук

+

+

+

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Методы обучения на данном этапе:

  • словесный метод (беседа);

  • частично-поисковый метод (рассуждения, анализ, сравнение, решение познавательных задач).

Планируемые результаты:

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-Почему и в Америке, и на Алтае людей волновало, как выглядит бурундук?» и «почему это по-разному объясняется?».

-Как вы думаете, людей в разных уголках земного шара волновало только то, как выглядит бурундук? Или и то, как выглядят все остальные животные?

— Как вы думаете, представители всех ли народов стремились найти объяснения разным природным явлениям, например, почему восходит и заходит солнце, почему происходит смена времен года и пр.) или только некоторых?».

-Посмотрите, как начинается эта сказка? А предыдущие?

Давайте проверим ваше мнение и сравним его с мнением Михаила Потаповича с.71

-Предлагаю вам пословицы. Выберите ту, которая подходит к двум этим сказкам, и объясните ваш выбор.

1. Кто ест скоро, тот и работает споро.

2. Друг познается в беде.

3.Кто не ходит, тот и не падает.

3. Назвался другом — помогай в беде.

Какая пословица подходит? Почему?

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Выполняют задание, предлагают свои гипотезы.

Работают по учебнику.

9. Домашнее задание.

Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Методы обучения на данном этапе:

  • словесный метод (объяснение, разъяснение);

Планируемые результаты:

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

— Откройте дневники, запишите домашнее задание (с доски):

для всех учеников: читать и подготовить пересказ сказки:

«Нарядный бурундук».

Для желающих: взять в библиотеке сборники сказок, прочитать одну и подготовить пересказ.

-По желанию нарисовать рисунок.

Читают и обсуждают задание, делают запись в дневник.

Дифференцированное домашнее задание.

10.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Цель: Зафиксировать новое знание, провести рефлексивный анализ учебной деятельности: соотнесение цели урока и его результатов, оценить собственную деятельность на уроке.

Методы обучения на данном этапе:

  • словесный метод (беседа);

  • частично-поисковый метод (рассуждения, анализ, сравнение, решение познавательных задач).

Планируемые результаты:

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Подведём итоги урока

-Какую сказку читали?

-Чего вы не знали, а сейчас знаете – новое для вас? Вы считаете, что вы научились…

-Чему вы можете кого – то научить?

-Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

-Справились вы с поставленными задачами?

Если считаете, что да, закрасьте бурундуку полоски. Пусть он у вас будет нарядный.

Если считаете, что наполовину справились с заданиями, то закрасьте 2 полоски.

Если считаете, что с заданиями не справились, бурундук будет без полосок.

— Мне было очень приятно с вами работать.

Спасибо за урок.

Повторяют тему урока. Анализируют свою работу на уроке с позиции выполнения учебной задачи. Анализируют личный вклад в каждый этап урока. Оценивают полученные знания и умения при помощи оценочных листов. Обсуждают результаты самооценки.

Выставляют в дневники оценки

Раздаточный материал: рисунок бурундука.

Для оценивания деятельности учащихся

учитель предлагает

им рисунки бурундука: нарядный – всё удалось. С двумя полосками — были сомнения. Без полос- ничего не смог, не научился.

Литературное чтение 3 класс

Тема: Африканская сказка «Гиена и черепаха», алтайская сказка «Нарядный бурундук» — сравнительный анализ.

Цели урока

Заострить внимание детей на важнейшей типологической особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, объясняются одни и те же явления природы, но по-разному.

На материале сравнительного анализа двух сказок «Гиена и черепаха» и «Нарядный бурундук».

  •  выяснить вместе с детьми, что в сказке «Гиена и черепаха» сохраняются черты, присущие самым древним сказкам (объясняются причины внешнего вида еще двух животных) и появляются черты более позднего времени: эта сказка уже учит благородному поведению и объясняет, что такое поведение обязательно будет вознаграждено;

  • сравнить две сказки, где объясняется внешний вид бурундука, — африканскую и алтайскую и подвести детей к выводу: обе сказки стремятся сделать одно и то же (объяснить, почему у бурундука полоски на шкурке), но объясняют это по-разному;

  • побудить детей к обобщению о том, что людей в разных уголках земного шара волновало, как и почему выглядят все животные, что представители всех народов стремились найти объяснение разным природным явлениям;

Учащиеся научатся:

 работать с Толковым словарём;

— определять, чему учит сказочная история;

-находить сходство и различие самых древних сказок.

Ход урока.

  1. Мобилизующий этап.

— Какую большую тему мы начали изучать на прошлом уроке?
(Постигаем секреты сравнения)

— Какую цель мы будем ставить на каждом уроке в этой теме?
(Будем учиться сравнивать: находить общее и отличия)

  1. Самоопределение на основе антиципации.

— С каким произведением познакомились? (Откуда пошли болезни и лекарства)

— Жанр? (сказка) Докажите. Сказка о животных.

— Чья сказка?

— Как сказка индейцев объясняет причины происхождения болезней? (с. 65), лекарств? (с.66)

— Внешний вид каких двух животных объясняется в сказке? (Лягушка с.66 Бурундук с. 66 — зачитывают)

— Как называются сказки, которые объясняют всё самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда всё в мире происходит? (самые древние).

Сегодня мы познакомимся с двумя сказками

— Чему будем учиться на уроке?

( Познакомимся с новыми сказками, узнаем героев, будем сравнивать разные сказки)

— Чтобы узнать, какую сказку будем читать,  послушаем отрывок из музыкального произведения. Внимательно слушайте, какого народа эта мелодия?

Музыка – слушание.

(африканская).

— Где находится Африка? Покажите на карте.   

3. Осознание недостаточности ранее полученных знаний.

Откройте содержание.

Найдите 2ую главу «Постигаем секреты сравнения».

Найдите африканскую сказку. Прочитайте название.

Откройте нужную страницу. (с.67)

— Что обозначает знак в левом верхнем углу (Толковый словарь)

-Найдите в тексте слова, отмеченные звёздочкой. Прочитайте.

ГИЕНА-

Посмотрите на картинку гиены.

СЛУЧИЛСЯ-

Почему в словаре слово стоит в другой форме?

4. Работа с текстом.

— Предположите, кто герои сказки? (гиена и черепаха)

 Картинка — черепаха.

В этой сказке есть ещё и 3ий герой, чтобы узнать, кто это, давайте прочитаем сказку цепочкой.

— Кто третий герой? (Леопард)

 Картинка — леопард.

Найдите и зачитайте, как объяснили внешний вид гиены и леопарда? (с.68)

— Можно ли отнести эту сказку к самым древним? (Просигнальте) Почему?

( Потому что она объясняет, почему леопард и гиена стали такими).

— А вот как думает Михаил Потапович. Внимательно слушайте.

Учитель читает авторский текст на с. 69.

— Вы понимаете, чему учит эта африканская сказка?

(Помогать друг другу, быть дружными, благодарить друзей за помощь).

— Кто здесь герои: волшебники или животные? Значит, как еще можно назвать такие сказки? (Сказки о животных).

Поэтому превращаемся в животных, встаем из-за парт.

Динамическая минутка.

У оленя дом большой, он глядит в своё окно.
Зайчик по лесу бежит, в дверь к нему стучит:
«Тук-тук, дверь открой. Там в лесу охотник злой».
«Зайчик, зайчик забегай, лапу мне давай»

Загадка: У него в полосках спинка

Хвостик лёгкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла … (бурундук)

 Картинка — бурундук.

-Этот герой встретится во второй самой древней сказке, которую предлагает прочитать Михаил Потапович.

Прочитайте название сказки. (Нарядный бурундук).

-Что вы знаете о бурундуке?

— Какого народа эта сказка? (Алтайского).

— Ребята, Алтайский край находится в России.

(Показ по карте)

— Прочитайте сказку про себя внимательно до разделительной линии и определите героев этой сказки.

— Какие герои есть в этой сказке?

-В конце стоят 3 точки. Что они обозначают? (Сказка не закончена).

— Дальше послушайте, что говорит Михаил Потапович.

( Чтение авторского текста на с.69. учителем)

— Перед тем, как прочитать сказку  до конца, о чем предупреждает знак в левом верхнем углу? (Толковый словарь).

Какое слово должны найти?

ЗАКРОМА —

— Читаем по цепочке. Внимательно следите.

— Можно ли эту сказку назвать самой древней. Просигнальте. Докажите.(с.67)

— Какое условное обозначение вы видите после картинки? (вспомни пройденное)

(Вспомни пройденное) Ответы на вопросы учебника.

Что обозначает следующий условный знак?

(Задание повышенной сложности)

— Прочитай, …

-Покажите на карте Северную Америку, Африку, Алтай.

— Они находятся близко?

Вот и Миша очень удивлен, он не может ответить на вопрос – почему в разных местах людей волновало, как выглядят животные?

— А вы сможете? (Нет). Некоторые дети могут попытаться ответить на этот вопрос.  Поможет ответить на такой сложный вопрос Михаил Потапович.

-Внимательно слушайте, что он объясняет. с.71

— Теперь Миша сможет ответить, а вы?  Значит, почему в разных местах родились похожие истории?(Потому что у них была похожая жизнь)

-Чтобы это было лучше видно, заполним небольшую таблицу.

Сравним сказки

Сказки

Самая древняя

Герои

Объяснение внешнего вида

Чему учит?

Гиена и черепаха

Нарядный бурундук

1 столбик – Эти сказки самые древние? (да) Ставим плюс.

2 столбик. – Герои похожи? (Нет) минус

3 столбик – Как объясняют внешний вид животных? (Похоже)

4 столбик – Чему учат сказки? (Дружбе, помогать).

— Больше сходства или различия?  

5. Закрепление пройденного.

Работа в группах.

  Здесь вам нужно будет друг другу помогать. На карточках написаны 3 пословицы. Выбрать одну, которая подходит к двум сказкам. Для этого делимся на группы. Работайте и думайте быстро. Когда будет готов ответ — соединяйте руки над головой.

1 группа – собираемся около капитана __________

2 группа – собираемся около капитана ___________

3 группа – собираемся около капитана ___________.

Читайте задание.

1. Кто ест скоро, тот и работает споро.

2. Друг познается в беде.

3.Кто не ходит, тот и не падает.

1. Без беды друга не узнаешь.

2. С книгою жить – век не тужить.

3.Семеро одного не ждут.

1. Порядок время бережет.

2.Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

3. Назвался другом — помогай в беде.

Группы выбрали, садитесь. Слушаем капитанов. Какая пословица подходит? Почему?  

6.Рефлексия. Какую цель ставили?

— Вы работали очень дружно. Продолжите предложения.

-Я не знал, теперь я знаю… (что 2 сказки объясняют внешний вид животных, самые древние сказки учат нас помогать, как сравнивать сказки).

Сигнальные карточки:

— всё понял, могу других научить Какие сказки называются самыми древними? Как сравнивать сказки? Зелёный

— всё понял, но других научить не могу Жёлтый

— ничего не понял Красный

На следующих уроках вы продолжите работу по сравнению сказок. Поэтому домашнее задание предлагаю вам выбрать по желанию.

Домашнее задание.

  1. Читать по ролям и подготовить пересказ понравившейся сказки:

«Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук». Можно нарисовать рисунок.

или

  1. Взять в библиотеке сборники сказок, прочитать одну и подготовить пересказ.

По желанию нарисовать рисунок.

  • Рисунок к сказке лиса и заяц 2 класс
  • Рисунок к сказке новое платье короля
  • Рисунок к сказке кот петух и лиса
  • Рисунок к сказке корзина с еловыми шишками
  • Рисунок к сказке иван царевич и серый волк поэтапно