Рисунок к сказке кукушка ненецкая сказка 2 класс

Пословицы и поговорки к сказке кукушка ненецкая народная сказка образ этой невзрачной птицы, которую редко кто видел вживую, довольно часто

Пословицы и поговорки к сказке «Кукушка» (ненецкая народная сказка)

***
Образ этой невзрачной птицы, которую редко кто видел вживую, довольно часто встречается в фольклоре народов Европы и Азии.

Существо, не обладающее ярким внешним видом, привлекло к себе внимание человека нестандартным, по общепринятым меркам, поведением по отношению к своему потомству. В русских, украинских, белорусских народных поверьях кукушка — пророчица, олицетворение одинокой женщины, вдовы.

У западноевропейцев репутация вестника весны и главной птицы-вещуньи подкреплялась убеждением в связи кукушки с демоническими силами.

На аналогии между кукушкой и женщиной, бросившей детей, построена одноименная ненецкая сказка. Ненцы — самый многочисленный народ, проживающий на территории европейского Севера и Севера Западной Сибири. В прошлом более распространённым было название самоеды.

Слово «ненэц» означает «настоящий человек».

Существует две этнографические группы, отличающиеся не только по месту расселения, но и диалектом: тундровые ненцы — занимают тундровые части Кольского полуострова и правобережья Енисея; лесные — населяют таёжные зоны Обско-Енисейского водораздела.

Основное занятие ненцев — оленеводство — стало формирующим фактором кочевого образа жизни этого народа, что в свою очередь определило особенности быта. Домом для часто кочующего оленевода с семьёй служит разборный чум. Основной рацион — оленина и рыба.

Несмотря на отсутствие собственной государственности и до некоторого времени письменности, появившейся только в 30-х годах двадцатого века, ненцам удалось сберечь родной, ненецкий язык, который по сей день используется наравне с русским. Верование ненцев основано на вере в духов, являющихся хозяевами неба, земли, огня, природных явлений. Особенность религиозных традиций этого народа — наличие такого явления, как шаманизм.

Сюжет сказки «Кукушка» довольно прост и вместе с тем очень драматичен. У одной бедной женщины было четверо сыновей. Тяжело приходилось матери — дети нисколько не помогали ей. Трудная работа и отсутствие помощи привели к тому, женщина заболела и слегла.

Измученная жаждой мать просит своих детей принести ей воды. Но ни один из сыновей не выполнил её просьбу, каждый ссылался то на мокрые пимы (тёплая ненецкая обувь), то на отсутствие шапки. Так и не дав напиться родной матери, сыновья выбежали играть.

Лишь когда старший проголодался, он заглянул в чум и увидел, что мать стоит посреди жилища и пытается одеться, но малица (теплая национальная одежда) превращается в перья. Превратившись в кукушку, мать вылетает из чума, испуганные сыновья бегут за ней с ковшом воды, умоляя вернуться.

Но кукушка не желает возвращаться к неблагодарным и летит на «вольные воды», а место, где сыновья бежали за птицей, стирая ноги в кровь, покрылось красным мхом.

В конце повествования говорится, что с тех пор кукушки не вьют гнёзда, это позволяет назвать сказку этиологической, то есть объясняющей причины и происхождение того или иного явления.

Такая особенность, как гнездовой паразитизм, иначе говоря, «уклонение» кукушки от исполнения родительских обязанностей сформировало в обществе, дорожащем семейными ценностями, скорее, отрицательное отношение к этому образу. Недаром, женщин, бросивших детей, до сих пор называют кукушками.

В северной сказке осуждение смягчено в сторону оправдания ухода женщины от сыновей — слишком велико разочарование матери в родных детях. Особый драматизм ситуации придаёт запоздалое сожаление мальчиков, бегущих и день, и ночь за птицей.

Примечательно, что красный мох, появившийся на камнях и кочках, по которым бежали дети — это сфагнум, его используют как хорошо впитывающую подстилку в люльку для младенцев.

Ключевую мысль произведение можно выразить русской пословицей: «Материнское сердце в детях, а детское — в камне». Любящая мама буквально растворяется в своем ребёнке.

Нервущаяся нить, связывающая женщину с детьми, не позволяет материнскому сердцу хоть на миг забыть о своем чаде, неважно, сколько ему лет. В народе эта мысль выражена в пословице «Материн ребёнок до ста лет детёнок».

Но ребёнок не всегда отвечает той же лаской и заботой своим родителям.

Неблагодарность и жестокосердие родных детей оставляют самые горькие и глубокие раны в сердце матери. «Нет сына — один раз поплачешь, есть сын — десять раз поплачешь» (удмуртская пословица). Необходимо помнить, что непочтительное отношение к родителям вернётся неблагодарностью собственных детей.

Чему же учит сказка? Любви, благодарности, уважению к самому дорогому человеку на земле — Маме. «Всё на свете найдёшь, кроме родной матери», «Мать — щит человека» — гласят русское и персидское народные изречения. Лимит материнской любви безграничен, но при этом есть предел душевным и физическим силам. Беречь своих матерей — священная обязанность каждого человека!

См. также: Пословицы и поговорки о матери и материнской любви

*** Внимание! Авторский материал — копирование запрещено

На этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к ненецкой народной сказке «Кукушка»; краткое содержание сказки «Кукушка»; о том, чему учит эта сказка.

Источник: https://www.poslovitza.ru/poslovizy-k-skazke-kukushka.html

Пословицы со словом сказка

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказка — складка, песня — быль. Сказка — складка, послушать сладко. Сказки не салазки: не сядешь да не поедешь. Сказку слушай, а к присказке прислушивайся. Сказывали и мы сказки. Быль за сказкой не угонится. В сказках все есть, да в руках ничего нет. Красна сказка складом, а песня — ладом. Сказка — ложь, да в ней намек. Не жизнь – сказка! Мы рождены, чтоб сказку сделать былью. Не красны сказки письмом, а красны смыслом. Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Не складна сказка письмом, складна вымыслом. Рассказывай сказки! Если не вры, так сказки добры. Жил был царь Тофута — и сказка вся тута. Сказал бы и еще сказку, да дома забыл. Сказка вся, больше сказывать нельзя. Всякая прибаутка в сказке хороша. Всякой сказке бывает конец. Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай. Либо дело делать, либо сказки сказывать. Сказки-не салазки: не сядешь да не поедешь. Сказка не сказка, а присказка. Хороша сказка, да последняя. Это присказка, а сказка будет впереди.

“Кукушка”

Ненецкая народная сказка “Кукушка”

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки “Кукушка” и их характеристика

  1. Мать. Бедная женщина, работящая и ответственная. Заболела и была брошена детьми.
  2. Четыре сына, четыре брата. Легкомысленные, жестокие, глупые, безжалостные.

План пересказа сказки “Кукушка”

  1. Мать и четыре ее сына
  2. Неслухи
  3. Мать болеет
  4. Никто не идет за водой
  5. Дети играют
  6. Превращение
  7. Полет кукушки
  8. Погоня братьев
  9. Заключение.

Кратчайшее содержание сказки “Кукушка” для читательского дневника в 6 предложений

  1. У бедной женщины росло четыре непослушных и ленивых сына
  2. Женщина заболела и слезно просила принести ей воды.
  3. Сыновья не пошли за водой, а пошли играть
  4. Старший сын увидел, как мать превратилась в кукушку и полетела
  5. Погнались дети за матерью, умоляли вернуться
  6. Улетела кукушка и не воспитывает больше своих детей.

Главная мысль сказки “Кукушка”

Надо слушаться родителей и помогать им.

Чему учит сказка “Кукушка”

Эта сказка учит любить родителей, уважать их, помогать им вести хозяйство. Учит быть послушными, добрыми, аккуратными, ласковыми. Учит почтению к старшим. Учит быть заботливыми.

Отзыв на сказку “Кукушка”

Очень печальная сказка о непослушных детях. Они думали только о себе, росли эгоистами и поэтому мать бросила их, ведь они даже воды ей не подали, когда она умирала. Таких жестоких детей нисколько не жалко, они очень плохие и бессердечные.

Пословицы к сказке “Кукушка”

Кто родителей почитает, тот во век не погибает. Жалей отца с матерью,других не найдешь. Кто доводит родителей до слез, и сам счастья не увидит. На своего ребенка кому пожалуешься. Самая больная рана от своего дитяти. Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Кукушка”

Жила как-то бедная женщина и было у нее четверо детей.

Дети были непослушными, все время баловались, за собой не убирали, матери не помогали, грязь и снег с улицы в дом тащили. Все за ними убирала мать. И так замучилась, что тяжело заболела. Лежит в чуме, подняться не может. Просит детей за водой сходить. А дети отказываются. Старший говорит, что без валенок, второй, что без шапки, третий без одежды, а младший и вовсе молчит.

Умоляет мать за водой сходить, пить очень хочет, а дети засмеялись и играть побежали. Долго ли коротко, заглядывает старший в чум. Видит мать посреди чума стоит, малицу одевает. А малица вдруг перьями обрастает. Доску берет для шкур, та хвостом делается, наперсток – клювом. И обернулась мать в кукушку. И из чума вылетела.

Выбежал следом старший, братьям кричит, что мать от них улетает. Бегут дети за кукушкой, плачут, вернутся зовут, воду предлагают. А кукушка отвечает, что поздно, перед ней все озера, вода вольная. И дальше летит. А братья следом по тундре, ноги в кровь сбили, за ними след красный тянется. Но улетела кукушка, и с тех пор никогда не воспитывают кукушки своих детей.

А в тундре, где братья пробежали красный мох вырос.

Незнакомые слова из сказки “Кукушка”

Ход занятия

1. Игровой момент. «Ключик, ключик золотой!

Сказку новую открой

Кто может прочитать название сказки

? Как вы думаете, о ком эта
сказка
? Кто такая
кукушка
? Что вы знаете о ней? Отвечает подготовленный ребенок. (
Кукушка — перелетная птица
. Она не строит гнездо,свои яйца подкладывает в чужие гнезда. Никогда не заботиться о своем потомстве.)

Какие бывают сказки

?
(о животных, волшебные, бытовые)Сказки каких народов вы знаете
?
(русские, казахские, украинские и т. д)
«Кукушка

» — это
ненецкая народная сказка
. Кто такие ненцы? Отвечает подготовленный ребенок. (Ненцы — это жители севера. Занимаются оленеводством. На севере очень длинная и холодная зима, поэтому люди носят теплую одежду из меха и оленьих шкур.)

2. «Мастерская слов»

В шкатулке что-то лежит. (иллюстрации)

Что такое чум? Подготовленный ребенок : чум — это жилище северных
народов
, покрытое шкурами оленей, по форме похож на шалаш. Что такое малица? Подготовленный ребенок : малица — это одежда из оленьих шкур с капюшоном мехом вовнутрь. Что такое пимы? Подготовленный ребенок : пимы- это у северных
народов меховые сапоги
.

3. Рассказывание сказки воспитателем

.

4. Физминутка. (воспитатель читает, дети показывают действия)

Жила на земле бедная женщина. Дети одежду промочат, а женщина — сушит. Снегу натащат, а мать — убирай. И рыбу она ловила на реке. От жизни тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, просит принести ей воды. Мать встала посреди чума, малицу надевает. Берет мать доску, она превращается в хвост. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей, вылетела из чума.

5. Индивидуальное задание. (5 детей отгадывают ребус по первым буквам предметных картинок. У каждого одно слово.)

6. Беседа по сказке

: Почему мать превратилась в птицу и покинула свой дом? Как вы относитесь к своим мам? Чем помогаете своим близким и родным? Какие слова говорите своим мамам, когда они устают?

7. Пословицы и поговорки. Какие вы знаете пословицы и поговорки о матери? («При солнышке тепло, при матери добро», «Нет такого дружка, как родная матушка», «Материнская ласка не знает конца»)Что они означают?

Ребята отгадали ребус. Назовите свои слова. («Сердце матери лучше солнца греет»)

Кто может повторить пословицу? Как понять?

8. Итог. Рефлексия. Как называется сказка

? Кто ее автор? Какая это
сказка
? Вам понравился конец
сказки
? Какой конец
сказки предложили бы вы
? Из трех цветных полосок выберите две : первая — это ваше настроение в начале
сказки
, а вторая — ваше настроение в конце
сказки
. Какие полоски выбрали вы? Почему? Я выбрала три полоски : в начале
сказки
у меня было спокойное настроение поэтому желтая полоска, синяя — в середине, потому, что заболела мать и дети не дали ей воды, красная полоска в конце
сказки потому
, что мать улетела и дети остались одни.

, Конкурс «Презентация к уроку»

Усвоение народных пословиц и поговорок детьми дошкольного возраста

Няма смачнейшае вадзіцы, як з роднае крыніцы. Свая хатка як родная матка. Для ўсякай птушачкі сваё гняздо мілае.

Лепш нічога няма свайго роднага вугла.

Моральные качества человека

Не той харош, хто прыгож, а той харош, хто на справу гож. Невялік муравей, ды горы варочае.

Учиться человеческим отношениям

За добрае добрым плаціць трэба. Любіць увесь свет лагодны прывет. Пажыві для людзей, пажывуць і для цябе. Рука дающего не оскудеет. Каб у пашане быць, трэба працу любіць. Чужы кажух не грэе.

Хто сумленне мае, той чужога не чапае.

Дружба и товарищество

Што аднаму цяжка, то гуртам лёгка. Дзе дружна, там і хлебна. Той не можа быць другам, хто абыдзе ў бядзе кругам. Новых сяброў набывай, а старых не забывай.

Дружба, дружба, цяжкая твая служба!

Якім зярном хто сее, такім і збірае

Трудовое воспитание

Праца чалавека корміць, а лянота порціць. Не будзе аратага, не будзе і багатага. Гультая зямля не любіць. Хто рана ўстае, у таго хлеба стае. Ранняя птушка крылкі цярэбіць, а позняя – вочкі трэ. Калі пыл на баране, дык і блін на рэшаце. Хто хлеба хоча, той мусіць быць у поце.

Зіма робіць на лета, а лета – на зіму.

Применение пословиц на занятиях по художественно-речевой деятельности

Пословицы могут быть использованы как мораль литературного произведения, знакомство с которым произошло на занятии. Можно предложить детям один вариант пословицы, наиболее отвечающей идее и духу произведения.

Можно усложнить развивающий компонент: предложить 2-3 пословицы, из которых лишь одна созвучна изученному произведению и попросить детей выбрать ту из них, которая подходит по смыслу к прочитанному.

При повторении и закреплении содержания занятия можно расширять круг пословиц, постепенно освоив достаточно большое их количество.

Многие литературные произведения многоплановы с точки зрения представленности в них моральных идей. Так, например, сказка С.Я.Маршака “Двенадцать месяцев” может быть обрамлена венком пословиц:

Навука – лепшае багацце. Ад навукі дужэюць рукі. Навука вочы адчыняе. Розум – найлепшае багацце.

Бачыць вока далека, а розум – яшчэ далей.

Розум – не сякера, не пазычыш

Подготовка к экономическим отношениям

Беражы бацькаву капейку, то і сваю здабудзеш. Рубель з граша паходзіць. Не гадуючы малога, не будзеш мець і вялікага.

Адно зерне пуды прыносіць.

Грошы лік любяць

Подписи к слайдам:

«КУКУШКА» Ненецкая народная сказка

Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.

О т жизни такой, от работы тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит: — Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички. Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Старший говорит: — Я без пимов. Другой говорит: — Я без шапки. Третий говорит: — Я без одежи. А четвертый и совсем не отвечает. Сказала тогда мать: — Близко от нас река, и без одежи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу! Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец захотел старший есть — заглянул в чум.

Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Закричал старший сын: — Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей! Тут побежали дети за матерью, кричат ей: — Мама, мы тебе водички принесли. Отвечает им мать: — Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно. Теперь озерные воды передо мной. К вольным водам лечу я.

Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой ей протягивают. Меньшой сынок кричит: — Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама! Отвечает мать издали: — Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Открытый урок по литературному чтению

на тему: Ненецкая народная сказка «Кукушка», 2 класс

  • Цель деятельности учителя: создать условия для для формирования умений анализировать и передавать собственные переживания, понимать внутреннее состояние персонажа, формировать у учащихся нравственные понятия, обосновывать сделанные выводы фрагментами из текста.

  • Планируемые результаты образования.

  • Предметные: умеют ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать, умеют оценивать поступки героев,

  • Личностные результаты: 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  • Метапредметные:

  • Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

  • Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.

  • Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 3. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Ход урока.

1.Организационный момент. Мотивирование учебной деятельности.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

2. Артикуляционная гимнастика.

— Дыхательные упражнения.

Вдох (через нос) — выдох (через рот) (без звука)

Вдох (через нос) — выдох (через рот) (без звука порциями)

Вдох (через нос)- выдох (через рот) (со звуком ШШШШ)

Вдох (через нос)- выдох (через рот) (порциями со звуком ХХХХХ)

— Артикуляционная гимнастика.

— почистим зубки,

— вкусное варенье,

— лошадки.

— Работа со скороговоркой.

Наш Полкан попал в капкан. (2 человека опросить)

— Ребята, для чего нам нужно делать дыхательные упражнения, проговаривать, скороговорки?

3. Повторение пройденного материала. Игра «Угадай»

— Ребята, сейчас мы проведем викторину. Я буду называть одно предложение из произведения, а вы угадаете название сказки.

а) – Сестрица Аленушка, я пить хочу!

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка );

б) «Коровушка- матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят»

(«Хаврошечка»- русская народная сказка);

в) « Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха орет, а человека нет!»

(«Мальчик с пальчик», русская народная сказка)

г) «Ох, добрый человек и сама ничего не ела: нечего»

(«Каша из топора», русская народная сказка).

— Что общего у этих сказок, что их объединяет? (они народные);

— Ребята, наша страна большая, огромная, но у человека есть свой родной уголок- это место, где он родился и вырос.

— Скажите пожалуйста, где мы живем? (В России). А как называется наша малая родина? (Камышин)

-Какие народы входят в состав Российской Федерации?

-А какие сказки вы знаете этих народов?

— Одни народы живут на юге, где всегда тепло, а другие на севере. А сейчас мы с вами мысленно отправимся на север страны в заснеженную тундру в упряжке оленей.

Тундра — холодные северные безлесные пространства. Безлесные, потому что там постоянно холодно, дуют сильные ветры и вечная мерзлота.

— Ребята, а какие народы живут в тундре?

— Коренные жители Севера — это ханты- манси, ненцы, чукчи, якуты. (Таблица)

— Какое слово выделено жирным шрифтом? Почему?

Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.

— Их основное занятие- оленеводство, рыболовство. Ведут они кочевой образ жизни в поисках корма для своих оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население.

4. Словарная работа.

Таблица со словарными словами.

Мох, пима, чум, малица, Тундра, ненцы.

— Все ли слова вам понятны?

— Чем мы пользуемся, если не знаем значение слов? (словарями, справочниками)

Ребята, нужно найти в справочнике эти слова.

1 ряд ищет, что означает слово чум и рассказывает нам.

НЕНЦЫ ЖИВУТ В ЧУМАХ. ЧУМ ДЕЛАЮТ ИЗ ОЛЕНЬИХ ШКУР. (иллюстрация)

2 ряд ищет, какое лексическое значение имеет слово малица.

МАЛИЦА ШЬЕТСЯ ИЗ ОЛЕНЬИХ ШКУР МЕХОМ ВНУТРЬ.

РАССМОТРИМ ВНИМАТЕЛЬНО НАЦИОНАЛЬНУЮ ОДЕЖДУ НЕНЦЕВ) (иллюстрация)

3 ряд ищет слово пима.

ПИМА- ОБУВЬ ИЗ ОЛЕНЬЕГО МЕХА. (иллюстрация)

5. Работа над иллюстрацией. Целепологание.

Откройте учебники на странице 60, рассмотрите рисунок.

— Кого вы видите на рисунке?

— Где происходят события?

— Как вы думаете, как называется сказка?

— А почему вы так решили? (на переднем плане изображена кукушка, она больше, чем дети)

— Что вы хотите узнать, прочитав эту сказку? (почему дети бегут за кукушкой, кто такие ненцы, почему сказка называется кукушкой…..)

6. Сообщения учащихся о кукушке. (Слайд о кукушке)

— Кто из вас видел кукушку? Слышал?

Кукушка получила свое название за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» Но есть у нее и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает птенцов. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в теплые страны в конце лета.

Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша-кукушонка.

Но все- таки кукушки – одни из самых полезных наших птиц. Кукушка- птица насекомоядная и очень прожорливая. Когда в лесу появляется много каких- нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

ФИЗМИНУТКА.

7. Чтение сказки про себя.

8. Первичное восприятие текста.

— О ком сказка, кто главные герои?

— Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

— Почему так названа эта сказка?

9. Чтение сказки выборочно.

10. Работа по содержанию сказки.

— Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей? Обсудите в парах предложенные варианты, докажите правильность или неточность утверждений:

— мать не любила своих детей;

— мать хотела птицею долететь до воды;

— матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствыми и равнодушными;

— Как вы думаете, отчего заболела мама? (от тяжелой работы);

— что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой? — прочитать.

-( )

— Какими были дети?

— (беззаботными, безжалостными, злыми, глупыми, безчувственными, легкомысленными, ленивыми, неблагодарными)

— Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

— (Сожаление, страх)

— Почему? Что поняли дети? (маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели- извиниться.)

11. Обобщение.

— Как заканчивается эта сказка?

— (грустно)

— Чему учит вас сказка?

— (быть добрее, внимательнее, всегда и во всем помогать маме, чаще предлагать ей свою помощь.)

— Групповая работа.

— А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Собери пословицу».

На партах у вас в конверте слова. Достаньте их, разложите. Попробуете собрать пословицу из этих слов. Приступайте.

На 1 и 2 партах получается такая пословица:

Нет на свете лучше дружка, чем родная матушка.

На 3 и 4 партах получается такая пословица:

При солнышке светло, при матери добро.

— Какие пословицы у вас получились?
— Объясните, как вы понимаете их смысл.

12. Рефлексия. Итог урока.

Закончи предложения :

Я прочитал (а)….

Она заставила меня задуматься о (об)….

Сказка меня научила…..

13. Домашнее задание.

  • Рисунок к сказке золушка изобразить фрагмент бала
  • Рисунок к сказке кикимора лядов
  • Рисунок к сказке калиф аист
  • Рисунок к сказке карлик нос 3 класс для читательского дневника
  • Рисунок к сказке золотая рыбка 2 класс не сложно нарисовать карандашом