Рисунок к сказке ивана саввича полно степь моя спать беспробудно

Литературное чтение, 3 классурок 10.и.с. никитин. полно, степь моя, спать беспробудно..., встреча зимы.перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:анализ произведений и.с. никитина

Литературное чтение, 3 класс

Урок 10.И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы».

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Анализ произведений И.С. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы».

Тезаурус

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Звукопись – приём усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце.

Метафора — переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.

Ключевые слова

Стихотворение; литературный прием; звукопись; олицетворение; сравнение; эпитет; метафора; рифма.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 — 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
  4. Воронежский областной литературный музей им. И. С. Никитина [Электронный ресурс]. —2018. —Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем о правилах чтения стихотворения;

Научимся работать со стихотворным текстом;

Сможем находить в тексте средства выразительности.

Основное содержание урока

1.Знакомство с произведениями И.С.Никитина происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Ани и Володи.

А: Мы с мамой вчера говорили о музыке в поэзии Ивана Саввича Никитина. В нашем учебнике есть его стихотворение. Давай почитаем. Чтение отрывка:

«Полно, степь моя, спать беспробудно…

…Как невеста, в цветы нарядись».

В: В этом фрагменте поэт обращается к степи, просит её пробудиться от зимнего сна, умыться росой, нарядиться в мураву и цветы, как невесту.

А: Он использует олицетворение, наделяя степь признаками живого существа: «пробудись», «умойся», «нарядись», «принакрой свою грудь муравою».

В: Что такое мурава?

А: Это слово встречается в русских народных песнях – травушка-муравушка. Мурава – это густая, мягкая, нежная, молодая травка.

В: В этом отрывке присутствует и сравнение: Степь – как невеста.

А: Есть ещё один литературный прием – метафора. Послушай: «Сохнет скатерть дорожки». Дорожка гладкая, ровная как скатерть.

В: Давай продолжим читать стихотворение.Чтение отрывка:

«Полюбуйся: весна наступает…

…День-деньской от зари до зари!»

В: В этом отрывке говорится о приходе весны: прилетают птицы, начинают вить гнёзда, петь песни. На синем небе яркое золотое солнце, белоснежные тучи.

А: Я нашла метафоры: солнечный свет Никитин называет «ярким золотом», а птиц – «гостями», журавли летят «караваном», песни «льются»

В: А я вижу олицетворения: «весна наступает», «день утопает», «Ручьи шумят», «тучки плывут», «тени бегут»

А: Давай почитаем следующий отрывок. Чтение отрывка:

«Там уж лето…

…Беззаботно и крепко усни».

В: В третьем отрывке Иван Саввич Никитин говорит о приближающемся лете, о поре сенокоса, о том, что после сенокоса степь, наконец, сможет отдохнуть, ожидая прихода осени.

А: Здесь тоже много олицетворений: «ложись под косою», «подымайся», «отдохни», «усни» и эпитет – «при мерцанье румяном»

В: Что означает выражение «В угоду косцам»?

А: Я думаю, степь трудилась всё лето, чтобы вырастить хорошую траву, чтобы люди, которые её скосят были довольны, чтобы сена было много.

В: Знаешь, Аня, это стихотворение, действительно, напоминает русскую песню. Когда читаешь его, видишь не только картины природы, но и самого поэта. Для него степь – живое существо, он обращается к ней, как к девушке – невесте. Мне даже кажется, что я слышу его голос, чувствую, как он любит родную землю и поёт о ней. Я бы назвал это стихотворение «Степь – невеста» или «Весна в степи».

А: А если бы я была композитором, обязательно написала бы музыку к этому стихотворению.

А: Второе стихотворение Ивана Саввича Никитина называется «Встреча зимы». На иллюстрациях в учебнике — зимняя деревня, занесённая снегом, мужик в санях, которые тянет лошадка по снежному бездорожью, мать, укачивающая ребенка в люльке. Я думаю, здесь будет рассказ о том, как в русской земле встречали наступление зимы.

В: Пора проверить свои догадки. Давай читать и рассуждать.

В: Это стихотворение похоже на видеофильм, где одна живая картина сменяет другую.

Смотри, ещё накануне утром идет дождь и веет ветер, а в полдень начинает холодать, дождь сменяется снегом. Чтение отрывка:

«Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал …

…На осеннюю грязь

Начал падать снежок».

А: Утром зима полностью вступает в свои права, из-за сильного мороза речка за ночь покрылась льдом. Вся природа радуется приходу зимы: лес «весело смотрит» на окружающую красоту. Чтение отрывка:

«Ночь прошла. Рассвело…

…Как алмазы, горят

Капли сдержанных слез».

В: Автор приветствует приход зимы, радуется ей, как дорогой гостье, говорит о том, что и природа, и люди с нетерпением ждали её прихода. Чтение отрывка:

«Здравствуй, гостья-зима!…

…Наша русская кровь

На морозе горит!»

А: Мне кажется, Иван Саввич Никитин очень любил русскую зиму. Она помогает русским людям закалять характер, не бояться трудностей. Чтение отрывка:

« Искони уж таков

Православный народ…

…Сам сидит и поёт:

«Не белы-то снежки!..»

В: Дети, ещё в колыбели слушая песни вьюги, привыкают к бурям, растут богатырями. Чтение отрывка:

«Да и нам ли подчас

Смерть не встретить шутя…

…И растёт богатырь,

Что под бурями дуб».

А: А ещё поэт выражает надежду, что суровая зима поможет русским людям одолеть врагов, если они придут с войной. Кстати, в русской истории иногда так и случалось. Чтение отрывка:

« Рассыпай же, зима…

…И метелью засыпь

Его след на Руси!»

А: В этом стихотворении множество олицетворений: «дождь стучал», «туман вставал», «лес плакал». Зима действует как живое существо: «примет гостя», «приготовит пир», «припасёт белый пух для постели», «след засыплет». Картина дополняется эпитетами: «безлюдный простор», «сдержанные слёзы»,

«золотая весна», метафорами «серебро рассыпай», «белый пух припаси», сравнениями: капли «как алмазы горят», снежок «как белый пушок».

В: Иван Саввич Никитин с большой любовью и уважением относился к Родине, к русским людям, он описывает их стойкий характер, сравнивает с могучим дубом – богатырём.

А: Произведения Ивана Саввича Никитина очень музыкальны. Я узнала, что на его стихи написано более шестидесяти романсов и песен.

В: Я думаю, каждый, кто хочет больше узнать о русской культуре должен обязательно познакомиться с творчеством этого поэта.

Разбор типового тренировочного задания

Образуйте пары в соответствии с текстом стихотворения Ивана Саввича Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

В ненаглядной, белоснежные, ковыль, при мерцанье, скатерть, дорожки, в ярком, красе, румяном, белый, золоте, тучки.

Правильный ответ:

В ненаглядной красе, белоснежные тучки, ковыль белый, при мерцанье румяном, скатерть дорожки, в ярком золоте.

Разбор типового контрольного задания

Дополните текст стихотворения.

Вставьте пропущенные слова стихотворения Ивана Саввича Никитина

1 вариант

Скоро ____________к тебе соберутся,

Сколько__________ понавьют, — посмотри!

Что за звуки, за ____________польются

День-деньской от _____________до зари!

Слова для вставки: гости, гнёзд, песни, зари.

2 вариант

Поутру вчера _____________

В стёкла ______________ стучал,

Над _________________туман

__________________вставал.

Слова для вставки: дождь, окон, землёю, облаками.

Ответ:

1 вариант

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, — посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари.

2 вариант

Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал,

Над землёю туман

Облаками вставал.

Слайд 1

Проект «ВЕСНА. Праздник поэзии»Выполнила Сачкова Н.С.

Текст слайда:

Проект
«ВЕСНА.
Праздник поэзии»

Выполнила
Сачкова Н.С.


Слайд 2

Цель проекта: Познакомиться с произведениями литературы, изобразительного искусства и устного народного творчества о весне. Собранный

Текст слайда:

Цель проекта:
Познакомиться с произведениями литературы, изобразительного искусства и устного народного творчества о весне.
Собранный материал представить в виде презетации.
 Задачи:
-Учиться самостоятельно, находить материал в различных источниках, анализировать и систематизировать его.
— Учиться работать в группе, прислушиваться друг к другу.
— По отобранным материалам создать презентацию.


Слайд 3

Весна – прекрасное время года, которое всем нравится.  Темы исследований: -Стихи поэтов – классиков о весне-Стихи поэтов

Текст слайда:

Весна – прекрасное время года, которое всем нравится.
 
 
Темы исследований:
-Стихи поэтов – классиков о весне
-Стихи поэтов – земляков о весне
— Весна в творчестве художников
— Весна в устном народном творчестве
 


Слайд 4

«Поэты – классики о весне» А.Н. Плещеев Уж тает снег, бегут ручьи… Сельская

Текст слайда:

«Поэты – классики о весне»

А.Н. Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи…
Сельская песенка
Весна ( Опять весной в окно моё пахнуло…)
Птичка
Весна ( Песни жаворонка снова зазвенели в вышине,.,)
А. Н. Майков
Уходи зима седая….
Голубенький, чистый…
Весна! Выставляется первая рама…
В.А. Жуковский
Зелень нивы, рощи лепет…
Жаворонок
Близость весны


Слайд 5

Афанасий Афанасьевич Фет Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод,

Текст слайда:

Афанасий Афанасьевич Фет

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.


Слайд 6

Фёдор Иванович Тютчев ВЕСЕННИЕ ВОДЫ Еще в полях белеет снег, А воды уж весной

Текст слайда:

Фёдор Иванович Тютчев

ВЕСЕННИЕ ВОДЫ

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней


Слайд 7

«Стихи поэтов – земляков о весне» Самуил Маршак Апрель Апрель, апрель! На дворе звенит капель. По полям

Текст слайда:

«Стихи поэтов – земляков о весне»

Самуил Маршак

Апрель
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник


Слайд 8

КОЛЬЦОВ Алексей Васильевич ЦВЕТОК Природы милое творенье, Цветок, долины украшенье, На миг взлелеянный весной, Безвестен ты

Текст слайда:

КОЛЬЦОВ Алексей Васильевич

ЦВЕТОК

Природы милое творенье,
Цветок, долины украшенье,
На миг взлелеянный весной,
Безвестен ты в степи глухой!
Скажи: зачем же так алеешь,
Росой заискрясь, пламенеешь,
И дышишь чем-то, как живым,
Благоуханным и святым?
Ты для кого в степи широкой,
Ты для кого от сел далеко?
Не для крылатых ли друзей,
Поющих в воздухе степей?
Для них ли, в роскоши, семьями,
Румяной ягодой, цветами
И обаяньем для души
Вы, травы, зреете в тиши?


Слайд 9

Ива́н Са́ввич Ники́тин Полно, степь моя, спатьбеспробудно:Зимы-матушки царство прошло,Сохнет скатерть дорожки безлюдной,Снег пропал, — и тепло и светло.Пробудись

Текст слайда:

Ива́н Са́ввич Ники́тин 

Полно, степь моя, спать
беспробудно:
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал, — и тепло и светло.
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.


Слайд 10

« Весна в творчестве художников»

Текст слайда:

« Весна в творчестве художников»


Слайд 11

Исаак Ильич Левитан

Текст слайда:

Исаак Ильич Левитан


Слайд 12

Алексей Кондратьевич Саврасов  

Текст слайда:

Алексей Кондратьевич Саврасов
 


Слайд 13

«Весна в устном народном творчестве»Пословицы: -В марте мороз скрипуч, да не жгуч.-Солнышко с апрельской горки в лето

Текст слайда:

«Весна в устном народном творчестве»

Пословицы:
-В марте мороз скрипуч, да не жгуч.
-Солнышко с апрельской горки в лето катится.
-Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
-Майская травка и голодного кормит.

Весенние приметы:
-В марте облака плывут быстро и высоко — к хорошей погоде.
-Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.
-Синие облака в апреле — к теплу и дождю.
-Из березы течет много сока — к дождливому лету.
-Если весной снег тает быстро, вода бежит дружно — к мокрому лету.

Заклички: Весна, весна красная! 
Приди, весна, с радостью. 
С радостью, радостью, 
С великою милостью: 
Уроди лен высокий, 
Рожь, овес хороший.


Слайд 14

« Весенние праздники» МасленицаБлаговещеньеВербное воскресеньеПасха

Текст слайда:

« Весенние праздники»

Масленица

Благовещенье

Вербное воскресенье

Пасха


Слайд 15

МасленицаМасленица - это весёлые проводы зимы. Румяные, круглые, горячие блины являли собой символ солнца. На масляной неделе

Текст слайда:

Масленица

Масленица — это весёлые проводы зимы. Румяные, круглые, горячие блины являли собой символ солнца.
На масляной неделе люди едят и пьют, как говорится, «от пуза».
Масленица начиналась блинами и заканчивалась ими же.


Слайд 16

Во время масленичной недели каждый день имеет своё название Понедельник — ВстречаВторник — ЗаигрышСреда — ЛакомкаЧетверг —

Текст слайда:

Во время масленичной недели каждый день имеет своё название

Понедельник — Встреча
Вторник — Заигрыш
Среда — Лакомка
Четверг — Разгуляй
Пятница — Тёщины вечёрки
Суббота — Золовкины посиделки
Воскресенье — Проводы Масленицы


Слайд 17

Результаты проекта:За время работы над проектом мы значительно расширили свои знания о творчестве поэтов, писателей, художниковМы создали

Текст слайда:

Результаты проекта:

За время работы над проектом мы значительно расширили свои знания о творчестве поэтов, писателей, художников

Мы создали презентацию на тему «Весна» и надеемся, что он будет интересен и полезен ученикам. Его можно использовать на уроках чтения, изобразительного искусства, для внеклассных мероприятий, на уроках развития речи и пр.


Слайд 18

Выводы, к которым мы пришли, работая над проектом: -Весна является источником вдохновения для большого числа поэтов,

Текст слайда:

Выводы, к которым мы пришли, работая над проектом:

-Весна является источником вдохновения для большого числа поэтов, писателей, художников.

Весна – начало жизни природы, наш народ любил и ждал весну.

— Весна – прекрасное время года!
 


УМК: Школа России.

Учебный предмет: Литературное чтение.

Класс: 3.

Цель:

  • познакомить учащихся с творческой манерой поэта И.С.Никитина на примере стихотворением «Полно, степь моя, спать беспробудно …»;
    обобщить знания детей по творчеству Ф.Тютчева, И.Никитина,
    А.Фета;
  • обучать учащихся поэтической речи, чуткому отношению к слову, учить понимать настроение, мысли поэтов;
  • развивать познавательные способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор;
  • воспитывать ответственность перед товарищами, умение прислушиваться к мнению окружающих, воспитывать чувство прекрасного, потребность в чтении поэзии, прививать любовь к природе.

Задачи:

  • совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения;
  • продолжить формировать умение переводить информацию, воспринятую на слух в зрительные образы и обратно в словесную форму;
  • обогащать словарный запас, формировать навык словесного рисования, развивать образное мышление, творчество, воображение, навыки наблюдения, сравнения.
  • воспитывать любовь к Родине, умение видеть прекрасное в поэзии.

Технология, методы, приемы: методы творческого и объяснительного чтения.

Приемы чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, эстетическое.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование для учащихся: раздаточный материал.

Оборудование для учителя: презентация.

Планируемые достижения:

Предметные:

Знания:

  • формировать сведения о поэте;
  • формировать теоретические понятия: жанр, род, выразительные средства;
  • расширение словарного запаса;
  • формирование воссоздающего воображения;
  • расширение литературного кругозора.

Умения:

  • читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;
  • различать стихотворный и прозаический тексты;
  • наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте;
  • наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • формирование умения применять учебную задачу, понимать предлагаемый план действий;
  • формирование умения оценивать себя и товарищей.

Познавательные УУД:

  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; текст-иллюстрация);
  • строить рассуждения.
  • Находить ответы на вопросы в учебнике.
  • Наблюдать за звучанием слов в поэтическом тексте, объяснять интересные выражения;
  • Формирование умения выполнять анализ стихотворения;
  • Формирование умения находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

  • Развиваем умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Формирование умения высказывать своё мнение;

Личностные УУД:

  • Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • Развитие рефлексии.

Основные понятия: метафора, олицетворение, сравнение, эпитет.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Ресурсы:

  • для учителя: конспект урока, учебник, проектор, аудиозапись, презентация;
  • для ученика: учебник. карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

Литературное чтение — прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ —
Вы учите их — они учат вас! (слайд 2)

— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами открывать интересные и любимые страницы книги, но, чтобы найти в произведении что-то интересное, каким должен быть читатель? (Внимательными и думающими)

Я всем вам желаю быть внимательными и думающими читателями.

2. Вступительное слово учителя

— Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в Литературную страну. Но она очень большая. (слайд 3)

— Подумайте, в какой именно уголок этой страны мы с вами отправимся? (Предложения детей).

— Да мы с вами отправимся в поэтический уголок Литературной страны. В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.

Начнём наше путешествие с речевой разминки. (слайд 4)

Вёз на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

– Прочитайте текст «жужжащим чтением».

(Какой звук повторяется чаще)

Почему слова Саня и сани написаны по-разному?

Какие эти предложения по цели высказывания?

– Прочитайте текст, выделяя голосом глагол

– Прочитайте, выделяя голосом имя.

Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией.

Прочитайте скороговорку с восклицательной интонацией.

— Молодцы! Продолжаем путешествие.

Поэты в своих стихотворениях воспевали красоту родной природы, родного края в любое время года.

3. Путешествие по станциям

а) Остановка «Узнавай-ка». (слайд 5)

Давайте назовём полные имена поэтов, стихотворения которых мы читали.

Дети работают с карточками. Объединяют имена с фамилиями.

Тютчев Афанасий Афанасьевич

 

Никитин Иван Захарович

 

Фет Иван Савич

 

(Фёдор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Иван Саввич Никитин.

б) Станция «Поправляй-ка» (слайд 6)

Теперь поработаем в группах. Каждая группа получает перепутанные строчки стихотворения. Его надо восстановить, определить название, автора. И прочитать стихотворение «цепочкой».

1.

О буйные ветры, скорее, скорей!
Сорвите, умчите, мы ждать не хотим,
Скорей сорвите с докучных ветвей!
Летите, летите! Мы с вами летим!
(Ф.И.Тютчев «Листья»)

Кто автор этого стихотворения? Как оно называется? (слайд 7)

2.

Люблю грозу в начале мая
Как бы резвяся и играя,
Когда весенний первый гром
Грохочет в небе голубом
(Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»)

Кто автор этого стихотворения? Как оно называется? (слайд 8)

3.

Погляди хоть ты!
На колючий, светло-синий…
На ветвях развешен иней
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Словно кто-то тороватый
(А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»)

Кто автор этого стихотворения? Как оно называется? (слайд 9)

4.

Зреет рожь над жаркой нивой,
Гонит ветер прихотливый
И от нивы, и до нивы
Золотые переливы.
(А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…»)

Кто автор этого стихотворения? Как оно называется? (слайд 10)

в) Остановка «Отдыхай-ка» (слайд 11)

Физминутка

г) Станция «Изучай-ка»

4. Подготовительная работа

— Начнем урок со стихотворных строк, которые вы наверняка слышали.

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…

— Понравилось вам стихотворение? А знаете, кто его написал? Его написал Иван Саввич Никитин. (1824-1861) — русский поэт XIX века. (слайд 12)

— Прочитайте тему нашего урока. Прочитаем все вместе, как зовут поэта.

1. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

2. Знакомство с биографией поэта.

— Мои помощники приготовили сообщение о поэте (выступают 2 ученика)

5. Изучение нового материала

д) Остановка «Проверяй-ка» (слайд13)

— Проверьте себя (тест «Да или нет») (слайд14)

Подготовка к восприятию стихотворения.

Итак, тема нашего урока «Иван Саввич Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно.

Цели урока: научиться выразительно читать и анализировать стихотворение.

— Прочитайте название стихотворения. Как думаете, о чём оно?

— К кому обращается автор?

— Что такое степь?

— Предлагаю отправиться в небольшое путешествие по степи.

6. Продолжение работы со стихотворением «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

1. Прослушивание аудиозаписи

— Понравилось стихотворение?

— Подтвердилось наше предположение о теме стихотворения?

2. Словарная работа

— Ребята, в этом стихотворении встретились слова, которые вы могли слышать раньше, но значение их вы узнали на прошлом уроке чтения. Давайте вместе разберем значения некоторых слов.

Учитель зачитывает значения слов, а ученики называют определение этого слова.

Что это такое? Соединим стрелочками слово с определением.

  • хватит — полно степная трава — ковыль сделать приятное (дать больше травы) — в угоду косцам
    небольшой округлый стог сена — копна Беспрерывно, не пробуждаясь — беспробудно
  • Сочная, зеленая, молодая трава-мурава
  • Стая птиц, улетающая на юг — караван журавлей
  • Косцы – люди, которые косят траву.

3. Самостоятельное чтение стихотворения

— Перечитайте медленно. Подумайте, сколько картин вы бы нарисовали?

4. Выборочное чтение, словесное рисование (слайд 21)

— Первая картина о том, как степь должна пробудиться и умыться росою. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, как невеста, т.е. первая картина о том, как степь расцветёт.

— Как называет автор траву? (Муравой)

— Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят (слайды 22, 23)

— Третья картина — картина неба, по которому плывут толпами тучки. Трава уродилась на славу. (слайд 24, 25)

— Четвертая картина — покос. Косцы стали рядком и косят траву.

— Пятая картина- степь отдыхает. Она готовится к зиме. Трава уже пожухла, местами земля голая. По утрам с восходом солнца над землей стелется туман. Птицы улетают на юг. (слайд 27)

— Как бы вы озаглавили стихотворение? (Предложение детей)

5. Используемые художественные приёмы в стихотворении

— Какие художественные приёмы использует автор в стихотворении?

(Олицетворение — поэт изображает степь как живую.

Он обращается к ней:
Степь моя, полно спать беспробудно,
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись.
Принакрой, нарядись,
полюбуйся…

  • Сравнение – «белоснежные тучки толпами», «скатерть дорожки безлюдной»;
  • Эпитеты – «дорожки безлюдной», «ненаглядной красе»
  • Метафора – «зима – матушка»)

— С каким настроением автор описывает весну, осень?

7. Продолжение изучения новой темы

Подготовка к выразительному чтению.

— Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворения: в быстром, чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно. (Будем читать медленно, напевно.)

— Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

— Прочитайте выразительно.

— Есть ли в стихотворении картина осени? Зачитайте.

8. Творческая работа. Словесное рисование

— Как вы себе представляете степь? Опишите картину, которую вы представили.

— Какие бы краски вы выбрали для своей картины? Почему?

— Что бы вы изобразили в центре? Почему? Что было бы еще на вашей картине? Почему именно это вы хотели бы поместить?

— Какими строчками из стихотворения вы бы подписали свою картину? Зачитайте их.

— Посмотрите на иллюстрацию. Такой вы представляли себе степь? Подпишите эту иллюстрацию строчками из стихотворения.

9. Обобщающая беседа

– Что представало вашему взору, когда вы слушали эти строки?

– Какие средства выразительности речи использует поэт? Докажите.

– Что такое олицетворение?

– Что помогает представить олицетворение?

– Как обращается поэт к степи?

– Какие строчки вам особенно понравились? Прочитайте их.

10. Итоги урока

– Поделитесь своими впечатлениями от знакомства с данным стихотворением.

– Какова основная мысль стихотворения?

– Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе?

— В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам,  когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта.

— Что необходимо поэту, чтобы создать картину? (Применить средства художественной выразительности) какие? (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение)

11. Рефлексия

Выберите и продолжите любое предложение:

  • на уроке я узнал;
  • я похвалил бы себя за;
  • мне захотелось;
  • сегодня я сумел.

12. Домашнее задание

C.66-67, читать с выражением, нарисовать рисунок.

На чтение 10 мин. Просмотров 7 Опубликовано

вся

Analiz-stihotvoreniya-Nikitina-Vesna-v-stepi-2.jpg

конспект урока на тему «И.С.Никитин «Полно, степь моя». Олицетворение как прием создания картины природы»

Скачать материал (0.03 Мб)

Скачать материал

Тема: «И.С.Никитин «Полно, степь моя». Олицетворение как прием создания картины природы»

Цельпознакомить учащихся с творческой манерой поэта И.С. Никитина на примере стихотворением “Полно, степь моя…”

Задачи:

совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; продолжить формировать умение переводить информацию, воспринятую на слух в зрительные образы и обратно в словесную форму;

обогащать словарный запас, формировать навык словесного рисования, развивать образное мышление, творчество, воображение, навыки наблюдения, сравнения.

воспитывать любовь к Родине, умение видеть прекрасное  в поэзии.

Технология, методы, приемы: методы творческого и объяснительного чтения.

Приемы чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, эстетическое.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование для учащихся: раздаточный материал.

Оборудование для учителя: презентация.

УУД: Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, умение преодолевать возникающие затруднения;

-формирование экологического сознания;

-развитие рефлексии.

Предметные: расширение словарного запаса;

-формирование воссоздающего воображения;

-расширение литературного кругозора.

Познавательные: наблюдать за звучанием слов в поэтическом тексте, объяснять интересные выражения;

-формирование умения выполнять анализ стихотворения;

-формирование умения находить ответы на вопросы.

Коммуникативные: формирование умения высказывать своё мнение;

– формирование умения аргументировать свой ответ.

Регулятивные: формирование умения применять учебную задачу, понимать предлагаемый план действий;

-формирование умения оценивать себя и товарищей.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

</td>

УУД

</td>

I. Организация внимания учащихся. Мотивация учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята!

Добрый день и в добрый час.

Много нового ждёт нас.

И на парте всё в порядке,

Есть и книжки, и тетрадки.

-Ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами открывать интересные и любимые страницы книги, но чтобы найти в произведении что-то интересное, каким должен быть читатель?

Я всем вам желаю быть внимательными и думающими читателями.

II.Речевая разминка. Работа с чистоговоркой.

-В начале урока мы с вами поработаем над чистоговоркой.

Послушайте, как я прочитаю её: Вёз на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

– Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?

-Какой звук повторяется чаще?

-Произнесем все вместе

-Прочитаем чистоговорку медленно.

-Прочитаем быстро.

-Еще быстрее.

-Молодцы! Вы хорошо подготовились к чтению.

III. Актуализация раннее изученного и проверка домашнего задания.

-Ребята, какой раздел учебника изучаем?

-Какие произведения прочитаны вами из этого раздела?

-Какое произведение понравилось больше всего? Чем?

-Какое домашнее задание было вам задано?

-Почему ты выбрал именно эту интонацию?

-Что помогает стихотворению быть таким красивым?Какие средства выразительности речи?

-Выберите нужное: (на слайде)

э

питет, сравнение, олицетворение.

-Почему так думаешь? Поясни.

-Что такое эпитет, сравнение, олицетворение?

IV. Подготовительная работа.

-Начнем урок со стихотворных строк, которые вы наверняка слышали.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят…

-Понравилось вам стихотворение? А знаете, кто его написал? Его написал Иван Саввич Никитин. (1824-1861) — русский поэт XIX века.

-Откройте учебник на с.66

-Прочитайте тему нашего урока. Прочитаем все вместе, как зовут поэта.

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

2.Знакомство с биографией поэта.

-Послушайте мой рассказ о поэте, потом спрошу, что вы узнали о И.С.Никитине.

Никитин Иван Саввич – известный поэт.

Посмотрите на его портрет.

Родился он в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. помогал отцу в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средств. впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

-Дети с удовольствием читают такие стихотворения И.С. Никитина как: “Дитяти”, ” Дедушка”, “Когда один, в минуты размышленья…” и многие другие.

-Итак, что вы узнали об И.С. Никитине?

Давайте отдохнём, а потом продолжим работу.

Физкультминутка

3. Подготовка к восприятию произведения.

– Закройте глаза, тихо произнесите слово «весна». Подумайте, что приносит нам весна радость или печаль?

– Да, у весны не простой характер. Все дарит нам – и радость, и печаль.

V. Работа над стихотворением « Полно, степь моя, спать беспробудно…»

1.Первичное чтение произведения.

-Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, к кому обращается поэт Никитин?

2.Эмоционально-оценочная беседа.

-Какое впечатление произвело на вас это произведение?

-К кому обращается поэт Никитин?

3.Лексическая работа. Работа в паре. (слайд).

Задание :Соедините слова с их значениями.

Проверка. Спрашиваю пару.

-Правильно ли выполнили работу?

4.Вторичное чтение.

-Ребята, самостоятельно прочитайте это стихотворение и подумайте, какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина?

5.Аналитичекая беседа.

-Почему поэт обращается к степи?

-Как называет автор траву?

Опишите, какая весна в этом стихотворении? Зачитайте.

-Какая картина изображена вслед за весной?

-О какой поре лета говорит Никитин? Зачитайте.

Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено? Подберите строчки к стихотворению.

-Есть ли в стихотворении картина осени? Зачитайте.

6.Творческая работа. Словесное рисование

– Как вы себе представляете степь? Опишите картину, которую вы представили.

– Какие бы краски вы выбрали для своей картины? Почему?

– Что бы вы изобразили в центре? Почему? Что было бы еще на вашей картине? Почему именно это вы хотели бы поместить?

– Какими строчками из стихотворения вы бы подписали свою картину? Зачитайте их.

-Посмотрите на иллюстрацию. Такой вы представляли себе степь? Подпишите эту иллюстрацию строчками из стихотворения.

7.Обобщающая беседа.

– Что представало вашему взору, когда вы слушали эти строки?

– Какие средства выразительности речи использует поэт? Докажите.

-Что такое олицетворение?

-Что помогает представить олицетворение?

– Как обращается поэт к степи?

– Какие строчки вам особенно понравились? Прочитайте их.

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

– Как бы вы озаглавили стихотворение? Обсудите с другом, как озаглавить стихотворение.

Проверка.

8.Работа над выразительным чтением.

9.Подготовка к выразительному чтению.

– Попробуем прочитать все стихотворение.

Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворение: в быстром, чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно.

-При подготовке пользуйся памяткой, посмотрите на слайд

(слайд )

               Памятка “Как читать выразительно”.

1. Правильно ставь ударения.

2. Соблюдай паузы.

3. Выбери силу голоса (громко, тихо).

4. Определи темп (быстро, медленно)

5. Читай эмоционально.

6. Покажи интонацией свое отношение к произведению

             ( Работа в парах над выразительностью чтения)

10. Выразительное чтение стихотворение

   – Оцените чтение стихотворения своих товарищей?

   – Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?

VI. Итог урока.

-С творчеством какого поэта познакомились на уроке?

-Как называется его стихотворение?

С какими средствами выразительности речи мы сегодня работали?

-Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе? (слайд )                             

-В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам,  когда их читаешь, будто слышишь голос самого  поэта. (слайд )

1.Составление синквейна.

 -Теперь составим «синквейн» к этому стихотворению.

– Вспомните, что такое «синквейн»

                     ( слайд )

                             Памятка.

а)  1строка –  подлежащие (тема)

б)  2 строка – 2 прилагательных ( раскрывает тему)

в)  3  строка- 3 глагола (действия, отношение к теме)

г)  4 строка – фраза (предложение, ваше отношение)

д)  5 строка –  вывод  (слово –ассоциация с первым словом)

   -Проверка задания.

Рефлексия “Листья”.

VI. Домашнее задание

VII. Анализ активности учащихся.

Сегодня на уроке работали…

(Оценка «5» ставится, если чтение было хорошим, без ошибок, ученик отвечал на вопросы.

Оценка «4» ставится, если ученик читал хорошо, но допустил несколько ошибок, но хорошо отвечал на вопросы по тексту.

Оценка «3» ставится, если ученик читал, допуская много ошибок, плохо отвечал на вопросы).

– Молодцы, ребята. Мне очень понравилось с вами работать. На этом урок окончен, всем спасибо за внимание.

-До свидания!

Думающим, внимательным.

Читаю.

Внимательно слушают.

Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются.

Звук [с]

С

Читают медленно.

Читают быстро.

Еще быстрее.

Поэтическая тетрадь 1

перечисляют

Отвечают.

Отвечают.

Открывают учебник на стр.66

Читают.

Смотрят.

Пересказывают.

Произносят.

Слушают запись.

Это разные времена года.

Первая картина о том, как степь должна пробудиться и умыться росою. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, ка невеста. Т. е. Первая картина о том, как степь расцветёт. Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят. Третья картина — картина неба, по которому плывут тучки.

Муравой.

отвечают

О сенокосе.

отвечают

отвечают

Приводят примеры из стихотворения

Сравнение, олицетворение, эпитет, обращение.

Да, поэт изображает степь как живую. Он обращается к ней:

Степь моя, полно спать беспробудно,

Пробудись и умойся росою,

В ненаглядной красе покажись.

Принакройся, нарядись, полюбуйся…

По звучанию своему похоже на протяжную песню

Будем читать медленно, напевно.

Оценивают, высказывают свои мнения.

Ответы детей

И.С. Никитина

О красоте природы.

О природе.

Олицетворение, косцы, степь.

Впечатления учащихся

Стихотворение из пяти строчек

</td>

Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, умение преодолевать возникающие затруднения;

– формирование умения аргументировать свой ответ.

-расширение литературного кругозора.

-формирование умения применять учебную задачу, понимать предлагаемый план действий;

-формирование экологического сознания;

Коммуникативные: формирование умения высказывать своё мнение

Предметные: расширение словарного запаса;

Познавательные: наблюдать за звучанием слов в поэтическом тексте, объяснять интересные выражения;

-формирование умения выполнять анализ стихотворения;

-формирование умения находить ответы на вопросы.

-формирование умения оценивать себя и товарищей;

-формирование воссоздающего воображения;

</td></tr>basic.png

Листать вверхЛистать внизПолучить кодСкачивание материала начнется через 51 сек. Скачать материал (0.03 Мб)Скачать материал (0.03 Мб)

Нравится материал? Поддержи автора!

Никитин И. С. – «Весна в степи»

Стихотворение Ивана Никитина «Весна в степи»

Темы соседних сочинений

← Утро↑ НикитинВечер ясен и тих →

Весна в степи

Analiz-stihotvoreniya-Nikitina-Vesna-v-stepi-1.jpg

  • Геннадий Шпаликов – “Я к вам травою прорасту. “
  • Анна Ахматова – “Перед весной бывают дни такие. “
  • Мария Петровых – Молитва в лесу
  • Сергей Есенин – Наступление весны
  • Афанасий Афанасьевич Фет – “Глубь небес опять ясна. “
  • Александр Яшин – Голоса весны
  • Саша Чёрный – “Зимою всегда веселей. “
  • Лев Эллис – Весной
  • Павел Радимов – Разочарование
  • К. Р. – Времена года

По тематикам

  • Рисунок к сказке иван царевич и серый волк 3 класс литературное чтение
  • Рисунок к сказке как илья из мурома богатырем стал
  • Рисунок к сказке иван царевич и серый волк 3 класс карандашом легко и красиво
  • Рисунок к сказке илья муромец и святогор
  • Рисунок к сказке иван царевич и серый волк 3 класс жар птица