Рисунок к сказке исцеление ильи муромца

илья муромец и соловей-разбойник: начало повествованияв этом произведении мы знакомимся с былинным героем, который жил под городом муромом, в селе

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»: начало повествования

В этом произведении мы знакомимся с былинным героем, который жил под городом Муромом, в селе Карачарово. Именно отсюда выехал Илья на своем верном коне, путь его лежал в Киев.

Муромец доехал до Чернигова и увидел, что там находится огромное войско неприятеля. Былины для 4 класса, в том числе и данная, прославляют силу русских богатырей. Ведь Илья Муромец справился с огромным войском неприятеля, полагаясь только на помощь своего коня. Тот топтал врагов огромными копытами, а богатырь колол неприятелей своим острым копьем.

Видя, что Илья одолел вражеское войско, жители Чернигова открыли ворота и стали звать Муромца к себе, чтобы он стал у них воеводой. На это богатырь ответил, что у него другая цель — он едет в Киев. Илья попросил черниговцев указать путь в столицу Древней Руси.

Они ему рассказали, что есть короткая дорога, которая простирается на 500 верст, но она вся заросла, так как по ней люди стараются не ездить. Ведь там, на дубу, в районе речки Смородины, сидит Соловей. Он умеет так громко свистеть и кричать, что цветы осыпаются, а человек, который стал свидетелем этого ужасного шума, подает замертво.

«Особенности русских былин» − сочинение

Древнерусские былины – уникальное явление нашей литературы. Этот жанр возник на заре создания русского государства. Он отражает все богатство народного духовного опыта.

Невозможно точно датировать каждую былину. Они складывались постепенно с глубокой древности до конца средневековья. Существовало два основных центра возникновения былин: киевский и новгородский. Былины не были творением одного конкретного человека. Они складывались из многократных повторений разных певцов-сказителей, которые сопровождали свой рассказ игрой на гуслях. Отсюда происходит особый стихотворный размер былин, создающий ощущение напевности.

Главные персонажи многих русских былин – богатыри, защищающие простых людей и свою родную землю. Наиболее популярен Илья Муромец. Художественное описание богатыря изображает его невероятно сильным и красивым человеком («удаленький», «добрый», «славный»). При этом Илья Муромец очень скромный и бескорыстный. Действия Ильи всегда решительны и прямолинейны, он не терпит обмана и изворотливости.

Таким образом, в былинах отражается нравственный идеал древнерусского человека.

Другой известный былинный персонаж – Микула Селянинович. Это простой земледелец, обладающий также фантастической силой. В этом образе народ выразил свои представления о важности крестьянского труда, который лежит в основе всей земли Русской.

В былинах всегда резко противопоставляются добро и зло. Резкая граница проходит между положительными и отрицательными персонажами.

В описании персонажей, их действий и поступков часто применяются образы природного и животного мира («глаза да ясна сокола», «брови… да черна соболя»). Обязательный прием былины – мораль, которая напрямую вытекает из повествования. У слушателя не должно было оставаться сомнений в справедливости и неизбежности счастливого конца.

Таким образом, в условиях непрестанных набегов кочевников на русские земли возникала необходимость в их постоянной защите. Подвиги отдельных людей складывались в обобщенные образы богатырей, которые нередко происходили из простых крестьян. В былинах в сказочной форме описываются легендарные деяния этих людей. Повествования певцов-сказителей должны были воодушевлять слушателей на отстаивание своей независимости. Они изображали идеальную модель поведения, к которой надо было стремиться.

Былины являются прекрасными произведениями народного творчества, которые увлекают читателя и в наше время.

У Владимира

Именно он тогда правил Русью. Прискакал Муромец на коне в Киев, Владимир поинтересовался, как же тот проехал мимо Соловья-разбойника. Ведь этот путь невозможно преодолеть. Тогда Муромец позвал правителя, показал ему свой трофей. Илья рассказал, как было дело.

Былины для 4 класса (короткие), в том числе и данную, которую изучают ученики 10-11 лет, школьники прочитают быстро. Потом они смогут сравнить оригинал с одноименным мультфильмом, который снят по мотивам произведения.

Князю Владимиру стало интересно услышать, как свистит разбойник, и он велел тому это сделать. Соловей сказал, что сначала ему нужно выпить чарку вина и полтора ведра медовой воды. Принесли это разбойнику, он выпил, силы вернулись, и Соловей выполнил повеление князя.

Однако тот не подумал, к чему это может привести.

Шум был настолько сильным, что те, кто стояли недалеко от разбойника, упали, как подкошенные. Сам Владимир пытался спрятаться от посвиста под шубой. Тогда Илья схватил разбойника, отвез его в чисто поле, да и отрубил голову. При этом он приговаривал, что хватит разбойнику изводить людей и делать сиротами малых детей.

Концовку, в которой добро побеждает зло, имеют и другие былины для 4 класса.

Популярные темы сообщений

  • Белладонна (растение)
    Беладонна – растение красивое, но в то же время и весьма ядовитое. К слову, также ее называют красавкой, но большинство людей все же помнит лишь первое, более привычное название. Что касается размеров, длина растения может достигать до двух метров.
  • Ядерное оружиепо
    Ядерное оружие это такие боеголовки, которые имеют огромную силу разрушения. Это оружие основано ядерном синтезе, при котором высвобождается свободная энергия атома. Ядерное оружие считается самым мощным средством массового поражения.
  • Профессия электрик
    Наверное, нет такой профессии, которая была бы не нужна человеку. А вот без помощи электрика вы не сможете включить ни один прибор, и придется сидеть в темноте. У него должно быть острое мышление, зоркий глаз и самое главное,

Какие еще былины рекомендованы к прочтению для детей 10-11 лет

Вот яркие образцы русского фольклора, с которыми будет интересно ознакомиться школьникам. Проходят эти былины по литературе. 4 класс с удовольствием знакомится с образцами устного народного творчества в силу психологических особенностей возраста. Затем целесообразно написать сочинение по пройденному. Детям будет интересно прочитать такие произведения:

  • «Богатыри на Соколе-корабле».
  • «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
  • «Бой Добрыни с Дунаем».
  • «Бой Ильи Муромца с сыном».
  • «Бутман Колыбанович».
  • «Исцеление Ильи Муромца».
  • «Булат Еремеевич».
  • «Василий Буслаев».
  • «Вавила и скоморохи».
  • «Королевичи из Крякова».

Школьникам задают на дом прочитать былины. Для 4 класса короткие сказания могут быть про любого полюбившегося богатыря, например про Илью Муромца. Это произведение читается за 15 минут, а его пересказ выполняется за три.

«Характеристика главных героев былин»

Главные герои былин – это богатыри. Они являются воплощением мужественного, преданного родине человека. Они в одиночку могли бы победить целую армию врагов или даже полчище грозных чудовищ.

В качестве примера рассмотрим главных героев былин «Садко», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», а также «Вольга и Микула Селянинович».

Садко – главный герой былины «Садко», обычный гусляр, певец, который живет тем, что его приглашают играть на богатые пиры.

Он не совсем богатырь, как тот же Илья Муромец. Садко не совершал особых подвигов, но я считаю, что в нем есть богатырское начало, ведь он пытался купить все новгородские товары.

Этим персонажем часто овладевает гордыня, именно из-за нее он пошел на спор с купцами о новгородских товарах. Он шустрый, сообразительный, сразу входит в ситуацию. Садко легко смог привыкнуть к богатой жизни, когда из обычного гусляра его сделали купцом.

Он не похож на обычных киевских богатырей из былин, поэтому его образ уникален и очень запоминается читателю.

Илья Муромец – главный герой былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Его образ – это образ идеального русского богатыря: смелого, стойкого и бесстрашного.

Илья очень самоотверженный и преданный своей Родине человек. У него есть чувство собственного достоинства, которым он не поступился ни перед Соловьем-разбойником, ни перед самим князем. Муромец очень сдержан и спокоен, даже перед врагом он сохраняет рассудок и не паникует. Видно, что даже неприятели его уважают, это доказывается отрывком, где князь просит Соловья-разбойника посвистеть, но тот отказывается, ссылаясь на то, что он исполнит это, если его попросит сам Илья.

Муромец – один из самых популярных героев былин, знакомых нам с детства. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

При словах «герои былин» мы тут же вспоминаем три самых известных защитников отечества: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. С ними рисуют картины и даже снимают про них фильмы и мультфильмы.

Главный герой былины «Вольга и Микула Селянинович» — это сам Микула Селянинович. Он чудесный пахарь и простой крестьянин. Образ Микулы – это собрание всех обычных работящих крестьян, живущих тяжелым трудом в поле, ведь без земледельцев жизнь другим попросту невозможна. Главное для Микулы – его работа пахаря. На поля он идет, как на праздник: в бархатном кафтане и в пуховой шляпе.

Микула очень близок к простому народу: преданный своему родному краю, честный, простодушный – такими были люди в то время. За его огромную силу он получил уважение от Вольги.

Полезный материал по теме:

  1. Сопоставление главных героев в романе Александра Фадеева — Разгром
  2. Характеристика героев в «Бедной Лизе» Н.М.Карамзина
  3. Сравнительная характеристика героев рассказа Пришвина «Кладовая Солнца» Насти и Митраши
  4. Сопоставление героев рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» и повести Н.В. Гоголя «Шинель».
  5. Сравнительный анализ трёх центральных героев повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

«Исцеление Ильи Муромца»

В ней рассказывается о том, что до 33 лет Илья был прикован к постели. Как-то в дом, где он жил со своими родителями, постучали двое калек. Они сказали, чтобы Илья открыл ворота. Тот ответил, что не может этого сделать, так как не владеет своими руками и ногами. Калеки все равно сказали, чтобы он встал. Внял им Муромец, и случилось чудо: ноги стали его слушаться.

Пустил он калек в дом. Те поднесли ему чарку медвяного питья. Выпил он снадобье и почувствовал, как стал владеть большой силой.

Рассказали они, что ждут богатыря великие подвиги. Научили, как вырастить себе коня под стать. Когда дети будут изучать и другие былины для 4 класса, они заметят, что во всех приключениях рядом с Ильей его верный конь. Послушал он калек, добыл жеребенка, кормил—поил его, как нужно. Через 3 месяца животное превратилось в крепкого и смелого жеребца.

Летописи, былины, жития

4 класс подходит для изучения этих понятий. Именно так может называться тема урока по литературе, на котором школьники будут знакомиться с этими жанрами древнерусской литературы. Коротко о них можно рассказать так: «Повесть временных лет» – самая известная древнерусская летопись. Автор её – монах Нестор. Былинами называют жанр устного народного творчества. Это длинные рифмованные сказания, которые рассказывают о подвигах героев или важнейших событиях в жизни славян. Поэтому их делят на социальные и богатырские русские былины».

4 класс дает возможность ребятам узнать много нового, в том числе и то, что такое жития. А это биографии православных святых, где указаны наиболее значимые события их жизни.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Слайд 1

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВОДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…

Текст слайда:

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…


Слайд 2

ФОЛЬКЛОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО)Большие жанры: сказки, заговоры, баллады, былины, скоморошины, песни (исторические, лирические, хоровые и др.)Малые жанры:

Текст слайда:

ФОЛЬКЛОР
(УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО)

Большие жанры: сказки, заговоры, баллады,
былины, скоморошины, песни (исторические, лирические, хоровые и др.)

Малые жанры: загадки, частушки, анекдоты, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.


Слайд 3

Первый сборник былин Кирши Данилова был издан в Москве

Текст слайда:

Первый сборник былин Кирши Данилова был издан в Москве в 1804г.

Впервые термин «былина»
был введен Иваном Сахаровым
в сборнике «Песни русского народа» в 1839г.

НАРОДНОЕ НАЗВАНИЕ БЫЛИН — СТАРИНА, СТАРИНУШКА, СТАРИНКА.

Именно это слово использовали сказители, исполнявшие их под аккомпанемент гуслей. Слог былин музыкален (они изначально создавались, чтобы их пели). Старинушки наполнены устаревшими эпитетами, частыми повторами, в них отсутствует привычная рифма.


Слайд 4

Былина: Былина - жанр русского народного эпоса, героико – патриотические песни –

Текст слайда:

Былина:
Былина — жанр русского народного эпоса, героико – патриотические песни – сказания о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси 9 – 13 вв.

Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений, например: картина В.М.Васнецова «Богатыри».


Слайд 5

Былины разделяют на два цикла:КиевскийСобытия приурочены стольному граду Киеву и двору князя Владимира.Герои этих старин («младшие богатыри»):

Текст слайда:

Былины разделяют на два цикла:

Киевский
События приурочены стольному граду Киеву и двору князя Владимира.
Герои этих старин («младшие богатыри»):
— Илья Муромец
— Добрыня Никитич
— Алеша Попович
— Михайло Потык
— Ставр Годинович
— Чурило Пленкович

Новгородский
Сюжеты о Садке и Василии Буслаеве.
«Старшие богатыри»:
— Святогор
— Вольга
— Микула Селянинович

На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до 18 века не были записаны.


Слайд 6

Род деятельности былинных героев : Микула – землепашец

Текст слайда:

Род деятельности былинных героев :

Микула – землепашец

Вольга – князь

Добрыня Никитич – прославленный воин – богатырь, который дважды одерживал победу в схватке с огненным змеем


Слайд 7

Некоторым богатырям посвящена не одна, а несколько старинок, которые образуют целый цикл:Исцеление Ильи Муромца.Илья Муромец и Святогор.Илья

Текст слайда:

Некоторым богатырям посвящена не одна, а несколько старинок, которые образуют целый цикл:

Исцеление Ильи Муромца.
Илья Муромец и Святогор.
Илья Муромец и Соловей-Разбойник.
Илья Муромец и голи кабацкие.
Илья Муромец и Идолище в Киеве.
Илья Муромец и Идолище в Царе-граде.
Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром.
Илья Муромец и Калин-царь.
Бой Ильи Муромца с сыном.
Богатырь на Соколе-корабле.
Три поездки Ильи Муромца.
Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича.

Илья Муромец жил в 12 веке, носил прозвище «Чоботок» (Сапожок), потому что однажды сумел отбиться от врагов с помощью этой обуви.


Слайд 8

Илья Муромец – главнейший герой русских былин, сюжет о его битве с Соловьем-Разбойником имеет более 100 вариантов.Былина

Текст слайда:

Илья Муромец – главнейший герой русских былин, сюжет о его битве с Соловьем-Разбойником имеет более 100 вариантов.

Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

План событий былины:

Выезд Ильи Муромца в Киев.
Бой с силушкой великой под Черниговым.
Беседа с черниговцами. Отказ от воеводства.
Бой Ильи с Соловьем-Разбойником.
Въезд Ильи в стольный Киев-град.
Беседа Ильи с князем Владимиром.
Испытание Соловья-Разбойника.
Конец Соловья-Разбойника.


Слайд 9

Изобразительно-выразительные средства былинЭпитеты: травушка-муравушка, лазоревы лепесточки, темны лесушки, сыра земля…Повторы: а и черно-черная, черно-черная, как перо ворона;

Текст слайда:

Изобразительно-выразительные средства былин

Эпитеты: травушка-муравушка, лазоревы лепесточки, темны лесушки, сыра земля…

Повторы: а и черно-черная, черно-черная, как перо ворона; нагнано-то темной силушки тьма тьмущая…

Гипербола: скачет конь богатырский выше лесов дремучих; чуть ниже облака ходячего; мелки реченьки; озерца перескакивает…

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дороженька, батюшка, удаленький, сторонушка, травушки…

Параллелизм: Не проехать тут пехотою,
На коне не проехать тут.
Не пролетывал тут ворон черный,
Серый зверь тут не прорыскивал.


Слайд 10

Памятник Илье Муромцу в городе МуромеСогласно былинам, Илья Муромец происходит из села Карачарова под городом Муромом. Однако

Текст слайда:

Памятник Илье Муромцу в городе Муроме

Согласно былинам, Илья Муромец происходит из села Карачарова под городом Муромом.
Однако есть еще одно место, претендующее на роль родины богатыря – поселок Моровск (в древности Моровийск) современной Черниговской области.
В относительной близости от него находится город Карачев, а  также протекает река Смородинная, созвучная по названию реке Смородине из русских былин.
Здесь же расположено село Девятидубье (ср.: девять дубов, на которых сидел Соловей Разбойник).  
Само наименование богатыря «Муромец» вызывает сомнения – первоначально оно или нет.
По одной из версий,  это имя могло закрепиться за ним с течением времени, под влиянием приурочивания героя к городу Мурому.

Нередко былинного богатыря связывают со святым Илией Печерским, мощи которого по сей день находятся в пещерах Киево-Печерской лавры. Преподобный Илья Муромец жил в XII столетии и до пострига был воином по прозванию «Чоботок».

Известно, что со временем воин принял монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи и скончался около 1188 года.
Уход от мирских сражений в духовную сферу был обычной практикой для средневековья — многие воины после многолетних битв и тяжелых ранений складывали оружие и уходили в монастырь.


Слайд 11

Герои Былины «вольга и микула селянинович»Князь Вольга Святославич (Волх Всеславьевич) – охотник, богатырь и оборотень, рожденный от

Текст слайда:

Герои Былины

«вольга и микула селянинович»

Князь Вольга Святославич (Волх Всеславьевич) – охотник, богатырь и оборотень, рожденный от княжны Марфы Всеславьевны и змея.
Чудесное рождение героя несет на себе следы тотемистических представлений наших далеких предков. Его имя, Волх, созвучное слову «волхв», указывает на то, что родился великий кудесник и волшебник. В момент его появления на свет содрогается земля, звери, рыбы и птицы прячутся в великом страхе.

Военная победа достается былинному Волху благодаря не физической силе, а магическому умению. Одержав верх над врагом, он со своей дружиной остается в захваченной земле, становясь там правителем. Эти черты не свойственны былинам о других богатырях.

С Вольгой связано три сюжета:
1) Его рождение.
2) Поход на Индию (согласно некоторым вариантам на Турцию).
3) Поездка Вольги за данью в города Гурчевец, Крестьяновец и Ореховец и встреча с Микулой Селяниновичем.


Слайд 12

Герои Былины «вольга и микула селянинович»Микула Селянинович - пахарь, обладающий недюжинной силой. Огромная сила, способность с легкостью

Текст слайда:

Герои Былины

«вольга и микула селянинович»

Микула Селянинович — пахарь, обладающий недюжинной силой.
Огромная сила, способность с легкостью поднять тягу земную (что оказалось не под силу могучему Святогору), сближают его с так называемыми «старшими» богатырями – наиболее древними персонажами русского эпоса.

 Личность Микулы Селяниновича известна исключительно в олонецком былинном репертуаре, и нет ни одной былины о нем, записанной в других частях России. Время сложения дошедшей до нас редакции былины, выводимое из сопоставления вариантов, не может быть слишком отдаленное. Хронологической датой могут служить серебряные гроши, на которые Микула покупает соль — указание на эпоху не ранее начала XV в., когда у новгородцев на место кунной старой системы пошли в ход иноземные деньги: артиги, лобки и гроши литовские.

 В одних вариантах: узнав от Вольги, что он едет за получкой дани, Микула говорит, что и сам недавно столкнулся с мужиками ореховцами, когда ездил за солью, и называет их разбойниками.
В других вариантах очень кратко говорится о помощи, оказанной Микулой Вольге при получении дани с непокорных горожан, которые хотели погубить дружину Вольги, подпилив мосты через реку Волхов.  


Слайд 13

Новгородская Былина «садко»Садко - герой новгородских былин, гусляр, разбогатевший благодаря помощи морского царя. Бился об заклад с

Текст слайда:

Новгородская Былина «садко»

Садко — герой новгородских былин, гусляр, разбогатевший благодаря помощи морского царя. Бился об заклад с другими новгородскими купцами, что сможет скупить все товары в городе (как правило, герой этот спор проигрывает). Затем попал в царство к морскому владыке, где потешал его своей игрой на гуслях. По совету Николы Можайского выбрал себе в жены Чернавушку — воплощение новгородской реки, благодаря чему смог вернуться домой из волшебного подводного мира.

В Новгородской летописи под 1167 г. упоминается некий Сотко Сытинич, построивший в Детинце церковь Бориса и Глеба, причем церковь он возвел будто бы в благодарность за свое чудесное спасение на море.

Во всем русском эпосе существует всего две былины, сохранившие старинную форму повествования, когда все сюжеты, связанные с одним героем, исполняются последовательно в одной песне, — это былины о Садко и о Михайло Потыке.


Автор: Елена Николаевна Михайлова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №15
Населённый пункт: БАШКОРТОСТАН РЕСПУБЛИКА, БЕЛЕБЕЕВСКИЙ РАЙОН, БЕЛЕБЕЙ
Наименование материала: методическая разработка урока литературного чтения
Тема: урок литературного чтения Исцеление Ильи Муромца
Дата публикации: 18.09.2021
Раздел: начальное образование

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15 города Белебей

муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Урок литературного чтения в 4 классе по теме

«Былины. Исцеление Ильи Муромца. »

УМК «Школа России»

По учебнику «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №15

Михайлова Елена Николаевна

2020 г.

Урок литературного чтения в 4 классе

по УМК «Перспектива»

Тема: Исцеление Ильи Муромца

Цель урока:

-сформировать у учащихся понятие о былине – виде устного народного

творчества, создать у детей целостный образ героя.

Задачи урока:

— расширение знаний учащихся об устном народном творчестве;

— развитие речи учащихся;- совершенствование навыков чтения;

— воспитание устойчивого интереса к чтению произведений устного

народного творчества;

— обогащение словарного запаса;

— привитие любви к чтению.

— формирование умения выражать своё отношение к героям, событиям,

языку

произведения;

— обучение самостоятельной постановке вопросов к тексту по ходу

чтения.

Формирование УУД

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно

пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развитие умения слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью

учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

заголовком произведения.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развитие умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной

познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности

совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Эстетическое воспитание.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, презентация,

опорные таблицы и карточки

ТИП УРОКА: получение новых знаний

Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы?

Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.. (слайд)

-Массаж точечный

-А теперь улыбнемся друг другу и будем работать.

2. Актуализация знаний

-Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам литературного

чтения .

Путь наш не близок.

Лежит он через холмы, горы и долины.

Вот и первая преграда на нашем пути.

Чтоб её миновать, надо речь тренировать

Поможет нам Дидактический материал Мисаренко — на с.91

чтение по предложениям — ГРОМКО — ТИХО

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО КАЖДОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

в паре -с вопросительной — утвердительной интонацией

инд — но С ВООДУШВЛЕНИЕМ,УБЕЖДЕНИЕМ, ЧТО ЭТО

ПРАВДА

-СООБЩЕНИЕ СТРАШНОЙ ТАЙНЫ

— ГРУСТНО, СПЕЧАЛЬЮ

-С НЕНАВИСТЬЮ, ЗЛОМ

— ВООДУШЕВЛЕННОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

О каком городе узнали?

Как связан этот текс с темой урока узнаем позже (слайд)

Чтобы дальше нам идти -надо загадку разгадать.

Ладно скроен,

Крепко сшит,

За землю русскую стоит. (Богатырь)

— Кто такой богатырь?

Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат

листы. Прочитайте значение слова «богатырь».

Богатырь –

1. Защитник родины, воин, отличающийся необычайной силой, мужеством,

удалью.

2.Рослый, крепкого сложения, сильный человек.

3.Переносное значение.. Незаурядный, выдающийся в какой-либо области

человек.

-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно

многозначное)

— Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу слову «богатырь».

(Силач, воин, защитник, витязь)

А как называют башкирского богатыря?

— А вот как говорится в словаре Ожигова — богатыри – могучие витязи,

наделённые богом необыкновенной силой, светлым умом, смекалкой. )

-Выберите на карточке слова, которые подходят для характеристики

богатыря. (Работа в парах)

Смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, глупый, справедливый,

хитрый, сильный, жестокий, добрый, жадный, патриот, обидчивый,

преданный своему народу.(слайд)

— Помимо силы и ума чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем)

3. Введение в тему.

-Народ во все времена почитал своих защитников, воспевал их подвиги. Из

поколения в поколение передавались рассказы о подвигах богатырей. Чтобы

ярче передать события рядом с былью была выдумка. Так появился новый

жанр русского народного творчества, название которого вы узнаете, поставив

буквы по порядку:

ЫЛЫНИБ (былины) (слайд)

-Кто уже может назвать тему нашего урока?

— Что предстоит нам сделать на уроке?

Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей.

Богатырь — герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.

4.Беседа о былине как литературном жанре.

(слайд )

Вспомним, из каких частей состоит былина

Соберем «корзину идей»

Экспертная группа- помощники работают

у доски — прикрепляют карточки

ЗАЧИН (обозначены место действия, имя главного героя)

ЗАВЯЗКА(важное событие)

КУЛЬМИНАЦИЯ(центральное событие)

РАЗВЯЗКА (победа положительного героя)

-Каких былинных богатырей вы знаете?

5. Сообщение темы урока.

а) — Предположите тему урока, о каком богатыре будем читать?

б) — Сегодня на уроке мы больше узнаем об Илье Муромце.

в) — Былины об Илье Муромце пересказала для школьников Ирина

Карнаухова. Она собирала сказки в Заонежье, на Печоре, в Поморье и

пересказывала их. Позже она стала Бабушкой Ариной – сказочницей на

Ленинградском радио. (слайд)

6. Работа по теме урока

а) —Откройте учебник на с. 28, прочитайте название.

( исцеление Ильи Муромца).ИСЦЕЛЕНИ

б) — Как понимаете слово «исцеление»? ЛИСТ — исцеление

— разберем по составу — у доски Лена

-подберем однокоренные слова по группам —

1ряд — имя существительное одушевленное с корнем ЦЕЛ

2 ряд — имя прилагательное с корнем ЦЕЛ

3ряд — глагол

целитель целебный исцелить

— можно написать на белую доску маркером

в)- назовите синоним к слову ИСЦЕЛИТЬ (излечить)

г)Прогнозирование текста былины

— По названию былины постарайтесь определить о чём и о ком пойдёт

речь.

7.Работа с текстом.

— Чтение текста учителем и детьми по абзацам, остальные ребята следят

по тексту

Следите за чтением, отмечайте непонятные слова —

— Расскажите о своих впечатлениях от прочитанного. Какие чувства вы

испытывали, слушая былину?

— какие слова и выражения были непонятны?

8. Словарная работа.

вдоволь

калики перехожие

милостынька

питье медвяное

скорехонько

погреб

почуял

смерть не писана

латы, палица

дружина

10.Физминутка

-Вы хорошо поработали, а теперь отдохнём.

Дружно встали – раз, два, три –

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

11. Работа в группах.

С текстом теперь вы работаете группами. Повернитесь к своим соседям,

улыбнитесь и вспомним правила работы в группе. (слайд)

«Вместе не трудно,

вместе не тесно,

вместе легко

и всегда интересно!»

Запомни и соблюдай простые правила:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

12.Работа в группах. Каждая группа получает указатель с названием и

задания.

1гр. «Чтецы» — Прочитать текст как сказку.

2гр. «Гусляры» — выразительно прочитать ( неспешно, напевно былину — 1

абзац.)

3гр. «Почемучки» — Составить вопросы к тексту — по 2 «тонких»и «толстых».

4гр. «Иллюстраторы» — Подписать иллюстрацию словами из былины — с.29 ,

найти имена и выражения, которыми называют Илью Муромца

лист самооценки в дневник

13. Работа с былиной — работа с «толстыми вопросами».

-(1) Предлагаю доказать, что данный текст былина

Обратимся к корзине идей

зачин — город Муром,семья крестьянина, сын Илья

завязка — пришли калики- попросили питья медового

кульминация — Илья Муромец не может встать — ноги не ходят

развязка — Илья Муромец стал самым храбрым богатырем земли Киевской

— Итак, смогли доказать ?

-(2) Как вы думаете, Илья Муромец — герой вымышленный или настоящий

слайд

14 .Д/з читать с.69 -71

Составить вопросы к тексту.

Составить план отрывка былины с.69 – 71. Пересказать.

Найти былины об Илье Муромце и других богатырях.

16.Рефлексия

Составляем синквейн на тему Илья Муромец

Самооценка

  • Рисунок к сказке ивана саввича полно степь моя спать беспробудно
  • Рисунок к сказке иван царевич и серый волк 3 класс литературное чтение
  • Рисунок к сказке как илья из мурома богатырем стал
  • Рисунок к сказке иван царевич и серый волк 3 класс карандашом легко и красиво
  • Рисунок к сказке илья муромец и святогор