Рисунок к сказке добрыня и змей

Издательство манн, иванов и фербер представляет книгу александры барковой славянские мифы. от велеса и мокоши до птицы сирин и ивана

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Александры Барковой «Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы».

Древние славяне, в отличие от греков, египтян, кельтов и многих других народов, не оставили после себя мифологического эпоса. В результате мы не так уж много доподлинно знаем об их мифологии, и пробелы в знаниях стремительно заполняются домыслами и заблуждениями. Автор этой книги Александра Баркова рассказывает, что нам в действительности известно о славянском язычестве, развеивает популярные мифы и показывает, насколько интересными и удивительными были представления наших предков об окружающем мире, жизни и смерти.

Предлагаем прочитать начало одного из разделов книги.

Миф, эпос, сказка

Читатель, вероятно, удивлен: книга почти подошла к концу, а в ней до сих пор не было ни Бабы-яги, ни Змея Горыныча, ни Жар-птицы, ни прочих сказочных персонажей, знакомых с детства.

Прежде всего объясним: Змей Горыныч — не сказочный персонаж, а былинный. Современная культура разницу между сказками и былинами совершенно не осознаёт, но сто лет назад, когда былинная традиция умирала, приговором ей стали именно слова «Пожалуй, сказка всё это».

Так в чем же разница между мифом, эпосом (в частности, былинами) и сказкой?

В традиционном обществе сказка играет ту же роль, что фэнтези — в современном: это рассказ о чудесном, в который никто не верит. Он предназначен для развлечения. Конечно, в основе сказки лежат древние мифы, но они опираются на совершенно иной образ жизни, иную систему ценностей (когда убивать слабого — не просто нормально, а действительно гуманно). Сказка перестала быть предметом веры не потому, что древние мифы «забылись» (они не забыты, раз сказка существует до сих пор!), а потому, что радикально изменилось общество.

Эпос — это идеальное прошлое народа. Исторические реалии в нем, конечно, присутствуют, но в исправленном виде.

У нас есть полдюжины сюжетов о нашествии татар, и все они построены по общему принципу: в Киеве не осталось богатырей, кроме главного героя былины, приходят татары, и главный герой сразу (или не сразу) их разбивает. Никакого татарского ига в былинах нет и быть не может. Другой пример: былина «Илья и Идолище» начинается с того, что Идолище Поганое захватило Царьград. В основе — реальный исторический факт: 1453 год, взятие Константинополя войсками Мехмеда II. Но приходит Илья Муромец, побеждает Идолище — и Царьград снова становится православным городом. Степень волшебности врагов в былинах бывает разной: от Змея Горыныча (чудище в чистом виде) до полулюдей-получудищ (Идолище, Тугарин на крылатом коне) и вполне исторических татар.

Пока эпос жив, в него верят, но верят совершенно не так, как в миф. Верят в то, что все эти монстры и одержанные над ними победы реально были. Когда эта вера иссякает, эпос фактически превращается в сказку (пример чего мы видим в современных мультиках, легко смешивающих былинных и сказочных персонажей). Кстати, триады «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович» в былинах нет, ее придумал Васнецов, воплотив на знаменитой картине «Богатыри».

В былинах действительно нередко говорится о том, как Илья Муромец стоит на заставе богатырской, и в перечне витязей, которые находятся там вместе с ним, иногда мелькает Алёша.

А вот Добрыня Никитич — дипломат; в трех из пяти сюжетов, связанных с ним, князь Владимир отправляет его с различными поручениями к иностранным дворам (в частности, именно он привозит Владимиру в жены Апраксию-королевичну); кроме того, в былинах подчеркивается молодость Добрыни, так что и сама триада, и портрет Добрыни — личное творчество Васнецова, не имеющее отношения к подлинным текстам.

 Рисунок к сказке добрыня и змей

Добрыня Никитич. Иллюстрация А. Рябушкина. 1885 г.

Говоря о Васнецове, нельзя не упомянуть его картину «Сирин и Алконост». На ней изображены черная и белая птица, однако кто из них кто? В древнерусской культуре Сирин — это греческая сирена, убивающая своим пением.

Если человек услышит ее голос, его разум будет пленен и забудет всё сегодняшнее, и до тех пор будет ходить вослед той птице, пока не падет мертвым, не переставая слышать ее голос.

В таком контексте отождествление сиринов с вилами добавляет мрачности в образ вил.

Алконост появился в древнерусских текстах как результат описки: существует греческий миф о деве Алкионе (что значит «зимородок»), и имя возникло из искажения фразы «алкионъ есть птица морская». По народным поверьям, Алконост поет о рае и радости, от касания ее крыльев яблоки превращаются в целительные плоды.

Рисунок к сказке добрыня и змей 

«Сирин и Алконост». Картина В. Васнецова, 1896 г.

Получается, Васнецов отразил традиционные представления: черная птица у него — Сирин, а белая — Алконост. Но во второй половине ХХ века представления сменились, что можно видеть, в частности, в песне В. Высоцкого «Купола»:

Птица Сирин мне радостно скалится —
Веселит, зазывает из гнезд,
А напротив — тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.

Вернемся к былинам. Рассуждая о матери сырой земле, мы отмечали эту удивительную особенность русского эпоса: обилие сверхмогучих персонажей, сила которых идет от земли. Змей Горыныч воплощает четыре дикие стихии (он хозяин реки, он дышит огнем, он летает, и его царство расположено в горах), а Добрыня повергает его в первом же бою, и не оружием, а «шапкой земли греческой». В этом справедливо видят метафору принятия христианства («шапка земли греческой» — монашеский клобук), и всё же слово «земля» обязательно присутствует в тексте, а некоторые сказители еще и добавляют, что Добрыня насыпает в шапку земли.

Другая яркая черта былин — череда богатырок. Богатырку в тексте называют древним словом «поленица» (то есть та, которая сражается в поле). Настасья Микулишна, сажающая Добрыню себе в карман; Василиса Микулишна, вызволяющая мужа из темницы (история о том, как герой на пиру у правителя похвастался силой жены и она затем в испытаниях подтвердила правоту его слов, есть в ирландском эпосе, но там героиня проклинает короля и бросает мужа; русская богатырка много добрее); Настасья Литовская, более искусная в воинском мастерстве, чем ее муж Дунай; Латыгорка/Латымирка, побежденная Ильей Муромцем и родившая ему Сокольника… Для сравнения: германо-скандинавский эпос куда более жесток и свиреп, однако воительница там, строго говоря, только Брюнхильд/Брунгильда (Гудрун/Кримхильда яростна, но она не сражается).

Свидетельствует ли обилие богатырок о том, что такие русские валькирии реально существовали? Мы полагаем, что нет. Недаром ни для одной из них не нашлось места в Киеве: Настасья Микулишна в замужестве предстает обычной женщиной, русской Пенелопой, ждущей мужа десятилетиями; Василиса со Ставром уезжают из Киева; Настасья Литовская погибает, нечаянно сраженная мужем в воинском состязании, а Латыгорка, как и ее сын Сокольник, — враги Руси. Способность женщины сражаться воспринималась сказителями как сверхъестественная черта, и подобному нет места в мире людей.

 Рисунок к сказке добрыня и змей

Богатырка Настасья Королевична. Открытка С. Соломко. Начало XX в.

Богатырки известны не только по былинам. В сказке действует Марья Моревна (некоторые хотят в ней видеть богиню Марену) — она победила и держит в плену Кощея. Сложно сказать, был ли Кощей когда-либо персонажем собственно мифов, поскольку вне сказок он не встречается. Рыбаков приводит цитату о низверженном идоле Перуна, который плыл «из света во кошьное, сиречь во тму кромешную». На этом основании он предполагает, что «кощное» — название преисподней, царства Кощея (чье имя, вероятно, происходит от слова «кость» и означает «скелет»). Такое утверждение выглядит убедительным, но даже оно не делает Кощея неким русским Аидом: никаких следов его культа в историческое время не обнаружено.

Аналогичная ситуация с самым ярким сказочным персонажем — Бабой-ягой. Имя она, вероятнее всего, получила от татарского «бабай ага» («великий господин») — им пугали детей, и в итоге «бабай» перешло в «бабу» и закрепилось за универсальным, общемировым образом лесной ведьмы.

 Рисунок к сказке добрыня и змей

Баба-яга на иллюстрации И. Билибина. 1931 г.

Баба-яга блистательно проанализирована В. Я. Проппом в классической работе «Исторические корни волшебной сказки». Он показывает, что в основе волшебной сказки лежит обряд инициации, то есть посвящения юноши во взрослые члены охотничьего племени. В ходе этого ритуала юношей подвергали пыткам (в сказках Яга нередко вырезает полосу кожи со спины героя), слабые при этом погибали (изба Яги окружена частоколом, на котором висят черепа), а выжившие обучались как навыкам охоты, так и ее магическим ритуалам. Такое братство будущих охотников в сказках показано в виде дома разбойников в чаще леса, а самое известное его воплощение — у Пушкина, в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» (об этом мы говорили в самом начале в связи с волками).

С точки зрения мифологии обряд инициации представлял собой смерть мальчика и рождение мужчины (в традиционном мышлении нет понятия взросления). Посвящаемого необходимо было убедить в том, что он умер и воскрес. Этой цели в ритуале служили пытки, а в сказке этот момент сохранился в мотиве печи Яги, куда она хочет посадить героя, чтобы затем съесть его. Как мы знаем, в печи видели связующее звено между миром живых и мертвых, и проход через нее должен магически преобразить героя. Но, как уже говорилось, сказка возникает тогда, когда обряд забывается (с переходом общества от охотничьего образа жизни к земледельческому отпала необходимость в инициатических пытках и гибели слабых), поэтому сказочные сюжеты, в которых Яга хочет съесть героя, всегда заканчиваются ее неудачей. Более того, эти сюжеты устарели настолько давно, что ушли в детский фольклор (типа сказки «Гуси-лебеди»), в них не осталось никаких намеков на инициацию, а героя-подростка заменил почти младенец. Но мотив магической трансформации сохраняется — например, в «Сивке-Бурке», где герой чудесным образом пролезает через уши коня и превращается из заморыша в красавца; важно, что это не просто волшебный конь, а дар умершего отца, то есть трансформация проходит благодаря контакту с миром мертвых, причем с умершим предком.

Почему у избушки Бабы-яги курьи ножки? Они не петушиные, не куриные, тем паче не принадлежат какому-то другому животному или птице. Они всегда и неизменно «курьи». Эти ноги не имеют отношения к курице, это столбы, окуренные дымом. Речь идет о том самом способе «воздушного погребения», о котором мы уже говорили в связи с неупокоенными мертвецами. Помимо открытого трупоположения выдающихся личностей (мы обнаружили его описание в былине о женитьбе Святогора) существовало и «воздушное погребение» в колоде или специальном крохотном домике, куда помещался труп в скорченном состоянии.

 Рисунок к сказке добрыня и змей

«Домовины (Избы смерти)». Картина Н. Рериха. 1914 г.

Чтобы это погребение как можно дольше не рухнуло на землю, столбы, на которых оно стояло, окуривали дымом от гнили. Такой обычай у предков славян ушел в прошлое в доисторические времена, но еще Нестор отмечал сочетание «воздушного погребения» с кремацией: труп сжигали, прах ссыпали в «сосуд мал» и ставили «на столбе». Несомненно, и этот столб был окурен.

Кто же (и что же) — Баба-яга? Прежде всего, она слепая — она вынюхивает героя, говоря: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет». Как пишет Пропп, живые не видят мертвых, а мертвые не видят живых. В тех сказках, где избушка стоит на краю леса, Баба-яга готова помочь герою, потому что, согласно логике уже забытого обряда, герой — ее дальний потомок. При этом о Яге известно, что она «положила зубы на полку» (так говорят об умерших от голода), «а нос в потолок врос» (неэстетично, но приходится признать: Яга — это полуразложившийся труп).

В обряде инициации посвящаемый был уверен, что его проглатывает мифический предок рода (поэтому реальные хижины для посвящения делались в виде пасти), и в сказке мотив еды у Яги непременно сохранен.

Если Яга предстает врагом — то она хочет съесть героя, если Яга предстает помощником — то она «накормила-напоила, спать уложила», отчего герой получает магические силы, необходимые для следующего этапа его приключений. «Спать уложила», несомненно, знак временной смерти посвящаемого и того забытья, в которое впадали из-за пыток реальные подростки охотничьей эпохи.

 Рисунок к сказке добрыня и змей

Иллюстрация И. Билибина к сказке «Василиса Прекрасная». 1902 г.

Когда обряд инициации был забыт окончательно, в параллель к мужским сказкам стали возникать и женские: в них к Яге попадает не юноша, а девушка. Наиболее известным вариантом является «Василиса Прекрасная», где героиня, отправленная к Яге злой мачехой, в итоге получает череп с горящими глазами — знак ее волшебной силы. Прохождение инициации радикально повышало социальный статус человека, что и отражает сказка: от восстановления справедливости в семье (горящие глаза черепа сжигают врагов героини) до превращения крестьянского сына в царя.

Героиню сказки нередко зовут Василисой (Прекрасной или Премудрой) — это имя в переводе с греческого означает «царица», так что Иван-царевич с Василисой оказываются по сути тезками. Почему в центре внимания сказки всегда есть цари либо она заканчивается воцарением героя?

Потому что традиционное общество верит: благополучие зависит исключительно от магических качеств царя, и править должен тот, кто обладает ими в полной мере. Эти качества персонифицируются в сказке в виде магических помощников. Самый известный пример — «Конек-горбунок» Ершова (это литературная сказка, написанная на фольклорной основе): фактически всё за Ивана делает его чудесный скакун, однако это не ставится Ивану в укор, ведь Горбунок и есть его магия, которая затем будет оберегать страну.

Ф.И.О. –
Третьякова Светлана Маратовна

Должность
– Учитель русского языка и литературы

Квалификационная 
категория — высшая

Название 
образовательной организации – МКОУ «Уйская СОШ имени А. Тихонова»

Конспект
урока по литературе по теме «Что такое фольклор?» — 5 класс

(слайд) — Что такое фольклор?

Цели урока:

обучающие:

·        
познакомить с терминами фольклор, жанры фольклора;

·        
вспомнить известные пятиклассникам жанры фольклора:
сказка, загадка, скороговорка, пословица, поговорка;

·        
развивать интерес к народному творчеству, сказкам и
другим жанрам русского фольклора;

развивающие:

·        
совершенствовать навыки речевого высказывания;

·        
развивать память, внимание, логику и
интеллектуальные навыки и умения;

·        
развивать языковые компетенции учащихся в разных ситуациях
общения;

·        
развитие слухового восприятия, формирование
произношения;

воспитывающие:

·        
воспитание уважения к истокам

·        
своего народа, интереса к фольклору, родной речи и
литературе, побуждать к чтению

·        
народных и авторских сказок;

·        
повышать уровень культуры речи.

Оборудование: презентация «Фольклор», красные
жетоны=1балл.

Ход урока

І. Орг.
момент.

Эмоциональный
настрой.

— Давайте
улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что
сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам
успехов и творческих удач!

ІІ. Проверка
пройденного материала.

— Напомните мне, о чем мы с вами
говорили на прошлом уроке
?

/рассуждения
учащихся
/

Блиц — опрос

Что такое —
ЛИТЕРАТУРА?

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) Слово литература
пришло к нам из языка древних римлян — из латинского языка (литера – буква). В
переводе оно означает написанное.

(Слайд) Чем отличается
литература научная от художественной?

/рассуждения
учащихся
/

·        
(щелчок) Из научных книг
мы получаем знания о законах природы и мира

·        
Из художественной литературы мы узнаем о людях,
их чувствах и переживаниях, учимся горевать и радоваться вместе с ними

Главный инструмент писателей и поэтов?

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) /слово/

Что такое искусство?

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) Иску́cство —
ОБРАЗНОЕ осмысление действительности.

Образность?  Образное слово?

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) ОБРАЗНОСТЬ — основное свойство художественного
произведения.

                
ОБРАЗНОЕ слово — слово, рождающее образ в нашем воображении.

— С помощью чего автор может сделать
свое произведение образным?

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) Тропы —  (это греческое слово в переводе – «образ, поворот, оборот»). Тропы
нужны автору для наглядности, изображения тех или иных предметов.

ІІІ. Новая
тема.

 (Слайд) Очень хорошо,  сегодня мы продолжим свое путешествие по огромной и самой
интересной  стране, которая называется  «Литература». 

— Вспомните,
а с какими произведениями вы познакомились в детстве, так сказать в начале
своей жизни? Затем? 

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) Действительно, только
родившись
на белый свет, вы познали добрые
колыбельные, которые вам напевала мама перед сном,
(щелчок) затем вы с удовольствием
слушали сказки, которые рассказывала вам бабушка, в садике вы начали учить
маленькие стишки-считалки,
(щелчок) разгадывать загадки
и, конечно же,  
(щелчок) начали познавать
мудрость пословиц и поговорок. Словом, вы начали знакомство с литературой с его
азов – устного народного творчества!!!

(Слайд) Устное народное
творчество

— Сегодня мы
познакомимся с законами и обычаями  прекрасного мира русского народного творчества. Как вы думаете, что же такое устное народное творчество?

/рассуждения
учащихся
/

— Давайте
вместе проанализируем
тему нашего урока. Что значит устное?

/рассуждения
учащихся
/

— Это значит, что эти произведения
передавались

из УСТ в УСТА, т.е. мама рассказывала детям,

бабушка внукам своими словами. Каждый рассказывал по-своему,
поэтому произведения постоянно изменялись.

— Что значит народное?

/рассуждения
учащихся
/

— Это значит, что сочинял не один какой-то
человек, а народ.

— Что такое творчество?

/рассуждения
учащихся
/

— Творчество произошло от слова ТВОРИТЬ, т.е.
СОЗДАВАТЬ, ДЕЛАТЬ.

(Слайд) В 1846 г  английский ученый У. Дж. Томс ввел в науку  новый термин —
«ФОЛЬКЛОР», который в переводе означает «народная мудрость».
Российские ученые фольклором  стали  называть устное народное творчество.

Фольклор
= устное народное творчество.

  • FOLK –  народ
  • LORE – предание, знание,
    мудрость

— Что значит МУДРОСТЬ, как вы понимаете
это слово?

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) МУДРОСТЬ — ум, способность, талант  и
опытность в жизни.

(Слайд) Как вы думаете, что возникло вначале фольклор или литература?

/рассуждения
учащихся
/

— Фольклор намного
древнее письменной литературы, он впитал в себя мудрость, знания, опыт
бесчисленных поколений людей. Литература возникла, опираясь на фольклор,
используя и совершенствуя созданные им образы, краски, приёмы повествования.

(щелчок) Но
литература не отменила фольклора
; устное народное творчество продолжало жить и развиваться
наряду и рядом с письменностью… Пушкин писал «Руслана и Людмилу», а
русалки, лешие и коты учёные продолжали жить в сказках Арины Родионовны…

— Какие произведения устного народного творчества вы знаете?

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) Сказки,
песни, пословицы, поговорки, загадки, былины – это жанры фольклора

Фольклор


Лирика

Эпос

Драма

  • Песни
  • Пословицы
  • Поговорки
  • Загадки
  • скороговорки
  • сказки
  • предания
  • легенды
  • былины
  • игры
  • обряды
  • народные пьесы

— Как вы думаете, какие жанры народной словесности появились
раньше других? Почему?

/рассуждения
учащихся
/

(щелчок) Конечно же, это пословицы, поговорки, скороговорки,
загадки
, так как они короткие и лёгкие для запоминания.  Так
давайте начнем свое путешествие по стране устного народного творчества именно с
этих жанров.

(Слайд) СКОРОГОВОРКИ

— Что такое
скороговорка?

/рассуждения
учащихся
/

 (Щелчок) — Скороговорка
— фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная; поговорка
или прибаутка.

— Для чего
нужны скороговорки?

/рассуждения
учащихся
/


Скороговорки используют
для развития речи детей,
артистов, ведущих радио, дикторов,

преподавателей. Когда
люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более выразительной,
разборчивой и внятной

Д/З — Ребята из 1 группы знакомят
учащихся со скороговорками, подготовленными дома

(Слайд) Игра: «Скажи быстрее»

· У Сашки в кармашке
шишки да шашки.

· Зоиного зайку
зовут Зазнайка.

· Дятел дуб
долбил, да не выдолбил.

· Молодец у
молодицы попросил воды напиться.

· У ежа ежата, у
ужа ужата.

· У елки иголки
колки.

ПОСЛОВИЦЫ и ПОГОВОРКИ

(Слайд) А теперь поговорим о пословицах
и поговорках.
Кто готов дать ответ на вопрос: что
такое пословица?

/рассуждения
учащихся
/

ПОСЛОВИЦЫ и
ПОГОВОРКИ
наиболее древние жанры народного творчества.

(Слайд) Пословица — это краткое народное изречение, в которой отражается народная
мудрость и  жизненный опыт.

— А что
такое поговорка? Чем она отличается от пословицы?

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) Поговорка – это короткая складная речь, которая ходит в народе, но не является
полноценной пословицей; по сути представляет собой новый образ, который
заменяет какое-то обычное слово.

Н: вместо
«пьян» – «лыко не вяжет»,

   вместо
«дурак» — «пороха не выдумал», и так далее.

 (Слайд) Главные черты пословиц и
поговорок?

/рассуждения
учащихся
/

  • (Щелчок) — Краткие да складные
  • Образные (есть слова с переносным значением)
  • Применяются к разным случаям в жизни.
  • Мудрые.

—  В отличие
от пословицы,
поговорка не содержит никакого
поучительного обобщающего смысла.

ЕЩЁ ОДНО НОВОЕ СЛОВО – брат пословицы

(Слайд) Афоризм   = 
Пословица

АФОРИЗМ
(греч.), изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную, законченную мысль
Н:
«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» — А. С. Пушкин.

(Слайд) Различие:

Афоризм  
=  Пословица

image004image004Создает    

Автор               Народ                     

Д/З — Ребята из 2 группы знакомят
учащихся с пословицами и поговорками, подготовленными дома

— А я сейчас
посмотрю, как много вы знаете пословиц и поговорок

(Слайд) Игра: «Найди вторую
половинку».
  Сейчас вы попытаетесь найти вторую
половину к пословице.

1) Своя земля

стыдно не
учиться.

2) Пчела мала,

когда деревьев
много.

3) Не стыдно не
знать,

и в горести
мила.

4) И лес шумит
дружней,

а и та работает.

(Слайд) Молодцы, теперь
проверим, как вы справитесь со смыслом
каждой из
пословиц? О чем первая пословица  — Своя земля и в горести мила?

 (…о любви к
Родине, к России, к своему городу или деревне).

— А какие
ещё пословицы
о Родине вы знаете? Приведите
примеры.

/рассуждения
учащихся/

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

Человек без Родины, что соловей без песни.

— О чем
вторая пословица —
Пчела мала, а и та
работает
?

(…о труде, о
трудолюбивых людях).

— А какие еще
пословицы на эту тему вы знаете? Приведите примеры.

Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

Где охота и труд там поля цветут.

— О чем
третья пословица
Не стыдно не знать,
стыдно не учиться
?

(…об учении, о
нерадивых учениках).

— А какие еще
пословицы на эту тему вы знаете? Приведите примеры.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

Учиться никогда не поздно.

Хорошая книга — лучший друг.

Чтение — лучшее учение.

— О чем четвертая
пословица —
И лес шумит дружней, когда
деревьев много
?

( … о дружбе, об
умении дружить)

— А какие еще
пословицы на эту тему вы знаете? Приведите примеры.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга — ищи, нашёл — береги.

— Молодцы! Посмотрим, как вы справитесь
со вторым заданием.

(Слайд) По ошибке наборщика
первая половина принадлежит одной пословице, а вторая – другой. Надо вернуть им
первоначальный вид. За каждый правильный ответ красный жетон.

Баба с возу, а
хомут найдется

Беды мучат, а
руки делают

Без труда не
накинешь платок

На всякий роток
не вынешь и рыбку из пруда

Глаза страшатся,
да уму учат

Была бы шея –
кобыле легче

(ЩЕЛЧОК)
Ответы

Баба с возу – кобыле
легче

Беды мучат, да
уму учат

Без труда не
вынешь и рыбку из пруда

Глаза страшатся,
а руки делают

Была бы шея, а
хомут найдется

На всякий роток
не накинешь платок

 СКАЗКИ

(Слайд) Продолжаем наше
путешествие
по стране устного народного творчества.
Следующая  наша остановка называется «Сказка».

— Какие
русские народные сказки вы читали?

/рассуждения
учащихся/

 («Сестрица
Аленушка и братец Иванушка», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и Лиса»,
«Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь» и другие).

 А что такое сказка, кто знает?

/рассуждения
учащихся/

(Слайд) СКАЗКА — это занимательный  рассказ о необыкновенных приключениях и событиях.

Мир русской
народной сказки своеобразен и загадочен. В нем можно повстречать и простых
людей, купцов да купчих, царей да их дочерей, а также и вымышленных героев:
кощей бессмертный, баба яга, леший, русалки и т.д. Встречаются в русских
народных сказках разные звери, иногда даже волшебные.

(Слайд) Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

— сказал великий
поэт А.С. Пушкин. Как вы понимаете слова великого поэта?

/рассуждения
учащихся/

(Слайд) Задача русской 
народной сказки
—  воспитывать и поучать.

— Чему учат
нас сказки?

/рассуждения
учащихся/


Действительно,
сказки учат нас быть добрыми и
справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Они утверждают
народные принципы жизни: честность, смелость, трудолюбие.

(Слайд) Какие черты характера
в героях русских народных сказок положительные?

               
 Какие отрицательные? —
(Дети заполняют таблицу).

Положительные:

Отрицательные:

Смелость

Честность

Трудолюбие

Щедрость

Доброта

Справедливость

Ложь, обман

Зазнайство

Хитрость

Жадность

Трусость

Глупость

(ЩЕЛЧОК)ПРОВЕРКА

Практические
задания.

— Попробуем
угадать, из каких сказок эти герои?

1. Лицом
конопатая, на ногу хромая, да к тому же злая да ленивая

(родная дочка,
Ленивица из сказки «Две сестры», или «Морозко»).

2. Собой
красавица, русая коса до пояса, голубые глаза, да ещё рукодельница.

(Падчерица, Настенька,
Машенька из сказки «Две сестры», или «Морозко»).

3. Сильный и
смелый, защищал русских людей от Змея Лютого, спас из плена змеиного Забаву
Путятичну.

(Богатырь
Добрыня Никитич из былины «Добрыня и Змея»)

4. Свирепая,
хитрая и жадная, утаскивала русских людей к себе на гору в пещеру.

 (Змея, Змей
Горыныч из былины «Добрыня и Змея»).

5. Рыжая плутовка,
обманщица, сама каши наелась, а гостя  ни с чем оставила.

(Лиса из сказки
«Лиса и журавль»)

6. Наивный,
глупый, с длинной шеей и клювом, пошёл в гости и остался голодным.

(Журавль из
сказки «Лиса и журавль»)

ПЕСНИ

(Слайд) Следующая  остановка нашего путешествия представляет жанр устного народного творчества — это
«ПЕСНИ».
Русский народ славится своими красивыми,
задушевными, с глубоким смыслом песнями.

Народная
песня
— это музыкальное произведение, автор
которого — народ. Народные песни передаются из поколения в поколение.

— Какие виды
народных песен вы знаете?

/рассуждения
учащихся
колыбельные, частушки,
хороводные, заклички и другие
/

— Попробуем
вместе рассортировать песенный жанр русского народа по полочкам.

(слайд + аудиозапись) — Люшеньки-люли

 Прилетели гули.

 Стали гули ворковать,

 Мою деточку качать.

 Баю – бай, баю – бай,

 Дочка, глазки закрывай.

 А – а – а!

— Какую
песню вы сейчас услышали
? Когда поют такие песни?

/рассуждения
учащихся/

— Конечно
же, это колыбельные
. Эти песни нужны для того,
чтобы убаюкать, приласкать, успокоить ребенка. А вам пели такие песни, когда вы
были маленькими? Кто? Сможете напеть?

/рассуждения
учащихся/

 (слайд + аудиозапись) — Сейчас послушайте ещё одну песню и подумайте, к какому жанру она
относится?

/рассуждения
учащихся
– хороводная/

— А что
такое хоровод?

/рассуждения
учащихся/

— Конечно
же, это групповой
танец с песнями и играми.

(Слайд) Следующий песенный
жанр русского народа,
я думаю, знает каждый из вас
– это ЧАСТУШКИ.
Что они представляют собою?

/рассуждения
учащихся/

(ЩЕЛЧОК)ЧАСТУШКИ — это коротенькие песенки с юмористическим
(смешным) содержанием. 

— Какие частушки
вы знаете?

(слайд + аудиозапись) — Д/З – ребята (3
группа) поют частушки под минусовку

Загадки

(Слайд) Последняя наша
остановка, представляет,
я думаю, самый любимый 
жанр детей —  “ЗАГАДКИ”.

Что представляет
собой этот жанр народного творчества?

/рассуждения
учащихся/

 (Щелчок) — ЗАГАДКИ
— это зарифмованные строки, в которых дано иносказательное
(в переносном значении) изображение предметов и явлений.

— Давайте
поломаем голову
над русскими народными загадками!

(Ребята из 4 группы проводят игру «Отгадай загадку»)

1.Без рук, без топорёнка

Построена избёнка

(Гнездо)

2.Поднялись ворота

Всему миру красота.

(Радуга.)

3.Старик у ворот

Тепло уволок,

Сам не бежит

И стоять не велит.

(Мороз.)

4.Зимой и летом –

Одним цветом

(Ёлка)

5.Бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал —

Там и пропал.

(Сахар.)

6.И языка нет,

А правду скажет.

(Зеркало.)

7.Ползун ползёт,

Иголки везёт

(Ёж)

8.Без языка,

Без голоса,

А всё расскажет.

(Книга.)

(Слайд) Наше путешествие – на
сегодня
—  по устному народному творчеству  подходит к концу.
Мы вспомнили сказки,  отгадали загадки, разобрали немало пословиц,
учились проговаривать скороговорки, послушали песни, частушки. Как вы думаете,
необходимы ли знания устного творчества для нас? Аргументируйте свой ответ.

/рассуждения учащихся/

(Слайд) Конечно же, необходимы. Произведения устного народного творчества – фольклора – это  мудрость,
знания, опыт бесчисленных поколений людей. Читайте сказки, любите их,
загадывайте друг другу загадки, употребляйте в речи пословицы и поговорки — все
это сделает вашу речь содержательней и богаче, а жизнь – интересней.

Рефлексия:

– Понравился вам урок?

– Что вам запомнилось?

– Хочется прийти ещё на урок?

Домашнее
задание:

1. Закрепить материал урока

2. Составить небольшой рассказ (на школьную тему), включая в него пословицы и
поговорки

3. (По желанию) Подготовить рисунок по любой пословице.

4. Прочитать
сказку «Василиса Прекрасная» + записи по плану с
читательского дневника по данной сказке)

Рисунок к сказке добрыня и змейРисунок к сказке добрыня и змей

Перспективный план старшей группы

по реализации программы «Социокультурные истоки»

http://zazdoc.ru/tw_files2/urls_28/2124/d-2123933/2123933_html_4857406.jpg

Составила: Силянкова Н.А.

Мегион, 2021

Образовательная область

«СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ».

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»

Основные цели и задачи:

  • Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
  • Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,

сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

  • Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Ребенок в семье и сообществе.

Образ Я. Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.

Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

Семья. Углублять представления ребенка о семье и ее истории. Учить создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи.

Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников. Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.

Детский сад. Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др. Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений.

Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои

предложения о возможных вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды.

Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее

произведениями искусства, рисунками. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам. Побуждать использовать созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.).

Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения.

Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ).

Концепция духовно-нравственного развития личности.

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные

представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создавать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Работа детского сада может быть представлена комплексом мероприятий, направленных на реализацию задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях взаимодействия

«педагог – ребенок — семья».

Организация духовно-нравственного воспитания в ДОУ на основе взаимодействия всех

субъектов образовательного пространства может осуществляться через реализацию следующих задач:

  • выявление особенностей организации духовно-нравственного развития в системе взаимодействия;
  • создание условий для организации данной работы в детском саду;
  • разработка и апробирование комплекса мероприятий, направленных на вовлечение в духовно- нравственное воспитание дошкольников родителей;
  • повышение профессиональной компетентности и нравственного потенциала педагогов дошкольного учреждения;
  • изучение и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме;

Создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания детей в условиях взаимодействия включает реализацию программы по социокультурным истокам, организацию предметно-развивающего пространства в группе. В группе создан уголок духовно-нравственного воспитания.. Существует необходимость создания картотеки словесных игр духовно- нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с народной культурой, оформлены альбомы различной тематики: «Святые места России», «Моя Родина- Россия», «Россия в лицах».

Организация работы в системе «педагог — дети» направлена на формирование у дошкольников духовно-нравственного сознания и самосознания, развитие нравственных качеств, нравственного поведения.

Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:

  • игровую: проведение пальчиковых и дидактических игр, конструктивных, словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр. В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
  • продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к народным и православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
  • театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся».

В культурно-эстетическом блоке музыкальный руководитель обогащает впечатления детей, происходит знакомство с народной и патриотической музыкой, народным песенным и танцевальным искусством. Дети всегда с нетерпением ждут праздников, на которые приглашаются родители «Святая Пасха», «Рождество Христово», «День Победы», и т. д.

В системе «педагог – родители» взаимодействие с семьями может быть организовано в нескольких направлениях.

Реализация программы по социокультурным истокам. Просветительское направление предполагает проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно- нравственного развития и воспитания детей. Тематика встреч посвящена семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи, годовому кругу праздников в жизни семьи.

Организация взаимодействия с семьей предполагает проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и проведении, обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, проведение совместных занятий с детьми, участие родителей в театрализованных постановках нравственного содержания.

Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса обязательно даст свои положительные результаты.

Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.

Таким образом, мы понимаем, что духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности педагогической деятельности, но не уменьшает ее значимости.

Перспективный план работы по реализации программы

«Социокультурные истоки» в старшей группе № 17

Месяц

Тема Литература

Содержание деятельности

Сентябрь

Верность родной

земле (ч. 1) стр.4,8,12, 15

Беседа с детьми: «Богатыри — первые защитники Земли Русской». Изодеятельность: Раскраски-«Богатырские доспехи».

Подвижные игры: «Яблочко», «Защитники»,

Чтение былины «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей»,

«Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (в пересказе И.А. Кузьмина)

Дидактическая игра «Что может пригодиться богатырю в бою», «Объясни слово»

НОД по познават.деят.Тема: «Как жили наши предки»

Октябрь

Верность Родной

Земле (ч. 2) стр.14,16,22

Презентация «Былинные богатыри»» Подвижные игры: «Наседка и коршун»,

Слушание: «Наш край» муз. Д.Б. Кабалевского,

Рассматривание иллюстраций в книге для развития «Верность родной земле».

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Чтение былины «Бой с несметной ратью под Киевом»,

«Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович» (по А.Н. Нечаевой)

НОД по познават.деят.Тема: «Защитники земли Русской -Богатыри»

Ноябрь

Радость послушани я

стр.4, 7,24

Сюжетно – ролевые игры «Детский сад» , «Семья» Чтение сказки «Гуси-лебеди», «Царевна – лягушка», по С. Т. Аксакову «Аленький цветочек».

Задание. «Раскрасить рисунок к сказке».

Подвижные игры: «Замри», «Зеркало», «Гуси – лебеди». Муз, движения: «Если добрый ты» муз. Б.И. Савельева.

НОД по познават.деят.Тема: «Быть послушным хорошо, а непослушным плохо»

Семейное чтение просмотр фильма «Доброе слово сказки». Рисования «Моя семья».

Декабрь

Светлая Надежда

стр.5,9,12

Сюжетно – ролевые игры «К нам гости пришли»,

«Жмурки с колокольчиком».

Цикл наблюдений за елью.

Чтение. К.Лукашевич «Под Рождество», И.С. Шмелев «Рождество», Е. Ивановский «Предание о первой рождественской елке»

А.Плещеев «Зимний вечер».

Подвижная игра: «Два Мороза».

Ручной труд. Изготовление игрушек на рождественскую ёлку НОД по познават.деят. Тема: «Наши семейные традиции»

Акция «Сохраним елочку, зеленую иголочку» (коллективная работа)

Январь

Доброе согласие

стр.17,20,22

Конструктивно – строительные игры «Построим дом» (игры парами). Рассказ. И.С. Шмелев «Счастье мое миндальное».

Раскрасить рисунок к фрагменту произведения.И.С. Шмелев «Счастье мое миндальное», Л. Нечаев «Саночки»,

К.Д. Ушинский «Четыре желания»,

Поэзия: А. Митяев «Сад», «Где жить хорошо», рассказ «Дружба». Подбор пословиц и поговорок о дружбе.

Подвижные игры: «Жмурки», «Прятки», «Ловишки». Муз. деят. Пение: «Настоящий друг» муз. Б.И. Савельева

Муз. движ: Танец по кругу на слова песни «Улыбка» муз. В. Шаинского. НОД по познават.деят. Тема: «В мире доброты и согласия»

Февраль

Добрые друзья

стр.5, 11, 12

Игр. деят. «Зеркало»( в парах), «Найди пару» . Беседа: «Добрые друзья»

Чтение сказки. Сказка русская народная «Сивка-Бурка», «Зимовье» Раскрасить рисунок к данной сказке. «Два Ивана – солдатских сына» Пение: «Настоящий друг» муз. Б. И.Савельева,

Муз.движения: «Если весело живется» (хоровод-игра). Задание. Раскрасить рисунок к сказке «Сивка-бурка». НОД по познават.деят. Тема: «О дружбе и друзьях» Изготовление игрушки в подарок другу.

Март

Добрые дела стр.17

Сюжетно – ролевые и режиссёрские игры: «Больница»

«Инспектор ГДБД».

Чтение сказки П.П.Ершова «Конек -горбунок»,

В.П. Катаев «Цветик — семицветик»

Хозяйственно – бытовой труд по подготовке группы к празднику «Доброе дело для мамы».

Подбор высказываний о добре.

Муз. деят. Пение: «Мамины помощники» муз. Т.А. Попатенко Муз. движения: «Стирка» муз. Т. Суворовой.

НОД по познават.деят. Тема: «Добрые дела и поступки»

Закрепление навыков самообслуживания в условиях семьи.

Апрель

Мудрое слово стр.8,10 Русские народные загадки, пословицы, поговорки (сост.Ю.Г. Круглов) стр.261

Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

Былина «Бой с несметной ратью под Киевом», Сказка «Аленький цветочек», П.П. Ершов «Конёк – Горбунок».

Беседа «Мудрости начала»

Изо.деятельность. Задание. Раскрасить рисунок к сказке. Подвижные игры: «Краски», «Заря».

Прослушивание музыкальной сказки «Волк и семеро козлят»,

муз. С.Прокофьева

НОД по познават.деят. Тема: «Мудрость русских народных сказок» Семейный кинотеатр. Просмотр фильма «Мудрые уроки».

Май

Мудрые люди стр.17, 22 Т.С.

Комарова

«Занятие по изобразител ьной

деятельност и» стр. 99

Народные игры «У дедушки Трифона»

Беседа с детьми «Мудрые люди, о бабушках и дедушках, о нравственных уроках жизни».

Чтение сказки. «Пастушья дудочка», «Названный отец».

А. Плещеев «Лето» Подвижные игры: «Колечко», «Фанты». Труд. Черенкование комнатных растений

Муз.деят. Пение: «Хорошо рядом с мамой» муз. А. Филиппенко Задание: «Раскрасить рисунки к сказкам «Пастушья дудочка», Беседа «Мудрость приходит с годами»

Рисование «Как я с бабушкой (дедушкой) иду из детского сада домой» НОД по познават.деят. Тема: «Мудрость рядом с нами»

Рисунок к сказке добрыня и змей

  • Рисунок к сказке жуковского спящая царевна 5 класс нарисовать
  • Рисунок к сказке зима иван захарович суриков
  • Рисунок к сказке дремучий медведь 5 класс
  • Рисунок к сказке жильцы старого дома
  • Рисунок к сказке два клена