Рисунок к сказке бажова серебряное копытце

Конспект од в старшей группе по речевому развитию чтение сказки п. п. бажова серебряное копытце образовательная область: речевое развитие интегрирование

Конспект ОД в старшей группе по речевому развитию «Чтение сказки
П. П. Бажова «Серебряное копытце»

Образовательная областьречевое развитие

Интегрирование областей:
физическое развитиеречевое развитие,
познавательное развитие,
художественно – эстетическое.

Возраст детей:
5-6 лет.

Цель:
Познакомить детей со сказкой П. П. Божова «Серебряное копытце»

Задачи:

Образовательные:
познакомить детей с великим сказочником Урала П. П. Бажовым. Познакомить детей
со сказкой «Серебряное копытце».

Развивающиеразвивать интерес
к творчеству уральского сказочника

П.
П. Бажова

Воспитательная:
воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки.

Методы и приемы:

Практические:
совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Наглядные:
демонстрационные пособия (иллюстрации, активные действия детей.

Словесные:
разговор, показ, вопросы, пояснения, ответы детей.

Материалы:
аудио сказка
Павла Бажова 
«Серебряное копытце», портрет П. П. Бажова, презентация
к сказке.

Словарная работа:
пожитки, балаган, душной, пособник.

Мотивация:
сюрпризный момент (пригласить детей в избу-читальню)

Ход ОД

Воспитатель:
Ребята, мы с вами читали произведения разных литературных жанров. Чем
отличается сказка
от рассказа
? (в сказке – выдумка, волшебство, а в рассказе –
события из реальной жизни и герои – обычные люди).

Сегодня
я прочитаю Вам произведение уральского писателя

П.
П. Бажова «Серебряное копытце» (показ портрета Бажова).
Его произведение «Серебряное копытце» — это сказСказы – это
такие произведения устного народного творчества, в которых рассказывается о
жизни народа особенной речью — народной. В этом сказе действуют обычные
земные люди, а рядом с ними – вымышленные, сказочные.

Воспитатель:
В сказе
Бажова 
«Серебряное копытце», которой вы сегодня познакомитесь
действуют обычные земные люди – такие как старик Кокованя, девочка Даренка, а рядом с ними сказочные герои лесной козел
Серебряное копытце
 и говорящая кошка Мурёнка.

Воспитатель: И
сейчас я приглашаю вас в избу-читальню, так раньше на Руси назывались комнаты,
где собирались дети и взрослые, чтобы послушать рассказы о жизнисказки о
вымышленных персонажах или же слушали там сказы, такие, какие писал П. П. Бажов.

Воспитатель:
Встаньте со своих мест, повернитесь вокруг себя 3 раза, и усаживайтесь так,
чтобы всем было удобно, слышно и видно. Я вас познакомлю со сказой ПБажова «Серебряное копытце»,
а вы слушайте и думайте, какие были дед Кокованя и девочка Дарёнка.

(Чтение детям аудио сказки
Павла Бажова 
«Серебряное копытце»)

Воспитатель:
Понравилось ли вам произведение? Ну, прежде чем мы с вами поговорим о сказке «Серебряное копытце» я
предлагаю поиграть

(дети
делают физминутку «У оленя дом большой»)

У
оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома)

Он
сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую)

Зайка
по полю бежит, (Бег
на месте)

В дверь к нему стучит(Топот ногами, руки на поясе)

«Тук-тук,
дверь открой, (Имитация
стука в дверь поочерёдно каждой рукой)

Там
в лесу охотник злой». (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево)

«Зайка,
зайка, забегай! (Зазывание
движения рукой)

Лапку
мне давай». (Протягиваем
руки с открытой ладонью)

А,
теперь ребята, повернитесь вокруг себя 3 раза и усаживайтесь на свои стульчики,
мы возвращаемся в группу.

Воспитатель:
Понравилось ли вам произведение?

Дети: Да

Воспитатель:
Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном. Какие эпизоды вам особенно
запомнились? (ответы
детей)

Воспитатель:
Назовите главных героев сказа.

ДетиСтарик Кокованя,
девочка Даренка, кошка Муренка, Серебряное копытце.

Воспитатель:
Расскажите, что увидел старик Кокованя в избе, где жила сиротка.

Дети:
Полна изба народу, больших и маленьких. У печки, девчоночка сидит, а рядом с
ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да
ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а
она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно.

Воспитатель:
Опишите внешность Коковани.

ДетиСтарик, большой,
бородатый.

Воспитатель:
Чем он занимался?

Дети: Он
охотник, летом пески промывал, золото добывал, а зимой по лесам за козлом
бегал; мастер сказки
сказывать
, охотник знатный (умелый).

Воспитатель:
Какой был старик?

Дети:
Добрый, весёлый, ласковый.

Воспитатель:
Какая была Даренка?

Дети:
Девчушка по шестому году, смелая, трудолюбивая, махонькая, носик пуговкой,
добрая, любопытная.

Воспитатель:
Чем занималась Даренка?

Дети: В
избе прибирала, похлебку да кашу варила, любила сказки слушать.

Воспитатель:
Расскажите, как жили Кокованя, Дарёнка, Мурёнка. Как автор красиво рассказал об их житье-бытье.

Дети:
Жили-поживали, добра наживали, а на житьё не плакались, у всякого дело было.

Воспитатель:
Почему Даренке так хотелось увидеть Серебряное копытце?

Дети:
Этот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце.
В каком месте топнет этим копытцем — там и появится дорогой камень. Раз
топнет — один камень, два топнет — два камня, а где ножкой бить станет — там
груда дорогих камней.

Воспитатель:
Расскажите, как увидела Дарёнка козла — серебряное копытце?

Дети:
Смотрит в сторону покосных ложков и видит — по лесу какой-то комочек катится.
Как ближе подкатился, разглядела, — это козел бежит. Ножки тоненькие, головка
легонькая, а на рожках по пяти веточек.

Воспитатель: В
жизни может козёл отбивать драгоценные камни?

Дети:
Нет.

Воспитатель: В
жизни таких козлов нет, поэтому автор, назвал эту сказку волшебной.

Воспитатель:
Посмотрите, как художник проиллюстрировал эту сказку, смотря на эти рисунки, мы как будто вместе с
героями окунулись в мир волшебства и чуда. А давайте представим, что вы художники
и вам нужно нарисовать иллюстрацию к сказу «Серебряное копытце».

Дети(рисуют картинку к любому
моменту сказки)

Воспитатель:
Мне очень нравятся ваши работы, я думаю, что и

П.
П. Бажову тоже
понравились бы эти сказочные картины. Предлагаю вам взять свои работы
домой и рассказать
мамам и папам сказ
Бажова «Серебряное копытце». Благодарю всех за
интересную работу, можете отдыхать.

Воспитатель:
Вот и подошло наше занятие к концу. Что нового вы узнали?

Дети(ответы детей)

Примечание:

К
непонятным словам в тексте по ходу чтения прибавляем слова синонимы.

Пожитки
— одежда

Балаган
— избушка

Пособник
— помощник

Ворочайся
— возвращайся

Похлебка
– жидкая пища (суп)

Цели урока:

  • Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения Бажова «Серебряное копытце».
  • Совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; закрепить понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой.
  • Воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.

Оборудование:

  • Сказка П.П.Бажова «Серебряное копытце» в учебнике «Литературное чтение» (4 класс) Л.Ф.Климановой.
  • Вырезанные из бумаги «камешки» разных цветов.
  • портрет П.П.Бажова
  • иллюстрации к сказке, рисунки учащихся

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Ну, ребята, чур молчок, начинается урок.

— Сегодня мы начнем урок с разгадывания кроссворда.

img1

1. Имя прилагательное, образованное от названия благородного металла, который идет на изготовление посуды, украшений. Это слово используется как лесть или ласка.

2.

Даже по железной крыше ходит тихо, тише мыши.

Часто спит, а после сна умывается она.

3. Вырост (парный или непарный) из костного вещества на черепе у некоторых животных. Маленькие.

4. Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.

5. Синоним слова «наблюдать», «приглядывать», «смотреть», «ходить».

— Прочитайте ключевое слово. Назовите полное имя писателя. (Павел Петрович Бажов)

— Из какого произведения взяты слова — отгадки? («Серебряное копытце»)

2. Постановка учебной задачи

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с замечательным сказом «Серебряное копытце» уральского сказочника Павла Петровича Бажова,

выделим жанровые особенности произведения, и, думаю, сформулируем главную идею этого произведения.

3. Проверка домашнего задания

— Что вы запомнили о жизни писателя?

  • Павел Петрович Бажов родился на Урале в семье рабочего
  • Закончил училище, затем духовную Пермскую семинарию, но решил стать учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык
  • Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, работал журналистом
  • Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.
  • Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем.
  • Свои произведения Бажов объединил в сборник сказов «Малахитовая шкатулка»

— Домашнее задание вы готовили по группам. Интересные факты из жизни писателя нашли наши «Исследователи». Слово 1 группе.

— Наша группа изучала биографию писателя. И вот что мы узнали.

  • Знаменитая «Малахитовая шкатулка» сначала называлась «Сказы старого Урала», была опубликована в 1939 году, объединила 14 произведений. Затем из года в год пополнялась всё новыми и новыми сказами.
  • В 1944 году «Малахитовая шкатулка» переведена на английский и вышла в Лондоне, Нью-Йорке, потом в Праге, в Париже, переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, — на 100 языков мира;
  • Бажов стал лауреатом Государственной премии, награжден орденом Ленина за литературную работу, всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.

— С названиями некоторых произведений нас познакомит 2 группа «Библиотекари».

Наша группа побывала в библиотеке и мы узнали названия других произведений Бажова. Это:

  • «Огневушка — Поскакушка»
  • «Таюткино зеркальце»
  • «Хозяйка медной горы»
  • «Про великого Полоза»
  • «Каменный цветок»
  • «Горный мастер»
  • «Хрупкая веточка»
  • «Голубая змейка»
  • «Синюшкин колодец»
  • «Иванко Крылатко» и т.д.

4. Сравнение сказки и сказа

— В каком жанре писал свои произведения Бажов? ( Бажов писал сказы)

— Чем отличается сказка от сказа?

— Сказка — вымысел о необыкновенных событиях и приключениях, в сказке добро побеждает зло.

— Сказ — основан на реальных событиях, опирается на народные предания и легенды.

— Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.

5. Словарно-лексическая работа

— При чтении нам встретились непонятные слова, над которыми работали наши «Языковеды». Слово 3 группе.

— Наша группа работала над следующими словми:

  • барская рукодельня — ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё). Стр.182.
  • взъесться — невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить. Стр.182.
  • голбчик — приступка для выхода на печь. Стр.184.
  • пожитки — мелкое имущество, домашние вещи. Стр.185.
  • похлёбка — жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.Стр.186.
  • несподручно — неудобно, неловко. Стр.182.
  • пособник — помощник в делах. Стр.182.
  • покосные ложки — широкие, пологие овраги, покрытые травой. Стр.188.
  • статочное ли дело — (устар.) хорошее ли дело.Стр.188.

6. Характеристика главных героев

— Назовите главных героев. (Кокованя, Даренка, Муренка и Серебряное копытце)

— Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?

(Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)

— А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

(После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и «кошку драную» подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.)

— Что объединяет Кокованю и Даренку?

(Оба героя добрые, умные, терпеливые, трудолюбивые, отзывчивые, жалостливые, любопытные, ласковые — именно эти качества объединяют Даренку и Кокованю).

— Ответьте на вопрос, можно ли в нашей жизни встретить таких людей как Кокованя и Даренка? (Скорее всего, да. Есть же люди с такими качествами.)

— Дайте характеристику герою — рассказчику, как он относится к главным героям произведения.

(Герой-рассказчик в этом произведении простой рабочий, который знал главных героев очень хорошо. Он переживает за Даренку, уважительно относится к Коковане. Речь героя-рассказчика своеобразная, простая. Именно так может рассказать только человек, который был свидетелем этой истории. Возможно, Бажов сам услышал эту историю из уст рабочего, а нам представил художественное произведение.)

— Ребята, вы убедились в том, что реальный быт людей присутствует в произведении, тем самым, напоминая рассказ.

— Назовите сказочных героев. (Муренка и Серебряное копытце).

— Прочитай описание козлика. Стр.186,187.

— Какую роль играла Муренка в сказе? (Муренка была проводником между реальным и сказочным в этом произведении. Она поддерживала Даренку. Но, когда появился козлик, ушла с ним, выполнив свое назначение.)

— Как они связаны в сказе? (У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).

— Как жили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? Стр.186 (Жили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу)

Можно сказать, что они были счастливы? (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.)

— Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце?

(У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают на дармовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья.)

Посмотрите на иллюстрацию, подберите строчки из текста. Стр.193.

7.Обобщение

— Почему всё-таки «чудо» произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?

(Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.)

-Я согласна с вами. Даренка и Кокованя были бескорыстными людьми. Они понимали, что счастье не в богатстве. Герои были награждены за те качества, которыми обладали.

— Что же хотел донести до нас автор?

— Мудрый сказочник Бажов писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

8. Рефлексия

— Ребята, на ваших столах три хризолита. Если тебе понравился урок, покажи красный камень, если тебе было трудно, то зеленый, а если ты хочешь узнать еще что-то новое о творчестве П.П.Бажова, то желтый.

Домашнее задание

— Предлагаю вам домашнее задание на выбор:

  • Составь кроссворд по тексту;
  • Прочитать другой сказ П.П.Бажова.
  • Пересказать понравившийся отрывок

5. Итог урока

— А завершить урок мне хочется словами русской пословицы: «С добром жить хорошо. А в добре хорошо жить». Как понимаете? (Связать с семьей, с классом).

— Спасибо за урок.

На сказках Павла Бажова выросло не одно поколение детей. «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы» – названия этих произведений слышал каждый, ведь именно эти сказки дали представление о волшебстве, живущем по соседству. Многомудрый Литрекон представляет краткое содержание удивительно простой, но очень увлекательной сказки Павла Бажова. Сюжет произведения «Серебряное копытце» поможет узнать обо всех основных событиях сказки в сокращении, а также раскроет суть чудес, творящихся в обычной деревне. 

Краткий пересказ

(417 слов) Сказка «Серебряное копытце» начинается с описания жизни Коковани – одинокого старика, решившего взять на воспитание сироту. По совпадению незадолго до этого осиротела одна из соседских семей: родители погибли, старших детей отдали, а вот шестилетнюю Дарёнку пристроить никак не удавалось. Хоть девочка и жила на временном попечении одной из семей, ей там было плохо: больше десяти других детей, недостаточно на всех еды. Так и решил Кокованя забрать сиротку к себе, чтобы помочь ей и самому себе. Дарёнка согласилась жить со стариком, прихватив с собой и кошку Мурёнку.

Узнавая друг друга лучше, Кокованя и сиротка жили в мире и согласии. Старик уходил на работу, а Дарёнка занималась домашними делами. Девочка узнала, что Кокованя занимается охотой. И особенно её заинтересовала история про необычного козла: 

«У него на правой ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем – там и появится дорогой камень». 

Шло время, а сиротка только об этом козле и говорила. Настала осень – Кокованя собирался в лес, чтобы проверить, где больше козлов пасётся. Дарёнка просилась пойти с ним, но он остановил её, указав на то, что того самого особенного козла можно отличить лишь зимой – по наличию пяти рожков. 

Зимой Дарёнка всё же упросила старика взять её в лес, хоть он и выступал против этой идеи. Разместились трое в лесном балагане – старый охотник, сиротка и кошка Мурёнка, поспешившая вслед за своей хозяйкой. За время пребывания в лесу накопилось у них много добычи – пришлось старику отправлять за лошадью на завод, а Дарёнке — оставаться в лесном домике одной на ночь. Стемнело, сиротка смотрела в окошко и разглядела козла с пятью рожками. Выбежала и никого не застала. На следующую ночь Дарёнка услышала топот: по стенам, у окошка, потом у двери. Открыв дверь, девочка увидела того самого козла, но он снова сбежал, как сиротка ни старалась его приманить. На третью ночь Дарёнка уже начала переживать из-за отсутствия Коковани, да и Мурёнка куда-то делась. Выйдя на улицу, девочка обнаружила кошку рядом с козлом – они бегали вместе, будто даже переговаривались. Животные вернулись к дому, козёл запрыгнул на крышу и начал бить копытцем. Тогда по крыше посыпались драгоценные камни, и не было им счёта. И к этому времени вернулся Кокованя и подивился тому, во что превратился лесной балаган. Мурёнка подскочила к козлу, громко мяукнула и исчезла вместе с козлом.

Кокованя начал было собирать камни в шапку, но Дарёнка остановила его, чтобы утром поглядеть на случившееся. Но только утром от камней не осталось и следа. Ни козла, ни Мурёнки больше никто не видел, да только люди начали находить красивые камни там, где в ту ночь скакал козёл. 

Отзыв

(219 слов) Мне понравилась сказка «Серебряное копытце», потому что она учит верить в чудо. Маленькая девочка, пережившая смерть родителей, отлучение от семьи и плохое отношение со стороны взрослых, наконец-то находит свой дом и человека, который помог ей поверить в волшебство. 

Пожалуй, именно отношение Дарёнки к особенному козлу сформировало моё отношение к сказке. Девочка с таким восторгом и с такой любознательностью слушает историю о необыкновенном козле! Кажется, что нет ничего прекраснее искреннего детского изумления. Эти неподдельные эмоции и стремление сделать всё, лишь бы увидеть чудо, заставляют задуматься над тем, когда в последний раз эти чувства испытывали взрослые люди.

Кроме очевидной фантастической составляющей сказки, Баженов описывает отношение людей друг к другу и к животным. Одинокий старик берёт на воспитание сиротку, а Дарёнка, будучи доброй и ответственной, не бросает Мурёнку. Таким образом, сказка «Серебряное копытце» учит помогать друг другу, быть милосердными и самоотверженными. 

Главная мысль сказки «Серебряное копытце» состоит в том, что мечты сбываются у тех, кто творит добрые дела. Чудо доступно тому, кто привносит что-то хорошее в мир. Так Кокованя обрёл родного человека, который поможет ему на старости лет. Именно так Дарёнка обрела «отца», подарившего ей настоящий дом и открывшего ей глаза на чудеса нашего мира. Мораль сказки призвана вдохновить читателей на свершение добрых поступков, ведь именно они могут стать началом чего-то волшебного. Таково мое впечатление о сказке «Серебряное копытце».  

Автор: Татьяна Булычева

Краткие содержания
для читательского дневника

Поделиться

  • Рисунок к сказке ашик кериб турецкая сказка
  • Рисунок к сказке баба яга 2 класс
  • Рисунок к сказкам даля легкие
  • Рисунок к симфонической сказке кикимора
  • Рисунок к сказке attalea princeps