Рисунок к сказке андерсена пятеро из одного стручка

новогодний квест по сказкам г. х. андерсена. цель: сплочение коллектива, умение работать в команде, создание праздничного настроения. в далеком-далеком

            Новогодний квест по сказкам Г. Х. Андерсена.

    Цель: сплочение коллектива, умение работать в команде,
создание праздничного настроения.  

      В далеком-далеком северном королевстве волшебства сказок и
чудес, где правила Снежная Королева и ее волшебные подданные заботились о том,
чтоб на новый год всегда было много волшебного снега, который наполнял всю
планету новогодним волшебством. Но однажды исчезли магические снежинки! А
без них производство снега невозможно, и есть риск, что Новый год может так и
не наступить. Давайте поможем королеве найти ключевые снежинки и возобновить
производство снега, а также помочь случиться новогоднему волшебству!

— «Вы готовы к морозным приключениям в зимней стране?»

— «Дааа!»

— «Тогда в путь на поиски волшебного кристалла и снежинок! И в
этом нам помогут, всеми нами любимые сказки Г.Х.Андерсена»

 Для проведения квеста понадобится снежинки. На них
расписываются конкурсы с заданиями. Снежинки размещаются по отведённым локации.
Дети их находят, решают поставленные им задачи и собирают Снежинки себе в
качестве заработанных баллов. Затем, при подведении итогов, снежинки считаются
и возвращаются Снежной Королеве для того, чтобы она смогла возобновить
производство снега в своей волшебной стране и подарить миру новогоднее волшебство,
новогоднее чудо и, конечно же, наступления самого долгожданного праздника —
«Нового года»!!!

 Конкурс 1. Кроссворд по сказкам Г.Х. Андерсена

      По горизонтали: 4. Какие по жанру
литературные произведения особенно любил сочинять Андерсон?
6.  Птичка, которые своим чудесным пением спасла китайского
императора от смерти. 8. Имя девочки, которая родилась в бетоне цветка. 10.
Сказкой о глупой принцессе, которую наказал бедный, но умный принц. 11.
Волшебный предмет Оле — Лукойе. 

        По вертикали: 1. Птичка –
верная подруга Дюймовочки. 2. Сказка о необыкновенном серебряном цветке золотым
сердечком и жаворонки, которые погибли в неволе. 3. Красивая птица, в которую
превратился гадкий утёнок. 5. Мальчик сердце которого от злого волшебства
превратилась в кусочек льда. 7. Волшебный предмет, который смастерил для
принцессы свинопас. 9. Героини сказки «Дикие лебеди».

Ответы: по горизонтали: 4. Сказки. 6. Соловей 8. Дюймовочка. 10.
Свинопас. 11. Зонтик.

По горизонтали: 1. ласточка. 2. Ромашка. 3. Лебедь. 5. Кай. 7.
Горшок. 9. Элиза.

Конкурс 2. «Узнай сказку по её началу»

      1. «Жила-была девочка, премилая,
прихорошенькая, но была очень бедная, летом ей приходилось ходить босиком, а
зимою – в грубых деревянных башмаках, которые ей ужасно натирали ноги … («Красные
башмачки».)

      2. «Жила-была женщина, очень ей
хотелось иметь ребёнка, где его взять…» («Дюймовочка».)

      3. Шел солдат по дороге: раз-два, раз-
два. Ранец за спиной, Сабля на боку –  шел он домой с войны…»

     4. «Жил-был принц, и хотелось ему взять
за себя тоже принцессу, но только настоящую…» («Принцесса на горошине».)

      5. «В открытом море воды совсем синее,
как лепестки самых красивых Васильков, и прозрачная, как чистое стекло, но зато
и глубоко там …» («Русалочка».)

     6. «Много лет назад жил-был на свете
король, он так любил наряжаться… («Новое платье короля».)

Конкурс 3. «Правильно Соедини слова в названии сказок»

1.    Ледяная               
  Королева

          Снежная            
    Дева

      2. Красные            
      Крошки

           Зелёные          
        Башмаки

      3.  Злой          
              Князь

           Скверный           
    Мальчик

      4.  Пастушка и       
  Розовый куст

           Улитка и          
      Трубочист

       5. Дочь             
          Короля

           Новое платье      Болотного царя

       6.  Судьба         
          Репейника

           Рассказы           
  Солнечного

                                                 лучика

Ответы: 1. Ледяная дева; Снежная королева. 2. Красные башмаки;
Зелёные крошки. 3. Золотой князь; Скверный мальчик. 4. Пастушка и трубочист;
Улитка и розовый куст. 5. Дочь болотного царя; Новое платье короля. 6. Судьба
репейника; Рассказы солнечного лучика.

Конкурс 4. «Доскажи словечко»

      Вставьте слово, чтобы получилось
название сказки.

   1. «Свинья – … (Копилка)».

   2. «Перо и… (Чернильница)».

   3. «Серебряная… (монетка)».

   4. «Принцесса… (на горошине)».

   5. «Дикие… (лебеди)».

   6. «Пятеро… (из одного стручка)».

   7. «Сундук-… (самолёт)».

   8. «Оле-… (Лукойе)».

   9. «Стойкий… (оловянный солдатик)».

Конкурс 5. «Музей сказочных предметов»

       Для этого конкурса нужно
подготовить карточки с изображениями. Учитель показывает карточку, дети
отгадывают из какой сказки изображённый предмет.

     1. Зонтик Оле — Лукойе

     2. Санки снежная королева.

     3.  Горошина («Принцесса на
горошине»).

    4.  Скорлупа грецкого ореха
(«Дюймовочка»).

1.    Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»).

2.    Крапива («Дикие лебеди»).

3.    Сундук («Сундук самолёт»)

Конкурс 6. «Ключевые слова».

  Участникам или командам раздают карточки с названием
сказки Г. Х. Андерсона. За 1 минуту нужно написать на карточке 5-7 слов,
которые являются ключевыми для данной сказки. Например, к сказке «Принцесса на
горошине» ключевыми словами будут: тюфяки, горошина, ливень, принц, король,
королева.

Конкурс 7. Инсценировка фрагмента сказки «Снежная королева».

 Подведение итогов и результатов конкурсов.

Производится подсчет заработанных снежинок.  Обыгрывается сценарий
для возвращения снега королевству! Новому году быть!

Сказки
Андерсена давно стали классикой детской литературы и прочно вошли в школьное
чтение. Они являются неотъемлемой частью школьного литературного канона 20-21
веков. Об этом свидетельствуют результаты проведенного нами анализа учебников
по литературному чтению трёх УМК начальной школы: «Школа России», «Начальная
школа
XXI века» и «Перспектива». Целью анализа было
изучение литературоведческого анализа произведений Г.Х. Андерсена в
учебной программе для школьников младших классов.

Прежде
всего были установлены произведения Г.Х. Андерсена, включенные в курс
литературного чтения в указанных УМК. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица
1. Произведения Г.Х Андерсена, изучаемые в УМК начальной школы

УМК «Начальная школа XXI века»

(Ефросинина Л.А.)

УМК «Школа России»

(Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.)

УМК «Перспектива»

(Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.)

1 класс

2 класс

«Пятеро из одного стручка»

«Елка» (самостоятельное чтение)

«Стойкий оловянный солдатик» (самостоятельное чтение)

«Принцесса на горошине»

3 класс

«Снеговик» (в сокращении)

«Гадкий утенок»

4 класс

«Дикие лебеди» (в сокращении)

«Дети года»

(стихотворение)

«Русалочка»

«Дикие лебеди»

(в сокращении)

«Пятеро из одного стручка»

«Чайник»

В
ходе анализа УМК были сделаны следующие выводы.

1.
В 1 классе в анализируемых УМК творчество Г.Х. Андерсена не изучается;

2.
По программам УМК «Начальная школа XXI века» и УМК «Школа России» дети изучают
творчество Г.Х. Андерсена на протяжении 3-х лет. Причем «Начальная школа XXI
века» предлагает 6 сказок, а «Школа России» — 3 (по одной в год). В УМК
«Перспектива» сказки Андерсена представлены только в учебнике по литературному
чтению за 4 класс (3 сказки).

3.
В программу по литературному чтению УМК «Начальная школа
XXI века» включено больше сказок Г.Х. Андерсена, чем в программы остальных
УМК, однако учебные часы выделяются только на 3 сказки, как и в других
программах (сказки «Елка» и «Стойкий оловянный солдатик» рекомендованы для
самостоятельного чтения).

4.
Многие известные произведения Г.Х. Андерсена, такие как «Дюймовочка», «Новое
платье короля», «Снежная королева», не включены в школьную программу. Возможно,
в связи с их значительным объемом или с возможными трудностями в пересказе
содержания («Новое платье короля»).

5.
Примечательно, что сказки Андерсена, рекомендованные к чтению анализируемыми
программами обучения, абсолютно различны (совпадают только сказки «Пятеро из
одного стручка» и «Дикие лебеди» — в УМК «Начальная школа XXI века» и
«Перспектива»), тем интереснее логика подбора произведений Г.Х Андерсена в
каждой программе начальной школы.

УМК
«Начальная школа XXI века» предлагает ребятам для чтения во втором классе
сказки «Елка», «Пятеро из одного стручка» и «Стойкий оловянный солдатик».
«Пятеро из одного стручка» учит детей тому, что в жизни надо приносить пользу.
Сказка «Елка» предлагает им не столько стремиться в неизвестное будущее,
сколько обратить внимание на то, что окружает их сейчас и радоваться каждому
моменту своей жизни. Сказка о стойком оловянном солдатике показывает детям, что
такое любовь, честь и верность и что надо оставаться хорошим человеком,
несмотря ни на что и не ожидая за это наград. В третьем классе детям
предлагается познакомиться со сказкой «Снеговик», смысл которой заключается в
том, что за своими мечтами можно не увидеть того, что есть рядом, и пропустить
всю свою жизнь. В учебник по литературному чтению для четвертого класса
включены сказка «Дикие лебеди» и стихотворение «Дети года». Сказка «Дикие
лебеди» показывает детям пример стойкости и настойчивости в достижении своей цели.

В
целом можно сделать вывод, что сказки Андерсена в УМК «Начальная школа XXI
века» очень разноплановы и предлагают детям задуматься над тем, как жить, как
относиться к окружающим, чему радоваться и к чему стремиться.

В
УМК «Школа России» во 2 классе детям предлагается познакомиться со сказкой
«Принцесса на горошине». Основная идея сказки
состоит в том, что нельзя судить о человеке по внешности – его суть
раскрывается в его поведении, его отношении к определенным вещам. Примерно
такая же мысль выражается в сказке «Гадкий утенок», включенной в учебник для
3-го класса, но эта сказка глубже, чем «Принцесса на горошине», по ее прочтении
можно сделать для себя еще много полезных выводов. В учебнике 4 класса мы
находим сказку «Русалочка», воспевающую самопожертвенность во имя любимого
человека, всепрощение и доброту. Можно заметить, что подбор сказок,
предлагаемых в УМК «Школа России», имеет строгую логику: от простого к
сложному; от интереса
через сочувствие к восхищению. Но все три сказки, по сути,
проводят похожие идеи и направлены преимущественно на социализацию ребенка:
люди разные, говорят они, не обижай отличающегося от тебя; учись смотреть не на
внешность, а на то, что в душе человека, и будь добр ко всем людям, несмотря на
их отношение к тебе.

В УМК «Перспектива» творчество Андерсена представлено
также тремя сказками, но изучается оно только в 4 классе. Дети читают сказки
«Дикие лебеди», «Пятеро из одного стручка» и «Чайник». Все три сказки, несмотря
на их различия (одна волшебная и две бытовых; разный тип повествования: от
автора или от лица главного персонажа), говорят о том, что жизнь имеет
ценность, только когда ты нужен кому-то.

Таким образом, творчество Андерсена в УМК «Начальная
школа
XXI
века» тематически представлено более многопланово, чем в других УМК, но,
думается, глубоко проникнуть в суть всех представленных в программе сказок дети
(особенно во втором классе) не смогут. Думается, что подход к изучению сказок
Г.Х Андерсена, представленный в УМК «Школа России», наиболее разумен, чем в других
УМК: произведения писателя изучаются на протяжении 3-х классов, как уже
говорилось выше, от простого к сложному и подбор сказок направлен
преимущественно на социализацию ребенка.

Комплексное рассмотрение произведений датского
сказочника в 4 классе в УМК «Перспектива» также видится вполне логичным, но, по
нашему мнению, такой подход несколько обделяет учащихся на протяжении первых
лет обучения в начальной школе. Сказки Ганса Христиана Андерсена – это истории,
которые учат маленьких читателей доброте, состраданию, воспитывают твердость
духа, умение противостоять невзгодам. По словам писателя, нет сказок лучше тех,
которые создает сама жизнь. В своих произведениях он умно и тонко помогает
увидеть красоту обыденных вещей, воспитывает такие качества, как честность,
храбрость. Поэтому изучение его сказок должно быть в школьной программе младших
классов, и не одно произведение, а комплекс похожих между собой сказок, чтобы
показать детям со всех сторон то нравственное качество, которое нужно
воспитать. Изучать творчество Г.Х. Андерсена нужно на протяжении всех лет
обучения в начальной школе.

6.
Различное распределение сказок Г.Х Андерсена в программах литературного чтения
начальной школы определило и разные приемы литературоведческого анализа,
используемые в работе на уроке.

В.И.
Влащенко в своей статье «Исследовательская работа учителя и учеников на уроках
чтения» на примере методической разработки урока по сказке Г.Х. Андерсена
«Стойкий оловянный солдатик» показывает, что изучение сказок в начальной школе
должно осуществляться «с помощью тщательно продуманной системы вопросов,
направленных на активизацию работы души и ума, ведущих читателя-ребёнка к
осмыслению своих чувств, от подсознательного понимания через анализ текста к
осознанному открытию нравственно-духовного смысла произведения» [Влащенко
1999].

Для
более успешного усвоения нравственных норм сказок Г.Х. Андерсена
исследователями рекомендуется применение на уроках литературного чтения в
начальной школе следующих приемов и форм работы:

·      
Составление плана произведения. Сказки Г.Х
Андерсена имеют достаточно большой объем, что осложняет их восприятие учащимися
младших классов. Поэтому составление четкого плана произведения, безусловно,
будет способствовать более успешному анализу, пересказу и осмыслению детьми
нравственной составляющей сказки.

·      
Чтение по ролям. Помогает лучше раскрыть характеры
персонажей и прочувствовать эмоциональный фон сказки, а также развивает навыки
выразительного чтения.

·      
Определение особенностей композиции сказки.
Повышает сознательность восприятия сказки учащимися.

·      
«Словесное рисование». Способствует выявлению
характерных черт персонажей и, соответственно, позволяет детям быстрее
определить нравственный посыл произведения.

·      
Составление диафильма. Развивает творческое
мышление, способствует восприятию содержания текста и облегчает его осмысление.

·      
Использование методов критического мышления
(составление синквейна, кластера; метод «Фишбоун» (Рыбий скелет); метод
«Толстые и тонкие вопросы», «Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума»)» и др.).

Многие
из отмеченных выше приемов применяются в процессе литературоведческого анализа
сказок Г.Х. Андерсена в изучаемых нами УМК начальной школы.

Рассмотрим
методику литературоведческого анализа сказок в каждом УМК.

Прежде
всего необходимо отметить, что во всех учебно-методических комплектах тексты
сказок Андерсена сопровождаются красочными иллюстрациями, позволяющими детям
проникнуться атмосферой сказки, представить ее персонажей (см. Рис. 1; Рис. 2).

image001

Рис. 1. Иллюстрация к сказке «Принцесса на горошине» в учебнике по
литературному чтению УМК «Школа России» (2 кл.)

image002

Рис. 2. Иллюстрация к сказке «Дикие лебеди» в учебнике по литературному
чтению УМК
«Начальная школа XXI века» (4 кл.)

Как
уже отмечалось выше, в учебно-методическом комплексе «Начальная школа XXI века»
две сказки Андерсена («Елка» и «Стойкий оловянный солдатик») выделены для
самостоятельного чтения. Для рассмотрения на уроке предлагаются сказки «Пятеро
из одного стручка» (2 класс),
«Снеговик»
(в сокращении) (3 класс) и «Дикие лебеди» (в сокращении)

(4 класс). Вопросы для анализа сказки
«Снеговик» в учебнике не представлены и требуют от учителя специальной,
тщательной подготовки к уроку.

Методика анализа сказки «Пятеро
из одного стручка» вполне стандартна и предполагает поиск в тексте ответов на
заданные вопросы («1. О чем мечтали горошины? Какие слова говорили
горошины, улетая в широкий мир? Найди и прочитай. 2. Чему радовалась больная
девочка? Как ее мать ухаживала за горошком? Найди ответ в тексте. 3*. Что стало
с другими горошинами? Расскажи или прочитай»
). Для 2-го класса это
правильная методика, поскольку дети только учатся пересказывать текст. Затем
следует вопрос, связанный с усвоением учащимися соответствующих
литературоведческих терминов («Это литературная или народная сказка?»),
и завершает работу над текстом сказки творческое коммуникативное задание: «Подготовь
рассказ о горошине, которая тебе понравилась».
Основная идея сказки на
уроке, судя по вопросам, не формулируется.

В
четвертом классе при изучении сказки «Дикие лебеди» работа над текстом
усложняется. Дети должны понять символику названия произведения («Подумайте,
почему Х.-К. Андерсен так озаглавил эту сказку»
), установить композиционное
своеобразие произведения и дать характеристику героям («2. Как начинается
сказка? Какими представляет автор принцев и Элизу? Прочитайте. 3. Какими вы
представляете героев сказки? Опишите или нарисуйте на альбомном листе. 4.
Перечитайте каждую часть и озаглавьте»
). Используются коммуникативные и
творческие задания: «Перескажите ту часть, которая вам понравилась»;
«Назовите положительных и отрицательных героев сказки. Подготовьте об одном из
них рассказ».

В
учебно-методическом комплексе «Школа России» изучение творчества Андерсена
начинается тоже во втором классе, но со сказки «Принцесса на горошине». Перед
чтением текста сказки предполагается проведение предварительной словарной
работы: непонятные для детского восприятия слова выделены в тексте ярким цветом
(см. Рис. 3), толкование их значений дается в общем словарике в конце учебника.
Вопросы к сказке наводят детей на понимание идеи сказки (внешность обманчива,
человека надо оценивать по характеру, по воспитанию): «1. Как выглядела
принцесса, которая постучалась в ворота? Опиши ее. 2. В какой момент все
поняли, что принцесса настоящая? 3. Как ты думаешь, в каких ситуациях можно
употребить выражение «принцесса на горошине»? Приведи примеры. 4. Составьте с
другом несколько диалогов на эту тему».
Как видим, каждый вопрос
сопровождается коммуникативным заданием: составить рассказ-описание, привести
примеры из собственного опыта, составить диалог.

image003

Рис. 3. Отрывок из сказки «Принцесса на горошине» в учебнике по
литературному чтению УМК «Школа России» (2 кл.)

Аналогично
строится работа с текстом сказки «Гадкий утенок» в учебнике за 3 класс: «1. Представь
то место, где утка высиживала своих утят. Опиши его по памяти. 2. Почему утенок
сбежал с птичьего двора? Расскажи о его приключениях. 3. Найди в тексте
описание красивых, чудесных птиц, нарисуй словесную картинку к этому эпизоду»
.
Однако литературоведческий анализ углубляется: появляются вопросы, направленные
на развитие эмоциональной сферы учащихся («4. Расскажи, когда ты
сочувствуешь утенку, переживаешь за него, а когда радуешься»),
образного и
логического мышления («Сделай иллюстрации к тексту, чтобы они помогли
передать содержание сказки подробно»; «Расскажи, как жилось гадкому утенку
среди уток и как – среди лебедей»
– логическая операция сравнения; «Как
ты думаешь, почему Г.-Х. Андерсен назвал свою сказку «Гадкий утенок»? Кого мы
обычно так называем?»
– логическая операция обобщения). Очень важно, чтобы
в сознании ребенка закрепилось не только представление об отдельно взятой
сказке, но и о ее месте в творчестве писателя. На решение этой задачи
направлены вопросы: «Вспомни, что ты знаешь о великом сказочнике
Г.-Х. Андерсене. Где и когда он жил? Какие сказки Г.-Х. Андерсена ты читал
раньше? Расскажи одну из них».

В
учебнике за 4 класс УМК «Школа России» представлена сказка Г.Х.Андерсена
«Русалочка». Вопросы к тексту направлены на формирование у учащихся самых
разных коммуникативных умений и навыков: выражение собственного мнения («1.
Можно ли сказать, что сказка Г.-Х. Андерсена о любви? Выскажи свое мнение».
);
аргументация собственной позиции («2. Почему русалочка решила проститься со
своей подводной жизнью и стать человеком? Виноват ли кто-нибудь в том, что ее
мечты не
сбылись?
Объясни свою точку зрения. 3. Как ты относишься к героине? А как автор
относится к ней? Почему? Приведи примеры из текста»
);
устное сочинение (4. Самостоятельно составь рассказ о русалочке по плану:
где жила русалочка, какой она была, какая история с ней произошла, как я
отношусь к ее поступку)
; составление плана (5. Раздели текст на части,
составь план. Запиши его в «Рабочую тетрадь»)
; включение произведения в
контекст творчества писателя (6. Найди в библиотеке книгу сказок Г.-Х.
Андерсена. Какие другие произведения ты читал или хотел бы прочитать? Составь
список. Запиши его в «Рабочую тетрадь»
).

Таким
образом, в работе с текстами Г.Х Андерсена в УМК «Школа России» наблюдается
постепенное углубление литературоведческого анализа, а также расширение и
усложнение коммуникативных заданий.

В
учебно-методическом комплексе «Перспектива» учащиеся знакомятся с творчеством
Г.Х. Андерсена только в 4 классе. Поэтому литературоведческий анализ
произведений строится на основе разнообразных и достаточно сложных заданий.
Изучаются три сказки Г.Х. Андерсена: «Дикие лебеди», «Пятеро из одного
стручка» и «Чайник».

В
послетекстовых вопросах к сказкам «Дикие лебеди» и «Пятеро из одного стручка»
детям предлагается определить и охарактеризовать героев: «<…>
прочитайте до конца сказку «Дикие лебеди». О чем и о ком рассказывается в ней?»

(«Дикие лебеди»); «Кого мы можем назвать героем сказки? Только ли девочку и
ее мать? Объясните свое мнение»; «Какие горошины, по мнению Андерсена, были
самыми замечательными? Как считаете вы?»
(«Пятеро из одного стручка»). При
характеристике персонажей дети учатся выражать свое мнение. В вопросах по обеим
сказкам детям предлагается также сформулировать «суть сказки».
Формируются навыки выразительного чтения.

При
изучении сказки «Пятеро из одного стручка» внимание детей концентрируется на
приеме иносказания («Посмотрите на людей вокруг и попробуйте применить смысл
сказки к ним»)
. Сказка «Чайник» сопровождается творческим заданием на
реализацию этого приема:  «Придумайте, подражая Андерсену, свою историю о
каком-нибудь предмете. Расскажите ее в форме сказки. Представьте, что предмет
ожил. Подумайте, как он будет выглядеть, что говорить, какие события будут с
ним происходить. Какими чертами характера вы наделите предмет?».

Параллельно повторяются другие литературоведческие понятия: «Какие
особенности сказок вы используете (зачин, троекратные повторы, развитие
действия, концовка, сказочные устойчивые выражения, волшебные превращения)?»

Изучение
сказки «Дикие лебеди» также сопровождается творческим заданием коммуникативного
плана: «Напишите отзыв в «Творческой тетради», используя план». На
следующей после текста сказки странице дан план написания отзыва (см. Рис. 4),
по которому учащиеся пишут отзыв. Вопросы имеют воспитательный характер,
направлены на выявление нравственных аспектов: «в чем мудрость сказки?», «чему
она научила?» и т.д.

image004

Рис. 4. План написания отзыва в
учебнике литературного чтения УМК «Перспектива» (4 кл.)

Интересное
задание коммуникативного типа предлагается после чтения сказки «Пятеро из
одного стручка»: «Попробуйте с друзьями сделать пьесу по этой сказке. Не
забудьте использовать мимику, жесты и интонацию».

Проведенный
анализ учебных программ и учебно-методических пособий по литературному чтению
дает возможность выделения следующих особенностей изучения сказок Г.Х.
Андерсена в начальной школе:

·      
Представленные в программах произведения Г.Х.
Андерсена различаются, как и их количество.

·      
Биография автора на уроках литературного чтения не
изучается. Представляется, однако, что биография при изучении творчества
Г.Х. Андерсена важна, т.к. его сказки – это отражение его жизни, некоторые
герои его сказок – это олицетворение самого Андерсена;

·             
К произведениям предлагаются комплексы различных
вопросов и заданий, помогающих раскрытию основной идеи произведения и
способствующих развитию творческого мышления. Можно выделить несколько групп
вопросов:

o          
вопросы, направленные на выявление основного
замысла произведения, его проблемы: «О чем эта сказка?», «Почему автор так
назвал сказку?», «Какое главное событие сказки?»;

o          
вопросы на воспроизведение содержания: «Что стало с
другими горошинами? Расскажи или прочитай», «В какой момент все поняли, что
принцесса настоящая?», «Представь то место, где утка высиживала своих утят.
Опиши его по памяти»;

o              
вопросы, связанные с образом героя: «Как автор
говорит о каждом месяце, какие слова подбирает для этого?», «Как выглядела
принцесса, которая постучалась в ворота? Опиши ее», «Как ты относишься к
героине? А как автор относится к ней? Почему?»;

o              
вопросы, направленные на развитие творческого
мышления: «Перечитайте каждую часть и озаглавьте»,
«Составьте с другом несколько диалогов на эту тему», «Напишите отзыв в «Творческой тетради», используя план», «Придумайте,
подражая Андерсену, свою историю о каком-нибудь предмете».

·             
Не все учебно-методические комплекты достаточно
полно раскрывают авторскую идею произведений и целесообразно используют
потенциал сказок Андерсена для литературного развития учащихся. В УМК
«Начальная школа XXI века» задания, направленные на литературоведческий анализ,
во втором классе охватывают только композицию произведения, а смысл сказки
остается невыясненным; в 4 классе к композиционному добавляется анализ образной
системы, выявляется смысл произведения, но акцентирования на его нравственном
посыле не делается (нет творческих заданий). В УМК «Школа России» литературоведческие
задания усложняются в зависимости от уровня развития младшего школьника, но они
достаточно стандартны, а подобранные сказки несколько односторонне раскрывают
тему нравственности. В УМК «Перспектива» изучение творчества Г.Х. Андерсена
представлено только в четвертом классе и литературоведческие задания хотя и
сложные, но интересные, творческие, способствующие тому, чтобы дети поняли
смысл произведений. Однако творчество Андерсена представлено, по сути, в конце
курса литературного чтения для начальной школы, тогда как знакомство с
произведениями этого писателя у детей происходит гораздо раньше

На
наш взгляд, произведения Г.Х. Андерсена должны изучаться на протяжении всего
курса литературного чтения для начальной школы (как в УМК «Школа России»), с постепенным
усложнением литературоведческого анализа и с применением разнообразных приемов,
нацеленных на развитие творческого мышления учащихся (как в УМК «Перспектива»).

ВЫВОДЫ

Сказки
Андерсена давно и прочно вошли в практику уроков литературы в школе. В
начальной школе изучение сказок Андерсена зависит от программы, по которой
учатся школьники.

По
итогам анализа программ можно сделать вывод, что творчество Г.Х. Андерсена в
начальной школе изучается не достаточно широко. Работа над сказками Андерсена
позволяет использовать разные виды заданий, направленных на развитие
коммуникативной и литературоведческой компетенций учащегося, а также на
развитие его творческого мышления.

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» 9 раздел «Жизнь дана на добрые дела». Тема: Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет литературное чтение 3 класс$

Тема урока

Место урока по теме

Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка».

9 раздел «Жизнь дана на добрые дела», 3урок

Тип урока

$

Формы, приемы, методы

комбинированный

Фронтальный опрос, самостоятельная работа в группах, индивидуальные задания, творческое задание

Цель урока

Задачи урока

Учить наблюдать и обнаруживать красоту природы и искусства через произведения В. Берестова, В Лунина используя художественные приемы.

Предметные:

-развивать способности творческого «видения» смысла художественного произведения.

— находить в тексте примеры использования олицетворения, сравнения, анализировать средства художественной выразительности.

— Формировать умение вести диалог с автором.

Учить наблюдать и обнаруживать красоту природы и искусства. Расширить словарный запас. Показать сходство художественных приемов , которыми пользуется поэт.

Предполагаемый результат

$

Знать

Уметь

— учащиеся научатся находить в тексте примеры использования приемы: сравнения , олицетворения, анализировать средства художественной выразительности.

— уметь настраивать себя на работу;

-уметь выразительно читать

— уметь работать в парах и оценивать соседа

$ — уметь самостоятельно ставить цель урока

— -уметь анализировать достижения поставленной цели урока

— анализировать средства художественной выразительности..

-уметь подводить итог своей деятельности на уроке.

-уметь работать с дополнительными источниками.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

$

Оборудование

Метапредметные:

А) познавательныеУУД:

-развитие умения извлекать информацию из прослушанного текста.

-развития умения находить ответы на вопросы используя текст произведения

-развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.

Б) коммуникативные УУД

-Формирование умения работать в группах,

-умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли , представлять работу своей группы.

-умение читать выразительно.

В)регулятивныеУУД

-учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.

3. Личностные:

— формировать умение видеть внутреннюю жизнь другого человека,

его заботы и переживания.

Метод проблемного обучения,

Обучение в сотрудничестве

Обучение к самооценки

ИКТ, Презентация, раздаточный материал.

Цель/задачи этапа

Деяте$льность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

1 этап

$

Организационный момент

Прошла перемена.

Услышан звонок.

Пора поскорее начать нам урок

.

Все дети повторяют за учителем

Умение настраивать себя на работу

2 этап

Актуализация знаний

Проверка д/з

Выборочное чтение

Открыли учебник стр.138

$

Выразительное чтение отрывка

Умение выразительно читать

$

3 этап

Постановка цели урока

— Отгадайте загадку:

Дом зелёный тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки. (горох)$

Что вы можете рассказать об этом растении?

$

Умение вести диалог

Ребята, как вы думаете, глядя на нашу загадку, о чём сегодня на уроке мы будим читать? –Обратите внимание на выставку книг,  «Сказки$ Х.К. Андерсена».

Вспомните знакомые произведения  Андерсена.

 Определи сказку!

Сегодня с вами на уроке мы познакомимся с одним из таких произведений.      Откройте учебники на с. 142. Прочтите название произведения.

Чтение слов в начале произведения

Чтение слов в начале произведения учителем.

—  Как понимаете слово «предчувствие»?

— О Горохе

— Г.Х.Андерсен

-«Пятеро из одного стручка»

Предчувствие – чувство ожидания чего-нибудь назревающего, предстоящего или неизвестного.

$проблемная задача

Умение работать в парах ( проводить взаимопроверку)

$

Умение выделять главное сравнение.

Умение самостоятельно ставить цель урока.

4 этап

$

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

Физминутка

Гимнастика для глаз

Сейчас давайте прочитаем дальше

-Как назывался дом, в котором жили горошины?

-О чем п$ереживали горошины, что они предчувствовали?

-Что  такое бузина?      

    — Выделите слова, которые позволяют ярко представить, какой была девочка. В каком состоянии она находилась?

— Молодцы ребята, давайте сейчас немного отдохнем и продолжим дальше!

Чтение 2 части сказки до конца «по цепочке».

-Когда бедная женщина поверила, что её дочь выздоровеет?

—  Каким образом горошины оказались на воле?

   Какая судьба постигла каждую горошин?

—  Куда попала пятая горошина?

—     Кто там жил?

( прочитай)

—         Какое чудо произошло и что означает слово чудо?

—         Что помогло девочке выздороветь?

$

-Стручок

— Что их скоро выпустят на волю,

— Бузина- кустарник с черными или красными ягодами

-худенькая, тщедушна

Поиск и сбор информации

Самооценка по критериям оценки выполненного задания$

Умение выразительно читать

Умение высказывать свою точку зрения

Умение слушать и слышать , договариваться .

5 этап

$

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

Работа в группах:

1 группа — смоделировать обложку для книги.(Автор -Г.Х.Андерсен, жанр -сказка, название -пятеро из одного стручка.)

2 группа -создание иллюстрации к 1 части

3группа -создание иллюстрации ко 2 части.

4группа -пословица «Жизнь дана на добрые дела»

Методы, ориентированные на самостоятельную письменную коммуника­цию

Применение творчества

оценивают собственную учебную деятельность

$

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения .

Умение применять творчество в условиях выполнения задания.

6 этапе

закрепление теоретического материала

-Какая из пяти горошин самая замечательная? Почему?

— вдохнула в девочку жизнь)  

оценивают собственную учебную деятельность

Умение вести диалог

$

7 этап

рефлексия

-Закончите предложения.

Сегодня на уроке я узнал……

Мне показалось интересным………

Меня удивило………

Учащиеся анализируют урок

Дополняя предложения

Подведение -оцени$вания собственной учебной деятельности в течение урока.

8этап

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности

Домашняя работа

Итог урока .

-С каким произведением мы познакомились?

— Чему учит сказка?

Так и вы, через несколько лет окончите школу и разлетитесь, словно горошины, в разные стороны. Но в отличие от горошин вы не будете ждать, что кто-то распорядится вашей судьбой, а будете сами ставить цел$и и достигать их и тем самым приносить пользу людям.

-Перечитать сказку,  рассказать сказку от лица пятой, последней, горошины. Подготовить чтение разговора матери и дочери по ролям

-приносить людям пользу,

-хорош тот, кто доставляет радость другим.

Учащиеся подводят итог своей деятельности на уроке.

Наблюдательностью и вниманием, должны любить природу.

Оценивают свою деятельность

Учащиеся знакомятся с домашним заданием

.

Умение давать оценку своей деятельности

Умение работать с дополнительными источниками.( интернет источниками)

$

1

«Пятеро из одного стручка» Андерсена с иллюстрациями Г. Сояшникова, Б. Паршина и А. Кулешова

В стручке сидело пять горошин; сами они были зеленые, стручок тоже зеленый, ну, они и думали, что и весь мир зеленый; так и должно было быть! Стручок рос, росли и горошины; они приноравливались к помещению и сидели все в ряд. Солнышко освещало и пригревало стручок, дождик поливал его, и он делался все чище, прозрачнее; горошинам было хорошо и уютно, светло днем и темно ночью, как и следует. Они все росли да росли и все больше и больше думали, сидя в стручке, — что-нибудь да надо же было делать!

2

5 горошин в стручке

— Век, что ли, сидеть нам тут? — говорили они. — Как бы нам не зачерстветь от такого сидения. А сдается нам, есть что-то и за нашим стручком! Уж такое у нас предчувствие!

Прошло несколько недель; горошины пожелтели, стручок тоже пожелтел.

— Весь мир желтеет! — сказали они, и кто ж бы им помешал говорить так?

Вдруг они почувствовали сильный толчок: стручок был сорван человеческой рукой и сунут в карман, к другим стручкам.

— Ну, вот теперь скоро нас выпустят на волю! — сказали горошины и стали ждать.

— А хотелось бы мне знать, кто из нас пойдет дальше всех! — сказала самая маленькая. — Впрочем, скоро увидим!

— Будь что будет! — сказала самая большая.

— Крак! — стручок лопнул, и все пять горошин выкатились на яркое солнце. Они лежали на детской ладони; маленький мальчик разглядывал их и говорил, что они как раз пригодятся ему для стрельбы из бузинной трубочки. И вот одна горошина уже очутилась в трубочке, мальчик дунул, и она вылетела.

3

Мальчик и горох

— Лечу, лечу, куда хочу! Лови, кто может! — закричала она, и след ее простыл.

— А я полечу прямо на солнце; вот настоящий-то стручок! Как раз по мне! — сказала другая. Простыл и ее след.

— А мы куда придем, там и заснем! — сказали две следующие. — Но мы таки до чего-нибудь докатимся! — Они и правда прокатились по полу, прежде чем попасть в бузинную трубочку, но все-таки попали в нее. — Мы дальше всех пойдем!

— Будь что будет! — сказала последняя, взлетела кверху, попала на старую деревянную крышу и закатилась в щель как раз под окошком чердачной каморки.

В щели был мох и рыхлая земля, мох укрыл горошину; так она и осталась там, скрытая, но не забытая господом богом.

— Будь что будет! — говорила она.

А в каморке жила бедная женщина. Она ходила на поденную работу: чистила печи, пилила дрова, словом исполняла всякую тяжелую работу; сил у нее было довольно, охоты работать тоже не занимать стать, но из нужды она все-таки не выбивалась! Дома оставалась у нее ее единственная дочка, подросток. Она была такая худенькая, тщедушная; целый год уж лежала в постели: не жила и не умирала.

4

Бедная женщина и её единственная дочка

— Она уйдет к сестренке, — говорила мать. — У меня ведь их две было. Тяжеленько было мне кормить двоих; ну, вот господь бог и поделил со мною заботу, взял одну к себе! Другую-то мне хотелось бы сохранить, да он, видно, не хочет разлучать сестер!

Но больная девочка все не умирала; терпеливо, смирно лежала она день-деньской в постели, пока мать была на работе.

Дело было весною, рано утром, перед самым уходом матери на работу. Солнышко светило через маленькое окошечко прямо на пол, и больная девочка посмотрела в оконце.

— Что это там зеленеет за окном? Так и колышется от ветра!

Мать подошла к окну и приотворила его.

— Ишь ты! — сказала она. — Да это горошинка пустила ростки! И как она пошла сюда в щель? Ну, вот у тебя теперь будет свой садик!

Придвинув кроватку поближе к окну, чтобы девочка могла полюбоваться зеленым ростком, мать ушла на работу.

— Мама, я думаю, что поправлюсь! — сказала девочка вечером. — Солнышко сегодня так пригрело меня. Горошинка, видишь, как славно растет на солнышке? Я тоже поправлюсь, начну вставать и выйду на солнышко.

5

Зелёный росток

— Дай-то бог! — сказала мать, но не верила, что это сбудется.

Однако она подперла зеленый росток, подбодривший девочку, небольшою палочкой, чтобы он не сломался от ветра; потом взяла тоненькую веревочку и один конец ее прикрепила к крыше, а другой привязала к верхнему краю оконной рамы. За эту веревочку побеги горошины могли цепляться, когда станут подрастать. Так и вышло: побеги заметно росли и ползли вверх по веревочке.

— Смотри-ка, да она скоро зацветет! — сказала женщина однажды утром и с этой минуты тоже стала надеяться и верить, что больная девочка ее поправится.

Ей припомнилось, что девочка в последнее время говорила как будто живее, по утрам сама приподнималась на постели и долго сидела, любуясь своим садиком, где росла одна-единственная горошина, а как блестели при этом ее глазки! Через неделю больная в первый раз встала с постели на целый час. Как счастлива она была посидеть на солнышке! Окошко было отворено, а за окном покачивался распустившийся бело-розовый цветок. Девочка высунулась в окошко и нежно поцеловала тонкие лепестки. День этот был для нее настоящим праздником.

— Господь сам посадил и взрастил цветочек, чтобы ободрить и порадовать тебя, милое дитятко, да и меня тоже! — сказала счастливая мать и улыбнулась цветочку, как ангелу небесному.

Ну, а другие-то горошины? Та, что летела, куда хотела, — лови, дескать, кто может, — попала в водосточный желоб, а оттуда в голубиный зоб и лежала там, как Иона во чреве кита. Две ленивицы ушли не дальше — их тоже проглотили голуби, значит и они принесли немалую пользу. А четвертая, что собиралась залететь на солнце, упала в канаву и пролежала несколько недель в затхлой воде, пока не разбухла.

6

Иллюстрация к сказке Андерсена «Пятеро из одного стручка»

— Как я славно раздобрела! — говорила горошина. — Право, я скоро лопну, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна горошина. Я самая замечательная из всех пяти!

Канава была с нею вполне согласна.

А у окна, выходившего на крышу, стояла девочка с сияющими глазами, румяная и здоровая; она сложила руки и благодарила бога за цветочек гороха.

7

Девочка и цветущий горох

— А я все-таки стою за мою горошину! — сказала канава.

Пятеро из одного стручка

1853 3140

В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже зелёный, ну, они и думали, что и весь мир зелёный; так и должно было быть! Стручок рос, росли и горошины; они приноравливались к помещению и сидели все в ряд. Солнышко освещало и пригревало стручок, дождик поливал его, и он делался все чище, прозрачнее; горошинам было хорошо и уютно, светло днём и темно ночью, как и следует. Они всё росли да росли и всё больше думали, сидя в стручке, что пора им что-то предпринять.

— Век, что ли, сидеть нам тут? — говорили они. — Как бы нам не засохнуть от такого сидения. Сдаётся нам, есть что-то и вне нашего стручка! Уж такое у нас предчувствие!

Прошло несколько недель; горошины пожелтели, стручок тоже пожелтел.

— Весь мир желтеет! — сказали они, и кто бы им помешал говорить так?

Вдруг они почувствовали сильный толчок; стручок сорвала человеческая рука и сунула в карман, к другим стручкам.

— Ну, вот теперь скоро нас выпустят на волю! — сказали горошины и стали ждать.

— А хотелось бы мне знать, кто из нас сойдет дальше всех! — сказала самая маленькая. — Впрочем, скоро увидим!

— Будь что будет — сказала самая большая.

— Крак! — стручок лопнул, и все пять горошин выкатились на яркое солнце. Они лежали на детской ладони; маленький мальчик разглядывал их и говорил, что они как раз пригодятся ему для стрельбы из бузинной трубочки. И вот одна горошина уже очутилась в трубочке, мальчик дунул, и она вылетела.

— Лечу, лечу, куда хочу! Лови, кто может! — закричала она, и след её простыл.

— А я полечу прямо на солнце; вот настоящий-то стручок! Как раз по мне! — сказала другая. Простыл и её след.

— А мы куда придем, там и заснём! — сказали две следующие. — Но мы все же до чего-нибудь докатимся! — Они и правда покатились по полу, прежде чем попасть в бузинную трубочку, но всё-таки попали в нее. — Мы дальше всех пойдем!

— Будь что будет! — сказала последняя, взлетела кверху, попала на старую деревянную крышу и закатилась в щель как раз под окошком чердачной каморки. В щели был мох и рыхлая земля, мох укрыл горошину; так она и осталась там, скрытая, но не забытая господом богом.

— Будь что будет! — говорила она.

А в каморке жила бедная женщина. Она ходила на поденную работу: чистила печи, пилила дрова, словом, бралась за всё, что подвернется; сил у неё было довольно, охоты работать тоже не занимать стать, но из нужды она всё-таки не выбивалась! Дома оставалась у неё единственная дочка, подросток. Она была такая худенькая, тщедушная; целый год уж лежала в постели: не жила и не умирала.

— Она уйдет к сестренке! — говорила мать. — У меня ведь их две было. Тяжело было мне кормить двоих; ну, вот господь бог и поделил со мною заботу, взял одну к себе! Другую-то мне хотелось бы сохранить, да он, видно, не хочет разлучать сестёр! Заберёт и эту!

Но больная девочка всё не умирала; терпеливо, смирно лежала она день-деньской в постели, пока мать была на работе.

Дело было весною, рано утром, перед самым уходом матери на работу. Солнышко светило через маленькое окошечко прямо на пол. Больная девочка долго не отводила глаз от окна.

— Что это там зеленеет за окном? Так и колышется от ветра! Мать подошла к окну и приотворила его.

— Ишь ты! — сказала она. — Да это горошинка пустила ростки! И как она попала сюда в щель? Ну, вот у тебя теперь будет свой садик!

Придвинув кроватку поближе к окну, чтобы девочка могла полюбоваться зелёным ростком, мать ушла на работу.

— Мама, я думаю, что поправлюсь! — сказала девочка вечером. — Солнышко сегодня так пригрело меня. Горошинка, видишь, как славно растёт на солнышке? Я тоже поправлюсь, начну вставать и выйду на солнышко.

— Дай-то бог! — сказала мать, но не верила, что это сбудется. Однако она подперла зелёный росток, подбодривший девочку, небольшою палочкой, чтобы не сломался от ветра; потом взяла тоненькую верёвочку и один конец её прикрепила к крыше, а другой привязала к верхнему краю оконной рамы. За эту верёвочку побеги горошины смогут цепляться, когда станут подрастать. Так и вышло: побеги заметно росли и ползли вверх по верёвочке.

— Смотри-ка, да она скоро зацветёт! — сказала женщина однажды утром и с этой минуты тоже стала надеяться и верить, что больная дочка её поправится.

Ей припомнилось, что девочка в последнее время говорила как будто живее, по утрам сама приподнималась на постели и долго сидела, любуясь своим садиком, где росла одна-единственная горошина. А как блестели при этом её глазки! Через неделю больная в первый раз встала с постели на целый час. Как счастлива она была посидеть на солнышке! Окошко было отворено, а за окном покачивался распустившийся бело-розовый цветок. Девочка высунулась в окошко и нежно поцеловала тонкие лепестки. День этот был для неё настоящим праздником.

— Господь сам посадил и взрастил цветочек, чтобы ободрить и порадовать тебя, милое дитя, да и меня тоже! — сказала счастливая мать и улыбнулась цветочку, как ангелу небесному.

Ну, а другие-то горошины? Та, что летела, куда хотела, — лови, дескать, кто может, — попала в водосточный жёлоб, а оттуда в голубиный зоб и лежала там, как Иона во чреве кита. Две ленивицы ушли не дальше — их тоже проглотили голуби, значит, и они принесли немалую пользу. А четвёртая, что собиралась залететь на солнце, упала в канаву и пролежала несколько недель в затхлой воде, пока не разбухла.

— Как я славно раздобрела! — говорила горошина. — Право, я скоро лопну, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна горошина. Я самая замечательная из всех пяти!

Канава была с нею вполне согласна.

А у окна, выходившего на крышу, стояла девочка с сияющими глазами, румяная и здоровая; она сложила руки и благодарила бога за цветочек гороха.

— А я всё-таки стою за мою горошину! — сказала канава.

Ганс Христиан Андерсен — Пятеро из одного стручка: Сказка

В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже зелёный, ну, они и думали, что и весь мир зелёный; так и должно было быть! Стручок рос, росли и горошины; они приноравливались к помещению и сидели все в ряд. Солнышко освещало и пригревало стручок, дождик поливал его, и он делался все чище, прозрачнее; горошинам было хорошо и уютно, светло днём и темно ночью, как и следует. Они всё росли да росли и всё больше думали, сидя в стручке, что пора им что-то предпринять.

— Век, что ли, сидеть нам тут? — говорили они. — Как бы нам не засохнуть от такого сидения. Сдаётся нам, есть что-то и вне нашего стручка! Уж такое у нас предчувствие!

Прошло несколько недель; горошины пожелтели, стручок тоже пожелтел.

— Весь мир желтеет! — сказали они, и кто бы им помешал говорить так?

Вдруг они почувствовали сильный толчок; стручок сорвала человеческая рука и сунула в карман, к другим стручкам.

— Ну, вот теперь скоро нас выпустят на волю! — сказали горошины и стали ждать.

— А хотелось бы мне знать, кто из нас сойдет дальше всех! — сказала самая маленькая. — Впрочем, скоро увидим!

— Будь что будет — сказала самая большая.

— Крак! — стручок лопнул, и все пять горошин выкатились на яркое солнце. Они лежали на детской ладони; маленький мальчик разглядывал их и говорил, что они как раз пригодятся ему для стрельбы из бузинной трубочки. И вот одна горошина уже очутилась в трубочке, мальчик дунул, и она вылетела.

— Лечу, лечу, куда хочу! Лови, кто может! — закричала она, и след её простыл.

— А я полечу прямо на солнце; вот настоящий-то стручок! Как раз по мне! — сказала другая. Простыл и её след.

— А мы куда придем, там и заснём! — сказали две следующие. — Но мы все же до чего-нибудь докатимся! — Они и правда покатились по полу, прежде чем попасть в бузинную трубочку, но всё-таки попали в нее. — Мы дальше всех пойдем!

— Будь что будет! — сказала последняя, взлетела кверху, попала на старую деревянную крышу и закатилась в щель как раз под окошком чердачной каморки. В щели был мох и рыхлая земля, мох укрыл горошину; так она и осталась там, скрытая, но не забытая господом богом.

— Будь что будет! — говорила она.

А в каморке жила бедная женщина. Она ходила на поденную работу: чистила печи, пилила дрова, словом, бралась за всё, что подвернется; сил у неё было довольно, охоты работать тоже не занимать стать, но из нужды она всё-таки не выбивалась! Дома оставалась у неё единственная дочка, подросток. Она была такая худенькая, тщедушная; целый год уж лежала в постели: не жила и не умирала.

— Она уйдет к сестренке! — говорила мать. — У меня ведь их две было. Тяжело было мне кормить двоих; ну, вот господь бог и поделил со мною заботу, взял одну к себе! Другую-то мне хотелось бы сохранить, да он, видно, не хочет разлучать сестёр! Заберёт и эту!

Но больная девочка всё не умирала; терпеливо, смирно лежала она день-деньской в постели, пока мать была на работе.

Дело было весною, рано утром, перед самым уходом матери на работу. Солнышко светило через маленькое окошечко прямо на пол. Больная девочка долго не отводила глаз от окна.

— Что это там зеленеет за окном? Так и колышется от ветра! Мать подошла к окну и приотворила его.

— Ишь ты! — сказала она. — Да это горошинка пустила ростки! И как она попала сюда в щель? Ну, вот у тебя теперь будет свой садик!

Придвинув кроватку поближе к окну, чтобы девочка могла полюбоваться зелёным ростком, мать ушла на работу.

— Мама, я думаю, что поправлюсь! — сказала девочка вечером. — Солнышко сегодня так пригрело меня. Горошинка, видишь, как славно растёт на солнышке? Я тоже поправлюсь, начну вставать и выйду на солнышко.

— Дай-то бог! — сказала мать, но не верила, что это сбудется. Однако она подперла зелёный росток, подбодривший девочку, небольшою палочкой, чтобы не сломался от ветра; потом взяла тоненькую верёвочку и один конец её прикрепила к крыше, а другой привязала к верхнему краю оконной рамы. За эту верёвочку побеги горошины смогут цепляться, когда станут подрастать. Так и вышло: побеги заметно росли и ползли вверх по верёвочке.

— Смотри-ка, да она скоро зацветёт! — сказала женщина однажды утром и с этой минуты тоже стала надеяться и верить, что больная дочка её поправится.

Ей припомнилось, что девочка в последнее время говорила как будто живее, по утрам сама приподнималась на постели и долго сидела, любуясь своим садиком, где росла одна-единственная горошина. А как блестели при этом её глазки! Через неделю больная в первый раз встала с постели на целый час. Как счастлива она была посидеть на солнышке! Окошко было отворено, а за окном покачивался распустившийся бело-розовый цветок. Девочка высунулась в окошко и нежно поцеловала тонкие лепестки. День этот был для неё настоящим праздником.

— Господь сам посадил и взрастил цветочек, чтобы ободрить и порадовать тебя, милое дитя, да и меня тоже! — сказала счастливая мать и улыбнулась цветочку, как ангелу небесному.

Ну, а другие-то горошины? Та, что летела, куда хотела, — лови, дескать, кто может, — попала в водосточный жёлоб, а оттуда в голубиный зоб и лежала там, как Иона во чреве кита. Две ленивицы ушли не дальше — их тоже проглотили голуби, значит, и они принесли немалую пользу. А четвёртая, что собиралась залететь на солнце, упала в канаву и пролежала несколько недель в затхлой воде, пока не разбухла.

— Как я славно раздобрела! — говорила горошина. — Право, я скоро лопну, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна горошина. Я самая замечательная из всех пяти!

Канава была с нею вполне согласна.

А у окна, выходившего на крышу, стояла девочка с сияющими глазами, румяная и здоровая; она сложила руки и благодарила бога за цветочек гороха.

— А я всё-таки стою за мою горошину! — сказала канава.

Источники:

http://xn—-7sbb5adknde1cb0dyd.xn--p1ai/%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BD-%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BE-%D0%B8%D0%B7-%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%B0/
http://nukadeti.ru/skazki/pyatero-iz-odnogo-struchka
http://skazki.rustih.ru/gans-xristian-andersen-pyatero-iz-odnogo-struchka/

Учебный предмет: Литературное
чтение, 2 класс (УМК «Начальная школа
XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой)

Тема урока: Мир
сказок. Обобщение по теме. Проверь себя

Критерии
достижения целей урока:
интерес, активность
участников урока, выполнение предлагаемых заданий.

•          обобщение
знаний о произведениях художественной литературы разных стран;

•          владение
навыками хорошей, образной речи и осознанного чтения художественного
произведения;

•          формирование
качеств духовно-нравственного воспитания: верности, преданности, дружбы, любви.

Материал для
чтения:
Б.Гримм «Маленькие человечки», русская
народная сказка «У страха глаза велики», Х.К.Андерсен «Пятеро из одного
стручка»

Предварительная
подготовка:
повторное прочтение данных произведений,
подготовка иллюстраций для буктрейлера, работа со словарём.

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые
УУД

I.                  
Орг.момент.

Психологический настрой

Здравствуйте
ребята! Мысленно улыбнитесь себе, всем кого видите на экране, своему хорошему
настроение.

Ученики здороваются
друг с другом. Настраиваются на урок.

Личностные
УУД:

умение
соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и
одноклассникам.

Регулятивные
УУД:

умение
организовать выполнение указаний учителя.

II.               
Постановка
учебной задачи (темы) и мотивация учебной деятельности

Я хочу
начать урок с игры «Волшебный мешочек». Я достаю предмет или картинку, а вы попробуйте
догадаться, из каких они произведений.

(Достаю
из мешочка по очереди

картинки:

·        
Яблонька,
а под яблонькой зайка (русская народная сказка «У страха глаза велики»)

·        
Пара
сапог (Братья Гримм «Маленькие человечки»

·        
Девочка-подросток
на кровати (Х.К.Андерсен «Пятеро из одного стручка»)

Учащиеся
называют автора или произведение

Коммуникативные
УУД:
развитие
умения воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, умение
высказывать своё предположение на основе имеющегося опыта, аргументировать
свою точку зрения, умение слушать собеседника, умение договариваться,
находить общее решение.

Познавательные
УУД:

установление причинно-следственных связей, умение строить логическое
рассуждение

III.            
Определение
цели урока

Скажите
пожалуйста, что объединяет все эти произведения? Это новые сказки или уже
изученные? Прочтите тему урока. Зная тему, сформулируйте цель.

Учащиеся
отвечают на вопросы учителя.

С
помощью учителя формулируют цель:

«Обобщить
и проверить свои знания по изученным произведениям»

Познавательные
УУД:

выделять и формулировать познавательную цель урока; определять цель
учебной деятельности

IV.            
Составление
плана

Для
плодотворной работы на уроке, для достижения цели нам необходимо составить
план действий.

Как
предполагаете решать поставленные задачи?

Составление
плана урока:

1.      Вспомнить,
что мы знаем о сказках и их авторах

2.      Чтение отрывков
из произведений.

3.      Анализ героев
сказок, их поступков.

4.      Подведение
итога.

Ответы
на вопросы учителя.

Регулятивные
УУД:

определять
последовательность действий на уроке, прогнозировать предстоящую работу
(составлять план)

V.               
Работа
с книжной выставкой

Рассмотрите
книги на выставке. Что их объединяет? 

Жанр (сказки
разных народов, авторские и народные => тема урока «Обобщение по теме «Мир
сказок. Проверь себя».

Регулятивные
УУД:

высказывать
своё предположение на основе работы с материалом выставки

VI.            
Обобщение
и систематизация знаний:

Повторение
и анализ основных фактов, событий, явлений

Закончите
предложение:

Я знаю
об авторе сказки «Маленькие человечки»…

Я знаю
об авторе сказки «Пятеро из одного стручка»…

Я знаю
об авторе сказки «У страха глаза велики»,

Учащиеся
слушают учителя, продолжают предложение

Регулятивные
УУД:

сохранять
учебную задачу

Познавательные
УУД:

Слушать
ответ товарища, извлекая нужную информацию

Коммуникативные
УУД:

слушать и понимать речь других.

Подготовка
учащихся к обобщающей деятельности

На экране вы видите слова, подумайте, что вам можно с
ними сделать.

1 вариант (если затрудняются): Что это за слова? Какую работу вы
должны сделать? (Распределить качества на две группы)

2 вариант (если самостоятельно начали выполнять): Что это за слова?
Что вы с ними сделали? Почему эти слова разделили на три группы? Для чего
провели такую работу? (Герои в произведениях бывают разные и обладают они
разными качествами характера)

Учащиеся
проговаривают свои «идеи», пытаются выполнить здание, делают выводы

Познавательные
УУД:

устанавливать
причинно-

следственные
связи

уметь
передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Коммуникативные
УУД:

слушать
и понимать речь других;

договариваться
и приходить к общему решению

Регулятивные
УУД:

выдвигать
свои гипотезы на основе учебного материала

Контроль
усвоение, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Прочитаем
описание главных героев сказок и определим, подтвердились ваши предположения
или нет.

Дети
читают о главных героях сказок, где описываются их положительные или
отрицательные качества

Познавательные
УУД:

извлекать
необходимую информацию из текста, ориентироваться в книге;

Физ.минутка

Во дворе
щенок играл,

Прыгал,
бегал и считал:

«Раз –
прыжок и три кивка,

Два –
направо голова,                    

Три –
налево поворот» –

И
помчался до ворот,

А потом
вздохнул и сел:

Он устал
и присмирел.

Выполняют
упражнения

Регулятивные
УУД:

умение
соотносить свои действия со словами учителя;

проводить физическую разгрузку в ходе работы

Воспроизведение
на новом уровне (переформулированные вопросы)

Мы с
вами вспомнили главных героев, те качества, которыми они обладали. А теперь
задание: Подумать и задать именной вопрос однокласснику по «шляпам» к любой
сказке

(Методика
«Шести шляп» по развитию ассоциативного мышления при анализе текста)

Можно
использовать словарик-памятку

Учащиеся
называют имя того, кому хотят адресовать вопрос, называют цвет шляпы и
произведение.

Личностные
УУД:

оценка
жизненных ситуаций и поступков героев текста с точки зрения общечеловеческих
норм

Познавательные
УУД:

находить
и использовать информацию для решения учебных ситуаций

Коммуникативные
УУД:

строить
монологическую и диалогическую речь; слушать и понимать речь других;

Регулятивные
УУД:

делать
выводы по результатам работы

VII.     
Формулирование выводов.

— О чём/
о ком говорили на уроке?

— Что повторили
на уроке?

-Как вы
считаете, достигли поставленных целей?

Ответы
на вопросы учителя. Высказывания учащихся.

Коммуникативные
УУД:

строить
монологическую и диалогическую речь; слушать и понимать речь других

Регулятивные
УУД:

делать
выводы по результатам работы

VIII.     Рефлексия и
оценивание

Работа
со слайдом «Закончи предложение»:

На
сегодняшнем уроке я вспомнил…

На этом
уроке я похвалил бы себя за…

После
урока мне захотелось…

Сегодня
я сумел…

Есть, ли
ребята, которые решили прочитать другие сказки этих авторов или других
народов??

Тогда
наш буктрейлер – это для вас.

Готовясь
к сегодняшнему уроку, вам как читателям понадобились 2 понятия, какие? Какое
из этих понятий было для вас новым ? Что такое буктрейлер?

Пользуясь
слайдом, дети заканчивают предложения.

Личностные
УУД:

освоение
личностного смысла учения

Познавательные
УУД:

систематизировать,
обобщить изученное

Коммуникативные
УУД:

формулировать
собственное мнение и позицию

Регулятивные
УУД:

осуществлять
самоконтроль

Показ
буктрейлера

Работа
со словариком читателя. Проговаривание понятий

Буктрейлер
(англ. booktrailer)
— это короткий видеоролик,
рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель
таких роликов – реклама книг и пропаганда чтения, (с детьми
проговорить)привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств.

·        
Домашнее
задание

Задание
на выбор:

1.Учебник
с.107 упр.4-6

2.Прочитать
и составить короткую рекламу или буктрейлер, о прочитанных самостоятельно
сказках так, чтобы мы все захотели обратиться к этим произведениям.

Ученики
записывают задание по выбору.

Регулятивные
УУД:

планировать
свою деятельность в соответствии с целевой установкой; организовать
выполнение заданий учителя

  • Рисунок к русской народной сказке заюшкина избушка
  • Рисунок к сказке аленушка и братец иванушка 1 класс поэтапно легкий
  • Рисунок к сказке акъял батыр
  • Рисунок к сказке аладдин и волшебная лампа
  • Рисунок к рассказу царевна лягушка