Рисунок к рассказу зощенко самое главное

Урок по литературному чтению в 4 классе на тему: м. м. зощенко елка тема: м.м. зощенко елка. тип урока: изучение

Урок по литературному
чтению

в 4 классе
на тему:

«М. М.
Зощенко «Елка»

Тема: «М.М. Зощенко «Елка».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством
и жизнью М.М.Зощенко, его произведением «Ёлка».

Задачи:

образовательные:

·                  
пополнять активный и пассивный словарь учащихся;

·                  
отрабатывать навык
выразительного чтения.

развивающие:

·                  
корригировать и развивать
устойчивое внимание и воображение учащихся;

·                  
пополнять активный и
пассивный словарь учащихся;

·                  
развивать связную устную
речь учащихся.

воспитательные:

·                  
воспитывать уважение 
к другим, ответственное отношение к своим поступкам.

Оборудование: иллюстрации к рассказу, портрет М.М.Зощенко, ребус,
елка, новогодние шары, надписи,  листы опроса, конверты, презентация,
кроссворд, таблица на доске, портреты Миньки и Лёльки.

Ход урока

I.Организационный
момент.

Ребята, посмотрите на доску и
произнесите слово (дети читают ЗДРАВСТВУЙТЕ).

Давайте пожелаем друг другу что-то
хорошее на каждую букву слова

з – здоровья

д – добра

р – радости

а – аккуратности

в – вежливости

с – старания

т – терпения

в – воспитанности

у – уважения

й – интереса

т – трудолюбия

е – единства

Молодцы. Я думаю, чтобы урок прошел
интересно, мы должны быть едины.

II.Актуализация
знаний.

-Дети, а кто любит Новый год?

-Мы в новогоднюю ночь с семьей дарим друг другу
подарки и обмениваемся пожеланиями.

-А вам чем запомнился этот Новый год?

-Как жаль, что новогодние праздники уже закончились в
России?

-А вы знаете, какой праздник сегодня (5 февраля)? (Сегодня
Китайский Новый год)

-Я приготовила красные конверты с заданиями для вас

III.Работа
по теме урока

1.                
Подготовка к
первичному восприятию (кроссворд на доске)

— Сегодня мы с вами продолжим
знакомство с произведениями русских писателей из раздела «Страна далекого
детства».

— С каким же писателем мы сегодня
познакомимся? Узнаем из первого красного конверта

— Это Зощенко Михаил Михайлович. (портрет
слайде)

— Ребята, рассказы Зощенко читают уже
несколько поколений.

-Вам интересно о нём узнать?  Я буду
рассказывать автобиографию М.Зощенко, а вас я попрошу  заполнить листы опроса.
Напротив каждого верного  утверждения вы должны поставить +, напротив неверного
–.

      Листы опроса:

1.                
Зощенко
родился в семье художника. +

2.                
Миша учился
хорошо.  —

3.                
Михаил
Михайлович стал Георгиевским кавалером. +

4.                
У писателя
было мало профессий. –

5.                
Отправившись в
Алма-Ату, он взял с собой свои сочинения. +

6.                
Начал писать в
8 лет. +

Биография:

     Михаил Зощенко родился  в
Петербурге в семье художника.
В 8 лет Мишу
отвели в гимназию. Учился неважно, а на выпускном экзамене получил единицу,
хотя уже тогда писал стихи и мечтал о карьере литератора. В университете
отучился недолго, потому что семье нечем было оплачивать учебу.

     Зощенко добровольцем ушел
на фронт, командовал батальоном, стал Георгиевским кавалером.
По возвращению зарабатывал разными профессиями: сапожника,  плотника,
актера
, милиционера, их было не
менее 15.
Поступив в группу противопожарной обороны, писателя принудительно
эвакуировали в Алма-Ату, позволив взять с собой багаж не тяжелее 12
килограммов. Зощенко взял тетради со своими сочинениями. Их вес – 8 килограммов.
Остальные четыре – личные вещи.  
В
самые трудные для себя годы юморист пишет рассказы для детей. Самое лучшее из
всего написанного Зощенко для детей — это рассказы о собственном детстве
писателя — «Леля и Минька».

-Ребята, вы можете
воспользоваться  сайтом
Litra.ru  и узнать об этом писателе больше.

 Эталон:   +        
—             +         —            +                  +

-Проверьте себя и
оцените.

2.Угадывание названия рассказа

— Ребята, мы с вами познакомились с биографией автора.
Но мы не знаем название нашего рассказа.

— А поможет нам узнать название  следующий  конверт
2.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u188173/t1517508415ac.jpg 

(елка)

Загадка:

Стою в тайге на одной ноге,
сверху шишки, снизу мишки,
Зимою и летом зеленого цвета,
платьице в иголках, а называюсь я …(Ёлка)

У неё одёжки колки:

Всё иголки, да иголки.

Звери шутят: “Дядя ёж

На неё слегка похож”.  (Ёлка)

Ёжик на неё похож,

Листьев вовсе не найдёшь.

Как красавица, стройна,

А на Новый год — важна. (Ёлка)

— Давайте назовем хором. Правильно! Молодцы! (на
слайде М.М.Зощенко «Ёлка»)

 Постановка цели и задач урока:

-Что мы будем сегодня делать? Начинаем со
слов…

На доске слова:

познакомимся….

узнаем…

определим…

обогатим….

будем развивать….

— Сегодня мы с вами познакомимся с
одним  случаем   из жизни мальчика Миньки, из которого
впоследствии вышел замечательный писатель Михаил Михайлович Зощенко.

3. Прогнозирование.

-Какие чувства и эмоции у вас возникают,
когда вы слышите «Ёлка»? (написать на домиках на правой стороне елки)

Новый год, праздник, подарки, веселье,
гости.

-Давайте посмотрим, об этом ли рассказ?

ФИЗМИНУТКА

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая —

Нас от парт не отпускает. (Ходьба
на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой. (Вращение
головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой — вперёд,

А потом наоборот. (Руки к
плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься. (Дети
садятся за парты.)

4.  Первичное
восприятие
(прочтение детьми
рассказа).

Начинает читать учитель, продолжают хорошо
читающие дети. Останавливаемся на незнакомых словах.

5.Словарно-лексическая работа 

-Что такое пастилка?

Пастилка – кондитерское изделие из
фруктовой массы и сахара.

-Как вы думаете, это какие яблочки?

Крымские яблочки – яблочки, привезенные из
Крыма.

Длинновязая (на слайде 3 варианта: высокая, с длинной шеей,
нескладная).

Если нам нужно узнать лексическое значение слова, куда
обращаемся? (к словарю Владимира Ивановича Даля). Запомните, книга – это наш
верный друг. Открываю и зачитываю …

 Длинновязая — раньше значение этого
слова трактовалось как «человек с длинной шеей». Нескладная и очень
высокая. Если углубиться в историю возникновения данного слова, то мы узнаем,
что существительное «вязы» обозначало слово «шея». И ещё под
обозначением «долгий» скрыто значение «длинный». На
сегодняшний день длинновязыми чаще всего называют высоких людей.

То
есть все варианты верные.

— Что значит церемониться?

Церемониться – проявлять излишнюю мягкость,
стеснение.
Лёля проявляет
стеснение? (Нет) Не проявляет стеснение.

Золотушный ребенок – какой? 4 варианта: золотой, послушный, больной
ребенок,
рыжий.

Посмотрим в словарь В.И. Даля:

Золотушный ребенок —  больной ребенок, страдающий золотухой.

6. Проверка вторичного восприятия

– Понравился ли вам рассказ, если да, то чем?

– Где и когда происходят события? (В семье Зощенко, в
канун праздника Нового года)

— Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги,
фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки)

– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?

– Почему  рассказ создаёт грустное настроение?

– Кто главные герои рассказа? (Лёля и Минька)

7.Сопоставление двух главных
героев Лели и Миньки. Работа в группах.

Конверт  3. В 3 конверте находятся слова,
которые характеризуют главных героев. Давайте составим таблицу и охарактеризуем
Лёлю и Миньку.

1,2,3 группа составляют
характеристику Лёли

 4,5,6 – Миньки.

Вспомним правила работы в группах.

1. Работать дружно.

2. Уважай соседа.

3. Помогай ему.

4. Не кричи, не шуми.

5.Говори спокойно.

Не забывайте их соблюдать.

Леля:  было 7 лет, 10 лет, высокая,  длинновязая,
низкая, исключительно бойкая, смелая, скромная, не церемонится,
стесняется.

Минька: ударило 5 лет, 1 год, маленького
роста
, высокий, тихий, смелый, плаксивый, никогда не плачет.

Леля

Минька

Возраст

 7 лет

 5 лет

Рост

 длинновязая

 маленького роста

Характер

 бойкая, смелая

тихий

Поведение

не церемонится

плаксивый

8. Работа с иллюстрациями к рассказу. Работа в
группах.

— Ребята, в конверт 4  — иллюстрации к
тексту, найдите нужный отрывок из рассказа к этому рисунку и зачитайте.

1 группа: 1

2 группа: 2

3 группа: 3

4 группа: 4

5 группа: 5

6 группа:6

9. Самостоятельная работа. Размышления над
проблемой рассказа.
(Конверт 5 ) ответить на вопросы устно:

1)               
Что предсказала обиженная
тетя Миньке? (Что он станет разбойником)

2)               
Как хотела наказать мама
Лёлю? (Поставить в угол носом)

3)               
Почему одна из
приглашённых мам использует пословицу «С вами водиться, что в крапиву
садиться!»?

4)               
Что произошло с фарфоровой
куклой? (У нее отломили ручку)

5)               
Что хотела мама подарить
Миньке? (Паровозик)

6)               
Чему удивилась
мама? (Что мы остались одни)

 « Доброе дело». Помогите Лёле и Миньке исправить
ситуацию. Предложите, что можно изменить в рассказе, чтобы праздник состоялся.

1.                
Вместе с мамой
наряжать ёлку

2.                
Попросить
пастилку

3.                
Не заходить
без разрешения в комнату

4.                
Признаться
маме раньше

5.                
Извиниться
перед гостями

7)               
В каких словах отражен
самый главный смысл этого произведения? Найдите в тексте.

         (И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни
разу больше не съел чужого  

         яблока и ни разу не ударил того, кто слабее
меня. И теперь доктора

          говорят, что я поэтому такой сравнительно
веселый и добродушный.)

       — Как вы понимаете эти слова?

Учитель: грубость и агрессивное поведение приводят к ссоре.
Людей, поступивших таким образом, как Минька и Лёля, ждёт одиночество.

8)                
Чему учит этот рассказ?

        Никогда не поступайте так, чтобы вашим
родителям было стыдно за ваши поступки.

— Давайте глубоко подумаем.
Вспомним весь урок, какие чувства и эмоции у вас сейчас? (Пишу на домиках на
левой стороне елки.)

Стыд, одиночество, ссора,
поступок, честность.

— Так о чём же произведение
М.М.Зощенко «Ёлка»?

IV.
Рефлексия

— Чтобы праздники  всегда были радостными и веселыми, я
вам предлагаю украсить символ Нового года шариками, на которых вы напишите свои
пожелания, на которые вас подтолкнули герои рассказа «Ёлка». (быть честным, не
врать, говорить правду, совершать поступки, быть дружными, уметь прощать, быть
единым целым, уметь признавать свою неправоту…)
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u188173/t1517508415ag.png

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u188173/t1517508415ah.jpghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u188173/t1517508415ai.jpghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u188173/t1517508415aj.png

Пожалуйста, покажите свой выбор.

Смотрите, какое разноцветие сегодня
в классе, я желаю вам, чтобы все пожелания обязательно сбылись, потому что в
Новый год все мечты сбываются!

V. Домашнее задание

На память об этом уроке я вам дарю
конвертики Хунбао с  д.з. по выбору:

— приготовить пересказ от лица
Миньки.

      — разделить текст на части и
составить план в тетради

      — нарисовать рисунок к
понравившемуся отрывку.

VI. Итог урока

– Наш урок мне хочется закончить словами М.М.
Зощенко: 

«Нет, мне, быть может, не удалось стать очень
хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.»            (
Михаил Зощенко)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Краткое содержание храбрые дети». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Короткие стихи о Великой Отечественной войне детям
Стихи о Великой Отечественной войне
Проникновенные стихи о войне 1941-1945
Великая Отечественная война. Стихи о матери

Какое краткое содержание рассказа Зощенко М. «Храбрые дети»?

Мальчик снова пожаловался маме, родительница же сказала, что мальчик сам виноват, ибо незачем было поступать опрометчиво и злить собаку, размахивая перед ней полкой. Нужно думать о том, что делаешь, и, соответственно, прикладывать храбрость и силу в нужном направлении. Мальчик побежал из дома прочь, пообещав впредь быть осмотрительнее.

Улыбнется ли удача на это раз Андрюшке? Это знает только тот, кто прочел до конца «Самое главное» Зощенко. Но есть и другой выход: дойти до конца настоящей статьи.

Русские люди очень храбрые. Это всем известно. И взрослые храбрые, и многие дети тоже почти ничего не боятся.

Это очень приятно знать, что у нас такие храбрые дети.

Не знаю, конечно, как насчёт самых маленьких, которым по пять или там по шесть лет. Насчёт таких малышей я вам ничего не могу ответить. Вы уж сами разбирайтесь в этом вопросе — храбрые вы или нет. Скорей всего, я так думаю, вы тоже не из пугливого десятка.

А что касается детей, которым исполнилось по десять или двенадцать лет, то это уже определённо храбрые ребята.

Это видно хотя бы по одной истории, которую я хочу вам рассказать.

Эта история произошла в самом начале войны, когда фашисты напали на нашу страну. Они напали на нашу страну, как разбойники и как дикие звери. Их самолёты стали бросать бомбы на наши деревни и города. Они этим хотели напугать нас. Но нас не так-то легко напугать, поскольку среди нас очень много храбрых людей.

И вот в самом начале войны летит, представьте себе, по небу фашистский самолёт.

Наши пушки стали стрелять. И подбили этот самолёт. Он загорелся в воздухе и стал падать.

Не знаю, сколько было фашистов на этом самолёте. Известно только, что один лётчик успел выброситься из горящей машины.

Он выбросился с парашютом и плавно спустился на одно поле.

А на этом поле работали ребята одной здешней школы. И самому старшему из них было тринадцать лет. Он присматривал за ребятами, чтоб они правильно работали и не убегали.

А работа у них была интересная: они выкапывали картошку и накладывали её в мешки. Они это делали потому, что многие взрослые были на войне и некому было убирать картошку.

И вот работают они и вдруг видят такое происшествие — фашистский лётчик спустился на их поле.

Он спустился около самого леса, выхватил револьвер из кармана и хотел стрелять. Но, увидев, что это ребята, не стал стрелять. Спрятал свой револьвер и, наверно, подумал: «Такая мелочь, как эти дети, мне совершенно не опасна». И сам вытащил из сумки карту и стал глядеть на эту карту, чтоб узнать, где он находится и в какую сторону ему бежать.

Старший из ребят, Петюшка Соловьёв, сказал ребятам:

— Нельзя допустить, чтоб этот немецкий лётчик убежал. Давайте возьмём его в плен.

Тут некоторые даже засмеялись. Говорят:

— Как же мы его в плен возьмём? Это взрослый мужчина с револьвером. А мы — маленькие, неопытные, в плен никогда никого не брали. И даже среди нас находятся такие малыши, как Санька и Васютка, которым всего по восемь лет.

Петюшка говорит:

— Зато нас сорок пять человек. Давайте подойдём к нему ближе. А когда я свист ну — все в одно мгновение бросайтесь на него. Одни хватайте его за руки, другие — за ноги. Третьи — держите за волосы. Четвёртые — за штаны. И тогда как-нибудь мы его одолеем.

И вот ребята подошли поближе к фашисту и стали на него смотреть, будто интересуются им. А тот и внимания на них не обращает, дескать, безобидные детишки, мелочь, не боюсь их.

Тут Петюшка свистнул в свои пальцы, и все ребята в один момент бросились на фашиста. И они бросились с такой быстротой и с такой силой, что фашист от неожиданности упал в траву. Он упал в траву и стал бороться и кусаться и хотел вырваться, но ребята не выпускали его. Он отбрасывал некоторых ребят в сторону, но те снова наседали на него. И наконец вцепились в него со всех сторон, и так крепко, что фашист уже не мог двинуться.

Особенно помогли делу трое ребят, которые держали фашиста за волосы. Они так держали его, что фашист прямо взмолился. Он закричал:

— Дети, прекратите ваши шалости. Отпустите меня, иначе я вашему учителю пожалуюсь. А главное — не дёргайте меня за волосы, мне же больно.

И тогда все дети засмеялись. А Петюшка сказал:

— Нет, это не шалости. Мы вас взяли в плен. Сейчас свяжем вас и поведём в деревню. А что касается волос, то пока, будьте добры, потерпите. Это уж не такая сильная боль, чтоб кричать на всё поле.

Тут Петюшка взял верёвку, которая лежала у них на мешках, и стал связывать фашиста. Сначала он связал ему руки. Потом на голову надел ему мешок и тоже завязал его вокруг шеи.

Наконец связал ноги. Причём так связал, как связывают ноги лошади, чтоб она не убежала, но чтоб могла тихонько идти.

После этого Петюшка велел фашисту встать. И в таком виде они повели его в деревню.

Но тут выяснилось, что не все ребята могут идти в деревню. Некоторые из них пострадали довольно сильно. У одного была сломана нога. У другого вывихнута рука. У третьего подбит глаз.

Всего пострадало семь человек. Но зато фашист был взят в плен.

И вот ребята привели этого фашиста в деревню. А через деревню в это время проезжала военная машина. И в этой машине находился один полковник.

Этот полковник очень смеялся, когда узнал, как ребята захватили фашиста. Он всех ребят поблагодарил и повёз фашиста в штаб.

А перед этим он взял в свою машину всех пострадавших ребят и отвёз их в госпиталь. И там им всем оказали медицинскую помощь. И вскоре они все поправились и вернулись в свою школу.

А через месяц ребята получили письмо с благодарностью от военного командования.

Недавно я видел это письмо. В очень красивых выражениях военное командование Красной Армии благодарило ребят за их храброе и мужественное поведение.

Самое главное для молодого человека – овладевать знаниями, все остальное приложится.

Чему учит рассказ “Самое главное”

Рассказ учит быть смелым, сильным, умным, но самое главное умелым. Учит пользе знаний, пользе обучения. Учит никого не бояться, проявлять смекалку, думать головой и уметь применить полученные знания. Учит слушаться родителей.

Мне очень понравился этот рассказ. Особенно мне понравилось то, что Андрюшка послушно старался стать смелым и сильным, чтобы мама могла им гордиться.

Но он не знал, что героем может стать только тот, кто хорошо учился, кто многое умеет. Ведь сила и храбрость, без знаний как их использовать, ничего не значат.

Пословицы к рассказу “Самое главное”

  • Храброму длинная шпага не нужна.
  • Кто боится огня, бежит и от дыма.
  • Без знаний и лаптя не сплетешь.
  • Всякое умение трудом добивается.
  • Где нет знаний, там нет и смелости.

Читательский дневник – 5

В рассказе “Самое главное” повествуется история трусливого мальчика. Мама мальчика говорит ему, что нужно быть смелым, потому что трусов никто не любит. Тогда мальчик решает быть смелым и идет к мальчишкам, которые его обижали и говорит, что их не боится, но они толкают его. Мальчик плачет и жалуется маме, что делал как она сказала, но это не помогло. Тогда мама говорит ему, что надо быть еще и сильным. Мальчик пробует быть сильным, но в итоге собака порвала ему штаны. Третий раз мама говорит, что надо быть еще и сообразительным, мальчик пробовал и попал в очередную передрягу. Тогда мама сказала, что самое главное – это учиться.

  1. Андрюша Рыженький – трусливый мальчик.
  2. Мама хочет, чтобы Андрюша стал храбрым героем.
  3. Мальчишки-задеваки.
  4. Сегодня я вас не боюсь.
  5. Андрюшу немножко побили.
  6. Мама говорит, что сын должен быть сильным.
  7. Мальчик отправляется с бабушкиной палкой во двор.
  8. Собака и палка.
  9. Мальчишки купаются в реке.
  10. Санька Палочкин тонет.
  11. Андрюша запрыгивает в лодку.
  12. Лодку уносит, но взрослые спасают ребят.
  13. Мама говорит, что всему надо учиться.
  14. Андрей объявляет, что будет учиться быть героем
  • “Знание – половина ума”.
  • “Больше узнаешь – сильнее станешь”.
  • “Где нет знаний, там нет и смелости”.
  • “Не гордись званием, а гордись знанием”.
  • “Кто без храбрости, тот без радости”.

Читательский дневник – 6

Главный герой рассказа – это мальчик Андрюшка Рыженький. Он трусливый мальчик и боится всего на свете. Он боялся собак, коров, мышей, пауков и даже петухов. Но больше всего на света он боялся чужих мальчишек. Мама ему все время говорила, что нужно быть храбрым.

И вот Андрюшка решил стать храбрым и сразу начал действовать. Конечно, мальчишки во дворе его тут же поколотили, собака порвала штаны, а лодка, на которой он поплыл спасать тонущего мальчика, не послушалась неумелого гребца и его самого пришлось спасать. Зато Андрюша узнал на практике, что мало быть храбрым, надо ещё быть сильным, умным, умелым и знающим. И тогда придёт жизненный успех.

Прочитав рассказ, я для себя сделал вывод, что мало быть сильным и храбрым, нужно быть умным. А для того что бы быть умным, нужно учиться.

Читательский дневник – 7

Рассказ Зощенко “Самое главное” – это поучительная история о том, как мальчик учился быть храбрым, умным и сильным. Андрюша Рыженький был трусоват, поэтому мама давала ему советы, как преодолеть страхи. Мальчик следовал советам, но у него ничего не получалось, он постоянно возвращался домой в слезах.

В конце повествования мама объяснила ребенку, что для человека самое главное – быть вооруженным знаниями. А знания можно получиться только в процессе учебы. Полученные знания способствуют тому, что человек преуспеет в жизни и добьется всего того, чего хочет.

Рассказ учит нас тому, что хорошая учеба – это главное, от чего зависит наше будущее. Если хочешь, чтобы тебя уважали, будь умным знающим человеком, способным принимать решения самостоятельно. Кроме того, знания всегда помогут найти выход из любой сложной ситуации.

Андрюша Рыженький — маленький трусливый мальчишка.

Боялся всего и все его обижали.

Хотел стать храбрым, но не думал о том, что делает.

Глупый и наивный.

Мама — умная и добрая. Хитрая.

Сенька Палочкин — такой же трусливый мальчик.

_______ _______

Краткий сюжет для рассказа Зощенко Храбрые дети

Мальчик по имени Андрей Рыженький был очень трусливым ребёнком.

Он боялся всего на свете.

Мама не хотела, чтобы её сын рос таким трусом, и Андрюша решил стать храбрым.

Он вышел во двор и сказал ребятам, что больше их не боится.

Мальчишки только посмеялись и побили его.

Мама сказала, что надо быть не только храбрым, но и сильным.

Тогда Андрюша взял палку.

Но вместо ребят встретил собаку, которая порвала ему брюки.

Мама сказала, что надо ещё быть смекалистым.

Андрюша пошёл на речку, а там Сенька стал тонуть.

Мальчик влез в лодку, но не умел грести.

Его самого пришлось спасать.

Мама сказала, что надо всему научиться.

И тогда его будут уважать, а он станет храбрым.

Знание — половина ума.

Больше узнаешь — сильнее станешь.

Где нет знаний, там нет и смелости.

Не гордись званием, а гордись знанием.

Кто без храбрости, тот без радости.

— Мама, как же это так?

Я сегодня был сильный и храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось.

Собака разорвала мои штаны и чуть не укусила меня.

Мама сказала:

— Ах ты, глупый мальчонка! Недостаточно быть храбрым и сильным.

Надо ещё иметь смекалку.

Надо думать и соображать.

А ты поступил глупо.

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие: развитие речи». на тему «Мой дом » в старшей группе

Предназначен для развития речи и логического мышления. …

Великая Отечественная война, село Нечаево. В дом семьи Шалихиных попросились на ночлег беженки из города, с которыми была сирота Валентина. Дарья Шалихина оставила девочку у себя, несмотря на то, что у неё трое своих детей, а муж-кормилец ушёл на фронт.

Свёкр Дарьи считал, что городской девочке будет трудно приспособиться к деревенской жизни. Дети неласково встретили Валентинку, устраивали ей злые пакости, но Дарья заступалась за девочку.

Шла Великая Отечественная война. Фронт был недалеко от села Нечаева, и через село из города шли беженцы. Однажды в доме Шалихиных остановились переночевать две женщины и девочка в синей шапочке и с жёлтой сумочкой в руках.

Продолжение после рекламы:

Девочку звали Валентиной, её отец погиб на фронте, мать с маленьким братом — во время бомбёжки.

Зощенко храбрые дети краткое содержание. Самое главное — Михаил Зощенко

Валентинка вместе с остальными детьми помогала готовить завтрак, когда в избу вошёл приснившийся ей страшный дед. Валентинка испугалась.

Вот таким стариком пугали Валентинку, когда она была совсем маленькая: «Если будешь плакать, придёт старик с мешком и заберёт тебя!».Брифли существует благодаря рекламе:

За завтраком семья ела из общей миски. Таиска постоянно вредничала: посадила Валентинку на место Груши, спрятала ложку, подсунула соль вместо сахара.

В субботу был банный день. Дарья нагрела воды, натопила печь, выстлала её внутри соломой. Таиска с Валентинкой залезли внутрь и вымылись.

Валентинке понравилась такая баня, но дед в это не поверил: в городе другие бани — светлые, с горячей водой. Девочка боялась деда и спорить не стала.

В тот день у Дарьи были именины. Она напекла лепёшек и ушла на работу в колхоз. Валентинка рассказала, что её маме на именины дарили подарки.

Дети решили сделать подарки Дарье. Таиска вымыла посуду, а Романок нарисовал на печи танки. Валентинку Таиска подбила разрисовать стол цветами. Только медлительная и правильная Груша ничего не придумала.

Увидев испорченные печь со столом и грязную Таиску, Дарья раскричалась, но потом узнала, что это подарки, и не стала наказывать детей.

Вечером поздравить Дарью пришли соседки. Они разглядывали и обсуждали Валентинку. Говорили, что такая слабая да худая не сможет работать на земле, что из Валентинки неизвестно что вырастет, ведь о её родителях они ничего не знают, что не приживётся городская девочка в деревне.

Не будет она тебя, Дарья, ни любить, ни почитать. Как есть ты ей чужая, так чужая и останешься.Реклама:

Дед был с этим согласен. Дарью огорчало только то, что Валентинка не называет её мамой, но девочка пока не могла соединить слово «мама» с пока ещё чужой тётей Дашей.

Вечером Дарья написала письмо мужу на фронт и спросила, правильно ли сделала, что приютила сироту?

Дарья затемно уехала за дровами, дед тоже ушёл — девочки остались на хозяйстве. Таиска сразу убежала на улицу, а Валентинка осталась помогать Груше. Та ворчала и прикрикивала на девочку, говорила, что соседки были правы: не будет с городской толку.

Валентинке было обидно — она с нетерпением ждала возвращения Дарьи. Достав из погреба картошку и почистив её, девочка сама вызвалась покормить телёнка Огонька, хотя это было обязанностью Таиски. Глупый телёнок опрокинул бадейку с едой и вырвался из стойла, за что Валентинке снова попало от Груши.

После завтрака Валентинка подмела избу. Тем временем девочки без спроса начали рассматривать содержимое её жёлтой сумочки. Валентинке стало ещё обиднее. Наконец вернулась Дарья, девочка заглянула в её ласковые глаза и поняла, что больше никто не посмеет её обидеть.

Реклама:

Наступила весна. Валентинка редко выходила из дома: боялась местных мальчишек.

Однажды утром дед посадил в тарелки с землёй семена пшеницы, овса и гороха, чтобы проверить, подходят ли они для посева. Валентинка каждый день проверяла, не взошли ли семена? Таиска попыталась подбить девочку разрыть землю и посмотреть на семена, но Романок предупредил, что дед рассердится.

Больше Валентинка к тарелкам не подходила, сидела в уголке, рассматривала картинки из своей жёлтой сумочки и для каждой сочиняла историю. Дарья с тревогой наблюдала за ней.

Как-то вечером девочка увидела, что в тарелках проклюнулись ростки. От радости она забыла, что боится деда, и побежала рассказать ему новость. Дед улыбнулся, и Валентинка поняла, что он совсем не страшный.

Проект по русскому языку: «семья слов» План работы над проектом

  1. Трусливый Андрюшка захотел быть храбрым, вышел во двор и его побили мальчишки.
  2. Мама посоветовала Андрюшке быть сильным, но мальчика покусала собака.
  3. Мама сказала, что надо проявить смекалку, и Андрюшка пошел на речку.
  4. Он хотел спасти Саньку, который тонул, и сел в лодку.
  5. Но лодку унесло на середину реки и пришлось спасать самого Андрюшку.
  6. Мама сказала, что человек должен все знать и уметь, а для этого надо учиться.

Мне понравился эпизод, когда Андрюшка попытался спасти Саньку Палочкина. Он действительно проявил смекалку и поплыл к мальчику на лодке. Но Андрюшка не умел управлять лодкой, и ее унесло течением. Пришлось другим людям спасать уже самого Андрюшку.

План произведения для пересказа

  1. Трусливый мальчик;
  2. Попытка стать храбрым;
  3. Попытка стать сильным;
  4. Попытка проявить смекалку;
  5. Последний совет мамы.

Чтобы чего-то достичь, человеку недостаточно быть сильным, смелым и смекалистым. Он должен многое знать и уметь, а для этого нужно долго учиться.

Чему учит эта книга

Рассказ учит пользе знаний, учения. Учит не бояться трудностей, быть сильным и смелым, проявлять смекалку и находчивость, применять полученные знания на практике.

Старый волк Лобо был гигантским вожаком стаи серых волков, опустошавших долину Куррумпо в течении многих лет. В его стае было всего 5 волков, одной из них была Бланка — подруга Лобо. Вожак отличался хитростью и неумолимостью, он берег свою немногочисленную стаю и избавлял их от проблем с людьми.

Они не питались падалью, а охотились только на молодых телок — убивали по корове в день в течении 5 лет, овец они не любили, но могли забавы ради растерзать сотни из них и даже не притронуться к их мясу.

Все охотники мечтали заполучить скальп старого Лобо, или хотя бы одного из волков из его стаи. Однако ни отрава, ни капканы, ни погони с собаками – ничего не помогало убить волков стаи Лобо.

Лобо подвела его привязанность к Бланке. Герой, от лица которого ведётся рассказ, перепробовал много хитростей, и одна из них сработала. Ему удалось убить Бланку, а затем он использовал её как приманку, чтобы убить Лобо. Через некоторое время, отчаявшийся Лобо, забыв об осторожности (о которой он никогда не забывал!), попал в 4 капкана, из которых у него не получилось выбраться. Его стая не приходила на помощь. На его шею накинули лассо и решили, не убивая, довезти до фермы. «Лобо потерял и силу, и свободу, и подругу». После смерти, охотники сложили его останки к останкам Бланки. Так они навсегда остались вместе.

Физические и химические свойства радона

Сказка «Храбрый портняжка» интересная и одновременно с долей юмора.

Так она учит не опускать руки, как это сделал наш герой, он не спасовал перед трудностями, а смело шел вперед.

Также стоит быть уверенным, как портняжка, несмотря на то что расправился всего с мухами, он почувствовал себя крайне важным (тут конечно больше самоуверенности нежели уверенности в своих силах). Но капля самоуверенности тоже не помешает.

Еще сказка учит радоваться жизни и воспринимать ее такой, какая она есть. Вот портняжка шил себе и не горевал от этого нисколько, наоборот пребывал в чудесном расположении духа, не унывал. Верил в лучшее, оно и настало.

Данная сказка, в первую очередь, учит нас верить в себя. Ведь главный герой преодолевает все препятствия, в первую очередь, за счет своей веры в себя. Ну а когда веришь, то тогда гораздо легче, добиваться того чего хочешь и в полной мере, реализовывать свой потенциал.

Конечно этот потенциал, и в первую очередь как показывает данная сказка интеллектуальный, у человека должен быть и у главного героя он есть.

Ну и сказка эта в целом, возвеличивает такое понятие как человек и его ум.

Ведь события которые происходят с главным героем, показывают нам что ум и эволюция человека, способны победить грубую физическую силу, хотя бы за счет того, что введут ее в замешательство.

Портной намазал вареньем хлеб, собираясь перекусить после работы. Мухи, привлечённые запахом, уселись на кусок. Увидел это портной, и одним ударом убил семь мух.

Так ему это понравилось, что он тут же сшил себе пояс, на котором было написано: «когда злой бываю, семерых убиваю». А чтобы весь мир узнал об этом, решил портняжка отправиться в путешествие.

Взял он с собой кусок сыра, птичку, спасённую им из силка, да и пошёл, куда глаза глядят.

Встретился на пути его великан, стали они силой мериться, великан из камня выжал каплю воды, а храбрец сжал в руке сыр – сок так и полился, соперник камень кинул в небо, едва назад дождались, а хитрец птицу в небо запустил, та и улетела.

Удивился великан такой силе, и позвал портного в гости. Пришли они в огромную пещеру, новый товарищ и предложил храбрецу свою кровать. Но смельчак, не будь глуп, забрался в угол. Великан встал ночью, и ударил по кровати дубиной.

После работы бедный портной готовится пообедать ломтём хлеба со сливовым вареньем, но к его пище слетаются мухи; размахнувшись, он прихлопывает семь из них одним ударом. Считая это подвигом, портняжка выкраивает себе пояс, на котором вышивает слова: «Единым махом семерых убиваю».

Вдохновлённый, он уходит в широкий мир искать своего счастья. На одной горе встречает великана, предлагая тому товарищество. Великан желает сначала испытать нового знакомого. Когда великан выжимает воду от валуна, портной выпускает сок, сжимая в кулаке сыр.

Великан бросает камень высоко в воздух за пределы видимости, но тот, в конечном счёте, приземляется. Портной же выпускает в небо птицу, которая улетает и не возвращается. Напоследок великан предлагает снести вместе мощный дуб. Портной отдаёт великану ствол, в то время как сам выбирает нести сучья и ветви.

Портной, напевая песенку, едет верхом на ветвях, а великан тащит на себе всю тяжесть.

После работы бедный портной готовится пообедать ломтём хлеба со сливовым вареньем, но к его пище слетаются мухи; размахнувшись, он прихлопывает семь из них одним ударом. Считая это подвигом, портняжка выкраивает себе пояс, на котором вышивает слова: «Единым махом семерых убиваю». Вдохновлённый, он уходит в широкий мир искать своего счастья. На одной горе встречает великана, предлагая тому товарищество. Великан желает сначала испытать нового знакомого. Когда великан выжимает воду от валуна, портной выпускает сок, сжимая в кулаке сыр. Великан бросает камень высоко в воздух за пределы видимости, но тот, в конечном счёте, приземляется. Портной же выпускает в небо птицу, которая улетает и не возвращается. Напоследок великан предлагает снести вместе мощный дуб. Портной отдаёт великану ствол, в то время как сам выбирает нести сучья и ветви. Портной, напевая песенку, едет верхом на ветвях, а великан тащит на себе всю тяжесть.

Затем великан приводит портного в пещеру, где обитают другие его сородичи. Ночью великаны решают убить человека и обрушивают на его спальное место железный лом. Однако, до того, портной, найдя кровать слишком большой, спокойно спит в углу. Утром великаны видят его живым и невредимым, и разбегаются прочь.

Портной поступает на королевскую службу, но другие ратники боятся, что в случае ссоры с ним, семеро могут пасть всего от одного удара. Ратники ставят короля перед выбором: или герой, или они сами должны оставить военную службу. Не желая терять верных слуг и страшась при всём том отослать «силача», король посылает нового ратника на битву с двумя великанами, суля за победу половину королевства и руку своей дочери. Кидая камнями в спящих гигантов, портной втягивает их в борьбу друг с другом. Затем король ещё дважды посылает портняжку в лес, чтобы изловить единорога и свирепого кабана, которых ловкач заманивает в ловушки.

Не видя более причин откладывать брак, король женит героя на своей дочери. Спустя некоторое время, из разговоров мужа во сне, жена понимает, что тот обыкновенный портной и упрашивает отца-короля прислать ночью слуг, чтобы связать героя. Однако, старый оруженосец предупреждает портного о заговоре. Портняжка притворяется спящим и вдруг начинает громко кричать о подвигах, упоминая, что запросто справится и с людьми, которые спрятались за дверью. Испуганные этими словами, заговорщики разбегаются, а портной остаётся королём до самой смерти.

Мораль сказки состоит в том, что даже слабый, если он только уверен в себе и изобретателен, может многого достичь в жизни.

Чему учит сказка Храбрый портняжка? Много поучительного из сказки можно почерпнуть. Но смысл сказки Храбрый портняжка в том, что с любыми проблемами можно справиться. Главное – поверить в себя и искать для каждой ситуации оптимальный способ преодоления жизненных барьеров.

Восковая полировка ногтей в домашних условиях: сделайте Ваши ногти идеальными

В Викитеке есть тексты по теме Храбрый портняжка

  • А. Введенский (Храбрый портной)
  • Г. Петников (Храбрый портняжка)
  • А. Введенский, С. Маршак (Храбрый портной)
  • Б. Заходер (Удалой портняжка)
  • С. Прокофьева (Храбрый портной)
  • П. Петников (Храбрый портняжка)
  • Э. Иванова (Храбрый портняжка)
  • Л. Кон (Храбрый портняжка)
  • Л. Вест (Храбрый портняжка)
  • А. Васильева (Храбрый портняжка)
  • М. Мельниченко (Храбрый портняжка)
  • П. Полевой (Храбрый портняжка)
  • А. Фёдоров-Давыдов (Храбрый портняжка)
  • Е. Песковская, П. Полевой, А. Фёдоров-Давыдов (Храбрый портняжка)[3]

Русскому читателю наиболее известен классический перевод сказки с немецкого под редакцией Полевого.

  • «Maленький храбрый портняжка». Мультфильм студии Уолт Дисней (производство: США), 1938 год. В роли портняжки — Микки-Маус.
  • 1941 — «Das tapfere Schneiderlein» [Храбрый портняжка] — Германия (реж. Hubert Schonger / Губерт Шонгер), фильм-сказка.
  • 1954 — «The Gallant Little Tailor» [Храбрый портняжка] — Великобритания (реж. Lotte Reiniger / Лотте Райнигер), мультфильм.
  • 1956 — «Das tapfere Schneiderlein» [Храбрый портняжка] — ГДР (реж. Helmut Spieß / Гельмут Шписс), фильм-сказка.
  • 1964 — «Храбрый портняжка» — СССР (реж. Валентина и Зинаида Брумберг, «Союзмультфильм»), мультфильм.
  • 1989 — «Sedem jednou ranou» («Das tapfere Schneiderlein») [Храбрый портняжка] — производство: Чехословакия, ФРГ, Италия, Франция (реж. Dušan Trančík / Душан Транчик), фильм-сказка.
  • 2008 — «Das tapfere Schneiderlein» [Храбрый портняжка] — Германия (реж. Christian Theede / Кристиан Тееде), фильм-сказка.
  • 2014 — «Тайна принцесс» — производство: Россия (реж. Олег Штром).

Рассказ Зощенко «Самое главное» был написан в 1938 г. и напечатан в детском журнале «Чиж» в № 6. В 30-е гг. зрелый писатель Зощенко, воспитывающий родившегося в 1921 г. сына, написал много рассказов для детей. Некоторые объединены в циклы, но рассказ «Самое главное» совершенно отдельный.

Литературное направление и жанр

Детский рассказ «Самое главное» написан в лучших традициях детской литературы. Он предназначен для детей 5-7 лет, которым читают книжки родители. Такое произведение должно иметь сюжет, описывающий привычные для ребёнка занятия, быть поучительным, но не навязчиво-назидательным. Кроме того, читающий рассказ взрослый должен получать удовольствие от созданного образа взрослого. В данном случае ассоциировать себя с мамой героя, быть согласным с ней в методах воспитания.

«Взрослая» проблема рассказа – проблема воспитания. Зощенко – сторонник мягкого воспитания, при котором ребёнок может совершать неизбежные ошибки, а взрослый не предупреждает их, а мягко корректирует их последствия.

Другая проблема детского рассказа – проблема гармоничного развития, которое, по Зощенко, невозможно без ошибок. Это рассказ о становлении характера, который формируется сознательно, усилием воли.

Материал к проведению акции «Читаем детям о войне»

Главный герой рассказа – мальчик Андрюша со смешной фамилией Рыженький. Возможно, создавая этот милый образ, Зощенко рассчитывал и на тех маленьких слушателей, которые ещё как следует не понимают, что такое фамилия, так что просто считают, что Рыженький – характеристика Андрюши.

Сам малыш не понимает, что быть трусом – это плохо. Мальчик просто старается угодить маме. Зощенко точно подмечает, что основа как воспитания, так и послушания – любовь. Четыре раза Андрюша приходит к маме в слезах, пережив неудачу, поступив неправильно. Он похож на дурака из сказки, который в точности выполняет советы матери, не соотнося их с жизненными обстоятельствами, но добиваясь успеха только благодаря послушанию . Разница состоит в том, что сказочный дурак не умнеет, а только случайно достигает цели, а Андрюша принимает науку матери как жизненную установку, осознавая логическую цепочку жизненный успех – смелость – сила – смекалка – знание через обучение.

Мать Андрюши – мудрая женщина. Она понимает, что мальчик не может в одночасье приобрести жизненный опыт. Поэтому мама описывает жизненный успех так, как она его понимает. Есть в этом описании и чисто внешний антураж (ордена и медали), и сама суть хорошей жизни. Хорошего человека любят и уважают, а над плохим смеются. Жизнь труса «плохая, скучная и неинтересная». Мать не хочет такой жизни для сына.

Каждый раз мама называет Андрюшу глупым мальчиком или глупым мальчишкой. Но это единственное её эмоциональное восклицание. В остальном она логична, добившись своего, произносит только: «Вот и хорошо».

Образ рассказчика должен был сразу расположить к себе маленького читателя. Рассказчик не просто излагает историю маленького Андрюши, но вживается в его образ, мыслит, как ребёнок. Страшные животные, которых боялся Андрюша, не пугают читателя. Но рассказчик сочувствует мальчику.

Даже речь рассказчика имеет какую-то неправильность, как детская речь.

Он ошибочно строит превосходную степень наречия: «наибольше всего». Эмоции мамы тоже описаны как бы с точки зрения ребёнка. Сначала она «очень и очень грустила» из-за трусости сына, а потом почувствовала, что всё хорошо. Гармоничное сосуществование с мамой – счастье каждого ребёнка.

Важное место в сочинении занимает образ мамы мальчиков, которая во время путешествия сыновей работала в поле. Писатель подробно воспроизводит нелегкие условия ее труда. Единственной отрадой для нее было воспоминание о ее детях. Мысль о них помогает ей смириться с нелегкими условиями и тяжелой работой на жатве. Она припасла для мальчиков молока и ждет в нетерпении времени, когда сможет отдать им еду. Автор в очень трогательных выражениях описывает встречу матери с ее сыновьями. При этом он использует живую разговорную речь, чтобы передать всю нежность этой женщины. Первое, что она сделала, поправила их одежду, а потом накормила, отдав им последнее из своих припасов. Писатель в очень сильных выражениях описывает горе матери, когда она узнала об исчезновении ее младшего сына.

Одним из наиболее известных советских авторов является В. Астафьев. «Мальчик в белой рубашке» – это, пожалуй, самое пронзительное и трогательное произведение автора, в котором он описал трудное время начала 1930-х годов, когда в ряде районов СССР разразился голод, унесший жизни многих людей. Это сочинение отличается лиричностью и вместе с тем глубоким драматизмом во многом за счет того, что в нем главным образом является маленький мальчик Петенька, ставший жертвой трудного времени.

  • Дедушка
  • Дедушка Мазай и зайцы
  • Княгиня Трубецкая
  • Крестьянские дети
  • Мороз, Красный нос
  • На Волге
  • Размышления у парадного подъезда
  • Саша
  • Школьник

Самое главное: для читательского дневника

Николенька проснулся оттого, что его учитель, добродушный старик-немец по имени Карл Иванович, громко прихлопнул муху. Мальчик разозлился – он думал, что учитель нарочно так поступил, чтобы досадить ему. Однако уже спустя минуту Николенька с нежностью думал о том, каким замечательным был Карл Иванович. Быстро одевшись, Николенька с братом Володей отправились к матушке.

Когда Николенька спустился в гостиную, он застал там матушку Наталью Николаевну, сестру Любу и ее гувернантку Марью Ивановну. Карл Иванович по своему обыкновению поприветствовал хозяйку дома, а она у него поинтересовалась, как спали мальчики.

После обмена любезностями матушка отправила детей к отцу пожелать ему доброго дня, прежде чем тот отправится в поле. Подобный ритуал повторялся в семье Николеньки каждое утро.

Отец Николеньки, Петр Александрович, находился в своем кабинете, и вместе с приказчиком Яковом Михайловым разбирался в хозяйственных делах. Он вел долгие разговоры о том, куда и сколько нужно отправить денег, как обстояли дела на мельницах, нужно ли финансировать село матери Хабаровское.

Лишь когда Яков отправился по делам, Петр Александрович обратил внимание на сыновей. Он сообщил им, что этой же ночью уезжает в Москву, и они отправятся вместе с ним. Отец считал, что мальчики засиделись в деревне, и им нужно получать серьезное образование.

Узнав о предстоящих переменах в жизни, Николенка загрустил. Ему стало жаль матушку и Карла Ивановича, которого теперь непременно рассчитают.

Пребывая в подавленном настроении, Николенька никак не мог сосредоточиться на занятиях, и Карл Иванович его наказал. Сам же немец отправился к дядьке Николаю, чтобы пожаловаться на предстоящие перемены – он много лет посвятил мальчикам, учил их, был очень привязан к семье, а в ответ не получил никакой благодарности.

Затем Карл Иванович продолжил урок. Николеньке казалось, что он тянется бесконечно долго. Казалось, уже давно пришло время обеда, но учитель никак не отпускал их. К своей радости, мальчик услышал за классной комнатой шаги. Однако это оказался не дворецкий Фока, а совершенно незнакомый человек.

Выехав за ворота, все отправились по дороге к лесу, в то время как Петр Александрович свернул к полю. Сбор урожая был в самом разгаре, и хозяин должен был проверить, как идут дела. Там было множество людей, которые непрестанно трудились, женщины наравне с мужчинами.

Подъехав к Калиновому лесу, мальчику заметили телегу с поваром. Они очень обрадовались – значит, после охоты будет ароматный чай и мороженое. Пока дамы готовились к пикнику, мужчины взяли собак и двинулись в лес. Отец отправил Николеньку за зайцем, дав ему в качестве помощника пса Жирана. Заметив на другом конце поляны зайца, мальчик дал команду псу, который тут же бросился вдогонку косому. Однако тому удалось скрыться от преследования, и это вызвало дружный смех у охотников. Николеньке было очень досадно.

После охоты все семейство с удобством устроилось на поляне, чтобы выпить чай. Детям подали мороженое с фруктами. За десертом они принялись размышлять над тем, во что бы сыграть. Они принялись играть в Робинзона, однако старая игра им уже как следует прискучила, а новой они так и не придумали.

Глава 9. Что-то вроде первой любви

Наблюдая за тем, как Катя рвала с деревьев листья, Николенька неожиданно для себя поцеловал ее в плечо. Он подумал, что настолько привык к Кате, что перестал обращать на нее внимание. Теперь Николенька не сомневался, что влюблен в девочку.

По дороге домой он специально подстроился, чтобы ехать вровень с Катей. Однако лошадь Николеньки резко встала на дыбы, мальчик чуть было не упал на землю.

В канун Рождества детям советника медицины Штальбаума, Фрицу и Мари, родители дарят книжки и другие подарки: Мари получила кукол и кукольную посуду, а Фриц — деревянного коня и эскадрон оловянных гусар. Крёстный Дроссельмейер подарил им миниатюрный замок с передвигающимися кавалерами и дамами. Мари увидела под ёлкой ещё одну игрушку — некрасивого человечка, Щелкунчика, умеющего разгрызать орешки. Фриц дал ему слишком крепкие орехи, отчего у Щелкунчика выпало несколько зубов.

Перед сном, задержавшись около шкафа с подарками, Мари увидела битву армий Мышиного короля и Щелкунчика. Девочка хотела защитить Щелкунчика, но, почувствовав острую боль в руке, потеряла сознание.

Вечером перед Рождеством двое детей советника медицины Штальбаума сидели в столовой и ждали, когда их позовут в гостиную, где родители наряжали ёлку. Франц и Мари гадали, что им подарит на Рождество крёстный Дроссельмейер, который к этому празднику всегда мастерил какую-нибудь затейливую красивую механическую игрушку. Думали и о том, какие подарки приготовили для них родители. Тут зазвонил колокольчик, двери распахнулись, и дети увидели сияющую ёлку.

Вокруг неё лежало множество подарков: нарядные куклы, игрушечная посуда, красивое платьице, стоял целый полк маленьких гусар и великолепный деревянный конь. Крёстный Дроссельмейер подарил детям музыкальный замок с множеством зеркальных окон, с позолоченными крышами башен и передвигающимися в танце фигурками дам и кавалеров. Фриц и Мари любовались на чудо-замок, но потом монотонные движения фигурок по одному маршруту стали утомлять детей и они попросили крёстного дать человечкам больше свободы. Но Дроссельмейер ответил, что «механизм сделан раз и навсегда, его не переделаешь».

Похожие записи:

  • Рисунок к рассказу золотая рыбка
  • Рисунок к рассказу заплатка носова
  • Рисунок к рассказу галка житков
  • Рисунок к рассказу голубая чашка гайдара
  • Рисунок к рассказу выскочка