Рисунок к рассказу зимовье зверей

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 2 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страницы 86-89. укм перспективараздел мир народной сказки. маленькие

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 86-89. 

УКМ «Перспектива»

Раздел «Мир народной сказки». Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Вспомни сказки о животных, которые ты прочитал в 1 классе.

Мы читали русскую сказку «Лиса, заяц и петух» и ингушскую сказку «Заяц и черепаха».

2. Объясни с друзьями, то мы называем сказками о животных. Составь текст, используя слова: люди, ведут себя, как, плохие, хорошие, разговаривают, они, поступки, добрые, бывают, они совершают, злые, честные. Если сможешь, дополни получившийся текст своими мыслями. Приведи примеры сказок о животных.

Сказками о животных мы называем такие сказки, в которых главными героями оказываются животные. Они ведут себя как люди, бывают плохими и хорошими, разговаривают и совершают разные поступки. Животные в сказках бывают добрыми и злыми, честными и обманщиками. В каждой сказке есть главная мысль, вывод, который можно сделать, её прочитав.

Примеры прочитанных сказок о животных: «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Зимовье», «Лиса и журавль».

Пример самостоятельно сочинённой сказки о животных можно прочитать, перейдя по ссылке.

3. Есть ли среди сказок, которые ты прочитал волшебная? Назови её. Обрати внимание на начало и концовку сказки. Какие одинаковые события и поступки героев повторяются несколько раз?

Мы прочитали волшебную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 

Она начинается словами «Жили-были», а заканчивается словами «Стала краше, чем была…» Добро победило зло.

В сказке повторяется просьба Иванушки напиться из копытца и ответ Алёнушки. Несколько раз козлёнок бегал на берег и звал сестрицу.

4. Чем тебе понравилась сказка «У страха глаза велики»? Как в ней изображены главные герои? Обрати внимание на строки, где описаны водоносы. Перечитай эти строки, найди звукоподражательные слова.

Мне понравилась эта сказка смешным концом. Все перепугались, хотя бояться было нечего.

Герои в сказке очень похожи друг на друга. Солидно ходят за водой, несут вёдра. Они легко пугаются.

Звукоподражательные слова: трёх-плёх, трёх-трёх, плёх-плёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх.

5. Соотнеси содержание сказок «У страха глаза велики» и «Пых» с пословицами. Одинаковый ли у них смысл? Обоснуй своё мнение.

Для этих сказок подходят пословицы «Робкого и тень страшит» и «Трус своей тени боится», ведь герои сказок испугались совершенно безобидных зверей — зайца и ежа. Они просто были трусливыми и боялись всего непонятного. Эти пословицы говорят о необоснованном страхе.

Пословица «Душа в пятки ушла» имеет другой смысл. Так говорят о человеке, который сильно испугался. Но причина его страха может быть обоснованной, как если бы вместо ежа в огороде прятался медведь.

6. Обсудите с друзьями. Как можно победить страх? Чем отличается смелость от безрассудности? Составьте небольшой текст на данную тему.

Текст на тему «Чем отличается смелость от безрассудности»

Не каждый страх можно и нужно побеждать. Часто страх предупреждает нас о реальной опасности. Но беспричинный страх нужно научиться преодолевать.

Например, если ты боишься темноты, постарайся почаще спать с выключенным светом. Постепенно ты перестанешь бояться темноты.

Не следует путать смелость и безрассудность. Смелый человек не станет напрасно рисковать своей жизнью, а безрассудный может совершить опасную глупость, чтобы показаться храбрым. Например, сфотографироваться на краю крыши.

Смелость отличается от безрассудства тем, что проявляется в ситуациях, когда она действительно необходима.

7. Что нового ты узнал из русской народной сказки «Зимовье»? Чему она тебе научила? Почему героям сказки зима оказалась не страшна?

Из этой сказки я узнала, как построить зимовье, тёплый дом, в котором не страшны морозы.

Эта сказка научила меня действовать сообща, всем вместе, чтобы добиться наилучшего результата.

Звери в сказке построили себе дом и поэтому не боялись морозов.

8. Соотнеси содержание сказки «Зимовье» с пословицами:

Доброе братство милее богатства. В согласном стаде и волк не страшен.

Эти пословицы отлично соотносятся с содержанием сказки. Её герои действовали сообща, их можно назвать согласным стадом или добрым братством. От этого им было хорошо, они жили счастливо, а когда пришёл волк, сумели его напугать.

9. Можно ли заменить название сказки «Зимовье» на одну из пословиц?

Эти пословицы выражают главную мысль сказки, но я бы не стала их ставить вместо заглавия. Мне больше нравится название, основанное на теме сказки: «Зимовье» или «Зимовье зверей».

10. Попробуй придумать свою концовку к сказке «Зимовье» о том, как стали жить-поживать её герои после того, как прогнали волка.

Другая концовка к сказке «Зимовье» для 2 класса

Далеко убежали волки, но друзья не забыли про этот случай и решили обезопасить себя ещё больше.

Поэтому, когда прошла зима, собрались они поставить вокруг дома высокий забор.

Как обычно дружно взялись они за работу. Свинья рыла ямы под столбы, бык таскал из леса брёвна под столбы, а баран носил тонкие веточки для забора. Кот и петух обвязывали веточки.

Поставили звери высокий забор — никакие волки не страшны! А потом и огород разбили. И были у них всегда свежие овощи.

11. О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Её называют Лиса Патрикеевна, Лиса-красавица. Хитрая лиса всегда думает о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо. Всегда ли лиса бывает хитрее других животных? Удалось ли кому-нибудь её перехитрить?

Лису удалось перехитрить Петуху в сказке «Лиса, заяц и петух». Петух напугал лису и заставил её вернуть домик зайцу.

Обманул лису и тетерев в сказке «Лиса и тетерев». Он не поддался на уговоры лисы и запугал её собаками.

12. Обсудите с друзьями. Почему же лису называют хитрой, а не умной?

Лиса очень хитрая, но использует свою хитрость, чтобы обмануть другого. Она идёт к цели обманным путём.

А умный человек не станет использовать свой ум для того, чтобы кого-то обмануть, потому что понимает — это плохо. И знает, что любой обман раскроется и вернётся к обманщику.

Поэтому лису называют хитрой, но не умной.

13. Составь два описания лисы. Одно из них мы поместим в энциклопедию, а второе — в сборник рассказов и сказок. Выбери соответствующие выражения.

Описание лисы для энциклопедии.

Лисицы живут в степях и лесах. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонка, вытянутая. Лисица — хищник.

Описание лисы для сборника сказок.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. У кумушки лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.

14. Знаешь ли ты, что такое опорные слова?

Опорные слова — это слова на которых держится текст. Они помогают восстановить его в памяти, вспомнить события и героев.

15. Вспомни название русской народной сказки, используя эти опорные слова.

Эта сказка «Лисичка-сестричка и волк»

AVvXsEg2pwRAor iuQKy71QVGAm eGgQAU3IQ4hoPwtYvhk8XfMrCV3dJnwcfFRDmTH5xD06qbj1wV9Du oimwLAJUSg7XrXrFl4nLx1iDnphd11OKcrmksJw1fyh5esUCKpYBT5jLNkTIpAeByOt528K0sllmmQ8PRWaE8RtuYUk3aQ j3J1QtMQI sXn0 uw=w400 h253

Библиографическое описание:

Романова, Е. М. Конспект занятия по рисованию «Шубки для зверят» во 2-й младшей группе с использованием нетрадиционной техники — тычком жесткой полусухой кистью / Е. М. Романова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 7 (44). — С. 68-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/201/6457/ (дата обращения: 05.01.2022).




Задачи:

– Учить детей описывать качества меха (мягкий, пушистый, теплый, красивый);

– Расширять знания о цветах и цветовых оттенках;

– Познакомить с приемом закрашивания поверхности методом «тычка».

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением диких животных; чтение сказок о животных: «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Зимовье зверей», и другие; прослушивание аудиозаписей о диких животных; беседы:


Демонстрационный материал:

Сундучок с лоскутками меха; мягкая игрушка Волчок; коробка; картина с изображением осеннего леса,


Раздаточный материал для индивидуальной работы:

Нарисованные силуэты животных на каждого ребенка: волк, белка, заяц, лиса, медведь; гуашевые краски для каждого ребенка серого, коричневого и оранжевого цветов; кисти; баночки для воды, салфетки.


Ход занятия:


Дети сидят на ковре, воспитатель «обнаруживает» сундучок и обращает на него внимание детей.


Воспитатель:

Ребята, что это за сундучок? Давайте его откроем!

(открывают,

обнаруживают разноцветные кусочки меха, рассматривают).


Воспитатель:

Это разные кусочки меха. Хотите получше их посмотреть?


Дети:

Конечно

,

хотим! (Раздает детям мех).


Воспитатель:

Дети, посмотрите, какие замечательные лоскутки. Как их много! Каждому хватит. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте рукой, поднесите лоскуток к щеке. Какой мех на ощупь? Какой на вид?


Воспитатель:

Ребята, скажите, пожалуйста, а мех какой?


Дети:

Пушистый, мягкий, приятный, лохматый, мохнатый.


Воспитатель:

Давайте оставим этот сундучок в группе. Он нам еще пригодится. А сейчас я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно.

На лесной полянке жили-были белочка, лисичка, зайчик, мишка и волчок. Жили не тужили, между собой дружили. Только однажды случилась с ними беда. Проснулись зверята, смотрят- а шубок нет! Исчезли! А на улице холодно: то снег идет, то дождь льет, ветер завывает, деревьям ветки обрывает. Сидят звери на полянке и дрожат от холода. Волчок посмотрел на своих бедных друзей и решил им помочь… Ой, что это там?


Стук в дверь, появляется мягкая игрушка Волчок с конвертом.


Воспитатель:

Да это же волк! Он принес нам письмо, давайте его прочитаем.

«Ребята, на улице похолодало. Мои друзья замерзают, нужна ваша помощь».


Воспитатель:

Как же мы сможем им помочь?


(Дети рассуждают, как можно помочь зверятам, пытаются разрешить проблемную ситуацию).


Воспитатель:

Ребята, вы конечно молодцы, что хотите помочь такими разными способами. Ноявам предлагаю нарисовать им шубки.

Прежде чем приступим к работе, давайте поговорим, какие части тела есть у животных. (

Туловище, голова, лапы, уши, хвост).

Какой формы туловище?


Дети:

Овал.


Воспитатель:

Аушки?


Дети:

Треугольной.


Воспитатель: Молодцы, ребята.

Давайте нарисуем шубки и отправим их в лес с волчком. Там они наверняка из нарисованных превратятся в настоящие. Это ведь сказочный лес!


Педагог подводит детей к столу, где лежат силуэты животных.


Воспитатель:

Перед вами белки, мишки, волчата, зайцы и лисички — голенькие, без шубок. Выбирайте, кому вы будете рисовать теплую шубку.

Уточняют, какого цвета шубки нужны зверюшкам

: белочке и лисичке нужны оранжевые шубки, зайчику и волку — серенькие, мишкам — коричневые.


Дети выбирают силуэты, встают или садятся за столы (дети сами выбирают как им удобно).


Воспитатель:

Ребята, обратите внимание, какая кисть лежит перед вами? Правильно, жесткая, колючая. Именно такой кистью сегодня мы будем рисовать, без воды. Кисть мы сразу будем окунать в краску, излишки краски уберем, вытерев кисточку об край баночки.


Воспитатель:

«Тычки» сначала располагаем по контуру животного -голова, туловище, хвост, лапки, а затем внутри. (Воспитатель показывает прием рисования).


Воспитатель:

Выполнять работу нужно, держа кисть вертикально к листу бумаги (показывает детям).


Воспитатель:

Ребята,покажите, пожалуйста, как вы будете держать кисть, рисовать. (просит показать в воздухе приемы рисования «тычком»).


Воспитатель:

Сначала тычками выполняется контур рисунка, а затем он весь заполняется частыми тычками (без промежутков) (воспитатель показывает).


После этого приступают к работе и закрашивают силуэты животных. Педагог оказывает им индивидуальную помощь.


Воспитатель:

Какие же вы молодцы, ребята! Какие красивые шубки зверятам нарисовали. А пока они сохнут, мы с вами поиграем в игру «Волк-волчок»


Ход игры

: дети стоят по кругу. По считалке выбирают волка. Волк идет широкими шагами за кругом, на последние слова приседает кому-либо за спину, тот и становится волком. Игра повторяется. Можно выбрать два волка.

Волк — волчок, шерстяной бочок

Через ельник бежал,

В можжевельник упал,

Зацепился хвостом,

Ночевал под кустом.


Воспитатель:

Молодцы! Посмотрите, какие красивые шубки у вас получились, яркие, теплые. Теперь вы знаете, что можно рисовать и жесткой кистью без воды, делая тычки на рисунке.

Анализ детских работ, рефлексия.


Воспитатель:

Что было самым трудным для вас при выполнении работы?

А самым интересным?


Воспитатель:

Ребята, шубки высохли, давайте положим их в коробочку и отправим их в лес с волчком.

(дети кладут рисунки в коробку). Я думаю, зверюшки будут вам благодарны.

рисуем сказку иллюстрации

УРОК ИЗО

Елена БАЖЕНОВА,
учитель ИЗО ГОУ СОШ № 9,
аспирант МПГУ, г. Москва

Занятия с учащимися
младшего школьного возраста

Иллюстрирование народных сказок на уроках изобразительного искусства занимает важное место в системе художественного образования учащихся младшего школьного возраста. Создание иллюстрации к народной сказке дает богатые возможности для развития творческого воображения и образного мышления детей.

Иллюстрирование народных сказок с ранних лет прививает детям любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками. А ребенок, воспитанный на родных ему сказках, будет всегда с уважением относиться к чужим обычаям и культуре.

Рисование иллюстрации требует от маленького художника особой подготовки — и не столько в технике рисования, сколько в способности мыслить образами и создавать художественные образы, используя весь багаж знаний и умений. Как известно, в начальной школе багаж знаний и умений учащихся еще беден, и учителю необходимо прежде всего развивать наблюдательность и зрительную память учеников, включая в работу над композицией рисование с натуры и по памяти.

Для расширения этих знаний перед процессом иллюстрирования на своих уроках я даю задания и упражнения, основанные на рисовании с натуры, в частности — выполнение набросков. Наброски можно выполнять разными способами:

1. От начала до конца непосредственно с натуры.

2. Комбинированным способом: сначала по наблюдению с натуры, а затем по памяти.

3. По воображению — первоначальное воплощение в обобщенном виде какого-либо творческого замысла или художественного образа, темы, сюжета (набросок-эскиз) выполняется на основе восстановления и комбинирования своих представлений о предметах и явлениях.

Кума-лиса, медведь Михаил Иванович. Иллюстрации Е. Рачева

Кума-лиса, медведь Михаил Иванович. Иллюстрации Е. Рачева

Созданию сказочных художественных образов можно посвятить целый урок, при этом ученики создают образы не только главных героев — персонажей сказки, но и окружающего мира.

Нужно показывать ученикам образцы народных росписей (хохломской, полхов-майданской, городецкой) с растительными орнаментами. Ребятам можно предложить изобразить землю в виде «земного ковра» с травами, кустами, цветами. Для этого поверхность земли можно закрасить каким-нибудь цветом, затамповать поролоном, а затем по высохшему слою прорисовывать элементы растений.

Интересным получается рисунок поверхности земли с помощью восковых мелков. Зелеными, желтыми мелками рисуют траву, цветы. После чего, подобрав нужные оттенки, акварелью поверх рисунка изображают землю.

Сказочные цветы можно сделать в ходе упражнений. Для этого учащимся предлагается сравнить реалистичные изображения — фотографии, гербарии — с образцами народных росписей. Спросить у учащихся, чем эти изображения отличаются друг от друга, и предложить им самостоятельно нарисовать сказочные цветы. Для работы нужно выбирать разные материалы, очень эффектно смотрятся рисунки, выполненные гелевой ручкой по акварельному подмалевку.

Лес является основным местом действия в русских народных сказках. В иллюстрациях к русским сказкам можно видеть, сколько внимания уделяют художники прорисовке разных пород деревьев.

Учащимся трудно рисовать деревья. В данном случае можно использовать силуэт. Изображение силуэта деревьев интересное и в то же время сложное задание, здесь необходимо минимальными изобразительными средствами передать породу дерева. Можно рисовать деревья по мотивам лубочных картинок, с элементами декора. Полезны также задания на рисование деревьев в манере какого-либо художника. Для этого вместе с учениками надо проанализировать иллюстрации художников, обращая внимание на изобразительно-выразительные средства, используемые для передачи сказочности, на декоративные элементы (орнамент, разнообразные линии), на цветовую условность, охарактеризовать особенности колорита в иллюстрациях. Можно сравнить репродукции разных художников, найти вместе с учениками отличительные особенности их манеры.

При создании сказочных образов, элементов природы нужно соблюдать следующие правила:

1. В начале работы помочь детям выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта.

2. При компоновке мотивов обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно ей располагать рисунок.

3. Обратить внимание учеников на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов: прямолинейные, мягкие, угловатые, волнистые.

4. В работе с такими природными материалами, как кора, срезы деревьев, пни, камни, необходимо превращать фактурную поверхность материала в декор, выразительный по ритму и пластике.

5. Изображая стилизованный лес, дети должны обобщать форму, стремиться максимально использовать одну и ту же форму, меняя размеры и конфигурацию.

6. Декор в пейзаже используется по-разному: композиция может быть сплошь заполнена ажуром или сделан орнаментальный акцент в некоторых местах — все зависит от замысла.

7. Цвет для сказочных образов предпочтительнее выбирать условный.

Сказки о животных являются основным жанром для иллюстрирования в школьной программе.

Образы животного мира олицетворяют в сказках человеческие пороки, слабости и недостатки. Нередко человека сравнивают со зверем: «злой, как волк», «хитер, как лиса», «топает, как медведь», «верный, как пес». Учащимся можно предложить поиграть в театр, пригласить ребенка к доске и попросить его изобразить с помощью жестов, движений, например, хитрую лису или трусливого зайца. Все это помогает эмоционально окрасить урок.

Слова в сказках очень помогают выбрать характер линий, мазка, цвет, фактуру.

Чтобы нарисовать хитрую, льстивую лисицу, как описывают ее в сказках, необходимо использовать волнистую извивающуюся линию. Лиса любопытна, мордочка у нее вытянутая, ушки острые, торчком — все услышит хитрая, ничего не пропустит. Пышный мех можно показать полусухой щетинной кистью или способом тамповки поролоном. Хвост у лисы длинный, напоминающий форму листа дерева.

Рисование лап всегда вызывает затруднения у школьников. Начинать рисование нужно с бедер. Затем обратить внимание на изгиб задней ноги, многие дети воспринимают его как колено, вывернутое назад, но этот изгиб — не колено, а пятка. Передние ноги нарисовать проще.

Для того чтобы животное получилось похожим, необходимо выполнить несколько набросков с чучела лисы или с хорошей фотографии с изображением лисы и продемонстрировать последовательность рисования животного на доске. В данном случае также пригодится динамическая модель лисы — она позволяет выполнить наброски лисы в разных динамических положениях.

Для изображения медведя на уроках можно использовать богородскую игрушку. В ней все очень живо и близко детям, фигуры животных передаются тонко, выразительно, жизненно достоверно. Выполнив несколько набросков с такой игрушки, ученики поймут индивидуальные особенности животного.

При создании сказочных образов животных нужно освоить следующие требования:

1. Для усиления выразительности сказочного образа можно утрировать некоторые черты. Особенностью хищных зверей, волка например, является мощная пасть, значит, ее можно изобразить крупнее, чем она есть на самом деле. Медведь — очень мощное животное, с массивным туловищем, огромными лапами, когтями — этот акцент тоже можно использовать.

2. Важно учесть, что декор должен не разрушать форму, а наполнять ее красивой фактурой, поэтому орнаментальный рисунок следует располагать по линиям развития формы.

3. Следует избегать изображения сложных ракурсов, лучше использовать профильное изображение животного или другие максимально характерные повороты.

4. Можно «очеловечить» объекты животного мира — поставить на две лапы, изобразить мимику, использовать соответствующие атрибуты, одеть в народный костюм, при этом важно учитывать особенности костюма, его элементы, цветовую гамму.

Большую роль в таких заданиях играют разные техники — восковые мелки и акварель, тамповка поролоном гуашевыми красками.

На уроке обязательно должны присутствовать наглядные пособия с изображением русских народных костюмов, иллюстрации художников. Учитель обращает внимание детей на то, какие изобразительно-выразительные средства используют художники для передачи сказочного животного: на цветовую условность, яркость красок, плоскостность изображения, орнаментальность одежды, использование контурной линии, декора, на в основном профильное изображение, так как именно оно наиболее точно передает характерные особенности того или иного зверя.

Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно выбирали сюжет для иллюстрирования. Но если ученик затрудняется в выборе, можно предложить ему отрывок текста, напечатанный заранее на отдельном листе бумаги. Возможен и другой вариант, когда всем ученикам предлагаются разные отрывки текста сказки для иллюстрирования. В данном случае рисунки получаются разнообразными, что позволяет создать макет книги, проиллюстрированной детскими рисунками.

ИЛЛЮСТРАЦИИ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «КОЛОБОК»

1-й класс

Цели и задачи урока

1. Обучить детей выполнять иллюстрации к сказке.

2. Развивать интерес к творчеству художников-иллюстраторов.

3. Научить передавать простейшими средствами основные события сказки, смысловую связь между объектами в рисунке.

4. Научить выделять главное в рисунке, используя разные художественные приемы.

Оборудование

Для учащихся: лист бумаги, карандаш, гуашь, кисти, баночка для воды.

Для учителя: иллюстрации Ю. Васнецова, Е. Рачева к русским народным сказкам, динамические модели персонажей сказки, наглядное пособие с карманами «Лиса и колобок».

Методические рекомендации

Данной теме необходимо посвятить три урока. На первом учащиеся выполняют наброски животных с чучела или с динамических пособий.

Динамическая модель лисы

Динамическая модель лисы

На втором уроке дети вспоминают содержание сказки, главных персонажей, место действия, для этого используются иллюстрации художников. Следует обратить внимание на выбор формата листа, на способы передачи сказочности, на конкретные средства декоративности, на образную характеристику персонажей. В ходе беседы ученикам можно задать вопросы:

Какой лес изображен на картинке, сказочный или реальный? Почему художник изобразил персонажей в одежде, стоящими на двух лапах? Хорошо ли мы видим главных героев? Почему художник выбрал вертикальный (горизонтальный) формат?

Возможные варианты композиций, разнообразие образов можно продемонстрировать с помощью наглядного пособия с карманами-прорезями. Пособие позволяет также рассмотреть разные способы создания сказочного образа, подчеркивания главного героя в композиции (тоновая и цветовая контрастность, масштабность, атрибуты) и изучить некоторые методы стилизации.

Затем все пособия убираются, и дети вместе с учителем выбирают возможные сюжеты для рисования. Важно, чтобы дети рассказали, как они будут рисовать, в какой последовательности, каких героев, какого размера, что будет главным, каким будет фон и др.

Метод словесного воссоздания образов, разработанный Н.П. Саккулиной и Т.С. Зерновой, является эффективным методическим приемом, помогающим детям выразительно передавать изобразительные объекты и события в рисунке.

Наглядное пособие. Плакат с прорезями

Наглядное пособие. Плакат с прорезями

Далее ученики приступают к самостоятельной работе. Учитель проводит текущий инструктаж, в ходе которого выявляет ошибки, а общие замечания по рисункам высказывает всему классу, также занимается индивидуально.

На следующем уроке учащиеся работают с цветом. На этом уроке необходимо продемонстрировать работы художников Ю. Васнецова, Е. Рачева с целью анализа цветового решения иллюстраций.

Ученики с помощью учителя должны понять, какие средства художественной выразительности используют художники для передачи сказочности и необычности происходящего, для характеристики главных героев и пейзажа (цветовую условность, орнаментальность, очеловечивание образов и др.).

Творческие работы учащихся 1-го класса . Иллюстрации к сказке «КОЛОБОК»

Творческие работы учащихся 1-го класса
Иллюстрации к сказке «КОЛОБОК»

На этом уроке учитель показывает последовательность выполнения рисунка красками. Сначала делаем фон: небо, землю, лес, большие плоскости основного цвета костюмов главных героев, затем, после высыхания рисунка, прорисовываем мелкие детали.

Творческие работы учащихся 2-го класса. Иллюстрации к сказке «ЗИМОВЬЕ ЖИВОТНЫХ»

Творческие работы учащихся 2-го класса
Иллюстрации к сказке «ЗИМОВЬЕ ЖИВОТНЫХ»

На данном уроке учитель проводит индивидуальную работу, показывает детям, как с помощью тонкой кисти рисовать мелкие детали, как правильно держать кисть, как выделять контур формы изображения и др.

В конце урока учитель демонстрирует рисунки, анализирует их вместе с учащимися.

ИЛЛЮСТРАЦИИ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «ЗИМОВЬЕ ЖИВОТНЫХ»

2-й класс

Цели и задачи урока

1. Научить детей:

а) самостоятельно сочинять композиции по мотивам сказки;

б) создавать сказочные художественные образы, используя различные средства декоративности;

в) передавать смысловую связь сюжета.

2. Развивать у учащихся воображение, фантазию, способствующие формированию творческих способностей.

3. Воспитывать усидчивость и самостоятельность при выполнении работы.

Оборудование

Для учащихся: лист бумаги, гуашевые краски, карандаш, кисти.

Для учителя: мультфильм «Зимовье животных», видеомагнитофон, наглядные пособия с изображением реалистичных и сказочных персонажей, динамические модели животных.

Методические рекомендации

Перед тем как нарисовать иллюстрацию к сказке, учащимся необходимо сделать наброски животных — персонажей данной сказки. Учитель должен показать правила рисования, последовательность работы. Перед выполнением набросков учитель вместе с детьми описывает индивидуальные особенности животных, их повадки, характерные черты. Для набросков лучше использовать метод рисования, при котором основные формы упрощаются до геометрических фигур с последующей прорисовкой деталей. Дети быстро осваивают этот метод. Поскольку трудно найти чучела всех животных, можно показать детям динамические модели или предложить нарисовать животных по представлению. Можно предложить детям создать образ сказочного животного, обязательно показав варианты его создания.

В начале следующего урока можно провести беседу с учащимися о народных сказках, показать иллюстрации, внимательно их рассмотреть и проанализировать: как художники передают сказочные происшествия, какими средствами они выражают радость, удивление, страх. Обратить внимание детей на окружающие объекты в иллюстрациях, например на деревья, которые изображаются тоже необычно, в одной манере. Образы деревьев можно показать в народных росписях.

Затем детям надо вспомнить содержание сказки, можно показать им мультфильм, а после этого раздать отрывки из сказки для создания сюжетной композиции.

Важно, чтобы учащиеся прочитали отрывки и рассказали, как они будут изображать сюжет, ведь один и тот же сюжет можно представить по-разному.

Свежее восприятие художественного текста вызывает у детей яркие зрительные образы, а их конкретизации помогают просмотр мультфильма, знакомство с произведениями народного творчества и иллюстрациями художников-профессионалов. После этого учащиеся приступают к рисунку в карандаше (учитель должен убрать наглядные пособия с изображением сказочных животных). В ходе самостоятельной работы учитель обращает внимание ученика на ошибки. Общие для всех ошибки выносятся на публичное обсуждение.

На втором уроке учащиеся приступают к работе с цветом. На этом уроке учитель объясняет (напоминает) последовательность выполнения рисунка красками, рассказывает о роли цвета в передаче эмоций и чувств, о приемах выделения главного персонажа (цветовом контрасте), о способах получения сложного цвета.

В конце урока подводится итог, анализируются рисунки, можно провести небольшую экскурсию.

Иллюстрирование народных сказок на уроках изобразительного искусства не только играет важную роль в обучении и развитии учащихся, но и вносит неоценимый вклад в их нравственное воспитание.

Источник: art.1september.ru

Цель: 
воспитывать интерес к совместной познавательной и игровой деятельности со сверстниками и взрослым.

Задачи: 
Закрепить знания детьми русских народных сказок.
Развить интерес к устному народному творчеству, желание слушать и обыгрывать сказки, рассматривать иллюстрации к художественным произведениям.

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное 
  • речевое 
  • физическое развитие
  • художественно-эстетическое. 

Социально-коммуникативное развитие: 
воспитывать эмоциональную отзывчивость и чувство сопереживания героям сказки, продолжать формировать у детей нравственные понятия о добре и зле, умение оценивать поступки сказочных персонажей.  

Речевое развитие: 
активизировать словарь детей образными выражениями, способствовать умению выражать свои мысли в речевой форме, продолжать учить  разными интонациями передавать образы сказочных персонажей, развивать связную речь. 

Физическое развитие: 
здоровьесберегающие технологии 
Пальчиковая игра «Повстречались»

Художественно-эстетическое:

развивать любознательность, творческую активность .умение в рисунке передавать образы сказочных персонажей.

Предварительная  работа: 
Чтение русских народных сказок «Курочка Ряба», «Колобок , «Репка», «Теремок». Рассматривание иллюстраций к художественным произведениям, использование разных видов театра при обыгрывании сказок, беседы по содержанию.

Образовательные технологии: 
• элементы ТРИЗ 
• ИКТ 
• Игровая технология 
Использование электронных образовательных ресурсов: 
Непрерывная образовательная деятельность сопровождается демонстрацией тематических слайдов. 

Материалы и оборудование: 
Игрушка «Колобок», персонажи кукольного театра, книги со сказками, костюм Королевы сказочного царства (взрослый),костюмы детям для обыгрывания сказки, загадки о сказочных героях и отрывки из художественный произведений для литературной  викторины, дидактические игры «Собери картинку»,»Составь сказку», иллюстрации  к русским народным сказкам, формочки, лопатки, мячик, маленькие игрушки, изображающие героев сказок, листы белой бумаги Ф-А4,гуашь,кисти,стаканчики с водой, трафареты сказочных персонажей, карандаши простые и цветные, восковые мелки.

 — Презентация «Путешествие по сказкам»

Ход образовательной деятельности:

Утро.

Сюрпризный момент.

Цели: вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности, активизировать внимание, развивать аналитические способности.

Для того, чтобы попасть в сказочную страну дети должны отгадать загадки о сказочных героях и по отрывкам из литературных произведений узнать название сказок. Детям предлагается «Литературная викторина» по презентации «Путешествие по сказкам».

После игры Королева сказочного царства предлагает детям закрыть глаза и представить сказочную страну (звучит музыка, меняется обстановка в группе, появляются необычные игрушки, книги со сказками, картины с изображением героев сказок, персонажи кукольного театра, игровой персонаж Колобок).

Детям предлагается открыть глаза и посмотреть, что же есть в стране сказок.

Утренняя гимнастика.

Цели: повысить психофизическую активность детей, поднять настроение.

Колобок предлагает детям изобразить сказочных героев и вспомнить, из каких они сказок.

Королева сказок обращает внимание на мимику, пантомимику детей при создании образа.

Подготовка к завтраку, завтрак.

Цели: вызвать интерес к процессу умывания, закрепить культурно-гигиенические навыки.В процессе умывания Королева сказок читает отрывки из «Мойдодыра» Чуковского.

День.

Игра-занятие по сказке «Колобок».

Цели: развивать фразовую речь в соответствии с текстом сказки, речевую и пантомимическую выразительность, закрепить знание содержания сказок, развивать творческую активность, ,доставить удовольствие от игры.

Колобок предлагает отправиться в его сказку и показать её как в настоящем театре. Вместе с детьми вспоминает последовательность сюжета, выбирает героев сказки, дети одевают костюмы, разыгрывается сказка.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Прогулка.

Хоровод «Каравай».

Цели: закрепить движения, учить согласовывать движения с текстом, развивать чувство ритма, создать радостное настроение.

Колобок говорит детям, что у него сегодня день рождения. Лиса в сказке его съела, а дети, когда пришли в сказочную страну, оживили его. Колобок просит поводить для него хоровод.

Игры с мячом.

Цели: развивать ловкость, меткость, координацию движений, закрепить знание цвета, формы.

Колобок говорит, что у него есть друзья, такие же круглые, как и он. Просит отгадать загадку о мяче. Затем Колобок играет с детьми в игры с мячом «Лови-бросай», «Прокати мяч через воротца».

Игры с песком.

Цели: закрепить знание свойств песка, развивать конструктивные умения, мелкую моторику, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, поддерживать желание ребёнка вступать в диалог.

Королева сказок предлагает поиграть с игрушечными персонажами (построить для них домики, приготовить угощение и т.д.).

Рисование мелом на асфальте сюжетов любимых сказок.

Вечер.

Игровая гимнастика (по сюжетам сказок).

Пальчиковая игра «Повстречались».

Королева сказок рассказывает о том, что в стране сказок повстречались много разных героев и предлагает поиграть с ними.

Повстречались два котёнка (соединяет мизинцы правой и левой руки)

Мяу-мяу!

Два щенка (соединяет безымянные пальцы).

Ав-ав!

Два жеребёнка (соединяет средние пальцы).

Иго- го!

Два тигрёнка (соединяет указательные пальцы).

Р-рр!

Два быка (соединяет большие пальцы).

Му-му!

Смотри, какие рога!

Игра со строительным материалом «Построим теремок».

(по сказке «Теремок» с игровыми персонажами).

Цели: развивать конструктивные навыки, умение соотносить предметы по величине и пропорции, закрепить цвет и форму, продолжать учить обыгрывать постройки.

Коллективное рисование по любимым сказкам.

Цели: развивать творческую активность, воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, активизировать речь, продолжать учить пользоваться трафаретами в изображении сказочных персонажей, учить составлять композицию, размещая героев на листе бумаги так, чтобы получилась сказка, учить дополнять композицию отдельными деталями в изображении героев, пейзажа и т.д.

Заключительный этап ( работа с родителями)

Оформление альбома с детскими работами «Путешествие по сказкам».

  • Рисунок к рассказу зимнее утро
  • Рисунок к рассказу детство суриков
  • Рисунок к рассказу две лягушки
  • Рисунок к рассказу гуси лебеди
  • Рисунок к рассказу встреча зимы