Рисунок к рассказу воробей тургенева

Автор на чтение 14 мин. просмотров 2 опубликовано 19.03.2021 произведение тургенева бежин луг было впервые опубликовано в 1851 году в

На чтение 14 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Произведение Тургенева «Бежин луг» было впервые опубликовано в 1851 году в журнале «Современник». Рассказ вошел в большой цикл небольших произведений под названием «Записки охотника». Современники относят очерк к литературному направлению реализм.

Kartinki_4659_27042721.jpg

В.Е. Маковский. Ночное. 1879. Холст, масло.

Kartinki_4660_27042721-1024x576.jpg

Дети у костра.

Дети внимательно слушают.

Охота.

Задумчивый мальчик и лошади.

Мальчик с собакой.

Охотник с гончими.

Разворот книги «Бежин луг».

«Бежин луг». Тургенев И.С.

Собака охраняет мальчика.

Дедушка пишет письмо.

Простой рисунок карандашом про «Бежин луг».

Мальчик слушает байку.

Мальчишки.

Мальчики у костра.

Мальчик сидит на траве в шапке.

Дымится костер в поле.

Иллюстрация к рассказу Тургенева «Бежин луг».

Мальчик ведет лошадь.

Как выглядит Бежин луг.

В рассказе Тургенева «Бежин луг» перед нами предстают пять мальчиков, каждый из которых индивидуален.

Бежин луг — самый поэтичный и волшебный рассказ.

Пахомов родился 19 сентября (2 октября) 1900 года в деревне Варламово (ныне Вологодской области). С ранних лет проявил способности к рисованию. При активном содействии представителей местного дворянства (сына и отца Зубовых), был отправлен сначала в Начальное училище в городе Кадникове, а потом в 1915 году в Петроград в Училище рисования барона Штиглица. В училище Пахомов попадает в мастерскую Н. А. Тырсы, а после службы в армии переходит в мастерскую В. В. Лебедева. Последовательно пройдя через увлечения современными течениями, Пахомов, тем не менее, делал и многочисленные наброски с натуры. Карандашные наброски сам Пахомов не ценил, считая их подсобным материалом для будущих работ, но его преподаватели Тырса и Лебедев убедили Пахомова, что эти наброски являются самостоятельными произведениями. Для Пахомова это сыграло значительную роль в формировании собственного художественного языка. В конце 1920-х гг. А. Ф. Пахомов начал работу в книжной графике, у своего учителя В. В. Лебедева, ставшего художественным редактором издательства «Детская литература», и привлекшего в него ряд талантливых молодых живописцев. Как мастер, Лебедев привносил немало своего в работы учеников, иной раз самостоятельно переделывая их рисунки. В 1936 году с распространением офсетной печати Пахомову удалось уговорить Лебедева попробовать изготовить офсетную печатную форму с карандашных рисунков. В результате была выпущена книжка «Школьные товарищи» Маршака с иллюстрациями Пахомова. После этого Пахомов стал иллюстрировать книги преимущественно в своей любимой карандашной манере. В это время он также сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Еж». За время работы с Лебедевым, у Пахомова сложился в эти годы свой собственный, узнаваемый почерк, отличающий десятки проиллюстрированных им книг. А. Ф. Пахомов занимает одно из ведущих мест среди художников детской книжной графики Ленинграда 1920-1940-х годов. С 1942 года преподавал в ЛИЖСА имени И. Е. Репина (с 1949 года — в звании профессора). К началу 1960-х годов достигнув высоких степеней официального признания, Пахомов, тем не менее, почувствовал необходимость обновления своего изобразительного языка. Толчком к этому послужила прошедшая в 1961 году в ГРМ юбилейная персональная выставка, на которой большой интерес вызвали ранние цветные иллюстрации Пахомова. После этого он решает опять использовать в иллюстрации цвет, возвращается к некоторым собственным приемам, разработанным в 20-х годах. В результате выходят книги с цветными иллюстрациями — «Липунюшка» Л. Н. Толстого (цветной карандаш), «Бабушка, внучка да курочка» (акварель) и другие. Одна из работ художника — иллюстрации к рассказу Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг».

Источник: биография художника — http://ru.wikipedia.org

Рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг» и картина В.Е.Маковского* «Ночное»(1879)

      Тема картины возникла под впечатлением рассказа Тургенева «Бежин луг». Тургенев был одним из любимых писателей Маковского. Крестьянские дети с их непосредственностью, их близостью к природе привлекали, волновали художника. Не случайно поэтические образы крестьянских детей пройдут сквозь все его творчество*. Не раз возвращался он и к теме «Ночное», находя все новые краски, новые нюансы в захватившем его мотиве. Наиболее удачная из этих картин – поздний вариант его конкурсной работы «Ночное» (1879), находящийся в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.        Картина В.Е.Маковского «Ночное» совпадает по теме с рассказом Тургенева «Бежин луг», но не является прямой иллюстрацией, так как в деталях расходится с ним: у Тургенева пять мальчиков, на картине – семь мальчиков и девочка; на картине нет костра, отсутствует фигура охотника. Но фигура мальчика, что-то рассказывающего, слушатели-подростки, захваченные интересным рассказом, фон картины – раннее летнее утро до восхода солнца, фигуры пасущихся вдали лошадей – все это тургеневские черты; они вызывают в памяти зрителей пейзажи и характеристики мальчиков из «Бежина луга». Мы пытаемся отыскать на картине героев тургеневского рассказа, мальчиков Федю, Павлушу, Илюшу, Костю и Ваню.

В.Е.Маковский. Ночное. 1879. Холст, масло.

*Владимир Егорович Маковский (1846 – 1920) – русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены; академик (1873), действительный член петербургской Академии Художеств (1893).*Конкурсная картина «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», законченная в 1869 году, принесла Маковскому широкий успех. Советом Академии художеств ему были присуждены золотая медаль за экспрессию и звание классного художника 1-й степени. 


Рассказ И.С.Тургенева «Бурмистр» и картина Н.В.Неврева* «Торг»(1866)

      При изучении произведений И.С.Тургенева, особенно при изучении антикрепостнической направленности «Записок охотника», можно использовать картину Николая Васильевича Неврева «Торг» (1866).        В творчестве писателя большое место занимает изображение жестокости и бессердечия помещиков-крепостников, разоблачение их внешнего лоска, их кажущейся просвещенности. Характерен в этом отношении рассказ «Бурмистр».

*Неврев Николай Васильевич (1830 – 1904) – русский исторический и жанровый живописец, один из ярких представителей Товарищества передвижных художественных выставок. 

Мастерство Тургенева в изображении родной природы

(на примере рассказа «Свидание» из цикла «Записки охотника» и картины И.И.Левитана «Золотая осень»)
      Ранняя осень. Природа отдает человеку последние плоды свои, начинает готовиться к зимнему сну, но на первых порах прощания с летом она становится еще прекраснее, благоухает ароматами увядания. Нам немножко грустно от этого увядания, но вместе с холодком осени и тонким запахом сырой листвы мы ощущаем прилив новых сил, и чувство грусти сменяется бодростью. Недаром во многих искусствах – в музыке, в картинах живописи, в поэзии так обильно и так светло отразилась осень. И не случайно в народе раннюю осень так ласково называют золотой.      Посмотрим на картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». Как оправдывает всем своим содержанием эта картина свое название? Что на ней изображено? Какие краски, цвета преобладают? Действительно, золотые, желто-красные. Но почему так много голубого и зелени? Посмотрим на тени. Какре время дня изобразил художник? И какой момент? Как выглядят стволы березок? Да, это полдень. Солнце выглянуло из-за легких облаков, и стволы кажутся шелковыми, а вода в речке голубая.

       Так золотую осень запечатлел живописец. А как это время года может нарисовать писатель, художник слова, уже не с помощью кистей и красок, а средствами языка? Посмотрим, как это делает Тургенев в рассказе «Свидание».      У Левитана и у Тургенева – ранняя осень. У Левитана – краски золотой осени. Но разве у Тургенева нет красок? Только эти краски словесные. Они так точны и ярки, что вызывают в нашем воображении живые картины. Поищем их. Да, это «теплое солнечное сияние»; «лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз»; это «внутренность рощи», которая «озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбнулось: тонкие стволы… берез внезапно принимали нежный отблеск белого шелка… листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом»; «стебли кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный ветру переспелого винограда»; листья еще зелены, но одна молоденькая березка вспыхивала на солнце, «вся красная или вся золотая».       Это словесные краски, подобные краскам живописца. Но есть у художника слова иные возможности, каких нет у художников кисти. Ведь живописец может на одном полотне нарисовать только один какой-нибудь момент, одно событие, один эпизод. Вот у Левитана солнце выглянуло из-за облаков, и все осветилось, все заиграло. А писатель может изобразить природу, людей, события в движении, в многочисленных изменениях. Посмотрим, как это проявилось в осенней картине природы у Тургенева.      «Небо то все заволакивалось … облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда … показывалась лазурь»; «Внутренность рощи … беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком»; листья то загорались «червонным золотом», а стволы берез казались шелковыми, то вдруг все кругом синело, «яркие краски мгновенно гасли, березы стояли все белые» и т.д.      И еще: Тургенев, художник слова, заставляет нас не только видеть, но и слышать природу:      «Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года», «То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня…» Тургенев слышит лепет осенней листвы, шепот мельчайшего дождя, насмешливый голосок синицы. Он умеет слушать и безмолвие осенней природы.

И.С.Тургенев и картина В.Д.Поленова «Московский дворик»(1878)

       Когда на склоне своей жизни Толстой, обрушиваясь на пустое, бессодержательное «искусство ради искусства», причислил и пейзажную живопись к искусству такого рода, Репин решительно возразил ему. Пейзаж дорог нам не только потому, говорил он, что изображает верно природу, но и потому, что в нем отражается впечатление художника, его личное отношение к природе, понимание ее красоты. Лучшие художники-пейзажисты всем своим творчеством подтвердили правоту Репина в этом споре.           В 1882 году друг Тургенева М.В.Олсуфьев навестил писателя, жившего в то время во Франции, под Парижем. Тургенев был болен, невесел. Он тосковал, думал о России. «Первое, что бросилось мне в глаза, – вспоминал Олсуфьев, – это моя старая знакомая картина Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик».           Кому же не знакома теперь эта картина, этот небольшой зеленый дворик, затерявшийся среди тихих переулков Арбата! Ясный летний день. Все будто дремлет, пригретое ласковыми лучами солнца: перевесившиеся через забор деревья, старый белый дом, трава с протоптанными тропинками, покосившийся сарай, пятиглавая церковь с золотыми луковками, лошаденка, впряженная в телегу. У колодца бродят сонные куры. Розоватые облачка дремлют в небе… Однако то, что видел Олсуфьев у Тургенева во Франции, было не самой картиной (она уже тогда находилась в Третьяковской галерее), а лишь одним из этюдов к ней. И вот как этот этюд попал к Тургеневу.          В 1876 году Поленов вернулся на родину после нескольких лет заграничного пенсионерства. Он окончил академию вместе с Репиным, вместе с ним получил золотую медаль и вместе с ним томился заграничным житьем и рвался в Россию. «Никто более меня не желает вернуться на родину, – писал он из Франции, – чтобы моим трудом доказать на деле мою горячую любовь к ней и искреннее желание быть, насколько могу, ей полезным». Вернувшись, он решил вместе с Репиным и Васнецовым поселиться в Москве, подальше от академии, от петербургской чинности, от официального надзора.         Однажды, бродя по арбатским переулкам в поисках квартиры, он зашел в один из домов, на двери которого висела записка: «Сдается», и прямо из окна увидел озаренный солнцем дворик с прикрытым крышкой колодцем и виднеющейся за сараем церквушкой. «Я тут же сел и написал его», – вспоминал он впоследствии. Эта строчка красноречиво свидетельствует о том неотразимом впечатлении, какое захватило художника и так ясно выразилось в его картине. В «Московском дворике» сказалось непосредственное впечатление художника от погожего летнего дня, от сияющих куполов церкви, барского дома с фронтоном, сарая с проломленной крышей, нехитрого белья, повешенного на просушку, детей на траве. От ощущения безмятежности и обыденности московской жизни. «Это тургеневский уголок», – говорил Поленов, и говорил так не потому лишь, что именно здесь, вблизи Арбата и Девичьего поля, начиналось действие знаменитого тургеневского романа «Дым». «Тургеневским» был сам взгляд художника, полный умиротворенной любви ко всему родному – пусть неяркому, неприметному, но родному.         Когда Иван Сергеевич Тургенев приехал из Парижа в Москву на открытие памятника Пушкину, к нему приходили десятки людей, для которых имя писателя, его романы, повести и рассказы стали чем-то неизмеримо дорогим и близким. Был среди этих людей и Поленов. Тогда-то он, в знак любви и признательности, и подарил Тургеневу этюд, о котором вспоминал Олсуфьев. И Тургенев увез с собой в Париж драгоценный уголок родной земли, с ее небом, воздухом, с ее красками и запахами, с ее белоголовыми ребятишками и привычным теплом родного солнца – со всем тем, что так отзывается в сердце человека, когда он после долгого отсутствия входит в дом, где прошло его детство, где он рос и впервые познал душой значение слова «родина».        Гаршин не зря назвал живопись «самым задушевным из пластических искусств». Думая об этом свойстве живописи, о ее способности отвечать, отзываться самым глубоким человеческим чувствам, нельзя не вспомнить «Московский дворик» у больного и тоскующего Тургенева в далеком предместье Парижа. (Из книги: Наумович В.Л. Лицо времени. Детская лит. М.1965)   «Летом Тургенев с семейством Виардо отправлялся на дачу в Буживаль, в поместье «Les Frenes» («Ясени»). Уезжали с вокзала Сен-Лазар. В Аржантейле обычно пересаживались на речной пароходик и плыли по Сене. По берегам тянулись ряды тополей и лип, краснели в зелени садов черепичные крыши вилл. Весело свистя, пароходик проплывал под арками железнодорожных мостов, обгоняя украшенные праздничными флажками лодки с отдыхающей публикой в пестрых нарядах. На повороте реки показывался, наконец, высокий шпиль старинной церкви XII века, расположенной на вершине холма, с которого открывался вид на луга и ивы острова Круасси, прославленного картинами знаменитого Коро. В Буживале жили французские художники-импрессионисты Ренуар, Клод Моне и Сислей. В Буживале имел дачу и Николай Иванович Тургенев.    К большому дому в гору вели две дороги, посыпанные крупным песком. Между группами кустов, расположенных живописно, с большим вкусом, пестрели обильные цветники. Под густою листвой деревьев вились прихотливо узкие тропинки. И везде журчала, пела вода: не только в бассейнах, но и в кучах искусно набросанного камня. Струйки чистой ключевой воды выбивались из-под мшистых стволов старых деревьев, и, журча, разбегались в разных направлениях.    Около большого усадебного дома – маленький «le chalet», собственность и жилище Тургенева. При входе в кабинетбросалась в глаза картина В. Д. Поленова «Московский дворик». По стенам размещались два больших шкафа с книгами. По самой середине кабинета, перед камином, располагался большой письменный стол с аккуратно прибранными бумагами, книгами, номерами журналов.» (Из книги: Лебедев Ю.В. Тургенев. ЖЗЛ) Используемые источники:

  • https://zabavnik.club/kartinki/4655-kartinki-turgenev-bezhin-lug
  • http://booksillustrators.blogspot.com/2012/10/blog-post.html
  • http://filologstefa77777.blogspot.com/2013/11/blog-post_29.html

Конспект урока по обучению комплексному анализу текста.                                                                   

Урок по литературе в 5 классе

Тема: «Самое замечательное лицо из всей челяди»

(По рассказу И.С.Тургенева «Муму»»)

Цель:

1. Учить детей ставить учебную задачу через восприятие текста

2. Развивать познавательную и речевую деятельность учащихся

3. Воспитывать грамотного читателя

Оформление:

1. Изображение на экране:

— портрет И.С.Тургенева, годы жизни – 1818-1883гг;

— иллюстрация Н.Д.Дмитриева-Оренбургского «И.С.Тургенев на охоте», 1879г;

Аппликация «Воробей»;

— названия произведений: «Записки охотника», «Муму», «Ася», «Отцы и дети», «Русский язык».

Ход урока:

I. Установка:

 Что вы ждете от урока?

— Чего жду от вас я? (работу мысли);

II. Слово о писателе

— Этого ждет от вас и писатель И.С.Тургенев, а для этого приглашает к разговору.

Но прежде слово о Тургеневе. Если о нем ничего не будет сказано, то книга будет «молчать».

Что это значит? (Не зная писателя, трудно будет воспринимать его произведение).

У И.С.Тургенева интересная биография. Остановлюсь на том, что он очень любил охоту, но не столько хотел поймать зверька, сколько почувствовать природу, приблизиться к ней.

Как-то возвращался с охоты, рядом бежала его собака Трезор. Он обратил внимание, что собака начала красться. И тут Тургенев увидел птенца, выпавшего из гнезда. Маленький, беспомощный, сидел неподвижно. Собака приближалась к нему. Вдруг, сорвавшись с дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой мордой Трезора. Весь взъерошенный, с отчаянным писком прыгнул два раза в направлении зубастой пасти. Он ринулся спасать свое детище. Его тело трепетало от ужаса, голосок охрип, он замирал, он жертвовал собой.

Трезор попятился, видно, признал силу воробья.

Тургенев отозвал собаку. Он шел и думал: «Героическая птица. Да, любовь сильнее смерти. Только любовью движется жизнь».

Почему именно у любви такая силища? (Только «любовь имеет секретный ключ» к любой двери).

Тургенев всегда писал о любви: к родному языку, природе, Родине, женщине, родителям, крестьянам и просто к человеку. Об этом его замечательные произведения:

— «Записки охотника»;

— «Муму»;

— «Ася»;

— «Отцы и дети»;

— «Русский язык»;

— Какое из этих произведений вы прочитали? («Муму»);

— Кого из героев писатель согревает теплыми чувствами? (Герасима);

III. Определение темы и цели урока.

— Прежде, чем приступить к обсуждению рассказа «Муму», мы должны сформулировать тему урока.

— Напомню: тема требует вопроса «О ком? О чем? (О Герасиме);

— Вслушайтесь в формулировку:

— Тема: «Герасим».

— Как она звучит? (Неинтересно, она не наводит на размышления);

— Тема указана в тексте, и внимательный читатель ее увидит;

«Самое замечательное лицо из всей челяди»

— Что именно имел в виду писатель под определением «замечательное лицо»? (Внешнюю и духовную красоту героя);

— Теперь соединим тему и цель урока:

Тема: «Самое замечательное лицо из всей челяди»

Цель:

1. Доказать, что Герасим – «самое замечательное лицо из всей челяди»

2. Увидеть, что Герасим – «самое замечательное лицо из всей челяди»

3. Понять, что заставило писателя назвать Герасима самым замечательным человеком среди дворни.

— Выбираем формулировку цели под № 3, так как в начале урока я вам сообщила, что писатель приглашает нас к разговору. Если не понять писателя, то разговор не получится.

Итак, окончательный вариант:

Тема: «Самое замечательное лицо из всей челяди»

Цель:

1. Понять, что заставило писателя назвать Герасима самым замечательным человеком среди дворни.

IV. Разговор с писателем о Герасиме (I глава)

1. Вопросы от Тургенева:

— Как Герасим оказался в Москве? (Его барыня взяла из деревни);

— А как писатель вам рассказал? (с. 209):

«Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев.»

— Почему именно его? (Он был работящий и выносливый);

 — Найдите в тексте подтверждение вашим словам (с. 209):

«…считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли…»;

— Так чем был замечателен Герасим? (Природной силой, умением красиво работать);

— Как вы объясните действия барыни: «…взяла и привезла Герасима из деревни»? (Россия 19 века до 1861 года была крепостной страной, где крестьянин был крепостным, безвольным, бесправным человеком);

— Что значит крепостное право? Выберите нужный вариант:

А) Это право крестьянина жить в крепости по принципу: «мой дом – моя крепость»

Б) Это закрепленное право крестьянина на землю и свободу.

В) Это полная зависимость крепостного крестьянина от своего помещика.

(Выбираем вариант № 3)

— Какие еще моменты в I главе говорят о бесправии Герасима? Зачитайте:

«Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали в руки метлу и лопату и определили его дворником»;

«…скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, взяли, поставили на вагон железной дороги – и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – Бог весть!»;

— Что помогло нашему герою не потерять свое «лицо», несмотря на трагическую обстановку? (Любовь к труду, привычка работать красиво, чувство собственного достоинства);

— Что значит «чувство собственного достоинства?» (Уважение в себе человека);

— Приведите пример проявления данного качества у героя:

«Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице.

— Были минуты, когда Герасим «уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь».

— Это что? Проявление силы или слабости героя? (Проявление силы, он бунтовал, по-своему сопротивлялся.)

— Что заставило Тургенева возвысить крепостного крестьянина Герасима над всеми, кто работал на барыню? (Сила его характера).

V. Вывод

— Состоялся ли разговор с писателем? (Да);

— Что помогло вам в общении с Тургеневым? (Понимание);

— Проверим, действительно ли вы единомышленники с ним?

— Дайте характеристику Герасиму, используя прилагательные.

Какой он?

— Я вам даю цитату или пример из текста, а вы – качество, характеризующее нашего героя.

«Дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста…» (195,5 см);

Высокий

«Он работал за четверых…»

Сильный

— Высокий и сильный, значит какой?

Большой

«Одаренный необычайной силой…»

Очень большой, то есть огромный

«…но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице»

Гордый

«…Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок…»

Аккуратный

«Проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом…» (и так каждый день, а усердие и упорство не исчезали)

Терпеливый

«Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе» (Какая это работа? Без устали.  Какой человек работает без устали? Работящий)

Работящий

Высокий

Сильный                                                                                    Большой

Очень большой                                                                огромный

Гордый

Аккуратный

Терпеливый

Работящий

— Какое слово зашифровано? (Богатырь);

— Считает ли Тургенев Герасима богатырем? (Да);

— Зачитайте (с. 211, описание каморки);

Что заставило писателя назвать Герасима самым замечательным человеком среди дворни? (Богатырская натура).

Богатырская натура – сильная, духовно и физически.

VI. Домашнее задание

1. Испытания Герасима.

2. «Барыня…сперва было отдала приказание немедленно востребовать его назад в Москву, потом, однако, объявила, что такой неблагодарный человек ей вовсе не нужен» (с. 242).

Почему? Это при крепостном-то праве?

Подсказка:

1. Еще раз перечитать описание барыни, ее быт, образ жизни.

2. Период крепостного права.

Тема: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

Цель: познакомить с творчеством Е.И.Чарушина

Задачи урока:

1.  Познакомить детей с рассказом Чарушина. Раскрыть его идейное содержание.        

2. Формировать навыки правильного и выразительного чтения.

3. Закреплять умение прогнозировать и анализировать .

4. Развивать креативность мышления, обогащать словарный запас учащихся.

5. Воспитывать бережное отношение к животным.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное, анализировать  делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Оборудование: презентация, мультимедийная установка, экран, карточки с заданиями для работы в группах, парах, индивидуально.

Ход урока

1. Организационный момент.

  — Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.  Улыбнитесь    друг другу,  пожелайте мысленно себе удачи. А теперь тихонечко сядьте за свои парты.

— Для чего нам нужны уроки чтения?  (Чтобы научиться хорошо читать, чтобы познакомиться с  новыми интересными произведениями, узнать много нового, познавательного, чему – то научиться, прислушиваться к тому, что говорит автор произведения.)

Недаром говорят: «Кто много читает, тот много знает». С человеком, который много читает интересно общаться.

2. Постановка темы и цели урока

— Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы? (ПИСАТЕЛЬ)

— А как называют человека, который пишет картины? (ХУДОЖНИК)

— А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником?

-Таким удивительным человеком был Е.И.Чарушин. (Слайд №2 с портретом писателя). Сегодня мы познакомимся с его творчеством. Слайд 3

— Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель.

На экране запись: (Слайд 3)

Тема… (Евгений Иванович Чарушин).

 Познакомиться… (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).

 Учиться правильно… (и выразительно читать его произведение ).

 Проанализировать… (новое произведение).

— А как всё начиналось…(Сведения из биографии писателя рассказывает ученик)(Слайд 4)

Евгений Иванович Чарушин родился  много лет назад в старинном городе Вятке. Всю жизнь, с раннего детства, прожил Чарушин среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. И потом, дома, это превращалось в чудо-сад. Здесь он учился наблюдать и работать. Вместе с родителями  он выкармливал уток, лечил зверей. Держали коз, кроликов, голубей и еще 20 певчих птиц. Это были друзья мальчика. Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны. С детства Евгений Иванович увлекался рисованием. Наблюдая природу, жизнь, повадки зверей, он все рисовал, записывал. Более 30 лет Чарушин писал для детей рассказы о животных и сам делал к рассказам рисунки. И знаете почему? Он говорил об этом так:

«Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».

—  И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – конечно, художником-анималистом.

— Кто такой художник — анималист? (Он рисует животных)

Посмотрите на книжную полку. Здесь вы видите книги Е.И.Чарушина, которые можно взять и прочитать в библиотеке.

Просмотр рисунков Е.И Чарушина. (Слайды №5-6 -7с  рисунками Е. И. Чарушина)

3.Изучение нового материала.

С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. (Слайд 8)

— Откройте учебники на стр.136. Прочитайте название произведения.

— Было ли вам когда-нибудь страшно?

 Скажите, когда и почему бывает страшно?

 Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.

— Попробуйте предположить, о чём будет это произведение.

 (Предположения детей)

—  Проверим, верны ли ваши предположения — прочитаем текст произведения.

Прежде чем приступить к чтению следует выяснить значение незнакомых слов.

Это слова “чулан” и “сени”. (Слайд 9-10)

Объясните лексическое значение слов.

(Сени –помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.)

Отработка техники чтения

– Прежде чем приступить к повторному чтению, давайте подготовимся к прочтению некоторых сложных слов, для того, чтобы вам было понятно, как их произносить (чтение по слогам, затем  целыми словами)

ма-лень-кий

стем-не-ло

по-стель-ки

лю-до-е-дов

кро-ко-ди-лов

бро-сит-ся

за-кры-лись

при-жа-лись

рас-ска-за-ли

дёр-га-ет-ся

блюд-це

Первичное чтение.

Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением. «Чтение с остановками.» После прочтения  каждого абзаца, учитель задаёт вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.

а) Чтение до слов « … по стене кто-то ползает – шуршит.» (с.136)

— Как звали мальчиков?

— Где они жили?

— Почему мальчики остались одни?

 — Как характеризует мальчиков, что они остались одни? (смелые, самостоятельные, надежные)

— Что может случиться дальше?

б) Чтение до слов «Но тут пришли папа с мамой». (с.137)

— Почему мальчикам было страшно?

— Почему Петя бросился к Шуре на кровать, и «они закрылись с головой одеялом»?

— Что может произойти дальше?

в) Чтение до конца рассказа.

— Какие чувства испытали Шура и Петя, когда увидели ежа?

( удивление, радость, восторг)

Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.

Определите жанр произведения?

СЛАЙД 14

РАССКАЗ:

1) повествовательное произведение небольшого размера;

2) словесное изложение каких-нибудь событий.

                                                     (по С. И. Ожегову)

Характерная особенность рассказа – наличие одного события в центре.

Действующими лицами рассказа становятся реальные люди, животные, события.

— Понравился вам рассказ?

Вопросы после прочтения:

— Соответствует ли название рассказа его содержанию?

— Кто испугал ребят?  Сравним, оправдался наш прогноз?

— Почему Е. Чарушин  назвал рассказ именно так?

— Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались? (Они не знали, что это ёж. Дети испугались шагов в темноте)

-Что вы знаете о еже?

Слово учителя о еже.

СЛАЙД  15

Ёж – маленький зверёк с вытянутой заострённой мордочкой и короткими лапками. Спинка и бока у него покрыты твёрдыми иглами. У ежа очень хороший слух и нюх. Спит он в гнезде под корнями деревьев или в норе. Примерно с октября по апрель ёж находится в зимней спячке.

Вопреки широко бытующему мнению ёж не делает запасов на зиму и яблоки на колючках не носит.

Серый ёжик весь в иголках,

Словно он не зверь, а ёлка.

Хоть колюч молчун лесной –

Ёжик добрый, а не злой.

Физкультминутка. (Слайд 16)

Хитрый ёжик-чудачок                        

 Сшил колючий пиджачок:                (делают вид, что шьют)

 Сто булавок на груди,                        (повороты туловища)

 Сто иголок позади.                        (наклоны влево — вправо)

 Ходит ёж в саду по травке,                

 Натыкает на булавки                        (шаг)

 Грушу, сливу — всякий плод,                

 Что под деревом найдёт,                (приседания)

 И с подарочком богатым

 Возвращается к ежатам.                (прыжки)

Повторное чтение рассказа

1)- Прочитайте 1, 2, 3 абзацы жужжащим чтением

— Найдите ответ на вопрос  — где произошла история, о которой говорится в рассказе ?

— Что узнали о мальчиках?

2)- Прочитайте о том, как мальчики уговаривали себя не бояться. ( Прочитайте этот отрывок по ролям)

– С какой интонацией будем читать разговор мальчиков? Почему? (дрожащим голосом, медленно)

— Что больше всего испугало ребят? ( шаги)

— Как они чувствовали себя под одеялом?

3) Чтение последней части цепочкой.

— Кто испугал ребят?

— Как вёл себя ёжик, когда его искали?  (Свернулся в углу шариком)

— Почему ёж свернулся шариком? (Почувствовал опасность)

— Где настоящий дом ежа?

— Почему ёжик не ушел потом в лес? 

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

— Что вы здесь видите?

— Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?

— А как бы поступили вы? ( Птицы и дикие звери  неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить)

— Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?

— Всегда ли фантазии, которые возникают в темноте, совпадают с реальностью? Случилась бы такая история с ребятами, если был бы день?

А что случилось с тем, кого напугались ребята? На самом деле кому было так страшно?

Так чего же на самом деле напугались ребята? (Своих фантазий)

Что нужно сделать, чтобы не бояться? (сначала выяснить причину страха)

Какой мы сделаем вывод? (со своими страхами нужно бороться)

— Можем ли мы осуждать их за трусость? (Нет, мы все можем испытывать страх. Это были маленькие дети. У русского народа даже  есть много пословиц о страхе.

Подберите пословицы к прочитанному рассказу.

Работа с пословицами.  Работа в группах.   (3 минуты)

Задание для каждой группы одинаковое.

-Повторим правила работы в группе (Слайд  17)

— Чья группа быстрее соберёт пословицы? (Слайд  18)

Трус и куста боится.

Трусливому зайцу и пень волк.

У страха глаза велики.

— Какая  пословица больше всего подходит к нашему рассказу?

— Итак, ребята, мы сегодня с вами сделали важное открытие. Мы научились бороться с некоторыми страхами.

— А как вы думаете, нужно ли человеку чувство страха? (Страх помогает воспитать осторожность, способность находить быстрые решения, даёт возможность человеку выжить в трудных условиях)

— Скажите в форме одного предложения, о чём это произведение, используя следующую запись.

Запись на экране: “Это произведение о том, как Ш…  и  П…    и…     е…” (Слайд 19)

Работа в рабочей тетради стр.45 зад.1 — самостоятельно

Тему мы определили. А какова главная мысль? Для чего автор рассказал нам эту историю? Чему хотел научить?

 (Не нужно бояться неизвестного. )

Выполнение теста самостоятельно. (слайд 20)

— Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе был самым внимательным. А для этого выполним тест. Вспомните события рассказа. Если событие из рассказа верное -нужно поставить ПЛЮС, если неверное событие — МИНУС.

(Дети выполняют задание на индивидуальных карточках)

Тест Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

 1

Мальчиков звали Шура и Петя.

2

Без мамы и папы дети не ложились спать.

3

В темноте шуршала мышка.

4

От страха Петя бросился к Шуре на кровать.

5

В углу свернулся шариком ёжик.

6

Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.

7

Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.

Самопроверка с доски. (!, +, -)

VIII. Домашнее задание. ( Слайд 21) (2 минуты)

Одно из заданий по желанию:

  1. Прочитайте рассказ стр.136-138
  2. Подготовьте чтение по ролям.
  3. Нарисуйте рисунок к рассказу.

Рефлексия (3 минуты)

Составление синквейна в парах

А теперь все ваши мысли, чувства о произведении вы выложите в синквейне, над которым будете работать в парах.

 — Что такое синквейн? (Пятистрочный стих)

— По какому правилу он составляется? (Слайд 23)

Ёжик.

Маленький, колючий.

Пыхтит, шуршит, топает.

Ёж испугал мальчиков топотом.

Зверёк

Проверка с экрана

Итог урока (слайд 24)

– Вы можете прочитать и другие, не менее интересные произведения Чарушина. Надеюсь, что они вам тоже понравятся.

Введение

Конспект урока
будет удобен на уроке литературы, так как здесь есть цель и задачи, все этапы
урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие,
вступление, слово учителя, актуализация опорных знаний, работа по теме, биография
И.С. Тургенева,  анализ произведения,  изучение нового, физкультминутка, закрепление,
вопросы,  беседа, итог, домашнее задание.

Конспект
урока по литературе для 6 класса на тему: «Бежин луг» вчера и сегодня

Цель урока:  знакомство учеников
с   фрагментами биографии
 Тургенева; рассмотрение  идейно-художественных и жанровых особенностей
очерка «Бежин луг».

Задачи: показать
взаимосвязь человека и природы в рассказе; помочь учащимся осмыслить глубину
нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором в рассказе
«Бежин луг»;продолжать развитие навыков анализа художественного текста и
выразительного чтения ; помочь учащимся оценить изящество и совершенство языка
И.С. Тургенев; воспитывать  трепетное отношение к природе.
 

Ход урока:

I.Организационный
этап. Мотивация к учебной деятельности
.

  Учитель: — 
Учебник на столе у вас?

                             
А ручки и тетрадки?

                             
Тогда урок начнём сейчас,

                             
Раз всё у вас в порядке.

                              Будьте
внимательны,

                             
Послушны, наблюдательны.

                             
Чтобы литературные тайны познавать,

                             
Нужно всё серьёзно изучать.

    — отчёт 
дежурного;

    — проверка 
готовности  класса  к  уроку:

                Я 
рада  новой  встрече  с  вами,

               
Приятно  ваше  общество, друзья!

               
Ответы  ваши  вы  готовьте  сами,

               
Их  с  интересом  буду  слушать  я.

               
Мы  сегодня  снова  будем  читать,

               
Выводы  делать  и  рассуждать.

                А 
чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

               
Активно  включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои
друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

II.
Актуализация знаний учащихся.

Слово учителя. Сегодня  наш  урок посвящён творчеству
И.С.Тургенева.  Сегодня мы продолжим изучение творчества
великого классика, мастера слова, чьи произведения высоко ценятся не только в
России, но и во всем мире. Мы увидим его как человека, тонко
чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в
каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык. Давайте послушаем,
как прошло его детство.

III.
Изучение нового материала

Иван
Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду — имена
его предков встречались в описаниях исторических событии со времен Ивана
Грозного. В Смутное время один из Тургеневых — Петр Никитич — был казнен на
Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия. Отец писателя начал службу в
кавалергардском полку и ко времени встречи с будущей женой был в чине поручика.
Мать — богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской
губернии. ( имение слайд 5) Все управление усадьбой Спасское
было в руках матери Варвары Петровны.  Мальчик рано стал замечать, что все
вокруг подчинено дикому произволу, капризам властных родителей. Осознание этого
омрачало любовь к Спасскому и его природе. Детские и юношеские воспоминания о
жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его
рассказах. «Моя биография, — сказал он однажды, — в моих произведениях». В
домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но
большинство книг было на французском язык. С гувернерами и домашними учителями
постоянно происходили какие-нибудь недоразумения. Их часто меняли. Будущего
писателя занимала природа, охота, рыбная ловля. Спасское приволье стало
его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых  её
проявлениях.

      Но вот пришла пора
расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву,
чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения.

 Тургеневу не
исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский
университет, на словесное отделение.

Начало 1830-х годов было ознаменовано
пребыванием в Университете таких замечательных людей, как Белинский, Лермонтов,
Гончаров, Тургенев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители
переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философского
факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать
драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На
первом году его жизни в Петербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился
с профессором П. А. Плетневым, с Грановским. Тургеневу не было еще и
восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение. ( портреты
слайд 6)

        Впоследствии
впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых
«Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал  яркую
картину  средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех,
кто населял её деревни и поместья. «Записки охотника» явились переходом от
начального периода творчества И. С. Тургенева,  к новому этапу творчества,
к реалистической прозе. И. С. Тургенев обратился для их воплощения и выражения
к рассказам-очеркам.( сост. из 25 рассказов слайд7  )

           
             Доклад 4

 «Записки охотника» состоят из
двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные законченные
произведения, разнообразные по содержанию и художественным особенностям. В
основе художественной стройности «Записок охотника» — образ рассказчика
(охотника), от лица которого ведется повествование. Рассказчик обычно принимает
непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отношения
к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действующих лиц, иногда
вмешиваясь в беседу, или специально расспрашивает их о жизни, попутно сообщая
читателю уже известные сведения об этом лице. И ещё несколько слов об этом
сборнике.(слайд8, 9, 10) 

Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня — пять мальчиков, которые
стерегли ночью табун возле речки Снежедь на Бежином лугу и которых после
первого чтения рассказа в детстве мы запоминаем на всю жизнь.

Многое меняется на земле, но, кажется, никогда не исчезнет то, что
изображено Тургеневым в этом рассказе.

В рассказе «Бежин луг» природе уделено особое внимание. Потому что
по-особому, более чутко и одухотворённо воспринимают её пять маленьких героев,
для которых жизнь только начинает открывать свою сказочную красоту.

Рассказ посвящён крестьянским мальчикам старой, крепостной деревни
середины XIX века. Однако, полтора столетия, отделяющие нас от того времени, не
смогли стереть удивительной живости этого произведения.

Читая его, словно наяву любуешься мальчишками — каждый из них —
характер, в каждом неповторимая душа… Любуешься июльским днём, изображённым в
начале рассказа… Любуешься прекрасной летней ночью… Становишься свидетелем
рождающегося утра, ощущаешь бодрый, пророческий смысл, который вложен писателем
в заключительную картину — картину рассвета…

«Бежин луг» открыл русским читателям середины прошлого (XIX. —
Ред.) века и открывает нам сейчас поэзию детства. Вскоре после Тургенева Лев
Николаевич Толстой напишет повесть, которую так и назовёт — «Детство» — ив
которой даст углублённый анализ этой поры в жизни человека. Но у Тургенева был
особый колорит в рассказе о мальчишках — прежде всего потому, что это были
крестьянские мальчишки.

Мы идём от рассказа к рассказу вслед за Тургеневым и невольно
вспоминаем свои впечатления от тех мест, которые удалось посетить нам на родине
писателя. Мы шагаем по Орловской земле в районе Мценска, Льгова или
Спасского-Луто- винова, и окрестные поля, рощи, деревни помогают нам мысленно
переноситься в то далёкое, тургеневское время, живее представлять себе и самого
Тургенева, и тех людей, с которыми он встречался, которых хорошо знал, которых
любил, с которыми его связывала дружба.

И. Смольников. «Середина столетия»

Физминутка

 Потягушки

Мы
на цыпочки привстали,

Ручки
кверху мы подняли,

Мы
вздохнули, потянулись

И
друг другу улыбнулись.

Выдохнули,
руки вниз,

Повторим
теперь на «бис»!


А теперь все тихо встали,

Дружно
руки вверх подняли,

В
стороны, вперёд, назад,

Повернулись
вправо, влево

Тихо
сели, вновь за дело.

IV. Закрепление

Беседа.
(
Выявление читательского восприятия учеников.)

  С
каким произведением в вашей памяти  связано имя  И. С. Тургенева?
 (рассказ
«Муму»)


Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»?
(принести
сборник «Зап.охотника»)


Сегодня мы с вами познакомились с одним из рассказов  этой книги «Бежин
луг».

— Дома
вы прочитали этот рассказ.
 Чем он вам запомнился?


С чего начинается рассказ? (
с описания природы).
Посмотрите на картины природы. ( пейзажи -4 шт. слайды 11,12,13,14) 
Всё
это окрестности Бежина луга.


Может быть
вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и
живописи в том   числе)?
 (Пейзаж)


Запишем определение в тетради:
   
     Пейзаж – картина природы  в 
художественном произведении.  Описание природы помогает лучше 
понять героев и их поступки, представить место действия. – А
теперь давайте вспомним, какие жанры литературных произведений мы знаем?


Жанровая
 необычность произведения была отмечена первыми 
читателями:
  «Хорошо, очень хорошо, только что ж это такое – повесть
не повесть, путешествие не путешествие…».  Очень трудно было определить
жанр произведений этого сборника.*** В этом направлении у нас работал
Ямушев Федя.

 –
Жанр произведений Сборника И.С.Тургенева «Записки охотника»- очерк. Что такое
очерк?

 
  Очерк – разновидность малой формы эпической литературы,
чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям.
Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом
очерк близок рассказу. Почему же всё-таки очерк?  Потому, что автор
описывает то время, в которое он живёт, конкретных людей, события.

Запись
определения в тетради.
       
               

 
   Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь,
неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кониТихо, уютно. У
костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети
позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая
разные  интересные истории. Они – другие. О чём же они говорят
?

 (Активизация 
читательского восприятия)
 

 Инсценировка Стр180-184. 
(Использование аудиокниги «И.С. Тургенев «Записки охотника») – Что
придаёт таинственность, мистичность рассказам ребят?(Ночь, природа).

Всё
совсем по-другому выглядит утром.

Работа
с текстом.    
-Давайте
попробуем определить, какими  художественными приемами пользуется
Тургенев при описании  картин природы? Приведите
примеры.   

 Эпитеты: 
«Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное»,
 «играющие лучи»,  «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…(слайд
20)

Сравнение: 
«блеск подобен блеску кованого серебра»,  «сами они…  лазурны, как
небо»,  «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как
бережно несомая свечка»…

Метафоры: «»утренняя
заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно
всплывает», «хлынули играющие лучи»….

Олицетворения:
«ветер разгоняет, раздвигает  накопившийся зной», «вихри… гуляют по
дорогам…»,  «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»

 
    — Как вы считаете, как человек связан с природой в
рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек? (проблемный
вопрос) 
           —   Почему
повествователь заблудился?
  Стр 172. Кто он? 

 
        — Почему герой не поддается панике, и кто
ему в этом помогает?
 

(слайд
24)

 (Недоумение»,
«жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось»,  пошёл «по звездам –
наудалую».   Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать
– и вышел к людям, с ним его верный друг – собака Дианка «умнейшая из
всех четвероногих тварей»)

 
      —Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте (слайд
25) 
Стр 175

 
     — Кто  же эти люди, которых встретил охотник?
(Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун) ( 3 кадра слайд 26)

 
     — Как вы думаете, почему Тургенев вдруг выбрал для
рассказа крестьянских ребятишек?
    (Хотел раскрыть мир
крестьянского детства).

 
    —  Как относится к своим героям автор? (Он
добродушно, доброжелательно усмехается над ними, но в то же время проявляет
много уважения к своим героям, а местами открыто любуется ими).

 
    —  Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша,
Костя, Ваня)
  (слайд27)(Стр 177)


Давайте с вами еще раз подумаем, как соотносятся человек и природа в рассказе
Тургенева?

 (В
начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью.
Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков),
восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа
пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно   его
водит какая-то нечистая сила)

 
— Что такое природа для писателя? (природа —  высшая сила)

V.
Подведение итогов урока.

     — Какие
задачи ставили перед собой в начале урока?

     —
Выполнили эти задачи?


ком мы сегодня с вами говорили?


Понравился ли вам  рассказ Тургенева? 


Что нового вы узнали на уроке? (что такое очерк, пейзаж, биографию Тургенева)

Домашнее
задание

Рисунок с изображением выбранного героя
(мальчика);

Описание его внешнего вида (цитаты из
текста);

История, которую рассказал герой;

Ваше отношение к герою.

Прочитать до конца рассказ, выбрать
наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.

Урок-исследование по   рассказу  И.С. Тургенева « Бирюк».

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид урока: урок-поиск (урок-практикум).

Форма  урока : групповая, фронтальная.

Методические приемы: повторение изученного; объяснение учителя; беседа; выразительное чтение; комментированное чтение; элементы анализа художественного текста: работа со средствами выразительности языка, стилистический анализ текста; «собирание» «рассредоточенного» пейзажа, интерьера, портрета (выборочное чтение); сравнение; монологическое высказывание; словарная работа.

Цели  урока :

— развитие у учащихся знаний о месте и роли внесюжетных элементов: пейзажа,

интерьера, портрета как средств создания образа в реалистическом произведении,

— развитие умения анализа данного внесюжетного элемента как одного из путей

постижения идейно-тематического своеобразия художественного произведения;

— совершенствование умений анализа литературного произведения в его историко-

литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний

— совершенствование навыков характеристики героя;

— развитие умений создания собственного высказывания в жанре характеристики героя;

— совершенствования навыков выразительного чтения;

Эпиграф: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Враг этот был – крепостное право». (И. С. Тургенев).

Ход  урока:Ключевые слова: пейзаж, портрет-впечатление, интерьер, внутренний конфликт, идея произведения

I. Вступительное слово учителя

На прошлом уроке мы с вами начали разговор об Иване Сергеевиче Тургеневе и его сборнике рассказов «Записки охотника». Вспомните, что вы знаете об этом писателе?

Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в 1818 году. Детство и все лучшие годы жизни будущий писатель провел в селе Спасское- Лутовиново.
Уже в студенческие годы появились его первые переводы, небольшие поэмы, стихотворения.

В 1847 году был написан первый рассказ («Хорь и Калиныч») из будущих «Записок охотника», принесших ему славу, а последний («Стучит») в 1874 году, то есть прошло почти 30 лет.

-Какова основная тема «Записок охотника»?

Основной темой «Записок охотника» были взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика.

— Как читатели встретили появление «Записок охотника»?

Очерки Тургенева были восторженно встречены демократической критикой, общественностью, Белинским и Герценом, Некрасовым и Гончаровым.

Но в правительственных кругах они вызвали осуждение. Было проведено специальное расследование по поводу того, как цензура могла пропустить такое издание. Сам писатель был арестован и отправлен в ссылку в свое родовое имение, село Спасское – Лутовиново, где провел около двух лет. Поводом к этому послужил некролог, написанный писателем в связи со смертью Гоголя, но всем было ясно, что главная причина ареста и ссылки – «Записки охотника».

Скажите, ребята, а что рассказы содержат прямой протест против царя или крепостного права?

Рассказы не содержит прямого протеста против крепостного права, однако они интересны тем, что писатель сумел разглядеть и показать нам духовную силу русского мужика.

Известный критик В.Г. Белинский сказал, познакомившись с «Записками охотника», что И.С. Тургенев «зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой еще никто не заходил». Цель нашего урока исследовать образ русского мужика, рассмотреть ту его сторону, на которую, по словам Белинского до Тургенева никто не обращал особого внимания.

Образ русского мужика мы будем исследовать на примере героя рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «БИРЮК». Этот рассказ был написан в 1847, а напечатан в 1848 году в журнале «Современник». Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственное впечатление от родных ему мест, от жизни крестьян в Орловской губернии.

Вспомните, ребята, какие средства используют авторы произведений, чтобы раскрыть перед читателем образ персонажа.

Авторы используют описание внешности персонажа, описывают место, где он живет, может присутствовать авторская характеристика, а может характеристика других персонажей, герой может раскрываться в поступках, в художественных деталях.

При анализе  рассказа  « Бирюк » мы остановимся на тех, которые выделим как основные средства создания образа, которые играют важную роль: помогают составить целостное представление об образе литературного героя, понять главную идею произведения.
Как вы считаете, какие из перечисленных средств являются основными в данном  рассказе?

Способы выражения авторской позиции показаны через пейзаж, интерьер, портрет. Все остальные средства создания образа будут тоже так или иначе названы.

Попробуем вместе с вами увидеть и понять душу русского человека.

Работа в группах

Первая группа. Роль пейзажа в рассказе Тургенева.

Задания группе «Пейзаж».

1. Что такое пейзаж? Какое значение он имеет в художественном произведении?

2. Выразительно прочитать фрагмент текста с описанием начала грозы («Гроза надвигалась… Дождь полил ручьями»).

3. Какие слова точно и образно передают состояние природы, краски, запахи, звуки? (Назовите ключевые слова. Какие части речи преобладают?).

4. Зачитать и прокомментировать все пейзажные зарисовки по ходу развития сюжета рассказа.

5. Какова роль образа — символа грозы? Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа «Бирюк»?

6. Какие чувства передает Тургенев в описании природы?

-Итак, что такое пейзаж?

Это изображение природы.
— С чего начинается рассказ? ( Охотника в лесу застала гроза).

А теперь прочитаем строки первой пейзажной зарисовки «Гроза надвигалась…Дождь полил ручьями».
Сравните, что особенного в описании природы перед грозой и во время грозы?
В момент перед грозой природа выглядит относительно спокойно, ярче, все краски яркие. Употребляется много эпитетов (огромная лиловая туча, длинные серые облака, душный жар, влажный холод)

С началом грозы краски цвета исчезли, главное место занимают глаголы, передающие движение, динамичность этого явления (ветер загудел, деревья забушевали, капли застучали, зашлепали, гроза разразилась). Гроза изображена страшной и величественной: автор несколько раз повторяет слово «внезапно», подчеркивая, что это стихия, неподвластная и непонятная человеку.

— Есть ли ещё в рассказе пейзажные зарисовки?
«Дождик перестал. В отдалении ещё толпились тяжёлые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где тёмно-синее небо, звёздочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождём и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака». Это происходит после грозы.
То есть образ грозы можно считать ключевым . При вспышке молнии появляется высокая грозовая фигура лесника, его фигура, «словно выросла из земли», из тьмы. Несмотря на усиление грозы («белая молния осветила его с головы до ног», «дождик хлынул с удвоенною силою»), он сохраняет спокойствие. Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен.
Гроза является образом-символом. Гроза не только в природе, она происходит в жизни

Бирюка, мы узнаем, что от него сбежала жена, оставив его с двумя детьми . Его терзает страх за детей. Бирюк – сам гроза для воров. «Лесник, не поймавший вора, предавался суду, либо сам возмещал стоимость порубленных деревьев, подвергался физическим наказаниям, ссылался в Сибирь», а дождь – это не только осадки, но и слезы детей, и ненастье не только в природе, но и в в жизни крестьян.

Вывод: Человек един с природой. Он ее охраняет, она его понимает. Пейзаж – средство создания образа. Здесь используется особый тургеневский приём: человек у него приближен к природе, он как бы является её составляющей.

Вторая группа. Какую роль играет описание интерьер

а.

Задания группе «Интерьер».

1. Что такое интерьер?

2. Художественный пересказ (описание жилища Бирюка).

3. С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу Бирюка? Как это описание помогает понять характер героя?

4. Какие слова в описании являются ключевыми?

Что такое интерьер?

Это внутреннее пространство помещения, определённым образом организованное и благоустроенное.

Через некоторое время вместе с автором войдём в избу лесника. Что же предстанет нашему взору? Перескажем близко к тексту описание избы  Бирюка .

Какое впечатление это описание производит на вас?

Изба лесника производит тягостное впечатление: присутствующие скудные эпитеты подчеркивают бедность и неуют [Cлайд № 8.Теневой рисунок «Улита» Е.М.Бем]


Какие слова подчеркивают убогость жилища?

-Обратите внимание на одну художественную деталь, подчёркивающую убогость жилища. Найдите её.

Это лучина. «Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». От лучины исходит скудный свет.

— Интерьер в рассказе подан «объективно» или «субъективно»? С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу? Обоснуйте свое мнение.

«Субъективно»: рассказчик передает свои впечатления, делится своими чувствами от увиденной картины. Он не остался равнодушен к увиденному: «Я посмотрел кругом – сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу». В этих словах звучит горечь, душевная боль за подневольного, нищего мужика.

Узнав чуть больше о жизни лесника (кроме хлеба, в доме ничего нет, чаю нет, ушла жена, бросив двоих детей), изба показалась писателю «ещё печальнее прежнего». «Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание».

— Вывод. Какую роль играет интерьер в  рассказе ? (запись в тетрадь).

Вся обстановка говорит о том, что трудно, безрадостно живётся обитателям этого жилища. Бедность, нищета, неустроенность выглядывает из всех углов. Интерьер и предметно-бытовые детали выступают средством раскрытия образа. Интерьер помогает представить бедную, убогую жизнь  Бирюка  и вызывает чувство сострадания к его судьбе. Интерьер показывает нищету лесника. Благодаря этому описанию мы глубже понимаем характер. В описании избы зашифрована социальная характеристика героя.

Третья группа. Портрет.


Задание группе «Портрет Бирюка»

1. Художественный пересказ (описание внешности главного героя).

2. Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер героя?

3. Почему лесник, человек, близкий к природе, тонко чувствующий ее, удостоился такого прозвища — Бирюк?

4. Что означает слово «бирюк» (по словарю В.И.Даля)? Соответствует ли это прозвище правде о леснике? Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?

И среди этой убогости контрастно смотрится сам лесник Фома Кузьмич. На вопрос об имени лесник не только называет себя, но и добавляет своё прозвище –  Бирюк .

Что означает слово «бирюк» (по словарю В.И.Даля)?

По Далю «бирюк» имеет несколько значений:

1) зверь, волк;

2) нелюдимый, угрюмый человек. «Русский народ на прозвища мастер».

Соответствует ли это прозвище правде о леснике? Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?

Наш герой — действительно нелюдимый и замкнутый. Его сделала таким жизнь: положение лесничего, ненависть мужиков, одиночество.

Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?

Жена его бросила, оставила ему двух детей. Поэтому Бирюк и озлобился. Но человек, близкий к природе, любящий и берегущий каждое деревце и кустик, не может быть плохим.
— Как в действительности звали героя?

Фомой называет себя сам герой, «Фома Кузьмич»- так обращался к леснику мужик, пойманный ночью в лесу, Бирюком прозвали героя крестьяне.

— Чьими глазами мы видим  Бирюка ? В чём особенность портрета лесника?

Глазами охотника-рассказчика мы видим человека. («Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза»).

[Слайд № 9. Портрет И.Н. Крамского. Полесовщик.1874]

— Какой вид портрета перед нами в  рассказе ?

Словесный. «Портрет-впечатление». Рассказчик описывает человека, встреченного впервые, описание передаёт его впечатление от случайного знакомого. Портрет вызывает симпатию. Лесник поразил рассказчика своим сказочным, каким-то богатырским видом,  Бирюк  представляется человеком сильным, смелым, мужественным, суровым, уверенным в себе. Охотник много наслышан о леснике, поэтому смотрит на него с «удвоенным любопытством» и «выискивает» в его портрете то, что подчёркивало бы в герое «редкого молодца».
Портрет помогает выразить индивидуальные черты.
Перед нами не только словесный вид портрета, но и «рассредоточенный» портрет.

— Как характеризуют  Бирюка  окрестные мужики? За что они его ненавидят?

«…окрестные мужики боялись как огня». «Вязанки хвороста не даст утащить», «Ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет». В вину ставится его честность.
Пойманный на воровстве леса мужик называет его «душегубцем окаянным», «зверем», грозит местью. Несмотря на то, что по их же словам, «не бывало на свете такого мастера своего дела», но и мастерство ставится ему в вину.
Темная грозовая ночь подарила автору возможность увидеть лесника в деле. Слышит ли охотник какие-нибудь звуки, в отличие от  Бирюка?  Бирюк  же обладает тонким слухом и безошибочно находит дорогу в ночном лесу. Скоро будет пойман и жалкий порубщик

— Прочитайте описание внешности порубщика. Какое чувство он вызывает у вас?

Особенно ярко видно, как красив и могуч Фома, когда сопоставляем его портрет с портретом крестьянина-порубщика. «Я увидел мужика мокрого, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой…»; «дрянная лошаденка»; «Мужик глянул на меня исподлобья… При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены…».

— Сравните с портретом  Бирюка. Как автор относится к порубщику? ( здесь нет любования этим героем, только жалость).
Каков Фома Кузьмич на самом деле? Что делает его бирюком?

Внешние проявления

Внутренние качества

Мрачный, нелюдимый, хмурый, грубый, немногословный, физически сильный, одинокий, бедный, покинутый.

Мужественный, совестливый, сострадательный, великодушный, добрый, отзывчивый, понимающий


-Вывод. Какую роль играет портрет в данном произведении?

Он помогает раскрыть характер героя, Первое впечатление создается по внешнему виду. Нелюдимый, скрытный, но мы понимаем, что это очень хороший человек, никому не показывающий своего лица. Сам живет в бедности, доходящей до нищеты, но оказывается отзывчивым на чужое горе, сама жизнь заставила этого человека быть грозным и нелюдимым.

^ III. Беседа со всем классом.

-Итак, назовите центральный (кульминационный) эпизод  рассказа . Столкновение между мужиком и  Бирюком  (внешний конфликт)

Рассказчик дает себе слово «во что бы то ни стало освободить бедняка».
Почему же Тургенев в конфликте между  Бирюком  и крестьянином, все-таки на стороне крестьянина, хотя восхищается  Бирюком ?

Здесь особое внимание нужно обратить на внутренний конфликт, который переживает  Бирюк .

-За что клянут  Бирюка , угрожают? За то, что сам не украдёт и другим не дает, за то, что живет по библейской заповеди «не укради».

— Может, не стоило  Бирюку  враждовать с местными крестьянами, стоило быть более снисходительным? Но на мольбу порубщика  Бирюк  отвечает: «Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут». В том-то и дело, что взыщут. В комментарии к одному из изданий «Записок охотника» было написано: «Лесник, не поймавший вора, предавался суду и либо возмещал полную стоимость порубленных деревьев, либо подвергался другим формам наказания вплоть до ссылки в Сибирь».

— Как и любой крестьянин,  Бирюк  как лесник стоит перед выбором?

Во-первых, воровать – грех, к тому воровство-преступление, лес-то барский. А если не воровать, то семье грозит нищета, погибель.

Потакать крестьянам – взыщут по всей строгости. Не давать «баловать» в лесу мужику – «добрые люди» сживут со свету.

— Находит ли внутренний конфликт разрешение?

Нет…Утихла гроза в избе лесника, но за окном все льет дождь, долго еще быть ненастью. Ненастье долго будет сопровождать жизнь крестьянина. Освобождение крестьянина пока что оставалось мечтой.

Какой же выход из этой ситуации?

Нужно создавать условия, в которых человеку не придется стоять перед выбором: исполнить свой долг профессионала или поступить по совести.

-Итак, все рассмотренные средства помогли нам создать образ крестьянина  Бирюка. Давайте вернемся к словам Белинского, которые были прочитаны нами в начале урока. Какую же сторону русского мужика раскрыл перед нами Тургенев?

Тургенев показал крепостного крестьянина сильной личностью, Бирюк смог в сложной ситуации, ценою собственного благополучия остаться человеком. Он показал нам внутреннюю духовную сторону русского мужика, умеющего сострадать, понимать и прощать.
«Мужик должен быть освобожден от крепостного права» — таков лейтмотив  рассказа . Крепостное право виновно в том, что человек, одаренный от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и своим собратьям-крестьянам, потому что его лучшие качества, как физические, так и моральные – сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность, — становится инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным –  бирюком .
V. Домашнее задание на выбор:

1. Написать стихотворение о Бирюке.

1611338 1

И.Е.Репин Портрет И.С.Тургенева

1611338 2

1611338 3

1611338 4

Иван Иванович Шишкин «Перед грозой»

1611338 5

1611338 6

1611338 7

И.Н.Крамской «Полесовщик» 1874

1611338 8

Теневой рисунок Е. М. Бем к рассказу «Бирюк»

  • Рисунок к рассказу в стране невыученных уроков
  • Рисунок к рассказу васюткино озеро 5 класс
  • Рисунок к произведению пушкина сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • Рисунок к произведению чайковского нянина сказка ученика 2
  • Рисунок к рассказам чарушина карандашом