Рисунок к рассказу васюткино озеро 5 класс

Астафьев в., рассказ васюткино озеро жанр: рассказ о детяхглавные герои рассказа васюткино озеро и их характеристикавасютка шадрин, мальчик 13 лет.


Астафьев В., рассказ «Васюткино озеро»

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа «Васюткино озеро» и их характеристика

  1. Васютка Шадрин, мальчик 13 лет. Смелый, решительный, отчаянный. Хорошо знает тайгу и умеет ориентироваться. 
  2. Григорий Шадрин. Отец Васютки. Суровый и справедливый.
  3. Анна Шадрина. Мать Васютки. Добрая, заботливая.
  4. Афанасий Шадрин. Дед Васютки. Знаток разных историй.
  5. Коляда. Капитан баркаса «Игарец», спасший Васютку.

План пересказа рассказа «Васюткино озеро»

  1. На Енисее мало рыбы
  2. Избушка в низовьях реки
  3. Васютка отправляется за шишками
  4. Погоня за глухарем
  5. Пропали затеси
  6. Заблудился!
  7. Первая ночь в тайге
  8. На берегу озера
  9. Охота на уток
  10. Вторая ночь в тайге
  11. Большое озеро с рыбой
  12. По реке к Енисею
  13. Третья ночь в тайге
  14. Берег Енисея
  15. Четвертая ночь
  16. Баркас «Игарец».
  17. Наконец дома
  18. На озеро за рыбой.

Кратчайшее содержание рассказа «Васюткино озеро» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Васютка отправляется за шишками и гонится за раненым глухарем
  2. Васютка понимает что заблудился, разводит костер и ест глухаря
  3. Васютка находит озеро, полное рыбы, и стреляет уток
  4. Васютка добирается до речки и идет вниз к Енисею
  5. Васютку подбирает баркас и рыбаки доставляют его домой.
  6. Васютка ведет рыбаков к озеру, которое называют его именем.

Главная мысль рассказа «Васюткино озеро»
В любой ситуации важно сохранять присутствие духа и не терять надежды.

Чему учит рассказ «Васюткино озеро»
Рассказ учит смелости, находчивости, оптимизму. Учит быть предусмотрительным и запасаться впрок, идя в тайгу или другое место. Учит уметь применять знания на практике. Учит не впадать в отчаяние и верить в лучшее. Учит быть самостоятельным. Учит не баловаться в лесу и не отходить от тропинки.

Отзыв на рассказ «Васюткино озеро»
Мне очень понравился этот рассказ и особенно понравился мальчик Васютка. Он остался один в тайге, не знал дороги домой, но он не растерялся и не пропал. Он выбрал верное решение и старался выжить любой ценой. И ему улыбнулась удача. Он не только нашел дорогу домой, но помог рыбакам найти богатое рыбой озеро. Конечно Васютка поступил опрометчиво, погнавшись за глухарем, но дальше он вел себя образцово, хотя ему было и страшно, и грустно.

Пословицы к рассказу «Васюткино озеро»
На бога надейся, а сам не плошай.
Кто ищет, тот всегда найдет.
Тайга что море, кто ее не знает, тому горе.
Кто идет вперед, того страх не берет.
Упорства хватит, и сквозь землю пройдешь.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Васюткино озеро»
Это маленькое озеро не отыскать на карте, незаметное оно. Но для Васютки, тринадцатилетнего мальчика, очень памятное.
В ту осень рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Сперва лили бесконечные дожди и рыба ушла в глубину. Потом распогодилось, но даже спускаясь все ниже по течению Енисея, рыбаки ловили очень мало рыбы.
Дед Афанасий прямо говорил, что фарта нынче нет и Енисей-батюшка оскудел.
Наконец рыбаки ушли в низовья Енисея и остановились в старенькой ветхой избушке. Отец Васютки сказал, что здесь они будут ждать путины.
Дни потянулись скучные, особенно для Васютки. Одно его утешало, скоро в школу. По вечерам рыбаки собирались в избушке и щелкали кедровые орехи. Ими рыбаков снабжал Васютка. Он ходил за орехами в тайгу и с каждым днем забирался все глубже.
Вот и за десять дней до первого сентября Васютка снова собрался  в лес. Он повесил на плечо ружье, проверил патронташ. Мать напомнила мальчику, что он должен держаться затесей и дала краюху хлеба, так полагалось по таежному закону.
Васютка пошел в тайгу весело насвистывая. Вдруг он услышал «кра-кра» и на вершине ели заметил кедровку.. Птица это была мелкая, но полезная. Она разносила по лесу кедровые орехи. Стрелять в нее Васютка не стал, а просто запустил палкой.
Потом он нашел подходящий кедр, забрался на него и набил мешок орехами. Отдохнув, мальчик решил пойти поискать еще дерево. Вдруг он услышал хлопок и увидел как впереди поднимается черная птица — глухарь!
Глухарь сел на ветку дерева, и Васютка вспомнил рассказы охотников, как глухарь отвлекается на лающую собаку и позволяет охотнику подойти ближе. Мальчик опустился на колени и пополз к глухарю, тявкая по-собачьи. Глухарь с любопытством наблюдал за ним.
Но вот Васютка привстал на колено, поймал глухаря на мушку и выстрелил.
Глухарь тяжело поднялся и полетел прочь. Васютка догадался, что ранил птицу и корил себя, что стрелял мелкой дробью. Он побежал вслед за глухарем. А тот все сильнее слабел и мальчик решил, что обязательно его догонит.
Наконец глухарь устал и Васютка выстрелил в него вторично. Он поднял огромную птицу и довольно присвистнул — полпуда будет. Он весело пошел обратно, но вскоре спохватился  а где же затеси? Он развернулся и пошел обратно, присматриваясь к деревьям. Но затеси не попадались.
Мальчик попытался сориентироваться по сторонам света и пошел на юг, рассчитывая выйти к Енисею. Он высыпал из мешка шишки, но затеси все не попадались.
Внезапно мальчик увидел в паутине беспомощную муху и впервые понял — заблудился. Отчаяние охватило Васютку и он бросился бежать куда глаза глядят. Какие-то шорохи пугали его и он все бежал и бежал, пока не настала ночь. Тогда он упал и притаился. Стало холодать. Васютка вспомнил слова отца, что тайга хлипких не любит, и решил развести костер.
Васютка развел костер, потом поджарил в золе глухаря. Поискал в мешке соли и нашел несколько крупных зерен. Мальчик приободрился и стал устраиваться на ночлег. Он убрал костер в сторону, насыпал хвои и веток, и лег, укрывшись телогрейкой.
В ночной тишине в голову полезли разные мысли. Ему показалось, что кто-то крадется во тьме и мальчик вскочил, угрожая незнакомцу ружьем. Но то оказался лишь огромный пень.
Наконец Васютка заснул. Проснулся он когда солнце стояло высоко и не сразу вспомнил, где находится. Тайга была полна звуками и Васютка разговорился с белкой. Он пожаловался белке на свои невзгоды и выстрелил в воздух. Потом еще раз. Отклика не было.
Васютка полез на дерево, но вокруг на сколько хватало глаз расстилалась сплошное море тайги. Нигде не было видно лиственника, приметы близости воды. Васютке стало жутко и он закричал.
Спустившись мальчик стал решать куда идти дальше. Подумав, он решил отправится на север. Он знал что тайга на севере скоро кончится и начнется тундра, а затеряться в тундре сложнее.
Васютка шел весь день и к вечеру стал замечать траву, потом кустарники. Он воспрянул духом, надеясь, что приближается к Енисею. В безумной надежде он рванул вперед и оказался на берегу небольшого озера. От разочарования мальчик заплакал навзрыд.
Васютка решил заночевать на берегу озера и развел костер. Поджарив шишки он поел их наподобие картошки, решив до конца беречь хлеб.
Потом он заметил множество уток, которые ныряли на озере. Утки казались совсем не пуганными и мальчик решил поохотиться. Он пробрался на мысок и присел. Вдруг его внимание привлекли круги на поверхности воды. Васютка пригляделся и увидел множество рыб, причем это была не озерная рыба, а белая — пелядь, чиры, сиги.
Васютка попытался что-то вспомнить, но тут приблизились утки и мальчик выстрелил. Он подобрал двух уток и вернулся к костру. Уток он зарыл в горячие угли и стал смотреть на небо.
Небо вызвездило и это обещало морозное утро. Васютка вспомнил школу и своих товарищей и совсем приуныл. На небе перемигивались звезды.
Проснулся Васютка поздно, вокруг был туман. Он вспомнил про белую рыбу и понял, что озеро должно быть проточным, а значит может вывести его к Енисею. Васютка пошел вдоль берега озера и вышел к перешейку, за которым начиналось еще более крупное озеро. В нем также было много рыбы.
Вдруг Васютка увидел в воде подбитую утку и обрадовался — ее принесло течением, а значит озеро точно проточное. Он пошел дальше и увидел полосу лиственного леса. Вскоре потянулись крутые берега — речка. Уж она точно должна вывести мальчика к Енисею.
Васютка упорно шел вперед, но тут пошел дождь и мальчик спрятался под пихтой. Дождь шел всю ночь и утром Васютка проснулся мокрым и промокшим. Васютка разжег костер и подсушил одежду.
Вдруг он услышал звук, напоминающий комариный писк. Пароход!
Васютка почти бегом двинулся дальше. В полдень он подстрелил на речке двух гусей и поджарил одного на вертеле. Он боялся удаляться от речки больше чем на сто-двести метров.
Васютка сильно устал и еле переставлял ноги, когда лес наконец расступился и мальчик вышел на пологий берег Енисея.
Место было незнакомое, но Васютка прыгал от радости. Он заметил дымок и стал ждать парохода. Пароход назывался «Серго Орджоникидзе» и Васютка замахал руками. Кто-то заметил его и помахал в ответ, но пароход прошел мимо. Мальчик расстроился, но стал собирать дрова на ночь.
Под утро Васютка услышал звук мотора рыбачьего катера. Васютка подбросил в костер дров и стал кричать, а потом стрелять. С бота спустили шлюпку. Мальчика перевезли на борт бота и Васютка узнал дядю Коляду, капитана бота «Игарец». Тот тоже признал Васютку и сказал, что мальчика вынесло на шестьдесят километров ниже стана рыбаков.
Вскоре «Играрец» подплыл к стоянке бригадира Шадрина. Концы принял дед Афанасий и рассказал про беду — пятые сутки ищут Васютку.
Но матрос обрадовал деда, сказав, что малец нашелся. Афанасий даже не сразу поверил столь радостному известию и стал звать мать Васютки — Анну. А та, увидев сына на трапе, осела на землю.
И вот Васютка дома, его растерли, накормили, обогрели. На улице залаял Дружок и мать выбежала из избушки. Навстречу шел мокрый и отчаявшийся Григорий. Он отрешенно махнул рукой, говоря, что пропал парень, но мать уже спешила обрадовать отца.
Григорий зашел и был встречен довольным Васюткой. У Васютки был небольшой жар, но он торопливо рассказывал про озеро с рыбой и речку, которая из него вытекает.
Эта новость заинтересовала отца и уже через два дня Васютка вышагивал с ним по берегу, а следом по реке тянулся рыбачий баркас. Васютка все не мог успокоиться и рассказывал историю своих приключений. Наконец отец не выдержал и отправил мальчика в лодку, к деду.
А когда впереди показалось озеро, кто-то из рыбаков сказал: «Вот оно, Васюткино озеро».
Рыбы  в нем действительно оказалось очень много, и скоро к бригаде Шадрина подключилась вторая бригада. На берегу поставили избушку и открыли постоянный промысел.
А на районных картах появилось обозначение Васюткино озеро. Вот только на карте страны найти его сможет наверно только сам Васютка.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Васюткино озеро»

Рисунок к рассказу васюткино озеро 5 класс

Рисунок к рассказу васюткино озеро 5 класс

Слайд 2

О чём идёт речь?

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России
  • Слайд 3

    Слайд 4

    Что такое тайга

  • Слайд 5

    Чем тайга отличается от обычного леса?

    В тайге растут хвойные леса, земля практически не покрыта травой

    Слайд 6

    Завязка

    • С чего начинается рассказ?
    • Рассказчик говорит об озере
    • Как вы думаете почему Астафьев начинает с озера, а не с Васютки?
  • Слайд 7

    • Кто такой Васютка и где он живёт?
    • Васютка – тринадцатилетний мальчик, он живёт в рыбацком селе на реке Енисее
  • Слайд 8

    Рыбосборочный бот

  • Слайд 9

    Начало

    • Какая проблема возникла у рыбаков?
    • Из-за частых дождей вода в Енисее поднялась, и вся крупная рыба ушла на глубину
    • Найдите в тексте, какая рыба ценилась больше, а какая меньше

    (подсказка: о чём ворчал дедушка Афанасий?)

    • Меньше: ерши и пескари
    • Больше: омуль, стерлядь, осётр
  • Слайд 10

    Рыба

    • пескарь
    • Сибирский осётр
    • стерлядь
    • омуль
  • Слайд 11

    В путь, дорогу

    Зачем Васютка пошёл в лес?

    Васютка пошёл за кедровыми орехами для рыбаков

    Слайд 12

    Какой в тайге есть закон?

    Идёшь в лес – бери еду, бери спички.

    Слайд 13

    Лесная дорога

    Как Васютка ориентировался в лесу?

    • Он шёл по затесам
    • Затеси– зарубки, поставленные на деревьях, стоящих вдоль тропы
  • Слайд 14

    В лесу

    Найдите в тексте с чем Васютка сравнивает тропинки в лесу

    Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зарастут.

    Слайд 15

    Кедровка

    • Почему писатель называет клюв кедровки чутким?
    • Она чувствует, когда орех пустой и не вытаскивает его из гнёздышка
    • Чем полезна кедровка?
    • Кедровка разносит по тайге семена кедра
  • Слайд 16

    В лесу

    Каким образом Вася сбился с пути?

    Васютка погнался за подстреленным глухарём

    Как Вася подкрался к глухарю?

    Слайд 17

    Потерялся

    • Как Васютка понял, что потерялся?
    • Он не увидел знакомых зарубок
    • Найдите в тексте, как Васютка определил куда ему следует идти. (стр. 131)

    Ладно, не робей. Найдем избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь. Ну вот, все в порядке, а ты, чудак, боялся! — хохотнул Васютка и бодро скомандовал себе: — Шагом арш! Эть, два!

    Слайд 18

    Куда идти?

    «Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы. Опытный охотник — паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет — убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушку бросил. Попалась в нее сытая, крупная муха-плевок и бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета.»

    Как вы думаете, чем столь обычное зрелище, муха попавшая в паутину, покоробила Васютку?

    На кого похожа эта муха?

    Слайд 19

    Совсем одни

    Представьте себе, что вы приехали в село, где жил Васютка. Вы отправились в лес за орехами и, подобно Васютке, сбились с пути. Что бы вы сделали?

    Слайд 20

    Не унывать!

    Итак Васютка смирился с тем, что потерялся. Что он предпринял? Опишите его действия.

    • Васютка развёл огонь
    • Он запасся дровами на ночь
    • Приготовил глухаря
    • Лёг спать на тёплое от костра место
  • Слайд 21

    Готовим в лесу

    Как Васютка приготовил Глухаря? Используйте картинки и текст на стр. 133

    Слайд 22

    Сравним рассказы – Васюткино озеро

    «Он снял телогрейку, бросил на нее кепку и, поплевав на руки, полез на дерево. Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них.

    Долго Васютка отыскивал глазами желтую полоску лиственника среди неподвижного зеленого моря (лиственный лec обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге.»

    Слайд 23

  • Слайд 24

    Сравним рассказы

    • Чем похожи фрагменты? Какую особенность тайги подчеркивают оба автора?
    • Как отличаются стили писателей?
    • Какой отрывок нравится вам больше? Почему?
  • Печникова Альбина Анатольевна, учитель литературы МОУ «Зайковская СОШ №1»
    Название работы:
    Урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
    Описание:

    Представляю вашему вниманию урок внеклассного чтения по рассказу уральского писателя Виктора Петровича Астафьева. Этот материал может пригодиться учителям начальной школы на РКО, литературном чтении, классном часе, педагогам 5-6 класса среднего звена обучения. В работе приведен тест по прозаическому произведению автора.
    Цель:
    развитие у школьников адаптивного поведения в условиях, угрожающих их жизни посредством художественного текста.
    Задачи:

    1)воспитывать уважительное отношение к суровой таёжной природе;
    2)раскрыть содержание человеческих качеств личности, помогающих людям справиться с бедой в самых опасных жизненных ситуациях;
    3)способствовать формированию у подростков чувства ответственности за свои поступки.

    Урок внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

    Ход урока:

    Учитель.

    Ребята! Многие ли из вас знают, как вести себя в трудных жизненных обстоятельствах? (обсуждение) Сегодня мы с вами познакомимся с любопытной историей мальчика, который спасся в тайге благодаря своим знаниям и наблюдательности! Это герой из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». К уроку вам дано было задание поискового характера: в библиотеке найти фрагменты о жизни этого уральского писателя. Какие факты из его детства вам удалось разыскать?

    8886 cbe3a724c2afce534f3b31cce6849ffe

    Рассказы детей.

    Я узнала о том, что писатель Виктор Астафьев рано потерял маму, растили его бабушка и дедушка Патылицыны, он был даже воспитанником детского дома!
    Мне стало известно, что Виктор Петрович учился на железнодорожника в городе Красноярске, воевал на фронте, был серьёзно ранен. После победы уехал к нам на Урал и жил там восемнадцать лет в городе Чусовом. Работал обычным грузчиком, слесарем, литейщиком и даже плотником в вагонном депо. Известность пришла к нему только в шестидесятые годы. Он всегда был честным человеком, настоящим тружеником земли русской! Опыт разных профессий помог потом писателю достоверно рассказывать о людях труда в своём творчестве.
    Учитель.

    Спасибо, ребята, хорошо, что вы уже многое узнали об авторе рассказа «Васюткино озеро», в этом тексте описана реальная история из жизни мастера слова. А опубликовал её писатель в тысяча девятьсот пятьдесят шестом году. Какое же событие лежит в основе сюжета?

    8886 440a11a1f9888e694f8fdde32d1304b7

    Ученик(1)

    Произведение «Васюткино озеро» — история о подростке, который заблудился в таёжном лесу, но сумел выйти из него живым и здоровым, так как имел сноровку и помнил рассказы опытных таежников. Василий был сыном артельщика. Часто он бегал в лес, чтобы набрать для рыбаков кедровых шишек. Мальчик отлично знал суровые законы тайги и сам не раз ходил по лесным тропкам. Однажды мальчуган заблудился! Это было особенно обидно! Потерялся в тайге из-за собственной глупости, невнимательности. Погнался за раненым глухарем, ушел от затесей, «зарубок» на деревьях не на ту дорожку, а выйти обратно было не так – то просто.

    8886 ff29ac994e6c415d11743fe151259913

    Ученик(2)

    Сначала Васютка очень испугался и запаниковал-побежал, толком не разбирая дороги, ему было очень страшно, ведь он нередко слышал разговоры взрослых, как теряются в лесу и гибнут в болоте люди. Когда страх понемногу прошёл, мальчик успокоился и стал вести себя, как настоящий опытный охотник. Он не упал духом и вспомнил советы старых таёжников, начав разрабатывать план своего спасения. Умение рассуждать, воля, находчивость и вера в успех помогли маленькому сыну рыбака найти правильный путь к реке Енисею, к людям. Мальчик продержался несколько дней в лесу совершенно один, распределяя еду, бережно экономя патроны и спички. Я думаю, что не всякий взрослый сумел бы выдержать и спастись в тайге! Когда Васютку нашли и привезли домой, то он поведал всем о чудесном озере, которое отыскал, выживая в тайге. В озере этом было очень много рыбы. Его так потом и прозвали — «Васюткино».

    8886 4ae9ecf4810e04176d5c476d8c6bb030

    Анализ текста по вопросам:

    1)Что же чувствовал мальчик, блуждая по тайге? (страх, растерянность);
    2)За что ругает себя Василий? Найдите и прочитайте об этом в тексте. (побежал за птицей, забыв об осторожности охотника);
    3)Какое решение он принимает? О чём оно говорит? (чтение фрагментов из текста, обсуждение, анализ, синтез);
    4)Найдите изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для описания внешности героя;
    5)Назовите эпитеты, метафоры и олицетворения, раскрывающие природу, как действующее лицо рассказа. Природа – друг и помощник мальчика или враг?
    6)Как характеризует героя стремление выжить и найти дорогу домой?
    7)Назовите качества характера Васютки, помогающие ему справиться с трудной жизненной ситуацией. А как бы поступили вы? (обсуждение)

    8886 dba77a29d9e8011a8ca7254c813809af

    Учитель.

    В конце урока я предлагаю вам 10 вопросов теста по рассказу. Постарайтесь быть точными и внимательными в своих ответах.(Правильные ответы теста к заданиям 1 — 6 прописаны заглавной буквой. Ответы на вопросы 7-10 дети дают индивидуально, используя свои знания текста таким образом, как они поняли произведение и что нового узнали из устных рассуждений в ходе всего урока.)
    Тест.

    1)Из — под чего был мешок, в который мальчик собирал шишки?
    а) Из — под муки;
    Б) Из — под соли;
    в) Из — под крупы.
    2)Что такое «жарки»?
    А) цветы;
    б) огонь;
    в) рыба.
    3)Сколько дней бродил Васютка по тайге?

    8886 59be1545fb591f94bcd388c8200cb8aa

    а)1
    б)2
    В)5
    4)Сколько было герою лет, когда он заблудился?
    а)7
    б)10
    В)13
    5)Как звали собаку мальчика?
    а) Трезор;
    Б) Дружок;
    в) Жучка
    6)Чего не было у Васютки с собой?

    8886 ab5f8bb2620162c2fe07126e8fe83823

    А) топора;
    б) соли;
    в) хлеба;
    г) спичек.
    7)Какие черты характера мальчика вы можете назвать?
    8)Почему он заблудился?
    9)Какие таёжные законы помогли ему выжить?
    10)Чему у Васютки тебе можно научиться?

    8886 36a4a8728d60dbaf9b094fd34c6b60e2

    Итог. Рефлексия

    Перед вами на парте два смайлика: грустный и весёлый. Если вам всё было понятно, и вы многое узнали для себя полезного, прикрепите на доску весёлый смайлик. Если вам наш урок не понравился — оставьте грустный смайлик. Домой возьмите два задания. Мне бы очень хотелось, чтобы вы нарисовали рисунки о Васютке и его самоотверженной борьбе за жизнь. Второе задание: составьте для урока ОБЖ памятку

    «Васюткиными тропами»
    (урок по рассказу
    В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)

    Маршрутный лист:

    • Опушка Архивариусов
    • Поляна Лесовиков
    • Просека Юных натуралистов
    • Пригорок загадок
    • Родник Литераторов
    • Берег Успеха

    Опушка Архивариусов

    • (1924 – 2001)
    • Виктор Петрович
    • Астафьев

    Сибирь – родина В.П. Астафьева
    Поляна
    Лесовиков

    Енисей

    • Что изображено на рисунке?
        • Тоня – улов
    • Затеси – зарубка, стёс на дереве
    • Валежина – сухие ветки, упавшие на землю

    Васютка бродил по лесу:

    • а) в поисках кедровых орехов для рыбаков;
    • б) выполняя поручение отца;
    • в) ради удовольствия.

    Заметив в глубине тайги жёлтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там:

    • а) речка;
    • б) болото;
    • в) озеро.

    Главному герою удалось спастись в лесу благодаря:

    • а) богатейшей флоре и фауне;
    • б) тёплой осенней погоде;
    • в) умениям и навыкам таёжного жителя.

    «Глухарина проклятый…»
    «Мальчик стоял неподвижно и не спускал глаз с огромной птицы»

    • Сергей Сюхин. Иллюстрация к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

    «Перед глазами Васютки небольшое унылое озеро, подернутое у берегов ряской»

    Просека
    Юных натуралистов

    Советы идущему в лес:

    • Продумай тщательно маршрут.
    • Не забудь взять компас.
    • Возьми спички для костра.
    • Захвати с собой тёплые вещи.
    • Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы)

    Родник Литераторов
    Если ты заблудился:

    • Не паникуй, успокойся
    • Прекрати бесполезное движение
    • Осмотри место, где находишься
    • Собери хворост, дрова для костра (на ночь)
    • Разожги костёр, приготовь пищу
    • Подготовь из веток, травы место для ночлега
    • Спокойно ожидай спасателей, родственников

    Законы тайги

    • «От затесей далеко не отходи – сгинешь».
    • «Идёшь в лес – бери еду, спички, соль».
    • «Тайга хлипких не любит!»

    Тайны Тайги

    • Тайны Тайги
    • Кедровка – птица полезная. Она разносит по тайге семена кедра.
    • Глухаря берут с собакой. Глухарь смотрит на лающую собаку, а охотник незаметно подходит с тыла.
    • Заполярная тайга не страшна зверьми.
    • Лиственный лес обычно тянется по берегам реки.
    • Трава растёт обычно возле больших водоёмов.
    • Если озеро проточное и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею.
    • Эхо. Гудок всегда откликается на ближнем водоёме.
    • У костра заблудившегося скорей заметят.
    • с какой стороны у дерева ветвей больше – там юг.
    • Вызвездило – к холоду.

    «Да, не удивляйтесь и не думайте. Что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё в нашей стране безымянных озёр и речек».

    • «Да, не удивляйтесь и не думайте. Что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё в нашей стране безымянных озёр и речек».
    • «Рыбаки из бригады Шадрина совсе было приуныли. Частые осенние дожди впучили реку. Вода в ней поднялась и рыба стала плохо ловитья.»
    • Экспозиция — подготавливает восприятие читателя, помещается в начале произведения.
    • «Весело насвистывая шёл он по тайге, следил за пометами на деревьях и думал о том. Что наверно, всякая таёжная дорога начинается с затесей.»
    • Завязка — это событие, которое является началом действия.
    • Развитие действий
    • 1) «Вдруг он спохватился: где же затеси?
    • Пора уж им быть.»
    • 1) Потеря затесей
    • Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух: «Ладно, не робей.»
    • 2) Страх и отчаяние героя
    • 3) Тайга, наша кормилица, хлюпких не любит!»
    • И он стал припоминать всё, чему его учили…..
    • 3) Действия по спасению.
    • 4) «Неужели впереди Енисей?»
    • 4) Выход к реке
    • Под утро он уловил равномерно повторяющиеся звуки: бут-бут…Из предрассветной мглы всплыл высокий неуклюжий силуэт бота.»
    • От бота отошла шлюпка. Васютку вытащили на берег.
    • Кульминация –
    • момент наивысшего напряжения сюжета в художественном произведении
    • И вот Васютка дома! В избушке натоплено так, что дышать нечем.»
    • Через два дня Васютка, как заправский провожатый, шагал по берегу речки вверх, а бригада рыбаков за ним.
    • Развязка –
    • это завершающая часть развития действия (Васютка дома! Путь к озеру и его освоение)
    • Эпилог –
    • это заключение, сделанное автором после изложения повествования
    • Композиционный план рассказа «Васюткино озеро»
    • Экспозиция.
    • Рассуждение об озерах и их названиях.
    • Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки.
    • Завязка.
      Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря.
    • Развитие действия.
    • Страх и отчаяние Васютки.
    • Решительные действия по своему спасению.
    • Просвет в пути.
    • Кульминация.
      Появление бота и возвращение героя.
    • Развязка.
    • Васютка дома.
    • Путь к озеру и его освоение.
    • Эпилог.
      Пятнышко на карте – «Васюткино оз.».

    Узнайте по эпитетам, о чём речь?

    • Узнайте по эпитетам, о чём речь?
    • неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый
    • Небольшое, унылое, подёрнутое ряской
    • Молочный, клейкий, неподвижный
    • Далёкие, таинственные, мерцающие

    Берег Успеха

    • Выразите своё отношение к герою.
    • Чему вы научились у Васютки?
    • Выводы:
    • 1. Память о традициях стала для Васютки спасательным кругом. Воспользовавшись им, он делает свою памятную зарубку – открывает озеро.
    • Пусть и для нас его уроки станут ориентиром в жизни.
    • 2. В.П.Астафьев своим творчеством старается показать, что все животные и растения проживут без человека, но человек без природы обречен на гибель.

    Зарубки на сердце

    • Уроки мужества, уроки доброты
      Ты в сердце сохранишь навеки,
      И озеро, как символ чистоты,
      Тебе откроется пусть на изломе лета.
      Увидишь в струях чистого ручья
      Природы первозданной отраженье,
      И собственная грешная душа
      Почувствует истоки очищенья.
      Вольется в сердце неба синева,
      И звезд на небе тихое мерцание,
      И щебет птиц, и росная трава –
    • Васюткиного озера сияние!

    Домашнее задание:

    • 1) Написать письмо Васютке;
    • 2)Подготовить иллюстрации к одному из событий, произошедших с героем в тайге!
    • Спасибо за урок!
    • До новых встреч!!!

    Дидактическая цель – создать
    условия для осознания учащимися неразрывных
    связей между природой и человеком,
    активизировать познавательные интересы
    учащихся средствами
    информационно-коммуникативных технологий и
    метода проектной деятельности.

    Цели по содержанию:

    Образовательная – познакомить
    учащихся с творчеством В.П.Астафьева, с жанром
    “робинзонады” в русской литературе;
    способствовать формированию
    литературоведческих понятий: “средства
    создания образа”, “антитеза”, “образ-символ”,
    “нравственно-эстетический идеал”.

    Развивающая – создать условия для
    развития у учащихся рефлексивных навыков, умений
    анализировать художественное произведение,
    работать в над литературоведческими понятиями с
    помощью интерактивной доски.

    Воспитательная – способствовать
    воспитанию у школьников интереса к литературным
    традициям в русской литературе; формирование
    через литературное произведение нравственных
    понятий, чувства сопричастности миру природы,
    осознание себя частью целого на земле.

    Тип учебного занятия –
    заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева
    “Васюткино озеро” в форме эвристической беседы
    с использованием интерактивной доски. Урок
    проводится в 5-м классе по программе А.Г.Кутузова
    перед изучением зарубежной литературы, романа
    Д.Дефо “Приключения Робинзона Крузо”.

    Методы обучения: эвристический,
    частично-поисковый, исследовательский.

    Форма обучения: фронтальная,
    групповая.

    Средства обучения: тексты
    произведений, интерактивная доска, проекционное
    оборудование, компьютер.

    Оформление урока.

    1. Портрет В.П.Астафьева
    2. Текст рассказа “Васюткино озеро”
    3. Видеофильм “Таинственный лес”
    4. Презентация “В.П.Астафьев”
    5. Презентация в Smart Notebook File “Васюткино озеро”
    6. Васюткина карта
    7. Рисунки учащихся

    Ход урока

    I. Актуализация знаний, побуждение
    интереса к теме

    Ребята, сегодня на уроке мы будем
    говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои
    простые, но в то же время мудрые вопросы.

    • Она величественна и похожа на океан.
    • Она щедра и сурова.
    • Она таит в себе загадки и ответы на многие
      вопросы.
    • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и
      эгоизм.
    • Она раскинулась широкой полосой по центру
      Сибири и северу Европейской России.

    Действительно, это тайга. Посмотрите
    видеофильм “Таинственный лес” и подумайте:
    “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку,
    силу, мощь, величие)

    Вторая часть “ребуса”:

    • Он маленький, как песчинка в океане, как
      звездочка во Вселенной.
    • Он беззащитный и в то же время сильный.
    • Он сын и одновременно хозяин.
    • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому
      мудрый.
    • Он совершает ошибку и исправляет ее.

    Вы правы: это главный герой рассказа
    В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.

    Какое противоречие возникает из
    сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в
    океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную
    ситуацию: несколько лет назад в конце июля в
    Слободском районе погиб 14-летний подросток. Он
    заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он
    поддался страху, панике, который сковал его и
    лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в
    тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.)

    Находясь вдали от близких и родного
    дома, оставшись один на один с суровой и
    величавой природой, Васютка борется за
    выживание. Китайский мыслитель Лу Синь
    считал: “Пути не открываются перед теми, кто не
    борется”.
    Но не только самообладание помогло
    герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда,
    навыки, сформированные отцом, доброта матери и
    умение разгадать тайны природы.

    — Можно ли назвать наш урок “Поединок
    Васютки и тайги?”

    Нет, в поединке участвуют враги,
    противники, в этом же рассказе они находят общий
    язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил
    по ее законам, и она указала мальчику выход из
    тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

    — Ребята, попытайтесь сформулировать
    проблемные вопросы сегодняшнего урока.

    • Природа – друг или враг?
    • Спасение Васютки – чудо или закономерность?
    • Какие уроки дает природа герою и читателю?

    Обобщая сказанное, сформулируем тему урока:
    “Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и
    доброты” (Слайд 1-й)

    II. Ход урока

    1. В.П.Астафьев – писатель со сложной, но
      интересной судьбой. Гибель родителей, детский
      дом, война, душевные раны – все это было в его
      жизни. Но было и другое — то, что давало ощущение
      радости и полноты жизни. Это — творчество и
      целительная сила природы, которая сопровождала
      его на протяжении всей жизни. Мальчиком Виктор
      Петрович рыбачил на озере, но кончилось детство,
      и он оказался в детдоме. Но ему хотелось
      рассказать об озере, “открыть его таким, каким
      видел когда-то, чтобы написанное и не
      чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла,
      знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви
      захотелось бы ему перецеловать …каждое деревце
      в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что
      есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире
      есть”
      . И это озеро стало для писателя
      своеобразной путеводной звездой, он открыл его
      для читателя, чтобы каждый из нас, как и главный
      герой, через озеро смог понять себя, приобрести
      жизненную мудрость и стать добрее. (Чтение
      наизусть начала рассказа)
    2. Читая этот отрывок, мы чувствуем, что о
      Васютке, 13-летнем мальчике, автор говорит с
      уважением. Почему Васютка не по годам мудр? Кто
      был его учителем?

      Природа (Слайд 2-й)

    3. Природа в произведении это не фон, не декорация
      к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в
      себя человека и определяет его ценности. Природа
      изначально мудра, она учит человека на ошибках,
      проводит через испытания, прощает и помогает в
      выборе пути.
    4. Природа — учитель и друг (Слайд 3-й)

      “Тот, кто правильно указывает на мои
      ошибки, — мой учитель; тот, кто правильно отмечает
      мои верные поступки, — мой друг…” (Сюнь-цзы)

      Задание: Какие ловушки устраивает
      природа? (Чтение наизусть “Паук и его жертва”) Чему
      учится Васютка, проходя через испытания? Какие
      подсказки дает природа мальчику? Можно ли
      назвать Васютку жертвой тайги?

      Итак, природа в рассказе
      многогранна: она, как змей-искуситель,
      соблазняет, запутывает следы, но в то же время
      дает подсказки, оставляет знаки. В книге Пауло
      Коэльо “Алхимик” сказано: “Ты найдешь туда
      путь по тем знакам, которыми Господь отмечает
      путь каждого в этом мире. Надо только суметь
      прочесть то, что написано для тебя”.

    5. Природа – открытая книга (слайды 4-5-й)

    “Природа – это книга, которую надо
    прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)

    Почему тайга стала для Васютки
    открытой книгой? Что помогло ему познать законы
    природы?

    Тест: а) мудрые слова деда;

    б) опыт отца;

    в) знания, полученные в школе?

    А сейчас посмотрим, как вы внимательно
    читали рассказ и знаете ли вы ответы на вопросы,
    которые спрятаны в мудрой книге природы?

      1. Как в лесу без компаса определить стороны
        горизонта?
      2. Что свидетельствует о близости реки в тайге?
      3. Что предвещает вечером смену погоды?
      4. В чем особенность эха в лесу?
      5. Как сберечь в тайге припасы от грызунов?

    Книга не только дает знания, но и учит
    переоценке ценностей: Васютка по достоинству
    оценил мудрость деда и те навыки, которые передал
    ему отец, заботу и любовь матери.

    (Стр. 126, 131, 132)

    1. Природа – мать, кормилица
    2. “Тайга, наша кормилица, хлипких не
      любит” (Слайд 6-й)

      Природа, как вторая мать, помогает
      Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей
      сути гуманна и милостлива. Сам В.П.Астафьев
      говорил когда-то о природе такие слова: “ Землю
      свою люблю и не перестаю удивляться красоте её,
      неистощимому терпению и доброте…Рано
      потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932
      года – я, естественно, тянулся ко второй моей и
      неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла
      мне постоянную возможность быть на природе и с
      природой”
      .

      Задание: сортировка продуктов –
      кладовая природы, забота матери.

      Мать-природа (Макошь – славянская
      богиня плодородия) и Енисей-батюшка указывают
      Васютке выход к дому, к родителям, к тому, о чем
      тосковал всю жизнь сам писатель, лишившийся
      родителей слишком рано.

      Испытания помогли Васютке оценить
      любовь и заботу матери, ведь по-настоящему
      начинаешь что-то ценить только тогда, когда
      лишаешься этого. Человек, оказавшийся в
      безысходной ситуации, невольно, на уровне
      подсознания, обращается за помощью не только к
      матери, но и к Богу.

    3. Природа – величественный храм. (Слайд 7-й)
    4. Васютка, оказавшись один на один с природой,
      начинает чувствовать ее живую душу:
      разговаривает с ней (примеры), ищет поддержки,
      замечает малейшие изменения, чувствует ее
      состояние. Через природу он пытается подать
      весточку родным (стр. 129, 132), очищается ( 134) и даже
      исповедуется (Стр. 132)

      Да и красота природы подобна великолепию храма:

      Природа – некий храм, где от живых колонн
      Обрывки смутных фраз исходят временами.
      Как в чаще символов, мы бродим в этом храме,
      И взглядом родственным глядит на смертных он. Ш.Бодлер

      Задание по слайду: работа в парах.
      Восстановить пропущенные сравнения и метафоры.
      Как средства выразительности помогают понять,
      что природа, подобно Богу, прощает Васютку:
      дарует веру, надежду, любовь.

      Итак, природа научила Васютку ценить своих
      близких, не поддаваться соблазнам и гордыне,
      помогла увидеть красоту окружающего мира. “Леса
      учат человека понимать прекрасное”
      ,- писал
      А.П.Чехов. (Отрывки наизусть)

    5. Природа – зеркало души (Слайд 8-й)

    Умение через природу понимать и
    видеть человека пришло к В.П.Астафьеву
    постепенно. Ведь его учителем была не только
    природа, но и великая русская литература.
    М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” так говорил о
    “зеркале” природы, в котором отражается
    человек: “ Бывает, наклонишься в лесу к тихой
    заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь –
    весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей
    спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в
    зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со
    своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там
    внизу тоже садится, и молодой месяц показывается,
    и частые звездочки”.

    Задание: работа в группах

    • Васюткино озеро – “озеро надежды”?
    • Почему озеро называется Васюткино? Только ли
      потому, что его нашел наш герой?
    • Почему отражение в Енисее удивило Васютку?

    Он изменился внешне, но изменения
    произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5
    неполных дней повзрослел, научился ценить то, что
    раньше считал обыденным, незначительным для
    себя.

    Васюткино озеро – отражение души
    подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он
    погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и
    речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и
    Васютку спасает опыт взрослых людей, вера,
    надежда, любовь — любовь к своим родителям, к
    природе, к великой и могучей Родине.

    Рефлексия

    Итак, наше путешествие по тайге
    подошло к концу. Что же мы узнали о природе и
    человеке, об их взаимоотношениях?

    Природа – мудрый наставник, учитель
    друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие
    и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями.
    Она же и прощает, помогает людям выбраться из
    тайги, указывает человеку верный путь. Птицы,
    звезды, месяц – предвестники добра и
    справедливости. Однако основную задачу спасения
    должен решить сам человек. Только тогда он станет
    настоящим сыном и хозяином природы (Значение
    имени Васютка). Через природу человек лучше
    понимает самого себя, учится ценить своих
    близких.

    Попытаемся отразить наши размышления
    в виде синквейна или стихотворения собственного
    сочинения.

    Синквейн (пятистишие) – свободная
    поэтическая форма, состоящая из 5 строф:

    1. Имя существительное, определяющее тему.
    2. 2 прилагательных – описание темы.
    3. 3 глагола(деепричастия) – название действий.
    4. 4 слова: фраза – отношение к теме.
    5. Образ – метафора, суть, смысл, синоним темы. (Слайды
      9-10)

    Задание на дом:

    Затеси – это зарубки на деревьях,
    указывающие путь людям. Читая произведение, мы
    тоже оставляем в душе какие-то впечатления,
    зарубки на сердце, постигаем тайну произведения.
    Вам предлагается написать сочинение-размышление
    на одну из тем нашего урока: “В чем тайна
    Васюткина озера?”, “Зарубки на сердце”. Ответ на
    эти вопросы каждый даст индивидуально в форме
    сочинения – размышления. Помогут вам в работе
    тезисы 11-го слайда:

    • Древние считали, что родник, озеро, источник —
      глаз Божий на земле…
    • Природа посылает Васютке озеро-загадку…
    • Озеро — отражение души Васютки…
    • Тайга-матушка, Енисей-батюшка, озеро…

    Заключительное слово учителя

    Зарубки на сердце

    Уроки мужества, уроки доброты
    Ты в сердце сохранишь навеки,
    И озеро, как символ чистоты,
    Тебе откроется, пусть на изломе лета.
    Увидишь в струях чистого ручья
    Природы первозданной отраженье,
    И собственная грешная душа
    Почувствует истоки очищенья.
    Вольется в сердце неба синева,
    И звезд на небе тихое мерцание,
    И щебет птиц, и росная трава —

    Васюткиного озера сияние!

    Проиложение 1:
    Презентация в Smart Notebook File “Васюткино озеро”.

  • Рисунок к произведению пушкина сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • Рисунок к произведению чайковского нянина сказка ученика 2
  • Рисунок к рассказам чарушина карандашом
  • Рисунок к рассказу барбос и жулька
  • Рисунок к любимой сказке это