Рисунок к рассказу солдатская шинель

23.12.21 посмотрите видеоурок https://resh.edu.ru/subject/lesson/7036/main/247286/ заполните таблицу цитатами из рассказа бежин лугс. 171 - 173, работа выполняется в течение урока. прислать

23.12.21

Посмотрите видеоурок

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7036/main/247286/

Заполните таблицу цитатами из рассказа «Бежин луг»с. 171 — 173, работа выполняется в течение урока. Прислать на проверку.

Таблица «Крестьянские дети»

Имя

Возраст

Описание внешности

Одежда

Семья

Черты характера

Федя

Павлуша

Илюша

Костя

Ваня

21.12.21

1) Прочитайте  «Бежин луг»

2) Посмотрите видеоурок,выполните тренировочное и контрольные задания

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7050/main/247350/

07.12.21

1) Прочитайте стихотворение «Три пальмы» с.152 — 154

2) Посмотрите видеоурок , выполните тренировочное и контрольные задания в течение дня

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7048/main/246134/

02.12.21

1) Составьте подробный план статьи учебника «М.Ю. Лермонтов» с. 146-148

2) Прочитайте стихотворение «Тучи» (с. 150)

3) Письменно ответьте на вопросы с. 150 (см. статью «Тучи» на с. 149-150 — есть подсказки)

Работы сфотографировать и прислать на Viber

30.11.21 (2 урока)

1) Прочитайте повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

2) Посмотрите видеоурок (№16) , выполните тренировочные и контрольные задания в течение дня

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7047/main/299140/

25.11.21

Прочитайте повесть А.С.Пушкина «Выстрел»

23.11.21

1) онлайн-урок в 11.50

2) Написать сочинение по плану, прислать  на viber  в течение дня

18.11.21 (для ДО) 

Письменно ответить на вопросы 1 — 4 к главам X — XII  на с. 140   

16.11.21 (для ДО) — 2 урока

1) Посмотрите видеоурок

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7045/main/314962/

2) Из глав 3, 8 — 12 выписать цитаты, характеризующие Машу и Владимира (прислать на проверку)

11.11.21. (для ДО)

Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» (гл.6) (составьте связный письменный ответ по вопросам)

Когда случился пожар?

Что предшествовало пожару в имении Дубровских в Кистеневке?

Кто совершил поджог имения?

Какие мотивы владели Владимиром Дубровским в момент начала пожара?

Какие драматические события сопровождали пожар?

Какова позиция крестьян на пожаре, как они себя повели?

Чем закончился пожар?

Каково значение данного эпизода в романе?

09.11.21 (для ДО) 

Картины русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский» . Анализ глав 1, 2 ( запишите тему урока)

1) Посмотрите видеоурок 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7044/main/247414/

2) Анализ глав

Глава 1. 1.Дайте письменную характеристику К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского: 1) социальный статус; 2) военный чин; 3) название владения; 4) имущественное положение; 5) положение в обществе; 6) образованность; 7) черты характера; 8) любимые занятия; 9) отношения с дворовыми; 10) отношения с соседями. (записать в виде таблицы)

2.У героев есть общее, но в чем их принципиальное различие? (краткий письменный ответ)

3. Что послужило причиной ссоры Троекурова и Дубровского?  Как эта ссора характеризует героев? (устно)

Глава 2. Сцена в суде

1.Чем было продиктовано принятие такого решения суда? (краткий письменный ответ)

2. Почему «внезапное сумасшествие Дубровского подействовало на его  (Троекурова) воображение и отравило его торжество» (устно)

3.Как вы оцениваете действия К. П. Троекурова? На чьей вы стороне? (краткий письменный ответ)

Домашнее задание: перечитать главы 3 — 6, подготовить устный рассказ о Владимире Дубровском (глава3)

21.10.21

1) посмотрите видеоурок, запишите в тетрадь основные положения лекции, термины (можно посмотреть в текстовом варианте урока «Введение. Об истории создания романа»  — сразу после видео)

https://interneturok.ru/lesson/literatura/6-klass/narezka-dsh/a-s-pushkin-roman-dubrovskiy-chast-1-vvedenie-o-sozdanii-romana-dubrovskiy?block=player

2) Перечитайте 1 главу романа

3) посмотрите видеоурок

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7044/main/247414/

19.10.21 (2 урока)

урок 1

1)  Посмотрите видеоурок https://resh.edu.ru/subject/lesson/7042/main/247062/

3) Дайте письменные развернутые ответы на вопросы 1 — 3 с. 56-57 (Размышляем над прочитанным), выпишите определение антитезы, выучите его

Работы прислать в Viber  в течение дня

урок 2

1) Посмотрите видеоурок, выпишите названия и схемы стихотворных размеров 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7038/main/314898/

2) Выполните практическую работу 

https://trello.com/c/xjIY6BCC/33-стихотворные-размеры

 Работы прислать в Viber  в течение дня

К 26.10.21 роман «Дубровский» должен быть прочитан! ( это дз)

 https://trello.com/c/SD2v2E19/30-подготовка-к-контрольной-работе

16.09.21

1)Выполните   задание № 5 стр. 17 учебника (восстановите и запишите пословицы, устно объясните их смысл)

2) Посмотрите  видеоурок

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7029/main/246230/

3) Сделайте подборку загадок (3-5)

6  классу!  Произведения для самостоятельного чтения  на лето

Вести читательский дневник (автор- название- герои-   небольшой  отзыв ( не менее,чем по пяти произведениям).

А.С.Пушкин. «Дубровский». Сборник «Повести Белкина» («Выстрел».

«Метель», «Станционный смотритель»)

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством» и др. повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

И.С.Тургенев. Хорь и Калиныч.  Бежин луг. 

Л. Андреев. «Ангелочек».

Н.С.Лесков. Левша. Человек  на  часах.

А.П.Платонов. В прекрасном и яростном мире.  Возвращение. 

М.М.Зощенко.  Рассказы.

К.Г.Паустовский. «Бакенщик».    «Растрёпанный воробей».

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца».

В.Распутин «Уроки французского»;  «Нежданно-негаданно»

Г. Троепольский. «Белый Бим Чёрное ухо».

В.П.Астафьев. «Деревья растут для всех»;  «Конь с розовой гривой»; «Белогрудка»

В.К.Железников. «Путешественник с багажом». «Хорошим людям – доброе утро». «Чучело»

А.Лиханов. Последние холода.  

В.П.Крапивин. Звёзды под дождём и др.

Зарубежная литература

Ж.Верн «Таинственный остров» и др.

Э. Сетон-Томпсон «Снап» и др.рассказы

Д.Лондон «Любовь к жизни», «Белый клык»

Ф.Купер «Последний из могикан» и др.

О.Генри «Вождь краснокожих»

М.Метерлинк «Синяя птица»

Э. По. «Овальный портрет». 

М.Твен. «История с привидением»; «Приключения Гекльберри Финна».

А. Конан  Дойл. «Горбун»

Гюго «Гаврош». «Коззетта»

Тем, кто за 5 класс не прочитал:

А.Рыбаков. «Кортик»,  «Бронзовая птица», «Выстрел»,

В. Катаев  «Сын полка», Дефо  «Робинзон Крузо»,

М.Твен «Приключения  Тома  Соейра», « Приключения  Гекльберри  Финна»,  «Принц и нищий»

К   7  классу !   Произведения для самостоятельного чтения  на лето

 не только детям, но и взрослым (будет о чём поговорить)

Ведение  читательского  дневника: автор – название – герои – мини-отзыУчить стихотворения наизусть.

 Гоголь «Тарас Бульба»

Л.Н.Толстой. Хаджи-Мурат.

М.Е. Сальтыков-Щедрин  «Повесть о том, как один мужик двухъ генералов   прокормил»

А.Платонов «Юшка»

Носов рассказ  «Кукла»

В.Каверин «Два капитана»

Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» (о ВОв)

Б.Васильев «В списках не значился» (о ВОв)

И.Богомолов «Иван» (о ВОв)

В.Астафьев «Мальчик в белой рубашке»

А.Рыбаков «Трилогия о Кроше»

А.Грин «Алые паруса», «Бегущая по волнам»

Г. Троепольский. «Белый Бим Чёрное ухо»,        

 В. Белов «Рассказы о всякой живности»

В. Железников «Чучело».

Рассказы Ю.Казакова

Г.Щербакова  «Вам и не снилось»

Р.Фраерман  «Дикая собака динго, или повесть о первой любви»

В.Крапивин «Голубятня на жёлтой поляне», «Звёзды под дождём» и др. повести

Рассказы М.Зощенко

А.Беляев «Голова профессора Доуэля» и др.

А.Куприн «Изумруд»

М.Горький «Детство», «Отрочество»

Л.Толстой «Детство»

Зарубежная литература

 Э.По «Овальный портрет» и др. новеллы,

 П.Мериме «Матео Фальконе»

Д.Олдридж «Последний дюйм», 

Д.Лондон « На берегах Сакраменто»

К.Дойл Рассказы о Шерлоке Холмсе,   В.Гюго «Отверженные» (Гаврош),  Экзюпери «Маленький принц»

Кто до сих пор не читал – «Сын полка» В.Катаев,  А.Лиханов «Последние холода» и др.

Читайте больше, советуйте другим.

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Денни Дидро)

Желаем ярких каникул!

21.05.21г. Домашнее задание на 26.05.21г. (в среду будет контрольная -допишем)

Решите все  части и задания  пробной контрольной работы.

 Часть 1. Выберите один правильный вариант ответа. Ответ запишите по образцу: 1. а

1.Краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание:

а) баллада;

б) басня;

в) сказка;

г) рассказ.

 2.Основная мысль художественного произведения:

а) идея;

б) тема;

в) сюжет;

г) композиция.

 3. Построение художественного произведения:

а) тема;

б) идея;

в) композиция;

г) сюжет.

 4. Как звали царя из сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»?

а) Матвей;

б) Салтан;

в) Иван;

г) Никита.

 5. Кто из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» указал королевичу Елисею путь к мёртвой царевне?

а) солнце;

б) месяц;

в) ветер;

г) баба Яга.

 6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное, сошла бы с ума или придумала бог знает что… Но, к счастью, я вас не слушаюсь…»

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»,

б) Саша Чёрный «Кавказский пленник»,

в) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»,

г) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».

 7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит… Одним словом, артуть-девка».

а) Н. В. Гоголь «Заколдованное место»,

б) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»,

в) И. С. Тургенев «Муму»,

г) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».

 8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…»

а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

б) В. А. Жуковский «Спящая царевна»

в) А.П. Чехов «Хирургия»

г) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

 9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

в) М. Ю. Лермонтов «Бородино»

г) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

 10. Поэт, который учился в Царскосельском лицее:

а) М. Ю. Лермонтов

б) А. С. Пушкин

в) В. А. Жуковский

г) Н. А. Некрасов

 Часть 2. Выполните задание на соотнесение. Ответ запишите по образцу: 1.д

 1. Соотнесите автора и название произведения.

1) «Муму»

а) К. Г. Паустовский

2) «Свинья под Дубом»

б) И. С. Тургенев

3) «Чёрная курица, или Подземные жители»

в) Л. Н. Толстой

4) «Кавказский пленник»

г) А. С. Погорельский

5) «Бородино»

д) И. А. Крылов

6) «Тёплый хлеб»

е) М. Ю. Лермонтов

 12. Соотнесите стихотворную строку и использованное средство выразительности

1) Тускло льётся свет лампады, буря плачет у окна.

а) Эпитет

2) Он услышал какой-то таинственный шорох

б) Сравнение

3) Он плывёт, как безвестный рыбак.

в) Гипербола

4) В сто тысяч солнц закат пылал

г) Олицетворение

 13. Соотнесите героев произведения и автора произведения.

1) Л.Н. Толстой

а) Валек, Маруся, Соня, пан Тыбурций

2) В. П. Астафьев

б) Панкрат, Филька

3) Саша Чёрный

в) Герасим, Татьяна, Капитон, барыня

4) В. Г. Короленко

г) дедушка Афанасий, Вася, глухарь

5) К. Г. Паустовский

д) Игорь, Настя, Жибер

6) И.С. Тургенев

е) Жилин, Костылин

 Часть 3. Задания с кратким ответом. Ответ запишите одним словом или словосочетанием.

14. Узнайте героя по описанию.

«…подхватил рукой замок на колодке, чтоб не бренчал, пошёл по дороге, ногу волочит, а сам всё на зарево поглядывает… Прошёл с версту, выбился из сил – ноги ломит…»

 15. Определите по определению жанр литературного произведения.

Она бывает волшебной, о животных или бытовая. В ней герои делятся на положительных и отрицательных. Главному герою часто приходят на помощь волшебные помощники.

 16. Определите способ рифмовки:

Помню — долгий зимний вечер,

Полумрак и тишина;

Тускло льется свет лампады,

Буря плачет у окна.

 17. Укажите жанр произведения «Медной горы хозяйка» П.П.Бажова.

 18. Укажите жанр произведения «Бородино» М.Ю.Лермонтова.

 19. Как называется описание природы в литературном произведении: 

«Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчать синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы…»

 20. Как называется сказочная формула, которая используется в начале сказки:

В некотором царстве, в некотором государстве…

 Часть 4. Напишите развернутый ответ на вопрос.

Расскажите о своём любимом произведении, прочитанном в 5 классе.

Название:

Автор:

Основные герои:

О чём заставило задуматься прочитанное произведение, чему оно учит? (Напишите 5-7 предложений).

17.05.21г.  Домашнее  задание на  21.05.21г. 

Повторить материалы  к  контрольной работе: антитеза, тема, баллада, сюжет, басня , сравнение, гипербола; жанр; повесть; миф ; композиция ;метафора .

+  к контр. работе  прочитать  рассказ  «Васюткино озеро»  В.П. Астафьева.

Стр.91-106 прочитать литературную сказку «Двенадцать месяцев» ;

Подготовьте выборочный рассказ о героях: 1ряд-о мачехе; 2ряд-о падчерице; 3ряд-о королеве;

Вопрос: над чем заставляет задуматься сказка?

07.05.21г. Домашнее задание на 10.05.21г. 

Стр.112-121 прочитать рассказ «Никита» —  стр.121;

1Вар. — зад3;    2Вар.-зад.4. 

03.05.21г.  Домашнее  задание на 07.05. 21г. 

1)Прочитать тексты стр.72-82 (о писателе и сказку «Тёплый хлеб» ;

Стр. 82 -вопросы 1 ряд -вопросы 2,3; 2ряд-4-5; 3ряд- 6; стр.82 -обогащаем свою речь (зад2)

2)Прочитайте рассказ К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» стр. 83. Вопросы (2,3,4,5) стр. 88 

30.04.21г.  Домашнее задание на 03.05.21г.

Подготовиться к выборочному рассказу о герое сказа «Медной горы хозяйка»

1 ряд- о Степане; 2ряд-Хозяйке Медной горы; 3-ряд- о рассказчике с его особенным языком повествования. 

Стр.69 «Литература и изобразительное искусство», Найти определение: что такое палех? Выполнить задание1(по иллюстрациям).

23.04.21г Домашнее задание  на 26.04.

Сообщение о Тыбурции а) как выглятит (портрет) ; Что самое главное в портрете?

б)Что Тыбурций рассказал о себе Васе?

в)Кем чувствует себя Тыбурций? Почему?

г)Чем занимается Тыбурций ?

д)Понимает ли он, что такое справедливость? Как относится к дружбе детей?

е)Как помог Васе?

ж) Почему исчезает из города? 2)Прочитать главы 7,8 ;

Найти электронные иллюстрации к повести; Или сделать рисунок к эпизоду (на выбор)

21.04.21г Домашнее задание на  23.21г. 

Прочитать » В дурном обществе»  главы 4,5,6;  Пересказать:  1ряд- гл.4;  2ряд-гл5.; 3 ряд-гл.6.

16.04.21г Домашнее задание на 19.21г. 

1) Прочитать гл.3  «В дурном  обществе»  и  подготовиться к инсценированию эпизода: как познакомились Вася, Валек и Муруся.

Все  девочки-учат слова Маруси. 

1вар. (мальчики) учат   слова Васи;

2 вариант (мальчики)  учат слова Валека. 

Все  девочки  учат слова Маруси

Эпизод находим от слов «Ты здесь зачем?»-  до слова » Прощай», —  сказанного Васей.

2)Прочитать гл.4 (сравнить портреты Маруси и Сони — сделать вывод, записать)

Гл.5 — найти детали интерьера подземелья. Какое впечатление произвело подземелье на Васю и на вас, читателей?

3) Гл. 6  — Страшен ли Тыбурций?  Подготовиться доказать свой ответ.

12.03.21г. Домашнее задание на 15.03.21г.

Стр.259 выписать в тетрадь и выучить определения.

 01.03.21г. Домашнее  задание на 05.03.21г.

2) Всем:Гл.2. Рассказать, как татары решали судьбу Жилина и Костылина?

3)  1 ряд.  Гл 3. Как удавалось Жилину выживать  в  татарском ауле, что он для этого предпринимал?  Подберите 3-4  пословицы, которые отражают  умения  Жилина.

А  как  выживал   Костылин?

4) 2 ряд  Гл.3. Расскажите  историю о  странном  старике и  его  отношении  к  пленным  русским.

5) 3 ряд  Гл. 4.  Расскажите,  как характеризует  Жилина  подготовка к    побегу?  Расскажите  об  описанном  обычае  татар.

6) Всем:Гл5. Сравните  Жилина  и  Костылина  во  время  первого побега. Какие черты характера они проявили?  (ориентировка  на  местности,  по звездам,    выносливость,  целеустремлённость терпеливость,  взаимопомощь)

26.02.21г. Домашнее  задание на 01.03.21г.

Чтение  рассказа Л.Н. Толстого  «Кавказский  пленник».

Задание:

1) Гл1.  Проанализировать  эпизод, как  Жилин и Костылин  попали в плен? Что стало причиной  этого случая?  Как  каждый из них вёл себя  во время нападения татар?

2) Гл.2. Проведите заочную  экскурсию, где расскажите   о   быте татар  на Кавказе:

о  предметах  быта,

о женской  одежде

о  мужской  одежде

о жилище горцев

Сделайте вывод, почему автор подробно описывает быт  татар?

2) Как решали судьбу Жилина и Костылина татары?

3) По гл 3. Как удавалось Жилину выживать в  татарском ауле? 

22.02.21г. домашнее  задание на  26.02.21г.

1)Стр. 229-230   статью  о  Л.Н. Толстом  прочитать и выполнить по этой статье задание

1 и 2  —  на стр. 230.

2) Стр.  230 — прочитать и пересказать небольшую  статью «Из истории рассказа «Кавказский пленник». 

3)Рассказ   Л.Н. Толстого  «Кавказский пленник». Стр. 232-235.  Прочитать  гл.1  и рассказать:

«Как  и  почему    герои  попали  в  плен?»

19.02.21г.   Домашнее задание  на   22.02.21г. 

 Прочитать стр.226-228. 

По первому стихотв. вопросы 1,4;   По 2-му стихотв. 1-4; 

12.02.21г Домашнее  задание  на 15.02.21г.

Характеристика  героев  на  основе  эпизодов

  1. Охарактеризуйте барыню на основании  эпизода  на стр. 206 от слов « Так прошёл год…»  — до слов

 стр. 211  «Тогда Герасим побежал  со  двора» .   Обратите внимание  на  глаголы, которые   употребляет  автор  для  её  характеристики?

      2. Сравните Герасима и челядь  на  основании  эпизода  со  слов   «Герасим уже прежде догадался…» стр. 212 – до слов  «Ерошка, увидев Герасима ,… отправился  за ним.» В чём превосходство Герасима над  челядью?

     3. Всю работу записать  в  тетрадь .

 12.02.21г.   Мастерская 4-ый  урок  начало в 10-55 час.

Задание: эпизод  текста «Муму»  стр. 203   от слов  «Дело было к вечеру. »  до  слов  на  стр. 204  » Ни одна мать так не ухаживает….  за своей питомицей» (включая данные слова).

1) Придумать заголовок  к  джанному  эпизоду (записать в тетрадь).

2)  Составить план этого эпизода (написать в тетрадь).

3) Выписать трудные слова  из данного эпизода  ( не менеее  20 слов  в тетрадь по лит-ре ).

4) Научиться прекрасно,  подробно  пересказывать этот  эпизод.

5) Ответить полным ответом  на  вопрос  как  и почему  изменилась собачка,   живя  у  Герасима.  

Одним словом,  подготовиться к изложению, выполнив  предложенное задание. 

 25.12.20.  Домаш.  задание на  28.12. 20г.(2ч.)  

1) Повторить наизусть «Бородино» .

2)Рассуждение  на тему «Подвиг»  Дать определение словам  «отвага» , «подвиг» по толковому  словарю, записать определения  в тетрадь   по литературе.

3)Письменное рассуждение.   К кому из героев  стихотворения «Бородино» относится понятие «отвага» Как  её проявляют герои  стихотворения «Бородино»?

 24.12. 20 г. (2ч.)     задание   на   25. 12.  20.г   

1)Выучить  наизусть  выразительно стихотворение  М.Ю Лермонтова   «Бородино».

2)Рассуждение  на тему «Подвиг»  Дать определение словам  «отвага» , «подвиг» по толковому  словарю, записать определения  в тетрадь   по литературе.

3)Письменное рассуждение.   К кому из героев  стихотворения «Бородино» относится понятие «отвага» Как  её проявляют герои  стихотворения «Бородино»?

Ребята 5в, пока ваш учитель на больничном, на замене в карантинные дни дистанционно буду вас курировать я, Коновалова Ольга Юрьевна.  При необходимости обращайтесь:

Все записи ведите в рабочей тетради.

21 сентября. Виды сказок. (два урока)

На прошлых уроках вы познакомились с волшебными сказками «Царевна-лягушка», «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо». Сегодня прочитайте в учебнике ещё две сказки «Журавль и Цапля», «Солдатская шинель.» Устно докажите, что это сказки бытовая и о животных. Подготовьте одну для выразительного пересказа.

Шапку для Вождя народов стриг парикмахер, а заношенные ботинки маскировали кремом
7525147 5767639
В связи с очередной годовщиной со дня рождения Сталина самое время вспомнить о некоторых штрихах из биографии этого руководителя СССР. На сей раз коснемся темы, относящейся скорее к частной, даже, можно сказать, интимной стороне его жизни. Речь пойдет о гардеробе Иосифа Виссарионовича: что носил и чего не любил носить «отец народов» в официальной, рабочей и домашней обстановке.

Вот ведь парадокс: достигнув пика политической и государственной карьеры, Иосиф Виссарионович, весьма равнодушно относившийся ко всяким изыскам в области одежды и обуви, стал в СССР «законодателем мод». Многие чиновники и чины партноменклатуры стремились одеваться, подражая дорогому товарищу Сталину. Однако их кумир был не так-то прост по этой части.

Батистовые кальсоны

Подробности, помогающие оценить личный гардероб «хозяина Кремля», есть в текстах с описанием его Ближней дачи в Волынском, подготовленных для выставки, которую организовал Госархив РФ несколько лет назад. Описания эти сделаны на основании документальных свидетельств. В частности, по воспоминаниям охранников Ближней дачи, экономки Валентины Истоминой, а также горничной Матрены Бутусовой.

Одним из мест сосредоточения одежды вождя в его подмосковной резиденции была левая от входа вешалка в прихожей, на которую «кроме Сталина, никто никогда своих вещей не вешал».

По состоянию на момент смерти «отца народов» в этом его «одежном хозяйстве» имелись следующие вещи: «пальто меховое, над ним шапки — котиковая, колонковая и из черно-бурых лисиц; военный плащ, на котором висел клетчатый шарф, над ним военная фуражка, пальто драповое коричневое, пальто серое коверкотовое штатское с надставленными карманами, пальто летнее серое старое, над ним штатская фуражка, рукавицы заячьи. Внизу стояли галоши №11 (это соответствовало обуви 42-го размера. — А.Д.)».

Еще ряд предметов из числа сталинской одежды упомянут в описании его рабочего кабинета. «…Справа от двери, ближе к углу, стоит платяной шкаф красного дерева с зеркалом. В шкафу висели: военный плащ, серо-голубой военный костюм генералиссимуса, на полках лежали военные фуражки — парадные и повседневные…»

Теперь спальня. «Справа от входа — ореховый платяной шкаф с зеркалом. В нем висели справа два кителя и две пары брюк на подтяжках, 2 пиджака-кителя штатских (серый и серый с красной полоской). Две пары брюк лежали внизу. Слева висел плащ стального цвета, пальто летнее — реглан. Все полки левой стороны шкафа, кроме первой и пятой, были застланы салфетками. На верхней полке лежали две шляпы — серая и коричневая. На второй полке — две стопки носовых платков, белые с каймой и клетчатые. На третьей полке — платки носовые белые и 4 пары кальсон (батистовых). На четвертой полке — нижние рубашки (батистовые) и две верхних рубашки с манишкой, воротничком и манжетами из светло-серого крепдешина. В одном из ящиков находились тапочки… Между креслом и кроватью — сапоги военные, валенки фетровые, ботинки, унты нанайские… Спал обычно в файдешиновом халате (файдешин — высокосортная шелковая ткань. — А.Д.)…»

Из этого же описания, составленного на основании свидетельств обслуживающего персонала Ближней дачи, можно узнать о некоторых сталинских «ритуалах», связанных с переодеванием.

«В 1946 году из спальни по его указанию убрали кровать, а на ее месте поставили кушетку. Обычно на эту кушетку он складывал одежду, белье, когда переодевался. Если одежда висела на спинке кушетки, все знали: трогать нельзя. А если на ковре (он покрывал пол в помещении. — А.Д.) — значит, нужно взять и привести в порядок: почистить, зачинить, погладить. Одевался обычно один. Если в Кремле у него была встреча с военными — надевал воинскую форму, если со штатскими — штатское. Когда возвращался из Кремля один — переодевался. Дома носил обычно легкий пиджак стального цвета с красными жилками. В последний год надевал меховые чулки — подарок нанайцев…»

«А где моя шинель?»

О том, как выглядел руководитель советского государства в неофициальной обстановке, вспоминал позднее его приемный сын Артем Сергеев:

«Дома ходил в холщовых брюках домашних, курточке полотняной. Ее иногда снимал и оставался в рубашке хлопчатобумажной, похожей на солдатскую. В гражданском костюме я его никогда не видел. На отдыхе (имеется в виду отдых в южной резиденции. — А.Д.) в полотняном костюме ходил: тужурка, застегивающаяся …внизу — белая рубашка. Трудно было увидеть его в чем-то новом».

Впрочем, пополнения в личном гардеробе ИВ, хоть и нечасто, но все-таки случались. После смерти его жены Надежды Аллилуевой, судя по рассказу того же А.Сергеева, покупками одежды для «хозяина» руководили начальник личной охраны Николай Власик «и домоправительница».

Почти каждый раз их попытки «справить обнову» своему «подшефному» сопровождались проблемами: Сталин был категорически против, его приходилось уговаривать или… ставить перед свершившимся фактом.

А.Сергеев: «Один раз… Сталин пришел домой, а там висит новая шинель. Увидев ее, он спросил: «А где моя шинель?» Отвечают, мол, той уже нету. Тут он вспылил: «За казенные деньги можно каждую неделю шинели менять. А я бы в той еще год ходил, а потом спросили бы, нужна ли мне новая?»

Н.Власик: «…Я предложил… сшить ему новое пальто, но для этого надо было снять мерку или же взять старое пальто и сделать в мастерской точно такое. Мерку снять не удалось, так как он наотрез отказался, сказав, что новое пальто ему не нужно…»

Благодаря стараниям и настойчивости служащих из его ближайшего окружения в гардеробе Сталина появились некоторые весьма дорогие вещи. Например, в описях имущества упоминается серое габардиновое пальто с шелковой подкладкой, подбитое нежнейшим и очень теплым гагачьим пухом. Это пальто ИВ надевал, отправляясь на традиционный ноябрьский парад в честь годовщины революции, если погода была морозная.

На склоне лет Сталин пристрастился носить валенки, которых у него было 2 или 3 пары. В холодную пору чаще всего по возвращении из Кремля на Ближнюю дачу вождь переобувался именно в «катанки». В них работал — читал, писал — на неотапливаемой террасе или в парковой беседке (при этом на себя ИВ надевал для тепла длиннополый овчинный тулуп). А бывало, и по комнатам в валенках ходил.

С возрастом он вообще стал больше ценить именно удобство обуви, не обращая внимания на ее внешний вид. Комендант правительственной охраны Большого театра Алексей Рыбин вспоминал:

«…Выходные туфли у него имелись только одни. Еще довоенные. Кожа уже вся потрескалась. Подошвы истерлись… Всем было страшно неловко, что Сталин ходил в них на работе и приемах, в театре и других людных местах… Охрана решила сшить новые туфли. Ночью Матрена Бутусова поставила их к дивану, а старые унесла. Утром Сталин позвал Орлова (коменданта Ближней дачи. — А.Д.) и спокойным, мягким голосом спросил: «Где мои ботинки?» «Товарищ Сталин, ведь вы — генеральный секретарь нашей партии, генералиссимус, глава правительства! Вы же постоянно находитесь в общественных местах! Каждый день принимаете иностранных послов и гостей!..» — пылко наступал Орлов… «Лучше верните мне ботинки», — прервал его Сталин и продолжал носить их до последних дней. Благо Матрене удавалось блеском крема скрыть ветхость обуви».

В фильмах, на картинах «отец народов» довольно часто предстает перед зрителем в сапогах. Встречались даже упоминания о том, что это были особые мягкие полусапожки, сшитые по спецзаказу. На самом деле Сталин пользовался обычными хромовыми сапогами. Единственной их особенностью были чуть более высокие каблуки: за счет этого ИВ, рост которого составлял всего 167 см, выглядел хоть немного повыше.

Самолет для тапочек

В гардеробе Сталина на Ближней даче обнаруживаются парадоксальные и даже загадочные атрибуты.

Среди них — шляпы. Для миллионов советских граждан этот головной убор никак не ассоциировался с образом Иосифа Виссарионовича. Принято считать, что он предпочитал в теплое время года носить фуражки. Однако факт остается фактом: на одной из полок шкафа, стоявшего в спальне на сталинской даче, лежала пара шляп.

Спрашивается, носил ли он их когда-нибудь? И видел ли кто-то из приближенных лиц, из обслуживающего персонала «хозяина» в таком нестандартном обличье? Ответа в архивных источниках не нашлось. Впрочем, картинку «Сталин в шляпе» наблюдать все-таки могли, но — до революции.

Родственник первой жены Сталина Михаил Монаселидзе вспоминал, как Иосиф в 1906 году вернулся из поездки в Стокгольм на партийную конференцию: приехал настоящим европейским франтом — элегантный костюм и фетровая шляпа.

Именно со шляпой на голове запечатлен революционер Иосиф Джугашвили на фотографии, приложенной к его личному делу, хранившемуся в Петербургском охранном отделении. Судя по всему, этот снимок датируется 1912 годом. Удалось отыскать и еще одно фото, сделанное в 1915-м в северной деревне Туруханск, где находился тогда под надзором полиции И.Джугашвили. На нем изображена группа ссыльных революционеров-большевиков и среди них — будущий властитель страны в круглой шляпе с широкими полями.

С некоторыми из предметов сталинской одежды и обуви связаны необычные истории.

Вот, скажем, фуражка военного образца. Такой головной убор неоднократно был запечатлен на фотографиях знаменитого руководителя советского государства. Однако в большинстве случаев на сталинских фуражках нет звезды. А на этой есть. Значит, именно в ней Иосиф Виссарионович был во время легендарного парада 7 ноября 1941 года.

О том, что предшествовало этому, упомянуто в рассекреченных лет 10 назад записях руководителя личной охраны вождя генерала Н.С.Власика.

Оказывается, «хозяин» озаботился внешним видом своего головного убора еще накануне, 6 ноября, когда ехал на праздничное заседание в честь годовщины революции, организованное на станции метро «Маяковская».

«Спускаясь по эскалатору на торжественное заседание, т. Сталин посмотрел на меня… и сказал: «Вот у тебя на папахе звезда, а у меня ее нет. Все-таки, знаешь, неудобно, главнокомандующий, а одет не по форме. А на фуражке даже нет звезды, ты уж достань мне, пожалуйста, звезду». …Когда т. Сталин уезжал домой после заседания, на его фуражке уже блестела красная пятиконечная звезда».

Дальше Власик пишет: «Кстати, в этой фуражке и в простой шинели без каких-либо знаков отличия он выступал на историческом параде 7 ноября 1941 года». Действительно, в фильме «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» есть много крупных планов Сталина, произносящего речь перед участниками парада, и на голове его видна фуражка со звездочкой. Однако точно известно, что кадры эти были сняты несколькими днями позже на фоне специально построенных в одном из дворцовых помещений Кремля декораций. Что же касается настоящей сталинской речи, произнесенной холодным утром 7 ноября, — в некоторых описаниях упоминается, что Сталин находился на трибуне Мавзолея в меховой шапке. Можно предположить, что правда где-то посередине: парад длился больше часа, погода была морозная, так что часть времени ИВ стоял перед проходившими войсками в фуражке, а когда холод пробрал, велел принести шапку.

Кстати, о шапках. У «вождя народов» их было несколько. В том числе подаренная ему весьма дорогая — из черно-бурой лисицы. Ее Сталин поначалу игнорировал, но в какой-то момент решил все-таки воспользоваться. Однако оказалось, что у престижного головного убора имеется, по мнению «самого», существенный недостаток: слишком длинный ворс. Проблему по распоряжению ИВ решили очень просто. Среди офицеров охраны подыскали человека с подходящим размером головы. Он надел сталинскую «пышную» шапку, а парикмахер аккуратно укоротил ворс машинкой для стрижки волос.

В числе самых «родных» ему предметов одежды и обуви, которые надевал Сталин в домашних условиях, были любимые тапочки. По воспоминаниям обслуживающего персонала, стареющий правитель так привык к этой удобной для него обуви, что ее даже всегда возили в багаже ИВ при переездах. Однажды, в середине 1940-х, такая совершенно «неофициальная» часть личного хозяйства «отца народов» оказалась причиной большого переполоха.

Сталин возвращался в столицу после отдыха в своей черноморской резиденции. С подачей спецпоезда из-за плохих погодных условий появилась проблема, первую часть пути пришлось проделать на автомобилях. В возникшей из-за подобного форс-мажора суете прислуга забыла положить в багаж сталинские тапочки. Спохватились, когда кортеж «хозяина» был уже далеко. Тогда, чтобы не накликать высочайший гнев, решили отправить тапочки в Москву экстренным авиарейсом под охраной офицера-чекиста. В итоге эта домашняя обувь оказалась на Ближней даче гораздо раньше своего владельца (тот, как известно, самолетами летать избегал).

«Неправильный» мундир

А вот еще один объект из сталинского личного гардероба — он вроде бы широко известен, присутствуя на многих парадных портретах, но с другой стороны… Такая одежда, если подходить с формальной точки зрения, просто не имела права существовать в Советском Союзе.

Речь идет о военном мундире бежевого цвета.

На самом деле комплектов форменной одежды сшили для ИВ несколько. Но почти все они были «неправильными».

Летом 1945-го ближайшие соратники вождя уговорили его стать генералиссимусом — принять на себя персональное высшее воинское звание в Вооруженных Силах СССР, которое вводится специально для дорогого товарища Сталина.

«Хозяин» согласился стать «супервоеначальником», но вариант форменной одежды генералиссимуса, разработанный специалистами службы тыла, забраковал.

Мундир шили специально к предполагавшемуся вскоре Параду Победы. Поэтому он был изготовлен из ткани цвета морской волны: в преддверии торжественной церемонии именно этот колер, позаимствованный у парадной военной формы царского времени, сделали «фирменным» для всех генералов и маршалов. Кроме того, также по мотивам генеральской формы старой русской армии мундир обильно украсили золотым шитьем: узоры покрывали воротник, расползлись по обшлагам рукавов… Вдобавок для пущей красоты замахнулись на возрождение еще одного «пережитка» царских времен: предусмотрели вариант украшения кителя эполетами с густой золотой «бахромой».

Присутствовавший во время сталинских «смотрин» мундира начальник Оперативного управления Генштаба генерал С.В.Штеменко позднее вспоминал:

«Как-то, прибыв на доклад в Кремль, мы… встретили в приемной Сталина главного интенданта Красной Армии генерал-полковника П.И.Драчева. Он был одет в пышную военную форму неизвестного нам покроя. Мундир был сшит по модели времен Кутузова, с высоким стоячим воротником. Брюки же выглядели по-современному, но блистали позолоченными лампасами. Когда, удивленные столь опереточным нарядом, мы остановились и посмотрели на странный костюм, Драчев тихо сказал нам: «Новая форма для генералиссимуса».

В кабинете у Сталина находились члены Политбюро. Докладывал начальник Тыла генерал армии А.В.Хрулев. Закончив доклад, он попросил разрешения показать присутствующим новую военную форму. И.В.Сталин был в отличном настроении и сказал: «Давайте, вот и Генштаб посмотрит». Дали знак в приемную. Вошел П.И.Драчев. И.В.Сталин окинул его беглым взглядом и помрачнел.

«Кого это вы собираетесь так одевать?» — спросил он. «Это предлагаемая форма для генералиссимуса», — ответил А.В.Хрулев… Верховный главнокомандующий велел Драчеву удалиться, а сам, не стесняясь присутствующих, разразился длинной и гневной тирадой. Он… говорил, что это неумно…».

Согласно другому свидетельству, вождь даже обозвал показанный ему образец «павлином», имея в виду чрезмерное обилие украшений. Как бы то ни было, в итоге вариант парадного мундира «суперполководца» так и остался невостребованным.

Сталин же, формально получив звание генералиссимуса (указ об этом подписан 27 июня 1945 года), продолжал пользоваться маршальским (звание присвоено ему в 1943-м) кителем, который он носил в последний период войны. Впрочем, правильнее сказать — кителями. Потому что их было в гардеробе ИВ несколько. Часть — с отложным воротником: жесткий стоячий воротник, столь красиво смотревшийся в утвержденном парадном варианте форменной одежды, доставлял «хозяину Кремля» большой дискомфорт.

Наиболее приглянулся ему китель светло-бежевого цвета. Именно в нем изображен Сталин на многих фотографиях, парадных портретах и плакатах. Строго говоря, «отец народов» при этом нарушал армейский устав, и его следовало бы подвергнуть взысканию. Ведь в Советской Армии тогда не было предусмотрено генеральской и маршальской формы такой расцветки. ИВ по собственному желанию стал обладателем «эксклюзива».

О другом кителе упомянуто в приведенном выше описании спальни на Ближней даче: «…серо-голубой военный костюм генералиссимуса» (на самом деле погоны на нем были тоже маршальскими).

В особо торжественных случаях Сталин облачался в маршальский китель белого цвета с ненавистным ему форменным стоячим воротником (правда, без золототканых украшений на нем). То есть опять-таки «неправильном» с точки зрения официально утвержденных стандартов воинской одежды! Именно в таком он запечатлен, например, на кадрах кинохроники во время Потсдамской конференции. В сталинских запасах одежды было даже два белых кителя: на всякий случай — вещь все-таки маркая.

Авторы: АЛЕКСАНДР ДОБРОВОЛЬСКИЙ

Что представляют собой «Петербургские повести»?

Основная тема — изображение маленького человечка, угнетенного жизнью, опустошенного своим одиночеством. Среди других произведений классической русской литературы настоящей изюминкой являются «Рассказы Петербурга».

Краткое содержание петербургских рассказов

Краткое содержание этих творений освежит в памяти известные изречения и высокий слог Гоголя. Статья будет полезна студентам и кандидатам, готовящимся к экзаменам. Краткое содержание «Петербургских рассказов» и их анализ представлены ниже. Обратите внимание на суть автора.

Краткие сведения о произведении

«Рассказы Петербурга» Николая Васильевича Гоголя — общее название многих рассказов писателя, а также название сборника, составленного из этих рассказов. Действие в них — Петербург 30-40-х годов XIX века. Все рассказы объединяет тема унижения «человечка». В сборник вошли следующие рассказы:

  • «Невский проспект»;
  • «Нос»;
  • «Портрет»;
  • «Пальто»;
  • «Дневник сумасшедшего».

Некоторые из этих историй описывают поистине фантастические происшествия, произошедшие в Санкт-Петербурге, где, судя по всему, жизнь продолжается вечно в установленном порядке.

Портрет

Краткая оригинальная деталь

Талантливый молодой художник Чартков купил в дешевом магазине портрет старика с ужасными глазами, словно живыми. На портрете обнаружен тайник для золотых монет. Вместо того, чтобы использовать найденное богатство для улучшения своих навыков, Чартков стал модным портретистом.

В течение многих лет он рисовал стереотипные портреты людей из высшего общества Санкт-Петербурга, пока в конце концов не обнаружил, что потерял свой талант и навыки. Чартков начал завидовать талантливым художникам, покупать и уничтожать их картины, на которые потратил все накопленные богатства. Зависть свела с ума Чарткова, который умер от приступов ярости и мимолетного чахотки.

Впоследствии выяснилось, что талантливый художник-самоучка написал этот портрет богатого ростовщика, деньги которого вызывали у людей зависть, жадность, зависть. Когда ростовщик умер, его душа переместилась в портрет, что негативно повлияло на всех владельцев, сводя их с ума.

Образ маленького человечка

Проанализировав рассказ Гоголя «Шинель», читатель сразу же сравнит образ Акакия Акакиевича с пушкинским смотрителем. Маленький человечек — основной герой русской литературы, который впоследствии появляется во многих произведениях прозаиков.

Маленький человек — довольно сложный человек. Это как если бы человек был превращен в вещь этим великим городом, что несопоставимо с потребностями конкретного персонажа. Либо он нуждается в сочувствии, либо он справедливый человек, угнетенный внешней реальностью, которая ему чужда и холодна.

эта метафора — ключ к истории. А может, это просто примитивный человек, которому нужно простое потакание. Действительно, это простой человек, которому, как и всем существам, наполняющим мир, нужен кусочек тепла и внимания. И, не найдя его, к сожалению, умирает.

Сбежавший «Нос»

Цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в хлебе, испеченном женой, человеческий нос своего клиента, советника колледжа Ковалева, и бросает странную находку в Неву.

Рисунок к рассказу солдатская шинель

Проснувшись, комиссар видит отсутствие носа и поворачивается к начальнику полиции, желая сообщить о потере. Вдруг из ниоткуда появляется нос, одетый в мундир, шляпу статского советника и к тому же с мечом. Ковалев пускается в погоню, но его нос не хочет с ним разговаривать, выражая неуважение к младшему чиновнику.

Даже попытка разместить рекламу в газете ни к чему не приводит. Редакция отвергает безносого чиновника, опасаясь потерять репутацию. Итак, Ковалев обращается к частному приставу, но коротко отвечает, что порядочному человеку не вытащат нос.

После множества приключений Нос таинственным образом возвращается на свое место своим законным владельцем.

«Нос»

В рассказе использована техника сатиры, с помощью которой автор высмеивает жадность, скупость, коррупцию. Один из шедевров петербургских рассказов — «Нос».

Резюме таково: однажды коллежский советник Ковалев просыпается в своей квартире и обнаруживает, что у него нет носа. У него оставалось только одно «гладкое пятно». В панике Ковалев бросается к разным представителям власти, чтобы разрешить эту ситуацию, но все его игнорируют, потому что дело им кажется крайне странным и несерьезным. Поэтому Ковалев решает действовать самостоятельно.

Он находит свой нос и просит его вернуться на свое место. Нос отклоняет предложение и заявляет, что это он сам, один человек. Это произведение входит в цикл «Петербургские сказки». Краткое содержание рассказа позволит учащимся лучше подготовиться к урокам литературы.

Записки сумасшедшего

Кратко подробный рассказ

Маленький чиновник Аксентий Иванович Поприщев работал в определенном отделе и пошел к директору чинить перья, чем очень гордился. Поприщев был влюблен в красивую дочь шефа Софи и считал, что девушка ему тоже небезразлична. К тому же он был честолюбив и мечтал дослужиться до генеральского звания.

Однажды Поприщев узнал, что Софи влюблена не в него, а в красивого комнатного наркомана. Из-за несбывшихся мечтаний и амбиций психическое здоровье Поприщего стало ухудшаться. Сначала ему показалось, что он понимает разговоры собак, а потом он вообразил короля Испании.

В конце концов Поприщев оказался в приюте, где ему побрили голову и подвергли мучительным пыткам. Несчастный сумасшедший не понимал, где находится, и считал, что попал в лапы испанской инквизиции.

Невский проспект

Кратко подробный рассказ

Петербург. Два друга, артист и лейтенант, приехали на Невский проспект, чтобы пофлиртовать с девушками.

Артисту Пискареву понравилась очень красивая брюнетка. Он последовал за ней и вскоре понял, что она проститутка. Разочарованный Пискарев вернулся домой, заснул и мечтал, что брюнетка не проститутка, а дворянка с некой тайной.

Впоследствии Пискарев пытался больше поспать, чтобы увидеть во сне брюнетку, в результате у него развился нервный срыв и бессонница. Тогда Пискарёв стал принимать опиум, чтобы видеть чудесные сны с участием брюнетки.

После одного из снов, в котором брюнетка предстала в образе жены Пискарева, артист подошел к ней и предложил замужество и честную трудовую жизнь. Девушка отказалась, сказав, что работать не будет, и Пискарев в отчаянии покончил жизнь самоубийством.

Лейтенант Пирогов выбрал красивую блондинку, которая оказалась немкой и женой немецкого жестянщика. Пирогов заказал шпоры у жестянщика, стал посещать мастерскую и гоняться за блондинкой.

Немецкая женщина оказалась очень глупой и не понимала, чего от нее хочет лейтенант. Тогда Пирогов попытался сам поймать блондина и стал отпускать его руки. За это его поймали жестянщик с друзьями и жестоко избили. В синяках Пирогов хотел пожаловаться генералу, но потом передумал и с легким сердцем пошел на вечеринку.

Сюжетные и идейные линии

невский перспективный анализ повести Гоголя

Какие идеологические линии содержатся в «Рассказах Петербурга» Гоголя? Анализ рассказов говорит о том, что в них очень четко указана причина соблазнения. Например, на «Невском проспекте» один из его героев, художник Пескарёв, следуя красоте, вдруг понимает, что его внешнее обаяние вовсе не означает добродетели. Милая мишура не означает внутренней сущности.

В человеке разобщены поверхностные и глубокие свойства. И это очень хорошо видно здесь, в центре Петербурга, на Невском проспекте, где ежечасно ходят разные люди: то смотрители, то высшие чиновники, то бедняки. И в этом парадоксальная суть этого центра российской столицы.

Основная мысль

В этом произведении талант Н. В. Гоголя как сатирик. Осуждает нездоровое общество, в котором положение и положение человека выше, чем сам человек, важнее его потребностей и желаний: у того, у кого более серьезный титул, у кого больше денег, голос выше.

Краткое содержание петербургских рассказов

Комическая позиция Ковалева подчеркивает абсурдность ситуации, когда индивидуальность человека попирается и подавляется внешними обстоятельствами.

«Портрет»

«Портрет» Николая Васильевича Гоголя можно охарактеризовать как самую загадочную и невероятную историю, которая могла случиться с героями оперы «Петербургские сказки».

«Портрет» (краткое содержание мы представим ниже) — история неординарная. Некий малоизвестный художник Чартков на свои последние деньги купил в художественном магазине странный портрет. Он не мог объяснить, почему это творение так его привлекло, но его влияние на человека оказалось значительным. Как только сгущалась ночь, художник боялся ложиться спать, потому что ему снились глаза старика, изображенного на портрете повсюду. Когда пришло время платить за комнату, Чартков обнаружил на портрете много денег: он случайно увидел слова «тысяча сердец». Этих средств, по расчетам, при скромном сроке жизни должно было хватить на три года.

краткое содержание портретных рассказов Петербурга

Виртуозный голос художника побудил его замкнуться в комнате и творить с утра до ночи. Но в то же время Чартков услышал еще один слух с мрачного начала: жить стильно, позволить себе все, на что есть деньги. Чартков купил дорогую одежду, обедал и обедал в ресторанах, начал рисовать на заказ. Ему диктовали сроки и сроки, ему платили большие деньги и он должен был выполнить эти требования. Люди, знавшие его раньше, были удивлены: куда пропал его талант? Он начал работать по образцу, живость постепенно исчезла с полотен.

Однажды Чартков был на выставке неизвестного художника и был поражен талантом молодого дарования. Придя домой, она попыталась так же изысканно и оригинально начать писать, но рука не слушалась: душа была пуста, больше ничего не беспокоило. Чартков понял, что по-настоящему счастлив он был тогда, когда он был еще бедным художником и имел смелые мечты о будущем. Ни деньги, ни слава не принесли того, чего они хотели. Невозможность вернуться назад, чтобы исправить ошибки прошлого, вызвала в нем зависть. Он покупал работы талантливых художников и уничтожал их. Через некоторое время Чартков тяжело заболел и умер. Это произведение входит в цикл «Рассказы Петербурга». Мы представили резюме выше.

Другие персонажи

  • Брюнетка — молодая проститутка, очень красивая, эгоистичная, высокомерная.
  • Блондинка — немка, жена немецкого жестянщика, довольно глупая молодая женщина.
  • Шиллер — немец, жестянщик, пунктуальный, консервативный, дотошный.
  • Иван Яковлевич — цирюльник, пьяница неряшливый.
  • Ростовщик — темнокожий старик с пронзительным взглядом, изображенный на портрете, принес своим хозяевам только горе.
  • Заведующий отделом важный, немногословный и амбициозный человек.
  • Софи — дочь директора ведомства, юная легкомысленная красавица, в которую был влюблен Поприщин.

Список и краткая характеристики героев повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»

Главные герои Невский проспект

  • Пискарев — плохой художник и идеалист. Встретив очаровательную брюнетку, я последовал за ней. Влюбившись в девушку, Пискарев искренне надеялся жениться на ней и уберечь от распутства. Однако действительность оказалась настолько беспощадной, что художник-идеалист покончил жизнь самоубийством.
  • Пирогов — лейтенант, взирающий на жизнь поверхностно и веселым цинизмом. Связанный с блондинкой лейтенант оказался в деревне немецких мастеров. Пирогов решил устроить еще одну связь и стал ухаживать за блондинкой. Это закончилось скандалом: жестянщик Шиллер, муж блондинки, вместе со своими друзьями Кунцем и Гофманом жестоко наказал наглого мужчину. Пирогов хотел пожаловаться генералу на ужасную проделку немцев, но в конце концов передумал.

Второстепенные персонажи

  • Шиллер — немецкий жестянщик, муж блондинки. Его настоящий предшественник — поляк Ф. В. Булгарин (он же Фиглярин, Фаддей Выжигин).
  • Хоффманн — друг Шиллера, немецкий сапожник. Настоящий предшественник — немец Н.И. Греч, редактор газеты «Северная пчела» (эту газету также пренебрежительно называли «плохой пчелой).
  • Блондинка — жена Шиллера, глупая немка (а, как говорится, все блондинки глупы).
  • Брюнетка — проститутка, сознательно выбравшая путь праздности и разврата.

Шинель

Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный и униженный государственный служащий лет пятидесяти, обнаружил, что его ветхое пальто изношено по плечам и совсем не согревает. Отремонтировать пальто оказалось невозможно — ткань стала настолько редкой, что пятна на ней не удерживались.

Башмачкин стал копить на новое пальто. Возможность осуществить мечту сделала его характер более живым и сильным. Через полгода была накоплена необходимая сумма и сшито пальто, но Башмачкин не носил его целый день. Вернувшись домой поздно вечером, он столкнулся с ворами, которые сняли с него пальто.

Словом, существует благодаря рекламе:

Полиция этим делом не занималась. Башмачкин обратился к значительному человеку, но тот тоже не послушал, накричал на несчастного и выгнал его.

По дороге домой Башмачкин попал в метель, простудился и умер. В образе вернувшегося к жизни мертвого человека он стал появляться на месте, где его ограбили, и снимать с людей шубы. В конце концов, он снял пальто со значительного лица, остался доволен и больше никогда не появлялся на улицах Петербурга.

Помимо этих рассказов, в цикл иногда входят два «непетербургских» произведения: «Коляска» и «Рим»

Один источник

  • Резюме
  • Гоголь
  • Истории Петербурга

Это сборник из 7 историй, ниже вы найдете краткий обзор включенных в него историй:

  • Невский проспект
  • Нос
  • Портрет
  • Пальто
  • Бродяга
  • Дневник безумца
  • Рим

Главная тема повести «Портрет»

В этом произведении Гоголь показывает конфликт между подлинным талантом и демоническими принципами. В ужасных глазах изображенного на портрете старика художник видит себя. Он сам отдал душу дьяволу, поэтому портрет, однажды купленный за бесценок в художественной лавке, стал ему так ненавистен. Когда Бог наделяет человека талантом, он в то же время возлагает на него огромную ответственность за то, чтобы он смог правильно применить этот талант в жизни. Чем исключительнее человек, тем больше соблазнов он встречает на своем пути.

«Шинель»

Эта история была известна всем еще со школы. Он включен в цикл «Рассказы Петербурга».

«Шинель» (краткое содержание читайте ниже) — очень известное произведение. В ведомстве служил титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин. На службе он был настолько незначительным человеком, что иногда откровенно его не замечали, дразнили, не могли поприветствовать и пройти. Его не уважали чиновники, его оскорбляли, могли снизить зарплату или как-то иначе обидеться.

Акакий Акакиевич ни с кем не сплетничал, но предпочитал мириться с таким отношением к себе. Однажды он пошел к портному поправлять пальто, но мастер ответил, что одежда изношена, поэтому лучше ее сменить. Поэтому титулярный советник решил накопить на это достаточно денег. Это было непросто: полученной зарплаты едва хватало на то, чтобы прокормить себя. У него не было ни семьи, ни детей, ни друзей.

краткое содержание пальто рассказов Петербурга

Более года Башмачкин буквально отказывал себе во всем, чтобы собрать необходимую сумму: часто недоедал, ходил только в тряпках. Когда запрашиваемая сумма была собрана, Акакий Акакиевич купил себе пальто. Коллеги поздравили его с новинкой и предложили отметить это событие. Он возвращался домой поздно, когда к нему подошли двое незнакомцев и сняли новое пальто. Отчаянию Башмачкина не было предела. Он потерял смысл существования. От перенесенной боли титулярный советник заболел ангиной и через несколько дней скончался. Иногда, как говорят очевидцы, в этом месте появляется призрак человека, который срывает с обидчиков шубы, не давая им возможности оправдаться. Это произведение входит в цикл «Петербургские сказки». Краткое содержание рассказа позволяет понять, что автор хотел донести до читателя.

История создания сборника «Петербургские повести»

Сам Н.В. Гоголь никогда не объединял свои произведения в подобный сборник; Название цикла появилось позже, после смерти автора. Рассказы были написаны в разное время и опубликованы отдельно. Затем «Невский проспект» и «Портрет» Н. Гоголя созданы в 1833–1834 годах. Сам автор поместил оба произведения в сборник «Арабески», изданный в 1835 году. В него также вошли «Записки сумасшедшего», изданные в то время под названием «Отрывки из записок сумасшедшего».

Истории Петербурга

История носа была создана в 1832-33 годах, но первая публикация состоялась только в 1836 году в «Современнике» Александра Пушкина. Интересно, что журнал Moscow Observer, куда приехал Николай Васильевич, отказался публиковать рассказ, назвав его «плохим, пошлым и банальным».

Н. Гоголь посвятил созданию Шинели несколько лет, с 1836 по 1842 год. Первоначально автор называл ее «Повесть об офицере, ворующем пальто».

К 1842 году Николай Гоголь серьезно отредактировал все вышеперечисленные рассказы, изменил названия некоторых и включил в обновленном виде в третий том своего первого полного собрания сочинений. К ним он добавил рассказы «Карроцца» и «Рим» и назвал весь том просто и лаконично «Сказкой».

Истории Петербурга

Впервые название «Петербургские рассказы» появилось в имени известного биографа Н.В. Гоголя Владимира Ивановича Шенрока. В конце XIX века Владимир Иванович разработал «Материалы к биографии Гоголя», и одна из частей этого произведения называлась «Петербургские сказки Гоголя». Эта фраза сразу прижилась и стала активно использоваться в литературной среде. А в 1924 году впервые пять знакомых всем нам произведений по великому классику были изданы отдельным сборником под привычным сегодня названием «Рассказы Петербурга».

Сюжетная линия произведения «Нос»

шинельный анализ повести Гоголя

Анализируя рассказ Гоголя «Нос», читатель сталкивается с еще более причудливым миром. Здесь мы говорим об абсолютно невозможных событиях. Нос, разлучившись со своим хозяином, чиновником, называющим себя майором, начинает бродить по улицам. Этот текст очень трудно читать.

Например, понять фразу типа «Нос спрятал подбородок в воротник». Это удивительное свойство гоголевской реальности, приводящее к самым разным размышлениям.

Какой бы необычной ни казалась читателю жизнь, изображенная в «Петербургских сказках» Гоголя, анализ произведений говорит о том, что почти в каждом рассказе этого цикла есть притча. В «Носе», например, это достигается через гротеск. Само это слово обозначает нечто фантастическое, комичное, плохое начало, которое заложено в самой реальности, но не проявляется в явном обличье.

Анализ повести Гоголя «Нос» заставляет задуматься, где та мера, которая заставляет человека чувствовать себя несовершенным. Что вам нужно потерять, чтобы перестать чувствовать себя собой: репутацию, родственников, карьеру? В произведении «Нос» персонаж, потерявший эту часть тела, теряет свое достоинство, вес в глазах общества, и именно этот недостаток автор передал через гротеск.

разбор записок гоголя о сумасшедшем

Петербургские повести (кратко)

Рисунок к рассказу солдатская шинель

Цикл рассказов Н. В. Гоголя включает несколько рассказов небольшого содержания, связанных определенными мыслями и идеями. Это произведение изучается на протяжении всей школьной программы, поэтому так важно вкратце знать содержание произведения «Петербургские сказки.

Первый сюжет сборника «Петербургские повести» — «Невский проспект».

Содержание произведения связано с похвальным адресом на Невском проспекте. Гоголь в прямом смысле этого слова подробно раскрывает образы картин, которые появляются на этой парадной и праздничной петербургской улице. Глубокий читатель может узнать из такого наброска много интересного. Главные герои картины — лейтенант Пирогов, очень веселый, но несколько поверхностный мальчик и очень восприимчивый живописец Пискарев, с тонким восприятием бытия. Герои преследовали объекты собственного неудержимого почтения и страсти. Первый посочувствовал густой блондинке, второй бросился за брюнеткой, одетой в яркий плащ. Пискарев обращается к молодой женщине, однако, как безмерно ее сожаление, после того, как он обнаруживает, что его возлюбленная — падший человек. После долгих и невыносимых сомнений он хочет защитить ее от такой жизни и делает ей предложение стать его женой, в ответ на что испытывает презрительный отказ. Не в силах вынести настоящие страдания, он совершает самоубийство. С Пироговым произошло совершенно обратное приключение. Лейтенант обогнал девушку, а возлюбленный, как выяснилось, жена немецкого мастера. На следующий день Пирогов отдает немцу несколько приказов подряд и никак не прерывает откровенное преследование жены специалиста. В результате немец и его товарищи избили лейтенанта и вытолкнули его из собственного дома. Вышеперечисленные инциденты объединяет то, что оба героя не получили того, чего ожидали, к чему они прилагали с неподдельным упорством. Рассказ заканчивается рассуждением писателя о тщетности человеческих усилий. Несмотря на контраст между идеализмом Пискарева и непристойностью Пирогова, они становятся смутным примером символа единства.

Второй сюжет из сборника «Петербургские повести» — «Нос».

Удивительная история с оттенком сатиры, рассказывающая о разобщенной сущности человека, шутовстве, двойной чертовщине, существовании, полном абсолютной расточительности. Персонаж — коллежский советник, который обнаруживает, что его нос исчез. Гладкое белое пространство — это все, что Ковалев наблюдает вместо своего носа. Главный герой идет к начальнику полиции с докладом о пропаже и встречает его носом в форме, с мечом и шляпой. Нос, не жалея сил, отправляется молиться в Казанский собор. Несмотря на волнение Ковалева, нос вернется к хозяину только через определенный срок. В этом произведении Н. В. Гоголь показал человека, настоящего манекена, стремящегося только к внешней красоте. Для героя повести положение в обществе является высшей ценностью его собственной личности, имеющей достойный статус.

Третий сюжет сборника «Петербургских повестей» — «Шинель».

История показывает перевоплощение человека, уходящего в нереальность. Акакий Акакиевич Башмачкин был рядовым титулярным советником, задачей которого было просто переписывать документы. Жизнь сыграла с ним злую шутку, сделав человеком без малейшего чувства собственного достоинства. Герой переполнен смирением и кротостью, он полностью лишен тщеславия. Благодаря перенапряжению и общей экономии этот персонаж, не жалуясь, покупает себе новенькое пальто. Окружающие его знакомые без исключения торжественно встречают его. Однако счастливая жизнь была мимолетной и вскоре была разрушена неприятным затруднением. Однажды вечером Башмачкин выходит на улицу, а там его грабят и забирают пальто. Главный герой бросается к руководству за поддержкой, однако, получив полный выговор, уходит. Старое пальто никак не помогает Акакию Акакиевичу от лютого мороза, он тяжело заболевает и вскоре умирает. После его смерти некий призрак преследует прохожих, снимает пальто. Казалось, ничто не могло успокоить обезумевшее привидение. Так продолжается до тех пор, пока умерший не встречает человека, сыгравшего решающую роль в жизни Акакия Акакиевича. Только после этого призрак умиротворяется.

Четвертый сюжет сборника «Петербургских повестей» — «Портрет».

Эта история — эталон взаимоотношений дьявола и художника. Бедный художник Чартков от случая к случаю покупает портрет некоего упавшего азиатки. Посреди ночи из рамы выходит старик, изображенный на купленной картине, с деньгами, а главному герою повезло, что он схватил пачку денег. Утром 1000
червонцев. Жизнь Черткова стала налаживаться, успехи ему во всем сопутствовали, но характер его оставлял желать лучшего. Исчезает дар искусного артистизма, Чертков, не понимая, что с ним происходит, теряет голову и умирает. Спустя какое-то время выясняется, что источником всех проблем был сам портрет, а точнее изображенный на нем старик. Как оказалось, он был неразрывно связан с потусторонними силами. Идея рассказа связана с тем, что власть денег безжалостно убивает все, что только может быть положительным в одном человеке.

Пятый сюжет «Петербургских повестей» — «Записки сумасшедшего».

Изложение рассказа представлено в виде заметок в дневнике героя Поприщина Аксентий Ивановича. По мнению многих рецензентов, имя Аксентий Ивановича было явным доказательством того, что любой сумасшедший ищет свое «поле». При описании основных событий читатели наблюдают, как со временем героя поглощает безумие, повседневная жизнь становится чуждой. Автор «Петербургских рассказов» указывает на обычаи и образ жизни людей разных слоев общества, разоблачает моральную несправедливость и предрассудки.

Посыл

В образе Акакия Акакиевича присутствует образ маленького человечка, униженного и оскорбленного беспощадной судьбой. Гоголевский герой пожертвовал собой: он не занимается личным развитием, не выполняет своих желаний, а занимается только переписыванием документов. Все его мысли сосредоточены на служении. Жертвуя собой, он ничего не получил. В образе Башмачкина Гоголь рисует образ маленького человечка, который не умеет брать на себя ответственность за благополучие своей жизни: любой может его обидеть, но он даже не пытается защищаться.

Очень короткие рассказы Петербурга

Главные герои

Петербург

Так что В.И. Шенрок дал такое название сборнику не по прихоти, а потому, что действие всех этих рассказов Николая Васильевича происходит в Санкт-Петербурге. Более того, город не только является фоном для описываемых событий, но и, кажется, становится одним из главных героев. И это не случайно.

Рисунок к рассказу солдатская шинель
Колокольня Владимирского собора

Детство и юность Николая Гоголя прошли в Малороссии, а столица Российской Империи — Санкт-Петербург — такой далекой и соблазнительной, он всегда видел красивое, яркое, изящное. Однако, когда Гоголь приехал в Петербург в 1828 году, город открылся ему не только своей праздничной стороной, но и повседневным, непривлекательным лицом. Наряду с сияющим Невским проспектом были маленькие улочки, грязные тупики и темные зловонные колодцы. А по соседству с богатыми горожанами терлись бедные. Кроме того, не только открыто нищие и нищие, но и мелкие бюрократы, служащие, рабочие, ремесленники: все они жили во много, во много раз беднее дворян, помещиков и крупных купцов и составляли основную часть населения города.

Маленький человек

И именно эти «человечки» стали главными героями «Петербургских сказок». Гоголь знал тех, о ком писал. В какой-то степени он относил себя к этой категории, а также видел таких персонажей в изобилии, работая чиновником на государственной службе. Кто такой «человечек»? Он застенчивый, неуверенный в себе, неспособный избежать череды неприятностей, бедности, неудач. Он постоянно страдает от унижений со стороны начальства, самых успешных коллег и вообще всех, кто стоит выше его по социальной лестнице. Их шутки, издевательства, халатность ранили этих героев, заставляя их еще больше замкнуться в себе, потерять надежду, потерять веру в себя, в справедливость и в жизнь в целом.

Рисунок к рассказу солдатская шинель

В результате герои Гоголя сходят с ума, кончают жизнь самоубийством или умирают — тихо и незаметно, как и жили. Никто даже не замечает, что их нет. А интеллигентный и светлый Петербург продолжает жить парадной жизнью…

Нет сомнения, что весь этот цикл — протест Гоголя против трагического беспорядка жизни и против тех, кто так поступил: жестокого, несправедливого, бесчеловечного.

«Невский проспект»

Рассказ о бедном художнике Пискарёве. Однажды артист с другом гуляли по Невскому проспекту и увидели привлекательную брюнетку. Он последовал за дамой, желая встретиться с ней, но вскоре понял, что она в борделе, а молодая женщина, которая ему нравилась, была жрицей любви, хотя ей было всего 17 лет. Осознав это, художник быстро вышел на пенсию. Разочарованный, он вернулся домой и в ту же ночь увидел во сне любимую. Там все было совсем по-другому: вместе они прибыли на бал, где девушка объяснила, что все, что она видела, неправда и что она должна раскрыть тайну Пискарёву…

Иллюстрация Дмитрия Кардовского (1904)
«Невский проспект». Иллюстрация Дмитрия Кардовского (1904)

Утром мужчина понял, что это всего лишь сон, но настолько красивый, что начал принимать опиум, чтобы как можно чаще возвращаться к этим видениям. В конце концов измученный художник действительно решил предложить девушке свою руку и сердце, убедить ее отказаться от позорной профессии, выйти за него замуж и честно жить жизнью работы и любви. Однако очаровательная брюнетка даже не послушала его, объяснив, что не хочет быть ни прачкой, ни швеей, ни служанкой. В отчаянии Пискарев покончил жизнь самоубийством.

Его друг Пирогов, который в тот же день решил ударить блондинку, получил наручники от мужа той же блондинки, но решил не сердиться на это и в тот же вечер весело потанцевал.

«Портрет»

Молодой и бедный чартковский художник получит необычный мужской портрет. Изображение привлекло его тем, что глаза мужчины выглядят живыми. Вскоре начинают происходить странные вещи: Чарткову снится сон, в котором старик трясет перед собой деньги с портрета, а художник крадет сверток, а утром он обнаруживает этот же сверток в рамке картины и с с помощью этих денег он оплачивает долги за квартиру.

Рисунок к рассказу солдатская шинель
Облик старика в Чарткове в иллюстрациях Алексея Кравченко

С тех пор начинается совсем другая жизнь: с деньгами у Чарткова нет проблем, но его картины получаются откровенно плохими, механическими, поверхностными. Завидующий «настоящим художникам» Чартков вскоре сходит с ума и умирает. Однако на этом история не заканчивается. Читателю открывается история появления того самого портрета, который разрушил жизнь Чарткова. И здесь не обошлось без нечисти…

«Нос»

Сюжет этой истории весьма нетривиален: однажды коллежский советник Ковалев теряет нос, а его парикмахер находит этот нос. Далее следует ироничное описание автора, как первый герой безуспешно ищет свой нос, а второй столь же неудачно от него избавляется.

Рисунок к рассказу солдатская шинель
«Нос». Иллюстрация Геннадия Спирина

На первый взгляд это произведение может показаться забавным фэнтези. Но если между строк прочитать сообщение автора, становится ясно, что Н. Гоголь в образе потерянного носа показывает нам, как внешний образ, под которым нет особого содержания, предшествует самому человеку. А сам герой, внезапно потеряв имидж, не может даже пойти на службу, так как без внешней оболочки он никто. Гоголь издевается над обществом, в котором ранги ценятся выше людей.

«Шинель»

Герой этой истории, наверное, самый яркий и типичный пример «маленького человека». Акакий Акакиевич Башмачкин — действительный советник Санкт-Петербурга. Он очень прилежный, честный человек, но поскольку его единственная обязанность — переписывать карты, на службе его не особо уважают и постоянно высмеивают, поэтому он может только воскликнуть: «Оставьте меня, почему вы меня обижаете?» .. Однажды Башмачкин замечает, что его пальто полностью изношено, и начинает копить на новое.

Иллюстрации Кукрыниксов к истории
Иллюстрации Кукрыниксов к рассказу «Шинель»

Поскольку зарплата у него низкая, мужчине приходится экономить на самом необходимом, чтобы накопить нужную сумму. Когда ему это удается и, наконец, он сшивает новое пальто, его крадут в первую ночь. Судебный пристав посоветовал потерпевшему обратиться к «значительному человеку», но тот даже не послушал несовершеннолетнего офицера, накричал на него и выгнал. От такой несправедливости Башмачкин заболевает и вскоре умирает. И с тех пор на улицах столицы появилось привидение, снявшее шубы с богатых и высокопоставленных людей.

Нос

Советник Ковалев проснулся утром и обнаружил, что с его лица исчез нос. Попытки разместить в газетах объявления о пропаже ни к чему не привели, даже судебный пристав не обратил внимания на его заявление. Печально блуждая по улице, Ковалев видит, что его нос идет в дорогом пальто. Напуганный нелепой ситуацией, мужчина уговаривает свой нос вернуться на законное место, но делает вид, что не понимает, что это такое. Еще пара дней отчаянных и безуспешных попыток Ковалева вернуть себе нос. В одно доброе утро мужчина просыпается и понимает, что его нос снова оказывается на его лице. (Кроме того)

Картинка или рисунок Петербургские повести

Четвертый сюжет сборника «Петербургских повестей» — «Портрет»

Эта история — эталон взаимоотношений дьявола и художника. Бедный художник Чартков иногда покупает портрет некоего упавшего азиатки. Посреди ночи из рамы выходит старик, изображенный на купленной картине, с деньгами, а главному герою повезло, что он схватил пачку денег. Утром в кадре портрета появляется 1000 дукатов.
Жизнь Черткова стала налаживаться, успехи ему во всем сопутствовали, но характер его оставлял желать лучшего. Пропадает дар искусного артистизма, Чертков, не зная, что с ним происходит, теряет голову и умирает. Спустя какое-то время выясняется, что источником всех проблем был сам портрет, а точнее изображенный на нем старик. Как оказалось, он был неразрывно связан с потусторонними силами.
Идея рассказа связана с тем, что власть денег безжалостно убивает все, что только может быть положительным в одном человеке.

Гоголь. Все произведения

  • Накануне Ивана Купала
  • Вечера на хуторе у Диканьки
  • Вий
  • Девяносто третий год
  • Свадьба
  • Заколдованное место
  • Дневник безумца
  • Иван Федорович Шпонька с тётей
  • Игроки
  • История создания комедии Ревизор
  • История создания повести Тараса Бульбы
  • История создания поэмы Мертвые души
  • Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Бродяга
  • Король удивлен
  • Майская ночь или утонувшая женщина
  • Мертвые души
  • Мертвые души по главам
  • Миргород
  • Невский проспект
  • Нос
  • Канун Рождества
  • Истории Петербурга
  • Сказка о капитане Копейкине
  • Портрет
  • Пропавшее письмо
  • Аудитор
  • Рим
  • Сорочинская ярмарка
  • Землевладельцы Старого Света
  • Ужасная месть
  • Тарас Бульба
  • Пальто

Источники

  • https://zaryad-nn.ru/pereskazy/gogol-peterburgskie-povesti-kratkoe-soderzhanie.html
  • https://briefly.ru/gogol/peterburgskie_povesti/
  • https://blmb.ru/peterburgskie-povesti-kratkoe-soderzhanie/
  • https://MyBagazh.ru/pereskazy/gogol-peterburgskie-povesti-kratkoe-soderzhanie.html
  • https://LifeFor2day.ru/soderzhanie/peterburgskie-povesti-kratkoe.html
  • https://MakingBook.ru/kratko/nevskij-prospekt-gogol.html
  • https://school1208.ru/raznoe/peterburgskie-povesti.html
  • https://chinese-language.ru/kratkij-pereskaz/peterburgskie-povesti-kratkoe-soderzhanie.html
  • https://5elementum.ru/human/peterburgskie-povesti/
  • https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/nikolaj-gogol-kratko/peterburgskie-povesti
  • https://cliventa.ru/kratkij-pereskaz/kratkij-peterburgskie-povesti.html

  • Рисунок к рассказу тимур и его команда
  • Рисунок к рассказу паустовского барсучий нос
  • Рисунок к рассказу необыкновенные приключения карика и вали
  • Рисунок к рассказу котенок 2 класс для ребенка
  • Рисунок к рассказу мертвая царевна и семь богатырей