Рисунок к рассказу сочинение

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 224-225смотрите также:ответы на вопросы учебника к рассказу и. тургенева

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 224-225

Смотрите также:

Ответы на вопросы учебника к рассказу И. Тургенева «Муму».

Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму». Против чего он направлен».

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации к рассказу в учебнике. Чем они интересны? Подготовьте и вы иллюстрацию или описание рисунка к рассказу.

В учебнике мы видим пять иллюстраций разных художников.

Первая — это картина Трутовского «Благодетельница». На ней показана типичная барыня в окружении приживалок. Мы видим, как они лебезят перед барыней.

Вторая — иллюстрация Боклевского. На ней показан дворник Герасим, у ног которого вьётся собачка. Эта иллюстрация интересна тем, как художник изобразил Герасима — высокого, могучего и серьёзного.

Третья — иллюстрация Пчелко. На ней показана встреча барыни и Муму. Она интересна изображением барыни, сухой властной старухи, которую окружили раскрывшие рты приживалки.

Четвёртая — иллюстрация Бойма. На ней показана сцена прощания Герасима в трактире. Она интересна трогательным печальным выражением лица Герасима.

Пятая и последняя иллюстрация — художника Табурина. На ней показан Герасим в лодке, готовый утопить Муму. Выражение его лица почти грозное, он испытывает необычайное душевное волнение.

Описание рисунка к рассказу «Муму»

Я бы хотела нарисовать тот самый момент, когда Герасим спас собачку из реки.

Он шёл вдоль берега и увидел возле берега маленькую собачонку, чёрную с белыми пятнами. Она беспомощно барахталась в воде, не имея сил выбраться на берег. Собачка была мокрая и жалкая.

Герасим протягивает к ней руки, а собачка доверчиво даёт себя взять.

Творческое задание

Почему Герасим ушёл в деревню? Что хотел сказать читателям Тургенев (выразить сочувствие, протест против своеволия помещиков, силу характера и чувство достоинства героя)? Подготовьте рассуждение на эту тему.

Рассуждение на тему «Почему Герасим ушёл в деревню», 5 класс

Герой рассказа Тургенева «Муму» дворник Герасим вырос в деревне. Он был крепостным и слово барыни для него всегда было законом. Он даже не мог представить себе, как можно ослушаться приказа барыни, пока не встретил Муму.

Герасим трогательно привязался к маленькой собачке, полюбил её всей своей богатырской крестьянской душой. И первое непослушание он проявил как раз из-за Муму. Барыня потребовала, чтобы собачки не было в доме, и тогда Герасим стал прятать её в своей каморке, зажимая ей пасть, чтобы Муму не лаяла.

Это уже был маленький подвиг, ведь Герасим ослушался барыню.

Но та не унималась и потребовала уничтожить собаку. Герасим пообещал это сделать сам и, простившись, утопил свою любовь.

В его сердце всё перевернулось. Он не смог оставаться в доме, в котором всё напоминало ему о Муму, и ушёл в деревню. Ушёл тайно, ничего никому не сказав.

Это был его маленький протест, маленький бунт, единственное проявление свободомыслия, на которое он отважился. Он шёл «с несокрушимой отвагой, с отчаянной и радостной решимостью», и в этих словах автора мы видим всю глубину чувств, которые переполняли Герасима.

Он не просто убежал, он почти освободился. А освободившись, ощутил радость и пьянящее чувство свободы. Он наконец-то ощутил себя человеком, достойным уважения, достойным иметь своё мнение и не бояться его высказывать.

Я считаю, что поступок Герасима был прежде всего протестом против своеволия помещиков. А осмелившись на протест, Герасим обрёл и чувство собственного достоинства.

Фонохрестоматия

1. Как актёр читает первые строки повести, рассказывающие о старом доме с покосившимися балконами и о судьбе её хозяйки? Что он хочет сказать о судьбе старой барыни? Соответствует ли музыка, сопровождающая чтение, характеру повествования?

Актёр читает эти строки спокойно, тихо, без сочувствия. Он просто рассказывает о старости, которая настигла барыню, о том, что она осталась одна, и доживала свои дни в скуке. Барыня не знала радости в жизни и поэтому не любила людей.

Эти строки сопровождает тихая, патриархальная, грустная мелодия. Она соответствует характеру повествования.

2. Как меняется интонация актёра, когда он рассказывает о Герасиме? Как актёр передаёт отношение автора к герою произведения?

Про Герасима актёр рассказывает доверительно, выделяя слова, которые передают отношение автора к герою.

3. Какие новые краски, тона находит чтец для того, чтобы передать нам душевное состояние Герасима, ухаживающего за щенком?

Герасим трогательно заботиться за щенком, и актёр передаёт это мягким голосом, почти нежным. Это относится и к заботам Герасима, и к описанию щенка. Говоря о смехе Герасима, актёр сам смеётся.

4. Каково отношение автора и актёра к приживалкам? Как это выражено в чтении актёра?

Автор жалеет приживалок, ведь они такие же подневольные люди, которые боятся рассердить барыню неудачным словом.

Актёр показывает, как робко приживалка мямлит в ответ на вопрос барыни о собаке, заикается. Они заискивают перед барыней и восклицают «Ах!»

AVvXsEgS2XSEPjFHLifyvWNGNhd2mQmLUGeOssA6Qz49r4o3GShGqc8OYR0saZ q1BC dvR0znTeBVxpmqIv cVS3KTDO6RC6a3nFYyBlsbVmljGW9TSmfTuSTuvqhXZMg5PzvMRrIOG3F3qhDNwT6cceOhReXhWy ScM80CT8nZ5NFF5POp0tSvEdhwJP mlw=w400 h300

Литературное чтение / Бойкина / Оглавление

• Запиши фамилии авторов и названия их произведений, которые ты поместил бы на выставку по теме раздела.

Писатель / Произведение
А.С. Пушкин / «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
А.П. Чехов / «Мальчики», «Каштанка»
П.П. Ершов / «Конёк-горбунок»
М.Ю. Лермонтов / «Ашик-Кериб»
Л.Н. Толстой / «Детство. Отрочество»
С.Т. Аксаков / «Аленький цветочек»

П. П. Ершов. Конёк-горбунок

• Найди в сказке и выпиши: присказку, зачин, сказочных героев, троекратные повторы.
Присказка: Зачинается рассказ от Ивановых проказ, и от сивка, и от бурка, и от вещего каурка. Зачин: За горами, за лесами, за широкими морями, против неба — на земле жил старик в одном селе. Сказочные герои: Иван-дурак, конек-горбунок, царь, жар-птица. Троекратные повторы: братья три раза ходят в дозор, выполнение трех заданий царя, Иван трижды обращается за помощью Конька-горбунка, Иван нырял в три котла.

• Определи и запиши, где ты будешь искать определения устаревших слов.
Определения устаревших слов можно найти в толковом словаре, интернете, в энциклопедии «Википедия».

• Чем схожи характеры старших братьев? Чем отличается от них Иван? Опиши его характер, используя слова: справедливый, добрый, ленивый, честный, отважный, веселый.
Характеры старших братьев схожи следующими чертами: они ленивы, глупы, жадны, способны на обман. Иван отличается от них такими чертами характера: честность, простота, наивность, искренность, простодушие, доброта, отвага, щедрость, ответственность, сообразительность.

• Перескажи сказку от лица Ивана. Сначала составь план.
План пересказа: 1. Как я заполучил коней и конька-горбунка; 2. Братья решили продать моих коней; 3. Я подобрал перо жар-птицы; 4. Меня приняли на службу во дворец; 5. Мой поход за жар-птицей; 6. Мой поход за Царь-девицей; 7. Мой поход за перстнем; 8. Мое купание в трех котлах.

• Прочитай фрагмент сказки «Конёк-горбунок», в котором рассказывается о рыбе-кит. Придумай свою сказку про рыбу-кит. Сначала запиши все моменты, на которых ты хотел бы подробнее остановиться и составь план. Заказать ответ.

А. С. Пушкин. Унылая пора! Очей очарованье!..

• Какие чувства вызывает у тебя стихотворение Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»?
Стихотворение Пушкина вызывает чувство восхищения красотой осенней природы, а также чувство тоски по этой увядающей красоте в преддверии зимы.

• Какие средства художественной выразительности отбирает Пушкин для создания картины осени? Запиши.
Средства художественной выразительности: эпитеты (унылая пора, прощальная, пышное увяданье, в золото одетые леса, свежее дыханье, волнистая мгла, редкий луч солнца, первые морозы, седая зима), метафоры (пышное природы увяданье, прощальная краса, очей очарованье, в багрец и золото одетые леса, отдаленные седой зимы угрозы).

• Рассмотри репродукции картин В. Поленова «Золотая осень» и И. Левитана «Вечерний звон». Какие выразительные средства (цвет, свет и др.) используют художники, изображая осень? Запиши.
В. Поленов использует яркие золотистые, желтые цвета. И. Левитан использует темно-зеленые, светло-зеленые, коричневые цвета. Обе картины полны света.

• Какая из картин больше соответствует стихотворению Пушкина?
Картина В. Поленова «Золотая осень» больше соответствует стихотворению Пушкина, т.к. в ней есть и золото, и багрец лесов, и мгла волнистая небес, и редкий луч солнца — очей очарованье, пышное увядание природы.

• Составь план рассказа по этой картине.
План описания картины В. Поленова: 1) Автор и название картины (В. Поленов); 2) Общая композиция (на ней изображено …); 3) Передний план картины (на первом плане изображен лес); 4) Задний план картины (на заднем плане — река и берег); 5) Общее впечатление (красота осеннего леса, увядание природы); 6) Вывод (мастерство художника в изображении русской природы).

Сказки А. С. Пушкина

• Угадай, какая сказка изображена на рисунках.
На рисунке изображена «Сказка о попе и о работнике его Балде».

• Напиши аннотацию к этой сказке. Укажи имя автора, название произведения, главных героев, основные события.
Сказка А.С. Пушкина «О попе и о работнике его Балде» рассказывает о том, как жадный Поп взял на работу Балду. В итоге Поп не захотел платить работнику и решил избавиться от него. Он дал Балде невыполнимое задание — собрать оброк с чертей. Но Балда оказался находчивым и хитрым, он выполнил задание и взял с Попа свою плату.

• Составь с другом диалог на тему «Что для меня значат сказки А. С. Пушкина». Запиши его.
— Моя любимая сказка Пушкина — «О царе Салтане». А твоя?
— Моей самой любимой сказкой всегда была «Сказка о рыбаке и рыбке».
— Что для тебя значат сказки Пушкина?
— Для меня сказки Пушкина значат очень много. Они показывают нам, что такое добро, а что — зло. И учат нас, как быть хорошим человеком. Кроме того они написаны красивым стихотворным слогом. А что значат сказки Пушкина для тебя?
— Для меня они тоже много значат. Они учат нас быть честными, не жить за чужой счет, быть трудолюбивыми и щедрым. Кроме того, они написаны легким и понятным языком. Их интересно читать.
— Да. Пушкин — великий поэт.

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

• Восстанови последовательность событий в сказке.
Правильная последовательность событий в сказке «О мёртвой царевне и о семи богатырях»: 1. Ожидание царицы и возвращение царя; 2. Свадьба царя; 3. Волшебное зеркальце царицы; 4. Чернавка выполнила наказ царицы; 5. Чернавка и царевна в лесу; 6. В доме у богатырей; 7. Смерть царевны; 8. Поиски царевны королевичем Елисеем; 9. Свадьба королевича Елисея и царевны.

• Дополни план, запиши его. Перескажи одну часть.
Дополненный план сказки: 1) Рождение царевны; 2) Ожидание царицы и возвращение царя; 3) Смерть царицы; 4) Свадьба царя; 5) Волшебное зеркальце царицы; 6) Зависть царицы к падчерице; 7) Чернавка выполнила наказ царицы; 8) Чернавка и царевна в лесу; 9) Исчезновение царевны; 10) В доме у богатырей; 11) Царица узнает правду; 12) Царица решает навестить царевну; 13) Смерть царевны; 14) Поиски царевны королевичем Елисеем; 15) Воскрешение царевны; 16) Свадьба королевича Елисея и царевны.
Пересказать можно часть о поисках царевны королевичем Елисеем. Жених царевны ищет ее по всему свету, но нигде не находит пропавшую невесту. Наконец он спрашивает о ней у тех, кто видит все — у солнца, месяца и ветра. Солнце и месяц ничего не знают о судьбе царевны; и лишь ветер, вечный странник, рассказывает королевичу Елисею о горной пещере, в которой на шести цепях висит хрустальный гроб, где лежит невеста. Опечаленный королевич идет к горе, чтобы еще раз взглянуть на свою невесту.

• Рассмотри обложки книг. Знакомы ли тебе эти сказки? Что в них общего? Запиши.
Мне знакомы все эти сказки. В сказках «Спящая красавица», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» много общего: в них присутствует прекрасная царевна, которая в результате отравления погружается в глубокий сон, от которого ее спасает прекрасный принц. Кроме того у Белоснежки и царевны из сказки Пушкина есть злая мачеха, мечтающая избавиться от падчерицы, и друзья в образе гномов и семи богатырей.

• Составь и запиши аннотацию к сказке «Белоснежка и семь гномов».
Сказка о Белоснежке, жившей в замке со злой мачехой-королевой, которая очень гордилась своей красотой. Узнав от волшебного зеркальца, что Белоснежка стала самой прекрасной девушкой на свете, завистница решила погубить падчерицу. Но девушка не погибла в лесу, а наоборот, встретила там настоящих друзей — семерых гномов.

• Сравни «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказку «Белоснежка и семь гномов». Данные сравнения занеси в таблицу:

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Автор: А. С. Пушкин.
Главные герои: царевна, царица-мачеха, королевич Елисей, семь богатырей.
Главная мысль: чистое и доброе сердце всегда будет выше несправедливости и лжи; внутренняя красота важнее красоты внешней; добро всегда побеждает зло; любовь преодолевает все трудности.
Основные события: смерть матери, зависть и козни злой мачехи, жизнь в доме семи богатырей, смерть от отравленного яблока, воскрешение царевны, смерть мачехи, свадьба царевны и Елисея.
Волшебные помощники: зеркало.
Окончание сказки: смерть злой мачехи, свадьба царевны и принца; торжество добра над злом.

«Белоснежка и семь гномов»

Автор: Шарль Перро.
Главные герои: царевна-Белоснежка, мачеха, семь гномов.
Главная мысль: чистое и доброе сердце всегда будет выше несправедливости и лжи; внутренняя красота важнее красоты внешней; добро всегда побеждает зло.
Основные события: смерть матери, зависть и козни злой мачехи, жизнь у семи гномов, смерть от отравленного яблока, воскрешение, смерть злой мачехи, свадьба с принцем.
Волшебные помощники: зеркало.
Окончание сказки: смерть злой мачехи, свадьба Белоснежки и принца; торжество добра над злом.

М. Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб

• Перечитай фрагмент сказки Лермонтова «Ашик-Кериб». Подчеркни слова, которые помогут составить рассказ о герое этого произведения.
Подчеркните слова: в Тифлизе бедный Ашик-Кериб, ничего, кроме высокого сердца и дара песен, ходил по свадьбам увеселять богатых и счастливых, увидел Магуль-Мегери, они полюбили друг друга, мало надежды у бедного Ашик-Кериба.

• Составь продолжение своего рассказа об Ашик-Керибе, используя вопросы. Кто сделал Ашик-Кериба богатым? Зачем Магуль-Мегери пригласила к себе купца и что ему говорила? Кто и в каком городе назвался хозяином блюда? Кто первым узнал Ашик-Кериба?
Богатым Ашик-Кериба сделало его искусство петь (он много заработал во дворце паши). Магуль-Мегери пригласила к себе купца и велела ему показывать в городах, где он торговал, ее золотое блюдо. В городе Халафе хозяином блюда назвался Ашик-Кериб. Первым узнал Ашик-Кериба купец, которому Магуль-Мегери отдала свое блюдо.

• Почему люди уважали Ашик-Кериба? Какие черты его характера и поступки тебе запомнились? Запиши.
Люди уважали Ашик-Кериба за его талант, честность и доброе сердце. Он ходил по дворам, веселил и радовал народ, он сам выбирал, где ему показывать свое мастерство для кого петь. Он мог жениться на Магуль-Мегери и жить в достатке на деньги жены, но Ашик-Кериб отказался от денег Магуль-Мегери и решил самостоятельно заработать на свадьбу и на будущую семейную жизнь.

• Восстанови последовательность событий.
Правильная последовательность событий в сказке «Ашик- Кериб»: 1) Первая встреча с Магуль-Мегери; 2) Зарок Ашик-Кериба; 3) Отъезд Ашик-Кериба; 4) Ложь Куршуд-бека; 5) Знакомство с Пашой; 6) Наказ Магуль-Мегери купцу; 7) Чудесный помощник Ашик-Кериба; 8) Ашик-Кериб возвращается домой; 9) Ашик-Кериб в доме Магуль-Мегери.

• Составь отзыв на произведение Лермонтова «Ашик-Кериб» по плану. Запиши его.
Имя главного героя — Ашик-Кериб. Это был красивый молодой человек. Люди уважали Ашик-Кериба за его талант, честность и доброе сердце. Он жил в городе Тифлисе и зарабатывал на жизнь пением. Однажды Ашик-Кериб влюбился в дочь богатого купца — Магуль-Мегери. Он мог жениться на Магуль-Мегери и жить в достатке на деньги жены, но Ашик-Кериб отказался от денег Магуль-Мегери и решил самостоятельно заработать на свадьбу и на будущую семейную жизнь. Он пообещал Магуль-Мегери, что вернется за ней сразу, как только разбогатеет. В результате обмана Куршуд-Бека Ашика-Кериба сочли погибшим. Он долго скитался, но однажды его пение услышал великий паша, который и забрал его к себе во дворец. Ашик-Кериб неожиданно разбогател и позабыл о своем обещании. Магуль-Мегери, видя, что отпущенный срок подходит к концу, пригласила к себе купца и велела ему показывать в городах, где он торговал, золотое блюдо. В городе Халафе Ашик-Кериб увидел блюдо, вспомнил о своей любимой и засобирался в путь. Но, он понимал, что не успеет к назначенному сроку. В отчаянии он захотел сброситься со скалы, но внезапно появившийся всадник на белом коне помог ему добраться до Тифлиса за одну минуту. Магуль-Мегери уже готовилась выйти замуж за нелюбимого. Ашик-Кериб взял свой сааз и отправился на свадьбу любимой. Там он начал играть и петь, и Магуль-Мегери сразу же узнала любимого. Куршуд-Беку быстро сосватали новую невесту — сестру Ашика. Так, все остались довольными и счастливыми. Все действия, которые предпринял Ашик-Кериб для решения проблемы (быстрое возвращение в Тифлиз, обретение старого сааза, игра на свадьбе своей любимой), помогают ему выполнить обещание и достичь желаемого.

Л. Н. Толстой

• Самостоятельно составь рассказ о жизни и творчестве Л.Н. Толстого. Используй тексты учебника, материалы из Интернета и энциклопедии. Запиши его план.
План: 1) Происхождение; 2) Детство; 3) Образование; 4) Начало литературной деятельности; 5) Военная служба; 6) Путешествия по Европе; 7) Педагогическая и общественная деятельность; 8) Расцвет творчества и основные произведения; 9) Отлучение от церкви; 10) Смерть; 11) Мировое признание; 12) Значение и влияние творчества.

Л. Н. Толстой. Как мужик убрал камень

• Как ты думаешь, в чём заключается главная мысль басни Толстого? Запиши.
Главная мысль басни Толстого: самую сложную проблему можно решить простым способом.

• Отметь, какие из пословиц отражают главную мысль басни.
Отметьте пословицы: Чтобы рубить метко, нужна сметка; Нужен не только учёный, но и смышлёный; Истинное знание не бросается в глаза.

• Самостоятельно составь рассказ, используя одну из пословиц. Скачать ответ.

А. П. Чехов. Мальчики

• Выпиши из текста произведения устаревшие слова. Объясни их значения.
Устаревшие слова: розвальни (сани), сени (коридор деревенской избы), башлык (шерстяная накидка в виде капюшона с длинными концами), передняя (первая комната при входе в дом, прихожая), пожалуйте (вежливое приглашение зайти), кучер (тот, кто правит запряженными в сани лошадьми), верста (старая русская мера длины, равная 1,067 км), сочельник (канун церковного праздника рождества), людская (помещение для прислуги), флигель (пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания), приказчик (служащий в имении, управлявший помещичьим хозяйством), урядник (чин в полиции в дореволюционной России).

• Расскажи о семье Королёвых. Как родители и дети относятся друг к другу? Выпиши примеры из текста.
В семье Королевых все очень внимательно, с большой любовью относились друг к другу. «Семья Королевых, с часу на час поджидавшая Володю, бросилась к окнам. Мать и тетка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сестры подняли визг, двери скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю…»

• Изменилось ли отношение Володи к семье после побега? Запиши своё мнение.
После побега отношение Володи к семье изменилось, он вдруг понял, как сильно привязан к матери, отцу, сестрам, и как они его любят, с каким вниманием и нежностью заботятся о нем.

• Почему герои решились на побег? Ответь на вопрос в учебнике (с. 134 № 5) и запиши своё мнение.
Герои решились на побег, потому что хотели приключений. Они мечтали стать богатыми и знаменитыми путешественниками. Они были глупыми и самонадеянными, мало знали и плохо представляли трудности пути. Мальчики хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми.

• Как автор относится к поступку мальчиков? Запиши своё мнение.
Автор смеется над мальчиками, их самоуверенностью и наивностью. Он также осуждает их за то, что они доставили своим близким много неприятностей и огорчения, заставили их поволноваться.

• Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Придумай свой рассказ на эту тему, запиши его план. Дай ему название.
Со мной такого не случалось. План рассказа «Побег из дома»: 1. Обида на родителей; 2. Побег; 3. Чужой район; 4. Ночь на улице; 5. Раскаяние; 6. Возвращение домой; 7. Примирение с родителями.

Проверим себя и оценим свои достижения

• Ты прочитал произведения раздела «Чудесный мир классики». Что ты узнал нового, чему научился, а что вызывает у тебя трудности? Я могу:
(вариант выполнения) + восстановить последовательность событий по опорным словам и предложениям, иллюстрациям; + составить план произведения; — сравнить начало и конец сказки; + кратко рассказать о событиях произведения на основе иллюстрации или репродукции картины; + назвать постоянно используемые слова и выражения; — рассказать о герое произведения, сравнить его с другими героями.

• Прочитай описания героев. Угадай, о ком идёт речь. Запиши.
…Все бока его изрыты, частоколы в рёбра вбиты, на хвосте сыр-бор шумит, на спине село стоит. Рыба-кит.
…Все красавцы удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор. 33 богатыря.
…Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!.. Какие пёрышки! какой носок!.. Ведь ты б у нас была царь-птица! Ворона.
…Худ, смугл, покрыт веснушками… глаза узенькие, губы толстые, вообще был очень некрасив. Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся. Чечевицын.

• Рассмотри иллюстрации. О какой сказке идёт речь? Напиши её название, составь на неё отзыв.
Это иллюстрации к произведению А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке». В сказке рассказывается про царя Додона, на чьи земли часто делали набеги враги. Мудрец-звездочет делает ему подарок — золотого петушка, который будет оповещать царя о нападении врагов. Взамен царь обещает ему выполнить любое желание. Когда царь решил жениться, появился мудрец и напомнил про долг. Тогда царь, чтобы не платить долг, убил мудреца. Возмездие приходит в виде золотого петушка. В сказке содержится намек для добрых молодцев: не гонись за призрачной красотой, держи данное слово, чего тебе это ни стоило.

• Рассмотри иллюстрации. О каком рассказе идёт речь? Запиши его название и восстанови последовательность событий.
Это рисунки к рассказу А. П. Чехова «Мальчики». Правильная последовательность событий: 1) Приезд (Володю встречает семья, он знакомит их с Чечевициным); 2) Мальчики изучают карту; 3) Чечевицин, уговаривая Володю отправиться в путь, хвалил Америку и рычал как тигр; 4) Мальчики вернулись обратно.

• Выбери любую часть рассказа. Составь её план.
Выберите один из вариантов ответа.
Вариант 1. План к части рассказа Чехова — приезд мальчиков: 1) Ожидание; 2) Встреча; 3) Знакомство с товарищем Володи; 4) Теплый прием гостя.
Вариант 2. План к части рассказа Чехова — побег мальчиков: 1) Подготовка; 2) Грандиозные планы; 3) Сомнения Володи; 4) Чечевицин уговаривает Володю; 5) Мальчики пропали.

• Вспомни русскую народную волшебную сказку, которая тебе нравится. Запиши её название и составь план.
Выберите один из вариантов ответа.
Вариант 1. План сказки «Царевна-лягушка»: 1) Три сына; 2) Поиск невест; 3) Лягушка; 4) Испытания невесток; 5) Подлый поступок Ивана; 6) Поиски; 7) Встреча се Бабой-Ягой; 8) Сражение со Змеем Горынычём; 9) Возвращение домой; 10. Свадьба.
Вариант 2. План сказки «Морозко»: 1) Мачеха, ее дочка и падчерица; 2) Мачеха отсылает падчерицу в лес; 3) Одна в лесу; 4) Встреча с Морозом; 5) Мороз одаривает девушку; 6) Возвращение падчерицы домой; 7) Зависть мачехи; 8. Мачеха отправляет родную дочь в лес; 9) Мороз замораживает невоспитанную девушку; 10) Горе мачехи.

• Прочитай план сказки «Ашик-Кериб» на с. 32. Выдели и запиши, что в сюжетах русской народной волшебной сказки и сказки Лермонтова является общим и различным.
Общим: наличие волшебных предметов и персонажей, троекратное повторение действий и заклинаний, существование двух миров (фантастического и реального).
Различным: все персонажи придуманы автором, их нет в народных творениях, сюжет сложен, много сюжетных линий, излагается история красивым стилизованным под восточные сказания языком.

Не нашли ответ? Отправьте любое домашнее задание и получите готовый ответ на e-mail в сжатые сроки!

Сделать заказ

Великий русский классик Н. В. Гоголь, хоть и являлся очень верующим человеком, но было у него некое пристрастие к написанию рассказов про всякие дела «нечистых» — страшилки, которые любили рассказывать вечером старые люди на хуторе, под лучину или возле костра, да так, чтобы потом все, кто их слушал, и стар, и млад, содрогались от ужаса.

Такие истории в огромном количестве знал Гоголь. «Заколдованное место» (краткое содержание этого произведения будет представлено немного ниже) — одно из подобных произведений. Оно входит в цикл рассказов двухтомника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Этот был впервые напечатан в 1832 году во втором томе.

Гоголь, «Заколдованное место». Герои и сюжет

Старый дед Фома еще тем был рассказчиком, и все к нему приставали: расскажи да расскажи. Отвязаться невозможно было от них. И вот начал он свой очередной рассказ с того, что если захочет дьявольская сила кого-нибудь обморочить, то обязательно это сделает. Когда он был еще мальчишкой лет одиннадцати, отец, прихватив с собой трехлетнего его брата, отправился в Крым торговать табаком. Жить на баштане (поле с арбузами, дынями и разными овощами) оставались дед, мать, Фома и еще его два брата. Рядом тянулась дорога, и однажды вечером мимо проходили чумаки-обозники, которые ехали в Крым за товаром — солью и рыбой. Дед узнал среди них своих старых знакомых. Гости расположились в шалаше, закурили люльки и стали угощаться дынями. А потом начали они вспоминать о былом. В конце и вовсе дело дошло до танцев.

Продолжение произведения Гоголя «Заколдованное место»

Дед заставил танцевать внуков — Фому и его брата Остапа, и даже сам пустился в пляс и выписывал кренделя, но как только он дошел до гладкого места, где грядка с огурцами, ноги перестали его слушаться и встали, он не мог ими пошевелить. Тогда дед стал ругаться на нечистую, считая, что это ее проделки. А потом кто-то захихикал у него за спиной, оглянулся он назад, а сзади ни чумаков, ни поля с овощами.

О чем дальше повествует Гоголь? «Заколдованное место» краткое содержание имеет такое: стал дед приглядываться повнимательнее к местности, и узнал голубятню попа и огороженный участок земли волостного писаря. Немного сориентировавшись, он пошел к своему огороду, но увидел, что недалеко от дороги находится могилка, у которой горел огонек свечи. Дед сразу подумал, что это клад, и пожалел, что у него нет лопаты. Он заприметил это место, чтобы потом вернуться, положил ветку на могилку и отправился домой.

Заветный клад

Интересно дальше продолжает Гоголь «Заколдованное место». Краткое содержание повествует о том, что на следующий день, уже ближе к вечеру, как только засмеркалось, главный герой пошел искать заветную могилу с меткой. По дороге он увидел голубятню попа, но почему-то не было огорода писаря. Когда он отошел в сторону, то тут же и голубятня пропала. Он понял, что все это происки лукавого. И тут пошел дождь, дед вернулся к себе.

912631

С утра он пошел работать на грядки с лопатой и, проходя мимо того таинственного места, где в танце его ноги перестали слушаться, не сдержался и ударил в него лопатой. И глядь, он опять на том месте, где его метка и могила. Дед обрадовался, что теперь он с орудием и обязательно сейчас раскопает свой клад. Подошел он к могиле, а там камень лежит. Старик сдвинул его и хотел было табачку понюхать. Но тут кто-то чихнул рядом и даже обрызгал его. Дед понял, что черту табак его не понравился. Стал он копать и наткнулся на котелок. От радости воскликнул: «Вот ты где, голубчик». И тут эти слова эхом отозвались, кричали птичий клюв, баранья голова и медвежье рыло с дерева. Деда в дрожь сразу бросило. Он решил бежать, но котелок все же прихватил с собой.

К интригующему моменту подводит Гоголь «Заколдованное место». Краткое содержание набирает свой оборот.

912632

Происки лукавого

Все домашние потеряли деда, уже сели поужинали. Мать вышла вылить помои во двор, а тут увидела, как котел по дорожке сам движется, она с перепугу выплеснула на него все горячие помои. На самом деле это дед с котлом шел, и все помои в виде ошкурков дынь и арбузов повисли у него на голове. Матери, конечно, от него досталось, но потом дед, успокоившись, сказал внукам, что скоро они в новых кафтанах ходить будут. Однако, открыв котел, он не нашел там золота.

912633

С той поры дед учил ребят не верить черту, так как он всегда обманет, и что правды у него ни на грош нету. Теперь он всякий раз перекрещивал странные на его взгляд места. А тот заколдованный участок дед огородил и больше не возделывал его, только всякий мусор кидал туда. Потом, когда другие люди сеяли на нем арбузы и дыни, ничего путного там больше не росло. На этом рассказ Гоголя «Заколдованное место» и закончился.

Наше краткое содержание «Заколдованного места» может быть использовано для читательского дневника. Ещё более краткий пересказ произведения есть в статье Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» . На нашем сайте вы может прочесть полный текст этой повести , а также полный текст сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» , в который она входит

«Заколдованное место» – четвёртая, заключительная повесть второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя . Её вновь рассказывает дьячок местной церкви, Фома Григорьевич. Главным героем рассказа является его дед, уже знакомый читателям из повести «Пропавшая грамота ».

В одно лето, когда Фома Григорьевич был ещё малым ребёнком, его дед посеял при дороге огород с дынями и арбузами и продавал плоды с него проезжавшим мимо торговцам. Однажды у огорода остановилось штук шесть возов, в которых ехали старые знакомые деда. Обрадованный встрече дед хорошо угостил своих давнишних друзей, а потом на радостях пустился танцевать. Выделывая, несмотря на старость, разные замысловатые коленца, он дошёл до одного места близ грядки с огурцами – и там ноги деда вдруг сделались как деревянные и перестали ему служить. Отойдя назад, он разогнался вновь, но на том же самом месте вновь стал, как заколдованный. Проклиная сатану, дед вдруг услышал, как сзади него кто-то засмеялся. Он оглянулся и увидел, что находится совсем не там, где стоял за миг до этого, а с другой стороны своего села. И на дворе был уже не день, а ночь.

Поодаль дед заметил могилку. На ней вдруг вспыхнула свечка, а за ней другая. По народному преданию, такие вещи происходили на местах, где были закопаны клады. Дед очень обрадовался, однако с собой у него не было ни заступа, ни лопаты. Заметив место с кладом большой веткой, дед вернулся домой.

На следующий день он с заступом пошёл рыть клад. Оказалось, однако, что замеченное им место выглядело не совсем так, как днём раньше. Вид на окрестности открывался другой, и оставленной вчера ветки дед найти не смог. Воротившись назад, он пошёл по огороду до заколдованного места, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом по земле – и вновь очутился на той же окраине села, где и за день до этого. Теперь она смотрелась, как тогда. Дед сразу увидел там и могилку и оставленную на ней ветку.

Дед стал копать в поисках клада и вскоре наткнулся в земле на котёл. «А, голубчик, вот где ты!» – вскрикнул дед, и эти его слова вдруг повторили человеческими голосами невесть откуда прилетевшая птица, свесившаяся с дерева баранья голова и зарычавший медведь. Из пня соседнего дерева показалась страшная харя, рядом вдруг почудился деду глубокий провал, а сзади – огромная гора. Кое-как превозмогая страх, он вытащил котёл с кладом из земли, схватил его и побежал что было мочи. Сзади кто-то хлестам прутьями ему по ногам…

Гоголь «Заколдованное место». Иллюстрация

Тем временем на огороде Фома, его братья и пришедшая кормить их ужином мать дивились: куда опять делся дед? Собрав после ужина в ведро помои, мать искала, куда их вылить, и вдруг увидела: навстречу к ней как бы сама собой движется кадка. Мать подумала, что это шутят парни и плеснула помои в кадку, но тут раздался крик, и вместо кадки она увидела перед собой облитого деда с большим котлом в руках. Однако вместо золота, которое чаял найти старик, в котле оказался сор и дрязг…

И сколько потом не засевали, пишет Гоголь, то заколдованное место посреди огорода, никогда не вырастало там ничего путного. Всходило на этом месте такое, что и разобрать нельзя: арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, огурец – не огурец… черт знает, что такое!

Дед Максим — главный герой повести Николая Васильевича Гоголя «Заколдованное место». Произведение является последней повестью второй части сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Повествование ведется от лица внука главного героя, который рассказывает нам о таинственном и мистическом случае, произошедшем с его дедом.

Характеристика персонажа

ded Maksim 1

(«Дед танцует», иллюстрация В.Васнецов, 1901
)

Дед предстает перед нами как веселый, задорный и жизнерадостный старик. Он частенько подшучивает над близкими. Дед Максим очень общительный, обожает разговаривать с проезжающими мимо людьми и выслушивать их рассказы, для него это огромное удовольствие. Несмотря на свой возраст, он запросто может пуститься в пляс, чтобы прихвастнуть перед гостями.

Дед Максим — довольно яркий и запоминающийся персонаж. Своих внуков он называет «собачьи дети», внуки же в шутку величают его «старым хреном». Но, несмотря на это, нам видно, что дед в своих внуках души не чает. Дед Максим отличается дружелюбием и гостеприимностью, своих гостей он угощает дынями и всячески пытается развеселить.

Что особенно привлекает внимание во время чтения повести, так это необычная манера речи главного героя: «А, шельмовский сатана! чтоб ты подавился гнилою дынею!» Дед не боится даже черта, он ругается и проклинает его.

Образ в произведении

ded Maksim 2

(Само
)

Со слов рассказчика мы узнаем, что с его дедом приключился необычный и загадочный случай.

Когда дед Максим плясал в огороде, он наткнулся на странное место, где ноги как будто не слушались его: «Вишь, дьявольское место!» Неожиданно он оказался в совершенно незнакомом месте, но не струсил, не убежал оттуда, а спокойно и внимательно изучил все.

Вокруг было только поле, голубятня и гумно волостного писаря. Дед нашел дорожку, а в стороне от этой дорожки была могилка. Увидев, как зажглась свеча на этой могиле, дед подумал, что там зарыт клад, но откапывать его ему было нечем.

Но главный герой, как мы узнаем из повести, очень упрямый. Через некоторое время ему удалось вернуться на то же место, и он начал откапывать клад. Тут с дедом Максимом начала происходить разная чертовщина: то чихнет кто-то сзади него, то слышатся ему разные голоса, то мерещатся страшные рожи. Дед уже хотел было бросить всё, но желание обогатиться было сильнее, поэтому он забрал, наконец, выкопанный котел и убежал оттуда.

ded Maksim 3

(Сам герой истории
)

По возвращении он обнаружил, что в котле, который он принес, вовсе не золото, как понадеялся герой, а всякий мусор.

После этой истории дед Максим решил больше никогда не связываться с нечистой силой, огородил то заколдованное место и стал выбрасывать туда разный сор.

Рассказывая о событиях, происходящих с дедом Максимом, Гоголь хотел показать, что богатство, которое было нажито нечестным путем, не принесет счастья. Главный герой связался с чертом и вместо клада получил насмешку — мало того, что в котле не было золота, так его еще и случайно облили помоями.

Данной историей Николай Васильевич Гоголь говорит нам, читателям, что нужно зарабатывать честным путем и верить только в доброе и светлое.

Поговаривают, что люди могут справиться с нечистым духом. Не
стоит так говорить. Если нечистая сила захочет обмануть, так и будет.

Рассказчику было 11 лет. Всего у отца было 4 ребенка. Отец
ранней весной отправился в Крым и повез на продажу табак. С собой он повез
3х-летнего брата, а рассказчик остался дома вместе с матерью и 2 братьями. Дед
посеял огород прямо у дороги и ушел жить в курень.

Деду понравилось то, что мимо него около 50 возов проезжало
за день, и каждый мог что-то ему рассказать.

Однажды мимо деда Максима ехало 6 возов, это были старые
товарищи деда. Они уселись в кружок, поели и разговорились. Дед взял
рассказчика и брата, чтобы они поиграли на дудочке и потанцевали. Не
удержавшись, дед сам пустился в пляс прямо на дорожке между огуречными
грядками. Вот тут то и случилось нечистое: стоило деду дойти до середины
дорожки, как тут же его ноги переставали подыматься. Он начал еще раз с начала
дорожки, дотанцевал до середины и вновь ноги одеревенели. Это было какое-то
заколдованное место. Дед тут же стал ругаться и назвал это место дьявольским.

Тут же позади деда кто-то рассмеялся. Обернулся дед, смотрит
– а место то неизвестное, вокруг поле незнакомое. Пригляделся внимательнее, и
узнал гумно одного волостного писаря. Вот куда занесла деда нечистая сила.

Затем дед решил выйти на дорогу, и в стороне на одной из
могил увидел вспыхнувшую свечку. Вскоре она погасла и загорелась вторая, немного
подальше. Дед подумал, что в этом месте спрятан клад. Подумал сразу раскопать, да
лопаты с собой не было. Тогда он решил запомнить место и вернуться сюда позже.
С этими мыслями он зашагал домой.

Ближе к вечеру следующего дня дед взял лопату и заступ, и
отправился на место клада. Но, добравшись до места, он удивился – если есть
гумно, то нет голубятни, если же видна голубятня, то нет гумна. Внезапно пошел
сильный ливень, и дед побрел обратно домой.

На следующий день дед пошел по своему огороду к
заколдованному месту с заступом в руках. Ударив заступом по тому месту, где у
него деревенели ноги, он тут же оказался на том поле, где видел свечки. Только
теперь у него был заступ.

Добрался он до места, указанного свечками и начал копать.
Вскоре он выкопал котел. Во время копания дед беседовал сам с собой, а кто-то
повторял его слова по нескольку раз. Дед подумал, что это черт, которому не
хочется отдавать клад. Тогда он оставил клад и побежал к дому, а вокруг — тишина.
Тогда он вернулся, забрал котелок и побежал, что есть мочи. Так он и добрался до огорода попа.

Мать до вечера ожидала деда. Уже и отужинали, а его все не
видно. Помыла мать горшок и начала искать, куда слить помои. Вдруг она увидела,
как в темноте по воздуху плывет кухля*. Мать взяла и вылита туда горячие помои.
Тут же раздался громкий крик деда. Дед рассказал о найденном кладе и понадеялся,
что теперь все дети с бубликами и баранками будут.

Надеясь на золото, дед открыл котелок, а там было то, о чем
даже и сказать стыдно.

После этого происшествия дед утратил доверие к черту. И
внукам говорил часто, чтобы они никогда не верили черту – обманет однозначно. А
если слышал, как где-то, что-то неспокойное творится, сразу начинал креститься
и внукам кричал, чтобы крестились.

То заколдованное место на дорожке, где у него ноги
деревенели, дед оградил при помощи плетня, и сбрасывал туда весь мусор и
бурьян.

Кухля* — сосуд для транспортировки жидкостей на небольшие расстояния.

Многомудрый Литрекон представляет сочинение-описание по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце» по плану для 8 класса. Картина очень красивая и позитивная, так что работать над ее описанием — одно удовольствие! Приятного просвещения!

Вариант 1: Кратко

(293 слова) На картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце» представлен чудесный пейзаж его родной деревеньки. Изображение деревянных домов, деревьев, неба, снега статично, неподвижно. Зато динамику создают фигуры движущихся лошадей и юных наездников. Картина имеет удивительно жизнерадостное и оптимистичное настроение. А весна всегда пробуждает в душе надежду на личное счастье и исполнение сокровенных желаний. 

Мартовское солнце ЮонаНа холсте изображена окраина деревни, деревянные домики остаются на заднем плане. На переднем плане картины можно увидеть двух лошадей: черного и двухцветного окраса. Они передвигаются медленно, не торопясь. На лошадях сидят мальчики, которые одеты в зимнюю теплую одежду. Лица их невозможно разглядеть, видимо, художник не ставил перед собой цель придать им индивидуальность. Он просто хотел показать двух веселых, свободолюбивых подростков. В руке один из них держит ведро. Скорее всего, они направляются за студеной водой к колодцу по узкой занесенной белым снегом дороге, оставляя после себя множество следов. 

Позади мальчиков изображена рыжая лошадка, которая скачет по той же узкой тропе. Ее подгоняет черная лающая собака. 

Художник изобразил раннюю весну, потому что на полотне присутствует много белого снега, который  просел, но еще не начал таять и превращаться в воду. Создается даже впечатление, что зима еще продолжается. Но по яркому солнцу, лучи которого видны на деревьях, домах, людях и животных, можно понять, что погода стоит теплая и ясная. Самого солнца не видно. Деревья кажутся огромными великанами: березы на заднем плане картины тонкие, стволы их неровные. Они словно касаются голубого ясного неба, по которому медленно плывут маленькие белые облака. На заднем плане картины видны несколько добротных деревянных домов с пристройками. Они выглядят крепкими, ухоженными и уютными. 

В своей работе «Мартовское солнце» К. Ф. Юон изобразил один из прекрасных уголков русской природы. Весна – время надежд и предвкушения будущих солнечных дней, время любования природой, ее цветением и благоуханием. Колорит картины, яркие оттенки теплых красок радуют и восхищают, завораживают. 

План сочинения по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце»:

  1. Вступление: особенности картины;
  2. Основная часть: описание репродукции картины «Мартовское солнце»;
  3. Заключение: мои впечатления от работы К. Юона.

Вариант 2: Подробнее

(356 слов) Картина  К. Ф. Юона «Мартовское солнце» была создана в 1915 году, в Подмосковье. На ней изображена деревня, где художник родился и провел свое детство, где научился мастерски изображать пейзажи прекрасной русской природы.  

Мартовское солнце ЮонаМесто, изображенное на холсте, – это окраина деревеньки, а время, когда происходит действие картины, – это утро ранней весны. Солнце только встает и согревает своими лучами заснеженное поле, обнаженные гигантские деревья, дома, фигуры двух подростков и лошадей. Само светило не запечатлено на полотне. Но по голубому ясному небу, по которому бегут маленькие белые облачка, видно, что день теплый и солнечный. Лучи отражаются в сверкающем снеге, они падают на деревья и фигуры людей и животных. 

В центре картины можно увидеть двух подростков, которые скачут на лошадях. Мальчики никуда не торопятся, они не гонят лошадок, а едут довольно медленно. Одеты наездники в зимнюю одежду, в руках у одного из них ведро. Они, возможно, направились за водой к колодцу. У одного мальчика лошадь черного окраса, а у другого – рыжая с белыми пятнами. За ними по узкой тропинке скачет еще одна лошадка, которую подгоняет черная собака. Лиц детей не видно, зато заметно, что они держатся верхом уверенно, потому что не первый раз совершают прогулку на лошадях. 

На переднем и заднем плане картины изображены старые, высокие деревья, по сравнению с которыми деревянные дома, силуэты людей и животных кажутся очень маленькими. Светло-коричневые ветви деревьев тянутся к солнцу и небу, а белые стволы берез изогнуты. 

Белый рыхлый снег покрывает всю поляну. Он еще не собирается таять и превращаться в воду, наверное, солнце еще не так сильно греет землю. Снега этой зимой было много, на нем можно заметить множество следов людей и животных. Реалистично художник изобразил на полотне темно-синие тени, которые оставляют лошади и деревья. По ним видно, что солнце только встает, оно светит со стороны, где стоит наблюдатель.

На заднем плане картины виднеются крепкие и уютные деревянные домики и пристройки. Хозяева основательно потрудились, чтобы их дома приобрели ухоженный и опрятный вид. На крышах их лежат блестящие снежные покрывала. 

Художник К. Ф. Юон в своей работе запечатлел чудесный миг раннего утра весеннего денька. По пейзажу заметно, что он очень любил родные места, любовался красотами своей деревни. Картина наполнена оптимизмом, спокойствием и безмятежностью. 

План сочинения по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце»:

  1. Вступление: история создания картины;
  2. Основная часть: описание репродукции картины «Мартовское солнце»;
  3. Заключение: мои впечатления от работы К. Юона.

Автор: Елена Баранова

Открытый урок литературы в 5 классе по теме:

«Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Белогрудка»».

Учитель русского языка

и литературы:

Кузнецова Нина Ивановна

Цель урока: через анализ рассказа В.П. Астафьева «Белогрудка» совершенствовать умение высказывать своё мнение о прочитанном, выявлять проблему произведения и воспитывать бережное отношение к окружающему миру

Задачи:

  • формирование навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, выразительного чтения, умения выделять главное в прослушанном сообщении;

  • формирование нравственно-этических представлений в ходе выявления главной идеи рассказа.

Планируемые результаты:

предметные: создать условия для глубокого понимания пятиклассниками сюжета и проблематики рассказа В.П.Астафьева «Белогрудка»; помочь им понять особенности мира природы и человека, созданного В.П.Астафьевым; учить ориентироваться в структуре текста художественного произведения и создавать развернутые монологические высказывания аналитического характера; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

личностные: оказывать помощь в освоении художественного культурного наследия своей страны; воспитывать уважение к ценностям; развивать потребность в самовыражении и самореализации; учить вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные:

регулятивные УУД — освоение навыков анализа условий достижения познавательной цели; умение планировать пути ее достижения, контролировать свое время; самостоятельно оценивать правильность выполненных действий;

коммуникативные УУД — формирование умения работать в группе, учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и аргументировать его; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

познавательные УУД — освоение навыков выстраивания логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; развитие умения объяснять выявленные в процессе чтения художественного текста явления, процессы, связи и отношения.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

Оборудование:

  • рассказ В.П.Астафьева «Белогрудка»;

  • раздаточный материал:

— рабочие листы разных цветов для групповой работы,

— смайлики из цветной бумаги для самооценки деятельности;

  • рисунки учащихся;

  • слайдовая презентация.

Ход урока

1.Самоопределение к деятельности

Вступительное слово учителя:

  • Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Рада Вас всех приветствовать на сегодняшнем уроке литературы.

  • С каким настроением вы пришли на урок? Выберите смайлик, соответствующий Вашему настроению (или у каждого учащегося на парте лежит по 2 рисунка: изображение тучки и солнышка. Ученики поднимают один из рисунков, который соответствует их настроению).

  • Спасибо. И у меня хорошее настроение. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих умом, сообразительностью и чутким сердцем. Приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности.

  • Очень надеюсь, что работа на уроке будет плодотворной, а настроение не изменится в худшую сторону.

  • Ребята, проверим готовность к уроку. Все на месте? Что находится у нас на столах?

  • Сегодня на уроке вместо рабочей тетради мы будем использовать рабочие листы. Они у вас на партах. Подпишите их, пожалуйста.

(оформление рабочих листов).

2.Постановка учебной задачи.

  • Какое задание Вы получили к сегодняшнему уроку?(прочитать рассказ В.П.Астафьева «Белогрудка»).

  • Все справились с предложенным заданием?

  • Давайте подумаем, чему будет посвящен наш урок? Какова его тема?

  • Правильно, сегодня мы будем говорить о рассказе В.П.Астафьева «Белогрудка». Давайте попробуем из ключевых слов, представленных на слайде, сформулировать тему урока(слайд №1)

И вот так звучит тема нашего урока: «Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Белогрудка»» (слайд №2). Запишите ее в рабочих листах.

  • Как вы думаете, каковы цели нашего урока?

(познакомиться с художественными особенностями рассказа, поговорить о взаимоотношениях человека и природы)».

Через анализ рассказа В.П. Астафьева «Белогрудка» совершенствовать

умение высказывать своё мнение о прочитанном, выявлять проблему произведения и воспитывать бережное отношение к окружающему миру

  • Скажите, а каковы задачи урока?

-проанализировать рассказ В.А. «Белогрудка»,

-понять, что хотел автор донести своим рассказом до читателя,

-понять, как взаимодействуют природа и человек.(слайд №3)

  • Как же мы будем достигать поставленных целей? Как будет построен наш урок?

( будем анализировать рассказ, отвечать на вопросы).

  • Согласна.И вот девиз нашего урока: «Наблюдать, находить, анализировать, слушать, думать, доказывать, запоминать» (слайд №4).

  • Перед началом нашей работы с текстом я хотела бы обратить Ваше внимание на строки из стихотворения словацкого поэта Павола Гнездослава:

«Я сорвал цветок – и он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем».

  • О чем нам говорят данные строки?

  • О каких взаимоотношениях они нам поведали?

  • Тема нашего сегодняшнего урока связана со взаимоотношениями человека и природы. Как человек может относиться к природе и чем природа может ответить ему?

  • Мы сейчас поставили с вами ПРОБЛЕМУ. На этот проблемный вопрос нам и нужно будет ответить в течение урока. В конце урока вам необходимо будет составить рекомендации по общению с природой для своих сверстников и взрослых.

  • А также в конце нашего с вами урока мы постараемся ответить на непростой вопрос: «В чём смысл данного высказывания? Как вы понимаете эти мудрые слова?»

3.Организация деятельности по восприятию рассказа.

  • Виктор Астафьев (посмотрите на его портрет) — это писатель, человек очень честный, говорящий правду, даже если слышать человеку её тяжело и неприятно. Писал книги не только для взрослых, но и для детей. Проблема защиты природы является главной в творчестве В.П.Астафьева. В его произведениях изображена жизнь природы, отношения человека с природой. И самым большим злом В.Астафьев считал отношение современного человека к природе. Обращаясь к молодым людям, он говорил: «Каждый человек неповторим на земле, и убеждён я, что каждая травинка, цветок, дерево… так же неповторимы, как и всё живое и живущее вокруг нас».

  • Поделитесь своими чувствами, которые у вас возникли при прочтении рассказа «Белогрудка».

  • Легко ли было его читать? Почему?

  • Прочитайте, пожалуйста, план рассказа, который вы составили дома.

(Зачитывание 2-3 своих планов рассказа учащимися (остальные сдают работы учителю).

Варианты работы с планами: 1. Рецензия планов; 2.Сравнить планы у учащихся; 3. Оценивание планов и др.

4.Изучение нового материала

а) анализ начала рассказа

Итак, обратимся к началу рассказа и проследим взаимоотношения человека и природы.

  • Где происходят действия рассказа?

  • Прочитайте описание косогора. Какое средство выразительности использует автор, описывая косогор?

  • Расскажите о растениях этого густолесья. Как и от кого они защищали своих жильцов?

  • Кто в этом густолесье главные жители? Обратите внимание: это не просто обитатели, автор называет их жильцами. Почему?

  • Лес надёжно хранит своих жильцов от «худого глаза и загребущих рук». Кого имеет в виду автор? А почему такое нелестное мнение о людях?

  • Кого автор называет Белогрудкой?

  • Посмотрите на слайд — вот героиня нашего рассказа! Это куница-зверек, размером с кошку, с ценным серо-коричневым мехом, с белым пятном на груди. Зоологи таких куниц называют каменистыми куницами — белодушками.

  • Ребята, давайте послушаем сообщение о белогрудой кунице. Его подготовила для нас Стручаева Настя, получив индивидуальное задание.

Сообщение ученика о белогрудой кунице

КУНИЦА — это стройное животное средних размеров: длина тела от 38 до 58 см, вес около полутора килограммов. Хвост составляет около половины длины тела. Когти очень острые, изогнутые, что связано с преимущественно древесным образом жизни. Голова невелика, с заостренной мордочкой. Общий тон окраски зимнего меха рыжевато-каштановый. На горле и нижней поверхности шеи — крупное светлое пятно с резкими границами. Летом и осенью зверьки укрываются чаще всего в дуплах старых деревьев — дуба, осины, кедра, пихты. Дупло обычно расположено на высоте от 2 до 5 метров над землей. Куница — всеядный хищник. Основу питания составляют мышевидные грызуны, часто охотится на белку, лазая по дуплам, она добывает мелких птиц — поползней, дятлов, синиц, соек, также она любительница и пчелиного мёда. Особое место в питании лесной куницы занимают ягоды и плоды. На охоту она выходит чаще всего вечером и ночью. Детёныши куницы рождаются в конце марта—апреле, числом чаще от 3 до 5. Хотятся за куницей ради ценного меха. Чрезмерный промысел этого пушного зверя привел к его исчезновению из многих мест, но принятые в последние десятилетия меры охраны — частичный, а местами и полный запрет охоты — помогли восстановить население лесной белогрудой куницы почти в полном объёме.

  • Почему Белогрудка поселилась в «густолесье»? Почему она выбрала этот косогор?

  • Почему Белогрудке были противны запахи деревни? – Раскройте значение эпитета «противные запахи деревни» (чужие, опасные, неприятные).

  • Почему при приближении человека она пулей «вонзалась в лесную глушь»? Что означает метафора «пулей вонзалась» (Стремительно скрывалась, чувствуя опасность, мчалась со всех ног, молниеносно скрывалась).

  • Она жила как обычный зверёк, никому не мешала. Не зря автор называет ее самым скрытным зверьком. Одиночество закончилось. Что произошло?

  • Какими были котята? С чем сравнивает их автор?

  • Какой матерью была Белогрудка? (старательной). Найдите в тексте и зачитайте строки, которые рассказывают об отношении Белогрудки к кунятам.

  • Наносила ли Белогрудка вред человеку в начале рассказа?

  • Вывод: В данном фрагменте нам представлен мир природы, это жизнь, скрытая от наших глаз. Природа, животный мир прекрасны и полны тайн. Человек находится по соседству с природой, он противопоставлен ей, враждебен, потому что часто вторгается в мир природы, не думая о последствиях.

Мы продолжаем анализ рассказа, работая в группах.

в) работа в группах «Анализ рассказа «Белогрудка».

Каждая группа получает задание: у каждой группы свой отрывок из рассказа «Белогрудка», который необходимо проанализировать, ответив на вопросы и выполнив соответствующие задания. Кроме того, необходимо ответить на главный проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Затем мы заслушаем спикеров каждой группы. Ответив на проблемный вопрос, Вы должны составить советы или рекомендации своим сверстникам: «Как жить в согласии с природой». Бланк данных советов также вы найдете в рабочих материалах группы. Итак, ваша задача — ответить на вопрос, поставленный в начале урока, составить советы или рекомендации сверстникам. Время на выполнение задание -10 минут. Удачной работы!

Задание группе №1 «Если б я могла кричать..» — анализ эпизода «Потеря детенышей»

Задание группе №2 «Мир человека! Почему ты так жесток…» – анализ эпизода «Детеныши в руках мальчишек»

Задание группе №3 «Можно ли оправдать мою месть…» – анализ эпизода «Месть за смерть котят»

Задание группе №4 «Жил-был пушной зверек, но мир его не уберег…» — анализ эпизода «Финал рассказа»

Ребята! Прежде чем мы начнем слушать отчет о работе в группах, немного отдохнем.

Физкультминутка

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет,

Шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.          

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем.

И работать продолжаем.

г) отчет групп и оценивание своей работы.

Ребята, обращаю Ваше внимание на то, что мы внимательно слушаем отчет группы. Не забудьте записывать наблюдения, сделанные другими группами.

Отчет 1 группы.

Отчет 2 группы.

Отчет 3 группы.

Отчет 4 группы.

Отчет 5 группы.

д) вывод:

  • Все ребята молодцы! А какого результата мы смогли достичь, благодаря этой работе?

  • Каждая группа, проанализировав рассказ с разных точек зрения, ответила на поставленный нами в начале урока вопрос: Как вы понимаете смысл высказывания: «Прикасаться к природе нужно только сердцем»?

  • Мы решили проблему: важно понимать, что мы в природе гости, к ней нужно относиться вежливо, как к людям. Мы должны помнить, что природу надо беречь. Не нужно поступать необдуманно, разоряя гнезда, забирая домой животных и их детенышей. К природе можно прикоснуться только сердцем или душой. На зло природа может ответить по-своему, как мы увидели это на примере рассказа В.П.Астафьева «Белогрудка».

  • Вы смогли дать прекрасные советы всем, как жить в гармонии с природой.

  • Подводя итоги проделанной работы, давайте ещё раз прочитаем слова, к которым мы обращались в начале урока, вдумываясь в каждое слово:

Я сорвал цветок — и он увял…

Я поймал мотылька — и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к Красоте

Можно только сердцем.

  • «ПРИКОСНУТЬСЯ К КРАСОТЕ МОЖНО ТОЛЬКО СЕРДЦЕМ…» Скажите, в чём смысл данного высказывания? Как вы понимаете эти мудрые слова? (Важно помнить, что прикасаться к красоте лучше только сердцем. Нужно уметь радоваться всему живому, любоваться восходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам и цветам, разговаривать с животными, знать, что надо беречь, любить и охранять всё, что нас окружает).

е) формулировка идеи рассказа:

  • Посоветовавшись с соседом по парте, выполните задание (работа в парах): выберите пословицы, афоризмы, с помощью которых можно выразить основную мысль, идею рассказа(слайд №12)

Проверьте работу и оцените ее.

1.Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему золотая ветка.

2.Гнездо разорять, себя убивать.

3.Умей охотиться, умей и о дичи заботиться.

4.По лесу ходи, под ноги гляди.

5.Лес и вода – краса природы.

6.Где уничтожается природа, там уничтожается жизнь.

7.Судьба природы — судьба Родины.

8.Враг природе тот, кто леса не бережет

6.Рефлексия. Итоги урока

а) Продолжите одно из предложений или ответьте на вопрос:

  • Сегодняшний урок для меня был полезным, так как…

  • Сегодня на уроке я понял…

  • Понравилась ли вам ваша работа на уроке?

  • Какие трудности у Вас возникали?

  • Что было сделать легко и просто?

б) Если на уроке Вам было интересно — приклейте на доску красный цветок; если было скучно и трудно — синий.

  • Посмотрите, ребята, каких цветов у нас больше! Значит, урок был интересным!

  • Хорошо, а теперь оценки за урок — оценивание работы на уроке и подготовки к уроку.

7. Домашнее задание (слайд 14)

Одно задание на выбор:

1.Написать отзыв «О чем меня заставил задуматься рассказ В.П.Астафьева «Белогрудка»?»

2.Составить лэпбук «Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Белогрудка».

3. Нарисовать рисунок к рассказу «Белогрудка».

Домашнее задание: (дифференцированно, на выбор)

  1. Мини-сочинение, очерк, рассказ, зарисовку на тему «Моё отношение к природе»;

  2. Стихотворение на тему «Моя природа»;

  3. Реклама, слоган на тему «Берегите природу!»

  4. Рисунок на тему «Мой любимый уголок природы»;

  5. Прочитать любое произведение о взаимоотношениях человека и природы.

-Берегите нашу природу! Как сказал В.Астафьев: «Ребята, вы ведь тоже станете взрослыми и все, что есть на земле, и сама земля достанутся вам в наследство. Берегите землю, тогда и себя сбережете и любовь ко всему живому и цветущему на нашей планете». (Слайд 5)

Написать мини-сочинение.

«О чем заставил меня задуматься урок?..»

Отрывки из работ школьников:

«Сегодня на уроке я поняла, что животные переживают за своих детенышей так же, как наши мамы болеют душой за нас. Стыдно за мальчишек, которые так поступили. Мне эта история, которую описал В.П.Астафьев, запомнится на всю жизнь».

«Урок заставил меня задуматься над своим поведением. Надо всегда помнить, что человек – разумное существо. Прежде нужно подумать, потом совершить поступок. Я читал, что разорять гнезда нельзя. Разорил гнездо птицы – оставил в живых тысячи вредных насекомых. Убил сову – потерял тонну зерна, сова ловит мышей. Даже муравейники разорять нельзя. Муравьи рыхлят почву, переносят семена растений. Мама говорит: «Все в природе взаимосвязано». Надо любить все живое».

«Многие ребята стреляют из рогаток по галкам, воронам. Понятно, что они наносят вред нашим огородам. Но они уничтожают почвенных вредителей, которых трудно истребить даже химическим способом. Жалко, когда ловят красивых бабочек. Пожалуйста, наблюдайте со стороны, фотографируйте. Зачем губить-то?»

РЕФЛЕКСИЯ.

  • Упражнение «Комплимент»;

  • Незаконченный тезис: «Сегодняшний урок для меня был полезным, так как …»;

  • Упражнение Эдварда де Боно «Плюс – минус — интересно».

(Вариантов рефлексий можно привести бесконечное множество. У каждого учителя их – целая копилка).

Спасибо за работу

А вот как бы закончил это предложение В.П. Астафьев.

«Я писал о природе и для детей, и для взрослых. Мне хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травки, малой беззащитной

птахи, таёжного зверька, земли, рождающей хлеб, неба, дающего нам возможность дышать, солнца, согревающего нас, — всё-всё это есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы, её дитя, и как дитя родное должно относиться к своей матери-земле, дающей нам возможность жить и радоваться жизни. Но земля уже нуждается в нашей помощи, нам, людям уже пора садить, а не только рубить, нам уже не надо хвастаться тем, что мы – покорители природы, нам пора называться хозяевами своей земли».

А вот вам маленькое напутствие:

Пусть будущие поколенья

Не скажут с грустью сожаленья:

«Жил-был смешной-пушной зверек,

Но мир его не уберег».

РЕФЛЕКСИЯ:

— По этому поводу у известного поэта есть замечательные строчки:

Я на кусте у родника не тронул сети паука, я поглядел на муравьёв:

У них домище – будь здоров! Я долго по полю шагал и никого не напугал.

Нигде воды не замутил, в лесу я просто погостил!

Какие умные и поучительные слова, мы с вами в природе, действительно, только гости, поэтому должны быть одинаково вежливы как с людьми, так и с деревьями, птичками, зверями и всем, что нас окружает. Еще раз прислушайтесь к тому, что говорил В. Астафьев: «Вы ведь тоже станете взрослыми и всё, что есть на земле, и сама земля достанутся вам в наследство. Берегите землю, тогда и себя сбережете и любовь ко всему живому и цветущему на нашей планете».

Посмотрим, к какому мнению вы пришли, и что у Вас получилось.

  • Недописанный тезис: «Я благодар… (на, ен) природе за то, что…».

  • Ученики записывают в тетрадях, затем озвучивают свои тезисы.

  • Вариант: «Недосказанный тезис». Учащиеся могут устно сформулировать свои высказывания.

  • Учитель: И пусть как напутствие прозвучат для вас слова В. Астафьева:

  • «Ребята, вы ведь тоже станете взрослыми и всё, что есть на земле, и сама земля достанутся вам в наследство. Берегите землю, тогда и себя сбережёте и любовь ко всему живому и цветущему на нашей планете»

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/447287-chelovek-i-priroda-v-rasskaze-vpastafeva-belo

  • Рисунок к рассказу спящая царевна жуковский
  • Рисунок к рассказу свинья под дубом
  • Рисунок к рассказу серая шейка
  • Рисунок к рассказу сестрица аленушка и братец иванушка
  • Рисунок к рассказу сигнал