Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Сказка зимовье зверей - очень поучительная и полезная для детей, я бы даже сказала остросюжетная, динамичная сказка. она учит прежде

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Сказка «Зимовье зверей» — очень поучительная и полезная для детей, я бы даже сказала остросюжетная, динамичная сказка. Она учит прежде всего дружбе и взаимопомощи — только вместе можно преодолеть трудности и даже опасности. Второй положительный момент — дети знакомятся с домашними животными, которым не так-то просто выжить в лесу, им нужен надежный дом — это бык, баран, свинья, гусь и петух. А также с дикими животными, хищниками, живущими в лесу — медведем, волком, лисой.

Но эта сказка сложна для рисования, поскольку в ней много героев-животных как диких, так и домашних, их нужно сначала поучиться рисовать. Особенно для этого подходит поэтапный метод рисования животных. Стоит также посмотреть и поучиться как рисовать животных на иллюстрациях великолепного детского художника Д.Горлова.

Итак, сначала осваиваем, как рисуются простым карандашом и в цвете домашние животные из сказки — бык, баран, свинья, гусь и петух. При этом важно не только правильно передать форму животного, но окраску его шерсти или перьев.

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

А вот как этих животных изображает художник Д.Горлов в различных иллюстрациях к этой сказке. Рассматривая эти иллюстрации, можно выбрать подходящий сюжет или на их основе придумать свой сюжет.

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

После выбора сюжета, он изображается на бумаге простыми карандашами. Затем рисунок делается в цвете. В зависимости от предпочтений и навыков используются цветные карандаши, жировые мелки, акварельные краски, гуашь.

Еще эта сказка отлично подходит для разыгрывания спектакля. Например, можно сделать фланелеграф — на раме натянут кусок фланели, а также нарисовать на картоне фигурки зверей — главных героев сказки. Тогда можно создать спектакль по этой сказке с участием детей.

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Интересные задания даются современным школьникам в начальной школе. Для закрепления материала о местонахождении полярной звезды предлагается придумать сказку про двух медведей, послуживших прототипами названий созвездий. Если трудно придумать самому, то можно обратиться к дальневосточному фольклору аборигенов Камчатки, Сахалина и Курильских островов. У всех этих народов есть похожее предание про медведей, которые сторожили большую рыбу (у айнов и ительменов — трех рыб), привязанную к небесной оси. От небесной оси в нашем земном мире был виден только колпачок, украшенный огромным светящимся камнем (это полярная звезда), а вот что касается прототипов рыб, есть несколько версий, но все они сходятся в одном — одной из рыб был остров Сахалин. История с рыбами, привязанными к небесной оси имеет приключенческое развитие. Медвежонок заигрался лучом от блеска камня, рыбы отвязались и уплыли, а мать медведица должна была выбирать между потерявшимся ребенком или выполнением долга с поимкой рыб. И так как она выбрала бежать за дитем, нарушив договор, то теперь обречена вечно бежать за ним не догоняя.

Нарисовать сказку можно самому, посмотрев и вдохновившись вот такими иллюстрациями.

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

антиплагиат

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Оле Лукойе — персонаж датского фольклора и одноименной сказки Ганса Кристиана Андерсена. Он и есть главный герой произведения. Как же его нарисовать? Андерсен даёт только описание его одежды и атрибутов: кафтана, которой отливает различными цветами, и двух волшебных зонтиков: один с картинками, чтобы показывать сны хорошим детям, другой однотонный, чтобы непослушные дети не увидели сновидений. Больше никаких данных о его внешности нет, наверное, потому что он появляется только под покровом ночи и его особо никто не видел, а может внешность его изменчива, как цвет кафтана. В любом случае, у нас широкий простор для творчества: можно, например, представить Оле в виде бородатого волшебника, как на картинке ниже.

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Чтобы его изобразить нарисуем в центре вертикальную линию симметрии, через нее проведем круг, который разделим на три части по вертикали. Сверху покажем нижнюю границу его шляпы. Обозначим очертания его фигуры.

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Нарисуем черты лица.

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Добавим бороду и отвороты шляпы.

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Украсили одежду звёздами. Покажем, выглядывающие из-под мантии, башмаки с острыми «носами».

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

По бокам дорисуем руки звёзды на одежде.

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Осталось сделать рисунок в цвете.

Также можно изобразить сюжеты сновидений, которые Оле показывал Яльмару в сказке.

Например, в комнате Яльмару расцветает чудесный сад.

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Путешествие в ожившей картине.

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Свадьба кукол.

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Оле Лукойе приглашает отправиться в плавание на корабле.

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Оле моет звёзды.

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Брат Оле Лукойе.

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Яльмар видит сны под зонтиком с картинками.

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Шакал по имени Табаки — очень неприятный персонаж из мультфильма «маугли» и из одноименной сказки. Прихвостень отрицательного персонажа Шерхана. Нарисовать его просто. Давайте рассмотрим подробную наглядную схему рисования шакала Табаки.

Шаг 1. Сделаем набросок тела шакала:

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Шаг 2. Нарисуем мордочку:

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Шаг 3. Прорисуем уши, худое тело:

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Шаг 4. Дорисуем лапы Табаки:

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Шаг 5. Уберем лишние линии, обведем контур и добавим штриховку:

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Шаг 6. Рисунок завершен. Осталось лишь раскрасить его:

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

А вот поэтапные схемы схемы рисования других персонажей мультика и сказки «Маугли»:

  • Балу,
  • Акела,
  • Каа,
  • Маугли,
  • Шерхан,
  • сказка «Маугли».

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

В сказке Чуковского «Телефон» автор описывает как ему целые сутки надоедали звонками разные звери. Они обращались к нему с нелепыми вопросами, просили шоколад и галоши, а в результате рассказчику пришлось даже вытаскивать из болота бегемота.

Если вы совершенно не умеете рисовать людей и животных, то изобразите простейший телефон с трубкой:

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

А теперь его нужно раскрасить, должно получиться примерно следующее:

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Если вы достаточно хорошо рисуете, то выбирайте любой эпизод из сказки с животным, которое вам нравится больше всего. Главное, чтобы в лапах у него была телефонная трубка.

Можно нарисовать слона, который побеспокоил автора первым — ему срочно понадобился шоколад для сыночка. Изобразить слона можно так:

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Мне нравится такой рисунок слона:

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Помните, автору звонил медведь? Правда, внятно он ничего не смог произнести, но нарисовать его можно.

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Можете выбрать в качестве персонажа крокодила, который жаловался на то, что галоши закончились и крокодильему семейству нужны еще галоши, вкусные и сладкие. Изобразить крокодила можно с современным телефоном, например, он может выглядеть так:

Рисунок к рассказу пятеро из одного стручка 2 класс

Внеклассное мероприятие в 3 Б классе

по литературному чтению «В гостях у сказки» с использованием технологии РКМЧП

Цель:

— повторить и систематизировать знания о сказках;

— обобщить знания о сказках.

Задачи:

— учить детей узнавать героев сказок;

— формировать умение воссоздавать художественные образы,

— развивать творческое воображение, ассоциативную память;

— развивать речь, мышление, воображение,  любознательность, смекалку;

— уметь догадываться, строить предположения, делать выводы, отвечать на вопросы, слушать товарищей, работать в группе.

— воспитывать любовь к сказкам, творчеству детских писателей, к русским народным сказкам и сказкам других народов, устному народному творчеству; — воспитывать культуру поведения и чувства взаимопомощи и ответственность каждого за успех команды.

Оборудование: выставка книг (сказки авторские и русские народные), иллюстрации различных сказок,  игровой домик, презентации, герои: Баба-Яга, Царевна Лиса, Журавль, конверт №1 с карточками к игре «Как вы думаете», карточки для кластера, карточки для синквейна, памятки о сказке, корзинка с предметами из сказок.

Ход занятия:

Класс представлен в виде 4-х команд.

  1. Вызов.

Учитель:

-Каждый человек с самого раннего возраста знакомится со сказками. Это самые первые произведения, которые начинают читать человеку. Ведь именно благодаря сказке, мы становимся добрей, учимся осуждать зло, восхищаться  добротой. Сегодня мы отправимся с вами в сказочное путешествие.
— Ребята, а знаете ли вы, что такое сказка?  (Сказка – выдумка.  Сказка — это чудо!  Сказка — это волшебный мир.) Какие бывают сказки?  (Народные и авторские), по жанрам (бытовые, волшебные,  о животных). О чем говорится в таких сказках? Бытовые — о жизни, волшебные — о волшебных предметах, о животных – главные герои – животные).
Составление кластера.    

                                             Сказка

выдумка                   чудо                          волшебный мир

           народные                                 авторские

    бытовые                      волшебные                о животных

о жизни людей            о волшебных               главные герои –животные

                                      предметах

                                   зачин                    концовка

Учитель.

-Ребята, вы самые наблюдательные читатели и слушатели.  Скажите, какими словами начинаются сказки и заканчиваются?

Зачин

 В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был царь.    

  Жил-был царь.

 В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.

Концовка

Я там был, мёд пил, по усам текло, а в рот не попало.

Кто не верит, – пусть проверит.

Тут и сказки конец, а кто слушал — молодец.

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.  

  1. Осмысление.

Учащиеся читают стихотворения.

Ученик 1:

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б все исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До веселых повестей…

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Потянул за книжкой руку,

А ее на полке нет!

Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник,

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

Ученик 2:

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

В сказке все бывает честно:

И начало, и конец.

Смелый принц ведет принцессу

Непременно под венец.

Белоснежка и русалка,

Старый карлик, добрый гном –

Покидать нам сказку жалко,

Как уютный милый дом.

Прочитайте сказки детям!

Научите их любить.

Может быть, на этом свете

Станет легче людям жить.

Учитель.

   Ребята, я предлагаю вам вспомнить сказки. Сейчас мы поиграем в игру «Как вы думаете?»

              Перед вами  находятся   три зоны игрового поля (три карточки)   НИКОГДА   —   ИНОГДА      —      ВСЕГДА

    Правила игры «Как вы думаете».

   Каждая группа может воспользоваться  конвертом №1.  Перед вами карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда — всегда». Вы по очереди берете карточки, читаете суждение и по своему усмотрению раскладываете карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение.

     Группы учащихся получают по 10 карточек с суждениями.

Вопросы по сказкам.

  1. В русской народной сказке лягушка была квакушкой. (Никогда)   (Царевной)
  2. Маму-медведицу в сказке «Три медведя» звали Настасьей Петровной. (Всегда)
  3. Хвост в качестве удочки использовал в сказке кот.  (Никогда) Волк
  4. Братец Иванушка испил  из копытца и превратился  в лебедя (Никогда) в козленочка
  5. В одной русской сказке герой сидел на окне и студился. (Иногда) в остальное время колобок  катился по тропинке
  6. Лиса угощала в сказке журавля кашей. (Всегда)
  7. Перед Жучкой репку тянула Кошка. (Никогда) Внучка
  8. Средство передвижения Быбы Яги — велосипед. (Никогда) Ступа
  9. В сказках собрана народная мудрость. (Всегда)
  10. В сказках  побеждает добро.  (Всегда)

Учащиеся читают стихи про сказку

Артур
1. Сказка радость нам несет,
Тот, кто знает, тот поймет,
В сказке очень много смысла,
И любовь там ходит близко.
Ксения
2. В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло.
Арсений
3. Тот, кто сказки уважает,
Непременно вырастает,
Превращаясь в мудреца,
Верит очень в чудеса.
Даниил
4. И приходит чудо в гости,
Не обходит стороной,
Главное, в него поверить,
И оно уже с тобой.
5. Сказка — чудная копилка,
Что накопишь, то возьмешь,
А без сказки в этой жизни — 
Непременно пропадешь.
Учитель.

Ребята, недалеко отсюда пролетал Финист Ясный сокол и обронил несколько перьев с загадками. Давайте отгадаем их.

Каждая из команд  забирает из сундучка волшебное перышко, на котором записаны загадки. Нужно их отгадать и сказать правильное название сказок.  (Проверяем по экрану)

1команда

  1.  «Зелёный беретик» —           «Красная шапочка»
  2. «Мышь в туфлях» —               «Кот в сапогах»
  3. «Девочка с ладошку» —            «Мальчик с пальчик»
  4. «Петушок бесцветный» —          «Курочка Ряба»
  1. команда
  1. «Квадратик» —                                         «Колобок»
  2. «Вундеркинд на Марсе» —                    «Незнайка на Луне»
  3.  «Больной Ой, здоров!» —                           «Доктор Айболит»
  4. «Щенок по кличке Мяу» —                  «Котёнок по имени Гав»
  1. команда

1. «Собака босиком» —                          «Кот в сапогах»

2.  «Ледяной король»–                        «Снежная королева»

3. «1 год»   –                                               «12 месяцев»

4. « Прекрасный цыпленок»  —          «Гадкий утенок»

        4 команда

1.«Жаба – домоседка» –             «Лягушка – путешественница»

2. «Великан – уши»      –            « Карлик нос»

3. «Принц на тыкве –                  «Принцесса на горошине»

4.«Утки – селезни»   —                   « Гуси – лебеди»

Написание синквейна (Команды получают листы для написания)

1команда работает со словом шапочка;

  1. команда – колобок;

3команда – кот;

4 команда —  лягушка.

                                                                                       Синквейн

Имя  существительное

Два прилагательных

Три глагола, свойственные данному явлению

Фраза (4 слова), усиливающая уже сказанное

Существительное, выступающее как вывод, итог

  1. Актерское мастерство.

Из-за домика выходит Баба-яга.

-Вот кто меня разбудил!

-Сидят они здесь, голубчики: мальчики и девочки! А я одна в сказочном лесу просиживаю!

— Ишь, чего, сказочки они здесь про меня рассказывают!

Б.Я. топает ногой.

-Не позволю!

Б.Я.всплакнула .

— Ну, ладно, не бойтесь, уж, сегодня я попробую быть доброй.

Моя младшая сестра сегодня отмечает свой День рождения.

Хотите узнать кто она? А кто её гости? Тогда отгадайте мои загадки.

Просмотр презентации с загадками.

В ступе летаю,

Детей восхищаю.

В избе на куриной ноге проживаю.

Красавица златокудрая,

А зовут меня…

Дети: Василиса Премудрая                  (Нет, Баба Яга).

В дремучем лесу, на болоте

Вы её непременно найдёте.

Не рыбка она, не лягушка,

Моя дорогая подружка.

Стройная фигурка,  зовут её…

Дети: Снегурка                              (Нет, Кикимора).

Есть в лесу ещё один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос.

Может быть пуглив, как зайка,

А зовут его…

Дети: Незнайка                         (Нет, Леший).

Внутри его водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки –

Пиявки да лягушки!

Водорослями зарос

Добрый дедушка…

Дети: Мороз                         (Нет, Водяной).

Он живёт в глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну, конечно…

Дети: Пятачок                   (Нет, Кощеюшка).

А вот и гости Бабы Яги, моей младшей сестрички: Кикимора, Леший, Водяной, Кощеюшка.

— Ребятушки, примите меня в свою команду.

Учитель.

Конечно, примем, бабушка, присаживайся.

Ребята сейчас покажут сказку, а ты, Баба Яга, посмотри с нами эту сказку!

Лиса и журавль

Русская народная сказка

Действующие лица:

Лиса
Журавль
Рассказчик

Рассказчик

Раньше звери в мире жили,
И встречались, и дружили.
Мы рассказ свой поведем
Про лисицу с журавлем.
Вот однажды по болоту
Шла лисичка на охоту,
Повстречала журавля.

Лиса

Ах! Давно мечтаю я
На обед вас пригласить
И по-царски угостить.

Журавль

Отчего же не придти.
Манной кашкой угости,
Очень мне она по нраву.

Лиса

Постараюсь я на славу!
Жду вас завтра в три часа.

Журавль

Буду вовремя, лиса!

Рассказчик

День журавль не ел, не пил,
Все туда-сюда ходил –
Нагулял серьезный вид
И отменный аппетит.
В предвкушении обеда
Сам с собой он вел беседу.

Журавль

Лучше друга в мире нет!
Закажу лисы портрет
И повешу над камином,
Как пример для дочки с сыном.

Рассказчик

А тем временем лиса,
Покумекав с полчаса,
Наварила манной кашки,
Да размазала по чашке.
Приготовила, и вот
На обед соседа ждет.

Журавль

Здравствуй, лисонька, мой свет!
Ну, неси скорей обед!
Чую запах каши манной.

Лиса

Угощайтесь, гость желанный!

Рассказчик

Целый час журавль клевал,
Головой лисе кивал.
Но, хоть каши той немало,
В рот ни крошки не попало!
А лиса, хозяйка наша,
Лижет потихоньку кашу –
Ей до гостя нету дела,
Всё сама взяла и съела!

Лиса

Вы должны меня простить,
Больше нечем угостить.

Журавль

Что ж, спасибо и на этом.

Лиса

Жаль, что каши больше нету.
Вы уж, кум, не обессудьте.
Да и, кстати, не забудьте –
Ваша очередь, сосед,
Звать подругу на обед!

Рассказчик

Затаил журавль обиду.
Хоть и вежлив был он с виду,
Но задумал он лисицу
Угостить как птица птицу!
Приготовил он кувшин
С горлышком длиной в аршин,
Да налил в него окрошки.
Но ни миски и ни ложки
Он для гостьи не припас.

Лиса

Тук-тук-тук!

Журавль

Сейчас, сейчас!
Здравствуй, милая соседка,
Ты совсем не домоседка.
Проходи, за стол садись,
Угощайся, не стыдись!

Рассказчик

Начала лиса вертеться,
Носом о кувшин тереться,
Так зайдет, потом вот так,
Не достать еды никак.
Запах угощенья дразнит,
Только лапа не пролазит,
А журавль себе клюет
И душа его поет –
Из кувшина понемножку
Съел он всю свою окрошку!

Журавль

Ты должна меня простить,
Больше нечем угостить.

Лиса

Нечем? Ты же сам все съел!
Обмануть меня хотел?
Вот тебе я покажу!
Всем в лесу я расскажу
Про твое гостеприимство.
Это не обед, а свинство!

Рассказчик

Долго так они ругались,
И кусались, и бросались
Всем, что под рукой нашлось…
И с тех пор их дружба врозь!

4.Работа с памяткой.

Впишите недостающие слова в памятки.

  1. . Сказка — это  __(занимательное)____ произведение о __(вымышленных)______________событиях,_(фантастических)____________ приключениях героев.
  2. . Сказки сочинялись в глубокой __(древности)____________ и передавались из уст в __(уста)_____________ талантливыми людьми из народа. В сказках выражена вера в победу_(добра)________ над __(злом)_______, в силу любви и дружбы, мечта о покорении природы, восхищение мастерством и трудолюбием человека.

   В ___________________ сказках повествуется о приключениях героев, на долю которых выпадают трудные задачи: защитить родную землю от врага, достать какой-нибудь волшебный предмет, победить Кощея или Змея. У положительных героев _____________ сказок есть добрые помощники, которые помогают им подняться выше туч, попасть в подземное царство, достать мёртвую и живую воду, победить смерть.

  В сказках ___________________________ действующими лицами являются хорошо знакомые нам звери: лиса – хитрая обманщица, волк – злой и коварный хищник, заяц – трусишка и хвастунишка, кот – лакомка и баловень.

Героями _________________ сказок являются солдат, мужик, барин, царь. И всегда правда оказывается на стороне простых людей. Мужик, солдат или крестьянская девушка благодаря своему уму и находчивости побеждают  купца, царских придворных и даже самого царя.

Зачин

 В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был царь.    

  Жил-был царь.

 В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.

Концовка

Я там был, мёд пил, по усам текло, а в рот не попало.

Кто не верит, – пусть проверит.

Тут и сказки конец, а кто слушал — молодец.

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.  

Выходит девочка в русском народном костюме. В руках у нее

корзина с потерянными вещами.

У меня корзина есть.

В ней вещей не перечесть.

Тяжела и велика, вес её полпуда.

Угадайте поскорей, что в ней и откуда!

Каждая команда вытягивает потерянную вещь из корзины и должна назвать из какого она произведения и кто автор.

Палочка  (Владимир Сутеев“Палочка-выручалочка”.)

Зеркало   («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин)

Горошина   (Г.Х. Андерсен “Принцесса на горошине”, “Пятеро из одного стручка”.)

Лягушка    («Царевна лягушка», русская народная сказка)

Ложка    («Три медведя», русская народная сказка)

Яйцо     (русские народные сказки «Курочка Ряба», «Кощей Бессметрный»)

Мыло     («Мойдодыр».К. Чуковский)

Ключик    («Золотой ключик, или приключения Буратино», А. Толстой)

5.Рефлексия.

Учитель

-Ребята, сегодняшнее путешествие в сказку подошло к концу.

 Помните о том, что сказка ложь, да  в ней намек — добрым молодцам урок.

Предлагаю вам, ребята , подвести итог занятия:

-сегодня я узнал…

-было интересно…

-я проявил себя…

-мне понравилось…

Читайте сказки, учитесь у сказок, любите сказки. Спасибо за работу!

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема:  Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

Цели: формирование у учащихся правильной читательской деятельности, объективного восприятия.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • пользоваться приёмами анализа текста;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

            Метапредметные:

— Регулятивные УУД

      •      осуществление контроля процесса и результатов деятельности;

— Познавательные УУД

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника);
  • выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности (групповая работа).

— Коммуникативные УУД

  • строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • осознавать цель своего высказывания;
  • строить диалог, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

•     работать в группе.

Личностные:

  • эмоциональное восприятие художественного произведения   и поступков литературных героев;
  • способность к самооценке.

Средства обучения: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, горошины для рефлексии,  учебник «Литературное чтение» 1 часть Л.А.Ефросинина.

Ход урока

  1. Организационный момент.  (Слайд 1)

Психологический настрой (выполняется разминка пальцев)

Мы умные, мы старательные,

Мы отлично учимся.

Все у нас получится.

  1. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

-Давайте с вами вспомним, как называется раздел учебника, с произведениями которого мы познакомились на прошлых уроках. (Мир сказок)

-С какими сказками мы уже знакомы? Кто автор? («У страха глаза велики» русская народная сказка и «Маленькие человечки» Бр. Гримм)

-Посмотрите, пожалуйста, на слайд 2 и скажите, какая из пословиц подходит к сказке «У страха глаза велики», а какая – к сказке «Маленькие человечки».

( Трус собственной тени боится.

  Всякому мила своя сторона.

  Жизнь дана на добрые дела.

  Ученье лучше богатства.

  За добро – добром платят.)

  1. Определение темы, постановка учебной задачи.

-Сегодня мы познакомимся с ещё одной сказкой. А кто автор этой сказки догадайтесь сами.  Посмотрите на слайд 3 и скажите, кто автор всех этих сказок. (Гадкий утёнок, Дикие лебеди, Русалочка, Дюймовочка, Снежная королева), (Х.К.Андерсен)

-Прочитайте (Слайд 4)

Дом зелёный тесноват

Узкий, длинный, гладкий,

В доме рядышком сидят

 Круглые ребятки.

Осенью пришла беда-

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

-Что вы прочитали? (загадку)

-Как называется домик для горошин? (стручок) Слайд 5

-А теперь проанализируйте все мои вопросы и скажите, сказку какого автора мы будем читать и о чём?

(Х.К.Андерсен «Пятеро из одного стручка», учебник стр. 94)

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

1) Биография автора (Слайд 6)

Ханс-Кристиан Андерсен – вот годы его жизни. Прожил он 70 лет.

Родился Андерсен в маленькой, но знаменитой всему миру стране – Дании. Остался рано без отца; ещё мальчиком пошёл работать на фабрику, помогал матери. А вечерами учился в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов, Андерсен добился своего: он стал знаменитым писателем-сказочником.  

2) Первичное чтение (Слайд 7)

-Итак, сейчас мы оправимся с вами в зелёный мир, из него перенесёмся в жёлтый, а затем обратно в реальный.

а) чтение первой части хорошо читающими учениками.

-Что произошло с горошинами?

б) Словарная работа (Слайд 8, 9)

тщедушная

кровельный жёлоб

голубиный зоб

затхлая вода

в) чтение второй части «по цепочке»

-Чему радовалась больная девочка?

г) чтение третьей части самостоятельно.

-Понравилась сказка?

-Какие чувства она вызвала у вас?

5. Физминутка

По дороге Федя шёл,

(ходьба на месте)

Он горошину нашёл.

(присесть, встать)

А горошина упала,

(поворот туловища вправо-влево, руки в стороны)

Покатилась и пропала.

(Наклоны головы)

Ох, ох, ох, ох!

(руки на голову)

Где-то вырастет горох.

(повороты).

6. Вторичное чтение и осмысление прочитанного произведения.

(групповая работа) (Слайд 10)

— А теперь, чтобы осмыслить прочитанное поработаем в группах.

1 группа

Найдите в тексте и прочитайте, о чем мечтала каждая горошина.

(1 горошина – Я лечу в широкий мир. Поймай меня теперь, если сможешь!

2 горошина – А я полечу прямо на солнце; солнце – это как раз такой стручок, какой мне нужен!

3 и 4 горошины – Где бы ни очутились, будем там спать; куда-нибудь да попадём!

5 горошина – Будь что будет!)

2 группа

Найдите в тексте и прочитайте, какие изменения происходили с девочкой.

(-тоненькая, тщедушная;

  — лежала в кровати;

  — мне кажется, я выздоравливаю;

  — повеселела;

  — сама приподнималась на постели;

  — глядела сияющими глазами;

   — впервые встала.)

3 группа

Найдите в тексте и прочитайте, что же на самом деле произошло с горошинами.

( 1 горошина – очутилась сначала в кровельном жёлобе, а потом попала в голубиный зоб;

   2 и 3 горошины — попали в голубиный зоб и были съедены;

   4 горошина – упала в жёлоб и провалялась в затхлой воде и распухла;

   5 горошина – упала на старый дощатый подоконник под чердачным окошком и угодила прямо в щель, где в мягкой земле рос мох.)

7. Работа в тетради.

-Мы выяснили, что у каждой горошины судьба сложилась по – своему, и теперь обратим внимание на их характер. (стр. 40, задания №1 и №2)

8. Подведение итога урока.

— Какая же из пяти горошин самая замечательная? Почему?  Запишите свое мнение в тетради на странице 40 в задании №3. А задание №4 вы полните дома.

-Посмотрите на слайд 11 и скажите, есть ли среди пословиц, которая подходит  к этой сказке.

10. Рефлексия.  (Слайд 12)

-Видите, друзья, даже маленькая – маленькая горошина способна принести такую пользу,  а что же говорить о нас с вами. Мы же можем сделать гораздо больше, чем горошинка. Надо только почаще оглядываться вокруг, может быть кому – то нужна наша помощь, вдруг нужно помочь маме, бабушке, а может быть поддержать расстроенного друга добрым словом. Вдруг каждое наше доброе дело не пропадёт, оно как горошина, пустит росточки, расцветёт потом красивым цветком, успокоит сердце человека, которому мы помогли.

(На доске развешены горошины)

-Вот на этой горошине я написала то доброе дело, которое я сделаю. Я предлагаю вам взять по горошине, подумать и написать, какое доброе дело сделаете вы.

Сказка рассказывает о пяти горошинках, которые жили в одном стручке, пока их не сорвал мальчик. Все они попали в разные места. И судьба их закончилась по-разному. Примечательна история пятой горошины, которая попала в щель под окно и проросла в каморке больной девочки. Наблюдая, как борется за жизнь маленький стручок, девочка тоже начала поправляться. Вскоре стручок вырос совсем большой и зацвел, а девочка выздоровела окончательно…

Пятеро из одного стручка читать

стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже зелёный, ну, они и думали, что и весь мир зелёный; так и должно было быть! Стручок рос, росли и горошины; они приноравливались к помещению и сидели все в ряд. Солнышко освещало и пригревало стручок, дождик поливал его, и он делался все чище, прозрачнее; горошинам было хорошо и уютно, светло днём и темно ночью, как и следует. Они всё росли да росли и всё больше думали, сидя в стручке, что пора им что-то предпринять.
— Век, что ли, сидеть нам тут? — говорили они. — Как бы нам не засохнуть от такого сидения!.. Сдаётся нам, есть что-то и вне нашего стручка! Уж такое у нас предчувствие!

Прошло несколько недель; горошины пожелтели, стручок тоже пожелтел.

— Весь мир желтеет! — сказали они, и кто бы им помешал говорить так?

Вдруг они почувствовали сильный толчок; стручок сорвала человеческая рука и сунула в карман, к другим стручкам.

— Ну, вот теперь скоро нас выпустят на волю! — сказали горошины и стали ждать.

— А хотелось бы мне знать, кто из нас сойдет дальше всех! — сказала самая маленькая. — Впрочем, скоро увидим!

— Будь что будет — сказала самая большая.

— Крак! — стручок лопнул, и все пять горошин выкатились на яркое солнце. Они лежали на детской ладони; маленький мальчик разглядывал их и говорил, что они как раз пригодятся ему для стрельбы из бузинной трубочки. И вот одна горошина уже очутилась в трубочке, мальчик дунул, и она вылетела.

Пятеро из одного стручка - Ганс Христиан Андерсен

— Лечу, лечу, куда хочу! Лови, кто может! — закричала она, и след её простыл.

— А я полечу прямо на солнце; вот настоящий-то стручок! Как раз по мне! — сказала другая. Простыл и её след.

— А мы куда придем, там и заснём! — сказали две следующие. — Но мы все же до чего-нибудь докатимся! — Они и правда покатились по полу, прежде чем попасть в бузинную трубочку, но всё-таки попали в нее. — Мы дальше всех пойдем!

— Будь что будет! — сказала последняя, взлетела кверху, попала на старую деревянную крышу и закатилась в щель как раз под окошком чердачной каморки. В щели был мох и рыхлая земля, мох укрыл горошину; так она и осталась там, скрытая, но не забытая господом богом.

— Будь что будет! — говорила она.

А в каморке жила бедная женщина. Она ходила на поденную работу: чистила печи, пилила дрова, словом, бралась за всё, что подвернется; сил у неё было довольно, охоты работать тоже не занимать стать, но из нужды она всё-таки не выбивалась! Дома оставалась у неё единственная дочка, подросток. Она была такая худенькая, тщедушная; целый год уж лежала в постели: не жила и не умирала.

— Она уйдет к сестренке! — говорила мать. — У меня ведь их две было. Тяжело было мне кормить двоих; ну, вот господь бог и поделил со мною заботу, взял одну к себе! Другую-то мне хотелось бы сохранить, да он, видно, не хочет разлучать сестёр! Заберёт и эту!

Пятеро из одного стручка - Ганс Христиан Андерсен

Но больная девочка всё не умирала; терпеливо, смирно лежала она день-деньской в постели, пока мать была на работе.

Дело было весною, рано утром, перед самым уходом матери на работу. Солнышко светило через маленькое окошечко прямо на пол. Больная девочка долго не отводила глаз от окна.

— Что это там зеленеет за окном? Так и колышется от ветра! Мать подошла к окну и приотворила его.

— Ишь ты! — сказала она. — Да это горошинка пустила ростки! И как она попала сюда в щель? Ну, вот у тебя теперь будет свой садик!

Придвинув кроватку поближе к окну, чтобы девочка могла полюбоваться зелёным ростком, мать ушла на работу.

— Мама, я думаю, что поправлюсь! — сказала девочка вечером. — Солнышко сегодня так пригрело меня. Горошинка, видишь, как славно растёт на солнышке? Я тоже поправлюсь, начну вставать и выйду на солнышко.

— Дай-то бог! — сказала мать, но не верила, что это сбудется. Однако она подперла зелёный росток, подбодривший девочку, небольшою палочкой, чтобы не сломался от ветра; потом взяла тоненькую верёвочку и один конец её прикрепила к крыше, а другой привязала к верхнему краю оконной рамы. За эту верёвочку побеги горошины смогут цепляться, когда станут подрастать. Так и вышло: побеги заметно росли и ползли вверх по верёвочке.

— Смотри-ка, да она скоро зацветёт! — сказала женщина однажды утром и с этой минуты тоже стала надеяться и верить, что больная дочка её поправится.

Ей припомнилось, что девочка в последнее время говорила как будто живее, по утрам сама приподнималась на постели и долго сидела, любуясь своим садиком, где росла одна-единственная горошина. А как блестели при этом её глазки! Через неделю больная в первый раз встала с постели на целый час. Как счастлива она была посидеть на солнышке! Окошко было отворено, а за окном покачивался распустившийся бело-розовый цветок. Девочка высунулась в окошко и нежно поцеловала тонкие лепестки. День этот был для неё настоящим праздником.

Пятеро из одного стручка - Ганс Христиан Андерсен

— Господь сам посадил и взрастил цветочек, чтобы ободрить и порадовать тебя, милое дитя, да и меня тоже! — сказала счастливая мать и улыбнулась цветочку, как ангелу небесному.

Ну, а другие-то горошины? Та, что летела, куда хотела, — лови, дескать, кто может, — попала в водосточный жёлоб, а оттуда в голубиный зоб и лежала там, как Иона во чреве кита. Две ленивицы ушли не дальше — их тоже проглотили голуби, значит, и они принесли немалую пользу. А четвёртая, что собиралась залететь на солнце, упала в канаву и пролежала несколько недель в затхлой воде, пока не разбухла.

— Как я славно раздобрела! — говорила горошина. — Право, я скоро лопну, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна горошина. Я самая замечательная из всех пяти!

Канава была с нею вполне согласна.

А у окна, выходившего на крышу, стояла девочка с сияющими глазами, румяная и здоровая; она сложила руки и благодарила бога за цветочек гороха.

— А я всё-таки стою за мою горошину! — сказала канава.

(Илл. Fukiya Kooji, Япония, 1942 г.)

Сказка «Пятеро из одного стручка»

Краткое содержание

Жили-были 5 горошин, они сидели в зелёном стручке, росли и думали, что весь мир тоже зелёный. Их поливал дождик, день сменял ночь, им было хорошо и уютно, но со временем они начали думать, что пора бы как-то выбираться на волю.

Жили-были 5 горошин

Скоро стручок пожелтел, как и они сами. Однажды его сорвала человеческая рука и положила в карман к остальным. Горошины стали думать, когда же их выпустят на свободу, а самая маленькая из них задумалась, кто в этой жизни пойдёт дальше всех.

Наконец, стручок лопнул. Они выкатились на ладонь мальчика, который сказал, что они отлично подойдут для стрельбы из бузинной трубочки. Он запустил их по очереди. Первая закричала: «Лечу, куда хочу!», вторая сказала, что полетит прямо на солнце. Третья и четвёртая крикнули, что куда придут, там и заснут, но всё же до чего-нибудь докатятся и дальше всех пойдут. Пятая же просто говорила: «Будь, что будет». Она попала на старую крышу и закатилась в щель чердачного окна.

В каморке на чердаке жили бедная женщина, выполнявшая поденную работу, и её тяжелобольная дочь-подросток. Девочка болела, но и не умирала, а мать думала, что рано или поздно та уйдёт вслед за своей умершей сестрёнкой.

Однажды девочка заметила, что из щели под окошком пробивается зелёный росток. Мама придвинула кровать дочки поближе к окну, чтобы она могла любоваться своим маленьким садиком, а росток подперла палочкой и подвязала верёвочкой к крыше и оконной раме, чтобы его не сломал ветер. Побеги могли цепляться за эту верёвку.

Девочка сидела у окна, любуясь растущими побегами

Скоро девочка приободрилась. Когда начинался рабочий день и мама уходила из дома, она сидела у окна, любуясь растущими побегами, чаще улыбалась, а скоро совсем поправилась. Она встала с постели, чтобы посидеть на солнышке и поцеловать лепестки распустившегося бело-розового цветка. Мама тоже была счастлива и смотрела на цветок, как на ангела небесного.

Иначе сложилась судьба остальных горошин. Первая попала в водосточный жёлоб, а оттуда — в голубиный зоб, другие 2 были склёваны голубями, а самая большая, которая хотела полететь прямо на солнце, упала в затхлую воду в канаве и разбухла. Она решила, что, если уж она так подобрела, то самая замечательная из всех. Только канава могла дать ей ответ на это и соглашалась с ней.

План для пересказа

Это довольно короткий рассказ, в котором заложен глубокий смысл. Для удобства его можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа, презентации или конспекта истории «Пятеро из одного стручка»:

План для пересказа

  1. Где жили горошинки.
  2. На свободу.
  3. Бузинная трубочка.
  4. Полёт.
  5. Щель в окне каморки на чердаке.
  6. Бедная женщина и её больная дочь.
  7. Первые ростки.
  8. Счастливое выздоровление.
  9. Судьба остальных четырёх горошин.

Устный пересказ поможет лучше понять идею произведения и выполнять задания по нему.

Главные персонажи

Персонажи произведения — 5 горошин. Несмотря на то что они родились и росли в одном стручке, все они очень разные. Их описание и характеристика:

  1. Первая, кричавшая: «Лечу, куда хочу!» полагала, что всё зависит от неё самой, но угодила в водосточную канаву, а оттуда — в голубиный зоб, и лежала там, как Иона во чреве кита.
  2. Вторая хотела полететь прямо на солнце, но угодила в канаву, где разбухла и стала считать себя самой лучшей. Хвастливая, самовлюблённая, нарциссичная, с большими амбициями.
  3. Третья и четвёртая кричали, что куда придут, там и заснут, но всё же до чего-то докатятся. Ленивые, сонные, привыкшие плыть по течению и надеяться, что всё получится само собой.
  4. Пятая — самая маленькая и скромная. Она не кричала и не хвасталась, а просто говорила: «Будь что будет!», покорно принимая свою судьбу. Ещё находясь в стручке, она задумывалась, кто из них пойдёт дальше всех, была мечтательной. В итоге именно она попала в щель окна на чердаке, помогла вылечиться маленькой девочке и принесла пользу.

В сказке есть и герои-люди. Это мама и дочь. Их характеристика:

Мама и дочка

  1. Мама — обычная бедная женщина, трудолюбивая, работящая. Чтобы заработать денег, ходила на подённую работу: чистила печи, пилила дрова, бралась за любой труд, какой ей подвернётся. Хоть у неё было достаточно сил и желания работать, выбраться из бедности она всё никак не могла. Она любящая, добрая, мягкая и заботливая по отношению к своей дочери. У неё была ещё одна, но умерла от болезни. Женщине было тяжело прокормить двух дочерей, поэтому она решила, что одну из них забрал бог, чтобы ей было полегче. Теперь она боялась, что вторая её дочь отправится к сестрёнке. Когда девочка пошла на поправку, мама была благодарна богу и ростку гороха за эту помощь.
  2. Дочка — девочка-подросток, худенькая и тщедушная, уже целый год не встававшая с постели из-за болезни. Искренняя, чистая душой, умеет восхищаться даже незначительными красотами природы.

Ещё один герой произведения — мальчик, который запустил горошины из бузинной трубочки.

Идея и основная мысль

Проводя анализ произведения, можно выделить главную мысль: жизнь нужно прожить так, чтобы принести кому-нибудь пользу. Необходимо совершать добрые дела и помогать людям. Эта сказка — наглядная иллюстрация, что иногда достаточно даже незначительной мелочи, чтобы вселить в человека надежду и веру в лучшее.

Однако сказки Андерсена многогранны: они являются целым сборником нравственных и этических сторон жизни человека и не ограничиваются только одной мыслью. В каждом их абзаце удаётся уловить что-то интересное и глубокое.

Читают сказку «Пятеро из одного стручка»

Таким образом, можно выделить несколько идей:

Мальчик запустил горошину

  1. Мир огромен и не ограничивается рамками. Горошины, сидящие внутри стручка, долго думали, что весь мир зеленеет или желтеет, но только выбравшись на волю, увидели цельную картинку вокруг них.
  2. В жизни всегда даётся шанс, но далеко не каждый может им воспользоваться. Мальчик запустил из бузинной палочки 5 горошин, но только одна из них по-настоящему добилась чего-то.
  3. Равные условия не залог того, что у всех будет одинаковая судьба. Все 5 горошин росли в одном стручке и были запущены из бузинной палочки, но их дальнейшие судьбы сложились абсолютно по-разному.
  4. Громкие притязания и амбиции не всегда приводят к успеху. Все 4 горошины были достаточно тщеславны, одна из них и вовсе хотела улететь прямо на солнце. Но их ожидал печальный конец. Пятая же была кроткой и не говорила громких слов, но именно она смогла стать важной и значимой.
  5. Благодарность и добро возвращаются сторицей. Крыша дома бедной женщины и её дочери стала пристанищем для горошинки, а вскоре мать сделала для ростка подпорку и укрепила его верёвкой. Горошина в ответ на такую заботу дарила тепло и энергию жизни, что помогло больной девочке выздороветь.
  6. Никогда не стоит опускать руки, даже в самой безвыходной ситуации всегда остаётся место для надежды. Мать почти потеряла веру, что девочка поправится, и думала, что она умрёт так же, как и её первая дочь, однако произошло настоящее чудо.

Андерсен никогда не позиционировал себя как детский писатель. Эту сказку будет интересно перечитывать не только детям, но и взрослым, чтобы не забывать о важных вещах в жизни.

Отзывы для читательского дневника

Сегодня на уроке мы читали в классе замечательную сказку «Пятеро из 1 стручка». Написал её великий датский сказочник Ханс Кристиан Андерсен. В его сказках главными героями часто становятся самые разные неодушевлённые предметы — штопальная игла или копилка. В этой истории он обращает своё внимание на обычные горошины в стручке. Изначально у них равные условия, но в дальнейшем их судьбы складываются очень причудливо.

Конечно, во многом маленькой горошинке помог случай, везение. Но судьба не слепа: она наградила счастливым шансом самую добрую и скромную героиню, а её заносчивые, хвастливые и ленивые сестрицы были наказаны. Так очень часто происходит и в жизни среди людей.

Лиза

Мне очень понравилось произведение, потому что в нём заложен глубокий философский смысл: горошина сумела помочь бедной девочке вылечиться и сделала её счастливой. Из этого можно вынести урок, что каждый должен стремиться приносить пользу обществу или даже всего одному человеку, нуждающемуся в помощи. Тогда мир станет добрее и лучше. Остальные же просто сгинули, о них никто не вспомнит. При этом большая разбухшая горошина, попавшая в затхлую воду в канаве, может сколько угодно считать себя лучшей: со стороны всё равно видно, кто принёс пользу и сделал доброе дело, а кто только бросался громкими словами.

Иван

Это очень интересная, поучительная, добрая и светлая сказка, из которой можно извлечь много хороших мыслей и записать их в тетрадь. Каждая из горошин обладала особым характером, на основе которого у читателя создаётся о ней впечатление. Больше всех мне понравилась самая маленькая, добившаяся многого. Мне кажется, здесь её история немного перекликается с другой сказкой Андерсена, «Гадкий утёнок». Маленькая невзрачная горошина выросла в прекрасный цветок, вызывающий восхищение. Его красота и чудесные лепестки, которые прогревало солнце, дали надежду слабой больной девочке.

Мне хочется нарисовать к произведению «Пятеро из одного стручка» рисунок, на котором изобразить счастливую улыбку выздоровевшей девочки, радовавшейся распустившемуся цветку.

Света

  • Рисунок к рассказу приключения электроника
  • Рисунок к рассказу новенькая
  • Рисунок к рассказу мышонок пик
  • Рисунок к рассказу носова живая шляпа
  • Рисунок к рассказу лягушка путешественница